Принцип золотого сечения в дизайне во флористике. Цветочная композиция. Советы флориста. Выбираем сочетания цветов

Флористика – это вид искусства, имеющий свои особенности. Определённых правил составления букетов нет, но есть стили, в основе которых лежат определенные принципы. Всего таких стилей четыре:

Вегетативный стиль самый натуральный, естественный, то есть букет цветов составляется максимально просто и приближенно к реальности.

При работе над композицией флорист должен уделить внимание ее внешнему виду, форме роста и растительному сообществу. К отличительным особенностям вегетативного стиля можно отнести:

  • асимметричность расстановки;
  • доминантой считается самая большая группа, а равновесие обеспечивается меньшей группой, расположенной отдаленно;
  • вегетативный стиль требует внимательности к натуральности расположения цветов и растений – то есть так, как они произрастают в естественных условиях.

Декоративный стиль

Этот стиль берется за основу, когда создаются букеты цветов. Фото показывает, что количество цветов разное, и они рассчитаны на хранение в вазах.

К особенностям данного направления флористики относятся:

  • крепление на флористическую пену;
  • растения не выделяются, ведь основная цель – выразить единство и целостность композиции без акцента на индивидуальности;
  • букеты заполняются плотно, то есть многочисленные растения располагаются максимально близко друг к другу.

Форма-линейный стиль

Данный флористический стиль предполагает акцент на линиях, формах и контурах. Чаще всего на основе данного направления создаются современные красивые букеты цветов (фото подтверждает, что композиции могут быть самыми разными).

К отличительным особенностям стиля относятся:

  • внимание формам и линиям и их комбинации;
  • минимальный набор используемых материалов;
  • строгость и четкость линий.

Параллельный стиль

Этот стиль часто встречается в природе, поэтому он любим многими флористами. Параллельный стиль предполагает, что растительный или нерастительный материалы располагаются параллельно друг к другу. Направление требует внимательного отношения к пропорциям, цвету и форме, а сами букеты могут быть симметричными и асимметричными.

Принципы правильной композиции

Любое произведение искусства создается на основе определенных правил. Букеты цветов на картинках выглядят интересно и эффектно, но нужно понимать, как достигается подобный эффект.

Для создания красивой флористической композиции нужно уметь ее составлять:

Выбираем сочетания цветов

Цветовая гамма должна быть гармоничной, и достигается это четырьмя основными способами:

  1. Сочетанием контрастных цветов, которые будут располагаться друг напротив друга
  2. Сочетанием похожих оттенков, которые располагаются в композиции по соседству
  3. Использованием разных оттенков одного цвета
  4. Сочетанием цветов из разных частей цветового круга

Идеи букетов на основе контрастных сочетаний цветовой гаммы самые разные. Основное правило этого способа – использовать растения чистого цвета: то есть синий ирис сочетать с алой розой. Контрастные сочетания при всей их гармоничности и оптимистичности не должны быть слишком броскими. Идеальная композиция создается за счет сочетания светлых оттенков – розового с приглушенным голубым, сиреневого с лиловым.

Если вам нравятся сдержанные комбинации, обратите внимание на идеи букетов на основе аналогичных сочетаний. В них наряду с чистыми цветами можно использовать оттенки. В ансамбле цветов может преобладать и один цвет, но в оттенках: при правильном подборе такие флористические композиции будут выглядеть гармонично.

Если же вы за буйство красок, то выбирайте многоцветные комбинации. Идеи букетов самые разные, причем можно использовать даже свежесрезанные цветы с собственного участка

Симметричный круглый букет

Существует множество техник во флористике, благодаря чему они смотрятся индивидуально и оригинально. Сегодня одним из популярных является симметричный круглый букет. Симметрия популярна благодаря вариациям цветов разной длины, которые в сочетании обеспечивают гармоничность композиции.

Круглый букет создается по спирали:

  • основной цветок ставится прямо, растения на переднем фоне наклоняются слева направо, а на заднем фоне – справа налево;
  • каждый следующий цветок укладывается по спирали слегка наискось;
  • при наполнении букета угол его наклона увеличивается;
  • после набора растений стебли обрезаются.

Эти красивые букеты цветов часто создаются на свадьбу для невесты. Оформить его можно с использованием розы, гвоздики, ириса, мини-розы или астр. Основное правило – внешние и внутренние цветы не должны сильно отличаться длиной, ведь от этого зависит округлость формы.

Стиль бидермейер

Этот стиль во флористике дает возможность воплотить в реальность разные идеи. Это тоже круглая композиция, но цветы в ней собираются не по спирали, а в виде концентрической окружности. Схема составления следующая:

  1. Работа начинается с укладки верхушечного цветка.
  2. Вокруг него складываются в ряд другие цветы.
  3. Форма букета самая разная. Пирамидальная композиция создается за счет цветов с длинными стеблями, приплюснутая – головками цветков часто без стебля.
  4. Бидермейер предполагает использование не только цветов, но и колосков пшеницы, ржи, ковыля, аспарагуса, папоротника. В букете они должны создавать концентрическую окружность.
  5. Манжета выполняется из бумажной салфетки, ткани, лент или кружева.

Фото красивого букета цветов в технике бидермейер показывает, что можно создать и небольшие композиции из мелких цветов. Кстати, такая композиция считается одним из лучших у невест, поэтому он носит название сватовского.

Создать его можно и самостоятельно:

  1. Берем мини-розы и маргаритки.
  2. Делаем манжет из листьев.
  3. Перпендикулярно к нему укладываем верхушку – из нескольких роз и маргариток.
  4. Над манжетой строго симметрично располагает еще розы и маргаритки. В итоге получаем круг.
  5. В глубину между получившимися рядами укладываются еще по три розы и маргаритки.

Букет ассиметричной формы

Идеи таких композиций самые разные, но основное – это акцент на асимметричности формы. Такие букеты смотрятся стильно и современно, особенно если они состоят из экзотических растений.

Асимметричные композиции создаются на основе двух методов – по правилу трех треугольников и диагональным способом. Рассмотрим каждый способ по отдельности.

Метод трех треугольников

Схема составления букета следующая:

  1. Для создания композиции требуется 5 или 7 цветов двух разновидностей.
  2. Первый цветок – верхушечный – устанавливается вертикально, он будет служить первым элементом композиции.
  3. Второй элемент выступает основанием правого треугольника. Длина этого цветка может быть разной – это зависит от высоты самого букета. Основное требование – цветок должен отличаться от первого, верхушечного, по высоте.
  4. Второй элемент устанавливается горизонтально в правую сторону.
  5. Третий цветок устанавливается так, чтобы его верхушка приходилась на гипотенузу правого треугольника.
  6. Четвертый элемент – вершина второго треугольника, и его мы будем строить на цветах другой разновидности.
  7. Пятый элемент укладывается горизонтально – он не должен быть одинаковой длины со вторым элементом букета.
  8. Шестой элемент устанавливается на линии четвертного и пятого. Если соединить все точки мысленно, треугольник получится равносторонним.

Тейпирование

Эта флористическая техника популярна благодаря тому, что предполагает использование срезанных растений. Очень красиво смотрится букет полевых цветов, созданных данным способом. Суть техники в том, чтобы сохранить цветы как можно дольше свежими, поэтому на ее основе создаются многочисленные свадебные букеты. Суть метода в следующем:

  • отрезанные на определенную длину стебли помещаются в питательную среду;
  • в стебель вводится специальная проволока, а сам срез дополняется гигроскопическим материалом с какой-нибудь жидкостью;
  • срез обрабатывается тейп-лентой, которая закрывает проволочную вставку в стебель и предотвращает испарение влаги.

Основное правило – чтобы проволочные стебли не перекручивались, а располагались параллельно. Особенности техники тейпирования в следующем:

  1. Букет будет легким и эстетичным.
  2. Цветы долгое время сохраняют свежесть.
  3. При тейпировании можно использовать цветы с тяжелыми бутонами.
  4. Техника дает возможность создавать фигурные композиции определенной формы. Поэтому таким способом можно создать как свадебную композицию, так и букет цветов «С днем рождения».

На портбукетнице

Главный символ свадебного торжества – это букет невесты, а потому его оформлению нужно уделять пристальное внимание. Флористические композиции на основе портбукетницы отличаются легкостью, компактностью, удобством. К преимуществам такого способа оформления относятся:

  1. Разнообразие размеров цветов – маленьких или больших, с бутонами или соцветиями, полевых или парниковых.
  2. Небольшие размеры. Основа букета легкая, а сами цветы можно удержать в одной руке.
  3. Долговечность. Такие композиции долго сохраняют свежесть и эстетичный внешний вид.

Флористика к любому празднику: что выбрать?

Современные флористы предложат массу идей для создания цветочных композиций на любое торжество. Кто-то выберет компактную композицию, а кому-то нужен большой букет цветов. На День Святого Валентина чаще всего создаются букеты из ярко-красных роз, которые оформляются в форме сердца. Дополнения создаются за счет белых роз, фрезий, лилий, белых гвоздик.

И на 23 февраля можно подготовить букет. Основное требование к нему – сдержанность. Композиции для мужчин выполняются в треугольной, пирамидальной форме и в линейном стиле.

Широкое разнообразие идей можно воплотить при создании букетов на 8 марта. Чаще всего они формируются из тюльпанов, роз, нарциссов, гиацинтов или подснежников. Красивые композиции создаются как из полностью открытых бутонов – пышных и сочных, так и закрытых. Цветовые решения растений могут быть выбраны любые.

Букеты на свадьбу создаются на основе растений светлых оттенков, но возможны и яркие штрихи, особенно если невеста выходит замуж в платье определенного стиля.

На протяжении веков цветы пробуждали в человеке доброту, вдохновляли на подвиги, вносили частичку прекрасного в жизнь. Эту миссию они успешно продолжают выполнять и по сей день, очаровывая своими пьянящими ароматами и нежным видом лепестков. И, конечно же, немудрено, что люди не только не представляют своего жилища и садов без этих прекрасных «сожителей», но и украшают с помощью цветов свои наряды, торжества, сохраняют их аромат в духах, используют в кулинарии. Множество людей настолько проникаются идеальными формами и бесконечным разнообразием этих прекрасных созданий матушки-природы, что посвящают цветам свою профессию и жизнь. Именно такими людьми и было создано искусство флористики.

Сегодня, просматривая работы талантливых флористов, невольно думаешь, что только человек тонкой творческой натуры, вдохновленный красотой цветов, способен создавать такое огромное количество шедевров. И, кажется, что создать цветочное великолепие сможет далеко не каждый.



Безусловно, творческий порыв имеет место быть, иначе не объяснишь столь разнообразное применение цветов во всевозможных композициях.

Тем не менее, у флористики, как у любой науки, есть свои правила, без которых составить неповторимую композицию, гармонично сочетающую в себе множество компонентов, гораздо сложнее. Поэтому, изучив основы флористики , даже человек, которого всю жизнь привлекали цифры и расчеты, сможет создать довольно-таки привлекательное . У флористов, как и в других видах искусства, есть свои хитрости, следуя которым, легче передать идею и вложить определенный образ в композицию. Всего этих хитростей, или правильнее будет сказать – принципов, можно назвать семь.

1. Замысел или конструкция

У каждой работы должен быть свой замысел, а его конструкция должна состоять из трех параметров: высота, глубина и ширина. Прежде чем приступить к созданию чего-либо из цветов, свой результат флорист должен мысленно представить, максимально используя эти параметры.

2. Пропорция

Композиция смотрится гармонично только в том случае, если правильно соблюдены ее пропорции. Это, главным образом, соотношение размера листьев и цветов, высоты цветов и вазы, готовой композиции и помещения, стола и т.д. Чтобы избежать ошибок в пропорции, во флористике существует правило «золотого сечения» . Его суть состоит в делении длины букета на 8 частей. В его вертикальном положении 5 частей приходятся на цветы, оставшиеся 3 части – на вазу. Или размер самого высокого цветка должен равняться 1,5 размерам вазы. При горизонтальном положении, согласно «золотому сечению», необходимо учитывать диаметр вазы или ее диагональ. Самый длинный цветок из букета в низкой вазе не должен превышать 5 частей, а остальные 3 должны приходиться на вазу. По-другому говоря, длина этого цветка должна равняться 1,5 диаметра вазы.

3. Фокусная точка

У любой композиции должен быть центральный элемент, концентрирующий на себе внимание: фокус. Это может быть большой цветок или группа мелких цветков. Без фокуса композиция не будет запоминающейся и впечатляющей и окажется вскоре забытой.

4. Ритм

Ритм означает движение композиции. Придать ей этот элемент поможет использование цветов разного размера, цвета и формы. В противном случае работа будет выглядеть скучно и статично.

5. Уравновешенность

Этот принцип требует от флориста соблюдения сбалансированности, чтобы при взгляде на композицию не казалось, что она вот-вот опрокинется. Для этого нужно помнить: цветы темных оттенков визуально тяжелее светлых, а круглые выглядят более объемно, чем трубчатые. Крупные цветы внизу или в центре композиции создают впечатление уравновешенности и устойчивости. Не стоит забывать и о балансе между низом и верхом.

6. Гармония

Гармония должна присутствовать во всем, а во флористических работах она является просто неотъемлемой их частью. Присутствие гармонии цвета и формы в работе придает ей вид завершенности и заставляет долгое время любоваться ее великолепием.

7. Цвет

Цвет – один из важнейших принципов создания цветочной композиции. Он придает ей характер, отражает настроение, делает ее более трогательной и изящной или, напротив, более смелой и кричащей. Экспериментировать с цветом можно бесконечно: для этого цветы предоставляют множество возможностей, ведь у каждого из них есть большое разнообразие оттенков и вариаций. И здесь флористу важно устоять, не увлечься с экспериментами и стараться не потерять тонкой грани между вкусом и излишним нагромождением.

Все вышеперечисленные принципы флористики , безусловно, помогают избежать грубых ошибок, работая с таким деликатным материалом, как цветы. Но неоспорим и тот факт, что эти семь принципов помогают воплотить в жизнь уже задуманное, а вот источником неповторимых идей являются творчество и богатое воображение.

(нажмите на картинку мышкой, чтобы увеличить)


А, если Вы еще не готовы сами создать красивый букет, хотите немного потренироваться или флористика, как Вы считаете не Ваше призвание, но очень хотите сделать оригинальный подарок близкому человеку, то выход всегда есть. Закажите свежие розы в большом букете с доставкой прямо по адресу. Вряд ли кто то сможет устоять перед неповторимым ароматом и красотой свежих роз. Такой шикарный подарок всегда будет уместен.

Творческих Вам успехов в создании неповторимых композиций из цветов!

Золотое сечение: геометрический метод, при помощи которого можно определить правильные пропорции произведения искусства. В основе метода лежит деление длинны таким образом, чтобы больший отрезок так относился к меньшему, как сумма отрезков (т. е. вся длина) к большему. Пропорциональность достигается путем уменьшения или увеличения частей одинаковой формы, но различной величины. Формула для определения зтой закономерности именуется золотым сечением. Предметы, соотношение частей которых соответствуют этой формуле, производят наиболее приятное зрительное впечатление.

Пропорциональность - соразмерность элементов, согласованная система частей и целого, придающая предмету гармоничную завершенность.

В искусстве с древних времен основой пропорциональных соотношений считается так называемое золотое сечение. Под ним понимают деление линии на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей части, как большая к целому. Это соотношение наиболее гармонично. Математически его можно обозначить как a:b=b:c. В цифрах его выражают так: 2:3=3:5; 3:5=5:8; 5:8=8:13.

В цветочной аранжировке применяют чаще всего соотношение 3:5=5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках. При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.

Соблюдать правильные пропорции необходимо и при составлении цветочных корзин, композиций в различных контейнерах из горшечных растений и даже бутоньерок. Правильное соотношение отдельных частей и целого, цветов и аранжировочной зелени придает всей работе гармоничную завершенность. Это один из основных секретов успеха.

Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Основы составления букетов

Составление букетов - это большое искусство со своими строгими правилами, позволяющими наиболее полно раскрыть природную красоту каждого цветка и создать прекрасное сочетание красок и форм. Форма букетов в различные времена значительно изменялась и во многом зависела от моды. Композиции из цветов и в наше время продолжают развиваться и совершенствоваться. Специальных правил и строгих норм для составления букета нет, здесь требуется известный навык и художественный вкус составителя.

Букет составляют из одного или двух видов цветов, не считая зелени для аранжировки, которой может и не быть в букете. Цветы и зелень в букете располагают свободно, иначе пропадает красота форм и окраски. Рыхлые букеты всегда более привлекательны, чем плотные. Головки цветов не должны располагаться в одной плоскости. Цветы разной высоты выглядят живее, свободнее и естественнее. Крупные округлые цветы не должны быть обращены один к другому или вниз, а тем более не должны свисать. Нельзя допускать, чтобы вертикально располагающиеся стебли перекрещивались между собой, а головки цветов исчезали в декоративной зелени.

Приступая к составлению букета, сначала надо подобрать гармонирующую с ним вазу. В качестве вазы можно использовать любую посуду, лишь бы она составляла гармоническое единство с цветами. Для большего декоративного эффекта цвет вазы, в которую помещают цветы, должен сочетаться с их тональностью или быть нейтральным: черным, белым или серым. Вазы для цветов не должны быть вычурной формы, яркой окраски и иметь различные украшения. Цветы должны гармонировать с вазой не только по цвету, но и по фактуре. Розы, каллы, гвоздики хорошо смотрятся в хрустальной или стеклянной вазе . Букеты из цинний, ноготков, полевых цветов лучше помещать в керамические вазы. Форма букета должна соответствовать форме вазы. Высокие букеты из дельфиниума, гладиолусов, крупноцветных хризантем лучше ставить в высокую вазу с узким длинным горлышком. Букет из астр, левкоев будет больше выигрывать в низких широких вазах.

Правильно найденная композиция букета с вазой, в которой цветы должны располагаться в определенном порядке, тоже имеет значение для восприятия глаза. Внизу, как правило, располагают крупные яркие цветы, вверху - те, что поменьше, нежнее. Чтобы составить приятную для восприятия композицию при числе цветов менее 12, следует брать нечетное число цветов, а вазу с цветами выдержать в определенных пропорциях (по "золотому" сечению). По возможности следует придерживаться таких соотношений:

высота букета: высота вазы - 5:3

ширина букета: ширина вазы - 5:3

общая высота: высота вазы - 8:5

При постановке цветов в плоскую вазу самый высокий цветок должен вдвое превышать длину или диаметр вазы. В любом букете должна быть фокусная точка, на которой отдыхает глаз. Это могут быть более крупные цветы или большее количество мелких цветов, или цветы более светлых тонов. Фокусная точка не должна быть большой, иначе она закроет всю композицию. Для придания букету легкости и воздушности можно использовать растения с изящной ажурной зеленью или мелкими цветами (аспарагус плюмозус, гипсофила летняя, папоротники и т. д.). Декоративную зелень добавляют к букетам также, если цветы не имеют собственной зелени, или она слишком неэффектна.

Одним из основных элементов составления букета является окраска подобранных растений, создающая гармонию красок. Если в букете преобладают цветы одной окраски различной интенсивности, то он составлен по принципу монохроматической гармонии. Если при составлении букетов используют цветы, различные по тональности, противоположных цветов, их называют букетами гармонического контраста. В данном случае одна окраска как бы усиливает другую. При использовании трех и более окрасок, равно отстоящих друг от друга в спектре, букет будет представлять собой многоцветную гармонию (например, желтая, синяя, красная).

Наиболее просто составить букет из одного вида растений и одной окраски цветов различных оттенков от более темного к более светлому. Букет, собранный из цветов различных сортов и окрасок, сложен и требует большего навыка при его составлении. При составлении букета необходимо учитывать, что красный цвет имеет интенсивное тональное воздействие и всегда рельефно выделяется. Он хорош как самостоятельный, а также в небольшом количестве в сочетании с белым и бледно-розовым тонами. Оранжевый и желтый цвет считается самым теплым и означает жизнь, свет, радость. Присутствие синих окрасок приглушает их теплоту. Синие окраски относятся к самым холодным тонам. Синий и голубой цвет хорошо сочетаются со всеми оттенками желтого, оранжевого, нежным оттенком розового цвета, а также белым. Белая окраска в колоритной композиции действует нейтрально. Белый цвет гармонирует со всеми остальными и хорош как самостоятельный. Зеленый цвет, находящийся в шкале окрасок по середине, действует на наш глаз наиболее благоприятно. Зеленые листья различных оттенков сочетаются со всеми красками, улучшают цветочные композиции.

Окраска цветов символична, поэтому букеты делают с учетом значения цветов и колера в каждой стране. Например, белые цветы выражают чистоту, нежность, поэтому к свадьбе обычно дарят белые цветы: гвоздики, розы, каллы. Символичное значение красного цвета - жизнь, любовь, свобода. Красные гвоздики в XIX веке во Франции стали символом борьбы и революции. Такими они вошли и в наш век.

Форма букета зависит также от вида цветов и его назначения. По форме букеты могут быть разными, но все они должны повторять то естественное положение, в котором они находились в природе. По размерам букеты рекомендуется делать от 5 - 10 до 50 см в диаметре. Миниатюрный букетик диаметром 5 - 7 см называется бутоньеркой и предназначается чаще для прикалывания к платью, волосам, шляпкам и лацканом пиджаков. Бутоньерку делают из некрупных цветов и бутонов, обычно одного вида, например, фиалок, миниатюрных роз, веточек левкоев, и прикрепляют к ажурному листу зелени, например аквилегии, дельфиниума или папоротника.

Букеты также бывают круглые и односторонние, удлиненные, маленькие, большие. Круглые букеты составляют так, чтобы цветы можно было видеть со всех сторон. Ими оформляют помещения для приема гостей и других торжественных церемоний. Перед тем, как собрать круглый букет, цветы группируют по размерам и линиям стеблей. Прямой и самый длинный стебель ставят в центре, а более короткие и изогнутые по краям. Цветы разворачивают так, чтобы они смотрели вперед, стебли не пересекались, а аранжировочная зелень располагалась внутри и вокруг букета.

Односторонние букеты составляют из цветов с различной длиной стеблей так, чтобы была заполнена лишь наружная сторона букета. При этом длинные стебли устанавливают сзади, более короткие - впереди. Центр букета заполняют цветами более яркой окраски, а аранжировочная зелень обрамляет их или может ниспадать. Односторонние букеты в вазах могут быть небольшими настенными или большими юбилейными, праздничными. Например, это может быть букет для невесты.

Букеты и композиции для мужчин должны быть лаконичны и в то же время очень активны по цвету и форме. Желательно в таких букетах акцентировать внимание на выразительности растений, а не на их количестве. Особую выразительность букету может придать каркас, с его помощью букету можно придать как самую невообразимую дерзкую форму, так и подчеркнуть естественную роскошность или нежность цветов.

При помощи каркаса возможно создать букет совершенно необычной формы, что не всегда удается реализовать в обычном букете. Все зависит от вашей фантазии. Каркас может быть изготовлен из мягкой толстой проволоки, сплетен из лозы, собран из прутьев. К изготовлению каркаса нужно отнестись очень ответственно, следите, чтобы он был уравновешенный и не заваливался в сторону. Для надежной фиксации делают проволочную ножку, которую обязательно крепят как минимум в трех местах, после чего ее можно обернуть зелеными листьями растений или декорировать специальным материалом. Все конструктивные элементы должны быть прочно соединены между собой тонкой проволокой. Каркас может быть технической частью букета, но с успехом может быть выставлен на показ, и подчеркнуть хрупкость цветов. Изящно переплетенные стебли или ветки деревьев очень декоративны и прекрасно дополнят букет.

Цветы имеют магическое свойство повышать настроение, поэтому праздничная атмосфера вам гарантирована. Аранжировка цветов доставит вам истинное наслаждение, изменит повседневную жизнь с её заботами и проблемами и, конечно, привнесёт в ваш дом гармонию и красоту.

ПРОПОРЦИИ

Цветочная композиция состоит из нескольких непосредственно видимых элементов – сосуда, растительного материала и, возможно, подставки и аксессуаров. Соблюдение пропорций означает, что размер каждого из этих элементов таков, что в целом композиция производит приятное впечатление – проще говоря, композиция выглядит соразмерной. Для судьи на выставке термины «пропорциональность» и «соразмерность» означают разные вещи, но в общем различие между ними не так велико, чтобы придавать ему значения.

Важна в основном для пейзажных, небольших и миниатюрных композиций, которые можно испортить слишком крупным цветком или непропорционально большим аксессуаром. Несоразмерной может быть композиция в любом стиле, если нарушено соотношение между размером сосуда и высотой растений. В течение веков идеальные пропорции находили по правилу «золотого сечения». Оно удовлетворит любого судью на выставке и пригодится для незамысловатых «домашних» композициий, однако при составление линейных или других смелых композиций ему зачастую не следуют.

Даже при соблюдении пропорций композиция может не сочетаться с фоном или обстановкой, в которой она находится. Этого можно избежать, если заранее продумать некоторые важные вещи. Первостепенное значение имеет стиль комнаты – очевидно, что абстрактная аранжировка не подойдет к комнате в деревенском стиле. Также важно учитывать размеры комнаты – в просторной прихожей с высокими потолками небольшая композиция будет выглядеть комична.

Имеет значение фактура стен: пестрые обои – плохой фон для одностороннего букета, так же как белая или кремового цвета стена – для аранжировки, в которой много бледных цветов. Цветочные композиции не должны мешать – например, композиция на обеденном столе не должна загораживать собеседников, композиция в прихожей не должна мешать проходу и т.п. В условиях выставки термин «фон» имеет другое значение: он обозначает непосредственно окружение аранжировки, которое нужно оформить так, чтобы аранжировка выглядела наиболее эффективно.

ТЕКСТУРА

Растения имеют разную текстуру – глянцевитую, бархатистую, пушистую, матовую, с колючками и т.д. Блестящий цветок выглядит более ярким рядом с матовой зеленью, блестящие листья в композиции при сильном освещении заставляют ее всю искриться. Разные текстуры растений позволяют избежать однообразия, хотя применительно к аранжировкам в массивном и линейно-массивном стиле это последнее из требований, которым призвана отвечать удачная композиция.

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ

Равновесие аранжировки имеет первостепенное значение – несбалансированная ассиметричная композиция может легко опрокинуться. По этой причине важно иметь надежный крепеж, сосуд должен быть достаточно тяжелым, чтобы выдержать вес растительного материала. Чем менее симметрична композиция, тем тяжелее должен быть сосуд – при необходимости в него добавляют песок, гравий и т.п.

Визуальная сбалансированность – нечто иное, чем физическое равновесие, и заключается в требовании, чтобы композиция выглядела устойчивой, даже если она явно смещена относительно оси симметрии. Существуют разные приемы зрительно утяжелить более легкую сторону аранжировки – известно, что темные цветы выглядят более тяжелыми, нежели светлые, круглые – более тяжелыми, чем трубчатые. До сих пор мы обсуждали баланс сторон, но есть также баланс верха-низа. Крупные цветы в середине или внизу аранжировки создают впечатление уравновешенности – при неправильном размещении цветов композиции цветов композиция может выглядеть несбалансированной, что видно на рисунках внизу.

ДИНАМИЧНОСТЬ

Для того чтобы композиция приобрела динамичность, используют приемы и материалы, заставляющие глаз перемещаться от одной части букета к другой. Такое перемещение возможно благодаря присутствию в композиции ритма. Без ритма (как, например, в букете распустившихся роз в вазе) аранжировка выглядит однообразной и статичной.

Для большей части традиционных многосторонних композиций ничего особенного для этого не требуется, однако для многих линейно-массивных композиций фронтального обзора и для большинства аранжировок в свободном стиле важен другой принцип построения – доминирование. Он заключается в том, что одна или несколько частей в композиции на какое-то время привлекают к себе внимание – такое место называют фокусной точкой, центром внимания, доминантой.

Фокусную точку обычно создают, включая в композицию небольшую группу эффектных цветов – мы называем их основным растительным материалом. Есть и другие способы создания фокусной точки – необычная форма сосуда, листья необычной формы или окраски, изысканный фон для выставочного экспоната т.п. Золотое правило в этом, как и в других случаях, - не переусердствовать, чтобы фокусная точка не отвлекала внимание от других частей композиции. Поэтому в обычной линейно-массивной композиции рекомендуют не использовать в качестве фокусной точки крупный одиночный цветок, особенно ярко-окрашеный или белый.

Аранжировки

Умение составлять композиции зависит главным образом от вкуса, знания декоративных качеств цветов, навыка и разработанной техники по составлению аранжировок.

По составу цветов аранжировки могут быть однотонными - из цветков одного вида, сорта. Так, всегда хороши белые композиции. Их можно составлять с зеленью и без нее, например белая гвоздика со спаржей, белые тюльпаны с однолетней гипсофилой.

Сложные аранжировки подбирают из гармонирующих или контрастных двух или нескольких тонов из растений с одинаковой или разной формой цветка, например, из гладиолусов, георгин, астр белых, палевых и розовых тонов.

При составлении сложных аранжировок очень важен правильный подбор и сочетание цветов. Белый цвет, являясь нейтральным, хорошо сочетается со всеми другими цветами, оттеняя их; может быть помещен среди негармонирующих расцветок: например, между фиолетовым и красным, синим и фиолетовым цветами.

Черно-бурый и черно-фиолетовый цвета скорее оригинальны, чем красивы. Эти мрачные тона встречаются у георгин и гиацинтов, реже у тюльпанов. Оба тона вьопгрывают в контрасте с белыми, розовыми, желтыми колерами.

Зеленый цвет - цвет листьев. Он имеет различные оттенки, сочетаемые со всеми красками, и служит фоном. Лучшим материалом для фона являются листья пионов (с куста срезают не более 2-3 листьев во избежание ослабления растений), стебли спаржи многолетней, кохии гипсофилы, василистника, золотарника, астры европейской, декоративных трав.

Красный цвет наиболее привлекательный и активный, широко распространен, хорош как сам по себе, так и в сочетании с белым и желтым тонами. Встречается много оттенков красного цвета, приближающихся к пурпурным и фиолетовым тонам . Красные антуриумы, гладиолусы, розы, гвоздики, львиный зев, астры, георгины, астильбы широко используются в аранжировках. Красный цвет ассоциируется с жизнью, любовью, революцией, свободой, огнем, праздником.

Оранжевый и желтый цвета - самые яркие, броские и теплые кол еры золотой осени. Растений с оранжевыми и желтыми цветами много. Эти цвета вызывают радость, олицетворяют солнце, тепло. Это бархатцы, ноготки, гелениумы, гайлярдии, кореопсисы, рудбекии и многие другие. Их тона великолепны в сочетании с голубым, синим, лиловым или фиолетовым цветами. Особенно хороши в сочетании оранжевый и синий колеры, например, мелколепестник красивый с инулей железистой.

Синий цвет - наиболее спокоен, хорош рядом с белым розовым, розово-желтым и огненно-оранжевым тонами.

Фиолетовый цвет - самый мрачный, глухой, осветляется белым, неплохо гармонирует с оранжевым и желтым, но применяется редко, хотя, например, аранжировки из аконита фиолетового в сочетании со стеблями спаржи бывают удачными.

Промежуточные (не основные) тона, такие, как розовый, лиловый, голубой, сиреневый, перламутровый, палевый, могут быть использованы с белым цветом или в контрасте: розовый с голубым, желтый с сиреневым.

Подбор растений должен быть продуман не только по окраске, форме цветка или соцветия, но и по назначению - для какой цели декоративные растения предназначены.

Наиболее распространенными формами аранжировок из цветов являются букеты и свободные композиции. В букетах цветы должны располагаться легко, свободно, с естественным изяществом. Букеты могут быть односторонними и круглыми, однотонными и раз-ноколерными. По размерам рекомендуется делать букеты от 5-10 до 50 см в диаметре.

Миниатюрный букетик диаметром 5-7 см называется бутоньеркой. Он имеет одностороннее строение и предназначается чаще всего для прикалывания к платью, пальто, волосам. Делают бутоньерки из мелких соцветий или цветков: из садовых ландышей, душистого горошка, фиалок, маргариток, пролесок, многолетних гвоздик; для фона или отделки используют зелень спаржи, гипсо-филы, агростиса туманного, папоротника.

Небольшой букет диаметром 20-25 см может быть как односторонним, так и двухсторонним, однотонным и разноколерным. Цветы для таких букетов берут более изысканные: гвоздику с зеленью, тюльпаны, нарциссы, астры однолетние, белые лилии, пионы в полуроспуске в сочетании с гипсофилой многолетней, левкои и т. п.

Наиболее распространены букеты среднего размера, диаметром 30-35 см. Такие букеты предназначаются для украшения комнат или для подарка.

Наконец, для оформления коллективных торжеств можно делать большие букеты (односторонние или круглые) диаметром 50 см и больше. Составляют их из наиболее ценных и красивых цветов, используя иногда в качестве фона или отделки стебли и листья папоротника, спаржи, гипсофилы и т. п. В центре такого букета помещают колосовидные соцветия или крупные цветки. Круглый букет можно окаймлять мелкими цветками или цветочками спаржи. Укладку цветов в букет производят так, чтобы они лежали рыхло, воздушно, но не рассыпались.

Для букетов пригодны высокие, средние и низкие вазы, а также чаши и блюдца различных форм, сделанные из стекла, фарфора, пластмассы, глины. Посуда для срезанных цветов должна быть красивой, строгой - без крикливых рисунков и узоров. В черной вазе, например, красиво выделяются ноготки, в темно-синей - розовая годеция, в белой - пионы, в хрустальной - садовые ландыши. Для ярких цветов лучше брать вазы скромных тусклых тонов, для цветов неяркой окраски - вазы наиболее броских тонов.

Для декорирования комнат можно рекомендовать не готовые, собранные и оформленные букеты, а свободные композиции из срезанных цветов: 2-5 цветков и 1-2 ветки зелени - получается законченное цветочное оформление, например 2-3 цветка калл с веткой сосны или 2-3 гвоздики и побеги аспарагуса перистого; лист сансевьеры с 3-4 листьями бегонии эритрофилла; 3-5 тюльпанов и 1-2 ветки вербы с пушистыми соцветиями.

Для аранжировок пригодны цветы и с длинными, и с короткими цветоножками. Для свободного расположения цветов в плоских, широких и низких вазах, чашах, блюдцах, наполненных водой, питательным раствором или влажным мхом или синтетическим субстратом, имеется ряд несложных приспособлений в виде круглых или эллипсовидных держателей, сделанных из нержавеющей стали, керамики с отверстиями или из проволоки, бамбука, пластмассы. Применяются также и конусовидные трубки разных диаметров, вставляемые в вазы; уцобны различной формы ячеистые пластинки и сетки, круглые или овальные наколки - свинцовые, цементные, керамические с тонкими иглами. Наколки опускают в воду на дно вазы, а на иглы накалывают цветоножки цветка - получается эффектная аранжировка из небольшого количества цветов.

Композициям на наколках или держателях можно придавать самую различную форму, высоту. Цветы могут быть расположены на разных уровнях, сближены или удалены.

При составлении аранжировок используется так называемый принцип золотого сечения, когда какой-то отрезок делится на две части таким образом, что большая его часть относится к меньшей так, как весь отрезок к большей части. Приближенно это соотношение равно 5:3, точнее 8: 5. Подобное соотношение для глаз человека кажется наиболее красивым. Что касается форм аранжировок (букетов, бутоньерок), то они зачастую зависят от формы цветка, соцветия, их цвета, размера и т. п. Так, букеты круглой формы обычно создают из растений, имеющих округлые формы соцветий, например, астр, ноготков, гайлардии, бархатцев и т. п. Овальные букеты составляются из соцветий удлиненной формы, например шпажника, шпорника, ирисов, наперстянки. Красивы букеты треугольной формы ; они подходят для украшения низеньких столиков и праздничного стола. Вертикальное построение букета в виде узкой, прямой, вертикальной линии возможно из цимицифуги, эремурусов, кларкии, люпина и др. Интересны и асимметричные формы аранжировок в виде месяца или извилистой линии из разных растений, которые имеются под рукой.

Для внутреннего озеленения жилых комнат и общественных помещений рекомендуются не только аранжировки из срезанных цветов (рис. 125), но и цветущие декоративные растения, такие, как бегония всегдацветущая, астры, бархатцы, алиссум и др., которые продаются весной и летом в цветочных магазинах. В настоящее время комнатное цветоводство располагает разнообразным ассортиментом растений с декоративными листьями и побегами, которые с успехом также можно использовать для аранжировок (см. приложение). Например, очень хорошо смотрятся в вазах листья бегоний, изящные воздушные побеги аспарагусов, стройные стебли циперусов с коронкой листьев или длинные линейные листья офиопогонов. Ремневидные темно-зеленые листья кливий, поставленные в вазу, очень красивы сами по себе и особенно в сочетании с побегами циперусов. Для ваз пригодны узколинейные зеленые и пестролистные листья рейнекий. Красивы орнаментальные блестящие листья монстер, калл, многих видов бегоний, у которых, пожалуй, самая богатая палитра раскраски, разнообразные формы и величина, опушенность, длина

Пропорции аранжировок: 1 - букет круглой формы; 2 - овальная форма букета; 3. 4, 5- аранжировки треугольной формы; 6- лунообразная форма букета; 7 - букеты вертикальной формы

Приспособления и наколки для укрепления срезанных цветов

Прелестны побеги пеперомий и марант, особенно маранты Керховена с нежными, некрупными листьями, имеющими парные, резко заметные, темно-зеленые пятна вдоль главной жилки. Хороши для разных аранжировок облиственные стебли зебрин и традесканций зеленолистных и пестролистных форм. Красивы пурпуровые побеги сеткреазий. У хлорофитумов, бильбергий и саксифраг можно использовать как молодые отводки, так и развитые розетки листьев.

Начинающие флористы часто задают мне вопрос “я хочу заняться флористикой, подскажите, с чего мне начать?”. Отвечу, как всегда – начните с основ, с теории. Да, во флористике тоже есть теория, как и во всем. Хотя, если у вас есть хорошее чувство вкуса и стиля, то интуитивно, вы обойдете теоретическую часть, потому что флористика – это 75% дело вкуса и чувства стиля и прекрасного, а остальные 25% – техника и опыт.

  1. Основы композиции. В это понятие входит и план композиции, ее пропорции, сбалансированность, гармоничность. Основные принципы композиции – это правило золотого сечения, правило третей, число Фибоначчи. Закон пропорции или закон золотого сечения – выражает соотношении величин 3:5:8, это значит, что на высоту цветов в композиции приходится – 3 части, на высоту вазы, приходится – 5 частей, а общая высота композиции составляет 8 частей. При золотом сечении создается естественное и гармоничное визуальное восприятие, которое все ищат. Кроме золотого сечения, важно пользоваться правилом третей. Т.е. если разделить прямоугольную форму по горизонтали и вертикали на три части, получим пересечение осей, и именно в этих пересечениях выставляются акценты. Этим правилом особенно любят пользоваться фотографы. Дальше, число Фибоначчи, или правило последовательности. Это значит, что последующее число равно сумме двух предыдущих чисел. Иными словами, цветы нужно группировать в композиции 1:2:3:5 и т.д. Я считаю, что этих базовых знаний по композиции достаточно, чтобы начать практиковать флористику.
  2. Основы колористики. Колористика – это наука о цвете, о его гармонии, наука о смешивании и комбинировании цветов. Самую обычную гвоздику или хризантему можно вытянуть цветом в композиции. Первое время, когда бюджеты были не большие на флористику, я вытягивала визуальное восприятие композиции именно цветом, игрой цвета и фактуры. Цветом можно как вытянуть композицию, так и загубить. Я пользуюсь правилом сочетания холодных оттенков с холодными, а теплые с теплыми. Так сохраняется гармония. Это касается цветов, потому что зелень я комбинирую, смешивая холодные и теплые оттенки.
  3. Названия цветов. Учите понемногу названия, чтобы ориентироваться. В каждом роде деятельности, есть свои названия и категории, так и во флористике. Вы не сможете адекватно работать с поставщиком цветом, или с коллегами, в конце концов вы не сможете компетентно общаться с клиентом. Каталог названий популярных свадебных цветов , я уже составила. Читайте здесь, и
  4. Окружение. Последнее в моем списке, но только не по значению. Окружите себя максимально информацией, которая вас вдохновляет, воспитывает вкус, стиль и ваше восприятие. Подпишитесь на людей, чьи работы вас приводят в восторг и вы бы равнялись на них, стремились сделать как они, а в будущем еще лучше. Создайте доску на Пинтерест и собирайте идеи, инспирации. Я визуал и для меня это работает лучше всего. Найдите в городе, в котором вы живете, лучших флористов и попытайтесь найти с ними контакт. Не стесняйтесь. Верьте в себя. Ходите на мастер-классы. Знакомьтесь и объединяйтесь с единомышленниками. Творите, создавайте проекты. Будьте дерзкими и пусть вас ничто не смущает.

Надеюсь, мои краткие советы были вам полезны. Дайте мне знать, если да! И поделитесь этой информацией с теми, кому это сейчас нужно! Всем добра! Ушла творить.

Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.

Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3, 3:5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.

При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.

Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, делее - это правило будет «срабатывать» автоматически. Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Пропорции в работах:

1) По высоте.

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части. При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота вазы.

2) По длине.

Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.

    По высоте и длине.

Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы. Это соотношение часто называется закон рычага , т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы -5 частей.

4) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках...

Нашел соотношение цифр математик Леонардо Пизанский (или Фибоначчи ) .

1: 1: 2: 3: 5: 8: 13: 21:34 ...

Последовательность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел.

Основы композиции во флористике. Симметрия - Асимметрия

Существуют два основных способа создания флористических работ - симметричная и асимметричная постановка материала.

      Симметрия

Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией.

Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.

Рассмотрим сначала симметричное построение и некоторые правила его выполнения.

Принцип образования симметричной композиции

Ось композиции - подразумеваемая вспомогательная линия - должна проходить через ее геометрическую середину. Она же является одновременно и осью симметрии.

Оптический центр тяжести должен находиться на оси, а значит и основной мотив композиции должен обязательно находиться на этой вспомогательной линии. Он и будет зрительно разделять саму композицию на две половины.

Симмметрия бывает:

* зеркальная (материал зеркально расставлен относительно оси), рис 1

* зрительная (оптическая - добиваемся при помощи схожих цветовых решений, ставим при этом различный материал), рис 4

* вертикальная, рис 1

* горизонтальная, рис 4

* радиальная или лучевая (чаще наблюдается в круглых работах, например венках), рис 2 и 3


*симметрия групповая, при постановке нескольких работ (работы расположены на одинаковом расстоянии, могут иметь похожее расположение материала)


Все, что находится на одной стороне, должно повторятся на другой стороне, иметь одинаковый цвет и вид, распространяться на равное расстояние от оси группы и быть на равной высоте и глубине. Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия. Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным. Эта гармоничность должна быть действенна оптически. Внешний вид справа должен соответствовать внешнему виду слева, хотя фактически число цветов в цветочной композиции на разных сторонах может быть различно. Например, наше лицо, как нам кажется, имеет совершенно одинаковые половинки, но если мы присмотримся, мы обнаружим определенные различия.

Воздействие и применение симметричного построения

Симметричное построение называется еще строгим или архитектурным.

Симметричная композиция легко понимается, воздействует ясно и строго, как геометрическая фигура . Таким образом, она олицетворяет что-то ясное и измеримое, статически спокойное и архитектурное. Синонимами для нее являются: замкнутость, концентрация, спокойствие, достоинство, строгость, торжество.

Поэтому принцип симметрии является подходящим для торжественного или официального случая, украшения церковного праздника, декораций сцены для праздников.

Флористы используют следующие симметричные средства композиций: формовые деревья,гирлянды,цветочные колонны или цветочные пирамиды, декоративные аранжировки и даже цветочные стены.

Если флорист хочет смягчить строгость симметричного построения, он может использоваться более свободные отдельные мотивы, более светлые и нежные цвета, изящно свисающие формы.

Композиции, выполненные в декоративном стиле, имеют геометрически ясные очертания и отвечают требованиям ясности и простоты, даже если выполнены в декоративном стиле и имеют капле-, куполо- и конусообразную форму.

Форма-линейно- экспозиции крайне редко бывают симметричными. но в этих редких случаях они действуют необычно и притягательно.

Так как симметрия имеет правильное воздействие только в центральной перспективе, композиции должны устанавливаться соответственно.

Симметрия внутри группы - В центре - главный элемент, вспомогательные - на равном расстоянии от главного. Может получаться 2 оси симметрии.

    Асимметрия

В отличии от строгого порядка симметрии, асимметрия называется свободным порядком. Хотя свобода и непринужденность на самом деле мнимая. Флорист должен обязательно знать правило баланса и уметь его применять, а поэтому создание асимметричных композиций оказывается более сложным, чем симметричных.

Принципы создания асимметричной композиции

Первый, и самый важный принцип - основной мотив нельзя разместить на геометрической середине композиции, иначе получится симметричная группа. В большинстве случаев основной мотив размещают в правую или левую треть основной площади. Между геометрической серединой и основным мотивом или на самом основном мотиве лежит ось всей группы с ее центром тяжести. Она может быть установлена только чувственно, а не геометрически, как при симметричной структуре.

Все части, дополняющие основной мотив, являются разными по виду, высоте и глубине. Рядом с главной частью расположена второстепенная, а на другой стороне группы - третья часть, изображающая оптическое весовое равновесие. Действует закон рычага, и поэтому чем меньше и, соответственно, легче изображен противоположный основному мотив, тем дальше он должен быть поставлен, чтобы соблюдался баланс всей группы в целом. Баланс может регулироваться следующими способами:

* Изменением оптического веса основной или второстепенных частей

* Удалением или приближением части к групповой оси

* К трем основным элементам могут быть добавлены и другие связующие части экспозиции. Основная фигура асимметрии - это неравносторонний треугольник, который объединяет три мотива. Во всех асимметричных структурах - от маленьких подставок до больших цветочных декораций - он играет большую роль.

Воздействие асимметричной структуры

Принцип асимметрии, как уже сказано выше, называется еще свободным порядком, так как флорист может группировать экспозицию без строгой закономерности. Ее части смотрятся вместе как собранные непринужденно. Создать асимметричную экспозицию достаточно сложно, так как далеко не все в ней подчинено строгим правилам геометрии. Наблюдатель часто может находить ее прекрасной, не понимая, что именно вызывает такие чувства. Это делает асимметричную группу привлекательной, и фантазия имеет здесь неограниченную возможность.

Воздействие асимметричных композиций хрупкое, свободное, непринужденное, случайное. Так как каждая часть неповторима, различия становятся более видимыми и эффектными, чем в симметрии. Чувствуется движение, действие и противодействие, созвучие. Поэтому асимметрия имеет что-то общее с сущностью всего живого материала экспозиции. Таким образом, оживленность и развитие, свобода и разнообразие цветов и растений в асимметричных группировках выражаются лучше, чем в симметричных. Это воздействие можно усилить богатством комбинаций цветов с мягкими тонами, или применением графических форм. Смягчить асимметрию можно с помощью ясного одного- или двухцветия, или посредством симметрично оформленных отдельных частей.

Применение асимметричной структуры

Она используется для всех вегетативных, форма-линейных стилей. Асимметричные группировки позволяют взгляду свободно перемещаться по всем частям экспозиции, в то время как симметричная группа приковывает взгляд к середине.

В больших декорациях, тематических экспозициях асимметрию используют в том случае, если есть веселый, жизнерадостный или романтический повод. А в траурной композиции ее можно использовать только в том случае, если хотят подчеркнуть личность умершего.

Основы композиции во флористике.

Важнейшей составляющей мастерства флориста является построение композиции.

Композиция - организующий элемент художественной формы, придающий любому произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Во флористике методика размещения растений и материалов основана на знании законов построения художественно- декоративной композиции и особенностей каждого вида растений.

Существует несколько основных законов (*), которые нужно учитывать при построении работ из цветов. Есть еще ряд принципов достаточно важных для профессионального флориста, но новичок может их пропустить.

симметрия - асимметрия

закон пропорций, или золотого сечения

теория цветового контраста и гармонии

форма работы

Дополнительные : Ранжирование; Акцент; Напряжение; ряды и т.д.

Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.

Во флористике применяют чаще всего соотношение 2: 3, 3: 5: 8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.

При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы. Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, далее - это правило будет "срабатывать" автоматически. Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Пропорции в работах:

1 ) По высоте.

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2,3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.

При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота вазы.

2 ) По длине.

Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.

3 ) По высоте и длине.

Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы. Это соотношение часто называется закон рычага , т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы - 5 частей.

4 ) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках.

Нашел соотношение цифр математик Леонардо Пизанский (или Фибоначчи).

1 :1:2:3:5:8:13:21:34.

Последовательность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел.

> Цвет и его воздействие

Одно из свойств материальных объектов, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Цвет - важнейшее средство художественной выразительности в искусстве флористической аранжировки.

Цвет - уникальный "инструмент" дизайнера, позволяющий добиваться потрясающих эффектов. Безусловно, выбирая цветовую гамму для оформления дома, надо прислушиваться к своим чувствам, но, чтобы интерьер выглядел стильным, цветочная аранжировка должна идеально вписываться в общий ансамбль. Один из традиционных, неизменно популярных вариантов - использование в композиции оттенков, уже присутствующих в интерьере.

Чтобы понять значение цвета как средства выражения художественного образа необходимо разобраться в его природе. Сам по себе феномен цвета не прост: в нем содержатся и объективное начало (свет), и субъективное (зрение). Только свет рождает цветовое богатство окружающего нас мира. Проблема цвета, цветовой гармонии, воздействия цвета на человека, его восприятия всегда привлекала людей. Для флориста очень важно знать, что цвет является сильным эмоциональным фактором и может использоваться для того, чтобы создать или поддержать настроение. С помощью различных оттенков в аранжировке можно усилить или, наоборот, смягчить общее цветовое воздействие оформления, внести в него новые штрихи, создать акцент.

Из всего цветового разнообразия окружающего нас мира можно выделить три хроматических цвета - красный, желтый и синий, а также два ахроматических - черный и белый. Когда говорят о цветовом решении, то в основном оценивают впечатление от двух или нескольких цветов. Цветовая гармония принадлежит к наиболее сложным аспектам эстетики, так как отношение человека к цвету формируется под влиянием множества разнообразных факторов. Как правило, оценка определяется чувством, вызванным данным сочетанием тонов. Природа зачастую предлагает просто великолепные примеры гармонии цвета, которые можно перенести в свою работу, а современное многообразие растительного материала позволяет воплощать в аранжировках практически любые цветовые решения.

Цвета, которые нельзя получить посредством смешения, называют основными, или первичными, цветами. Это - желтый, красный и синий. В основе теории цвета лежит цветовой круг. Круг состоит из многочисленных чистых цветов, у каждого из которых есть светлые и темные оттенки. Существуют три основных способа гармоничного создания этих цветов.

Самый смелый - сочетание контрастных цветов, располагающихся на круге друг напротив друга, самый спокойный - сочетание похожих цветов, располагающихся на круге по соседству, а самый изысканный - использование разных оттенков одного цвета.

Цвета различаются по свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень выразительны, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Желтый, например, рядом с тусклым черным очень выделяется, а рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.

Построение цветочной композиции на основе цветового контраста позволяет достичь богатого напряжения, живого воздействия, акцентирования внимания на конкретных элементах. Посредством выбора определенного цветового контраста можно привести особые свойства цветов к экспрессивному воздействию. Чистые, ясные цвета светятся, например, более ярко в окружении смешанных, приглушенных цветовых оттенков.

Каждый оттенок цвета имеет свое воздействие. Оно исходит из свойств краски, имеющей свою освещенность и чистоту. У каждого человека свои цветовые предпочтения, но в целом люди воспринимают цвета одинаково.

Рассмотрим некоторые оттенки цвета и их воздействие. При этом рассматривать будем не только чистые цвета, но и смешанные, так как они составляют значительную часть цветочных композиций.

Белый цвет . Чувственные и оптические явления: светлый, чистый. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, связаны со спокойствием и праздничностью. Воздействие внутри цветовой комбинации: дает свет.

Желтый, золотисто-желтый цвет . Чувственные и оптические явления: лучистый, струящийся, солнечный. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - взбудораживающие, бодрящие. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносит широту и лучистость в картинку, добавляет живость.

Бежевый, песочный цвет . Чувственные и оптические явления: матовый, сухой. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - успокаивающие, но не охлаждающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: тихий, контрастный или промежуточный тон.

Цвет молодой листвы и цвет липы . Чувственные и оптические явления: свежий, зовущий прислониться. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - дружественные. Воздействие внутри цветовой комбинации выражается в необходимости партнера, который бы поддерживал (коричневый, темно-зеленый, темно-синий).

Розовый цвет, цвет лососины . Чувственные и оптические явления: нежный, мягкий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - смягчающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносит дружественную, мягкую освещенность в игру цвета, без темных партнеров смотрится тускло, блекло, слабо.

Светло-голубой, цвет неба . Чувственные и оптические явления: воздушный, свежий, мягкий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - мечтательность, освобождение.

Нежно-лиловый, пастельно-фиолетовый цвет . Чувственные и оптические явления: бессильность, нерешительность. Цветовые настроения, исходящие от цветового тона, - сдержанность, пугливость.

Светло-серые тона . Чувственные и оптические явления: светлые, бесцветные, туманные.

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, успокаивают, отвлекают. Воздействие внутри цветовой комбинации - средние и сильные контрасты располагаются нейтрально.

Черный, антрацит, темно-серый . Чувственные и оптические явления: темные, мрачные, безжизненные, спокойные. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - серьезность, сдержанность. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносят глубину и бесконечность, слишком мрачные.

Фиолетовый цвет . Чувственные и оптические явления: тяжелый, глубокий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - серьезность, обдуманность. Воздействие внутри цветовой комбинации: углубляет и успокаивает.

Синий цвета ночи, синий ультрамарин . Чувственные и оптические явления: спокойные, отрезвляющие, ясные. Цветовые настроения, исходящие от цветового тона, - господство без возбуждения чувств. Воздействие внутри цветовой комбинации: заставляют светиться "солнечные" тона.

Пурпурно-красный . Чувственные и оптические явления: полный мягкой жары. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - возвышает, создает чувства существенного. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносит наполненность и глубину.

Черно-коричневый . Чувственные и оптические явления: массивный, крепкий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - стабилизирующие. Воздействие внутри цветовой комбинации - притупляет напряжение живых цветов.

Темно-зеленый . Чувственные и оптические явления: спокойный. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - смягчающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: подчеркивает естественность.

Красный, кресс . Чувственные и оптические явления: активные, неспокойные, громкие. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - возбуждающие, активизируют, направлены наружу. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносят напряжение, оживленность.

Оранжевый . Чувственные и оптические явления: теплый, живой. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - веселые, оживляющие. Воздействие внутри цветовой комбинации - активизирует, не оттесняя.

Зеленый . Чувственные и оптические явления: пассивный, спокойный, естественный. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - успокаивающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: естественная натуральность, подчеркивает рост.

Бирюзовый, голубой лед . Чувственные и оптические явления: холодные, влажные. Цветовые настроения - охлаждающие, приглушающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: привлекает, охлаждает, подчеркивает "солнечные" тона.

Ржаво-коричневый , каштаново-коричневый, медно-коричневый. Чувственные и оптические явления: теплые, крепкие, стабильные. Цветовые настроения - вызывают чувство уюта и комфорта. Воздействие внутри цветовой комбинации: создает связи, укрепляет и обогащает.

Кофейно-коричневый , шоколадно-коричневый. Чувственные и оптические явления: солидные, приземленные. Цветовые настроения - придают уверенность, прочность.

Серый . Чувственные и оптические явления: безжизненность, затемненность. Цветовые настроения - нейтрализует, приглушает. Воздействие внутри цветовой комбинации: может быть слишком стерильным, является посредником между белым и черным.

Цветовое настроение композиции зависит от:

1 . Количества. В большинстве случаев тот цвет, которого использовано больше, задает тон и определяет, успокаивает или пробуждает, веселит или заставляет задуматься, действует расслабляюще или приятно волнует цветочная аранжировка.

2 . Выбранной гармоничности. Сочетание с незначительным контрастом смотрится не так напряженно, мягче, чем гармоничность с большим контрастом.

3 . Качества. Использование множества чистых красок может легко привести к пестроте, в которой ни один цвет не может передать особое настроение. Смешанные цвета, наоборот, соединяют и смягчают, создают обрамление, в котором чистый цвет может расширить свое воздействие.

4 . Расположение красок. Если краска однородно распределена в композиции, ее воздействие несильное. Если же она сосредоточена в одном месте, ее воздействие значительно усиливается.

Следует помнить, что правила построения произведений из цветов исходят из ассоциативного восприятия цвета.

Сегодня я хочу расказать об основах флористики , основы которые применимы к любой флористической композиции составленной своими руками, будь она из живых , сухих , искусственных цветов , или вообще не из цветов, а из фруктов или конфет. Существует несколько основных принципов флористики композиции:

1. Замысел, конструкция - основной план аран­жировки, на основе которого она создается. Кон­струкция имеет три параметра: высоту, ширину и глубину. Мастер цветочной аранжировки вначале мысленно ее представляет в готовом виде и только после этого приступает к работе.

2. Пропорция - это соотношение раз­мера растений и сосуда, пропорция между цвета­ми, листьями, вазой, соотношение размера гото­вой композиции и помещения, витрины, где она будет стоять. Соблюдение пропорций означает, что в целом композиция производит приятное впечатление- композиция выглядит соразмерной. Несоразмерной может быть композиция в любом стиле, если нет соотношения между размером сосуда и высотой растений. Для соблюдения пропорции в создании композиций исходят из классической формулы «золотого сечения». При вертикальном положении букета, если всю высоту разделить на 8 частей, то из них 5 долж­ны приходиться на цветы, а 3 на вазу. Или размер самого высокого цветка должен быть равен 1,5 высотам вазы (светлые цветы и бутоны - выше, более темные - ниже). При горизонтальном положении, когда букет располагается в низкой, плоской вазе , следует учитывать диагональ или диаметр вазы. Самая длинная ветка, цветок по «золотому сечению» должны составлять 5 частей, самые короткие 3 или размер самого длинного цветка 1,5 диаметра или диагонали вазы.

3. Фокусная точка - центр внимания компози­ции, такое место, куда притягивается взгляд. Это могут быть более крупные цветы или группа мел­ких цветов, расположенных у краев вазы. Фокус­ная точка не должна быть большой, иначе она может испортить всю композицию.

4. Ритм - это движения в композиции, которое можно достигнуть чередованием формы и цвета, сменой размеров цветов. Без ритма аранжировка выглядит однообразной и статичной.

5. Уравновешенность - имеет важное значение, несбалансированная ассиметричная композиция может опрокинуться. Визуальная сбалансированность, это не много другое, чем физическое равновесие, и заключается в требовании, чтобы композиция выглядела устойчивой, даже если она ассиметрична. Существует несколько приемов зрительного утяжеления более легкой стороны аранжировки - темные цветы более тяжелые, чем светлые, круглые более тяжелые, чем трубчатые. Существует баланс между верхом и низом. Крупные цветы в середине или в низу аранжировки создают впечатление уравновешенности.

6. Гармония - это эстетическое качество компо­зиции, эстетическая ценность, при которой все части аранжировки, их форма и цвет дополняют друг друга.

7. Цвет - один изосновных эле­ментов правильно составленной композиции. По­может здесь цветовой круг, в котором распо­лагаются оттенки спектра солнечного луча, про­пущенного через призму, и переходные тона. Все цвета можно разделить на теплые (крас­ный, оранжевый, желтый) и холодные (синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, зеленый). Читайте о способах гармоничного сочетания цветов

Правила составления цветочных композиций

Есть некоторые правила, которых стоит придерживаться, чтобы композиция смотрелась гармонично и не громоздко. Например, правило золотого сечения, правило "3-5-8", цветовой круг.

Правило золотого сечения (или правило 3-5-8)

Этот закон пропорций , который применяется во многих видах деятельности - архитектуре, живописи, дизайне и флористике, в том числе, для создания гармоничных букетов и цветочных композиций. "Золотое сечение" уравновешивает различные элементы в целой работе, создавая единый пропорциональный образ. Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3 или 3:5:8 . Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей.

Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.

При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы. Опытные мастера "на глаз" могут находить правильные соотношения частей, начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Это правило работает не только в соотношении пропорций "ваза-композиция" , но и при выборе и расстановке растений в самом букете - чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы , где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Это правило пропорций соблюдается в букетах, когда флорист группирует цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках.

Цветовой круг

В основе теории цвета лежит цветовой круг Иттена . Круг состоит из многочисленных чистых цветов, у каждого из которых есть светлые и темные оттенки. Цвета, которые нельзя получить посредством смешения, называют основными , или первичными цветами (это жёлтый, синий и красный, они располагаются в центре).

Существуют три основных способа гармоничного создания композиций посредством цветового круга:

  1. Сочетание контрастных цветов, располагающихся на круге друг напротив друга.
  2. Сочетание похожих цветов, располагающихся на круге по соседству.
  3. Использование разных оттенков одного цвета.

Построение цветочной композиции на основе цветового контраста позволяет достичь богатого напряжения, живого воздействия, акцентирования внимания на конкретных элементах. Чистые, ясные цвета выделяются более ярко в окружении смешанных, приглушенных цветовых оттенков.

Но я думаю, что каждый флорист доверяет в первую очередь своему чувству вкуса, своему внутреннему художнику и эстету, и не прочь поэкспериментировать.

Флористический материал для композиций

Цветы

Стоит отметить, что тут есть свои тонкости - не все цветы "дружат" и уживаются в одной композиции. Нужно обладать некоторыми знаниями и придерживаться правил расстановки растений в букете.

Например, есть растения, выделяющие в воду сок из стебля, который становится отравляющим для других цветов. Такие цветы лучше не ставить в букет, либо же выдержать их какое-то время в отдельной вазе. К таким цветам относится многими любимый весенний первоцвет - нарцисс. Слизь, которая содержится в стебле, портит воду другим цветам, поэтому нарциссы рекомендуется сутки "отпаивать" отдельно от букета. Так же лилии не любят соседства, их лучше не сочетать с другими цветами, а делать из них монобукет.

Ограничений в выборе цветов для цветочных композиций почти нет, за исключением тех, что описаны выше. По большому счету, все сводится к тому, насколько хватит фантазии и средств. Чаще всего, конечно, люди доверяются классике - розы, наверное, самый популярный цветок.

Лично мне нравится работать и экспериментировать с разными растениями, я смело пробую новые сочетания, интересные оттенки, всегда пытаюсь добавить к каждой композицию какую-нибудь "изюминку".


Природный материал

Часто флористы используют всевозможный природный материал, которым можно запастись, прогуливаясь по лесу: ветки, коряги, шишки, желуди, перья, кора деревьев, сухоцветы, мох, колосья, камушки, солома. На все воля безграничной фантазии авторов!


Пряности и специи

Значительную часть флористического материала для декора можно приобрести или подготовить самостоятельно - сушеные дольки цитруса, палочки корицы, звездочки бадьяна, семена тыквы и других растений.

Покупной флористический материал

Тесьма, пряжа, натуральные ткани - это все легко можно найти в магазинах для рукоделия. Там же флористы часто приобретают бусины, бисер, пуговицы, стеклярус и многое другое, что может пригодиться для декора цветочной композиции. Ко всему прочему, на многих цветочных базах продаются декоративные элементы из пластика и дерева, например, искусственные фрукты, шишки, веточки, ягодки, бабочки и божьи коровки - все это так же широко используется при декорировании и оформлении.

Свежие фрукты и ягоды

Иногда в композициях можно встретить свежие фрукты и ягоды. Здесь надо быть осторожным в выборе - многие цветы просто-напросто не терпят соседства с фруктами, так как чувствительны к этилену (выделяемый фруктами газ этилен губителен для ряда цветов). Близкое присутствие вазы с фруктами, особенно яблоками, бананами, цитрусовыми, пагубно влияет на большинство растений, особенно на гвоздики, розы, ландыши, душистый горошек, фрезию и львиный зев.

Фрукты, которые вы используете для композиции, будут служить уже больше декоративным элементом, употреблять их потом в пищу не желательно (особенно, если фрукты нарезаны, а букет долго "путешествовал"). Но если фрукты целые и есть возможность их как следует помыть, то их вполне можно употребить в пищу .

Сладости

Иногда в композициях используются сладости - сейчас очень популярны коробочки с цветами и пирожными макаронс или пряниками. При составлении таких композиций, конечно, нужно соблюдать гигиенические и санитарные нормы - продукты питания должны быть строго отделены от растений, не соприкасаться с ними, лучше всего сладости завернуть в пищевую пленку, используя одноразовые перчатки.

Дно коробочки, куда будут помещены сладости, нужно выложить пищевой бумагой или пергаментом. Можно, конечно, использовать сладости покупные, в фабричной упаковке, но более эстетично и интересно смотрятся конфеты или пирожные ручной работы - часто флористы сотрудничают с кондитерскими или мастерами, которые делают макаронс, шоколад или пряники на заказ.

Декоративные элементы

Для декора можно так же брать всевозможные ленты и кружево, которые легко найти в магазинах "ткани" или "все для рукоделия". Чаще всего ленты и кружево используются в свадебной флористике - ножка букета зачастую декорируется атласными лентами или органзой, может быть закрыта полностью или частично - зависит от формы букета и концепции свадьбы. Флорист обычно подбирает цвет и материал лент, исходя из нарядов невесты и жениха, чтобы все детали смотрелись гармонично, не контрастировали (если этого не требуется) и не "упрощали" образ молодоженов.

Бутоньерка жениха - это еще один важный элемент костюма, который подготавливает флорист: в бутоньерке должен быть цветок, который присутствует в букете невесты, а ножка бутоньерки должна гармонично сочетаться с декором стеблей букета невесты.


Баланс между цветами и декором

Придерживаюсь мнения, что основная красота - в цветке. Поэтому лучше взять больше растений, и подчеркнуть декором их красоту. В упаковке мне нравится придерживаться минимализма - крафт и лента.

Есть множество вариантов упаковки - от пленок и пластиковых бантов, до дизайнерской бумаги и натуральных тканей. Все многообразие упаковочных материалов на сегодняшний день поражает воображение.

Инструменты флориста

Как минимум, это хорошо заточенные ножницы, секатор, флористический нож. Так же флористами постоянно используется степплер, горячий и холодный клей, тейп-лента, проволока, бульонка, техническая лента, клеевой пистолет, булавки, шпагат, резинки, зажигалка, флористическая губка (пиафлора). У каждого флориста есть такой свой чемоданчик с инструментом, где лежит все необходимое.

Инструмент можно приобрести в специализированных магазинах ("все для сада", например), что-то можно найти в сетевых цветочных магазинах, что-то заказать в интернет-магазинах с флористической атрибутикой (например,