Древнегреческие архитектурные ордера. Архитектурные ордера в древней греции Дорический ордер в архитектуре примеры зданий

В странах с южным климатом, где чувствуется потребность в тени и свежем воздухе, наиболее важным элементом архитектуры является портик .

Фасад греческого храма почти неизменно представляет собой портик с колоннами. Гражданские постройки – рынки, места собраний – окружались портиками. В случае надобности они превращались в крытые галереи, где можно было укрыться в тени от палящего полуденного зноя и где обычно обсуждались общественные дела.

Греки концентрировали свое внимание главным образом на устройстве портика. Они сводили его к двум основным типам архитектурной композиции, или ордерами, отличительные признаки которых нами уже отмечены выше. Дорийский ордер отличается приземистыми формами, мужественностью и строгостью, доходящей до суровости, ионийский – богатством и изяществом форм. Эти два основных типа складываются, начиная с VI, может быть, даже с VII в. до н.э., и работа ряда поколений постепенно приближает их к совершенству.

Греческий гений не столько увлекается новым, сколько стремится к лучшему. Вся его деятельность направлена к тому, чтобы облагородить существующие формы, между тем как другие растрачивают ее на бесполезные новшества. В результате достигается удивительная соразмерность и точность соотношений.

Именно в дорийском ордере все эти высокие качества выявляются наиболее полно. Мы начнем с общей характеристики этого ордера в той его стадии, когда он является уже вполне сформировавшимся, и проследим его развитие вплоть до момента упадка.

Характеристика особенностей дорического ордера. Происхождение его форм

Рис. 160

Рис. 161
Рис. 162
Рис. 163
Рис. 164

Рис. 165

Рис. 166

Рис. 167

Элементы ордера. Рисунок 160 показывает нам наиболее характерные элементы дорийского ордера – капитель и антаблемент – в тех формах, которые они приобретают в лучшую эпоху греческой архитектуры.

Дорийская колонна не имеет базы. Ствол ее, имеющий конусообразную форму, утолщается не книзу, как ствол микенской колонны, а кверху, – так, как этого требуют законы устойчивости. Поверхность ствола колонны покрыта каннелюрами , а увенчивающая его капитель имеет чисто геометрические очертания. Она состоит из эхина, покрытого квадратной абакой , образующей сильный выступ, что наводит на мысль о назначении абаки как подбалки для уменьшения пролета, перекрываемого архитравом. Архитрав , почти всегда гладкий, отделяется от карниза фризом, составляющим принадлежность исключительно греческой архитектуры.

Он состоит из столбиков с вертикальными ложбинками, отделенных друг от друга рельефными или расписными плитами. Эти столбики носят название триглифов , а заполняющие плиты – метоп .

Карниз, увенчивающий эту архитектурную композицию, профилирован с расчетом отвода воды от стен и имеет на нижней плоскости выступающие капельники (мутулы ), украшенные каплями (гуттами ). Внутри портик перекрыт потолком с кессонами, расположенными на уровне карниза.

Происхождение ордера. – Существует мнение, что происхождение дорийской капители следует искать в микенских архитектурных композициях, где можно различить абаку и дополняющий ее вал. Прообраз дорийского антаблемента и колонны искали также в древнеегипетских портиках Бени-Гасана, где вырисовываются каннелированный ствол и как бы общие очертания антаблемента с мутулами. Но эти довольно неопределенные совпадения могут оказаться случайными. Даже допуская, что они указывают на известную связь, этим дается только другое направление вопросу о происхождении дорийского ордера. Каковы же начала, от которых произошли общие формы дорийского ордера?

По этому поводу существуют две теории.

Одна из них, более старая, выводит дорийский ордер из подражания системе деревянных конструкций. Эта теория была нами предварительно изложена при описании греческих деревянных конструкций. Колонна в таком случае является подражанием деревянному столбу. Утончающийся кверху ствол дерева, покрытый зарубками, сделанными топором, должен был послужить образцом для конусообразного каннелированного ствола колонны. Капитель с абакой должна являться как бы подушкой, предназначенной для поддержания балок.

Архитрав, согласно этой теории, должен представлять собой каменный прогон, заменивший деревянные балки древнейших храмов. Триглифы как бы воспроизводят концы балок, перекрывающих потолок, или же, скорей, ту декоративную деревянную обшивку, которая на них надевалась, мутулы – концы решетки или обшивку из досок, или, скорее, дощатую обшивку кровельного желоба.

Общность форм древнейших деревянных храмов и построенных по их образцу каменных храмов была настолько велика, что можно было свободно заменить деревянные столбы каменными колоннами, не изменяя общего вида постройки, как это было сделано с храмом Геры в Олимпии .

Эта теория, во главе которой стоял такой авторитет, как Витрувий, считалась бесспорной вплоть до наших дней.

Около 1820 г. Гюбш начал опровергать ее во имя чисто художественных принципов.

Каким образом мог дорийский ордер, это совершеннейшее создание каменной конструкции, быть копией с деревянного образца? Как могли греки в лучшем из своих творений грешить против художественной правды, являющейся высшим законом искусства? Вместо того, чтобы искать объяснение формам дорийского ордера в голой традиции, нельзя ли было бы найти это объяснение в самих требованиях строительного искусства?

И, действительно, его находят именно здесь. Дорийская колонна с ее сильным расширением книзу имеет профиль, вполне соответствующий каменной опоре. Архитрав представляет собой перекладину, карниз служит для отвода воды от стен. Остается объяснить фриз. Можно толковать его как легкую стенку, позволяющую повысить уровень карниза, не преувеличивая высоты колонн. Строго говоря, ансамбль дорийского ордера можно объяснить путем и той и другой теории. К счастью, обе гипотезы вполне возможно согласовать.

Если оказывается верным то, что в греческой деревянной конструкции деревянные балки выполняют ту же функцию, что и каменные архитравы, и что деревянные конструкции представляют собой, по выражению Дьелафуа, как бы каменную работу, воплощенную в дереве, то не удивительно, что можно производить формы дорийского ордера по желанию и от дерева и от камня. Но аналогия с деревянными постройками простирается и на такие детали, которые нельзя объяснить из одной только структуры.

Определение фриза является слабым местом этой новой теории; особенно плохо поддаются объяснению мутулы. Тем очевиднее, что надо видеть здесь один из тех примеров необычайной устойчивости, которые так часто встречаются в истории языка и в самой жизни органических существ: это – тип, переживающий функции, составляющие его первоначальное назначение. Опасно быть чересчур логичным там, где дело касается свободной передачи форм, и с такими доказательствами, которые имеют за собой авторитет самих греков.

Последнее возражение против той теории, которая сводит формы дорийской постройки к одним лишь требованиям каменной конструкции, – это почти абсолютная устойчивость форм при чрезвычайно большом разнообразии конструктивных приемов. Одно это многообразие уже указывает на то, что главной целью греков было создание традиционного типа путем того или иного расположения камней, на которое они обращали мало внимания, тем более, что камни были скрыты под слоем штукатурки.

Именно в древнейших конструкциях, которые должны – по теории Гюбша – больше всего гармонировать с формой, форма наиболее сильно противоречит конструкции. Древнейшие храмы показывают такую разрезку камней, которая безусловно заслуживает порицания. На рисунке 161 показаны некоторые из этих дефектов: в большом храме в Посейдонии P строители без всякого зазрения совести разделили фриз на два ряда кладки; благодаря этому метопы и триглифы пересечены горизонтальным швом.

В том же храме в Посейдонии и в трех храмах в Акраганте (храмы Конкордии, Геракла и Кастора) триглифы вырублены в одном квадре с метопами (C), а швы карниза расположены настолько случайно, что приходятся иногда посередине мутулы.

В храме S в Селинунте архитрав, представляющий собой почти квадратную в сечении балку, состоит из двух рядов кладки: швы постелей пересекают его по горизонтали (S). В правильной конструкции это считалось бы ошибкой, так как камни, подвергающиеся изгибу, должны ставиться на ребро, а не на постель.

Эта ошибка повторяется в большинстве архаических построек: в храме D в Селинунте, во внутреннем портике большого храма (храм T по Гитторфу), в базилике в Посейдонии, в храме, который носит название Tavol di Paladini, в Метапонте. В храме Гигантов в Селинунте допущена еще более серьезная ошибка. Ввиду колоссального размера храма и невысокого качества материала строителям пришлось отказаться от монолитного архитрава и заменить его тройным рядом плит A. Такой архитрав не только не может служить опорой, но требует в свою очередь поддержки. Для этого устроена перегородка между колоннами. Таким образом, ордер с простенными колоннами храма в Акраганте возник из стремления создать портик дорийского ордера при помощи материалов недостаточного размера для данного масштаба.

Нетрудно привести еще ряд примеров, показывающих ошибки в каменной конструкции. Все они сводятся к следующему: в эпоху архаики дорийский ордер представляет собой уже сложившуюся архитектурную систему, а не соединение структурных принципов, требования которых могли бы вызвать соответствующие изменения формы. Только великой греческой эпохе было суждено прекратить эти несогласия между формой и конструкцией, и в этом заключается сущность прогресса греческого искусства, получившего свое завершение в V в. до н.э.

Ни Парфенон, ни Фесейон не повторяют ни одной из этих неправильностей в отношении структуры. Архитравы этих храмов состоят из нескольких плит, поставленных рядом, на ребро. В фризе ясно выражено различие между триглифами, представляющими массивные квадры, и метопами, играющими роль заполняющих плит. Но и здесь некоторые детали конструкции могут послужить поводом к критике. Так, при вытесывании мутул как в Парфеноне, так и в Фесейоне больше всего заботились о том, чтобы сэкономить материал, но в целом можно признать их конструкцию вполне правильной.

В заключение из всего сказанного можно вывести следующее: точкой отправления при создании дорийского ордера явилась форма, структура же, подчиненная ее требованиям, лишь постепенно становится в гармоническое соотношение с ней. Честь создания этого соответствия между формой и конструкцией принадлежит эпохе Перикла, но достигнутая гармония вскоре затем была утрачена.

Видоизменение ансамбля дорического ордера. Хронологические данные

Для того, чтобы установить точно хронологические изменения ансамбля дорийского ордера, мы располагаем как для архаического, так и для классического периодов греческого искусства очень небольшим количеством точно датированных памятников. К счастью, эти могущие служить нам вехами памятники распределяются на протяжении двух столетий, охватывающих все развитие, или, иначе говоря, всю жизнь ордера.

Развалины древнейшего афинского Акрополя, разрушенного в 480 г. персами, восходят к VI в. до н.э. Таким образом, эти обломки получают определенную датировку.

К V в. относятся: храм в Олимпии, построенный около 475 г. архитектором Либоном; построенные при Перикле около 450 г. Парфенон и Пропилеи; законченный около 425 г. храм в Фигалии, строителем которого был Иктин, построивший также Парфенон; храм в Сегесте, постройка которого была прервана вторжением карфагенян в 410 г. Большой храм в Селинунте имеет двойную датировку: первая дата относится, по всей вероятности, к его основанию; другая, более достоверная, – ко времени окончания строительных работ. Весьма возможно, что работы были прерваны в первый раз из-за карфагенского вторжения в самом начале V в. Окончание же работ было прекращено вторжением 410 г.

Таким образом, наиболее древние части храма могут быть датированы временем, непосредственно предшествующим первому вторжению, более поздние – второму. Для трех последних веков до н.э. число датированных памятников увеличивается. Ограничимся тем, что укажем для македонской эпохи – Филиппейон в Олимпии; для римской эпохи – постройки в Помпеях, которые все предшествуют извержению Везувия, послужившему причиной их гибели.

Вот те основные памятники, которые также датированы и могут служить нам вехами. Они будут воспроизведены в ряде иллюстраций, сопровождающих нашу работу, к которой мы и отсылаем заранее. При сравнительном рассмотрении стиля этих памятников обнаруживается такая непрерывность в изменении формы, что становится вполне возможным датировать путем интерполяции ряд промежуточных памятников, о которых история умалчивает.

В архитектуре других народов мы находим школы, отстающие от общего развития искусства и имеющие свою собственную хронологию. В Греции ничего подобного нет. Развитие искусства, видимо, шло одинаково как в метрополии, так и в самых дальних колониях. Связь между отдельными членами семьи греческих народов была так тесна, что всякое новое достижение, совершающееся в одной из частей греческого мира, тотчас же делалось достоянием всего народа эллинов. Насколько постоянно было воздействие эпохи на развитие стиля, можно видеть из следующего факта: при восстановлении храмов греки не старались следовать их первоначальному стилю; они восстанавливали их согласно вкусам своего времени.

Мы только что упоминали о двух датах, касающихся постройки большого храма в Селинунте. В промежутке между этими датами стиль постройки меняется. Это различие показывает рисунок 162, S.

В более ранней постройке колонны фасада сильно сужаются кверху (A). В постройке второго периода дается уже едва заметное сужение ствола (B), причем строители нисколько не заботятся о том, что первые колонны будут контрастировать со вторыми.

Мы уже говорили о том, что в храме Геры в Олимпии сгнивавшие деревянные столбы постепенно заменялись каменными колоннами. Каждая из этих колонн носит характерные черты того или иного периода. Мы сопоставляем на рисунке 162, H две наиболее разнохарактерные колонны этого храма (C и D). Всего же в колоннаде храма насчитывается восемь различных видов колонн. Греки никогда не следовали устарелым формам в искусстве, никогда не задумывались над тем, чтобы изменить согласно вкусам своего времени восстанавливаемый памятник. Только в средние века, наряду с верой в прогресс, появляется и искреннее уважение к прошлому.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРИЧЕСКОГО (ДОРИЙСКОГО) ОРДЕРА В ГЛАВНЕЙШИЕ ПЕРИОДЫ

Наиболее точным археологическим показателем является общий характер пропорций. Всякое произведение греческого искусства носит на себе отпечаток того периода, к которому оно принадлежит. Изображения, приведенные для сравнения на рисунке 163 , делают сразу очевидным изменения пропорций от VI в. к V. Здесь даны приведенные к одной волюте ордера VI в. – Посейдония A и V в. – Парфенон B. Первый, более древний, отличается некоторой тяжеловесностью пропорций и как бы избытком мощи; второй, более поздний, – изысканным изяществом.

Если мы перейдем от V в. к македонской эпохе, а затем – к эпохе римского владычества, то увидим, что стремление к облегчению пропорций принимает в это время преувеличенный характер (рисунок 164 ): C – метопы в Олимпии, D – храм Афины Полиады в Пергаме).

Для того, чтобы сделать более очевидным это изменение пропорций, мы предлагаем для сравнения несколько фасадов греческих храмов.

Рисунок 165 показывает фасад архаической эпохи (храм S в Селинунте ). Мы видим здесь приземистые колонны с конусообразным отводом, набухающей капителью и тяжелым антаблементом.

На рисунке 166 дается фасад Фесейона . Здесь дорийский ордер уже освобождается от преувеличений архаической эпохи и достигает почти полного совершенства.

Рисунок 167 показывает фасад Парфенона, представляющий лучшую эпоху греческого искусства. По своему стилю он мало отличается от храма Фесея: при приближении к точке высшего совершенства в искусстве возможны лишь едва заметные изменения. Но вполне очевидно, что на этот раз достигнута абсолютная правильность. Все здание производит впечатление соразмерности частей, спокойствия и благородства. Таковы характерные черты архитектуры века Перикла, поскольку величайшие памятники искусства могут дать характеристику всей эпохи. Это – время великих мастеров: Фидия, Иктина, Калликрата и Мнесикла.

В греческом искусстве начального периода выражается избыток жизненных сил; затем, постепенно прогрессируя, оно приближается к идеалу, не испытывая тех колебаний, благодаря которым можно перейти границу с тем, чтобы тотчас же возвратиться назад. Греки чувствовали опасность преувеличения того изящества, к которому они стремились. Им потребовалось не менее столетия для того, чтобы приблизиться к этой цели. Все развитие архитектуры от эпохи Писистрата до Перикла является рядом постепенных переходов. Греческое искусство никогда не отрешалось от строгости раннего периода, мало-помалу освобождаясь путем осторожной и методической работы от природной суровости. Это – как бы живое существо, постепенно переходящее от детства к юношеству и затем неизбежно склоняющееся к упадку, также не лишенному своего блеска.

Системы ордера Древней Греции.

Когда мы говорим об архитектуре Древней Греции, первое, что вспоминаем - это храмы. Величественные, визуально легкие, гармоничные, со стройными колоннадами. Именно к храмам в большей степени принято относить понятие "ордер". Термин впервые ввел в обиход Витрувий.

Ордер (от лат. ordo - ряд, порядок) - система несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции, имеющих определенный состав, форму и взаимное расположение. В древнегреческой архитектуре различают три ордера - ионический, дорический и коринфский. Поскольку колонны стали одним из наиболее показательных элементов ордера, о них мы и скажем несколько слов.

Главные структурные элементы двух ордеров одни и те же. Основа­нием для них служит обработанная по всему периметру ступенями (обыч­но тремя) площадка - стилобат. На ней, по внешнему контуру храма, уста­навливались колонны, состоящие из трех частей: снизу вверх - базы (опорной части), ствола (фуста) и капители - верхней, завершающей части, на которую непосредственно опирается перекрытие-антаблемент. Стволы колонн в обоих ордерах суживаются кверху. Антаблемент состоит также из трех частей (снизу вверх): балки - архитрава, фриза и верхней части - карниза, являвшегося уже элементом крыши.

Древнегреческие колонны: дорическая, ионическая, коринфская

Дорический ордер сформировался примерно в VII в. до н.э. Колонны, выполненные по канонам этого ордера, не имеют базы, они более мощные и приземистые, чем в других ордерах. Дорическая колонна лаконична. Каннелюры, обычно не более 20-ти, проходят вдоль всего ствола, что визуально утончает колонну, делает ее выше. Капитель состоит из круглой в сечении плиты эхина и невысокой квадратной плиты абаки. Узкое гладкое кольцо, прорезающее колонну под капителью, придает ей эстетическую завершенность, служит логичным переходом от вертикального рисунка каннелюр к горизонтальным элементам капители.

Ионический ордер оформился ненамного позже в конце VII - начале VI вв. до н.э. Ионическая колонна тоньше и выше. Здесь уже есть база сложная, состоящая из нескольких частей различных геометрических форм. Ствол прорезают 24 каннелюры, разделенные срезами. Увеличение количества желобков зрительно делает колонну еще более стройной и высокой. Эхин орнаментирован и с двух сторон оформлен волютами. Причем, если у центральных колонн волюты располагались диаметрально, то у угловых - на смежных "сторонах" колонны.

Коринфский ордер возник в эпоху классики - V-IV вв. до н.э. Коринфская колонна выше и стройнее всех остальных. Хотя пропорции немного изменены, ствол и база имеют аналогичные с ионической колонной составляющие. Заметным отличием от предшественниц стала капитель. Она пышно изукрашена резьбой. Основу композиции составляют два ряда листьев аканта. А волюты ионической колонны здесь оригинально "превращены" в разворачивающиеся побеги папоротника или усики виноградной лозы.


Интересно, что "наследники" древнегреческих архитекторов - римляне - считали дорическую колонну слишком грубой, ионическую - слишком женственной, а потому использовали их довольно редко, отдавая предпочтение коринфскому ордеру. Однако в более поздние эпохи архитекторы Европы нашли применение всем типам. В период ренессанса художники черпали вдохновение из образцов коринфского и ионического стиля. А самый старый, дорический, нашел признание позже, в эпоху ампира. Еще позднее лаконичность, строгость этих колонн пришлась к месту при постройке зданий государственных и финансовых учреждений. И теперь дорическую колонну можно увидеть в любом уголке планеты.

Ордер кариатид – не что иное, как сочетание ионийского или дорийского антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. Как пример, южный портик Эрехтейона , пользующийся наибольшей и заслуженной известностью Он является одним из тех произведений, на которых греческий гений проявился с наибольшей оригинальностью и свободой в формах, полных в то же время разумной сдержанности.

Это архитектурное произведение по его украшениям можно отнести к ионийскому ордеру, а по его приземистым пропорциям – к дорическому.





Чернофигурная техника прекрасно отвечала задаче украшения ваз в греческой вазописи, однако условный плоскостный рисунок ограничивал возможности художников в передаче движений. Около 530 года до н. э. афинские вазописцы создали технику краснофигурной росписи.

Обведя контуры фигур, все свободные от изображений части вазы покрывали черным лаком. Затем птичьим пером или тонкой кисточкой художник наносил линии, передающие складки одежды, мускулы тела и черты лица. При обжиге лак приобретал ровную зеркальную поверхность с удивительным по красоте оливковым отливом, а светлые фигуры особенно выразительно выступали на этом фоне. Краснофигурная вазопись развивалась с последней трети VI по IV век до н. э. Ее талантливые мастера достигли высокого совершенства рисунка. На краснофигурных вазах образы греческой мифологии в значительной мере уступают место жанровым и бытовым сценкам, точно схваченным и запечатленным художником.

Около 510 года до н. э. выдающийся вазописец Евфимид расписал амфору, изобразив на одной из ее сторон праздничное шествие в честь бога Диониса. С тонким художественным вкусом мастер расположил на округлой поверхности вазы фигуры трех участников процессии. Их головы украшают венки, сплетенные из виноградных листьев, у одного в руках -- чаша для вина, у другого -- суковатая палка. Уверенным, энергичным рисунком передает художник выразительные позы и приплясывающие движения танцоров. Немногими умело найденными штрихами выписаны мускулы тела. Изображая человеческую фигуру, мастер пользуется и условными приемами: лицо и ноги представлены в профиль, а грудь развернута в фас. «Картина» помещена на выпуклой части вазы и обрамлена изящным орнаментом.

На другой стороне амфоры -- сцена прощания воина со своими родителями. Высокий, стройный юноша надевает поверх короткого хитона бронзовый панцирь, над его плечами торчат не подтянутые к груди наплечники, на ногах укреплены защищающие их поножи, а рядом стоит круглый щит, украшенный маской бородатого силена, спутника Диониса. Сгорбленный облысевший старец, опирающийся на палку, поднял палец и что-то говорит, обращаясь к сыну. Мать держит копье и протягивает юноше шлем с высоким гребнем. Имена, написанные около фигур, говорят, что перед нами герои гомеровского эпоса -- мужественный защитник Трои Гектор, его отец царь Приам и мать Гекуба. Но все детали рисунка -- оружие, костюмы и прически -- современны художнику. Сцену из мифа Евфимид передает с такой простотой и непосредственностью, словно эзособытие происходит у него на глазах.

Он подчеркивает прекрасные черты лица с прямой линией лба и носа, любуется живыми и естественными движениями. По обеим сторонам вазы проходит любопытная надпись, начертанная пурпурной краской: «Расписал Евфимид, сын Полия, как Евфроний никогда бы не мог». Это интересное свидетельство соперничества или дружеской шутки художников Древней Эллады.

7 Вопрос. Характеристика дорического ордера - анализ примеров

Дорический ордер: структура и особенности основывался на тяжелых и даже несколько грубоватых формах, не зацикливаясь особо на ажуре.

Дорический ордер прошел все ступени развития архитектуры, с каждой эпохой изменяясь и дополняясь новыми элементами. Но в целом в составе ордера остались:

Пьедестал колонны (стереобат и стилобат).

Колонна;

Антаблемент;

Особенностью дорического ордера является отсутствие базы колонны (База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат.), ее ствол начинается сразу со стилобата. Каннелюры на колоннах создаются неглубокие, края у них острые, все части каннелюр соединены между собой, а не разделены дорожками по всей высоте ствола колонны. Капитель состоит из элементов эхин и абака. Капитель выполняет не только декоративную функцию всей архитектурной композиции, и распределяет нагрузку верхних частей ордера на колонны. В греко-дорическом ордере капитель отделяется от ствола колонны горизонтальными бороздками, которых бывает от 1 до 5. Верхняя часть ствола (шейка или трахелий), в свою очередь, отделяется от нижней части колонны: в греко-дорическом ордере - небольшой бороздкой (гипотрахелием), а в римско-дорическом - выпуклым профилем-ремешком. В римском варианте ордера трахелий, как правило, не канеллирован и может нести дополнительные украшения, а эхин зачастую украшен иоником.

Вершина ордера – идея всего архитектурного ансамбля

Верхняя часть любого строения привлекает людские взгляды в первую очередь, так как, приближаясь к зданию издалека, человек смотрит на него сверху вниз. Декоративные составляющие антаблемента дорического ордера часто поражают своим великолепием.

Антаблемент – это верхняя часть архитектурной композиции от конца колонны до крыши, содержащая в себе такие элементы, как архитрав, карниз, фриз.

Архитрав исполняет роль несущего элемента, распределяет нагрузку верхней части антаблемента на колонны.

Фриз является декоративным элементом, на нем часто изображаются фигурные цветы, лепестки, капли и геометрические фигуры.

Карниз – самая верхняя часть композиции, как и карниз любого здания, защищает фасад, а в данном случае архитектурное сооружение, от осадков. К тому же карниз может быть также украшен фигурными элементами, поддерживающими общий стиль конструкции и завершающими всю архитектурную композицию.

Примеры: Примером дорическойпостройки был храм Аполлона в Коринфе, храм Геры в Олимпии ( конец 7 - начало 6 веков до н.э. ),

8 вопрос. Характеристика ионического ордера – анализ примеров Характерные черты

Ионический ордер существует в двух основных вариантах: малоазийском и аттическом. Основным считается малоазийский, первоначально сложившийся без фриза. Аттический появился гораздо позже, как следствие модификации первоначального малоазийского.

Колонна ионического ордера, в отличие от дорического делится на три части: основание, ствол и капитель. База часто сама опиралась на квадратную в плане плиту - плинт. Выпуклые элементы базы - полувалы (или торусы), украшались орнаментальной порезкой или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам. Скоции- вогнутые элементы - обычно оставались гладкими.

Капитель отличают так называемые волюты - сдвоенные спиральные орнаменты, вылепленные на эхине. Волюты выглядят как завитки со стороны фасада, по боковым сторонам капители волюты соединяются между собой валами, называемыми балюстры. Своим видом балюстры напоминают свиток. Первоначально волюты лежали в одной плоскости, затем их стали строить в четырёх плоскостях. Эта особенность сделала ионический ордер более устойчивым к критическим взглядам, высказывавшемся в IV веке до н. э., чем дорический ордер. Последний предполагал, что эхин должен одинаково читаться с любой стороны. Эхин в ионическом ордере располагается под подушкой и между волютами, как бы выходя из под волют. Эхин и абака чаще всего украшались богатой порезкой, более мелкой у абаки и крупной, в виде иоников, у эхина; они называются овы и представляют собой орнамент из яйцеобразных элементов, чередующихся обычно с листьями и стрелками.

После недолгого раннего экспериментирования число каннелюр на стержне колонны было установлено в 24. Эта стандартизация позволила сохранять пропорцию каннелюры к диаметру колонны вне зависимости от масштаба, даже когда высота колонны была завышена. В плане каннелюры представляли собой половину окружности или эллипса, причем борозды разделялись между собой полосками цилиндрической образующей ствола, то есть дорожками. Расстояние между каннелюрами, в отличие от римской архитектуры, было очень маленьким, в результате чего они легко повреждались. Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, ионический ордер выделялся своей игрой светотени, в отличие от дорического ордера. Фриз не разделён на триглифы и метопы, а огибает здание сплошной неразделённой полосой, гладкой или украшенной скульптурным рельефом.

Ионическая колонна всегда более стройна, чем дорическая: её высота в период архаики равнялась восьми диаметрам (1:8), а позднее превышала девять диаметров (1:9). Утончение ствола кверху также было меньше, чем например в дорическом ордере. Греческие зодчие расставляли колонны очень широко, стремясь таким образом к получению ощущения легкости и изящества.

Примеры: Афинский акрополь,Эрехтейон, – храм Артемиды в Эфесе в Малой Азии (одно из «чудес света»).

9 вопрос . Понятие идеала в скульптуре Древней Греции.

Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство - непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. kalos - прекрасный + agathos добрый). Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Именно это делает греческих богов, изваянных древними скульпторами, неповторимо прекрасными.

Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения. Cтатуи VII - VI вв. до н.э.симметричны: одна половина тела - зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.

Греческие художники поняли закономерности пропорций, соотношения частей и равновесия форм . Они увидели тело как прекрасную архитектуру. Устройство фигуры они рассматривали как ясный и совершенныйпорядок . В пропорциях и движениях человека они научились выражать облик его духа. Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству? Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых - отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта). Кроме того, гармония предполагает возможность вычисления любого соотнесения частей каждого предмета, в том числе и скульптуры, по следующей пропорции: а / b = b / с, где а - любая меньшая часть объекта, b - любая большая часть, с - целое. На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н.э.) создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н.э.), которую называют «Дорифор» («Копьеносец») или «Канон» - по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения совершенного человека. Считается, что рассуждения художника можно отнести и к его скульптуре.

Греческие изображения всегда показывают человека, удаляя всё случайное. В греческих скульптурах нет ничего лишнего, «ничего сверх меры» . Это обобщённые образы красоты человека, в них нет и намёка на повседневную жизнь. Это изображения прекрасных, совершенных людей, полных жизни, здоровья, благородства и светлой человечности.

Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон . В его статуе «Дискобол» в образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остаётся спокоен и сдержан.

Величайшим ваятелем своего времени греки считали Фидия, украсившего мраморной скульптурой Парфенон. В его скульптурах особенно отражено, что боги в Греции есть не что иное, как образы идеального человека. Скульптор Фидий создал для Парфенона из золота и слоновой кости огромную статую Афины Парфенос - Афины Девы . Высота ее достигала 12 метров. Афина держала на ладони правой руки статую богини победы Ники, а левой опиралась на большой щит с изображением битвы греков с амазонками на внешней стороне и битвы богов с гигантами - на внутренней. Фидий учитывал, что двенадцатиметровая статуя могла показаться тяжеловесной и массивной, и сделал все возможное, чтобы она не выглядела громоздким идолом: он гармонично вписал её во внутреннее помещение Парфенона.

Так можно описать статую Зевса для храма в Олимпии: Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи - тесно станет ему в обширном зале и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины - знак миролюбия грозного бога.Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ - перекинут через левое плечо. Венец, борода Зевса были из сверкающего золота.

Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивало его божественную идеальность. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнегоавтора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из "семи чудес света".

Статуи Поликлета полны напряженной жизни. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. Взять того же "Копьеносца". Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой. Перед нами человек сильный, красивый, свободный от страха, гордый, сдержанный - воплощение греческих идеалов.

10 вопрос . Женский образв скульптуре архаики

Женские статуи - коры - главным образом в малоазийских и островных городах, очагах ионийского стиля.Прекрасные женские фигуры были были найдены при раскопках архаического афинского Акрополя, возведенного в VI в. до н.э. В этих корах идеал женственности выражен в его первозданной чистоте. Улыбка светла, взор доверчив, фигура задрапировала пеплосом - покрывалом, или легким одеянием - хитоном (в эпоху архаики женские фигуры еще не изображались обнаженными, в отличие от мужских), волосы струятся по плечам вьющимися прядями. Эти коры стояли на постаментах перед храмом Афины, держа в руке яблоко или цветок. Волосы мраморных девушек были золотистыми, щеки розовыми, а глаза голубыми.

Характерные черты

Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами , заканчивалась капителью . В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода - 16 - 20 штук. Капитель - верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона, или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина - круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки . Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом - выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат .

Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два уступа - фасции. Небольшой полочкой, называемой тения, архитрав отделяется от фриза , поверхность которого представляет чередование триглифов и метоп . Карниз поддерживается мутулами , реже - дентикулами. Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы - гутты.

Пропорции

Высота дорической колонны составляет, по Витрувию, 14 модулей (нижних радиусов колонны), а по Виньоле и более поздним авторам - 16 модулей (это ближе к древнеримским образцам). Высота базы и капители (до опоясывающего ремешка) - по 1 модулю. Архитрав имеет высоту 1 модуль, фриз - 1,5 модуля. Насчет высоты карниза единства у авторов нет, она может составлять 1,5 модуля или менее. Ширина триглифов - 1 модуль, метоп - 1,5 модуля.

Закономерности построения

За единицу измерения элементов ордера принят модуль , равный половине диаметра колонны. Модуль дорического ордера, в свою очередь, делится на 12 парт (частей).

Карниз антаблемента модульонного ордера

Архитрав

Капитель зубчатого ордера

Стержень колонны

База колонны

Карниз пьедестала

Стул

База пьедестала

Галерея

Литература

  • Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Архитектура-С, 2005.
  • Михайловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. М.: Изд. В. Шевчук, 2003.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дорический ордер" в других словарях:

    Один из трёх основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки эхина и толстой квадратной плиты абака. Антаблемент членится на … Художественная энциклопедия

    Один из трех основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из эхина и абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и… … Большой Энциклопедический словарь

    Древнейший и самый строгий из древнегреческих архитектурных стилей, сложился у племени дорийцев около 600 г. до н.э. Колонна не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из эхина и абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и… … Энциклопедия культурологии

    Дорический ордер - ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР, один из трех основных архитектурных ордеров. Сложился в дорийских областях Древней Греции около конца 7 в. до нашей эры. Отличается мужественностью и лаконизмом форм. Колонна Дорийского ордера не имеет базы, ствол прорезан… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Дорический ордер Архитектурный словарь

    Один из трёх основных греческих архитектурных ордеров. Сложился в дорийских областях Древней Греции при переходе к строительству храмов и др. общественных сооружений из камня. Дорический ордер встречается уже между 600 и 590 до н. э. в первых… … Строительный словарь

    Один из трёх основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из эхина и абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и… … Энциклопедический словарь

    Один из трёх основных греческих архитектурных ордеров. Сложился в дорийских областях (см. Дорида) Древней Греции при переходе к строительству храмов и др. общественных сооружений из камня. Д. о. встречается уже между 600 и 590 до н. э. в… … Большая советская энциклопедия

    - ((гр. dorikos свойственный дорическим племенам Др. Греции) архитектурный ордер, отличающийся отсутствием базы у колонны, простой формой капители, а также наличием триглифов и метоп во фризе. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009 … Словарь иностранных слов русского языка

    Дорический ордер - см. Ордера архитектурные … Античный мир. Словарь-справочник.

Архитектура - это язык, а вы не замечали, что, когда узнаешь новое слово, первое время начинаешь замечать его везде? То же происходит и с архитектурой. Узнавая новую архитектурную форму, начинаешь везде ее замечать. И это особенно верно применительно к античным ордерам, потому что они представляют собой блоки, из которых построена западная архитектура, и используются уже 2500 лет. Мы говорим, в основном, об архитектурных стилях, которые древние греки создали, главным образом, для своих храмов. И Вы правы, мы продолжаем их использовать. Есть несколько современных примеров, лежащих прямо на поверхности. Но важно помнить, что это лишь маскарад под базовую древнюю архитектурную систему. Мы привели в пример Стоунхендж, чтобы показать, что из себя представляла древняя архитектурная система, именуемая стоечно-балочной архитектурой. Это самая основная, самая базовая, самая древняя архитектурная система. Стойки - это вертикальные элементы, поддерживающие горизонтальные элементы, которые называются балками. И мы до сих пор пользуемся этой системой, когда наскоро сколачиваем разные тесные домишки. Греки тоже это делали, но гораздо более изысканным способом. Да, они разработали декоративные системы, которые мы и подразумеваем, используя термин «античные ордеры». Существует три основных ордера - дорический, ионический и коринфский. Есть еще два дополнительных, но мы не будем говорить о них сегодня, просто назовем их для вас, чтобы вы о них знали. Они называются тосканский и смешанный. Ионический и дорический ордеры изображены на предлагаемой схеме. Сначала дорический, потом ионический, а последние два изображения относятся к коринфскому. И есть небольшие вариации этих трех ордеров. Дорический - самый простой, ионический несколько сложнее, а коринфский уже совершенно вышел из-под контроля. Начнем со старейшего ордера - дорического. Мы полагаем, что этот ордер появился в 7 веке в материковой Греции. Сейчас мы видим настоящий греческий храм, который находится в Италии, однако является превосходным примером античного дорического ордера. Начнем сверху, с фронтонов. Фронтон официально не является частью ордера, однако, так как он в том или ином виде был у всех греческих храмов, мы решили, что следует упомянуть о нем для вас. Это треугольный элемент на самом верху храма. Верно. Это остроконечные крыши. Иногда их украшали скульптурами. Следующий элемент, находящийся под фронтоном, - это уже официальная часть ордера, именуемая антаблемент. Это зона оттуда, до этого места. Верхняя часть антаблемента называется фриз. Только эта часть известна, как фриз, вся вот эта секция. Да, и в дорическом ордере ее украшали совершенно особой отделкой - триглифами и метопами. Приглядевшись к слову «триглиф», вы увидите, что в нем имеется корень «три», как в слове «трицепс», который означает числительное «три», и второй корень «глиф» со значением «знак», так что «триглиф» означает буквально «три знака». Видите, по всей длине фриза повторяется узор из трех знаков. А между триглифами находятся промежутки, которые называются метопы. В древнегреческой архитектуре их часто украшали скульптурами. Считается, что триглифы расположены не просто произвольно. Ученые полагают, что они, возможно, пришли из тех времен, когда храмы строились из дерева и изначально представляли собой концы бревен, служивших балками храма. И их, разумеется, размещали прямо над колоннами. Обратите внимание, что хотя бы каждая вторая метопа находится непосредственно над колонной. Если мы опустимся ниже, увидим следующий элемент храма - капитель. Это дорическая капитель. Она очень проста. Она состоит из раструба и простой пластины сверху. Дорический ордер - старейший и самый строгий. Согласно древнеримскому историку Древней Греции Витрувию, он ассоциировался с мужественностью. Дорическая колонна широкая, невысокая, выглядит тяжелой. Именно так. Продолжая движение вниз, мы дойдем до сектора, который обычно называют колонной. Однако историки искусства обозначают его термином «ствол». Приглядевшись внимательнее, вы увидите, что они не просто плоские: всю их поверхность покрывают вертикальные линии, известные как каннелюры. В дорическом ордере каннелюра очень неглубокая. Это, по сути, просто борозда, вырезанная на поверхности. Каннелюры создают красивый вертикальный узор по всей длине ствола колонны. Еще одна определяющая черта дорического ордера - отсутствие декоративной базы под основанием ствола. Ствол колонны упирается непосредственно в пол храма. Это очень хорошо видно на изображении справа внизу, где показано, что между колонной и полом нет никакого выступа, обозначающего переход. Теперь давайте посмотрим, как все описанное выше выглядит вживую. Капители находятся высоко, так что рядом с ними никогда не увидишь человека, и мы не можем осознавать насколько они велики. Однако я сделал эту фотографию в Британском музее, рядом с капителью, сделанной по образцу колонны самого знаменитого дорического храма, который находится в Акрополе в Афинах. Верно, Парфенона. И они действительно такие массивные. На этой фотографии также хорошо виден - пусть даже реконструированный - антаблемент с фризом, триглифами и метопами. Справа представлен пример рельефа, который предназначался для одной из метоп Парфенона. Верно. Эта метопа вполне подошла бы на один из этих квадратов. Поговорим о последнем элементе дорической архитектуры - о том, что называют энтазисом. Это немного сложно, потому что большинство людей, как мне кажется, думают, что колонна ровная по всей высоте, то есть что стороны колонны параллельны друг другу, что толщина колонны в основании равна ее толщине в области прямо под капителью. Однако на самом деле древние греки строили свои храмы по-другому. Нет. Просто поразительно, сколько всего древние придумали, чтобы сделать свои здания красивыми и похожими на чертоги богов. Поэтому когда мы строим античный дорический храм, видим, что стволы колонн слегка расширяются к середине. В верхней части нижней трети они достигают максимальной толщины, а затем сужаются в разные стороны: книзу - очень постепенно, кверху - гораздо резче. Самая узкая часть колонны находится как раз на ее вершине, а самая широкая - примерно в трети пути вверх от основания. И здание начинает производить впечатление живости, которого, как мне кажется, не было бы, если бы колонна была точно такой же толщины у вершины, как и у основания. Историки архитектуры издавна спорят, почему греки брали на себя такую сложную задачу, так как это обходилось дорого, стоило большого труда, а также означало, что каждый цилиндр, составляющий часть колонны, должен был быть индивидуальным, уникальным. Это невозможно было массово измерять и изготавливать. Верно, но Вы сейчас употребили слово «цилиндр». Колонны вообще-то не вырезают из цельного куска камня. И если вы внимательнее присмотритесь к этой фотографии, увидите трещинки между отдельными цилиндрами. В центре каждого из них обычно имелось отверстие, в которое иногда вставлялось бревно, скреплявшее их между собой, почти как бусы в ожерелье. Еще одна вещь, которую делает энтазис, заключается в том, что она подчеркивает вертикальность храма, так как заставляет колонны сужаться кверху. Ствол колонны выглядит выше, чем на самом деле, потому что, как известно, чем предмет дальше от нас, тем меньше он выглядит. Таким образом, греки думали о человеческом восприятии. Думали о том, как мы видим: а не просто об абстрактных математических и геометрических идеях, а о впечатлениях самого человека. Последняя деталь. Энтазис придает стволу колонны впечатление почти эластичности, впечатление, что он пружинит под весом удерживаемого им камня. Потрясающе, сколько решений греки принимали при строительстве. Теперь давайте посмотрим на ионический ордер, который появился вскоре после коринфского. Вот еще одно здание, находящееся в Акрополе. Это Эрехтейон. Это совсем другая эстетика. Здесь чувствуется столько утонченности. Здесь нет того ощущения массивности, мужественности, которое вызывают у нас здания дорического ордера. И вообще-то Витрувий- древнеримский историк архитектуры -считал этот ордер более женственным. Эти колонны выше, тоньше… Одна из колонн этого греческого здания представлена в Музее Лондона. У нас есть несколько хороших фотографий. Вы видите, что основные различия относятся к вершине, капители, где находятся эти свиткообразные фигуры, известные также, как волюты. Мы также видим слегка другую форму каннелюр, а также, что важно, видим базу. Перейдем к коринфскому ордеру. Он выглядит совсем по-другому и является самым декоративным. Его отличительной чертой также является капитель, в которой мы видим листовидные элементы. Кроме того, у этих колонн есть базы; они обычно бывают выше дорических, как и ионические, но более декоративны, чем те. Есть замечательный миф о происхождении коринфской капители. Это своего рода анекдот, и мы, конечно, не знаем, насколько он правдив. В нем говорится, что после смерти одной молодой девушки ее вещи сложили в корзину и поставили на ее могилу. Под корзиной оказался росток аканта, который начал расти, и из-за того, что на нем оказалась тяжелая корзина, накрытая плитой, его листья стали расти в стороны. Глядя на коринфскую колонну, думаешь, что так все и было, даже если и выглядит непохоже. Как раз очень похоже. Итак, это замечательный миф, независимо от того, правда в нем сказана или нет. Коринфский ордер - самый сложный. В нем есть и свиток, который характерен для ионического… Волюты. Верно. Но также в нем есть и очень сложные листовидные элементы, которые хорошо видны здесь. Они изображены с оглядкой на лист аканта. Справа внизу показана фотография листа аканта. Они разрастаются буйно, так что в этом есть смысл. Важно помнить, что древние греки, хотя и разработали три античных ордера, лишь стоят у их истоков, а римляне переняли эти идеи, а затем люди, обратившиеся к традициям античности, позаимствовали их уже у римлян. И мы все еще делаем это и сегодня. Итак, это все о греческих ордерах. Subtitles by the Amara.org community