Сценарий литературного вечера Тема: «Образ матери - великая тема искусства. Образ матери в русской литературе

Исследовательская работа.

«Образ матери в лирике поэтов-классиков и поэтов-современности»

учитель начальных классов МБОУ

лицей №13 г.Ростов-на-Дону

Мама, имя твоё я несу через жизнь, как святыню.

Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.

Будет солнце всходить.

Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.

Будет жизнь бушевать.

Каждым атомом. Жилкою каждой.

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!

Настоящая мать – человеку дается однажды!

Сергей Остовой.

Кто учит ребенка делать первые шаги? Кто поет первую в его жизни колыбельную песню? Кто рассказывает сказку? Кто учит говорить на родном языке? И какое слово чаще всего первым произносит ребенок? Конечно, МАМА!

Да, именно МАМА открывает малышу дверь в большой мир, она неотступно находится с ним, первой встает на его плач… Он слышит ласковые слова матери, чувствует её тепло, защиту. Как его ручонки тянутся к МАМЕ! И даже когда люди становятся взрослыми и отрываются от родного дома, их связь с матерью не обрывается. И в минуты беды, опасности, отчаяния мы по-прежнему зовем на помощь, прежде всего, МАМУ…

Современный мир жесток, здесь правят власть, деньги, покровительство. А как же сила материнской любви, любви всепоглощающей, любви всепрощающей? Может, повернувшись к началу, к истоку жизни, общество сумеет вернуть мир, покой, благополучие? С молоком Матери каждый человек впитывает самые дорогие, нежные, искренние чувства. Почему со временем из такого малыша, а потом и взрослого человека появляется жестокость, стремление унизить, даже уничтожить подобного себе?

Эти вопросы волновали поэтов и писателей еще с библейских времен. Образ Матери – один из самых почитаемых, любимых в русской литературе.

Сердце матери

Сердце матери – самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, свет которого согревает нас всю жизнь.

Александр Сергеевич Пушкин

«Солнце русской поэзии» - знаменитый во всем мире классик – А.С.Пушкин в детстве был обделен материнской любовью. Надежда Осиповна характер имела неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной. Александр чаще всего раздражал её и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.

Но все-таки были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так не достававшую ему материнскую любовь и ласку. Няня - Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков. Бабушка - Мария Александровна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, «была ума светлого и по своему времени образованная, говаривала и писала прекрасным русским языком…» Это они рассказывали ему сказки, легенды, знакомили с миром народного вымысла.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.

1816 год

С огромной любовью и нежностью поэт часто говорил о своей няне – Арине Родионовне. Она постоянно была рядом не только, когда поэт был ребенком, но и будучи знаменитым поэтом, другом и соратником участников декабристского движения. Она сопровождала его и в ссылках, и в изоляции в их родовом имении с.Михайловском.

Няне

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Мадонна – в католицизме означает Богородица, «мать» божественного создания, сына Божьего. Воплощением идеала материнства стала жена Александра Сергеевича - Наталья Николаевна Гончарова.

Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Образ Матери в творчестве А.С.Пушкина прошел все этапы поэтизированного эволюционного развития: от неприязни к собственной родной матери, через добрые нежные чувства к няне и бабушке, к высшему поклонению Святой Богородице.

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Мать М.Ю.Лермонтова – Мария Михайловна – была очень добрым человеком, лечила крепостных крестьян, помогала бедным. Она нередко брала на колени маленького Мишу, играла на фортепиано и пела.

« Когда я был мальчиком лет трех , - вспоминал Лермонтов, - то была песня, от которой я плакал…Её певала мне покойная мать…» Нежность к матери и тоска по ней нашли отражение во многих произведениях поэта.

Ангел

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой,

Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

1831 год

Мария Михайловна умерла от чахотки в феврале 1817 года в возрасте 21 год 11 месяцев 7 дней. Тема одиночества и грусти, сопровождающая поэта с раннего детства, пролегла красной нитью через все творчество М.Ю.Лермонтова.

Афанасий Афанасьевич Фет.

Детство А.А.Фета не было вполне счастливым. Но и печальным его не назовешь: «… все у него было как у многих помещичьих сыновей, живущих преимущественно на земле и землею. Была деревенская жизнь, обычный сельский обиход, и вокруг – среднерусская природа» - так вспоминала впоследствии о поэте его дочь.

Образ матери у поэта связан с корнями немецкими (мать – урожденная Шарлотта-Елизавета Фет), будущий поэт воспитывался в немецкой школе до 14 лет. Затем – Орловская губерния с её безграничными полями, равнинами и совсем иные воспоминания о той поре, о близком и родном человеке – о матери. В стихотворениях, связанных с тем временем, мы находим тесно переплетенный фольклор:

Колыбельная песня сердцу

Сердце – ты малютка!

Угомон возьми…

Хоть на миг рассудка

Рада я принять душою

Всю болезнь твою!

Спи, Господь с тобою,

Баюшки-баю!..

1843 год

Серенада

Тихо вечер догорает,

Горы золотя;

Знойный воздух холодает,-

Спи, мое дитя.

Соловьи давно запели,

Сумрак возвестя;

Струны робко зазвенели,-

Спи, мое дитя.

Смотрят ангельские очи,

Трепетно светя;

Так легко дыханье ночи,-

Спи, мое дитя.

1845 год

В более позднем периоде своего творчества поэт обращает свое внимание на образ матери как Богородицы. Это связано с внутренним разногласием на поэтическом поприще, и непонимание со стороны близких, любовью которых был обделен А.Фет в детстве. И стихотворения превращаются в молитву:

AVE MARIA

AVE MARIA - лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящего мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не блеске лучей,

В тихом предстань сновидении ей!

AVE MARIA - лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха.

1842 год

Назначение женщины поэт представлял как материнство, а саму женщину славил Мадонной, несущей своего сына людям во имя спасения.

Николай Алексеевич Некрасов.

Детство Н.А.Некрасова прошло в селе Грешнево, что находится на берегу великой русской реки Волги в семье зажиточных помещиков. Мало в окружающей его жизни было приятного, горестных минут в достаточной мере пришлось испытать будущему поэту. Стихотворение «Родина» - биографическая сага о родных краях, где прошло его детство, воспоминания о трагичных минутах из детства. Его мать – Елена Андреевна – добрая, мягкая женщина, которая покорилась судьбе, жила с человеком, тиранящим не только крепостных крестьян, слуг, но и всех домочадцев.

Чей лик мелькает в аллее дальной

Мелькает меж ветвей, болезненно – печальный?

Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

Навеки отдана угрюмому невежде,

Не предавалась ты несбыточной надежде –

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И все, что вынести в тебе достало сил,

Предсмертный шепот твой губителю простил?..

Горечь, боль, тоска слышатся и в других стихотворениях- воспоминаниях о родных и близких:

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других,

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты – грудью своей

Защищала любимых детей…

(«Рыцарь на час»)

Поэт «мести и печали» в своих произведениях часто затрагивал трагическую судьбу русской женщины, женщины –матери. Это и поэма «Русские женщины», и поэма «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос» и многие другие.

В полном разгаре страда деревенская…

Доля ты! – русская долюшка женская,

Вряд ли труднее сыскать.

Немудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

И опять встречаются строки из молитвы, обращенной к Богородице, в защиту и прощение, в милосердие:

День-деньской моя печальница,

В ночь- ночная богомолица,

Векова моя сухотница…

(«Орина, мать солдатская»)

Ни один поэт до Н.А.Некрасова не воспел с такой силой образ женщины, женщины-матери. Насколько потрясающие идеальные образы создает мастер. Как прекрасны образы, созданные Некрасовым, находящиеся в постоянном труде, радостях и скорбях материнства и борьбе за семью.

Поэзия 20 века. Новая волна

Век двадцатый ворвался в литературу и, в частности, в поэзию, новизной форм, стихосложения, размера, лексических оборотов. Появилась масса различных течений со своими идейными взглядами, новыми темами. Но тема материнства не только осталась одной из самых важных, но и зазвучала с новой силой. К этой теме не раз обращались А.Блок, И.Северянин, О.Мандельштам, М.Цветаева, Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко и многие другие.

Сергей Есенин

Но, пожалуй, самый емкий, выразительный, общенародный образ матери принадлежит Сергею Есенину. В русском сознании образу матери всегда отводилась особая роль: она и подательница жизни, и кормилица, и защитница, и печальница за невзгоды детей, она и олицетворение родной земли, она и «мати зеленая дубравушка», и «Волга-матушка», и «Родина-мать», и наконец, «мать – сыра земля» - последний приют и прибежище каждого человека.

Вряд ли найдется человек, не знающий есенинских строк «Письма к матери». И даже самое загрубевшее в жизненных бурях сердце сжимается при воспоминании о матери при чтении его стихов или пении песен, пусть чужой, но так похожей на его своею любовью, тревогой, терпением.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет… <…>
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть. <…>
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом. <…>
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет<… >

1924 год

Друг С.Есенина Иван Евдокимов вспоминает о чтении письма поэтом: «…зажало мне крепко жестко горло, таясь и прячась, я плакал, в глуби огромного нелепого кресла, на котором сидел в темнеющем простенке между окнами».

Такой пронзительно волнующий образ матери сложился у поэта только в конце жизненного пути. Мать в стихах Есенина – символ детства, родного дома, очага, родной земли, Родины. Она делается похожей на всех матерей Русской земли, терпеливо ожидающих возвращения своих сыновей и горюющих об их бедах и неудачах.

Слова в стихах поэта часто переплетаются со словами многих молитв, обращенных к Богородице:

«Богороде Дево, не презри меня, грешнаго, требующа Твоея помощи и твоего заступления, на тя бо упова душа моя, и помилуй мя…»

Есенин, посвящая стихи матери, творил молитву сына о Матери. И молитва его доходила до сердца, врывалась в память навсегда и становилась народной песней.

Анна Ахматова

С матерью у упрямой и своенравной девочки отношения были ровно-холодные и поэтому теплых слов, посвященных беззаботному детству, мы не находим. Однако тема материнства у А.Ахматовой прослеживается с раннего творчества. И через все стихи – образ Матери-мученицы, заступницы, Богоматери.

Доля матери- светлая пытка,

Я достойна её не была.

В белый рай растворилась калитка,

Магдалина сыночка взяла.

Каждый день мой – веселый, хороший,

Заблудилась я в длинной весне,

Только руки тоскуют по ноше,

Только плач его слышу во сне.

1914 год

Трагическая судьба Ахматовой повторила тысячи женских долей, выпавших на плечи матерей репрессированных. Боль всех матерей слилась в одну темную, всепоглощающую и вылилась в поэму «Реквием»

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними "каторжные норы"
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней.
По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?.. <…>

Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень -
Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне. <…>

И опять звучит имя Богородицы, имя страдалицы, великой мученицы – имя Матери.

Распятие
"Не рыдай Мене, Мати,
во гробе зрящи".

1

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил?"
А Матери: "О, не рыдай Мене..."

2
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Марина Ивановна Цветаева

Поэзия Марины Цветаевой – это поток бурных воспоминаний о далеком беззаботном детстве, где мама – Мария Александровна Мейн – любила играть на рояле, прививая любовь к музыке и искусству своим дочерям.

Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо

(Без тебя лишь месяц в них глядел!),
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров...
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров - детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно, грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!

1908 год

В цикле « В первых стихотворениях о маме» мы видим и чувствуем всю нежность и трогательность Цветаевой по отношению к близким людям, особенно к матери.

Впоследствии, после долгих лет скитаний, бед, непринятости, разлук, в её лирике мы видим обращение к богу, стихи-молитвы.


За Отрока - за Голубя - за Сына,
За царевича младого Алексия
Помолись, церковная Россия!
Очи ангельские вытри,

Вспомяни, как пал на плиты
Голубь углицкий - Димитрий.
Ласковая ты, Россия, матерь!
Ах, ужели у тебя не хватит
На него - любовной благодати? …

Страдания матери, которая отдает свое чадо людям, вечное терпение, любовь, ожидание, надежда – чувства, которые пронизывают стихи Марины Цветаевой, воспевающие нелегкую материнскую долю.

Современность и стихи о матери

Любовь к матери – одна из сокровеннейших тем не только русской , но и мировой поэзии.

Мама… это чистейший родник, из которого черпает силы каждый человек. Это наша надежда, наша опора, наша защита, наша любовь.

В стихотворениях о Великой Отечественной войне мы видим всепрощающее сердце матери, которые провожают своих сыновей на войну – на защиту Родины.

Первой пулей на войне любой

Поражают сердце материнское.

Кто б ни выиграл последний бой,

А страдает сердце материнское!..

(К.Кулиев)

И опять с новой силой звучат молитвы в стихах современников.

Ой, зачем ты, солнце красное,

Все уходишь – не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной,

Сын, не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу,

Прилечу орлицей быстрою…

Отзовись, моя кровиночка!

Маленький, единственный…

Белый свет не мил.

Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зернышко моё,

Зорюшка моя,

Горюшко моё, -

Где же ты?

«Реквием» Р.Рождественский

Современная поэзия продолжает традиции классиков, воспевая образ матери – простой крестьянской женщины, матери-Родины, матери-солдатки, отдавшей своего сыны войне, матери – Богородице, несущей миру часть себя, своей души, свою жизнь – своего ребенка.

Чаще звучит тема разлук, встреч, прощаний…

Нас, как причалы, ждут края родные…

И, обожженный ветрами путей,

Ты, отчий дом вернувшись, как впервые,

Увидишь руки матери своей …

Что в них слилось все доброе, святое,

И свет окна, и спелой нивы дрожь,

Что им, бессонным, больше бы покоя,

А ты им все покоя не даешь!

И.Волобуева.

Метафорично и образно представлена мать в произведении, написанном белым стихом, немецкого поэта Збигнева Херберта «Мать»:

Упал он с ее колен как клубок шерсти.

Развивался поспешно и убегал вслепую.

Она держала начало жизни,

о бвив вокруг пальца,

Как тонкое кольцо. Уберечь хотела.

А он катился с крутизны и взбирался в гору.

И приходил к ней, запутавшийся, и молчал.

Вовек уж не вернется на сладкий

трон ее коленей.

Вытянутые руки светят во тьме

как старый город.

Мама – самый близкий и дорогой человек на земле. Рядом с ней, будь ли нам пять, двадцать или пятьдесят лет, мы всегда дети, и у нас есть, как сказал С.Есенин – «помощь и отрада» в лице наших матерей. Не сразу приходит понимание этого, но чем старше мы становимся, тем острее ощущаем трагизм неизбежной потери и свою вину за то, что не всегда достаточно благодарны, внимательны, нежны. Прошлого не вернешь, так надо беречь настоящее.

Список использованной литературы.

    Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэма. Драматургия. Эссе. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

    Некрасов Н.Н. Стихотворения. Поэмы. Статьи. – М.: Олимп; Издательство АСТ, 1996.

    Поэзия Серебряного века в школе: Книга для учителя/ авт.-сост. Е.М.Болдырева, А.В. Леденев. – М.: Дрофа, 2001.

    Серебряный век. Поэзия. (Школа классики) – М.: АСТ, Олимп, 1996.

    А.А.Фет. . Ленинград, Советский писатель, 1959.

-- [ Страница 2 ] --

Но все же магистральную линию развития темы матери у Блока определяет женственное как особая стихия и философско-поэтическая категория, играющая главную организующую роль в поэзии Блока не только в ранний его период, но и на всем протяжении его творческого пути. Помимо лирического героя, некоего лирического Я, не меньшее значение имеет лирическое Ты как объект поэзии Блока. За этим Ты на всех этапах его пути стояла героиня, женщина, постоянно изменяющаяся, предстающая в разных обликах, но всегда выполняющая некую сакральную функцию женственного божества в блоковском поэтическом мире. Женское лирическое Ты у Блока переменчиво и многолико, и материнское присутствует в нем, даже если не доминирует. В “Стихах о Прекрасной Даме” уже заложен дальнейший путь изменений, даже измен и падений лирического Ты, к которому обращена вся поэзия Блока. Постепенно происходит демократизация, “заземление” женского образа у Блока. Можно говорить о том же пути “вочеловечения” блоковской героини, что и его лирического героя.

Так одним из ликов женственного божества, к которому обращена вся поэзия Блока, оказывается загадочный лик Руси. Ее образ тоже не однозначен – то это лик простой русской бабы в цветном платке, то это Русь с ведунами и ворожеями, то цыганская Русь, прискакавшая на коне из степи, машущая в окно пестрым рукавом, то это Русь Христа – в лохмотьях, на фоне осеннего пейзажа.

В третьем томе поэтической трилогии Блока на первый план выходит тема родины и обращение поэта к миру объективной действительности. Здесь божество его поэзии явлено в образе России, в стихии народной души, в каждой простой русской женщине. Чаще всего этот последний этап его поэзии характеризуют как выход Блока на стезю реализма. Реалистические тенденции действительно усиливаются в третьем томе, что способствует развитию темы родины и традиционно связанной с ней темы матери.

Образ родины у Блока вбирает в себя образы русской Богоматери, простых, народных героинь, а также образы русской природы. Кульминация развития этих образов у Блока – в разделе третьего тома “Родина”. Женским образом этого раздела становится сама Россия, причем этот блоковский образ корнями уходит в почву народной культуры.

Здесь возникает еще один важный аспект блоковского образа родины – исторический. Почти каждое стихотворение из цикла “Родина” отсылает к русскому историческому прошлому. Наиболее очевиден и самобытен поэтический историзм Блока в цикле из пяти стихотворений “На поле Куликовом”. Три аспекта материнской темы в литературе соединяются здесь в образах Руси, всеобщей матери, за которую идет смертная битва, в образе одной матери из тысяч матерей: “И вдали, вдали о стремя билась,/ Голосила мать…” Еще один, главный и высший, аспект материнства – образ Богоматери, под чьей защитой победило русское войско. Здесь вновь появляется уже редкое для Блока “Ты” с заглавной буквы, теперь оно относится к Божьей матери. И, несмотря на то, что «Ты» оборачивается новым ликом, и женский образ вновь дробится и множится, тем не менее, последнее стихотворение раздела «Родина», по-видимому, подытоживает основные темы и мотивы, - стихотворение «Коршун» 1916 года. Оно не случайно поставлено последним, и выполняет функцию завершающего. Оно представляется итогом пути поэта к образу родины. Знаменательно, что здесь образ родины уже прямо соотнесен с образом матери. Это стихотворение-знак, символ, вобравший в себя в свернутом виде всю тему России и женственности у Блока. В стихотворении соединились главные его образы и темы: и грозное предзнаменованье кружащего над матерью коршуна – символ, часто сопровождающий образ матери у Блока, и «некрасовский» образ матери с младенцем в избушке, растящей сына для «покорности» и «креста».



Знаменательно и то, что в таком емком произведении впервые у Блока появляется прямая речь матери – простой крестьянки. Последний риторический вопрос: «Доколе матери тужить?/ Доколе коршуну кружить?» несет извечную блоковскую идею о постоянном возвращении, циклизации истории, и в этих лаконичных строках заключена неизбежность и обреченность в судьбах матерей.

Охватывая творческий путь Блока в целом, можно подытожить: Блок, связанный в начале века с поисками идеального женственного начала и возвышающий в своем творчестве женский образ до божественного, в конечном итоге через снижение (даже падение), конкретизацию и прозаизацию женского образа и всей своей поэтической манеры выходит к образу матери именно в значении родины.

Романтические корни поэтики Блока, символизация как главный ее принцип, постепенное обращение к действительности, влияние реалистических (некрасовских) традиций, снижение лексики, вхождение бытовой сферы в поэзию, образов-персонажей из народа, (наряду с лирическим Я и Ты), - все это служит стилистической «почвой» для блоковской темы матери и приводит в итоге к лирике третьего тома с центральным образом родины – матери. Образ матери, венчающий путь Блока, выступает уже как национальный символ и соединяет в себе религиозно-философскую категорию высшего женственного начала и историософский образ родины.

Глава 3. Образ матери в поэзии А.Ахматовой

В третьей главе нами исследуется творчество А.Ахматовой и ее образ матери, фактически равный ее лирической героине, выраженный от первого лица, через речь матери. В поэзии Ахматовой мы находим три разных образа матери, выраженных от первого лица и соответствующих трем разным периодам ее творческого пути. Этот образ берет начало еще в акмеистический период на почве усиления внимания к внешнему миру и конкретной реальности, заявленных акмеистами, и последовательно проходит через все этапы ахматовского творческого пути, отражая изменения в ее художественном мире и поэтике, а также вбирая в себя исторические приметы времени. Ахматовский образ матери выражается от первого лица и является гранью образа ее лирической героини. Лирическая природа ее образа матери подтверждается тяготением к психологизму, отражению внутреннего мира и сознания. В лирике психологизм экспрессивен: субъект речи и объект изображения совпадают. Бесспорно, изображаемый Ахматовой мир – это всегда мир внутренний, психологический. При этом ее стихи отличает монологизм – стилевая черта лирики; произведения построены как лирический монолог. В тех случаях, когда Ахматовой используется форма диалога или принципы «ролевой лирики» по определению Б.О.Кормана, ее «персонажи» призваны выразить разные грани ее лирического сознания – это видно уже в первом, относящемся к теме матери, стихотворении «Где, высокая, твой цыганенок?» (1914). В этом стихотворении берет свое начало и наиболее существенный для ранней поэзии Ахматовой мотив – мы определяем его по известной строчке «Я дурная мать». Это мотив покаянный, мотив материнской вины.

Что касается покаянных мотивов и образа недостойной матери, то они довольно устойчивы в стихах первого периода ахматовского творчества (так, в обращенных к сыну прощальных строках: «Не бранила, не ласкала,/ Не водила причащать…»)

Ярче всего этот мотив явлен в «Колыбельной» 1915 года. Это стихотворение полностью представляет собой прямую речь матери. Но по сравнению, например, с лермонтовской «Казачьей колыбельной», мать у Ахматовой не провожает сына в мир, не наставляет его перед началом жизни (или не утешает, как в некрасовской «Баюшки-баю», перед смертью). Здесь большая часть стихотворения посвящена отцу, мужчине, а в первую очередь – самой матери с ее горьким вздохом: Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,/ Я дурная мать… .

Необходимо помнить, что даже в ранний ахматовский период в ее творчество вплетались новые, неожиданные для образа ее тогдашней героини гражданские мотивы и высокая тема родины («Июль 1914», «Памяти 19 июля 1914», стихи начала 1920-х годов), как бы готовящие переход к следующим, резко отличным периодам. Поворот от «камерных», интимных стихов о любви к высокой тематике и гражданскому пафосу заметен уже в ранней лирике Ахматовой. Пример этой перемены - «Молитва» 1915 года с ее резко впечатляющим, даже отталкивающим образом матери, готовой пожертвовать своим ребенком ради Родины.

Уже в следующий период, в поэзию Ахматовой входит иной образ матери, который мы условно обозначаем цитатой «трехсотая с передачею» - это одна из тысяч матерей, отдающих сыновей на крест.

Подобный образ матери явлен в первую очередь в «Реквиеме» (1935-1940). Цель и основная идея реквиема как жанра – поминовение, сохранение от забвения и оплакивание, к тому же это произведение для хора. Голос Ахматовой здесь начинает звучать от лица миллионов, ее образ сближается с образом плакальщицы. При этом рассказывается своя, личная боль, связанная с реальной биографией автора: лирическое переживание матери составляет основу сюжета «Реквиема». Но постоянные исторические аллюзии, а также вечные библейские образы, вневременные мотивы, наряду с реально-бытовыми, типичными деталями тех лет, расширяют частное единичное горе до национальной трагедии и передают вечную природу страдания матери. Сама героиня называет себя «трехсотою с передачею», этим порядковым номером подчеркивая многочисленность подобных материнских, женских судеб рядом, вокруг нее в тюремной очереди, и свою причастность к общей трагедии. Но типичный, вписанный в социально-историческую реальность, образ матери здесь приобщен к высшему аспекту материнства – образу Богоматери.

Финал «Реквиема» выходит на прямую параллель с распятием, к образу матери у сыновнего креста, словно голос Богоматери зазвучал во времена сталинского террора. Так реально-бытовой психологический образ матери у Ахматовой мог выражаться от лица самой матери через образ Богородицы.

«Реквием» дополняют несколько отрывков, объединенных в цикл «Черепки» с эпиграфом из «Улисса» Джойса: «Ты не можешь оставить свою мать сиротой». Все эти маленькие стихи – это почти черновые наброски или дневниковые записи, так фрагментарно, наспех они зафиксированы, так не важна в них формальная сторона, а важна только боль матери по сыну и – память о реальных событиях тех лет. Это некие записки на будущее с целью сберечь все, что когда-то действительно было.

Еще одно стихотворение, написанное в конце тридцатых и отражающее судьбу и сознание матери в неожиданной форме, - «Подражание армянскому». Необычность подражания Ахматовой в том, что она сама или ее лирическая героиня говорит от лица самой овцы, при этом ее речь обращена не просто к человеку, съевшего ягненка, а к тирану, к восточному «падишаху», чем подчеркивается связь с реальной автобиографической ситуацией. Здесь есть и указание на современного восточного деспота, и отражение в образах овцы-матери и сына-агнца личной трагедии.

Третий этап изменений ахматовского образа матери мы обозначили цитатой «Детоньки мои!», которая уже не является самоидентификацией лирической героини, а обращена к тем детонькам, сиротам, сыновьям-солдатикам, которым посвящены ее стихи времен Великой Отечественной войны. В этот период еще больше истончается грань между голосом героини-матери и голосом автора стихотворений. В годы войны в советской поэзии появился новый женский образ – образ «всеобщей матери», «матери вообще», которая воспринимала русских солдат как собственных детей, оплакивая мертвых и распространяя свою заботу на каждого, кто защищает родину от врага. Материнский голос Ахматовой в годы войны приобрел звучание, родственное такому обобщенному образу матери. Ее речь от первого лица больше не повествует о себе, только косвенно явлены новые черты ее лирической героини – через материнское отношение к «детям».

Образы детей «вообще» конкретизировались у Ахматовой в образах Вовы и Вали Смирновых, оставшихся в блокадном Ленинграде, где один из них погиб.

Стихи Ахматовой, посвященные солдатам, павшим за Родину, написаны так же отрывочно, кратко, как будто выхвачены из потока основного текста. Кроме стилевых черт этих маленьких произведений, важна позиция автора, ракурс его взгляда: все стихи о детях и сыновьях-солдатах военной поры написаны от лица «всеобщей матери». Особенно ощущается этот мотив в стихотворении 1944 года «Победителям», где Ахматова стремится «всех поименно назвать», произнести самые распространенные русские имена сыновей-героев.

В отличие от определений «дурная мать» и «трехсотая с передачею», отражающих грани ахматовского образа матери на разных этапах творчества, последнее обозначение не является самоопределением и не относится к образу лирической героини Ахматовой. «Детоньки мои» - это обращение к детям от лица матери. Таким образом в период войны наглядны отречение лирической героини от выражения своих переживаний и переход к открытому монологу от лица матери, обращенному к сыновьям. Можно сделать вывод, что итоговый образ матери у Ахматовой, сложившийся в войну, близок образу родины как всеобщей матери и выражен от ее лица.

Глава 4. Образ матери в поэзии А.Твардовского

В четвертой главе представлен анализ темы матери в творчестве А.Твардовского как пример объективного, эпического воплощения образа матери. Тему матери у А.Твардовского можно назвать третьей темой в его творчестве – наряду с теми двумя, которые он выделял сам: колхозы в ранний период и война в зрелый. В поэзии Твардовского тема матери присутствует с самого начала и до конца пути. Образ матери является центральным в поэтическом мире Твардовского и возвышается от частного – посвящений собственной матери – до всеобщего и высшего в русской поэзии аспекта материнства – образа родины.

Несмотря на крайне скудное освещение в библиографии о Твардовском этой стороны его творчества, очевидно, что важнейшие для поэта мотивы памяти, родных мест (малой родины), сыновнего долга и сыновней благодарности соединены именно в образе матери, и это соединение является отдельной темой в его творчестве. При этом тема матери у Твардовского опирается на весь предшествующий опыт русской культуры; в особенности народная песенная поэзия и некрасовская традиция являются ее исторической основой.

Не раз отмечалось критиками как особенность художественного мира поэта отсутствие любовной лирики у Твардовского, и с другой стороны – сила искренности, проникновенности в стихах, посвященных матери. Подобные стихи раннего периода (с 1927 по 1940 г.) можно разделить на три тематических раздела: стихотворения, посвященные матери поэта и ее судьбе, стихотворения о русской женщине-крестьянке (чей обобщенный образ и дает в результате образ матери, т.к. «труженица» и «мать» - две главные ипостаси женщины у Твардовского) и стихотворения героической тематики, где чаще всего возникает образ матери сына-героя.

Стихотворение «Матери» 1927 года – это воспоминание-обращение к матери. Образ ее, начиная с этого стихотворения и до конца, соединен с образом его малой родины, природы.

Стихотворение «Песня» 1936 года тоже строится на образах памяти, воспоминания, напоминания. Взрослый сын ставит пластинку с песней, которую он сам не помнит, но эта песня пробуждает память матери. Как только она вспоминает эту песню, перед ней возникают картины прошлого, ее молодости. Поочередно возникают здесь песня, труд и материнство – главные образы в стихах о матери.

В 1937 году вновь появляется стихотворение с заглавием «Матери». Образ матери и здесь дан через память, напоминания – поэт называет конкретные вещи, несущие в себе память о матери для него. Надо отметить, что и в этом очень коротком и простом стихотворении есть все, что составляет тему матери для Твардовского. Не случайно память о матери приходит через такие образы, как природа, труд и песня. Это стихотворение – редкий пример в творчестве Твардовского «бессюжетного» стиха. Это также редчайший пример белого стиха у Твардовского. Твардовский, ненавидевший «красивости», фокусы в поэзии, в стихотворении о матери избегает даже рифм, как и громких слов.

Реальную судьбу своей матери Твардовский описал в стихотворении 1935 года «С одной красой пришла ты в мужний дом…» История одной судьбы проходит на фоне истории вообще, сюжет частной жизни на фоне общей жизни страны. Твардовский не зря называл себя прозаиком: в этом стихотворении он последовательно рассказывает историю жизни своей матери, обходясь без сравнений, метафор, ярких рифм. От прозаика в нем и то, что образ женщины, жены и матери, верно угадан в его стихах как психологический тип, она состоялась как персонаж.

В этом русле возникает объективно существующий образ матери, созданный как бы по законам прозы, как персонаж. Особенно это заметно в стихах о матерях новых советских героев («Матрос», «Полет», «Сын», «Мать и сын», «Ты робко его приподымешь…»). Лучшее в этом ряду стихотворений 30-х годов – «Ты робко его приподымешь…» (1936), где создан подлинный образ матери героя, где голос матери звучит просто и естественно, не совпадая с общим пафосом стихотворения.

В годы войны образ матери становится значительнее в творчестве Твардовского, подпитываясь наряду с другими поэтическими образами и темами из общего трагического истока. Будучи и раньше тесно связанным с образами малой родины и земли как почвы («матери-сырой-земли»), образ матери теперь приравнивается к образу всеобщей Родины, страны. Будучи соотносим с образами простых женщин-крестьянок, теперь образ матери соединяется с женскими образами Твардовского. Любовь материнская и любовь женщины к мужчине, обычно спорящие у Твардовского, в войну уравниваются.

Возвращаясь к проблеме любовной лирики у Твардовского, заметим, что в ранний период, она отчасти заменилась темой матери. Кроме того, в связи с эпической природой поэтического метода Твардовского, тема любви воплощалась в его творчестве объективно, через того или иного персонажа.

В годы войны на фоне трагедии стало возможным – показать женщину в любви к мужчине и к детям. Высшим достижением слияния образа матери и образа женщины стала Анна Сивцова в поэме «Дом у дороги».

В послевоенный, последний период творчества образ матери как персонаж уходит из произведений Твардовского. В позднем творчестве тема матери у Твардовского окончательно соединяется с темой памяти. Полное перемещение образа матери в область памяти происходит в цикле «Памяти матери», написанном в 1965 году. Здесь нет как такового образа матери, то есть к уже знакомому нам образу не добавляются какие-либо новые черты; здесь мать живет только в памяти сына, и поэтому его чувства, сыновнее горе раскрыты больше, чем образ матери, ставший бесплотным. Это вообще соответствует перемене в позднем Твардовском, переходу от эпоса к лирике.

Цикл состоит из четырех стихотворений, посвященных матери, внутреннее движение которых – от воспоминаний и рассуждений о жизни матери к смерти матери и в последнем стихотворении – снова к жизни через память.

1. Айтматов Ч. Материнское поле: повесть.

2. Белов В. Даня: рассказ.

3. Берггольц О. Письмо на Каму: стихотворение.

4. Бунин И. Мать: стихотворение.

5. Воронкова Л. Девочка из города: повесть.

6. Воскресенская З. Сердце матери: рассказы.

7. Георгиевская С. Галина мама: рассказ.

8. Гончаров И. Подвигнут я тобою. Слово о матери.- Л.: Дет. лит.,1988.-144 с.

9. Горький М. Мать: роман.

10. Дементьев А. Баллада о матери; Памяти мамы.

11. Евтушенко Е. Уходят матери: стихотворение.

12. Емельянов Б. Мамины руки. Мамино горе: рассказы.

13. Есенин С. Письмо матери.

14. Закруткин В. Матерь человеческая: повесть.

15. Звягинцева В. К портрету матери: стихотворение.

16. Исаковский М. Матери. Памяти матери. Русской женщине: стихотворения.

17. Корнилов Б. Мама: стихотворение.

18. Луконин М. Мама: стихотворение.

19. Львов М. Стихи о матери.

20. Мать: Сборник стихотворений русских и советских поэтов о матери.

21. Некрасов Н. Кому на Руси жить хорошо: поэма.

22. Паустовский К. Телеграмма: рассказ.

23. Распутин В. Последний срок: повесть.

24. Рубцов Н. Памяти матери: стихотворение.

25. Смеляков Я. Вот опять ты мне вспомнилась, мама…: стихотворение.

26. Хаустов Л. Матери: стихотворение.

27. Шукшин В. Боря; Материнское сердце; Сны матери; Сураз: повести, рассказы.

28. Яшин А. С матерью наедине. Молитва матери: стихотворения.

Значение образа матери в русской поэзии

Образ матери издавна присущ русской поэзии и русской культуре в целом. Эта тема занимает важное место как в классической, так и в современной поэзии. Более того, русский образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения с древнейших времен до наших дней. Характерно, что образ матери, вырастая из образа конкретного человека, матери поэта, становится символом Родины.

История развития образа матери в русской поэзии

Образ матери в русской поэзии преемственно связан с фольклорной традицией. Уже в фольклорных произведениях – в свадебных и похоронных песнях – возникает образ матери. В духовных стихах этот образ предстаёт через образ Богоматери, особо чтимый на Руси.

В поэзии XIX века тема матери в первую очередь связана с именами М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. В творчестве этих поэтов образу матери придавалось большое значение. Можно утверждать, что именно с творчества М. Ю. Лермонтова изображение матери начинает входить в классическую поэзию. У А. С. Пушкина нет ни одного стихотворения, посвящённого матери, в творчестве М. Ю. Лермонтова их насчитывается несколько. Например, «Кавказ», «Ангел».

По-настоящему глубоко и полно представлена тема матери в творчестве Н. А. Некрасова. Многие стихотворения поэта посвящены нелёгкой судьбе его родной матери. Наряду с подобным конкретным воплощением данного образа в поэзии Н.А. Некрасова присутствует и обобщённый образ – народный образ матери.

В поэзии ХХ века тема матери получила своё дальнейшее развитие. В частности, в творчестве таких поэтов, как Н. Клюев, А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, А. Твардовский и др. Стоит отметить, что в поэзии второй половины ХХ века тема матери неразрывно связана с темой войны или с темой деревни.

Образ матери является вечной темой, которая не утратит своей значимости никогда. Отношение к матери, любовь к ней – это то мерило, которое точно определяет уровень культурного развития общества, его нравственные ценности и духовный мир каждого его члена.

Образ матери в поэзии Н. А. Некрасова (на примере стихотворения "Внимая ужасам войны...")

В мировой литературе образ матери является одним из наиболее почитаемых. Русские прозаики и поэты тоже неоднократно обращались к нему, но в литературе XIX века более полное и трогательное воплощение образ матери получил в творчестве Н. А. Некрасова.

До конца своих дней Н. А. Некрасов хранил в памяти светлый образ родной матери. Поэт посвятил ей стихотворения «Последние песни», «Рыцарь на час», поэму «Мать». Он очень тосковал по ней во время учебы в ярославской гимназии, а потом в Петербурге, в годы тяжелой самостоятельной жизни его согревало чувство глубокой привязанности и любви к матери.

Н.А. Некрасов сочувствовал трудной и непростой жизни своей матери с суровым мужем, малообразованным армейским офицером, ставшим деспотом семьи, и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью. Тёплые воспоминания о матери проявились в творчестве поэта в виде произведений о нелегкой женской доле на Руси. Более масштабно идея материнства проявилась позднее в таких известных произведениях Н. А. Некрасова, как глава «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «Орина, мать солдатская».

Так, образ матери становится одним из главных положительных героев творчества Н. А. Некрасова.

Более подробно рассмотрим образ матери в творчестве Н. А. Некрасова на примере стихотворения «Внимая ужасам войны…», посвящённого Крымской войне 1853 – 1856 гг. Это небольшое по размеру стихотворение, всего в 17 строчек, ёмко и глубоко передаёт всю бессмысленность кровавой и беспощадной войны:

Внимая ужасам войны, При каждой новой жертве боя…

Поэт размышляет о том, каким горем для близких людей обернётся гибель солдата, но сострадает он в первую очередь матери, потерявшей на войне сына:

Мне жаль не друга, не жены, Мне жаль не самого героя... Увы! утешится жена, И друга лучший друг забудет; Но где-то есть душа одна - Она до гроба помнить будет!

Для матери гибель сына – настоящая трагедия, ведь именно она любит своего ребёнка искренне и беззаветно, неисчерпаемой любовью к нему наполнена вся её жизнь, составляется смысл всей её жизни.

Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы - То слезы бедных матерей!

Когда со временем о погибшем «герое» позабудут все – друзья, жена, о нём вечно будет помнить и скорбеть его мать, которую поэт сравнивает с плакучей ивой.

Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей...

С момента написания данного стихотворения прошло много времени, отгремели войны, погиб не один "герой", но, к сожалению, оно до сих пор не утратило своей актуальности. И не утратит до тех пор, пока матери будут терять своих сыновей на войне. Образ матери, представленный в данном произведении, стал собирательным образом всех матерей, что оплакивают сыновей, не вернувшихся с полей сражений.

Образ матери в поэзии С. А. Есенина (на примере стихотворения "Письмо матери")

В русской поэзии ХХ века тема матери получает свое продолжение в творчестве С. А. Есенина.

Обратимся к его стихотворению «Письмо матери». Оно было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни поэта. Во многих его произведениях того времени звучит тема безвозвратно ушедшего прошлого, но наряду с ней возникает и тема матери. Одним из таких произведений стало стихотворение «Письмо матери», написанное в форме обращения к ней. Всё поэтическое послание пронизано нежностью и любовью к самому родному человеку:

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Поэт восхищается любовью и заботой матери, которая беспокоится о своём сыне, волнуется за его жизнь и судьбу. Тоска и нерадостные предчувствия заставляют её всё больше грустить, нежели радоваться:

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Не удаётся лирическому герою в письме успокоить свою мать, многое упущено, потеряно или утрачено. Он понимает, что прошлого уже не вернуть, но мать для него – это та самая ниточка, которая связывает его с прошлым, беззаботным, светлым и чистым. Именно отсюда такая нежная и трогательная взаимная любовь.

И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Завершается поэтическое послание, адресованное матери, призывом лирического героя, который звучит проникновенной просьбой, не грустить, не беспокоиться о своём непутёвом сыне. Примечательно то, что в финальных строках нет успокоения, обещания, надежды, что всё будет хорошо. Ведь, несмотря ни на что, мать не перестанет беспокоиться о своём сыне, любить его искренне и нежно.

Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Образ матери в поэзии А. Т. Твардовского (на примере цикла "Памяти матери")

Тема матери присутствует на протяжении всего творчества А. Т. Твардовского. Например, в таких стихотворениях разных лет, как "Матери", "Песня", "С одной красой пришла ты в мужний дом..." и др. Очень часто образ матери в произведениях поэта выходит за рамки посвящения одному конкретному человеку – родной матери - и становится образом Родины. Так, всеобщий образ матери-женщины рисуется в стихотворениях "Сын", "Мать и сын", "Ты робко его приподымешь...", особенно в творчестве, посвящённом войне (поэма "Дом у дороги").

В 1965 году А. Т. Твардовским создан цикл «Памяти матери». Цикл состоит из четырех стихотворений, посвященных матери, в которых представлены воспоминания о жизни матери, а также нашла своё отражение память поэта о ней. Поводом для его появления стала кончина в 1965 году матери поэта, Марии Митрофановны. Но в последнем стихотворении данного цикла смерть уступает жизни, она представляется поэтом неким переходом.

Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону - домой…

Упоминаемая в стихотворении песня матери, знакомая с самого детства, рассказывает всю её жизнь. Прощание с отчим домом после замужества, расставание с родным краем и ссылка в неприветливую чужую сторону и долгожданное возвращение на родину.

Давней молодости слёзы, Не до тех девичьих слёз, Как иные перевозы В жизни видеть привелось. Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река другая - Шире нашего Днепра.

В каждой строке этого стихотворения ощущается глубина переживаний, нежнейшие и в то же время грустные чувства поэта. Стихотворение завершает тему матери в творчестве А.Т. Твардовского, но в нём рисуется вечно живой образ матери - как собственной матери поэта, так и обобщенный образ материнства.

I .Введение……………………………………………………...….... стр. 2

II . Основная часть:

II .1Моя путеводная звезда……………………………….............стр. 3

II .2Женские образы в литературе………………………............стр. 4

II .3Бессмертие во времени………………………………….....стр. 5-7

II .4Святые страницы поэзии………………….…………....…стр. 8-10

II .5Литература, так много сказавшая о матери…………..стр. 11-12

II .6Искусства различны, но тема едина…………………...стр. 13-14

III . Микроисследование №1……………………………..…..… стр. 15

IV . Заключение……………………………………………………стр. 16

V . Библиографический список……………………………….…стр. 17

VI . Приложения

I . Введение.

Тема моей научно-исследовательской работы "Образ матери в художественной литературе”. Я решила написать эту работу, потому что мне было интересно понять, почему писатели, поэты, а также художники и музыканты нередко посвящают свои произведения матерям и делают их героинями рассказов, повестей, поэм, картин…

Мама… Это самое прекрасное слово, которое произносит ребёнок, и сердце у матери замирает. "Мама, мамочка”, - повторяет он, и женщина уже готова полететь, вырваться из своей телесной оболочки, готова закричать на весь мир о том, что человечек, которому она дала жизнь, произнёс её Имя. И это слово звучит на всех языках мира одинаково нежно: в русском "мама”, украинском "ненька”, в английском "mother ”, узбекском "аба”… Да, теперь на долгие годы слово "мама” в своих различных интерпретациях станет именем молодой женщины.

Слово "мама”- особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами, сопровождает нас в зрелые годы, с ним мы уходим из жизни. Мама – это самый дорогой, близкий, родной человек. Когда Валентина Терешкова вернулась из космического полета, ей был задан несколько неожиданный вопрос: "Кто ваш самый любимый человек?” Валентина ответила одним коротким, точным, красивым словом: "Мама”.*

Я считаю, что данная тема актуальна, так как наше время добавило определенные сложности и в без того непростые отношения "отцов и детей”. Я знаю не только любящих сыновей и дочерей, но равнодушных и жестоких, которые часто обижаются на своих мам, отталкивают их со своей любовью. А ведь именно любовь, данная нам матерями, делает нас более чуткими, восприимчивыми. Эта любовь чиста и невинна, как капля росы поутру и ее невозможно сравнить ни с каким другим чувством на Земле. Именно в материнской любви заключается живительная сила, способная совершать чудеса. Не в этом ли ее сила?

Задачи работы:

    Выявить личное отношение к матери.

    Рассказать, какое место занимают женские образы в художественной литературе.

    Определить, какую лепту внесли писатели и поэты, сказав так много хороших слов нашим матерям, и какое влияние оказывал образ матери на художников и музыкантов?

    Показать бессмертие образа Матери во времени.

    Провести микроисследование о взаимоотношениях моих сверстников с мамой.

1* Дайджест «Мамочка, любимая, родная» стр. 25.

1. Моя путеводная звезда.

Мама – это самый дорогой, близкий, родной человек, это самое святое, что есть в моей жизни и сейчас, и когда я стану взрослой. Я расту, находясь рядом с ней, и это рост не только физический, но и душевный. Мы вместе, рука об руку, поднимаемся по ступенькам совершенствования. Мама смотрит на мир с позиции зрелого, более опытного человека, а я хватаюсь за все, что вижу интересного в мире. Я думаю, что в наших разговорах рождается некая истина для нас обоих. И как только мы узнаем что-то новое, мы делимся друг с другом полученными знаниями. Моя мама все время стремится познать что-то новое, необычное, открыть для себя те жизненные процессы, которые происходят на Земле и во Вселенной. И я иду по жизненному пути рядом с ней, получая знания, к которым стремлюсь. Мы учимся вместе познавать жизнь во всех ее проявлениях.

Мы есть часть чего-то большого и светлого. Мы едины. Бывало так, что нас даже принимали за сестер, подруг, настолько нас это единство радует. И я твердо, гордо и уверенно могу сказать, что моя Мама – это не только мой Учитель, но и близкий Друг, который никогда не подведет меня, который всегда поможет и поддержит. Благодаря ей я знаю, что из любой ситуации есть выход, что на все можно взглянуть с другой стороны и понять, что не стоят душевной энергии мелкие человеческие неурядицы. И я знаю, что когда я выйду на «большую дорогу» жизни, то не опущу руки при первой неудаче, а вспомню ту любовь и доброту, которые подарила мне мама, и распустится в душе прекраснейший из цветков – благодарность.

Есть замечательные строки стихотворения Л. Константиновой о маме, которые я часто вспоминаю:

В розовом царстве далекого детства

Помню твое материнское сердце,

Сердце большое – такое надежное,

Жить без тебя стало бы невозможно!

Стала я старше, а ты стала ближе,

Образ прекрасный любовью насыщен.

Этой любовью к тебе я привязана,

Каждой ресничкой тебе я обязана.

Мне за такую любовь – невозможно

Не заплатить, не воздать подороже,

Эта любовь материнская значится.

Знаю – мой долг никогда не оплатится.

Многому в жизни меня ты учила,

Добрым примером, заботой растила!

Путь твой, как подвиг, мужеством светится,

Как я хочу с тобой в вечности встретиться,

Как не хочу я тебя потерять

В день, когда Господа будем встречать,

Но пока сердце мое может биться,

Буду сильней за тебя я молиться!*

2*Воздух детства и отчего дома…: стихи русских поэтов - М.: МОЛ. Гвардия с.337.

2 . Женские образы в литературе.

Что может быть на свете священнее имени матери!..

Человек, еще не сделавший ни шагу по земле и только-только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам "ма-ма" и, почувствовав свою удачу, смеется, счастливый…

Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же темной земли, довольно родившей ржи и пшеницы, благодарно произносит: "Спасибо, кормилица – мать…”.

Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу: "За Родину-мать!”

Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Счастлив тот, кто с детства познал материнскую ласку и вырос под заботливым теплом и светом материнского взгляда; и до смерти страдает и терзается потерявший самое дорогое на свете существо - мать, и, даже заканчивая свой вроде бы не зря и с пользой прожитый век, не может без слез и горечи вспоминать об этой незажившей боли, об этом страшном уроне, каким отяготила его немилосердная судьба. Не случайно всем сердцем откликаемся мы на заключительные строки стихотворения Василия Казина "На могиле матери”:

Гнетет и горе, и недоуменье,

Гвоздем засело существо мое,

Стою - твое живое продолженье,

Начало потерявшее свое.*

С каким уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего ее старость. И с презрением казним того, кто забыл о женщине, породившей и вырастившей его, а в горькую старческую ее пору отвернулся от нее, отказал в доброй памяти, куске или крове.

А ведь по отношению человека к матери народ меряет свое отношение к человеку....

Нельзя не заметить, что при всем понимании и нередком сочувствии к бездетным женщинам народная литература хотя и беззлобно, однако не упускает случая потешиться над такими людьми. И зачастую одиноких старух, незнакомых с материнским чувством, изображают и сварливыми, и подозрительными, и скупыми, и черствыми. Наверное, прав был поэт С. Островой, сказав: "Самая прекрасная на свете - женщина с ребенком на руках”.*

Женские образы в литературе – это особая тема. Они играют разные роли в произведениях: иногда они являются непосредственными участниками событий, зачастую сюжет без них не имел бы такого эмоционального настроя, красочности. Но из всех женских образов, самый любимый нами – это образ матери.

3* Час мужества стр. 137.

4* Энциклопедия мысли стр. 195.

3 . Бессмертие во времени.

Народ всегда чтил Мать! В устной поэзии с древних времен ее облик наделен самыми светлыми чертами: она хранительница семейного очага, защитница собственных детей, радетельница за всех обездоленных и обиженных.

Не случайно в народе также живёт много хороших, ласковых слов о матери. Мы не знаем, кем они были сказаны впервые, но они очень часто повторяются в жизни и переходят из поколения в поколение: "Нет милее дружка, чем родимая матушка”, "При солнышке светло, при матушке тепло”, "Птица рада весне, а младенец матери”, " У кого есть матка, у того голова гладка”, " Маменька родимая – свеча неугасимая” и др.*

Сколько всего придумано и написано про мать, сколько стихов, песен, мыслей! Можно ли сказать что-то новое?!

Есть много примеров, когда героизм женщины-матери спасал своих детей, своих родных.

Один из таких примеров – это Авдотья Рязаночка из народного сказания о мужестве простой женщины – матери. Эта былина замечательна тем, что не мужчина – воин, а женщина – мать «выиграла битву с ордой». Она встала на защиту своих родных, и благодаря ее мужеству и уму «пошла Рязань на полону».

Вот оно – бессмертие истинной поэзии, вот она – завидная протяженность ее существования во времени!

Но в печатной литературе, которая по известным причинам вначале была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, он не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернеров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия, в отличие от детей крестьянских, были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин. Поэтому и происходило, пусть и не вполне осознанное, притупление сыновних чувств, что не могло, в конечном счете, не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей родительнице и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно - "мамушкой". Самое известное из посвященийняне так и называется "Няне”:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты,

На черный отдалённый путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

5* Дайджест «Мамочка, любимая, родная» стр. 25.

6* А. С. Пушкин. Избранное. Стихотворение «Няне» - стр. 28.

По - настоящему глубоко и сильно тема матери зазвучала только в демократической поэзии. И здесь необходимо, в первую очередь, назвать имя великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, создавшего удивительно цельный и емкий тип крестьянской женщины - матери. Вряд ли кто ещё воспел женщину, мать и жену столь трепетно и благоговейно, как Некрасов. Достаточно вспомнить названия его произведений: "Есть женщины в русских селениях", "В полном разгаре страда деревенская”, "Орина, мать солдатская”, "Рыцарь на час”, "Внимая ужасам войны”, главу "Демушка” из поэмы "Кому на Руси жить хорошо”, которые уже одни сами по себе составляют своеобразную антологию…

Его стихи, обращенные к рано умершей матери ("Рыцарь на час”)*, быть может, самые проникновенные во всей мировой поэзии:

Повидайся со мною, родимая!

Появись лёгкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других…

Я пою тебе песнь покаяния,

Чтобы кроткие очи твои

Смыли жаркой слезою страдания

Все позорные пятна мои! …

Мне не страшны друзей сожаления,

Не обидно врагов торжество,

Изреки только слово прощения,

Ты, чистейшей любви божество! …*

Невозможно без внутреннего трепета и глубокого соучастия читать исполненные высокого значения строки*:

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самогогероя…

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет.

Но где - то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы-

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…*

7* Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 т. Т.2-Л. «Наука»,1981 - стр.258.

8* Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 т. Т.2- Л. «Наука», 1981 стр. 26