Проведение гигиенической ванны грудному ребенку. Гигиеническая ванна для новорожденных. Поэтапное купание ребенка Памятка проведение гигиенических ванн новорожденным детям

Цель: профилактика заболеваний кожи, закаливание и воспитание гигиенических навыков

Противопоказания: острые заболевания, гнойничковые заболевания и жидкий стул ребенка.

Оснащение: ванна, кувшин, водяной термометр, губка или рукавичка из мягкой ткани, «Детское мыло», детский крем или растительное масло, тонкая пеленка, полотенце, комплект чистого белья и ватные шарики

Техника безопасности:

§ НЕ оставлять ребенка в ванне без присмотра.

§ НЕ забыть измерить температуру воды в ванне.

Гигиеническую ванну проводят через 1 час после кормления или за 10 – 15 минут до него.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения:

1. Вымыть и просушить руки.

2. Расстелить на пеленальном столе пеленки и распашонки для пеленания

3. Вымыть ванну горячей водой. Если купание проводится в детском учреждении, то ванночку обработать 0,5% раствором хлорамина, затем ополоснуть водой.

4. Поставить ванну в устойчивое и удобное положение.

5. Заполнить ванну холодной водой, затем разбавить горячей водой так, чтобы вода доходила до сосков ребенка. Горячую воду лить небольшими порциями, чтобы не было водяного пара.В

6. Измерить температуру водяным термометром.

7. Налить в кувшин воду температурой 38°.

8. Раздеть ребенка. После дефекации – ребенка следует подмыть проточной водой. Грязное белье бросить в бак для грязного белья. Вымыть руки.

9. Взять ребенка так, чтобы его голова опиралась на предплечье купающего, а левой кистью фиксировать левое плечо ребенка. Пальцами правой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов.

10. Медленно погрузить ребенка в воду: сначала ягодицы, затем ноги и туловище. Во время первых гигиенических ванн новорожденного опускают в воду в пеленке, затем его разворачивают.

11. Ножки после погружения оставляют свободными, а голову и туловище поддерживают левой рукой.

12. Намылить руку и мыть голову ребенка от лба к затылку так, чтобы мыло не попало в глаза ребенка, сполоснуть водой из ванны.

13. Надеть рукавичку на правую руку, намылить ее и круговыми движениями мыть тело ребенка.

14. Снять рукавичку, извлечь из воды ребенка и перевернуть лицом вниз.

15. Ополоснуть ребенка из кувшина и вымыть лицо ребенка водой из кувшина.

16. Набросить на ребенка полотенце или пеленку, переложить на правую руку и отнести на пеленальный стол.

17. Осушить кожу ребенка осторожными промокательными движениями, смазать все естественные складки детским кремом или маслом.



18. Новорожденному обработать пупочную ранку и запеленать или одеть ребенка.

19. Положить ребенка в кроватку.

20. Вылить воду из ванны и обработать ее.

Примечания:

Ребенка первого месяца жизни купают в кипяченой воде, продолжительность ванны 5 – 10 минут.

Температура воды детям до 6 месяцев должна быть 37° - 37,5°, а детям старше 6 месяцев 37° - 36,5°.


Антропометрия детей 1 – го года жизни.

Цель : оценка физического развития ребенка.

Оснащение: медицинские горизонтальные весы, горизонтальный ростомер, сантиметровая лента, пеленки, емкость с 0,5% раствором хлорамина, ветошь.

Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Техника выполнения.

Взвешивание.

1. Протереть весы раствором хлорамина и уравновесить весы.

2. Положить на весы сложенную вчетверо чистую пеленку и взвесить ее.

3. Закрыть затвор весов.

4. Ребенка уложить на весы так, чтобы голова находилась на широкой части чаши весов.

5. Передвинуть килограммовую гирю вправо на цифру равную примерному весу ребенка, открыть затвор. Маленькой гирей (граммовой) уравновесить весы.

6. Закрыть затвор весов, снять ребенка с весов и отдать матери или положить в кроватку.

7. Записать результат.

Измерение роста.

1. Протереть ростомер раствором хлорамина, постелить пеленку.

2. ребенка одетого в распашонку, уложить на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась к неподвижной планке ростомера, а козелок уха и наружный угол глаза были на одной вертикальной линии. Ноги ребенка выпрямить в коленных суставах легким нажатием руки, к подошвам приложить поперечную подвижную планку ростомера.

3. По боковой планке со школой определить длину тела ребенка.

4. Ребенка отдать матери, результат измерения записать.

Гигиеническую ванну проводят при приеме пациентов в стационар и в лечебном отделении, при длительном постельном режиме. Больного следует мыть в ванне или под душем не реже 1 раза в неделю.

Оснащени е: водный термометр, мочалку, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетку и 0,5% хлорамин.

Алгоритм действия:

1. Вымыть ванну щеткой мылом или чистящим средством, ополоснуть раствором хлорамина.

2. Закрыть форточки, около ванны поместить деревянную решетку.

3. Наполнить ванну сначала 1/3 холодной водой и на 2/3 – горячей.

4. Измерить температуру воды, опустив термометр в ванну (должна быть 37ºС).

5. Помогите больному раздеться и:

а). удобно расположиться в ванне так, чтобы вода доходила до мечевидного отростка.

б.) вымыться мочалкой с мылом (сначала голову, потом туловище) и вытереться.

в). выйти из ванны, переодеться в чистое белье.

Примечание

1. Продолжительность ванны 15-30 минут.

2. Во время гигиенической ванны медсестра должна следить за самочувствием больного, его внешним видом и пульсом.

3. Для приема гигиенического душа в ванну поставить табурет, на который будет садиться больной.

Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно, не менее 2 раз, обтирать.

Обтирание

Оснащение : перчатки, таз с теплой водой, рукавичка или ватный тампон, полотенце.

Алгоритм действия :

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. Смочите рукавичку или ватный тампон (можно воспользоваться концом полотенца) в теплой воде.

3. Оботрите последовательно грудь и живот пациента.

4. Затем насухо промокните кожу полотенцем. Особенно тщательно протрите и высушите складки кожи под молочными железами у женщин (особенно у тучных), подмышечные впадины.

5. Поверните пациента на бок и оботрите спину, делая при этом легкий массаж. Затем высушите.

6. Уложите удобно пациента, накройте одеялом.

7. Снимите перчатки, вымойте руки.

Запомните! Особенно тщательного ухода требуют естественные складки кожи и места возможного образования пролежней.

Гигиенический душ

Гигиенический душ – компонент санитарной обработки в приемном отделении при поступлении больного в стационар, в лечебном отделении 1 раз в 7-10 дней.

Оснащение : термометр для измерения температуры воздуха, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетка, 0,5% раствор хлорной извести.

Алгоритм действия:

1.Вымойте ванну;

2.Поставьте в ванну небольшую скамейку и усадите на нее пациента;

3.Включите душ, отрегулируйте температуру воды и помогите пациенту помыться в той же последовательности, что и в ванной;

4.Помогите пациенту выйти из ванны или душа, вытереться полотенцем, одеться и дойти до палаты. При необходимости воспользуйтесь креслом-каталкой.

Занятие №7. Уход за лихорадящими больными.

Цели занятия:

Студент должен знать:

· Физиологические механизмы поддержания температуры внутренней среды организма;

· Виды медицинских термометров; устройство ртутного термометра;

· Правила хранения термометров;

· Правила пользования термометром;

· Способы обработки термометров после их использования;

· Области тела, используемые для измерения температуры;

· Виды температур, показания к их регистрации;

· Время измерения температуры тела, суточные колебания;

· Правила построения температурной кривой;

· Лихорадка: понятие, виды;

· Периоды лихорадки;

· Клинические проявления в 1-м, 2-м, 3-м периодах лихорадки;

· Особенности ухода за больными на разных периодах лихорадки;

Студент должен уметь:

· Измерить температуру тела;

· Регистрировать результаты измерения температуры в температурном листе;

· Оказывать помощь пациенту в 1-м, 2-м и 3-м периодах лихорадки;

· Обработать термометры после использования;

Этико-деонтологический аспект темы. Если у вас возникают сомнения в правдивости пациента в отношении его температуры, повторите измерение температуры в своем присутствии, ссылаясь на возможную неисправность термометра.

Меры предосторожности . При работе с термометром мел-сестра может нечаянно его разбить. Пары ртути опасны для здоровья человека. Попросите пациентов выйти из помещения. Соберите ртуть и поместите ее в герметически закрытый сосуд, после чего вымойте руки.

Терморегуляция

Терморегуляцией называют совокупность процессов регуляции теплообразования и теплоотдачи. Поддержание определенного равновесия между этими процессами обеспечивает у здорового человека относительно постоянную температуру тела.

Теплообразование осуществляется за счет окислительных процессов в мышцах и внутренних органах: чем выше интенсивность метаболизма, тем оно больше.

Теплоотдача осуществляется путем теплопроведения, теплоизлучения и испарения (потоотделение).

При повышении температуры окружающей среды кровеносные сосуды кожи расширяются, увеличивается ее теплопроводность и теплоизлучение, усиливается потоотделение, что приводит к повышению теплоотдачи и предотвращает перегревание.

При снижении температуры окружающей среды уменьшается теплоотдача за счет уменьшения теплопроводности кожи и сужения ее кровеносных сосудов, повышается теплопродукция вследствие усиления сократительной активности скелетных мышц (мышечная дрожь), что предотвращает снижение температуры тела и переохлаждение.

Новорожденного следует купать только в кипяченой воде, т.к. кожные покровы у него очень нежные, а простая водопроводная вода жесткая, а также для того, чтобы избежать попаданий инфекций в пупочную ранку. Если пупочная ранка еще не зажила и не покрылась кожей, в воду для купания можно добавить несколько кристаллов калия перманганата (так, чтобы вода была бледно-розовой). Перед применением такой ванны нужно проконсультироваться с педиатром (он даст рекомендации по концентрации раствора, подходящего именно для Вашего малыша).

Необходимо проследить, чтобы в ванной комнате не было повышенной влажности. Оптимальный вариант - сухо и тепло. Если температура воздуха в ванной комнате прохладная, лучше прогреть помещение обогревателем, а не продолжительным включением горячей воды, так как влажность негативно влияет на органы дыхания ребенка. В другом случае можно проводить купание в комнате.

Итак, для ванны Вам потребуется:

10л охлажденной кипяченой воды
- 10л горячей кипяченой воды
- детская ванночка
- водяной термометр
- детское мыло
- чистая пеленка или полотенце (желательно сразу с капюшоном)
- сухое белье
- стерильные ватные шарики
- стерильное масло (можно специальное детское)
- фланелевая рукавичка
- кувшин

План действий:

  1. Тщательно вымыть ванночку детским мылом.
  2. Обдать ее кипятком.
  3. Налить в ванночку холодной воды.
  4. Положить в ванночку водяной термометр.
  5. Добавить горячей воды до температуры 37-38С.
  6. Подготовить кувшин с водой температурой 37С.
  7. Раздеть ребенка.
  8. Положить ребенка на руку так, чтобы его голова находилась на локтевом сгибе, а рукой можно было захватить его ногу под колено.
  9. Опустить ребенка в воду так, чтобы головка была над водой.
  10. Поливать ребенка в течение 3-5 мин.
  11. Надеть и намылить фланелевую рукавичку.
  12. Намылить тельце ребенка рукавичкой.
  13. Помыть все складки тельца ребенка.
  14. Помыть голову.
  15. Обмыть ребенка водой из ванны.
  16. Перевернуть ребенка спинкой кверху.
  17. Обмыть чистой водой из кувшина.
  18. Завернуть ребенка в полотенце.
  19. Осушить тело мягкими движениями.
  20. Положить ребенка на чистое белье.
  21. Обработать складки детским маслом.
  22. Завернуть ребенка в чистое белье/одеть ребенка.
  23. Осушить слуховые проходы, глаза, очистить носовые проходы.

После каждого купания рукавичку необходимо кипятить! В кипяченой воде купать ребенка следует как минимум до заживления пупочной ранки.

Во время купания ласково разговаривайте с ребенком, чтобы успокоить его. Купание следует проводить вдвоем по принципу – один держит ребенка, другой поливает. Если во время первых ванн малыш плачет, будьте терпеливы и ласковы, это не повод отказываться от купаний. Со временем ребенок привыкнет, будет чувствовать себя свободно, и ванна станет удовольствием не только для него, но и для Вас.

Купание лучше проводить вечером, между кормлениями. Старайтесь не купать ребенка сразу после еды (чтобы избежать срыгивания), а также непосредственно перед кормлением (чтобы малыш не чувствовал голод и не нервничал). Лучшее время для купания – промежуток перед вечерним, но не перед ночным кормлением. В этом случае ребенок, разомлевший после водных процедур, мало покушает в вечернее кормление (быстро устанет и заснет), и в ночное у него будет полноценное кормление и последующий хороший сон.

(В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Первую гигиеническую ванну новорожденного ребенка выполняют через 1-2 дня после отпадения пуповинного остатка. На протяжении первых недель жизни ребенка купают в кипяченой воде. В ванну добавляют раствор калия перманганата до светло-розового цвета. Гигиеническую ванну с раствором калия перманганата рекомендуется проводить до полного заживления пупочной ранки.

В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняются ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю. Температура воды в ванне должна быть 37–37,5°С, для недоношенных – 37,5–38°С. При ополаскивании ребенка используется вода с температурой на 1°С ниже. Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5–7 минут, на втором году 8–10 минут, для детей старше 2 лет 10–15 минут. Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10–15 минут до него, за 1–1,5 часа до сна. Во время купания необходимо соблюдать меры предосторожности.

ОСНАЩЕНИЕ

2.1. Мебель медицинская: стол пеленальный; стол для проведения дезинфекционных мероприятий; кроватка детская.

2.2.ЛС: масло вазелиновое; раствор калия перманганата профильтрованный (1:10000 или 1 мл 5% раствора на 100 мл воды).

2.3.Ванночка эмалированная (пластмассовая), кувшин.

1.1. Термометры (2) для измерения температуры воды и воздуха
в комнате.

2.5. Шампунь детский (мыло детское, средство жидкое очищающее для купания), средства косметические по уходу за кожей.

2.6. Пеленки (одежда детская); подгузники одноразового применения; «рукавичка» из махровой ткани (фланели).

2.7. СИЗ: перчатки; передник.

2.8. Контейнеры: «№3», «№4» или «Физический метод».

2.9. Санитарно-гигиенические изделия: дозатор локтевой настенный с антисептиком; дозатор настенный с жидким мылом; полотенце.

2.10. Санитарно-техническое оборудование: умывальник; ведро педальное; емкость «Пеленки».

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

2.2. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

2.3. Надеть передник, перчатки.

3.3. Провести дезинфекцию наружных поверхностей передника, стола пеленального рабочим раствором химического средства дезинфекции в соответствии с Инструкцией №2.

3.4. Вымыть ванночку щеткой с мылом. Провести дезинфекцию методом протирания (орошения) химическим средством дезинфекции, ополоснуть водой.

3.5. Снять перчатки, поместить в контейнер №4 или контейнер «Физический метод».

3.6. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

3.1. Проинформировать мать ребенка (законного представителя)
о предстоящей манипуляции.

3.6. Подготовить необходимое оснащение. Расстелить на столе пеленальном пеленку, выложить распашонки, одежду (пеленки).

3.7. Наполнить ванночку водой на 1/2 или 1/3 объема. Вначале налить холодную, затем горячую воду небольшими порциями попеременно во избежание образования водяного пара в помещении и возможного ожога кожи.

3.8. Измерить температуру воды. Показания фиксируют, не вынимая термометр из воды.

3.9. Набрать в кувшин воду из ванночки для ополаскивания ребенка.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

3.10. Обработать руки в соответствии с ТНПА. При необходимости надеть перчатки (удлиненного образца).

3.11. Раздеть ребенка. После дефекации следует подмыть его проточной водой. Грязное белье поместить в емкость «Пеленки». Вымыть руки.

3.12. Зафиксировать ребенка рукой, охватив кистью руки его подмышечную область (4 пальца расположить в подмышечной впадине, большим пальцем охватить плечо сверху и снаружи; затылок и голова ребенка опираются на предплечье медсестры). Большим и средним пальцами другой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов.

3.13. Медленно погрузить ребенка в ванночку: сначала ягодицы, затем ножки и туловище. Уровень погружения в воду должен доходить до сосков. Отпустить ножки ребенка, плечо фиксировать на протяжении всего купания.

3.14. Надеть «рукавичку» на руку.

3.15. Намылить тело мягкими круговыми движениями и сразу ополоснуть намыленные участки: вначале вымыть голову (от лба к затылку, чтобы мыло не попало в глаза, а вода – в уши), шею, подмышечные области, верхние конечности, грудь, живот, нижние конечности. Особенно тщательно промыть естественные складки. В последнюю очередь обмыть половые органы и межъягодичную область.

3.16. Снять «рукавичку».

3.17. Извлечь ребенка из воды в положении лицом книзу.

3.18. Ополоснуть тело и вымыть лицо водой из кувшина (кувшин держит помощник).

3.19. Набросить на ребенка пеленку, положить его на стол пеленальный, осушить кожу осторожными промокательными движениями.

3.20. Обработать складки кожи согласно подпункту 3.21. Инструкции №5.

3.21. Новорожденному ребенку обработать пупочную ранку согласно Инструкции №6.2.

3.22. Запеленать (одеть) ребенка и уложить в кроватку.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.23. Поместить использованные пеленки и «рукавичку» в емкость «Пеленки».

3.24. Слить воду.

3.25. Провести дезинфекцию ванночки, рабочей поверхности стола пеленального, передника (после каждого ребенка) согласно Инструкции №2.

3.26. Снять передник.

3.26. Снять перчатки, поместить в контейнер №4 или контейнер «Физический метод».

3.27. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

3.28. Сделать запись в листе назначений и медицинской карте стационарного пациента (ф. 003/у-07).

ИНСТРУКЦИЯ №12

АНТРОПОМЕТРИЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Измерение массы тела проводится в утренние часы до приема пищи, предпочтительно, чтобы ребенок был обнажен. Ослабленных детей рекомендуется взвешивать в одежде, вычитая из полученной величины ее вес.

Массу тела у детей до двух лет измеряют на весах для взвешивания грудных детей (электронных или чашечных), у детей старше двух лет – на электронных или рычажных медицинских весах.

Длина тела у детей до 1 года измеряется горизонтальным ростомером, у детей старшего возраста – вертикальным. В возрасте от 1 года до 3 лет вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет длины тела ведут по шкале слева.

Измерение длины тела у детей старшего возраста выполняют на вертикальном ростомере. Ребенка ставят на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и теменной областью. Руки должны быть опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положении, при котором нижнее веко и верхний край козелка уха находятся в горизонтальной плоскости. Затем без надавливания опускается к голове подвижная планка и от ее нижнего края определяется по шкале длина тела.

Измерение окружности головы и грудной клетки проводится сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки у детей раннего возраста определяют только в состоянии покоя, у старших – в покое,
при вдохе и выдохе. Руки должны быть свободно опущены вдоль тела. Необходимо контролировать, чтобы ребенок не поднимал плечи, не отводил руки вперед или в сторону.

ОСНАЩЕНИЕ

2.1. Мебель медицинская и оборудование: стол пеленальный (кушетка медицинская); стол для проведения дезинфекционных мероприятий; весы медицинские; ростомер (горизонтальный, вертикальный); лента сантиметровая.