Во сколько делают поминки на 9 день. Что делать в течение года после похорон

«Нигде в мире, кроме России, погребальный обычай и обряд не выработался до такой глубокой, можно сказать, виртуозности, до которой он достигает у нас, – писал К.П.Победоносцев. – И нет сомнения, что в этом его складе отразился наш народный характер, с особенным, присущим нашей натуре, мировоззрением» Об этом наша беседа со служащим священником храма во имя св. Димитрия Солунского в Сулажгоре о. Константином Савандером .

— Еще с древности назначались особые субботы, - рассказывает о. Константин, - когда все христиане сугубо молились за своих близких умерших. Такие дни стали называться родительскими.

— Почему Церковь с таким тщанием молится об усопших?

— Церковь молится об упокоении и о прощении грехов усопших, надеясь на милосердие Божие. Хотя человек и был грешен и получил по смерти воздаяние Божие, но, когда будет последний суд над человечеством, то молитвы о нем будут воспомянуты Богом, и он может быть помилован. После смерти душа человека уже не может ничего изменить, все ее надежды на оставшихся на земле. Есть благочестивое предание о том, что в родительские субботы души даже самых закоренелых грешников получают утешение и радость.

— Что нужно делать в родительскую субботу?

— Накануне и в саму родительскую субботу нужно прийти на Богослужение. Перед его началом подайте записку с именами усопших, поставьте свечи на панихидный столик, но главное - помолитесь о своих близких, вслушиваясь в слова церковных песнопений. Самая краткая молитва: «Упокой, Господи, душу усопшего раба(ы) Твоего (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное». С этой молитвой можно ставить свечи, прощаться с усопшим.

Желая как-то помочь душе умершего, человек верующий не только в родительскую субботу, но всегда должен творить дела милосердия, подавать за умершего милостыню неимущим людям, ставить свечи, подавать записки. Люди, у которых нет особых средств, жертвуют продуктами, которые укладывают на стол, расположенный перед (или за) панихидным столиком. Нельзя жертвовать водку или коньяк…

Утром, побывав на службе, заказав панихиду и помолившись на ней за усопших, православный христианин отправляется на кладбище, чтобы помолиться за своих родных, вспомнить о них что-то хорошее, навести на могиле порядок.

— Посещая кладбище, у нас невольно возникает мысль о собственной смерти…

— Человек должен быть всегда готов к смерти. Не обязательно мы проживем долгую жизнь, никто не знает своего срока. Многих пугают размышления о смерти… Чтобы не бояться, надо не грешить, ведь часто человек боится понести ответственность за свои злые дела. Мы можем исправиться, покаяться и изменить свою жизнь, и тогда нас не постигнет наказание за грехи наши. Надо чаще исповедоваться, жить очень внимательной духовной жизнью, нужно ходить в храм, ибо без помощи Божьей спастись невозможно. Когда же смертный час совсем приблизится, то желательно собороваться, исповедаться и причаститься. Если человек тяжело болен, для этого приглашают священника домой.

— Что делать родственникам после смерти близкого человека?

— Сразу после смерти следует начать читать Псалтырь , эта книга продается в храмах и иконных лавках. Затем надо идти в храм и заказать заупокойную литию , договориться насчет отпевания , которое лучше совершать на третий день. Желательно, чтобы человек был отпет в храме, но можно это сделать и в траурном зале. Чин отпевания совершается над усопшим один раз, а вот панихиды можно заказывать часто. После отпевания усопшего везут на кладбище и хоронят. Если у священника есть возможность, он совершит литию на могиле . Там, после последнего прощания с усопшим, священник завершает чин погребения - три раза с молитвой: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» высыпает освященный песок в виде православного шестиконечного креста поверх погребального покрывала. Когда священника нет, это может сделать любой близкий человек. Обычно после похорон устраиваются поминки , или заупокойная обед - почти постная трапеза, желательно без спиртного, когда близкие по-доброму вспоминают усопшего.

— Кого нельзя отпевать?

— Надо осознавать, что отпевание совершается над членом Церкви, поэтому бесполезно отпевать некрещеного человека. Бывает так, что родственники усопшего не знают, был ли крещен усопший или в честь какого святого его крестили (когда у человека светское нецерковное имя, например, Эдуард). Тогда перед тем, как идти заказывать отпевание, нужно попытаться узнать, были ли у умершего крестные родители, когда он родился (если до войны, то, вероятно, он был крещен), была ли церковь в деревне, где он родился, когда этот храм закрывался. Вообще такой факт (если с большой достоверностью выяснится, что умерший все-таки был крещен) весьма прискорбен, - значит, умерший был нецерковным, маловерующим человеком. Родные должны крепко молиться, чтобы Господь помиловал его душу. Не совершаются отпевания, как и панихиды, по самоубийцам.

— Почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни?

— Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня - особо тяжелый период для души умершего, она идет по мытарствам, где познает все свои грехи. Наконец, в 40 день оканчиваются мытарства и душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу, Который определяет ей соответствующее место в ожидании Страшного Суда по ее земным делам, духовному состоянию и по благодати молитв Церкви и близких. В этот период (с 9 по 40 день ) родные должны особо молиться. Опять же читается Псалтырь, в храмах имя человека поминают в заказных записках. Очень желательно в 3-й, 9-й и 40-й дни служить панихиду.

— Как можно украсить могилу?

— Как угодно, надо только постараться, чтобы на могиле был крест символ победы над смертью.

— Есть множество суеверий, связанных с похоронами и поведением на кладбище…

— Да, и многие из них мне кажутся глупыми и смешными. Например, люди бросают деньги в могилу, чтобы выкупить усопшего. Или кладут деньги, продукты и разные дорогие вещи в гроб или оставляют на могиле. Не лучше ли отдать их неимущему верующему человеку, который будет молить Бога об упокоении усопшего? Не надо и лить на могилу водку или наливать ее в заранее установленный стаканчик, руководствуясь таким «железным» аргументом, что «покойник водочку любил». Этим вы делаете усопшему очень больно, ведь за грех винопития он может страдать после смерти.Наконец, бессмысленно стучать по памятнику или по специально уложенной на могилу дощечке, дабы сообщить усопшему, что вы пришли он вас не услышит, его душа далеко. Умершему может быть дано знать о вас только по вашей горячей молитве к Богу.

— Что делать, если усопший снится?

— Значит, он просит молитв. Но если усопший, как привидение, ходит по квартире, пугает жильцов, то это нечистая сила под видом умершего творит свое черное дело. Такие жилища надо освещать особым чином.

— Что можно сказать в утешение близким умершего?

— Конечно, утрата дорогого человека - самое большое горе, но доходить до отчаяния нельзя. Разлука не вечна, в будущей жизни мы встретимся. То время, что нам осталось на земле, надо использовать для того, чтобы наша встреча с близкими, а главное - с Богом, была светлой, а вечная жизнь - радостной.

Беседовала Ирина Татарина

О заупокойных обрядах по материалам православной прессы

Вселенские родительские субботы были установлена с первых веков христианства. И это сделано неслучайно: Святая Церковь заботится не только о живущих на этой земле, но и о всех от века скончавшихся православных христианах.

— Почему надо отпевать усопших?

— По преданиям святых отцов и по духовной практики Св. Церкви, душа усопшего без отпевания не имеет упокоения. Поэтому совершение чина отпевания является очень важным для нее. Вся Церковь, в лице священников и молящихся, просит Господа по Его великой милости простить все прегрешения усопшего и дать ему место упокоения в обителях райских. В разрешительной молитве священник не только просит о прощении души усопшего, но и молит Господа о снятии любого проклятия, тяготеющего над душой предаваемого земле человека.

— Почему у православных такой торжественный чин погребения усопших?

— Потому что тело есть сосуд Святого Духа и провожают близкие не просто тленные останки, но мощи. Предполагается, что любой христианин стремился жить свято, но, как всякий человек в этой жизни, погрешал. Об этом и молится Церковь, чтобы Господь простил грехи усопшего.

— Почему после смерти человека необходимо подавать в храме на сорокоуст об его упокоении?

— Св. Василий Великий пишет, что человеческая душа до третьего дня находится при теле, в связи с этим и хоронят его на третий день по упокоении. Когда в церкви запечатывается гроб с телом, душа в этот момент отходит от человека. После девятого дня она проходит мытарства, а другими словами - 20 судов. Пройти мытарства душа сможет в том случае, если человек вел праведный и благочестивый образ жизни. Иначе она будет осуждена. Поэтому в церкви читается сорокоуст об упокоении , тем самым мы сопровождаем душу человека молитвенным ходатайством перед Богом.

В прежние времена христиане после смерти ближнего все 40 дней читали Псалтирь за умершего и каждый день брали в своей церкви на литургии просфоры за усопшего. Этим самым они оказывали его душе большую помощь. Здесь уместно заметить, что нет выше той молитвы на земле, чем молитва священника при совершении Таинства Проскомидии, когда он произносит имя православного христианина и вынимает частицу из просфоры. Поэтому нужно сразу в церкви заказать сорокоуст о упокоении ближнего и подать имя усопшего для поминовения на Проскомидии. Чем в большем количестве храмов и монастырей поминается душа усопшего, тем больше для нее пользы, а также для души того, кто подает на поминовение.

— Если умерший при жизни никогда не исповедовался, не причащался, не постился, будет ли ему польза оттого, что после смерти к нему приведут священника?

— Дела без веры - мертвы. Но священники такой обряд совершают над всеми, так как оставляют все на Суд и промысел Божий, на то, как Богу угодно поступить с душой грешника…Случается, что мы видели только плохие дела человека при его жизни, но не видели, когда он каялся в своих поступках. А Бог все это видел и знает, поэтому Бог с этой человеческой душой распорядится по Своей Воле.

Однажды к одному архимандриту, служившему в Тульской области, обратились люди из руководящих партийных кругов с просьбой причастить дедушку. Это было в начале 60-х годов - во времена жесточайших гонений на Церковь, когда за тайное крещение, причастие на дому и даже за небольшой ремонт храма сажали в тюрьму или заключали в психбольницу. Поэтому вполне возможно, что это могла быть провокация. Но молодые люди убедительно настаивали поехать с ними, говоря, что их дедушка умирает и не может умереть. Неоднократно его мертвым клали в гроб и каждый раз, к ужасу окружающих, он вставал из гроба, требуя привести священника для причастия и объясняя, что как только он умирает, к нему приходят все убиенные и замученные им во главе с тремя священниками, которых он расстрелял, и говорят ему: “Возвращайся, исповедуйся и причастись Тела и Крови Христовых, ибо мы вымолили твою душу у Бога”.

Близкие старика позвали местного священника, но тот, услышав в каких грехах повинен этот человек, отказался читать разрешительную молитву и сказал: “Я не могу разрешить от таких грехов. Ищите монаха…”.

После продолжительной беседы старец согласился поехать к умирающему. Перед исповедью, как положено по правилам, архимандрит попросил всех стоящих в комнате выйти, но умирающий, указывая на молодого человека, приехавшего вместе со старцем, сказал: “Пусть он останется и слышит все, ему это нужно…”. “Более страшной исповеди и в то же время более полной, - пишет архимандрит Георгий, - я никогда в своей жизни не слышал”.

После того как ярый атеист покаялся, старец прочитал разрешительную молитву и причастил умирающего. Перед смертью этот старый человек, познавший истину под страхом проклятия, завещал своим родственникам отпеть его в храме и похоронить под деревянным крестом, и чтобы никакого памятника не ставили. Так и сделали - отпевали его в церкви.

— Кого нельзя отпевать в православных храмах?

— По Уставу Церкви нельзя совершать православные обряды погребения и церковного поминовения людей некрещеных, крещеных, но отрекшихся от веры (еретиков), которые при жизни относились к Церкви с насмешкой, враждой, или, считаясь православными, увлеклись восточными религиями. Раньше таких людей отлучали от Церкви (провозглашали анафему) - ныне такое делается очень редко, но эти люди отлучили себя от Церкви сами. Церковь молится лишь за тех, кто признает Православную Церковь за Церковь истинную.

Не совершается церковное отпевание самоубийц. Наша Церковь отказывает в этом даже людям, покушавшимся на жизнь или имущество ближних и умерших от ран и увечий, полученных в результате отпора. Отпеваются в этом случае только воины, погибшие на поле брани. Их послали защищать свое Отечество и они погибли мученической смертью, выполнив свой воинский долг.

— Что такое заочное отпевание? В каких случаях оно применимо?

— Из-за обилия песнопений чин православного препровождения душ в мир иной, а тела - в землю называется отпеванием. Когда оно производится не над телом умершего, оно называется заочным. Из-за оскудения благочестия этот вид отпевания сейчас самый распространенный. А строго говоря, оно допустимо лишь в случаях, когда тело усопшего недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны, террористические акты). Но, как поется в некоей псалме: «Что заслужил - то получил. Что толку в отпевании, когда ни часу я не жил в любви и покаянии?… »

— Что делать родным и близким без вести пропавшего, если не известно жив он или нет?

— Если человек пропал не так давно, надо в церкви заказывать молебны св. мученику Иоанну-воину и архангелу Гавриилу. Они помогают находить пропавших людей, а также пропавшие вещи и другое имущество.

— Часто на дорогах в местах аварий со смертельным исходом люди ставят памятники и возлагают цветы. Правильно ли это?

— Нет, не правильно. Наоборот это место надо освятить, пригласив для того священника. Ведь это место осквернено убийством, гибелью человека, то есть на этом месте присутствовали демоны, в результате чего и произошла трагедия.

— Часто в день Пасхи люди едут на кладбище. Стоит ли следовать этому народному обычаю?

— Христос воскрес (то есть ожил) из мертвых, смерть поправ (посрамив, победив), и тем, кто во гробах (умершим) жизнь даровал. Время Пасхи – это время жизни, воскресения, поэтому в такие дни никто из православных о кладбищах даже не помышляет. В церкви всю пасхальную седмицу не служат панихиды, а отпевания тех, кто преставился в эти светлые дни, совершаются по особому чину – пасхальному. Потому что все радуются воскресшему Спасителю мира! А вот когда окончится светлая седмица и наступит Радоница (как в народе говорят – Пасха для усопших), вот тогда только и поедем на кладбище – поздравлять молитвой наших усопших родственников.

— Можно ли на могилу возлагать венки?

— Венки из искусственных цветов, например бумажных, возлагать нельзя. Лучше один живой цветочек положить на могилу, чем множество искусственных. Ведь живой цветок - символ всеобщего Воскресения, а бумажный - это есть мертвость, символ того, что умерший никогда не воскреснет. Бумажные венки заведены атеистами.

Молитва за усопшего - священная обязанность каждого христианина. Большая награда и большое утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов. Ибо Всеблагой Господь это деяние вменяет в праведность и потому, в первую очередь, возлагает милость на тех, кто творит милость, а потом и на души, по отношению которых эта милость была проявлена. Тех, кто поминает усопших, помянет и Господь, помянут и люди по отходе из мира.

По материалам православных газет.

В дни Великого поста - времени покаяния и молитвы несколько суббот посвящены поминовению усопших. Поминать своих умерших близких мы должны не только в эти дни, но постоянно. На вопросы наших читателей отвечает священник Александро-Невского кафедрального собора о. Роман Чадаев.

— Что важнее в день памяти близких: побывать на кладбище или отслужить обедню в церкви?

В день памяти умершего прежде всего нужно в храме подать записку на проскомидию, заказать панихиду. Если есть возможность, побывать на кладбище. Можно организовать поминальную трапезу. Так же в день памяти усопшего принято делать добрые дела и раздавать милостыню.

— Кому можно подавать милостыню и как это делать?

Милостыню можно подавать тем, кто нуждается в этом. Алчущего накормить, нагого одеть, болящего посетить. Делать это нужно не напоказ, а “в тайне”, чтобы “ левая рука не знала о том, что делает правая”.

— Как часто и в какие дни нужно бывать на могилах и что желательно там делать?

Желательно посещать кладбища в день смерти усопшего, так же в дни рождения, именин (день Ангела), родительские субботы и Радоницу. Нужно помянуть усопшего молитвой, навести на могиле порядок. Там можно попросить священника отслужить панихиду.

— Почему люди на панихидах стоят со свечами в руках?

При отпевании по четырем сторонам гроба ставятся четыре свечи, изображающие собой крест. При погребении, а также на панихидах предстоящие держат свечи, символизируя тем Божественный свет, которым просвещен христианин в крещении, который служит прообразом будущего света.

— Нужно ли украшать могилы?

Лучшим украшением христианской могилы является надгробный крест. Обычай ставить кресты на могилах умерших восходит к глубокой древности. Впервые он появился около III века на Востоке, в Палестине, и перешел к нам вместе с верой из Греции.
Ограда могилы, надгробный крест, само место в ограде должно быть сохраняемо в благоустройстве и чистоте. Это попечение является естественным проявлением в христианах чувства уважения к праху предков и вообще ближних, в вере скончавшихся.

Записала Ирина Татарина

Многим известно, что 9 дней после смерти являются важными, но не каждый знает, что они значат. Наверное, много кто задавался вопросом, для чего заказывать службу в церкви и устраивать поминки.

Итак, нужно помнить о том, что именно 9 день после смерти называют «незваным», так как на него гостей не приглашают. На поминки могут прийти лишь родственники и близкие друзья покойного для того, чтобы почтить его светлую память.

Что происходит на 9 день после смерти?

Собравшись на поминальной трапезе нужно прочитать молитву «Отче наш», после чего обязательно съесть хотя бы ложечку кутьи (желательно освященной в церкви).

Несмотря на то, что после смерти уже прошло 9 дней на столе не должно быть , а за ним – веселья, смеха, веселых песен и сквернословия. Также запрещено вспоминать «нехорошие» качества покойного.

Неправильно думают те, кто убеждены в том, что еда на столе играет большую роль в поминальном дне. Это ошибочно. Лучше всего устроить скромную трапезу без изысканных блюд. Ведь неважно, какие блюда стоят на столе в этот день, а важнее то, что пришли люди, которые уважают и тоскуют по усопшему, и готовы в любой момент подать руку помощи его близким.

Что значит 9 дней после смерти?

Что происходит с душой на 9 день после смерти, волнует многих. Как говорится в православных писаниях, душа после смерти покидает тело человека и не уходит из мира живых не 9 дней, а до тех пор, пока не исполнится 40 дней. А вот в течение 40 дней душа находится там, где до этого жила в теле. Некоторые утверждают, что после похорон родственники ощущают в доме чье-то присутствие.

Первый день после смерти человека его душа шокирована, так как она не может понять, как сможет существовать без тела. Именно из этих соображений в Индии принято уничтожать тело. Если физическое тело будет долго мертвое, то душа все время будет находиться возле него. Если тело придать земле, то душа увидит его разложение.

На третий день душа понемногу начинает приходить в себя, привыкать быть без тела, ходить по окрестностям, после чего возвращается в дом. Родственники не должны истерически страдать за усопшим и громко рыдать, так как душа слышит все, и испытывает все муки родных на себе. В это время необходимо все время молиться за душу усопшего, пытаясь отправить ее из этого мира. В этот момент она испытывает психологическую боль, переживает и не понимает, как быть дальше. Поэтому молитвами родственники помогаю ей успокоиться.

Так что же все-таки происходит с душой на 9 день после смерти и какие традиции связаны с этим днем? Поминки усопшего устраивают в честь девяти ангельских чинов, которые служат Всевышнему и просят его смилостивиться над покойным. По прошествии трех дней душу сопровождает Ангел, который вводит ее во врата рая и показывает неземной красоты обитель. В таком состоянии душа находится на протяжении шести дней, забывая о скорби, что была ощутима в период существования в теле и после выхода из него. Но если душа грешна, то видя наслаждение святых в рае, она начинает скорбеть и укорять себя за то, что грешила на земле. На девятый день Всевышний велит Ангелам снова представить к нему душу на поклонение. И вот душа снова со и трепетом предстает перед Господом. Но в этот период родные и близкие молятся за покойного, и просят Бога смилостивиться над усопшим и принять его в свои владения.

Но судьба души решается лишь на сороковой день, когда на поклонение Всевышнему она вознесется в третий раз. И тогда Бог будет решать ее участь, взвешивая ее хорошие и плохие дела на чаше весов.

Родные должны молиться все это время, тем самым заглаживая грехи покойного – это будет для него важнее всего.

Из книги "Когда смерть рядом", Благо, 2005 г

Действия, производимые над телом усопшего, и молитвы о его душе до отпевания

Тело усопшего тотчас по смерти омывается. Омовение совершается в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего и из желания, чтобы он в чистоте предстал пред Богом по воскресении умерших. После омовения усопшего одевают в новые чистые одежды, которые указывают на новое одеяние нетления и бессмертия. Если перед смертью на человеке почему-либо не было нательного креста, то его обязательно надевают. Затем усопшего полагают в гроб, который перед тем кропят святой водой - снаружи и внутри, и в этом случае исполняя благочестивый христианский обычай - освящать всякую вещь, которой пользуется человек. Под плечи и голову кладут подушку. Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают крест, а на грудь кладут икону (обычно для мужчин - образ Спасителя, для женщин - образ Божией Матери). Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа, распятого на Кресте ради его спасения, и предал Христу свою душу, что вместе со святыми он переходит к вечному созерцанию - лицом к лицу - своего Творца, на Которого при жизни возлагал все упование.

На лоб умершего кладут бумажный венчик. Умерший христианин символически украшается венцом, как воин, одержавший победу на поле брани. Это означает, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми одолевавшими его пагубными страстями, житейскими соблазнами и прочими искушениями уже кончились, теперь он ожидает за них награду в Царстве Небесном. Тело усопшего по положении в гроб покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся со Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и Ангелов.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами. В доме зажигается лампада (или свеча), которая горит до выноса тела покойного. Вокруг гроба крестообразно зажигают свечи (одну у головы, другую у ног и две свечи по бокам с обеих сторон) в знак того, что умерший перешел в область незаходимого света, в лучшую загробную жизнь. Нужно сделать все необходимое, чтобы ничто лишнее не отвлекало внимания от молитвы о его душе. Не следует в угоду бытующим суевериям класть в гроб хлеб, шапку, деньги и другие посторонние предметы Затем над телом умершего начинается чтение Псалтири - оно служит молитвой родных и близких о почившем, утешает скорбящих о нем и обращает к Богу их молитвы о помиловании его души.

До погребения усопшего Псалтирь принято читать непрерывно, кроме времени, когда при гробе служатся панихиды. По учению Православной Церкви, в то время как тело человека лежит бездыханным и мертвым, душа его проходит страшные мытарства - своего рода заставы на пути в иной мир. Для облегчения душе усопшего этого перехода и служатся панихиды, помимо чтения Псалтири. Наряду с панихидами принято служить заупокойные литии, особенно за недостатком времени (лития заключает в себе последнюю часть панихиды). Панихида, в переводе с греческого, значит всеобщая, продолжительная молитва; лития - усиленное народное моление. Во время панихиды и литии молящиеся стоят с зажженными свечами, а служащий священник - еще и с кадилом; в нем на горящих углях воскуривается душистый ладан для каждения, которое совершается священнослужителями в наиболее торжественных местах богослужения. Свечи в руках молящихся выражают любовь к усопшему и теплую молитву за него. Совершая панихиду, Святая Церковь в своих молитвах сосредоточивает внимание на том, что души усопших, восходя на суд ко Господу в страхе и трепете, нуждаются в поддержке ближних. В слезах и воздыханиях, уповая на милосердие Божие, родные и близкие усопшего просят облегчить его участь. Необходимо окружить тело усопшего вниманием и почтением, так как, по учению Церкви, останки христианина являются святыней, потому что человек принимал в это бренное тело Святыню Господню - причащался Пречистых Христовых Таин.

С момента разлучения души с телом долг родных и близких умирающего - поддерживать его душу молитвой. Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особых церковных молитв - «Канона молебного на исход души», который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких. Народное название этого канона - «отходная молитва». Может быть, умирающий уже и не слышит молитвословий, но как при крещении младенца отсутствие у него осознания не умаляет тайного действия благодати Божией на душу умершего, так и затухание сознания не препятствует спасению отходящей души по вере и молитве близких, собравшихся у смертного одра.

По кончине над усопшим обычно прочитывают литию (перед положением во гроб) и «Последование по исходе души от тела» (оно содержится в молитвослове).

Древним православным обычаем является чтение Псалтири по усопшему. Боговдохновенные псалмы утешают скорбящие сердца ближних покойного и служат помощью душе, разлучившейся с телом. При этом не обязательно находиться рядом с почившим, читать Псалтирь можно в любом месте и в любое время.

Как известно, книга псалмов разделена на 20 частей - кафизм. Каждая из кафизм, в свою очередь, разделена на три части - «Славы». Когда Псалтирь читается за усопшего, после каждой «Славы» надо прочесть так называемое малое славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды)», затем читается молитва «Помяни, Господи, Боже наш…» (см. с. 138), после которой «Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь», и далее - следующая «Слава».

Рекомендуется как можно раньше заказать об усопшем сорокоуст - молитвенное поминовение в храме за Божественной литургией в течение сорока дней подряд. Если позволяют средства - заказать сорокоуст в нескольких храмах или монастырях. В дальнейшем сорокоуст можно возобновлять или же сразу подать записку на долгосрочное поминовение - полгода или год. В некоторых монастырях и монастырских подворьях принимают на вечное поминовение (пока стоит обитель). Наконец, весьма полезно служить панихиды.

Хорошо поминать усопшего на так называемой «неусыпаемой Псалтири» - таком ее чтении, которое не прекращается ни днем, ни ночью. Круглосуточное чтение Псалтири с поминовением усопших совершается во многих монастырях и на монастырских подворьях.

Особый порядок молитв об умершем установлен Церковью на тот случай, если кончина и погребение пришлись на дни, следующие за праздником Пасхи - на Светлой седмице. Вместо заупокойного канона на Светлой седмице читают Пасхальный канон, а во всех случаях, когда положено читать Литию, поют пасхальные стихиры (на положение во гроб, на вынос тела из дома, до и после захоронения на кладбище). Благочестивое предание гласит, что умершие на Пасху (в продолжение Светлой седмицы) сразу попадают в рай, но поэтому не стоит умалять молитв за человека, умершего в эти святые дни.

Отпевание

Отпевание и погребение обычно совершаются на третий день (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, то есть для умершего в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник). Для отпевания тело усопшего приносится в храм, хотя отпевание может совершаться и на дому. Перед выносом тела из дома служится заупокойная лития, сопровождаемая каждением вокруг умершего. Кадило приносится в жертву Богу для умилостивления о почившем, в знак выражения его благочестивой жизни - жизни благоуханной, как святой фимиам. Каждение означает, что душа умершего христианина, подобно кадильному фимиаму, возносящемуся вверх, восходит на небо, к Божию Престолу. Чинопоследование отпевания имеет не столько печальный, сколько трогательный и торжественный характер - здесь нет места гнетущей душу скорби и безнадежному отчаянию; вера, надежда и любовь - вот главные чувства, содержащиеся в последовании отпевания. Если родственники усопшего иногда (хотя и не обязательно) бывают одеты в траурные одежды, то облачение священника - всегда светлое. Как и во время панихиды, молящиеся стоят с зажженными свечами. Но если панихиды и литии служатся неоднократно, то отпевание совершается только один раз (даже если осуществляется перезахоронение).

Поминальную кутью со свечой посредине ставят возле гроба на отдельно приготовленный столик. Кутью (коливо) варят из зерен пшеницы или рисовой крупы, смешивают с медом или сахаром и украшают сладкими плодами (например, изюмом). Зерна заключают в себе скрытую жизнь и указывают на будущее воскресение умершего. Как зерна, чтобы дать плод, должны сами оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать тление, чтобы восстать потом для будущей жизни. Мед и прочие сладости знаменуют духовную сладость райского блаженства. Таким образом, значение кутьи, которая приготовляется не только при погребении, но и при всяком поминовении усопшего, состоит в видимом выражении уверенности живых в бессмертии почивших, в их воскресении и блаженной вечной жизни через Господа Иисуса Христа - как Христос, умерев плотью, воскрес и жив, так и мы, по слову апостола Павла, воскреснем и будем живы в Нем. Гроб до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпевания не совершают. Иногда усопших отпевают заочно, но это не норма, а скорее отступление от нее. Заочное отпевание получило большое распространение в годы Великой Отечественной войны, когда родственники убитых на фронте получали извещения о смерти и отпевали их заочно.

Согласно церковным правилам, человек, сознательно покончивший жизнь самоубийством, лишается православного погребения. Для того, чтобы отпеть человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, его родственникам следует предварительно испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение, к которому обычно прилагается медицинское заключение о душевной болезни и причине смерти.

Служба отпевания состоит из многих песнопений. В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Текст этой молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усопшего его. родными или близкими.

Обычай Русской Православной Церкви давать разрешительную молитву в руки умершему получил начало еще в XI веке, когда преподобный Феодосий Печерский написал разрешительную молитву для принявшего православную веру варяжского князя Симона, а тот завещал вложить эту молитву в его руки по смерти. Особенно содействовал распространению и утверждению обычая давать разрешительную молитву в руки усопшему случай с отпеванием святого благоверного князя Александра Невского: когда приблизилось время вкладывать в его руки разрешительную молитву, усопший князь, как говорит летопись, сам простер свою руку для принятия ее.

После разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

Погребение

Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших - для всех был священным закон о погребении и соответствующих ему обрядах. Трогательные обряды, совершаемые Православной Церковью над умершим христианином, - не просто торжественные церемонии, зачастую изобретаемые человеческим тщеславием и ничего не говорящие ни уму, ни сердцу. Напротив, они имеют глубокий смысл и значение, поскольку основаны на откровениях святой веры, которые завещаны Самим Господом, известных еще от апостолов - учеников и последователей Иисуса Христа.

Погребальные обряды Православной Церкви несут утешение, служат символами, в которых выражается мысль о всеобщем воскресении и будущей бессмертной жизни. Суть православного обряда погребения заключается в воззрении Церкви на тело как на освященный благодатью храм души, на жизнь настоящую - как на время приготовления к жизни будущей и на смерть - как на сон, по пробуждении от которого настанет жизнь вечная. По окончании отпевания тело усопшего провожается на кладбище. Всякие положения покойного имеют в обряде погребения символическое значение. Дома покойника кладут головой к иконам, ногами к дверям в знак того, что он оставляет все в этом мире. В храме во время отпевания умерший кладется так, как он всегда стоял в храме, - лицом (то есть соответственно и ногами) к алтарю, престолу Божию, что выражает готовность предстать на суд перед Тем, Чьи дары пресуществляются на нем. И в могилу умерший кладется лицом и ногами на восток, туда, куда он всю жизнь обращался с молитвой, - это символизирует уход усопшего от запада жизни к востоку вечности (Господь в Священном Писании именуется «Восток свыше»). Крест ставится в ноги в знак того, что по всеобщем воскресении, восстав, он будет готов взять с собой крест в доказательство своего звания христианина, которое он носил на земле.

Над крещеными младенцами совершается особое отпевание: Святая Церковь не молится об оставлении их грехов, а только просит сподобить их Царствия Небесного - хотя младенцы сами не сделали ничего, чем могли бы заслужить себе вечное блаженство, но во Святом Крещении они очистились от прародительского греха (Адама и Евы) и соделались непорочными. В «Послании Восточных Патриархов» (чл. 16) говорится: «Блаженная участь тех, которые омыты водою и Духом в Крещении и приняли Святого Духа в Миропомазании».

«Никто и никогда не сомневался в том, - говорится в «Догматическом богословии», - что крещеные младенцы наследуют Царство Небесное. Правда, существует ложное и довольно распространенное мнение, что умершие в младенчестве сподобляются особой, наивысшей степени блаженства. Эта мысль ложная, оснований в святоотеческом учении она не имеет: блаженство умерших младенцев, естественно, меньше, чем то блаженство, которого достигают люди через свободное самоопределение и личный подвиг. Младенцы являются безгрешными, но в то же время они не имеют «положительного наполнения», поскольку через собственную свободную волю они никаких добродетелей не стяжали».

Над некрещеными младенцами отпевание не совершается, так как от прародительского греха они не очищены. Отцы Церкви учат, что такие младенцы у Господа не будут ни прославлены, ни наказаны. Отпевание по чину младенческому совершается над детьми, умершими до семилетнего возраста (с семи лет дети уже исповедуются, как и взрослые).

После погребения, да и в остальные дни тоже, не стоит устраивать на кладбище застолье с распитием спиртных напитков, когда центральным моментом поминок становится не молитвенное воспоминание усопшего, а «заливание» горя по поводу его ухода в мир иной. Обычай этот языческий, в древности он назывался «тризнами». И, конечно, соблюдение языческих обычаев приносит душе умершего большой вред - как известно, душа его в это время проходит испытания, и лучше в это время усугубить молитвы, чем количество выпитого спиртного. Учитывая вредоносность этого обычая, следует постараться от него избавиться, хотя это, в силу сложившихся традиций, бывает не легко сделать.

Поминальная трапеза

Благочестивый же обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также в памятные дни. Начинать ее следует с молитвы, например, с чина литии, совершаемого мирянином, в крайнем случае - хотя бы прочитать 90-й псалом или «Отче наш».

Первое блюдо поминальной трапезы - кутья (коливо). Существует особый чин освящения кутьи; если нет возможности попросить об этом священника, следует самим окропить кутью святой водой. Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Затем подаются прочие яства, с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или во многодневный пост. Во время Великого поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье. И еще раз хочется напомнить, что спиртным усопших не поминают. «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15), а поминки - не повод для веселья. Известно, к чему подчас приводит обильное употребление гостями на поминальной трапезе спиртных напитков. Вместо того, чтобы вести благочестивую беседу, вспоминать достоинства и добрые дела усопшего, гости начинают вести посторонние разговоры, спорить, а то и выяснять отношения.

Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше отклонить приглашение под благовидным предлогом, чтобы не грешить нарушением поста и винопитием, подавая тем самым и соблазн окружающим.

Дни поминовения новопреставленных

Православная Церковь с глубокой древности сохраняет благочестивый обычай поминать усопших преимущественно в третий, девятый и сороковой дни , а также по прошествии года в день смерти. Поминовение новопреставленных в известные дни Православная Церковь соблюдает по примеру Церкви Ветхозаветной, в которой для поминовения и оплакивания усопших назначались три, семь и тридцать дней после их кончины. В книге Чисел говорится: «Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней: он должен очистить себя сею [водою] в третий день и в седьмой день, и будет чист» (Числ. 19,11-12). «И увидело все общество, что Аарон умер, и оплакивал Аарона весь дом Израилев тридцать дней» (Числ. 20, 29). «И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских [у Иордана близ Иерихона] тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее» (Втор. 34, 8). «И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» (1 Цар. 31,13). И премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит: «Плачь об умершем - семь дней, а о глупом и нечестивом - все дни жизни его» (Сир. 22, 11). «Сия же вся писана быша, - говорит апостол Павел, - в научение наше» (1 Кор. 10,11). Кроме того, поминовение усопших Православной Церковью имеет отношение ко многим весьма важным событиям в Царстве благодати, например, погребение тела на третий день и поминовение новопреставленного в этот день - к тридневной смерти Первенца из мертвых - Иисуса Христа. В постановлениях апостольских говорится: «Над умершими да празднуется день третий ради воскресшего в третий день Спасителя» (кн. 8, гл. 42). «Девятины совершаем, - говорит святая Церковь, - духовное таинство в том с известным и разумным вниманием сохраняя, сиречь: просим Господа Бога, да преставльшагося душа, молитвами и ходатайством девяти Ангельских ликов, идеже суть Божии святии, вселится и упокоится, по воскресении же и блаженства тех же Ангел и сожительства вкупе их да сподобится». Сороковой день отмечают по священной важности этого дня. «Четыредесять дней всемирный потоп пребысть. Об умершем ветхозаветном Иакове Писание говорит: «погребоша погребатели Израиля, и скончася ему четыредесять дней: тако бо считаются дние погребения» (Ср.: Быт. 50, 3). Моисей прежде, нежели восприял скрижали закона Божия, пребысть на горе пред Господом дний четыредесять. Илия четыредесять дний идяше до горы Божия Хорив. Четыредесять дней жена по рождении очищается. Христос Бог наш постился четыредесять дней в пустыне и по воскресении Своем столько же дней на земле пробыл со учениками Своими, уверяя их в Своем воскресении. Четыредесять дней поста Святая предаде нам Церковь, мати наша, к очищению от всяких нечистот» («Камень веры. О благотворении преставльшимся»).

Таким образом, Святая Церковь хочет сказать, что, как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия скрижалей закона, как Илия в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Божией, и как Спаситель наш победил диавола сорокадневным постом, так и умерший сорокадневными молитвами утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы диавола и достигает Престола Божия, где обитают души праведных.

Зная загробное состояние души, то есть прохождение ею мытарств и явление к Богу для поклонения, Церковь и родственники, желая доказать, что помнят и любят почившего, молят Господа о легком прохождении его душой воздушных мытарств и о прощении ее согрешений. Освобождение души от грехов составляет для нее воскрешение для жизни блаженной, вечной. Поминовение новопреставленного совершается на третий, девятый и сороковой день. Напомним, что, согласно верованию Православной Церкви, первые два дня после смерти душа пребывает по земле, посещая места, где умерший совершал грехи или праведные деяния, но на третий день она перемещается в иной мир - мир духовный.

Три дня

Третий день после смерти человека называют еще третинами и поминают усопшего, принося о нем Богу молитвы, - служат панихиду. В это время душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли, - выше уже упоминалось о мытарствах. Этот день для почившего и для нас, еще живых, имеет прямое духовное отношение к воскресению Начальника жизни нашей, положившего начало нашему блаженному воскресению. В третий день покойника хоронят. Церковь торжественно уверяет Своих чад, что Христос воскрес из мертвых и сущим во гробах даровал жизнь.

В третий день тело предается земле, а душа должна вознестись на небо: «И возвратится прах в землю, чем и был, а дух возвратится к Богу, Который его дал» (Еккл. 12, 7). Итак, по примеру Господа Иисуса Христа, воскресшего из мертвых в третий день, служится панихида по усопшему, чтобы и он воскрес в третий день для бесконечной, славной жизни со Христом.

Девять дней

Согласно откровению Ангела преподобному Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов Ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая, и только начиная с девятого дня, в течение остальной части сорокадневного периода, ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного суда.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа еще на протяжении оставшихся дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день ей назначается место до воскресения мертвых. Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие - в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв. Зная загробное состояние почившей души, соответствующее на земле сороковому дню, когда решается, хотя и не окончательно еще, участь почившего, Церковь и родственники спешат ему на помощь. Служится в этот день панихида, чтобы, сколько зависит от нас, умилостивить Бога относительно почившего.

Сорокоусты

Сорокоусты - это поминовения, которые совершаются Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. «Сорокоусты, - пишет святой Симеон Солунский, - совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, - и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение Судии, был восхищен на облацех и так был всегда с Господом».

Дни - годовой, и в последующие годы дни кончины, дни именин, дни рождения - для христиан остаются навсегда памятными днями. Желая доказать, что смерть не расторгла духовного союза между живыми и умершими, христиане служат панихиды и молят Того, в Ком наше спасение и жизнь, Кто Сам сказал нам: «Аз есмь воскресение и живот» (Ин. 11, 25). Мы молим и надеемся несомненно на Его обещание услышать молящихся: «Просите, и дастся вам, ибо Я не хочу смерти грешника, за которого пострадал, пролил Свою кровь и которому теперь дарую жизнь… только веруй!»

Общие дни поминовения

Любить своих умерших, ходатайствовать за них пред Богом свойственно всему человеческому роду, а потому при каждом богослужении Святая Церковь молится как за живых, так равно и за отшедших. Каждый день совершается Святой Церковью память одного или нескольких святых. Кроме того, каждый день посвящен особому воспоминанию; так, суббота посвящена памяти всех святых и умерших. Молясь об усопших ежедневно, Церковь требует от своих членов, чтобы они не забывали своих отшедших, молились о них сколь можно чаще и усерднее. Но особенно усиленных молитв за усопших требует Церковь в субботы, как во дни, посвященные воспоминанию всех святых и усопших. Слово «суббота» означает покой, отдых. Церковь просит у Бога вечного покоя для умерших, отдыха после многоскорбной земной жизни, и как суббота, по самой заповеди Божией, была назначена для отдыха после шестидневных трудов, так точно да будет и загробная жизнь для перешедших в нее субботой вечной, днем покоя и радости для поработавших на земле своему Господу в страхе. Кроме ежедневных молитв и вообще суббот, есть еще в году дни, преимущественно определенные для молитв за усопших. В эти дни Святая Церковь, то есть верующие, принимает особенное живое участие в состоянии почивших.

Эти дни - субботы - называются родительскими и разделяются на вселенские (общие) и дни поминовения частные или местные. Вселенских суббот пять: мясопустная, Троицкая и субботы второй, третьей и четвертой недель Великого поста.

К этим субботам Церковь присоединила еще частные родительские дни, в которые совершаются панихиды для поминовения преставившихся в вере.

Панихида - это церковная служба, по своему составу представляющая собой сокращение чина погребения. На ней читается 90-й псалом, после которого возносится великая ектения об упокоении поминаемого, потом поются тропари с припевом «Благословен еси, Господи» и читается псалом 50-й; поется также канон, разделяемый и заканчиваемый малыми ектениями. После канона читается Трисвятое, «Отче наш», поются тропари и возглашается ектения «Помилуй нас, Боже», после которой бывает отпуст.

Наименование этой церковной службы объясняется ее исторической связью с всенощным бдением, на что указывает близкое сходство всего чина погребения с частью всенощного бдения - утреней. Христиане древней Церкви во время гонений погребали умерших ночью. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Погребальное богослужение выделилось из всенощного бдения после умиротворения Церкви.

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь в определенное время творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, и тех, которые были застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.

Мясопустная суббота

Первая вселенская родительская суббота бывает на мясопустной неделе. Почему же избрана именно эта суббота, а не другой какой-либо день недели? Ответ на это находим, во-первых, в значении сего дня - дня покоя и, во-вторых, в значении дня, следующего за этой субботой. А так как живые нуждаются в милости Божией на Страшном суде, этот суд предваряется милостью к умершим. Вместе с тем, день этот избран для того, чтобы показать, что мы все находимся в теснейшем союзе любви со всеми членами Царства Христова, со святыми и с несовершенными, и со всеми, еще живущими на земле. Пребываем в союзе любви, без которой невозможно спасение, невозможен и предлежащий подвиг поста, ибо Сам Господь говорит во Святом Евангелии: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24). И в другом месте: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6,14-15). В этот день, как бы в последний день мира, Церковь приглашает своих членов на общую молитву обо всех умерших в вере от Адама до сего дня, и каждый молится не только о своих родных и близких, но и о всех христианах, в истинной вере скончавшихся, «праотец, отец и братий наших, от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех, яже вода покры, брань пожат, трус объят, убийцы убиша, огнь попали, бывшие снедь зверем, птицам и гадам, погибшия от молнии и измерзшия мразом; яже убиша меч, конь совосхити; яже удави плинфа или персть посыпа; яже убиша чаровная напоения, отравы, костная удавления - всех внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения» (служба и Синаксарий в мясопустную субботу).

Установление вселенской родительской субботы перед Неделей мясопустной относится к первым временам христианства. В Синаксари, процитированном выше, также говорится, что святые отцы узаконили творить в этот день память всех усопших в вере, «от священных апостол приемше». Это свидетельство Синаксария подтверждается также Уставом Церкви, закрепившим древнейшие предания, изложенные в V веке преподобным Саввой Освященнным, и обычаем древних христиан, письменно подтвержденном еще в IV веке, стекаться в определенные Церковью дни на кладбища для поминовения умерших так, как и ныне православные христиане в родительские субботы собираются на могилы ближних для христианского поминовения их.

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста

Святая Церковь совершает также поминовения в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. По учению апостола Павла, сам подвиг поста потеряет свое значение, если он не будет сопровождаться взаимной любовью. Поэтому Святая Церковь заботится о том, чтобы между всеми ее членами были мир и любовь, и, побуждая нас на дела благотворения ближним, живущим на земле, - алчущим дать хлеб и разрешить всякий союз неправды, - в то же время совершает молитвенные поминовения и по отшедшим от настоящей жизни. Для этого и установлены поминовения в субботы 2-й, 3-й и 4-й. седмиц Великого поста. Поскольку, во время Великого поста поминовение усопших не производится, так как в дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, нет полных Литургий, на которых вынимаются частицы из просфоры. Однако молитвенное воспоминание усопших не оставляется совсем, более того, по церковному уставу после каждой вечерни (она служится у нас около полудня) должна служиться лития по усопшим. Поэтому, чтобы умершие не лишились спасительного предстательства Церкви в приношениях за Литургией, установлено во время Великого поста трижды совершать вселенские поминовения в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц. Прочие субботы посвящены особенным празднованиям: первая - великомученику Феодору Тирону, пятая - Похвале Богоматери, шестая - воскрешению Лазаря.

Радоница

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - первый после Пасхи день особого поминовения усопших. Поминовение совершается в этот день, чтобы после светлого семидневного торжества в честь Воскресшего из мертвых разделить великую радость Пасхи и с умершими в надежде блаженного воскресения, радость которого возвестил умершим Сам Господь наш Иисус Христос, «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3, 18-19), - говорит апостол. «Для чего, - спрашивает святой Иоанн Златоуст, - ныне (то есть во вторник Фоминой) отцы наши, оставив свои молитвенные дома в городах, собираются вне города на кладбищах к своим мертвым?.. Для того, что сегодня Иисус Христос сошел во ад к мертвым, чтобы возвестить победу над смертью.

А потому и мы собираемся к мертвым, чтобы праздновать вместе общую радость нашего спасения» (Слово 62). Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи пасхальными яствами, при котором совершается поминальная трапеза, и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Такое живое и естественное общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).

Поминовение усопших воинов

Определением Архиерейского собора Русской Православной Церкви (29 ноября - 4 декабря 1994 года) установлено совершать в День Победы - 26 апреля / 9 мая - особое поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Троицкая суббота

По Уставу Православной Церкви, накануне праздника Святой Пятидесятницы (Святой Троицы) совершается заупокойное богослужение. Эта суббота получила название Троицкой. Как в субботу мясопустную Церковь ходатайствовала о своих несовершенных чадах, находящихся в загробном мире, так и в Троицкую субботу Церковь приносит молитвенные очищения о людских невежествах и вместе с тем - о душах усопших рабов Божиих и просит упокоить их в месте прохлаждения: «Яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе, но мы, живии, благословим Тя и молим и жертвы приносим Тебе о душах их». Православная Церковь каждый год на вечерне Святой Пятидесятницы, представляющей первый день открывшегося во всей силе Царства Христова, особенно ясно выразившегося в сошествии Святого Духа на апостолов, освятительно-совершительная сила Которого простирается как на нас, живущих, так и на умерших, торжественно воссылает молитвы к Богу о душах, содержимых во аде.

Это поминовение усопших ведет свое начало с апостольских времен. Апостол Петр в день Пятидесятницы, обращаясь к иудеям, говорит о воскресшем Спасителе: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти» (Деян. 2, 24) и упоминает в этой проповеди святого предка Давида. А постановления апостольские повествуют о том, как апостолы, исполнившись Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех усопших, так как в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается как на нас, живущих, так и на умерших.

Димитриевская суббота

Поминовение осуществляется в субботу перед 26 октября по старому стилю. Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старо-Симонове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября, в день святого Димитрия Солунского - день тезоименитства самого Димитрия Донского. Впоследствии православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за веру и Отечество жизнь свою на брани отдавших, но вместе с ними и всех вообще усопших.

Как поминать усопших

Чтобы по-христиански помянуть усопшего в памятный день, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем за свечной ящик. Записки принимаются на проскомидию, на ектению и на панихиду.

Проскомидия - первая часть Литургии. Во время нее из особых хлебцев-просфор священник извлекает маленькие частички, молясь о живых и мертвых. Впоследствии, после Причащения, эти частички будут опущены в Чашу с Кровью Христовой с молитвой. «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде честною Твоею Кровию и молитвами святых Твоих». Поэтому поминовение на проскомидии очень важно.

Ектения - поминовение во всеуслышание, которое совершает диакон или священник. Таким образом, когда хор и народ поет «Господи помилуй», молитва за усопших совершается всем церковным собранием христиан.

По окончании Литургии все эти записки во многих храмах поминаются вторично, на панихиде.

В некоторых храмах кроме обычных записок принимают заказные, которые поминаются и на проскомидии, и на ектений, и на панихиде.

Записки необходимо писать разборчивым почерком, чтобы священник или диакон не отвлекался от молитвы разбором непонятных почерков прихожан.

Кроме молитвенного поминовения душ усопших сродников и знакомых в храме, которое, кстати, не только можно, но и нужно совершать кроме памятных дней еще и при всякой возможности, в любой день, исключая те дни, в которые по церковному уставу не совершается поминовение усопших, необходимо творить подаяние за упокой души.

Весьма полезно подавать посильную милостыню с просьбой помолиться об усопшем, например, нищим. В храме можно пожертвовать на помин души какую-либо еду - для этого существуют особые панихидные столики.

Самым простым и распространенным способом жертвы за умершего является покупка свечи. В каждом храме есть «канун» - особый подсвечник в виде прямоугольного столика со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой о упокоении, здесь совершаются панихиды.

Но не только в храме можно молиться об усопших. Помимо церковного поминовения, в третий, девятый, сороковой дни и годовщины память усопшего можно почтить чтением дома чина литии. Домашняя молитва может быть и более усердной. Впоследствии молитва о упокоении души близкого человека должна стать ежедневной. Для этого в молитвенное правило православных христиан включено особое прошение: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена), и прости им вся согрешения вольная и невольная и даруй им Царствие Небесное». Домашняя заупокойная молитва может также включать чтение Псалтири по умершему, канона или акафиста о упокоении его души.

Если человек, который молитвенно вспоминает об ушедшем в мир иной сроднике, друге в памятный день, причаститься в этот день, - это будет большой помощью для души усопшего. Во многих семьях в такие дни сродники и знакомые усопшего собираются, чтобы за столом помянуть его. Но необходимо помнить основной смысл этих собраний - молитва и воспоминание добрым словом почившего, а никак не повод для алкогольного веселья. Если есть такая возможность, лучше пригласить к столу людей неимущих, обездоленных, Господь, видя такое усердие, несомненно переселит душу вашего сродника в место «идеже несть ни скорбь, ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

После похорон неприкаянная душа находится между небом и землей; многие родственники, близкие люди усопшего задаются главным вопросом, что происходит с душой на 9 и 40 день смерти. Это важный период для умершего человека, поскольку решается, куда он дальше попадет, где проведет остаток вечности в забвении. В Святом Писании сказано, что 9 и 40 дней после смерти является началом и концом небесного пути, близкие люди должны посодействовать, чтобы душа попала в рай, обрела вечный покой.

Где пребывает душа после смерти

По мнению верующих людей, души усопших являются бессмертными, а их загробную участь определяют совершенные дела на земле при жизни – плохие или хорошие. В православии считается, что душа умершего не сразу возносится к небесам, а первое время остается в тех местах, где ранее обитало тело. Ей предстоит предстать перед Божьим Судом, а пока есть время повидать родных и близких, навсегда с ними проститься, свыкнуться с мыслью о собственной гибели.

Где находится душа умершего до 9 дней

Тело хоронят на кладбище, однако душа умершего человека является бессмертной. Христианской церковью установлено, что первый день после смерти душа пребывает в смятении, не может осознать, что происходит, напугана отделением от тела. На второй день она блуждает по родным местам, вспоминает лучшие моменты своей жизни, наблюдает процесс погребения собственного тела. Мест, где находится душа после смерти, множество, но все они некогда родные, близкие сердцу.

На третий день она возносится ангелами на небо, где открываются ворота рая. Душе показывают рай, возможность обрести вечный покой, состояние полного умиротворения. На четвертый день ее опускают под землю и показывают ад, где хорошо известны все грехи умершего и плата за их совершение при жизни. Душа видит, что происходит, дожидается страшного суда, который начинается девятым, а заканчивается сороковым днем.

Что происходит с душой на 9 день

Вопрос, почему отмечают 9 дней после смерти, имеет вполне аргументированный ответ. В этот день, отсчитанный с момента смерти, душа встает перед Божьим судом, где только всевышним будет решаться, где ей дальше предстоит коротать вечность – в раю или аду. Поэтому родственники и близкие люди ходят на кладбище, поминают усопшего, молятся за его проникновение в рай.

Как правильно поминать

Зная, что происходит на 9 день после смерти, родственники должны обязательно помянуть усопшего, причем вспоминать о его жизни и делах только самое хорошее, светлое. Не лишними будут церковные поминовения, например, можно заказать в храме сорокоуст за упокой, панихиду или другие христианские обряды. Это только на пользу, плюс искренняя вера православных христианах. Бог отпускает муки грешникам, а родные и близкие люди не должны сильно убиваться по усопшему. Чтобы правильно поминать, требуется:

  • говорить об умершем только хорошее;
  • накрыть скромный стол, исключить спиртное;
  • вспоминать только хорошее;
  • не смеяться, не веселиться, не радоваться;
  • вести себя скромно, сдержано.

Что происходит с душой после 9 дней

После 9 дня душа попадает в ад, может наглядно увидеть все муки грешников, искренне покаяться. Она должна вспомнить все свои неправильные поступки, повиниться, признать неправоту собственных действий и помышлений. Это сложный этап, поэтому все родственники должны только поддерживать умершего в молитвах, церковных обрядах, мыслях, воспоминаниях. Чтобы достоверно определить, что происходит с усопшей душой на 9 и 40 день смерти, необходимо прибегнуть к священному писанию.

Где находится душа умершего до 40 дней

Многие не понимают, почему поминают на 9 и 40 дней. Ответ прост – это начало и конец божьего пути, который совершает душа до получения своего места – в аду или раю. Получается, что до 40 дня с момента смерти усопшего она находится между небом и землей, испытывает всю боль, тоску родных, близких людей. Поэтому не стоит сильно горевать, иначе умершему человеку будет еще тяжелее обрести вечный покой.

Почему отмечают 40 дней после смерти

Это поминальный день – прощание с неприкаянной душой. В этот день она приобретает свое место в вечности, находит покой, испытывает смирение. Душа до 40 дней после смерти – хрупкая и ранимая, восприимчива к чужим мыслям, обидам, наговорам. Ее изнутри разрывает от боли, но к 40 дню приходит глубокое спокойствие – осознание своего места в вечности. Дальше ничего не происходит, только забвение, приятные воспоминания о прожитой жизни.

Как правильно поминать

Зная, что происходит с душой на 9 и 40 день смерти, близкие люди должны с состраданием отнестись и облегчить ее мучения. Для этого не стоит сильно убиваться по умершему, бросаться на грудь покойному и прыгать в могилу на похоронах. От таких действий душе будет только хуже, и она испытывает острые душевные терзания. Лучше скорбить в мыслях, больше молиться и желать ей «Земли, которая станет пухом». От родственников требуется только светлые мысли и полное смирение, что так распорядился Бог, ничего уже нельзя изменить.

Необходимо правильно поминать усопшего на 9, 40 день, каждый год в день его скоропостижной кончины. Это малоприятное мероприятие для всей семьи, которое должно проходить по всем правилам. Итак:

  1. Дни поминок считаются с момента смерти человека (до полуночи). 9 и 40 день смерти – начало и конец божьего пути, когда происходит определение дальнейшей судьбы умершего.
  2. Родственники должны помянуть усопшего, а на скромном столе желательно присутствие освященной кутьи. Съесть ее требуется хотя бы по ложке.
  3. Поминать спиртным не рекомендуется (Богом не разрешено), а стол должен быть скромным, застолье больше молчаливым, вдумчивым.
  4. Запрещено вспоминать плохие качества покойника, ругаться и сквернословить, если нет хороших слов, на все что происходит, лучше помолчать.

Где находится душа после 40 дней

По истечении указанного срока душа умершего 40 дней назад человека обретает покой, навсегда удаляется на небеса для вечности. Не исключено, что она попадает в ад на вечные мучения за содеянные поступки. В любом случае, все, что с ней происходит дальше, живому человеку неведомо, и остается только верить в лучшее, надеяться на волю Божью, всевышнее милосердие.

Видео

9 дней после смерти - это срок, за который душа переживает много событий и изменений. Что происходит после погребения?

Первые 3 дня

В первые 3 дня душа находится там, где ей важно находиться. Например, если человек при жизни был очень привязан к своему телу, он будет поблизости. В случае, когда какие-то люди много значили для усопшего, свое последнее время на Земле он проведет рядом с ними. По сути, во многих документальных фильмах говорится о том, что некоторые души не знают, что им делать. Некоторые начинают кататься на метро и следить за родственниками, другие пытаются обеспечить будущее своих детей. Каждый по возможности пытается завершить земные дела или в последний раз посмотреть на то, что очень значимо.

Поклонение Богу

Поклонение совершается неоднократно: в день смерти, затем - на третьи сутки, на 9 день после похорон, через 40 дней после упокоения, а также непосредственно перед Страшным судом. Люди, которые отправляются в ад, выполняют поклонение и после суда.

С 3 по 9 день

После 3 и до 9 дней после смерти душа осматривает красоты рая. Она видит обитель, которая ей уготована. Однако люди, которые были суетными, делали смертные дела и ходили по злым путям, не войдут в рай.

Мытарства

Через 9 дней после смерти начинаются мытарства. Длятся они до 40 суток. После смерти нас окружают наши грехи. Каждое наше плохое деяние имеет своего "хранителя"-беса. Когда душа выходит из тела, эти демоны окружают ее. Беззаконий и бед настолько много, что их не счесть. Это все грехи человека, совершенные при жизни. Некоторые думают, что после смерти душа возносится ввысь, и ничто не может ей помешать. Но это не так, ведь именно силам зла принадлежит пространство между землей и небом. Божия Матерь молила о том, чтобы после смерти не увидеть злых демонов, когда готовилась к Упоению. Поэтому Господь самолично пришел, чтобы проводить Ее душу. Это отмечено на иконе Упоения. Как понятно, демоны приходят не только к "простым" людям, но и к избранным умирающим.

9 дней после смерти: до и после

До девятого дня идет период кормления и оформления "тела вечности". Родственники и священнослужители начинают проводить поминальные процедуры. До 9 дня душа видит прелести рая, а после - мучения и ужасы ада. На 40 день назначают место. В течение девяти суток усопший постепенно перестает слышать родственников и знакомых, также он уже не может видеть их. Все контакты он может осуществляет лишь при использовании обоняния и осязания.

Почему эти дни отмечают?

Душа после смерти 9 дней путешествует и узнает возможные места своего пребывания. До последнего она не знает, какая участь ей уготована. Ей показывают как красоты и прелести райской жизни (в течение намного меньшего срока), так и страшные события, которые происходят в аду. За это время родственники могут усердно молиться, просить лучшей участи до момента, пока не произойдет Страшный суд над душой умершего. Правильное поведение близких может помочь душе попасть в рай. Поэтому очень важно не лениться, а ходить в церковь, заказывать молебны. Самому также нужно уделять время этому занятию. И делать это нужно правильно. Вы можете получить разъяснения у вашего священнослужителя.