Прогулка в подготовительной группе осенью с целями. Картотека прогулок на осень для подготовительной группы. Наблюдение за грибами на экологической тропе

Прогулка №1 «Наблюдение за воробьем осенью»

Цели:

— продолжать закрепление знаний о воробье;

— учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени;

— активизировать внимание и память.

Ход наблюдения

Воробушек горько плачет,

Серый, маленький, как мячик.

Плачет жалобно. И тихо:

— Где ты, мама воробьиха?

Я не ел полдня,

Кто покормит меня?

Чик-чирик, чик-чивяк, —

Мне бы хоть один червяк...

Воробьиха прилетела,

Рядом с ним на ветку села:

— Тише, птенчик, дурачок,

Принесла я червячок...

Воробушек чик-чирик,

Бросил плакать в тот же миг.

Клювом-носом покрутил,

В миг обед свой проглотил:

— Ой, как вкусно, только мало!

Принеси еще мне, мама...

Воспитатель проводит с детьми беседу.

♦ Как выглядит воробей? (Это маленькая бойкая птичка.)

♦ Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не серый. А какой? (У него коричневая спинка с широкими продольными черными полосами.)

♦ А какие хвост и крылья? (Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой.)

♦ А головка какого цвета? (Серая.)

♦ Где живут воробьи? (В городе и деревне.)

♦ Да, они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Возле людей птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки.)

♦ Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревянных домов. А городские воробушки где могут поселиться? (Под козырьком подъезда или балкона.)

♦ Давайте посмотрим, где посилились воробьи у нас на территории детского сада? Как человек должен заботиться о птицах? (Сделать кормушки, ежедневно насыпать корм.)

♦ Чем питаются воробьи осенью? (Они клюют зернышки и семена растений.)

Трудовая деятельность

Организация трудового десанта с целью лечения деревьев.

Цели:

— учить правильно оказывать помощь деревьям и кустарникам;

— воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижная игра

«Перелет птиц».

Цель: учить выполнять действия по сигналу.

Индивидуальная работа

«Не сбей флажок».

Цель: учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

Прогулка №2 «Наблюдение за голубями»

Цели:

— продолжать закрепление знаний о птичьем мире;

— уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними, почему дикие голуби занесены в Красную книгу.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей.)

Кто летает, кто стрекочет —

Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)

♦ Какие птицы чаще всего прилетают на участок?

♦ Где они живут?

♦ Что они любят клевать?

♦ Кто их кормит?

♦ Где живут голуби?

Еще у древних людей голубь считался символом мира и дружбы. Птица, редкая по красоте, очень легко приучается, быстро привязывается к человеку. Но у голубя есть и другое качество — он прекрасный почтальон. Человек давно заметил природную особенность голубя находить свое гнездо, свой дом даже на больших расстояниях. А вы знаете, что дикие голуби занесены в Красную книгу? В природе почти не осталось диких голубей, вот и в наших краях дикий голубь не встречается.

♦ Какие перья в крыльях согревают голубя?

♦ Почему голубей называют сизарями?

♦ Почему голубь парит?

Сравнить голубя и дятла.

Трудовая деятельность

Развешивание кормушек на территории детского сада.

Цели: учить выполнению трудовых действий.

Подвижная игра

«Летают, прыгают, плавают».

Цели:

— упражнять детей в беге;

— закреплять названия рыб, птиц, зверей.

Индивидуальная работа

«Сбей кеглю».

Цели:

— учить бросать мяч в цель;

— развивать меткость, внимание.

Прогулка №3 «Наблюдение за тополем»

Цель : формировать представление об осеннем тополе.

Ход наблюдения

Под окошком вырос тополь вековой,

Летом он зеленой шелестит листвой.

По городу гуляя, встретишь его пух —

Над улицей несутся сотни белых мух.

С. Васильева

♦ Где тополя чаще всего растут? (В городе.)

♦ Какое это дерево? (Городское.)

♦ Какие еще растут деревья в городе?

♦ А для чего они вообще нужны в городе? (Листья деревьев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород.)

♦ Когда облетают с тополей последние листья? (Поздней осенью.)

♦ Какого цвета тополиные листья? (Желто-золотистые.)

♦ Почему осенью листья с деревьев опадают? (Чтобы дерево зимой не теряло много влаги.)

Исследовательская деятельность

Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.

♦ Что мы увидели? (Еле заметные почки.)

♦ Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья.)

Трудовая деятельность

Сгребание листьев в кучи и их уборка.

Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.

Подвижные игры

«Огородники», «Горелки».

Цель: упражнять в беге по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

Прыжки на одной ноге.

Цель : упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.

Прогулка №4 «Наблюдение за первым снегом»

Цель: учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное.

Ход наблюдения

По утру вчера дождь

В стекло окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал.

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка,

Воздух легок и чист,

И замерзла река.

И. Никитин

Воспитатель загадывает детям стихотворную загадку.

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло! (Снежинки.)

В народе говорят: «Снег, выпавший на зеленую листву, стаивает в ближайшие два-три дня», «Первый снежок — належек; первый прочный снег выпадает ночью».

Третье свое дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покровом. Неуютно вокруг: исхлестанные дождями, голые, черные стоят деревья. На земле, присыпанной снегом, все остановилось в росте. Но это еще не зима — предзимье. Еще нет-нет и выдается солнечный денек. И, ух ты, как обрадуется солнышку все живое! Глядишь, из-под корней вылезают комарики, мушки взлетают в воздух. Снег стаял... А ночью снова мороз ударит. Пока он еще невелик — а зевать не велит.

♦ Как долго лежит первый снег? (Два-три дня.)

♦ Какой он на ощупь? (Мокрый.)

♦ Когда выпадает первый прочный снег? (Ночью.)

Исследовательская деятельность

Поймать снежинку на ладошку и рассмотреть ее.

Сравнить две снежинки.

Определить место, где снег быстрее тает.

Найти место, где снег еще не растаял.

Трудовая деятельность

Утепление снегом корней деревьев.

Цель : закреплять представление о защитных свойствах снега.

Подвижная игра

«Раз, два, три — беги!»

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, слаженность коллективных действий, смекалку.

Индивидуальная работа

«Попади в обруч».

Цели:

— упражнять в умении действовать по сигналу;

— закреплять умение метать предметы в цель.

Прогулка №5 «Наблюдение за сезонными изменениями»

Цели:

— формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи);

— закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

Ход наблюдения

Не жаркие, не летние,

Встают из-за реки

Осенние, последние,

Теплые деньки.

А. Исаковской

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как называется предзимье? (Серебряная осень.)

♦ Почему?

Попробуйте отгадать загадку.

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

Воспитатель предлагает детям придумать загадки о поздней осени.

Трудовая деятельность

Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.

Подвижные игры

«Ловишка», «Бездомный заяц».

Цели:

— упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга;

— воспитывать ловкость и выносливость.

Индивидуальная работа

Упражнение на развитие равновесия.

Цель: учить вбегать на горку и сбегать с нее.

Прогулка №6 «Наблюдение за водой»

Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды в осенний период.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие свойства воды вам знакомы?

♦ Есть ли форма у воды?

♦ Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже?

♦ Что станет с водой, если ее вынести на мороз?

Вода прозрачная. Сквозь нее видны предметы. Вода жидкая. У нее нет своей формы, он принимает форму предмета, в который ее наливают. На ровной поверхности вода растекается лужей. Вода бесцветная, безвкусная, без запаха. Чистая вода — прозрачная, мутная и грязная — не прозрачная. Только грязная вода пахнет плохо. Вода замерзает тогда, когда температура воздуха становится ниже О °С.

Исследовательская деятельность

Воспитатель предлагает детям провести опыт.

Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках, прудах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще. Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.)

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться,

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.

Г. Ладонщиков

Трудовая деятельность

Уборка участка детского сада.

Цели:

— закреплять навыки работы с лопатами, носилками;

— учить рационально организовывать свой труд, работать в коллективе дружно.

Подвижные игры

«Пас», «Холодно — горячо».

Цели:

— упражнять в ударе по мячу внутренней частью подъема ноги;

— добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы.

Индивидуальная работа

Выполнение упражнений на сохранение равновесия.

Цель: воспитывать выносливость.

Прогулка №7 «Наблюдение за пешеходом»

Цель : закреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.

Ход наблюдения

Должен помнить пешеход:

Есть сигналы светофора —

Подчиняйся им без спора!

Желтый свет — предупреждение:

Жди сигнала для движения.

Зеленый свет открыл дорогу:

Переходить ребята могут!

Красный свет нам говорит:

— Стой! Опасно! Путь закрыт!

На улице будьте внимательны, дети,

Твердо запомните правила эти!

Воспитатель приводит детей на пешеходную часть дороги, проводит беседу.

♦ Где положено ходить пешеходам? (По тротуарам.) Придерживаться надо правой стороны, чтобы не спотыкаться, не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. По улице надо идти спокойным шагом. Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора и по пешеходному переходу.

Воспитатель подводит детей к переходу.

♦ Как вы узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу?

Правильно, здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы.

Трудовая деятельность

Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев.

Цель : воспитывать бережное отношение к природе.

Подвижные игры

«Стая», «Светофор».

Цели:

— развивать ловкость;

— закреплять знания о значении светофора.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.

Прогулка №8 «Наблюдение за собакой»

Цели:

— учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона;

— воспитывать интерес к жизни животных, любовь, стремление помогать в трудных условиях.

Ход наблюдения

В нашем доме знают взрослые и дети

То, что я теперь счастливей всех на свете:

У меня, на зависть всем собаководам,

Есть собака удивительной породы.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как называется жилище собаки?

♦ Какое любимое лакомство собаки?

♦ Как выглядит собака? Какие породы собак вы знаете?

♦ Почему некоторых собак называют «бездомными»?

Счастливая жизнь собаки во многом зависит от ее владельца. Собаки питаются разнообразной пищей. Они могут полакомиться плодами, крупами, молоком, творогом, но больше всего любят вареное мясо.

Пород собак очень много — сенбернар, такса, немецкая овчарка, чау-чау, пудель, ротвейлер, все они отличаются друг от друга. Собака умна, внимательна, обладает великолепной памятью, тонким чутьем, острым слухом. Она никогда не бросит в беде своего хозяина, никогда не предаст его!

Однажды я встретил бездомную кошку.

— Как ваши дела?

— Ничего, понемножку.

— Я слышал, что вы тяжело заболели?

— Болела...

— Так значит, лежали в постели?

— Бездомной, мне некуда ставить постель.

— Как странно, — я думал, —

«Что в мире огромном нет места Собакам и кошкам бездомным».

А. Дмитриев

Есть такие люди, которые выбрасывают животных на улицу. Жизнь животных становится мучительной. У них нет хорошей еды, тепла, ласки, им приходится жить в подвалах и на улице, они заболевают и умирают. Это результат человеческого бездушия. И поэтому я хочу обратиться ко всем: не выбрасывайте домашних животных!

Трудовая деятельность

Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур.

Цель : учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

Подвижные игры

«Мы — веселые ребята», «Затейники».

Цель: учить четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цели:

— совершенствовать приемы метания предметов в горизонтальную цель;

— развивать глазомер, координацию движений, ловкость;

— формировать позитивное отношение к физическим упражнениям.

Прогулка №9 «Наблюдение за снегопадом»

Цели:

— уточнить представления о свойствах снега;

— закрепить знания о сезонном явлении — снегопаде.

Ход наблюдения

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не ввысь лазурную —

На землю просится...

К. Бальмонт

В холодное время года вместо дождя идет снег. Снежинки образуются так же, как дождевые капли. На большой высоте пар начинает замерзать и превращаться в крохотные кристаллики. Эти кристаллики соединяются в крошечные шестиугольные звездочки — снежинки, которые медленно опускаются на землю в виде снега.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Где образуются снежинки?

♦ На что они похожи?

Исследовательская деятельность

Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.

Трудовая деятельность

Сбор снега в кучу для постройки горки.

Цель: продолжать работать сообща.

Подвижная игра

«Ворона — воробей».

Цели:

— учить внимательно слушать команду воспитателя;

— развивать внимание;

— продолжать учить ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа

«Не сбей флажок».

Цели:

— продолжать ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их;

— развивать внимание и наблюдательность.

Прогулка №10 «Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями»

Цель: формировать знания о деревьях (что у них общего и в чем отличия). Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие деревья растут на нашем участке? (Береза, осина, сосна, ель, лиственница и др.)

♦ А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.)

♦ Чем лиственные деревья отличаются от хвойных?

♦ Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.)

♦ Какие условия необходимы для роста деревьев?

♦ Какую пользу приносят хвойные и лиственные деревья в народном хозяйстве и медицине?

Трудовая деятельность

Уборка на физкультурном участке.

Цель: учить трудиться сообща, распределять между собой обязанности.

Подвижные игры

«Перебежки», «Догони пару».

Цель: упражнять в беге через препятствия.

Индивидуальная работа

Прыжки в длину с места.

Цели:

— упражнять в прыжках, отталкиваясь двумя ногами;

— совершенствовать координацию движений.

Прогулка №11 «Наблюдение за вертолетом»

Цели:

— закреплять знания о воздушном транспорте;

— формировать интерес к профессии пилота.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Без разгона ввысь взлетит —

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Наш российский... (вертолет).

♦ Как выглядит вертолет? (Большой, с большим винтом наверху.)

♦ Чем вертолет похож на стрекозу? (Внешним видом.)

♦ Какие бывают вертолеты? (Санитарно-спасательные, военные, грузовые.)

♦ Какая профессия у человека, управляющего вертолетом? (Пилот.)

♦ Какие еще виды транспорта вы знаете? (Наземный, водный, подводный.)

♦ В чем различия между вертолетом и самолетом? (У самолета скорость больше, чем у вертолета; вертолет может зависать в воздухе, а самолет нет; для взлета самолету нужна взлетная полоса, а вертолет может подняться с места.)

Трудовая деятельность

Уборка участка.

Цель : закреплять умения работать сообща.

Подвижные игры

«Самолеты».

Цель : упражнять в беге со словами.

«Жмурки».

Цель : учить ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Индивидуальная работа

«Перейти речку».

Цель : упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.

Прогулка №12 «Наблюдение за снегом и льдом»

Цели:

— закреплять знания о разнообразных состояниях воды;

— формировать реалистическое понимание неживой природы.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Из чего состоит лед?

♦ Какие свойства льда (снега) вам знакомы?

♦ Как образуются снежинки?

Мы — снежинки! Это мы —

Парашютики зимы.

Это мы над вами кружим,

Это мы с ветрами дружим.

Лед — замерзшая твердая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. Признаки льда: блеск, гладкость, твердость, хрупкость. Погладьте поверхность для определения гладкости. Ударьте для обнаружения прочности и хрупкости.

Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в звездочки-снежинки.

♦ Какой снег в теплую погоду? (Липкий, тяжелый, влажный, сырой.)

♦ Какой снег в морозную погоду? (Сухой, пушистый, легкий, рассыпается.)

Плотный, утоптанный снег тает медленнее рыхлого; темный грязный снег сходит раньше чистого и светлого.

Исследовательская деятельность

Сравнить время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках.

Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стаканы плотно или рыхло.

Трудовая деятельность

Уход за растениями, растущими на участке.

Цель : формировать интерес к труду в природе, экологическое сознание.

Подвижные игры

«Волк во рву», «Мышеловка».

Цели:

— учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно;

— развивать быстроту, ловкость, выносливость.

Индивидуальная работа

Цели:

— развивать координацию движений;

— воспитывать смелость, решительность.

Номинация « Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Основные этапы прогулки:

1. Наблюдения в природе.

2. Подвижная игра.

3. Индивидуальная работа (по подгруппам).

4. Сюжетно-ролевая игра.

5. Трудовая деятельность на участке.

Выносной материал : мячи, цветные мелки, оборудование для игр с песком, метлы, грабли, мешки для мусора.

Ход осенней прогулки в подготовительной группе ДОУ

1. Наблюдения в природе.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени как времени года; совмещать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; развивать познавательный интерес, мышление, память, речь, внимание.

Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по территории нашего детского сада. Начнем мы наше путешествие замечательными стихами:

Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.

О каком времени говорится в стихотворении Ивана Бунина? (Об осени).

Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их. (Ответы детей).

А как в народе называют сентябрь, октябрь и ноябрь и почему? (Ответы детей).

Давайте все вместе вспомним пословицы об осени:

  • Гром в сентябре - к теплой осени.
  • Поздний листопад - к суровой зиме.
  • От осени к лету поворота нету.
  • В сентябре и лист на дереве не держится.
  • Сентябрь без плодов не бывает.
  • Холоден сентябрь да сыт.
  • Октябрь то плачет, то смеется.
  • Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
  • В ноябре зима с осенью борются.

А теперь проверим, умеете ли вы осенние загадки отгадывать:

1) Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья….. (осень. Обратить внимание детей на листву деревьев, отметить цветовую палитру осени).

2) Листья падают с осин
Мчится в небе острый клин……(журавлиная стая)

3) Весной вырастают, сенью опадают………(листья)

Молодцы, ребята, легко справились с загадками. А сейчас я вам немножко расскажу о народных приметах. Все они подмечены были народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы:

  • Много рябины уродилось - осень будет дождливая.
  • Облака идут низко - ожидай стужи.
  • Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой вверх - к теплой зиме, лицевой стороной вверх - к зиме холодной.

Давайте проверим, какой нам ждать зимы. (Дети рассматривают положение листьев и делают выводы. Если мнения разделились, подвести детей к тому, что положение листьев может меняться из-за ветра ).

Ребята, а как вы думаете, сможем ли мы проверить эту примету? Каким способом? (Ответы детей ).

2. Подвижная игра.

Цель: вырабатывать ловкость, быстроту, координацию движений, внимание; формировать умение играть в коллективе, уступать друг другу; воспитывать чувство товарищества; соблюдать правила игры; развивать речь и память.

Осенью на улице становится прохладно, поэтому, чтобы нам не замерзнуть, вместе поиграем в игру. (Предлагаем на выбор игры «Мышеловка», «Третий лишний», «Ловишка», «Найди себе пару» ).

3. Индивидуальная работа (по подгруппам).

Цель: преодоление застенчивости, развитие наблюдательности, речи, умственных способностей; отработка основных движений, воспитание моральных качеств. Одна подгруппа выполняет математические задания (можно использовать мелки), вторая подгруппа играет с мячом в «Вышибалы» или выполняет упражнения с мячами индивидуально или в паре.

4. Сюжетно-ролевая игра выбирается по желанию детей.

Цель: создать и поддержать спокойную, дружескую обстановку во время игры, предоставить детям возможность заниматься интересующим их делом; уделить внимание детям замкнутым, застенчивым, помочь им найти свое место в игре; излишне возбужденных детей привлечь к занятиям, которые содействовали бы их успокоению. («Кафе-мороженое», «Строители крепости»).

5. Трудовая деятельность на участке.

Цель: учить детей работать с инструментами (грабли, метла), учить работать в коллективе, помогать друг другу; ценить свой труд и труд своих товарищей, учить договариваться по спорным вопросам; уметь видеть и ценить результаты своего труда; уважать труд дворника.

Ребята, посмотрите, сколько листьев у нас на участке. Давайте наведем здесь порядок. (Раздать детям инструмент, дать конкретное задание. Подвести итоги работы, похвалить детей за старание и трудолюбие).

А теперь для всех, кто работал и устал, час обеденный настал!

(Организованный уход в группу ).

Юлианна Тропина
Конспекты осенних прогулок для подготовительной группы

Сентябрь

«Падают, падают листья, в нашем саду листопад…»

Наблюдение.

Цель: Закрепление умений замечать изменения, происходящие в природе, понимание, от чего происходит листопад. Объяснить детям, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

Стихотворение:

Разноцветный парк, разноцветный сад.

Листопад начался! Начался листопад!

Под ногами у ребят листья весело шуршат! (М. Авдеева)

Вопросы детям:

Вы знаете, почему осенью листья опадают?

Вам нравятся разноцветные листья?

Вы любите их собирать?

Почему листья меняют окраску? Какого цвета листья становятся на березе, клене, вязе и т. д. Какие опавшие листья на ощупь?

Почему иногда опадают 2-3 листочка, а иногда – много?

В. рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и защищают корни деревьев от мороза. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшими листьями (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Игра «Следопыты. Каких листьев больше»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, закрепление знаний о деревьях на участке детского сада.

Дети расходятся по участку и собирают по несколько опавших листьев с разных деревьев. Потом собираются все вместе и по очереди раскладывают листья по видам, называя, с какого они дерева. Сравнивают, каких листьев больше, а каких – меньше, объясняют, почему (если лист с дерева, которое не растет на участке, рассказывают, как он мог сюда попасть).

Труд.

«Поможем растениям».

Цель: привлекать детей к посильной помощи в уходе за растениями.

Дети сгребают опавшие листья к корням деревьев, кустарников, укрывают многолетние цветы на газонах, чтобы они не замерзли зимой.

Опытная деятельность

«Почему осенью цветы вянут»

Цель: установление зависимости роста растений от температуры поступаемой влаги.

Взрослый предлагает детям перед поливом измерить температуру воды (теплая, полить оставшийся от стебля пенек (хризантема, астра, на который предварительно надевают подходящую по диаметру резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Дети наблюдают за вытеканием воды из стеклянной трубки. Затем воду охлаждают с помощью кусочков льда, измеряют температуру (стала холоднее, поливают, но вода в трубку не поступает. Выясняют, почему осенью цветы вянут, хотя воды много: корешки не переносят холодной воды.

Игровая деятельность

Подв. игры:

Русская народная игра «Заря-зарница».

Цель: упражнение в беге, умение реагировать на сигнал, развитие ловкости, быстроты.

«Удочка»

Цель: упражнение в прыжках, развитие ловкости, быстроты реакции.

Индивидуальная работа.

Дети с высокой двиг. активностью: «Достань листочек» (подпрыгивание на месте, стараясь дотронуться до подвешенного листочка).

Игра «Я положу в корзинку»

Цель: развитие слуховой памяти, внимания.

Дети с низкой двиг. активностью: «Кто скорее принесет листок» (бег наперегонки).

Игра «По загадке и отгадка» (обогащение выразительности движений).

Воспитатель загадывает загадки, а дети, используя мимику и жесты, показывают отгадки.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).

Октябрь

«Экскурсия в осенний парк»

Наблюдение

Цель: формирование представлений о состоянии растений и животных осенью, установление связей между состоянием объектов живой природы и внешней средой, выявление причин происходящих изменений.

Вопросы детям?

Что нового вы заметили в убранстве деревьев в октябре? Сравните с тем, что видели в сентябре. (В парке теперь неприветливо, под ногами сыро, мокрые листья прилипают к обуви, с большинства деревьев опала листва).

Какие деревья одеваются первыми, а раздеваются последними?

Игра «Я- березка» (пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация творческого воображения).

Требуется представить себя березкой, передать свои ощущения в мимике, жестах, движениях. Упражнение повторить с новым объектом (ива, дуб, сосна, клен, рябина, ель и др., в который дети «перевоплощаются».

Вариант: «Если бы я был деревом».

Ребенок-водящий представляет себе дерево и изображает его. Остальные отгадывают, что это за дерево.

Обратите внимание на ветки, почки, редкие листья, плоды. Что осталось съедобного для птиц в парке?

Какие птицы любят лакомиться ягодами рябины? Семенами клена?

Рассматривание семян клена, вынуть семя из плода и показать детям, что внутри его находятся зародыш дерева.

Опытная деятельность.

Цель: развитие познавательных интересов, умения сравнивать, делать логические выводы.

Сравнение семян клена, ясеня и дуба. Крылышки семян ясеня и клена помогают им летать, путешествовать по воздуху с помощью ветра. Отметить, что желуди тяжелые, они не могут летать, как крылатки клена и ясеня. В «путешествиях» семенам дуба помогают животные.

Трудовая деятельность.

Цель: привлечение детей к сбору семян и плодов для поделок. Дети собирают семена и плоды, раскладывают их в коробки по видам.

Индивидуальная работа.

Дети с высокой двиг. активностью: «Будь внимательным» (развитие слухового внимания, упражнение в беге): на слова воспитателя «Раз-два-три, к дереву (березе, клену, вязу, тополю и т. д.) беги!» дети бегут к названному дереву.

Дети с низкой двиг. активностью: «Воробышки» (упражнение в прыжках с продвижением вперед).

Игровая деятельность.

Подв. игры:

Русская нар. игра «Птицелов» (умение быстро реагировать на сигнал, внимание, слуховое восприятие).

«Ловишки» (упражнение в беге, ловкости, развитие двигательного творчества). После традиционного варианта игры предложить детям придумать новые движения: прыгать от водящего на 2 ногах, на одной ноге, на поскоках и т. д.

Дети стоят по кругу. Внутри круга – водящий, который внимательно слушает и делает то, что его просят.

Вася, ты сейчас в лесу?

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка глазки закрывай,

Кто зовет тебя, узнай.

Водящий закрывает глаза и отгадывает, кто его позвал.

Самостоятельная деятельность

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Ноябрь.

«Подарки осени»

Подготовка: на участке и спортивной площадке спрятаны задания для детей на «кленовых листьях».

Наблюдение.

Цель: развитие связной речи, наблюдательности, памяти.

В. предлагает детям рассказать об изменениях в природе, сравнить их с сентябрем и октябрем. Обобщает ответы детей: ноябрь – последний месяц осени, грустный, пасмурный, но сегодня осень приготовила нам подарок. Прежде чем его найти, нужно выполнить задания.

Дети ищут и находят первый листок с заданием (загадки):

Летит орлом, гудит, как гром,

Стучит в окно, не спросясь никого. (ветер)

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча, облака)

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает? (осень)

Игровая деятельность.

Дети ищут и находят задание на спортивной площадке: назвать перелетных и зимующих птиц.

Подв. игры:

«Перелет птиц», «День и ночь». Цель: развитие ловкость, внимание, умение действовать по сигналу.

Подвижная игра по желанию детей.

Индивидуальная работа.

Задание: показать себя сильными, ловкими.

«Ходьба по бревну приставным шагом» (равновесие, внимание).

«Пройди через туннель» - ловкость, гибкость.

Дети с высокой двиг. активностью «Кто больше соберет предметов» (ловкость, внимание).

Дети с низкой двиг. активностью «Лови- бросай!» с мячом (координация, ловкость).

Самостоятельная деятельность.

Цель: развитие двигательного творчества.

В. предлагает детям поиграть с различными физкультурными пособиями (мячи, обручи, кегли, скакалки, поощряет новые способы движений с ними.

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

В конце прогулки воспитатель хвалит детей, предлагает найти последний листок («подарок»). Дети ищут сюрприз с помощью игры «Тепло-холодно», находят угощение – яблоки.

Прогулка №1 «Наблюдение за высотой стояния Солнца»

Цель: закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

Без него плачемся,

А как появится —

От него прячемся. (Солнце.)

Чем выше солнце, тем теплее и длиннее день. От тепла тает снег, нагревается земля и появляются проталинки. Начинает расти трава. Что же еще происходит в природе? (Установить и закрепить представления об экологических связях.) Где восходит, где заходит солнце?

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее.

Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?

С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

Трудовая деятельность

Организация помощи дворнику в чистке бордюра вокруг участка.

Цель: развивать желание помогать старшим.

Подвижная игра

«Солнце и планеты».

Цель : закреплять знания о движении планет вокруг Солнца.

Индивидуальная работа

Прыжки в длину с места.

Цель: развивать прыгучесть, силу и глазомер.

Прогулка №2 «Наблюдение за таянием снега»

Цель : учить устанавливать взаимосвязи в природе.

Ход наблюдения

Снег теперь уже не тот —

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка — наст. Происходит это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает, а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку.

Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравнить наст, образованный в тени, с настом, образованным на солнце.

Трудовая деятельность

Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев, их уборка.

Цель: учить пользоваться секатором, убирать только обломанные ветки.

Подвижная игра

«Волк и коза».

Цель : закреплять умение двигаться по кругу по сигналу воспитателя, догонять убегающего.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цели:

— закреплять умение метать мяч правой и левой рукой;

— формировать ловкость, выносливость;

— улучшать координацию движений.

Прогулка №3 «Наблюдение за перелетными птицами»

Цель : закреплять знания о трясогузке.

Ход наблюдения

Синичка-сестричка,

Тетки-чечетки,

Краснозобные снегирюшки,

Щеглята молодцы,

Воры-воробьи,

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите.

В народе трясогузку зовут «ледоломкой» — срок ее прилета совпадает с ледоходом. Говорят, что «трясогузка хвостом лед разбивает».

Птица маленькая, серая, с черным «галстуком»; ножки высокие, тоненькие; хвост длинный, постоянно встряхивает хвостом; отсюда и название. Голос подает и в полете, и на земле. Кормится, собирая на «сугревах» мелких насекомых. Свои гнезда трясогузка устраивает вблизи водоемов.

Трясогузка, трясогузка —

Полосатенькая блузка!

Я тебя всю зиму жду,

Поселись в моем саду.

И за ставенкой резной

Свей гнездо свое весной.

Исследовательская деятельность

Сравнить трясогузку с воробьем.

Трудовая деятельность

Обрезка кустарников, вынос веток в компостную яму.

Цель: формировать желание трудиться сообща.

Подвижная игра

Экологическая игра с мячом «Я знаю».

Цель: закреплять названия объектов природы (звери, птицы, рыбы, деревья, цветы).

Индивидуальная работа

Разучивание скороговорок.

Цели:

— формировать словарный запас;

— тренировать память, дикцию, интонацию.

Прогулка №4 «Наблюдение за рябиной»

Цели:

— закреплять знания о рябине;

— развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина.)

♦ Когда зацветает рябина? (В мае.)

♦ Как выглядят ее соцветия? (Кремово-белые соцветия.)

♦ Кто переносит пыльцу рябины? (Пчелы.)

♦ Почему рябину называют неприхотливым деревом? (Хорошо себя чувствует в тени и на открытых местах, привычна к морозным зимам.)

♦ Какие звери любят ягоды рябины? (Лоси, ежи, белки, бурундуки, снегири, свиристели.)

♦ Почему птицы сбрасывают ягоды рябины на землю? (Они под снегом лежат как консервированные, а весной находят сброшенные ягоды, и готово угощение.)

♦ Что дает рябина людям? (Из ягод варят варенье, джем, мед, из древесины делают посуду, из веток плетут красивые корзины.)

Трудовая деятельность

Посадка деревьев.

Цель : вызвать желание сажать и растить деревья.

Подвижная игра

«Что растет в родном краю?».

Цель : закреплять названия деревьев.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель : упражнять в метании мяча.

Прогулка №5 «Наблюдения за растениями и кустарниками на участке»

Цель : закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо.

Ход наблюдения

Тополечек не сажала,

Сам он вырос под окном.

Но придется мне, пожалуй,

Позаботиться о нем, —

Обзавелся он дружками.

Да какими! Сорняками!

А известно: сорняки

Все подряд — озорники.

Обступили, окружили,

Свет и солнце заслонили,

Жмут и давят малыша,

Он стоит, едва дыша.

Тополек я пожалела,

Сорняки убрать сумела,

Поливала — сбилась с ног.

Хорошо ли, тополек?

Проверить, как перезимовали деревья (много ли поломанных веток).

♦ Какие еще произошли изменения?

♦ Какое состояние кроны деревьев на участке?

♦ Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви по краям кроны.)

Трудовая деятельность

Сбор поломанных веток на участке, подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников.

Подвижные игры

«Мое любимое дерево».

Цель: развивать память, запоминая характерные детали любимого дерева, чтобы его нарисовать и рассказать о нем.

«Извилистая тропинка».

Цель: учить двигаться в колонне за ведущим, повторяя его движения.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель : отрабатывать ходьбу приставным шагом и бег с за- хлестом.

Прогулка №6 «Наблюдение за камнями»

Цель: знакомить с разнообразием камней и их свойствами.

Ход наблюдения

На участке детского сада спрятать «волшебную шкатулку» с разнообразными камнями.

Отметить на карте место нахождения камней. После обнаружения шкатулки прочитать и обсудить стихотворение «Алмазная гора».

Намокли брюки и носки,

Заела мошкара.

Но не уйду я от реки,

Наверно, до утра.

Я просто так сюда пришел,

Как прихожу семь лет.

И вдруг я камешки нашел,

Что излучают свет!

Один — как мамины глаза —

Прозрачно-голубой;

Как виноградная лоза

Зелененький — другой.

А третий — солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?!

Я отнесу его в музей,

Учительнице в класс.

В. Кудрявцева

Воспитатель беседует с детьми о камнях из шкатулки, предлагает ответить на вопросы.

♦ Кто из вас находил камни?

♦ Где это происходило?

♦ Какие они были?

♦ Можно ли найти камни на территории нашего детского сада?

Исследовательская деятельность

Найти камни на участке детского сада: серого цвета, круглой формы, большие и маленькие.

Трудовая деятельность

Коллективный труд по уборке территории.

Цель: закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах, сочетать силу и быстроту.

Подвижные игры

«Кто быстрее?».

Цель: закреплять умение двигаться по сигналу на носках, с высоким подниманием колен, галопом.

«Ручеек».

Цель : закреплять умение двигаться парами.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.

Прогулка №7 «Наблюдение за облаками»

Цель: закреплять знания о явлениях неживой природы.

Ход наблюдения

Бегут по небу разные зверюшки:

Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.

А если вы фантазией богаты,

Там свой портрет отыщите, ребята.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Что такое облака? Какого они цвета?

♦ Из чего они состоят? (Из бесчисленного количества капелек воды или кристалликов льда.)

♦ Какие бывают облака? (Кучевые, грозовые, перистые, слоистые.)

Кучевые облака называются так потому, что держатся на небе кучками.

♦ На что похожи перистые облака?

♦ Какие облака самые большие?

♦ Какие облака посылают нам дождь?

♦ Почему облака двигаются по небу? (Их гонит ветер.)

Исследовательская деятельность

Определить, какие облака на небе.

Найти облако, похожее на объект живой, неживой природы.

Трудовая деятельность

Подготовка огорода к дальнейшей работе; уборка мусора, подметание дорожек.

Цель : формировать желание работать сообща.

Подвижные игры

«Утро в лесу».

Цель: закреплять умение слушать команды воспитателя и правильно их выполнять, двигаться врассыпную в заданном пространстве.

Цель: закреплять название птиц, умение прыгать на одной ноге.

Индивидуальная работа

Математическое упражнение.

Цель: закреплять счет четных и нечетных чисел.

Прогулка №8 «Наблюдение за ветром»

Цель : уточнить представление о ветре.

Ход наблюдения

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Вы волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

А. Пушкин

Воспитатель предлагает детям понаблюдать, как раскачиваются ветви деревьев, задает вопросы.

♦ Каким бывает ветер?

♦ Почему дует ветер?

Воздух в атмосфере нагревается по-разному: теплый воздух, более легкий, поднимается вверх, а холодный, более тяжелый, стелется понизу. Происходит движение воздуха. Сила ветра зависит от разницы температур холодного и теплого воздуха. Чем быстрее передвигаются массы воздуха, тем сильнее ветер.

♦ Назовите наиболее сильные ветры. (Ураганы, тайфуны, метели, бураны.)

Слабый ветер называется бриз. Люди, наблюдающие за силой и направлением ветра, называются метеорологами, синоптиками.

♦ Можно ли увидеть следы ветра?

Исследовательская деятельность

Определить направление ветра по компасу.

Определить силу ветра с помощью флюгера.

Трудовая деятельность

Цель: закреплять умение работать сообща, выполнять задания общими усилиями.

Подвижные игры

«Кто быстрее?».

Цель: упражнять в беге, развивать быстроту.

Цель : продолжать учить преодолевать полосу препятствий, прыгать легко, беззвучно.

Индивидуальная работа

Перебрасывание мяча друг другу снизу.

Цель : развивать координацию движений.

Прогулка №9 «Наблюдение за водоемом»

Цель: закреплять знания о свойствах льда.

Ход наблюдения

Весна с каждым днем одерживает победу над холодной зимой. Первая победа весны — полевая. Появляются проталины, цветы мать-и-мачеха, темный снег. Вторая победа весны — речная. Снег ручьем стекает в овраги и под лед в речку. Вода поднимается в реках и ломает лед. И понеслись по течению огромные льдины, налетая друг на друга. Когда ломается лед и разливаются реки, температура воздуха резко понижается. А в стоячих водоемах лед держится дольше, так как вода не течет, не передвигается. Только постепенно бежит под лед и заливает его сверху. Лед не ломается, а постепенно тает.

Исследовательская деятельность

Измерить толщину льда с помощью ледомера (продолжить наблюдение за таянием льда в водоеме на последующих прогулках).

Трудовая деятельность

Очистка участка от мусора и снега.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры

«Волк во рву», «С кочки на кочку».

Цели:

— учить действовать по сигналу воспитателя;

— воспитывать волевое усилие и выдержку;

— закреплять умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед.

Индивидуальная работа

Прыжки в длину.

Цель: учить прыжкам в длину.

Прогулка №10 «Наблюдение за почвой»

Цель: познакомить с почвенным слоем — торфом.

Ход наблюдения

Вокруг нас много болот, а болота богаты торфом. Торф — это удобрение и топливо. Он быстро разгорается при сильном нагреве. Торф сырой, вязкий, темный и тяжелый весной, когда пропитан влагой. Он плохо пропускает воду, поэтому если пройти по мокрому торфу, то он прилипнет к обуви. Поэтому нежелательно ходить по таким тропинкам. Торф добавляют в грядки и под деревья как удобрение.

Исследовательская деятельность

Сравнить сухие и влажные комочки торфа.

Через лупу рассмотреть, из чего состоит торф (стебельки, листья, корешки растений, мох, кусочки земли).

Сравнить песчаную и торфяную проталину. Ответить, где быстрее просыхает почва и почему?

Трудовая деятельность

Переноска торфа на грядки и под деревья.

Цель : закрепить знания о полезном свойстве торфа.

Подвижные игры

«Черное и белое».

Цель: закреплять умение догонять убегающих по сигналу в заданном пространстве.

«Зайцы и собаки».

Цель : закреплять умение бросать мяч в цель.

Индивидуальная работа

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

Прогулка №11 «Наблюдение за насекомыми»

Цели:

— продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях;

— формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.

С хоботом, а не слон.

Не птица, а летает.

Никто не приучает,

А на нос садится. (Муха.)

♦ Как выглядит муха?

♦ Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые подушечки на лапках; поскольку муха легкая, а сила сцепления подушечек с любой поверхностью очень велика, то муха в состоянии удержаться практически везде.)

Муха над нами

Вверх ногами.

Ходит — не страшится,

Упасть не боится.

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет.

♦ Почему мух называют вредными насекомыми?

♦ Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)

♦ Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)

♦ Где мухи откладывают свои яйца? (В навозе, мусоре.)

♦ Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)

♦ Есть ли нос у мухи? (У насекомых нет носа, чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и чувствовать вкус благодаря своим лапкам, усикам. Усики — важнейший орган чувств. Они воспринимают температуру, влажность и запахи.)

♦ Чем кушают мухи? (Хоботком.)

♦ Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и сложные: они могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)

♦ Где и как муха проводит зиму?

Исследовательская деятельность

Наблюдать за полетом мух (длина перелета).

Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться).

Трудовая деятельность

Посадка семян гороха.

Цели:

— формировать навыки посадки гороха (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить);

— воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.

Подвижная игра

«Кати в цель», «Догони мяч».

Цель: развивать глазомер и точность.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.

Прогулка №1 «Наблюдение за сезонными изменениями»

Цели:

— формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);

— учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

Ход наблюдения

Прелесть утренней зимы.

Дни стоят невыразимы,

Снегу — хоть давай взаймы

Всем другим бесснежным зимам...

Н. Асеев

Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

♦ За каким месяцем идет декабрь?

♦ Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем?

♦ Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?

♦ Какие защитные свойства у снега?

♦ Найдите на нашем участке приметы зимы.

Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель : воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры

Игра в снежки.

Цель: закреплять навыки в метании предметов.

Прыжки на одной ноге.

Цель: воспитывать чувство равновесия.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия.

Прогулка №2 «Наблюдение за огородом»

Цели:

— знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период;

— воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Ход наблюдения

Батюшка наш огород!

Поклонюсь тебе с любовью —

Ты корми нас целый год

И капустой и морковью.

Угощай нас кабачком,

Сельдереем и лучком.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.)

♦ Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим от холода и ветра.)

♦ Если много снега в огороде — это плохо или хорошо? (Хорошо, много влаги.)

♦ Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет.)

♦ Где больше снега — у здания или в центре? (У здания.)

♦ Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)

Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.

Трудовая деятельность

Постройка фигур из снега на участке.

Цели:

— учить строить из снега фигуры;

— воспитывать дружеские отношения.

Подвижные игры

«Совушка».

Цели:

— учить внимательно слушать команду воспитателя;

— развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.

«Жмурки».

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа

«Попади в цель».

Цель: развивать глазомер и силу броска.

Прогулка №3 «Наблюдение за воробьем»

Цели:

— продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;

— формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время;

— учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Ход наблюдения

Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца —

Покормите молодца.

В. Мирясова

♦ Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.)

♦ Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)

♦ Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, дятлы, клесты.)

♦ Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)

♦ Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)

♦ Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)

♦ Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)

Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками.

Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.

♦ Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.)

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.

♦ Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)

♦ Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.)

♦ Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)

Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.

Трудовая деятельность

Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.

Цель : воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры

«Попади в цель».

Цель : учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения.

«Встречные перебежки».

Цель : учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.

Индивидуальная работа

Метание снежков вдаль и в цель.

Цель : развивать координацию движений.

Прогулка №4 «Наблюдение за снегопадом»

Цели:

— формировать представление о свойствах снега;

— закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде;

— развить чувство прекрасного.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья?

♦ Почему снег хрустит под ногами?

♦ Почему снег бывает рыхлый?

Исследовательская деятельность

Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

Трудовая деятельность

Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.

Цель: развивать умение работать сообща.

Подвижная игра

«Снежная карусель».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель : учить метать снежки вдаль.

Прогулка №5 «Наблюдение за рябиной»

Цели:

— расширять знания о рябине;

— продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Ход наблюдения

Нарядилась рябинушка, вышла погулять.

Стала с ребятишками хоровод водить,

С платьица по бусинке каждому дарить.

Стали ярче рябинушки щеки детворы,

Щедрые у рябинушки для детей дары!

Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие на вкус ягоды рябины зимой?

♦ Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?

Исследовательская деятельность

Сравнить ягоды до мороза и после.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек от снега.

Цель: оказывать помощь дворнику.

Подвижная игра

«Кто скорее добежит до флажка?».

Цель: отрабатывать навыки подлезания под дугу.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цели:

— продолжать отработку техники прыжка в длину с места;

— использовать зрительные ориентиры.

Прогулка №6 «Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей»

Цели:

— на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;

— воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки.

Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.

♦ Что у них общего? (Остались зимовать, держатся поодиночке.)

♦ Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)

♦ Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)

♦ Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей -— маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)

♦ Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)

♦ Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)

♦ Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)

♦ Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)

Трудовая деятельность

Укрепление снегом корней молодых деревьев.

Цель: побуждать к природоохранной деятельности.

Подвижные игры

«Птицы и кукушка».

Цели:

— развивать ловкость, быстроту;

— выполнять характерные движения по содержанию игры.

«Лягушки и цапля».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

Прогулка №7 «Наблюдение за трудом дворника»

Цели:

— продолжать наблюдения за работой дворника;

— способствовать обогащению словаря;

— воспитывать любовь и уважение к работе дворника;

— прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Что делает дворник зимой на территории детского сада?

♦ Какие орудия труда он использует для работы?

♦ Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

♦ Нужна ли работа дворника людям и природе?

Трудовая деятельность

Строительство горки из снега для кукол.

Цели:

— учить трудиться сообща;

— воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры

«Два мороза», «Горелки».

Цели:

— упражнять в беге;

— закреплять умение соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа

Ходьба на лыжах.

Цели:

— упражнять в ходьбе по лыжне;

— развивать ловкость, выносливость.

Прогулка №8 «Наблюдение за оврагом»

Цели:

— закреплять знания о ландшафте;

— воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как изменился овраг с приходом зимы? (Покрылся снегом, стал не очень крутой.)

♦ Где больше снега — вверху или внизу оврага? (Нужно измерить снегометром.)

♦ Почему снега внизу больше? (Порывы ветра сдувают снег, снося его вниз в овраг.)

♦ Где весной будет почва суше — вверху или на дне оврага? (Больше снега — больше воды; вверху песок быстро пропускает воду, а внизу — нет, потому что там глина.)

♦ Чем служит снег для трав? (Одеялом, которое укрывает от мороза и ветра.)

Исследовательская деятельность

Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов.)

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке младших групп.

Цель : воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры

«Бездомный заяц».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.

«Следопыт».

Цель: развивать внимание и наблюдательность.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.

Прогулка №9 «Наблюдение за хвойными деревьями»

Цели:

— закреплять знания о деревьях;

— развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Ход наблюдений

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Для чего нужен лес?

♦ Что он дает человеку?

Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина, только снег падает охапками с веток.

♦ Чем пахнет зима?

♦ Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Почему?

♦ Какие деревья украшают лес зимой?

Стоят дома высокие,

Этажи несчетные,

Шпили колючие,

Под тучами могучими.

♦ О каких деревьях говорится в стихотворении? (О ели.)

♦ Как выглядит ель?

♦ Кто ее сестра?

♦ Когда зацветают ели? (Один раз в 5 — 6 лет.)

♦ В каких местах растут ели? (Они любят влагу, в сухих местах не растут.)

А наверху, над мглою этой,

Перерастая лес, одна,

В лучах заката,

В бликах света

Горела яркая сосна.

♦ Почему про сосну и ель говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

♦ Как переносится по лесу сосновая пыльца? (Ветер ее разносит.)

♦ Почему семена сосны, когда падают, быстро вращаются? (Семена летят по ветру и быстро вращаются, как маленькие пропеллеры; помогают им крутиться полупрозрачные крылышки.)

♦ В чем сходство хвойных деревьев?

♦ Чем отличаются деревья друг от друга?

♦ Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом другом? (Не проникает ветер.)

Исследовательская деятельность

Определить, сколько лет дереву (детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву).

Трудовая деятельность

Сгребание снега к деревьям.

Цель : воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.

Подвижная игра

«Что растет в родном краю?».

Цели:

— закреплять названия деревьев;

— формировать словарный запас;

— прививать бережное отношение к природе.

Прогулка №10 «Наблюдение за серой и черной вороной»

Цели:

— учить сравнивать серую и черную ворону;

— находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).

Ход наблюдения

Голос ворона узнает каждый. «Кру-кру-кру...» — разносится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высоком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны — одиночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перьями да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышагивает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен.

А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест буквально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон — пернатый хищник.

Серая ворона предвещает своей песней скорый приход весны. Ее простая, тихая, мелодичная песенка совсем не похожа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка. Серая ворона зимует вместе с нами и, конечно же, с нетерпеньем ждет весну.

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега.

Цель : воспитывать желание трудиться в коллективе.

Подвижная игра

«Раз, два, три — беги!».

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.

Индивидуальная работа

Закрепление навыков ходьбы на лыжах.

Цель : развивать силу, выносливость.

Прогулка №11 «Наблюдение за общественным транспортом»

Цели:

— закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения;

— воспитывать интерес к технике и труду взрослых.

Ход наблюдения

Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи

Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.

Регулировщик — светофор, как дирижер в оркестре,

Укажет он кому идти, кому стоять на месте.

Наезда можно избежать и столкновенья тоже —

На перекрестках всех дорог наш светофор поможет.

Со светофором я дружу, внимательным бываю,

На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю.

В. Мирясова

Воспитатель проводит с детьми беседу.

♦ Какой общественный транспорт вы знаете?

♦ Как называется место, где останавливаются автобусы? (Остановка.)

♦ Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такси.)

♦ В какую дверь автобуса нужно входить? (В переднюю.)

♦ Из какой двери надо выходить? (Из задней.)

♦ С какой стороны надо обходить автобус? (Сзади.)

♦ Почему? (Хорошо видно движущийся по дороге транспорт.)

♦ Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему?

♦ Как нужно переходить дорогу? (Не спеша, со взрослым, сначала посмотреть налево, а затем направо.)

♦ На какой свет светофора? (На зеленый.) Трудовая деятельность

Вскапывание песка в песочнице.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.

Подвижные игры

«Цветные автомобили», «Салки».

Цели:

— учить действовать по сигналу;

— закреплять умение двигаться приставным шагом в разные стороны.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель : закреплять навыки в прыжках с высоты 20 см.

Прогулка №12 «Наблюдение за ветром»

Цели:

— расширять и углублять знания о неживой природе;

— формировать интерес к природным явлениям.

Ход наблюдения

Ветер дул всю ночь,

Шумели ели,

Морщинилась вода.

Сосны старые скрипели,

Ивы гнулись у пруда,

Выло, дуло, завывало.

И когда пришел рассвет,

Ветра будто не бывало,

Будто не было и нет.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)

♦ Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.)

♦ С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.)

♦ Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)

Трудовая деятельность

Постройка горки.

Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Подвижные игры

«Кто самый меткий?».

Цели:

— упражнять в метании предметов;

— развивать глазомер.

«Зарисуй дерево».

Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.

Индивидуальная работа

«Найди предмет».

Цели:

— закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;