Облицовка ее назначение и виды. Декоративно-прикладное искусство Декоративное назначение

На первый взгляд, штукатурка — простой и привычный материал для отделки стен. Она обычно никому не видна, за исключением тех случаев, когда становится заключительным элементом отделки. Ее прямое предназначение состоит в выравнивании стен, создании идеально ровной поверхности для декоративных настенных покрытий, таких как обои и краска. Однако существует довольно большое разнообразие видов штукатурки , которые не ограничиваются выполнением исключительно выравнивающей функции. Они могут защищать стены, украшать их, экономить деньги и создавать уют и комфорт в вашем доме. Расскажем подробнее об этих необычных и специальных видах строительных штукатурок.

Теплоизоляционные виды штукатурки

Счета за отопление постоянно растут и заставляют многих жителей все чаще и чаще задумываться о необходимости каким-либо образом снизить расходы на обогрев своих квартир и домов. Ведь никто не имеет желания тратить свои собственные деньги, просто обогревая улицу. В этом случае людям на помощь приходят энергосберегающие технологии: монтаж утепленных входных дверей, и даже применение высокотехнологичных материалов во время проектирования постройки.

Среди показательных образцов подобных материалов стоит отметить теплоизоляционные штукатурки . Обычно к ним относят сухие строительные смеси, имеющие среди своих компонентов помимо обычного вяжущего вещества (как правило, за основу берут гипс либо цемент), еще и разнообразные теплоизоляционные наполнители (полимерные добавки), которые характеризуются пониженной теплопроводностью, что придает им необходимые свойства.

В роли теплоизоляторов обычно используют гранулированный пенополистирол, который обработан с помощью особой добавки, вспученные перлит, стекло или вермикулит. Кроме теплоизоляционных свойств, такой класс наполнителей характеризует уровень горючести смеси. Штукатурки с пенополистерольной добавкой относят к слабогорючим и трудновоспламеняемым смесям. Составы, имеющие в своем составе минеральные наполнители (например, перлит, вермикулит или вспененное стекло), не горючи вовсе (группа НГ).

Смеси теплоизоляционных штукатурок иногда могут содержать особые вещества, которые образовывают сложную структуру из мельчайших пор, заполненных обычным воздухом, в толще продукта. Любой школьник знает, что воздух - хороший и простой теплоизолятор! Ведь благодаря прослойкам воздуха между отдельными ворсинками и волокнами пуховики и шубы согревают нас зимой. Кроме этого воздух — прекрасный звукоизолятор. Конечно, в современном зодчестве звукоизоляцию обеспечивают сами несущие конструкции, но порой, для полного акустического комфорта ее недостаточно.

Так, чтобы «ощутить полную тишину», индекс изоляции от воздушного шума несущих конструкций, стен и перекрытий в стандартном многоквартирном доме должен быть равен не менее 62 дБ, а на самом деле его значение обычно колеблется от 45 до 55 дБ. Схожую картину мы имеем для изоляции от ударного шума. Очевидный выход - это самостоятельно принимать меры и обеспечивать дополнительную защиту своего собственного жилья от шума!

Наполнители для штукатурки

Перлит — это песок вулканического происхождения. Нагревая минерал при высокой температуре до 1000 °С, получают вспученный перлит, который отличается пористостью и рыхлостью. Это довольно долговечный материал с небольшим весом. Вода, которая в составе перелита была в связанном состоянии, быстро испаряясь, приводит к появлению множества мельчайших пузырьков. При этом сам материал увеличивается в объеме в 4 — 20 раз! Такой вспученный перлит отличается хорошими огнестойкими свойствами, поэтому его можно применять при температурах от -200 до +900 °С. Этот материал биологически стойкий и химически инертный, но имеет фантастическую гигроскопичность, что ограничивает его применение для строительства. Перлит может поглотить массу жидкости, которая тяжелее его в 4 раза!

Вермикулит - это природный минерал, относящийся к классу гидрослюд. С помощью ускоренного обжига из него получают отличный сыпучий и пористый материал в виде чешуек. Основными своими характеристиками этот материал довольно похож на перлит.

Пеностекло - многофункциональный пористый материал, имеющий стеклянные ячейки. Это смесь пенообразователя и тонкой стеклянной крошки. Он плохо проводит тепло и звук. Оно практически не поглощает влагу и не дает значительной усадки. Структура пеностекла похожа на застывшую пену.

Пенополистирол - это очень легкий материал, который получают путем вспенивания гранулированного полистирола или его производных. Он довольно хорошо поглощает звук и сохраняет тепло, однако относится к горючим материалам, а при достаточном нагревании может выделять в воздух вредные токсичные вещества.

К сожалению, большая часть производителей могут скрывать вид и характеристики применяемого ими наполнителя, иногда относя эту информацию к коммерческим тайнам.

Сравнительная таблица свойств некоторых пористых заполнителей. *Для сравнения: коэффициент теплопроводности минеральной ваты - самого популярного теплоизоляционного материала - 0,04-0,09 Вт/м*К.

Штукатурку с теплоизоляционными наполнителями можно использовать почти на любых основаниях: кирпичных стенах, покрытиях из легкого и тяжелого бетона, даже на старой штукатурке. Одно условие: основание непременно должно быть достаточно прочным, сухим и не отталкивающим воду. Предварительно его нужно очистить от пыли и прочих отслаивающихся фрагментов. Бетонную поверхность стен перед началом работ нужно хорошо очистить от масла для опалубки.

Все эти наполнители не влияют на сложность работы с такими штукатурками, вы можете использовать те же инструменты и приемы.

Защитные штукатурки

Не менее значимыми и интересными видами штукатурок являются смеси, которые способны защищать человека от вредоносного воздействия на организм электромагнитного поля. В техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений установлены требования к электромагнитной безопасности. Согласно этому документу, уровень напряженности электромагнитных полей в стенах общественных и жилых зданий должны быть строго контролированы.

Но в наши дни уровень техногенного электромагнитного фона очень возрос, и большой вклад в это внесли антенны, высоковольтные линии электропередач и пр. Кроме этого количество обыкновенных электрических приборов в квартирах растет с каждым днем. Человек почти не замечает электромагнитных излучений, и поэтому недооценивает ту опасность, которая от них исходит. Хронические болезни, повышенная утомляемость стали спутниками городских жителей. Частично причиной этого являются невидимые поля, которые пронизывают пространство мегаполисов.

Главным компонентом защитных штукатурок , которые присутствуют на рынке России, является шунгит. Эта черная горная порода содержит особенную форму углерода, которая носит название фуллерены. Подобные защищающие штукатурки имеют все достоинства стандартных: хорошая адгезия с основанием, трещинностойкость, прочность. Но кроме всего прочего, они могут сглаживать электромагнитное излучение, уменьшая тем самым его пагубное воздействие на организм человека.

Особенно рекомендуют использовать защитные штукатурки в медицинских и лечебно-профилактических учреждениях , то есть там, где пребывают люди с ослабленным здоровьем. В экранированных палатах медики отмечают значительное улучшение сна пациентов, их общего состояния. В обычной квартире качественно экранированными нужно сделать хотя бы такие помещения как спальня и детская. Использование защитных штукатурок не требует особенной квалификации, так как они схожи с обычными смесями.

Другие полезные виды штукатурки

В неотапливаемых и влажных помещениях, а также для внешних работы в местах с дождливым климатом при работе также используются специальные средства - это водоустойчивые и морозоустойчивые штукатурки .

При реставрации старых домов, где необходимо сохранение исторического облика постройки, хорошо подойдут штукатурки на известковой основе , так как именно этими материалами отделывались стены зданий несколько веков назад.

Еще одним вариантом являются современные готовые пасты, а также , которые имитируют шероховатость старины. Используя такие материалы, говорят больше о стилизации, чем о самой реставрации.

Полноценной статьи достойно разнообразие декоративных штукатурок. Поверхность, обработанная такой штукатуркой имеет интересный рельеф, который сам по себе украшает стены, потому эти штукатурки можно использовать как финишные покрытия. Самыми популярными фактурами являются «барашек» и «короед».

Облицовка (Обшивка ) - слой природного или искусственного строительного материала (дерево, камень, плитка и др.), придающий особый внешний вид, как фасадам зданий, так и внутренним поверхностям конструкции, а также способный служить в качестве защиты от различных негативных влияний. Облицовочный материал изготавливается для внутренних и наружных облицовочных работ.

Облицовочные работы - вид отделочных работ, во время проведения которых, лицевые поверхности конструкций покрываются облицовочными материалами. Облицовочные работы, как и облицовочный материал, разделяются на:

  • Наружные (облицовка фасадов)
  • Внутренние (облицовка поверхностей внутренних помещений: стен, перегородок, полов и т.д.).

В качестве облицовочных материалов для фасада зданий могут выступать:

  • природный камень;
  • искусственный камень;
  • облицовочный кирпич;
  • облицовочные панели;
  • термопанели;
  • плитка под кирпич;
  • декоративные штукатурки;
  • сайдинг;
  • керамосайдинг;
  • профилированный стеновой лист.

Для облицовки поверхностей внутренних помещений часто применяют:

  • плитку , изготовленную из искусственных материалов, таких как керамика, стекло, пластмасса и др.;
  • плитняк , пластины из природного натурального камня различной формы и различной длины;
  • вагонку , изготовленную из пластика, дерева и других материалов;
  • рулонные облицовочные материалы .

По своему назначению облицовки бывают:

  • Защитные облицовки - вид облицовки, предназначенный для защиты поверхности от таких вредных воздействий окружающей среды, как жесткие климатические условия, а также от механических повреждений, воздействие огня и различных химических веществ. Примером может служить декоративный бумажно-слоистый пластик.

  • Акустические облицовки - облицовки, способные поглощать звук. К примеру, специальные акустические сендвич-профили.

  • Санитарно-гигиенические облицовки - облицовки, позволяющие поддерживать чистоту в помещениях, и в случае необходимости, быстро провести их дезинфекцию. Например, гладкая керамическая плитка.

  • Декоративные облицовки - призваны создать в помещении комфорт и уют, а также придать ему индивидуальности, и в целом улучшить внешний вид помещения. Например, рельефная бесшовная плитка.

Следующий необходимый фактор - это правильный выбор облицовочного материала . Почему это так важно.

Во-первых , неправильный выбор облицовочного материала может нанести урон помещению, а возможно жизни или здоровью человека. Если, например, в санузле выложить пол плиткой, которая при попадании на нее воды будет скользить, то жизнь или здоровье человека будет в опасности. Или, если стены отделаны обычным (не влагостойким) гипсокартонном, а поверх наклеены бумажные (подверженные влаге) обои, тогда в результате постоянного воздействия пара обои, да и сама стена, в скором времени придут в негодность.

Во-вторых , неправильный выбор облицовочного материала может затруднить обслуживание помещения или нарушить какие-либо нормы. Например, использование пластиковой вагонки на кухне на стены в области "рабочей зоны", или газовых и электрических приборов, приводит к нарушению санитарно-гигиенических норм и к нарушению пожарной безопасности.

В-третьих , любой облицовочный материал обладает устойчивостью к эксплуатации при определенных условиях и нагрузках.

В-четвертых , правильно выбранный облицовочный материал прослужит намного дольше.



Для правильного выбора материала для отделки стен важно знать, какие виды штукатурки существуют, их принципиальные отличия и ориентировочную стоимость. Вместе с экспертами заполняем все пробелы в этой теме.


Фото 1 - Декоративная штукатурка Istinto от HAGERI

Типы штукатурки

Различают фактурные (структурные) и обмазочные отделки, т.е. обычная штукатурка и облицовочная чистовая − материалы разные. Толстослойная обмазочная − базовая, она используется для выравнивания стен под кафель, под плитку или окраску. Обмазочная отделка − это основа, подготовительный слой, который не является финишным покрытием стены.

Структурной можно декорировать поверхность, заодно и неровная стена станет по вертикали. Этот тип материала считается финишным покрытием.


Фото 2 - Декоративное покрытие итальянского производства, штукатурка INTONANTICO

Фактурные отделки одинаково хороши как для внутренних работ (отделка стен, потолочная и отделка конструктивных элементов интерьера), так и для наружных работ (фактурная уличная отделка для фасадов зданий − материал эстетически привлекательный и ударопрочный).

Смеси разделяют по видам связующего вещества, по структуре самого покрытия, по области применения, способу нанесения.

ВАЖНО! При покупке ориентируйтесь на материалы средней ценовой категории известных брендов. Перед покупкой дорогой отделки лучше заранее проконсультироваться у специалиста (венецианка стоит недешево − цена финишной смеси ИМПЕРИАЛЕ составляет от 8400 руб/4 кг, при расходе смеси − 0,20 кг/м²).


Фото 3 - Венецианская штукатурка Империале (Imperiale) Clavel
Фото 4 - Венецианская штукатурка в интерьере ванной комнаты от AR-1 | architecture & design

Типы штукатурок по структуре

  • фигурная короед (Reibeputs) − 3966 руб/25 кг (FEIDAL) ;
  • шуба (Rollputz) − 5104 руб/25 кг (FEIDAL) ;
  • барашек (Kratzputs) − 4524 руб/25 кг (FEIDAL) ;
  • штукатурная краска (Streichputs) − 4478 руб/25 кг (FEIDAL) .

Фактурность покрытия зависит от размера и формы зернистого наполнителя, используемого в работе инструмента, а также технологических приемов нанесения материала.


Фото 5 - Наружная отделка ресторана штукатуркой короед от РемОтделка

Назначение и виды штукатурок по виду связующего вещества

Минеральная на основе цемента

Это сухая смесь, для нанесения которой необходимо разведение с водой. Этот тип применяется практически по всем минеральным основаниям поверхностей.

Отличительная черта: она паропроницаемая и негорючая. Цементная отделка − рациональный выбор материала для наружного утеплителя.

Среди штукатурок на основе цемента можно выделить подвиды:

  1. цементно-известковая (натуральная цементно-известковая выравнивающая ОСНОВИТ СТАРТВЭЛЛ-21 , цена 335 руб/25 кг; выравнивающая цементно-известковая Polimin ШВ 1 , цена 207 руб/25 кг);
  2. цементно-песчаная (наружная цементная водонепроницаемая для предварительного выравнивания стен и потолков Вебер Ветонит ТТ , цена 514 руб/25 кг);
  3. гипсовая отделка − самая легкая (экологическая универсальная КНАУФ Rotband , цена 523 руб/30 кг).

Фото 6 - Штукатурка Старатели цементно-песчаная универсальная

Среди гипсовых распространенный подвид − отделка стартовая (черновая), использовать которую можно при работе с прочными и твердыми основаниями в помещениях с нормальным уровнем влажности, а также в кухнях и ванных для подготовки поверхности к дальнейшей отделке (простая немецкая ХП Старт КНАУФ , цена 312 руб/25 кг).

ВАЖНО! Несмотря на высокую степень водонепроницаемости, во влажных помещениях показана специальная санирующая отделка Ceresit CR 62 WTA − гидрофобная смесь, цена 2310 руб/25 кг.

Акриловая на основе акриловых смол (полимерная)

Это готовая смесь, для нанесения которой не требуется затворения благодаря начальному водно-дисперсионного состава смеси. Её можно наносить на все виды минеральных оснований, а также на старые дисперсионные покрытия. Она уступает минеральному по показателям паропроницаемости, но по климатической устойчивости лучше.

Фото 7 - FRANCESCO SILOXAN (Франческо силоксан) - фасадная штукатурка «Короед»

Ceresit CT 64/2 (Церезит CT 64) — зернистая акриловая текстурная отделка «короед», цена 2321 руб/25 кг или Kreisel ACRYLPUTZ/2 (Крайзель Акрилпутц) — интерьерная акриловая «камешковая», цена 2526 руб/25 кг, или защитно-отделочная Dune (Дюна) от Clavel − негорючая отделка без запаха.

Силикатная с основой на жидком калийном стекле

Этот состав продается в готовом виде. Смесь с жидким стеклом, помимо минеральных оснований, может быть нанесена на силикатные покрытия. Этот тип отличает высокая паропроницаемость.

Цветовая гамма скромнее, чем у акриловых, и материал стоит на порядок дороже полимерных смесей. Силикатные типы можно наносить исключительно поверх силикатных грунтовок.

ВАЖНО! Перекрашивать и ремонтировать такие покрытия можно только силиконовыми или силикатными материалами. По западным стандартам такие материалы очень токсичные.


Фото 8 - Защитно-отделочная штукатурка Dune (Дюна) от Clavel

Силиконовая с основой на силиконовых смолах

Это готовая финишная отделка. Наносить ее можно на все виды минеральных оснований, а также на старые дисперсионные покрытия; показатели паропроницаемости и водо-, грязеотталкивающие свойства материала очень высокие, из всех выше перечисленных этот материал − самый долговечный.

Существенный, но вполне ожидаемый недостаток — высокая цена.

Моделирующая силиконовая отделка «барашек» 4986 руб/30 кг или CAPAROL Amphisilan-Fassadenputz K 20 силиконовая «камешковая» — 6662 руб/25 кг.


Фото 9 - Силиконовая штукатурка Quick-mix SXK

Виды штукатурки по способу нанесения

Для ручного нанесения

Отделка вручную: на поверхность стен сначала наносят маячную смесь, в неё вдавливают маяки и в промежутках между рейками накидывают основной состав, выравнивают правилом, затирают и шлифуют.

ВОЛМА-Слой для ручного нанесения, цена 517 руб/30 кг.


Фото 10 - Отделка стен в кантри интерьере от Higgins Architects

Машинная

Это специальные виды, предназначенные для нанесения раствора машинным способом (в несколько слоев при толстослойном выравнивании стен: первичное напыление, затем − основной состав).

Машинный метод удобный для работ с большими площадями либо когда скорость работы имеет первоочередное значение.

Такие материалы идут с маркировкой «МН». Машинная штукатурка − это высококачественная смесь, т.е. в результате работы бригады заказчик получает идеально ровную поверхность.

ВАЖНО! Монолитная отделка, выполненная таким способом, не трескается. Машинная штукатурка − это не только настенная отделка, но и потолочная (максимальный слой 15 мм).

ВОЛМА-Слой МН , цена 369 руб/30 кг.

Виды декоративной штукатурки


Фото 11 - Интерьер спальни в стиле фьюжн от Жени Ждановой

Декоративная отделка — самое дорогое звено во всей серии. Декоративные структурные отделки могут имитировать практически любую поверхность, сохраняя при этом важные физические свойства. Декоративная отделка − это дышащая влагостойкая штукатурка, зачастую моющаяся и ударопрочная.

К декоративным относят три типа:

  1. рельефная;
  2. венецианская;
  3. гладкая.
  • Рельефная отделка

Это долговечный материал, наносить который можно на любые поверхности, и при этом стеновая поверхность практически не требует предварительной подготовки.


Фото 12 - Очень стильно выглядит рельефная штукатурка в бороздками в интерьере от Design Direction

Из-за разницы в размере гранул и зерен, входящих в состав рельефной отделки, можно создавать любые поверхности:

  • грубая отделка под мазанку (Bousillage Rustique от Clavel , рустованная под старину, имитирующая саман, цена 5297 руб/7 кг);
  • под кожу крокодила (Safari от Clavel , цена 9029 руб/5 кг);
  • имитация камня (Riviera от Clavel с фиброволокнами, цена 8321 руб/25 кг или Травертино − имитирующая травертин, цена 10474 руб/25 кг);
  • пластичная (Provence Antique от Clavel , цена 14850 руб/25 кг, к слову, может имитировать практически любую поверхность − и мелкий дождик, и лепестки роз).

Фото 13 - Декоративная штукатурка Safari от Clavel
Фото 14 - Декоративная штукатурка с эффектом натуральной кожи рептилий от Eric Roseff Designs

Искусственная поверхность при правильной технологии нанесения будет практически неотличима от натуральной: неважно, будет это кора дерева или благородный мрамор.

ВАЖНО! Венецианка − водоотталкивающая отделка, так что влажная уборка не навредит дорогостоящему покрытию.

Венецианская штукатурка

− сложный в работе дорогостоящий отделочный материал, создающий уникальные поверхности. Вся прелесть венецианки в оптическом эффекте, создаваемом благодаря отливу света в слоях отделки.

Эффектный внешний вид и многообразие сортов привлекают садоводов и простых любителей цветов к приобретению, посадке и разведению декоративных растений. Их многогранные характеристики отлично подходят для оформления садовых участков, клумб или городских балконов и окон. Широкий выбор сортов и их удачное комбинирование позволят украсить и сделать привлекательной любую местность, а владение информацией в этой области даст возможность не растеряться в момент покупки.

Что такое декоративные растения

Декоративные растения выращиваются для выполнения своей главной функции - украшения.

В зависимости от условий выращивания декоративные растения делятся на такие виды:

  • садовые;
  • комнатные;
  • аквариумные.

Важно! Все аквариумные растения при малой освещённости аквариума останавливают свой рост.

Если о садовых и комнатных растениях речь пойдёт дальше, то аквариумный вид заслуживает отдельного внимания.

Аквариумные растения - это водная растительность, призванная поддерживать биологическое равновесие в аквариуме. Существует три типа аквариумной растительности:

  • укореняющиеся в грунте - индийский папоротник, микрантемум малоцветковый, хемиантус карликовый, погостемон хелфера, валлиснерия, лимнофила и др.;
  • плавающие в толще воды - яванский мох, мох моносолениум, эгагропила и др.;
  • плавающие на поверхности воды - ряска малая, пистия, риччия плавающая, азолла, лимнобиум побегоносный.
Среди всех типов аквариумных растений наиболее неприхотливыми являются: индийский папоротник, яванский мох, ряска малая.

Помимо первоначальной правильной посадки, не требует какого-либо ухода со стороны человека. Имеет декоративные рассечённые листья сочного зелёного цвета и прекрасно соседствует с другими растениями.

Является быстрорастущим растением, поэтому требует только периодической стрижки. Декоративен и прекрасно смотрится в любом соседстве, является надёжным местом для рыбных икринок.
не требует особого ухода, кроме прореживания, и, плавая на поверхности, притеняет поступающий в аквариум солнечный свет. Помимо украшения поверхности, является также частью рациона питания некоторых рыб.

При планировании приобретения декоративных растений важно заблаговременно определиться с желаемыми качествами:

  • какие условия произрастания: в клумбе, в саду или в условиях квартиры;
  • какие требования в освещении: светолюбивые, теневыносливые или полутеневыносливые;
  • какой вегетационный период предпочтителен: однолетник или многолетник;
  • какой тип декоративности: древовидное, кустарник или цветы;
  • достижение какого размера ожидается в будущем: низкорослое, среднерослое, высокорослое;
  • какой планируется уход: неприхотливые или требующие особого ухода;
  • какова допустимая цена при покупке.

Важно! Большое количество видов декоративных растений являются ядовитыми. Содержащиеся в их соке вещества - сапонины, гликозиды и рафиды при попадании на кожные покровы способны вызывать ожоги, аллергические реакции, а при попадании на слизистые приводят к отравлениям.

В зависимости от определения этих критериев должен производиться дальнейший выбор.

Базовой частью сада, дающей начало будущему озеленению, являются деревья и кустарники, которые, в свою очередь, можно разделить на хвойные и лиственные, а также вьющиеся и цветущие декоративные растения.

Деревья

Все деревья декоративного вида можно разделить на хвойные и лиственные .

Хвойные деревья своим вечнозелёным видом и постоянными формами являются спасением сада в межсезонье. Яркими представителями хвойных и декоративных деревьев являются пихта , туя и купрессоципарис .

Среди лиственных декоративных деревьев наиболее популярными считаются:


Важно! При длительном недостатке влаги багрянник японский склонен к сбрасыванию листвы.

К другим декоративным лиственным деревьям можно отнести и всем известные , и др.

Кустарники

Декоративные кустарники - наиболее широкая группа многолетних растений, имеющая разнообразные формы и размеры. В большинстве своём группа представлена лиственными растениями, но также существует большое разнообразие и хвойных вечнозелёных представителей.

Цветущими многолетниками с размножением семенного типа являются:



К известным многолетним цветам относят также ромашку,



Декоративно-прикладное искусство

Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведений искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно- прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладного искусства и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно- прикладное искусство принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая и преображая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или других ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит декоративно-прикладное искусство с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом- ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо другим изделием - колоколом, балясиной и т. п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма предмета и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональном звучании), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. В декоративно- прикладном искусстве для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Средства изобразительного искусств и орнамент служат в декоративно-прикладном искусстве не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, птицы, зверя, фигуры человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочетания элементов натуры (например, использование в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям декоративно-прикладного искусства, охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве (см. также Народные художественные промыслы) вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции декоративно-прикладного искусства ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоев и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. Однако вплоть до середины XIX в. мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре второй половины XIX в. приводят к постепенному оскудению эстетического качества и эмоционально- образного содержания декоративно-прикладного искусства. Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на декоративно-прикладное искусство интенсивно развивающегося массового машинного производства (см. Художественная промышленность) художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, "Дармштадтская колония художников" в Германии) или фабричного (Веркбунд) труда, возродить эмоционально-образную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды (см. Модерн). На новых идеологических и эстетических основах эти попытки были развиты после Октябрьской революции 1917, открывшей перспективы создания художественно содержательной среды для труда и быта самых широких масс. Её идеи и цели вдохновляли художников, видевших в искусстве одно из действенных средств революционной агитации (например, так называемый агитационный фарфор 1918-25). Задача создания комплексного убранства квартиры рабочего, рабочих общежитий, клубов, столовых, удобной спецодежды, рационального оборудования рабочего места, рассчитанных на массовое фабричное изготовление, открывала путь для творческих исканий конструктивистов в СССР, функционалистов в Германии (см. Баухауз) и других странах, что во многом предваряло появление дизайна. Выдвижение на первый план в художественном творчестве формально- технологической стороны в начале 1920-х гг. привело к её абсолютизации, отождествлению художественного творчества с производством вещей, отрицанию роли декора в создании художественного образа произведения декоративно-прикладного искусства. Возрож- дение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 30-х гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли видную роль в освоении советскими мастерами декоративно-прикладного искусства ряда технологических и художественных традиций прошлого. Однако подход к произведениям декоративно-прикладного искусства с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в конце 40-х-начале 50-х гг., заметно тормозили развитие декоративно-прикладного искусства. С середины 50-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, художники заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Такие произведения (так же, как и нарядные, уникальные в силу своей рукодельности произведения народного декоративно- прикладного искусства) призваны служить зрительными акцентами в художественно организованной среде, образуемой главным образом менее индивидуализированными по форме художественными изделиями заводского изготовления и предметами, которые создаются на базе дизайнерского проектирования.

Об отдельных отраслях, разновидностях и видах техники декоративно-прикладного искусства см. статьи Батик , Ваза , Веер , Вышивка , Гобелен , Игрушка , Инкрустация , Интарсия , Керамика , Ковёр , Ковка , Кружево , Лаки , Майолика , Маркетри , Мебель , Набойка , Насечка , Резьба , Роспись декоративная , Стекло , Терракота , Тиснение , Ткани , Фарфор , Фаянс , Филигрань , Хрусталь , Чеканка , Чернь , Шпалера , Эмали , Ювелирное искусство .










Литература: Д. Аркин, Искусство бытовой вещи, М., 1932; М. С. Каган, О прикладном искусстве, Л., 1961; А. В. Салтыков, Избранные труды, М., 1962; А. К. Чекалов, Основы понимания декоративно-прикладного искусства, М., 1962; А. Моран, История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней, перевод с французского, М., 1982; Magne L. et H. М., L"art appliquй aux mйtiers, v. 1-8, P., 1913-28; Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und VЦlker, hrsg. Von H. Th. Bossert, Bd 1-6, В., 1929-35; Marangoni G., Clementi A., Storia dell"arredamento, v. 1-3, Mil., 1951-52; Fleming J., Honour H., The Penguin dictionary of the decorative arts, L., 1977; Bunte Welt der Antiquitдten, Dresden, 1980; Lucie-Smith E., The story of craft, Ithaca (N. Y.), 1981.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

декорати́вно-прикладно́е иску́сство

Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение (домашняя утварь, посуда, ткани, игрушки, украшения и др.), а также художественная обработка утилитарных предметов (мебели, одежды, оружия и т. д.). Мастера декоративно-прикладного искусства используют самые разнообразные материалы – металл (бронзу, серебро, золото, платину, различные сплавы), дерево, глину, стекло, камень, текстиль (натуральные и искусственные ткани) и др. Изготовление изделий из глины называют керамикой, из драгоценных металлов и камней – ювелирным искусством .


В процессе создания художественных произведений из металла используются техники литья, ковки, чеканки, гравирования; текстиль украшают вышивкой или набойкой (на ткань накладывают покрытую краской деревянную или медную доску и ударяют по ней специальным молотком, получая отпечаток); деревянные предметы – резьбой, инкрустациями и красочными росписями. Роспись керамической посуды называют вазописью .


Декоративно-прикладные изделия должны быть прежде всего удобны в использовании и красивы. Они создают предметную среду вокруг человека, воздействуя на его душевное состояние и настроение. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием, поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность обработки играют в нём важнейшую роль. В форме вазы, игрушки, предмета мебели, в системе их украшений мастер стремится выявить прозрачность стекла, пластичность глины, теплоту дерева и текстуру его поверхности, твёрдость камня и естественный рисунок его прожилок. При этом форма изделия может быть как абстрактной, так и напоминать цветок, дерево, фигуру человека или животного.


В украшениях широко применяются различные орнаменты . Часто именно декор превращает бытовой предмет в произведение искусства (хохломская чаша простой формы, расписанная яркими узорами по золоту; платье скромного фасона, украшенное вышивкой или кружевами). При этом очень важно, чтобы орнаменты и фигуративные изображения не противоречили форме изделия, а выявляли её. Так, в древнегреческих вазах узорные полосы отделяют тулово (центральную часть) от ножки и горловины, роспись тулова подчёркивает его выпуклость.


Декоративно-прикладное искусство существует с глубокой древности. Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.). Уже первобытные мастера украшали резьбой и узорами посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём. Традиции древнего искусства продолжают жить в фольклоре, в изделиях народных промыслов . В дальнейшем выделяется утварь для исполнения священных обрядов и предметы роскоши, призванные подчеркнуть богатство и властную силу своих владельцев. В этих изделиях использовались редкие, драгоценные материалы и богатый декор. Развитие промышленного производства в 19 в. позволило создавать произведения декоративно-прикладного искусства для массового потребителя. При этом замысел, эскиз росписи, форма для изготовления и т. д. принадлежали крупным мастерам, а готовые изделия тиражировались работниками фабрик и заводов (шпалеры по эскизам известных мастеров, изделия фарфоровых заводов и т. д.). Применение промышленных технологий положило начало искусству дизайна .