План-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему: конспект нод: фэмп. "три медведя" сравнение предметов по величине и цвету.(старшая группа). План-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему: конспект занятия по фэмп в средней груп

^ ТЕМА: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО РАЗМЕРУ, ЦВЕТУ

ИГРА «СТРОИТЕЛИ»

Дидактическая задача: формировать понятия «разные», «одинаковые».

Оборудование: 1. Дидактический материал - набор цветных фигур (круги, квадраты, треугольники, пятиугольники разных цветов и размеров; 2. Демонстрационный материал - плакат (образец выполненного задания), картонный «Буратино».

Дается задание построить два красивых дома - красный и зеле¬ный так, чтобы красный был выше зеленого, а зеленый был длиннее красного. Крышу сделать цветом по выбору. Дети «строят» дома на партах. В конце работы на доску вывешивается плакат с образцом. Буратино «оценивает» работу каждого учащегося. Лучшему строителю он вручает флажок и улыбку учителя (рис. 1 ).

^ ИГРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМ»

Дидактическая задача: формировать понятие «одинаковые по цвету».

Оборудование:

Содержание. Дети имеют карточки вида (рис. 2 ). Учитель объясняет, что в красном доме должны быть красные фигуры, в зеленом - зеленые и в желтом - желтые. Надо проложить (нарисовать) «дорожки» от фигур к «домикам» карандашами такого же цвета. Выигрывает тот, кто сделал правильно, аккуратно и быстро.

^ ИГРА «ПОМОГИТЕ НЕЗНАЙКЕ»

Дидактическая задача: проверить умение различить предметы по величине (больший, меньший, самый маленький).

Оборудование: 1. Раздаточный материал - карточки, цветные карандаши; 2. Демонстрационный материал - плакат с изображением домиков; 3. Картонные Незнайка и звери, фишки.

Содержание. Учитель говорит, что сегодня к ребятам пришел очень грустный Незнайка. Ему надо помочь расселить на зиму зверей в теплые домики. Это надо сделать правильно, чтобы всем было удобно жить в домике. Звери: медведь, жираф, зайка, мышка-норушка. Далее учитель говорит, что когда дети продумают, как надо помочь Незнайке, они должны будут посмотреть на свои карточки и найти среди красных мячей самый маленький и подумать, кому они его подарят, а среди синих - самый большой и подумать, кому его подарят. На эти мячи надо поставить фишки цвета, одинакового с цветом мячей.

Учитель проверяет и делает грустное лицо, если находит ошибки (рис. 3 ).


УРОК 2

^ ТЕМА: ВЫЯВЛЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

Дидактическая задача: 1) выявить умение вести счет, воспроизводить последовательность чисел в пределах 10; 2) различать предметы по форме, цвету, размеру.

Оборудование: 1. Демонстрационный материал - плакат, где слева изображен квадрат, внутри которого изображены 3 малых квадрата одинаковых по размеру и 2 большего размера, но равные между со бой. Справа - круг, внутри которого 4 малых круга одинакового размера и два больших разного размера; 2. Дидактический материал - карточки вида, как и плакат.

Дается задание: 1. Посчитать, сколько квадратов и сколько кругов. Учитель говорит, что каждый ученик будет сообщать ему свой ответ шепотом на ухо и нужно поднять руку, когда, ответ будет готов. Если ответ ученика верный, учитель говорит: «Правильно. Молодец! Спасибо…». Если ответ неправильный, то учитель громко ничего не говорит, но сам ученику шепотом на ухо говорит: «Ты ошибся. Посмотри еще раз внимательно на рисунок слева и посчитай, а я к тебе еще раз подойду».

Можно тем, кто ошибается, и помочь, попросив показать самый большой по величине квадрат, а затем средние по величине и маленькие. То же самое и по второму рисунку. Спросить, сколько их.

Если большинство ответят неверно, учитель говорит: «Ребята, я вам, водимо, дал слишком сложное задание. Давайте вместе выполним задание». И учитель учит, как это надо выполнять.

Если же большинство сделает правильно, то можно одному из учащихся «доказать» правильность своего ответа всему классу.

Затем дается задание 2. Раскрасить маленькие круги одинаковым цветом, а два разных по размеру квадрата - разными цветами. Учитель проверяет и на доске вывешивает образец (обратная сторона плаката) для проверки. Поощряет самых внимательных (рис. 4 ).

^ ТЕМА: СРАВНЕНИЕ ФИГУР ПО ФОРМЕ

ИГРА «НАЙДИ СВОЕ МЕСТО»

Дидактическая задача: формировать умение различать фигуры по форме.

Оборудование: карточки, карандаши.

Содержание. Раздаются карточки вида (рис. 5 ). Учитель сообщает, что каждая фигура должна стоять в одном ряду со своими братьями и сестрами, которые друг на друга похожи, но некоторые из них заблудились. Им стало скучно. Поможем им найти свои братьев и сестер, укажем карандашом дорожки со стрелочками, идя по которым фигура попадут в свой ряд.

Выигрывает тот, кто быстрее все правильно выполнил. Его работу учитель показывает классу.

^ ИГРА «В ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ»

Дидактическая задача: научиться различать геометрические фигуры; учиться выделять предметы и группы предметов по двум заданным свойствам.

Оборудование: карточки, цветные карандаши.

рис. 6а ). В конце работы показывается образец. Учитель находит лучшую работу и показывает классу. Говорит, что ученика, который так все правильно сделал, можно отправить поработать учителем в лесную школу.

^ ИГРА «ДУМАЙ И ДЕЛАЙ САМ»-1

Дидактическая задача: закреплять умение различать предметы по цвету и форме.

Оборудование: 1. Дидактический материал - карточки; 2. Демонстрационный материал - плакат «Паровоз» с изображением паровоза.

Учитель спрашивает, что изображено на плакате, из каких фигур составлен «паровоз». Проводит краткую беседу о том, какую работу выполняют паровозы, каким внимательным должен быть машинист паровоза, который его ведет. «А теперь», - говорит учитель, - посмотрим, как внимательны ребята к тому, что я говорю. Посмотрим, как они могут выполнить мои задания. Кто сделает все правильно и быстро, может стать, когда окончит школу, хорошим машинистом».

1. Обведите контуры сходных по форме фигур карандашом одного цвета.

2. Раскрасьте рисунок так, чтобы одинаковые по форме фигуры были раскрашены одним цветом, а разные - другими (например, синим, зеленым, красным, желтым).

3. Раскрасить все треугольники в разные цвета.

4. Раскрасить одинаковые по величине круги в разные цвета, а разные по величине - в одинаковый цвет.

^ ИГРА «ДУМАЙ И ДЕЛАЙ САМ»-2

Дидактическая задача: закреплять умение различать предметы по форме к цвету, называть геометрические фигуры, учить видеть главную часть предмета.

Оборудование: 1. Демонстрационный материал - плакат с изображением инструментов труда; 2. Дидактический матерная - листы бумаги, цветные карандаши.

Содержание. Учитель просит учащихся назвать орудия труда. Замечает, кто большее количество их назвал. Вывешивает плакат вида (рис. 6б ). Спрашивает, что изображено и назначение каждого предмета. Далее учитель сообщает, что сегодня ребята сами будут изготовлять (рисовать) орудия труда, а Буратино посмотрит, как ребята умеют делать, но прежде, чем приступить к работе, ребята должны продумать ответы на вопросы:

1. Из скольких частей состоит каждый предмет на плакате?

2. Какие части главные?

Дается задание самим нарисовать орудия труда, каких нет на плакате, или какие есть на плакате, но другой формы. (Это могут быть грабли, лопата прямоугольной формы, щипцы, отвертка, шило, спицы, крючок, удочка, коса и др.). Выигрывает тот, кто больше придумал предметов и правильно раскрасил. Буратино его благодарит. Лучшая работа демонстрируется, еще раз обращается внимание на то, каким одним словом можно назвать эти предметы.

На обратной стороне плаката изображено значительно большее число орудий труда, чем на той, которая изображена выше. Это как образец.

УРОК 3

^ ТЕМА: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

ИГРА «ПОРТНИХИ»

Дидактическая задача: закреплять понятия «длинный», «короткий».

Оборудование: дидактический материал - карточки, цветные карандаши.

Содержание. Учитель проводит небольшую беседу о профессии портного, заостряет внимание на том, что у портного должны быть очень умелые и ловкие руки, зоркий глаз и очень хорошее прилежание, что некоторые из наших ребят, наверное, захотят быть хорошими портными и шить красивую и удобную одежду, чтобы радовать людей. Он говорит, что к такой профессии надо заранее себя готовить, уже даже с первого класса, и что сегодня мы посмотрим, кто же у нас может стать хорошим портным.

Дается задание: в самую длинную иголку «продеть» (нарисовать) короткую красную нитку. В самую короткую иголку «продеть» длинную желтую нитку.

Выполненную работу сравнивают с образцом на доске, выполненном цветными мелками. Даются поощрения тем, кто все сделал правильно, исправляются ошибки, присваивается звание лучшего портного. Образец (рис. 8 ).

^ ИГРА «ЧЕГО ЗДЕСЬ НЕ ХВАТАЕТ?»

Дидактическая задача: закреплять умение различать предметы по форме и цвету, различать главную часть предмета, развивать конструкторские способности.

Оборудование : 1. Дидактический материал - карточки с изображением неоконченных рисунков, карандаш; 2. Демонстрационный материал - карточка с изображением «карандаша».

Содержание. Учитель раздает детям карточки вида (рис. 9 ), где изображена главная часть предметов (пунктиром изображены недостающие части). Дети заканчивают рисунок. Учитель говорит, что в конце работы «карандаш» проверит, кто лучше справился с заданием, и объявляет лучшего конструктора класса.

Можно дать и такое задание : Художник дорисовал картинки. Был круг - стала матрешка. Рисуй дальше мяч, солнышко, яблоко и т. д. (рис. 10 ). Выигрывает тот, кто за определенное время придумал больше рисунков и выполнил их правильно и красиво. Лучшие работы показываются классу. Можно показать и плакат-образец, вывесив его на доске.

^ ИГРА «НАЙДИ ЛИШНИЙ»

Дидактическая задача: формировать умение видеть в предметах одинаковое и разное, объединять предметы по разным признакам в одно множество.

Оборудование: 1. Дидактический материал - карточки с рисунками, карандаш; 2. Демонстрационный материал - плакат с изображением предметов и мышки.

Содержание. Детям раздаются карточки вида (рис. 11 ). Учитель сообщает, что мышка хочет утащить «лишний» предмет, который отличается от других, что ребята спрячут этот предмет, закрасят его легонько карандашом (простым). Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.

Далее дается задание такого вида; на карточках (рис. 13 ) легонько перечеркнуть «лишние» предметы. Выигрывает тот, кто первым сделал все верно.

^ ИГРА «ПРАВИЛЬНО РАСПОЛОЖИ ФИГУРЫ»

Дидактическая задача: учить видеть в геометрических фигурах признаки, которыми они отличаются.

Оборудование: 1. Листы бумаги, разбитые на 9 больших квадратов, набор геометрических фигур малых размеров; 2. Дидактический материал - плакат с изображением геометрических фигур.

Содержание. Вывешивается плакат вида (рис. 12 ). Даются задания: положить на своих листах фигуры так, как на плакате. Далее из имеющегося у каждого учащегося набора геометрических фигур необходимо разместить в пустые клетки нужные по форме фигуры, причем так, чтобы круги все были одинакового цвета, а треугольники разных цветов.

Выигрывает тот, кто все сделал первым и правильно. Этот ученик подходит к доске и на плакате вставляет в клетки фигуры так, как он сделал у себя на листе.

^ ИГРА «ЧТО ПРЕДМЕТ РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ»

Дидактическая задача: учить различать в предметах цвет, форму, величину, назначение; развивать наблюдательность, умение видеть целое и части предметов; упражнять детей в составлении короткого рассказа о том, «что предмет рассказывает о себе»; приучать слушать друг друга, не мешая, дополнять товарища.

Оборудование: «Чудесный мешочек» с набором предметов.

Учитель говорит о том, что каждый предмет может рассказать сам о себе не только словами, а и своими признаками и качествами: о цвете, форме, величине, назначении, т. е. для чего нужна вещь, как ею пользуется человек.

Каждый ученик должен подумать, подобрать нужные и точные слова и составить маленький рассказ о том, «что предмет рассказывает о себе».

Примерный образец рассказа должен дать учитель: «У мальчика была игрушка-вагон. Цвет вагона голубой, крыша красная, колеса желтые. Вагон длинный, у него четыре колеса. У вагона много окон. Они прямоугольные. Вагон пассажирский, красивый. Я бы хотела поехать в таком вагоне».

По окончании игры надо детей похвалить за то, что они внимательно смотрели на предмет, рассказали о том, что в нем заметили. Можно, если в этом необходимость, оказать, что некоторые дети лишь перечислили признаки, но рассказ не получился. Предложить поменяться предметами и еще раз проделать ту же работу.

УРОК 4

^ ТЕМА: СТОЛЬКО ЖЕ, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ

ИГРА «ПОМОГИТЕ ПЧЕЛКАМ»

Дидактическая задача: формировать умение соотносить элементы равных множеств; правильно употреблять предложение «столько же, сколько и…»

Оборудование: дидактический материал - карточки с рисунками, простой карандаш.

Учитель: «Пчелки вылетели собирать с цветков нектар (сок), чтобы из него в ульях приготовить мед. Они нашли поляну, где уже расцвело несколько цветов. Хватит ли на всех пчелок цветков? Как это можно определить?» (Можно подсказать, чтобы от каждой пчелки помогли найти дорожку к цветку). Это дети выполняют самостоятельно. В конце надо спросить, что можно сказать о количестве цветков и пчелок, требуя «доказать» свой ответ. Того, кто сделал все правильно и быстрее всех (помог пчелкам), пчелки «угощают медом».

^ ТЕМА: СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ («БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ»)

ИГРА «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ПОМОЩНИКОМ АЙБОЛИТА»

Дидактическая задача: закрепить понятия «столько же», «больше», «меньше». Повторять счет предметов.

Оборудование: дидактический материал - плакат, изображающий Айболита и больных зверей.

Содержание. Учитель предлагает внимательно рассмотреть рисунок (рис. 15 ). Составить как можно больше предложения со словами: «сколько», «столько же», «больше», «меньше». Подумать, «как помочь доктору быстрее вылечить зверят?» Дети возможно и ответят, что они бы дали доктору еще один градусник, чтобы измерять температуру сразу всем животным, что принесли бы еще две таблетки витаминов, чтобы всем хватило, что укрыли бы две лапы у зайца и спрятали бы еще по одной лапе под одеяло у лисички и медвежонка.

Учитель поощряет тех, кто больше придумал предложений и правильно их составит.

^ ИГРА «КАК СОСЧИТАТЬ КРОЛИКОВ»

Дидактическая задача: закреплять навык счета предметов, умение соотносить элементы двух множеств, закреплять знания Понятий «столько же», «больше», «меньше».

Оборудование: демонстрационный материал - плакат, картонные Еж, Буратино, Сорока.

Учитель говорит, что Ежу, Буратино и Сороке поручили сосчитать в клетках кроликов, а чтобы они не бегали, посоветовали дать каждому морковь. Подумайте, кто правильно посчитал? Кто ошибся и почему?

Учитель поощряет тех, кто правильно обосновал ответ.


УРОК 5

^ ИГРА «КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»

Дидактическая задача: закреплять навык счета предметов и знания понятий «столько же», «меньше», «больше»; совершенствовать умение работать с карандашом.

Оборудование: дидактический материал - листы плотной бумаги со схематическими рисунками, цветные карандаши.

Учащимся предлагается найти где кто живет. Показать это линиями равного цвета и около домика на линии делать стрелочку. Один «домик» можно найти вместе.

Ответить на вопрос: «Всем ли хватило «домиков»? Если нет, то почему? Чего больше - домиков или животных? Почему?»

Учитель поощряет тех, кто все сделал правильно и правильно ответил.

УРОК 6

^ ТЕМА: НАЛЕВО. НАПРАВО

ИГРА «КТО МОИ СОСЕДИ?»

Дидактическая задача: учиться понимать правильно смысл слов, характеризующих взаимное расположение предметов (налево, направо, левее, правее).

Оборудование: 1. Дидактический материал - рисунки, флажки на листах бумаги; 2. Демонстрационный материал - плакат с изображением «домиков» и зверей, которые в них живут. Картонный Карандаш.

Задание: Вспомнить, как называется каждое животное и определить для каждого, кто от него живет справа, а кто - слева.

Далее работу можно продолжить так: Учитель: К празднику все решили украсить свои домики флажками. Флажки должны быть цветными, яркими. Поможем жильцам их раскрасить: красным цветом те, что повернуты вправо, а синим те, что повернуты влево. Детям розданы листы с рисунками (рис. 19 ). Картонный Карандаш проверяет, правильно ли выполнили все задания, и объявляет, кто сделал лучше.

Нелли Мокроусова
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Сравнение предметов по величине, ширине»

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе :

«Сравнение предметов по величине , ширине »

Программное содержание :

Цель : Учить сравнивать предметы по величине – большой , средний , маленький.

По длине - длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером .

Задачи :

Обучающие : Продолжать учить сравнивать по величине – большой ,

средний , маленький; сравнение предмета по длине : длинный, короче,

самый короткий. Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры : круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция.

2) Развивающие : Развивать логическое мышление, память, сообразительность, содействовать развитию самостоятельности и творчества

3) Воспитательные : Воспитывать интерес к математике, активность, усидчивость.

Обогащение и активизация словаря : Длиннее, короче, величина , длинна.

Оборудование и материалы : магнитная доска, матрешки, шарфы, шаблоны косынка (треугольник) , картинки с геометрическими фигурами, карандаши.

Ход занятия:

Вводная часть :

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель : Ребята, послушайте загадку.

Есть для вас одна игрушка, не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть : может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша русская. (Матрешка)

Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришли матрешки. Они ждут вас и спорят, кому из них первой стоять. Давайте поможем им встать правильно

Основная часть :

Воспитатель : Сосчитайте, сколько всего матрешек?

Дети : Три

Воспитатель : Правильно ребята, матрешек всего три

Давайте на них посмотрим и сравним . Одинаковые они?

Дети : Нет, они разные. Большая, средняя , маленькая

Воспитатель : Какую матрешку мы поставим на первое место?

Дети : Большую

Воспитатель : На второе место?

Дети : Среднею

Воспитатель : На третье?

Дети : Маленькую

Воспитатель : А давайте попробуем поставить наоборот матрешек, поиграем с ними.

Большая матрешка должна стоять последней, а первой маленькая.

Воспитатель : Андрей, иди, поставь матрешек по величине

Воспитатель : Ребята, посмотрите, у меня на столе для матрешек есть шарфики, все они разной длины. Длинный, короткий и самый короткий. Нам нужно будет выбрать шарфики для каждой матрешки подходящие ей по размер. Поможем?

Воспитатель : Дети, какой шарфик надо дать самой большой матрешке? Дети : Длинный

Воспитатель : Саша, а какой шарфик ты дашь средней матрешке ?

Саша – короткий, матрешка маленькая и ей подходит короткий шарфик, иначе ей будет неудобно, она запутается.

Воспитатель : А самый короткий шарфик мы отдадим кому?

Дети : Маленькой матрешке

Воспитатель : Молодцы! Давайте немного отдохнем

Физкультминутка «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель : Ребята, посмотрите матрешки такие нарядные, а платки у них почему-то белые. Давайте поможем им украсим для них?

Дети : Хорошо.

Воспитатель : У каждого у вас лежит платок (треугольник) . Матрешки просят украсить с помощью геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете. Давайте я вам покажу, а вы скажете, что за фигура?

Дети : Круг, прямоугольник, овал, трапеция, квадрат, треугольник.

Воспитатель : Спросить индивидуально 5-6 детей

Но давайте разберем то, какой матрешке подойдет платок по размеру. И так большой матрешке, какой нужен платок?

Дети : Большой

Воспитатель : А маленькой матрешке?

Дети : маленький

Воспитатель : а для средней матрешки ?

Дети : Средний

Воспитатель : Идите, выберете себе платок для той матрешки для которой будете украшать.

Воспитатель : Вот какая красота у нас получилась!

Давайте теперь мы с ними поиграем.

Игровое упражнение «Матрёшки-крошки»

Мы матрешки - вот какие крошки!

Как у нас, как у нас яркие платочки!

Как у нас, как у нас чистые ладошки.

Мы матрешки - вот какие крошки,

Как у нас, как у нас на ногах сапожки.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Нашим Матрёшенькам очень понравилось с вами играть, рисовать. Но им пора возвращаться домой, давайте им скажем до свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе по теме: "Сравнение предметов по величине" Интеграция образовательных областей: познание,.

Конспект НОД по математике в средней группе «Сравнение предметов по длине» Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Конспект НОД по математике в старшей группе «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе» Конспект НОД в старшей группе по теме «Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше».

Конспект занятия по математическому развитию «Определение веса предметов. Сравнение предметов по длине» (средняя группа) Задачи: 1. Учить детей определять вес предметов (тяжелый, легкий, самый легкий). 2. Продолжать упражнять детей в умении сравнивать предметы.

Конспект занятия в младшей группе

Цель:

  • Учить детей сравнивать предметы по величине (размер, длина, высота, ширина), используя слова: шире – уже, длиннее - короче, выше - ниже, больше – меньше. Учить путем наложения и на «глаз» сравнивать контрастные предметы.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине, осуществлять сериацию предметов.

«Большой - маленький»

Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки картинками вверх. Рассказывает сказку, например такую.

В одной сказочной стране жили разные предметы. У каждого предмета были братик или сестричка, очень-очень похожие друг на друга. Отличались они только размером - один большой, а другой маленький. И вот однажды поднялся сильный ветер. Он перепутал все предметы, разбросал их в разные стороны. Да­вай мы с тобой поможем найти жителям сказочной страны их братишек и сес­тренок. Если найдем правильно, то они возьмутся за ручки. А если допустим ошибку, то не дадут руки друг другу. Попробуем?

Ребенку нужно взять одну карточку с любым предметом, назвать его и найти ему пару. Если выбор сделан правильно, то имеющиеся на карточках замки позволят соединить карточки в парную картинку.

«Мой размер»

(Д/и «Жил – был кружочек»)

Воспитатель предлагает детям картинки с разными предметами. Ребенок выбирает себе только картинки с большими предметами, не зависимо от формы, а средние и маленькие отбрасывает (возможны другие варианты).

«Больше - меньше»

(Д/и «Жил – был кружочек»)

Воспитатель раскладывает карточки в хаотическом порядке картинками кверху, берет одну карточку и просит ребенка отыскать еще 2 с теми же геом. фигурами, но другого размера. Ребенок сравнивает изображенные фигуры по размеру, используя понятия «больше, меньше».

«Кукла идет в гости»

Воспитатель предлагает ребенку одну куклу и 6 платьев и говорит, что нужно помочь Тоне найти ее платье. Кукла меряет все наряды, комментируя: «Это платье мне мало, нужно побольше и т.п.» Ребенок должен помочь Тоне найти ее платье.

«Кто проворней»

(Д/и «Кукла идет в гости»)

Воспитатель раздает детям куклы и говорит: «Кто быстрее найдет свой наряд?». Дети находят соответствующего размера платья (сначала из 3 предложенных, а затем из 6).

«Разложи по размеру»

(Д/и «4-й лишний»)

Воспитатель отбирает для игры карточки с предметами, которые контрастно отличаются по размеру. Раскладывает их в произвольном порядке и просит ребенка распределить карточки по размеру, выбрать из них самый большой, самый маленький.

«Чудесный мешочек»

В мешочке предметы разной величины. Воспитатель предлагает ребенку достать только большие (маленькие) предметы. Ребенок на ощупь определяет размер предмета.

Игры с блоками Дьенеша :

  • Найди все фигуры как эта (по размеру).
  • Найди не такую фигуру как эта (по размеру).

Информационные ресурсы:

1. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001г.

2. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.

3. Д.Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г

4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.

Данные об авторе

Краснослободцева Анжелика Анатольевна

Место работы, должность:

МДОУ детский сад №3, р.п.Сосновка, воспитатель

Тамбовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Предмет(ы):

Тип урока:

Урок закрепления знаний

Краткое описание:

Конспект занятия в старшей группе

Конспект открытого занятия по формированию у дошкольников элементарных математических представлений в старшей группе.

«Сравнение предметов по величине, ширине, высоте, толщине и длине» (закрепление)

Триединая задача:

Обучающие задачи: 1. учить детей располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине и длине;

2. учить определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов: приемом наложения, приложения и давая им характеристику;

3.закреплять порядковый счет в пределах 10-и, связывая числительные с существительными; правильно употреблять в речи имена прилагательные.

Развивающие задачи: - развивать внимание, глазомер, мелкую моторику рук, мышление, грамматический строй речи.

Воспитывающие задачи: - воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля;

Прививать любовь к русским народным сказкам, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Мольберты с магнитными досками, плоскостные изображения лисы и журавля, (из русской народ, сказки «Лиса и журавль»), изображения домиков; полоски разные по ширине, цилиндры разной толщины, мяч, указка, 2 картинки по сказке.

Раздаточный материал:

Подносы с полосками, баночки с пластилиновыми шариками (орехи), баночки с бусинками, подставки под бусинки.

Активизация словаря: дружба, бревно.

Ход занятия:

1. Вступительная часть. Орг. Момент. Ребята, давайте вспомним русс.народ. сказку «Лиса и журавль». Сначала лиса с журавлем жили дружно, они ходили друг к другу в гости. Лиса приготовила журавлю манную кашу на тарелке; а журавль приготовил лисе окрошку в кувшине. Но попробовать угощение им друг у друга не удалось, т. к. посуда с кашей и окрошкой оказались неудобные. Они остались голодными и злыми. И в конце концов они раздружились.

Но мы их на нашем занятии постараемся помирить и придумаем продолжение сказки, т.к. эта сказка о дружбе лисы и журавля. А чтобы они помирились, вы мне будете помогать. Готовы помогать? Тогда слушайте.

2. Основная часть.

1. Работа с демонстрационным материалом. «Дорожки»

Лиса с журавлем раздружились. Журавль после ссоры перебрался от лисы в другое место, чтобы лиса его не нашла. Но лиса захотела с ним вновь подружиться и отправилась его искать. Шла она и увидела высокие и низкие дома, к которым вели широкие и узкие дорожки. Лиса захотела пойти по самой узкой дорожке, но не знает, какая из них самая узкая. Давайте поможем лисе.

Работа с раздаточным материалом.

- Посчитайте свои дорожки, (вызвать 1-го ребенка к доске посчитать)

Разложите дорожки сверху вниз от самой широкой до самой узкой.

Назовем, какие дорожки по ширине, (проверка с доской, вызываю 1-го ребенка к доске, он раскладывает, дети проверяют)

По какой же дорожке пойдет лиса?

2. «Домики» - работа с демонстрационным материалом. Лиса пошла по ней и дошла до домиков.

Посчитайте домики, (вызываю к доске)

Давайте расположим домики от самого низкого до самого высокого.

Назовите их по высоте.

А теперь мы приложим журавля к каждому домику. Рост журавля должен совпасть с высотой домика, (проверяет ребенок)

Журавль живет в синем домике.

Лисичка нашла дом журавля.

3. «Орехи» - работа с раздаточным материалом.

- Лиса несла журавлю в подарок орехи, но перед домом их рассыпала. Давайте поможем лисе их собрать от самого маленького, до самого большого и разложим их слева направо. Назовите их величину. Посчитайте их. Все собранные орехи лиса отдала журавлю (проверьте друг друга), он обрадовался, напоил ее чаем. Лиса тоже пригласила его к себе в гости.

Физминутка.

1 -2 - все вставайте, 3-4 - приседайте, 5-6 -повернитесь,

7-8 - улыбнитесь,

9-10 - не зевайте,

Свое место занимайте.

4. «Бревна» - работа с демонстрационным материалом.

Продолжаем сказку.

Пошел журавль к лисе в гости и на дороге увидел кучу бревен. Из этих бревен лиса будет строить себе новый дом. Бревна были толстые и тонкие (посчитаем). Журавль захотел разложить бревна, но не может. Давайте поможем журавлю разложить бревна по порядку слева направо от самого толстого до самого тонкого. Сравните их. Назовите их толщину.

5. «Бусы» - работа с раздаточным материалом.

Журавль нес лисе бусы, но споткнулся через эти бревна и бусы рассыпались. У него было 8 бусинок, давайте посчитаем их, не потерялись ли бусинки (счет).

Давайте поможем собрать бусы из бусинок слева направо от самой длинной до самой короткой. Назовите длину каждой бусинки. Мы помогли журавлю собрать бусы и теперь он их может подарить лисе. Лиса обрадовалась. И с тех пор лиса с журавлем дружат и по сей день. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

III .Заключительная часть. Итог.

1. - Скажите ребята, про кого мы сочиняли сказку?

2. - Как она называется?

3. - Понравилась ли вам сказка?

4. - Что мы сравнивали по ширине? (дорожки)

5. — Что мы сравнивали по высоте? (домики)

6. - Что сравнивали по величине? (орехи)

7. - Что сравнивали по толщине? (бревна)

8. — Что мы сравнивали по длине? (бусинки) 9.- 0 чем эта сказка? (о дружбе)

Молодцы, вы мне понравились, как занимались. Лиса и журавль передали вам гостинцы и велели вам быть всегда дружными ребятами, как лиса и журавль.

Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький. По длине – длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером.

Задачи: Продолжать учить сравнивать по величине – большой,

средний, маленький; сравнение предмета по длине: длинный, короче,

самый короткий. Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция. Развивать логическое мышление, память, сообразительность, содействовать развитию самостоятельности и творчества. Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, активность, усидчивость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №7 Московского района Санкт-Петербурга.

Конспект.

Непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Солнышко»

Тема «Сравнение предметов по величине, ширине»

Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький. По длине – длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером.

Задачи: Продолжать учить сравнивать по величине – большой,

средний, маленький; сравнение предмета по длине: длинный, короче,

самый короткий. Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция. Развивать логическое мышление, память, сообразительность, содействовать развитию самостоятельности и творчества. Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, активность, усидчивость.

Обогащение и активизация словаря: Длиннее, короче, величина, длинна.

Оборудование и материалы: магнитная доска, матрешки, шарфы, шаблоны чашки на каждого ребенка, картинки с геометрическими фигурами, карандаши.

Ход занятия:

Вводная часть:

(Дети сидят на стульчиках на ковре)

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли матрешки. Они ждут вас и спорят, кому из них первой стоять. Давайте поможем им встать правильно.

Основная часть:

Воспитатель: Сосчитайте, сколько всего матрешек?

Дети: Три

Воспитатель: Дима, а у тебя сколько матрешек?

Дима – Три!

Воспитатель: Мила, всего сколько матрешек?

Мила: У меня получилось три

Воспитатель: Оскар, если эту матрешку поставить сюда, сколько их всего будет?

Оскар: Три!

Воспитатель: Правильно ребята, матрешек всего три

– Давайте сравним их. Как вы думаете, они одинаковые по величине?

Дети: Нет, они разные. Большая, средняя, маленькая

Воспитатель: Лера, посмотри матрешки одинаковые по величине

Лера: Нет, они разные. Большая, средняя маленькая

Воспитатель: А ты как думаешь Леша, матрешки по величине одинаковы?

Леша: Мне кажется разные

Воспитатель: Какую матрешку мы поставим на первое место?

Дети: Большую

Воспитатель: На второе место?

Дети: Среднею

Воспитатель: На третье?

Дети: Маленькую

Воспитатель: Кристина, ты тоже так считаешь?

Кристина: Да

Также интересное занятие по математике: Конспект занятия по математике в средней группе детского сада «Математика в детском саду»

Воспитатель: Вика, может ты поставишь матрешек по-другому?

Вика: Большая матрешка должна стоять первой затем средняя, а потом маленькая.

Воспитатель: Андрей, иди, поставь матрешек по величине

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе для матрешек есть шарфики, все они разной длины. Длинный, короткий и самый короткий. Нам нужно будет выбрать шарфики для каждой матрешки подходящие ей по размер. Поможем?

Воспитатель: Дети, какой шарфик надо дать самой большой матрешке? Как его найти?

Дети: Надо наложить уголок к уголку и посмотреть есть ли лишнее

Воспитатель: Мила, иди, найди шарфик для большой матрешки

– Какой он по длине?

Мила: Длинный

Воспитатель: Клади рядом с матрешкой!

– Настя, ты согласна с Милой, что шарфик длинный?

Настя: Да

Воспитатель: Саша, а ты как думаешь шарфик, какой длины?

Саша – Длинный

Воспитатель: Саша, а какой шарфик ты дашь средней матрешке?

Саша – короткий, матрешка маленькая и ей подходит короткий шарфик, иначе ей будет неудобно, она запутается.

Воспитатель: А самый короткий шарфик мы отдадим кому?

Дети: Маленькой матрешке

Воспитатель: Катя, короткий шарфик можно отдать большой матрешки?

Катя – Нет, ей не хватит шарфика потому, что она большая, ей нужен длинный шарф

Воспитатель: А короткий, кому мы отдадим?

Катя – Короткий шарфик, маленькой матрешке

Воспитатель: Максим, ты тоже так считаешь?

Максим – Да, короткий нужно отдать маленькой матрешке ей будет удобно.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем

Физминутка “Буратино”

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой

Воспитатель: Ребята, сколько матрешек у нас в гостях было?

Дети: Три

Воспитатель: У каждой из них есть подружки. Они хотели попить чай, но им не понравились чашки. Сказали, что не хотят пить из белых. А хотят пить из нарядных чашек, с геометрическими фигурами. Какие геометрические фигуры вы знаете. Давайте я вам покажу, а вы скажете, что за фигура?

Дети: Круг, прямоугольник, овал, трапеция, квадрат, треугольник.

Воспитатель: Спросить индивидуально 5-6 детей

– Но давайте разберем то, какой матрешке подойдет чашка по величине, размеру. И так большой матрешке, какая нужна чашка?

Дети: Большая

Воспитатель: Кристина, иди, подбери посуду для большой матрешки

Кристина – Вот, большая

Воспитатель: А маленькой матрешке удобнее из какой чашки пить чай Тимофей?

Тимофей – Из маленькой

Воспитатель: Дети вы согласны?

Дети: Да из маленькой

Воспитатель: Мила принеси чашку для средней матрешки?

– Мила, она какая по размеру?

Мила: Средняя

Воспитатель: Ребята, сколько чашек надо раскрасить, чтобы каждой матрешке досталось одна.

Дети: Одну!

Воспитатель: Спросить 5-6 детей

Воспитатель: Идите, выберете себе чашку для той матрешки по размеру, которую вы взяли, садитесь за столы и рисуйте геометрические фигуры

Заключительная часть:

Воспитатель: Итак, давайте посмотрим, все ли правильно подобрали чашки по размеру!

– Как мы сегодня помогли матрешкам, что мы для них сделали

Дети: Сказали какой матрешке встать первой, второй и третьей, большая средняя и маленькая, подбирали шарфики нужной длины. Длинный шарфик, короткий и самый короткий, рисовали геометрические фигуры

Воспитатель: Матрешки вы поняли, теперь как вам нужно стоять?

Воспитатель: Дети, давайте им еще раз скажем, что первая матрешка большая, затем средняя, а потом маленькая

Воспитатель: Молодцы, ребята! Но матрешкам пора уходить. Они говорят вам спасибо за вкусный чай.