Сказки рассказы о посуде продуктах. Такая разная посуда. Пальчиковая гимнастика «Помощник»

Говорила вилка ложке:
У меня четыре ножки.
Мною можно есть котлеты,
Рыбу, мясо и омлеты.
Правда, у меня немножко
Иногда сгибают ножки.
Отвечала вилке ложка:
У меня большая ножка,
Но всерьёз, не понарошку
мною борщ едят, окрошку.
И меня для первых блюд
В ресторанах подают.
Но, бываю иногда
не в своей тарелке я.
Д. Злочевский

Девица вилка так была шустра,
Остра на язычок, совсем не как сестра.
И чтоб её исправить,
На ложку вилку мы решили переплавить.
Но слишком рано веселились -
Пиры в домах вдруг прекратились.
Без вилки на столе уж нет
Ни рыбы, ни жаркого, ни котлет,
Ни овощей и ни маслин -
Остался только суп один.
Л. Слуцкая

Посмотрите, что за чудо,
Вроде ложка, но без дна.
И колючая,однако,
Как заборчик и пила.
Всё понятно - это вилка,
Ею надо лишь колоть.
Подобрать и сунуть в ротик,
А потом – жевать - жевать.
Держим вилку, так как ложку,
Только пальчик подопрём.
Чуть надколем, чуть подденем,
И жуём, жуём, жуём.
Ковыряться ей не надо,
В зубки тоже ей не лезть.
Вы ж послушные ребята,
Вилкой можно только есть
А. Коломатченко

Вилка с ложечкой гремели
Спор решить они хотели
Кто управится скорей
С кашей манною моей
Я, визжала вилка, я!
Каша будет вся моя
Нет, ответила ей ложка
Ты берешь совсем немножко
Я быстрее кашу съем
Это уж известно всем
Т. Казырина

А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!
В.Берестов

Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!

Ложка – труженик простой,
Кран подъёмный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.
Поднимай быстрее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.
Доедай всё сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,
Чтобы ручки, глазки, ушки
Подрастали у Андрюшки.
И.Храмова

Я дружу немножко
Со столовой ложкой.
Только ротик открываю,
Ложка с кашей заезжает,
Плюх! Ко мне на язычок,
Щёчки дружно чмок-чмок-чмок!
Все довольны: я, мой ротик
И мой сытенький животик!
Л. Разумова

Вот и сладкий творожок,
Сьешь-ка ложечку, дружок!
- Творожок, конечно, сьем!
А вот ложки я не ем!
Т. Цыбульская

Тарелка – ах!
Тарелка – ух!
Из тонкого фарфора.
Белей, чем самый белый пух
И ярче светофора.
Е. Евсеева

Говорит кокетка-Чашка:
- Всех милей я.
Правда, Сашка?
Ты не знаешь, невзначай,
Как без чашки выпить чай
Сок, напитки, молоко...
Нет, без Чашки нелегко.
И прошу я о почтеньи.
Выпил чай и съел печенье?
А теперь меня помой.
Вот спасибо, дорогой!

Чашку моем от микробов.
Мы за ними смотрим в оба.
Спасем тебя мы,чашка -
Чумазая бедняжка.
Т. Томпакова

Выпив чаю на дорожку,
Вадик моет чашку с ложкой.
Любит чашечку Вадим,
И она довольна им!

Весела сегодня Лена,
Просто необыкновенно!
Ведь из этой чашки чайной
Вкусен чай необычайно!

Подарили чашку Косте.
Костя в ней души не чая,
Ходит с чашкой даже в гости,
Чтобы выпить чашку чая!

Подтолкнула Чашка Чашку:
- Ах! Вы видели бедняжку?
Где каёмка? Где узор?
- Нет узора?! Вот позор!
-Что за форма?!Что за цвет?!
- Да ещё и ручки нет!
- Прямо скажем, явный брак!
В этой Чашке всё не так!
Неприлично долговяза -
То ли Чашка, то ли Ваза,
То ли странной масти кружка...
- Фи! Она нам не подружка!
Отодвинув, ненароком,
Их своим гранёным боком,
Встряла Чашка- Великан:
- Я не Чашка! Я стакан.

Чайник по-гусиному шипит,
Белую вытягивает шею.
Он с утра торопится-спешит, -
Значит точно, к завтраку успеет.
Е. Шендрик

* * *

Чайник ставлю на плиту,
А потом сижу и жду.
Жду, когда он закипит
Громко, громко засвистит,
Чтоб скорей к нему бежали
И конфорку выключали.
Новый чайник мы купили,
В электричество включили.
Ждать теперь не надо нам -
Выключается он сам.
Е. Головичнер

Закипела в нём вода.
Развела руками Шура:
Поднялась температура.
Может, в чайнике пожар?
И как дым струится пар.
Может, капельки дерутся,
И из носика плюются?
Ну, а может, в самом деле,
В нём микробы угорели?
Прогоняет навсегда
Их из чайника вода.
Г. Рукосуева

Чайник громко засвистел -
Чашки задрожали,
Чайник чуть не улетел,
Еле удержали.
И сказал он: чу-чу-чу-у,
Насвистелся - не хочу!
И хотя вздыхаю тяжко,
Мне не надо ко врачу.
Подставляй скорее чашки:
Сладким чаем угощу!
С. Ширяев

воспитатель ГБДОУ№18 красногвардейского района

методический материал

Такая разная посуда

Вид проекта: Информационно - ориентированный, творческий.

Краткосрочный (один день)

В рамках среднесрочного проекта «Старинная и современная посуда».

Тематический день « Веселая посуда»

(старшая группа)

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация» - беседы, общение. «Познание» - познавательные беседы, дидактические, развивающие игры.
«Чтение художественной литературы» - разучивание стихотворений, считалок, потешек.
«Физическая культура» - комплекс гимнастики на каждый день, пальчиковая гимнастика, подвижные игры.

Задачи :

  • Закрепить знания детей о старинной и современной посуде.
  • Упражнять детей в умении применять свои знания в новых условиях, на новом материале, в ходе игровых упражнений и заданий.
  • Способствовать развитию у детей логического мышления, умению разрешать проблемные ситуации.

Утренний прием детей.

(Беседа с родителями, детьми, игровая деятельность, дежурство).

Утренняя гимнастика:

Направлена на решение оздоровительных задач:

Укрепление, повышение функционального уровня систем организма.

Развитие физических качеств и способностей детей.
Создаёт бодрое эмоциональное настроение.

Комплекс утренней гимнастики « Веселая посуда»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

  1. И.П. - ноги слегка расставить, руки вниз.
  2. 1-2 - руки через стороны вверх, хлопок.
  3. 3-4- И.П.
  4. То же с подъемом на носки.

повторить 8 раз.

И.П. - ноги на ширине плеч, руки за спину.

1-2 - наклон вперед, не сгибая ноги, руки вперед, голова прямо.

То же, руки в стороны, назад.

Повторить 6 раз

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный он начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

И.П.- ноги на ширине плеч. Руки за головой.

1- наклон вправо, одновременно руки поднять вверх.

3-4-то же в другую сторону.

Повторить 5-6 раз

И.П.- стоя на коленях. Руки в стороны.

1-2 - поворот вправо. Правой рукой коснуться левой пятки.

Повторить 4-раза

И они побежали лесочком,

Поскакали по пням и по кочкам,

А бедная баба одна,

И плачет, и плачет она,

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушел.

И.П- основная стойка.

Подскоки: 20 подскоков на правой ноге, 20 на левой ноге.

Чередовать с ходьбой.

Завтрак

Организованная образовательная деятельность

«Такая разная посуда»

Программное содержание:

Закрепить познания детей о посуде, называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану. Правильно строить предложения. Полно отвечать на вопросы. Развивать память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме. Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.

Оборудование: Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, опорная схема для составления описательных рассказов «посуда», разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.

Ход занятия:

Ребята, у меня в шкатулке спрятаны загадки. Они очень хотят, что бы вы их отгадали и выпустили к нам в группу. Отгадаем?

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон.

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы.

Глубокая и мелкая

Зовут ее ……….

(тарелкою)

3. На кухоньке нашей,

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны

(кастрюля)

4. На кухне ей всегда почет,

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды,

На кухне без ……..

(сковороды)

5. Лишь для хлеба создана,

Бережет его она.

(хлебница)

6. Ее за ручку мы берем,

Чай, кофе из нее мы пьем.

7. Сама не ем,

А людей кормлю.

8. Они сделаны из стекла,

И предназначены для чая, сока, молока

(стаканы)

9. Имеет четыре зуба,

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

10. Новая посуда, а вся в дырках

(дуршлаг)

Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки? Правильно, о посуде!

Давайте вспомним, какая бывает посуда.

Как называется та посуда, из которой мы пьем чай?

Чайная посуда.

Из которой мы кушаем?

Столовая.

Как называется посуда, в которой готовят?

Кухонная посуда.

Вот такая разная посуда бывает.

А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется:

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень туго.

Мы бы тут же из людей,

Превратились в дикарей,

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду,
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты,
В ней готовят сотни блюд,
Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

Как она называется?

Федорино горе.

Кто написал эту сказку?

К.И.Чуковский

Какие сказки он еще написал?

Почему вся посуда убежала?

Потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Вот она, Федора Егоровна пришла сегодня к нам. (Воспитатель достает куклу Федору) И пока посуда убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка - какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.

Проводится игра «Собери посуду».

(Развивать умение анализировать и синтезировать образное мышление. пространственное восприятие, воображение, логику. Упражнять в составлении целой картинки из частей).

Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник...)

Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте внимательно посмотрим на свои картинки, и их сравним. В

Игра «Сравни».

(Развитие логического мышления, памяти. Развитие речевой активности).

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды?

(Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Чем кувшин отличается от бутылки?

(У кувшина есть ручка).

3. Что едят из глубокой тарелки?

(Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

4. Что едят из мелкой тарелки?

(Из мелкой тарелки едят…….).

5. Чем отличается чайная ложка от столовой?

(Чайная ложка короче и не такая глубокая).

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки?

(У ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).

Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?».

(Развивать память, внимание, речь, упражнять в употреблении прилагательных, развивать речевую активность) .

Ложка из дерева - деревянная.

Чашка из фарфора - фарфоровая.

Ваза из хрусталя - хрустальная.

Терка из металла - металлическая.

Графин из стекла - стеклянный.

Сковорода из чугуна - чугунная.

Миска из глины - глиняная.

Нож из стали - стальной.

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун».

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд,

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот,

руки на поясе,

повороты туловища

вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

Эй, люди, я с вами чай пить хочу.

прыжки на месте

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду».

(Развитие логического мышления, памяти. Развивать речевую активность)

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем в …

Молоко нальем в …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Сок налили …

Селедку …

Конфеты к чаю у нас …

Ну, а теперь самое время помочь бабушке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Игра «Четвертый лишний».

(Развивать умение выделять лишнее слово. Объяснять свой выбор)

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, что лежит в сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нем, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)

Название предмета посуды

Из чего сделана посуда.

Как используют.

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

4. сковорода

Ну, заглянули мы с вами в сундук Федоры, помогли ей с посудой. Ребята, а чем закончилось произведение «Федорино горе»? Да, она исправилась.

Уж не буду, уж не буду,

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду,

И любить и уважать!

А как вы своей маме дома помогаете?

А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.

Музыкальная деятельность (по плану музыкального руководителя)

Подготовка к прогулке.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания.

Прогулка

Цель прогулки: организовать и провести интересную, разнообразную деятельность детей на свежем воздухе.

Наблюдения за погодой.

Цель наблюдения: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в середине весны.

Ход наблюдения

Уходит снег в апреле,

Уходит, не вернешь,

Все звонче птичьи трели,

Все радостней галдешь,

Детишек - солнца зайчик,

Пытаются схватить,

И лишь сосулька плачет,

Ей хочется дожить,

До лета. Как тот ветер,

Что мимо пролетел,

Ей песенку о лете чудесную пропел,

О нем она всю зиму,

Мечтала на весну,

Возьму и в морозилку,

Сосульку отнесу,

Когда же час настанет,

Ее я разбужу,

Из холода достану,

И лето покажу.

После чтения стихотворения воспитатель спрашивает детей: О каком месяце говорится в стихотворении? А какая погода обычно в апреле? Что стало чаще появляться на небе? Предложить детям подобрать слова (прилагательные) для описания погоды сегодня (ясная, теплая, солнечная и т. д.)

Трудовая деятельность

Цель:

Закреплять умение трудиться сообща.

Воспитывать трудолюбие.

Воспитатель предлагает собрать на участке палочки, веточки, прутики на участке, они нам понадобятся для того, чтобы выложить из них различную посуду (дети выкладывают вилку, чашку, кастрюлю и т.д). Развитие сообразительности, воображения.

Ребята сравнивают, рассматривают, что у них получилось, дают советы. Воспитатель предлагает собрать все веточки и положить их в мешок, что бы на участке было чисто.

Воспитатель предлагает детям поиграть, организовывает игры.

Подвижная игра « Затейники».

Развивать у детей фантазию, формировать умение выражать в движении задуманный образ, обогащать двигательный опыт детей.

Дети фантазируют и изображают, как бы двигался самовар, чашки, блюдца.

Дети поиграли, и занимаются самостоятельной деятельностью в домике, на паровозике, с игрушками, играют в посудку, в кафе.

Индивидуальная работа.

«Быстро возьми. Быстро положи»

Совершенствовать умение детей выполнять игровые действия, соблюдать общий темп игры, выполнять задания водящего. Развивать ловкость, внимание, сообразительность, способность распределить внимание.

По считалке выбирается водящий.

Чашка, ложка,

Большая поварешка.

Сколько еды,

Водящий выходи.

В середине круга посуда, дети встают в круг. Водящий дает задания: Саша бери чайник и беги к Насте, отдай его и беги обратно, Паша возьми кружку и беги к Насте, Настя налей чай в кружку (придумывание различных действий).

Поиграли, а теперь надо собрать игрушки и посуду, складываем без снега и песка посуду, посуда любит быть чистой, а то пока вы спите, она убежит от вас, как от Федоры убежала. Дети прибирают игрушки, строятся, воспитатель проверяет наличие детей, и идут в детский сад.

Возвращение с прогулки.

Подготовка к обеду.

Обед

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол,

Никому отказа нет,

Подан каждому обед.

Подготовка к дневному сну, дневной сон.

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры.

Гимнастика после сна:

Улетели сны в окошко,

Убежали по дорожке,

Давно пора вставать.

Сон закончился - встаем!

Но не сразу,

Сначала ручки проснулись,

Потянулись.

С боку на бок повернулись,

И на спинку все легли,

Потянулись как могли,

Выпрямляются ножки,

Поплясали немножко,

Ручки вверх и ножки вверх,

Пошалить сейчас не грех.

Пальчиковая гимнастика:

«ТАРЕЛКА»

Вот тарелка для Валерки рисуют руками большой круг.

Желтые колечки указательными пальцами рисуют

маленькие круги.

Для котлеты, для пюре загибают на левой руке пальчики.

Для блинов, для гречки правой рукой, начиная с

большого.

Полдник

После полдника воспитатель предлагает детям пройти на тематический досуг в зал, где детям покажет небольшой фильм и расскажет про способы изготовления старинной посуды

(закрепить знания детей о посуде, продолжать знакомить детей со способами изготовления стариной посуды)

Деревянная посуда, изготовленная нашими мастерами по традиционным технологиям, не только красива, но и практична. Тарелки, ложки и кружки из кедровой древесины предназначены для повседневного использования. Такая посуда не должна пылиться на полках, ведь она способна подарить теплую атмосферу семейным обедам и ужинам.

Аромат кедра сделает кухню или столовую уютной. В кедровой посуде пища хранится дольше, не теряя вкуса и полезных свойств. Даже наоборот: кедр делает самую обычную еду полезной, вкусной и ароматной.

Посуду из натурального дерева приятно поставить даже на праздничный стол. Липовая и кедровая посуда создает гармонию, укрепляет здоровье, улучшает настроение.

После досуга, дети проходят в группу. Воспитатель предлагает сюжетно-ролевую игру « Ждем гостей».

Предложить детям обыграть различные ситуации, выступая в роли хозяев и гостей, закреплять знания о сервировке стола, назначении посуды.

Подготовка к прогулке, прогулка

Воспитатель предлагает детям рассказать, чему был посвящен сегодняшний день, что запомнили, что понравилось, что нового узнали.

Предлагает родителям увлекательное домашнее задание « Народные умельцы» выполнить вместе с ребенком. На картинке нарисован пузатый тульский самовар. Он стоит на подносе, здесь и гжельская посуда, деревянная нарядная посуда с хохломской росписью. Нужно раскрасить,расписать посуду.

Дети одеваются на прогулку, выходят на участок с воспитателем. Наблюдаем, какая погода во второй половине дня.

(подбор прилагательных, расширяем словарный запас детей).

Подвижная игра « с Кочки на кочку».

(упражнять детей в выполнении прыжков с продвижением вперед, учить рассчитывать дальность прыжка). Развивать глазомер, координацию движений.

Самостоятельная деятельность детей на участке.

Уход детей домой (ответы на вопросы родителей, обсуждение задания, родителям предлагается раскрасить посуду с ребенком).

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам.-М.:ТЦ Сфера, 2007.

2. Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2008.

3. Ушакова О.С. Речевые игры и упражнения для дошкольников.- М.:ТЦ Сфера, 2009.

4. Алямовская А.Е. Ребенок за столом. Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков.- Москва, 2008.

5. Кравченко И.В. Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Творческий центр.- Москва, 2008.

6. Васильева Н.Н. Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников.- Ярославль: Академия холдинг, 2002.

7. Стародубцева И.П. Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников.- Москва: 2008.

8. Корниичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня.-Москва, 2007.

Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)
Задачи:
- Уточнять, расширять, систематизировать и активизировать словарь по теме «Посуда».
- Закреплять знания о назначении посуды.
- Учить классифицировать посуду по способу употребления в быту.
- Развивать монологическую речь, память, внимание.
- Воспитывать интерес к занятию.
Материал: тарелки (глубокая и мелкая, вилка, ложки (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая, стаканы, две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»:
Никому отказа нет,
Подан каждому обед.
Собачке - в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке – несушке-
Пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке.
В глубокой, не в мелкой.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (ответы детей)
В чем подают обед собачке? (в миске) а киске? (в блюдечке) а курочке? (в черепушке).А из чего обедает Машенька? (из тарелки). Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку? Что это? (посуда).
(Воспитатель выставляет на стол все предметы, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки.)
-Ребята, посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (дети называют) как одним словом можно назвать эти предметы?
Дети: посуда.
Воспитатель: А теперь сравните эти две тарелки (глубокую и мелкую). Чем они похожи?
Дети: Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом.
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? (приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки).
Дети: одна тарелка глубокая, а другая мелкая.
Воспитатель: Для чего нужна глубокая тарелка (дети отвечают) А мелкая тарелка для чего нужна (ответы детей). Что бывает мелким и глубоким?
Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину), глубокое чувство (сильное), мелкая река (имеет небольшую глубину), мелкий дождь (несильный), мелкий песок (некрупный).
Воспитатель: а теперь давайте мы с вами немного отдохнем и вспомним физкультминутку, которая называется «Посуда»:
Вот большой стеклянный чайник
(«надуть» живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик)
Очень важный, как начальник,
Вот фарфоровые чашки
Очень хрупкие бедняжки
(приседать, одна рука на поясе)
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни разобьются
(кружиться, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки,
(потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос-
Он посуду нам принес.
(сделать большой круг)
Воспитатель: А когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна?
Дети: Тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка.
Воспитатель: Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны?
Дети: Из металла.
Воспитатель: Значит, как одним словом сказать, какие они?
Дети: Металлические.
Воспитатель: (берет в руки металлическую чайную и столовые ложки). Чем похожи эти два предмета? Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются?
Дети: Одна – большая, другая – маленькая. Одна – столовая, а другая – чайная.
Воспитатель: А какие еще стеклянные предметы вы видите на столе?
Дети: Стаканы.
Воспитатель: Чем похожи эти стаканы? Чем отличаются? Для чего они нужны (дети отвечают).
Воспитатель: сейчас я буду показывать вам посуду и говорить какая она, а вы должны подобрать противоположное слово: эта тарелка глубокая, а эта (мелкая). Эта ложка столовая, а эта (чайная). Один стакан высокий, а другой (низкий).
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в магазин посуды (выставить на доску картинки с изображением посуды). Ребята, посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна? Вам подсказка – модель описания посуды

Послушайте мой рассказ (образец описательного рассказа): Это кастрюля. Она хранится на кухне. Кастрюля зеленого цвета, цилиндрической формы, большого размера, металлическая. У кастрюли есть дно, стенки, края; ручки у нее черные из пластмассы; крышка металлическая. В кастрюле можно приготовить вкусный суп, кашу, сварить макароны, сварить компот.

Воспитатель приглашает к доске ребенка, чтобы он рассмотрел картинки. В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку начало фразы. Другим детям воспитатель предлагает отгадать, что имел в виду рассказчик, и найти на доске описанный предмет. Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.
Итог занятия:
Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Отвечай быстро». Вы все встаете в круг, а я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я брошу мяч Уле и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла (в этой игре воспитатель выявляет представления детей о следующих качествах предметов: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный и т. д).

Аристова Олеся Валерьевна
Конспект ООД на тему «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект ООД по проведению лексико-грамматических упражнений

на тему: «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: расширить и закрепить представления детей о посуде и её назначении.

Задачи:

1. Образовательные. - Уточнить и активизировать словарь по теме. - Обогащать словарь за счет обобщающих понятий (кухонная, столовая и чайная посуда). - Формировать умение образовывать существительные множественного числа родительного падежа; уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать прилагательные от существительных. - Образование относительных прилагательных.

2. Развивающие. - Совершенствовать мелкую моторику.

Развивать связную речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, память и мышление.

3. Воспитательные. - Формировать положительную установку на участие в занятии. - Формировать навыки взаимодействия друг с другом. - Воспитывать навыки активности, инициативности и самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: картинки с изображением посуды; мяч, муляжи посуды, волшебный мешочек, разрезные картинки-чашечки.

Литературный источник:

Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агранович. – СПб. : «Детство-Пресс», 2003. – 128 с.

Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада / Н. В. Нищева. – СПб. : «Детство-Пресс», 2009. – 448 с.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, выполните мое задание. Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом. (Дети по очереди опускают руки в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол).

Воспитатель: Молодцы. Вы все предметы угадали правильно. А теперь подумайте и скажите, как можно назвать все эти предметы одним словом.

Дети: Посуда.

Воспитатель: Правильно. А для чего нужна посуда, вы знаете?

Дети: В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.

Воспитатель: Правильно. Ребята, вы наверно уже догадались, о чем сегодня пойдет речь, конечно же, о посуде.

(Дети садятся полукругом у доски).

2. Беседа о посуде

(Воспитатель раскладывает на доске в три ряда картинки с изображением посуды: чайной, столовой и кухонной).

Воспитатель: Какая посуда находится в верхнем ряду?

Дети: Кухонная – сковорода, ковш, кастрюля.

Воспитатель: Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Где стоит такая посуда?

Дети: На плите.

Воспитатель: Верно. Перечислите, какая посуда находится во втором ряду?

Дети: Тарелки, хлебница, солонка. Это столовая посуда.

Воспитатель: Верно. Этой посудой пользуются во время обеда. Где стоит столовая посуда?

Дети: На столе.

Воспитатель: Правильно. Перечислите, пожалуйста, какая посуда находится в нижнем ряду?

Дети: Чайная посуда – сахарница, чашка, блюдце.

Воспитатель: Правильно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Где должна стоять чайная посуда?

Дети: В шкафу.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте рассмотрим посуду, которую вы достали из волшебного мешочка. И постараемся рассказать о ней. Из каких частей состоит предмет, что в нем делают.

(Воспитатель показывает посуду, дети рассказывают, из каких частей состоит предмет и для чего он нужен).

Воспитатель: Ребята, что это за предмет?

Дети: Чайник.

Воспитатель: Из каких частей состоит чайник?

Дети: У него есть дно, стенки, носик, ручка, крышка.

Воспитатель: Что в чайнике делают?

Дети: В нем кипятят воду.

(Аналогично с другой посудой: кастрюля, сковорода, чашка, заварочный чайник).

Воспитатель: Молодцы, ребята.

3. Лексико-грамматические упражнения

Игровое упражнение «Из чего сделан предмет?».

Воспитатель: Ребята, посуда сделана из разных материалов.

Кастрюля сделана из металла, какая она?

Дети: Металлическая.

Воспитатель: Чашка сделана из фарфора, какая она?

Дети: Фарфоровая.

(Дети аналогично отвечают на вопросы: Стакан сделан из стекла, какой он? Ложка сделана из дерева, какая она? Сковорода сделана из железа, какая она? Кружка сделана из керамики, какая она? Тарелки сделаны из глины, какие они).

Игровое упражнение «Где живут продукты?»

Воспитатель: Ребята, помогите мне, пожалуйста, разложить продукты в соответствующую посуду.

Воспитатель показывает продукты, дети отвечают где они живут.

Сахар живет. (в сахарнице)

Хлеб живет. (в хлебнице)

Салат живет. (в салатнице)

Масло живет. (в масленке)

Перец живет. (в перечнице)

Конфеты живут. (в конфетнице)

Сухари живут. (в сухарнице)

Соль живет (в солонке).

Воспитатель: Молодцы. Вы справились с заданием правильно. Теперь отдохнем. Встаньте в круг.

Физкультминутка «Помощники»

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять, (Дети шагают)

Будем маме помогать. (Хлопают в ладоши)

Быстро чашки мы помыли, (Круговые движения ладонями)

Про тарелки не забыли. (Круговые движения ладонями)

Всю посуду мы убрали, (Разводят руками в стороны)

Очень сильно мы устали. (Ставят руки на пояс).

Игровое упражнение «Скажи наоборот».

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите, как будет наоборот.

Воспитатель: Ложка чистая.

Дети: Ложка грязная.

Воспитатель: Тарелка глубокая.

Дети: Тарелка мелкая.

Воспитатель: Чашка большая.

Дети: Чашка маленькая.

Воспитатель: Сковорода тяжелая.

Дети: Сковорода легкая.

Воспитатель: Ножик старый.

Дети: Ножик новый.

Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием.

Игровое упражнение «Назови ласково»

Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам предметы посуды, а вы должны назвать его ласково. – чашка.

Дети: Чашечка.

(Аналогично с другими картинками: ложка-ложечка,

половник-половничек, блюдце-блюдечко, кастрюля-кастрюлька, нож-ножичек, вилка-вилочка).

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: Следующее задание на внимание. Я буду показывать вам карточки, на которых изображены 4 предмета, а вы должны найти какой предмет лишний и почему.

(Дети называют лишнюю посуду и объясняют, почему она лишняя).

Стакан, стол, тарелка, ложка.

Ложка, вилка, чашка, нож.

Кастрюля, сковорода, чашка, ковш.

Большой чайник, кастрюля, сковорода, заварочный чайник.

Миска, сковорода, кастрюля, чашка.

Пальчиковая гимнастика «Мои помощники»

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку.

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили, ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали,

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга).

(Воспитатель просит детей пройти за столы).

Игра «Разбитые чашки»

Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое я прочту.

На завтрак Наташе

Сварили две каши.

На выбор две каши

Для нашей Наташи.

Не стала есть кашу

Каприза Наташа.

Разбила тарелку

Вертушка Наташа.

Ребята, помогите мне, пожалуйста, склеить тарелочку, которую разбила Наташа. Она выглядит вот так, как эта тарелка на картинке.

(Дети собирают разрезные картинки по образцу. Воспитатель помогает, если это необходимо).

Воспитатель: Молодцы, какая красивая тарелочка у вас получилась.

4. Итог занятия

Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, о чем говорили, какая игра понравилась больше, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.

Игры для детей 3 лет: развитие речи, ознакомление с обобщающим словом «посуда», усвоение грамматики родного языка. Эти игры будут полезны не только детям 3 лет, но и детям более старшего возраста. Они развивают языковое чутье, внимание ребенка, восприятие, учат рассуждать и подбирать точные слова. Это вторая статья из цикла статей о речевых играх с малышами в детском саду и дома.

«Посуда»

Игра 1.Угощаем гостей. Играем со словами.

Учимся образовывать новые слова из известных (наименования предметов посуды).

Познакомься с Таней и Ваней. К Тане и Ване пришли в гости их друзья. Ребята пригласили гостей к столу. Посмотри на картинки и назови, какую посуду поставили дети на стол. Для масла – маслёнку, а для соли — …? (Солонку) Для супа – супницу, для конфет — …? (конфетницу), для сахара — …? (сахарницу), для хлеба -… (хлебницу). Для молока – молочник, для салата — …? (салатник), а для кофе -…? (кофейник). А какую посуду ставит на стол твоя мама, когда к вам приходят гости? (внимательно рассмотрите посуду дома, назовите ее, рассмотрите детали и назовите их — ручка, носик, крышка, донышко)

Послушай стихотворение о посуде. (Стихотворение «Спор» поможет ребенку научиться правильно называть разную посуду. Во время чтения показывайте ребенку посуду, изображенную на картинке)

Это стихотворение для занятий с детьми придумала я, и оно им очень понравилось. А также помогло быстрее освоить названия разных предметов посуды. Надеюсь, что и Вы с Вашими детьми получите большое удовольствие от стихов в картинках.

Это стихотворение в картинках, а также другие задания в картинках Вы найдете в статье

Презентацию по этому стихотворению с картинками в хорошем разрешении для более удобного рассматривания с детьми Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (раздел группы «Документы» справа под видео группы)

Спор.

Раз заспорила посуда,
Кто на свете всех важней.
«Я важней»,- сказал всем чайник.
Грею чай я для людей.

«А без нас не съесть им суп.
Ложка – тоже людям друг».
Тут кастрюли им в ответ:
«Не сварить без нас обед!»

Сковородка заш-ш-шипела:
«Вот что я сказать хотела.
Ж-ж-жарю людям я котлеты,
И картош-ш-шку, и омлеты».

Прекратите этот спор,
Бесполезный разговор.
Вся посуда нам нужна,
Каждая для нас важна.

Масло мы кладём в маслёнку ,
Насыпаем соль в солонку .
Хлеб мы в хлебницу кладём,
Суп из супницы берём.

Есть у нас и чайник с чаем.
Мы за чаем не скучаем
И из сахарницы яркой
Насыпаем сахар сладкий.

Есть молочник с молоком
И кофейник с ободком.
Есть в конфетнице конфеты
И для Маши, и для Светы.

Много разной есть посуды
И нужна она нам всюду!
И готовим, и едим,
И продукты в ней храним. (Автор — Валасина А.В.)

Для чего людям нужна разная посуда? Что было бы, если бы посуды не стало?

Ещё раз прочитайте стихотворение и попросите ребенка договаривать за Вами слова – наименования предметов посуды. Например, «Масло мы кладём в мас…(лёнку), насыпаем соль в со…(лонку)».

Игра 2. Чего не хватает?

Учимся точно называть части посуды. Учимся использовать в речи родительный падеж.

Давай вспомним сказку К.И.Чуковского «Федорино горе».

Скажи, почему посуда убежала от Федоры? Посмотри на поломанную посуду Федоры. Чего не хватает у чашки, кастрюли, чайника?

«Чашка без …(ручки)».

«Кастрюля без …(крышки)».

«Чайник без …(носика)».

Удобно ли пользоваться чашкой без ручки? Почему? Зачем у чашки делают ручку? У какой еще посуды есть ручка? (У сковороды, у кастрюли, у чайника, у молочника, у кофейника). Зачем нужны ручки у этих предметов?

Зачем нужна крышка у кастрюли? У каких ещё предметов ты видел крышки?

Можно ли пользоваться чайником без носика? Почему? У каких ещё предметов есть носик? (У лейки, у кофейника, у молочника). Для чего нужен носик?

Почему посуда вернулась к Федоре? Что бы случилось, если бы посуда не вернулась домой? Как Федора стала заботиться о своей посуде? (Мыла, чистила, окатила кипяточком, полоскала, не била…)

Игра 3. Отгадай загадку.

Учимся рассуждать, выделять и точно называть признаки предметов.

Вам понадобятся три игрушки или три картинка для выбора отгадки ребенком: сковорода, кастрюля, чайник (но чайник ни в коем случае не должен быть первым в ряду).

Попросите малыша отгадать загадку:

«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Что это? Найди отгадку.

Не спешите дать правильный ответ, дайте ребенку возможность порассуждать, подумать. Обязательно спровоцируйте его доказывать свое мнение, давая преднамеренную ошибку. Можете сказать: «Почему ты решил, что это чайник? Может быть это кастрюля, она ведь тоже пыхтит?». Пусть малыш еще раз послушает загадку и попытается доказать свое мнение. Затем переспросите: «А может это сковорода, она тоже греется?» Еще раз перечитайте загадку и найдите в ней признаки предмета, назовите их вместе с ребенком: у него есть крышка, он пыхтит и греется на плите, он кипятит воду для чая.Почему же это не сковорода?

Эти преднамеранные ошибки, побуждающие малыша рассуждать, может делать Мишка – Торопыжка или Незнайка, которого Вы пригласите вместе с малышом отгадывать загадки.

Советы для родителей:

— Помните, что именно в 3-4 года у ребенка зарождается словотворчество. Не ругайте малыша за придуманные им слова типа «для соли – сольница, для масла – масленица (маслёник)». Словотворчество ребенка необходимо поощрять Оно свидетельствует об экспериментировании малыша со словами, об его активной умственной деятельности. Без игр со словом невозможно полноценно усвоить грамматику родного языка во всей её полноте и богатстве! В случае ошибки не повторяйте её за малышом, просто сразу же скажите правильный вариант слова: «Люди договорились называть посуду для масла маслёнкой, а посуду для соли солонкой».

— Игры для детей 3 лет не должны быть длительными. Они всегда веселые, занимательные, строятся в диалоге с ребенком. Усвоив в игре названия предметов посуды, назначение их частей, обязательно повторяйте этот материал (рассмотрите посуду у себя дома, у бабушки, в магазине, обратите внимание ребенка на интересные формы ручек, крышек, носиков, попробуйте зарисовать их; если Вашему ребенку уже 4-5 лет, можно рассмотреть посуду в музее – чем она отличается от нашей посуды дома, как называется, для чего раньше использовалась). При рассматривании предметов нужно обязательно давать их в руки малышу, чтобы он проводил пальчиком по контуру, определяя из форму; пробовал подержать с ручкой и без ручки — как удобнее.

Продолжение игр с детьми 3 лет и старше Вы найдете в следующей статье:

Все картинки статьи для более удобного их рассматривания с детьми Вы можете скачать в нашей группе Вконтакте (см. раздел группы «Документы» — презентация «Посуда», презентация доступна для редактирования). Или посмотреть в презентации ниже. Для полноэкранного просмотра нужно нажать значок со стрелками в правом нижнем углу экрана.

Презентация «Посуда» для игр и занятий с детьми

Презентацию для детей «Посуда» с картинками из этой статьи в хорошем разрешении для занятий с дошкольниками можно скачать бесплатно без регистрации по этой ссылке: или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под разделом с видео сообщества).

Интересные речевые игры с детьми Вы также найдете в статьях: