Верхний порожек грифа гитары что. Порожки для гитары: пластик vs кость. Классическая гитара. Заготовка нижнего порожка

В данном материале мы поговорим о небольшом, но весьма важном элементе любой гитары - верхнем порожке. Изучив наш материал, вы узнаете, что такое и зачем необходим верхний порожек, из чего его производят и какой из вариантов лучше вам подойдет. Дополнительно мы расскажем о локовых конструкциях.

Зачем нужен верхний гитарный порожек?

Несмотря на свою величину, данная деталь струнных инструментов является, по сути, важнейшей наряду с бриджем/нижним порожком. Именно здесь, на перегибе струны, начинается их колебание и резонирование. Расположение порожка напрямую определяет величину мензуры и способность гитары строить. Пропилы порожка также влияют и на звучание гитары: неправильный пропил может стать причиной появления звона, а также излишне большой высоты струн по отношению к грифу.

Скажем проще: порожек влияет на каждый аспект игры, включая и настройку гитары, и ее звучание, и удобство.

Величина верхнего порожка и его форма зависит от особенностей инструмента: радиуса грифа, его ширины, размера ладов. Именно по этой причине универсальной модели порожка найти вы не сможете, а подбирать его нужно весьма внимательно и принимая во внимание параметры своей гитары.

Не стоит забывать также и о том, что грамотная установка верхнего порожка предполагает предварительную тщательную настройку гитары, включая шлифовку межладовых перегородок.

Материалы, из которых может быть изготовлен верхний порожек

Расскажем об особенностях самых популярных материалов, которые используются для изготовления порожков.

Кость (Bone )

Имеет достаточно твердую фактуру высокой плотности, использовался на большинстве винтажных гитар. Пропиливание необходимо осуществлять очень аккуратно - из-за особенностей материала в пазах под струны могут образовываться мини-зазубрины, из-за которых струна будет застревать в пропиле.

По большей части производители комплектующих придерживаются трех стандартов по ширине порожка:

  • 1+3/4” (~44,5 мм)
  • 1+11/16” (~42,9 мм)
  • 1+5/8” (~41,3 мм)

Однако перед покупкой нового порожка мы все же рекомендуем провести точные замеры и проконсультироваться с продавцом - это поможет избежать необходимости подтачивать отдельные ребра порожка, если он слишком велик, или покупать новый в случае, если он оказался меньше необходимого.

Порожки с локовым механизмом

Суть таких конструкций состоит в том, чтобы надежно фиксировать струну в месте ее верхнего перегиба. Зачем это нужно? Когда вы используете рычаг тремоло, струна скользит по пропилу внутри порожка и при этом не всегда возвращается в первоначальное положение. Из-за этого строй «инструмента» плывет. Локовый порожек надежно фиксирует струны в пазах и помогает надежно и точно удерживать строй гитары.

Стоит учитывать, однако, что локовые порожки достаточно сильно влияют на звучание инструмента, делая его более «тонким», резким и высоким, струны резонируют немного хуже по сравнению с костяными и синтетическими порожками.

  • Хотите выбрать порожек понадежнее и имеете бюджет в 10-20$, а также готовы обратиться к мастеру - выбирайте латунные верхние порожки ;
  • Если хотите заменить верхний порожек самостоятельно, при этом не затрачивая больше 5-10$ - смотрите в сторону графитовых или пластиковых верхних порожков ;
  • Хотите получить более винтажное и мягкое звучание - вам подойдет костяной порожек ;
  • Металлические сплавы обеспечивают более длительный сустейн и более резкий звук, синтетические материалы и кость сделают звучание более мягким;
  • Если у вас установлена тремоло-система и ваш инструмент необходимо часто подстраивать после использования рычага, то вам стоит купить

Итак, снова ликбез, и снова Тони Дж. Паско. =)

Верхний порожек – это, возможно, одна из наиболее важных точек на гитаре, т.к. это именно та точка, где начинается звук гитары. Это та точка, где струны резонируют, и она же ответственна за настройку гитары.

Подумайте вот о чем. А если гитарный порожек установлен и пропилен неправильно? В этом случае гитара никогда не будет играть нормально. Струны будут звенеть, всегда будет высока и тому подобные неприятности…


Ну, так и что это? Верхний порожек на гитаре устанавливает как, расстояние между струн, так и высоту струн над ладами. Он должен быть установлен и пропилен соответствии с шириной грифа, и высотой ладов. Нет универсально подготовленного порожка для всех гитар.

Чтобы грамотно установить и пропилить порожек нужно провести полную , которая обычно влечет за собой выравнивание ладов. Порожек сначала выставляется, затем производится грубый пропил и, наконец, уже производится тонкая доводка до нужной высоты вместе со струнами.

Вы можете выбирать из множества материалов, и каждый из них имеет свои тональные характеристики.

Кость:

Твердый материал с винтажным видом. Порожек из кости должен быть пропилен аккуратно, что предотвратить застревание струн в пазах;
Яркий, чистый, детализированный звук;
Твердый, плотный материал;
Плохо пахнущая пыль при обработке.

Графит:

Самосмазывающийся материал, отлично подходит для тремоло и для гифов, где не проходят ровно через порожек;
Теплое и ровное звучание;
Легко пропиливать, доступен в заготовках;

Латунь:

Твердый материал, хорошо полируется и отлично выглядит с позолоченной фурнитурой;
Отличный сустейн при игре на бас и слайд-гитарах;
Звук яркий с очень хорошим сутсейном;
Труден в обработке, пыль может затруднять пропиливание и нагреваться от трения.

Никель:

Сделан из того же материала, что и проволока для ладов (18% сплав твердого никеля и меди), совпадает со звуком и видом ладов;
Хорошо полируется;
Очень яркий звук и превосходной артикуляцией и сустейном.
Труден в обработке, нагревается при шлифовке.

Таск (Tusq):

Синтетический материал, выглядит как кость;
Теплое и ровное звучание;
Легок в обработке, доступен в заготовках.

Кориан (Corian):

Твердый синтетический материал, требует тонкой доводки, доступен в больших заготовках с избыточным размером;
Сбалансированный, чистый, ровный звук;
Режется медленно, но равномерно.

Тип и калибр струн могут определять использования того или иного материала. Еще раз: отсюда начинается звук гитары, поэтому выбирайте мудро.

Не предполагается, что порожек пропилен правильно еще на фабрике. Цена гитары, обычно, определяет сколько времени там было потрачено на доводку и отстройку гитары. На дешевых гитарах не уделяется столько внимания к деталям, как в дорогих.

Можно легко сделать так, чтобы на дешевой гитаре игралось так же, как на гитаре за миллион баксов, если отстроить ее правильно. Многие из моих гитар не стоят дорого, но играют они, так как играют потому, что отстроены.

Вам придется выбирать из трех стандартных размеров порожков по ширине:

1-5/8";
1-11/16"";
1-3/4"".

Эта интересная разработка использует ролики, чтобы провожать струну через порожек и позволяет ей вернуться в центральную точку, при использовании тремоло-системы. Это позволяет вам делать все эти прикольные вибрато и тремоло штуки Джефа Бека (Jeff Beck), держа при том строй. Можно замахнуться даже на Ван Халена (Van Halen), но строй не будет держаться так же хорошо, как при использовании локового порожка – он больше подходит для такого стиля игры.

Еще одна разработка, на которой заострим внимание – это компенсирующий порожек Earvana (Earvana Compensating nut).

Отличная разработка и идея. Интонирование – это еще один фактор, влияющий на то, как играется на гитаре, и как она ощущается. Earvana – это отличный апгрейд для любой гитары. Этот порожек не только улучшет интонирование гитары, но так же поможет сохранить строй гитары при использовании тремоло системы. Теперь у вас не будет выпадение в звучании отдельных струн при использовании тремоло, и они будут звучать более ровно из-за компенсации порожка.

Я не упоминал ничего из того, с что не использовал ранее сам или экспериментировал. На моем установлен порожек Earvana и он делает все то, что о нем говорят. Если у вас гитара винтажного типа и вы хотите улучшить ее строй без переделки гитыры, попробуйте Earvana – вы не будете разочарованы.

Сейчас я мог бы продолжить, т.к. на рынке есть еще несколько прикольных девайсов, но здесь я остановлюсь, тут не имел с ними дел. Я связывался с парнями их Super Vee.

Они соединили очень интересную тремоло и порожковую систему. Они пришлют мне что-нибудь для обзора.

Сегодня пойдет речь об одной маленькой, но довольно важной детали в конструкции . В этой статье вы узнаете, каким бывает верхний порожек и из каких материалов его изготавливают. Также мы рассмотрим локовые порожки и несколько вариантов нестандартных типов.

Для чего нужен верхний порожек?

Как ни странно, но верхний порожек является одной из важнейших точек расположенных на гитаре, потому что именно здесь резонируют струны и именно с этой точки начинается звук. Еще эта точка отвечает за настройку инструмента.

Вот просто подумайте логически, а что если порожек будет неправильно пропилен или же не точно установлен? Конечно же, гитара уже не будет нормально звучать, скорее всего звенеть начнет, а высота струн будет слишком велика, что отразится на комфорте игры.

Основная задача верхнего порожка заключается в правильном расположении высоты струн над грифом гитары, а также в точном расстоянии между ними. Порожек устанавливают и пропиливают в соответствии с высотой ладов, шириной , а также радиусом накладки. Из этого следует, что не существует универсального порожка для абсолютно всех гитар.

Для того, чтобы правильно установить и пропилить новый порожек, в первую очередь необходимо выполнить полную отстройку инструмента, которая также включает в себя выравнивание (шлифовку) ладов. Сперва порожек точно выставляется, после чего делается грубый пропил и уже потом производится точная подгонка до необходимой высоты вместе со струнами.

Если вы все же решитесь заменить на своей электрогитаре верхний порожек, то стоит учитывать, что сегодня существует достаточно много разных материалов, из которых его изготавливают. Каждый их них соответственно имеет свои определенные тональные характеристики.

Материалы для верхнего порожка

  • Твердый и плотный винтажный материал. Такой порожек должен быть аккуратно пропилен для того, чтобы избежать застревание струн в пазах.
  • Звук чистый, яркий и детализированный.
  • При обработке издает довольно неприятный запах.

  • Материал самосмазывающийся, который идеально подходит для грифов и тремоло, где струны не проходят ровно через верхний порожек.
  • Ровное и теплое звучание.
  • Доступен в заготовках, легко пропиливается.

  • Такой порожек изготовлен из такого же материала, что и лады на грифе. Он совпадает с их внешним видом и звуком.
  • Звук очень яркий с превосходным сустейном и арктикуляцией.
  • Отлично полируется, но трудный в обработке и при шлифовке нагревается.

  • Этот материал достаточно твердый, но при этом хорошо полируется и с позолоченной фурнитурой выглядит отлично.
  • Яркий звук и превосходный сустейн, особенно на слайд и бас-гитарах.
  • Трудная обработка, при которой материал сильно нагревается, а пыль может затруднить пропиливание.

  • Искусственный материал, который внешне похож на кость.
  • Ровное и теплое звучание.
  • Доступен в заготовках и легок в обработке.

  • Синтетический твердый материал, требующий тонкой доводки.
  • Звук ровный, чистый и сбалансированный.
  • Доступен в очень больших заготовках, режется довольно медленно, но равномерно.

Выбор верхнего порожка

Калибр и тип струн может определять использование какого-либо из вышеперечисленных материалов. Поэтому отнеситесь с умом при выборе верхнего порожка, потому что именно с него начинается звук гитары, а это уж точно немаловажно.

На фабрике порожек может быть не всегда правильно пропилен, поэтому цена гитары, чаще всего, определяет общее время потраченное на доводку и отстройку инструмента. В отличие от дорогих гитар, на дешевых не уделяют особого внимания деталям. При наличии ровных рук можно, конечно же, и из дешевой палки сделать лялю, но это уже тема для отдельной статьи.

Итак, существуют три стандартных размера порожков, измеряемые по ширине, а именно:

  • 1-3/4″
  • 1-11/16″
  • 1-5/8″

Поэтому, чтобы определить, какой именно порожек вам подходит, для этого достаточно знать параметры радиуса накладки и учитывать форму грифа.

Локовые порожки

Поговорим теперь о так называемых локовых (запирающихся) порожках. В чем их суть? Устроены эти порожки таким образом, чтобы фиксировать струны в верхней точке грифа и тем самым позволяя использовать вам различные даже для самых глубоких покачиваниях рычага, при этом постоянно удерживая строй гитары.

Многие музыканты считают, что это чуть ли не единственный способ для того, чтобы гитара не теряла свой строй. И они правы в своих убеждениях, т.к. локовый порожек всегда справляется с этой задачей на ура. Но вот по сравнению со стандартным порожком, этот будет все же привносить в звук некоторое отличие. Какое?

Т.к. локовые порожки в основном делают из металла, при их использовании звук становится тоньше, а еще такой порожек не дает струнам достаточно долго резонировать в отличие от обычного. Для тех, кто хочет довольно активно пользоваться своей тремоло системой, локовый порожек будет идеальным решением.

Бывалые гитаристы скажут, что мол, мне нужен хороший тон и резонанс, но черт возьми, я также хочу наслаждаться использованием Floyd Rose на своем весле без необходимости каждый раз подстраивать его после нескольких движений рычагом! В связи с этим за последние 15 лет были специально разработаны новые продукты, стоящие где-то посередине между этими двумя крайностями.

Необычные порожки

Такие порожки представляют собой компромиссное решение между традиционным и локовым верхними порожками. Характеризуются они как хорошим звучанием так и своей функциональностью. Приведу пару примеров подобных продуктов.

Earvana – это компенсирующий порожек и отличный апгрейд для абсолютно любой электрогитары. Он не только улучшает интонирование, но и помогает сохранить строй гитары во время использования тремоло. С Earvana вы можете забыть о выпадении отдельных струн используя машинку, потому что благодаря компенсации порожка они всегда будут звучать ровно. Установив себе такой порожек, вы сами убедитесь, что это отличная штуковина, на которую стоит обратить внимание. Earvana вас не разочарует.

LSR – это роликовый верхний порожек, который при использовании машинки, как бы провожает струну через свои ролики и потом позволяет вернуться ей обратно в центральную точку. Такая штука на вашей гитаре позволит делать всякие разные тремоло фишки и прикольные вибрато. С помощью LSR Roller Nut можно даже легко исполнить партии Ван Халена и при этом не переживать за строй, который будет также хорошо держаться, как с использованием обычного локового порожка.

Есть также и множество других необычных порожков, которые существуют сегодня на рынке. Здесь, мы лишь рассмотрели самые популярные из них. Поэтому, если вы встречали нечто подобное, то смело можете дополнить эту статью своим комментарием.

Принесли в ремонт классическую гитару для замены пластиковых порожков на костяные.

Пластиковые порожки сделаны из очень эластичного материала, эластичного на столько, что нижний порожек изгибался, как резиновый.
Всем известно, что когда порожки сделаны из мягкого материала, то вибрация струн гасится через них и корпус гитары не в полную силу взаимодействует с вибрацией струн, так сказать дерево не прокачивается и гитара теряет сустейн . Это одна из причин, по которой необходимо менять порожки у гитары на более прочный материал.
Так же, порожки из мягкого материала быстрее изнашиваются и даже нейлоновые струны от натяжения продавливают порожки. То есть струны опускаются ниже чем были после установки на новые пластиковые порожки. Тем самым струны начинают задевать лады и появляется дребезг.

На фото хорошо видно продавленные места от струн.

Было решено менять оба порожка и верхний и нижний.

При том нижний решили делать с компенсацией мензуры под третьей (самой капризной) струной.

После изготовления костяных порожков, мы записали видео для сравнения

Хозяин гитары сказал, что видео не так передаёт эффект, как он чувствует и слышит в живую.

P.S. Имейте ввиду, что Китайские "костяные порожки " чаще всего сделаны не из натуральной кости. Нужно внимательно читать описание. Если продавцы идут не на стопроцентный обман, то указывают, что искусственная кость, из чего следует, что это пластиковый сплав по свойствам схожий с костью, но это не кость и порожки будут изнашиваться так же, но чуточку дольше. Костяные порожки же не продавливаются как пластиковые.

Так же хотелось бы отметить, что костяные порожки массового производства изготавливаются из не качественно обработанной кости, они либо переваренные, либо пережжённые.
При массовом производстве никто не следит за каждой косточкой, на сколько она обезжирилась и так же обрабатывают кость механическим способом. В связи с чем кость перегревается и становится хрупкой. Такие костяные порожки просто разрушаются, так как нарушена структура кости.
Вот пример.

Так что будьте внимательными при выборе костяных порожков.
А если сами не уверены, что установите порожки, то внимательно выбирайте мастера

Гитара – струнный музыкальный инструмент, представляющий собой механическую резонансную (колебательную) систему. Данная система участвует в формировании звука. Корпус и гриф являются основой, на которой установлены струны. Механическая энергия колебаний струны передаётся корпусу гитары через 2 основных точки – нижний и верхний порожки. При зажатых пальцами струнах, роль верхнего порожка выполняет лад. Процесс передачи механической энергии идёт циклично – от струн к дереву и обратно, постепенно затухая.

Главной позицией или «точкой» на грифе, передающей колебания, является верхний порожек (нулевой лад). Помимо звукопередачи он выполняет несущую функцию. От качества изготовления и материала порожка зависят тональные характеристики и эргономика (удобство игры). Глубина пропилов на этом элементе влияет на высоту струн и сохранение строя при игре. Именно поэтому, при отстройке инструмента , порожкам уделяется повышенное внимание.

Для изготовления верхнего порожка используются различные материалы , самые популярные из них рассмотрим ниже.

1) Пластик

Видов этого материала очень много: от мягких с демпфирующим эффектом , до твёрдых с весьма хрупкой структурой.

В большинстве случаев применяется мягкий, легко мнущийся и быстроизнашивающийся полимер. А другие пластики через некоторое время теряют свои первоначальные свойства, начинают ломаться и крошиться. Очень редко встречаются достойные образцы.

2) Кость

Жесткий , достаточно прочный вариант для верхнего порожка. При хорошей обработке, материал имеет скользящую поверхность для ровного перемещения струны во время настройки или использования тремоло. Кроме того, костяной порожек придаёт инструменту винтажный вид , а сами гитары звучат ярче и чище.

Однако у этого материала есть свои недостатки. Кость имеет неоднородную структуру с пустотами, которые являются ловушками (фильтрами) для некоторых частот. На практике бывают случаи, когда некоторые струны по уровню громкости выпадают из общего баланса: одни звучат тише, а другие громче. Тот же дисбаланс наблюдается в длительности звучания нот (сустейне).

3) Латунь и другие металлы

Наряду с другими металлами, латунь обладает необходимой прочностью и жёсткостью . Стоит отметить, что лады в грифе тоже сделаны на основе медь-содержащего сплава – чаще нейзильбера. Металл неспроста выбирается проводником колебаний между струнами и корпусом инструмента. Однородная и плотная структура этого материала даёт возможность передать вибрации в полной мере.

Латунный порожек позволяет добиться максимального сустейна и выявить все обертональные нюансы инструмента. Звук гитары с металлическим порожком становится еще ярче , плотнее , даже при еле заметных щипках и флажолетах. Присутствует ощущение компрессии, но достигается это не за счет сглаживания высоких пиков уровня громкости, а за счет высокой чувствительности к слабым прикосновениям пальцев или медиатора. Подобный эффект можно получить при использовании и других металлов: никеля, меди, стали .

Не стоит забывать о том, что в формировании звука музыкального инструмента участвуют абсолютно все его части, каждая из которых вносит в общее звучание что-то свое или скрывает тональные качества дерева и струн. Различные металлы вносят определенные оттенки в музыкальные характеристики гитары. Экспериментируя с видами металлов, стоит помнить, что медь-содержащие сплавы традиционно использовались в различных инструментах: больших колоколах и маленьких колокольчиках, металлофонах, поющих сосудах и чашах, барабанных тарелках, трубах, варганах.

4) Графит

Графит, в отличие от кости, однороден по структуре, а его передаточные характеристики выше, чем у пластика и кости, но ниже, чем у большинства металлов.

Многие выбирают графит из-за смазывающего эффекта , который он оказывает на порожек. Вопрос в том, а нужен ли он? Если поверхность пропилов на металлическом порожке ровная и полированная, то струна будет скользить не хуже, чем по графиту.

5) Таск

Таск – синтетический однородный материал, который по качеству передачи колебаний находится где-то между костью и графитом, а по внешнему виду напоминает кость.

Используя его, вы можете придать инструменту винтажный вид и обойти недостатки структуры костяного порожка.

6) Кориан

Так же как и таск, является синтетическим материалом, однако по свойствам и звуку он ближе к графиту.

Существует масса других материалов, используемых для изготовления порожков, в том числе и композиты. Так или иначе, множество их резонансных свойств находится между костью и металлами, поэтому мы их описывать не будем. Такое многообразие обусловлено по большей части вкусовыми пристрастиями в окраске звука. Одному принципиально нужен демпфирующий эффект от пластика, другому – oldschool’ный вид и звук костяного порожка, а кому-то важна максимальная передача нюансов звука дерева и струн при использовании латуни.

Вышесказанное в полной мере применимо и для нижнего порожка , установленного на деке. Про него ни в коем случае нельзя забывать, так как он является второй основной «точкой» в колебательном контуре инструмента.

Помимо материалов порожки различаются по конструкции .

1) Классический

Порожек, представляющий собой поверхность с пропилами под струны, подходит для большинства гитар. Простота конструкции позволяет легко настраивать инструмент и менять строй во время игры.

Из недостатков можно отметить проблемы при использовании различных тремоло-систем. Порожки данной формы изготавливаются из любых представленных выше материалов.

2) Локовый (запирающий порожек или топ-лок)

Струна запирается на порожке сухарями. Конструкция позволяет использовать Floyd Rose без потери строя.

Чаще всего для изготовления локовых порожков применяется сталь.

3) Роликовый

Данная интересная разработка предполагает размещение роликов в пропилах для сопровождения струны к её исходному расположению.

Эта технология встречается на некоторых моделях гитар Fender и различных суперстратах с классическим тремоло.

Ролики и сам порожек изготавливаются из латуни или никеля, что хорошо сказывается на звуковых характеристиках. Кроме того, мы получаем и все преимущества классической конструкции порожка.

4) Компенсирующий

Такой порожек – инженерное решение лютье Rick Earvana, который привнёс в классическую конструкцию специальные пазы.

Они позволяют добиться одинаковой интонации при игре аккордов на открытых и зажатых струнах. Однако, по нашему опыту, подобная точность интонации не оправдывает установку компенсирующего порожка: грамотно отстроенный классический хорошо справляется со своей задачей и не требует никаких доработок.

Надеемся, что статья была для вас полезной и интересной! Большое спасибо за внимание!