Вопросы о растениях. Викторины для школьников. В мире растений. Блиц «Такие разные растения»

Умственно отсталые школьники плохо понимают природу и явления окружающего мира. Поэтому для учащихся классов со сложным дефектом в школьную программу включены такие предметы как мир животных и мир растений. Цель данных предметов научить школьников классифицировать по видам животных и растений, закрепить и расширить знания о животных и растениях, привитие интереса к животному и растительному миру.

Ознакомление с жизнью животных и растений учащиеся получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе. Необходимо изучать наиболее типичных представителей растительного и животного мира. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют к деятельности. А также способствуют коррекции личности школьника.

Предлагаемая игра-викторина позволяет увидеть любопытное и удивительное в самых простых и знакомых вещах и предметах, развить познавательный интерес к биологии, расширить знания о практическом значении растений в жизни людей, позволяет проявить себя в командном первенстве.

Цель: проведение турнира по предмету “Мир растений”.

Задачи мероприятия:

– проверить и углубить знания детей о растениях;
– помочь детям вспомнить уже известных растения разных ярусов.
– развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию;
– помочь детям учиться работать в команде.

Оборудование:

  • Компьютерная техника.
  • Презентация.
  • Листовые пластины деревьев и шишки.
  • Муляжи грибов.
  • Картинки с цветами, кустарниками.
  • Настоящие ягоды для угощения.
  • Макет телевизора.

Ход мероприятия

Ведущий: Как называется наука, изучающая растения (ботаника). Сегодня мы проведём викторину и узнаем, как хорошо вы знаете растения нашего края.

Какие самые высокие растения? (Деревья.)

1-й тур – деревья.

а) Цель: Определить дерево по листовой пластине, шишкам.

Деревья – самые высокие и крупные растения.

б) Цель: Назвать плодовые деревья.

Яблоня, груша, слива, вишня, черешня, облепиха

Ведущий: Многие растения исчезают с нашей планеты. И они занесены в “Красную книгу”. “ Красная книга” пришла сегодня в гости, что бы ещё раз напомнить о том, что нужно беречь природу.

Красная книга:

Я– Красная книга.
Красный цвет – сигнал запрета,
Понятный людям всего света.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Ведущий: А теперь вспомним кустарники.

2-й тур – кустарники .

Цель: чтение детьми стихотворений наизусть, угощение гостей плодами с куста.

Ведущий: В чём отличие от деревьев? В отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много. Многие кустарники – ценные ягодные (крыжовник, смородина), орехоплодные (лещина) и декоративные (шиповник, сирень, чубушник) растения.

Что за куст растет, друзья?
Подойти к нему нельзя:
Весь в иголках и шипах-
Укололись дети “Ах!”
Вот лекарственный полковник –
А зовут его – шиповник!
И плоды его, ребята,
Витаминами богаты,
Кто настой из них попьёт –
Очень долго проживёт!

Сирень. (Маршак Самуил.)

Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый – сиреневый – день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти……….

Малина. (А. Тесленко.)

Ягодка зернистая
Смотрит прямо в рот.
Очень замечательный
Из неё компот.
Нежная и сладкая
Вовсе не калина.
На кустах колючих
Выросла малина.

Калина. (Антон Рысаков .)

Возле дома куст растёт,
Белым цветом он цветёт –
Будут ягоды на нём,
Осенью их соберём.
Хоть на вкус и не малина,
А полезная калина.

Смородина. (Л. Зубаненко.)

Красная, чёрная, белая
Манит смородина спелая.
Ягоды соком наполнились,
Солнечной краской окрасились
Птички слетаются шустрые,
Ягодки ранят упругие.
Чёрная, красная, белая
Вздыхает смородина спелая:
– Если меня не сорвёте,
Осыплюсь, потом не найдёте.

Очень густо орешник растёт,
Незаметно он цветёт,
А когда приходит лето
мы едим его конфеты
Не в бумажке, а в скорлупке,
Берегите, детки, зубки.

Ведущий: А теперь вспомним растения, которые растут низко над землёй.

3-й тур – злаки, цветы, грибы.

а) Цветы.

Цель: отгадать загадки и цветок прикрепить к ватману (засади поле цветами).

Самые красивы растения нашей планеты – цветы . Ни один праздник, ни одно торжественное событие не обходится без цветов. Даже самый скромный цветок оживит и украсит комнату. Давайте соберём букет, отгадав загадки.

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик.)

Маленький крошка
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел.
(Мак.)

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик.)

Белая корзинка –
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка.)

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис.)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василёк.)

б) Злаковые.

Цель: определить крупы и назвать растения, из которых их получают.

а) Гречневая.
б) Манная.
в) Рисовая.
г) Пшённая.
д) Геркулесовая.
е) Перловая

Ответ: а) гречиха; б) пшеница; в) рис; г) просо; д) овёс; е) ячмень.

в) Грибы в корзине (кроссворд).

Цель: отгадать загадки и мы узнаем, какие съедобные грибы собраны в корзине.

Груздь.

Опечален очень груздь,
На груздя напала грусть.
Почему он грустный?
Потому, что вкусный!

Сыроежка.

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это...
(Сыроежки.)

Подосиновик.

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я....
Ответ: Подосиновик

Боровик.

Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый
Боровик

Рыжик.

К ёлке подойдём поближе.
Видим гриб… Да это рыжик!
Рыжий-рыжий, как морковка!
Рыжий, как лиса-плутовка!

Ведущий: А, сейчас, передача “Из жизни растений” (сценка).

Передача “Из жизни растений”.

Здравствуйте, –

В эфире передача “Из жизни растений” .

С Вами Татьяна

И Дмитрий –

Удивительные новости в мире растений.

Берёза – это символ России.

Ржаной хлеб считается питательнее и полезнее белого.

Роза – это королева цветов.

Чесноком можно лечить многие болезни, его добавляют в различные лекарства.

Малиновое варенье помогает при высокой температуре.

Самая крупная ягода – это арбуз.

Это были удивительные новости из жизни растений.

До новых встреч.

Окончание викторины. Учащиеся выстраиваются в ряд и по строчке наизусть называют стихотворение.

Мы растём, растём, растём!
Всё о мире узнаём.
Не обидим мы букашек,
Гнёзд не разорим у пташек,
Не сорвём прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеёк не замутим!
Значит, жизнь себе продлим!

Ведущий: Спасибо всем учащимся за турнир. Берегите природу!

Викторина «Мир растений» (5 класс)

Цели:

  1. Повторить и расширить знания учащихся о растениях;
  2. Развивать познавательные процессы, сообразительность и смекалку;
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Форма: внеурочное мероприятие.

Методы и приемы: викторина.

Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово учителя.

Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней,»- писал Л.Н. Толстой.

Сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие в мир растений. Растения – живые организмы, без которых невозможна была бы жизнь на нашей планете. Растений существует огромное множество, их можно встретить в любой точке земного шара. Как много загадок таится в растительном мире! И чтобы растения не исчезли с Земли, важно научиться их любить, знать и охранять.

Сегодня мы проведем викторину «Мир растений», которая поможет вам поближе узнать и полюбить природу. Викториной называется игра, заключающаяся в постановке вопросов и дачи на них правильных ответов. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество правильных ответов.

  1. Вопросы викторины.
  1. Назовите растения, которые не цветут. (папоротники, водоросли, мхи, плауны, хвощи, голосеменные)
  2. Банан – дерево? (нет, трава)
  3. У какого овощного растения съедобны цветки? (цветная капуста)
  4. У каких растений цветки ныряют под воду? (кувшинка, кубышка)
  5. Название какого растения означает «человек – корень»? (жень - шень)
  6. Какие дрова самые жаркие? (дуб, береза)
  7. У какого цветка множество названий: ветродуйка, пустодуйка, летучка, пухлянка… (одуванчик)
  8. Какое растение индейцы называли «след белого человека»? (подорожник)
  9. Где мочало берет начало? (в липе)
  10. Не жар, не огонь, а возьмешь в руки - опалит (крапива)
  11. Какая ягода бывает черной, белой, красной? (смородина)
  12. Какое растение называют цветком Солнца? (подсолнечник)
  13. Растет ли дерево зимой? (нет, замирает)
  14. Чертово яблоко (картофель)
  15. Второй хлеб человечества (рис)
  16. Самый сладкий злак (сахарный тростник)
  17. Абрикос сушеный с косточкой (урюк)
  18. Половинки сушеного абрикоса (курага)
  19. Земляной орех (арахис)
  20. Детская конфета и растение (ирис, барбарис)
  21. Символ России (береза)
  22. Дерево, из которого изготовлена палица Геракла (олива)
  23. Медовое дерево (липа)
  24. Северный шелк (лен)
  25. Самое высокое дерево (эвкалипт)
  26. Царский желудь (грецкий орех)
  27. Что означает «плачь» берез весной (начинается сокодвижение)
  28. На зеленом шнурочке белые звоночки (ландыш)
  29. Сушеный виноград без косточек (киш- миш)
  30. Этот цветок – отличный медонос, из корней его варят кофе, из листьев – салат, из цветков – варенье (одуванчик)
  1. Подведение итогов.

Объявляются и поощряются учащиеся, давшие наибольшее количество правильных ответов.

Екатерина Ищенко
Викторина по лекарственным растениям «Какие цветы нас лечат?»

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Тема : «Какие цветы нас лечат .

Форма работы : викторина .

Воспитатель :

Ищенко Е. Е,

вторая реабилитационная группа

Целевая аудитория : несовершеннолетние 7 – 13 лет.

Форма и методы работы : упражнение, рассказ воспитателя, чтение стихотворения, беседа, викторина , презентация слайдов, блиц-опрос.

Цель

Задачи :

лекарственных растениях .

лекарственных растений

Ожидаемый результат : знание детей лекарственных растений , умение применять их с целью оздоровления организма, бережное отношение к природе родного края.

Оборудование : фишки красного и зелёного цвета , жетоны-цветочки , презентация слайдов, грамоты.

1. Начало занятия – упражнение «Давайте улыбнемся!» .

2. Вводная часть – деление на команды, рассказ воспитателя, чтение стихотворения.

3. Основная часть – беседа, викторина , презентация слайдов.

4. Заключительная часть – чтение стихотворения, подведение итогов, награждение победителей, блиц-опрос, рефлексия.

Викторина «Какие цветы нас лечат .

Цель : развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Задачи :

1. Уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях .

2. Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

4. Совершенствовать диалогическую речь, как средство общения,

обогащение природоведческого словаря.

Оборудование : красные и зеленые фишки, презентация «Какие цветы нас лечат » , вопросы для викторины , тексты стихотворений.

Ход занятия.

1. Начало занятия. Упражнение «Давайте улыбнемся!» .

2. Вводная часть.

Дети делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета .

Подготовка к восприятию материала.

Рассказ воспитателя :

Замечательное богатство, которым наделена наша планета – природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться их красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.

Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.

И растения , и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без них?

Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.

Чтение стихотворения :

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать ,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства .

Растения – постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства . В нашей местности тоже растут лекарственные растения . Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство . Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен . Растения , которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений , человек научился выращивать.

В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений . Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов .

Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали , наблюдая за животными.

Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.

3. Основная часть.

Воспитатель :

Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать ?

Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?

Давайте вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.

(Проведение викторины «Какие цветы нас лечат среди двух команд :

Чтобы начать викторину , необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.

(Совещание команд, выбор названия, капитанов) .

Воспитатель : ответы на вопросы викторины поочередно , получение жетонов – цветочков за правильные ответы.

Задания для викторины :

1. Это лекарственное растение растет у дорог , его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?

(Слайд 2) Ответ : Подорожник

2. Какое растение получило название «мяун-трава» ?

Какое лекарство из него изготавливают?

(Слайд 3) Ответ : Валериана. Сердечные капли.

3. Какая ягода заменит лимон?

(Слайд 4) Ответ : Клюква, в ней есть лимонная кислота.

4. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Слайд 5) Ответ : Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи - хорошее средство от кашля.

5. Это растение , с шипами и красивыми цветами , придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

(Слайд 6) Ответ : Шиповник.

6. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.

(Слайд 7) Ответ : Чистотел большой.

7. Какое растение поможет укрепить волосы?

(Слайд 8) Ответ : Лопух большой, крапива двудомная

8. О каком растении в народе говорят : «Оно одно семерых врачей заменит» . Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.

(Слайд 9) Ответ : Крапива двудомная

Почему крапива жжется?

Ответ : В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.

9. Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке,

Если случится тебе простудиться :

Привяжется кашель, поднимется жар -

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Слайд 10) Ответ : Нивяник обыкновенный.

10. Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.

(Слайд 11) Ответ : Сфагнум.

11. Целебное растение из Южной Африки . Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке.

Другое его название столетник.

(Слайд 12) Ответ : Алоэ.

12. Быстро убивают вредные бактерии.

(Слайд 13) Ответ : Лук и чеснок.

13. Эти резные листочки лечат сердечко и почки .

Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.

(Слайд 14) Ответ : Петрушка.

14. Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа , кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение . Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.

(Слайд 15) Ответ : Герань.

15. Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах) . Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.

(Слайд 16) Ответ : Каланхоэ перистое.

16. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. (Слайд 17) Ответ : Мята.

17. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды – летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.

(Слайд 18) Ответ : Лиственница.

18. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

(Слайд 19) Ответ : Плоды чёрной смородины.

4. Заключительная часть.

Воспитатель :

Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений . Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.

В зарослях лесных,

В полях и на лугах,

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила.

Для всех, умеющих

Их тайну разгадать.

(Подведение итогов викторины , вручение грамот игрокам победившей команды).

Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям , которые нас лечат , но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома…

…Давай пройдёмся

медленно по лугу

И «здравствуй!»

скажем каждому цветку .

Я должен над цветами

наклониться

Не для того, чтоб рвать

или срезать,

А чтоб увидеть

добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Самед Вургун

Блиц - опрос

Для чего необходимы человеку лекарственные растения ?

(Для поддержания здоровья.)

Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё ?

(Корни, листья, цветы , побеги, плоды, кора, почки.)

Что можно приготовить из лекарственных растений ?

(Отвары, настои, соки, мази, порошки.)

В какое время суток собирают лекарственные растения ?

(Утром, когда обсохнет роса.)

Как нужно сушить лекарственное сырьё ?

(В тени, в проветриваемом помещении.)

Все ли растения являются лекарственными ?

(Нет.)

Где можно хранить лекарственное сырьё ?

(В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.)

Где можно собирать лекарственные растения ?

(Вдали от дорог)

Сколько листьев можно обрывать на растении ?

Лидия Азатовна
Викторина «Растительный и животный мир земного шара»

Цели:

1. Формировать у учащихся познавательный интерес.

2. Развивать любознательность, познавательную активность.

3. Расширять знания о жизни животных, растений.

4. Воспитывать любовь к живой природе.

Оборудование: мешочек из ткани, карточки с числами, иллюстрации животных, иллюстрации растений.

Представители от 4-х классов сидят по группам, по 5 человек в каждой группе.

Ход викторины

Ведущий представляет жюри:.

1. Разминка.

Ведущий задает одинаковые вопросы всем группам. Группа, которая быстрее поднимет руку и ответит на вопрос, получает 1 балл.

Растительный мир

1. Какое растение называют символом мира? (Оливу)

2. Какое растение называют символом солнца? (Лотос)

3. Какое растение называют «золотым» яблоком? (Помидор)

4. Какое дерево самое высокое в мире? (Эвкалипт)

5. Какое растение самое толстое? (Баобаб)

6. Какое растение самое длинное? (Ротовые пальмы – 400 м)

Животный мир.

1. Кто бегает быстрее всех? (Гепард)

2. Кто плавает быстрее всех? (Рыба-меч)

3. Какая птица летает быстрее всех? (Стриж)

4. Кто «дышит» одной ноздрей? (Кит-кашалот)

5. Кто слышит ногами? (Кузнечик)

6. Какое животное имеет в окраске только два цвета? (Зебра)

7. Какое животное всегда с сумкой? (Кенгуру)

8. Кто всегда поет на одной ноге? (Комар)

2. Графический диктант «Животные тундры».

Команда выбирает одного представителя. Если учащиеся согласны с высказыванием, ставят +, нет -. (10 баллов)

1. В тундре водится небольшой по размеру грызун – лемминг.

2. Белая куропатка – хищная птица.

3. Белая сова – растительноядная птица.

4. Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре.

5. Песцы питаются леммингами.

6. Дикий северный олень питается ягелем.

7. Летом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма.

8. Полярные волки в основном охотятся на больных оленей.

9. Плотное оперение белой совы защищает ее от ледяных ветров.

10. Кулики и утки питаются растениями и насекомыми.

О т в е т ы: + -- + + + - + + +.

3. Волшебный мешочек.

Каждая команда вытаскивает из мешка карточку с номером. Ведущий зачитывает описание животного под этим номером. Дети должны узнать животного. (1 балл)

1. Он – полярный житель. Этот великан – близкий родственник тюленя. Он большой и сильный, и мало кто решается нападать на него. У него два длинных клыка, которые он использует при драках, чтобы выбраться на лед для отдыха. А, кроме того, клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержание. (Морж) .

2. Он питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, ему приходится пробивать лед головой, иначе задохнется. (Тюлень) .

3. Он – огромный зверь, длиной до 3 м и весом до 1000 кг, может бегать со скоростью 40 км/ч. Хорошо плавает, загребая своими огромными лапами, он охотится не только в воде, но и со льда. Не только силен, но и терпелив. Иногда подолгу сидит у лунки, поджидая тюленя. Когда тюлень всплывает, хищник хватает его. А весной, когда лед начинает подтаивать и ломаться, зверь, ныряя среди плавучих льдин, подплывает под льдину, сильно накреняет ее так, что находящиеся на ней тюлени соскальзывают в воду, и тогда хищник убивает их одним ударом мощных лап. (Белый медведь) .

4. Пасть его огромна. Кажется, кого угодно проглотит. А на самом деле он питается крохотными рачками. За сутки он съедает две-четыре тонны пищи. (Полярный кит) .

Ведущий. Великий сказочник Г. -Х. Андерсен сказал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Сегодня мы будем говорить о цветах. Поиграем в игру «Садовник» Она начинается так: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» В течение минуты вы должны перечислить названия цветов. Названия не должны повторяться, а последний, назвавший цветок выигрывает.

Правильный ответ – 1 балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

4. Вопросы викторины.

Группа которая быстрее поднимет руку и ответит на вопрос, получает 1 балл.

1. Как называется первый весенний цветок? (Подснежник)

2. Как называют подснежник другие народы мира? (Англичане – снежной каплей, французы – снегосверлителем, чехи – снежинками, испанцы – белым цветком, немцы –снежным колокольчиком, болгары – задирой.)

3. Назовите ранние весенние цветы. (Мать -и- мачеха, пролеска, прокусы, сон – трава, барвинок, фиалка, маргаритка, незабудка, нарцисс, тюльпан, гиацинт, ландыш.)

4. Какой цветок в переводе с латинского языка называется синий? (Василек.)

Ведущий. В Древнем Риме василек назывался цианус. Существует древняя легенда о происхождении названия этого цветка. В Древнем Риме жил юноша, которого звали Цианус. Юноша очень любил синий цвет: он носил синюю одежду, любил синие цветы, из которых плел венки и гирлянды. Как – то на хлебном поле среди сорванных синих цветов юношу нашли мертвым. Богиня флора вдохнула жизнь в мертвое тело, превратив юношу в василек.

Какие синие и голубые цветы вы знаете? (Василек, лен, незабудка, колокольчик, фиалка, барвинок, адонис.)

Ведущий. В каждом цветке живет поэзия. Поэтому стихов и песен о цветах немало. Приведите примеры песен о цветах.

Какие цветы являются символами государств?

Россия – ромашка. Украина – подсолнух.

Беларусь – цветок льна. Болгария – роза.

Индия - лотос. Япония – хризантема.

Китай – пион. Голландия – тюльпан.

Франция – лилия. Англия – маргаритка.

Ирландия – клевер. Италия – гвоздика.

Швеция – василек.

Ведущий. Интересна и неповторима живая природа. И самое большое чудо в ней – цветы, изумительные ее творения. Мир цветов таинствен и чудесен. Тысячи цветов украшают нашу планету. Однако многие цветы наших лугов и лесов занесены в тревожный список охраняемых растений Красной книги.

Какие цветы занесены в Красную книгу? (Кувшинка, ландыш, подснежник, колокольчик, незабудка.)

Ведущий. Говорят, кто выращивает цветы, тот приносит радость и себе и людям. Давайте дарить цветы людям и друг другу!

5. Найди слово.

Командам дается карточка со словом викторина, надо найти как можно больше слов в этом слове. (Слово – 1 балл)

6. Итоги викторины.

Жюри подводит итоги викторины.

Награждение участников.

Викторина «Эти удивительные растения» Ифутина Л.Н. 3А класс

Цели: Воспитывать бережное отношение к миру растений, обогащать знания детей о живой природе, развивать у детей потребность в чтении познавательной и справочной литературы, воспитывать сдержанность и чувство такта по отношению к другой команде.

Оборудование: Картинки растений, муляжи фруктов, кроссворд, цветик-семицветик.

Ведущий: Природа удивительна и разнообразна. Восхитительными созданиями природы являются растения. Вы не раз с замиранием сердца рассматривали их удивительную окраску, любовались их причудливыми формами, восхищались неповторимым ароматом.

Сегодня мы с вами поговорим о растениях. Поэты всех времён восхваляли их в своих стихах. Послушаем их. (Дети читают стихи.)

С.Баруздин «Подорожник»

Есть множество цветов

Красивых, осторожных,

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

Ему, быть может,

И трудней расти,

Но всё же он с людьми

Находится в пути.

Т.Белозёров «Кувшинка»

Тишина. Лишь кое-где

Скрипнет камышинка.

Спит на розовой воде белая кувшинка.

Спит и видит, что не спит,

А за стаей вольной

Белой уточкой летит

Над водой раздольной.

З.Александрова «Ромашки»

Маленькое солнце на моей ладошке,-

Белая ромашка на зелёной ножке.

С белым ободочком жёлтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки.

Зацвели ромашки-наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, вазе или чашке

Весело теснятся крупные ромашки.

В.Товарков «Сирень»

Цветёт сирень, благоухает.

Посёлок дачный весь в цвету.

И пруд тенистый отражает

Лиловых гроздьев красоту.

Сирень вокруг, сирень над нами.

Как будто бы издалека

На нас плывут между домами

Сиреневые облака.

Ведущий: Сейчас мы проведём викторину «Эти удивительные растения». Слайд 1. У нас две команды: «Колокольчики» и «Розочки».

1 конкурс «Легенды о растениях»

Растения с давних пор были помощниками и друзьями человека. О них сложено немало легенд. Вы должны отгадать название растения, а я расскажу о нём легенду.

1. Этот цветок похож на перевёрнутый головной восточный убор. (тюльпан)

Существует легенда, что в бутоне жёлтого тюльпана будто бы заключено счастье. До него никто не мог добраться. Не было силы, которая бы открыла бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Малыш вырвался из рук матери, подбежал со звонким смехом к цветку, и бутон раскрылся. И к людям пришло счастье.

2. Этот цвеок называют сестрой милосердия.В народе- поповник, белоголовник, Иванов цвет. Считается национальным цветком России.(ромашка)

Есть предание: стоит будто бы весеннему солнцу притронуться к снежинкам, как они превращаются в милых ромашек. А отшумит лето, отдохнёт осень- ромашки снова снежинками станут. Закружатся, запляшут волшебной метелью. Так и живут, не расставаясь с людьми!

3. В народе цветок называют бобыльником, переполохом, звоновой травой. Хлеборобы не очень любят этот цветок, так как он- сорняк.(василёк)

Полюбили друг друга Русалочка и красивый парень Василий. Да не сложилось у них счастье. Русалочка не могла жить без воды, а Василий без земли.И превратила Русалочка своего любимого в голубой цветок. Думала, что пойдут дожди и унесут цветок в водную пучину. Но Вася-Василёк пустил крепкие корни. Так и живёт на земле.

4. Цветок неприхотливый до крайности. Ему и обочина дороги подходит, и лесные опушки, и сады.и огороды он не обходит. В народе его называют «теремок», «пухлянка».

(одуванчик)

Однажды Солнце взмахнуло рукавом, и брызнули на Землю золотые одуванчики. И весело стало на Земле. А.Зима рассердилась на Солнце, махнула рукавом и запорошила весёлые огоньки снегом. С той поры братцы-одуванчики и щеголяют: сначала в жёлтом платье,потом в пушистой шубке. Слайд 2.

Музыкальная пауза (песня «Волшебный цветок»)

2 конкурс «Доскажи словечко»

1.Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица;

Что это за диво?

Это же….(крапива)!

2.Не видна из грядки,

Играет с нами в прятки.

И никто бы не нашёл,

Да гляди, торчит хохол!

Потяните крепко,

Вятащится…(репка)

3.Набирай скорее в миску

Краснощёкую …(редиску)

4.Золотой и молодой За неделю стал седой. А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший…(одуванчик)

5.Захотелось плакать вдруг-

Слёзы лить заставил …(лук)

6.Под кустом копнёшь немножко-

Выглянет на свет …(картошка)

Физминутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Потянулся, встрепенулся,

Вдруг вспорхнул и полетел.

3 конкурс Кроссворд

4

По горизонтали:

1.У какого растения молодые листья завёрнуты, как улитка? (папоротник)

2.О каком дереве говорят «могучий», «богатырский»? В благоприятных условиях доживает до 1000 лет.(дуб)

По вертикали:

3. У какого дерева даже в самый жаркий день кора остаётся прохладной? (берёза)

4.Сок, какого растения закапывают в нос при насморке? (алоэ)

5.Название какого цветка в переводе с греческого означает «звезда»?

6.У какого дерева осенью листья красные? (клён)

7.Растение с жёлто-коричневыми или сине-фиолетовыми цветами. Название в переводе с греческого означает «радуга». (ирис)

8.У какого растения вместо листьев колючки? (кактус)

Физминутка «Цветы»

(Дети изображают розу, рогоз, василёк, тюльпан, ромашку.)

4 «Конкурс капитанов»

Игра «Выбери нужное слово»

1.Какое из этих комнатных растений похоже на дерево?

Фиалка, традесканция,фикус, хлорофитум.

2.Из какого дерева делают спички?

Дуб, осина , берёза,сосна.

3.Какое комнатное растение своим резким запахом отпугивает моль?

Декабрист, папоротник, кактус, герань .

4.Как называют дикую розу?

Шиповник , пион, флокс, хризантема.

5 конкурс Сказочный»

Помните слова из сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик»?

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по - моему вели!

Цветик-семицветик перед вами. Он поможет вам вспомнить, в каких сказках встречаются цветы.

(Дети из каждой команды отрывают по очереди лепесток, читают задание на обратной его стороне и называют сказку.)

1. Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок. Только она его посадила, зёрнышко сразу дало росток, а из ростка сразу вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан. (Г.Х.Андерсен «Дюймовочка») Слайд 3.

2. Из ларца достали чудесную розу.

Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.

Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая! (Г.Х.Андерсен «Свинопас») Слайд 4.

3. На пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струя бежит. (Аксаков «Аленький цветочек») Слайд 5.

4. Старушка повела девочку всвой цветник. У девочки разбежались глаза. Тут были цветы всех стран и всех времён года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом её уложили в чудесную постель с красными шёлковыми пушинками, набитыми голубыми фиалками. (Г.Х.Андерсен «Снежная королева») Слайд 6.

5. Чтобы передохнуть, мальчик вылезна большой лист водяной лилии. Сел на нём, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами: «Дайте поесть чего-нибудь, лягушки!»

(А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино») Слайд 7.

6. Сейчас же беги к человеческим хижинам в долину и возьми кусочек красного цветка, который они хранят там. Тогда у тебя будет более сильный друг, чем я. Он хранится в ма- леньких горшочках, и его боятся все звери. (Р.Киплинг «Маугли») Слайд 8.

7. Старуха обращается к падчерице:

Что, отдохнула? Обогрелась? Надо тебе ещё кое – куда сбегать.

Куда же это, далеко?

В лес, за подснежниками. (С. Я.Маршак «Двенадцать месяцев») Слайд 9.

6 конкурс «Что где растёт?»

(На доске 2 столбика слов. Нужно соединить стрелками название растения и место его произрастания.)

астра на болоте

овёс на лугу

колокольчик в огороде

камыш в саду

укроп в лесу

ландыш в поле

Ведущий : - Ребята, все вы знаете и любите растения. Но нужно не только знать и любить, но и охранять эти удивительные создания природы! Слайд 10. это удивительное растение только при достижении 150 ... 2015 учебном году Сроки проведения викторины Викторина «Зеленая академия» проводится в...

  • Викторина по математике для 9-х классов к "Неделе математики"

    Викторина

    Классов к "Неделе математики" План проведения викторины : Приветствие команд: а) эмблема; б) ... домашних. Но даже из этого удивительного для нас соединения дарований... ? 1-й: Окружающий нас мир. Животных, растений . 2-й: Они реально существуют? 1-й: Да...

  • Викторина «Удивительные открытия и изобретения человечества»

    Викторина

    Движения планет, открытие клеточного строения растений , пересадка сердца… Великие изобретения и открытия... в энциклопедиях. Именно этим вопросам и будет посвящена наша викторина ; таким, как: 1. Удивительные изобретения человечества...

  • Викторина по физике, истории, литературе, обж, биологии «Что? Где? Когда?»

    Викторина

    Времени, отведенного на викторину , количества команд. Викторину можно использовать в... назад благодаря конкистадорам. Без этого растения не обойтись в парфюмерии, ... Кирпичин против знатоков. Это удивительное инженерное сооружение повергло противников...