Сомнения в правильности чтения сур корана в намазе. Постоянные сомнения довели до того, что я перестала совершать намаз… Сомнения в намазе

Я думаю, что сама много всего накручиваю, делаю сложности, и не знаю, что с этим делать. Стараюсь сейчас не обращать внимание на всякие мысли , которые идут от шайтана . Не получается начать сделать омовение и читать намаз .

Но у меня есть желание читать намаз и я понимаю, что это нужно обязательно. Но вот уже некоторое время, а я никак не могу сделать даже полное омовение (гусль). Я начинаю думать, что не сделала правильно намерение и т.д. Начинаю делать и почему-то останавливаюсь. Хотя стремление к религии у меня есть. Ответьте, ради Аллаха . Заранее спасибо.

С точки зрения религии:

Относительно же того момента, когда у Вас возникают сомнения омыли ли Вы ту или иную часть тела, отвечу словами имама аль-Газали , который в книге «Ихьяу-улюми-д-дин» пишет, что в подобных случаях надо просто-напросто не обращать внимания на подобные сомнения . Чем больше Вы будете поддаваться таким сомнениям , тем сильнее и чаще они у Вас будут возникать. Единственное лечение этой болезни, по- другому и не назовёшь, просто не придавать ей значения. Например, во время омовения Вы помыли лицо, затем правую руку, а когда перешли на левую, у Вас возникли сомнения всю ли правую руку Вы помыли и помыли ли её вообще? В таких случаях просто надо продолжить своё омовение , помойте левую руку, протрите голову (масх), помойте ноги, и омовение готово и действительно!

Аналогично поступайте и в отношении намаза . Если Вы будете следовать этим советам, Вы избавитесь от этой болезни в кратчайший срок!

С точки зрения психологии:

Проблема, касающаяся навязчивых мыслей, носящих характер сомнений , довольно-таки распространённая и нередко имеет под собой серьёзную психологическую основу. Важен сам факт того, что они вообще появились, какова их цель и внутренняя природа. Скорее всего, эти наущения появились в Вашей жизни не просто так, вдруг. Обязательно должен быть некий случай, прецедент, с которого всё и началось. Это могло быть некое событие в жизни , разговор с человеком, способным хорошо убеждать или ещё что-либо, оставившее эмоциональный след.

То же самое касается и оставления Вами обязательной молитвы . Вероятнее всего, что Вы не оставили её в один день, а постепенно свели на нет, либо не стали продолжать совершать после тех дней, в которые женщине совершать намаз запрещено.

Однако всё это вовсе не означает, что проблему решить невозможно. На самом деле, всё находится в Ваших руках и силой собственной воли Вы сумеете сами себе помочь.

Самое главное, так это принять мысль о том, что все эти сомнения нужно попросту игнорировать, то есть относиться к ним так, будто они не несут в себе никакой рациональной информации. Вот, к примеру, совершая омовение , Вы начинаете задаваться вопросом: «А не напутала ли я чего-нибудь, может, лучше всё сделать сначала, для полной уверенности?», то не надо ничего переделывать, считайте, что всё сделано правильно и продолжайте продвигаться дальше. Дело в том, что как только Вы поддадитесь одному сомнению, то следом пойдут ещё и другие. Это цепная реакция, которую нужно просто обрывать. В современной психологии подобное явление известно под названием , с которым можно и нужно бороться.

Поймите одно, что только игнорируя эти сомнения , Вы сможете в короткие сроки полностью сот них избавиться. Это на самом деле намного легче, чем может показаться. Главное, правильно ориентировать себя. То же самое касательно намерения : зачем устраивать из этого сложный ритуал, ведь достаточно просто в сердце решить для себя, что именно Вы собираетесь делать, и следовать за этим.

Вообще, довольно часто навязчивые сомнения можно обнаружить у той категории лиц, которые страдают повышенной тревожностью в сочетании с неглубокими познаниями в религиозных вопросах.

Не осложняйте себе жизнь , относитесь чуть проще и всё у Вас обязательно наладится. С сегодняшнего же дня начните совершать молитвы и уже завтра Вы приблизите себя к полному избавлению от этих наущений.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Если человек начнет сомневаться в намазе, не имея возможности вспомнить, совершил он три ракаата или же четыре, то, в том случае, если эти сомнения не являются постоянным явлением для человека, то ему следует совершить намаз заново. Чтобы начать намаз заново лучше всего отдать приветствие сидя. Потому что согласно риваяту Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах!), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если кто-либо из вас начнется сомневаться в том, сколько ракаатов он совершил в намазе, то пусть совершит намаз заново».

Если такая забывчивость приходит к человеку часто, то ему следует завершать намаз, полагаясь на то, в чем он больше уверен. Если человек выбирает между тремя и четырьмя ракаатами, то пусть предпочтет то, в чем он больше уверен, так как если человек будет часто поддаваться этим сомнениям, то ему станет тяжело каждый раз совершать намаз заново. По этому вопросу, согласно риваяту Абдуллаха ибн Масуда (да будет доволен им Аллах!), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если кто-либо из вас станет сомневаться в намазе, то пусть выяснит истину и закончит намаз (полагаясь на эту истину). После этого пусть отдаст приветствие и совершит земной поклон дважды».

Согласно риваяту Абу Саида (да будет доволен им Аллах!), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

«Если кто-либо из вас начнет сомневаться в том, совершил ли он три или четыре рака"ата в намазе, то пусть отбросит сомнения и закончит намаз, опираясь на то, что он помнит точно. До приветствия пусть совершит два земных поклона! Если человек совершил пять ракаатов, то эти два поклона заступятся за него и его намаз. Если же он совершил нужное количество ракаатов, то эти два поклона станут причиной для отдаления шайтана от этого человека».

Тот, кто начнется сомневаться в количестве совершенных ракаатов, и не сможет прийти ни к какому решению, пусть возьмет минимальное число, в котором он уверен. Потому что в этом он будет точно уверен. Пусть этот человек совершает сидение в каждом ракаате, в котором посчитает нужным. Так он не упустит сидение, являющееся фарзом или ваджибом. Например, если человек совершает намаз из четырех ракаатов и не помнит, первый ли сейчас он выполняет ракаат или второй, то пусть обдумает вопрос и продолжает согласно этому. Если же это ни к чему не привело, то пусть продолжает намаз, считая, что совершил, как минимум, один ракаат. Однако, так как это может быть и второй ракаат, он совершает после него сидение. Потому что сидение после второго ракаата является ваджибом. Потом он встает и совершает еще один ракаат, после которого вновь совершает сидение.

Доказательство того, что нужно брать в расчет минимальное количество ракаатов в следующем: согласно риваяту Абдуррахмана ибн Ауфа (да будет доволен им Аллах!), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если кто-то из вас забудется в намазе, и не будет знать, совершил ли он один ракаат или два, то пусть считает, что совершил один; если не будет знать, совершил ли он два или три ракаата, то пусть считает, что совершил два; если не будет знать, совершил ли он три или четыре, то пусть считает, что совершил три, а потом, перед приветствием пусть совершить два дополнительных земных поклона».

Риваят приводимый Ибн Маджей еще более явно показывает, что «за основу следует брать то, в чем есть уверенность»: «Если кто-то из вас сомневается между одни и двумя, то пусть берет за основу один; если сомневается между двумя и тремя, то пусть берет за основу два; если сомневается между тремя и четырьмя, то пусть берет за основу три и пусть закончит намаз, опираясь на это, а страхи пусть останутся с тем, что больше. В сидении же пусть до приветствия совершит два земных поклона».

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Васвас (мн. васавис) – сомнение, возникающее в результате наущения (внушения, науськивания) сатаны (шайтана). Сомнения (васависы) бывают различных видов, и воздействуют они на человека по-разному. Некоторые из них встречаются чаще, чем другие, но причина у всех одна, и способ избавления от них тоже более или менее одинаков.

Следует отметить, что не каждый человек подвергается сомнению (васвасу), и некоторые люди подвергаются ему в большей степени, чем другие. Поскольку это наущение шайтана, человеку не следует беспокоиться и нужно научиться игнорировать подобное. В хадисе Посланник Аллаха ﷺ утешил нас, сообщив, что Аллах ﷻ не считает человека ответственным за сомнения (васависы), которые его тревожат, до тех пор пока он не будет действовать в соответствии с наущаемым или же не выразит это вслух («Сахих аль-Бухари», хадис №2528, передал Абу Хурайра).

Сатана навязывает человеку сомнение (васвас), чтобы отклонить его от совершенствования своей жизни и приближения к Аллаху ﷻ . Он использует их в различных сферах человеческой жизни. Перечислить все области жизнедеятельности практически невозможно, поэтому мы ограничимся перечислением наиболее распространенных сомнений (васависов).

1. Васависы, касающиеся Имана.

Иногда сатана досаждает человеку различными сомнениями в вере (имане). Тот начинает думать, что не является истинным мусульманином, или начинает сомневаться в Аллахе ﷻ и Его Пророке ﷺ , или у него появляются негативные мысли об Исламе, и он чувствует невероятную вину из-за этого: «Действительно ли я мусульманин? Как у меня могут появляться такие мысли об Исламе?» И так далее…

Хотя, на первый взгляд, все это может показаться серьёзным проступком, на самом деле, это признак веры (имана). В сборнике «Сахих Муслим» записано, что однажды группа сподвижников пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и пожаловалась ему, что у них имеются именно эти сомнения, и им стыдно даже рассказать их суть кому бы то ни было. Пророк ﷺ спросил у них: «Правда? У вас действительно появляются такие мысли?» Они ответили утвердительно. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Это явный признак Имана» («Сахих Муслим», хадис 357).

Когда Пророк ﷺ сказал: «Это явный признак имана» , – он подразумевал, что наличие таких сомнений – следствие того, что человек является истинным мусульманином. Только человек, в чьём сердце есть вера (иман), будет испытывать такие сомнения.

Чтобы понять это лучше, рассмотрим следующий пример. Вор не будет пытаться грабить дом, в котором нет ничего ценного, а только те дома, в которых есть ценные вещи и драгоценности. Аналогичным образом и сердце мусульманина – пристанище самого ценного и дорогого, что только может быть в этом мире и мире вечном (Ахират). Сатана будет вкладывать сомнение (васвас) только в те сердца, в которых имеется этот ценный дар – вера (иман), и он постарается сделать всё возможное, чтобы выбить человека из колеи и лишить его веры. Поэтому вместо того, чтобы беспокоиться и быть подавленным из-за этих сомнений (васвас), нужно благодарить Аллаха ﷻ за благословение веры (имана).

– Игнорируйте их. Богословы сообщили, что излечение подобных сомнений (васвас) – в их игнорировании. Когда человеку досаждают такие мысли, ему просто не нужно обращать на них внимания и следует заняться поминанием Господа (зикром) и возданием Ему хвалы (шукром).

– Произнесите три последние суры Корана («аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас») и воздержитесь от грехов. Возьмите в привычку произносить три суры Корана ежедневно после утреннего (фаджр) и вечернего (магриб) намазов (трижды каждую суру) и воздержитесь от всех видов запретного (харам), всей той литературы и иных вещей, которые могут вызвать такие сомнения. И самое важное: держитесь подальше от грехов, ведь грехи ослабляют нашу веру (иман) и дают сатане возможность взять верх над человеком.

– Читайте предписанные дуа: «А’узу билля hи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билля hи ва русули .

Иными словами, человеку, которого тревожат такие сомнения (васвас), беспокоиться не о чем. Эти сомнения – признак веры (имана), что в действительности является хорошим знаком, и следование указанному совету поможет укрепить веру.

2. Васависы, касающиеся действительности омовения.

Иногда человеку досаждают сомнения о действительности омовения, или сомнения в том, правильно ли он омыл ту или иную часть тела, или омыл ли он ее вообще? При таких сомнениях (васвас) можно увидеть, как он моет определённую часть тела в омовении снова и снова. Это наущения шайтана, чтобы человек растратил время и воду.

Методы борьбы с такими сомнениями:

– Игнорирование. Тот, кому досаждают такие сомнения (васвас), должен немедленно проигнорировать их.

– Читайте предписанные дуа: «А’узу билля hи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билля hи ва русули .

– Произнесите: «Ля иля hа иллялла . Имам Навави (да смилуется над ним Аллах) советовал, чтобы человек, страдающий от сомнений (васвас) в омовении, произносил: «Ля иля hа иллялла , ведь сатана покидает человека, занятого поминанием Аллаха ﷻ (зикром).

– Знайте, что сомнения не могут перевесить уверенность – нужно чётко и ясно осознать, что не дозволяется мыть части тела более трёх раз.

3. Васависы в отношении чистоты/нечистоты.

Иногда человеку досаждают сомнения в том, чист он или нет, нет ли чего-то нечистого на его одежде. До тех пор пока он не увидит или физически не почувствует, как что-то нечистое оказывается на нём, ему следует игнорировать такие сомнения (васвас), и следует знать, что это наущения шайтана. Если он не будет игнорировать сомнения, они станут только сильнее – вплоть до того, что человеку будет казаться, что он всё время нечист, что в итоге приведёт к тому, что он перестанет совершать намаз и другие богослужения (ибадат), считая себя нечистым. Это и есть цель шайтана, и он сделает всё, что в его силах, чтобы отвратить мусульманина от поминания Аллаха ﷻ .

Методы борьбы с такими сомнениями:

– Игнорируйте сомнение (васвас). Человек должен сказать себе, что он не видел и физически не ощущал нечистоту, а значит, сомнения во внимание принимать не может.

Несколько сподвижников сказали Пророку ﷺ , что они не уверены, пустили ли они газы в намазе. Он сообщил им, что их омовение и намаз действительны до тех пор, пока они физически не почувствуют или же не услышат звук.

– Прочтите предписанные дуа: «А’узу билля hи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билля hи ва русули .

4. Васависы, касающиеся истинджи (очищения после справления нужды).

Иногда человеку кажется, что он недостаточно очистился после справления нужды. Из-за этого он подолгу сидит в туалете, снова и снова омывая «нечистое» место, полагая при этом, что недостаточно очистился. Это тоже сомнение (васвас), введённое сатаной, которое приводит к тому, что человек растрачивает воду и проводит больше времени в среде обитания шайтана (т.е. в туалете).

Методы борьбы с такими сомнениями:

– Игнорируйте сомнение (васвас). После того как подмылись трижды и не осталось следов нечистоты, нет никакой надобности сомневаться в чистоте. Поэтому нужно игнорировать сомнения.

– Прочтите мысленно (про себя) «А’узу билля hи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билля hи ва русули .

– Знайте, что подмываться разрешается не более семи раз. Факихи постановили – подмываться более семи раз во время истинджи запрещено. Сунна – подмыться трижды, и этого достаточно. Однако в случае сомнения (васвас) разрешается подмываться до семи раз. Семикратное подмывание более чем достаточно, чтобы удалить нечистоты, и нет места сомнениям после седьмого подмывания. Если человек подмывается более семи раз, он получает грех за растрату воды.

– Взбрызнуть водой подмытое после омовения место. Если человек подвержен сомнениям насчёт недержания мочи, ему нужно взбрызнуть водой подмытое после омовения место и считать, что влажность - из-за чистой воды, а не из-за мочи.

Его имя.
. Его учеба.
. Его учителя.
. Его ученики.
. Его нрав.
. Его труды.
.
Критика.
. Лай собак.

Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. А затем:

Его имя:

‘Абду-Рахман Насыр бин Баррак ибн Ибраhим аль-Баррак. Его кунья: Абу ‘АбдиЛля.

Родился 1931 г. Все еще жив. Аллаh продлил ему жизнь. МашаАлла.

Это один из авторитетнейших ученых и специалистов в области вероубеждения в наше время. Автор прекраснейших трудов. Все ученые комитетах старейших и постоянного комитета знают его заслуги. Многие из них и вовсе его ученики. Салих аль-Фаузан взял от него много пользы. Муфтий КСА не исключение.

Его учеба:

Выучил Коран в 12 лет. Также он выучил наизусть книгу Ибн Хаджара «Булюгъ аль-Марам». Также выучил «Китаб ат-Таухид», «Усулю ас-Саляса», «Кашф аш-Шубуhат», «Къатр ан-Нада». «Альфия ибн Малика».

В с 1960 по 1963 преподавал в научном институте эр-Рияда. После этого переехал в факультет «шари’а». Затем преподавал в факультете вероубеждения и преподавал там аж до 1999 года.

Имам Ибн Баз предложил аль-Барраку занять места в управлении февт, но аль-Баррак отказался. Но Ибн Баз настаивал, и тогда аль-Баррак согласился лишь заменять Ибн База в управлении по фетвам.

Затем после смерти имама Ибн База, муфтий ‘Абдуль-‘Азиз али аш-Шейх предложил ему занять место для фетв, аль-Баррак отказался. После он вернулся в свою мечеть и преподавал там.

Я как-то раньше общался с его сыном Мухаммадом. Он был как посредник. Но потом потерял связь.

Его учителя:

Язык он взял у шейха ‘АбдуЛлы бин Мухаммада аль-Хулейми.

Коран читал шейху ‘Абду-Рахману ас-Салиму.

‘Абдуль-‘Азизу ас-Субейилю и Мухаммад бин Мукъбилю.

Также читал таухид другу Ибн База и ученику Мухаммада бин Ибраhима — Салиху ибн Хусейн аль-‘Иракъи

Также аль-Баррак взял много пользы от Ибн База, да помилует Всевышний их всех. Ибн База он сопровождал около 50 лет. Вдумайтесь, о умма Мухаммада! Мы родителей столько не сопровождаем!

Также учился у великого муфассира своего столетия Мухаммада аль-Амина аш-Шанкъити. Также у зама Ибн База ‘Абду-Раззакъа ‘Афифи.

Его ученики:

У него очень много учеников. Из них Мухаммад бин Салих аль-Мунаджид. Из них даже уважаемый муфтий и аль-Фаузан.

Профессора и деканы факультетов, многие из них выросли на лекциях и уроках шейха аль-Баррака. А как-же иначе, если глава комитета старейших взял много пользы у аль-Баррака, что уже говорить о деканах.

Выдающийся ученый ‘Абд аль-‘Азиз ар-Раджихи сильно хвалит его. Он тоже взял много пользы от аль-Баррака.

Примечательно, что аль-Баррак и ар-Раджихи, оба являются специалистами по вероубеждению ислама.

Его нрав:

Мухаммад Салих аль-Мунаджид передал, что шейх аль-Баррак очень хорошо ухаживал за своей матерью. Возможно это одно из причин, почему Всевышний дал ему такие знания и понимания.

Аль-Баррак даже прерывал урок из-за матери, чтобы выполнить ее поручения. Шейх аль-Баррак оставил несколько поездок в хадж, из-за матери. Таковы обладатели знания.

Иногда шейх аль-Баррак мог позволить себе улыбнуться и показать доброту в тот момент, когда ему задавали вопрос. Шейх прост в поведении.

Шейх аль-Мунаджид спросил Ибн ‘Усеймина: «У кого нам брать фетвы после вас». Шейх Ибн ‘Усеймин указал на троих:
— Салиха Аль-Фаузана.
— ‘Абд ар-РахIмана ‘Аль-Баррака.
— ‘Абдуль-‘Азиза ар-Раджихи.

Его труды:

  • Шарх аль-‘Акъида ат-Тадмурийя.
  • Шарх аль-‘Акъида ат-Тахауийя.
  • Шарх аль-‘Акъида аль-Уаситийя.
  • Фауаиды из сорока хадисов ан-Науауи.
  • Фауаиды из главы «Ракъаикъ» и «Таухид» имама аль-Бухари.

Навязчивые мысли в вере и сомнения во время совершения омовения и намаза – весьма широко распространённая проблема. Редко встретишь того, кто хоть раз в жизни не сталкивался с чем-то подобным. И если сомнения в религии приходят людям разных возрастных категорий, то сомнения во время поклонения, как правило, возникают у молодых людей . Рассмотрим наиболее распространённые виды сомнений в поклонении и Аллаха дадим практические советы для их устранения.

Сомнения во время посещения уборной

Посещение уборной для многих людей не столь лёгкое дело, поскольку из опасений тела и одежды каждое посещение для них чуть ли не как купание и стирка. Чувство, будто брызги мочи попали на ноги или одежду, не покидает их, и они начинают мыть ноги или застирывать нижнее бельё или подол одежды. И делают они это с каждым разом всё дольше и больше.

В книгах по фикху (мусульманское право), в разделе посещения уборной пишется, что не стоит придавать значения чувству попадания брызг на тело или одежду, если их не видно невооружённым глазом . Кроме того, богословы советуют тем, кто страдает навязчивыми во время посещения уборной, после справления нужды побрызгать одежду чистой водой, чтобы на выходе, увидев какие-то брызги, не принять их за брызги мочи. Вот таким нехитрым образом можно справиться с этим видом сомнений.

Сомнения во время совершения омовения

Порой можно заметить, как молодые люди совершают омовение, громко читая азкары, и моют части тела не по три раза, как велит , а десятки раз! То им кажется, что они не омыли орган, то не домыли до конца, то нарушили очерёдность обмывания частей тела (в шафиитском мазхабе соблюдение очерёдности обмывания частей тела – обязательно) и т. п. На совершение омовения, которое можно совершить за одну минуту, у них уходит порядка 10–15 минут, а порой даже больше получаса!

Когда сатане не удаётся заставить человека не совершать поклонения Аллаху, он пытается помешать человеку наущениями и сомнениями, доводя его до такого состояния, что в итоге тот оставляет это дело. Для наущений и вселения сомнений в совершающих омовение существует конкретный бес, которого зовут Валяхан.

И если сомнениям в других видах поклонения подвержены зачастую неграмотные в религии люди, то от участи сомнений во время совершения омовения не спасены даже начинающие мутаалимы (кто только-только начал изучать религиозные науки). Поскольку, если заглянуть в книги по фикху, можно обнаружить: когда есть сомнения относительно того, помыл ли часть тела вообще или помыл ли её полностью, – нужно снова помыть эту часть тела. Если во время совершения омовения возникли сомнения относительно намерения, было ли оно сделано или нет, – нужно начать совершение омовения сначала. А если сомнения возникли уже после завершения омовения (после того как помыл вторую ногу), то, будь они относительно намерения или же относительно части тела, например, руки – помыл её или нет, – им не нужно придавать никакого значения!

Стоит также отметить, что намерение делается сердцем, мысленно, и этого для действительности намерения вполне достаточно, а проговаривать его языком – желательно.

Сомнения во время совершения обязательного намаза

Ещё одним распространённым случаем являются сомнения во время совершения намаза: громко читают суру «аль-Фатиха» (алхам) и «Тшаххуд» (ат-тахийят), повторяют прочитанное по нескольку раз, забывают количество совершённых ракаатов (циклы намаза), снова и снова вступают в намаз, сомневаясь в намерении, и т. п. И если, совершая намаз в джамаате за имамом, им как-то с горем пополам удаётся это сделать, то самостоятельное чтение молитвы для таких людей чуть ли не пытка.

Неудивительно, что сомнения в намазе посещают довольно большое число людей, ведь намаз – самый важный столп Ислама, без соблюдения которого невозможно представить вообще саму религию . Посланник Аллаха (мир ему и благословение) уподобил молитвы столбу, опоре, сказав: «Намаз – это опора религии» («Канзуль-уммаль фи сунаниль-акваливаль-афаль"», № 18889).

الصلاة عماد الدين

В другом хадисе говорится: «Первое, за что будут отчитывать в Судный день раба, – это молитва . И если она окажется исправной, то раб спасётся и преуспеет, а если нет – потерпит крах и убыток» («Канзуль-уммаль», № 18877).

إن أول ما يحاسب به العبد يوم القيامة من عمله الصلاة فانصلحت فقد أفلح وأنجح ، وإن فسدت فقد خاب وخسر

Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять молитву. Зная важность и значимость молитвы, сатана и пытается всячески помешать исполнять её.

Здесь тоже, если заглянуть в книги по фикху, можно найти следующие нормы: если у человека во время совершения намаза возникло сомнение относительно намерения – было ли оно у него или нет, – молитву необходимо начать заново. Если молящийся засомневался, прочитал ли он суру «аль-Фатиха» или совершил ли какую-нибудь составную часть молитвы (рукн), например поясной поклон (руку’), – он должен вернуться к чтению «аль-Фатихи» или, в нашем примере, к поясному поклону и продолжить молитву оттуда. Если молящийся сомневается, совершил он 2 ракаата или 3, он должен решить, что совершил только 2, и продолжить молитву до нужного количества ракаатов. Если сомнения возникнут уже после завершения молитвы (после первого саляма) – на них вообще не нужно обращать внимания.

Как бороться с сомнениями в омовении и намазе?

Однако здесь нужно понимать, что эти нормы предназначены для здоровых (в правильном значении этого слова) людей, для тех, кто не страдает наущениями, навязчивыми сомнениями при каждом совершении омовения или намаза.

Самый эффективный способ для устранения этих сомнения – равнодушие к ним: нужно просто не обращать на них внимания. Допустим, засомневались, до конца ли помыли руку, – не мойте её снова, вместо этого продолжите омовение дальше. Чем больше верующий будет поддаваться таким сомнениям, тем сильнее и чаще они у него будут возникать. Единственное лечение этой болезни, по-другому и не назовёшь, – просто не придавать ей значения.

Например, во время омовения вы помыли лицо, затем правую руку, а когда перешли на левую, у вас возникли сомнения: всю ли правую руку вы помыли и помыли ли её вообще? В таких случаях просто надо продолжить своё омовение: помойте левую руку, протрите голову (масх), помойте ноги, и омовение готово и действительно!

Аналогично поступайте и в отношении намаза. Если вы будете следовать этому совету, вы избавитесь от этой болезни в кратчайший срок!

Сомнения в вере

Порой подобные мысли возникают у многих людей, в том числе и у мусульман. Таких сомнений не бывает лишь у пророков (мир им) и у избранных рабов Всевышнего – наставников (шейхов, устазов) и т. д.

Первое, о чём хочется сказать: навязчивые мысли, возникающие сами по себе, без нарочного осмысливания и размышления об Аллахе, не запретны, за это человек не впадает в грех. А целенаправленные домыслы об Аллахе, какой Он физически, представление какого-нибудь образа и т. п. – грешны и могут привести в неверие (куфр).

Стоит отметить, что такие мысли, как правило, посещают лишь тех мусульман, чья вера не крепка и не подкреплена логическими и религиозными доводами, которые приводятся богословами, о существовании Господа, Творца всего, что нас окружает, а также доводами, полученными путём сравнения того, что сказано в Коране, с последними научными открытиями. К счастью, на сегодняшний день в исламских магазинах, да и в Интернете, можно найти подобную литературу.

Человеку, у которого имеются подобного характера навязчивые мысли, следует больше общаться с соблюдающими мусульманами, богословами, посещать различные собрания, на которых говорят на религиозные темы (меджлисы) и т. п. При возникновении сомнения в отношении Аллаха, Его атрибутов и т. п. не держать это в себе, не пытаться самостоятельно прийти к чему-то, а спрашивать у богословов!

Совершать молитву в коллективе (джамаат-намаз), не спешить сразу же вставать после намаза и заниматься своими делами, а читать все желательные мольбы (азкары) и просить Всевышнего укрепить свой иман.