Темы лирика ф тютчева. Образ родины в лирике ф.и. тютчева. Из края в край, из града в град

Ф.И.Тютчев был поэтом трагического и философского восприятия жизни. Такой взгляд на мир определил выражение всех поэтических тем в его творчестве.

Тематика лирики Тютчева

Прожив долгую жизнь, он был современником многих трагических событий не только в России, но и в Европе. Своеобразна гражданская лирика поэта. В стихотворении «Цицерон» он пишет:

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие,

Как собеседника на пир,

Он их высоких зрелищ зритель…

Понимание своего предназначения, стремление понять смысл жизни и круговорот истории отличает лирику поэта. Тютчев, рассматривая исторические события, находит в них более трагического. В стихотворении «14 декабря 1825» поэт выносит свой приговор восстанию декабристов, называя восставших «жертвами мысли безрассудной», которые

«уповали,… что станет вашей крови скудной, чтоб вечный полюс растопить!»

Он говорит и о том, что сами декабристы — порождение Самовластья

(«Вас развратило Самовластье»).

Поэт понимает тщетность такого выступления и силу реакции, которая наступила после поражения восстания (» Зима железная дохнула — и не осталось и следов»).

Век, в котором пришлось жить поэту — век железной зимы. В этот век законом становится

Молчи, скрывайся и таи

И мысли и мечты свои…

Идеал поэта — гармония человека и мира, человека и природы, которая дается только верой, но именно веру потерял человек.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры…

«… Я верю, Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..»

Современный поэту мир потерял гармонию, потерял веру, что грозит будущими катаклизмами человечества. В четверостишии «Последний катаклизм» поэт рисует картину апокалипсиса:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик отобразиться в них!

Поэт предпочитает не говорить о конкретных людских судьбах, давая широкие обобщения. Таково, например, стихотворение «Слезы»:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой…

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые…

Россия и русский человек в творчестве поэта

Пожалуй, именно Тютчеву удалось поэтически выразить

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

В этом четверостишии все, что мы говорим о нашей стране и по сей день:

  • который не поддается разумному пониманию,
  • особенное мироощущение, которое оставляет нам только возможность верить в эту страну.

А если есть вера, то есть и надежда.

Философское звучание произведений Тютчева

Всю поэзию Тютчева можно назвать философской, потому что, о чем бы он ни говорил, он стремится к постижению мира, мира непознаваемого. Мир таинствен и непостижим. В стихотворении «День и ночь» поэт утверждает, что день — лишь иллюзия, но мир истинный открывается человеку по ночам:

День — сей блистательный покров…

Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь…

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам смерть страшна!

Именно ночью человек может ощутить себя частицей безграничного мира, почувствовать гармонию в своей душе, гармонию с природой, с высшим началом.

Час тоски невыразимой!…

Все во мне и я во всем!

В тютчевской поэзии часто появляются образы бездны, моря, стихий, ночи, которые находятся и в природе, в человеческом сердце

Дума за думой, волна за волной —

Два проявленья стихии одной:

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,

Здесь в заключенье, там — на просторе,

Тот же все вечный прибой и отбой,

Тот же все призрак тревожно-пустой.

Философская лирика поэта тесно связана с . Собственно можно сказать, что вся пейзажная лирика поэта проникнута философскими раздумьями. Поэт говорит о природе как об одушевленной, мыслящей части мира, в природе «есть душа,… есть свобода,…есть любовь,… есть язык». Человек связан с природой «союзом кровного родства». Но в то же время мир природы непостижим для человека.

Небо (Мечта о гармонии) противопоставляется земле (одиночеству):

» О как земля, в виду небес, мертва!»

Тютчев-лирик умеет передать малейшие изменения в природе, подметить краткость прекрасных мгновений.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Человек же предстает перед тайной природы «сиротой бездомным».

Трагическое понимание мира Тютчевым

Трагическое мироощущение сказывается в любовной лирике поэта.

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Любовь, по его мнению, не только слияние родственных душ, но и их «поединок роковой». Трагическая любовь к Е.Денисьевой, ее смерть отразилась во многих стихах поэта

(«Она сидела на полу», «Весь день она лежала в забытьи», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года»).

Продолжая , поэт говорит об огромной силе воскрешения, возрождения, которым обладает любовь

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!

Непрестанный поиск ответов на вечные вопросы бытия, умение показать душу человека, затронуть тончайшие струны человеческой души делает поэзию Тютчева бессмертной.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с биографией Ф. И. Тютчева и ее отображением в поэтических произведениях. Показать значение творчества Тютчева.
  • Выявить основные темы и мотивы лирики.
  • Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений, творческие способности учащихся.
  • Воспитывать интерес к жизни и творчеству Ф.И. Тютчева, изучению искусства.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы: объяснительно- иллюстративный, использование компьютерных технологий, инсценировка,сообщения учащихся по биографии и творчеству поэта, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов, словарная работа, выразительное чтение стихотворений Ф.И.Тютчева, использование межпредметных связей с музыкой, искусством ХIХ века.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MS POWERPOINT на тему: “Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева.
  • Основные темы и мотивы лирики”.
  • Музыка П.И.Чайковского “Времена года”.
  • Выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Учитель показывает слайд №1 (тема урока). “Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики” (запись числа и темы урока в тетрадь).

Слайд №2 (эпиграфы к уроку).

В этом году (в ноябре месяце) исполняется 205 лет со дня рождения Ф.И. Тютчева.

Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть.
И.С. Тургенев

…для Тютчева жить – значит мыслить.
И.С. Аксаков

Посмотрите, какие замечательные слова сказаны о Федоре Ивановиче Тютчеве

(запись одного эпиграфа в тетрадь).

С поэзией Тютчева вы знакомы ещё с начальной школы. Что вы знаете об этом поэте?

Какие стихи учили, читали?

О чём пишет этот поэт?

Итак, это в основном пейзажная лирика поэта. А сегодня на уроке мы не только

познакомимся с биографией поэта, но и прочитаем стихи и поймём, что главное у

Тютчева не изображение природы, а её осмысление, т.е. натурофилософская лирика.

Перед вами предстанет новый для вас Тютчев, т. е. прозвучат стихи о любви, о Родине, философская лирика.

В конце урока мы сделаем вывод:

Каковы основные темы и мотивы лирики Тютчева?

Приготовьте для заполнения хронологическую таблицу “даты – события”.

(Заранее подготовленный ученик читает сообщение “Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева”, остальные учащиеся записывают даты и события с экрана в таблицу).

3. Сообщение ученика о биографии писателя.

Слайд №3 (Тютчев в детстве. Портрет неизвестного художника. Слева - мать, Екатерина Львовна. Справа - отец, Иван Николаевич).

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье среднего достатка. Фёдор Иванович был второй, меньший сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Отец Иван Николаевич не стремился к служебной карьере, был радушным и добросердечным хозяином-помещиком.

Фёдор Иванович Тютчев и по внешнему виду (он был худ и малого роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу; общего у них было одно благодушие. Зато он чрезвычайно походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума.

Дом Тютчевых ничем не выделялся из общего типа московских боярских домов – открытый, гостеприимный, охотно посещаемый многочисленной роднёй и московским светом.

В этом, вполне русском семействе Тютчевых преобладал и почти господствовал французский язык, так что не только все разговоры, но и вся переписка родителей с детьми и детей между собой велась по-французски.

С самых первых лет Фёдор Иванович был любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих. Благодаря своим умственным способностям, учился он необыкновенно успешно (комментарии учителя к слайду №3).

На этом слайде вы видите Тютчева ребёнком. Портрет выполнен пастелью неизвестным художником. Слева - мать, Екатерина Львовна. Справа - отец, Иван Николаевич.

Слайд №4 (С.Е. Раич)

Родители Тютчева ничего не щадили для образования своего сына и на десятом году жизни пригласили к нему воспитателем Семёна Егоровича Раича. Выбор был самый удачный. Человек учёный и вместе вполне литературный, отличный знаток классической древней и иностранной словесности. В доме Тютчевых Семён Егорович пробыл семь лет. Под влиянием учителя будущий поэт рано приобщился к литературному творчеству и скоро стал гордостью учителя. Уже в 14 лет Тютчев перевёл стихами послание Горация к Меценату, которое впервые было опубликовано в 1819 году(комментарии учителя к слайду №4).

Слайд №5 (Московский университет. Неизвестный художник. 1820-е годы)

В 1818 году Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, его товарищ был М.П. Погодин, впоследствии известный историк.

В студенческие годы формируется умеренное политическое вольномыслие, но Тютчев остаётся противником революционных выступлений, преобладают интересы художественные, эстетические, философские.

В студенческие годы Тютчев много читает, участвует в литературной жизни университета, его ранние опыты выдержаны в духе поэзии классицизма и сентиментализма (комментарии учителя к слайду №5).

В 1821 году, когда Тютчеву не было ещё 18-ти лет, он сдал отлично свой последний экзамен и получил кандидатскую степень. После окончания университета Тютчев был отправлен в Петербург, на службу в Государственную коллегию иностранных дел, получил место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в 19 лет отправился в Мюнхен.

За границей Тютчеву предстояло провести 22 года.

Инсценировка.

Слайд №6 (Портреты Тютчева и Амалии Лерхенфельд)

А сейчас мы вам покажем небольшую сценку, в которой предстанут перед вами чиновник русской дипломатической миссии в Мюнхене, 20-летний Ф.И. Тютчев и 15-летняя Амалия, дочь графа Лерхенфельда, мюнхенского дипломата (сценка).

Прослушайте романс “Я встретил Вас…” в исполнении С. Захарова.

(комментарии учителя к слайду №6).

Слайд №7 (Элеонора Петерсон)

Вскоре, после увлечения Амалией Лерхенфельд, в 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон (комментарии учителя к слайду №7).

Ученик рассказывает стихотворение “Стояла молча предо мною…”

На пароходе “Николай”, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию, случился пожар. Элеонора проявила мужество, спасая своих дочерей. После нервного и физического потрясения жена Тютчева умирает. По семейному преданию “ Тютчев, проведя ночь у гроба жены, поседел от горя”.

Ученик рассказывает стихотворение “Стремился я к тебе душой…”

За границей он жил вне русской языковой стихии, к тому же обе жены поэта были иностранками, знавшими русского языка.

Французский язык был языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, его публицистических статей и частной корреспонденции, по-русски писались только стихи.

Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Фёдора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском “Современнике” в 1836 году под заголовком “Стихи, присланные из Германии” с подписью “Ф.Т.”.

После этой публикации на Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям имя Тютчева по-прежнему оставалось неизвестным.

Слайд №8 (Эрнестина Дернберг)

В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг (урождённой баронессе Пфеффель).

Комментарии учителя к слайду №8.

Перед вами портрет Эрнестины Дернберг.

В минуты великой радости и в пору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Так называл Эрнестину Тютчев. Как-то он застал её сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за другим, пробегала глазами строки любви и признаний и так же машинально, словно заведённая механическая кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие от времени листки. Так родилось стихотворение “Она сидела на полу…”

Ученик рассказывает стихотворение “Она сидела на полу…”

В 1844 году Тютчев с семьёй навсегда переселился в Россию.

Он жил в Петербурге, имел необыкновенный успех в высшем свете, покоряя всех изысканной беседой, блистательным остроумием. Мало кто знал, что любимец петербургских салонов “под влиянием великих политических и социальных потрясений …являл собою вдохновенного пророка”.

В это время Тютчев почти не писал стихов: осенью 1849 года он приступил к созданию большого историко-философского тракта на французском языке “Россия и запад”. Работа эта осталась незавершённой.

Слайд №9 (Елена Александровна Денисьева)

Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева, 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смоленском институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны гражданскими узами и двумя детьми.

Ученик рассказывает стихотворение “Чему молилась ты с любовью…”.

Любя Денисьеву, Фёдор Иванович Тютчев не покидал семьи; в письмах и стихах обращался он с покаянным признанием к жене: “Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!..Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты всё же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою”.

В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Не только “свет” отвернулся от Елены Александровны, но и родной отец отрёкся от неё. Весь цикл стихов, посвящённых Денисьевой, проникнут тяжёлым чувством вины, насыщен роковыми предчувствиями. В этих стихах нет ни пылкости, ни страсти, только нежность, жалость, преклонение перед силой и цельностью её чувства, сознание собственной недостойности, возмущение “бессмертной пошлостью людской”.

Смерть Елены Александровны в возрасте 38 лет от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.

Комментарии учителя к слайду №9.

Ученик рассказывает стихотворение “О, как убийственно мы любим…”

Слайд №10

В 40-е годы Тютчев почти не печатался 10 лет и только в 50-е годы Некрасов и Тургенев опубликовали в журнале “Современник” 92 стихотворения Тютчева. А в 1854 году выходит в свет первый поэтический сборник стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева. Высокую оценку его поэзии дали писатели и критики разных направлений: Чернышевский, Добролюбов, Лев Толстой, Фет, Аксаков. Всё это означало, что к Тютчеву пришла поздняя, но подлинная слава.

В 1958 году Тютчева назначили председателем комитета иностранной цензуры. В 1868 году выходит последний прижизненный поэтический сборник Тютчева.

Комментарии учителя к слайду №10

Фёдора Ивановича Тютчев никогда не был литератором-профессионалом, стихи создавал как бы “невольно”, о судьбе их мало заботился и нисколько не хлопотал об авторской славе. Его волновало иное:

“Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, -
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…

Гениальное поэтическое слово Тютчева получило в нашей стране поистине всенародный отзыв. Память о поэте бережно сохраняется в подмосковном музее-усадьбе Мураново, главном тютчевском мемориале страны.

На слайде вы видите письменный стол и личные вещи Ф.И. Тютчева, которые находятся в музее-усадьбе Мураново.

4. Основные темы и мотивы лирики. Слово учителя.

Поэзия Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятным. О творчестве Тютчева высказано немало противоположных мнений: им восхищались, его не воспринимали. Каждый должен будет выработать свою точку зрения на его творчество. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.

Судьба Тютчева – поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошёл, прежде всего, как певец природы.

Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильнее называть её пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чём его Судьба.

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихах все четыре времени года.

Слайд №11 (Весна).

В стихотворении “Весенние воды” ручьи – первые вестники весны оповещают о приходе праздника природы. Послушайте романс “Весенние воды” в исполнении Л. Казарновской.

(Ученики рассказывают стихотворения Тютчева о природе и высказываются о том, как воспринимаются строки Тютчева, какие чувства и ассоциации они рождают).

Ученик рассказывает стихотворение “Весенняя гроза”. Звучит фоновая музыка П.И. Чайковского “Времена года” “Апрель. Подснежник”.

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.

Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому бо льшую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.

Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.

К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм» и другие. Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена -

И ваша память от потомства,

Как труп в земле, схоронена.

Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:

…Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?

Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.

Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества.

Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Из осени поэт перемещается сразу в вечность:

А там, в торжественном покое

Разоблаченная с утра,

Сияет белая гора,

Как откровенье неземное.

Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье».

В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем:

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

    • Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь – это «поединок роковой»: и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! У Тютчева в стихах – буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба. […]
    • Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе. Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного […]
    • Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около 50 переводных и 250 оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Зато среди остальных есть жемчужины философской лирики, бессмертные и недосягаемые по глубине мысли, силе и сжатости выражения, размаху вдохновения. Как поэт Тютчев сложился на рубеже 1820–1830‑х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», […]
    • Творчество Тютчева – одна из немногих высочайших вершин отечественной и мировой лирики. Тютчевское поэтическое слово воплотило в себе поистине неисчерпаемое богатство художественного смысла, хотя основной фонд наследия поэта – это всего лишь около двухсот лаконичных стихотворений. Предельно малый «объем» поэтического наследия Тютчева стал исходной причиной его позднего признания. Несмотря на то что уже сто лет назад Афанасий Фет с полным правом сказал о собрании тютчевских стихотворений: «Вот эта книжка […]
    • Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека - один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный тютчевский прием - олицетворение ("тени смесились", "звук уснул"). Л.Я. Гинзбург писала: "Детали рисуемой поэтом картины природы […]
    • Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление. Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение […]
    • Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты "чистого искусства", выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам. Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной […]
    • В 1850–1860‑х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов, посвященных Е. А. Денисьевой. Любовь поэта была драматична. Возлюбленные не могли быть вместе, и поэтому любовь воспринимается Тютчевым не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе. Тютчев не певец идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о ее «прозе» и о своих […]
    • Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
    • Александр Сергеевич Пушкин - человек широких, либеральных, "подцензурных" взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от "мегаполиса" 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя "потомок арапов" гораздо свободнее и "в своей тарелке". Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные "народу" дышат уважением и […]
    • Помещик Портрет Характеристика Усадьба Отношение к ведению хозяйства Образ жизни Итог Манилов Симпатичный блондин с голубыми глазами. При этом в его внешность "казалось чересчур было передано сахару". Слишком заискивающий взгляд и поведение Слишком восторженный и изысканный мечтатель, который не испытывает никакого любопытства ни к своему хозяйству, ни к чему бы то ни было земному (он даже не знает, умирали ли его крестьяне после последней ревизии). При этом мечтательность его абсолютно […]
    • Помещик Внешность Усадьба Характеристика Отношение к просьбе Чичикова Манилов Человек ещё не пожилой, глаза сладкие, как сахар. Но вот этого сахару было чересчур много. В первую минуту разговора с ним скажешь, какой приятный человек, через минуту ничего не скажешь, а на третьей минуте подумаешь: "Черт знает, что такое!" Господский дом стоит на возвышении, открыт всем ветрам. Хозяйство в полном упадке. Ворует ключница, в доме постоянно чего-то не хватает. На кухне готовится бестолково. Слуги - […]
    • Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества. Мандельштам начал писать стихи в 14 лет, хотя родители не одобряли этого занятия. Он получил блестящее образование, знал иностранные языки, увлекался музыкой и философией. Будущий поэт считал искусство самым главным в жизни, у него сформировались свои понятия о […]
    • Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
    • Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
    • Лужин Свидригайлов Возраст 45 лет Около 50 лет Внешность Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки. Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи. Род занятий Весьма преуспевающий юрист, надворный […]
    • Наверное, каждый человек хочет прогуляться по средневековому городу. Жалко, что сейчас строят только современные дома, поэтому в средневековый город или замок можно попасть только на экскурсию. Из них сделали музеи, в которых уже не почувствуешь настоящей атмосферы того времени. А как бы хотелось пройти среди узких улочек, закупиться продуктами у бойких торговок на базаре, а вечером пойти на бал! А ещё лучше - проехаться в карете, как Золушка! Только совсем не хочется, чтобы роскошный наряд после полуночи […]
    • Литературная судьба Фета не совсем обычна. Его стихи, написанные в 40-х гг. XIX в., были встре­чены очень благожелательно; их перепечатывали в хрестоматиях, некоторые из них были положены на музыку и сделали имя Фета очень популярным. И действительно, лирические стихи, проникнутые непо­средственностью, живостью, искренностью, не могли не привлечь внимания. В начале 50-х гг. Фет печатался в «Современни­ке». Его стихи высоко ценил редактор журнала Не­красов. Он писал о Фете: «Что-то сильное и свежее,чисто […]
    • Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние тревоги, страха перед будущим, желание замкнуться в вымышленном мире. В начале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений. В «Маленьком султане» он создал жестокий образ царя Николая II. Это […]
    • Вступление. Некоторые люди находят роман Гончарова “Обломов” скучным. Да, действительно всю первую часть Обломов лежит на диване, принимая гостей, но здесь мы знакомимся с героем. И вообще в романе мало интригующих действий и событий, которые так интересны читателю. Но Обломов – “народный наш тип”, и именно он яркий представитель русского народа. Поэтому роман заинтересовал меня. В главном герое, я увидела частицу себя. Не стоит думать, что Обломов представитель только Гончаровского времени. И сейчас живут […]
  • Ф. И. Тютчев - гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Певец природы, остро ощущавший космос, прекрасный мастер стихотворного пейзажа, одухотворенного, выражающего эмоции человека.

    Мир Тютчева полон таинственности. Одна из его загадок - природа. В ней постоянно противоборствуют и сосуществуют две силы: хаос и гармония. В избытке и торжестве жизни проглядывает смерть, под покровом дня скрывается ночь. Природа в восприятии Тютчева непрерывно двоится, “поляризуется”. Не случайно излюбленный прием поэта - антитеза: “дольный мир” противостоит “высям ледяным”, тусклая земля - блистающему грозой небу, свет - тени, “юг блаженный” - “северу роковому”.

    Тютчевским картинам природы свойствен динамизм. В его лирике природа живет в разные часы дня и времена года. Поэт рисует и утро в горах, и “море ночное”, и летний вечер, и “полдень мглистый”, и “весенний первый гром”, и “мох седой” севера, и “благоухания, цветы и голоса” юга.

    Тютчев стремится запечатлеть момент превращения одной картины в другую. Например, в стихотворении “Тени сизые смесились...” мы видим, как постепенно сгущаются сумерки и наступает ночь. Быструю смену состояний природы поэт передает при помощи бессоюзных конструкций, однородных членов предложения. Динамизм поэтической картине придают глаголы: “смесились”, “уснул”, “поблекнул”, “разрешились”. Слово “движение” воспринимается как контекстуальный синоним жизни.

    Одно из самых замечательных явлений русской поэзии - стихи Тютчева о пленительной русской природе, которая в его стихах всегда одухотворена:

    Не то, что мните вы, природа:

    Не слепок, не бездушный лик -

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык...

    Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. С удивительной художественной наблюдательностью и любовью Тютчев создал незабываемые поэтические картины “осени первоначальной”, весенней грозы, летнего вечера, утра в горах. Прекрасным образом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури:

    Как весел грохот летних бурь,

    Когда, взметая прах летучий,

    Гроза, нахлынувшая тучей,

    Смутит небесную лазурь.

    И опрометчиво-бездумно

    Вдруг на дубраву набежит,

    И вся дубрава задрожит

    Широколиственно и шумно...

    Все в лесу представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним “понятным сердцу языком”.

    Образами природной стихии он выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы:



    Невозмутимый строй во всем;

    Созвучье полное в природе, -

    Лишь в нашей призрачной свободе

    Разлад мы с нею создаем.

    “Верный сын природы”, так называл себя Тютчев, он восклицает:

    Нет, моего к тебе пристрастия

    Я скрыть не в силах, мать-земля!

    В “цветущем мире природы” поэт видел не только “преизбыток жизни”, но и “ущерб”, “изнеможение”, “улыбку увяданья”, “стихийный раздор”. Таким образом, и пейзажная лирика Тютчева выражает противоречивые чувства и раздумья поэта.

    Природа прекрасна в любых проявлениях. Поэт видит гармонию в “стихийных спорах”. Созвучию природы противопоставлен вечный разлад в человеческой жизни. Люди самоуверенны, они отстаивают свою свободу, забывая о том, что человек - всего лишь “греза природы”. Тютчев не признает отдельного существования, верит в Мировую Душу как основу всего живого. Человек, забывая о своей связи с окружающим миром, обрекает себя на страдания, становится игрушкой в руках Рока. Хаос, являющийся воплощением творческой энергии мятежного духа природы, пугает людей.

    Роковые начала, наступление хаоса на гармонию определяют бытие человеческое, его диалог с судьбой. Человек ведет поединок с “неотразимым Роком”, с гибельными искушениями. Он неустанно сопротивляется, отстаивает свои права. Наиболее ярко проблема “человек и судьба” отражена в стихотворении “Два голоса”. Обращаясь к читателям, поэт призывает:

    Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,

    Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!..

    К сожалению,

    тревога и труд лишь для смертных сердец...

    Для них нет победы, для них есть конец.

    Безмолвие природы, которым окружен человек, выглядит зловещим, но он не сдается; им движут благородная воля к сопротивлению беспощадной силе и мужество, готовность идти на смерть, чтобы “вырвать у Рока победный венец”.



    На всем его творчестве лежит печать раздумий о противоречиях в общественной жизни, участником и вдумчивым наблюдателем которой был поэт.

    Называя себя “обломком старых поколений”, Тютчев писал:

    Как грустно полусонной тенью,

    С изнеможением в кости,

    Навстречу солнцу и движенью

    За новым племенем брести.

    Человека Тютчев называет ничтожной пылью, мыслящим тростником. Судьба и стихии властвуют, по его мнению, над человеком, сиротой бездомным, участь его подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей во всеобъемлющее море, - в “бездну роковую”.

    И в то же время Тютчев славит борьбу, мужество, бесстрашие человека, бессмертие подвига. При всей непрочности человеческого существования людьми владеет великая жажда полноты жизни, полета, высоты. Лирический герой восклицает:

    О, Небо, если бы хоть раз

    Сей пламень развился по воле -

    И, не томясь, не мучась доле,

    Я просиял бы - и погас!

    Напряженность и драматизм проникают и в сферу человеческих чувств. Людская любовь лишь “поединок роковой”. Это особенно остро ощущается в “Денисьевском цикле”. Психологическое мастерство Тютчева, глубина постижения сокровенных тайн человеческого сердца делают его предтечей толстовских открытий в области “диалектики души”, определяют движение всей последующей литературы, все больше погружающейся в тончайшие проявления человеческого духа.

    Печать раздвоенности лежит на любовной лирике Тютчева. С одной стороны, любовь и ее “очарованье” - это “жизни ключ”, “чудесный плен”, “чистый огонь”, “союз души с душой родной”; с другой - любовь представляется ему “буйной слепотой”, “борьбой неравной двух сердец”, “поединком роковым”.

    Любовь у Тютчева явлена в облике неразрешимого противоречия: безграничное счастье оборачивается трагедией, минуты блаженства влекут за собой страшную расплату, влюбленные становятся палачами друг для друга. Поэт делает потрясающий вывод:

    О, как убийственно мы любим,

    Как в буйной слепоте страстей

    Мы то всего вернее губим,

    Что сердцу нашему милей!

    Лирика Тютчева исполнена тревоги и драматизма, но это реальная драма человеческой жизни. В стремлении запечатлеть ее, претворить в красоту - тоже “победа бессмертных сил”. О поэзии Тютчева можно сказать его же стихами:

    Среди громов, среди огней,

    Среди клокочущих страстей,

    В стихийном пламенном раздоре,

    Она с небес слетает к нам -

    Небесная к земным сынам,

    С лазурной ясностью во взоре -

    И на бунтующее море

    Льет примирительный елей.

    Литературное наследие Тютчева невелико по объему, но А. Фет в надписи на сборнике стихов Тютчева справедливо отметил:

    Муза, правду соблюдая,

    Глядит, и на весах у ней

    Вот эта книга небольшая,

    Томов премногих тяжелей.

    Тема урока:

    «Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы»

    (1 урок)

    Цели урока:

      Познакомить учащихся с биографией Ф.И.Тютчева.

      Рассмотреть на примере известных стихотворений поэта своеобразие лирики природы, основные темы и идеи лирики.

      Отрабатывать умение анализировать лирические произведения, выделяя в них ключевые образы и определяя их значение.

      Развивать коммуникативные способности учащихся, грамотную монологическую речь, умение работать самостоятельно со справочными материалами, лирическими произведениями.

      Прививать любовь к природе через искусство слова, пробудить интерес к чтению шедевров русской литературы.

    Алгоритм урока:

      Организационный момент. 1 мин

      Сообщение темы и целей урока. 1 мин

    3. Знакомство с планом урока. 1 мин

    4. Работа с эпиграфом к уроку. 2 мин

    5.Вступительная беседа о Тютчеве. 2 мин

    6. Изучение новой темы. 16 мин

    7. Закрепление изученного материала

    (практическая работа учащихся) 17 мин

    8. Обобщения и выводы. 1 мин

    9. Итог урока и выставление оценок. 2 мин

    10. Домашнее задание. 2 мин

    Критерии оценки эффективности урока.

    1. Развитие познавательных интересов.

    2. Полнота УЗН.

    3. Активизация мыслительной деятельности.

    4. Использование разнообразных форм работы.

    5. Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов.

    6. Развитие воображения, всех видов мышления.

    7. Развитие умения анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать и самостоятельно делать выводы.

    8. Нравственное и эстетическое воздействие.

    9. Использование практического опыта учащихся и их знаний при объяснении нового материала.

    10. Использование компьютера и мультимедийного проектора позволяют увеличить темп урока.

    Макет рабочей тетради.

    Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.

    Опорный конспект.

    Основные темы:

      Тема природы.

      Тема любви.

      Тема Родины.

      Философская лирика.

    Особенности изображения природы:

    1. Природа у Тютчева изменчива, динамична, она вся в борьбе противоборствующих сил.

    2. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.

    3. Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека.

    Природа в различные времена года.

    Зима: Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая околдовывает, очаровывает гипнотизирует, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы. Стихи завораживают своей музыкой, колдуют

    Осень:

    Весна:

    Лето:

    Вывод:

      Организационный момент.

    2. Сообщение темы и целей урока.

    На сегодняшнем уроке мы познакомимся с этапами биографии и творчества Ф.И.Тютчева, определим особенности лирики природы, рассмотрим основные темы и идеи его поэзии. Урок у нас необычный. На протяжение этого занятия нам будет помогать разбираться компьютер. Итак, в путь.

    3. Ознакомление с планом урока.

    Ознакомьтесь с планом нашего урока. Сегодня мне также помогают проводить урок … (учитель называет учащихся, которые готовили индивидуальные сообщения.)

    4. Работа с эпиграфами.

    Эпиграфами нашего урока могут стать высказывания великих русских писателей о Тютчеве. И.С.Тургенев говорил о поэте: «Тютчев … создал речи, которым не суждено умереть». И.С.Аксаков считал, что «… для Тютчева жить – значит мыслить».

    Согласны ли вы с этими высказываниями?

    (Ответы и рассуждения учащихся)

    5. Вступительная беседа о Тютчеве.

    Что знаете о Тютчеве вы? (ответы уч-ся).

    Что вы можете сказать о его творчестве?

    Какие стихи читали, учили?

    О чём пишет поэт? (о природе, о её красоте).

    Давайте познакомимся с этим удивительным поэтом поближе.

    6. Работа по новой теме.

    1.Сообщения индивидуально подготовленных уч-ся по биографии поэта .

    (параллельно ведутся записи в тетради)

    После сообщений учащимся предлагается просмотреть слайды по биографии поэта и внести корректировку в свои записи.

    Чтение записанных фактов из жизни Тютчева (опрос 2-3 учащихся)

    2. Тютчев-поэт (рассказ учащегося с использованием подготовленных слайдов).

    Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Федора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском «Современнике» (№3, 4, 1836г.) под заголовком «Стихи, присланные из Германии» и за подписью Ф.Т.

    На Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям его имя по-прежнему оставалось неизвестным.

    С конца 40-х годов начинается новый литературный подъём лирического творчества Тютчева, но имя его все еще почти неведомо русскому читателю, а он сам не принимает участие в литературной жизни. Начало его поэтической известности положила статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» (в журнале «Современник» №1,1850г.), в которой он говорил о Тютчеве как поэте необыкновенного таланта, вовсе не замеченного критикой, и поставил никому неизвестного Федора Ивановича в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым.

    Сборник стихов Тютчева выходит в 1854 году по инициативе и под наблюдением И.С.Тургенева. И к Тютчеву приходит поздняя, но подлинная слава.

    Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

    3. Слово учителя об основных темах и идеях лирики Тютчева.

    Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы, так как в сознание читателей, как мы уже говорили, он вошел как певец природы.

    Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. Правильно назвать ее пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает человек в мире и в чем его судьба.

    В чем же состоят особенности изображения природы?

    Природа у Тютчева изменчива, динамична, она вся в борьбе противоборствующих сил.

    Особенно привлекают поэта переходные промежуточные моменты жизни природы.

    Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему.

    Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено до пределов. Поэту чуждо не только современное общество, история, культура, цивилизация – все кажется ему призрачным, обреченным на гибель.

    Итак, человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величественен одновременно.

    Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природы.

    Он ввел в поэзию старинные образы, неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

    Попробуем разобраться в некоторых поэтических шедеврах, характеризующих различные времена года, раскроем значения образов.

    7. Закрепление новой темы.

    Практическая работа учащихся (работа в группах). Каждой группе заранее были даны стихотворения по временам года.

    Выступление учащихся.

    1 группа. «Зима»

    1. Выразительное чтение наизусть стих. «Чародейкою Зимою околдован лес стоит ».

    Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая околдовывает, очаровывает, гипнотизирует, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы. Стихи завораживают своей музыкой, колдуют.

    2 группа «Осень».

    1. Выразительное чтение наизусть стих. «Есть в осени первоначальной … ».

    2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)

    Вывод записывается в тетрадь: Картины осени рисуются ярко, действие на земле переплетается с излюбленным вертикальным движением с неба.

    3 группа «Весна».

    1. Выразительное чтение наизусть стих. «Люблю грозу в начале мая … ».

    2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)

    Вывод записывается в тетрадь: Тютчев возвышенно передает красоту мира. Весеннее действие, «гроза», развернувшись на небесах, касается земли. Мы это чувствуем, возникает ощущение весны и свежести.

    4 группа «Лето». (стихотворение по выбору)

    1. Выразительное чтение наизусть стих.

    2. Краткий анализ (называются тема и идея, ключевые образы, чувства и настроение при чтении стихотворения, изобразительные средства)

    Вывод записывается в тетрадь: Тютчевское лето часто грозовое. Природа полна движения, полна звуков, красок. И снова поэт дает почувствовать приближение праздника.

    8. Обобщения и выводы.

    Итак, в чем же особенность изображения природы Тютчевым, Чем его взгляд отличается от нашего?

    (Звучат ответы учащихся, делается вывод).

    Тютчев изображает природу не со сторон, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.

    9. Подведение итога урока.

    Что нового узнали из жизни Тютчева?

    Какие образы ввел поэт в свою лирику?

    В чем особенности изображения природы?

    10. Выставление отметок за урок.

    11. Домашнее задание.