Яма краткое содержание. Повесть Александра Куприна “Яма”, краткое содежание. Куприн «Яма» в сокращении

Повесть «Яма» Куприна была впервые опубликована в 1915 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Ямы» по главам. Представленный пересказ подойдет для подготовки к уроку литературы, для читательского дневника. В произведении описывается типичный уклад жизни местных проституток в Ямской слободе (называемой просто «Яма»). Одной из главных сюжетных линий можно назвать историю Жени - одной из проституток Ямы.

Основные персонажи повести

Главные герои:

  • Репортёр Платонов – работник местной газеты, воплощает нравственное начало, завсегдатай борделя, отказывается от услуг проституток.
  • Сусанна Райцына (Женя) – проститутка, обладала наиболее ярким и независимым характером «гордая и злая», заразилась сифилисом.

Другие персонажи:

  • Анна Марковна – хозяйка борделя, алчна, беспощадна, кровожадна и не остановится ни перед чем ради собственной наживы, но для своей Берточки она самая нежная мать, не жалеющая денег на капризы любимого дитя.
  • Вышибала Симеон – охранник в борделе, обирает и бьёт проституток. При этом отличается необычайной религиозностью.

А также другие проститутки и их клинты.

Куприн «Яма» в сокращении

А. И. «Яма» краткое содержание для читательского дневника:

Развлекательное заведение Анны Марковны находится в так называемой Яме (Ямской слободе), оно не относится к изысканным и шикарным местам, но и не принадлежит к самым низким.

Сюда в поисках удовольствий приходят разные мужчины. Среди них одним вечером появляются репортёр Платонов и приват-доцент Ярченко. Во время их беседы с одной из девушек, Пашей, случается истерика, из-за того, что её в течение вечера десятки раз вызывали клиенты.

К мужчинам подходит самая уважаемая, умная и дерзкая девушка Женя. Женя, Платонов и студент – анархист Лихонин Василий Васильевич спорят о том, можно ли спасти девушку, попавшую в сеть проституции и вернуть её к нормальной жизни.

Лихонин жаждет доказать, что это возможно. С этой целью он забирает из публичного дома девушку Любу. И с помощью своих товарищей, пытается дать ей образование и воспитание. Люба влюбляется в него. Но для Лихонина она становится тяжким грузом, и он лишь ищет повода расстаться с ней.

Люба возвращается к заведение, но новая хозяйка избивает её. Завязывается драка между Женей, защищавшей Любу, и хозяйкой. После визита известной певицы Ровинской, Женя признаётся, что больна сифилисом и намеренно заражает мужчин, приходящих к ней. Наказывает их.

Женя теряет цель в жизни и вешается. Паша умирает в дурдоме. Тамару предаёт жених Сенька. Затем от выстрела возлюбленного погибает Вера. Так заканчивается существование Ямы.

Рассказ «Белый пудель» Куприн написал в 1903 году. В произведении автор затронул темы заботы, бескорыстной дружбы, социального неравенства. На нашем сайте вы можете прочитать для заполнения читательского дневника.

Короткий пересказ «Яма»

В повести говорится о жизни девиц легкого поведения.

Произведение начинается с описания одного из публичных домов, который находится в Ямской слободе. Заведение содержала Анна Марковна и считала его роскошным. В один из вечеров у нее веселились студенты. Недалеко от них беседовал корреспондент местной газеты Платонов и доцент Ярченко.

В ходе разговора Платонов хвалился тем, что он часто заходит сюда, однако ни с одной проституткой он так и не был. Ему очень хочется узнать, как проходят обыкновенные будни таких девушек, ведь если они здесь работают, то и обязательно такой вид деятельности приведет их к преступным действиям.

В это время появляется одна из девушек, которая торопливо говорит хозяйке за свои опасения насчет состояния Паши. Ее постоянно приглашают посетители, и Паша находится в панике. Однако, ее приводят в чувство, и она опять идет к посетителям. Платонов приглашает ее к разговору для того, чтобы она немного отдохнула.

После этого он знакомится с Лихониным, который хочет вытащить из этого мерзкого места Любу. Он интересуется у нее, готова ли она открыть столовую, выйдя из дома терпимости, на что та соглашается. Василий Васильевич начинает учить девушку, не осознавая, насколько это тяжело будет. Его приятели дают согласие на то, что они помогут Лихонину в обучении. Сам студент преподает ей арифметические, исторические и географические науки.

Кроме того, он водит ее на спектакли в театр. Его друг пытается научить Любу игре на музыкальных инструментах. Лихонин оплачивает все долги проститутки, чтобы получить для нее паспорт. Вскоре Люба становится самым ярким объектом внимания среди студентов, однако, у нее чувства лишь только к Лихонину. Но студент, улучает момент, чтобы приревновать ее к приятелям, и отвязаться от нее.

Люба вновь оказывается у Анны Марковны. У той же с визитом в компании своих друзей пребывала красивая певица Ровинская. По ее просьбе хозяйка сгоняет всех проституток, которые поют песни для Елены Викторовны.

После этого, баронесса говорит, что под ее патронажем находится приют Магдалины, где содержатся проститутки. Одна из девушек говорит, чтобы женщина уезжала. Отбыв, певица, оплачивает время девушек и поет им на прощание романс. После этого Женька тихонько ее о чем-то спрашивает, на что Ровинская отвечает, что эта болезнь поддается лечению.

Однако, девушка после визита певицы отправляется в порт, где разгружает арбузы. Между тем она рассказывает повстречавшему Платонову о том, что больна, на что он говорит о том, что наверняка от нее заразились несколько его друзей. Потеряв интерес к жизни, Женька покончила жизнь самоубийством.

А в это время бывшая экономка приобрела дом у Анны Марковны и устроила свои законы. Но у нее вдруг пошли неприятности одна за другой. После Женьки сошла с ума Паша. Затем Тамара со своим сутенером обворовывает нотариуса и попадает в тюрьму. Вера попросила возлюбленного, чиновника одного из ведомств после его растраты застрелить ее тоже. В итоге она умерла, а он только ранил себя. В одной из драк погибает Манька Маленькая. А заведение разоряется.

Заключение:

Повесть учит сохранять нашему поколению целомудрие и придерживаться чистых отношений.

Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1910 году, занимает значительное место в творчестве писателя и в русской литературе. Для ознакомления с сюжетом и героями предлагаем прочитать Куприна по главам. Он даст возможность осмыслить произведение, постичь прелесть и легкость языка писателя и проникнуть в замысел.

Сюжет повести «Яма» Куприн с цитатами

«Яма» Куприн краткое содержание с цитатами из произведения:

Заведение Анны Марковны не из самых шикарных, как, скажем, заведение Треппеля, но и не из низкоразрядных. В Яме (бывшей Ямской слободе) таких только два. Остальные - рублёвые и полтинничные, для солдат, воришек, золоторотцев.

«Образ жизни, нравы и обычаи почти одинаковы во всех тридцати с лишком заведениях, разница только в плате, взимаемой за кратковременную любовь ».

Поздним майским вечером у Анны Марковны в зале для гостей веселится компания студентов. В их компании приват-доцент Ярченко и репортёр местной газеты Платонов. Девицы уже вышли к ним, но мужчины продолжают начатый ещё на улице разговор.

Платонов рассказывает, что давно и хорошо знает это заведение и его обитательниц. Он, можно сказать, здесь свой человек, однако ни у одной из «девочек» он ни разу не побывал. Ему хочется войти в этот мирок и понять его изнутри.

Все громкие фразы о торговле женским мясом - ничто в сравнении с будничными, деловыми мелочами, прозаическим обиходом. Ужас в том, что это и не воспринимается как ужас. Мещанские будни - и только. Причём самым невероятным образом сходятся здесь несоединимые, казалось, начала: искренняя набожность и природное тяготение к преступлению.

Вот Симеон, здешний вышибала. Обирает проституток, бьёт их, в прошлом, наверняка, убийца, но любит творения Иоанна Дамаскина и религиозен необычайно. Или Анна Марковна. Кровопийца, гиена, но самая нежная и щедрая мать для своей дочери Берты.

В залу в это время входит Женя, которую Платонов, остальные клиенты и обитательницы дома уважают за красоту, насмешливую дерзость и независимость. Взволнованная девушка очень быстро говорит на условном жаргоне с Тамарой, но Платонов понимает его: Женя волнуется за подружку Пашу.

Из-за наплыва публики её уже более десяти раз брали в комнату, и это закончилось истерикой и обмороком. Но как только девушка приходит в себя, хозяйка вновь отправляет её к гостям. Девушка пользуется бешеным спросом из-за своей сексуальности.

Платонов платит за неё, чтобы Паша отдохнула в их компании. Студенты вскоре расходятся по комнатам, и Платонов, оставшись вдвоём с Василием Васильичем Лихониным, идейным анархистом, продолжает свой рассказ о здешних женщинах. Что же касается проституции как глобального явления, то она - зло непреоборимое.

Лихонин сочувственно слушает Платонова и вдруг заявляет, что не хотел бы оставаться лишь соболезнующим зрителем. Он хочет взять отсюда девушку, спасти. Платонов убеждён, что девушка вернётся назад, так же считает и Женя.

Лихонин спрашивает у ещё одной девушка, Любы, хочет ли она выйти отсюда и открыть свою столовую. Девушка соглашается. Лихонин нанимает её на целый день, а назавтра собирается потребовать у Анны Марковны её жёлтый билет и сменить его на паспорт.

Беря ответственность за судьбу человека, студент плохо представляет себе связанные с этим тяготы. Жизнь его осложняется с первых же часов. Впрочем, друзья согласны помогать ему развивать спасённую. Лихонин начинает преподавать ей арифметику, географию и историю, на него же ложится обязанность водить её на выставки, в театр и на популярные лекции.

Нежерадзе читает ей «Витязя в тигровой шкуре» и учит играть на гитаре, мандолине и зурне. Симановский предлагает изучать Марксов «Капитал», историю культуры, физику и химию.

Всё это занимает уйму времени, требует немалых средств, но даёт очень скромные результаты. Студенты стараются поддерживать с Любой братские отношения, но она воспринимает их как пренебрежение к её женским достоинствам.

Чтобы получить у хозяйки Любин жёлтый билет, Лихонину приходится отдать все долги девушки, и паспорт обходится в кругленькую сумму. Проблемой становятся и отношения друзей Лихонина к Любе, хорошеющей вне обстановки публичного дома.

Но Люба всем отказывает, потому что всё больше привязывается к своему Василь Васильичу. Тот же, заметив, что она нравится друзьям, уже подумывает о том, чтобы застать их ненароком, устроить сцену и освободиться от непосильной для него ноши.

Люба вновь появляется у Анны Марковны вслед за другим необыкновенным событием. Известная всей России певица Ровинская, большая, красивая женщина с зелёными глазами египтянки, в компании баронессы Тефтинг, адвоката Розанова и светского молодого человека Володи Чаплинского от скуки объезжает все заведения Ямы и наконец появляется у Анны Марковны.

Компания занимает отдельный кабинет, куда экономка сгоняет девиц. Последней водит Тамара, тихая, хорошенькая девушка, когда-то бывшая послушницей в монастыре, бегло говорящая по-французски и по-немецки. Все знали, что был у неё сутенёр Сенечка, вор, на которого она изрядно тратилась.

«Если ты любишь человека, то тебе всё должно быть мило от него. Он в тюрьму, и ты с ним в тюрьму. Он сделался вором, а ты ему помогай. Он нищий, а ты всё-таки с ним ».

По просьбе Елены Викторовны барышни поют свои обычные песни. Вдруг в кабинет врывается пьяная Манька Маленькая. В трезвом виде это - самая кроткая девушка в заведении, но сейчас она падает на пол и кричит: «Ура! К нам новые девки поступили!». Возмущённая баронесса говорит, что она патронирует монастырь для павших девушек - приют Магдалины.

Женька предлагает этой старой дуре немедленно убираться. Её приюты - хуже, чем тюрьма, а Тамара заявляет: ей хорошо известно, что половина приличных женщин состоит на содержании, а остальные, постарше, содержат молодых мальчиков. Из проституток едва ли одна на тысячу делала аборт, а они все по нескольку раз.

Во время Тамариной тирады баронесса говорит по-французски, что она где-то уже видела это лицо, и Ровинская, тоже по-французски, напоминает ей, что перед ними хористка Маргарита из Харькова. Тогда Ровинская не была ещё баронессой.

Ровинская встаёт, обещает уехать и оплатить время девочек, а на прощание поёт им романс Даргомыжского «Расстались гордо мы…». Как только смолкает пение, неукротимая Женька падает перед Ровинской на колени и рыдает. Елена Викторовна наклоняется её поцеловать, но та о чём-то тихо спрашивает её. Певица отвечает, что несколько месяцев лечения - и все пройдёт.

После этого визита Тамара интересуется здоровьем Жени. Та признаётся, что заразилась сифилисом, но не объявляет об этом, а каждый вечер нарочно заражает по десять - пятнадцать двуногих подлецов. Девушки проклинают всех своих самых неприятных или склонных к извращениям клиентов.

«Женщина любит один раз, но навсегда, а мужчина, точно борзой кобель… Это ничего, что он изменяет, но у него никогда не остаётся даже простого чувства благодарности ни к старой, ни к новой любовнице ».

Женя вспоминает имя человека, которому её, десятилетнюю, продала собственная мать. Зоя припоминает своего учителя, который сказал, что она должна его во всём слушаться или он выгонит её из школы за дурное поведение.

В этот момент и появляется Любка. На просьбу принять её обратно экономка отвечает руганью и побоями. Женька, не стерпев, вцепляется ей в волосы. В соседних комнатах начинают кричать, и припадок истерии охватывает весь дом. Лишь через час Симеон с двумя собратьями по профессии утихомиривает девочек, и в обычный час младшая экономка вызывает их в залу.

Кадет Коля Гладышев неизменно приходит именно к Жене. И сегодня он сидит у неё в комнате, но она просит его не торопиться и не позволяет поцеловать себя. Наконец она говорит, что больна, другая бы не пощадила его. Ведь те, кому платят за любовь, ненавидят платящих и никогда их не жалеют. Женя прощается с кадетом навсегда.

Утром Женя отправляется в порт, где, оставив газету ради бродяжей жизни, работает на разгрузке арбузов Платонов. Она рассказывает ему о своей болезни, а он о том, что, наверное, от неё заразились Сабашников и студент по прозвищу Рамзес, который застрелился, оставив записку, где писал, что виноват в случившемся он сам, потому что взял женщину за деньги, без любви.

Любящий Женьку Сергей Павлович не может разрешить сомнений, охвативших её: не была ли мечта заразить всех глупостью? Женя теряет смысл жизни. Дня через два её находят повесившейся.

Это попахивает для заведения скандальной славой, но теперь это волнует только экономку, которая наконец стала хозяйкой, купив дом у Анны Марковны. Она объявляет барышням, что отныне требует настоящего порядка и безусловного послушания, и предлагает Тамаре стать её главной помощницей, но чтобы Сенечка не появлялся в доме.

Через Ровинскую и Резанова Тамара хоронит самоубийцу Женьку по православному обряду. Вслед за Женькой умирает Паша. Она окончательно впала в слабоумие, и её отвезли в сумасшедший дом, где она и скончалась. Но и этим не кончились неприятности бывшей экономки.

Тамара втирается в доверие к нотариусу и вместе с Сенькой вскоре грабит его. Нотариусу она подмешала сонный порошок, впустила в квартиру Сеньку, и он вскрыл сейф. Спустя год Сенька попадается в Москве и выдаёт Тамару, бежавшую с ним.

Затем уходит из жизни Вера. Её возлюбленный, чиновник военного ведомства, растратил казённые деньги и решил застрелиться. Вера захотела разделить его участь. В номере дорогой гостиницы после шикарного пира он выстрелил в неё, смалодушничал и только ранил себя.

Наконец, во время одной из драк убивают Маньку Маленькую. Завершается разорение заведения, когда на помощь двум драчунам, которых обсчитали в соседнем борделе, приходит сотня солдат.

Рассказ А. И. Куприн написал в 1894 году. На нашем сайте можно прочитать . Произведение относится к литературному направлению неореализм, однако в школе на уроках русской литературы обычно рассматривается как реалистическое. В рассказе автор раскрывает темы любви, семейного счастья.

Видео краткое содержание Яма

Ямская слобода названа «Ямой» не случайно. Обилие борделей превращает это место в, полную нечистот, выгребную яму. Здесь бездарно прожигают свою жизнь сотни молодых девушек, оказавшихся на социальном дне в силу различных обстоятельств. Большинство проституток никогда не выберется из ямы. Многие из них погибнут совсем юными: одни – от венерических заболеваний, другие – от побоев хозяев и клиентов.

Повесть «Яма» вызвала у критиков исключительно неодобрительные отзывы. Одним из немногих литературных деятелей, отозвавшихся о повести положительно, оказался К. Чуковский. Писатель назвал «Яму» «пощёчиной современному обществу», которому не нравится, когда ему указывают на самые неприглядные его стороны. По мнению Чуковского, замалчивание существующего положения ничего не меняет. Единственный выход – уничтожение «ям». Положительный отзыв Чуковского вызвал иронические замечания со стороны других литературных деятелей.

Повесть была трижды экранизирована: в 1915, в 1990 и в 2014 годах (в последнем случае «Яма» была первой частью телесериала «Куприн» и называлась «Куприн. Яма»).

Действие происходит в Ямской слободе, иначе называемой «Яма». Эта часть города известна огромным количеством публичных домов, один из которых принадлежит Анне Марковне Шойбес. Её заведение не считается шикарным, но и низкопробным его тоже трудно назвать.

Повесть начинается с того, что гости борделя Анны Марковны беседуют за столом. Больше всех говорит репортёр местной газеты по фамилии Платонов. Он неоднократно посещал это заведение, однако так ни разу и не воспользовался услугами проституток. Именно от репортёра читатель многое узнаёт о жизни обитательниц борделя. Платонов считает проституцию большим злом для всего общества, полагая, что данное социальное явление уродует души не только самих жриц любви, но и тех, кто пользуется их услугами, и тех, кому принадлежат публичные дома.

Внимательнее остальных репортёра слушает студент, идейный анархист Лихонин. Молодого человека так вдохновил рассказ Платонова, что он заявил, что не намерен оставаться наблюдателем. Лихонин обязуется спасти одну из женщин. От слов студент немедленно переходит к делу и забирает из заведения проститутку Любу.

У студента не было намерения сожительствовать с Любой. Он пытается дать ей образование, выкупает её паспорт. Вскоре Лихонин понимает, что слишком поторопился, взяв на себя ответственность за чужую судьбу. Друзья, помогавшие Лихонину «воспитывать» подопечную, начинают проявлять к бывшей проститутке повышенный интерес. Сам Лихонин старается поддерживать с Любой братские отношения, что очень обижает девушку. В конце концов, студент понимает, что его подопечная не подходит для той жизни, к которой он пытается её адаптировать.

Платонов ушёл из газеты. Теперь он работает в порту на разгрузке арбузов. Однажды к нему приходит Женька – девушка из борделя. Женька признаётся, что больна сифилисом и что, зная об этом, умышленно заражает своих клиентов. Через некоторое время Платонов узнаёт, что Женька повесилась.

Анна Марковна решила продать заведение своей экономке Эмме Эдуардовне. Однако новой хозяйке борделя не удалось разбогатеть. Все девушки, работавшие в доме терпимости, постепенно покидают её. Паша умерла в больнице. Веру застрелил любовник по её же просьбе. Тамара бежала со своим возлюбленным Сенькой, который, будучи вором, совершил крупное ограбление. Манька Маленькая была убита в драке. В соседнем борделе обсчитали двоих клиентов. Обиженные посетители привели сотню солдат для восстановления справедливости. Солдаты разорили не только «провинившийся» бордель, но и несколько близлежащих, в числе которых оказалось и заведение Эммы Эдуардовны.

Характеристика персонажей

Работник местной газеты воплощает в повести нравственное начало. Платонов успел стать завсегдатаем борделя. При этом он ходит туда не для того, чтобы уединиться с одной из девушек. Репортёр пытается понять причину, по которой все эти женщины оказались в «Яме», проникнуть в этот маленький порочный мир грязной похоти.

Публичные дома вызывают отвращение у Платонова. Однако все его действия сводятся к жалости, которую он выражает обитательницам дома терпимости. Всё, что может репортёр, это отказаться от услуг проституток, сделав тем самым древнюю профессию хоть немного менее востребованной. Это не поможет остановить зло. Но Платонов уверен, что даже если небольшая часть мужчин последует его примеру, бордели перестанут приносить доход своим владельцам, а значит, будут закрываться.

Анна Марковна

В разговоре со своими собеседниками Платонов удивляется тому, как в одном человеке могут уживаться две совершенно непохожие личности. Девушки, работающие у Анны Марковны, знают свою хозяйку только с одной стороны. Эта женщина алчна, кровожадна и не остановится ни перед чем ради собственной наживы. Хозяйка борделя беспощадна к Паше, которая пользует у клиентов повышенным спросом. Доведённая до полного эмоционального истощения девушка медленно сходит с ума, но Анну Марковну это не касается. Репортёр упоминает и о другой стороне хозяйки заведения. Для своей Берточки она самая нежная мать, не жалеющая денег на капризы любимого дитя.

Вышибала Симеон

Не менее противоречив и вышибала по имени Симеон. Платонов подозревает, что в прошлом этот человек был убийцей. В борделе поведение Симеона тоже нельзя назвать примерным. Он обирает и бьёт проституток. При этом вышибала отличается необычайной религиозностью.

Поступая в бордель, девушка получала вымышленное имя. Оказавшись в заведении, Сусанна Райцына стала просто Женькой. Среди всех проституток Женька обладала наиболее ярким и независимым характером. Платонов считает её гордой и злой.

Жизнь Сусанны была суровой и жестокой. Девушка стала проституткой в десятилетнем возрасте, когда родная мать продала её мужчине. Пройдя нелёгкий жизненный путь, Сусанна оказалась в борделе и получила новое имя. Узнав о своей болезни, Женька начинает мстить мужчинам, утехой для которых она служила с детства. Девушка признаётся подругам, что каждый вечер умышленно заражает несколько клиентов. Женька пожалела только кадета Колю Гладышева, единственного клиента, который относился к ней уважительно.

Социальная яма

Ямская слобода названа «Ямой» не случайно. Обилие борделей превращает это место в полную нечистот выгребную яму. Здесь бездарно прожигают свою жизнь сотни молодых девушек, оказавшихся на социальном дне в силу различных обстоятельств. Большинство проституток никогда не выберется из ямы. Многие из них погибнут совсем юными: одни – от венерических заболеваний, другие – от побоев хозяев и клиентов.

В нашей следующей статье вы найдете краткое содержание Куприна” – трагической повести, описывающей историю чувств маленького чиновника Желткова к графине Вере Шеиной.

Узнайте больше о жизни известного русского писателя , и о его нелегком творческом пути, принесшем ему впоследствии широкое признание и славу.

Помощь извне также не всегда оказывается эффективной. Студент Лихонин, в отличие от репортёра Платонова, предпринимает конкретные действия, чтобы спасти хотя бы одну падшую девушку. Он создал для Любы все условия. У девушки появилась возможность получить такое образование, которое вряд ли получили бы воспитанницы пансиона для благородных девиц. Тем не менее, попытка оказывается крайне неудачной.

Внутренняя сторона порока

Чтобы искоренить зло, не достаточно просто закрыть бордели. В очищении нуждается, прежде всего, человеческое сознание.

Женщина, на протяжении многих лет живущая в публичном доме, не сможет измениться за несколько дней или месяцев. Она привыкла относиться к себе, как к живому товару, и не представляет, что может быть полноценным членом социума.

Заведение Анны Марковны не из самых шикарных» как, скажем, заведение Треппеля, но и не из низкоразрядных. В Яме (бывшей Ямской слободе) таких было еще только два. Остальные - рублевые и полтинничные, для солдат, воришек, золоторотцев.

Поздним майским вечером у Анны Марковны в зале для гостей разместилась компания студентов, с которыми был приват-доцент Ярченко и репортер местной газеты Платонов. Девицы уже вышли к ним, но мужчины продолжали начатый еще на улице разговор. Платонов рассказывал, что давно и хорошо знает это заведение и его обитательниц. Он, можно сказать, здесь свой человек, однако ни у одной из «девочек» он ни разу не побывал. Ему хотелось войти в этот мирок и понять его изнутри. Все громкие фразы о торговле женским мясом - ничто в сравнении с будничными, деловыми мелочами, прозаическим обиходом. Ужас в том, что это и не воспринимается как ужас. Мещанские будни - и только. Причем самым невероятным образом сходятся здесь несоединимые, казалось, начала: искренняя, например, набожность и природное тяготение к преступлению. Вот Симеон, здешний вышибала. Обирает проституток, бьет их, в прошлом наверняка убийца. А подружился он с ним на творениях Иоанна Дамаскина. Религиозен необычайно. Или Анна Марковна. Кровопийца, гиена, но самая нежная мать. Все для Берточки: и лошади, и англичанка, и бриллиантов на сорок тысяч.

В залу в это время вошла Женя, которую Платонов, да и клиенты, и обитательницы дома уважали за красоту, насмешливую дерзость и независимость. Она была сегодня взволнованной и быстро-быстро заговорила на условном жаргоне с Тамарой. Однако Платонов понимал его: из-за наплыва публики Пашу уже более десяти раз брали в комнату, и это закончилось истерикой и обмороком. Но как только она пришла в себя, хозяйка вновь отправила ее к гостям. Девушка пользовалась бешеным спросом из-за своей сексуальности. Платонов заплатил за нее, чтобы Паша отдохнула в их компании... Студенты

вскоре разбрелись по комнатам, и Платонов, оставшись вдвоем с Лихониным, идейным анархистом, продолжил свой рассказ о здешних женщинах. Что же касается проституции как глобального явления, то она - зло непреоборимое.

Лихонин сочувственно слушал Платонова и вдруг заявил, что не хотел бы оставаться лишь соболезнующим зрителем. Он хочет взять отсюда девушку, спасти. «Спасти? Вернется назад», - убежденно заявил Платонов. «Вернется», - в тон ему откликнулась Женя. «Люба, - обратился Лихонин к другой вернувшейся девушке, - хочешь уйти отсюда? Не на содержание. Я тебе пособлю, откроешь столовую».

Девушка согласилась, и Лихонин, за десятку взявее у экономки на квартиру на целый день, назавтра собрался потребовать ее желтый билет и сменить его на паспорт. Беря ответственность за судьбу человека, студент плохо представлял себе связанные с этим тяготы. Жизнь его осложнилась с первых же часов. Впрочем, друзья согласились помогать ему развивать спасенную. Лихонин стал преподавать ей арифметику, географию и историю, на него же легла обязанность водить ее на выставки, в театр и на популярные лекции. Нежерадзе взялся читать ей «Витязя в тигровой шкуре» и учить играть на гитаре, мандолине и зурне. Симановский предложил изучать Марксов «Капитал», историю культуры, физику и химию.

Все это занимало уйму времени, требовало немалых средств, но давало очень скромные результаты. Кроме того, братские отношения с ней не всегда удавались, а она воспринимала их как пренебрежение к ее женским достоинствам.

Чтобы получить у хозяйки Любин желтый билет, ему пришлось уплатить более пятисот рублей ее долга. В двадцать пять обошелся паспорт. Проблемой стали и отношения его друзей к Любе, хорошевшей и хорошевшей вне обстановки публичного дома. Соловьев неожиданно для себя обнаружил, что подчиняется обаянию ее женственности, а Симановский все чаще и чаще обращался к теме материалистического объяснения любви между мужчиной и женщиной и, когда чертил схему этих отношений, так низко наклонялся над сидящей Любой, что слышал запах ее груди. Но на всю его эротическую белиберду она отвечала «нет» и «нет», потому что все больше привязывалась к своему Василь Васильичу. Тот же, заметив, что она нравится Симановскому, уже подумывал о том, чтобы, застав их ненароком, устроить сцену и освободиться от действительно непосильной для него ноши.

Любка вновь появилась у Анны Марковны вслед за другим необыкновенным событием. Известная всей России певица Ровинская, большая, красивая женщина с зелеными глазами египтянки, в компании баронессы Тефтинг, адвоката Розанова и светского молодого человека Володи Чаплинского от скуки объезжала заведения Ямы: сначала дорогое, потом среднее, потом и самое грязное. После Треппеля отправились к Анне Марковне и заняли отдельный кабинет, куда экономка согнала девиц. Последней вошла Тамара, тихая, хорошенькая девушка, когда-то бывшая послушницей в монастыре, а до того еще кем-то, во всяком случае бегло говорила по-французски и по-немецки. Все знали, что был у нее «кот» Сенечка, вор, на которого она изрядно тратилась. По просьбе Елены Викторовны барышни спели свои обычные, канонные песни. И все бы обошлось хорошо, если бы к ним не ворвалась пьяная Манька Маленькая. В трезвом виде это была самая кроткая девушка во всем заведении, но сейчас она повалилась на пол и закричала: «Ура! К нам новые девки поступили!» Баронесса, возмутившись, сказала, что она патронирует монастырь для павших девушек - приют Магдалины.

И тут возникла Женька, предложившая этой старой дуре немедленно убираться. Ее приюты - хуже, чем тюрьма, а Тамара заявила:

ей хорошо известно, что половина приличных женщин состоит на содержании, а остальные, постарше, содержат молодых мальчиков. Из проституток едва ли одна на тысячу делала аборт, а они все по нескольку раз.

Во время Тамариной тирады баронесса сказала по-французски, что она где-то уже видела это лицо, и Ровинская, тоже по-французски, напомнила ей, что перед ними хористка Маргарита, и достаточно вспомнить Харьков, гостиницу Конякина, антрепренера Соловейчика. Тогда баронесса не была еще баронессой.

Ровинская встала и сказала, что, конечно, они уедут и время будет оплачено, а пока она споет им романс Даргомыжского «Расстались гордо мы...». Как только смолкло пение, неукротимая Женька упала перед Ровинской на колени и зарыдала. Елена Викторовна нагнулась ее поцеловать, но та что-то прошептала ей, на что певица ответила, что несколько месяцев лечения - и все пройдет.

После этого визита Тамара поинтересовалась здоровьем Жени. Та призналась, что заразилась сифилисом, но не объявляет об этом, а каждый вечер нарочно заражает по десять - пятнадцать двуногих подлецов.

Девушки стали вспоминать и проклинать всех своих самых неприятных или склонных к извращениям клиентов. Вслед за этим Женя припомнила имя человека, которому ее, десятилетнюю, продала собственная мать. «Я маленькая», - кричала она ему, но он отвечал:

«Ничего, подрастешь», - и повторял потом этот крик ее души, как ходячий анекдот.

Зоя припомнила учителя ее школы, который сказал, что она должна его во всем слушаться или он выгонит ее из школы за дурное поведение.

В этот момент и появилась Любка. Эмма Эдуардовна, экономка, на просьбу принять ее обратно ответила руганью и побоями. Женька, не стерпев, вцепилась ей в волосы. В соседних комнатах заголосили, и припадок истерии охватил весь дом. Лишь через час Симеон с двумя собратьями по профессии смог утихомирить их, и в обычный час младшая экономка Зося прокричала: «Барышни! Одеваться! В залу!»

Кадет Коля Гладышев неизменно приходил именно к Жене. И сегодня он сидел у нее в комнате, но она попросила его не торопиться и не позволяла поцеловать себя. Наконец она сказала, что больна и пусть благодарит Бога: другая бы не пощадила его. Ведь те, кому платят за любовь, ненавидят платящих и никогда их не жалеют. Коля сел на край кровати и закрыл лицо руками. Женька встала и перекрестила его: «Да хранит тебя Господь, мой мальчик».

«Ты простишь меня, Женя?» - сказал он. «Да, мой мальчик. Прости и ты меня... Больше ведь не увидимся!»

Утром Женька отправилась в порт, где, оставив газету ради бродяжей жизни, работал на разгрузке арбузов Платонов. Она рассказала ему о своей болезни, а он о том, что, наверное, от нее заразились Сабашников и студент по прозвищу Рамзес, который застрелился, оставив записку, где писал, что виноват в случившемся он сам, потому что взял женщину за деньги, без любви.

Но любящий Женьку Сергей Павлович не мог разрешить ее сомнений, охвативших ее после того, как она пожалела Колю: мечта заразить всех не была ли глупостью, фантазией? Ни в чем нет смысла. Ей остается только одно... Дня через два во время медосмотра ее нашли повесившейся. Это попахивало для заведения некоторой скандальной славой. Но волновать теперь это могло только Эмму Эдуардовну, которая наконец стала хозяйкой, купив дом у Анны Марковны. Она объявила барышням, что отныне требует настоящего порядка и безусловного послушания. Ее заведение будет лучше, чем у Треппеля. Тут же она предложила Тамаре стать ее главной помощницей, но чтобы Сенечка не появлялся в доме.

Через Ровинскую и Резанова Тамара уладила дело с похоронами сомоубийцы Женьки по православному обряду. Все барышни шли за ее гробом. Вслед за Женькой умерла Паша. Она окончательно впала в слабоумие, и ее отвезли в сумасшедший дом, где она и скончалась. Но и этим не кончились неприятности Эммы Эдуардовны.

Тамара вместе с Сенькой вскоре ограбили нотариуса, которому, разыгрывая замужнюю, влюбленную в него женщину, она внушила полнейшее доверие. Нотариусу она подмешала сонный порошок, впустила в квартиру Сеньку, и он вскрыл сейф. Спустя год Сенька попался в Москве и выдал Тамару, бежавшую с ним.

Затем ушла из жизни Вера. Ее возлюбленный, чиновник военного ведомства, растратил казенные деньги и решил застрелиться. Вера захотела разделить его участь. В номере дорогой гостиницы после шикарного пира он выстрелил в нее, смалодушничал и только ранил себя.

Наконец, во время одной из драк была убита Манька Маленькая. Завершилось разорение Эммы Эдуардовны, когда на помощь двум драчунам, которых обсчитали в соседнем заведении, пришла сотня солдат, разорившая заодно и все близлежащие.

Все русские произведения в сокращении по алфавиту:

Писатели, по которым есть произведения в сокращении:

Работал над повестью «Яма» на протяжении шести лет – с 1908 по 1914 гг., хотя замысел произведения родился еще в 1906 г. Он первым среди русских писателей осмелился раскрыть тему продажной любви, показать жизнь продажных женщин «во всей ее чудовищной простоте».

Своеобразие сюжетной композиции повести

Повествование в «Яме» не связано с судьбой одного или нескольких героев, в ней отсутствует единый сюжетный стержень. Сюжетную основу «Ямы» составляют картины жизни определенной социальной среды - обитательниц публичных домов. Автор описывает день за днем жизнь девушек в «двухрублевом заведении»; своеобразную хронику событий объединяет диалог Платонова и Лихонина о причинах «страшной социальной язвы» - проституции.

Для повествования характерна чисто очерковая описательность, обилие различных, мало связанных между собой эпизодов. В определенной мере это является отражением отсутствия целостной идейной концепции у Куприна. Отсутствие центральных героев в повести не случайно. Автор стремится показать, что «маленький человек» бессилен в борьбе с социальным злом, он просто эпизодическая фигура в этой картине жизни.

Композиционно повесть состоит из трех частей. Первая часть включает 12 глав, вторая имеет 17 глав, третья – 9. В заключительной главе повести, играющей роль эпилога, кратко описывается трагическая судьба всех проституток.

Сюжетной связкой первой и второй частей повести является желание студента Лихонина провести социальный эксперимент – спасти одну из девушек-проституток. История отношений Лихонина с проституткой Любкой составляет сюжетную основу второй части произведения, но наряду с ней продолжается рассказ о жизни обитателей «Ямы». В третьей части повести подводятся итоги жизни каждой проститутки.

Первая часть повести сильнее в художественном отношении, в последующих усиливаются элементы публицистики, обесцвечивается язык персонажей. Для повести характерны новеллизм (особенно во второй и третьей части), внесюжетные вставные эпизоды (новелла о торговце «живым товаром» Горизонте, эпизоды с певицей Ровинской и адвокатом Рязановым). «Яма» - яркий пример натуралистической прозы.

Тематика и проблематика повести

Куприн подходит к главной теме произведения – проституции - с честной, неравнодушной и человечной позицией художника-гуманиста, глубоко сочувствуя женщинам, оказавшимся на «дне» жизни.

В повести поднимается также целый ряд сложных социально-философских проблем, так или иначе связанных с главной темой произведения. В книге идет речь о силе искусства, о системе воспитания и образования, о порочности нравов в обществе, о невежестве. В уста героев Куприн вкладывает рассуждения о революции, о русском характере. Во второй части повести через сюжетную линию отношений Лихонина и Любки Куприн поднимает важную тему оторванности интеллигенции от народа.

Повесть о домах терпимости смело можно назвать произведением о социальных и моральных тупиках современности.

Система образов повести

Образы обитательниц публичного дома художественно ярки и жизненны. Куприн создал целую галерею психотипов проституток – кроткая в трезвом состоянии Маня Маленькая, несчастная Паша, влюбленная в вора Сеньку Тамара, единственная любительница чтения Женька. Девушки, живущие в «заведении» Анны Марковны, различаются как внешне, так и внутренне. Давая яркие, колоритные портретные зарисовки проституток, автор не случайно сравнивает их с животными, ведь вся их жизнь проходит на уровне животных инстинктов. За исключением образов Любки и Женьки образы жриц любви даны статично, без развития, так как и жизнь этих людей подобна застоявшемуся болоту.

Мастерски выписаны образы содержателей публичного дома – Анны Марковны и ее безвольного мужа Исая Саввича. Не менее ярок и точен образ старшей экономки Эльзы Эдуардовны.

Во многом автобиографичен образ репортера Платонова, наблюдающего жизнь дома терпимости и выступающего в роли рупора идей автора.

Куприн с потрясающей правдивостью раскрывает всю уродливость жизни падших женщин, сочувствуя при этом всем сердцем проституткам, поскольку они – порождение духовной нищеты общества.

Заведение Анны Марковны не из самых шикарных> как, скажем, заведение Треппеля, но и не из низкоразрядных. В Яме (бывшей Ямской слободе) таких было еще только два. Остальные - рублевые и полтинничные, для солдат, воришек, золоторотцев.

Поздним майским вечером у Анны Марковны в зале для гостей разместилась компания студентов, с которыми был приват-доцент Ярченко и репортер местной газеты Платонов. Девицы уже вышли к ним, но мужчины продолжали начатый еще на улице разговор. Платонов рассказывал, что давно и хорошо знает это заведение и его обитательниц. Он, можно сказать, здесь свой человек, однако ни у одной из он ни разу не побывал. Ему хотелось войти в этот мирок и понять его изнутри. Все громкие фразы о торговле женским мясом - ничто в сравнении с будничными, деловыми мелочами, прозаическим обиходом. Ужас в том, что это и не воспринимается как ужас. Мещанские будни - и только. Причем самым невероятным образом сходятся здесь несоединимые, казалось, начала: искренняя, например, набожность и природное тяготение к преступлению. Вот Симеон, здешний вышибала. Обирает проституток, бьет их, в прошлом наверняка убийца. А подружился он с ним на творениях Иоанна Дамаскина. Религиозен необычайно. Или Анна Марковна. Кровопийца, гиена, но самая нежная мать. Все для Берточки: и лошади, и англичанка, и бриллиантов на сорок тысяч.

В залу в это время вошла Женя, которую Платонов, да и клиенты, и обитательницы дома уважали за красоту, насмешливую дерзость и независимость. Она была сегодня взволнованной и быстро-быстро заговорила на условном жаргоне с Тамарой. Однако Платонов понимал его: из-за наплыва публики Пашу уже более десяти раз брали в комнату, и это закончилось истерикой и обмороком. Но как только она пришла в себя, хозяйка вновь отправила её к гостям. Девушка пользовалась бешеным спросом из-за своей сексуальности. Платонов заплатил за нее, чтобы Паша отдохнула в их компании: Студенты вскоре разбрелись по комнатам, и Платонов, оставшись вдвоем с Лихониным, идейным анархистом, продолжил свой рассказ о здешних женщинах. Что же касается проституции как глобального явления, то она - зло непреоборимое.

Лихонин сочувственно слушал Платонова и вдруг заявил, что не хотел бы оставаться лишь соболезнующим зрителем. Он хочет взять отсюда девушку, спасти. , - убежденно заявил Платонов. , - в тон ему откликнулась Женя. .

Девушка согласилась, и Лихонин, за десятку взяв её у экономки на квартиру на целый день, назавтра собрался потребовать её желтый билет и сменить его на паспорт. Беря ответственность за судьбу человека, студент плохо представлял себе связанные с этим тяготы. Жизнь его осложнилась с первых же часов. Впрочем, друзья согласились помогать ему развивать спасенную. Лихонин стал преподавать ей арифметику, географию и историю, на него же легла обязанность водить её на выставки, в театр и на популярные лекции.