Умственно отсталые школьники плохо понимают природу и явления окружающего мира. Поэтому для учащихся классов со сложным дефектом в школьную программу включены такие предметы как мир животных и мир растений. Цель данных предметов научить школьников классифицировать по видам животных и растений, закрепить и расширить знания о животных и растениях, привитие интереса к животному и растительному миру.
Ознакомление с жизнью животных и растений учащиеся получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе. Необходимо изучать наиболее типичных представителей растительного и животного мира. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют к деятельности. А также способствуют коррекции личности школьника.
Предлагаемая игра-викторина позволяет увидеть любопытное и удивительное в самых простых и знакомых вещах и предметах, развить познавательный интерес к биологии, расширить знания о практическом значении растений в жизни людей, позволяет проявить себя в командном первенстве.
Цель: проведение турнира по предмету “Мир растений”.
Задачи мероприятия:
– проверить и углубить знания детей о растениях;
– помочь детям вспомнить уже известных растения разных ярусов.
– развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию;
– помочь детям учиться работать в команде.
Оборудование:
- Компьютерная техника.
- Презентация.
- Листовые пластины деревьев и шишки.
- Муляжи грибов.
- Картинки с цветами, кустарниками.
- Настоящие ягоды для угощения.
- Макет телевизора.
Ход мероприятия
Ведущий: Как называется наука, изучающая растения (ботаника). Сегодня мы проведём викторину и узнаем, как хорошо вы знаете растения нашего края.
Какие самые высокие растения? (Деревья.)
1-й тур – деревья.
а) Цель: Определить дерево по листовой пластине, шишкам.
Деревья – самые высокие и крупные растения.
б) Цель: Назвать плодовые деревья.
Яблоня, груша, слива, вишня, черешня, облепиха
Ведущий: Многие растения исчезают с нашей планеты. И они занесены в “Красную книгу”. “ Красная книга” пришла сегодня в гости, что бы ещё раз напомнить о том, что нужно беречь природу.
Красная книга:
Я– Красная книга.
Красный цвет – сигнал запрета,
Понятный людям всего света.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ведущий: А теперь вспомним кустарники.
2-й тур – кустарники .
Цель: чтение детьми стихотворений наизусть, угощение гостей плодами с куста.
Ведущий: В чём отличие от деревьев? В отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много. Многие кустарники – ценные ягодные (крыжовник, смородина), орехоплодные (лещина) и декоративные (шиповник, сирень, чубушник) растения.
Что за куст растет, друзья?
Подойти к нему нельзя:
Весь в иголках и шипах-
Укололись дети “Ах!”
Вот лекарственный полковник –
А зовут его – шиповник!
И плоды его, ребята,
Витаминами богаты,
Кто настой из них попьёт –
Очень долго проживёт!
Сирень. (Маршак Самуил.)
Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый – сиреневый – день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти……….
Малина. (А. Тесленко.)
Ягодка зернистая
Смотрит прямо в рот.
Очень замечательный
Из неё компот.
Нежная и сладкая
Вовсе не калина.
На кустах колючих
Выросла малина.
Калина. (Антон Рысаков .)
Возле дома куст растёт,
Белым цветом он цветёт –
Будут ягоды на нём,
Осенью их соберём.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная калина.
Смородина. (Л. Зубаненко.)
Красная, чёрная, белая
Манит смородина спелая.
Ягоды соком наполнились,
Солнечной краской окрасились
Птички слетаются шустрые,
Ягодки ранят упругие.
Чёрная, красная, белая
Вздыхает смородина спелая:
– Если меня не сорвёте,
Осыплюсь, потом не найдёте.
Очень густо орешник растёт,
Незаметно он цветёт,
А когда приходит лето
мы едим его конфеты
Не в бумажке, а в скорлупке,
Берегите, детки, зубки.
Ведущий: А теперь вспомним растения, которые растут низко над землёй.
3-й тур – злаки, цветы, грибы.
а) Цветы.
Цель: отгадать загадки и цветок прикрепить к ватману (засади поле цветами).
Самые красивы растения нашей планеты – цветы . Ни один праздник, ни одно торжественное событие не обходится без цветов. Даже самый скромный цветок оживит и украсит комнату. Давайте соберём букет, отгадав загадки.
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик.)Маленький крошка
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел.
(Мак.)Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик.)Белая корзинка –
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка.)Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис.)Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василёк.)
б) Злаковые.
Цель: определить крупы и назвать растения, из которых их получают.
а) Гречневая.
б) Манная.
в) Рисовая.
г) Пшённая.
д) Геркулесовая.
е) Перловая
Ответ: а) гречиха; б) пшеница; в) рис; г) просо; д) овёс; е) ячмень.
в) Грибы в корзине (кроссворд).
Цель: отгадать загадки и мы узнаем, какие съедобные грибы собраны в корзине.
Груздь. Опечален очень груздь, |
Сыроежка. Вдоль лесных дорожек |
Подосиновик. Я в красной шапочке расту |
Боровик. Коренастый, в шляпе новой |
Рыжик. К ёлке подойдём поближе. |
Ведущий: А, сейчас, передача “Из жизни растений” (сценка).
Передача “Из жизни растений”.
Здравствуйте, –
В эфире передача “Из жизни растений” .
С Вами Татьяна
И Дмитрий –
Удивительные новости в мире растений.
Берёза – это символ России.
Ржаной хлеб считается питательнее и полезнее белого.
Роза – это королева цветов.
Чесноком можно лечить многие болезни, его добавляют в различные лекарства.
Малиновое варенье помогает при высокой температуре.
Самая крупная ягода – это арбуз.
Это были удивительные новости из жизни растений.
До новых встреч.
Окончание викторины. Учащиеся выстраиваются в ряд и по строчке наизусть называют стихотворение.
Мы растём, растём, растём!
Всё о мире узнаём.
Не обидим мы букашек,
Гнёзд не разорим у пташек,
Не сорвём прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеёк не замутим!
Значит, жизнь себе продлим!
Ведущий: Спасибо всем учащимся за турнир. Берегите природу!
Викторина «Мир растений» (5 класс)
Цели:
- Повторить и расширить знания учащихся о растениях;
- Развивать познавательные процессы, сообразительность и смекалку;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Форма: внеурочное мероприятие.
Методы и приемы: викторина.
Ход мероприятия.
- Вступительное слово учителя.
Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней,»- писал Л.Н. Толстой.
Сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие в мир растений. Растения – живые организмы, без которых невозможна была бы жизнь на нашей планете. Растений существует огромное множество, их можно встретить в любой точке земного шара. Как много загадок таится в растительном мире! И чтобы растения не исчезли с Земли, важно научиться их любить, знать и охранять.
Сегодня мы проведем викторину «Мир растений», которая поможет вам поближе узнать и полюбить природу. Викториной называется игра, заключающаяся в постановке вопросов и дачи на них правильных ответов. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество правильных ответов.
- Вопросы викторины.
- Назовите растения, которые не цветут. (папоротники, водоросли, мхи, плауны, хвощи, голосеменные)
- Банан – дерево? (нет, трава)
- У какого овощного растения съедобны цветки? (цветная капуста)
- У каких растений цветки ныряют под воду? (кувшинка, кубышка)
- Название какого растения означает «человек – корень»? (жень - шень)
- Какие дрова самые жаркие? (дуб, береза)
- У какого цветка множество названий: ветродуйка, пустодуйка, летучка, пухлянка… (одуванчик)
- Какое растение индейцы называли «след белого человека»? (подорожник)
- Где мочало берет начало? (в липе)
- Не жар, не огонь, а возьмешь в руки - опалит (крапива)
- Какая ягода бывает черной, белой, красной? (смородина)
- Какое растение называют цветком Солнца? (подсолнечник)
- Растет ли дерево зимой? (нет, замирает)
- Чертово яблоко (картофель)
- Второй хлеб человечества (рис)
- Самый сладкий злак (сахарный тростник)
- Абрикос сушеный с косточкой (урюк)
- Половинки сушеного абрикоса (курага)
- Земляной орех (арахис)
- Детская конфета и растение (ирис, барбарис)
- Символ России (береза)
- Дерево, из которого изготовлена палица Геракла (олива)
- Медовое дерево (липа)
- Северный шелк (лен)
- Самое высокое дерево (эвкалипт)
- Царский желудь (грецкий орех)
- Что означает «плачь» берез весной (начинается сокодвижение)
- На зеленом шнурочке белые звоночки (ландыш)
- Сушеный виноград без косточек (киш- миш)
- Этот цветок – отличный медонос, из корней его варят кофе, из листьев – салат, из цветков – варенье (одуванчик)
- Подведение итогов.
Объявляются и поощряются учащиеся, давшие наибольшее количество правильных ответов.
Екатерина Ищенко
Викторина по лекарственным растениям «Какие цветы нас лечат?»
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Тема : «Какие цветы нас лечат ?» .
Форма работы : викторина .
Воспитатель :
Ищенко Е. Е,
вторая реабилитационная группа
Целевая аудитория : несовершеннолетние 7 – 13 лет.
Форма и методы работы : упражнение, рассказ воспитателя, чтение стихотворения, беседа, викторина , презентация слайдов, блиц-опрос.
Цель
Задачи :
лекарственных растениях .
лекарственных растений
Ожидаемый результат : знание детей лекарственных растений , умение применять их с целью оздоровления организма, бережное отношение к природе родного края.
Оборудование : фишки красного и зелёного цвета , жетоны-цветочки , презентация слайдов, грамоты.
1. Начало занятия – упражнение «Давайте улыбнемся!» .
2. Вводная часть – деление на команды, рассказ воспитателя, чтение стихотворения.
3. Основная часть – беседа, викторина , презентация слайдов.
4. Заключительная часть – чтение стихотворения, подведение итогов, награждение победителей, блиц-опрос, рефлексия.
Викторина «Какие цветы нас лечат ?» .
Цель : развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
Задачи :
1. Уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях .
2. Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
4. Совершенствовать диалогическую речь, как средство общения,
обогащение природоведческого словаря.
Оборудование : красные и зеленые фишки, презентация «Какие цветы нас лечат » , вопросы для викторины , тексты стихотворений.
Ход занятия.
1. Начало занятия. Упражнение «Давайте улыбнемся!» .
2. Вводная часть.
Дети делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета .
Подготовка к восприятию материала.
Рассказ воспитателя :
Замечательное богатство, которым наделена наша планета – природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться их красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.
Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.
И растения , и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без них?
Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.
Чтение стихотворения :
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать ,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства .
Растения – постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства . В нашей местности тоже растут лекарственные растения . Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство . Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен . Растения , которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений , человек научился выращивать.
В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений . Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов .
Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали , наблюдая за животными.
Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.
3. Основная часть.
Воспитатель :
Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать ?
Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?
Давайте вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.
(Проведение викторины «Какие цветы нас лечат ?» среди двух команд :
Чтобы начать викторину , необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.
(Совещание команд, выбор названия, капитанов) .
Воспитатель : ответы на вопросы викторины поочередно , получение жетонов – цветочков за правильные ответы.
Задания для викторины :
1. Это лекарственное растение растет у дорог , его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?
(Слайд 2) Ответ : Подорожник
2. Какое растение получило название «мяун-трава» ?
Какое лекарство из него изготавливают?
(Слайд 3) Ответ : Валериана. Сердечные капли.
3. Какая ягода заменит лимон?
(Слайд 4) Ответ : Клюква, в ней есть лимонная кислота.
4. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?
(Слайд 5) Ответ : Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи - хорошее средство от кашля.
5. Это растение , с шипами и красивыми цветами , придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
(Слайд 6) Ответ : Шиповник.
6. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.
(Слайд 7) Ответ : Чистотел большой.
7. Какое растение поможет укрепить волосы?
(Слайд 8) Ответ : Лопух большой, крапива двудомная
8. О каком растении в народе говорят : «Оно одно семерых врачей заменит» . Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.
(Слайд 9) Ответ : Крапива двудомная
Почему крапива жжется?
Ответ : В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.
9. Нарядные платьица, желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежке,
Если случится тебе простудиться :
Привяжется кашель, поднимется жар -
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
(Слайд 10) Ответ : Нивяник обыкновенный.
10. Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.
(Слайд 11) Ответ : Сфагнум.
11. Целебное растение из Южной Африки . Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке.
Другое его название столетник.
(Слайд 12) Ответ : Алоэ.
12. Быстро убивают вредные бактерии.
(Слайд 13) Ответ : Лук и чеснок.
13. Эти резные листочки лечат сердечко и почки .
Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.
(Слайд 14) Ответ : Петрушка.
14. Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа , кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение . Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.
(Слайд 15) Ответ : Герань.
15. Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах) . Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.
(Слайд 16) Ответ : Каланхоэ перистое.
16. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. (Слайд 17) Ответ : Мята.
17. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды – летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.
(Слайд 18) Ответ : Лиственница.
18. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?
(Слайд 19) Ответ : Плоды чёрной смородины.
4. Заключительная часть.
Воспитатель :
Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений . Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.
В зарослях лесных,
В полях и на лугах,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила.
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать.
(Подведение итогов викторины , вручение грамот игрокам победившей команды).
Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям , которые нас лечат , но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома…
…Давай пройдёмся
медленно по лугу
И «здравствуй!»
скажем каждому цветку .
Я должен над цветами
наклониться
Не для того, чтоб рвать
или срезать,
А чтоб увидеть
добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Самед Вургун
Блиц - опрос
Для чего необходимы человеку лекарственные растения ?
(Для поддержания здоровья.)
Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё ?
(Корни, листья, цветы , побеги, плоды, кора, почки.)
Что можно приготовить из лекарственных растений ?
(Отвары, настои, соки, мази, порошки.)
В какое время суток собирают лекарственные растения ?
(Утром, когда обсохнет роса.)
Как нужно сушить лекарственное сырьё ?
(В тени, в проветриваемом помещении.)
Все ли растения являются лекарственными ?
(Нет.)
Где можно хранить лекарственное сырьё ?
(В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.)
Где можно собирать лекарственные растения ?
(Вдали от дорог)
Сколько листьев можно обрывать на растении ?
Лидия Азатовна
Викторина «Растительный и животный мир земного шара»
Цели:
1. Формировать у учащихся познавательный интерес.
2. Развивать любознательность, познавательную активность.
3. Расширять знания о жизни животных, растений.
4. Воспитывать любовь к живой природе.
Оборудование: мешочек из ткани, карточки с числами, иллюстрации животных, иллюстрации растений.
Представители от 4-х классов сидят по группам, по 5 человек в каждой группе.
Ход викторины
Ведущий представляет жюри:.
1. Разминка.
Ведущий задает одинаковые вопросы всем группам. Группа, которая быстрее поднимет руку и ответит на вопрос, получает 1 балл.
Растительный мир
1. Какое растение называют символом мира? (Оливу)
2. Какое растение называют символом солнца? (Лотос)
3. Какое растение называют «золотым» яблоком? (Помидор)
4. Какое дерево самое высокое в мире? (Эвкалипт)
5. Какое растение самое толстое? (Баобаб)
6. Какое растение самое длинное? (Ротовые пальмы – 400 м)
Животный мир.
1. Кто бегает быстрее всех? (Гепард)
2. Кто плавает быстрее всех? (Рыба-меч)
3. Какая птица летает быстрее всех? (Стриж)
4. Кто «дышит» одной ноздрей? (Кит-кашалот)
5. Кто слышит ногами? (Кузнечик)
6. Какое животное имеет в окраске только два цвета? (Зебра)
7. Какое животное всегда с сумкой? (Кенгуру)
8. Кто всегда поет на одной ноге? (Комар)
2. Графический диктант «Животные тундры».
Команда выбирает одного представителя. Если учащиеся согласны с высказыванием, ставят +, нет -. (10 баллов)
1. В тундре водится небольшой по размеру грызун – лемминг.
2. Белая куропатка – хищная птица.
3. Белая сова – растительноядная птица.
4. Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре.
5. Песцы питаются леммингами.
6. Дикий северный олень питается ягелем.
7. Летом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма.
8. Полярные волки в основном охотятся на больных оленей.
9. Плотное оперение белой совы защищает ее от ледяных ветров.
10. Кулики и утки питаются растениями и насекомыми.
О т в е т ы: + -- + + + - + + +.
3. Волшебный мешочек.
Каждая команда вытаскивает из мешка карточку с номером. Ведущий зачитывает описание животного под этим номером. Дети должны узнать животного. (1 балл)
1. Он – полярный житель. Этот великан – близкий родственник тюленя. Он большой и сильный, и мало кто решается нападать на него. У него два длинных клыка, которые он использует при драках, чтобы выбраться на лед для отдыха. А, кроме того, клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержание. (Морж) .
2. Он питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, ему приходится пробивать лед головой, иначе задохнется. (Тюлень) .
3. Он – огромный зверь, длиной до 3 м и весом до 1000 кг, может бегать со скоростью 40 км/ч. Хорошо плавает, загребая своими огромными лапами, он охотится не только в воде, но и со льда. Не только силен, но и терпелив. Иногда подолгу сидит у лунки, поджидая тюленя. Когда тюлень всплывает, хищник хватает его. А весной, когда лед начинает подтаивать и ломаться, зверь, ныряя среди плавучих льдин, подплывает под льдину, сильно накреняет ее так, что находящиеся на ней тюлени соскальзывают в воду, и тогда хищник убивает их одним ударом мощных лап. (Белый медведь) .
4. Пасть его огромна. Кажется, кого угодно проглотит. А на самом деле он питается крохотными рачками. За сутки он съедает две-четыре тонны пищи. (Полярный кит) .
Ведущий. Великий сказочник Г. -Х. Андерсен сказал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Сегодня мы будем говорить о цветах. Поиграем в игру «Садовник» Она начинается так: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» В течение минуты вы должны перечислить названия цветов. Названия не должны повторяться, а последний, назвавший цветок выигрывает.
Правильный ответ – 1 балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.
4. Вопросы викторины.
Группа которая быстрее поднимет руку и ответит на вопрос, получает 1 балл.
1. Как называется первый весенний цветок? (Подснежник)
2. Как называют подснежник другие народы мира? (Англичане – снежной каплей, французы – снегосверлителем, чехи – снежинками, испанцы – белым цветком, немцы –снежным колокольчиком, болгары – задирой.)
3. Назовите ранние весенние цветы. (Мать -и- мачеха, пролеска, прокусы, сон – трава, барвинок, фиалка, маргаритка, незабудка, нарцисс, тюльпан, гиацинт, ландыш.)
4. Какой цветок в переводе с латинского языка называется синий? (Василек.)
Ведущий. В Древнем Риме василек назывался цианус. Существует древняя легенда о происхождении названия этого цветка. В Древнем Риме жил юноша, которого звали Цианус. Юноша очень любил синий цвет: он носил синюю одежду, любил синие цветы, из которых плел венки и гирлянды. Как – то на хлебном поле среди сорванных синих цветов юношу нашли мертвым. Богиня флора вдохнула жизнь в мертвое тело, превратив юношу в василек.
Какие синие и голубые цветы вы знаете? (Василек, лен, незабудка, колокольчик, фиалка, барвинок, адонис.)
Ведущий. В каждом цветке живет поэзия. Поэтому стихов и песен о цветах немало. Приведите примеры песен о цветах.
Какие цветы являются символами государств?
Россия – ромашка. Украина – подсолнух.
Беларусь – цветок льна. Болгария – роза.
Индия - лотос. Япония – хризантема.
Китай – пион. Голландия – тюльпан.
Франция – лилия. Англия – маргаритка.
Ирландия – клевер. Италия – гвоздика.
Швеция – василек.
Ведущий. Интересна и неповторима живая природа. И самое большое чудо в ней – цветы, изумительные ее творения. Мир цветов таинствен и чудесен. Тысячи цветов украшают нашу планету. Однако многие цветы наших лугов и лесов занесены в тревожный список охраняемых растений Красной книги.
Какие цветы занесены в Красную книгу? (Кувшинка, ландыш, подснежник, колокольчик, незабудка.)
Ведущий. Говорят, кто выращивает цветы, тот приносит радость и себе и людям. Давайте дарить цветы людям и друг другу!
5. Найди слово.
Командам дается карточка со словом викторина, надо найти как можно больше слов в этом слове. (Слово – 1 балл)
6. Итоги викторины.
Жюри подводит итоги викторины.
Награждение участников.
Викторина «Эти удивительные растения» Ифутина Л.Н. 3А класс
Цели: Воспитывать бережное отношение к миру растений, обогащать знания детей о живой природе, развивать у детей потребность в чтении познавательной и справочной литературы, воспитывать сдержанность и чувство такта по отношению к другой команде.
Оборудование: Картинки растений, муляжи фруктов, кроссворд, цветик-семицветик.
Ведущий: Природа удивительна и разнообразна. Восхитительными созданиями природы являются растения. Вы не раз с замиранием сердца рассматривали их удивительную окраску, любовались их причудливыми формами, восхищались неповторимым ароматом.
Сегодня мы с вами поговорим о растениях. Поэты всех времён восхваляли их в своих стихах. Послушаем их. (Дети читают стихи.)
С.Баруздин «Подорожник»
Есть множество цветов
Красивых, осторожных,
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может,
И трудней расти,
Но всё же он с людьми
Находится в пути.
Т.Белозёров «Кувшинка»
Тишина. Лишь кое-где
Скрипнет камышинка.
Спит на розовой воде белая кувшинка.
Спит и видит, что не спит,
А за стаей вольной
Белой уточкой летит
Над водой раздольной.
З.Александрова «Ромашки»
Маленькое солнце на моей ладошке,-
Белая ромашка на зелёной ножке.
С белым ободочком жёлтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки.
Зацвели ромашки-наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты.
В глиняном кувшине, вазе или чашке
Весело теснятся крупные ромашки.
В.Товарков «Сирень»
Цветёт сирень, благоухает.
Посёлок дачный весь в цвету.
И пруд тенистый отражает
Лиловых гроздьев красоту.
Сирень вокруг, сирень над нами.
Как будто бы издалека
На нас плывут между домами
Сиреневые облака.
Ведущий: Сейчас мы проведём викторину «Эти удивительные растения». Слайд 1. У нас две команды: «Колокольчики» и «Розочки».
1 конкурс «Легенды о растениях»
Растения с давних пор были помощниками и друзьями человека. О них сложено немало легенд. Вы должны отгадать название растения, а я расскажу о нём легенду.
1. Этот цветок похож на перевёрнутый головной восточный убор. (тюльпан)
Существует легенда, что в бутоне жёлтого тюльпана будто бы заключено счастье. До него никто не мог добраться. Не было силы, которая бы открыла бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Малыш вырвался из рук матери, подбежал со звонким смехом к цветку, и бутон раскрылся. И к людям пришло счастье.
2. Этот цвеок называют сестрой милосердия.В народе- поповник, белоголовник, Иванов цвет. Считается национальным цветком России.(ромашка)
Есть предание: стоит будто бы весеннему солнцу притронуться к снежинкам, как они превращаются в милых ромашек. А отшумит лето, отдохнёт осень- ромашки снова снежинками станут. Закружатся, запляшут волшебной метелью. Так и живут, не расставаясь с людьми!
3. В народе цветок называют бобыльником, переполохом, звоновой травой. Хлеборобы не очень любят этот цветок, так как он- сорняк.(василёк)
Полюбили друг друга Русалочка и красивый парень Василий. Да не сложилось у них счастье. Русалочка не могла жить без воды, а Василий без земли.И превратила Русалочка своего любимого в голубой цветок. Думала, что пойдут дожди и унесут цветок в водную пучину. Но Вася-Василёк пустил крепкие корни. Так и живёт на земле.
4. Цветок неприхотливый до крайности. Ему и обочина дороги подходит, и лесные опушки, и сады.и огороды он не обходит. В народе его называют «теремок», «пухлянка».
(одуванчик)
Однажды Солнце взмахнуло рукавом, и брызнули на Землю золотые одуванчики. И весело стало на Земле. А.Зима рассердилась на Солнце, махнула рукавом и запорошила весёлые огоньки снегом. С той поры братцы-одуванчики и щеголяют: сначала в жёлтом платье,потом в пушистой шубке. Слайд 2.
Музыкальная пауза (песня «Волшебный цветок»)
2 конкурс «Доскажи словечко»
1.Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица;
Что это за диво?
Это же….(крапива)!
2.Не видна из грядки,
Играет с нами в прятки.
И никто бы не нашёл,
Да гляди, торчит хохол!
Потяните крепко,
Вятащится…(репка)
3.Набирай скорее в миску
Краснощёкую …(редиску)
4.Золотой и молодой За неделю стал седой. А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший…(одуванчик)
5.Захотелось плакать вдруг-
Слёзы лить заставил …(лук)
6.Под кустом копнёшь немножко-
Выглянет на свет …(картошка)
Физминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Потянулся, встрепенулся,
Вдруг вспорхнул и полетел.
3 конкурс Кроссворд
4 |
||||||||||
По горизонтали:
1.У какого растения молодые листья завёрнуты, как улитка? (папоротник)
2.О каком дереве говорят «могучий», «богатырский»? В благоприятных условиях доживает до 1000 лет.(дуб)
По вертикали:
3. У какого дерева даже в самый жаркий день кора остаётся прохладной? (берёза)
4.Сок, какого растения закапывают в нос при насморке? (алоэ)
5.Название какого цветка в переводе с греческого означает «звезда»?
6.У какого дерева осенью листья красные? (клён)
7.Растение с жёлто-коричневыми или сине-фиолетовыми цветами. Название в переводе с греческого означает «радуга». (ирис)
8.У какого растения вместо листьев колючки? (кактус)
Физминутка «Цветы»
(Дети изображают розу, рогоз, василёк, тюльпан, ромашку.)
4 «Конкурс капитанов»
Игра «Выбери нужное слово»
1.Какое из этих комнатных растений похоже на дерево?
Фиалка, традесканция,фикус, хлорофитум.
2.Из какого дерева делают спички?
Дуб, осина , берёза,сосна.
3.Какое комнатное растение своим резким запахом отпугивает моль?
Декабрист, папоротник, кактус, герань .
4.Как называют дикую розу?
Шиповник , пион, флокс, хризантема.
5 конкурс Сказочный»
Помните слова из сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик»?
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли
Быть по - моему вели!
Цветик-семицветик перед вами. Он поможет вам вспомнить, в каких сказках встречаются цветы.
(Дети из каждой команды отрывают по очереди лепесток, читают задание на обратной его стороне и называют сказку.)
1. Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка сразу вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан. (Г.Х.Андерсен «Дюймовочка») Слайд 3.
2. Из ларца достали чудесную розу.
Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.
Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая! (Г.Х.Андерсен «Свинопас») Слайд 4.
3. На пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струя бежит. (Аксаков «Аленький цветочек») Слайд 5.
4. Старушка повела девочку всвой цветник. У девочки разбежались глаза. Тут были цветы всех стран и всех времён года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом её уложили в чудесную постель с красными шёлковыми пушинками, набитыми голубыми фиалками. (Г.Х.Андерсен «Снежная королева») Слайд 6.
5. Чтобы передохнуть, мальчик вылезна большой лист водяной лилии. Сел на нём, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами: «Дайте поесть чего-нибудь, лягушки!»
(А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино») Слайд 7.
6. Сейчас же беги к человеческим хижинам в долину и возьми кусочек красного цветка, который они хранят там. Тогда у тебя будет более сильный друг, чем я. Он хранится в ма- леньких горшочках, и его боятся все звери. (Р.Киплинг «Маугли») Слайд 8.
7. Старуха обращается к падчерице:
Что, отдохнула? Обогрелась? Надо тебе ещё кое – куда сбегать.
Куда же это, далеко?
В лес, за подснежниками. (С. Я.Маршак «Двенадцать месяцев») Слайд 9.
6 конкурс «Что где растёт?»
(На доске 2 столбика слов. Нужно соединить стрелками название растения и место его произрастания.)
астра на болоте
овёс на лугу
колокольчик в огороде
камыш в саду
укроп в лесу
ландыш в поле
Ведущий : - Ребята, все вы знаете и любите растения. Но нужно не только знать и любить, но и охранять эти удивительные создания природы! Слайд 10. это удивительное растение только при достижении 150 ... 2015 учебном году Сроки проведения викторины Викторина «Зеленая академия» проводится в...
Викторина по математике для 9-х классов к "Неделе математики"
ВикторинаКлассов к "Неделе математики" План проведения викторины : Приветствие команд: а) эмблема; б) ... домашних. Но даже из этого удивительного для нас соединения дарований... ? 1-й: Окружающий нас мир. Животных, растений . 2-й: Они реально существуют? 1-й: Да...
Викторина «Удивительные открытия и изобретения человечества»
ВикторинаДвижения планет, открытие клеточного строения растений , пересадка сердца… Великие изобретения и открытия... в энциклопедиях. Именно этим вопросам и будет посвящена наша викторина ; таким, как: 1. Удивительные изобретения человечества...
Викторина по физике, истории, литературе, обж, биологии «Что? Где? Когда?»
ВикторинаВремени, отведенного на викторину , количества команд. Викторину можно использовать в... назад благодаря конкистадорам. Без этого растения не обойтись в парфюмерии, ... Кирпичин против знатоков. Это удивительное инженерное сооружение повергло противников...