Вегетативное размножение цветковых растений примеры. Биология в лицее. Специализированные органы вегетативного размножения

Вегетативное размножение - это размножение частями растений: побега, корня, листа, либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение - одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено половое размножение.

Сущность вегетативного размножения

В основе вегетативного способа лежит регенерационная способность растений. Этот тип размножения широко распространен в природе и часто используется в растениеводстве. При вегетативном размножении у потомства повторяется генотип родителя, что очень важно для сохранения признаков сорта.

В природе вегетативное размножение происходит корневыми отпрысками (вишня, осина, осот, бодяк), отводками (скумпия, дикий виноград), усами (земляника, лютик ползучий), корневищами (пырей, тростник), клубнями (картофель), луковицами (тюльпан, лук), листьями (бриофиллум).

Все естественные способы вегетативного размножения растений широко используются человеком в практике растениеводства, лесоводства и особенно садоводства.

Природные способы размножения

Размножение отводками применяют для выращивания смородины, ореха, винограда, шелковицы, азалии и др. Для этого одно-, двулетний побег растения наклоняют в специально вырытую канавку, пришпиливают и засыпают землей так, чтобы конец побега оставался над поверхностью почвы.

Можно и без канавки разложить побеги радиусами на выровненной поверхности почвы, пришпилить их и присыпать землей. Укоренение идет лучше, если под почкой делают надрезы коры. Приток к надрезам питательных веществ стимулирует образование придаточных корней. Укоренившиеся побеги отделяют от материнского растения и рассаживают.

Ягодные кустарники размножают также делением куста на несколько частей, каждую из них высаживают на новое место.

Корневыми отпрысками размножают розу, сирень, айву, рябину, боярышник, малину, ежевику, вишню, сливу, хрен и др. Специально травмируя корни, садоводы вызывают усиленное образование корневых отпрысков. Пересаживают их с частью материнского растения.


Искусственные способы

Черенками называют срезанные для этой цели части побега, корня, листа. Стеблевые черенки - одно-, двулетние побеги длиной 20-30см. Срезанные черенки высаживают в почву. На их нижнем конце вырастают придаточные корни, а из пазушных почек - новые побеги. Для повышения приживаемости перед посадкой нижние концы черенков обрабатывают растворами стимуляторов роста. Черенкованием размножают многие сорта смородины, крыжовника, винограда, роз и др.

Листовыми черенками размножают бегонии, узамбарские фиалки, лимон и др. Срезанный с черенком лист кладут нижней стороной на влажный песок, сделав на крупных жилках надрез для ускорения формирования придаточных корней и почек.

Корневые черенки - участки боковых корней длиной 10-20см заготавливают осенью, хранят в песке и весной высаживают в парники. Применяют для размножения вишни, сливы, малины, цикория, яблони, розы и др..


Размножение прививкой широко используют в садоводстве . Прививка - сращивание почки или черенка одного растения со стеблем другого, растущего в почве. Черенок, или почка, называется привоем, а растение с корнем - подвоем.

Окулировкой называется прививка почки с кусочком древесины. При этом на стебле одно-, двулетнего сеянца делают Г-образный надрез длиной 2-3см, горизонтальный - не больше 1см. Затем края коры осторожно отгибают, под кору вставляют глазок, обрезанный с кусочком древесины. Глазок плотно прижимают к древесине отворотами коры. Место прививки обвязывают мочалом, оставляя открытой почку. После срастания стебель подвоя выше глазка удаляют. Окулировку проводят летом и весной.

Копулировка - прививка однолетнего черенка с несколькими почками. В этом случае привой и подвой должны быть одинаковой толщины. На них делают одинаковые косые срезы. Привой прикладывают к подвою так, чтобы их ткани совпали (особенно важно совпадение камбия) и тщательно привязывают мочалом. При разной толщине подвоя и привоя делают прививку в расщеп, за кору, в прикладку и др.

Значение в сельском хозяйстве

Искусственное вегетативное размножение растений имеет большое значение в сельском хозяйстве. Оно дает возможность быстро получить большое количество посадочного материала, сохранять признаки сорта и размножать растения, не образующие семян.

Поскольку при вегетативном размножении происходит митотическое деление соматических клеток, потомство получает тот же набор хромосом и полностью сохраняет признаки материнских растений.

Размножение цветковых растений является воспроизведением разновидностями себе равных. Оно дает возможность поддерживать преемственность между различными поколениями и поддерживать количество популяций на каком-то определенном уровне.

Способы размножения растений

Самый простой способ получить красивую лужайку перед домом

Вы, конечно же, видели идеальный газон в кино, на аллее, а возможно, и на соседской лужайке. Те, кто хоть раз пытался вырастить зеленую площадку у себя на участке, без сомнений скажут, что это огромный труд. Газон требует тщательной посадки, ухода, удобрения, полива. Однако так думают только неопытные садоводы, профессионалы давно знают про инновационное средство - жидкий газон AquaGrazz .

Рассмотрим основные способы размножения растений.

Вегетативное размножение растений

Вегетативное размножение растений, сравнивая с таким способом размножения, как бесполое, возможно с помощью стеблей, листочков, почек и так далее. Вегетативное размножение растений должно осуществляться в благоприятных условиях: как и бесполое размножение.

Рассмотрим в таблице ниже, какой вегетативный орган использовать для размножения некоторых культур:

Бесполое

Бесполое размножение производится посредством спор. Спора является специализированной клеткой, которая прорастает без объединения с иными клетками. Они могут являться диплоидными и гаплоидными. Бесполое размножение возможно посредством жгутиков для передвижения. Бесполое может распространяться посредством ветров. Бесполое распространение – это самый распространенный способ размножения комнатных растений.


Размножение комнатных растений

Половое

Половое размножение растений имеет отношение к объединению особых половых клеток, которые называют гаметами. Гаметы бывают одинаковые и различные в морфологическом состоянии. Изогамия является слиянием одних и тех же гамет; гетерогамия является слиянием различных по габариту гамет. Для определенных групп растительности свойственно чередование поколений.

Виды размножения растений

Существуют следующие виды размножения растений:

Размножение делением

Этот способ очень известный и в то же время довольно надежный. Размножаются посредством деления кустистых корней посадки, которые могут вырастать от корневых побегов из спящих почек.

Деление куста

Для деления кустов потребуется нож, с помощью которого можно аккуратным образом разделить кустик на нужное число, однако, на каждой части должно быть не меньше 3 побегов либо почек. Затем все части нужно рассадить по емкостям и обеспечить необходимые для новых посадок условия роста. К тому же в некоторых случаях, чтобы получились новые корневые побеги, перед вегетационным периодом куст нужно подрезать, при этом нужно оставлять побеги лишь в центральной части растения. К концу летнего периода вырастают новые побеги, которые можно использовать для размножения.

Черенкование растений

Образование дочерней луковицы

Размножение комнатных растений также можно проводить с помощью еще одного способа деления кустов, только его отличие его в том, что он не является естественным вариантом размножения посадок.

Черенкование

Размножение с помощью черенков состоит в том, чтобы срезать со взрослых растений его черенков для укоренения и дальнейшего выращивания новых экземпляров растений - точной копии материнского. Исходя из того, какая часть растения применяется для черенкования, черенки бывают корневыми, стеблевыми и листовыми. Луковичные растения тоже можно так размножать.

Рассмотрим основные разновидности черенкования:

  1. Корневые черенки

Это хороший способ размножения для комнатных растений, в основном образующих новые побеги по бокам, которые произрастают у корней. Смысл метода заключается в том, что корневище растения делится на части, длина которых по 10 сантиметров. Области срезов обмакиваем древесным углем. Потом черенки нужно посадить в грунт в заранее изготовленные бороздки с маленьким уклоном вниз, при этом на основание необходимо нанести немного речного песка. Потом бороздки нужно засыпать песком, смешанным с грунтом.

Таким образом, выходит, что около корней располагается маленькая прослойка песка, которая облегчает адаптацию посадок. К тому же расстояние от корней до грунта не должно быть более трех сантиметров.

  1. Черенки со стеблей

Их можно получить посредством срезания маленьких стеблей растений, которые могут быть зелеными, полуодревесневшими и одревесневшими.

  1. Зеленые черенки

Зеленые черенки представляют собой новые побеги растения с зелеными стебельками, в основном у них точка роста и около 4 выросших листочков. Исходя из числа последних, рост побега может быть разным. Применять данный метод лучше весной или в начале лета, когда растение активно развивается. Для этого нужно срезать верхнюю часть побегов, которые имеют вышеупомянутые особенности. У различных растений период укоренения различный.


Зеленые чернки

Размножение с помощью отводок

Метод отводок состоит в том, что новые посадки вырастают посредством укоренения побегов при их развитии.

Воздушные отводки являются довольно эффективным методом увеличения числа посадок. Размножение таким способом подходит не для всех видов посадок. В основном его используют тогда, когда длина посадки оказывается достаточно большой.

Вначале нужно определить длину будущей посадки и подобрать соответствующий участок на стебле, освободить его от листочков и сделать пару надрезов около стебля в освобожденной территории. Затем на участке надреза нужно наложить мох либо почву для укоренения.

Интересным вариантом является пленка, которой покрывают пластиковый горшок. В центральной части его основания необходимо сделать дырки, равные диаметру стеблей, а потом распилить его на две части, таким образом, чтобы область распила имела место между дырками. Потом две части емкости нужно объединить на растении, таким образом, чтобы стебель был в этой дырке, и закрепить его. Обернуть с помощью мха область стебля, поместить в емкость, куда засыпаем легкий грунт. После всех вышеперечисленных моментов грунт постоянно нужно увлажнять, а когда побег начнет давать корни, стебель материнской посадки нужно обрезать под основанием горшка, а новую посадку пересадить в другую емкость для дальнейшего выращивания. Таким образом, можно размножать следующие растения: фикус, жасмин и драцену.

Урок биологии в 6 классе по теме "Вегетативное размножение цветковых растений"

Цель урока:

изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;

Образовательные задачи: 1) раскрытие значение понятий: черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой, выводковые почки, дочерние розетки, 2)рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.

Развивающие задачи: формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.

Воспитательные задачи: осуществление экологического, трудового воспитания;

Оборудование:

    ПК, презентация «Вегетативное размножение растений»,

    таблица «Вегетативное размножение растений»,

    различные комнатные растения (традесканция, фиалка, каланхоэ),

    клубни, луковицы,

    цветочные горшочки с почвой,

    сосуд с водой,

  • резиновые перчатки (для выполнения практических заданий),

    учебники, тетради,

Ход урока

I. Организационный момент .

Приветствие, отметка отсутствующих.

II. Проверка знаний. (Индивидуальный опрос) (Слайд 3 ) .

    На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений в зависимости от основных выполняемых ими функций? (На вегетативные и генеративные.)

    Какие органы являются генеративными? (Цветы, плоды и семена.)

    Какова их основная функция? (Размножение.)

    А какие органы являются вегетативными? (Корень, стебель, лист.)

    Какова их основная функция? (Обеспечение растения водой, органическими и минеральными веществами.

III. Изучение нового материала .

Проблемный вопрос: п очему растения, для которых характерен в основном неподвижный образ жизни, широко распространены по земному шару?

Актуализация знаний

Что характерно для всех живых организмов? (Размножение, т.е. способность воспроизводить себе подобных - важнейшее свойство всех живых организмов.)

Растения расселяются, занимают новые территории благодаря размножению; благодаря этому на Земле существуют миллионы лет растения, животные, грибы, хотя каждый организм живет ограниченное время.

А какие существуют способы размножения растений?

(Семенами – половое, вегетативными органами - бесполое).

Сегодня мы будем изучать бесполое размножение, и тема урока: “Вегетативное размножение цветковых растений”. (Слайд 1 ) Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Формулировка цели урока.

Способы вегетативного размножения цветковых растений.

(Объяснение учителя новой темы.)

Вегетативное размножение заключается в образовании новых особей из вегетативных органов. Имеет большое теоретическое и практическое значение. Широко распространено у дикорастущих растений, а также используется в сельском хозяйстве. В основе лежит регенерация, т.е. способность растений восстанавливать весь организм из какой-либо части. Вегетативное размножение можно подразделить на естественное (происходящее в природе без вмешательства человека) (Слайд 4) и искусственное , применяемое в практике растениеводства с использованием всех видов естественного вегетативного размножения, а так же особого приема – прививки (сращивания части размножаемого растения с соответствующим подвоем) (Слайд 5).

Естественное вегетативное размножение

Побегами, отделенными

от материнского растения: Надземными Корневищами: Луковицами:

ряска, элодея, традесканция ползучими пырей, хвощ, лук, тюльпаны,

ива побегами полевой, нарцисс, лилия

Клубнями: (усики, иван-чай

Отводками: картофель, плети)

пихта георгины. земляника,

костяника Зимующими почками:

Корневая поросль: пузырчатка, рдест,

тополь, осина, резак

Выводками почками: сирень, ежевика,

тонконог, очиток, кам- хрен.

неломка, каланхоэ (жи-

вороджение)

ИСКУССТЕННОЕ ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ

Клубнями: Луковицами: Делением Порослью: Отводками:

картофель лук, чеснок, куста: деревья и крыжовник,

лилии, нарциссы, флоксы кустарники, виноград,

амариллисы маргаритки, образующие шелковица,

пионы. корневую азалии.

ЧЕРЕНКАМИ

ПРИВИВКА

Стеблевыми: Корневыми: Листовыми:

виноград, малина, лимон,

смородина, вишня, бегония, Глазком Прививка в

розы, кры- слива, глоксиния, расщеп

жовник рябина фиалка узум- Прививка Копулировка

В тетрадях начертите таблицу из трёх колонок: способ размножения, примеры растений, рисунок. Её заполнение мы начнём на уроке, а закончите вы дома.

Вегетативное размножение растений

Способ размножения

Примеры растений

Способы вегетативного размножения цветковых растений:

1) клубнями
2) корневыми черенками;
3) корневыми отпрысками;
4) стеблевыми черенками;
5) отводками;
6) прививка почкой (окулировка) и т.д.

По ходу рассказа учителя :

    внимание учащихся акцентируется на основных понятиях : черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой (окулировка), привой, подвой (используется презентация);

    рассматривание иллюстраций в учебнике;

    учащиеся в тетрадях заполняют первые две графы таблицы (необходимые рисунки в третьей графе учащиеся выполняют дома).

Сообщение учителя :

Размножение отводками” (Слайд 6).

отводками традесканции , плющ .

Прививка почкой (окулировка)” (Слайды 7 и 8).

Следующий способ размножения является достаточно сложным и может быть выполнен при наличии необходимых навыков. Без него не обходится ни один садовод, поэтому следите за тем, в каком порядке проводятся действия и запоминайте названия.

Вегетативное размножение комнатных растений .

Сообщение учителя .

Каланхое (бриофиллум) размножается выводковыми почками . (Слайд 9). Они опадают с листьев, быстро укореняются, и вскоре вырастают дочерние растения.

Специальные приспособления для вегетативного размножения имеются у некоторых видов кактусов – это боковые побеги – “детки” . Иногда уже в раннем возрасте они бывают снабжены зачаточными корешками.

Комнатное растение циперус размножают делением взрослого растения на части . Взрослое растение острым ножом делят на несколько частей и каждую из них сразу сажают в отдельный горшочек. Но для этого растения существует ещё один интересный способ размножения: верхушку побега можно наклонить и опустить в стакан с водой. Через две недели растение готово к посадке в почву!

Комнатное растение хлорофитум размножается посадкой дочерних розеток , которые образуются на горизонтальных побегах, легко приживаются и быстро начинают расти как самостоятельные растения. (Слайд 10).

Многие растения укореняются при контакте стебля с почвой, т.е. размножаются отводками . Один из побегов пришпиливают и присыпают в средней части почвой. Лучшее время для отводков – начало периода активного роста. Таким способом размножают традесканции , плющ .

Один из самых распространённых способов размножения комнатных растений–черенкование . Чаще всего используют стеблевые или листовые черенки в зависимости от вида растения. (Слайды 11 и 12). Корневыми черенками комнатные растения практически не размножают. При размножении стеблевыми черенками можно использовать верхушечный черенок, тогда будет расти верхушечная почка. Но если черенок без верхушки, то он должен содержать хотя бы один узел (из междоузлия не вырастет новый побег). Черенок должен быть здоровым, без посторонних пятен, повреждений.

Черенки одних растений можно просто поставить в воду и подождать, когда появятся корни, а потом пересадить в землю. К таким растениям относятся фикусы , традесканции . Черенки других растений укореняются сложнее. Это, например, комнатные розы . Для их укоренения лучше использовать смесь песка и торфа.

Стеблевыми черенками размножаются также алоэ (столетник), монстера , толстянка (денежное дерево). Так размножается и комнатная лиана хойя . При этом на каждом заготовленном черенке должно быть не менее двух пар листьев. Срезать необходимо ниже узла, так как корни появляются на междоузлиях. Укореняется в воде и в смеси песка и торфа.

Другой разновидностью черенков являются листовые . Для листового черенка важно правильно определить его возраст. Если лист ещё совсем молодой, то все его силы уйдут на то, чтобы закончить рост. Если слишком старый, то может легко увянуть.

Листовыми черенками легко размножается популярное комнатное растение сентполия (узумбарская фиалка) . Весной или летом срезают лист с черешком длиной 2-3 см и помещают в воду или сразу в почву (при этом заглубляют на одну треть листовой пластинки). Через некоторое время вырастают миниатюрные розетки с листочками.

Листовыми черенками можно размножать бегонии , глоксинии , а также сансевиерию (щучий хвост) . Лист сансевиерии разрезают поперёк на несколько частей (длиной 5-7 см) и сажают с наклоном в слегка влажный речной песок или специальную смесь, поддерживая температуру воздуха 20-22 градуса..

Размножение растений с помощью видоизмененных побегов: клубней, луковиц и корневищ. (Слайды 13,14,15).

Таким образом, знание особенностей вегетативного размножения растений позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку.

IV. Закрепление (выполнение практических заданий по инструкции в параграфе 34).

Сообщение учителя .

Задание следующее: осуществите вегетативное размножение предложенных комнатных растений

Инструктаж по технике безопасности перед выполнением практического задания .

Комнатные растения растут в каждом классе и у многих дома. Как же их размножают?

Знание способов вегетативного размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве.

/Презентация с использованием материалов научно – исследовательской работы по экологии ученицы 9 класса Семеновой Виктории. 2014г./ (Слайды 16 - 19).

Для выполнения задания к специально подготовленному столу вызвать нескольких учащихся (по количеству представленных комнатных растений). Используя необходимое оборудование, ребята осуществляют размножение растений и называют используемый способ.

V . Подведение итогов урока.

У цветковых растений имеются специфические органы размножения (генеративные), то для чего же нужно вегетативное размножение?

(Ответы учащихся. Учитель подводит итог, систематизирует ответы учеников.)

При помощи вегетативного размножения многие растения способны быстро расселяться, захватывая новые территории, так как полученные вегетативно молодые растения обычно гораздо крупнее и сильнее проростков, образовавшихся из семян. Кроме того, при неблагоприятных условиях может быть затруднено образование цветков и плодов, а также вызревание семян.

V I . Домашнее задание .

    Завершить заполнение таблицы.

Цели урока:

  • изучить способы вегетативного размножения цветковых растений и научиться применять полученные знания на практике;
  • показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии.

Образовательные задачи:

  • раскрыть значение понятий: выводковые почки, дочерние розетки, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, луковица и её виды, корневище;
  • рассмотреть особенности вегетативного размножения комнатных растений.

Развивающие задачи:

  • развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ, обобщение), навыков работы с современным компьютерным оборудованием, с электронными источниками информации;
  • формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.

Воспитательная направленность урока:

  • осуществление экологического, трудового воспитания;
  • воспитание уважения к мнению окружающих людей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • презентация к разным этапам урока,
  • листы с заготовкой таблицы и схемы для ответов учащихся,
  • различные комнатные растения,
  • горшочки с землёй, пластилин, бумага, ножницы
  • сосуд с водой, луковицы чеснока и лука, скальпели, уголь,
  • шпатели (для выполнения практических заданий).

Ход урока

На разных этапах урока учителю помогают либо учащиеся данного класса, либо ученики старших классов. Они демонстрируют способы размножения, читают стихи (стихи автора разработки). Используя материал урока, можно создать презентацию по своему усмотрению. Рисунки взяты автором разработки с сайта files.school-collection.edu.ru

I. Организационный момент.

Приветствие, отметка отсутствующих, выяснение причины отсутствия.

II.

На прошлом уроке мы познакомились с понятием размножение и с основными видами размножения. Сегодня нам предстоит боле подробно изучить один из способов размножения – вегетативное. В ходе урока нам необходимо выявить положительные стороны данного способа размножения по сравнению с другими. И возможно мы найдём и минусы этого способа. Но сейчас вернёмся к материалу прошлого урока, к вашему домашнему заданию.

  1. Беседа по вопросам (фронтальный опрос). Что такое размножение? Для чего необходимо размножение?
  2. Заполнить схему “Способы размножения” (выдаются на листочках заготовленные схемы, нужно указать способы размножения и по 2 примера к каждому).
  1. Определить способ размножения по бумажной модели (или рисунку)
    А) Прямоугольник или квадрат разрезаем пополам (бесполое размножение).
    Б) Два полукруга разного цвета соединяем друг с другом (половое размножение).
    В) От квадрата отрезаем фрагмент (вегетативное размножение).

Каждый ответ обязательно комментируется учениками.

III. Изучение нового материала.

  1. Мы расскажем и покажем,
    Как размножать растения наши.
    Способов поверьте много,
    Но у всех одна дорога-
    Прибавлять собратьев ряд.
    Лучший будем выбирать.
  2. Решение вы найдёте сегодня на уроке, тема которого “Вегетативное размножение цветковых растений”. Открываем тетради, записываем число и тему урока.
    Давайте посмотрим на тему, которую записали, и разберём, что она означает. Начнём с конца.
    Какие растения являются Цветковыми? Как ещё их называют и почему?
    На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? Что относят к вегетативным, а что к генеративным органам?
  3. Способы вегетативного размножения цветковых растений.
    Вы уже почти всё знаете, осталось познакомиться с тем, какими способами осуществляют вегетативное размножение цветковых растений.
    Итак, начнём наш разговор о способе размножения черенком. (Помощник отрезает часть побега традесканции и ставит в стакан с водой)

Посмотри сюда дружок
Пред тобою черенок.
Стебель, почки и листочки,
Так и просятся в горшочек. (или в воду)

Совет: на черенке должно быть не менее 5 почек или листьев. Поместить черенок можно в воду или сразу в землю под углом 45 градусов.

Размножение стеблевыми черенками. Смородина. Ива, тополь, крыжовник

К сожалению, при размножении стеблевыми черенками не всегда удаётся легко получить новое растение: черенки являются очень уязвимыми, они могут загнивать, повреждаться болезнями и вредителями. Поэтому в садоводстве чаще применяют другой, более надёжный способ – размножение отводками.

Ветер ветку наклонил
И про ветку позабыл.
И на ветке от тоски
Появились корешки.

Размножение отводками. Смородина, крыжовник, роза, традесканция, плющ.

Можешь трогать коль не трус,
У клубники длинный ус.
Ты розетки отрезай.
И клубнику размножай.

Этот способ пригодится не только для размножения клубники, а правильнее сказать земляники садовой, но и для некоторых комнатных растений (камнеломка, хлорофитум). Помощник отрезает розетку с частью уса и ставит в воду или прикапывает в горшочек.

Помощник раздаёт ребятам пластилин и просит повторить за ним. Делает долинный жгут, а затем разрезает или разрывает его на небольшие кусочки.

Это не урок технологии. Вы сейчас разделили корневище! Всё так просто!

Что там в земле за усище?
Да это ж хрена корневище.

С помощью деления корневища размножаются многие дикорастущие растения, например крапива, мята, ирис, ландыш, пырей.

Угадайте о чём идёт речь?
Много глаз на клубеньках.
И они пока закрыты.
А откроются глазки,
Когда землёй будут прикрыты.

Конечно же, это размножение с помощью клубней. Так размножается картофель, топинамбур. Нужно помнить правило: чем больше глазков, тем лучше. Не делите клубень на множество частей.

Разберётся новичок,
Целый куст даёт листок.
Срежь листок и посади.
Новый кустик впереди!

Листовыми черенками (листьями) размножается много растений, но лучше всего этот способ подходит для бегонии, сенполии, сансевьеры.

Помощник срезает лист сенполии под углом 45 градусов. Поясняет, что срез необходимо подсушить на воздухе в течение 15-20 минут, а потом ставить в воду или помещать в грунт.

Они из долек состоят
Какие дружные семейки!
И друг за друга постоят,
Попробуй-ка, разбей-ка!

Луковицу дольчатую необходимо делить на дольки, для посадки отбираются наружные дольки. Делить нужно осторожно, не повреждая чешуек. Луковицу пластинчатую лучше не делить, но если в этом есть необходимость, то срез припорошить активированным углём для дезинфекции. Ученикам предлагается провести деление луковиц.

Куст огромный, куст могучий
Много места занимал.
Разделили на три части
Пока кустик наш дремал.

Куст необходимо освободить от верхнего слоя почвы и разделить, выбрав для этого путь минимального повреждения.

Сидели словно в клетке
На маме эти детки.
Вот это детки-экстрималы!
Прыжки, полёты всё им мало!

Такие детки называются выводковыми почками. Их имеют не так много растений. Самое известное – каланхоэ.

III. Закрепление.

Мы познакомились с основными способами вегетативного размножения растений. Есть ли у вегетативного способа преимущества над размножением семенами и наоборот? (обсуждение)

Ребята, вам выданы таблицы. Я предлагаю вам заполнить 1 колонку. 3 колонку заполним вместе (заполнение и осуждение)

Название способа

Названия растений

Домашнее задание. Заполнить вторую колонку таблицы. Повторить вопросы: способы размножения, строение растений, вегетативное размножение. Подготовка к тесту.