«Писатели Кубани о родной природе. Внеклассное мероприятие в начальной школе "кубань моя, степная дочь россии"

Цели:

  1. Привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории, культурным традициям Краснодарского края.
  2. Воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к природе.
  3. Расширение кругозора младших школьников, пополнение их словарного запаса.

Ход проведения внеклассного мероприятия

Ребята, Краснодарский край, где мы с вами живём, по праву называют жемчужиной России. В этом понятии ёмко и красиво отразились удивительная природа и бескрайние хлебные просторы, трудолюбие людей и древнейшая история, плеск волн двух морей и здоровье целебных вод. Краснодарский край - это южные ворота страны, которая может гордиться своим самым солнечным регионом. Кубань постепенно становится настоящей культурной столицей юга России. А в 2014 году Кубань будет принимать Олимпийские игры в городе Сочи.

…И всё это только штрихи к жизни огромного южного края, жители которого своей работой, творчеством, оптимизмом делают его неповторимым. Краснодарский край самый южный регион России. Он занимает площадь 76 тысяч кв. км. С юго-запада наш край омывается Чёрным морем, с северо-запада – Азовским морем и Керченским проливом. Граничит с Ростовской областью и Ставропольским краем, Карачаево-Черкесией, имеет внутренние границы с республикой Адыгея. Край делится рекой Кубань на две части: северную – равнинную (2/3 территории) и южную – горную (1/3 территории). “Кубань – моя, степная дочь России” именно так обозначена тема нашего первого урока в наступившем учебном году, а любое начало доброго дела на Кубани стало традицией открывать гимном нашего края. Гимном Краснодарского края стали стихи полкового священника Константина Образцова, положенные на народную музыку в обработке профессора Виктора Захарченко.

(Звучит гимн Краснодарского края, дети исполняют гимн под фонограмму)

Кубань земля такая:
От хлеба золотая
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни запевает,
И душу открывает
Прозрачную до дна.
Казачка огневая
Красива, молода,
Кубань - земля такая:
Однажды приласкает –
Полюбишь навсегда!

Нынешний год юбилейный, в 2007 году отмечается 215 лет со дня освоения казаками кубанских земель.

Человек начал осваивать эту территорию почти миллион лет назад. С тех пор за право владеть на редкость щедрым уголком земли спорили греки и скифы, меоты и хазары, генуэзцы и половцы. Они оставили после себя уникальнейшие археологические и исторические памятники мирового значения – половецкие каменные изваяния, античный город Горгиппию, шедевры Боспорского царства, загадочные дольмены (слайд 2,3).

Более двух веков назад на Таманский полуостров высадились черноморские казаки, и это стало точкой отсчёта новейшей истории Кубани. Давайте вместе вспомним эту дату. Каждый самостоятельно на предложенных вам карточках запишите её, а проверим мы это задание, ответив на следующие вопросы. (слайд 4) (Приложение 1)

  • Назовите наименьшее число в натуральном ряду чисел.
  • Назовите количество дней в неделе.
  • Если к этому числу прибавить единицу, то получится круглый десяток.
  • Эта цифра похожа на букву русского алфавита, которой предшествует буква Ж, а последующей является буква И.

А теперь закройте свои глазки и давайте перенесёмся на главную улицу нашего города к уже известному нам памятнику (слайд 5).

Во время экскурсии по городу мы наблюдали смену почётного караула у памятника, который создал дедушка нашего одноклассника Васи Аполлонова – выдающийся скульптор А.А.Аполлонов.

Пока жива людская память
И каждый день прошедший свят -
Жива история Кубани!
Кубань - цветущий вечно сад!
И предлагаю оглянуться,
Всмотреться в дым и пыль веков –
И перед нами развернутся
Полки отважных казаков!

Литературный монтаж

1-й ученик

Аромат степей бескрайних,
Шелест стройных тополей,
Звоны жаворонков ранних-
Звуки Родины моей (слайд 6).

2-й ученик

Всюду вольные станицы,
Свежесть бархатной земли,
Хлеб душистый колосится,
Песня слышится вдали.

(Вокальная группа исполняет песню о Кубани)

3-й ученик

На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко…пшеницей?

Ребята, подумайте и ответьте, почему пшеничный запах автор прозвучавших строк, кубанская поэтесса Т.Голуб назвала главным запахом Кубани? По сей день край остаётся главной житницей России. Кубань занимает первое место в России по сбору зерна и производству мяса, ведущее место по производству молока и яиц. Этот год выдался сложным для земледельцев, засуха не дала в полной мере “налиться” колосу и только героическими усилиями хлеборобов удалось собрать урожай в 6,9 млн. тонн кубанского зерна, это на 400 тысяч тонн больше, чем в предыдущем году. Это самый высокий результат в нашей стране.

Кто же они - герои жатвы? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка:

Утром в жёлтый океан
Выплывает великан.
Он безделья не выносит –
День и ночь пшеницу косит.
От мальчишек нету тайн -
Все зовут его…комбайн (слайд 7)

Но комбайн – это машина, а главным всё же является человек. Это – комбайнёр.

4-й ученик

За околицей станичной,
Между рощей и рекой,
Начинается пшеничный
Ярко-бронзовый прибой.

5-й ученик

С каждым колосом высоким
Дружат солнце и дожди
Сколько зёрен крутобоких
В каждом колосе – гляди!

6-й ученик

Полюбуйся полем этим -
Щедрым будет урожай,
Краше места нет на свете,
Чем знакомый с детства край.

Отгадайте, ребята, ещё одну загадку:
Будет щедрый урожай
Будет вкусный … (каравай)

Физминутка

Разминка проходится по правилам детской игры “Море волнуется…” тему предлагают сами ребята.

Кубань – самый плодородный регион России. Перечислите дары щедрой кубанской земли (слайд 8).

7-й ученик: 8-й ученик

У лета в корзине
Арбузы и дыни,
Черешни и сливы,
Подсолнух – на диво!
В лесу на опушке
Кукуют кукушки,
Кукуют кукушки
На весь белый свет.
И кажется, это
От щедрого лета,
От доброго лета
Сердечный привет!

Радуга-радуга,
Радуга краса.
Дождик под радугой
Весело плясал.
Где же ты, радуга?
Нет тебя нигде.
Может, растаяла
В дождевой воде?
Может, красавицу
Унесли скворцы?
Выпили радугу
Лук и огурцы,
Баклажаны синие,
Золотые дыни,
Помидоры красные -
Овощи разные.

В.Бардадым

На свете есть много чудесных стран и удивительных мест, где живут люди.

И для каждого из них самым замечательным местом является то место, где они родились, где они живут. Кубанский поэт и прозаик Евгений Александров писал:

Мне дороги кубанские рассветы
И свежий запах скошенных полей,
Степных цветов красивые букеты,
Пуховые седины тополей (слайд 9).
Мне дороги кубанские равнины,
Сады и реки, горы и моря –
Все эти живописные картины
Живут с любовью в сердце у меня! (слайд 10)

9-й ученик

Сквозь лунный свет и шелест тополей
Я слышу песню области моей.
Через Кубань несётся, через бор
Я слышу:
То поёт станичный хор (слайд 11).
И слёзы на глаза от чистоты
И радость от казачьей простоты.
Гуляй, да пой кубанская душа,
Казачья песня, до чего ж ты хороша!

(Звучит запись песни в исполнении Кубанского казачьего хора)

2007 год ознаменован ещё одной круглой датой – 70-летием образования Краснодарского края это произошло в 1937 году.

В состав Краснодарского края входят 38 районов, 26 городов, из них 15 – краевого и 11 – районного подчинения, 21 посёлок городского типа, 389 сельских административных округов, объединяющих 1717 сельских населённых пунктов. (Приложение 2)

Какой же город является административным центром Кубани?

Учащиеся:

Краснодар - столица Кубани. Это сердце нашего края.

(Показ административной карты Краснодарского края) (слайд 12)

Учитель:

Кубань – многонациональный регион, который населяют представители более 100 национальностей. Кто же является руководителем нашего Краснодарского края?

Учащиеся:

Губернатор Краснодарского края Александр Николаевич Ткачёв (слайд 13).

Высокие горы, степные просторы,
Приморского берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы –
Всё это вместила Кубань.

10-й ученик

Родные станицы, разливы пшеницы,
Плывёт за комбайном комбайн,
Огни городские, гудки заводские –
Всё это вместила Кубань.

Сегодня в Краснодарском крае открыто более 60 видов полезных ископаемых – это газ, мрамор, мергель, каменная соль, марганцевая руда и другие, а добыча нефти ведётся уже более полутора веков.

11-й ученик

Дары свои щедро открыли нам недра.
Осталась в былом глухомань.
Здесь труд величавый сроднился со славой,
И всё это наша Кубань.

12-й ученик

Растёт год от года богатство народа,
И всё здесь, на что ты не глянь,
Мы создали сами – своими руками,
Чтоб стала счастливой Кубань.

13-й ученик

По песням и танцам узнаешь кубанцев,
Светла их большая судьба.
И нету красивее края России,
Чем наша родная Кубань.

Подошёл к концу наш классный час. Какие же основные даты в истории нашего края вам необходимо запомнить?

Чем славится наша родная Кубань?

Каким вам запомнилось кубанское лето? Давайте, отобразим свои воспоминания в рисунках и поделках, и это будет первая выставка ваших творческих работ в новом учебном году. Удачи вам друзья!

(Задание может быть выполнено дома или на уроках изобразительного искусства и трудового обучения)

Разработка урока по кубановедению

Учитель начальных классов: Фоменко Ирина Владимировна

Класс: 2.

Тема: « Растительный мир Краснодарского края»

Цель: познакомить детей с разнообразием растительного мира

Краснодарского края;

пробудить любовь к Родине, которая начинается с порога

отчего дома;

учить наблюдать, делать выводы, обобщать;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: слайды с изображением растений; гербарные папки, сообщения детей о растениях.

Ход урока.

1. Организационный момент,

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Будем сегодня край изучать,

Будем растения запоминать

2. Сообщение темы, целей урока .

Сегодня на уроке мы должны ответит на вопрос: «Каков растительный мир Кубани».

3. Актуализация знаний.

На территории края произрастает более 3 тысяч видов растений. Некоторые из растений настоящие старожилы . Они появились здесь еще до ледникового периода, примерно 2 миллиона лет назад. Вы, наверное, их знаете: липа, каштан, дуб, черника и другие. Эти растения называют реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен.

Давайте посмотрим на карту (на доске карта-схема растительности). Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности. А как вы думаете, почему? Конечно, потому что в разных природных условиях растут разные растения. Обратите внимание: северная часть – это Азово-Кубанская низменность. Здесь сплошная степь, превращенная в поля.

4.Знакомство с разнообразием растений.

На доске рисунок с изображением степи.

Степи.

В недалёком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно-ковыльную степь. В течение лета она приобретала то ярко-зелёную, то бело-жёлто-голубую окраску, так как разные растения цвели не в одно и то же время. Современная степь вся распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы и других культурных растений. Возделывается свыше 100 различных сельскохозяйственных культур.

Лишь вдоль дорог, по склонам балок и на вершинах курганов можно встретить дикорастущие растения: пырей ползучий, лютик дикий, полынь горькую, подорожник, лопух, лебеду, ромашку, зверобой и другие растения.

В дельте Кубани, в плавнях и лиманах, распространены камыш, рогоз, осока, жёлтые кувшинки, водяные лилии, водяной орех.

А) Сообщения детей.

Отгадайте, о каких растениях идет речь:

Был цветок золотой,

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова.

Горел в траве росистой

Фонарик золотой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

Пушистый, белый, а не зайчик.

Он просто… (одуванчик)

(рассматриваем в гербарии одуванчик)

Где можно встретить этот цветок?

На что похожи одуванчики?

А сейчас послушайте рассказ об одуванчике.

1.Сообщение приготовлено учеником.

ОДУВАНЧИК

В маленьком селении в глубине лесов жила девочка-молочница. Пасла она козу и продавала всем, кто хотел, молоко. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово, и даже одно её появление было желанно людям. За это её и прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжелые мысли.

Выросла Отдуваночка-молочница и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравилась ей его песня без слов. Но однажды захотелось ей узнать, о чем поет её любимый.

Уговорила она Жаворонка опуститься с неба и пропеть слова песни и услышала: «Нежна моя любовь к тебе, как солнца первый луч, но манит ввысь небес простор, и зов его могуч». Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила свое счастье. В отчаянии взмахнула она своей жёлтой косынкой, и оттуда выпало несколько золотых монеток.

Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотистые головки цветов, которые люди с тех пор называли по имени молочницы одуванчиками.

Народные приметы : У одуванчиков есть одна очень удивительная способность. Они могут предсказывать погоду. В сырую погоду корзиночки не раскрываются, а в ясную сухую погоду корзиночки раскрываются между пятью и шестью часами утра и закрываются около трёх часов дня. В народе это свойство заметили давно: глазок золотой на солнце глядит, как солнце нахмурится, глазок прищурится; на лугу у реки золотые огоньки, дождь заморосил, огоньки погасил.

Б) В весенний солнечный денёк

Золотой расцвёл цветок.

На короткой, толстой ножке

Все дремал он на дорожке,

А проснулся, улыбнулся:

Вот пушистый я какой!

Удивляю я всех красой!

Почему можно говорить, что это стихи о мать-и- мачехе?

(Цветы жёлтые, мелкие, похожи на солнышко, короткий стебелёк.)

Рассматриваем гербарий.

Давайте посмотрим на цветок. Какой он? (Лепестки коротенькие, узкие, как реснички, каждый цветок похоже на маленькое солнышко.)

2. Сообщение ученика.

МАТЬ-И-МАЧЕХА.

Мать-и-мачеха – многолетнее растение, похожее на одуванчик, но меньшего размера.

В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать-и-мачеха. Цветки-корзиночки находятся на стебле, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизмененные листья.

Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и- мачехи происходит от латинского слова «туссус», что означает кашель. Действительно, это растение – прекрасное средство от кашля.

В) Только тронь -

Отдернешь ладонь:

Обжигает трава,

Как огонь. (крапива )

(рассматриваем гербарий)

3. Сообщение ученика.

КРАПИВА.

Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шелк. Из стеблей крапивы получали волокно для выработки тканей. Даже в сказках об этом говорится. Вспомните сказку Андерсена «Дикие лебеди». Из чего Эльза плела рубашки для своих братьев – диких лебедей?

В старые времена, когда люди верили в ведьм, русалок, водяных, крапиву использовали как верное средство после нечистой силы.

Огородники считают крапиву жгучим сорняком, но ведь от неё и польза людям большая. Все знают, что крапива – лекарственное растение. Таблетки и порошки спрятаны в стеблях и листьях крапивы. Крапива прекрасно останавливает кровотечение, лечит простуженное горло, насыщает организм витаминами.

Б)

Рассмотрите подготовленные вами растения. Обратите внимание на органы растений. Перечислите их. (Дети делают вывод, что это травянистые растения, корни в виде пучка, стебель, наличие цветов или плодов).

В ) Много полезных растений выращивают на полях. Какие это растения?

Это: пшеница, рожь, гречиха, подсолнечник, сахарная свекла, кукуруза.

«Главный запах» Т.Голуб.

На Кубани пахнет лето

Прилетевшим с моря ветром,

Сочной, сладкою клубникой,

Огурцами, ежевикой,

Разогретой лебедой,

Мятою и резедой,

Щедрым дождиком грибным

И укропом молодым,

Грушей в розовых накрапах.

А какой же главный запах?

Слышали, как за станицей

Пахнет солнышко пшеницей?

Почему пшеничный запах Т. Голуб назвала главным запахом на Кубани? (ответы детей).

«Хлеб идет!» - на Кубани все – от мала, до велика – понимают важность этих простых слов. Главной житницей страны называют наш край. Это почетное, но и очень ответственное звание. Весь год трудятся земледельцы, заботясь о будущем урожае. Подготовка семян, пахота, сев прополка – все это важно, в хлеборобском деле нет мелочей. А когда наступает горячая пора жатвы, и днем и ночью гудят в поле комбайны, мчаться по дорогам края машины, груженные тяжелым золотым зерном. Нельзя упустить ни дня, ни часа: Хлеб идет!

1 . Практическая работа. Работа с гербарием.

Ребята, посмотрите, какие зерновые культуры выращивают на полях Кубани.

Обратите внимание на стебель, корни, листья, зерна, посчитайте зернышки. (Дети делают вывод, что это травянистые растения, корни в виде пучка, стебель – соломина, наличие зерен). А чем отличаются эти растения?

Отличаются по высоте, по форме зерна, у овса зерна не в колоске, а в метелке.

2 . Работа на индивидуальных карточках.

Задание 1. Допиши предложение:

На полях Кубани выращивают:_____________________________________

З адание 2 .Теперь вам надо соединить стрелками, что из чего получают.

МАСЛО РОЖЬ

ПШЕНО КУКУРУЗА

ХЛОПЬЯ «ГЕРКУЛЕС» РИС

МАННАЯ КРУПА ПОДСОЛНЕЧНИК

МУКА ПРОСО

РИСОВАЯ КРУПА ОВЕС

ПШЕНИЦА

ЯЧМЕНЬ

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

2. Лесостепь, степь.

По мере повышения рельефа степь переходит в лесостепь, а последняя – в лесную зону. Лесостепь протянулась сравнительно неширокой полосой в левобережье Кубани. Примерно половину её площади занимают кустарники и широколиственные леса, состоящие из дуба, граба, клёна, орешника (лещины), кизила. Леса Кубани отличаются не только красотой, но и породами необычайной ценности. В крае сосредоточено около 30 процентов дубрав, свыше 80 процентов буковых и примерно 90 процентов каштановых насаждений России.

На правом берегу Кубани, недалеко от станицы Ивановской, раскинулся уникальный массив Красного леса, где растут дуб, тополь, крушина, орешник, боярышник, шиповник, терн. Это остаток лесов, окаймлявших раньше берега Кубани до её низовьев. Узкие полоски леса сохранились в среднем течении реки.

3. Горы.

Основная часть лесов приходится на предгорье и горные районы. Буковые леса встречаются на высоте более 700 метров над уровнем моря. Осенью на буке созревают небольшие съедобные орешки, содержащие в себе много масла. За буковыми лесами начинаются хвойные, состоящие из кавказской пихты, ели, сосны.

Сосновый лес кажется неприветливым, хмурым. Стволы деревьев – тёмные, хвоя – тёмно-зелёная, а на земле – ни кустика, ни травинки. Да и как же им вырасти, если всю землю в лесу покрывает толстый ковёр из опавших сухих иголок – хвоинок.

Здесь пахнет как-то особенно хорошо и дышится особенно легко. В сосновом лесу и видно далеко вокруг, не то что в лиственном: сучья у сосен высоко, а подлеска – кустарника нет и в помине. (по Ю. Дмитриеву)

Выше в горах раскинулись субальпийские луга с высокими густыми травами.

Еще выше – альпийские луга. Сурова здесь природа, снег тает только в августе. Травы, кустарники и даже деревья стелются по земле, спасаясь от постоянных ветров. Шагая по такому лугу, ты смело можешь наступить на верхушку какого-нибудь дерева, так как вырастают они здесь только на 4 – 15 сантиметров в высоту.

А выше уже нет никакой растительности, здесь только вечные снега, ледники и неприступные скалы.

4. Черноморское побережье .

От Анапы до Новороссийска склоны гор покрыты грабом и дубом, грабинником и держидеревом. От Новороссийска до Геленджика растут искривленные сильными ветрами низкорослые вяз, граб и среди них кизил и боярышник. В районе Геленджика встречаются вяз, клен, ясень, кизил, грецкий орех, алыча, яблоня, груша, по побережью – пицундская сосна.

В районе города Сочи климат субтропический, поэтому здесь круглый год зеленеют пальмы, магнолии, хурма, инжир, кипарисы.

Многие породы деревьев очень ценны, например тисс. Это хвойное дерево. Его еще называют негной-дерево. Оно живет до 4 тысяч лет, не гниет в воде и вырастает до 25 метров в высоту. Из него можно делать части для подводных сооружений, мебель, из его коры варят клей.

В лесу еще есть очень много различных растений, но среди них есть такие без которых лес обойтись не может.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

(Грибы)

За сезон в лесу скапливается огромное количество опавших листьев, и грибы их превращаются в перегной, то есть плодородную почву.

Если попадешь в лес, старательно обойди даже ядовитые грибы, не топчи их, не уничтожай. Все грибы приносят лесу огромную пользу и служат кормом для многих его обитателей.

4. Итог урока.

Наше небольшое путешествие подошло к концу, я надеюсь, оно доставило вам большое удовольствие, расширило познание о растительном мире края.

5. Домашнее задание по выбору:

1. Нарисовать растение и подготовить о нем рассказ.

2 . Нарисуйте орнамент из тех трав или листьев и ягод, которые растут возле вашего дома (орнамент – это рисунок, детали которого повторяются).

6.Рефлексия.

Если все мои заданья

Ты освоил без труда,

Если было интересно,

А не скука-маята,

Напиши на этой строчке:

Я, ____________ молодец!

Имя

И беги гулять скорее,

На сегодня все, конец!

Тема: «Писатели Кубани о родной природе»

Цели:

1 .обучающие - познакомить учащихся с биографией Вараввы, Обойщикова, Голуб; раскрыть содержание темы урока

2. развивающие - продолжить развитие мышления, памяти, внимания, речи, позновательный интерес

    воспитательные - воспитать любовь к природе,детской книге, воспитание речевой культуры учащихся Организационный момент и настрой на урок.

Вступительное слово учителя.

- Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везенья! –

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

А настроение сейчас не может быть плохим, т. к. мы начинаем урок, на котором мы расскажем о нашей малой Родине, о нашем Краснодарском крае, познакомим с творчеством писателей о природе Кубани.

В качестве эпиграфа я выбрала высказывание А.Н. Ткачева “Любите Кубань, изучайте её прошлое, созидайте будущее!”

Ведь природа Краснодарского края прекрасна! Выйдите в сад, в степь, в поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно – и вы увидите настоящее чудо…

Посмотрите вокруг –

Зачарует краса:

края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба,

Зеленеют леса,

Даль морская лазурью украшена…

2. Подготовка к первичному восприятию стихотворения И. Вараввы «На хуторе нашем вишневом»

Ребята, я приглашаю вас отправится дорогами кубанских поэтов изучать чудеса и очарования края. Начнем Ивана Федоровича Вараввы. И.Ф. Варавва родился на Кубани в ст. Староминской. После окончания школы отправился на фронт добровольцем, где был ранен. Однако, война принесла в личную жизнь писателя не только беды. Именно во время войны Иван Федорович берет в руки перо и начинает писать. Более подробно мы остановимся на стихотворениях о природе, а именно «На хуторе нашем вишневом »

2.1. Первичное восприятие

О чем говорится в стихотворении?

Какую композиционную особенность вы заметили?

Чем заканчивается стихотворение?

2.2. Вторичное восприятие с элементами анализа

Чем на хуторе вишневом украшали сорочки, подолы, рубах рукава?

На что похожа одежда в этом хуторе?

Отчего весной дорога бела?

Словесное рисование

3. Подготовка к восприятию стихотворения Т. Голуб «Главный запах»

Родилась и выросла на Кубани. В шестнадцать лет тяжело заболела. Болезнь приковала к постели и сделала талантливую поэтессу инвалидом. Но это не помешало ей заняться свое литературной деятельностью. Так было написано 8 стихотворных сборников. Среди них «Хлебное дерево»

В которое было помещено стихотворение «Главный запах»

3.1. Первичное восприятие

Чтение учителя сопровождается динамической демонстрацией.

Проверка первичного восприятия

- Кто запомнил, чем же пахнет на Кубани?

3.2. Составление партитуры

- С какой интонацией будем читать стихотворение начиная со слов Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…

- Какой паузой сопровождается интонация перечисления?

- Каким знаком препинания оканчивается перечисление? Какая здесь будет пауза?

Выразительное чтение фрагмента

- Прочитайте предложения, вынесенные на слайде. Какой она должна быть?

- Как необходимо произнести слово «слышали»? Почему? (слово-обращение, необходимо его логически выделить)

- Как следует прочитать слово «пшеница»? (мелодично, спокойно) Хоровое произношение слова

Хоровое чтение фрагмента

Выразительное чтение стихотворения

4. Подготовка к первичному восприятию стихотворения К. Обойщикова «Кубань – земля такая»

К. Обойщиков родился в Ростовской области в 1920 году. Школьные годы прошли на Кубани. В 4-ом классе появляются первые стихотворения о природе родного края

4.1. Первичное восприятие

Выразительное чтение учителя.

Проверка первичного восприятия

Какое настроение у вас вызвала стихотворение?

Как изменилось ваше представление о Кубани?

4.2. Вторичное восприятие

Чтение стихотворения учащимися.

Создание диафильма и рассказа к нему

Деление класса на 4 группы. Графическое рисование

Изобразите отрывок и подпишите титры, для создания диафильма «Моя Кубань », опираясь на прочитанные стихотворения. Составление рассказа о природе Кубани, отпираясь на полученный диафильм.

5. Викторина знатоков творчества кубанских писателей

«Кубань – земля Т. Голуб

такая»

«Главный запах» И. Варава

«На хуторе к. Обойщиков

нашем вишневом»

2.Чем «пахнет» солнце на Кубани?

3. Бесценный домашний подарок

4. В какое время года на хуторе вишневом дорога бела

5. На что похожа одежда на хуторе вишневом

6. Вспомни как можно больше запахов Кубани

«Главный запах »

На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко…пшеницей?

Кубань – земля такая

Кубань – земля такая: Кубань – земля такая:

Лишь первый луч скользнет- В ней слава боевая

И поле оживает. И слава трудовая

И гром земной плывет, Цементом скреплены.

И землю плуг срезает, Цветет в Новороссийске

Как масло. Священная земля.

Круглый год И, словно обелиски,

Здесь что-то засевают, Застыли тополя.

И что-то убирают, Кубань – земля такая:

И что-нибудь цветет. От хлеба золотая,

Кубань – земля такая: Степная сторона.

От края и до края Гостей она встречает,

Две Дании войдет. И душу открывает,

Омытая морями, Прозрачную до дна.

Укрытая в леса, Казачка огневая,

Пшеничными полями Красива, молода,

Глядится в небеса. Кубань – земля такая:

А снежные вершины – Однажды приласкает -

Как волны седины, Полюбишь навсегда!

Как мудрость старины.

«На хуторе нашем вишневом»

На хуторе нашем вишневом

У чистой криничной воды

Девчата справляют обновы,

к заре поднимают цветы.

И те стеновые цветочки,

Как щедрого лета молва,

Шитьем украшают сорочки,

Подолы, рубах рукава.

На хуторе нашем вишневом,

Где катится речка вольна,

В красивых девичьих обновах

Весь год пламенеет весна.

Приезжий, нездешний прохожий

Заметит у тихой воды:

Здесь даже одежды похожи

На степь, огороды, сады.

На хуторе нашем вишневом

Красивые люди живут,

На хуторе нашем вишневом

Оркестры на свадьбе зовут.

И хлопцы подруг зазывают,

И сами выходят на круг,

под вишнями вишни срывают

С горячих рассерженных губ.

На хуторе нашем вишневом

Весною дорога бела

От вишен в цветении новом,

От их молодого тепла.

Я тоже однажды недаром

Из хутора в стылый мороз

Бесценный драгоценный подарок –

весну на рубахе принес.

5.Итог урока

Оксана Петрова
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе. Разучивание стихотворения Т. Д. Голубь «Главный запах»

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Разучивание стихотворения Т . Д. Голубь «Главный запах » Цель : приобщать детей к миру поэзии Кубанских писателей, прививать любовь к малой Родине.

Задачи :

-развивать познавательный интерес, инициативу и любознательность;

Помочь детям понять содержание и смысл стихотворения ;

Побуждать детей использовать модельную схему при заучивании стихотворения ;

Способствовать запоминанию слов;

Совершенствовать интонационную выразительность речи ;

Воспитывать любовь к поэзии о Родном крае.

Методы и приёмы :

Практические - игра «Передай волшебную палочку» , Динамическая пауза «Урожай» , упражнение «Повтори без слов» , «Построй сюжет»

Наглядные – презентация к занятию «Главный запах » .

Словесные - проблемная ситуация, беседа, рассказывание стихотворения по модельной схеме .

Материалы и оборудование : презентация «Главный запах » , волшебная палочка, 1. Организационный момент

Приветствие гостей

Звучит Гимн Кубани

Ребята, какое произведения сейчас прозвучало. (Гимн Краснодарского края)

Как называется человек, который пишет слова к песне или стихи ? (поэт)

Как называется человек который пишет музыку (композитор)

Кто написал музыку к нашему гимну? (музыка народная в обработке Виктора Гавриловича Захарченко)

2. Проблемная ситуация «Поэты Кубани»

Ребята, посмотрите перед вами портреты кубанских поэтов.

О чем пишут поэты в своих стихах ?

А скажите, пожалуйста, знают ли ваши родители стихи кубанских поэтов ?

Сегодня мы с вами разучим стихотворение Татьяны Дмитриевны Голубь «Главный запах » И расскажем это красивое стихотворение дома своим родителям, чтобы наши родители знали, что у нас на Кубани есть поэты, которые пишут красивые стихи о нашей Родине .

Сегодня мы с вами разучим стихотворение Татьяна Дмитриевна Голубь «Главный запах »

Татьяна Дмитриевна Голубь родилась в 1944 году в Оренбургской области. Переехали в город Славинск – на- Кубани в 1949 году. За школьной партой Таня не сидела. Она тяжело болела, была прикована к постели, ходить не могла, но её мужество, стремление к творчеству сделали её известной поэтессой. Её стихи о природе Кубани , о детях, о труде. На её стихи написаны песни .

Слайд№ 5. Чтени стихотворения Т . Д. Голубь «Главный запах »

Как называется стихотворение ? (Главный запах )

Кто написал это стихотворение ? (Татьяна Дмитриевна Голубь )

О чем рассказывает нам стихотворение ? (о том, чем пахнет лето)

С чем сравнивают запах лета ? (с сочной клубникой, огурцами, ежевикой, разогретой лебедой, мятой, резедой, дождиком грибным, молодым укропом, грушами, солнышко пшеницей)

С чем прилетел запах лета ? (с ветром с моря)

Чем пахнет солнышко летом на Кубани? (пшеницей)

Где пахнет лето сочной, сладкою клубникой? (на Кубани)

Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились (Словарная работа)

Резедой – резеда – цветок с ароматным запахом .

Накрапах – накрап – природные пятна на груше.

Воспитатель повторно читает стихотворение .

Упражнение «Повтори без слов»

4. Динамическая пауза «Урожай»

В огород мы пойдем, маршировать на месте

Урожай соберем. идем вперед

Здесь клубнику, ежевику наклоны вперед

Ароматную сорвем.

И огурчиков хрустящих, приседаем 2р.

На салат мы соберем.

Груши с дерева сорвем показать руками «рвут»

Желтые и сочные, правая рука вперед, левая рука вперед

Очень, очень вкусные. кистями круговые движения

И вернемся по дорожке. поворачиваемся вокруг себя

С урожаем мы в лукошке. шагом возвращаемся на места

5. Повторное чтение по модельной схеме. Упражнение «Построй сюжет»

Ребята нам с вами пришло письмо в нем с помощью картинок зашифровано наше стихотворении , давайте с вами расшифруем его. Кто запомнил строки из стихотворения и хочет расшифровать его.

6. Игра «Передай волшебную палочку»

Для того чтобы нам было интереснее и легче запомнить стихотворение , предлагаю вам поиграть в игру «Передай волшебную палочку» . Мы с вами будем передавать волшебную палочку друг другу, и произносить по строчке стихотворения .

7. Рассказывание стихотворения детьми по модельной схеме.

8. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались на занятии? Как называется стихотворение , которое вы выучили? Кто автор этого стихотворения ? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было труднее всего? Все молодцы, успешно справились с заданием!

Слайд№7Сейчас вы с помощью солнышка, тучки с солнышком и тучки с дождиком покажите своё отношение к услышанному сегодня.

Солнышко означает - я много узнал нового, мне было, интересно.

Тучка с солнышком - я много узнал нового, но мне было не очень интересно.

Тучка с дождиком - я ничего не узнал нового, мне было не интересно.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Заучивание стихотворения И. Василевского «Снег» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема Заучивание стихотворения И. Василевского «Снегопад».

Конспект НОД по речевому развитию в первой младшей группе. Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка» Конспект НОД по речевому развитию в 1 младшей группе (Чтение художественной литературы) Тема: Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка».

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Вкус, запах» Конспект Организованной образовательной деятельности в старшей группе МДОУ Детский сад «Колосок» Образовательная область «Познание» Тема:.

Конспект занятия. Литературный калейдоскоп «Разучивание стихотворения С. Я. Маршака «Весна» Цель: Познакомить детей со стихотворениями, посвященными весне; помочь им запомнить и выразительно читать новое стихотворение. Интеграция.

Цель: разучить стихотворение С. Маршака «Апрель» Задачи: Образовательные: учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на картинки.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе заучивание стихотворения «Оленёнок» Ю. Кушака Программное содержание: 1. Вызывать эмоциональный отклик на стихотворение 2. Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное.

КАРТОТЕКА СТИХОВ, ЗАГАДОК, ПОСЛОВИЦ О КУБАНИ

СТИХИ

ЖАТВА

Жесткая щетинка, пяток не коли,

Что осталось в поле - подбери с земли,

Каждый спелый колос, каждое зерно,

Чтоб душистым хлебом стало и оно.

Б. Токмакова

КОЛОС

Золотое поле, спелый колосок

Не роняй ты зёрен на сухой песок.

Беспокойным ветрам не давай зерна,

Каждая пригоршня Родине нужна.

Е. Трутнева

ПОСЛОВИЦЫ О ХЛЕБЕ

Хлеб-батюшка, вода-матушка.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеб всему голова.

Потрудиться - так и хлеба поесть.

ЗАГАДКИ

Весною - травкой шелковистой,

Летом - нивой золотой,

Ну а зимнею порою -

Аппликацией, игрою,

Сухая очень, ломкая,

Зовут её ...

(Соломка)

Не море, а волнуется.

(Поле)

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

(Колосок)

Ах, какое утро на Кубани,

После грома, бури и дождя

Гнут хрусталь звенящие тюльпаны,

Льют зарю, к порогу подойдя.

Варвара Бардарым.

Г.Краснодар

БОГАТА ВЕСНА ЦВЕТАМИ, ТРАВАМИ.

ВЕСНОЙ

На зорьке румяной

Шиповник проснулся.

Он каждым листочком

К заре потянулся.

А зорька к нему

Потянулась в ответ,

Бутоны окрасила

В розовый цвет

Т. Голуб

ОДУВАНЧИКИ

Я бегу, а у дороги

Одуванчики стоят.

Ну такие недотроги:

Дунь - и к небу полетят.

В. Бардадым

ПОДСОЛНУХИ

Это не зонтики ,

Это не солнышки,

Это на ножках зелёных

Подсолнушки.

Греют на солнце

Подсолнухи спины,

Осенью зёрен

Подарят корзины.

Т. Голуб

ОДУВАНЧИК

Одуванчик золотистый

Превратился в шар

Пушистый.

Ветерок слегка

Подул,

Пух куда-то

Упорхнул!

Где пушинка

Упадёт,

Там на следующий Год

Одуванчик расцветёт!

Т. Голуб

***

Ой, как засмеялось подсолнечное поле!

Под лазурным небом - тысяча светил,

Зацвели подсолнухи на степном раздолье:

Цвет их золотистый степь позолотил...

И. Варавва

***

Высокие травы-муравы,

растёте вы, травы, на славу!

Зелёные скинув рубашки,

белеют-желтеют ромашки,

Краснеют нарядные маки,

как в новых одеждах казаки.

И словно разливы реки,

небесная синь - васильки...

В. Бакалдин

ЛУЧШАЯ ПОРА НА КУБАНИ-ЛЕТО!

***

У лета в корзине

Арбузы и дыни,

Черешни и сливы,

Подсолнух - на диво!

В лесу на опушке

Кукуют кукушки,

Кукуют кукушки

На весь белый свет.

И кажется, это

От щедрого лета,

От доброго лета

Сердечный привет

Т. Голуб

***

На Кубани много лета, много хлеба.

Словно дыня, закатилось солнце в небо.

И клюют его, клюют со всех боков,

Как гусыни стаи белых облаков.

К.Обойщиков.

В зной, в ненастье вырастал,

Только слабым он не стал,

Силу, вкус и запах хлеба

Без него б я не узнал.

В. Нестеренко

***

А над Кубанью тополя,

И вётлы в три обхвата,

И всё поля, поля, поля

До самого заката.

Пшеница шепчется с дождём

И смотрит на дорогу.

Взбежало лето на подъём

И спелый колос трогает.

И в каждом зёрнышке - поля

И вётлы в три обхвата,

И в каждом - щедрая земля

С восхода до заката.

Т. Голуб

***

На Кубани пахнет лето

Прилетевшим с моря ветром,

Сочной сладкою клубникой,

огурцами, ежевикой,

Разогретой лебедой,

Мятою и резедой,

щедрым дождиком грибным

И укропом молодым,

Грушей в розовых накрапах...

А какой же главный запах?

Слышали, как за станицей

Пахнет солнышко пшеницей?

Т. Голуб

КОЛОСОК

Наступил уборки срок,

Строен, крепок, невысок

В золотом пшеничном поле

Каждый колосок.

В зной, в ненастье вырастал,

Только слабым он не стал,

Силу, вкус и запах хлеба

Без него б я не узнал.

В. Нестеренко

***

А над Кубанью тополя,

И вётлы в три обхвата,

И всё поля, поля, поля

До самого заката.

…Пшеница шепчется с дождём

И смотрит на дорогу.

Взбежало лето на подъём

И спелый колос трогает.

И в каждом зёрнышке – поля

И вётлы в три обхвата,

И в каждом- щедрая земля

С восхода да заката.

Т.Голуб

ОСЕНЬ

Осень, осень... Огненная птица.

Лист багряный в воздухе кружится.

Падая у ног моих, шуршит.

Словно шепчет мне он: «Не спеши.

Посмотри вокруг, как все прекрасно:

Россыпь трав и щебетанье птиц.

Радости как будто нет границ!..»

К. Обойщиков

***

В небесах высоких тает

Одинокий тонкий луч,

Улетают птичьи стаи,

Прилетают стаи туч.

В. Нестеренко

СЕНОКОС

Здравствуй, сенъ-сенокос

Что с собою ты принёс?

Жаркий труд людей умелых,

Разговоры острых кос.

Расскажи-ка, сенокос,

Что ещё с собой принёс?

Ароматы трав сушеных

И сверканье звонких рос!

Сено-сено-сенокос!

А хорош ли твой укос?

Накосил бурёнкам сено -

Вот какой огромный воз!

В. Нестеренко

***

Зима пришла непрошено,

Наутро запорошила

Все улицы снежком.

Привет, пора весёлая!

Готовь быстрей коньки,

А рядом с нашим садиком,

Растут снеговики.

В. Нестеренко

***

Снег блестящий,

Снег хрустящий

Заметает наш порог,

И зовёт гулять звенящий,

В степь летящий ветерок!

Т. Голуб

ЗИМА

Опять деревья побелели

И ветер с севера подул.

Опять поют в полях метели...

Устав от лета, пруд уснул.

Сады покрылись сединою,

Снежок рассыпчатый хрустит.

Сосульки виснут бахромою,

И солнце льдинкою блестит...

Т. Голуб

ПРИМЕТЫ О ПРИРОДЕ

Будет дождик или нет -

У цветов найду ответ.

Если утром ноготки

Сжали венчики-цветки у

Значит, дождь пойдёт опять

Нужно зонт с собою взять.

***

Если же глаза до солнца

Широко раскрыл вьюнок -

Тут никто не ошибётся,

Будет солнечный денёк.