Поясничная извилина. «Поясная система. Глубокая лимбическая система

Головной мозг представляет собой орган центральной системы, которая состоит из несколько взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков.

Головной мозг находится в полости мозгового отдела черепа, кости которого защищены от внешних механических ударов. Мозг похож на студенистую массу желтого цвета. Объем человеческого мозга составляет 95% емкости черепа.

В головном мозге различают пять отделов: , задний мост и , промежуточный и передний мозг. Работу всех органов и систем организует кора больших полушарий. Всякий спинномозговой рефлекс происходит при участии коры мозга.

Кора головного мозга обеспечивает тесную взаимосвязь между организмом и окружающей средой, являясь базовой основой психической деятельности человека.

Поясничная извилина входит в лимбическую систему. Это система характеризуется двухсторонними связями с отделом мозга и внутри самой системы.

В лимбический отдел большого полушария принадлежат корковые зоны обонятельного анализатора: , поясничная извилина и вкусовые анализаторы. Они играют важную роль в регуляции вегетативно-висцеральных функций организма.

Рассмотрим поясничную извилину. Над поясничной извилиной проходит поясничная борозда, которая берет начало от клюва мозолистого тела. На уровне его валика поясничной борозды отходит часть края, и борозда простирается в подтемянную борозду. К низу и сзади через перешеек поясничная извилина переходит в около центральную дольку и относится к .

Поясничная извилина, перешеек и парагиппокампальная извилина входят в одно общее понятие – сводчатая извилина.

На уровне валика мозолистого тела от поясничной борозды вверх отходит часть поясничной борозды. Поясничная извилина представляет собой коробку передач мозга, которая помогает адаптироваться мозгу от одной системы к другой.

Поясничная извилина играет огромную роль для человека, с помощью которого человек познает мир, тем самым обеспечивая переход от одних мыслей к другим. Она позволяет передвигать внимание с одного предмета на другой и адаптироваться под общество или жить самим собой.

Это извилина обеспечивает мышление, позволяя делать различные выводы. Человек, который сталкивается с нарушениями в поясничной извилине, просто не могут спланировать свои дела. Эти отклонения проявляются в непонятном поведении, то есть не могут с людьми вступать в контакт. Изменения проявляются и в характере, например, человек каждое утро ест хлеб с колбасой, если меняется утреннее меню, то он становится недовольным и агрессивным не соглашаясь с изменением.

В разуме развиваются ужастики о различных страданиях в котором принимают участие его близкие и это состояние сопровождается постоянно.

Повреждение поясничной извилины может привести к амнезии. В таком случае человек теряется в пространстве, то есть не может ориентироваться, часто не соображает, как выйти из этой ситуации. В пункт назначения который он направился, четко знает где находится, но не может найти правильное направление дороги.

Чтобы избежать различных отклонений в поясничной извилине, необходимо тренировать систематически мышление, то есть сталкиваясь с проблемами, подбирать варианты решений и в итоге рассматривать наиболее оптимальное решение. Нужно просить совета или помощи у окружающих, когда есть необходимость в посторонней помощи.

Немало важную роль в улучшении функционирования поясничной извилины оказывают систематическое выполнение физических упражнений, то есть цель упражнений должно заключаться в быстром переключении с одной группы мышц на другую.

— совокупность нервных структур и их связей, расположенных в медиобазальной части больших полушарий, участвующих в управлении вегетативными функциями и эмоциональным, инстинктивным поведением, а также оказывающих влияние на смену фаз сна и бодрствования.

К лимбической системе относится наиболее древняя часть коры головного мозга, расположенная на внутренней стороне больших полушарий. К ней относятся: гиппокамп, поясная извилина, миндалевидные ядра, грушевидная извилина. Лимбические образования относятся к высшим интегративным центрам регуляции вегетативных функций организма. Нейроны лимбической системы получают импульсы с коры, подкорковых ядер, таламуса, гипоталамуса, ретикулярной формации и всех внутренних органов. Характерным свойством лимбической системы является наличие хорошо выраженных кольцевых нейронных связей, объединяющих различные ее структуры. Среди структур, ответственных за память и обучение, главную роль играют гиппокамп и связанные с ним задние зоны лобной коры. Их деятельность важна для перехода кратковременной памяти в долговременную. Лимбическая система участвует в афферентном синтезе, в контроле электрической активности мозга, регулирует процессы обмена веществ и обеспечивает ряд вегетативных реакций. Раздражение различных участков этой системы у животного сопровождается проявлениями оборонительного поведения и изменениями деятельности внутренних органов. Лимбическая система участвует и в формировании поведеческих реакций у животных. В ней находится корковый отдел обонятельного анализатора.

Структурно-функциональная организация лимбической системы

Большой круг Пейпеса:

  • гиппокамп;
  • свод;
  • мамиллярные тела;
  • мамиллярно-таламический пучок Викд"Азира;
  • таламус;
  • поясная извилина.

Малый круг Наута:

  • миндалина;
  • конечная полоска;
  • перегородка.

Лимбическая система и ее функции

Состоит из филогенетически старых отделов переднего мозга. В названии(limbus — край) отражена особенность ее расположения в виде кольца между новой корой и конечной частью ствола мозга. К лимбической системе относят ряд функционально объединенных структур среднего, промежуточного и конечного мозга. Это поясная, парагиппокампальная и зубчатая извилины, гиппокамп, обонятельная луковица, обонятельный тракт и прилежащие участки коры. Кроме того, к лимбической системе относят миндалину, переднее и септальное таламические ядра, гипоталамус и мамиллярные тела (рис. 1).

Лимбическая система имеет множественные афферентные и эфферентные связи с другими структурами мозга. Ее структуры взаимодействуют друг с другом. Функции лимбической системы реализуются на основе протекающих в ней интегративных процессов. В то же время отдельным структурам лимбической системы присущи более или менее очерченные функции.

Рис. 1. Важнейшие связи между структурами лимбической системы и ствола мозга: а — круг Пайпеца, б — круг через миндалину; МТ — мамиллярные тела

Основные функции лимбической системы:

  • Эмоционально-мотивационное поведение (при страхе, агрессии, голоде, жажде), которое может сопровождаться эмоционально окрашенными двигательными реакциями
  • Участие в организации сложных форм поведения, таких как инстинкты (пищевые, половые, оборонительные)
  • Участие в ориентировочных рефлексах: реакция настороженности, внимания
  • Участие в формировании памяти и динамике обучения (выработка индивидуального поведенческого опыта)
  • Регуляция биологических ритмов, в частности смен фаз сна и бодрствования
  • Участие в поддержании гомеостаза путем регуляции вегетативных функций

Поясная извилина

Нейроны поясной извилины получают афферентные сигналы из ассоциативных областей лобной, теменной и височной коры. Аксоны ее эфферентных нейронов следуют к нейронам ассоциативной коры лобной доли, гипиокампа, септальных ядер, миндалины, которые связаны с гипоталамусом.

Одной из функций поясной извилины является ее участие в формировании поведенческих реакций. Так, при стимуляции ее передней части у животных возникает агрессивное поведение, а после двухстороннего удаления животные становятся тихими, покорными, асоциальными — теряют интерес к другим особям группы, не пытаясь устанавливать с ними контакт.

Поясная извилина может оказывать регуляторные влияния на функции внутренних органов и поперечно-полосатой мускулатуры. Ее электрическая стимуляция сопровождается уменьшением частоты дыхания, сокращений сердца, снижением давления крови, усилением моторики и секреции желудочно-кишечного тракта, расширением зрачка, снижением тонуса мышц.

Не исключено, что влияния поясной извилины на поведение животных и функции внутренних органов являются непрямыми и опосредованы связями поясной извилины через кору лобной доли, гиппокамп, миндалину и септальные ядра с гипоталамусом и структурами ствола мозга.

Возможно, что поясная извилина имеет отношение к формированию болевых ощущений. У людей, которым по медицинским показаниям было проведено рассечение поясной извилины, уменьшалось чувство боли.

Установлено, что нейронные сети передней части поясной извилины участвуют в работе мозгового детектора ошибок. Его функцией является выявление ошибочных действий, ход выполнения которых отклоняется от программы их исполнения и действий, при завершении которых не были достигнуты параметры конечных результатов. Сигналы детектора ошибок используются для запуска механизмов коррекции ошибочных действий.

Миндалина

Миндалина расположена в височной доле мозга, и ее нейроны формируют несколько подгрупп ядер, нейроны которых взаимодействуют друг с другом и другими структурами мозга. Среди этих ядерных групп кортикомедиальная и базолатеральная подгруппы ядер.

Нейроны кортикомедиальных ядер миндалины получают афферентные сигналы от нейронов обонятельной луковицы, гипоталамуса, ядер таламуса, септальных ядер, вкусовых ядер промежуточного мозга и путей болевой чувствительности моста, по которым к нейронам миндалины поступают сигналы от больших рецептивных полей кожи и внутренних органов. С учетом этих связей предполагают, что кортикомедиальная группа ядер миндалин вовлечена в контроль осуществления вегетативных функций организма.

Нейроны базолатеральных ядер миндалины получают сенсорные сигналы от нейронов таламуса, афферентные сигналы о смысловом (осознаваемом) содержании сигналов от префронтальной коры лобной доли, височной доли мозга и поясной извилины.

Нейроны базолатеральных ядер связаны с таламусом, префронтальной частью коры больших полушарий мозга и вентральной частью полосатого тела базальных ганглиев, поэтому предполагается, что ядра базолатеральной группы миндалин принимают участие в осуществлении функций лобной и височной долей мозга.

Нейроны миндалины посылают эфферентные сигналы по аксонам преимущественно к тем же структурам мозга, от которых они получили афферентные связи. Среди них гипоталамус, медиодорсальное ядро таламуса, префронтальная кора, зрительные области височной коры, гиппокамп, вентральная часть полосатого тела.

О характере функций, выполняемых миндалиной, судят но последствиям ее разрушения или по эффектам ее раздражения у высших животных. Так, двухстороннее разрушение миндалин у обезьян вызывает потерю агрессивности, снижение эмоций и защитных реакций. Обезьяны с удаленными миндалинами держатся в одиночестве, не стремятся вступать в контакт с другими животными. При заболеваниях миндалин наблюдается разобщение между эмоциями и эмоциональными реакциями. Больные могут испытывать и выражать большую обеспокоенность по какому-либо поводу, но в это время частота сокращений сердца, давление крови и другие вегетативные реакции у них не изменены. Предполагается, что удаление миндалин, сопровождаемое разрывом ее связей с корой, ведет к нарушению в коре процессов нормальной интеграции смысловой и эмоциональной составляющих эфферентных сигналов.

Электрическая стимуляция миндалин сопровождается развитием тревоги, галлюцинаций, переживанием ранее происходивших событий, а также реакциями СНС и АНС. Характер этих реакций зависит от локализации раздражения. При раздражении ядер корково-медиальной группы превалируют реакции со стороны органов пищеварения: саливация, жевательные движения, опорожнение кишечника, мочеиспускание, а при раздражении ядер базолатеральной группы — реакции настораживания, подъема головы, расширения зрачка, поиска. При сильном раздражении у животных могут развиться состояния ярости или, наоборот, испуга.

В формировании эмоций важная роль принадлежит наличию замкнутых кругов циркуляции нервных импульсов между образованиями лимбической системы. Особую роль в этом играет так называемый лимбический круг Пайпеца (гиппокамп — свод — гипоталамус — мамиллярные тела — таламус — поясная извилина — парагиппокампальная извилина — гиппокамп). Циркулирующие по этой круговой нейронной цепи потоки нервных импульсов иногда называют «потоком эмоций».

Другой круг (миндалина — гипоталамус — средний мозг — миндалина) важен в регуляции агрессивно-оборонительных, сексуальных и пищевых поведенческих реакций и эмоций.

Миндалины являются одной из структур ЦНС, на нейронах которой имеется наибольшая плотность рецепторов половых гормонов, что объясняет одно из изменений в поведении животных после двухстороннего разрушения миндалин — развитие гиперсексуальности.

Экспериментальные данные, полученные на животных, свидетельствуют о том, что одной из важных функций миндалин является их участие в установлении ассоциативных связей между характером раздражителя и его значимостью: ожидание удовольствия (награды) или наказания за выполненные действия. В реализации этой функции участвуют нейронные сети миндалин, вентральной части полосатого тела, таламуса и префронтальной коры.

Гиппокампальные структуры

Гиппокамп вместе с зубчатой извилиной (subiculun ) и обонятельной корой образует единую функциональную гиппокампальную структуру лимбической системы, расположенную в медиальной части височной доли мозга. Между составляющими этой структуры имеются многочисленные двухсторонние связи.

Основные афферентные сигналы зубчатая извилина получает от обонятельной коры и посылает их в гиппокамп. В свою очередь обонятельная кора как главные ворота получения афферентных сигналов получает их от различных ассоциативных областей коры больших полушарий, гиппокампальной и поясной извилин. К гиппокампу поступают уже обработанные зрительные сигналы из внестриарных областей коры, слуховые — из височной доли, соматосенсорные — из постцентральной извилины и информация — из полисенсорных ассоциативных областей коры.

К гиппокампальным структурам поступают сигналы и из других областей мозга — ядер ствола, ядра шва, голубоватого пятна. Эти сигналы выполняют преимущественно модуляторную функцию по отношению к активности нейронов гиппокампа, приспосабливая ее к степени внимания и мотиваций, оказывающих решающее значение на процессы запоминания и обучения.

Эфферентные связи гиппокампа организованы так, что они следуют в основном в те области мозга, с которыми гиппокамп связан афферентными связями. Таким образом, эфферентные сигналы гиппокампа следуют главным образом к ассоциативным областям височной и лобной долей мозга. Для выполнения своих функций гиппокампальные структуры нуждаются в постоянном обмене информацией с корой и другими структурами мозга.

Одним из последствий двухстороннего заболевания медиальной части височной доли является развитие амнезии — потери памяти с последующим снижением интеллекта. При этом наиболее грубые нарушения памяти наблюдаются при повреждении всех гиппокампальных структур и менее выраженные — при повреждении только гиппокампа. Из этих наблюдений сделан вывод о том, что гиппокампальные структуры являются частью структур мозга, включая медиальный галамус, холинергические нейронные группы основания лобных долей, миндалины, играющих ключевое значение в механизмах памяти и обучения.

Особую роль в реализации гиппокампом механизмов памяти играет уникальное свойство его нейронов сохранять в течение длительного времени состояние возбуждения и синаптической передачи сигналов после их активации какими-либо воздействиями (это свойство называется посттетанической потенциацией). Посттетаническая потенциация, обеспечивающая длительное циркулирование информационных сигналов но замкнутым нейронным кругам лимбической системы, является одним из ключевых процессов в механизмах формирования долговременной памяти.

Гиппокампальные структуры играют важную роль в усвоении новой информации и сохранении ее в памяти. Информация о более ранних событиях сохраняется в памяти после повреждения этой структуры. При этом гиппокампальные структуры играют роль в механизмах декларативной или конкретной памяти на события и факты. К механизмам недекларативной памяти (память на навыки и лица) в большей степени причастны базальные ганглии, мозжечок, моторные области коры, височная кора.

Таким образом, структуры лимбической системы принимают участие в осуществлении таких сложных функций мозга как поведение, эмоции, обучение, память. Функции мозга организованы так, что чем сложнее функция, тем разветвленное нейронные сети, участвующие в ее организации. Из этого очевидно, что лимбическая система является лишь частью структур центральной нервной системы, имеющих значение в механизмах сложных функций мозга, и вносит свой вклад в их осуществление.

Так, в формировании эмоций как состояний, отражающих паше субъективное отношение к текущим или прошлым событиям, можно выделить психический (переживание), соматический (жестикуляция, мимика) и вегетативный (вегетативные реакции) компоненты. Степень проявления этих компонентов эмоций зависит от большей или меньшей вовлеченности в эмоциональные реакции структур мозга, при участии которых они реализуются. Это во многом определяется тем, какая группа ядер и структур лимбической системы активируется в наибольшей степени. Лимбическая система выступает в организации эмоций как своеобразный дирижер, усиливающий или ослабляющий выраженность того или иного компонента эмоциональной реакции.

Вовлечение в ответные реакции структур лимбической системы, связанных с корой больших полушарий, усиливает в них психический компонент эмоции, а вовлечение структур, связанных с гипоталамусом и самого гипоталамуса как части лимбической системы, усиливает вегетативный компонент эмоциональной реакции. В то же время функция лимбической системы в организации эмоций находится у человека под влиянием коры лобной доли мозга, которая оказывает корригирующее влияние на функции лимбической системы. Она сдерживает проявление излишних эмоциональных реакций, связанных с удовлетворением простейших биологических потребностей и, по-видимому, способствует появлению эмоций, связанных с реализацией социальных взаимоотношений и творчества.

Структуры лимбической системы, встроенные между частями мозга, принимающими непосредственное участие в формировании высших психических, соматических и вегетативных функций, обеспечивают согласованное их осуществление, поддержание гомеостаза и поведенческих реакций, направленных на сохранение жизни индивидуума и вида.

Поясную извилину можно сравнить с коробкой переключения передач. При стрессе она заедает, что делает нас негибкими и мы утрачиваем способность приспосабливаться. Такая поведенческая жесткость значительно снижает нашу стрессоустойчивость. Сегодня я расскажу, как нормализовать активность поясной извилины (большинство упражнений из книги Амена "Мозг и любовь").


Детское поведение.

Поймите, что проблемы с поясной извилиной - это не ваши черты характера или особенности, а это проявления уставшей стрессовой поясной извилины. Это детское поведение, когда у ребенка еще недозрела поясная извилина: он любит сосать соску, долго делать одно и тоже, обожает ритуалы и часто расстраивается, если ритуал не соответствует.

Дети часто хотят только «любимую куклу» и отказываются взаимодействовать, если это не так. С укрепление префронталики такое поведение ослабляется, но может вновь активизироваться у взрослых

Отвлекайтесь.

Замечайте, когда начинаете фиксироваться, отвлекитесь и возвращайтесь к теме позже. Первый шаг к коррекции нарушений деятельности мозга состоит в том, чтобы заметить, что вы «подвисли», и отвлечься от мыслей, которые начали свой бег по кругу. Отдавать себе отчет в появлении навязчивых мыслей очень важно для того, чтобы их контролировать. Как только вы поймаете себя на том, что мысль пошла по кругу, отвлекитесь от нее. Вставайте и займитесь чем-нибудь еще. Отвлечение очень часто оказывается эффективным.

Некоторые из пациентов с нарушением функций поясной системы отмечают, что им помогает составлять список занятий, отвлекающих от навязчивых мыслей.

Например:

  • петь любимые песни;
  • слушать музыку, поднимающую настроение;
  • пойти пройтись;
  • сделать работу по дому;
  • поиграть с животными, которые живут у вас дома;
  • помолитесь;
  • сосредоточить все свое внимание на одном слове и не позволять другим мыслям пробираться в сознание (представьте себе швабру, выметающую остальные мысли).

Если активно отвлекаться от навязчивых мыслей и их блокировать, со временем они потеряют над вами свою власть.

Практики осознанности

Наблюдайте за собой и обращайте внимание, когда вы «зафиксировались» или начали обсасывать проблему, вместо того, чтобы ее решать. Запомните, что значение имеют лишь мысли, которые влекут за собой действия и только. Подробнее читайте про осознанность.

Все части невральной оси работают сообща, но два ее участка имеют особые механизмы, которые обеспечиваются их нервными отростками, идущими во всех направлениях. Речь идет о передней поясной коре (ППК) и миндалевидном теле.

Начнем с ППК (более полную информацию можно найти в Lewis and Todd, 2007; Paus, 2001). ППК тесно связана с эволюционно молодыми областями префронтальной коры – дорзальной (задней) лобной корой и латеральной (боковой), вместе эту зону обозначают трудно- произносимым термином «дорсолатеральная префронтальная кора (ДЛПК)». Эта зона коры – главный нервный субстрат оперативной памяти ДЛПК – своего рода временное подсобное хранилище, куда мозг выкладывает информацию, требуемую для решения насущной задачи и принятия решений.

Кроме того, ППК имеет постоянные контакты с дополнительной двигательной зоной коры, где планируются новые действия. Через эти связи ППК организует наши действия, направленные на достижение определенных целей. Когда цель становится ясной, фрагменты нашего внутреннего опыта, который необходим для достижения цели, собираются в единое целое, и этот процесс выражается в так называемой нейральной когерентности (согласованности).

По «приказу» ППК множество далеко отстоящих (по микроскопическим масштабам) друг от друга областей начинают пульсировать совместно, координируя фазы всплесков и затуханий, возбуждения и торможения. Обычно эта нейронная синхронность пульсирует в гамма-ритме – от 30 до 80 раз в секунду (Thompson and Varela, 2001). ППК – главный куратор нашего внимания. Она следит за осуществлением нашего продвижения к целям и отмечает противоречия между ними. Ее верхние уровни осуществляют усиленный контроль, преднамеренное и постоянное регулирование мыслей и поведения. Эти области созревают лишь к 3–6 годам (Posner and Rothbart, 2000). В основном именно поэтому дети хуже контролируют себя, чем взрослые. ППК работает каждый раз, когда вы осознанно выполняете свое намерение. Через плотные двусторонние связи с миндалевидным телом, гиппокампом и гипоталамусом ППК влияет на эмоции и сама подвергается их влиянию.

Можно сказать, что именно тут расположен главный центр соединения мыслей и чувств (Lewis, 2005). Укрепление ППК (с помощью медитаций, например) помогает человеку думать яснее, когда он чем-то расстроен, и привносит в логические рассуждения тепло и эмоциональную разумность. Иными словами, ППК находится в самом центре идущей сверху вниз преднамеренной, централизованной обдуманной мотивации.

Не думайте, а пишите.

Если вы застряли на каком-то образе или мысли возьмите лист бумаги и напишите, что вы там видите или думаете, а затем, опять же напишите, как из этого выйти или как ситуацию можно развить дальше. Писать надо потому, что в обдумывании сюжета и его письменном оформлении участвует довольно много других отделов мозга. Это позволит импульсу, застрявшему в цингулярной извилине сбежать из места заключения.

Помогают разные письменные техники: можно просто писать все, что придет в голову. Если вас терзает ситуация, выпишите все возможные способы ее решения, даже самые абсурдные и все возможности. Важно: не обдумать, а выписать – в этих процессах задействуются разные отделы мозга! Если кажется, что решить проблему сложно, опять поможет старый проверенный план. Тоже в письменной форме, но с точными и яркими деталями. Точное время исполнения, если вы склонные к навязчивостям, не стоит приделывать. Это будет сильно отвлекать от выполнения плана.

Если вы фиксируетесь на одной мысли, часто помогает записывание ее, чтобы от нее избавиться. Когда вы ее записываете, она часто уходит из головы. Видя ее написанной на бумаге, легче справиться с ней рациональными методами. Если навязчивые мысли приводят к проблемам со сном, держите рядом с кроватью бумагу и карандаш, чтобы их записывать. Записав такую назойливую мысль, составьте список того, что вы можете с этим сделать и чего вы сделать не в состоянии. Скажем, если вас волнует ситуация на работе, получите ли вы повышение или нет, сделайте следующее.

1. Запишите эту мысль: «Я волнуюсь, получу ли я повышение на работе».

2. Запишите, что вы можете сделать с причиной вашего беспокойства:

«На работе я могу стараться изо всех сил».

«Я по-прежнему буду надежным, трудолюбивым и творческим работником».

«Я сделаю так, что начальник не будет сомневаться в том, что я заслуживаю повышения». «Уверенно, но не хвастаясь, я расскажу своему начальнику о том, что я сделал для нашей компании».

3. Составьте список вещей, которые вы не в состоянии сделать по поводу своего беспокойства: «Я не могу решать за начальника».

«Я не могу желать этого повышения больше, чем я его желаю».

«Я не в состоянии напрямую повлиять на решение о моем повышении. Мое волнение здесь не поможет».

«Я не в состоянии сделать так, чтобы решили повысить именно меня (хотя очень многое зависит от моего настроя и работы)».

Используйте это несложное упражнение, чтобы вырваться из круговорота мыслей, которые не дают вам спать по ночам и держат вас в напряжении.

Взгляд со стороны.

Если вы зациклились на проблеме, то взгляд со стороны – лучшее решение. Не стесняйтесь просить помощи у друзей, если никак не справитесь с крутящимися в голове мыслями. Но не так чтобы друг вам сказал, что-то типа» плюнь и забудь» или « о каких отвратительных вещах ты думаешь». Надо чтобы он помог вам проработать материал застрявший в вашей голове.

Если все попытки избавиться от навязчивых мыслей остаются безуспешными, часто помогает обращение за советом к тому, с кем вы можете обсудить свои волнения и страхи или навязчивые действия. Иногда, только рассказывая о том, что вам не дает покоя какая-то мысль и т. д., вы вдруг обнаруживаете, что видите выход. На протяжении нескольких лет сам я искал решений, обсуждая проблему с людьми более опытными, чем я. Другие могут стать просто слушателями: формулируя перед ними свою проблему, вы получаете возможность видеть новые варианты решений и сверять свое восприятие с восприятием окружающих.

Придумайте парадокс.

Тренируйте парадоксальное мышление. Рассматривайте проблему с разных сторон, с разных точек зрения, с изучением за и против.

Физическая активность.

Да-да, и она тут же. Говорят, что именно эти отделы при регулярных упражнениях начинают лучше функционировать. Даже простое приседание требует быстрое переключение с одной группы мышц на другую. Это кроме всего прочего полезного, что случается от физической активности. Физические упражнения нередко оказываются весьма эффективным средством для снижения беспокойства и повышения когнитивной гибкости. Во время тренировок в тканях мозга повышается уровень триптофана. Как отмечалось, молекула триптофана обладает сравнительно небольшими размерами, и потому ей нередко приходится бороться с более крупными молекулами за возможность проникнуть в мозг. При физических нагрузках организм использует аминокислоты с более крупными молекулами для восстановления мышечной силы, таким образом снижая их содержание в крови. В это время триптофан может в больших количествах поступать в мозг, повышая уровень серотонина. Кроме того, физические нагрузки повышают вашу энергию и отвлекают от неприятных навязчивых мыслей. Я часто советую конфронтационным детям чаще заниматься физкультурой: это помогает им повышать уровень триптофана и легче взаимодействовать с окружающими.

Раскрепостить мышцы лица

Покривляться перед зеркалом, сделать антистрессовый массаж лица и головы (техника есть вот в этом видео). Нервные тики и подергивания глазом – это четкий индикатор проблем с поясничной извилиной. При стимуляции моторной зоны поясной коры возможны тикоидные движения, вовлекающие мышцы губ, языка, кистей, которые человек может задержать волевым усилием.

Спонтанность.

Станцевать, поиграть в любую игру, пойти в новое место, сделать что-нибудь необычное. Нейроны поясной моторной коры активируются при движении, причем в ее каудальной части особенно высока доля нейронов, избирательно активирующихся при спонтанных движениях. Спонтанность прекрасно снижает гипертонус поясной извилины и уменьшает уровень стресса. Чтобы вылечить эту часть нашего сознания, нам следует в том числе приучать его к поиску новых вариантов и опций и новых идей.

Выбрасывайте старые вещи и обновляйте все, что можно.

Характерная черта поражения поясной извилины – это синдром Плюшкина.
Пациенты с синдромом Плюшкина - патологические накопители, которые страдают от крайнего пренебрежения к себе, апатии, эмоциональной лабильности, подозрительности и отсутствия стыда. Все это часто оборачивается против них. Синдром Плюшкина часто ведет к социальной изоляции, которая нарастает по мере того, как в жилище у человека накапливается хлам, а внешность меняется под действием болезни. Такие люди накапливают огромное количество ненужных вещей, безразличны к грязи и мусору, недоброжелательны к посетителям и, как правило, так или иначе сопротивляются попыткам помочь им изменить образ жизни. При этом они не всегда бывают нищими: просто предпочитают не расходовать средства. Считается, что синдром возникает из-за нарушений в работе передней части поясной извилины и островковой доли, которые обычно задействованы в процессе принятия решений.

Пауза

Как уже отмечалось, у многих людей с нарушением деятельности поясной системы наблюдается склонность автоматически отвечать «нет». Боритесь с этой склонностью. Прежде чем отреагировать на просьбу или на вопрос привычным «нет», сделайте вдох и подумайте, на самом ли деле отрицательный ответ в данном случае оптимальный. Нередко помогает такая схема: вдох, пауза в течение трех секунд, потом в течение пяти секунд делать выдох. Это дает вам дополнительное время перед ответом. Например, если ваш супруг зовет вас в постель заняться любовью, прежде чем ответить, что вы устали больны, очень заняты или не в настроении, сделайте глубокий вдох. Пока вы делаете вдох, подумайте, на самом ли деле вы хотите отказать своему партнеру. На самом ли деле вам будет лучше, если вы ответите: отказом и продолжите заниматься своими делами, или для вас все-таки лучше быть в близких отношениях с этим человеком. Автоматическое «нет» разрушило не одну любовь. Дайте себе достаточно времени, чтобы задаться вопросом, на самом ли деле вы имеете в виду «нет», отвечая «нет»?

Осознанность н ачинается с умения взять паузу.

Не спорьте.

Если вы с кем-то спорите и видите, что этот человек стал «упираться», возьмите паузу, сделайте перерыв. Пусть он продлится десять минут, десять часов или десять дней! Если вы сумеете отвлечься от ситуации lose-lose, в которой проигрывают все участники, то сможете позже вернуться к обсуждению и решить проблему.

Очень давно я понял, что не надо спорить с теми, у кого нарушена функция поясной системы. Когда человека «замыкает» на какой-то мысли или действиях, логические доводы обычно не помогают. Один из наиболее эффективных, по моим наблюдениям, способов общения с «замкнувшимися» состоит в следующем: я коротко излагаю то, что хочу сказать. Если я вижу, что мой собеседник начинает замыкаться на своей позиции, я стараюсь переменить тему и переключить его внимание. Это дает время его подсознанию переварить то, что я успел сказать, не вступая с этой мыслью в конфронтацию. Часто оказывается, что, когда мы возвращаемся к этому разговору какое-то время спустя, человек уже легче принимает мою точку зрения.

Эта техника часто помогает в общении с подростками. Многие из них спорят и перечат старшим в силу естественного процесса взросления и отделения от родителей. Я предлагаю родителям уходить от противостояния с детьми, быстро изложив свою позицию и переключаясь на другую тему. Если речь идет о принципиальных вопросах, вернитесь к их обсуждению позже.

Один из лучших советов, которые я даю парам с семейными проблемами, остается такой: «Ступайте в туалет». Если вы видите, что ваш партнер начинает повторяться, а его поясная система все больше вовлекается в ваш спор, извинитесь и скажите, что вам надо в туалет. Мало, кто станет спорить с человеком, ощутившим столь естественную потребность, а между тем пауза в споре часто оказывается полезной. Если ваш собеседник вошел в особенно крутое «пике», возьмите с собой книжку потолще и не выходите подольше.

Научитесь обращаться с «трудными» детьми

Сталкиваясь с «трудными» детьми, следует помнить два главных совета. Такие дети часто фиксируются на негативном поведении. Если удается найти к ним правильный подход, это может изменить всю их жизнь. Первый совет состоит в следующем: чтобы нарушить их фиксацию на навязчивых мыслях или действиях, из-за которой они и становятся упрямыми и враждебными, постарайтесь понять, в какой момент их отвлечь. Отвлечение - действенная техника, которая хорошо помогает освобождать от «фиксации» людей с нарушенной функцией поясной системы. Отвлеките такого ребенка, сменив тему разговора, переключив его внимание на физическую активность (отправьте его погулять, предложите поиграть) или на задание, в котором есть упражнение на отвлечение внимания.

Родителям детей с нарушенной функцией поясной системы очень важно утвердить свою «высшую» власть. Родители не должны позволять, чтобы конфронтационное поведение оказывалось выигрышным. В противном случае они только развивают в ребенке эту склонность, которая вполне может испортить ему всю дальнейшую жизнь. Родители, потакающие требованиям, не приучают ребенка подчиняться власти. Поэтому этим детям приходится трудно в школе и в обществе. Самые эффективные дети, как правило, вырастают у авторитарных родителей, придерживающихся твердых позиций. Точно так же, как людям с ОКР бывает труднее противостоять навязчивым мыслям и действиям, если они им поддаются, так же и конфронтационное поведение у детей, если ему уступать, становится только хуже. Чем раньше вы отучите детей от такого поведения, тем будет лучше для всех. С этой целью я разработал свод правил для родителей, который стал первым шагом в обучении обращению с такими детьми. Очень важно четко формулировать правила и дать понять, что вы не намерены от них (этих правил) отступать. Вот два правила, касающиеся конфронтационного поведения.

Делай, что говорят родители, с первого раза.

Никаких споров с родителями.

Эти правила устанавливают, что у вас, как у родителя, есть власть, и вы не позволите ребенку ругаться с вами. Если вы возьмете за правило добиваться от своих детей послушания с первого раза, они будут знать, что это то, что от них требуют. Если они не послушались, следует немедленно пресекать непослушание. Не надо повторять свою просьбу по сто раз. В этом случае шансы, что вы обидите своего ребенка словом или действием, многократно возрастают. Если вы попросили ребенка что-то сделать, а он отказывается или медлит - не откладывая «на потом», скажите ему так: «Выбирай. Можешь сделать это сейчас, или подожди, и сделаешь это позже. Мне все равно. Решай сам». Если ребенок не торопится сразу выполнить вашу просьбу, дайте ему тайм-аут. При необходимости этот алгоритм можно повторить. В случае непослушания принимайте меры быстро, твердо, без эмоций. Чем эмоциональнее вы начинаете общаться, тем хуже ведут себя такие дети. Здесь важна последовательность.

Второе правило (никаких споров с родителями) в отношениях с конфронтационными детьми чрезвычайно важно. Если вы позволяете такому ребенку спорить с собой, это только усиливает и усугубляет его сопротивление, вызванное нарушением в поясной системе. Конечно, вам интересно выслушать мнение своего ребенка.

Однако следует проводить грань между высказыванием своего мнения и спором. Может быть, есть смысл предупредить ребенка: «Конечно, мы твои родители и хотим знать твое мнение. Но если ты повторил его больше двух раз, то это уже спор».

Такого рода «родительские интервенции» всегда эффективны, если происходят на фоне хороших отношений между родителями и ребенком. Родители, развивающие «лимбическую» связь с собственным ребенком, общаясь с ним и выслушивая его, реже сталкиваются с такой проблемой, как конфронтационное поведение.

Суммируем сказанное. В отношениях с конфронтационными детьми при необходимости используйте метод отвлечения, оставаясь вместе с тем твердыми и авторитарными. Посмотрите, сколько вы ссоритесь с ними. Не стоит ссориться по любому вопросу. К сожалению, у конфронтационных детей один или оба родителя страдают нарушениями в поясной системе, а это только усугубляет проблемы такой семьи. Между тем нередко становится легче, когда родители проявляют известную гибкость.

Альтруизм

Если вы дочитали до этого места, то вот подарок – лучший способ снизить гипертонус поясной извилины. Ранние наблюдения за активностью мозга человека показали, что при совершении милосердного поступка у него повышается активность системы подкрепления. Эта система в мозге отвечает за чувство удовольствия, поэтому выходит, что человек, даже помогая другому, всё равно действует в своих интересах. Это было доказано в опытах на обезьянах.

Если обезьяна действовала в собственных интересах, у неё активизировались клетки орбитофронтальной коры, отвечающие за персональную выгоду. Если же макака отдавала сок другому, у неё срабатывали некоторые нейроны передней части поясной извилины, молчавшие во время «эгоистичного» поступка.

«Альтруистичные» нейроны не мешают получать удовольствие от помощи другому, а лишь указывают на дополнительный источник такого удовольствия. Эта же область мозга вовлечена в социальные взаимодействия: например, когда любимый человек попадает в трудную ситуацию, за него "переживает" именно поясная извилина.

Смерть.

Размышления о своей смерти и конечности бытия отлично снижают тонус поясной извилины. Советую. опубликовано

Глубоко в центральной части мозга, вдоль лобных долей, проходит поясная извилина. Это та часть мозга, которая позволяет вам переключать внимание с одного объекта на другой, переключаться с одной мысли на другую, видеть различные варианты решений.

Считается, что она отвечает и за ощущение безопасности.

Функции поясной системы:

  • способность перемещать внимание с одного объекта на другой;
  • способность к адаптации;
  • переключение с одной мысли на другую;
  • способность видеть выбор;
  • способность «плыть по течению»;
  • способность к сотрудничеству.

Кроме переключения внимания, эта область мозга отвечает и за способность к сотрудничеству. При эффективной ее работе нам легко переходить в режим сотрудничества. Тем же, у кого функция этой части мозга нарушена, трудно переключать внимание, и тогда они начинают вести себя неэффективным образом.

Поясная система (наряду с другими областями ПК) участвует в процессе мышления, «заглядывающего в будущее», например, в планировании и определении целей. При нормальной работе этой части мозга нам легче планировать и ставить перед собой разумные цели. При нарушениях ее работы человек склонен видеть опасность там, где ее нет, ждать неблагоприятного исхода ситуаций и чувствовать себя в этом мире очень уязвимым.

Для способности адаптироваться важно уметь распознавать существующие варианты. Например, врачи, обладающие способностью адаптироваться, с готовностью применяют новые идеи и технологии (после того, как под ними сформирована научная база), они могут предложить своим пациентам новые и интересные методы лечения. Медики с нарушением функций поясной системы (среди тех, кого я сканировал, их было немало) обладают невосприимчивостью, работают так, как работали всегда, и отличаются авторитарностью («Если хотите, чтобы я вас лечил, делайте так, как я говорю»). Способность видеть варианты и новые идеи не дает задерживаться в собственном развитии и не позволяет развиваться депрессии и враждебности.

Проблемы при нарушениях работы поясной системы:

  • беспокойство;
  • постоянное возвращение к прошлым обидам;
  • навязчивые мысли (обсессии);
  • навязчивое поведение (компульсия);
  • оппозиционное поведение;
  • стремление к спорам;
  • неспособность к сотрудничеству; стремление автоматически говорить «нет»;
  • формирование зависимостей (алкогольной, наркотической, расстройства пищевого поведения);
  • хронические боли;
  • отсутствие когнитивной гибкости;
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР);
  • ОКР спектральные расстройства;
  • расстройства пищевого поведения;
  • крайняя степень агрессивного вождения.

При нарушениях поясной системы человек имеет тенденцию «зацикливаться», постоянно возвращаться к одной и той же мысли. Они постоянно помнят прошлые обиды и травмы, будучи не в состоянии их «отпустить». Они могут фиксироваться на негативном поведении, у них может развиваться навязчивое поведение (например, постоянное мытье рук или стремление проверять запоры на дверях).

Один пациент с нарушенной функцией поясной системы так описал свое состояние: «Это как белка в колесе, когда мысли возвращаются снова, и снова, и снова». Другой пациент выразился иначе: «Это как постоянно нажатая кнопка перезапуска программы. Даже если я не хочу больше думать эту мысль, она все равно возвращается».

На клинических состояниях, связанных с нарушением работы этой области мозга, мы еще остановимся. А сейчас поговорим о, так называемых, субклинических состояниях, обусловленных нарушением работы поясной системы. Субклинические состояния выражены не до такой степени, как полноценные расстройства, однако при этом вполне могут ухудшать качество жизни. Беспокойство, постоянная память прошлых обид, отсутствие когнитивной гибкости и ригидность, может быть, и не являются поводом для визита к психотерапевту, но тем не менее окрашивают вашу жизнь в мрачные тона. Без этого можно обойтись.

Беспокойство

Несмотря на то что мы все иногда начинаем волноваться (в определенных дозах волнение необходимо, так как заставляет нас лучше работать или учиться), люди с повышенной функцией поясной системы волнуются постоянно, и хроническое беспокойство становится частью их самих. Их беспокойство может приобретать такие размеры, что они иной раз могут причинить себе психологический и даже физический вред. Возвращаясь в их сознание вновь и вновь, тревожные мысли могут вызвать напряжение, стресс, боли в желудке, головную боль и раздражительность. Постоянное беспокойство вслух начинает раздражать окружающих, на человека начинают обращать меньше внимания, и сам он становится менее сдержанным.

На одном приеме старый друг, тоже врач, пожаловался мне, что его жена «постоянно волнуется». «Она беспокоится за всю семью, - сказал он. - Это выводит из себя и меня, и детей. Постоянные волнения, кажется, привели к тому, что у нее хронические головные боли, она все время раздражена. Как мне помочь ей расслабиться, чтобы она больше не волновалась по пустякам?» Его жену я знаю очень давно. Несмотря на то что у нее никогда не было клинической депрессии, равно как и симптомов, позволивших бы заподозрить у нее панические расстройства или обсессивно-компульсивное расстройство, я знал, что беспокойство ей очень свойственно. У некоторых членов ее семьи, о которых она рассказывала мне несколько раз, были клинические расстройства (алкоголизм, наркомания, навязчивое поведение), связанные с поясной системой.

Память старых обид

Если человек крепко держится за память о старых обидах и травмах, он может тем самым создать серьезные проблемы в своей жизни. Среди моих пациентов была женщина, сильно обиженная на своего мужа. Во время поездки на Гавайи, на пляже в Вайкики, ее муж позволил себе бросить взгляд на одну из женщин, одетую в весьма откровенный купальник. Жену это взбесило. Она решила, что он изменил ей взглядом. Ее гнев испортил им всю поездку, а сама она постоянно напоминала ему об этом случае на протяжении долгих лет.

Другой случай, тоже связанный с дисфункцией поясной системы, произошел в молодой семье. Дон женился на Лоре, у которой к тому времени был трехлетний сынишка Арон. До свадьбы Лора и Арон жили у ее родителей. Вскоре после свадьбы Дон, Лора и Арон отправились к родителям в гости. Там Арон попросил вторую порцию мороженого. Дон сказал «нет», так как Арон мог испортить себе аппетит перед обедом. Однако родители Лоры сказали мальчику, что он может взять себе вторую порцию, и тем самым прямо в его присутствии нанесли удар по авторитету Дона. Его это вывело из себя, и он попробовал обсудить эту тему. Дедушка с бабушкой сказали ему, что он ведет себя глупо. «Что он понимает, - рассуждали они, - ведь до сих пор он никогда не был отцом». Когда же Дон попробовал продолжить разговор на эту тему, они просто перестали его слушать. И потом, в течение полутора лет, дедушка с бабушкой отказывались общаться с Доном и Лорой, не в состоянии забыть это происшествие.

Отсутствие когнитивной гибкости

Отсутствие когнитивной гибкости, иными словами, неспособность преодолевать взлеты и падения повседневной жизни, является основной причиной большинства проблем, связанных с поясной системой. Кимми, шестилетняя дочка моего приятеля, являет собой классический пример отсутствия когнитивной гибкости. Их мать попросила ее старшую сестру одеть Кимми, чтобы идти в гости. Старшая сестра выбрала для нее футболку и брюки. Кимми стала жаловаться, что футболка и брюки выглядят «тупо». То же говорила она и про другую одежду, которую выбирала ей сестра, отвергнув еще три «ансамбля». Сама Кимми изъявила желание надеть легкое летнее платье. Дело происходило в феврале, и на улице было холодно. Требуя, чтобы ей дали поступить по-своему, Кимми стала рыдать. Она не соглашалась ни на какие другие варианты. Стоило ей решить, что она хочет надеть летнее платье, как переключиться с этого желания она уже не могла.

Есть и другой пример когнитивной жесткости: потребности сделать что-то именно сейчас. Не через пять минут, а прямо сейчас! Такой сценарий встречается довольно часто: жена просит мужа достать из сушки кое-какую одежду, а в сушку положить вещи из стиральной машины. Он отвечает, что сделает это через пару минут - только досмотрит по телевизору конец баскетбольного матча. Она начинает злиться и требует, чтобы он сделал это сейчас же. Начинается скандал. Она не может успокоиться, пока муж не выполнит ее просьбу. Ему кажется, что она грубо вторгается в его пространство, помыкает им и вообще унижает. Потребность сделать это сейчас же может вызвать серьезный разлад во взаимоотношениях. Конечно же, если раньше муж ей уже обещал свою помощь, но слово не сдержал, то в таком случае понятно ее желание, чтобы он сделал это сразу.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с огромным количеством примеров отсутствия когнитивной гибкости. Вот небольшой список:

употребление определенных блюд и отказ пробовать новые;

стремление к тому, чтобы предметы в комнате находились на строго определенных местах;

стремление все время заниматься любовью по одному-единственному сценарию (или вообще отказ от секса из-за связанного с ним беспорядка);

сильное расстройство, если в последний момент поменялись планы на вечер;

стремление на работе действовать совершенно определенным образом, даже если это не отвечает интересам компании (например, не проявлять достаточно гибкости, чтобы удовлетворить просьбу важного клиента);

стремление заставить членов семьи выполнять работу по дому строго определенным образом (это часто отталкивает их, отбивая все желание помочь).

Подобная когнитивная негибкость способна исподволь разрушить и счастье, и радость, и близкие отношения.

Автоматическое «нет»

Многие люди с гиперактивной поясной системой фиксируются на слове «нет» из-за того, что им трудно переключать внимание. Складывается впечатление, что первое слово, которое они произносят, всегда бывает «нет», причем они даже не задумываются, а насколько это «нет» выгодно им самим? Один из моих пациентов рассказывал мне про своего отца. С какой бы просьбой он ни обращался к своему отцу (например, разрешить ему взять машину), тот всегда автоматически отвечал «нет». Все дети в семье знали, что если им чего-то хочется, то первым его ответом все равно будет отказ. Затем, через неделю или две, он подумает и, может быть, изменит свое мнение. Но первым его ответом всегда было «Нет!».

При нарушениях в поясной системе у одного или обоих партнеров они часто получают результат, противоположный задуманному. Один человек рассказывал мне, что, желая заняться с женой любовью, он делал вид, что на самом деле совсем этого не хочет. Он сказал: «Если бы я напрямую попросил ее об этом, то с вероятностью в 99,9 % она бы отказала. Если я перед сном запирал дверь в нашу спальню, она автоматически напрягалась и говорила, что ей не хочется. Если я делал вид, что не хочу, и просто долго „чесал ей спинку“, то иногда у меня мог появиться шанс. Часто результат не стоил всех этих усилий, этого планирования». Автоматическое «нет» создает огромную нагрузку на самые разные типы отношений.

Опасное вождение

Многие люди, сев за руль, мгновенно преображаются. Животное, прятавшееся внутри, выбирается наружу. Хуже всего ведут себя люди с нарушениями в поясной системе. И здесь все упирается в их неспособность переключать внимание. Скажем, если вы едете по шоссе и кто-то вас «подрезает», то большинство из нас подумает: «Ах ты, скотина!» - и поедет дальше. А люди с нарушениями в поясной системе станут думать: «Ах ты, скотина! Урод! Недоносок!» и так далее. Они не могут выкинуть это из головы. Я знал много таких людей, которые вымещали свое раздражение, совершая на дороге поистине безумные вещи: они начинали ругаться, жестикулировать, гнаться за злополучным водителем и всячески его «оскорблять». Один из моих пациентов умница, очень успешный специалист, несколько раз гнался за подрезавшими его водителями, а два раза вылезал из машины и вдребезги разносил стекла их машины бейсбольной битой, которую всегда возил с собой в машине. После второго такого случая он пришел на прием ко мне и сказал так: «Если мне с этим никто не поможет, то я не сомневаюсь, что в конце концов попаду в тюрьму». У него выявили выраженную гиперфункцию поясной извилины. Именно поэтому он постоянно фиксировался на негативных мыслях и, как следствие, меньше мог сдерживать свое раздражение.

Обсессивно-компульсивное расстройство

Внешне Гейл выглядела совершенно нормально. Она каждый день ходила на работу, была замужем за человеком, в которого влюбилась еще в старших классах, у них было двое маленьких детей. В душе же она чувствовала себя ужасно. Муж ее был готов развестись, дети часто становились замкнутыми и грустными. Она дистанцировалась от семьи и оказалась замкнутой в собственном аду обсессивно-компульсивного расстройства. Каждый вечер после работы она часами мыла дом. Если она видела, что что-то лежит не на месте, она начинала кричать на мужа и детей. Если же она видела на полу волос, она впадала в истерику. Она часто бегала в ванную мыть руки. Она заставляла мужа и детей мыть руки чаще десяти раз на дню. Она прекратила заниматься любовью с мужем, потому что не могла вынести ощущения нечистоты.

Нарушение пищевого поведения

Двадцатилетняя Лесли три года страдала булимией. Дошло до того, что она несколько раз в день пила слабительное, постоянно увеличивая дозу. Кроме того, по два-три часа в день она занималась физическими упражнениями. Приступы обжорства тоже участились. Когда она обратилась за помощью, она чувствовала, что вообще не в состоянии контролировать ситуацию. На первом приеме она сказала, что понимает, что ее поведение ненормально и что она ненавидит его. Тем не менее, когда у нее возникало желание поесть, она чувствовала, что должна уступить ему, а потом она никак не могла отделаться от мысли, что она толстая. По материнской линии у Лесли была тетушка, которой поставили диагноз ОКР. Сканирование выявило повышенную активность в поясной системе в сочетании с повышенной активностью в базальном узле справа.

Алкогольная и наркотическая зависимость

Джошуа начал употреблять наркотики и алкоголь, когда ему было 12 лет. Когда его родители наконец заметили, что сын употребляет наркотики, ему было 16. По словам Джошуа, он принимал ЛСД более ста раз и в день он выпивал около пинты (0,4 л) виски. Он утверждал, что не в состоянии остановиться, хотя много раз пытался это сделать. Когда родители привезли его на обследование, выяснилось, что и по отцовской, и по материнской линии было много родственников, злоупотреблявших наркотиками и алкоголем, хотя сами родители не употребляли ни того, ни другого. После того как сканирование выявило значительную гиперактивность в поясной системе, Джошуа назначили медицинские препараты в сочетании с индивидуальной и групповой психотерапией. Он рассказывал, что периодически у него возникает тяга к наркотикам и алкоголю, но с помощью техники поведения, которой его научили, ему легче ее преодолевать. Он сумел выбросить из головы мысли о наркотиках и алкоголе.

Патологическая страсть к азартным играм

Многим нравятся азартные игры. Они счастливы, когда выигрывают, расстраиваются, когда проигрывают. При этом они понимают, что успех в игре, как и многое в этой жизни, дело случая. Вместе с тем у некоторых людей развивается игровая зависимость, которая может разрушить им всю жизнь. Патологическую страсть к азартным играм Американская психиатрическая ассоциация определяет как упорное неадаптированное поведение применительно к азартным играм, разрушающее личные, семейные и профессиональные ценности. Патологическое пристрастие к азартным играм, как правило, начинается с крупного выигрыша. Эйфория от успеха фиксируется в сознании игрока, после чего он или она начинает охотиться за новым выигрышем, жертвуя при этом всем - вплоть до саморазрушения.

Адам пришел к нам от отчаяния. Совсем недавно его бросила жена, а сам он только что встречался со своим адвокатом, чтобы обсудить с ним условия банкротства своей компании. Его страсть к азартным играм стала неуправляемой. Раньше он был успешным предпринимателем, много работал, чтобы поставить на ноги собственную компанию. Однако за несколько лет до нашего знакомства он вдруг стал уделять ей меньше внимания, проводя все больше и больше времени на скачках, в разъездах между ипподромами. На первом приеме он сказал мне: «Я чувствую, что обречен играть. Я знаю, это разрушает мою жизнь. Однако мне надо сделать ставку, иначе напряжение внутри меня будет расти и расти. Прежде чем я начал терять все, что у меня было, я знал, что могу выиграть. И думать я мог только об этом».

Адам родился в семье с историей алкоголизма. Алкоголиками были его отец и дед по отцу. У самого Адама никогда не было пристрастия к алкоголю, но состояние зависимости тем не менее у него явно было. Ему хорошо помог рассказ о поясной системе. Адам смог вспомнить много членов своей семьи, страдавших низкой способностью к концентрации внимания. «Если бы вы видели наши семейные встречи, - рассказывал он мне. - Постоянно кто-то с кем-то в ссоре. В нашей семье обиды помнят годами». Адам стал посещать собрания общества анонимных игроков, занятия с психотерапевтом, а кроме того, в небольших дозах принимать Prozac, чтобы избавиться от навязчивых мыслей об игре. В конце концов он сумел вернуть жену и восстановить собственный бизнес.

Компульсивный шопинг

Компульсивный шопинг - еще одно проявление нарушений в поясной системе. Компульсивные покупатели впадают в эйфорию от погони за покупками. Они тратят несообразное количество времени, размышляя о покупках и обо всем, с ними связанном. Эта зависимость может подрывать их финансовое положение, отношения с окружающими и плохо отражаться на их работе.

Джилл работала офис-менеджером в крупной юридической компании в Сан-Франциско. До работы, во время обеденного перерыва и после работы ее неудержимо тянуло в магазины на Юнион-Сквер, которая находилась совсем недалеко от ее работы. Когда Джилл выбирала одежду себе или членам своей семьи, она ощущала радостное возбуждение. Ей нравилось покупать подарки даже малознакомым людям. Для нее был важен сам факт совершения покупки. Несмотря на то что она знала, что столько денег тратить нельзя, удовольствие от покупки было слишком велико, чтобы она могла остановиться. Она часто ссорилась с мужем из-за того, что слишком много тратила. Она стала брать деньги на работе. Корпоративная чековая книжка была у нее, поэтому Джилл стала выписывать фиктивные чеки несуществующим поставщикам, чтобы покрывать свои долги. После того как в ходе аудиторской проверки ее махинации чуть не были обнаружены, она остановилась. Но зависимость сохранялась. Муж развелся с ней, обнаружив на ее кредитной карте долг на 30 тысяч долларов. Джилл было стыдно, ее одолевали страх и депрессия, и она обратилась за помощью. Всю жизнь она была склонна к волнениям. В подростковом возрасте у нее было расстройство пищевого поведения, а у одной из двоюродных сестер - ОКР. Сканирование выявило выраженную гиперфункцию поясной системы. Когда к Джилл приходили навязчивые мысли о покупках или когда она срывалась и начинала тратить деньги, ей было крайне трудно вырваться из этого состояния.

Оппозиционное вызывающее расстройство

Оппозиционное вызывающее расстройство считается расстройством поведения у детей и подростков с негативистским, враждебным, вызывающим поведением и неповиновением взрослым. Они отличаются конфликтностью, легко раздражаются и срываются, особенно если им не удается настоять на своем. Эти дети не готовы к сотрудничеству. Они говорят «нет», даже если очевидно, что это не в их интересах. Когда мне надо определиться с диагнозом ОВР, я задаю родителям один вопрос: «Сколько раз из десяти ваш ребенок выполняет вашу просьбу с первого раза, без споров и скандала?» Большинство обычных детей сразу слушаются взрослых - в семи-восьми случаях из десяти. У детей с ОВР эта цифра снижается до трех или меньше. Во многих случаях она падает до нуля.

Мы познакомились с Дэвидом, когда ему было семь лет. Его привела ко мне на прием мать. Как это часто бывает с такими детьми, он пришел в грязных ботинках и, сев, сразу положил ноги на чистую кушетку, обтянутую синей кожей. Его мать, которой стало неловко за его грубость, сняла его ноги с кушетки. Он опять положил их на прежнее место. Мать стала сердиться и опять сняла их на пол. Он моментально вернул их на место, а она сразу их сняла. Я наблюдал, как работает дефектная поясная система и у сына, и у матери. Дэвиду надо было, чтобы ноги остались лежать на кушетке потому, что его мать добивалась обратного. Кроме того, наверное, он хотел посмотреть, что будет, если ему удастся разозлить меня. Для матери был невыносим сам факт его непослушания, и ей было необходимо добиться, чтобы он снял свои ноги с этой кушетки. Наблюдая, как разворачивается поединок между сыном и матерью, я понял, что все их проблемы проистекали из-за их неспособности переключать внимание. Чтобы подтвердить свои подозрения по поводу Дэвида, я произнес десять нейтральных фраз, не относящихся к ситуации: «Сегодня хорошая погода… В Калифорнии хорошо, правда? (Дэвид из другого штата)… Мне нравится, как ты одет…» и так далее. Из десяти моих утверждений Дэвид не согласился с восемью: «Погода отвратительная… Ненавижу Калифорнию… Это мама заставила меня надеть этот тупой костюм». С потрясенным видом его мать сразу вступила с ним в спор: «Погода прекрасная… Ты же сам вчера сказал, что хочешь жить в Калифорнии… Но это же твой любимый костюм». Из дальнейшего разговора с матерью Дэвида стало ясно, что мы имеем дело с наследственным нарушением функции поясной системы.

Когда я впервые высказал предположение, что между гиперфункцией поясной системы и ОВР существует связь, многие из моих коллег не восприняли мои слова всерьез. Что же может быть общего между ОВР, девиантным поведением, провоцируемым внешними факторами, и ОКР, расстройством, вызванным внутренним ощущением тревожности? Я наблюдаю эти расстройства в течение многих лет, и такого вопроса у меня не возникает. Дети с таким расстройством не в состоянии переключаться. Они фиксируются на такой реакции: «Нет! Не буду! Никогда! Вы меня не заставите!» Часто у их родителей и среди родственников тоже существует проблема гиперфункции поясной области, а иногда и ОКР.

Выдержки из книги Дэниеля Амена "Измените мозг - изменится жизнь!"

ФУНКЦИИ ПОЯСНОЙ СИСТЕМЫ:

  • способность перемещать внимание с одного объекта на другой;
  • когнитивная гибкость;
  • способность к адаптации;
  • переключение с одной мысли на другую;
  • способность видеть выбор;
  • способность «плыть по течению»;
  • способность к сотрудничеству.

Глубоко в центральной части мозга, вдоль лобных до­лей, проходит поясная извилина. Это та часть мозга, которая позволяет вам переключать внимание с од­ного объекта на другой, переключаться с одной мысли на другую, видеть различные варианты решений. Считается, что она отвечает и за ощущение безопасности. На мой взгляд, точнее всего функции этой области мозга можно выразить термином «когнитивная гибкость».

Когнитивная гибкость определяет способность чело­века идти туда, куда и все, адаптироваться к переменам, успешно решать новые проблемы. В жизни часто случа­ются ситуации, требующие когнитивной гибкости. На-

Поясная извилина

Поясная извилина.

Трехмерное изображение -
активный мозг.

Трехмерное изображение -
активный мозг, вид сверху.

Трехмерное изображение -
активный мозг, вид спереди.
пример, вы приходите на новую работу, и вам надо при­выкнуть к новой системе выполнения заданий. Если на прежней работе вы что-то делали иначе, то для того, чтобы добиться успеха на новом месте, важно понять, как перестроиться, чтобы понравиться новому начальст­ву и адаптироваться к новой системе. Когда ученики пе­реходят из начальной школы в среднюю, им пригодится когнитивная гибкость, чтобы хорошо учиться. Вместо одного учителя разные предметы начинают вести раз­ные учителя. Ученикам приходится заниматься, под­страиваясь под стиль каждого из учителей. Гибкость нужна и в отношениях между друзьями. Что годится в общении с одним другом, может оказаться совершенно неуместным в отношениях с другим.

Правильно справляться с переменами - одно из ос­новных условий личного, социального и профессиональ­ного роста. И в этом большим подспорьем, или преградой, может стать поясная система. Когда она функционирует правильно, мы лучше можем следовать повседневным об­стоятельствам. Когда ее активность снижена или, на­оборот, повышена, когнитивная гибкость бывает нару­шена.

Кроме переключения внимания, эта область мозга отвечает и за способность к сотрудничеству. При эф­фективной ее работе нам легко переходить в режим со­трудничества. Тем же, у кого функция этой части мозга нарушена, трудно переключать внимание, и тогда они начинают вести себя неэффективным образом.

Поясная система (наряду с другими областями ПК) участвует в процессе мышления, «заглядывающего в бу­дущее», например, в планировании и определении целей. При нормальной работе этой части мозга нам легче пла­нировать и ставить перед собой разумные цели. При на­рушениях ее работы человек склонен видеть опасность там, где ее нет, ждать неблагоприятного исхода ситуа­ций и чувствовать себя в этом мире очень уязвимым.

Для способности адаптироваться валено уметь распо­знавать существующие варианты. В моей профессии врачи, обладающие способностью адаптироваться, с го­товностью применяют новые идеи и технологии (после того, как под ними сформирована научная база), они могут предложить своим пациентам новые и интересные методы лечения. Медики с нарушением функций пояс­ной системы (среди тех, кого я сканировал, их было не­мало) обладают невосприимчивостью, работают так, как работали всегда, и отличаются авторитарностью («Если хотите, чтобы я вас лечил, делайте так, как я говорю»). Способность видеть варианты и новые идеи не дает за­держиваться в собственном развитии и не позволяет развиваться депрессии и враждебности.

ПРОБЛЕМЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РАБОТЫ

ПОЯСНОЙ СИСТЕМЫ:
  • беспокойство;
  • постоянное возвращение к прошлым обидам;
  • навязчивые мысли (об сессии);
  • навязчивое поведение (компульсия);
  • оппозиционное поведение;
  • стремление к спорам;
  • неспособность к сотрудничеству; стремление автома­тически говорить «нет»;
  • формирование зависимостей (алкогольной, наркотиче­ской, расстройства пищевого поведения);
  • хронические боли;
  • отсутствие когнитивной гибкости;
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР);
  • ОКР спектральные расстройства;
  • расстройства пищевого поведения;
  • крайняя степень агрессивного вождения.

При нарушениях поясной системы человек имеет тенденцию «зацикливаться», постоянно возвращаться к одной и той же мысли. Они постоянно помнят прошлые обиды и травмы, будучи не в состоянии их «отпустить». Они могут фиксироваться на негативном поведении, у них может развиваться навязчивое поведение (напри­мер, постоянное мытье рук или стремление проверять запоры на дверях).

Один пациент с нарушенной функцией поясной сис­темы так описал свое состояние: «Это как белка в коле­се, когда мысли возвращаются снова, и снова, и снова». Другой пациент выразился иначе: «Это как постоянно нажатая кнопка перезапуска программы. Даже если я не хочу больше думать эту мысль, она все равно возвраща­ется».

На клинических состояниях, связанных с нарушени­ем работы этой области мозга, мы еще остановимся. А сейчас я хотел бы поговорить о, как я их называю, субклинических состояниях, обусловленных нарушени­ем работы поясной системы. Субклинические состояния выражены не до такой степени, как полноценные рас­стройства, однако при этом вполне могут ухудшать ка­чество жизни. Беспокойство, постоянная память про­шлых обид, отсутствие когнитивной гибкости и ригид­ность, может быть, и не являются поводом для визита к психотерапевту, но тем не менее окрашивают вашу жизнь в мрачные тона. Без этого можно обойтись».