Приемка в эксплуатацию пожарной сигнализации. Техническое освидетельствование пожарной автоматики Приказ о списании автоматической пожарной сигнализации

Приемка в эксплуатацию пожарной сигнализации

Приказ о назначении рабочей комиссии для приемки

в эксплуатацию технических средств пожарной сигнализации АУПС и СОУЭ

Для приемки в эксплуатацию пожарной сигнализации (технических средств автоматических установок пожарной сигнализации (далее АУПС) и систем оповещения и управления эвакуацией (далее СОУЭ)), согласно требованиям СП 5.13130.2009, СП 3.13130.2009, РД 78.145-93

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Назначить рабочую комиссию в следующем составе:

Председатель комиссии:

– главный инженер

Заместитель председателя:

– главный энергетик

Члены комиссии:

– руководитель службы ОТ

– начальник участка по электроснабжению

– представители органов государственного пожарного надзора и другие специалисты (по согласованию)

2. Комиссии производить приемку в эксплуатацию пожарной сигнализации (технических средств АУПС и СОУЭ в соответствии с требованиями СП 5.13130.2009, СП 3.13130.2009, РД 78.145-93, СНиП 3.01.04-87).

3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Вопрос аудитору

Бюджетное учреждение заключило с контрагентом договор на установку и монтаж охранно-пожарной сигнализации. По условиям договора исполнитель самостоятельно и за свой счет приобретает все необходимое оборудование. После завершения работ исполнитель представил в бухгалтерию счет-фактуру (на всю сумму договора) и Акт о приемке выполненных работ (ф. № КС-2).

В ходе приемки работ выявлены объекты охранно-пожарной сигнализации, которые могут быть отнесены к основным средствам (имеют различный срок полезного использования) и материальным запасам. Должны ли мы принять эти объекты (основные средства и материальные запасы) к учету? Если да, то какой записью? Будут ли данные Акта (ф. № КС-2) основанием для определения стоимости объектов?

  • срок полезного использования объекта – более 12 мес.
  • объект предназначен для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения;
  • объект способен выполнять определенные самостоятельные функции. Применительно к охранно-пожарной сигнализации это означает, что элемент (часть) системы может быть отключен от нее без ущерба для имущества и использоваться на другом объекте.

В отношении материальных запасов, которые являются элементами охранно-пожарной сигнализации, законодательство не содержит требований об их принятии к учету на баланс. Затраты, связанные с монтажом охранно-пожарной сигнализации (стоимость работ по монтажу, а также стоимость расходных материалов), списываются на расходы текущего финансового года. Информация об охранно-пожарной сигнализации включается в Инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 0504031) по зданию, в котором она установлена.

Дебет Х 101 ХХ 310 Кредит Х 106 Х1 310 – приняты к учету оконечные аппараты охранно-пожарной сигнализации в сумме сформированных вложений (п. 9 Инструкции № 174н);

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (п. 23 Инструкции № 157н). Если в первичных документах стоимость принимаемых к учету оконечных аппаратов охранно-пожарной сигнализации отдельно не выделена, то данные объекты основных средств могут быть приняты к учету по текущей оценочной стоимости в пределах суммы заключенного договора.

Техническое освидетельствование систем пожарной автоматики проводится каждые 5 лет.

Ниже представлен перечень документов, регламентирующих обязательные для исполнения требования пожарной безопасности:

Федеральный закон 123-ФЗ. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Статья 4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;

2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;

3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

РД 25.964-90. Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Организация и порядок проведения работ

п. 1.1.9. Техническое освидетельствование проводится после 5 лет с момента установок в эксплуатацию (и далее с установленной периодичностью) на предмет технической возможности и экономической целесообразности их использования по назначению.

3.4. Техническое освидетельствование установок проводится комиссионно представителями Исполнителя, Заказчика, местных органов ГПН и, при необходимости, с привлечением представителей других организаций. Указанная работа должна быть совмещена Исполнителем с проведением периодических работ.

3.4.1. Результаты освидетельствования должны быть оформлены "Актом технического освидетельствования автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации"

В зависимости от технического состояния ТС и установок в целом комиссия должна давать следующие рекомендации:

Списать установку;

Провести ремонт или замену отдельных ТС;

Продлить эксплуатацию, одновременно назначить срок следующего освидетельствования.

Постановление 880-ПП. Правила пожарной безопасности в городе Москве

7.70. Через каждые 5 лет, а также после истечения срока службы, указанного в технической документации, проводится техническое освидетельствование всей установки на предмет возможности ее дальнейшего использования по назначению в соответствии с РД 25.964-90.

7.71. Техническое освидетельствование проводится комиссией с участием представителей Заказчика (организации эксплуатирующей систему, организации обслуживающей систему), территориального органа ГПН и, при необходимости, других организаций.

7.72. Результаты освидетельствования оформляют соответствующим актом.

7.73. В зависимости от состояния систем автоматической противопожарной защиты комиссия принимает следующие рекомендации:

выполнить монтаж новой установки (заменить установку);

провести ремонт отдельных средств установки;

продлить эксплуатацию установки, назначив срок следующего освидетельствования.

Наше учреждение является бюджетным и финансируется за счет субсидий на выполнение муниципального задания. На балансе нашего учреждения находится здание, в балансовую стоимость которого, входит система (оборудование) пожарной сигнализации. Учредителем в этом году был заключен договор на создание новой системы пожарной сигнализации. В следующем году учредитель собирается нам передавать его на баланс.Вопрос:1. Каким образом нам списать старую систему пожарной сигнализации, уменьшится ли балансовая стоимость здания?2. При принятии на баланс новой системы пожарной сигнализации от учредителя, она должна быть включена в балансовую стоимость здания или учитываться отдельным инвентарным объектом?

Ответ

Ваш вопрос от 28.12.2015 «Наше учреждение является бюджетным и финансируется за счет субсидий на выполнение муниципального задания. На балансе нашего учреждения находится здание, в балансовую стоимость которого, входит система (оборудование) пожарной сигнализации. Учредителем в этом году был заключен договор на создание новой системы пожарной сигнализации. В следующем году учредитель собирается нам передавать его на баланс.
Вопрос:
1. Каким образом нам списать старую систему пожарной сигнализации, уменьшится ли балансовая стоимость здания?
2. При принятии на баланс новой системы пожарной сигнализации от учредителя, она должна быть включена в балансовую стоимость здания или учитываться отдельным инвентарным объектом?»

Отвечает Галина Нефедова, эксперт

1. Работы по установке и монтажу в здании системы пожарной сигнализации взамен уже находившейся пожарной сигнализации квалифицируются как капитальный ремонт здания. Объектом учета в данном случае является здание, а не охранно-пожарная сигнализация.

Таким образом, стоимость проведения указанных работ подлежит отнесению на текущие расходы учреждения. В данном случае под объектом основных средств имеется в виду здание, основной эксплуатационной характеристикой которого является срок полезного использования. Замена системы пожарной сигнализации не может изменить этот показатель, так как срок эксплуатации зданий, как правило, определяется по сроку эксплуатации наиболее долговечных элементов (несущих конструкций). Следовательно, наиболее правомерным представляется списание произведенных расходов по КОСГУ 225 – как при текущем ремонте. Так как данные работы не относятся к работам, в результате которых меняется балансовая стоимость объекта, то и вопрос о списании ранее установленной системы пожарной сигнализации, как и об уменьшении первоначальной стоимости здания, не стоит.

2. Единые функционирующие системы, в том числе система пожарной сигнализации, выполняют свои функции только после установки (монтажа) в здании, сооружении, а не самостоятельно. Указанные системы не является обособленными комплексами конструктивно-сочлененных предметов и не признаются отдельными инвентарными объектами. Однако отдельные элементы данных систем (приборы, оборудование) нужно включить в состав основных средств, поэтому учитывайте их как отдельные инвентарные объекты по стоимости с учетом НДС, указанной в Справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

Методические рекомендации регламентируют контроль выполнения проектных решений при приемке автоматических систем пожарной сигнализации (АСПС) в эксплуатацию .

5.4.1. Общие положения

Приемка АСПС в эксплуатацию должна осуществляться рабочей комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия (органи­ зации-заказчика (22).

В состав рабочей комиссии включают представителя заказчика (председатель комиссии), генподрядчика, проектной, монтажной и пусконаладочной организации, а также организации, осуществляющей ТО и Р, представителя ГПС. Участие представителей ГПС в составе государственных, ведомственных приемочных комиссий является обя­ зательным. К участию в работе комиссий помимо официального пред­ставителя органов ГПС могут привлекаться работники ГПС, осущест­ вляющие контроль в ходе строительства и дальнейшей эксплуатации объекта (пп. 2, 4 НПБ 05) (23).

Работа комиссии проводится по программе приемочных испыта­ ний, согласованной с территориальным органом ГПС и утвержденной заказчиком. Программа приемочных испытаний должна включать (24):

основные характеристики объекта испытаний;

цель испытаний;

состав приемочной комиссии;

объем испытаний и проверок;

материально-техническое обеспечение испытаний;

требование безопасности;

методику испытаний;

критерии оценки результатов испытаний.

Рабочая комиссия должна (26):

проверить качество и соответствие выполненных монтажно-нала­дочных работ проектной документации, СНиП, ПУЭ, НПБ, технической документации предприятий-изготовителей;

провести комплексные испытания автоматической установки пожаротушения в соответствии с программой приемочных испытаний. После проведения комплексных испытаний составляется акт (приложе­ ние 28).

При обнаружении рабочей комиссией несоответствия выполненных монтажно-наладочных работ проекту, требованиям нормативной документации составляется протокол с указанием выявленных недо­ статков и сроков их устранения, а также ответственных за это органи­ заций. После устранения указанных в протоколе недостатков монтажно- наладочная организация должна вновь предъявить установку к сдаче (27).

Представитель органа ГПС, входящий в комиссию, обязан (29):

принять участие в проверке и приемке смонтированного обору­ дования системы пожарной защиты, ознакомиться с сертификатами, техническими паспортами и другими документами, удостоверяющими показатели качества оборудования, актами испытания систем и уста­ новок противопожарной защиты;

сообщить письменно председателю рабочей комиссии мнение органа ГПС о выполнении предусмотренных проектом мероприятий и готовности установки к приемке в эксплуатацию, а при наличии недоделок - составить и вручить их перечень.

При выявлении нарушений требований нормативных документов, проектных решений и мероприятий представитель органа ГПС пись­менно излагает председателю комиссии особое мнение, при этом акт приемочной комиссии не подписывается (30).

5.4.2. Особенности приемки в эксплуатацию систем пожарной сигнализации

Документация, предъявляемая при приемке в эксплуатацию систем пожарной сигнализации, должна соответствовать приложению 30 (35.1).

Приемка в эксплуатацию АСПС без проведения комплексной наладки и опробования не допускается (35.2).

При приемке в эксплуатацию выполненных работ по монтажу и наладке АСПС рабочая комиссия проводит (35.3):

проверку качества и соответствия выполненных монтажно-нала­ дочных работ представленной документации, ПУЭ, технологическим картам и технической документации предприятий-изготовителей;

измерение сопротивления изоляции шлейфа сигнализации и электропроводок;

измерение сопротивления шлейфа сигнализации;