Пуштуны — потерянное колено Израиля? Пуштуны


Десять потерянных колен: пуштуны или патаны

Одна тема, относящаяся к потерянным коленам, которая обычно игнорируется, и которую лично я нахожу завораживающей, касается племени пуштунов (патанов).

Пуштуны, которых сегодня насчитывается 15 миллионов, обитают в основном в Пакистане и Афганистане, а также – в Иране и Индии. Традиционно они считаются потерянными коленами и сохраняют еврейские обычаи.

Пуштуны проводят обрезание на 8 день. Этот известный еврейский обычай является древнейшим в еврейской традиции. Я сам стал очевидцем и присутствовал на радостной церемонии обрезания на 8 день после рождения. Мусульмане имеют обычай обрезания, но не на 8-й день, а обычно в возрасте 12 лет.

У пуштунов используется малый талит, называемый Кафан.


Это прямоугольная накидка, имеющая по краям бахрому, похожую на цицит, и это также древнейшая традиция у евреев, восходящая к Торе, и это признак их израильского происхождения. Они также используют и большой талит, который они называют джой-намаз. Это накидка, размером 2х3 метра, которая должна покрывать голову и плечи и используется для молитвы на земле, как у мусульман. Эта накидка не имеет бахромы по краям.

Пуштуны хранят обычай празднования субботы, которая является днем отдыха, и они не работают, не варят и не пекут. Пуштуны готовят 12 хал (традиционный еврейский хлеб, Левит 24:5) в честь субботы, как это делалось в древнем храме.

Одним из важных показателей, доказывающих израильское происхождение пуштунов, является зажигание субботних свечей. После зажигания свеча обычно покрывается широкой корзинкой. Свечи зажигают женщины в возрасте после 50 лет.

Пуштуны живут по еврейским обычаям.

Пуштуны соблюдают кашрут, диетические законы, как и евреи. Они не едят мяса лошадей и верблюдов, что распространено в их районе, но абсолютно запрещено евреям. Есть доказательство того, что они также не смешивают молочное с мясным, что также является древней традицией Израиля. И у них есть традиция различать между чистыми и нечистыми птицами, что означает разрешенные и не разрешенные птицы в соответствии с Торой.

Некоторые по-прежнему надевают на лоб небольшую коробочку, которую евреи называют тфилин (филактерии) содержащую стих из Библии. Эта коробочка напоминает японские Токин Ямабуши на лбу. Это древний обычай Израиля. В еврейской коробочке находятся стихи молитвы Шма Исраэль: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть!» (Второзаконие 6:4).
Обычай накладывания тфилин произошел из стиха Писания, «вы должны привязывать их как знак на руку, и они должны быть на лбу между глаз» (Второзаконие 6:8).

Интересно отметить, что пуштуны сохранили фамилии потерянных племен, такие как Ашер, Гад, Нафтали, Рувим, Манассия и Эфраим. Среди них есть люди, которые носят имена, характерные для десяти потерянных колен Израиля. Есть также люди, которые называются Израиль, Самуэль и так далее, которые никогда не встречаются среди мусульман. Есть также множество названий мест, районов и деревень, похожих на названия в земле Израиля.

В регионе имеются археологические находки, свидетельствующие о еврейском прошлом и они также напоминают евреев этого региона, а их язык пушту имеет удивительно много слов из иврита. Пуштуны называются также афганцами или сыновьями пушту, который является их языком, но чаще всего их называют «бани Израиль» в смысле «дети Израиля», несмотря на то, что сегодня они живут как набожные мусульмане

Внешний вид пуштунов такой же, как у евреев этой области. На основании их древних обычааев и других данных, можно утверждать, что есть определенная связь с племенами Израиля.

Пуштунов насчитывается сегодня 6 — 7 миллионов в Афганистане и 7 — 8 миллионов в Пакистане. Они живут в пограничном районе между этими двумя странами, и еще около 2 миллионов живут как кочевники. Эти пуштуны желают независимости, которую поддерживаю.т в Афганистане, но которая является причиной постоянной напряженности в Пакистане, не поддерживающем их независимости.

Пуштунский закон похож на Тору

Афганистан является одной из наименее развитых стран Азии, и большинство населения неграмотно. Главным образом, оно занято в сельском хозяйстве и овцеводстве, и разведении других домашних животных.

Большинство людей живут в деревнях, а некоторые ведут кочевой образ жизни. Это страна, которая управляется исламским религиозным правом Шариатом, и более 90% населения являются мусульманами-суннитами. Но независимо от имеющей место модернизации, она не достигла горных пограничных районов. Здесь пуштуны продолжают свою вековую племенную жизнь.

Правовая система, известная как Пуштунвали, закон пушту, очень похожа на Тору, которая является священной книгой для евреев и книгой древнего еврейского образа жизни. У пуштунов можно найти как отдельные страницы, так и целые книги, и они очень почитают то, что называется у них Товрад Эль Шариф (Тора Моисея), и они встают при упоминание имени Моисея, несмотря на то, что оно неважно в исламе.

Пуштуны очень здоровые, высокие и имеют очень светлую кожу. Они воины и держат оружие с юных лет. Они очень трудолюбивые, разумные, правдолюбивые и чрезвычайно законопослушные. Во всем мире они известны своей гостеприимностью.

Этническое происхождение пуштунов уже некоторое время интригует людей потому, что они отличаются не только внешностью, но и чертами характера от других групп, которые их окружают, например, от турок, монголов, персов или индо-иранцев. Очень трудно также проследить их историю появления в этом регионе, где десятки народов и крупных племен различного происхождения появлялись и исчезали.

Личная идентификация пуштунов

Израильское происхождение племен выражается по-разному. Помимо устной традиции, сохраняемой старейшинами племени, есть и интересные свидетельства, восходящие к отцам еврейской нации, сохраненные в свитках Генеалогия среди племен.

Эти свитки хорошо сохранились, и некоторые из них написаны золотом на оленьей шкуре. Не менее интересны и знаменательны имена племен, которые имеют близкое сходство с коленами Израиля. Племя Раббани на самом деле Реувен, племя Шинвари — Шимон, племя Левани — Леви, племя Дефтани – это племя Нафтали, а племя Джаджи — это племя Гада. Племя Ашури — это племя Ашера, племя Юсефсая – это племя сыновей Иосифа, а племя Африди – это на самом деле, племя Эфраима. Это названия десяти потерянных колен Израиля.

Пуштуны сами отмечают различия между оригинальными названиями племен и их нынешними именами из-за различных языковых диалектов в том, например, что Джаджи — на самом деле Гаджи или племя Гада. (Поэтому фамилия Гаджиев может означать, что предки ее носителя происходят из пуштунского племени Гада – Джаджи- прим. пер. ).

Сегодня в Афганистане есть евреи, которые считают племена Израиля среди пуштунов. Физическое сходство пуштунов с другими евреями подтверждали и британские правители Афганистана на протяжении долгого времени и называли евреев «пуштунами». Если они не будут одеты в свои традиционные одежды, то пуштунов нельзя будет отличить от других евреев региона. Среди 21 народа Афганистана только пуштуны и евреи имеют семитские черты. Их лица длиннее и светлее, а у некоторых даже голубые глаза. Как и евреи этого региона, пуштуны носят бороды и пейсы, что делает невозможным отличить их от евреев.

Израильские черты пуштунов

Пуштуны имеют много других особенностей как потомки израильтян.

Их свадьба – типично еврейская. Свадебная церемония пуштунов включает хупу (брачный балдахин) и кольца по еврейскому обряду.

Пуштунские женщины придерживаются законов, похожих на еврейские, касающиеся менструации. В этот период на 7 дней не допускается контакт мужа и жены. После этого периода женщина погружается в реку или родник или идет в баню, если родника нет. То же самое и в израильской традиции с библейских времен.

У пуштунов есть также обычай левирата, который заключается в том, что если муж умирает без детей, то его живущий брат женится на вдове, чтобы сохранить род. Этот обычай сегодня больше не существует, но это был древний обычай Израиля, упоминаемый в Библии (Второзаконие 25:5-6).

Заповедь уважать родителей строго соблюдается в этих племенах. Сын должен подчиняться родителям во всех отношениях. Когда отец входит в комнату, все встают и склоняют головы в знак уважения. Это также израильская традиция.

Пуштуны отмечают Йом-Кипур.

Мы знаем о некоторых членах племени Леверани, которые ежегодно на Йом-Кипур приходят в еврейские синагоги в Афганистане. Он остаются там до захода солнца, не произнося ни слова. Это напоминает о храмовой традиции на этот день, о первосвященнике и его работе.

Однажды он допустил ошибку в календаре и не пришел. Целую неделею он горько плакал из-за отсутствия празднования этого дня.

Пуштуны сохранили древний обычай козла отпущения. В древнем Израиле был обычай нагружать грехами нации козла и отправлять его прочь в пустыню. Этот обычай козла отпущения существовал для того, чтобы искупать грехи нации (Левит глава 16). Даже сегодня похожий обычай существует у пуштунов.

Обычно пуштуны молятся в мечети. Однако некоторые молятся в направлении Иерусалима, что является самым необычным. Есть несколько очень древних синагог в их районе, и пуштуны приходят к этим синагогам в особые дни, во времена больших стрессов или трагедий для специальных молитв. Человек, который ищет помощи, приходит туда прикоснуться к замку и помолиться. Есть люди, которые говорят, что в этих синагогах когда-то были свитки Торы. Это интересно, потому что сегодня пуштуны являются на самом деле набожными мусульманами.

Во времена эпидемии чумы пуштуны убивали овец и окропляли их кровью дверные косяки своих домов. Это то, что израильтяне делали в древнем Египте во время бедствий, которые там происходили.

Интересное свидетельство относится к помещению завернутой Книги Псалмов Библии под подушку больных для их исцеления.

Есть люди, которые говорят об амулетах, написанных на иврите. Некоторые содержат фразу «Шма Исраэль», и тайно написаны главой племени, и запрещается его называть

Символ щита Давида (звезда Давида) встречается почти на каждом пуштунском доме. Богатые делают его из дорогих металлов, а бедные – из простого дерева. Его можно видеть на башнях, школах, а также – на инструментах, браслетах и украшениях. Я видел это, по меньшей мере, раз 20 в различных местах. В Минерайане, центре Афганистана, есть даже школы, которые имеют щит Давида на двери или на камне над дверью.

Перевод : Мирьям Аргаман

Самый многочисленный народ Афганистана, пуштуны, соблюдают «пуштунвали», что означает «кодекс чести». Своеобразный уклад жизни пуштунов, их духовные, нравственно-этнические ценности уходят своими корнями к обычному праву (адату) и многим доисламским верованиям. Впоследствии к ним добавились нормы и установления Ислама.

Все пуштуны ведут свой род от общего прародителя по имени Кайс, которого якобы лично пророк Муххамад обратил в Ислам. Поэтому пуштуны считают себя мусульманами со времени зарождения Ислама и тем самым выделяют себя по сравнению с другими этносами и народностями в Афганистане. Пуштуны считают себя наиболее последовательными почитателями Ислама. В то же время при внимательном изучении элементов национальной психологии пуштунов обращает на себя внимание, что нормы и правила поведения, составляющие известный свод неписаных законов, т.н. кодекс чести пуштуна – пуштунвали, нередко контрастирует с тою, что записано в Коране и хадисах. Поэтому про пуштуна нередко говорят, что он частично опирается на Коран, частично на пуштунвали.

Пуштунвали (или «нана » – «пуштунская честь»). Пуштунвали (в переводе с пушту – «образ жизни пуштунов»), представляет собой сумму ценностных представлений и норм, обычаев и обрядов, регулирующих в силу своей императивности поведение членов афганского общества как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях, сумму всех тех традиций, которыми афганцы, по своим собственным представлениям, отличаются от других народов.

Основными принципами пуштунвали являются:

  • чувство собственного достоинства и национальная гордость (гайрaт);
  • честь, репутация, доброе имя (нанго-намyс);
  • набожность, добросовестность и порядочность (имандари);
  • упорство и целеустремленность (сабaт и истикамaт);
  • равенство (мусавaт);
  • компенсация (бадaл).

Афганский этикет требует, чтобы каждый член общества не только говорил, но и «делал пушту», т.е. чтобы он был воплощением всей совокупности моральных ценностных представлений пуштували. Эти ценностные представления и требования выражены в определенных культурных традициях, которые все вместе создают картину «идеального афганца».

Прежде всего, самостоятельно распоряжаться своим домом, женщинами, имуществом, землей, скотом. Для пуштуна все это означает первооснову всего существования. Неспособность справиться с этими обязанностями означает для него не просто позор, а гораздо больше, потерю собственной чести и достоинства. Понятие чести у пуштунов соприкасается с идеей, что все пуштуны-мужчины – равны вследствие их общего происхождения. Поэтому само понятие чести соразмерно понятию равенства. Истинным пуштуном считается тот, кто постоянно доказывает свою принадлежность к роду и племени.

Пуштун должен быть гостеприимным хозяином. Он обязан предоставить убежище и соглашаться на предложение о перемирии. Пуштун признает право кровной мести. Он должен быть храбрым воином, но при этом соблюдать милосердие. Пуштун должен вырабатывать в себе чувство справедливости, стойкости и готовности до конца защитить собственную честь, честь своих женщин, детей, стариков, больных и немощных. Если он не соблюдает этих правил его могут изгнать из племени, и он станет беззащитным.

Пуштунвали предписывают афганцу самоотверженно защищать свою родину, предоставлять убежище и защиту всем, независимо от их веры и социального статуса, оказывать гостеприимство каждому, даже своему смертельному врагу, обеспечивать помощь, защиту и покровительство своим сородичам и соплеменникам в экстремальных ситуациях, почитать старших, отвечать добром на добро и злом на зло. В нем отражены формы и способы внутреннего самоуправления на всех уровнях племенных структур, морально-этические нормы и правила поведения, семейно-бытовые отношения, обряды, связанные с браком, рождением ребенка, смертью и т. д.

Пуштунвали – предмет особой национальной гордости, а также и священная обязанность пуштунов. Нормы и установления пуштунвали носят всеобъемлющий характер. Право толковать пуштунвали и определять его применение в каждом конкретном случае принадлежит племенным авторитетам-знатокам норм обычного права (на пушту они называются «джиргамар», «нархай», «нархгозар»). В их роли выступают умудренные жизненным опытом и наделенные организаторскими способностями старцы («белобородые» – «ришсафидан»). Они выступают на джиргах в качестве своеобразных племенных судей, воплощающих в себе и судебную, и законодательную власти.

Джирга – важнейший элемент социально-политической организации пуштунов, орган их племенного самоуправления и правосудия, создаваемый по мере необходимости для решения какого-либо важного вопроса. Она не является официальным государственным органом. Джирга (букв. – «круг», «сходка») в соответствии с решаемыми задачами имеет два уровня: сабха-джирга и самти-джирга.

Сабха-джирга занимается обсуждением и решением внутренних проблем, касающихся одного селения или рода, например, примирительным разбирательством ссор, улаживанием конфликтов по вопросам распределения воды и земли или пользования общинными угодьями, наказания нарушителей обычаев и принятых соглашений и т. п. Заседания джирги проходят гласно, с участием всех желающих, включая и женщин.

Что касается самти-джирги , то она призвана решать задачи внешнего порядка, затрагивающие отношения и связи рода и племени с соседями или центральными властями. В такой джирге участвуют только племенные и родовые старейшины и влиятельные представители духовенства. По сути дела, самти-джирга – это совет авторитетов, действующих от имени и в интересах своего рода или племени. В любом случае джирга – орган временный, прекращающий свое функционирование после того, как ей удастся, или же не удастся решить поставленный вопрос.

Одна из важных функций племенной джирги – разбор уголовных дел. Хотя в соответствии с предписаниями шариата и светского законодательства Афганистана, вопросы об убийстве относятся к компетенции государственных судебных органов, в зоне племен подобные дела решаются в основном на джирге в составе двух (или другого четного числа) джиргамаров, являющихся поверенными заинтересованных сторон (истца и ответчика).

Местом проведения джирги служат михманхана (гостевой дом), мечеть или площадь деревни. Согласно традиции, на джирге не предусматривается какого-либо выборного или назначаемого председателя.

Она открывается чтением нескольких аятов из священной книги Коран. Затем один из авторитетных членов джирги после произнесения традиционной мусульманской формулы «бисмилла ор-рахман ор-рахим» («во имя Аллаха милостивого и милосердного») излагает суть рассматриваемого вопроса. При этом он (впрочем, как и все выступающие) в подкрепление своих доводов обязательно приводит древние пословицы и поговорки, ссылки на Коран и хадисы, разного рода исторические прецеденты, что у афганцев считается мерилом мудрости и убедительным доказательством сказанного.

На заседании джирги каждый из присутствующих пользуется полной свободой высказывать свое мнение. Однако категорически запрещается говорить в непристойной форме, употреблять грубые слова и ругательства, оскорблять кого-либо словом и действием. Если это случается, члены джирги выносят порицание нарушителю правил приличия, что в глазах афганцев считается большим позором, или даже налагают штраф. Заседание джирги продолжается обычно в течение одного или нескольких дней, а иногда и недель, до тех пор, пока не будет найдено приемлемое, справедливое и удовлетворяющее всех, единодушное решение.

У пуштунов не принято голосовать поднятием рук. Решение принимается, когда против него со стороны присутствующих не поступает возражений. Решение джирги объявляется от имени всех ее членов в присутствии истца и ответчика и их сородичей (соплеменников) и является окончательным и обязательным для всех. Никто не имеет права уклониться от его выполнения.

Неподчинение воле джирги влечет за собой наказание штрафом («нага »), взимаемым натурой в виде барана, коровы и т. п. Иногда в особо тяжелых случаях неповиновения по решению джирги дом нарушителя предается сожжению, а сам он изгоняется из деревни. В честь успешного завершения работы джирги режут барана или другое животное и устраивают пышный обед. Расходы на него несут обе спорившие стороны. С возникновением афганского государства межплеменная джирга стала элементом государственного строя (надпарламентским органом) и получила название Лоя джирги («Большой джирги»).

Согласно Конституции 1987 года, в ее состав входили: члены парламента, правительства, Верховного суда, Конституционного совета, генеральный прокурор и его заместители, по 10 человек, избранных от каждой провинции, губернаторы провинций и мэр Кабула, до 50 человек из числа видных политических, общественных, научных и духовных деятелей, назначаемых президентом Афганистана по представлению секретариата Национального собрания. К компетенции Лоя джирги, по указанной Конституции, относились: принятие Конституции и внесение в нее поправок; избрание и принятие отставки президента Афганистана; согласие на объявление войны и перемирия; принятие решений по наиболее важным вопросам, связанным с национальной судьбой страны.

Одним из стержневых обычаев пуштунвали считается обычай «бадaл » (компенсация, месть). В нем нашла яркое отражение отличительная черта характера пуштунов – нетерпимость к обиде, оскорблению и унижению. Данный обычай предписывает им любой ценой отомстить обидчику и «компенсировать» ущерб, нанесенный их собственности или чести. Афганцы особенно дорожат последней. В этом отношении показательна следующая их поговорка: «Лучше лишиться головы и богатства, чем чести».

Основой обычая «бадал» является принцип талиона. Пуштун предпочитает иметь «око за око, зуб за зуб и кровь за кровь». В Афганистане на этой почве продолжают иметь место межплеменные трения, вражда, кровная месть, а иногда и вооруженные столкновения, охватывающие целые районы страны. Подчас небольшая ссора, поводом для которой может послужить, к примеру, недоразумение из-за участка земли или нарушение установленной очередности при поливе полей и т. п., превращается в кровавое побоище с применением кинжалов и ружей и стоит кому-то жизни.

Кровная месть (хунхахи ) в пуштунских племенах носит сугубо избирательный характер. В частности, если к убийству причастен соплеменник, то на него, как правило, не распространяется обязательная «плата крови». Однако, если убийца принадлежит к другому племени, то пострадавшее племя считает себя физически и морально униженным и оскорбленным и на основе принципа талиона стремится восстановить свою честь и достоинство. При этом месть нередко направляется не только на убийцу, но и на любого, первого попавшегося под руку представителя племени-обидчика.

Время в вопросе исполнения мести не имеет для афганца большого значения. По данному поводу они говорят, что «если пуштун осуществит свою месть и через сто лет, то и в этом случае он считает, что проявил поспешность». Он жаждет отмщения до тех пор, пока есть силы и возможности для этого. Если отец семейства умирает, не удовлетворив свою месть, то он обязательно завещает ее своим детям. Поэтому кровная месть часто становится тяжелым наследством, а вражда передается из поколения в поколение как самая святая обязанность и долг (на пушту – «пор »), возложенный и завещанный предками.

У некоторых пуштунских племен, особенно на юге, западе, юго-западе и востоке страны, принято на основе обычая «бадал» с целью прекращения кровопролития и кровной мести выдать замуж родственникам убитого одну или несколько девушек-невест (или девочек-подростков). Такая компенсация за убийство носит название «платы за мир». Обычай «бадал» имеет и другую сферу применения. Он требует от всех на добро отвечать добром. Исходя из этого, афганцы считают поведение человека презренным и низким, если он не платит взаимностью за оказанную ему услугу, помощь, угощение и т. д. К примеру, приглашение в гости обязательно должно быть «компенсировано» тем же. Это правило, как и месть, стало среди афганцев своеобразной традицией и обязательной нормой поведения. Стоит отметить, что такая традиция со временем стала характерна для всех народов Афганистана.

Один из наиболее известных афганских обычаев носит название «нынавaти» или «нанг » (в переводе с пушту «нынавати» означает «вхождение в дом», «просьба о прощении, помощи», а «нанг » – «честь», «позор», «стыд»). В соответствии с этим обычаем оказание помощи и предоставление защиты нуждающимся считается обязательным. Руководствуясь им, человек, жизни, собственности или чести которого угрожает опасность, идет к дому или шатру влиятельного лица и отказывается сесть на ковер и воспользоваться гостеприимством до тех пор, пока не будет удовлетворена его просьба. Честь человека, к которому обращаются за помощью и защитой, будет запятнана, если он откажется оказать ее. Еще более значительна просьба женщины, когда она, оказавшись в беде, посылает афганцу свой платок или чадру и умоляет его как брата оказать помощь и содействие ей или членам ее семьи. Указанный обычай предписывает афганцу любой ценой защищать каждого, кто нашел убежище под его крышей. Поскольку такая помощь и защита ничем не дифференцирована и имеет всеобщий характер, то ею нередко пользовались и продолжают пользоваться разного рода преступники, чтобы спасти свою жизнь и избежать возмездия.

Обычай «нынавати » используется также для прекращения вражды и вооруженных конфликтов между отдельными людьми, семьями и племенами. Для этого одна из враждующих сторон, чувствуя себя побежденной и видя бессмысленность сопротивления, посылает посредника к другой стороне и просит у нее мира и пощады. В качестве посредника обычно выступает мулла или сеид, в отдельных случаях старики и женщины. Иногда человек, желающий прекращения вражды, идет к противнику сам вместе со своими детьми и женщинами. При этом он надевает на шею веревку и берет в руки Коран и пук соломы, демонстрируя этим свое миролюбие и просьбу прекратить противоборство.

По принятому ритуалу «нынавати » у двери дома лица, к которому обращаются с просьбой о пощаде, режут барана, символизируя, таким образом, принесение жертвы. Лицо, к которому обращаются с подобной просьбой, обязано проявить рыцарское великодушие и без каких-либо условий принять ее. Отказ в данном случае рассматривается как подлый и неблагородный поступок и как грубейшее нарушение обычая «нынавати» и влечет за собой всеобщее презрение соплеменников. Афганцы высоко ценят в человеке такие качества, как храбрость, мужество, отвага, самоотверженность.

Главные концепции «Пуштунвалай»:

  1. Вера - доверие к Богу (известному как «Аллах» в арабском и «Худай» на пушту). Понятие веры в Единого Творца соответствует в целом исламским идеям веры в единого Бога (таухид).
  2. Хорошие мысли, хорошие слова, добрые дела - пуштун должен всегда стремиться к хорошим (добрым) мыслям, говорить добрыми словами и делать добрые дела. Понятия, перенятые еще в туранское время, в зороастрийской морали приведены в простой фразе: «добрые мысли, добрые слова, добрые дела» (Humata, Hukhta, Hvarshta в авестийском).
  3. Поведение - пуштуны должны вести себя уважительно ко всем творениям Бога, включая людей, животных и окружающей среды вокруг них или природы. Загрязнение окружающей среды или ее уничтожение противоречит Пуштунвалай.
  4. Единство - в языке, на котором они говорят, в крови (не смешивания с другими народами), денежная (и другая) помощь друг другу, понятие, объединяющее или держащее пуштун в качестве единого этноса по всему миру. Там, где есть подлинное единство, все усилия, чтобы разъединить его, будут лишь способствовать укреплению единства у них. Что происходит с одним - бывает со всеми («Око за око, зуб за зуб»). Понятие призывающего не к равнодушию, а ко взаимной помощи друг другу в трудный час.
  5. Равенство - каждый человек по отношению к другому является равным. Эта концепция возникла в необходимости развитии среди пуштун системы джирги, в которой процесс принятия решений происходит с участием всех членов общества пуштунов, понятие, способствующее рациональному подходу ко всему. Каждый человек хочет сказать свое слово, и он будет бороться за свое право иметь свое мнение, чтобы его услышали, это понятие и предоставляет данное право. Все люди должны, по этому понятию, с надлежащей вежливостью и уважением относиться друг к другу, и никто не может навязывать своей воли другому.
  6. Свобода и независимость - вера в то, что свобода есть в физических, психических, религиозных, духовных, политических и экономических сферах пуштун, и они, мужчины и женщины, должны чтить ее, при этом не принося вреда другому.
  7. Пуштунвалай говорит, что ни один человек не имеет права диктовать своего мнения другим - даже родителям нельзя навязывать своего мнения детям.
  8. Гостеприимство и святилище - быть гостеприимным для всего человечества, особенно к гостям; даже самым презираемым из врагов (если просили) предоставлялось святилище, убежище или защита, а также продовольствие и другая помощь.
  9. Правосудие и прощение - если один нанес умышленные обиды другому, то пострадавший имеет право - даже обязан - мстить за эту несправедливость в разумной эквивалентности от нанесенной обиды. Если умышленно причинили вам зло и вы не добиваетесь справедливости, и даже если правонарушитель не просит у вас за свои действия прощения, то конфликт может быть разрешен только правосудием (по решению совета джирги), по решению совета предоставляется компенсация за неправомерные действия обидчика.
  10. Братство и доверие - вера в то, что брату или сестре, каждому пуштуну следует доверять и помогать настолько, насколько это возможно.
  11. Честь - пуштуны должны сохранять свою независимость и человеческое достоинство. Честь имеет большое значение в обществе пуштун, и большинство других указов и кодексов жизни направлены к сохранению своей чести и гордости.
  12. Самоуважение - люди должны уважать себя и других. Уважение начинается с дома, среди членов семьи и родственников.
  13. Сострадание и сотрудничество - бедным, слабым и немощным должна быть оказана помощь и поддержка. Понятие направлено на то, чтобы защитить от произвола и угнетения беспомощных людей.
  14. Семья - семья как священный социум, ответственный, со своими обязанностями по отношению к жене, дочерям, старейшине, родителям, сыновьям и мужу.
  15. Мы одна семья - соплеменнику пуштуну должна быть оказана помощь. Все племена имеют одну общую судьбу и они должны быть в союзе друг с другом.
  16. Знание - пуштуны должны добиваться объективных знаний в жизни, искусстве, науке и культуре, которые считаются плодами, предоставленными Богом к пользованию.
  17. Пуштунская история - великое значение придаётся истории пуштун, со всеми ее трагедиями и победами. Она учит пуштун «держать разум открытым, чтобы продолжить поиск истины, большая часть которой исчезла в истории».
  18. Бороться со злом - добро постоянно находится в состоянии войны со злом. Зло должно быть повержено и добро должно превалировать над злом. Это долг пуштуна - борьба со злом в различной его форме, когда он становится перед ним лицом к лицу.
  19. Честность и Клятва (Обещание) - пуштуны, как известно, выполняют свои обещания и должны быть честными во всех ситуациях и в любом месте. Истина пуштун - не нарушать своего обещания или клятвы, к которой они относятся свято.
  20. Гостеприимство - пуштуны должны относиться ко всем гостям и людям, которые входят в дом, с большим уважением и всегда, когда придут гости, говорят: «Mailma de Khudai milgareh deh» («Гость - это Божий друг»). Так сделаем гостя счастливым, сделаем Бога тоже счастливым! Так что, делая вашего гостя счастливым, вы автоматически делаете и Бога счастливым.

Пуштуны – самый многочисленный народ на планете, сохранивший родоплеменные отношения. Пуштуны – правоверные мусульмане. Для них крайне важен кодекс чести, который они соблюдают с незапамятных времен.

Сыны Израиля

Пуштуны (иногда их называют афганцами) – ираноязычный народ, образующий почти сплошной ареал обитания, разделенный между двумя государствами – Афганистаном и Пакистаном. Точное число пуштунов затруднительно подсчитать, так как в Афганистане с 1979 года не проводилась перепись населения. Приблизительно оно оценивается в 42 миллиона человек.

По легенде пуштуны ведут свой род от первого царя Израиля Саула. Легенда гласит, что у сына Саула Иеремии родился сын по имени Афган, чьи потомки спустя много веков перебрались в город Джат на территории нынешнего Афганистана.

Со временем в этих местах появились арабы. И вот однажды произошла встреча арабского военачальника Халид ибн аль-Валида с вождем местных племен Кишем – потомком Афгана. Кишу приглянулась вера арабов. Он принял ислам и взял себе мусульманское имя Абдул Ибн-Рашид, под которым и прославился в последствие как полководец и любимец Магомеда.

Интересно, что не только легенды, но и многие арабские хроники повествуют о расселении потомков Афгана, называя конкретное место. Так, «Мират уль-Алам» («Зеркало мира») рассказывает о странствиях иудеев и упоминает города, куда они прибыли из Святой Земли: Гхор, Газни и Кабул.

Широкой общественности версию о происхождении афганцев от евреев впервые в XIX веке поведал капитан британской разведки Александр Бернс. В доказательство этой теории он приводил этноним «пашту» («пушту»), который, по его мнению, происходил от еврейского слова «пашт» («рассеянные»). Любопытно также, что название столицы Афганистана Кабул созвучно названию деревни в иудейской Самарии.

Народ чести

Британский офицер Дензил Иббетсон в 1881 году писал: «Настоящие пуштуны являются, вероятно, самым диким из всех племен, с которыми нам приходится иметь дело в Пенджабе. Они в высшей степени кровожадны, жестоки и мстительны: они не знают, что такое истина или вера, поэтому выражение «у афганца нет совести» стало поговоркой среди его соседей».

Менталитет афганцев всегда был чужд европейцу, потому что этот народ живет не по совести, а по чести. Именно пуштунская честь стала непреодолимым препятствием на пути британских колонизаторов.

Пуштуны относятся к числу наиболее ревностных почитателей ислама. Однако складывавшиеся задолго до принятия ислама нормы и правила поведения заставляют их придерживаться традиционного кодекса чести – пуштунвали.

Пуштунвали (в переводе с пушту – «образ жизни пуштунов») можно охарактеризовать как свод ценностных представлений и норм, обычаев и обрядов, регулирующих в силу своей непреложности поведение членов афганского общества как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.

Законы пуштунвали нередко противоречат тому, что записано в Коране и хадисах. К примеру, чтобы доказать факт супружеской измены по шариату необходимы показания четырех свидетелей. Для пуштунвали достаточно обычных слухов, поскольку в случае измены на кону оказывается честь всей семьи.

Путешественники, которые наблюдали за бытом пуштунов, говорили, что в качестве своих руководящих принципов они используют наполовину Коран, наполовину пуштунвали.

Пуштунвали – это суть жизненного уклада афганцев, которым они отличаются от других народов. Только тот, кто в течение всей своей жизни неукоснительно придерживается кодекса чести пуштунов, может заслужить уважение своих соплеменников.

Что же требуется, чтобы стать истинным пуштуном? В основу пуштунвали положено шесть принципов: гайрaт – чувство собственного достоинства и национальная гордость; нанго-намyс – честь, репутация, доброе имя; имандари – набожность, добросовестность и порядочность; сабaт и истикамaт – упорство и целеустремленность; мусавaт – равенство; бадaл – компенсация или месть.

Первое, с чего должен начать пуштун, – научиться самостоятельно распоряжаться своим домом, семей, имуществом, землей, скотом. Это первооснова всего существования. Неспособность справиться с элементарными обязанностями для пуштуна равносильна потери чести и достоинства, а это больше чем позор.

Пуштун должен стремиться к справедливости и готовности до конца защитить собственную честь, как и честь других: женщин, детей, стариков, больных и немощных. Если он проявляет слабость, то рискует стать изгоем. Пуштунвали предписывают афганцу быть толерантным и гостеприимным хозяином – предоставлять убежище и защиту всем, независимо от их веры и социального статуса.

Дела племенные

Важнейшим элементом, скрепляющим социальную организацию афганцев, является джирга (совет) – орган племенного самоуправления и правосудия, создаваемый по мере необходимости для решения какого-либо важного вопроса.

Пуштунвали отнюдь не тоталитарная система, подчиненная законодательным нормам. Право толковать пуштунвали и определять его применение в каждом конкретном случае принадлежит племенным авторитетам. Умудренные жизненным опытом и наделенные организаторскими способностями старцы выступают на джиргах в качестве своеобразных племенных судей, воплощающих в себе и судебную, и законодательную власть.

Джирги различаются по уровню обсуждаемых на них проблем. Так, сабха-джирга занимается обсуждением и решением внутренних проблем, касающихся конкретного селения, например, примирительным разбирательством ссор, улаживанием конфликтов по вопросам распределения воды, земли или пользования общинными угодьями. Заседания джирги проходят гласно, с участием всех желающих, включая и женщин.

Самти-джирга призвана решать внешние задачи, затрагивающие отношения рода и племени с соседями или центральными властями. В такой джирге могут участвовать только родовые старейшины и влиятельные представители духовенства. Джирга – орган временный, прекращающий свое функционирование после того, как ему удастся или не удастся решить заявленные проблемы.

На джиргах каждый волен высказывать сове мнение, однако строго воспрещается говоритьнепристойности, ругаться и оскорблять кого-либо словом или действием. Любопытно, что пуштуны не голосуют традиционным поднятием рук. Решение считается принятым, когда против него никто не возражает.

Но встречается категория афганцев, которая не нуждается в совещательных органах. Они все решают с позиции силы. Британский журналист Кен Гест, в прошлом боец диверсионных войск, описывал свою встречу с пуштуном – участником незаконного бандформирования, произошедшую в 1989 году. Бандит тогда ясно изложил Гесту свою позицию: «Все, что оказывается на территории, находящейся под моим контролем, по праву принадлежит мне».

«Он выиграл спор благодаря своему громкому аргументу – близости ствола его штурмовой винтовки АК-47 от моей груди, – вспоминал журналист. – В результате этой победы пуштун завладел теми предметами, которые, по его мнению, свидетельствовали о чрезмерности моего богатства - моими часами и моими брюками!»

Разноликая месть

Стержнем пуштунских обычаев является бадал (месть). В нем наиболее ярко проявилась типичная черта пуштунов – нетерпимость к оскорблению. Бадал предписывает любой ценой отомстить обидчику, тем самым компенсировав ущерб, нанесенный собственности или чести. А честью афганцы очень дорожат. «Лучше лишиться головы и богатства, чем чести», – гласит афганская поговорка.

«Око за око, зуб за зуб и кровь за кровь» – этому правилу пуштун следует неукоснительно. Обычай кровной мести до сих пор порождает межплеменные ссоры, а иногда и вооруженные столкновения, охватывающие целые районы. Зачастую небольшая ссора, поводом для которой может послужить, к примеру, нарушение установленной очередности при поливе полей превращается в кровавое побоище с применением кинжалов и ружей.

Кровная месть в пуштунских племенах носит избирательный характер. Так, если убийство совершил соплеменник, то на него, как правило, «плата крови» не распространяется. Но если убийца принадлежит к другому племени, то пострадавшее племя всеми доступными способами стремится восстановить свою честь и достоинство. Объектом мести нередко становится не только убийца, но первый попавшийся под руку соплеменник обидчика.

В некоторых пуштунских племенах обычай бадал может служить средством прекращения кровопролития и кровной мести. Так, племя преступившего закон в качестве компенсации может выдать родственникам убитого одну или несколько невест.

Еще одна сторона обычая бадал – платить взаимностью за оказанную услугу. К примеру, на приглашение в гости обязательно нужно ответить тем же. Пуштуны умеют не только мстить, но и сохранять добрососедские отношения.

Пуштунские племена

Самое простое – это определить этнический состав движения Талибан. Вначале оно опиралось главным образом на пуштунов дурани с юга Афганистана. Пуштунские племена составляют самую многочисленную народность в стране, но южные племена (дурани) заметно отличаются – в одежде, семейных традициях – от племен, живущих на севере (гильзаи). Известно, что в прошлом «северяне» и «южане» часто враждовали друг с другом. Учтем этот момент – он важен для того, чтобы выяснить: до какой степени талибы в состоянии поддерживать этническое единство пуштунов. По оценкам многих авторитетных пакистанских наблюдателей, движение Талибан, опиравшееся вначале на племена дурани, впоследствии трансформировалось в общепуштунское движение. С другой стороны, те же пакистанские аналитики считают, что при всей сплоченности талибов, особенно в первые годы после их прихода к власти, межплеменные противоречия все же давали о себе знать.

Но, даже оставив в стороне этот вопрос, совершенно очевидно, что исключительно пуштунский, то есть моноэтнический, характер движения Талибан изначально ставит под сомнение – или крайне затрудняет –любую возможность достичь согласия с другими этнонациональными группами в Афганистане. Трудно представить, что талибы могут коренным образом изменить облик своего движения. Зато не исключено, что движение угаснет само по себе и так же внезапно исчезнет, как и внезапно появилось. Как мы далее увидим, это предположение вовсе не лишено основания.

Второй момент, на который сразу обращаешь внимание: талибы – приверженцы суннитского течения в исламе. Надо, правда, признать, что контуры их религиозной и политической философии довольно размыты, несмотря на то, что прошло уже восемь лет после их первых официальных заявлений политико-программного характера. Они утверждают, что хотят построить «истинное исламское общество». На своей первой пресс-конференции в Пешаваре в начале 1995 г. лидеры движения выступили против демократических выборов, поскольку выборы-де «не соответствуют исламу».

Было бы явным преувеличением считать, что талибы преуспели в государственном строительстве. В этой сфере они ограничились переименованием страны в «Исламский Эмират Афганистана». Создается впечатление, что у них вообще отсутствуют какие-либо концепции или идеи на этот счет. Зато были восстановлены многие средневековые нормы и запреты, среди которых: запрет на работу и получение образования для женщин, обязанность мужчин носить головной убор и бороду, обязанность женщин появляться на людях только в парандже. Запрещено слушать радио, смотреть телевидение, слушать музыку и играть на музыкальных инструментах. Запрещены были кино и другие массовые зрелища. Все кинотеатры в стране были или разрушены, или превращены в места для молитв.

На всей подконтрольной Талибану территории установился режим беспросветного террора, хотя идеологическая ярость талибов никоим образом не основана на суннитских заповедях, которые значительно уступают в жестокости тому, что предписывает ислам шиитского толка. Это еще один парадокс в данной истории. Впрочем, вернемся к нему, когда будем говорить о враждебности талибов к шиитскому Ирану.

А пока обратимся к начальному этапу бурного и ошеломляющего появления этой политической и военной силы. Но прежде чем отбросить искусственно созданные легенды о непобедимом, истинно народном и, главное, стихийном движении, перейдем к критическому анализу Талибана, попробуем вкратце восстановить хронологию событий того периода.

К началу 1995 г. под контролем талибов находятся 7 из 28 афганских провинций: Кандагар, Забул, Гильменд, Урузган, Газни, Пактия и Нимруз. 14 февраля 1995 г. отряды талибов уже на подступах к Кабулу и начинают массированное наступление на столицу с юга. Буквально за считанные месяцы решительным образом изменилась вся ситуация внутри страны. Еще совсем недавно не существовавшее войско «студентов» наносит поражения одной партии моджахедов за другой. Почему это стало возможно?

Талибам в тот период противостояло слабое и раздираемое противоречиями правительство Бурхануддина Раббани – последний отголосок джихада той «священной войны» 1979-1989 гг. против советского вмешательства. После вывода советских войск президент Наджибулла смог продержаться у власти до апреля 1992 г. На первых порах – пока Горбачев оставался президентом СССР, то есть до конца 1991 г., – Наджибулла получал по воздушному мосту из Ташкента и Душанбе продовольствие, военное снаряжение и боеприпасы, запчасти к боевой технике. После краха Советского Союза и прихода Бориса Ельцина к власти в России Наджибулла достаточно быстро понял, что поддержка Москвы скоро прекратится. К сожалению, альтернативы ей не нашлось.

Единственным выходом из создавшегося положения могла бы стать помощь Индии, которая в свою очередь была крайне обеспокоена пакистанским давлением на Кашмир. Индия опасалась, что после победы моджахедов в Афганистане легионы исламских фанатиков, прекрасно вооруженных, с большим опытом партизанской войны, могли бы появиться в зоне нового потенциального индо-пакистанского конфликта. В период 1991-1992 гг. Наджибулла неоднократно приезжал в Дели в надежде, что ему помогут с оружием и продовольствием. Но правительство Нарасимха Рао было не в состоянии в одиночку заменить распавшийся Советский Союз.

Индия не раз пыталась, не афишируя, поддержать Наджибуллу, но из-за отсутствия прямых коммуникаций с Кабулом и высокого риска, связанного с установлением воздушного моста, Дели пришлось отказаться от этих попыток. Не будем забывать, что в те годы Индия оказалась вопреки своей воле вовлеченной в политическую и дипломатическую игру, к которой она не была готова. Закончилась эпоха Неру и распался СССР, под покровительством которого Индия развивалась на протяжении 20 лет. Новые индийские лидеры столкнулись с необходимостью принять чрезвычайно важные решения, но не сделали этого. Разочарованный и смирившийся Наджибулла вернулся в Кабул. Факт, что он немедля отправил всю свою семью в Дели, говорит о том, что он готовился к самому худшему.

Новое российское правительство постаралось поскорее освободиться от остатков былого влияния СССР на развитие ситуации в Афганистане. Ельцин и его окружение считали, что, во-первых, таким образом они укрепят расположение к себе Вашингтона. И в этом они были правы. Во-вторых, они были по-прежнему твердо уверены, что от Советского Союза они унаследовали «империю Зла», которую надо продолжать разрушать, чтобы дать возможность России войти, как тогда говорили в Москве, в число «цивилизованных стран», среди которых не нужно отстаивать какие-то свои национальные интересы, поскольку все пожелания мгновенно исполнялись бы «империей Добра».

Ни к чему не привели лихорадочные попытки Наджибуллы достичь компромисса с моджахедами с целью создания коалиционного правительства. Поражение становилось неизбежным. В апреле 1992 г. моджахеды вошли в Кабул, а Наджибулла даже не успел спастись бегством. Дорогу в аэропорт ему преградили отряды узбека Абдурашида Дустума, который до этого момента считался союзником Наджибуллы. Предательство Дустума стало окончательной причиной поражения Наджибуллы и, в конечном итоге, его смерти. Наджибулла укрылся в миссии ООН, и пройдет еще четыре долгих года, прежде чем его повесят талибы. Без всякого сомнения, при желании его могли бы спасти. Но ООН не стало делать того, что США считали недопустимым, а Россия – совершенно ненужным и второстепенным.

Тем временем, взяв Кабул, отряды моджахедов из «7 пешаварских партий» начинают междоусобную войну друг с другом, заключая и разрывая с судорожной и патологической последовательностью новые союзы и соглашения. Такой исход победы над Наджибуллой выявил, по крайней мере, три обстоятельства: во-первых, насколько непрочным и навязанным извне оказался альянс «пешаварских партий»; во-вторых, насколько мало «политики» было в альянсе, в котором преобладали неприкрытые экономические интересы с явно криминальным оттенком; в-третьих, насколько быстро отвернулись от моджахедов те, кто их недавно поддерживал. Альянс моджахедов распался почти мгновенно. 1993-1994 гг. были отмечены ожесточенными боевыми действиями по всей территории страны и особенно в столице. Президенту Раббани в союзе с министром обороны Ахмад-шахом Масудом противостоял премьер-министр Гульбеддин Хекматияр. Последний еще пользовался поддержкой влиятельных кругов пакистанских секретных служб. В союзе с узбеком Дустумом в начале 1994 г. он предпринял массированное наступление на Кабул. В результате бомбардировок и артобстрелов многие кварталы столицы были превращены в груды развалин. В течение длительного времени боевые действия в Кабуле шли практически беспрерывно. Такое положение в стране продлится до 1996 г.

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

ГЛАВА X. Различия в ходе исторического воспитания Определение государства. - Отношение между народностью и государством. Племена несознательные. - Племена, умершие для политической жизни. - Одна народность - одно государство. - Различные формы государства. -

Из книги Т.3. Парии человечества автора Жаколио Луи

Из книги Т.3. Грабители морей. Парии человечества. Питкернское преступление автора Жаколио Луи

VII Различные племена париев ИНДУСЫ В СВОЕМ ПРЕЗРЕНИИ СМЕШИВАЮТ всех париев в одну сплошную массу, и не устанавливают между ними никакого различия по племени и по происхождению. На самом же деле парии носят разные имена, смотря по местности, где они обитают, и по занятиям,

Из книги Все та же старая история: Корни антиирландского расизма автора Кертис Лиз

«Племена дикарей» Точно так же, как английские правящие классы считали ирландскую бедность следствием кельтской лени, ирландское насилие они объясняли кельтской склонностью к анархии. В английских умах бедность и аграрные беспорядки оставались ничем не связанными. В

Статья из журнала "Эхо планеты".

Могут ли афганские пуштуны считаться одним из потерянных колен израилевых? Индийский историк Навраз Джаат Африди, пуштун по происхождению и мусульманин по вероисповеданию, защитивший докторскую диссертацию в Университете Лахнау на севере Индии, отвечает на этот вопрос безусловно положительно. Более того, и себя этот ученый считает потомком одного из этих колен.

Без исторического экскурса не обойтись. Согласно библейской истории, еврейский народ изначально составляли потомки 12 сыновей праотца нации Иакова. Имена этих сыновей и дали названия коленам. После исхода из Египта 12 колен расселились на Земле Израилевой. Однако в 928 году до н.э., после смерти легендарного царя Соломона, сильное еврейское государство из-за бесконечных коленных, то есть племенных, междоусобиц разделилось, образовав два царства - северное, Израиль, в котором проживало десять колен, и южное - Иудею, в которой были объединены только два.

В 722 году до н.э. ассирийский царь Салманасар V, захватив и разорив северное царство, увел, по сути, в неизвестность колена Реувена, Шимона, Иссахара, Звулона, Дана, Нафтали, Гада, Ашера, Эфраима и Менаше. На этом история древнего Израиля считается трагически завершенной. Тогда участи северян южная Иудея избежала, но через полтораста лет подверглась уже вавилонскому нашествию. Вавилоняне тоже угнали евреев, которых к тому времени составляли только колена Иуды и Биньямина. Однако известно, что плененные жители Иудеи пребывали не где-то в неведомых краях, а именно "на реках вавилонских". Через какое-то время большинство из них вернулось на свою родину. С той поры под историей еврейского народа понимается судьба только выходцев из Иудеи, а неизвестно куда пропавшие жители древнего Израиля породили одну из величайших загадок мировой истории.

С той поры под историей еврейского народа понимается судьба только выходцев из Иудеи, а неизвестно куда пропавшие жители древнего Израиля породили одну из величайших загадок мировой истории

Объектом изучения Навраза Джаата Африди стали индийские и афганские евреи, а также история поиска исчезнувших колен израилевых. Основываясь на собственных данных и свидетельствах других исследователей, доктор Африди обращает внимание на тот факт, что немало пуштунских племен соблюдают вековые обычаи, весьма сходные с иудейскими. Интересно, что у этого народа халяльные, то есть мусульманские, пищевые законы нередко накладываются на законы кашрута, то есть иудейские законы о запрещенной пище.

Израиль в Афганистане

Большинство пуштунов, которых сегодня в мире более 20 миллионов, живут на территории Афганистана. Этот народ составляют десятки племен и сотни кланов. Некоторые из них время от времени мигрируют в пограничные районы. Так вот, больше всего иудейских обычаев соблюдает клан Африди, один из крупнейших и, несомненно, самый воинственный и непокорный из всех. Здесь мальчикам делают обрезание на восьмой день после рождения, женщины в пятницу вечером, накануне субботы, зажигают свечи и подают виноградный сок, напоминающий вино. И это при том, что законы ислама запрещают правоверным употреблять алкогольные напитки.

Женщины этого племени соблюдают законы чистоты, описанные в Торе. Многие из них носят браслеты, на которых написано ивритское выражение "Шма Исраэль" - "Слушай, Израиль".

Доктор Африди, продолжающий образование в Тель-Авивском университете, в интервью израильской газете "Новости недели" так объяснил свой интерес к проблеме поиска пропавших колен израилевых: "Однажды мой дядя в разговоре со мной, тогда двенадцатилетним мальчишкой, обмолвился, что наше племя еврейское, потому что в древности нас силой вынудили покинуть израильское царство". По словам Навраза Джаата, именно после той беседы с дядей он решил посвятить себя поиску еврейских предков у афганцев.

Первый посланник России в Кабуле Иван Викторович Виткевич (1808-1839) по возвращении в Петербург с удивлением рассказывал, что многие пуштуны связывают свое происхождение с населением древнего Израиля. Британский путешественник Александр Борнс в своих "Путевых записках", опубликованных по-английски в 1843-м, а через четыре года и в русском переводе, пишет, что многие жители Кабула именовали себя "бани Исраэль" (в переводе с иврита "сыны Израиля").

При этом Борнс имел в виду не афганских евреев, иудеев по вероисповеданию, говоривших на еврейском диалекте языка дари, а пуштунов-мусульман, родной язык которых - пушту.

Доказательств хоть отбавляй

По всей видимости, афганцы, исповедующие иудаизм, относятся к той же этнолингвистической группе, что и бухарские и персидские евреи.

Еще шесть десятилетий назад в Афганистане проживало не менее 50 тысяч местных иудеев. Однако бесконечные перевороты и последовавшие за ними войны сделали свое дело - сегодня евреи представлены в Афганистане одним человеком: 91-летним Звулоном Сементовым, живущим при кабульской синагоге.

Британский исследователь Дж.-П. Ферриер в своей книге "Караванные и пешие путешествия в Персию, Афганистан, Туркменистан и Белуджистан, а также исторические заметки о странах, лежащих между Россией и Индией", вышедшей в Лондоне в 1858 году, утверждает, что пуштуны происходят от потерянных колен израилевых. При этом он приводит сведения о том, что, когда Надиршах Афшар (1688-1747), сражавшийся против афганцев, вошел в Пешавар, ему продемонстрировали старинные тексты на древнееврейском языке, захваченные у пуштунов.

Второй президент Израиля Ицхак Бен-Цви, создатель и первый руководитель Израильского института по изучению восточных общин, в изданной им в 1957 году книге "Изгнанные и возвращенные" приводит ряд свидетельств, подтверждающих происхождение пуштунов от древних израильтян. Так, он цитирует письмо Габриэля Барухова, парикмахера из Бухары, который в Кабуле на дверных косяках внутри пуштунских домов видел прикрепленные дощечки, весьма напоминающие еврейские мезузы, то есть коробочки, в которых хранятся написанные на пергаменте несколько строк молитвы на иврите.

Барухов также писал о том, что многие пуштуны, подобно иудеям-ортодоксам, отращивают на висках пейсы и надевают талес - еврейское молитвенное покрывало.

Антрополог из Ивритского (Еврейского) университета в Иерусалиме профессор Шалва Вейль провела около года в пуштунских племенах, проживающих как в Афганистане, так и в Индии. Интересно, что в Кашмире она встретилась с пуштунами из клана, именуемого Юзуф-Зай, Это название можно перевести как "Дети Иосифа".

Проживающий у подножия Гималаев, один из старейшин этого клана Мухаммед Вали сказал Вейль, что они ведут свое происхождение от "Ибн-Якуба", "сына Иакова". Когда израильский антрополог спросила Вали, кто такой Якуб, то получила такой ответ: "Якуб - это Израиль, а мы его сыны".

Профессор Сарва Даман Синг, работающий в Австралии, в Институте азиатских исследований, обращает внимание на тот факт, что пуштуны не только кланов Африди и Юсуф-Зай, но и таких, как Рабани, Левани, Шивари, Дафтани, Джаджи, Ашири и Юним, также считают себя "потомками исраэлитов".

Последний монарх Афганистана Захир-Шах (1914-2007) на вопрос о своих предках прямо ответил, что вся королевская семья происходит от одного из колен израилевых. О своих еврейских корнях говорили и известный афганский поэт, политический и военный деятель Гулям Мухаммад Тарзи (1830-1900), и его сын Махмуд Тарзи (1865-1933), который считается "отцом афганской журналистики".

Нельзя исключить, что названия некоторых пуштунских племен восходят к названиям пропавших колен израилевых. По всей видимости, рабани происходит от Реувена, ашири - от Ашера, дафтани - от Нафтали, африди - от Эфраима, шивари - от Шимона.

Вопрос о еврейских корнях пуштунов имеет и научное значение. Израильская межминистерская комиссия, состоящая

из представителей министерства науки и МИДа, выделила стипендию индийской исследовательнице Шанез Али, старшему научному сотруднику Национального института гематологии в Мумбаи, которая прибыла в хайфский Технологический институт, чтобы исследовать образцы крови, взятые ею у представителей клана Африди в городе Малихабаде округа Лахнау в Индии.

Доктор Али, много лет проработавшая в Центральной криминалистической лаборатории в Калькутте, специализируется в области генетики населения и в так называемом ДНК-профилировании, анализе, который считается своего рода дактилоскопией этого вида нуклеиновых кислот. Так вот, согласно рабочей гипотезе индийской исследовательницы, клан Африди относится к потерянному израильскому колену Эфраима. Однако она не исключает, что другие пуштунские племена и кланы могут относиться к другим коленам израилевым.

Профессор Лондонского университета Теодор Парфитт в прошлом году начал работать в Индии среди представителей клана Африди. И здесь помощь в общении со своими соплеменниками ему оказал уже известный нам Навраз Джаат Африди, который не сомневается, что теперь происхождение пуштунов от колен израилевых будет доказано и на биохимическом и генетическом уровне.

В русскоязычном журнале "Вестник" за декабрь 2001 года опубликована статья известного американского публициста, уроженца Литвы Сая Фрумкина (1930-2010) под весьма примечательным названием - "Наши братья талибы". Однажды Фрумкин фотографировал у Белого дома демонстрацию, в которой принимали участие сотни афганцев, выражавших протест против пребывания советских войск в их стране.

"Я заметил, что один из афганцев, - вспоминает американский публицист, - стал внимательно рассматривать мой значок участника борьбы за свободу советских евреев, прикрепленный на лацкане куртки". Обративший на Фрумкина внимание афганец неожиданно сказал ему: "Идем, брат, идем с нами, мы - пуштуны, а значит, все мы здесь евреи".

Обративший на Фрумкина внимание афганец неожиданно сказал ему: "Идем, брат, идем с нами, мы - пуштуны, а значит, все мы здесь евреи"

Новый знакомый поведал Фрумкину версию, согласно которой пуштуны происходят от израильского царя Шаула, у сына которого Йемириягу родился, в свою очередь, сын Афган, чьи потомки спустя несколько веков не по своей воле оказались в городе Джат на территории нынешнего Афганистана.

Когда арабы появились в этих местах, то их предводитель знаменитый полководец Халид Ибн-Валид по прозвищу Сейфуллах ("Меч Божий") встретился с вождями еврейских племен, которых тогда возглавлял Киш - прямой потомок Афгана.

По словам афганца, с которым Фрумкин познакомился у Белого дома, ИбнВалид убедил Киша принять ислам и взять себе исламское имя Абдул Ибн-Рашид, под которым новообращенный мусульманин и прославился как полководец, любимец самого пророка Мухаммеда. С исторической точки зрения любопытно, что "Меч Божий" тоже не сразу стал мусульманином.

Прогуливаясь возле Белого дома, афганский пуштун и Фрумкин проговорили несколько часов. Афганец рассказал выходцу из Литвы, что англичане, пытавшиеся покорить Афганистан в ХIХ веке, "называли его народ евреями за их воинственность, непокорность и стремление к свободе". Он же сообщил Фрумкину и про три части кодекса пуштунов "Пуштунвали": гостеприимство, верность данному слову и "око за око", принцип, определенный Библией как формула правосудия.

Фараоны и Моисей

И, пожалуй, самое необычное. Оказывается, если верить встреченному американским публицистом афганцу, у пуштунов немало библейских цитат. Так, стандартный ответ его соплеменника любому, кто рассказывает о своих бедах, звучит следующим образом: "Хар фараони - ра Муса", что в переводе с пушту означает: "На каждого фараона есть свой Моисей".

Что же касается профессора Шалвы Вейль, то она в своих рассуждениях идет намного дальше Африди. И считает, что только часть, примерно треть, угнанных ассирийцами колен израилевых осела на территории Афганистана и сопредельных с ним Индии и Пакистана. Большинство согнанных в древности с родных мест израильтян вынуждены были пробиваться дальше на восток. Вейль не исключает, что община кайфынских (китайских) евреев, племена Бней Менаше ("сыны Менаше") в Мьянме, а также японцы представлены именно рассеянными, в определенной степени сохранившими историческую память о своем происхождении и, следовательно, не исчезнувшими с лика планеты десятью коленами израилевыми.