Паяльник не нагревается или не работает: как решить проблему. Пайка паяльниками. Паяльники периодического действия. Электрические паяльники Паяльник перегревается

Здравствуйте, уважаемые посетители! На связи Виталий, автор сайта сайт Сегодня, разбираем и ремонтируем паяльник для полипропиленовых труб от бренда «Wavin ekoplastik»

А случилось с ним следующие. Паяльник грелся, но не набирал нужной температуры, временами внутри был слышен звук искрящихся контактов.

Вот так и попал ко мне на ремонт паяльник, который по словам владельца, отказал на последней пайке. Требовался срочный ремонт инструмента, ведь хозяйка квартиры осталась с перекрытой водой и долго бы не продержалась сохранив спокойствие духа!)))

Быстрая навигация по статье

Wavin ekoplastik

Паяльник был от чешской компании Wavin ekoplastik, модель RSP 2a Pm. Справедливости ради нужно сказать, что паяльник интенсивно отработал уже не один год. И по словам владельца, является очень удобным для выполнения монтажных работ. Но рано или поздно всё выходит из строя и требует ремонта.

Итак, что там снаружи и внутри? Регулировка температуры паяльника реализована на микроконтроллере управлении. Работает связка- Датчик температуры, микроконтроллер, тиристорный ключ. Попутно реализована функция таймера, помогающая точно отсчитывать время нагрева полипропиленовых деталей в зависимости от их диаметров. Панель управления выглядит так.

Панель управления паяльника Wavin ekoplastik

А внутри это выглядит вот так: Не буду описывать процесс разборки, думаю это лишнее в данном случае, перейдём сразу к делу.


Плата управления паяльника

Если паяльник не нагревается, то для начала нужно выяснить в чём дело, в плате управления или дальше, в тэне? Для этого, соблюдая меры предосторожности, включаем паяльник в сеть и измеряем напряжение на выходе схемы управления.


Проверяем наличие напряжения, помня о мерах предосторожности.

Конечно, нет необходимости ждать полного нагрева и отключения при разобранном паяльнике. Это важно лишь в случае более полной проверки работоспособности электроники.

А пока просто выясняем причину, плата или тэн? Почему не греет? В моём случае напряжение было. И причина недостаточного нагрева была не в ошибке электроники.

Напомню, что в моём случае паяльник грелся, но никак не хотел набирать нужную температуру. Индикатор нагрева постоянно светился, а должно быт так: Период нагрева -Красный индикатор светится. Температура набрана — Красный индикатор мигает и затем полностью гаснет, до следующего подогрева.

Понятно, что причина кроется в цепях тэна и довольно быстро стало понятно в чём именно. Для этого пришлось ещё немного разобрать, нужно добраться под защитную решётку нагревателя. Теперь это выглядит вот так. А что там интересного?


Термопредохранитель открученный от тэна

Термопредохранитель

А из интересного там — Термопредохранитель! Именно он и мог быть причиной недогрева. Он находится под защитной решёткой, болтиком прикручен к нагревателю.

Его функция — Дополнительная защита. Хотя всё управление- нагрев, контроль, отключение и включение берёт на себя электроника, производители поставили дополнительную защиту. На тот случай если например тиристор пробьётся и тэн перестанет управляться контроллером.

Как это работает и почему сломалось

В случае поломки электроники, при достижении определённой температуры, биметаллические контакты предохранителя разомкнутся и отключат тэн не дав ему перегреться. Принцип работы как в утюге, если кто знаком, понимает о чём я.

Более детальная проверка показала, что так и есть, чутьё меня не подвело. Причина такой неисправности в следующем. По замкнутым контактам этого предохранителя, проходит довольно приличный ток. Под токовой нагрузкой, со временем контакты начинают греться, затем потихоньку подгорать — сильнее, сильнее и в конце концов их способность проводить ток становится хуже.

В результате, на тэн не передаётся достаточное для нормального нагрева количество энергии. Часть её теряется на вот этих подгоревших контактах, от этого они начинают греться ещё сильнее.

А помните, что происходит с нагревом термопредохранителя? С нагревом, его контакты стремятся разомкнуться. Всё это, только ещё сильнее ухудшает контакт в этой цепи или вообще его обрывает.


Термопредохранитель

Как починить?

Какой выход? Пытаться восстановить термопредохранитель — неблагодарное и бесполезное дело. Даже если это получится, то не надолго и вскоре вам придётся опять паяльник разбирать для повторного ремонта.

Заменить на новый? Это в идеале! Но где же его взять такой то? Поэтому, остаётся метод надёжный, но радикальный. Убрать его из цепи!

Задача в следующем. Нужно отсоединить клемму предохранителя (на фото чёрный провод) от контакта тэна.


Отключаем клемму

Можно конечно откусить от предохранителя и соединить с голубым чёрный провод с имеющейся клеммой, но это не лучший вариант, так как соединение со временем начнёт греться и к тому же его нужно заизолировать.

Но обычная изолента для этого не годится, потому как там сильный, естественный нагрев от тэна, она расплавится.

Лучше всего, обжать на голубом проводе новую клемму, в магазине электротоваров она стоит копейки. У меня были клеммы в изоляции, но я решил её снять так как не уверен, что она выдержит температуру. Лучше использовать те термоустойчивые кембрики, что и стояли на проводах.


Новая клемма

Подготавливаем провод и обжимаем на нём клемму, при отсутствии специальных для этого клещей, сделать это можно плоскогубцами, обжатие должно быть надёжным, провод не должен болтаться в клемме.


Готовим провод и клемму к обжатию
Готовый к подключению провод.
Провода подключены, можно собирать.

Ну что же, электрическая часть готова, осталось собрать всё в кучу и проверить.

Как закрепить провод при сломанном фиксаторе

Вот ещё подсказка как закрепит провод в корпусе при обломанном фиксаторе. См. фото ниже.


Обломанный фиксатор провода.

Идея в следующем, пластиковые хомуты туго затягиваем на кабеле. См. фото ниже.

Лишнее обрезаем, так что бы оставить на проводе достаточные для фиксации выступы.

Так провод будет прочно закреплён в собранном корпусе, к нему же, после сборки, изолентой можно зафиксировать и остальную часть, ту что в виде спирали.


Фиксатор кабеля из хомутов

Проверка показала, что всё полностью работоспособно.


Готово, можно пользоваться!

Надеюсь, кому то пригодится эта заметка о ремонте паяльника для полипропиленовых труб.

Дополнение

Читатели предоставили каталоги комплектующих и информацию о том, где можно разжиться запчастями. Каталогов два, отличаются производителем и годом выпуска.
Один из читателей успешно заказал детали после прямых звонков на фирму.

С его слов работают только с Юр. лицами. За доставку до транспортной компании заплатил 800Р.

Адреса, пароли, явки!

Компания BATH POINT

bathpoint.ru

Исправный паяльник готов к работе всего через пару минут после включения. Если время ожидания увеличилось или прибор вообще не достигает показателей, требуемых для работы с припоем, следует выяснить конкретную причину неисправности. Если при этом устройство функционирует (срабатывают переключатели, индикация), причину следует искать в неисправном нагревателе.

Как решить проблему

Современные устройства позволяют легко заменить сломанную деталь, а подобрать нужные комплектующие можно в интернет-магазине. Установка нового нагревательного элемента позволяет быстро решить проблему, почему паяльник не греется .

Если вы владелец советского инструмента, восстановить его функциональность будет сложнее. В таких моделях накал достигался благодаря намотанной на медный стержень нихромовой нити. Ремонт требует обновления намотки вручную. При активном использовании прибора проблемы с нагревом способны появиться из-за плохого контакта деталей, поэтому важно проверить качество соединений, при необходимости просто подтянуть крепления корпуса.

Паяльник перестал включаться

Если инструмент не подает «признаков жизни», а контакты жала в порядке, следует проверить наличие напряжения. Чтобы определить, почему паяльник не включается , прозвоните его провод – часто проблема кроется в заломах кабеля в месте соединения с корпусом или вилкой. Чтобы решить проблему, замените шнур полностью либо вскройте в месте поломки для наладки контакта. Дополнительно рекомендуется проверить исправность нагревателя.

Купить комплектующие для паяльников

В каталоге нашего интернет-магазина вы сможете подобрать

Электрический паяльник – это хорошо известный нагревательный прибор, предназначенный для соединения самых различных деталей из цветных или чёрных металлов.

Принцип работы инструмента основан на эффекте нагрева его рабочего наконечника (жала), расплавляющего припой с флюсом. Образовавшаяся при этом жидкая смесь заполняет все неровности и пустоты, имеющиеся между деталями, и образует после остывания надёжное соединение.

Но в процессе эксплуатации инструмент может сломаться, причём такая поломка проявляется в самых различных формах. Вот почему самостоятельный ремонт паяльника – обязательная операция, которую должен освоить любой работающий с ним мастер.

Для того чтобы качественно и быстро отремонтировать электрический паяльник своими руками, прежде всего, необходимо ознакомиться с его конструкцией, в состав которой входят следующие узлы:

  • электронагревательный элемент, размещённый на трубчатом основании из слюды или стеклоткани и изготовленный в виде витой спиралевидной обмотки;
  • ручка-держатель с отверстиями под трубчатое основание и электрический шнур;
  • рабочий наконечник, вставляемый с другого конца слюдяной трубки.

Поверх нихромовой проволоки делается ещё один защитный слой из слюды или асбеста, обеспечивающий снижение тепловых потерь и изолирующий спираль от металлических частей корпуса.

Концы обмотки сложены вдвое и соединены на пайку с медными проводниками электрошнура с вилкой на ответном конце. Для того чтобы они не могли случайно порваться – эти места усилены обжатыми под давлением алюминиевыми пластинками, отводящими излишки тепла от контактной зоны.

Для лучшей изоляции на участки соединения проводов надеваются специальные трубки (керамические или же из стеклоткани или слюды).

Электрическая схема

Для понимания основ ремонта паяльного приспособления желательно ознакомиться с его схемой, состоящей из ряда последовательно соединённых элементов. Она состоит из электрической вилки, соединительного провода (шнура) и нагревательной обмотки из нихрома.

Поскольку питание идет от переменной сети 220 В, то в цепь обычно встраивают преобразователь.

Напряжение

Одной из основных технических характеристик, учитываемых при необходимости отремонтировать паяльник, является подаваемое на обмотку напряжение. В различных моделях устройств оно может принимать следующие значения:

  • 220 Вольт (используется в большинстве отечественных моделей);
  • пониженные трансформатором питающие напряжения величиной от 12-ти до 42-х Вольт (для опасных условий работы);
  • 5-тивольтовое питание для , починить которые в домашних условиях совсем несложно.

Пониженные напряжения применяются в условиях, называемых опасными и особо опасными (при высоких уровнях влажности или запылённости помещения, например). Основная цель снижения этой величины – уберечь пользователя от поражения электрическим током.

Независимо от того, какая из этих моделей подлежит ремонту, способы её восстановления сводятся к простейшим рабочим операциям.

Мощность

Под электрической мощностью понимается отбираемая паяльником от сети энергия, определяемая как произведение напряжения на потребляемый ток.

Этот показатель непосредственно связан с рассеиваемой на жало тепловой мощностью, определяющей его эксплуатационные возможности. Чем больше этот параметр – тем лучше наконечник паяльника будет прогревать место пайки.

Величины рабочих мощностей для различных образцов изделий колеблются в очень широких пределах (от единиц до тысяч Ватт).

То есть существует выбор, когда для работы с мелкими деталями предпочтение отдаётся паяльным приспособлениям с малым потреблением и рассеиванием тепла. Ну а для случаев, когда приходится паять габаритные металлические изделия, наоборот, подходят только «мощные» устройства.

Учёт этого показателя в простейшем случае сводится к замене жала на более толстый наконечник или наоборот. При выходе из строя нагревательного элемента мощность учитывается при необходимости самостоятельной его перемотки и выборе требуемого количества витков.

Расчёт обмотки

Ремонт паяльника в большинстве случае сводится к процедуре, позволяющей перемотать сгоревшую обмотку из нихрома. При её замене важно правильно подобрать толщину и диаметр нихромовой проволоки, а также количество витков в спирали, определяющее выделяемую тепловую мощность.

При расчёте и выборе требуемого диаметра проволоки исходят из величины сопротивления нагревательной обмотки паяльника, которое, в свою очередь, определяется его рабочей мощностью (напряжением питания).

Для определения исходного показателя (сопротивления обмотки) используются специальные таблицы.

Таблица для определения сопротивления нихромовой спирали в зависимости от мощности и питающего напряжения электрических приборов , Ом
Потребляемая мощность
паяльником, Вт
Напряжение питания паяльника, В
12 24 36 127 220
12 12 48,0 108 1344 4033
24 6,0 24,0 54 672 2016
36 4,0 16,0 36 448 1344
42 3,4 13,7 31 384 1152
60 2,4 9,6 22 269 806
75 1.9 7.7 17 215 645
100 1,4 5,7 13 161 484
150 0,96 3,84 8,6 107 332
200 0,72 2,88 6,5 80,6 242
300 0,48 1,92 4,3 53,8 161
400 0,36 1,44 3,2 40,3 121
500 0,29 1,15 2,6 32,3 96,8
700 0,21 0,83 1,85 23,0 69,1
900 0,16 0,64 1,44 17,9 53,8
1000 0,14 0,57 1,30 16,1 48,4
1500 0,10 0,38 0,86 10,8 32,3
2000 0,07 0,29 0,65 8,06 24,2
2500 0,06 0,23 0,52 6,45 19,4
3000 0,05 0,19 0,43 5,38 16,1

По этим таблицам можно будет проверить правильность расчёта обмотки, чтобы в дальнейшем выполнить ремонт.

При фиксированном напряжении питания U и измеренном с помощью тестера сопротивлении нагревательного прибора R потребляемая им мощность P вычисляется по формуле P=(UхU)/R.

Возможные неисправности

Самой распространённой неисправностью паяльников (независимо от типа и мощности) является перегорание обмотки нагревателя или частичное межвитковое замыкание.

Она проявляется в том, что паяльник совсем не греется, то есть теряет работоспособность.

Как правило, замыкание отдельных витков со временем также приводит к сгоранию всей спирали, когда обычный ремонт уже не поможет, и надо полностью перематывать спираль. При самых благоприятных условиях отсутствие нагрева паяльника может быть связано со следующими причинами:

  • плохой контакт в месте соединения подводящего напряжение провода и концов обмотки (спирали);
  • неисправность сетевой вилки;
  • обрыв одной из жил в самом шнуре.

Все эти неисправности обнаруживаются посредством визуального осмотра, либо с помощью тестера, включённого в режим «Прозвонка», после чего производится ремонт.

Последовательность работ при ремонте

Для устранения обрыва в проводах или вилке сначала с помощью мультметра (тестера) выявляется точное место нахождения повреждения. И лишь после этого выбирается один из возможных способов ремонта паяльника.


Так, при обнаружении обрыва в подводящем проводе или вилке, эти части проще всего целиком заменить исправным изделием. Для этого удобнее просто нарастить неповреждённую часть, припаяв к ней новый сетевой шнур.

При наращивании подводящего провода особое внимание уделяется изоляции отдельных жил. Надёжнее всего защитить каждую из них поливинилхлоридной трубкой (кембриком).

В случае, когда сгорела обмотка паяльника – придётся вскрыть защитный кожух (крышку) и полностью разобрать нагревательный элемент, отсоединив его от питающих проводов.

При перемотке спирали необходимо внимательно следить за тем, чтобы соседние витки располагались на удалении один от другого, а между рядами намотки укладывалась слюдяная прокладка.


По окончании намоточных работ к концам нихромовой проволоки припаиваются, а затем обжимаются подводящие провода, после чего защитный кожух возвращается на прежнее место. На этом ремонт может считаться законченным.

Правила эксплуатации

При работе с электропаяльником во избежание случайных поломок отдельных частей необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Во время пайки следует избегать сильных механических нагрузок на шнур и электрический нагреватель устройства.
  2. Нельзя перегревать спираль паяльника (не оставлять его включённым на длительное время).
  3. Необходимо использовать регулятор мощности, позволяющий выбирать требуемый режим по нагреву жала.

В заключение отметим, что в процессе эксплуатации нужно следить за состоянием сетевого провода и не допускать его случайного повреждения от соприкосновения с раскалённым до высокой температуры жалом.

Если этого не удалось избежать – следует тщательно изолировать расплавленное место, надев на повреждённую жилу кембрик и замотав изолентой.

Простой ремонт поможет возобновить работу паяльника. Вообще же, благодаря несложному устройству, этот инструмент редко выходит из строя.

Электрический паяльник – это ручной инструмент, предназначенный для скрепления между собой деталей посредством мягких припоев , путем разогрева припоя до жидкого состояния и заполнения ним зазора между спаиваемыми деталями.

Как видите на чертеже электрическая схема паяльника очень простая, и состоит всего из трех элементов: вилки, гибкого электропровода и нихромовой спирали.


Как видно из схемы, в паяльнике отсутствует возможность регулировки температуры нагрева жала. И даже, если мощность паяльника выбрана правильно, то все равно не факт, что температура жала будет требуемой для пайки, так как длина жала со временем уменьшается за счет постоянной его заправки, припои тоже имеют разные температуры плавления. Поэтому для поддержания оптимальной температуры жала паяльника приходится подключать его через тиристорные регуляторы мощности с ручной регулировкой и автоматическим поддержанием заданной температуры жала паяльника.

Устройство паяльника

Паяльник представляет собой стержень из красной меди, который нагревается спиралью из нихрома до температуры плавления припоя. Стержень паяльника делается из меди благодаря высокой ее теплопроводности. Ведь при пайке нужно быстро передать жалу паяльника от нагревательного элемента тепло. Конец стержня имеет клиновидную форму, является рабочей частью паяльника и называется жалом. Стержень вставляется в стальную трубку, обернутую слюдой или стеклотканью. На слюду намотана нихромовая проволока, которая служит нагревательным элементом.

Поверх нихрома намотан слой слюды или асбеста, служащий для снижения потерь тепла и электрической изоляции спирали из нихрома от металлического корпуса паяльника.


Концы нихромовой спирали соединены с медными проводниками электрического шнура с вилкой на конце. Для обеспечения надежности этого соединения концы нихромовой спирали согнуты и сложены вдвое, что снижает нагрев в месте соединения с медным проводом. В дополнение соединение обжато металлической пластинкой, лучше всего обжим делать из алюминиевой пластины, которая имеет высокую теплопроводность и будет эффективнее отводить тепло от места соединения. Для электрической изоляции на место соединения надевают трубки из термостойкого изоляционного материала, стеклоткани или слюды.


Медный стержень и нихромовая спираль закрывается металлическим корпусом, состоящим из двух половинок или сплошной трубки, как на фотографии. Корпус паяльника на трубке фиксируется накидными колечками. На трубку, для защиты руки человека от ожога, насаживается ручка из плохо провидящего тепло материала, дерева или термостойкой пластмассы.


При вставлении вилки паяльника в розетку электрический ток поступает на нихромовый нагревательный элемент, который нагревается и передает тепло медному стержню. Паяльник готов к пайке.

Маломощные транзисторы, диоды, резисторы, конденсаторы, микросхемы и тонкие провода паяют паяльником мощностью 12 Вт. Паяльники 40 и 60 Вт служат для пайки мощных и крупногабаритных радиодеталей, толстых проводов и небольших деталей. Для пайки крупных деталей, например, теплообменников газовой колонки, потребуется уже паяльник мощностью сто и более Вт.

Напряжение питания паяльников

Электрические паяльники выпускаются рассчитанные на напряжение питающей сети 12, 24, 36, 42 и 220 В, и этому есть свои причины. Главной, является безопасность человека, второй – напряжение сети в месте выполнена паяльных работ. В производстве, где все оборудование заземлено и имеется высокая влажность, разрешено использовать паяльники напряжением не более 36 В, при этом корпус паяльника должен быть обязательно заземлен. Бортовая сеть у мотоцикла имеет напряжение постоянного тока 6 В, легкового автомобиля – 12 В, грузового – 24 В. В авиации используют сеть частотой 400 Гц и напряжением 27 В.

Есть и конструктивные ограничения, например, паяльник мощностью 12 Вт сложно сделать на питающее напряжение 220 В, так как спираль потребуется мотать из очень тонкого провода и поэтому намотать много слоев, паяльник получится большим, не удобным для мелкой работы. Так как обмотка паяльника намотана из нихромовой проволоки, то питать его можно как переменным, так и постоянным напряжением. Главное чтобы напряжение питания соответствовало напряжению, на которое рассчитан паяльник.

Мощность нагрева паяльников

Мощностью электрические паяльники бывают 12, 20, 40, 60, 100 Вт и больше. И это тоже не случайно. Для того, чтобы припой при пайке хорошо растекался по поверхностям спаиваемый деталей, их нужно прогреть до температуры чуть большей, чем температура плавления припоя. При контакте с деталью тепло передается от жала к детали и температура жала падает. Если диаметр жала паяльника не достаточный или мощность нагревательного элемента мала, то отдав тепло, жало не сможет нагреться до заданной температуры, и паять будет невозможно. В лучшем случае получится рыхлая и не прочная пайка.

Более мощным паяльником можно паять маленькие детали, но возникает проблема недоступности к месту пайки. Как, например, запаять в печатную плату микросхему с шагом ножек 1,25 мм жалом паяльника размером в 5 мм? Правда есть выход, на такое жало навивают несколько витков медного провода диаметром 1мм и концом уже этого провода паяют. Но громоздкость паяльника делают работу практически не выполнимой. Есть и еще одно ограничение. При большой мощности, паяльник быстро прогреет элемент, а многие радиодетали не допускают нагрева выше 70˚С и по этому, допустимое время их пайки составляет не более 3 секунд. Это диоды, транзисторы, микросхемы.

Ремонт паяльника своими руками

Паяльник перестает нагреваться по одной из двух причин. Это в результате перетирания сетевого шнура или перегорания нагревательной спирали. Чаще всего перетирается шнур.

Проверка исправности сетевого шнура и спирали паяльника

При пайке сетевой шнур паяльника постоянно изгибается, особенно сильно в месте выхода из него и вилки. Обычно в этих местах, особенно если сетевой шнур жесткий, он и перетирается. Сначала проявляться такая неисправность недостаточным нагревом паяльника или периодическим его охлаждением. В конечном итоге, паяльник перестает нагреваться.

Поэтому перед ремонтом паяльника нужно проверить наличие питающего напряжения в розетке. Если напряжение в розетке есть, то проверить сетевой шнур. Иногда неисправность шнура можно определить, плавно перегибая его в месте выхода из вилки и паяльника. Если паяльник при этом стал чуть теплее, значит точно неисправен шнур.

Проверить исправность шнура можно подключив к штырям вилки щупы мультиметра, включенного в режим измерения сопротивления . Если при изгибании шнура показания будут изменяться, то шнур перетерся.

Если обнаружилось что, обрыв шнура находится в месте выхода из вилки, то для ремонта паяльника достаточно будет отрезать часть шнура вместе с вилкой и установить на шнур разборную .

В случае, если шнур перетерся в месте выхода из ручки паяльника или мультиметр, подключенный к штырям вилки, при изгибании шнура не показывает сопротивление, то придётся разбирать паяльник. Для получения доступа к месту присоединения спирали к проводам шнура достаточно будет снять только ручку. Далее последовательно прикоснуться щупами мультиметра к контактам и штырям вилки. Если сопротивление равно нулю, то в обрыве спираль или плохой контакт ее с проводами шнура.

Расчет и ремонт нагревательной обмотки паяльника

При ремонте или при самостоятельном изготовлении электрического паяльника или любого другого нагревательного прибора приходится мотать нагревательную обмотку из нихромовой проволоки. Исходными данными для расчета и выбора проволоки является сопротивление обмотки паяльника или нагревательного прибора, которое определяется исходя из его мощности и напряжения питания. Рассчитать, какое должно быть сопротивление обмотки паяльника или нагревательного прибора можно с помощью таблицы.

Зная напряжение питания и измеряв сопротивление любого нагревательного электроприбора, например паяльника, электрочайника , электрического обогревателя или электрического утюга , можно узнать потребляемую этим бытовым электроприбором мощность. Например, сопротивление электрочайника мощностью 1,5 кВт будет равно 32,2 Ом.

Таблица для определения сопротивления нихромовой спирали в зависимости от мощности и питающего напряжения электрических приборов, Ом
Потребляемая мощность
паяльником, Вт
Напряжение питания паяльника, В
12 24 36 127 220
12 12 48,0 108 1344 4033
24 6,0 24,0 54 672 2016
36 4,0 16,0 36 448 1344
42 3,4 13,7 31 384 1152
60 2,4 9,6 22 269 806
75 1.9 7.7 17 215 645
100 1,4 5,7 13 161 484
150 0,96 3,84 8,6 107 332
200 0,72 2,88 6,5 80,6 242
300 0,48 1,92 4,3 53,8 161
400 0,36 1,44 3,2 40,3 121
500 0,29 1,15 2,6 32,3 96,8
700 0,21 0,83 1,85 23,0 69,1
900 0,16 0,64 1,44 17,9 53,8
1000 0,14 0,57 1,30 16,1 48,4
1500 0,10 0,38 0,86 10,8 32,3
2000 0,07 0,29 0,65 8,06 24,2
2500 0,06 0,23 0,52 6,45 19,4
3000 0,05 0,19 0,43 5,38 16,1

Рассмотрим на примере как пользоваться таблицей. Допустим, требуется перемотать паяльник мощностью 60 Вт рассчитанный на напряжение питания 220 В. По самой левой колонке таблицы выбираете 60 Вт. По верхней горизонтальной строке выбираете 220 В. В результате расчета получается, что сопротивление обмотки паяльника, не зависимо от материала обмотки, должно быть равно 806 Ом.

Если Вам понадобилось сделать из паяльника мощностью 60 Вт, рассчитанного на напряжение 220 В, паяльник, для питания от сети 36 В, то сопротивление новой обмотки должно будет уже равно 22 Ом. Вы можете самостоятельно рассчитать сопротивление обмотки любого электронагревательного прибора с помощью онлайн калькулятора.

После определения требуемой величины сопротивления обмотки паяльника из ниже приведенной таблицы выбирается подходящий, исходя из геометрических размеров обмотки, диаметр нихромовой проволоки. Нихромовая проволока представляет собой хромоникелевый сплав, который выдерживает температуру нагрева до 1000˚С и маркируется Х20Н80. Это означает, что в сплаве содержится 20% хрома и 80% никеля.

Для намотки спирали паяльника имеющей сопротивление 806 Ом из примера выше, понадобится 5,75 метров нихромовой проволоки диаметром 0,1 мм (нужно поделить 806 на 140), или 25,4 м проволоки диаметром 0,2 мм, и так далее.

Замечу, что при нагреве на каждых на 100° сопротивление нихрома увеличивается на 2%. Поэтому сопротивление спирали 806 Ом из выше приведенного примера при нагреве до 320˚С увеличится до 854 Ом, что практически не повлияет на работу паяльника.

При намотке спирали паяльника витки укладываются вплотную друг к другу. При нагревании докрасна поверхность нихромовой проволоки окисляется и образует изолирующую поверхность. Если вся длина проволоки не вмещается на гильзе в один слой, то намотанный слой покрывается слюдой и мотается второй.

Для электрической и тепловой изоляции обмотки нагревательного элемента лучшими материалами является слюда, стекловолоконная ткань и асбест. Асбест обладает интересным свойством, его можно размочить водой и он делается мягким, позволяет придавать ему любую форму, а после высыхания обладает достаточной механической прочностью. При изолировании обмотки паяльника мокрым асбестом надо учесть, что мокрый асбест хорошо проводит эклектический ток и включать паяльник в электросеть можно будет только после полного высыхания асбеста.







Вас замучил ваш паяльник? Он долго греется, а даже после нагрева паяет далеко не все припои? Тогда вам повезло, вы попали именно на нужную инструкцию. Сегодня мы разберемся, как сделать простой, быстрый, очень удобный и экономичный паяльник. Его конструкция очень проста, в качестве основы вам понадобится понижающий трансформатор на 12В. Работает устройство по принципу выжигателя, то есть само по себе «жало» и является нагревательным элементом.


Паяльник оснащен кнопкой клавишного типа, это значит, что он включен только тогда, когда вы держите кнопку нажатой, то есть не расходуется зря энергия и возрастает ресурс службы. Что касается нагревательного элемента, то в качестве него выступает кусок медного провода толщиной 1.7 мм. Итак, приступим к изготовлению.

Материалы и инструменты, которые использовал

Список материалов:
- трансформатор 220/12В (5А);
- два винтовых зажима;
- 250В не менее 5А;
- фанера;
- медный провод сечением 1.7 мм;
- кабель с вилкой;
- брусок для изготовления ручки;
- пару саморезов;
- термоусадка;
- изоляционная трубочка.

Список инструментов:
- ;
- дрель;
- отвертка;
- плоскогубцы;
- термоусадка;
- ножницы;
- зажигалка;
- .

Процесс изготовления паяльника:

Шаг первый. Добываем трансформатор
Для паяльника понадобится отыскать понижающий трансформатор 220/12 Вольт на 5А. Такие трансы довольно распространены, их часто используют в колонках, магнитофонах и прочей бытовой технике. Автор решил пожертвовать старой колонкой, разбираем и вытаскиваем трансформатор.



Шаг второй. Переделка трансформатора
Трансформатор нам предстоит переделать, в итоге он будет генерировать высокий ток, благодаря которому быстро разогревается медная проволока толщиной 1.7 мм. Суть переделки заключается в установке шины вместо штатной вторичной обмотки, то есть установка «силовой» обмотки.






Первым делом разбираем трансформатор, снимаем корпус и разбираем блок пластин, старайтесь запомнить их порядок, так как вам еще предстоит их собрать обратно. Как только доберетесь до вторичной обмотки, снимите и ее, всю полностью. В итоге у вас должна остаться только первичная обмотка с двумя контактами.










Изготавливаем шину. Для этих целей понадобится 8 кусков медной проволоки толщиной 1.7 мм. Длина должна быть такой, чтобы шину можно было обернуть вокруг первичной обмотки. Автор нашел кабель с проволокой такого сечения и нарезал 8 кусков. Чтобы выровнять проволоку, используем шуруповерт и тиски. Крутим проволоку в разные стороны, одновременно натягивая.






Шину можно устанавливать! Устанавливаем 8 кусков проволоки внутрь изоляционной трубочки, а потом аккуратно делаем петлю вокруг первичной обмотки, как на фото. После этого можно собирать трансформатор, устанавливаем пластины на свои места, пользуемся молоточком, желательно резиновым.


Шаг третий. Установка жала и тестирование
Обрежьте концы шины кусачками, их нужно выровнять. Далее устанавливаем на них винтовые зажимы, винты затягиваем хорошенько, чтобы был хороший контакт. Изготавливаем жало, для этого понадобится кусок медной проволоки толщиной 1.7 мм длиной примерно 4 см, сгибаем ее пополам в виде буквы «V», и зажимаем в зажимах.














Паяльник можно протестировать! Подключаем кабель с вилкой к трансформатору и включаем в сеть. Спустя 2-3 секунды паяльником можно работать! Работает он безупречно, плавит олово в миг. Благодаря тому, что жало медное, к нему отлично пристает припой.

Шаг четвертый. Делаем ручку
Для изготовления ручки понадобится брусок, а также кусок фанеры или доска. С помощью рашпиля и наждачной бумаги формируем желательную форму ручки. Далее вам понадобится дрель, сверлим вдоль всей ручки отверстие, через него будет проходить кабель. Также вам нужно вырезать окно под включатель, это можно сделать при помощи все той же дрели.
























К верхней части с помощью саморезов прикручиваем площадку для крепления трансформатора. На площадке нужно проточить канавки под провода, чтобы они могли проходить под трансформатором. Просто сверлим ряд отверстий дрелью, а потом объединяем их в канавки.

Шаг пятый. Сборка паяльника
Начнем с установки трансформатора, первым делом проведите провода через ручку, автор принципиально не использует паяльник для сборки паяльника, так как это смотрелось бы как-то не так. Он прикручивает провода к контактам трансформатора и потом изолирует термоусадкой. Но для верности все подобные узлы лучше припаять.

Прокладываем провода по канавкам и крепим трансформатор при помощи саморезов.


















Можно установить включатель, тут автор тоже не использует паяльник, крепим провода путем скручивания. Не забываем изолировать термоусадкой.








Теперь осталось собрать корпус, тут вам будет нужна нетолстая фанера. Нарезаем нужные заготовки и приклеиваем их к трансформатору с помощью горячего клея. В задней стенке сверлим отверстия, они нужны для вентиляции, их наличие обязательно. Автор рассверливает отверстия дремелем.

Что касается передней стенки, то в ней тоже должны быть вентиляционные отверстия, помимо этого сверлим отверстия под выводы шины. Ну, а в завершении приклеиваем и верхнюю крышку.