Техника подготовка лабораторной посуды к работе. Хранение и транспортирование проб. Информационное обеспечение обучения

К исследованию проб в лаборатории необходимо приступить как можно быстрее с момента отбора.

Анализ следует провести в течение 2-х часов после забора.

Если не может быть соблюдено время доставки пробы и температура хранения, анализ пробы проводить не следует.

Подготовка посуды к анализу

Лабораторная посуда должна быть тщательно вымыта, ополоснута дистиллированной водой до полного удаления моющих средств и других посторонних примесей и высушена.

Пробирки, колбы, бутылки, флаконы должны быть заткнуты силиконовыми или ватно-марлевыми пробками и упакованы так, чтобы исключить загрязнение после стерилизации в процессе работы и хранения. Колпачки могут быть металлические, силиконовые, из фольги или плотной бумаги.

Новые резиновые пробки кипятят в 2%-м растворе натрия двууглекислого 30 минут и 5 раз промывают водопроводной водой (кипячение и промывание повторяют дважды). Затем пробки 30 минут кипятят в дистиллированной воде, высушивают, заворачивают в бумагу или фольгу и стерилизуют в паровом стерилизаторе. Резиновые пробки, использованные ранее, обеззараживают, кипятят 30 минут в водопроводной воде с нейтральным моющим средством, промывают в водопроводной воде, высушивают, монтируют и стерилизуют.

Пипетки со вставленными тампонами из ваты должны быть уложены в металлические пеналы или завернуты в бумагу.

Чашки Петри в закрытом состоянии должны быть уложены в металлические пеналы или завернуты в бумагу.

Подготовленную посуду стерилизуют в сухожаровом шкафу при 160-170°С 1 час, считая с момента достижения указанной температуры. Простерилизованную посуду можно вынимать из сушильного шкафа только после его охлаждения ниже 60 °С.

После выполнения анализа все использованные чашки и пробирки обеззараживают в автоклаве при (126±2)°С 60 минут. Пипетки обеззараживают кипячением в 2%-м растворе NaHC03.

После охлаждения удаляют остатки сред, затем чашки и пробирки замачивают, кипятят в водопроводной воде и моют с последующим ополаскиванием дистиллированной водой.

В чашки Петри заливают заранее приготовленный питательный агар ЭНДО и ставят для застывания.

Метод мембранных фильтров

Mетод определения количества клеток E.coli в единице объема жидкости (коли-индекс); суть метода заключается в фильтровании анализируемой жидкости через мембранные фильтры, задерживающие бактерии, после чего эти фильтры помещают на твердую питательную среду и подсчитывают выросшие на ней колонии бактерий.

Подготовка мембранных фильтров

Мембранные фильтры должны быть подготовлены к анализу в соответствии с указаниями завода - изготовителя.

Подготовка фильтровального аппарата

Фильтровальный аппарат обтирают ватным тампоном, смоченным спиртом, и фламбируют. После охлаждения на нижнюю часть фильтровального аппарата (столик) кладут фламбированным пинцетом стерильный мембранный фильтр, прижимают его верхней частью прибора (стаканом, воронкой) и закрепляют устройством, предусмотренным конструкцией прибора.

При методе мембранных фильтров определенное количество воды пропускается через специальную мембрану с размером пор порядка 0.45 мкм.

В результате, на поверхности мембраны остаются все находящиеся в воде бактерии. После чего мембрану с бактериями помещают на специальную питательную среду (ЭНДО). После чего чашки Петри переворачивали и помещали в термостат на определенное время и температуру. Общие колиформные бактерии (ОКБ) - инкубировали при температуре 37 +/- 1°C в течение 24-48 ч. Для определения термотолерантных бактерий посев производят в среду, предварительно прогретую до температуры 44°С, и инкубируют при этой же температуре в течение 24 часов.

Среда светочувствительна. Поэтому все засеянные чашки предохраняют от света.

Во время этого периода, называемого инкубационным, бактерии получают возможность размножиться и образовать хорошо различимые колонии, которые уже легко поддаются подсчету.

По окончании сроков инкубации производят просмотр посевов:

а) отсутствие микробного роста на фильтрах или обнаружение на них колоний, не характерных для бактерий кишечной группы (губчатые, пленчатые с неровной поверхностью и краем), позволяет на этом этапе анализа закончить исследования (18-24 ч) с выдачей отрицательного результата на присутствие кишечных палочек в анализируемом объеме воды;

б) при обнаружении на фильтре колоний, характерных для кишечных палочек (темно-красных с металлическим блеском или без него, розовых и прозрачных), исследование продолжают и микроскопируют.

Если рост круглых колоний малинового цвета с металлическим блеском диаметром 2,0-3,0 мм - Escherichia coli 3912/41 (055:K59);

Если рост круглых колоний малинового цвета диаметром 1,5-2,5 мм с нечетким металлическим блеском - Escherichia coli 168/59 (O111:K58)

Перед стерилизацией лабораторную посуду моют и сушат. Пробирки, флаконы, бутыли, матрацы и колбы закрывают ватно-марлевыми пробками. Поверх пробок на каждый сосуд (кроме пробирок) надевают бумажные колпачки.

Резиновые, корковые и стеклянные пробки стерилизуют в отдельном пакете, привязанном к горлышку посуды. Чашки Петри стерилизуют завернутыми в бумагу по 1-10 штук. Пастеровские пипетки по 3-15 шт. заворачивают в оберточную бумагу. В верхнюю часть каждой пипетки вкладывают кусочек ваты, предупреждающий попадание материала в окружающую среду. При завертывании пипеток нужно соблюдать большую осторожность, чтобы не обломать запаянные концы капилляров. Во время работы пипетки из пакета вынимают за верхний конец.

В верхнюю часть градуированных пипеток, как и в пастеровские пипетки, вставляют предохранительную вату и затем заворачивают в плотную бумагу, нарезанную предварительно полосками шириной 2-2,5 см и длиной 50-70 см. Полоску кладут на стол, левый конец ее загибают и завертывают им кончик пипетки, затем, вращая пипетку, навертывают на нее ленту бумаги. Для того чтобы бумага не разворачивалась, противоположный конец ее закручивают или приклеивают. На бумаге надписывают объем завернутой пипетки. При наличии пеналов градуированные пипетки стерилизуют в них.

Лабораторную посуду стерилизуют:

а) сухим жаром при температуре 180°С и 160°С соответственно 1 ч и 150 минут.

б) в автоклаве при давлении 1,5 атм. в течение 60 минут, для уничтожения споровой микрофлоры – 90 минут при 2 атм.

Стерилизация шприцев. Шприцы стерилизуют в разобранном виде: отдельно цилиндр и поршень в 2% растворе гидрокарбоната натрия 30 минут. При работе со спороносной микрофлорой стерилизацию производят в автоклаве при 132±2°С (2 атм.) в течение 20 мин, при 126±2°С (1,5 атм.) - 30 мин. Простерилизованный шприц собирают после того, как он остынет, в цилиндр вставляют поршень, надевают иглу, предварительно вынув из нее мандрен. Иглу, цилиндр и поршень берут пинцетом, который стерилизуют вместе со шприцем.

Стерилизация металлических инструментов. Металлические инструменты (ножницы, скальпели, пинцеты и пр.) стерилизуют в 2% растворе гидрокарбоната натрия, который предупреждает появление ржавчины и потерю остроты. Лезвия скальпелей и ножниц перед погружением в раствор рекомендуется обертывать ватой.

Стерилизация бактериальных петель. Бактериальные петли, сделанные из платиновой или нихромовой проволоки, стерилизуют в пламени спиртовой или газовой горелки. Такой способ стерилизации получил название прокаливания или фламбирования.

Петлю в горизонтальном положении вносят в нижнюю, наиболее холодную, часть пламени горелки, чтобы не произошло разбрызгивания сжигаемого патогенного материала. После того как он сгорит, петлю переводят в вертикальное положение, накаливают докрасна вначале нижнюю, затем верхнюю часть проволоки и прожигают петледержатель. Прокаливание в целом занимает 5-7 с.

Подготовка к стерилизации и стерилизация бумаги, марли и ваты. Вату, марлю, фильтровальную бумагу стерилизуют в сухожаровой печи при температуре 160°С в течение часа от момента показания термометром данной температуры или в автоклаве при давлении 1 атм. в течение 30 минут.

Перед стерилизацией бумагу и марлю нарезают кусочками, а вату сворачивают в виде шариков или тампонов нужной величины. После этого каждый вид материала в отдельности по одной или несколько штук заворачивают в плотную бумагу. При разрыве пакета стерилизованный материал следует стерилизовать повторно, так как стерильность его нарушается.

Стерилизация перчаток и других резиновых изделий. Изделия из резины (перчатки, трубки и т. д.), загрязненные вегетативной формой микробов, стерилизуют кипячением в 2% растворе гидрокарбоната натрия или текучим паром в течение 30 минут; при загрязнении спороносной микрофлорой-в автоклаве при давлении 1,5-2 атм. в течение 30 или 20 минут. Резиновые перчатки перед стерилизацией внутри и снаружи пересыпают тальком для предохранения их от склеивания. Между перчатками прокладывают марлю. Каждую пару перчаток завертывают отдельно в марлю и в таком виде помещают в биксы.

Стерилизация патогенных культур микробов. Пробирки и чашки, содержащие культуры микробов, не нужные для дальнейшей работы, складывают в металлический бак, пломбируют крышку и сдают на стерилизацию. Культуры патогенных микробов, вегетативные формы, убивают в автоклаве в течение 30 минут при давлении 1 атм. Сдача баков для стерилизации в автоклавную производится специально выделенным лицом под расписку. Режим стерилизации регистрируется в специальном журнале. При уничтожении культур микробов I и II групп патогенности, а также материала, зараженного или подозрительного на зараженность возбудителями, отнесенными к этим группам, баки с отработанным материалом переносят на металлических подносах с высокими бортами в присутствии сопровождающего лица, допущенного к работе с заразным материалом.

Виды стерилизации

Стерилизация кипячением.

Стерилизацию кипячением производят в стерилизаторе. В стерилизатор наливают дистиллированную воду, так как водопроводная образует накипь. (Стеклянные предметы погружают в холодную, металлические предметы-в горячую воду с добавлением гидрокарбоната натрия). Стерилизуемые предметы кипятят на слабом огне 30-60 минут. Началом стерилизации считается момент закипания воды в стерилизаторе. По окончании кипячения инструменты берут стерильным пинцетом, который кипятят вместе с остальными предметами.

Стерилизация сухим жаром.

Стерилизация сухим жаром производится в печи Пастера. Подготовленный к стерилизации материал кладут на полки так, чтобы он не соприкасался со стенками. Шкаф закрывают и после этого включают обогрев. Продолжительность стерилизации при температуре 150°С 2 ч, при 165°С – 1 ч, при 180°С – 40 мин, при 200°С – 10-15 мин (при 170°С бумага и вата желтеют, а при более высокой температуре обугливаются). Началом стерилизации считается тот момент, когда температура в печи достигнет нужной высоты. По окончании срока стерилизации печь выключают, но дверцы шкафа не открывают до полного охлаждения, так как холодный воздух, поступающий внутрь шкафа, может вызвать образование трещин на горячей посуде.

Для работы в бактериологической лабо­ратории используют л абораторную посуду: Чашки Петри, пробирки различного размера, пастеровские пипетки, колбы, бактериологичес­кие петли, инструменты, предметные и покровные стекла, карандаш по стеклу (стеклограф), стерилизаторы, дистилляторы и т. п.

Посуду моют в специально оборудованных мойках. Новую посуду кипятят в 1 %-ном растворе пищевой соды или мыльной воде в течение 15-20 мин, промывают водой, помещают на несколько часов в слабый раствор соляной кислоты, затем тщательно ополаскивают дистиллиро­ванной водой. Посуду, бывшую в употреблении, выдерживают в течение 2 ч в смеси серной кислоты с дихроматом калия (100 частей кислоты, 50 частей дихромата калия на 1000 частей воды), затем моют ершами в горячей воде, кипятят в мыльной воде или в 1 %-ном растворе гидрокарбоната натрия и тщательно прополаскивают. Вымытую посуду помещают в сушильный шкаф. Предметные стекла после мойки протирают чистой полотняной салфеткой и хранят в склянках с при­тертой пробкой в смеси спирта и эфира или хорошо завернутыми в чистую бумагу.

Посуду для стерилизации готовят следующим способом. Пробирки, колбы закрывают ватно-марлевыми пробками, завертывают по 10- 15 шт. в бумагу. На колбы надевают бумажные колпачки, перевязы­вают от попадания пыли.

В один конец градуированных пипеток вставляют ватный тампон, затем вращательным движением обматывают длинной тонкой полос­кой бумаги шириной 4-5 см. При этом концы пипеток должны быть тщательно завернуты бумагой.

В концы пастеровских пипеток вставляют ватные тампоны, а затем по несколько штук завертывают в бумагу или помещают в специаль­ные пеналы.

Чашки Петри завертывают по 3-4 шт. в бумагу и стерилизуют в сушильном шкафу или в автоклаве.

Колбы и пробирки, закрытые ватно-марлевыми пробками, мясопептонного бульона, агара и других сред помещают в стерилизующий аппарат.

Лабораторную посуду, питательные среды и другие материалы стерилизуют.

Оборудование для ветеринарной лаборатории включает весь арсенал технических средств, применяемых для проведения анализов, изучения биофизиологических и биохимических процессов в организме животного, разработки и испытания новых ветеринарных препаратов.

Перечень исследований, проводимых современными ветеринарными лабораториями, многообразен и включает все виды биохимического, бактериологического, серологического, цитологического, гормонального, патоморфологического анализа. Возможности ветеринарии сегодня охватывают гематологию, иммунологию, иммунохимию, коагулологию, гистологию и многие другие научные направления.

Биологические объекты отличаются сложной многокомпонентной структурой, элементы которой могут никак не проявлять себя в нормальных условиях из-за малого размера или нейтральных химических свойств. Для определения состава биопроб применяют оптические устройства (микроскопы) и аналитическое оборудование, позволяющее исследовать свойства крови, мочи, образцов тканей, других биоматериалов на микроуровне.

Без применения специальной аппаратуры не обходится и такой распространенный вид лабораторной деятельности, как изучение мочи. Специальные анализаторы позволяют выявить присутствие в моче кристаллов мочевой кислоты, трипельфосфатов, оксалатов кальция. Для визуального изучения структуры осадка используются микроскопы. Полученные данные помогают диагностировать непроходимость мочевыводящих протоков, мочекаменную болезнь, почечную недостаточность и другие нарушения функции мочевыделения.

Для выполнения гистологических исследований применяют специальное оборудование для изготовления и обработки образцов тканей: микротомы и криостаты, автоматы для парафиновой заливки и окрашивания препаратов, устройства гистологической проводки.

С появлением мобильных лабораторно-диагностических комплексов стало возможным проведение выездных исследований, что очень удобно для обслуживания ферм и племенных хозяйств.

Кроме аналитических технических средств, ветеринарная лаборатория нуждается в качественных источниках освещения, бактерицидных лампах и функциональной мебели: рабочих столах и тумбах разного назначения, штативах, шкафах для посуды и инструмента, дезинфекционном и стерилизующем оборудовании, сухожаровых шкафах и автоклавах.

Лабораторный анализ – основной источник диагностической информации в ветеринарии, необходимое условие для постановки верного диагноза и назначения адекватной терапии. Надёжное сертифицированное ветеринарное оборудование и функциональная мебель, адаптированная к специфике деятельности ветеринарной лаборатории, являются залогом высокой объективности, точности и достоверности результатов проводимых исследований.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНТЕЛЬНОе

автономное учреждение амурской области

«амурский технический колледж»

(ГПОАУ АТК)

рабочая ПРОГРАММа профессионального модуля

ПМ.01 Подготовка химической посуды, приборов и

для профессии: 18.01.02 Лаборант-эколог

Свободный, 2015

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (далее ФГОС СПО) по профессии 18.01.02 / Лаборант-эколог / Химические технологии

Организация-разработчик: ГПОАУ «Амурский технический колледж»

Разработчик: , методист ГПОАУ АТК

Паспорт рабочей программы профессионального модуля 4

Результаты освоения профессионального модуля 5

Структура и содержание профессионального модуля 7

Условия реализации программы профессионального модуля 14

Контроль и оценка результатов освоения производственного модуля 16

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПОДГОТОВКА ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, ПРИБОРОВ И

ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

1.1Область применения программы

Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования к проведению анализа.

соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.

ПК 1.2. Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.

ПК 1.3. Подготавливать для анализа приборы и оборудование.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

пользования лабораторной посудой различного назначения;

мытья и сушки посуды в соответствии с требованиями химического анализа;

выбора приборов и оборудования для проведения анализов;

подготовки для анализа приборов и оборудования;

готовить растворы для химической очистки посуды;

мыть химическую посуду;

обращаться с лабораторной химической посудой;

подготавливать лабораторное оборудование к проведению анализов;

пользоваться лабораторными приборами и оборудованием;

вести учет проб и реактивов;

обращаться с химическими реактивами;

назначение и классификацию химической посуды;

правила обращения, хранения, сушки химической посуды;

правила мытья химической посуды;

механические и химические методы очистки химической посуды;

назначение и устройство лабораторного оборудования;

правила сборки лабораторных установок для анализов и синтезов;

правила подготовки к работе основного и вспомогательного оборудования;

свойства реактивов, требования, предъявляемые к реактивам;

правила обращения с реактивами и правила их хранения

Всего: 104 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 54часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 18 часа;

учебной и производственной практики – 50 часов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности - техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования, в том числе профессиональными и общими компетенциями.

Наименование результата обучения

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести ответственность за результаты своей работы

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Выбор способов решения профессиональных задач в части организации рабочего места, мытья и сушки посуды в соответствии с требованиями химического анализа, выбора

и подготовки приборов и оборудования для проведения анализов, обращения с химическими реактивами.

Наблюдение за обучающимися в процессе производственной практики.

Оценка результативности работы обучающегося при выполнении индивидуальных заданий.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести ответственность за результаты своей работы

Обращение с химическими реактивами в зависимости от их свойств; анализ учета проб и реактивов; подготовка растворов для очистки и мытье химической посуды в зависимости от типа загрязнений; подготовка

лабораторного оборудования к проведению различных анализов.

Самоконтроль качества выполненной работы

Оценка результативности выполняемой работы

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития.

Эффективный поиск необходимой информации в различных профессионально - ориентированных источниках (справочниках, каталогах, технической документации и т. п.)

Оценка эффективности работы обучающегося с источниками информации.

ОК 5. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития.

Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.

Интерпретация результатов наблюдения за обучающимися в процессе освоения образовательной

программы.

ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Применение полученных профессиональных знаний при исполнении воинской обязанности.

Интерпретация результатов наблюдения за обучающимися в процессе освоения образовательной программы.

1.1.1. Подготовка посуды

Анализ сырья, полуфабрикатов и готовой продукции проводится в лабораториях с использованием химической посуды. Наиболее часто в аналитических лабораториях пользуются стеклянной посудой. Также применяют посуду из кварца, фарфора, платины, полиэтилена, реже из других материалов.

Чистота химической посуды, особенно мерной, имеет очень большое значение в анализе. Посуду можно считать чистой, если при выливании из нее воды на внутренних стенках не остается капель. Это хорошо видно, если после споласкивания дистиллированной водой посуду перевернуть вверх дном. Мытье химической посуды сводится не только к удалению загрязнений, но и к обезжириванию ее внутренних стенок.

Для выбора способа мытья посуды в каждом отдельном случае необходимо следующее:

    знать свойства загрязняющих посуду веществ;

    использовать растворимость загрязнений в воде (холодной или горячей), в растворах щелочей, различных солей или кислот, органических растворителях;

    использовать свойства окислителей, окислять в определенных условиях органические и неорганические загрязнения, разрушать их с образованием легко растворимых соединений;

    для мытья могут быть использованы все вещества, обладающие поверхностно-активными свойствами (мыло, синтетические моющие вещества, моющие глины и пр.);

    если загрязняющий посуду осадок химически стоек, для его удаления можно применить механическую очистку (при помощи ершей и пр.);

    для мытья посуды необходимо выбирать оптимальный по моющим качествам и по цене реактив.

    Нужно всегда помнить о технике безопасности и возможности несчастных случаев при мытье посуды, особенно если работающий не знаком со свойствами загрязнений. Каждый новый работник лаборатории должен быть ознакомлен с правилами техники безопасности.

Механические способы мытья применяют, если на стенках и дне посуды есть налет каких-либо солей или осадок. В этом случае используют ершик или щетку, предварительно смочив их водой. При работе с ершиком нужно следить, чтобы нижний конец его не ударялся о дно или стенки посуды, так как этим концом можно выбить дно или проломить стенку. Чтобы предотвратить возможность разбивания посуды металлическим концом ершика, на кончик его нужно надеть кусочек резиновой трубки подходящего размера. Посуду тщательно моют теплой водой, а затем 2 - 3 раза ополаскивают дистиллированной водой, для удаления солей, содержащихся в водопроводной воде. Выпускают машины для мытья лабораторной посуды.

Мытье паром используют, если посуда загрязнена жировыми веществами. Это самый эффективный способ мытья посуды. Редкое применение этого метода объясняется его длительностью. Если водой колбу можно вымыть за 5 - 10 минут, то для мытья паром потребуется не менее часа.

Для выполнения особо точных работ, посуду предварительно моют одним из обычных способов, а затем пропаривают 10 - 15 минут.

Мытье органическими растворителями (диэтиловый эфир, ацетон, спирты, бензин и т.д.) применяют для удаления смолистых и органических веществ, которые не растворяются в воде. Также можно использовать пары органических растворителей. Большинство органических растворителей огнеопасно, поэтому работать с ними необходимо вдали от огня. Промытую органическими растворителями посуду обрабатывают хромовой смесью или другими окислителями.

Мытье моющими средствами такими, как мыло, стиральные порошки, кальцинированная и питьевая сода, дает хороший эффект в сочетании с кусочками бумаги, которые механически удаляют приставшие загрязнения. Недопустимо для очистки посуды использовать песок, т.к. он наносит царапины, наличие которых снижает термическую устойчивость посуды.

Для мытья стеклянной и фарфоровой посуды известно несколько рецептов моющих смесей.

Хромовая смесь одно из лучших моющих средств. Для приготовления хромовой смеси используют концентрированную серную кислоту и дихромат калия (до 5% от массы). Дихромат калия растирают в фарфоровой ступке в порошок, переносят в фарфоровую чашку, добавляют серную кислоту и осторожно нагревают на водяной бане до полного растворения. Хромовая смесь является средством многократного использования. Признаком непригодности хромовой смеси является изменение цвета раствора из красно-оранжевого в зеленый.

При мытье хромовой смесью посуду вначале ополаскивают водой, затем наливают слегка подогретую хромовую смесь до 1/4 – 1/3 объема, и осторожно вращая посуду, смачивают ее внутренние стенки, после чего смесь выливают в ту же посуду, в которой она хранится. Посуду оставляют постоять некоторое время, после чего моют теплой водой, а затем два-три раза ополаскивают дистиллированной водой. Сильно загрязненные горлышки колб, пипеток и бюреток можно поместить в стакан и залить хромовой смесью на некоторое время. При работе с хромовой смесью необходимо использовать средства индивидуальной защиты, так как она вызывает сильные ожоги.

Использование хромовой смеси неэффективно, если посуда загрязнена парафином, керосином, минеральными маслами, солями бария.

Карбонат натрия ( Na 2 CO 3 ) применяют в виде концентрированного (30 – 40 %) раствора подогретого до 70° С. Это средство более безопасно в работе, но обладает меньшей эффективностью. После соды посуду многократно ополаскивают водопроводной водой, а затем 2 - 3 раза дистиллированной.

В качестве других окислителей для мытья посуды могут быть использованы смесь соляной кислоты и перекиси водорода; 5 % раствор перманганата калия.

Концентрированную серную кислоту и растворы щелочей (до 40%) используют для мытья посуды, если она загрязнена смолистыми веществами.

Чаще всего на практике используют смешанные способы мытья посуды.

Сушить посуду после мытья следует далеко не всегда. В некоторых случаях вымытую посуду перед использованием достаточно ополоснуть дистиллированной водой или раствором, для которого она предназначена. Если же посуда должна быть хорошо высушена, ее помещают в сушильный шкаф. Пользоваться посудой можно лишь после того, как она остынет и примет температуру рабочего помещения. Полиэтиленовую посуду сушат при комнатной температуре.