В какой цвет покрасить вагонку внутри дома. Как и чем покрасить вагонку внутри дома: разбираемся вместе. Вагонку можно монтировать различными способами

Покраска вагонки – задача несложная. Если иметь полную информацию обо всех деталях выбора и краски и ее нанесения, процесс будет максимально простым.

При покраске наружных деревянных стен нужно учитывать вид отделочного материала. Вагонка, имитация бруса, деревянный сайдинг – это один и тот же материал. Эти отделочные доски отличаются лишь толщиной и профилем. Для всех этих видов облицовки подойдут одни и те же краски, при нанесении которых может быть использована любая приемлемая техника.

Если стена возведена из бруса или оцилиндрованного бревна, требуется другой подход к выбору краски и способу ее нанесения. Об этом нужно знать прежде, чем решать, как и чем покрасить стены деревянного дома.

Не стоит опасаться того, что через 2-3 года понадобится подновить или перекрасить фасад. Если знать все правила и секреты процесса окрашивания, облицовочный слой не потеряет своих свойств и через 10 лет. Многие производители лакокрасочных материалов (ЛКМ) дают гарантию и на более долгий срок.

Важные моменты, о которых нужно знать

Большинство домовладельцев, не знакомых с нюансами выбора и нанесения краски, жалуются на то, что уже на следующий год после окрашивания, фасад теряет свою привлекательность. Отделочный слой начинает шелушиться и растрескиваться. Все эти неприятности можно предотвратить.

Но даже среди специалистов немногие знают о том, что для получения отличного результата нужно изменить сам подход к окрашиванию дерева. Эта работа требует столь же пристального внимания, как и покраска автомобиля. Для получения долговечного облицовочного покрытия нужно выполнить несколько действий:

  • тщательно подготовить дерево;
  • загрунтовать поверхность;
  • нанести столько слоев краски, сколько рекомендует ее производитель.

Рассмотрим каждый из этих процессов максимально подробно.

Как правильно подготовить древесину к окрашиванию

Просушка вагонки

Тщательная подготовка древесины включает несколько этапов. Первый из них – качественная сушка отделочного материала. Если вагонка будет сырой, краска не продержится на ней больше 1-2 лет. Уже на следующий сезон станут заметны ее шелушение и блеклость. Хозяин может решить, что в этом виноваты качество краски или неумелые руки рабочих, но на самом деле причина в неправильной подготовке древесины или игнорирование этого важного этапа.

Перед покраской доска должна быть сухой. Допустимая степень влажности 15-20%. Но не всегда можно добиться таких показателей, особенно для тех фасадов, которые уже облицованы. Мастера рекомендуют использовать такой способ: соорудить над стенами навес, защищающий их от дождя, и демонтировать его через 3-4 недели. За это время дерево потеряет достаточное количество влаги и можно будет приступать к отделочным работам.

Существует мнение, что процесс сушки древесины ускоряет нанесение на нее качественного антисептика глубокого проникновения. К таким относят Neomid 46 Bio.

Проникая в поры, состав замещает собой влагу и процесс ее испарения ускоряется. В этих целях можно использовать любой консервант, с помощью которого защищают дерево на период строительства дом. В среднем, эти составы действуют в течение 6-7 месяцев, после чего самопроизвольно разлагаются на биологически безопасные вещества.

Как проверить степень влажности вагонки

  1. Вырезают кусок полиэтиленовой пленки размером 40/40 см.
  2. С помощью скотча крепят его к вагонке так, чтобы не оставалось зазоров.
  3. Оставляют на 24 часа.
  4. Оценивают степень влажности внутренней стороны полиэтиленовой пленки.

Если поверхность полиэтилена влажная на ощупь, значит, вагонка не высохла. Такую древесину нельзя окрашивать.

Обработка вагонки

Важный момент подготовки к окрашиванию – шлифовка досок. В этой процедуре нуждаются все материалы среднего качества (сорт В и ниже). Зачастую на такой древесине можно заметить «ворсистые» участки, неровности профиля, перепады высот в области сучков. Все перечисленное является проблемными зонами, не устранив которые, невозможно получить качественно окрашенную поверхность.

Проще всего обработать облицовочный материал до того, как он будет уложен на стены. В этом случае можно использовать различные инструменты: фрезер с фрезой соответствующего профиля, УШМ с абразивным диском, рейсмус. Однако использование механического способа обработки не исключает необходимости в ручном труде. Все углубления и выступы профиля придется шлифовать с помощью наждачной бумаги.

Если вагонка уже закреплена на фасаде, для обработки древесины используют нейлоновую абразивную щетку и шлифмашинку. Процесс шлифования не быстрый, но он позволит не задумываться об отделке фасада в течение 8-10 лет.

Цены на популярные модели шлифмашинок

Шлифмашинка

Грунтование древесины

После того как вагонка обретет ровную и гладкую поверхность, древесину необходимо загрунтовать. Не стоит надолго откладывать этот процесс. Поэтому рекомендуется заранее определиться с видом грунтовки и приобрести ее требуемое количество. В этом деле есть важный момент: не рекомендуется выбирать самый недорогой состав. Он не сможет обеспечить качественной адгезии и в должной мере не защитит древесину от влаги.

Качественная грунтовка зачастую стоит дороже краски. Такая ситуация наблюдается в разных линиях продукции компании «Тикурилла». Грамотный производитель знает о том, что важнейшая часть работ по окрашиванию – грунтование. Именно его качество определяет долговечность лакокрасочного покрытия.

Для внешних работ подойдут следующие виды грунтовок:

  • акриловые;
  • на основе акрила и силикона;
  • на основе эпоксидных смол.

Независимо от химического состава грунтовки, нужно выбирать те продукты, на таре которых указано, что они предназначены для фасадных работ. Еще одно важное свойство, на которое нужно обращать внимание – степень проникновения раствора вглубь древесины. На грунтовке так и должно быть указано: «глубокого проникновения».

Валтти-Похъюсте — Valtti Pohjuste

Не рекомендуется использовать для фасадных работ алкидные составы. Они образуют на поверхности материалов тонкую пленку. Она одновременно и защищает вагонку от вредителей и образования плесени, и препятствует выходу влаги из глубоких слоев древесины. Поэтому лучший выбор – водорастворимые грунты, в состав которых входят акрил и (или) силикон.

При грунтовании и окрашивании фасада особое внимание уделяют южной стороне дома. Она в большей степени подвергается негативному воздействию ультрафиолета. Поэтому с северной стороны дома краска меньше выцветает и реже растрескивается.

Цены на средства для защиты древесины

Пропитка для дерева

Выбор краски для деревянного фасада

Многие домовладельцы совершают одну ошибку: невнимательно читают, или вообще не читают то, что написано на банке с краской. В этой информации содержатся инструкции и рекомендации производителя, соблюдая которые, можно достичь делаемого результата. Но прежде чем до них дойдет дело, нужно определиться с видом краски. После этого можно приступать к ознакомлению с нюансами ее нанесения.

Замечено, что быстрее всего теряют насыщенность цвета масляные краски. Они же быстрее других покрываются трещинами. Причина в составе этих ЛКМ и их вязкости. Последнее свойство обеспечивает высокую укрывную способность, но не гарантирует качество покрытия. Поэтому масляные составы нечасто используют для отделки фасадов.

Оптимальный выбор для наружных работ – быстросохнущие водорастворимые акрилатные краски. Можно обратить внимание на продукцию компании «Тикурилла». У этого производителя широкий ассортимент ЛКМ для фасадных работ. Отличные отзывы о красках «Ультра» и «Пика Техо».

«Пика-Техо» акрилатная краска

Для регионов с нестабильными климатическими условиями, отличающимися перепадами температур и холодными зимами, подойдут фасадные краски на основе силикона. Эти составы успешно выдерживают низкие и высокие температуры, обладают высокой степенью влагостойкости, и в то же время остаются паропроницаемыми. Силиконовая фасадная краска сочетает в себе лучшие свойства акрилатных и силикатных составов, образует прочное равномерное покрытие.

Цены на разные виды строительных красок

Строительная краска

Характеристики фасадных ЛКМ

Вагонку можно окрашивать морилкой, тонирующими пропитками и маслами. В качестве финишного покрытия используют воск или лак.

Способы окрашивания вагонки

Прежде чем выбирать способ окрашивания, нужно узнать о тех правилах выполнения работ, без соблюдения которых не удастся достичь высокого качества отделки поверхностей. Основной момент заключается во времени проведения работ. Вагонку окрашивают не ранее, чем через 3 дня после последнего дождя. За это время древесина сможет полноценно высохнуть.

Температура воздуха должна быть положительной. Рекомендуемые производителями ЛКМ границы – +5°С – +20°С. Важно учесть и время суток. Лучше всего приступать к окрашиванию в 10-11 часов утра. К этому времени вагонка полностью высохнет от утренней росы.

Техники окрашивания вагонки

Проще всего покрасить вагонку до ее монтажа на фасад. В этом случае можно получить равномерный слой, без подтеков. Краску наносят кисточкой, валиком или краскопультом. Поскольку доски достаточно длинные, работу выполняют в просторном помещении или на улице. В любом случае потребуется выполнить небольшую подготовку.

Если решено работать в помещении, нужно предусмотреть возможность качественного проветривания. Пол, мебель и предметы обихода накрывают полиэтиленовой пленкой. Это особенно важно, если планируется использовать краскопульт. Не стоит забывать и о своей защите. В первую очередь понадобятся хлопчатобумажные перчатки. Если краску будут наносить методом напыления, надевают защитные очки.

Окрашивание вагонки малярной кистью

Процесс нанесения краски наиболее прост, если использовать качественную малярную кисть. Лучший выбор – полужесткая щетина, с достаточно мягким и ровным краем. Выбор инструмента зависит и от объема работ. Кисти из синтетической щетины более износостойкие.

Техника окрашивания состоит из нескольких простых действий.

Шаг 1. Открывают емкость с краской и тщательно перемешивают состав с помощью любого удобного приспособления. Можно использовать деревянную рейку достаточной длины.

Шаг 2. Погружают кисть в краску на 1/3 длины щетины.

Шаг 4. Слегка отжимают щетину о край банки.

Шаг 5. Легкими мазками наносят краску на дерево.

Шаг 6. Повторяют процесс до тех пор, пока не окрасят все доски.

Окрашивание вагонки валиком

Выбирают узкий валик, оснащенный шубкой с ворсом средней длины. Понадобится лоток для краски, который иначе называют «малярной ванночкой» или «строительной кюветой».

Шаг 1 . Открывают емкость и перемешивают краску.

Шаг 2. Наливают краску в специальный лоток.

Шаг 3. Погружают валик в краску на ½ высоты ролика.

Шаг 4. Прокатывают валик по рифленой скошенной части кюветы. Тем самым, равномерно распределяют краску по шубке и отжимают излишки. Одного набора краски должно быть достаточно для окрашивания 1-1,5 м 2 вагонки.

шаг 5. Наносят краску, прижимая валик к дереву с равномерным усилием.

Шаг 6. Распределяют краску так, чтобы поверхность была качественно прокрашена, и на ней отсутствовали подтеки.

Шаг 7. Повторяют процесс.

Вагонка обладает достаточно сложным профилем, поэтому ребра досок придется докрашивать кисточкой.

Окрашивание вагонки с помощью краскопульта

Для нанесения краски можно использовать аппарат безвоздушного распыления. Это наиболее удачный способ выполнения отделочных работ при уже смонтированном фасаде. Метод распыления позволяет окрасить все труднодоступные места. Но площади вблизи оконных и дверных проемов нужно дорабатывать с помощью малярной кисти.

Для нанесения краски можно использовать и такие аппараты, как краскораспылители низкого давления. При работе с этими инструментами нужно учесть, что часть капель будет оседать на предметы, расположенные вблизи от рабочего места. Это происходит потому, что выход краски из сопла аппарата веерообразный. Поэтому не все частицы попадают на поверхность фасада.

Работа с краскопультом более удобна, чем с кистью и валиком. Кроме того, процесс окрашивания будет намного более быстрым.

Цены на распылители для красок

Краскопульт

Видео – Как покрасить деревянную стену, чтоб на 10-15 лет хватило?

Деревянная вагонка красивый, натуральный материал. Не удивительно, что так много пользователей во всем мире отдают ему предпочтение в качестве отделочного и облицовочного материала.

Экологичность и естественная красота древесины не только украшает помещение, но и создает в нем определенный микроклимат. А вагонка покрытая плотным покрытием (краской, лаком) позволяет создать любой декор.

Но, у дерева есть существенный минус, который влияет на эксплуатационные характеристики вагонки - она подвергается гниению, различным повреждениям, а также склонна темнеть.


Эта статья предназначена для тех, кто хочет защитить и одновременно сохранить вагонку в естественном виде. Рассмотрим пошагово, как и чем лучше покрыть (пропитать, обработать, покрасить) .

Надо сказать, что метод «взять кисть, краску и покрасить» хорош, именно в силу своей простоты. Но долго ли прослужит окрашенная таким образом древесина? Не лучше ли выбрать более основательный и правильный подход?

Правильная покраска деревянной вагонки состоит из 4 этапов:

1 этап - подготовка вагонки к покраске

Для евровагонки, такой этап будет лишним, поскольку производители руководствуются европейским стандартом, который предусматривает обязательную первичную обработку древесины защитными составами.

Те же, кто купил стандартную вагонку отечественного производства или имеет дело с уже окрашенной поверхностью, нужно в первую очередь произвести первичную обработку панелей.

Подготовка новой вагонки

Подготовка новых ламелей включает в себя:

  • сортировку . Известно, что допускается пересечение сортов до 10%. Т.е., в партии вагонки первого сорта может содержаться до 10% ламелей второго сорта. Чтобы не нарушить поверхность их нужно отсортировать;
  • сушку . Приобретенные ламели должны быть сухими до начала монтажа;
  • выдерживание в температурном режиме помещения , в котором планируется . Естественно топить сауну, чтобы доски «согрелись» смысла нет. Но вот пролежать в течении 2-3 дней в том помещении, где они будут устанавливаться доскам необходимо;
  • удаление дефектов . К дефектам поверхности вагонки можно отнести сколы, шероховатости, появление синевы, белых пятен, мертвые (выпадающие) сучки. На части панелей дефекты можно не трогать. Это связано с тем, что в процессе работы нужна будет короткая вагонка. Например, для отделки под окном или над дверью. Однако, чтобы приступить к монтажу на открытой поверхности дощечки нужно очистить от дефектов посредством отбеливания (для этих целей рекомендуется использовать СенежНео или Иней). Удалить пятна жира можно с помощью обессмоливания - протирания 25% раствором ацетона. Шероховатости удаляются при помощи шкурки (наждачной бумаги) или металлической щетки.

Подготовка эксплуатируемой (старой) вагонки

К сожалению, окрашивание деревянной вагонки это не то действие, которое можно выполнить один раз на весь срок ее эксплуатации. Покраска вагонки - процесс, который нужно периодически повторять.

В том случае, если нужно покрасить предварительно окрашенные, вскрытые лаком поверхности, нужно также провести предварительную обработку панелей.

Когда нужно красить вагонку:

  • отслоение нижнего слоя краски;
  • потеря цвета ламелей;
  • потеря блеска краски или лака;
  • появление существенного дефекта, например, попадание жира, масла, растворителя, другого красителя, проявление грибков на поверхности вагонки;
  • новый стиль, жажда перемен и мода. Например, существующий цвет вагонки не вписывается в обновленный интерьер дома и прочие факторы.

Как очистить вагонку от лака, краски и грязи

Снять старую краску или лак с вагонки можно двумя способами:

  • Механический . В данном случае, существующее покрытие удаляется с помощью скребка, металлической щетки или строительного фена и шпателя. Чтобы полностью удалить краску нужно обработать доски раствором соды (на 1 л. воды - 100 гр. соды). Существенным недостатком метода является вероятность повреждения ламелей скребком. Совет: такой метод пригоден для очистки вагонки от масляной краски.
  • Химический . Предполагает использование различных синтетических растворов и составов (смывок, размягчителей), которые способствуют отслаиванию краски от основания. Стоит отметить, что химический способ довольно агрессивный. Работать с растворами нужно в хорошо проветриваемом помещении с необходимыми средствами индивидуальной защиты. После снятия поверхностного слоя, ламели нужно промыть водой или потереть уайт-спиритом.

Дерево, как и раньше, остаётся одним из самых популярных отделочных и строительных материалов. Но оно, как и любой органический материал, имеет свойство быстро разрушаться, особенно, если условия эксплуатации этому способствуют. Поэтому, несмотря на естественную красоту и экологическую чистоту, чтобы продлить срок жизни изделия, многие сорта древесины нуждаются в правильной химической обработке. В данной статье мы расскажем, чем лучше покрасить вагонку внутри дома, и как сделать это правильно.

Вагонка является одним из самых доступных и красивых отделочных материалов, который имеет множество положительных качеств. Её применяют для обшивки фасадов зданий, внутренних помещений, мансард, бань и веранд, а в городских квартирах, хозяева могут организовать естественный уголок где-нибудь на лоджии или балконе. Но многие не знают, чем покрыть вагонку внутри дома, так как не имеют понятия о том, как правильно подобрать краску к сорту древесины для внутренних работ.

Защитные составы

Часто, люди предпочитают оставлять вагонку не крашенной, в первоначальном виде. Да, естественная фактура дерева очень привлекательна, но даже при самых комфортных условиях эксплуатации, оно подвержено воздействию окружающей среды. Со временем при плохой вентиляции древесина начинает синеть, а при попадании прямых солнечных лучей – темнеть.

Если некрашеная вагонка приобрела такой оттенок, то её нужно правильно обработать, чтобы вернуть первоначальный облик. Посиневшее дерево – это результат воздействия микроорганизмов, поэтому для отбеливания поверхности нужно применять хлор или активный кислород.

Посеревшая вагонка не нуждается в химической обработке – достаточно снять верхний слой при помощи шлифовки. После шлифовки древесина снова станет красивой, но без надлежавшей обработки цвет быстро изменится снова.

Поэтому лучше всего, изначально защитить новое покрытие специальными составами:

  • Антисептики – это вещества, которые уничтожают микроорганизмы, и препятствуют их повторному появлению. Все средства данного типа имеют схожий состав, и защищают дерево от грибков, гниения и даже насекомых. Такая обработка не приводит к изменению цвета древесины. Если перед вами стоит вопрос, чем покрасить евровагонку внутри дома, то при покупке данного средства убедитесь, что оно подходит для внутренних работ.
  • Акриловый лак – средство для создания влагонепроницаемого слоя на поверхности дерева. Используется как защитное, так и декоративное средство. Бывает он прозрачным и полупрозрачным, при этом легко колеруется и имеет водную основу.
  • Антипирены – вещества защищающие дерево от возгорания. Обработка такими составами обязательна при обшивке помещений с повышенной температурой и открытой проводкой.

Совет! Самостоятельная пропитка антипиренами не даёт такого же результата, как машинная обработка на заводе. Поэтому, если вы столкнулись с проблемой выбора готового продукта, и самостоятельным нанесением состава, то рекомендуем остановиться на первом варианте.

Инструкция каждого защитного средства содержит подробное описание его свойств. Некоторые составы могут окрашивать древесину в розовый или зеленый цвет, который, зачастую, можно скрыть только укрывистыми красками. Поэтому при выборе средства внимательно читайте аннотацию.

Декоративные покрытия

Многие средства, используемые для декоративной отделки вагонки, обладают и защитными свойствами. Декоративная отделка подразумевает то, что после обработки натуральный цвет дерева изменится.

  • Самый распространенный и давно используемый материал на рынке – это масляная краска . Чем же она хороша:
    • Многообразие цветов позволяет точно подобрать нужный оттенок;
    • Полученное глянцевое покрытие глубоко проникает в поверхность дерева, и надежно защищает его от воздействия ультрафиолета и влаги;
    • Покрытие не блекнет и не выгорает со временем на солнце;
    • Долгий срок службы – повторное окрашивание потребуется произвести лишь через 5 – 7 лет.

    Не лишены масляные составы и минусов.

    • Масляные краски имеют устойчивый химический запах и продолжительное время сушки. Из-за этого, производить малярные работы внутри помещений приходится лишь в тёплое время года, чтобы обеспечить достаточный приток свежего воздуха.
    • Данное покрытие имеет низкую паропроницаемость, что плохо сказывается на проветриваемости помещения.

  • Как и другие строительные материалы, масляная краска получила новый эволюционный виток развития. Не так давно, на рынке появились акрилатные краски . Они обладают всеми достоинствами масляных предшественников, и при этом быстро сохнут, пропускают пар, обладают устойчивостью к морозам и не имеют сильного запаха, что делает их идеальными для использования внутри и снаружи помещений. Добавим, что цена таких красок намного выше, чем у масляных, что делает их менее доступными для потребителей с низким и средним доходом.

  • Морилки – это тонирующие средства для изменения оттенка древесины. Они имеют умеренную цену, и будут по карману каждому. При покрытии морилкой полностью сохраняется природная фактура массива, что позволяет имитировать практически любые сорта древесины. Вагонку обработанную морилкой можно оставить без дальнейшей покраски, или покрыть поверхность глянцевым лаком.
  • Средства на основе воска – это альтернатива лаку. Такое покрытие защищает вагонку от вредителей и имеет полуматовый оттенок. Оно долго служит и имеет приятный внешний вид. Недостатком является процесс нанесения – он сложен и трудоёмок. Воск бывает трех видов:
    • водный
    • жидкий
    • твёрдый

    Первые два представляют собой восковую лазурь, и готовы к применению уже из банки. Твёрдый воск необходимо растопить до жидкого состояния перед нанесением на поверхность.

  • Если вы не знаете, чем покрасить вагонку внутри бани, или в любом другом помещении с повышенной влажностью, то обратите свой взор на масляные пропитки для дерева . Они применяются для покрытия открытых террас, причалов, бассейнов и обшивки зданий. Дерево, пропитанное маслом, приобретает красивый насыщенный цвет, и становится невосприимчивым к влаге и микроорганизмам.

    Качественные составы не образуют толстой пленки и впитываются в древесину, защищая её от грязи и истирания. Покрытие имеет матовый оттенок, что позволяет сохранить естественную фактуру материала. При необходимости, поверх масляного покрытия можно нанести лаковый слой, что создаст глянцевую поверхность.

  • Лаки на синтетической основе – это отличное решение для наружной отделки (см. Чем покрасить вагонку снаружи дома: выбираем краску). Также, они хорошо подходят для технических и малопосещаемых помещений (балкон, лоджия). Причиной тому – наличие в составе веществ, вредных для здоровья. Данные лаки ложатся на поверхность древесины максимально гладко, и обладают красивым глянцевым покрытием.
  • Современная промышленность, помимо перечисленных средств, предлагает множество смешанных составов, совмещающих разные свойства материалов – например, средства, состоящие из масла и воска.

    Технология нанесения ЛКМ

    После того, как вы определили, чем покрыть вагонку внутри дома, приступайте к подготовке поверхности. Этот этап необходим для получения более качественного покрытия, которое прослужит вам долгие годы.

    Готовим вагонку к покраске

    Для начала давайте перечислим все инструменты и расходные материалы:

    • Пропитка;
    • Выбранный лакокрасочный материал;
    • Наждачная бумага средней и мелкой фракции;
    • Металлическая щетка;
    • Грунтующий состав;
    • Кисти – одна размером по ширине вагонки, другая – маленькая;
    • Валик и лоток;
    • Краскопульт (при наличии);
    • Ведро;
    • Стремянка;
    • Перчатки;
    • Одежда с закрытыми рукавами;

    Опционально могут потребоваться: средства для снятия старого покрытия, антисептическая пропитка и отбеливатель для дерева.


    Внимание! Только такая обработка даст полную защиту для дерева. Иначе, разрушительные процессы начнутся с обратной стороны вагонки, и со временем доберутся до лицевой поверхности.

    Красим вагонку

    Покраска вагонки производится на установленную вагонку, в противном случае вы рискуете получить повреждения поверхности, которые могут возникнуть во время монтажа.

    Все ЛКМ имеют свои особенности при нанесении – рекомендации производителя обычно есть на банке. Но в основном, правило такое – краска наносится кистью вдоль поверхности короткими мазками, и растирается до образования требуемого оттенка. Этот приём называется растушевка.

    Наносить краску можно и валиком, так вы защитите себя от попадания на сохнущую поверхность ворса. Самое лучшее покрытие обеспечивается при работе с краскопультом, но так как он имеется далеко не у каждого, и все работы мы хотим выполнить своими руками, то оставим тонкости работы с этим замечательным прибором для других статей.

    После того, как вы добились нужного оттенка, оставляйте вагонку сохнуть. Далее потребуется повторная шлифовка. Многие пропускают этот этап, но имейте в виду, что сохнущие лакокрасочные материалы имеют свойство приподнимать древесные волокна, из-за чего поверхность становится шершавой.

    Далее наносится второй, и при необходимости последующие слои ЛКМ, которых может быть много. Всё зависит от степени укрывистости используемого вами материала, и от желаемого конечного результата. Не пытайтесь сэкономить время, и нанести разом толстый слой – в итоге вы только испортите внешний вид отделки, и не получите равномерного цвета.

    Для чего вначале обработки мы наносили грунт? Из-за того, что древесина обладает разнородной структурой, то в некоторых местах она хуже впитывает в себя краску, что приводит к образованию проплешин, даже при правильной растушевке. Грунт регулирует впитываемость и помогает краске лечь более ровным слоем.

    Приёмы при нанесении краски

    Если вы хотите добиться мебельного качества покраски , то приготовьтесь к длительному, но увлекательному процессу. Первым слоем на дерево ложится морилка (для достижения нужного оттенка можно повторить обработку). Далее в два слоя наносится грунт, в качестве которого можно использовать бесцветный матовый лак.
    После полного высыхания, поверхность шлифуется наждачной бумагой до полной матовости: сначала фракцией 280, затем – 320. Далее удаляем пыль, и наносим финишный слой лака. В результате поверхность станет похожей на ту, что показана на фото выше.

    Если вы желаете добиться ярко выраженной древесной текстуры , то используйте для этих целей пигментированные масла и лазурь, которые нужно наносить по специальной технологии, которая называется браширование или текстурирование.

    Возьмите немного ЛКМ, и небольшими мазками нанесите его фрагментами по всей длине вагонки. После этого, при помощи валика или кисти растушуйте краску по всей поверхности. Оставьте вагонку на 10-15 минут пропитаться, после чего при помощи мягкой безворсовой ткани, снимите основную часть покрытия. Из-за того, что в выступающих частях пигментированные частицы задерживаются хуже, древесный рисунок станет намного ярче.

    Также подобный эффект достигается при удалении мягких волокон древесины. Для этого поверхность доски зачищают металлической щёткой, и шлифуют мелкой наждачкой. Для получения более резких контрастов, можно слегка пропалить поверхность газовой горелкой.

    Чтобы покрасить вагонку в белый цвет , но при этом не закрыть, а подчеркнуть прожилки (другими словами создать эффект белёного дуба) – есть несколько способов:

    • Используйте тонирующую морилку марки «беленый дуб» или «иней» . Будьте осторожны при обработке – чтобы избежать шелушения, наносите состав в несколько тонких слоёв с промежуточной сушкой.
    • Масло с воском со схожими названиями, также подойдёт . Наносите его в один толстый слой, и полируйте поверхность мягкой ветошью. Так вы добьётесь выраженной фактуры.
    • Полиуретановый грунт с белильными пигментами , даёт схожий эффект, но он имеет неприятное свойство желтеть со временем.
    • Более дорогой акриловый грунт с названием «белый» , прослужит гораздо дольше.

    Чтоб блеск и цвет покрытия были равномерны, краску для начала тщательно размешивают и лишь потом наносят:

    • Прежде чем наносить краску, стоит сделать пробный мазок, чтобы понять, насколько правильно был подобран цвет;
    • Лучшего эффекта можно добиться, если наносить краску кистью тонким слоем;
    • Запаситесь специальными рукавицами, они пригодятся, если вагонку чередовать с металлическими изделиями. Если есть необходимость, то перчатку выворачивают мехом наружу и выкрашивают трубы. Этот способ дает возможность за короткое время покрасить больше пяти метров труб;
    • Грунтовка колеруется под цвет лакокрасочного покрытия;
    • Покраску не стоит осуществлять при высоких температурах, потому что она начнет быстро высыхать, а это плохо. Проводите работы в безоблачную, теплую и безветренную погоду;
    • Торцы вагонки должны тщательно обрабатываться. Для этого их несколько раз покрывают грунтовочным и после – лакокрасочным составом;
    • Если на поверхности краски появилась пленка, то опускаем туда капрон и макаем кисть через него;
    • Если вы не хотите, чтобы краска быстро сохла, то на поверхность укладываем толстую бумагу и заливаем все олифой;
    • Для того, чтобы удалить лишнюю краску со стенок банки, сгибаем железную полоску и используем ее как скребок;
    • Если появилась необходимость закрыть дверь или окна, а краска еще не просохла, то между касательными поверхностями укладываем фольгу и после высыхания, удаляем ее. При этом целостность поверхности не будет нарушаться.

    Используйте наши советы, тогда вы сможете продлить срок эксплуатации и вагонка не будет терять эстетические характеристики.

    Вот мы и подошли к завершению статьи. Мы постарались максимально полно охватить вопрос, чем красить вагонку внутри дома. К сожалению, отведенный объем не позволяет вместить информацию обо всех тонкостях покраски вагонки. Но вы можете дополнительно посмотреть видео в этой статье, чтобы узнать больше об этом творческом процессе. Также ищите статьи по данной теме на нашем сайте.

Неопровержимые преимущества дерева сделали его одним из самых популярных отделочных материалов даже в эпоху «строительного рая», когда каждый мастер сможет подобрать материал на любой вкус. Именно благодаря низкой теплопроводности и другим положительным качествам, таким как легкость крепления, возможность скрыть дефекты поверхности, а также экологическая безопасность, деревянной евровагонке обеспечена стабильная популярность в течение долгого времени. Вагонка представляет собой тонкую отделочную панель из отборной древесины, предназначенную для внешней и внутренней отделки помещений и выполняющую несколько функций, среди которых особое место отводится косметической, декоративной и звукоизоляционной. Несмотря на то, что существует несколько разновидностей вагонки - деревянная и пластмассовая, опытные специалисты отдают предпочтение первому варианту, в виду ее существенных преимуществ. В большинстве случаев вагонкой обшивают наружную сторону дома, а также веранды, лоджии и балконы. После отделки стен вагонкой, которая скрывает их неровности и другие недостатки, они приобретают эстетически привлекательный внешний вид. Использование деревянной вагонки способствует равномерному распределению влажности и сохранению тепла в помещении, которое после отделки данным материалом наполняется приятным древесным запахом. Идеальным вариантом для внутренней отделки помещения является сосна, которую природа наделила приятным золотистым оттенком, темнеющим со временем. Несмотря на то, что теоретически вагонка является долговечным материалом, как и любому другому, необходим правильный уход, который продлит срок ее службы. Основной составляющей правильного ухода является покраска вагонки, которая защитит материал от пересыхания, пыли и порчи насекомыми, а также от перепадов температуры и влажности. В связи с актуальностью данного вопроса, в настоящей статье мы ответим на вопрос: «Как и чем покрасить вагонку внутри дома?»

Покраска вагонки: актуальность вопроса

Можно долго говорить о достоинствах древесины как отделочного материала. Для него характерна и способность к тепло- и звукоизоляции, и возможность визуально скрывать неровности отделываемой поверхности, и простота монтажа, и, конечно же, долговечность. Таким образом, для вагонки характерны все преимущества, свойственные дереву. Однако, для дерева характерны и свои недостатки, такие как склонность к возгоранию, гниению, а также подверженность повреждению насекомыми и грибком. В связи с этим, несмотря на то, что вагонка является долговечным материалом, со временем она теряет свои первоначальные характеристики. Чтобы избежать этого, отделочным материалам из дерева необходимо обеспечить правильный уход, одним из этапов которого является покраска деревянной вагонки.

Важно! Покраска вагонки - завершающий этап отделочных мероприятий, однако к нему, также как и к осуществлению других этапов, необходимо подойти с должной ответственностью. От подбора наиболее эффективного лакокрасочного состава зависит эксплуатационный срок вагонки и ее способность сохранить первоначальные эксплуатационные характеристики.

Вагонка фото

Чем покрасить вагонку: выбор лакокрасочного состава

Наиболее подвержена разрушению и старению вагонка, которая использовалась для обшивки фасадов зданий. Это обусловлено тем, что на нее постоянно оказывают влияния негативные факторы внешней среды, такие как микроорганизмы, присутствующие в окружающей среде и вызывающие гниение древесины, ультрафиолетовое излучение, а также резкие перепады температуры и влажности, приводящие к размножению плесени. В связи с этим, для наружной отделки специалисты рекомендуют использовать вагонку, изготовленную из хвойных пород древесины, которая содержит смолу, обладающую антисептическими свойствами и предотвращающую развитие плесени и грибка. Однако и ее необходимо обрабатывать специальными составами для продления эксплуатационных характеристик. Для обработки деревянной вагонки используются функциональные и декоративные составы. К первой группе относятся:

  • Антипирены - функциональные составы, использующиеся для снижения горючести материала. В связи с тем, что деревянная вагонка является пожароопасным материалом, обработка антипиренами является обязательным мероприятием;

Важно! По мнению специалистов, наибольшей эффективностью характеризуется промышленная обработка деревянной вагонки антипиренами, которая предполагает нанесение защитного состава под высоким давлением. Нанесение антипиренов своими руками считается менее эффективным мероприятием.

  • Бактерицидные и антисептические составы , проникающие в структуру древесины на глубину нескольких миллиметров и предотвращающие ее разрушение под воздействием агрессивных факторов внешней среды, таких как ультрафиолетовое излучение, атмосферные осадки, плесень и гниль. Для обработки деревянной вагонки внутри дома используют составы, на которых обозначено их предназначение для внутренних работ;
  • Олифа - состав, обеспечивающий надежную защиту древесины от гниения, а также придающий ей водооталкивающие характеристики. Однако недостатки олифы, такие как неприятный запах и длительное время высыхания каждого слоя, существенно ограничивают ее использование;
  • Акриловые лаки - лакокрасочные составы, обладающие не только функциональными, но и декоративными характеристиками. Они используются для финишной обработки вагонки и наносятся в два приема: первый слой предполагает нанесение прозрачного лака, а второй - лак с добавлением колеровочного состава. Выбор акрилового лака на водной основе - идеальный вариант для тех, кто хочет сохранить исходную текстуру материала;

  • Яхтный лак образует надежное и долговечное покрытие деревянной вагонки, защищающее материал от влажности, плесени и грибка, а также ультрафиолета. В виду наличия в составе лака растворителей, характеризуется неприятным, но быстро выветривающимся запахом. Различают матовый, полуматовый и глянцевый лаки. Недостаток яхтного лака - его высокая стоимость, но она полностью соответствует качеству состава. В связи с этим, покраска вагонки лаком может существенно ограничиваться;
  • Синтетические лаки - в отличие от акриловых лаков на водной основе, являются более токсичными, однако в процессе нанесения они обеспечивают вагонке насыщенный блеск и гладкую поверхность. В связи с тем, что в состав синтетических лаков входит ксилол и толуол, он может использоваться только для наружных работ;
  • Выгодной альтернативой лакам считается составы на основе воска , обеспечивающие вагонке полуматовый блеск. Однако ограничивающим моментом в его использовании является сложность нанесения.

Если первая группа средств ориентирована на защиту вагонки от эксплуатационных факторов и продление сроков ее использования, то использование второй группы - декоративных составов актуально в том случае, если вы планируете кардинально изменить дизайн помещения.

Декоративные составы для покраски вагонки:

  • Масляные краски , глубоко проникающие в структуру древесины и эффективно повышающие ее устойчивость к негативным воздействиям внешней среды, в том числе и к влаге. Однако они характеризуются достаточно длительным временем высыхания, а также постепенной утратой цвета в процессе эксплуатации. Кроме того, особенности состава масляных красок способствуют тому, что снижается воздухопроницаемость древесины, в связи с чем, их можно использовать только для окрашивания отдельных элементов внутри помещения;
  • Акрилатные краски по своим эксплуатационным характеристикам превосходят масляные составы, что гарантирует большую сохранность цвета и блеска деревянной вагонки. Они характеризуется высокой эластичностью, в связи с чем, они не растрескиваются даже при значительных перепадах температуры и деформациях, и покраска вагонки краской может использоваться как для наружных, так и для внутренних работ;
  • Эмали на алкидной основе позволяет произвести покраску вагонки в широком цветовом диапазоне как внутри, так и снаружи помещения. После окрашивания деревянной вагонки эмалью на алкидной основе на поверхности материала образуется глянцевая поверхность, которая со временем может выцветать, что приводит к необходимости повторного окрашивания;
  • Краски водоэмульсионные не скрывают текстуру древесины, придавая ей матовую поверхность. Они характеризуются отсутствием неприятного запаха и быстрым временем высыхания, однако по надежности уступают лакам. Строительный рынок предлагает широкое разнообразие лакокрасочных составов на водной основе, среди которых различают фасадные, водостойкие, моющиеся, а также эмали, предназначенные для внутренних работ.

Важно! Для покраски деревянной вагонки в бане или сауне профессионалы рекомендуют выбирать специальные пропитки или лаки, надежно защищающие декоративное покрытие от влаги и грязи, а также не выделяющие при нагревании вредных летучих компонентов.

Технология покраски вагонки: пошаговая инструкция

Независимо от того, какую краску вы выбрали, покраска дома, вагонка в котором является основным отделочным материалом, требует соблюдения технологии нанесения краски для вагонки. Немаловажная роль в этом процессе отводится подготовительным мероприятиям.

В чем заключаются подготовительные мероприятия: готовим вагонку к покраске

  • В первую очередь необходимо очистить вагонку от старой краски. Если слой лакокрасочного материала держится достаточно прочно, окрашенную вагонку необходимо очистить 2 % раствором соды, который поможет эффективно удалить слой старой краски. Если на поверхности вагонки все-таки остались фрагменты краски, их можно не удалять, так как они дают возможность придать вагонке новую, оригинальную текстуру;
  • После очистки вагонки необходимо произвести ее шлифовку, для осуществления которой рекомендуется использовать не специализированную шлифовальную машинку, а традиционную наждачную бумагу или даже пемзу;
  • Произведя шлифовку, обработайте вагонку олифой;

Важно! Чтобы улучшить результат обработки вагонки олифой, добавьте в ее состав 50 грамм скипидара и сухой пигмент, в качестве которого может использоваться сурик или охра;

  • Завершающим этапом подготовительных мероприятий является грунтовка, для проведения которой используются грунтовочные составы для дерева или составы, которые будут использоваться для дальнейшего окрашивания.

Важно! Традиционную грунтовку специалисты рекомендуют заменить грунтовочным антисептиком, который в большей степени повысит защитные характеристики обрабатываемой деревянной вагонки. Несмотря на то, что данный подготовительный этап не является обязательным, опытные специалисты не рекомендуют им пренебрегать, объясняя это тем, что у отдельных пород древесины в области спиленных сучков имеются специфические образования - «смоляные карманы», из которых время от времени выделяется смола, снижая защитные свойства краски или антисептика. В настоящее время производители предлагают множество разновидностей грунтовочных составов: и для наружных, для внутренних работ, а также специализированные противогрибковые и противоплесневые грунтовки, значительно продлевающие срок службы лакокрасочных покрытий.

Технология покраски вагонки

  • Покраска вагонки, видео инструкция к которой прилагается ниже, процесс, который не представляет сложностей и может осуществляться даже новичком. Но, несмотря на это, специалисты рекомендуют следовать некоторым советам, ознакомиться с которыми также можно в настоящей статье.
  • Нанесение краски необходимо осуществлять тонким слоем, производя непрерывные движения вдоль деревянной панели. Важно, чтобы в процессе покраски вагонки по ее поверхности проходили только кончики щетины кисти, но не ее основание;
  • Даже если краска или лак не полностью покрывают поверхность вагонки, не рекомендуется наносить слишком толстый слой лакокрасочного состава, так как несколько тонких слоев обеспечат более долговечное покрытие, чем один толстый слой;
  • Чтобы эффективно прокрасить вагонку в труднодоступных местах, а также в области плинтусов и наличников, специалисты рекомендуют использовать более тонкую кисть, поперечник которой не превышает 5 см;
  • Следующий совет позволит избежать появления следов на поверхности только что прокрашенной вагонки. Для этого финишный слой краски необходимо наносить сверху вниз, что позволит максимально эффективно загладить поверхность свежеокрашенной вагонки.

Важно! В процессе окрашивания вертикальных поверхностей, для отделки которых использовалась деревянная вагонка, слой краски необходимо наносить непрерывно. При этом не рекомендуется прокрашивать одно и то же место более двух-трех раз, так как это приведет к тому, что окрашенная поверхность будет недостаточно прочной и приобретет неряшливый внешний вид. Кроме того, после нанесения каждого слоя необходимо дождаться его высыхания, после чего приступать к нанесению последующего слоя краски.

  • Чтобы повысить качество выполняемой окраски, следуйте советам наших специалистов.
  • До покраски, а также в процессе проведения работ необходимо тщательно перемешивать краску, что позволит достигнуть равномерности цвета и блеска;
  • Чтобы убедиться в правильности подбора цвета, произведите пробный выкрас, предполагающий нанесение краски на небольшой участок неиспользуемой доски;
  • Чтобы избежать неровностей цвета и блеска, специалисты не рекомендуют наносить слишком толстый слой лакокрасочных составов, заменив его несколькими более тонкими слоями;
  • Следующий факт может показаться кому-то удивительным, но иногда, в ходе окрашивания вагонки могут потребоваться цигейковые рукавицы. Специалисты объясняют это тем, что иногда деревянная вагонка может чередоваться с металлическими трубами и другими металлическими элементами, которые достаточно трудно поддаются окрашиванию, что объясняется тем, что один бок находится на земле. Чтобы облегчить процесс окрашивания, достаточно вывернуть цигейковую рукавицу мехом наружу, надеть на руку и, окунув в краску, использовать вместо кисти. Данный способ существенно ускоряет процесс окрашивания и позволяет за 1 минуту покрасить до 5 метров трубы;
  • Специалисты рекомендуют заколеровать грунтовочный состав в цвет, в наибольшей степени соответствующий цвету используемого впоследствии лакокрасочного покрытия;
  • Не рекомендуется производить лакокрасочные мероприятия в солнечную погоду или под воздействием прямых солнечных лучей, которые могут чрезмерно ускорить время высыхания лакокрасочного материала. Чтобы избежать этого, не проводите подобные мероприятия в жаркую солнечную погоду, а также в дни выпадения осадков. Наиболее оптимальной погодой для проведения лакокрасочных мероприятий является теплая, облачная и безветренная погода;

  • Наиболее слабым местом в данном случае являются торцы досок, через которые вода впитывается с наибольшей скоростью, вызывая повреждение древесины. Это обуславливает наиболее тщательный подход к их обработке, включающий нанесение нескольких слоев грунтовочного и лакокрасочного материалов;
  • Интересен тот факт, что в процессе повторного окрашивания фасада здания (если на нем не наблюдается грубых конструктивных дефектов) можно использовать тот же или другой оттенок. Однако при этом важно соблюдать правило, в соответствии с которым необходимо использовать тот же лакокрасочный материал, который использовался ранее.
  • Определение типов лакокрасочного покрытия можно произвести визуально. Например, акрилатная краска обычно растрескивается вдоль волокон и характеризуется наличием кожистой поверхности. При этом ее можно оторвать и даже свернуть в трубочку, что никак не отразится на ее целостности. Что касается антисептика, то он характеризуется глянцевой поверхностью. Поверхность, ранее окрашенную антисептиком, можно окрашивать им же, либо масляными красками.

Отдельные советы по выбору лакокрасочных материалов:

  • В связи с тем, что в процессе высыхания масляные краски несколько меняют свой цвет, в процессе выбора тона лакокрасочного состава отдавайте предпочтение более темному;
  • Что касается акриловых красок, то они не меняют свой цвет в процессе работы и не растрескиваются;
  • Краски на водной основе являются экологически безопасными, однако, более дорогостоящими материалами. Отдав предпочтение им, вы удивитесь обширности выбора цветовой палитры;
  • Используя аквалак, осуществите предварительное окрашивание вагонки водоотталкивающими и противоскользящими составами, а также обработайте вагонку антисептиком и пропиткой, что повысит пожаробезопасность обрабатываемой древесины;
  • Если вы ли члены вашей семьи являетесь аллергиками, отдавайте предпочтение аквалакам, которые являются наиболее безопасным материалом;
  • Если вы используете вагонку, произведенную из ценных пород древесины и хотите подчеркнуть ее текстуру и натуральность, отдавайте предпочтение прозрачным полиуретановым лакам;
  • Чтобы осуществить покраску деревянной вагонки в предбаннике, используйте уретано-алкидный лак или краску-антисептик, срок эксплуатации которых превышает десятилетие. Они надежно защитят древесину от гнили, плесени и грибка, а также повысят ее водо- и грязеотталкивающие характеристики.
  • В связи с тем, что масляные краски снижают воздухопроницаемость древесины, для создания оптимального микроклимата в помещении используйте грунтовку и акриловый аквалак, который надежно защитит древесину от грязи и пыли и подчеркнет ее естественную красоту.
  • Также помните, что после нанесения лак на поверхности вагонки образуется полупрозрачная пленка, краска способствует образованию прочной пленки, а пропитки вообще не видны на поверхности древесины.

Чем покрасить вагонку: выбор цветового решения

Что касается вопроса: « В какой цвет покрасить вагонку?» , то мы можем смело утверждать, что на него нет однозначного ответа, и выбор цветовой гаммы зависит только от ваших предпочтений.

Но, несмотря на это, на том или ином этапе развития дизайна главенствуют определенные тенденции, и в настоящий момент они заключаются в «лидерстве» белого цвета, который способствует не только визуальному расширению внутреннего пространства, но и повышению настроения жильцов.

Вагонка – один из самых востребованных отделочных материалов. Экологически чистый строительный элемент сделан из массива дерева. Для более удобного использования доски имеют пазы и шипы. Они применяются для внутренней отделки, обшивки фасадов зданий. Придать материалу нужную текстуру, цвет можно при помощи лакокрасочных смесей. От правильного подбора составов зависит его эксплуатационный срок, способность сохранить начальные характеристики.

Виды вагонки

Тонкие строганные доски для облицовки поверхности изготавливают из различных материалов. Самый популярный и долговечный – древесина лиственных, хвойных пород. Также используют пластик и МДФ. На рынке представлены два основных типа вагонки – классический и евро. Различить их можно при визуальном осмотре. В зависимости от необходимой формы профиля, толщины, структуры можно подобрать шпунтованную доску из многочисленных подвидов. Наиболее популярны следующие разновидности:

  • «Штиль». Брашированная доска не имеет возле шипа фаски. При монтаже между профилем незаметны соединительные швы. Доски утолщенные, создают имитацию бруса. Можно использовать для облицовки фасадов;
  • Классика. На лицевой стороне плоской доски есть дополнительная круглая или угловатая фаска. Благодаря такой особенности при облицовке образуются хорошо заметные швы;
  • Блок-хаус. Лицевая часть полностью закруглена. После сборки создается впечатление, будто стены собраны из оцилиндрованных бревен. Используется в саунах и банях;
  • Лаунд-хаус. Поверхность гладкая со сложным рисунком. Эффект достигается благодаря дополнительной обработке (горячее тиснение, фрезерование);
  • Американка. Имитирует сайдинговые панели. У ламели конусообразной формы снята фаска у шипа. Используют для внутренней отделки;
  • Двусторонняя. Имеет две рабочие стороны. Из-за небольшой толщины рекомендуется использовать только для перегородок внутри помещения. Отсутствуют компенсационные каналы;

По способу обработки деревянную вагонку делят на сорта – «экстра», «А», «В», «С». Различить их можно визуально. На лицевой стороне доски «премиум» класса недопустимы малейшие сучки, трещины. Класс «А» приемлет древесину без гнили, синевы, смоляных карманов. Возможны светлые здоровые сучки. В сорте «В» допускаются смоляные карманы. Самый дешевый сорт «С» допускает синеву, обзол на тыльной части.

Преимущества и недостатки окрашивания вагонки

Покраска вагонки эмалью, бесцветным лаком способна продлить срок эксплуатации материала. Если доску используют для обшивки стен, рабочих поверхностей в хозяйственном помещении, можно обойтись обычной пропиткой. В доме или квартире древесную обшивку лучше покрасить качественной краской в практических и декоративных целях. Ведь заменить испорченный верхний слой древесины гораздо дороже, чем несколько банок эмали. Можно приобрести готовую крашеную доску или покрасить ее самостоятельно. Покрытие панелей своими руками имеет массу преимуществ:

  • Возможность колорирования элементов разным цветом, нанесения своего рисунка, текстуры;
  • Экономия средств. Обработанная вагонка стоит гораздо дороже;
  • Возможность выбора самого невероятного оттенка;
  • Повышение стойкости к негативным внешним факторам;
  • Быстрая просушка.

Красить вагонку необходимо до установки. При нормальном процессе высыхания на стыках не будет светлых полос, портящих весь вид.

Недостатков у окрашивания вагонки практически нет. Главный отрицательный момент – потеря естественного рисунка и вида древесины. Избежать некоторых негативных последствий можно, если учитывать назначение помещения при выборе лакокрасочного материала. Для бань и саун не подходит масляная пропитка, олифа. Лучше использовать твердые смеси с добавлением воска. В закрытых, непроветриваемых помещениях для покраски деревянных досок не рекомендуется применять горючие, токсичные эмали. Окрашивание полов из вагонки следует проводить с учетом истираемости материала. Чтобы не пришлось часто перекрашивать, следует выбирать смеси с высокой износостойкостью.

Растворы, применяемые для окрашивания

Существует множество средств для покрытия вагонки. Это составы для внутренней и наружной обшивки помещений. Они различаются по составу, быстродействию и качественным характеристикам. К примеру, на деревянный наружный фасад оказывают влияние ультрафиолетовые лучи, влажные осадки, высокая, низкая температура, поэтому в состав финишного покрытия должны входить защитные компоненты в преобладающем большинстве.

Декорировать вагонку внутренней части дома можно обычными эмалями, красками. Покрашенные натуральные доски имеют оригинальный внешний вид. Каждая смесь после покраски придает определенный эффект стандартной вагонке. Выбор раствора зависит от предпочтений владельца дачной или городской постройки.

Защитные средства: свойства и технология нанесения

Грамотное и своевременное использование защитных средств позволяет натуральной вагонке не терять внешний вид, первоначальную структуру долгие годы. Антисептические средства позволяют повысить влагостойкость и долговечность материала. Также растворы исключают поражение насекомыми, различными микроорганизмами, образование плесени, губительной не только для вагонки, но и для здоровья владельцев дачи. Исходя из основы изготовления, антисептические средства делятся на четыре основные группы:

  1. Органические растворители. Проникают вглубь материала, уничтожают очаги гниения, плесени, предотвращают появление новых. Активно борются с биологическими загрязнениями. Имеют резкий запах. Можно использовать внутри и снаружи помещения;
  2. Водорастворимые средства. Временно защищают древесину при контакте с влагой. Используют в профилактических целях;
  3. Масляные антисептики. Рекомендуется обрабатывать вагонку, находящуюся на открытом воздухе в контакте с грунтом, влагой. Эффективно защищают материал в сложных условиях;
  4. Комбинированные смеси. В состав растворов входят различные вещества. Присущие каждой из групп. Хорошо справляются с плесенью, влагой, высокой температурой. Можно использовать как для внутренней обработки, так и для наружной.

Для уменьшения негативного влияния на вагонку используют различные растворы. Биозащитные составы успешно борются с вредителями, плесенью, грибком. Антипирены обеспечивают огнезащиту, замедляют распространение огня. В качества базового покрытия используют комплексные средства защиты – биопирены. Для отбеливания древесины можно применить хлорсодержащие смеси, пероксид водорода, специальные промышленные жидкости. Вагонку из низких сортов древесины необходимо обязательно обрабатывать грунтом для заполнения пор.

Защитными средствами вагонку покрывают перед лаковой, декоративной обработкой. Технология нанесения заключается в пропитке каждого фрагмента в отдельности и с двух сторон. Кисточкой или валиком распределяют антисептик по всей поверхности тонким слоем. Необходимо достать до всех скрытых участков (углов, выемок). Сохнуть деревянные доски должны, не соприкасаясь друг с другом.

Лаковые составы и их свойства

Чтобы освежить пропитанную антисептиком вагонку и облагородить отделку, древесину покрывают лаком. Необходимый по составу раствор выбирают исходя из типа и назначения помещения.

Масляные лаки на основе смол могут иметь различный оттенок – от прозрачного до темно-шоколадного. Покрытие быстро застывает, образуя плотную пленку. Влагостойкую поверхность легко мыть, она полностью готова для дальнейшей покраски. Основной недостаток – высокий уровень пожароопасности.

Алкидные универсальные растворы имеют высокий показатель устойчивости к внешним негативным факторам. Они впитываются вглубь древесины, поэтому долго сохнут (до 3-х дней). Алкидно-карбамидные лаки имеют практически идентичные характеристики. Перед использованием раствор необходимо смешать с кислотным отвердителем. Отличается сильным блеском после застывания. Недостаток – высокая цена, быстрое воспламенение.

Спиртовые политуры и лаки используют в минимальном количестве для покрытия отдельных элементов вагонки. Ватным тампоном или маленькой кисточкой наносят очень тонкий слой раствора. Высохшее покрытие заметно блестит, обретает эластичность. Некоторые виды спиртовых смесей не переносят солнечный свет, поэтому не могут быть использованы на обширных участках вагонки.

В состав нитроцеллюлозных лаков входят пластификаторы, смолы, пигмент. После нанесения на древесину образуют плотное защитное и декоративное покрытие. Им не покрывают вагонку, предназначенную для отделки фасадов. Нитролак не переносит солнечных лучей. Высокую температуру.

Полиуретановые, акриловые растворы на водной основе наносят на вагонку в несколько слоев из-за сильной летучести смеси. Обладают свойством поверхностного натяжения, не трескаются и не стираются. Лак крепко сцепляется с древесиной, защищает ее от химических веществ, намокания.

Краски на разных составах для покрытия деревянной вагонки

Большое разнообразие декоративных смесей позволяет выбрать самые неординарные растворы для реализации смелых идей дизайна. При помощи лакокрасочной продукции можно придать вагонке совершенно любой цвет и фактуру. Для внутренней отделки загородного дома можно использовать следующие краски:

  • Акрилатная. Стойкая к осадкам, долго сохраняет блеск и цвет. Краска обладает хорошей адгезией, медленно изнашивается;
  • Масляная. Хорошо впитывается в вагонку, не пропускает влагу, позволяет материалу дышать. Со временем может потускнеть;
  • Водоэмульсионная. Сохраняет текстуру древесины, придает матовый оттенок. Краска быстро сохнет, не имеет запаха;
  • Силиконовая. Выдерживает внушительные механические нагрузки. Обладает хорошей паропроницаемостью, маскирует дефекты. Сохраняет цвет 30 лет;
  • Эмалевая на алкидной основе. Подходит для декорирования вагонки. На протяжении длительного высыхания издает едкий неприятный запах. Быстро выцветает на солнце;
  • Восковая. Традиционный, натуральный материал для обработки вагонки. После покраски сохраняет натуральный рисунок дерева, придает матовый, глянцевый блеск;
  • Силикатная. В состав входит жидкое стекло, что значительно повышает характеристики краски. Ей не страшны ультрафиолетовые лучи. Краситель с повышенной огнестойкостью защищает вагонку от перепадов температуры.

Любой ремонт или строительство необходимо начинать с составления сметы и подробной инструкции. Расходные материалы, такие как краска для вагонки, необходимо закупать с запасом. При расчетах следует учитывать особенности поверхности, инструментов, профессионализм исполнителей работы, количество слоев и текстуру смеси.

Если окрашиваться будет вся комната, то в первую очередь необходимо определить ее периметр. Отнимаем площадь дверей, окон, проемов и прочих необрабатываемых поверхностей. Полученный результат надо сопоставить с нормативным расходом выбранного типа краски. Такую информацию производители помещают на этикетке товара. Нужно понимать, что количество указано с учетом проведения работ в идеальных условиях, для одного слоя окрашивания.

Покрашенные на производстве элементы вагонки стоят в несколько раз дороже необработанных досок. Услуги нанятых работников также обойдутся не дешево. Для экономии средств можно провести все этапы покрытия самостоятельно. Сделать это, к счастью, несложно. Правильно подобранные расходные, вспомогательные материалы оживят интерьер и наполнят дом новыми красками.

Нанесение эмали следует проводить после антисептических процедур, грунтовки и покрытия лаком. При работе с любой смесью следует соблюдать определенные правила. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат.

Необходимые материалы и инструменты

Качественно покрасить вагонку сможет даже новичок. Лучше работать с новым материалом. Его достаточно просто подготовить, обработать и просушить. Задача усложняется, если доски уже были в использовании, и тонирование необходимо обновлять. Перекрашивать можно только чистую вагонку. Способ устранения лакированного покрытия одинаков для всех типов древесины. Выбеливать сосну, лиственницу лучше в теплых и проветриваемых помещениях. Окрашивание деревянных панелей проводят при помощи минимального набора инструментов и материалов. Необходимо подготовить:

  • Оцинкованное, пластмассовое ведро;
  • Щетки для нанесения краски разного размера, валик, краскопульт;
  • Лестницу, позволяющую достать до потолка;
  • Растворы для окрашивания (морилку, лак, эмаль, грунтовку);
  • Инструменты для зачистки, шлифования, затирания (наждачную бумагу, кожаные лоскуты, шлифовальную машинку и прочие);
  • Широкие защитные очки, маску, перчатки.

Чем лучше красить

Для нанесения краски на вагонку можно использовать кисточку, краскопульт или валик. Выбор правильного инструмента гораздо облегчит процесс. На небольшой площади можно использовать широкую кисть. Краска в этом случае должна быть умеренно густой, чтобы не оставались заметные следы от мазков. Таким материалом можно придавать цвет, как отдельным доскам, так и смонтированной конструкции.

Валик лучше использовать для покрытия евровагонки и других типов досок с гладкой поверхностью, с невыраженными швами. Можно взять широкий инструмент, сразу захватывающий две доски. Это ускорит процесс и сократит расход краски.

При использовании бытового краскопульта необходимо готовиться к большому расходу водоэмульсионки. Чтобы краска лучше впитывалась в дерево, раствор следует делать очень жидким. При такой технологии неизбежны подтеки и наслоения. Необходимо строго соблюдать расстояние между впрыскиванием, чтобы не образовывались капли.

Просушка и степень влажности вагонки

Использовать для облицовки можно только качественную, сухую древесину. Влажная вагонка обязательно расползется и треснет спустя некоторое время после монтажа. Определить степень влажности в домашних условиях можно народным способом. Вес сухой доски значительно отличается от влажной. Механический карандаш на просушенной вагонке не будет оставлять фиолетовую полосу. Звук сухого дерева будет звонче.

Прибегнуть к народным методам можно, если под рукой есть сравнительный влажный материал. Если сравнить не с чем, можно использовать механический способ проверки. В испытываемой древесине необходимо высверлить дрелью углубление. Задержать фрезу в одном положении на 20 секунд. Визуальный анализ выемки покажет примерное содержание влаги. Отверстие задымилось – доска пересушенная, ничего не произошло – влажность в норме, образовалась бахрома – пиломатериал сырой. Просушивать вагонку надо под навесом на открытом воздухе в течение нескольких месяцев.

Тщательно просушивать вагонку необходимо после каждой обработки (пропитка, грунтовка, лакирование, покраска). Если это отдельные доски, их надо разместить в проветриваемом помещении или вынести на улицу при теплой погоде до полного высыхания. Время застывания для каждого используемого раствора индивидуально рассчитано производителем. Срок просушки может увеличиться, если краска нанесена в несколько слоев.

Подготовительные этапы

Правильная подготовка вагонки к покраске облегчает работу с материалом в дальнейшем. Новые высушенные доски следует очистить от загрязнений. При сильном запылении можно использовать влажную тряпку и пищевую соду. Затем необходимо устранить все дефекты. Древесину шлифуют пемзой или мелкой наждачной бумагой. Мелкие частицы убирают и наносят грунт.

Если вагонка уже эксплуатировалась, подготовительные работы включают обязательную очистку старого покрытия. Краску, старый лак снимают растворителями. Многослойные засохшие материалы удаляют щеткой по металлу, феном, строительным шпателем.

Если в будущем старая вагонка будет покрываться прозрачным лаком, то лучше использовать механический способ очистки. Растворители и смывки могут отбелить поверхность неравномерно.

Нанесение краски

Деревянную вагонку проще красить до ее монтажа. Раствор надо наносить тонким слоем, медленно двигаясь сверху вниз. Если для работы выбрана кисть, она должна иметь полужесткую щетину. Чтобы не было разводов, на кисточку не стоит набирать много краски.

Валик должен иметь ворс средней длины. Обмокнув его в краску и прокатив по лотку, инструмент прижимают к вагонке с умеренной силой и прокатывают несколько раз. На поверхности не должно быть пустот и подтеков. Если доски уже собраны, их ребра необходимо докрасить кисточкой. Окрашивание краскопультом будет быстрее, но часть краски разлетится на рядом расположенные предметы.

Нестандартное решение позволит придать древесине состаренный, аристократичный вид. Создать такой эффект можно при помощи дрели со специальной насадкой – брашированным шаром. При обработке поверхности образуются углубления, которые при покраске выступают необычным рисунком. Его глубину можно регулировать за счет проходов шара.

Для покраски доски можно использовать темные или светлые масла. Наносят покрытие методом «сухой кисти», при помощи плотной губки, и равномерно растирают по поверхности. Первый слой сохнет 2 часа. Затем наносят светлое масло или краску. Спустя 15 минут снимают резиновым шпателем, хорошо прижимая его к поверхности. После высыхания дерево получит интересный состаренный эффект.

Покраска дерева с сохранением текстуры

Покрасить вагонку и сохранить текстуру дерева очень просто. Для этого используют лак, пигментированные масла и лазури. Работы можно проводить на отдельных досках или уже на обшитой стене. Используют валик и несколько кистей разных размеров.

Технология текстурирования заключается в нанесении дисперсионного лака кисточкой на небольшие фрагменты материала и последующем равномерном распределении. Для размазывания используют валик. Двигаться необходимо строго вдоль естественных борозд. Через 10 минут излишки смеси надо снять. Лак сохраняется в бороздках, делая рисунок ярким и блестящим.

Как покрасить вагонку под беленый дуб

В первую очередь наносим тонировку тонким слоем. Затем покрываем маслом. Густота нанесения зависит от ожидаемого результата. Если нужен ярко выраженный рисунок, излишки надо снять и затереть поверхность тряпкой. Выбелить древесину можно при помощи грунтовки. Но стоит учитывать, что на некоторых породах со временем она пожелтеет. Например, сосновый материал можно выбелить обычной серой краской для дерева.

Эффект состаривания

Сделать интерьер комнаты привлекательным и оригинальным можно путем искусственного состаривания отделочных материалов. Натуральная вагонка без покрытия смотрится однообразно. Добавить ей антикварную ценность можно несколькими способами:

  • Браширование. Подойдет для сосны или дуба. Верхний слой породы снимают грубой щеткой, зашлифовывают и покрывают морилкой любого цвета, к примеру, венге;
  • Пантинирование. Используют два цвета краски, незначительно отличающихся оттенков. Первую эмаль наносят толстым слоем и дают высохнуть. Потом красят тонкий слой более светлой краски. После полного высыхания затирают поверхность наждачной бумагой. Создается иллюзия многочисленного перекрашивания вагонки;
  • Обработка парафином. Воск наносят на отдельные участки неравномерно. Затем повторяют процесс пантинирования. После высыхания его снимают шпателем и обрабатывают доску морилкой. Получается эффект потертости.

Идеи окрашивания вагонки в интерьере квартиры/дома

В интерьере городских квартир крашеная вагонка практически не встречается. Натуральный материал отлично приживется на лоджиях, балконах. Стилевые решения загородных домов, наоборот, дополнятся естественной изюминкой при использовании деревянных профилей.

Необычно смотрится комбинирование вагонки разной толщины. Широкий профиль чередуют с тонким и окрашивают. Красят в один цвет, но разной интенсивности. Из ровных профилей и блок-хауса формируют впадины и волны. Зоны освещения выбеливают, оставшиеся просто покрывают прозрачным лаком.

Оригинально смотрится беленая вагонка на потолке, расположенная между темными массивными балками. В спальне, гостиной, детской можно создать эксклюзивное покрытие стен, древесину покрасить любым ярким цветом, расписать узорами.

Заключение

Обработка вагонки – увлекательный, приятный процесс, несмотря на серьезность мероприятия. Обилие материалов для окрашивания, способов декорирования делают обработку деревянных профилей доступной и востребованной. При самостоятельной отделке древесины необходимо помнить, что большинство лакокрасочных материалов токсичны в жидком состоянии и могут причинить вред здоровью.