«Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова. Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта

Как известно, новость о роковой для Александра Сергеевича дуэли застигла Лермонтова в период болезни.

Событие до глубины души затронуло Лермонтова. «Смерь поэта» справедливо была признана возмущенным гласом всего передового общества России того времени: эта социальная группа негативно относилась к аристократии при дворе царя, которая и явилась действительной виновницей гибели гениального поэта.

До наших дней текст стихотворения дошел в двух частях: первая (до слов «А вы, надменные потомки…» ) является автографом; последующие же строки, составляющие вторую часть, сохранены лишь в копиях.

Анализ самого текста позволяет увидеть в нем несколько смысловых частей, блоков, каждый их которых посвящен отдельным аспектам одной общей тематики.

Так, стихи «Его убийца хладнокровно…» есть речь о Дантесе, французском монархисте, который совместно с придворной знатью травил Пушкина и в итоге стал его убийцей.

Во многих стихах произведения наблюдаются перекликания с произведениями Александра Сергеевича:

  • «Как тот певец, неведомый…» – здесь Лермонтов вспоминает о Ленском из «Евгения Онегина» ;
  • «Зачем от мирных нег…» – а здесь наблюдается осознанное переплетение с «Андреем Шенье»;
  • следует сказать и о сознательном заимствовании Лермонтовым выражений из «Кавказского пленника» . Речь идет о строке «Погиб Поэт! – невольник чести…» .

Наибольший интерес вызывает строка «А вы, надменные потомки» и следующие за ней стихи. Раевский, друг Лермонтова, способствовавший распространению стихов, свидетельствовал о том, что эта часть была написано несколько позднее остального текста. И в ней кроется реакция Лермонтова на попытки придворного окружения оправдать Дантеса и осквернить светлый образ Пушкина. В одном из списков стихотворения содержался список, в котором названы были некоторые фамилии тех, кому посвящены эти строки. Речь шла о той части аристократической прослойки, которая добилась положения благодаря проворству их отцов в свое время.

Но язвительная политическая острота, которой буквально пронизано все произведение, не осталась незамеченной. Как свидетельствовали современники, один из списков стихотворения доставили царю. В результате Лермонтов и Раевский были арестованы и привлечены к ответственности. В приговоре, вынесенном против них, устанавливалось:

Раевского месяц держать под арестом, а затем направить в Олонецкую губернию;

Лермонтова перевести в Нижегородский драгунский полк.

А полк этот в то время был в составе действующей армии. Так Лермонтов отправился на Кавказ…

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова

История создания стихотворения.

«На смерть поэта» было написано Лермонтовым сразу же при получении первых сведений о смертельном ранении Пушкина на дуэли. Оно стало быстро распространяться в обществе в списках. Активно участвовал в распространении произведения друг Лермонтова - С. Раевский.

Через некоторое время после похорон Пушкина выяснилось, что высшее общество и правительство защищают Дантеса и клевещут на , совершенно не принимая во внимание значение его таланта для России. Разгневанный Лермонтов добавляет к стихотворению еще 16 строф, наполненных резкой критикой против клеветников памяти Пушкина. Произведение получает резкий антиправительственный характер. получил его от анонима с надписью «Воззвание к революции».

Правительство немедленно принимает меры: переводится на Кавказ, а Раевский - в Олонецкую губернию, что означает для обоих опалу и ссылку.

Стихотворение произвело большой резонанс в образованной части общества. Его часто читали на вечерах и переписывали. В России оно впервые было не полностью напечатано в 1858 г.


Жанр стихотворения

Первая часть произведения представляет собой элегию, вторая, написанная позднее, содержит элементы сатиры и сарказма.

Основная идея стихотворения - поворот к зрелому периоду творчества Лермонтова. Он обращается к вопросу о противостоянии поэта, творца и толпы, черни. Трагическая смерть русского национального поэта и все, что с ней было связано, настолько потрясли Лермонтова, что он напрямую переходит к обличению высшего общества и нравов, царящих в его среде. Главным моментом является то, что Лермонтов уподобляет светскую знать невежественной массе, неспособной оценить величие отдельного человека.


Композиция

Стихотворение начинается с описания обстоятельств смерти Пушкина и его убийцы. Это описание постепенно переходит к чистой элегии: философскому размышлению о судьбе поэта, который напрасно вступил в «завистливый и душный свет». Завершается первая часть суровым подведением итогов: увенчанный «венцом терновым» поэт погибает. Ничего уже не изменишь, «на устах его печать».
Вторая часть - гневная обличительная речь. Она намного эмоциональнее и полностью направлена против «надменных потомков». Это - вынесение приговора всем, кто недооценивает роль гения.

Размер произведения меняется от трехстопного к четырехстопному ямбу.

Выразительные средства широко применяются Лермонтовым. Прежде всего это метафоры («невольник чести», «торжественный венок», «приют певца» и др.), эпитеты («затаившийся», «пламенных», «коварным»). Огромное значение, особенно во второй части, имеют антитезы. Лавровый венок гения противопоставляется терновому венцу Христа. «Простодушной дружбе» противоположен «завистливый и душный свет». Самая главная антитеза подводит итог всему произведению: «праведная кровь» - «черная кровь».
Особую эмоциональность второй части придает использование Лермонтовым возвышенных понятий: «Свобода, Гений и Слава», «Божий суд», «грозный Судия».

Главная мысль стихотворения заключается в неизбежном противостоянии правды, творческой свободы и серой массы, прикрывающейся купленными правами и законами. Лермонтов уверен, что весь обман и фальшь в конце концов откроются и справедливость восторжествует.

План анализ стихотворения Смерть поэта


  • История создания
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

Отмщенье, государь, отмщенье!

Паду к ногам твоим:

Будь справедлив и накажи убийцу,

Чтоб казнь его в позднейшие века

Твой правый суд потомству возвестила,

Чтоб видел злодеи в ней пример.

Погиб поэт!- невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит! ...

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

Стихотворение «Смерть поэта», выразившее глубокое потрясение, испытанное от известия о гибели А. С. Пушкина, принесло автору широкую известность, несмотря на то, что распространялось в списках.

Место стихотворения в творчестве поэта

Начиная с этого произведения в поэзии Лермонтова жанр социальной сатиры, лишенной комизма становится одним из преобладающих.

Главная тема стихотворения

Противостояние свободе слова

Лирический сюжет

Стихотворение начинается простой констатацией смерти Пушкина. Дальше говорится о причине смерти и отдается дань благородству, чести и гордости поэта.

Проблема стихотворения

Проблема свободы творчества

Композиция стихотворения

В первой части говорится о смерти поэта. Вторая содержит осуждение общества, противостоящего ему. Далее говорится об убийце Пушкина, Дантесе. Автор сравнивает поэта с его героем Ленским, также трагически погибшем на дуэли. Заканчивается стихотворение гневным обращением к виновникам смерти.

Лирический герой

Лирический герой, провидя в лице «невольника чести» лик божьего избранника, обвиняет власти в величайшем грехе. Допустив убийство, они стали палачами.

Преобладающее настроение, его изменение

Начало торжественное, затем грусть все больше нарастая, переходит в отчаяние. Далее в обратном порядке грусть постепенно утихает, и в конце прорывается гнев.

В стихотворении две части, первая из которых близка по жанровой характеристике к эпитафии. Последние шестнадцать строк превращают его в инвективу (форма литературного произведения, одна из форм памфлета, осмеивающего или обличающего реальное лицо или группу).

7 строф. Пятистишия, шестистишия и многостишия

Основные образы

Образ поэта создан с использованием романтических мотивов. Он одинок, устремлен к «светлому», высокому идеалу. Воплощение гордости, достоинства, свободы, смелости. Он восстал против судьбы и был побежден.

Свет, противостоящий «поэту», - это не только «молва», общество, но и несовершенный земной мир.

Образ убийцы. Россия для него чужая земля, над нравами которой он дерзко насмехается.

Лексика стихотворения

Используется много лексики высокого стиля, книжной: «светоч», «рок», «нег», «венец», «надменные», «пятою», «наперсники», «праведную».

Поэтический синтаксис

Много восклицательных и вопросительных предложений, обращений, использованы многоточия, причастные и деепричастные обороты, инверсия.

Изобразительные средства иносказания

Эпитеты: «гордой головой», «мелочные обиды», «пустое сердце», «миг кровавый»

Метафоры: «пустых похвал ненужный хор», «добыча ревности глухой»

Сравнения: «как светоч»

Звукопись

Повтор звонкого «р».

Четырехстопный ямб. Стопа двухсложная с ударением на втором слоге

Ритм и рифма. Способы рифмовки

1-я строфа: ABABC (чести – молвой – мести – головой – поэта)

2-я строфа: ABAC DCDE FEFG AGA

(обид – света – убит – рыданья

Хор – оправданья – приговор – гнали

Дар – раздували – пожар – мучений

Мог – гений – венок)

3-я строфа: ABAB CDDC EFFG E

(хладнокровно – нет – гений – пистолет

Издалека – беглецов – чинов – рока

Презирал – нравы – славы – кровавый)

4-я строфа: AABAB (могилой - милый – глухой – силой - рукой)

5-я строфа: AAABBA (простодушной – душный – страстей – ничтожным – ложным - людей)

6-я строфа: ABCD EFEF GAGA

(терновый – него – сурово – чело

Мгновенья – невежд – мщенья – надежд

Песен – опять – тесен – печать)

7-я строфа: ABAB CDCD EFEF GBGB

(потомки – отцов – обломки – родов

Трона – палачи – закона – молчи

Разврата – ждет – злата – наперед

Злословью – вновь – кровью – кровь)

Описание презентации М. Ю. Лермон товтов «Смерть поэта» История по слайдам

История создания Стихотворение «Смерть Поэта» написано 1837 году, сразу после смерти Пушкина, лишь только весть о ней облетела Петербург. Оно представляет собой лирический монолог, в котором гневная речь поэта-оратора состоит из резко меняющихся по своей ритмике отрывков.

«Смерть По та» ээ («Насмерть. Пушкина») - стихотворение Михаила. Лермонтова отрагическойгибели Александра. Сергеевича Пушкинаи винеобществавсмерти. Поэта.

«Смерть Поэта» Погиб поэт!- невольник чести – – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!. . Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Убит!. . к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор, И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь… — он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок….

«Чужой, случайный француз, приехал в Россию «На ловлю счастья и чинов заброшен…» «Смеясь, он дерзко презирал чужой страны язык и нравы, не мог щадить он нашей славы, не мог понять в СЕЙ МИГ КРОВАВЫЙ, НА ЧТО ОН РУКУ ПОДНИМАЛ!» Что же так напугало царя в стихотворении «Смерть поэта» ? Вокруг жены Пушкина давно ходила некрасивая молва о её измене мужу с белокурым красавцем французом Дантесом, эту молву раздували, преднамеренно унижая Пушкина, и эта толпа сплетников наблюдала за затравленным и униженным поэтом. Знала эта «толпа, стоящая у трона» , что в нём течёт горячая африканская кровь и, что Пушкина. это так не оставит, так и случилось: он вызывает Дантеса на дуэль, чтобы защитить свою честь и честь своей жены, семьи. Пуля оказалась смертельной. Общество сплетников и подстрекателей было потрясено этим исходом, не предвидя его такого конца, но что теперь рыдать: русского великого гения нет, он убит.

Тема: назначение поэта и поэзии. Идея: жизнь поэта трагична и связана с непониманием в обществе. Рифма: перекрёстная. Размер: двухсложный, ямб.

Художественные средства Эпитеты: мнения света, пустые похвалы, жалкий лепет, приговор судьбы, пустое сердце. Метафоры: угас поэт, увял гений, не вынесла душа. Инверсия: восстал он против мнений света.

Изобразительное искусство Стихотворение иллюстрировали А. А. Гурьев, Л. О. Пастернак. Музыкальное переложение На музыку стихи положили Ю. Я. Владимиров, Е. К. Голубев, А. С. Жак, Ю. Ф. Львова, и др. «Смерть поэта» стало стихотворением-памятником Лермонтову, создавшим ему громкую известность и проявившим его публичную позицию на социально-политическое положение России.

М.Ю. Лермонтов

«Смерть поэта»

Время создания

Основная часть «Смерти поэта» была написана 28 января 1837 года. Пушкин умер 29 января, но слухи о его гибели распространялись в Петербурге накануне. 7 февраля были написаны заключительные строки, которые начинаются словами «А вы, надменные потомки…». Эти строки Лермонтов адресовал людям, которые оправдывали поведение Дантеса и Геккерна. За дни, отделяющие первую часть стихотворения от заключительных строк, произошло много событий. Лермонтов сумел полнее оценить масштаб национальной трагедии и обоснованно обвинить высшую знать в гибели поэта.

Тема

Основные темы стихотворения: конфликт поэта и толпы, божественный дар поэта и его обречённость на гибель.

Главная мысль (идея)

Хотя речь в стихотворении идёт о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра и света со злом и жестокостью. Судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще. По мнению автора, причина гибели Пушкина в том, что светское общество не понимает «его свободный, смелый дар», вследствие чего поэт обречён на одиночество, которое не может вынести. Чуждый для поэта мир - причина его гибели.

Поэтика

Жанр - лирическое стихотворение, соединяющее черты элегии (первая часть) и сатиры (последние 16 строк). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, но во второй части он сменяется вольным (четырёх-, пяти-, шестистопным) ямбом, к которому Лермонтов часто прибегал в своей лирике.

В стихотворении выделяются три относительно самостоятельные части.

Первая часть - описание чувств, вызванных гибелью поэта. Его убийство - неизбежное следствие его давнего одинокого противостояния «свету». В первой строфе этой части изображён романтический образ Поэта.

Очень важен такой образ: «невольник чести». Это цитата из поэмы Пушкина «Кавказский пленник». В нём отражены биографические подробности смерти Пушкина. И в то же время речь идёт не столько о светской чести, сколько о чести поэта, не способного изменить своей правде, своему данному свыше дару. Таково понимание чести Лермонтовым.

Ещё одно ключевое слово второй строфы - «убийца». Он не противник, не неприятель, не дуэлянт. У убийцы «пустое сердце», он заброшен к нам «по воле рока», это не столько конкретное лицо, сколько исполнитель «приговора судьбы.

Следующая часть стихотворения - именно элегия, наполненная отсылками к пушкинским произведениям. Например, «сражённый, как и он, безжалостной рукой» - аналогия с Ленским.

Вторая часть построена на антитезах, противопоставляющих «светскую чернь» поэту. В ней слышна скорбь автора о преждевременной смерти поэта:

Убит!.. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Конец пятой строфы перекликается с первой: «жажда мести» - «жажда мщенья», «оклеветанный молвой» - «коварный шёпот насмешливых невежд», «угас светоч» - «приют певца угрюм».

Финальная часть стихотворения - гневная и обличительная речь, обращённая к «светской черни». Лирический герой прямо выражает своё отношение с помощью перифраз: «надменные потомки известной подлостью проставленных отцов», «жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!», «наперсники разврата».

Пафос стихотворения выражают такие приёмы: восклицания («Погиб поэт!», «Убит!»), повторы (значение «убит» повторяется в целом ряде слов: «пал», «угас, как светоч», «увял», «взят могилой», «сражённый», «умер», «замолкли звуки чудных песен»), переносы («он мучений / Последних вынести не мог», «Его убийца хладнокровно / Навёл удар»), паузы, повторы-подхваты («Один, как прежде … и убит! Убит!», «Что ж? Веселитесь…»), эпитеты («гордой головой», «свободный, смелый дар», «пустое сердце», «миг кровавый», «ревности глухой»); метафоры («пустых похвал хор», «жалкий лепет оправданья», «злобно гнали дар», «На ловлю счастья и чинов заброшен», «И прежний сняв венок - они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него»); сравнение («как светоч»).