Где применяются соединение фальцевым швом. Кровельные фальцы - лежачие, стоячие, одинарные, двойные фальцы. Свес кровли на деревянной обрешетке

Очень часто мы видим фальцевую кровлю в упрощенном и даже неприглядном виде. Особенно это касается кровли старых построек.

Кривые стыки, неровные края, порядком поизносившаяся поверхность – все это портит не только внешний вид, но и настроение наблюдателя. Раньше фальцевое покрытие изготавливалось исключительно вручную. Для его изготовления использовался ограниченный набор материалов и инструментов, что не позволяло полностью раскрыть все преимущества этой довольно перспективной технологии.

С появлением фальцегибочных станков и современного оборудования для закатки фальцевых стыков значительно расширился и список материалов, из которых можно создавать по-настоящему престижную и долговечную кровлю.

Сегодня мы решили затронуть вопрос выбора кровельного материала, а также технологические моменты, связанные с его подготовкой к монтажу.

В статье будут рассмотрены следующие вопросы:

  • Общее понятие о фальцевой кровле.
  • Популярные материалы для изготовления фальцевых панелей, их преимущества и недостатки.
  • Разновидности фальцевых швов, их особенности и области применения.
  • Рекомендации по выбору фальцевых панелей.

Что такое фальцевая кровля

Фальцевой кровлей принято называть кровельный материал, изготавливаемый из металлических листов. Отдельные элементы фальцевой кровли соединяются друг с другом посредством специальных соединений (фальцев). Стандартный фальц представляет собой технологический загиб, образованный на боковой поверхности листового материала.

По сути, фальц – это разновидность пазогребневого соединения. Если фальц подогнут и смонтирован в соответствии с технологическими требованиями, на стыке двух панелей получается надежное и герметичное соединение.

Выбираем материал для фальцевой кровли

Качество фальцевой кровли зависит от двух составляющих: от характеристик материала, из которого изготовлены кровельные листы, и от разновидности используемых замков (фальцев). Для начала рассмотрим преимущества и недостатки материалов, которые чаще всего используются для изготовления фальцевой кровли:

  1. Медная кровля – материал, который по праву считается самым долговечным и эстетичным покрытием, способным прослужить более 150-ти лет. Дополнительные преимущества медной кровли состоят в ее эластичности и способности приобретать благородные оттенки, покрываясь со временем слоем окислов (патиной). Существенный недостаток у меди только один – высокая стоимость.
  2. Цинк-титановая кровля – пластичный и долговечный материал, срок эксплуатации которого достигает 100–120 лет. Цинк-титановая кровля хорошо защищена от коррозии и не нуждается в обслуживании на протяжении всего периода эксплуатации. Благодаря перечисленным характеристикам к цинк-титановой кровле проявляется все больший интерес со стороны многих застройщиков.
  3. Алюминиевая кровля – материал с расчетным сроком эксплуатации – более 70-ти лет. Он дешевле, чем медная, а также легче, чем медная или стальная кровля. Эксплуатационные характеристики алюминиевого покрытия практически ни в чем не уступают медной кровле: благодаря пластичности материала им можно без проблем покрывать крыши любой сложности (в том числе, с изгибами), а сравнительно малый вес алюминия позволяет существенно снизить нагрузку на стропильную систему и на несущие стены.
  4. Сталь – самый распространенный материал, используемый при изготовлении фальцевой кровли. Если качество стальных панелей соответствующее, а монтаж выполнен правильно, то срок эксплуатации кровли превышает 50 лет. Стальной прокат, предназначенный для изготовления фальцевой кровли, как правило, имеет защитное покрытие (цинковое или полимерное). Это позволяет сделать кровлю боле эстетичной и улучшает ее эксплуатационные характеристики.

Выбирая материал для фальцевой кровли, следует руководствоваться не только характеристиками покрытия, но и особенностями работы с ним. Например, во время самостоятельного изготовления картин из алюминиевого проката можно столкнуться с определенными трудностями.

TIEN Пользователь FORUMHOUSE

Основная проблема рулонного алюминия состоит в сложности изготовления картин (в сгибании краев под фальц). Если перегнешь неправильно, его будет рвать на сгибе.

Поэтому при самостоятельном изготовлении картин следует использовать материалы, которые подходят специально для фальцевой кровли (например, кровельный алюминий). В качестве достойной, но более дорогостоящей альтернативы можно приобрести готовые алюминиевые картины с самозащелкивающимся фальцем (защелка). Их монтаж прост, но эксплуатационные характеристики несколько хуже, чем у панелей с классическим фальцевым замком.

Картинами называются подготовленные к установке панели, имеющие боковые кромки, подогнутые специально под фальцевый тип соединения.

Как видим, выбор материалов для фальцевой кровли огромен (от дорогостоящих медных сплавов, стоимость которых оправдывается длительным периодом эксплуатации) до бюджетной металлической кровли, которая при правильной эксплуатации может прослужить достаточно долго.

дерево Пользователь FORUMHOUSE

Можно оцинковку даже взять, а потом покрасить ее, если захочется (специальной краской для оцинкованного металла). У меня под окном дом с крашеной фальцевой кровлей. Раз лет в 10 ее красят.

Разновидности фальцевых соединений

От того, какая разновидность фальца применяется в том или ином случае, зависит герметичность кровельного покрытия, а также сложность его установки.

По способу монтажа различают две разновидности кровельных элементов: самозащелкивающиеся панели и картины, изготавливаемые под механическую завальцовку (загибку) фальцевых соединений.

Панели под механическую завальцовку фальца позволяют получать довольно жесткие соединения, которые отличаются между собой как по внешнему виду, так и по степени герметичности.

На фото представлены основные разновидности фальцев, изготавливаемых под завальцовку. Двойные фальцы по праву считаются более герметичными (в сравнении с одинарными). Это касается и лежачих, и стоячих соединений.

Картины, монтируемые вдоль скатов, соединяются стоячими фальцами. На поперечных стыках создаются лежачие фальцы. Подобная технология обеспечивает беспрепятственный отвод дождевых и талых вод с поверхности кровли.

Стоячие (продольные) фальцы позволяют создавать более прочные примыкания. Поэтому, чем меньше в конструкции кровли поперечных лежачих замков, тем надежнее кровельное покрытие.

Также на открытых и хорошо просматривающихся поверхностях часто создаются Г-образные (угловые) фальцы. Эти швы считаются более эстетичными, но менее герметичными соединениями. Поэтому монтировать их допускается на уклонах – от 25º и более (например, на карнизах или фронтонах).

Как показывает практика, самым прочным и герметичным соединением является двойной стоячий фальц.

Arhios Пользователь FORUMHOUSE

Если одинарный, то любой жестянщик сделает, а двойной – тяжеловато. Но одинарный не даст гарантию от протечек: у меня гараж мужики крыли оцинковкой в одинарный фальц, так он как тек, так и течет. Двойной же фальц, когда закрывается (т.е. завальцовывается), похож на консервную банку – герметичнее не придумаешь.

Классический завальцовываемый фальц демонстрирует хорошую герметичность даже без применения уплотнителей (герметиков, лент и т. д.). Благодаря этому качеству картины с завальцовываемым фальцем можно использовать на крышах с небольшими углами скатов. Так, в соответствии со сводом правил по обустройству кровли (СП 17.13330.2011), если в конструкцию двойного стоячего фальца заложить кровельный герметик или специальную уплотнительную ленту (ПСУЛ), то фальцевую кровлю можно монтировать на скаты, имеющие уклон от 3° до 7° (но не менее 3°). Правда, это минимум, которого лучше придерживаться только в исключительных случаях.

Представленные соединения хорошо защищают крышу от дождей, но от тающего снега и стоячей воды может не спасти даже двойной фальц (впрочем, это характерно для любой кровли). Именно поэтому угол скатов рекомендуется делать менее пологим еще на этапе обустройства стропильной системы.

Schiefer Пользователь FORUMHOUSE

Серьезных недостатков у панелей, фальцы которых подгибаются и завальцовываются механическим способом, нет. Есть только определенные трудности, связанные с их установкой. Так, качественно закрыть швы без закаточного инструмента (ручные клещи, электрические фальцезакаточные машинки и т. д.) невозможно. Также невозможно прочно закрепить кровлю без специальных крепежей (кляммеров).

Они позволяют надежно прижать фальцевую панель к основанию по всей ее длине.

По способу изготовления различают фальцевые картины трех разновидностей:

  1. Стандартные панели, изготавливаемые в промышленных условиях. На современном строительном рынке представлен широкий ассортимент картин, имеющих стандартные размеры и готовые загибы под закатку фальцев.
  2. Панели, изготавливаемые из листового материала, в условиях строительной площадки.
  3. Панели, изготавливаемые из рулонного материала, в условиях строительной площадки.

Приобретение готовых картин исключает затраты на покупку фальцегибочного (фальцепрокатного) оборудования или на услуги бригад, занимающихся изготовлением фальцевых панелей. Но, учитывая, что стандартные размеры картин не соответствуют размерам и конфигурации стропильной системы, при использовании готовых панелей увеличивается количество отходов, а монтаж усложняется.

Изготовление картин из листового проката в пределах строительной площадки позволяет более экономно расходовать кровельный материал. Тем не менее, размеры листового проката, как правило, не соответствуют размерам кровельных скатов. Это одновременно увеличивает количество используемых картин, метраж ненадежных лежачих (поперечных) фальцев и число монтажных операций.

Благодаря рулонному прокату и фальцепрокатным станкам можно изготавливать картины, длина которых совпадает с длиной кровельных скатов. Это позволяет более экономно расходовать материал и сократить количество ненадежных лежачих фальцев.

Преимущества и недостатки самозащелкивающегося фальца

В современном строительстве принято различать две разновидности самозащелкивающихся фальцев: обычные «защелки» и клик-фальцевые соединения – «клик-фальц». Большинство застройщиков даже не догадываются о том, что обычные «защелки» и клик-фальцевые панели сильно отличаются по конструкции.

Хозяин дивана Пользователь FORUMHOUSE

Разница между обычной защелкой и клик-фальцем заключается в конструкции соединения: оно более надежное. Плюс к клик-фальцу применимы почти все приемы работы с двойным классическим фальцем, что существенно упрощает выполнение узлов кровли, для которых у обычной защелки требуются танцы с бубном вприсядку (обходы, примыкания и т. д.).

Если уклон кровли составляет менее 15º, максимальную герметичность клик-фальцевого соединения помогает обеспечить дополнительный обжим фальца (обычная «защелка» не обжимается).

Благодаря дополнительному обжиму и возможности применения герметика (или ПСУЛ) клик-фальц можно использовать с уклоном кровли от 5º. Это дает ему определенное сходство с обычным двойным фальцем.

Еще одно отличие клик-фальца от защелки состоит в высоте гребня, который призван обеспечивать защиту от протечек.

Хозяин дивана

Что до клик-фальца, то это настоящий фальц, хоть и одинарный. Тем не менее, высота гребня у него около 30 мм, и он значительно надежнее всяких там защелок.

Высота 30 мм стандартом не является. Все зависит от технологических стандартов производителя. При этом, чем больше высота гребня, тем меньше может быть угол ската, на который монтируется панель.

Определяя угол ската для того или иного материала, не следует выходить за рамки рекомендаций производителя самозащелкивающихся картин. Ведь некоторые панели нельзя монтировать на скаты с углом наклона менее 25°.

Безусловно, клик-фальцевые и обыкновенные самозащелкивающиеся панели (защелки) имеют определенные сходства. Например, их монтаж не требует применения кляммеров, ведь картины крепятся к обрешетке с помощью обыкновенных саморезов.

Соединение двух соседних панелей производится простым нажатием, в результате которого клик-фальц защелкивается, образуя прочное соединение. Иногда для защелкивания используется киянка (в качестве вспомогательного инструмента).

Монтаж защелки на простых кровлях производится без применения специализированного инструмента.

Выводы

Материал, из которого будут изготовлены картины фальцевой кровли, выбирается, исходя из личных предпочтений и собственных финансовых возможностей. Что касается выбора конструкции фальцевых панелей, то в решении этого вопроса следует руководствоваться соображениями практичности и эксплуатационной надежности.

Исходя из опыта пользователей FORUMHOUSE, можно сделать вывод: накатка гребня под двойной стоячий фальц (в условиях строительной площадки) является оптимальным решением при создании фальцевой кровли на различных уклонах. Для изготовления картин в этом случае следует использовать рулонные материалы, разработанные специально для кровельных покрытий. Применение кровельных герметиков или ленты ПСУЛ позволит обеспечить максимальную герметичность фальцевой кровли даже на минимальных уклонах (от 3º).

Arhios

А герметик – это не суррогат, сейчас многие хорошие жестянщики ими пользуются. Ребята, работающие в Европе, говорят, что там одинарного фальца нет, а двойной обязательно герметизируется (конечно, не бытовым силиконом, но все равно герметиком).

Также неплохим решением при создании фальцевой кровли станет настоящий клик-фальц от проверенного производителя, обладающий надежным, высоким гребнем.

Настоящая статья будет иметь продолжение, из которого вы сможете узнать, как правильно монтировать картины фальцевой кровли, независимо от их разновидностей и особенностей конструкции. Тем же, кто собирается монтировать кровлю, но еще не определился с материалом, мы рекомендуем посетить , который поможет найти всю интересующую информацию по данному вопросу. вы можете узнать из специальной подборки соответствующих статей. А наш небольшой видеосюжет расскажет о том, как правильно обогреть кровлю загородного дома .

Территория России характеризуется суровыми климатическими условиями, в которых преобладает холод и высокая влажность. Это объясняет высокий спрос на металлическую кровлю жителей страны. Именно кровельную сталь можно назвать идеальной защитой строения от воздействия различных атмосферных явлений. Фальцевая кровля считается одной из актуальных технологий, благодаря которой стыки металлических листов получаются полностью герметичными.

Устройство фальцевой кровли

Фальцем называют особый вид соединения листов металла, что послужило основой для названия крыши. Фальцевое соединение - это специальный шов, создаваемый самозащелкивающейся кромкой. Наиболее популярны вертикально расположенные фальцы, но также встречаются горизонтальные соединения.

Специалисты по кровельным работам выделяют несколько видов фальцевой кровли:

  • Стоячие одинарные фальцы. Они выполнены в виде одинарного гребня вдоль кромки металлического листа. Для соединения гребни листов надевают один на другой и фиксируют на обрешетке посредством кляммеров.
  • Стоячие двойные фальцы получаются в результате двойного загиба, выступающего над поверхностью кровельного листа. Вертикальный двойной фальц кровли гарантирует герметичность соединения.
  • Лежачие одинарные фальцы формируются посредством одинарного загиба кромок листа.
  • Лежачие двойные фальцы формируются в результате двойного загиба кромок листа.
  • Кликфальцы - это элементы самозащелкивающейся фальцевой кровли. Такой вид предполагает наличие декоративного загиба с одной стороны и подпружиненного кликфальца с другой стороны. Монтаж кровельного покрытия выполняется проще и быстрее, так как достаточно защелкнуть кромку листа на предыдущем элементе.


Строительством и ремонтом фальцевой кровли может заниматься только опытный кровельщик, так как процесс требует много терпения и сил. С появлением самозащелкивающейся технологии фальц кровля стала более доступной для ценителей эстетики и высокого качества.

Виды металла для изготовления рулонной фальцевой кровли

Качественные и эксплуатационные характеристики фальцевой кровли определяются материалом для фальцевой кровли.

Современные производители предлагают несколько вариантов:

  • Стальные листы . Для стали легированной цинком характерны высокие гидроизоляционные и противокоррозионные свойства. Для усиления этих качеств поверхность листа покрывают полимером, который придает цвет и защищает от повреждения гальванический слой. Незащищенная оцинкованная сталь стоит дешевле, но чаще требует выполнения ремонтных работ.
  • Рулонная или листовая медь . Этот материал характеризуется привлекательностью и долговечностью. Встречается гладкая и фактурная медная кровля или подобная металлочерепице. Для меди характерно отсутствие окислительной реакции при соединении с водой, стоимость такого покрытия достаточно высокая, но она окупается благодаря декоративному потенциалу. Выбирая медь для фальцевой кровли стоит учитывать, что по технологии крепежные элементы и фурнитура также должны быть медными.
  • Сплав цинк-титан . Для самостоятельного изготовления фальцевой кровли этот сплав используется очень редко. Объясняется это хрупкой структурой, которая способна деформироваться при малейшем повреждении. Работать с материалом рекомендуется только при наличии специальных инструментов при температуре не ниже -5 0 С. Среди достоинств особое внимание привлекает долгий эксплуатационный период и отличная устойчивость к коррозии.


Листовой металл с загнутыми кромками для фальцевого соединения называется картиной. Помимо этого производят рулонные материалы, они чаще всего уже готовы к укладке, достаточно нарезать их на определенные отрезки и зафиксировать на обрешетке.

Медные и титан-цинковые покрытия требуют осторожного обращения, чтобы не допустить повреждения дорогостоящего материала. Не рекомендуется также наступать на покрытие, царапать его или бросать. Аккуратное обращение способствует продлению срока службы фальцевой кровли.

Основные преимущества

Главным достоинством фальцевой технологии является возможность эксплуатации в условиях суровой зимы, которые преобладают на территории России.

Помимо этого скатная фальцевая кровля обладает следующими преимуществами:

  • Защита высокого уровня от проникновения влаги. Сквозь такой шов вода не имеет возможности проникать под кровельное покрытие. Фальцевая технология подразумевает отсутствие сквозных отверстий.
  • Незначительный вес. Толщина листов не превышает 0,6 мм, что способствует снижению нагрузки на стропильную систему и фундамент строения.
  • Гладкая поверхность. Скаты крыши фальцевого типа имеют гладкую поверхность, по которой дождевая вода и снежная масса скатываются без препятствий, не нагружая кровлю и не допуская ее деформации.
  • Длительный период эксплуатации. Качественно выполненный монтаж и правильная эксплуатация, соответствующая инструкции от производителя, продлевают срок службы фальцевой кровли до 50-60 лет.
  • Устойчивость к возгоранию. Металл не способен гореть, поддерживать горение или плавиться.


Остановив свой выбор на крыше фальц, следует тщательно изучить все характеристики материала. Особое внимание необходимо обратить на высокую теплопроводность и резонирующие свойства металла. Решение проблемы заключается в использовании качественной теплоизоляции и шумоизоляции. Способность металла накапливать статическое электричество требует обязательной установки громоотводов.

Монтаж скатной кровли с двойным фальцем

Самостоятельно выполнить монтаж или ремонт фальцевой кровли удается не всем, чаще всего эту работу передают опытным кровельщикам.

В целом укладка такой кровли проводится по следующей схеме:

  • На стропильные ноги прибивают элементы обрешетки, выдерживая шаг 20-25 см, для медной кровли обрешетка должна быть сплошной.
  • Также в состав фальцевой кровли входят теплоизоляционный и гидроизоляционный слой. На этом же этапе деревянные элементы каркаса обрабатывают антисептическими средствами.
  • Далее переходят к изготовлению картин, используя листы или рулонный материал. Режут металл специальными ножницами или болгаркой. Кромки загибают в соответствии с выбранным видом фальца.
  • Готовые картины поднимают наверх и закрепляют на обрешетке, используя кляммеры. При укладке материала на скат, длина которого превышает 10 метров, пользуются подвижными кляммерами. Это компенсирует изменение размеров металла под воздействием меняющейся температуры.
  • Соединение листов выполняют специальным инструментом для фальцевой кровли - фальцезакаточной машинкой. Эта полуавтоматическая или автоматическая модель позволяет ускорить процесс укладки. Можно монтажа фальца взять ручной гиб и пассатижи, но в этом случае процесс может затянуться надолго. Гидроизоляцию выполняют силиконовым герметиком.
  • В определенном месте ската делают отверстия для дымоходной трубы или вентиляции, которые в обязательном порядке необходимо защитить от попадания влаги фартуками из оцинкованной стали или проходками.


Монтаж рулонной фальцевой кровли не только упрощает процесс, но и позволяет сократить время на его выполнение. Из рулонов можно нарезать полосы, соответствующие длине ската. При этом полностью исключаются горизонтальные соединения, что сводит к минимуму риск возникновения протечек и увеличивает срок службы кровельного материала.

В качестве покрытия для кровли металл используют издавна — он прочен, негорюч, пластичен и удобен в эксплуатации. Современные технологии значительно расширили ассортимент металлических покрытий: для фальцевых систем сегодня используют рулонную и листовую оцинкованную сталь, сталь с защитным полимерным покрытием и др.

Фальцевая кровля получила свое название благодаря особому методу крепления металлических листов кровельного материала друг с другом. Специальная система стыков гарантирует абсолютную герметичность без резиновых уплотнителей, клеевых швов, а главное — сквозных отверстий, которые могут стать причиной протечек. Кроме того, ребра жесткости, полученные в процессе фальцевания, придают кровле дополнительную прочность и выразительность.

Картины и фальцы

Чтобы фальцевая кровля представляла собой сплошное покрытие на всю длину ската, отдельные листы с помощью фальцевого замка соединяют в картины, а их, в свою очередь, скрепляют друг с другом. Что же такое картина и фальц?

Картина — элемент кровли, кромки которого подготовлены для соединения.

Фальц — особый вид шва, образующийся при соединении листов металлического кровельного материала. Различают несколько видов фальцев: одинарные, двойные, лежачие и стоячие. Лежачие фальцы используют для горизонтального соединения листов кровли, а стоячие — для скрепления вертикальных (боковых) полос кровельного материала.

Фальцы выполняют (закатывают) вручную специальным инструментом или более современным способом — электромеханическими закаточными устройствами. Самозащелкивающиеся фальцы герметично соединяют листы кровли без применения инструмента. Но самым надежным считают двойной стоячий фальц. Именно этот вид шва чаше всего используют на фальцевых кровлях за рубежом.

Современное оборудование для закатки фальцев позволяет делать картины любой формы: конусные, радиусные и другие, поэтому фальцевая кровля подходит для крыш разной конфигурации. При этом фальце — вый шов может иметь толщину 5 мм и высоту 30-70 мм в зависимости от уклона крыши.

В ендовах фальцы одного ската должны быть на тех же уровнях, что и фальцы второго ската

Плюсы и минусы фальцевой кровли

Преимущества фальцевой кровли:

  • отсутствие на поверхности элементов крепления (в частности поперечных соединений при создании кровельной карты любой длины), что исключает протечки; использование специальных швов, делающих кровлю герметичной;
  • малый вес кровельного материала, не требующий усиленной стропильной системы;
  • долговечность;
  • не горючесть;
  • гибкость, позволяющая покрывать крыши сложных геометрических форм;
  • простота ремонта.

Недостатки фальцевой кровли:

  • гладкость поверхности, способствующая лавинному сходу снега;
  • высокая теплоемкость, приводящая к образованию сосулек;
  • малая сопротивляемость ударам.

Фальцевое соединение считается одним из наиболее надежных, так как не требует использования сквозного крепежа

Материалы фальцевой кровли

Оцинкованная кровельная сталь — одно из самых популярных кровельных покрытий. Она представляет собой стальной лист, с двух сторон покрытый слоем цинка. Материал легок, сравнительно недорог, прост в работе и подходит для крыш сложной конфигурации. Однако подобное кровельное покрытие имеет свои недостатки: под воздействием природных атмосферных факторов цинк окисляется и выветривается, что снижает срок службы всего покрытия.

Сталь с защитным полимерным покрытием (пуралом, полиэстером, пластизолом) служит дольше, а кроме того, обладает еще и декоративными свойствами. Это качественный и долговечный материал с многослойной структурой, каждый элемент которой выполняет свою функцию. Важно знать, что разные покрытия по-разному влияют на свойства материала: полиэстер повышает устойчивость к УФ-излучению, пурал — к негативным природным воздействиям и перепаду температур, а пластизол делает кровлю особенно прочной.

Поверхность может быть любой формы, главное — чтобы ее уклон был не меньше 10°

Алюцинк — более новый материал, представляющий собой тонкий стальной лист, защищенный не чистым цинком, а сплавом, содержащим 55% алюминия, 43,4% цинка и 1,6% кремния. По коррозионной стойкости этот сплав в 6-8 раз превосходит обычный цинк. Для расширения цветовой палитры на алюцинковое покрытие также наносят полимеры.

Медная кровля считается не только самой надежной и долговечной, но и самой красивой. К тому же она не требует эксплуатационных расходов (таблица). Обычно для устройства этого вида кровли применяют ленту, изготовленную из сплава с содержанием меди 99,9%. Благодаря пластичности меди, она может быть использована для укладки кровли любой формы. Из нее же изготавливают и необходимые доборные элементы, начиная от водосточной системы и заканчивая коньковыми украшениями. При работе с ней практически не бывает отходов. Медь хорошо поддается сварке, что делает ремонт покрытия простым и надежным. Применяют и испытанный временем способ паяния (или лужения), при котором используют олово.

Из всех металлов, используемых для изготовления кровельных листов, медь считается самой надежной и долговечной

Важно учесть, что наличие механических повреждений не требует замены всего листа или полосы — достаточно вырезать медную заплату и заварить (или запаять) швы. Через 12-15 лет эксплуатации на медной кровле появляется патина зеленого цвета. Поскольку предметы, покрытые патиной, традиционно ассоциируются с образом благородной старины, существуют даже специальные составы, позволяющие значительно ускорить процесс образования патины на медной кровле.

Ребра, образованные системой фальцевания, обеспечивают направление дождя и снега по продольным линиям, исключая боковое стекание

Чистый цинк в настоящее время для устройства кровель уже не применяют (из-за сложности изготовления элементов криволинейной формы). Но ему на смену пришел новый сплав, получивший название титан-цинк (модифицированный цинк или D-цинк). Аля его получения в цинк вводят комплекс легирующих добавок из титана, меди и алюминия.

Медь и алюминий придают материалу необходимую пластичность, а титан повышает коррозионную стойкость.

Фальцевую кровлю устраивают по обрешетке или сплошному основанию

Обладая высокими потребительскими качествами, титан- цинк имеет и некоторые особенности. Его коэффициент линейного расширения приблизительно на 30 % больше, чем у стали. Поэтому в тех климатических зонах, где в летний период жарко, а зимой холодно, в кровельных конструкциях из титан-цинка необходимо предусматривать компенсационные зазоры.

Нужно помнить и еще об одной особенности титан-цинка: при контакте с железом и медью он образует гальванические пары, вследствие чего возникает эффект электрокоррозии. Поэтому при монтаже кровель и водостоков нужно следить за тем, чтобы титан-цинковые детали были изолированы от соприкосновения с изделиями из меди и железа. В частности для крепления к обрешетке рекомендуется использовать только оцинкованные стальные гвозди. Этот материал подходит для устройства по сплошному основанию кровель любой конфигурации с уклоном не менее 5 %.

Алюминиевая кровля обладает высокой долговечностью, цветостойкостью, практически не подвержена атмосферным воздействиям. Для укладки кровельный алюминий, как и медь, выпускают в рулонах. Его отличает относительно небольшой вес (около 2 кг/м2), который позволяет применять материал практически на всех обрешетках крыш. Особенно эффективно использование кровельного алюминия вместе с популярными ныне металлическими сайдингами для облицовки стен зданий. В результате стало возможным гармоничное сочетание материала и формы крыши, фасада и входной группы. Приобрести кровельное железо в широком ассортименте можно в любом строительном супермаркете или у предприятия, специализирующегося на проведении кровельных работ.

Создание фальцевой кровли — процесс непростой, но результат того стоит

Нюансы кровельной конструкции

Для рядовых кровельных покрытий обычно применяют сталь толщиной 0,5 мм. Для скатов, карнизных и фронтонных свесов, деталей водосточных труб лучше использовать более толстую сталь — 0,6 мм. Каждый кровельный материал рекомендован для определенного угла наклона крыши.

Скрытая под фальцем система крепления гарантирует отсутствие протечек кровли и не нуждается в сквозных отверстиях

Фальцевую кровлю лучше устраивать на крыше с уклоном не менее 10°. Ее создание — непростой процесс. Если у дома холодный чердак, достаточно обеспечить вентиляцию чердачного пространства. Если крыша утеплена, в составе кровельного «пирога» над слоем утеплителя должны быть вентиляционный зазор и специальная антиконденсационная диффузионная мембрана.

На крышу поднимают уже готовые, созданные на земле картины с загнутыми краями

Фальцевую кровлю устраивают по обрешетке или сплошному основанию. В качестве обрешетки используют деревянные брусья с сечением 50 х 50 мм, которые устанавливают перпендикулярно стропилам с шагом 250 мм. При большем шаге обрешетки стальные листы могут прогнуться, что вызовет деформацию швов и приведет к протечке кровли.

В работе используют кляммеры — специальные крепления, с помощью которых картины монтируют на обрешетке

Правила монтажа фальцевой кровли

Монтаж фальцевой кровли не предусматривает крепление сквозь лист металла, поэтому крыша получается без технологических отверстий. Картины соединяют друг с другом по краям, а к обрешетке крепят с помощью кляммеров. Это удобно, если ширина листов, из которых собирают картину, составляет 50-60 см. Самый распространенный размер оцинкованного листа — 1 х 2 м, поэтому его разрезают вдоль на две равные полосы, размером 0,5 х 2м. Стальные листы нужно резать ножницами или гильотиной, но ни в коем случае не болгаркой. Затем необходимое количество листов (оно зависит от длины ската) соединяют в картину с помощью лежачих фальцев. Загибают фальцы в сторону уклона крыши.

При монтаже в разных случаях используют или молотки, или закаточную машину (механизированный крепеж)

Из стального листа нарезают детали для крепления — кляммеры (полоски шириной 50 и длиной 150 мм). Эти подготовительные работы выполняют на земле. Уменьшить продолжительность и трудоемкость процесса можно, купив готовые кровельные листы заводского производства. У них замки гарантированно ровные и одинакового размера.

После этого на крыше вертикально, с шагом 50 см прибивают кляммеры. Картины поднимают на крышу, свободный конец кляммера заводят в боковой замок, которым они соединяются друг с другом, и закатывают двойным стоячим фальцем.

Плохой пример. На необработанных стальных листах со временем образуется коррозия, поэтому их необходимо защищать — или специальным покрытием (в заводских условиях), или окрашиванием (после монтажа)

Для выполнения этой операции вручную потребуются лишь два молотка и крепеж, а при механизированном крепеже молотки заменит специальная закаточная машина. Эта технология монтажа позволяет не только соединить части кровли, но и прикрепить их к крыше.

Фальцами называются специальные швы соединения двух металлических листов в единое полотно. Таким способом осуществляются не только кровельные покрытия, фальцевые швы применяются при изготовлении металлических ведер, систем водоотвода, труб, желобов и многих других видов изделий из металла. Эти швы встречаются и на декоративных элементах, бижутерии.

Наименование происходит от немецкого фальц (Falz) – в переводе паз. В более широком значении используется для наименования места загиба шва, соединяющего два металлических листа. Фальцы могут изготавливаться на заводских гибочных станках или вручную. Первый способ гарантирует ровные поверхности, значительно ускоряет процесс перекрытия крыши. Ручная формовка фальцев считается самой сложной кровельной работой и выполняется далеко не всеми мастерами.

В зависимости от пространственного положения и количества загибов фальцевые соединения делятся на несколько видов.

Тип фальцевого соединения Краткое описание технологии изготовления и эксплуатационных характеристик

Самый простой и самый используемый вид замка для кровель. Напоминает соединение шип/паз. Край одного листа загибается под углом 90°, край второго делается с двумя подгибами – первый под прямым углом, второй под углом 180°. Такое соединение может подготавливаться на земле, на крыше листы вставляются друг в друга и окончательно фальцуются для придания герметичности.

Более сложное соединение. Обеспечивает увеличенные показатели герметичности. На крышах применяется редко, чаще используется во время изготовления различных металлических емкостей или бижутерии. Конец одного листа подгибается дважды, первый раз под прямым углом, второй раз под углом 180°. Конец второго листа подгибается три раза. Первый раз под прямым углом и два раза под углом 180°.

Простое соединение, используется как технологический шов различных изделий для сыпучих материалов. Преимущества – простота исполнения, возможность загибать фальцованные листы поперек шва дугой или под различными углами. Все стоячие швы не позволяют делать такие изгибы.

Герметичный шов, используется во время изготовления емкостей для хранения жидкостей. Количество изгибов такое же, как и при двойном стоячем, разница в том, что он расположен не вертикально, а прижимается к листам.

Стоячие швы имеют высокие показатели прочности на изгиб, лежачие соединения не выдерживают вертикальных нагрузок. Все подгибы двойных швов делают на двух листах одновременно. Кровельщик должен предварительно рассчитывать ширину полос погиба и с нужным смещением устанавливать листы.

Стальной лист фиксируется к обрешетке кляммером. Это металлическая полоса, изготовленная из того же материала, что и кровля. Кляммер прикручивается к обрешетке, потом изгибается под углом 90°, огибает фальц и еще раз подгибается, но уже под углом 180°. Такая технология дает возможности крепить листы к обрешетке без проделывания отверстий в кровле, на фальц-листах промышленного изготовления не применяется.

Для фальцевой кровли промышленность выпускает специально прокатанный металл с заданным профилем, что намного ускоряет и упрощает процесс покрытия крыши. Кроме того, заводские профили имеют идеально ровные поверхности и одинаковые размеры, что значительно улучшает внешний вид покрытия. Готовые промышленные листы называются картинами или фальц-листами.

Есть два вида картин.

  1. Стартовые. Устанавливаются первыми с каждой стороны ската крыши, имеют только два шипа.
  2. Рядовые. Используются для основного покрытия, соединяются между собой в шип/паз.

Для закатывания фальцев применяется ручной инструмент или механические закаточные устройства. Ручная закатка дает возможность соединять не только прямые фальцы, но и элементы сложных конфигураций. Закаточная машинка дает отличный вид и качество соединения, но может использоваться только на прямых участках крыши.

Ширина панелей стандартизуется, длина выбирается заказчиком с учетом архитектурных особенностей стропильной системы и размеров крыши.

Эксплуатационные параметры фальцевой кровли

Фальцевые кровли не имеют широкого распространения среди застройщиков, чаще всего встречаются на эксклюзивных зданиях или приусадебных пристройках. Фальц дает возможность соединять между собой листы без использования традиционных метизов, что исключает образование на поверхности отверстий. Именно в этих местах быстрее всего происходит коррозия металла, особенно если резиновые прокладки потеряли свои первоначальные герметичные свойства.

Важное качество фальцевой кровли — отсутствие на поверхности элементов крепления (в частности поперечных соединений при создании кровельной карты любой длины), что исключает протечки

Монтировать такие кровли могут лишь профессионалы, имеющие большой опыт изготовления различных швов и полный комплект специальных инструментов и приспособлений. К преимуществам фальцевой кровли можно отнести следующие параметры.

  1. Небольшой вес. Масса квадратного метра покрытия не превышает 5–6 кг, данные колеблются в зависимости от толщины. Небольшой вес позволяет сооружать облегченную стропильную систему, что, учитывая высокую стоимость пиломатериалов, заметно понижает сметную стоимость кровельных работ.

    Еще один плюс фальцевой кровли — небольшой вес всей конструкции, в том числе обрешетки и иных элементов

  2. Минимальная цена. Для фальцевой кровли можно покупать рулонную тонколистовую сталь. Она считается сырьем изготовления металлической черепицы и металлопрофиля. Соответственно, рулонная непрофилированная сталь намного дешевле готовой продукции.

  3. Полное отсутствие отверстий исключает механические повреждения целостности картин. Именно в отверстиях быстро появляются коррозионные процессы. В дальнейшем здесь образуются протечки, крышу приходится менять или ремонтировать.

Как и все архитектурные элементы, фальцевые кровли имеют и свои недостатки.


Что касается остальных распространенных проблем (шумности, высокой теплопроводности, накоплению статического заряда), то они точно такие же, как и у металлической черепицы или профилированного кровельного листа.

Из каких металлов могут изготавливаться фальцевые кровли

Главное требование к металлам – они должны легко гнуться без образования микротрещин. Известно, что микротрещины постепенно расширяются, причина такого явления – усталость металла. Увеличение размеров микротрещин может становиться причиной появления протечек. По своим физическим характеристикам для фальцевой кровли пригодны следующие металлы.

Медь

Самый дорогой материал фальцевых кровель, применяется лишь на эксклюзивных домах, во время реконструкции исторических зданий и строительстве культовых сооружений. Со временем поверхность меди окисляется и покрывается тонкой защитной пленкой оригинального цветового решения – патиной. Это придает крышам особую престижность и совершенство.

Алюминий

Срок эксплуатации практически неограничен. Поверхность алюминия также покрывается тонким слоем окисла, который препятствует дальнейшему старению. Металл легко сгибается и вытягивается, что позволяет применить его на кровлях с очень сложной геометрией.

Цинк-титан

Специально адаптированный под строительные потребности сплав, характеризуется высокой коррозионной устойчивостью и красивым внешним видом. Имеет уникальное свойство самовосстановления – все небольшие царапины затягиваются. Металл может вытягиваться без ухудшения первоначальных физических свойств.

Оцинкованная сталь

Для ее изготовления применяются конструкционные стали, цинковое покрытие делается горячим методом. Такая технология изготовления увеличивает сроки эксплуатации кровли. Для дополнительной антикоррозионной защиты и улучшения дизайнерского вида поверхности могут покрываться полимерными красками.

Монтаж кликфальцевой кровли

Кликфальцевое соединение отличается от обыкновенного тем, что может герметично защелкиваться без использования специального оборудования и инструментов. Заводом предусмотрены уникальные профильные изгибы, дающие возможность ускорять процесс укладки кровельного материала.

В зависимости от типа кровли делается кровельный пирог. Для утепленных крыш это довольно сложное и дорогостоящее сооружение, холодные крыши ставить намного быстрее и проще.

К атегория: Вентиляционные работы

Изготовление фальцевых соединений

При изготовлении воздуховодов и их деталей из металлических листов толщиной до 1,5 мм наиболее распространенным способом соединения до настоящего времени остается фальце-вый шов, хотя по мере совершенствования способов сварки тонколистового металла область применения фальцевых соединений будет, по-видимому, постепенно суживаться.

В свое время при ручном изготовлении воздуховодов широко применялся двойной фальц, обеспечивающий более высокую плотность соединения по сравнению с одинарным. После механизации большинства операций по изготовлению фальцев и благодаря использованию отсечки, препятствующей смещению частей замка по отношению друг к другу, двойной фальц стали применять крайне редко. Одновременно вышли из употребления фальцевые замки в конструкциях поперечных соединений звеньев воздуховодов между собой, которые были заменены простой отбортовкой края звена на зеркало фланца из угловой или полосовой стали. Наряду с этим появились фальцевые соединения: угловые фальцы с отсечкой, угловые фальцы с просечными защелками и соединительные рейки, широко используемые при изготовлении фасонных частей воздуховодов.

Таким образом, из числа фальцевых соединений металлических листов наиболее распространенными являются продольные соединения в виде одинарного лежачего фальца с двойной отсечкой и угловые фальцы с отсечкой или просечными защелками. Эти соединения при тщательном выполнении отвечают основному требованию - высокой плотности соединения, не допускающей утечек или подсосов воздуха в вентиляционных системах.

Фальцевые соединения вручную изготовляют на деревянных верстаках, в длинный край которых врезается впотай полоса равнобокого уголка 50X6 мм. Первая операция при изготовлении продольного фальца - прочерчивание на листе чертилкой линии отгиба борта, которая должна совпадать с вертикальной плоскостью уголка, врезанного в верстак. Совмещение линии отгиба с краем верстака фиксируется на концах листов ударами кровельного молотка массой 0,4-1,2 кг, в результате чего лист по концам отгибается вниз. Затем ударами деревянной киянки, изготовленной из твердых пород дерева, отгибается весь борт по прочерченной линии.

Рис. 1. Основные типы фальцевых соединений, изготовляемых вручную
а -одинарный стоячий фальц; б - двойной стоячий; в - одинарный лежачий с двойной отсечкой; г - двойной лежачий; д - одинарный угловой; е - комбинированный угловой

Рис. 2. Примеры фальцевых соединений, изготовляемых с помощью механизмов
а -угловой фальц с отсечкой; б - угловой фальц с просечными защелками; в - соединительная рейка

Рис. 3. Изготовление лежачих фальцев вручную (последовательность операций)

Последовательность операций изготовления лежачего фальцевого соединения показана на рис. 3. Как видно из рисунка, на первом листе металла элементы замка одинарного фальца выполняются за четыре операции, а двойного фальца - за восемь операций. Соединение двух малых бортов в одинарный фальц и большого борта с малым в двойной фальц называют обжимкой или осадкой фальца. Оно выполняется за три операции, причем в десятой и одиннадцатой операциях с двух сторон фальцевого соединения образуются отсечки. Возможна осадка фальца и с помощью специальной оправки. Изготовление поперечных фальцевых соединений на плоских поверхностях вручную ничем не отличается от продольных соединений.

Более сложно образовать поперечное фальцевое соединение по краю цилиндрической поверхности. Для придания такому соединению повышенной жесткости фальц предпочитают делать стоячим, хотя он и менее герметичен, чем лежачий. Последовательность операций изготовления поперечного фальцевого соединения на цилиндрической поверхности показана на рис. IV.4. По краю одной трубы отгибают большой борт, по краю другой-малый. Предварительная операция образования воронки до полного отгиба борта необходима во избежание разрыва кромки металла, что наблюдается при отгибе борта сразу без постепенной вытяжки металла во время образования воронки. Таким образом, отгиб борта осуществляется за две операции, причем большой борт по тем же соображениям выполняют за несколько поворотов трубы. После образования большого борта его превращают в стакан ударами кровельного молотка на конце оправки, укрепленной на верстаке в виде консоли (обычно из куска рельса, имеющего головку округлой формы). Стоячий фальц путем постепенной обжимки большого борта вокруг малого также выполняют за несколько поворотов трубы.

Рис. 4. Изготовление одинарного поперечного фальца на цилиндрической поверхности вручную (последовательность операций)
I - образование воронки; II - отгиб борта; III - образование стакана; IV - обжимка большого борта вокруг малого; 1 - брусок; 2 - линия перегиба; 3 - фальц; 4 - стакан; 5 - малый борт; 6 - большой борт

Рис. IV.5. Последовательность образования лежачего фальца (а), соединительной рейки на фальцепрокатных механизмах (б) и углового фальца с просечной защелкой (в)

Механизированное изготовление фальцевых соединений металлических листов возможно двумя способами: образованием элементов фальцевого замка под давлением с помощью пресса и специальных штампов или прокаткой этих элементов на специальных механизмах. В монтажных организациях СССР применяется только второй способ образования фальцев разных форм, для чего созданы специальные фальцепрокатные и отбортовочные механизмы. Их устройство и принцип действия описаны в специальном курсе «Станки и механизмы для производства санитарно-технических и вентиляционных работ».

Элементы фальцевого замка на фальцепрокатных механизмах образуются путем протяжки металлического листа между несколькими парами роликов, которые отгибают кромку листа, последовательно придавая ей необходимую форму. Благодаря этому деформация (вытяжка) листового металла происходит без разрывов и трещин, несмотря на весьма значительные по сравнению с ручным способом силы, действующие на него. При этом скорость выполнения операций просто несравнима и на современных механизмах достигает 10 м фальца в 1 мин.

На рис. 5 показана последовательность образования лежачего и углового фальцев для соединения с просечной защелкой и рейки на механизме СТД-16 - последней модели отечественных фальцепрокатных механизмов.

Этот механизм комплектуется следующими сменными рабочими роликами:
1) для образования лежачего фальца с двойной отсечкой;
2) для одновременного образования элементов лежачего фальца на обеих кромках воздуховода круглого сечения;
3) для образования углового фальца;
4) для изготовления реек.

В отличие от ручного способа, при механизированном изготовлении размеры элементов фальцевых швов строго регламентированы для каждой толщины металлического листа, как показано на профилях углового фальца с отсечкой и соединительной рейки на рис. 7.

Рис. 7. Односторонняя зиг-машина ВМС-76

Порядок работы на механизме СТД-16 следующий. Устанавливают профилирующие ролики в соответствии с необходимой формой фальца или рейки, регулируют положение роликов в зависимости от толщины обрабатываемого листа (путем регулирования усилия пакетов тарельчатых пружин) и включают электродвигатель. При прокатке лежачего фальца на обечайке воздуховода обе ее кромки заводят одновременно в обе группы профилирующих роликов. При прокатке углового фальца или рейки лист подается с одной стороны механизма. По окончании прокатки выключают электродвигатель и снимают обработанную деталь. На рис. 1V.6 показан один из моментов работы на фаль-цепрокатном механизме.

При образовании фальцев наиболее массовой является первая операция - отгиб борта. Все фальцепрокатные механизмы выполняют эту операцию только по прямой линии, поэтому-для отгиба борта на деталях криволинейной формы (для поперечных фальцевых и реечных соединений) созданы механизмы ВМС-53 и СТД-13, отличающиеся тем, что механизм СТД-13 оснащен дополнительным узлом для образования углового фаль-цевого соединения с защелкой на отводах прямоугольного сечения.

Наиболее универсальными являются приводные зиг-машины, позволяющие механизировать процесс образования поперечного фальцевого соединения на деталях воздуховодов круглого сечения, а также применяемые для образования зигов, раструбов, гофров и отгиба бортов. Кроме того, мощность приводных зиг-машин позволяет выполнять поперечное соединение элементов воздуховодов, офланцовку звеньев воздуховодов и другие операции на концах патрубков воздуховодов. Однако для выполнения каждой из перечисленных разнообразных операций требуется смена рабочих органов зиг-машины - роликов соответствующего профиля. При массовом поточном производстве деталей воздуховодов частая смена рабочих органов машины неприемлема, а использование универсальной машины в технологическом потоке для одной операции неэкономично. Этим и объясняется относительно небольшое применение зиг-машин в современных крупных заготовительных предприятиях. Кроме того, по характеру технологических операций, выполняемых зиг-маши-нами, для них требуются, как правило, специальные устройства для поддержания обрабатываемой на зиг-машине детали с противоположного конца.

Рис. 6. Прокатка фальца на обечайке воздуховода на фальцепрокат-иом механизме ФП-3

Наиболее совершенными являются отечественные зиг-машины универсального типа ВМС-76 или ВМС-77. В отличие от ВМС-76, зиг-машина ВМС-77 имеет второй хобот, который крепится к тому же корпусу взамен снятого кожуха. Оба хобота механизма ВМС-77 взаимозаменяемы.

Следует помнить, что по условиям техники безопасности на зиг-машинах не разрешается работать одновременно с двух сторон механизма. Для фальцепрокатных механизмов важнейшее требование техники безопасности - не касаться руками вращающихся частей механизма, не допускать захвата руками прокатываемой заготовки на расстоянии менее 200 мм от первой пары роликов и работать обязательно в рукавицах.



- Изготовление фальцевых соединений