Сколько этажей в подводной лодке. Самые большие подводные лодки в истории

XIX век ознаменовался рядом научно-фантастических предсказаний. Одним из таких, казалось, невероятным, проектом была подводная лодка «Наутилус», придуманная писателем Жюлем Верном. К тому моменту существовала лишь одна цельнометаллическая субмарина, с которой запускались ракеты – подводная лодка российского учёного Шильдера.
Однако уже вскоре технический прогресс всех стран был вынужден изготавливать подобные корабли в связи с нагрянувшими военными действиями. Во время Гражданской войны в США при помощи субмарины был потоплен первый корабль. Уже в Первую Мировую войну подводным флотом обладали все ведущие страны. Субмарины были признаны как эффективное орудие для ведения боевых действий.
С тех пор многое изменилось: субмарины стали выпускаться разных размеров, от самых небольших до гигантских, с собственными атомными реакторами на борту. Подводные лодки используют не только в военных целях, но и в мирных – в качестве исследовательских баз.

10. Астьют (Эстьют)

Субмарины класса «Астьют» эксплуатируются флотом Великобритании. На 2014 год эти подлодки являлись самыми передовыми из спроектированных в Англии. К 2018 году было завершено строительство 3 таких лодок, и ещё 4 готовятся к спуску на воду. В 2012 году испытания этих субмарин завершились успешно, и «Астьюты» продемонстрировали свою способность к эффективному запуску двух «Томагавков» одновременно, для успешного поражения цели.
Имена подлодок этого класса – Эстьют, Эмбуш, Артфул (на данный момент действующие), Одейшес, Ансон, Агамемнон (заложены и ожидают завершения) и Аякс (подписан контракт на выпуск).
Длина этих лодок достигает 97 м в длину, глубина погружения – 300 м, водоизмещение – 7 800 т. «Астьют» оснащён 6 ТА по 480 мм, ракетами типов «Томагавк» и «Гарпун» и дополнительными ТА калибром 533 мм.

9.

«Seawolf» — американский ответ советским крейсерам «Щука-Б» во время Холодной войны. Изначально было запланировано строительство двенадцати таких субмарин, однако, до 1998 года было запущено всего 3, после чего проект утратил свою актуальность.
Протяжённость корпуса «Сивулфа» — 107,6 м. Предельная глубина погружения – 600 м. Скорость движения лодок этого класса составляет 18 узлов. Надводное водоизмещение – 10 500 т, подводное – 12 200 т. Вооружение на этих кораблях включает в себя 8 ТА 660 мм, торпеды и ракеты типа «Томагавк».

8. Кондор

«Кондор» является первой из гигантских субмарин на вооружении российского флота. К 2018 году на вооружении нашей армии стоят два крейсера «Кондор», длина каждого из которых составляет 110,5 м.
Корпус «Кондоров» выполнен из титанового сплава, который гораздо легче и прочнее стандартных металлов, что позволяет кораблю погружаться на большие глубины, в сравнении с предшественницами, и делать это гораздо незаметнее для вражеской разведывательной аппаратуры.
Действуют два представителя этого типа подлодок: «Зубатка» и «Окунь». В будущем планируется модернизация обоих кораблей на ЦС «Звёздочка». Это означает полный ремонт и отладку систем субмарин, а также установку новейших навигационных систем и комплекса крылатых ракет «Калибр».
Предельная глубина погружения «Кондора» — 600 м. Подлодки этого класса могут развивать скорость до 35 узлов под водой. Водоизмещение –10 400 т. Вооружение «Кондора» состоит из 6 ТА 533 мм, торпед и крылатых ракет типа «Гранат», а также 8 переносных зенитных ракетных комплексов «Игла» и «Игла-1».

7.

Несмотря на то, что «Щука-Б» несколько уступает «Кондору» в длине (111,7 м), она несколько «грузнее», имея свыше 13 метров в ширину. «Щука-Б» — советская разработка, одна из крупнейших атомных подводных лодок на момент своего выпуска. В отличие от собранных позднее «Кондоров», «Щука» имеет стальной корпус.
Проект 971 существовал с 1983 по 2001 год, перейдя в юрисдикцию Российской Федерации. За период своего выпуска проект претерпел несколько пересмотров и внесённых изменений. В результате модификации «Щуки» получили названия «Нерпа», «Гепард» и другие, а на западе их называют «Improved Akula».
К 2018 году осталось 4 действующие субмарины этого класса. На их вооружении стоит по 4 ТА 650 мм и 2 – по 533 мм, ракетные комплексы Калибр-ПЛ и «Стрела-ЗМ». Предельная глубина погружения «Щуки» — 600 м, водоизмещение 12 700 т.

6.

Одна из немногих стран Европы, имеющих на вооружении гигантские субмарины – Франция. Подлодки класса «Триумфан» строились в период с 1989 по 2009 годы. На воду было спущено 4 из запланированных 6 единиц.
Длина каждой составляет 138 метров. Предельная глубина погружения – более 400 м. Оснащение – четыре торпедных аппарата 533 мм, 10 торпед, 8 крылатых ракет типа Exocet SM39. Водоизмещение – 14 300 т.

5.

Четыре субмарины класса «Вэнгард» стоят на вооружении Британского флота. Это атомные гиганты длиной почти 150 метров, строительство которых началось в девяностые годы прошлого столетия.
Борт «Вэнгардов» оснащён четырьмя ТА калибра 533 мм, шестнадцатью ракетами Trident II D5 и торпедами. Предельная глубина погружения – 400 м. Соответствие надводного и подводного водоизмещения – 15 100 и 15 900 т.

4. Дельта

«Дельта» — не отдельный класс, а собирательное название серии атомных субмарин, разработанных в СССР. В «Дельту» вошли подлодки серий «Кальмар», «Дельфин», «Мурена» и «Мурена-М».
Самая совершенная из модификаций «Дельты» — «Дельфин» имеет длину 167,4 м. Было построено 7 «Дельфинов», 5 из которых до сих пор находятся на вооружении российского подводного флота.
«Дельта» оснащена 4 ТА 533 мм, 12 торпедами, 16 баллистическими ракетами и до 8 зенитно-ракетных комплексов «Игла» и «Игла-1». Предельная глубина погружения – до 650 метров. Надводное водоизмещение – 11 700 т, подводное – 18 200 т.

3.

«Огайо» — самые крупные подлодки, стоящие на вооружении США. На сегодняшний день они активно патрулируют границы страны, проводя под водой до 60% времени. При этом подлодки этой серии довольно старые – первая из них была спущена на воду в 1081 году. Длина ядерного гиганта «Огайо» составляет 170,7 м.
«Огайо» за счёт своих огромных размеров способна перевозить больше 20 ракет типа Трайдент II и свыше 150 ракет типа «Томагавк». Для запуска снарядов на «Огайо» предусмотрены 4 ТА 533 мм. Водоизмещение Огайо составляет 18 800 т.

2.

«Борей» несколько уступает «Огайо» в протяжённости корпуса (170 м), зато почти на метр шире, за счёт чего имеет большее водоизмещение. Это российская подводная лодка, являющаяся одной из самых передовых разработок в мире. До 2027 года Россия планирует запуск 14 кораблей этого типа. Планируется, что «Борей» заменит «Дельты» и «Акулы», речь о которых пойдёт дальше.
«Борей» может развивать скорость движения до 29 узлов. Водоизмещение «Борея» — 24 000 т. Оснащение субмарины – 6 ТА 533 мм, 6 средств гидроакустического противодействия калибра 324 мм, торпеды, крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр», а также 16 ПУ комплекса «Булава». «Борей» поистине можно назвать смертоносным.

1. Проект 941 «Акула»

Крупнейшая из существующих субмарин – отечественная «Акула», известная на Западе как «Тайфун». «Акулы» были разработаны в ходе Холодной войны для противодействия американской угрозе. Длина этого стального ядерного хищника – 172,8 м. Надводное водоизмещение – свыше 23 000 т., подводное – 48 000 т. Стратегическое назначение проекта заключалось в длительной «засаде» за полярным кругом, откуда по плану должны были быть запущены баллистические ракеты по вражеским берегам.
«Акулы» были построены для длительного автономного плавания. В высоту эти корабли сравнимы с современными девятиэтажными домами. Внутри каждого крейсера из Проекта 941 располагались пять жилых блоков, в которых экипаж имел доступ к тренажёрным залам, бассейнам и даже настоящей бане. Обстановка и меблировка помещений больше походили на роскошную гостиницу, чем на военный объект. Даже дверные проёмы в помещениях подводных гигантов были полноразмерными, в отличие от большинства других подводных лодок.
Всего было построено шесть кораблей из серии Проекта 941. К сожалению, просуществовали они недолго – менее чем через 10 лет они были списаны из-за высоких расходов на их содержание. На данный момент на плаву остаётся лишь одна модифицированная субмарина из этой серии – «Дмитрий Донской». Она служит для испытания баллистических ракет типа «Булава».

June 18th, 2015

23 сентября 1980 года на судостроительной верфи города Северодвинска, на гладь Белого моря была спущена первая советская подводная лодка класса «Акула» . Когда корпус ее был еще в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше ее никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой». Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы. На Западе же лодке присвоили кодовое имя «Typhoon ». Впоследствии Тайфун ом эту лодку стали называть и у нас.

Так, сам Леонид Ильич Брежнев , выступая на XXVI съезде партии, заявил: «Американцами создана новая подводная лодка „Огайо “ с ракетами „Трайдент “. Аналогичная система - „Тайфун “ имеется и у нас».

Фото 2.

В начале 70-х годов в США (как писали западные СМИ, «в ответ на создание в СССР комплекса Delta») началась реализация крупномасштабной программы «Трайдент», предусматривающей создание новой твердотопливной ракеты с межконтинентальной (более 7000 км) дальностью, а также ПЛАРБ нового типа, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности. Корабль водоизмещением 18.700 т обладал максимальной скоростью 20 узлов и мог выполнять ракетные пуски на глубине 15-30 м. По своей боевой эффективности новая американская система оружия должна была значительно превзойти отечественную систему 667БДР/Д-9Р, находившуюся в то время в серийном производстве. Политическое руководство СССР потребовало от промышленности «адекватного ответа» на очередной американский вызов.

Тактико-техническое задание на тяжелый атомный подводный ракетный крейсер-проект 941 (шифр «Акула») - было выдано в декабре 1972 г. 19 декабря 1973 г. правительство приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и строительству нового ракетоносца. Проект разрабатывался ЦКБ «Рубин», возглавляемым генеральным конструктором И.Д. Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора С.Н. Ковалева. Главным наблюдающим от ВМФ был В.Н. Левашов.

«Перед конструкторами стояла непростая техническая задача — разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая, — рассказывает генеральный конструктор проектов ЦКБ МТ «Рубин» С.Н. Ковалев. — После множества проработок ракеты решено было расположить между двумя прочными корпусами. Аналогов такому решению в мире нет». «Такую лодку мог построить только Севмаш», — говорит начальник управления Министерства обороны А.Ф. Шлемов. Строительство корабля велось в самом большом эллинге — цехе 55, которым руководил И.Л. Камай. Применяли принципиально новую технологию постройки — агрегатно-модульный метод, что позволило значительно сократить сроки. Сейчас этот метод применяется во всем, и подводном и надводном кораблестроении, но для того времени это был серьезный технологический прорыв.

Фото 3.

Фото 4.

Бесспорные эксплуатационные преимущества, продемонстрированные первой отечественной морской баллистической ракетой на твердом топливе Р-31, а также американский опыт (к которому в советских высших военных и политических кругах всегда относились с большим уважением) обусловили категорическое требование заказчика оснастить подводный ракетоносец 3-го поколения твердотопливными ракетами. Применение таких ракет позволяло существенно сократить время предстартовой подготовки, устранить шумность ее проведения, упростить состав корабельного оборудования, отказавшись от ряда систем — газоанализа атмосферы, заполнения кольцевого зазора водой, орошения, слива окислителя и т.п.

Предварительная разработка нового межконтинентального ракетного комплекса для оснащения подводных лодок началась в КБ Машиностроения под руководством главного конструктора В.П. Макеева в 1971 году. Полномасштабные работы по РК Д-19 с ракетами Р-39 были развернуты в сентябре 1973 г., практически одновременно с началом работ над новой ПЛАРБ. При создании этого комплекса впервые была предпринята попытка унификации ракет подводного и наземного базирования: Р-39 и тяжелая МБР РТ-23 (разрабатываемая в КБ «Южное») получили единый двигатель первой ступени.

Фото 7.

Уровень отечественных технологий 70-80-х годов не позволял создать твердотопливную баллистическую межконтинентальную ракету большой мощности в габаритах, близких к габаритам предшествующих жидкостных ракет. Рост размеров и веса оружия, а также массогабаритные характеристики нового радиоэлектронного оборудования, увеличившиеся по сравнению с РЭО предшествующего поколения в 2,5-4 раза, привели к необходимости принятия нетрадиционных компоновочных решений. В результате был спроектирован оригинальный, не имеющий мировых аналогов тип подводной лодки с двумя прочными корпусами, расположенными параллельно (своеобразный «подводный катамаран»). Кроме всего прочего, подобная «сплющенная» в вертикальной плоскости форма корабля диктовалась ограничениями по осадке в районе Северодвинского судостроительного завода и ремонтных баз Северного флота, а также технологическими соображениями (требовалось обеспечить возможность одновременной постройки двух кораблей на одной стапельной «нитке»).

Следует признать, что выбранная схема являлась в значительной мере вынужденным, далеко не оптимальным решением, приведшим к резкому увеличению водоизмещения корабля (что дало повод к возникновению иронического прозвища лодок 941-го проекта - «водовозы»). В то же время она позволила повысить живучесть тяжелого подводного крейсера за счет разнесения энергетической установки по автономным отсекам в двух раздельных прочных корпусах; улучшить взрыво- и пожаробезопасность (удалив ракетные шахты из прочного корпуса), а также размещение торпедного отсека и главного командного поста в изолированных прочных модулях. Несколько расширились и возможности по проведению модернизации и ремонта лодки.

Фото 8.

При создании нового корабля была поставлена задача расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до предельных широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения. Для пуска ракет из-под арктического «ледового панциря» лодка должна была всплывать в полыньях, проламывая ограждением рубки лед толщиной до 2-2,5 м.

Летные испытания ракеты Р-39 проводились на опытовой дизель-электрической подводной лодке К-153, переоборудованной в 1976 году по проекту 619 (она была снабжена одной шахтой). В 1984 году, после серии интенсивных испытаний, ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39 был официально принят на вооружение ВМФ.

Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех - самый большой крытый эллинг в мире.

Первым ТАПКР, вступившим в строй 12 декабря 1981 г., командовал капитан 1 ранга А.В. Ольховников, удостоенный за освоение столь уникального корабля звания Героя Советского Союза. Предполагалось строительство крупной серии тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта и создание новых модификаций этого корабля с увеличенными боевыми возможностями.

Фото 9.

Однако в конце 80-х годов по экономическим и политическим соображениям от дальнейшей реализации программы было решено отказаться. Принятие этого решения сопровождалось острыми дискуссиями: промышленность, разработчики лодки и часть представителей ВМФ выступали за продолжение программы, в то время как Главный штаб ВМФ и Генеральный штаб ВС выступали за прекращение строительства. Главная причина заключалась в сложности организации базирования столь крупных подводных кораблей, вооруженных не менее «внушительными» ракетами. В большинство существующих пунктов базирования «Акулы» просто не могли войти из-за их стесненности, а ракеты Р-39 могли транспортироваться почти на всех этапах эксплуатации лишь по железнодорожной колее (по рельсам они подавались и на причал для погрузки на корабль). Погрузка ракет должна была осуществляться специальным сверхмощным краном, являющимся уникальным в своем роде инженерным сооружением.

В результате было решено ограничиться строительством серии из шести кораблей проекта 941 (т. е. одной дивизии). Недостроенный корпус седьмого ракетоносца - ТК-210 - был разобран на стапеле в 1990 году. Следует заметить, что несколько позже, в середине 90-х годов, прекратилась реализация и американской программы строительства подводных ракетоносцев типа «Огайо»: вместо планировавшихся 30 ПЛАРБ ВМС США получили лишь 18 атомоходов, из которых в строю к началу 2000-х годов решено оставить лишь 14.

Фото 10.

Конструкция подводной лодки 941-го проекта выполнена по типу «катамаран»: два раздельных прочных корпуса (диаметром 7,2 м каждый) расположены в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Кроме того, имеется два отдельных герметичных капсулы-отсека - торпедный отсек и расположенный между главными корпусами в диаметральной плоскости модуль управления, в котором находится центральный пост и размещенный за ним отсек радиотехнического вооружения. Ракетный отсек находится между прочными корпусами в передней части корабля. Оба корпуса и капсулы-отсеки соединены между собой переходами. Общее число водонепроницаемых отсеков -19.

У основания рубки, под ограждением выдвижных устройств, расположены две всплывающие спасательные камеры, способные вместить весь экипаж подводной лодки.

Отсек центрального поста и его легкое ограждение смещены в сторону кормы корабля. Прочные корпуса, центральный пост и торпедный отсек выполнены из титанового сплава, а легкий корпус - из стали (на его поверхность нанесено специальное гидроакустическое резиновое покрытие, повышающее скрытность лодки).

Корабль имеет развитое кормовое оперение. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части корпуса и выполнены убирающимися. Рубка снабжена мощными ледовым подкреплениями и крышей округлой формы, служащей для взламывания льда при всплытии.

Фото 11.

Для экипажа лодки (состоящего в своей большей части из офицеров и мичманов) созданы условия повышенного комфорта. Офицерский состав разместили в относительно просторных двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования воздуха, а матросов и старшин - в маломестных кубриках. Корабль получил спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, сауну, салон для отдыха, «живой уголок» и т. п.

Энергетическая установка 3-го поколения номинальной мощностью 100.000 л. с. выполнена по блочному принципу компоновки с размещением автономных модулей (унифицированных для всех лодок 3-го поколения) в обоих прочных корпусах. Принятые компоновочные решения позволили уменьшить габариты ЯЭУ, увеличив при этом ее мощность и улучшив другие эксплуатационные параметры.

ГЭУ включает два водоводяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 (по 190 мВт каждый) и две паровые турбины. Блочная компоновка всех агрегатов и комплектующего оборудования, помимо технологических преимуществ, позволила применить и более эффективные меры по виброизоляции, снижающие шумность корабля.

Атомная энергетическая установка оснащена системой безбатарейного расхолаживания (ББР), которая автоматически вводится в действие при исчезновении электропитания.

Фото 12.

По сравнению с предшествующими атомными подводными лодками существенно изменилась система управления и защиты реактора. Внедрение импульсной аппаратуры позволило контролировать его состояние при любом уровне мощности, в том числе и в подкритическом состоянии. На компенсирующие органы установлен механизм «самохода», который при исчезновении электропитания обеспечивает опускание решеток на нижние концевики. При этом происходит полное «глушение» реактора, даже при опрокидывании корабля.

Два малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага установлены в кольцевых насадках. В качестве резервных средств движения имеется два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт, которые подключаются к линии главного вала посредством муфт.

На борту лодки установлено четыре турбогенератора по 3200 кВт и два дизель-генератора ДГ-750. Для маневрирования в стесненных условиях корабль оснащен подруливающим устройством в виде двух откидных колонок с гребными винтами (в носовой и кормовой частях). Винты подруливающего устройства приводятся в движение электродвигателями мощностью по 750 кВт.

При создании подводной лодки проекта 941 огромное внимание было уделено снижению ее гидроакустической заметности. В частности, корабль получил двухкаскадную систему резино-кордовой пневматической амортизации, были внедрены блочная компоновка механизмов и оборудования, а также новые, более эффективные звукоизолирующие и противогидролокационные покрытия. В результате по гидроакустической скрытности новый ракетоносец, несмотря на свои гигантские размеры, значительно превзошел все ранее построенные отечественные ПЛАРБ и, вероятно, вплотную приблизился к американскому аналогу - ПЛАРБ типа «Огайо».

Фото 13.

Подводная лодка оснащена новым навигационным комплексом «Симфония», боевой информационно-управляющей системой, гидроакустической станцией миноискания МГ-519 «Арфа», эхоледомером МГ-518 «Север», радиолокационным комплексом МРКП-58 «Буран», телевизионным комплексом МТК-100. На борту имеются комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами».

Цифровой гидроакустический комплекс типа «Скат-3», интегрирующий четыре гидролокационные станции, способен обеспечивать одновременное слежение за 10-12 подводными целями.

Выдвижные устройства, расположенные в ограждении рубки, включают два перископа (командирский и универсальный), антенну радиосекстана, РЛК, радиоантенны системы связи и навигации, пеленгатор.

Лодка оснащена двумя всплывающими антеннами буйкового типа, позволяющими принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на большой (до 150 м) глубине или подо льдами.

Ракетный комплекс Д-19 включает 20 твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями Д-19 (РСМ-52, западное обозначение - SS-N-20). Старт всего боекомплекта осуществляется двумя залпами, с минимальными интервалами между пусками ракет. Ракеты могут запускаться с глубины до 55 м (без ограничений по погодным условиям на поверхности моря), а также из надводного положения.

Фото 14.

Трехступенчатая МБР Р-39 (длина - 16,0м, диаметр корпуса - 2,4 м, стартовая масса - 90,1 т) несет 10 боевых блоков индивидуального наведения мощностью по 100 кг каждый. Их наведение осуществляется посредством инерциальной навигационной системы с полной астрокоррекцией (обеспечено КВО порядка 500 м). Максимальная дальность пуска Р-39 превышает 10.000 км, что больше дальности американского аналога - «Трайдент» С-4 (7400 км) и приблизительно соответствует дальности «Трайдент» D-5 (11.000 км).

Для минимизации габаритов ракеты двигатели второй и третьей ступеней имеют выдвижные сопловые насадки.

Для комплекса Д-19 создана оригинальная стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой установки на самой ракете. В шахте Р-39 находится в подвешенном состоянии, опираясь специальной амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС) на опорное кольцо, расположенное в верхней части шахты.

Фото 15.

Пуск выполняется из «сухой» шахты с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД). В момент старта специальные пороховые заряды создают вокруг ракеты газовую каверну, значительно уменьшающую гидродинамические нагрузки на подводном участке движения. После выхода из воды АРСС отделяется от ракеты при помощи специального двигателя и уводится в сторону на безопасное расстояние от подводной лодки.

Имеется шесть 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания, способных применять практически все типы состоящих на вооружении торпед и ракето-торпед данного калибра (типовой боекомплект - 22 торпеды УСЭТ-80, а также ракето-торпеды «Шквал»). Вместо части ракетно-торпедного вооружения на борт корабля могут приниматься мины.

Для самообороны подводной лодки, находящейся в надводном положении, от низколетящих самолетов и вертолетов имеется восемь комплектов ПЗРК «Игла» («Игла-1»). В зарубежной печати сообщалось о разработке для подводных лодйк 941-го проекта, а также ПЛАРБ нового поколения, зенитного ракетного комплекса самообороны, способного применяться из подводного положения.

Фото 16.

Все шесть ТАПРК (получивших западное кодовое наименование Typhoon, быстро «прижившееся» и у нас) были сведены в дивизию, входящую в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок. Корабли базируются в Западной Лице (бухта Нерпичья). Реконструкция этой базы для размещения на ней новых сверхмощных атомоходов началась в 1977 году и заняла четыре года. За это время была построена специальная причальная линия, изготовлены и доставлены специализированные пирсы, способные, по замыслу конструкторов, обеспечить ТАПКР всеми видами энергоресурсов (однако в настоящее время по ряду технических причин они применяются как обычные плавучие пирсы). Для тяжелых ракетных подводных крейсеров Московским конструкторским бюро транспортного машиностроения был создан уникальный комплекс средств погрузки ракет (КСПР). В его состав вошел, в частности, двухконсольный кран-погрузчик козлового типа грузоподъемностью 125 т. (в строй введен не был).

В Западной Лице расположен и береговой судоремонтный комплекс, обеспечивающий обслуживание лодок 941-го проекта. Специально для обеспечения «плавучего тыла» лодок 941-го проекта в Ленинграде на Адмиралтейском заводе в 1986 году был построен морской транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» (проект 11570) полным водоизмещением 11.440 т, имеющий 16 контейнеров для ракет Р-39 и снабженный 125-тонным краном.

Фото 17.

Однако уникальную береговую инфраструктуру, обеспечивающую обслуживание кораблей 941-го проекта, удалось создать лишь на Северном флоте. На Тихоокеанском флоте до 1990 года, когда программа дальнейшего строительства «Акул» была свернута, ничего подобного соорудить так и не успели.

Корабли, каждый из которых укомплектован двумя экипажами, несли (и, вероятно, продолжают нести и сейчас) постоянное боевое дежурство даже во время нахождения на базе.

Боевая эффективность «Акул» в значительной степени обеспечивается за счет постоянного совершенствования системы связи и боевого управления морскими стратегическими ядерными силами страны. К настоящему времени эта система включает каналы, использующие различные физические принципы, что повышает надежность и помехозащищенность в самых неблагоприятных условиях. В состав системы входят стационарные передатчики, транслирующие радиоволны в различных диапазонах электромагнитного спектра, спутниковые, самолетные и корабельные ретрансляторы, мобильные береговые радиостанции, а также гидроакустические станции и ретрансляторы.

Огромный запас плавучести тяжелых подводных крейсеров 941-го проекта (31,3%) в сочетании с мощными подкреплениями легкого корпуса и рубки обеспечил этим атомоходам возможность всплытия в сплошном льду толщиной до 2,5 м (что неоднократно проверялось на практике). Патрулируя под ледяным панцирем Арктики, где существуют особые гидроакустисческие условия, снижающие даже при самой благоприятной гидрологии дальность обнаружения подводной цели посредством наиболее современных ГАС всего до нескольких километров, «Акулы» являются практически неуязвимыми для противолодочных атомных подводных лодок США. Авиационными средствами, способными осуществлять поиск и поражение подводных целей сквозь полярный лед, Соединенные Штаты также не располагают.

Фото 19.

В частности, «Акулы» несли боевую службу подо льдами Белого моря (первой из «941-х» такой поход совершил в 1986 г. ТК-12, на котором в ходе патрулирования при помощи ледокола была осуществлена замена экипажа).

Рост угрозы со стороны прогнозируемых средств ПРО потенциального противника потребовал усиления боевой живучести отечественных ракет в процессе их полета. В соответствии с одним из прогнозируемых сценариев, противник мог попытаться «ослепить» оптические астронавигационные датчики БР при помощи космических ядерных взрывов. В ответ на это в конце 1984 года под руководством В.П. Макеева, Н.А. Семихатова (система управления ракеты), В.П. Арефьева (командные приборы) и B.C. Кузьмина (система астрокоррекции) были начаты работы по созданию стойкого астрокорректора для баллистических ракет подводных лодок, способного восстанавливать свою работоспособность через несколько секунд. Разумеется, у противника оставалась возможность осуществлять ядерные космические взрывы с интервалом через каждые несколько секунд (в этом случае точность наведения ракеты должна была значительно снизиться), однако такое решение было трудноосуществимо по техническим соображениям и бессмысленно — по финансовым.

Фото 20.

Усовершенствованный вариант Р-39, по своим основным характеристикам не уступающий американской ракете «Трайдент» D-5, был принят на вооружение в 1989 году. Кроме повышенной боевой живучести, модернизированная ракета обладала увеличенной зоной разведения боевых блоков, а также повышенной точностью стрельбы (использование космической навигационной системы ГЛОНАСС на активном участке полета ракеты и на участке наведения РГЧ позволило достичь точности, не меньшей, чем точность МБР РВСН шахтного базирования). В 1995 г. ТК-20 (командир капитан 1 ранга А. Богачев) выполнила ракетную стрельбу с Северного полюса.

В 1996 г. из-за нехватки средств были выведены из боевого состава ТК-12 и ТК-202, в 1997 г. - ТК-13. В то же время дополнительное финансирование ВМФ в 1999 году позволило значительно ускорить затянувшийся капитальный ремонт головного ракетоносца 941-го проекта - К-208. За десять лет, в течение которых корабль находился в Государственном центре атомного подводного судостроения, проведена замена и модернизация (в соответствии с проектом 941 У) основных комплексов вооружения. Ожидается, что в третьем квартале 2000 г. работы будут полностью завершены, и после окончания заводских и ходовых приемно-сдаточных испытаний, в начале 2001 года, обновленный атомоход вновь вступит в строй.

Фото 21.

В ноябре 1999 г. из акватории Баренцева моря с борта одной из ТАПКР 941-го проекта были выполнены стрельбы двумя ракетами РСМ-52. Интервал между пусками составил два часа. Головные части ракет с высокой точностью поразили цели на Камчатском полигоне.

По сообщениям отечественной печати, существующие планы развития стратегических ядерных сил России предусматривают проведение модернизации кораблей пр. 941 с заменой ракетного комплекса Д-19 на новый. Если это соответствует действительности, «Акулы» имеют все шансы сохраниться в строю и в 2010-х годах.

В дальнейшем возможно переоборудование части атомоходов 941-го проекта в транспортные атомные подводные лодки (ТАПЛ), предназначенные для перевозок грузов по трансполярным и кроссполярным подледным маршрутам, кратчайшим путем связывающим Европу, Северную Америку и страны АТР. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек будет способен принимать до 10.000 т груза.

Фото 22.

По состоянию на 2013 год из 6 построенных при СССР кораблей 3 корабля проекта 941 «Акула» утилизированы, 2 корабля находятся в ожидании на утилизацию, и один модернизирован по проекту 941УМ.

В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999-2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990-2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава». При испытании «Булавы» было принято решение отказаться от ранее используемой процедуры испытаний.
18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство - с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство - 2002 год), а также переоборудованный под « Булаву» К-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».

Рассматривается вариант переоборудования их для размещения крылатых ракет по аналогии с перевооружением ВМС США подводных лодок типа «Огайо». 28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Тайфуны», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Варианты переоборудования трёх оставшихся кораблей в транспортные подлодки по проекту ЦКБМТ «Рубин» или подлодки-арсеналы крылатых ракет отвергнуты по причине чрезмерной дороговизны работ и эксплуатации.

На совещании в Северодвинске вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.

В феврале 2012 года в СМИ появилась информация, что основное вооружение АПЛ типа «Акула», ракеты РСМ-52, были утилизированы не полностью, и до 2020 года возможен ввод в строй лодок «Северсталь» и «Архангельск» со стандартным вооружением на борту.

В марте 2012 года появилась информация из источников министерства обороны РФ, что стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» не будут модернизировать по финансовым соображениям. По словам источника, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подводных лодок проекта 955 «Борей». Подводные крейсера ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» не будут модернизироваться в свете недавно принятого решения, ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжит применяться в качестве испытательной платформы для систем вооружения и гидроакустических комплексов до 2019 года.

Фото 24.

Интересные факты:

  • Впервые размещение ракетных шахт впереди рубки осуществлено на лодках проекта «Акула»
  • За освоение уникального корабля звание Героя Советского союза было присвоено Командиру первого ракетного крейсера капитану 1 ранга А. В. Ольховникову в 1984 году
  • Корабли проекта «Акула» занесены в книгу рекордов Гинеса
  • Кресло командира в центральном посту находится в неприкосновенности, исключения нет ни для кого, ни для командиров дивизии, флота или флотилии и даже министра обороны. Нарушивший эту традицию в 1993 году П. Грачев во время посещения «Акулы» был награжден неприязнью подводников.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

А вот и . Вот тут несколько спорное звание и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Олегу Кулешову показалось мало обойти вокруг тяжелого атомного ракетного крейсера ТК-208 «Дмитрий Донской». Специально для «Защищать Россию», вместе с фотоаппаратом, он полез внутрь самой большой подлодки в мире.

Чтобы попасть внутрь крейсера, нужно войти через выпуклость в рубке, которую называют «прилив». Пройдя несколько трапов вверх, сухопутный посетитель оказывается под командирским мостиком у верхнего рубочного люка.

Верхний рубочный люк ведет прямо на главный командный пункт (ГКП), он же центральный пост. ГКП встречает множеством мониторов, пультов управления рулями, общекорабельными системами, ракетным и радиотехническим вооружением. Это - мозг корабля. Фотографировать здесь нельзя. Если по коридору пройти дальше, можно попасть в кают-компанию.

Когда подводная лодка в море, здесь питаются офицеры. Когда лодка стоит у причала, в кают-компании проходят различные совещания, а также просмотр фильмов.

С осени 2007 года в кают-компании ТК-208 находится экспозиция, посвященная Куликовской битве. Она появилась благодаря шефству над АПЛ «Дмитрий Донской» Государственного музея-заповедника «Куликово поле» в Тульской области.

Куликовская битва состоялась в сентябре 1380 года. Несмотря на то, что до конца монголо-татарского ига оставался еще ровно век, именно битва, заставившая войска Мамая повернуть вспять, положила начало освобождению Руси.

По легенде на битву, состоявшуюся в междуречье Дона и Непрядвы, русского князя Димитрия Ивановича, позднее получившего прозвище Донской, благословил Сергий Радонежский.

В экспозиции представлены наконечники стрел русских воинов XIV века, а также колчан со стрелами.

Булава из экспозиции не просто экспонат, а важный инструмент, с помощью которого проводят обряд посвящения в подводники. «Дмитрий Донской» является единственным подводным крейсером, где булава заменяет традиционную кувалду в обряде.

Обряд посвящения проходит каждый, кто впервые погрузился под воду, независимо от должности и звания. «Перворазнику» необходимо выпить плафон (0,3−0,5 л) забортной морской воды. После этого он должен поцеловать булаву (на обычных субмаринах ее заменяет раскачивающаяся кувалда). Самое главное - не получить по зубам (для этого надо целовать булаву/кувалду на излете). Исполнивший виртуоз получает удостоверение подводника и - в зависимости от настроя экипажа - презент в виде воблы, хотя бывают и памятные печати на обеих половинах мягкого места.

Подводник, служивший на аналогичной «Дмитрию Донскому» «Северстали», вспоминает, что обряды проходили всегда весело: «…бесстрашные турбинисты целовали кувалду, обмазанную смазкой пожирнее. Устраивали в море концерты и театрализованные представления - на Северном полюсе Нептун с русалкой и чертями ходили по лодке и раздавали всем удостоверения о покорении полюса». 5 апреля 2000 года верховному главнокомандующему России Владимиру Путину, находящемуся на борту АПЛ К-18 «Карелия», предложили стакан забортной воды с глубины 50 м. Президент с улыбкой выслушал: «Вас приветствует Нептун, царь морей, большой шалун», выпил залпом и закусил сушкой. Кувалду предлагать не рискнули.

Для физического отдыха экипажа внутри лодки есть салон, спортивный зал, солярий, сауна, обшитая дубовыми досками, бассейн 4×2 и глубиной 2 метра, который может заполняться как пресной, так и забортной водой с возможностью подогрева.

Подводники ходят в сауну постоянно, но чаще на базе. В море режим службы всегда напряженный - не до саун.

В бассейне, когда лодка в море, вода забортная, а в базе только пресная.

В салоне командира три помещения. Первое - зал для переговоров.

Второе - каюта командира.

В каюте Олега Цыбина висит Андреевский флаг, под которым тогда капитан второго ранга совершил первый выход в море в должности командира.

Третье помещение в салоне капитана - каюта флагмана (или старшего на борту).

Удивительно, но на АПЛ «Дмитрий Донской» есть своя фотолаборатория.

Напротив фотолаборатории висит 4-й номер фотогазеты «Перископ». Делает ее редколлегия в составе одного человека.

Флота подлодок, первые два места заняли российские (советские) субмарины, передает .

Топ-5 самых больших подлодок в истории по версии издания выглядит следующим образом:


1. Проект «Акула». Водоизмещение 48 тыс. тонн.

«Самый большой подводный крейсер мира. Спроектирован ЦКБ "Рубин". Строительство серии 941 было начато в 1976 г. Всего с 1981 по 1989 гг. на "Севмаше" было построено шесть лодок этого проекта. Сейчас в боевом составе ВМФ РФ только тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской"», – говорится в статье.

2. Проект "Борей". Водоизмещение 24 тыс. тонн.

«Стратегические атомные ракетоносцы класса "Борей" спроектированы в ЦКБ морской техники "Рубин" в 1980-х гг. В составе флота РФ три подводных крейсера, еще четыре находятся в стадии строительства. Всего до 2021 г. запланировано построить восемь таких ракетоносцев, причем пять из них – модернизированного проекта 955А».

3. Проект Ohio. США. Водоизмещение 18 750 тонн.

«Проект Ohio – серия из 18 американских стратегических атомных подлодок третьего поколения, вошедших в строй с 1981 по 1997 г. Лодки отличались от предшественников повышенным боевым потенциалом и улучшенной скрытностью. Составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США».

4. Проект "Мурена"/Delta II. Водоизмещение 18 200 тонн.

«Класс субмарин типа "Мурена" (Delta по классификации НАТО) был создан во времена холодной войны, их задачей считались удары по американским промышленным и военным объектам». Всего имеется 4 подкласса: Проект 667Б (Delta I, принят на вооружение в 1972 г), 667БД (Delta II), 667БДР "Кальмар" (Delta III).

5. Проект Vanguard. Великобритания. Водоизмещение 15 900 тонн.

«Весь ядерный арсенал Соединенного Королевства размещен на четырех субмаринах класса Vanguard. Они находятся на базе Клайд в Шотландии. Построены лодки в 1990-х гг., и пришли на смену устаревшим кораблям типа Resolution, фактически являясь их дальнейшим развитием».

Во время холодной войны, в 70-е годы между СССР и США началась очередная гонка за то, кто первый овладеет атомным подводным флотом. Наличие подобного дало бы значительное преимущество той или иной стороне. И именно благодаря упорству конструкторов, подгоняемых военными силами, на свет родилась самая большая подводная лодка .

Американцы утвердили свои позиции за счет атомного ракетного крейсера под названием «Огайо», который в наличии имел около 24 ракет с ядерными боеголовками. Это заставило взяться российских умельцев за более мощный проект, получивший название 941 «Акула», однако иностранные СМИ окрестили его «Тайфун».


До сих пор подлодка, ставшая самой большой в мире, считается наиболее успешным и масштабным проектом, что когда-либо был реализован на территории СССР. Она имела в себе 19 отсеков, каждый из которых был доступен для посещения. Предусмотрено было даже всплытие в невероятно холодных условиях, то есть из-подо льда, что объясняет мощные уплотнение рубки и ее хорошо продуманную защиту.


Самая большая атомная подводная лодка не зря получила такое звание, ведь в длину занимает свыше 173 метров. Наиболее ярким примером, приводимым для соотношения размеров, является футбольное поле. В длину «Тайфун» занимает две такие спортивные площадки. Но впечатлить успел и своим водоизмещением – более 50 тысяч тонн, а это в два раза больше, чем у «Огайо» созданного американскими мастерами.


Сопоставимы они были лишь в скорости – 24 узла могла развить и та, и та подлодка в максимальных своих потугах. Касательно автономности «Огайо» точных данных нет, но вот русское творение могло находиться в водах мировых океанов не менее полугода, без дозаправки и потребности пополнять запасы провизии. Все было включено и предусмотрено.


В движение «Тайфун» приходил лишь благодаря двум ядерным реакторам, которые вырабатывали необходимую энергию для соответствующих каждой из них турбин. Экипаж, обслуживающий корабль, состоял из 150 людей, значительная часть которых была офицерами. Для них были созданы наилучшие условия – обширные каюты на две или четыре персоны. Персональные небольшие кубрики и помещения имели матросы. Стоит учесть, что даже в них, в каждом имелись свои умывальники и телевизоры. Большую часть времени экипаж проводил за вахтой, а в свободные периоды имел возможность отправиться в спортзал, посетить сауну или бассейн, которыми внутри была обустроена подлодка.


В случае тревоги и поступившего указания о том, что боевые действия разрешены, враг мог бы ощутить на себе поочередный взрыв двух десятков ядерных ракет, которые без труда бы превратили в одно сплошное выжженное место сразу несколько прибрежных Американских штатов. Именно из-за этого некогда «Акула» была переименована в «Тайфун». Стоит учесть, что кроме ракет обшитая сталью лодка так же имела в своем распоряжении около трех десятков торпед.


Изготовлено в рамках проекта 941 было, начиная с 1976 по 1988 год, ровно шесть таких подводных конструкций, каждая из которых до сих пор пригодна для действий. Трое эксплуатируются, две находятся в запасе и одна позволяет проводить испытания новых разрабатываемых орудий.