Открытия русских путешественников география сообщение. История путешествий: известные путешественники эпохи географических открытий

Русские путешественники внесли огромный вклад в историю географических открытий и исследования земного шара. В честь них названы многие географические объекты Земли. Это мыс Дежнёва, мыс Челюскин, море , море, пролив Крузенштерна, остров Лисянского, хребет Пржевальского, море Беллинсгаузена, берег Миклухо-Маклая, вулкан Обручева, ледник Семёнова и многие другие. Научные исследования русских первооткрывателей, составленные ими точные подробные карты имели большое значение для развития географии всего мира.

Экспедиция Дежнёва вышла из устья сибирской реки Колымы на восток 20 июня 1648 года. Перед ней стояла задача: открыть новые земли, изучить гидрографическую сеть Дальнего Северо-Востока и побережье Северного Ледовитого океана. Проплыв вокруг , в сентябре экспедиция обогнула мыс Большой Каменный Нос (ныне он назван именем Дежнёва). Результаты превзошли все ожидания: Семён Дежнёв не только совершил новые , но и доставил на родину карты-чертежи новых территорий. Впоследствии его именем были названы одна из бухт Берингова моря, горный хребет и посёлок на реке Амур.

В 1697-1699 годах русский первопроходец Владимир Атласов (ок. 1661/64 - 1711) открыл новые земли . Тогда же там было основано и первое русское поселение.

В 1711 и 1713 годах на Курильских островах побывал Иван Козыревский (родился около 1680 года - год смерти неизвестен).

9 выбрали

Если вы думаете, что с уходом Эпохи Великих географических открытий канули в лету и выдающиеся путешественники, то вы ошибаетесь! Наши современники тоже совершали самые удивительные путешествия. Среди них и ученые, отправившиеся на поиски подтверждений своим теориям, исследователи морских глубин, и просто искатели приключений, рискнувшие отправиться в кругосветное путешествие в одиночку или с единомышленниками. Об их путешествиях создано немало документальных фильмов, и благодаря ним, мы можем увидеть весь мир их глазами, настоящий, живой, полный опасностей и приключений.

Жак-Ив Кусто́

Капитан Кусто - знаменитый французский исследователь Мирового океана, автор книг и фильмов, изобретатель. Мировой океан приоткрыл множество своих тайн, показал до сих пор недоступную для людей красоту своих глубин для огромного числа любителей подводного плавания. Можно сказать, что Капитан Кусто - отец современного дайвинга, ведь это именно он создал основной аппарат для дайвинга. Занимаясь исследованиями подводного мира нашей планеты, Кусто создал знаменитую плавучую лабораторию "Каллисто" и первый аппарат для погружения "Дениз". Жак Ив Кусто увлек за собой миллионы людей, показав им на киноэкранах как прекрасен подводный мир, дав возможность увидеть то, что было до сих пор недоступно человеку.

Тур Хейердал

Имя самого известного норвежца 20-го столетия на его родном языке пишется как "Thor", так же как имя одного из главных богов скандинавской мифологии Тора. Он совершил множество путешествия на самодельных плавсредствах контактов древних цивилизаций между собой. Хейердал на практике доказал свою теорию о посещении жителями Южной Америки островов Полинезии, так как ученый мир не воспринимал его идеи. Вместе со своей командой он за 101 день, проплыв 4300 миль достиг атолла Рароиа. Это было одно из его самых знаменитых путешествий "Экспедиция Кон-Тики" на самодельном плоту. Фильм, снятый им во время путешествия, получил премию "Оскар" в 1951 году. А в 1969 году он отправился в новую опасную экспедицию на лодке из папируса, чтобы доказать, чтобы доказать возможность пересечения Атлантического океана африканскими народами. Однако, первое путешествие Тура Хейердала на лодке "Ра" закончилось неудачей, лодка затонула, не дойдя всего 600 миль до острова Барбадос. Год спустя упрямый норвежец повторил свое путешествие и проплыл из Марокко до Барбадоса за 57 дней. Кстати, врачом в этой экспедиции был наш соотечественник Юрий Сенкевич. Позже Хейердал побывал на Мальдивских островах, в Перу и Тенерифе.

Юрий Сенкевич

Популярный телеведущий передачи "Клуб путешественников" Юрий Сенкевич оказался в списке самых знаменитых путешественников не только как врач экспедиции Тура Хейердала. Его "послужной список" путешественника вызывает уважение:

как врач-исследователь Сенкевич проходил подготовку для участия в космическом полёте, участвовал в 12-й антарктической экспедиции на станцию "Восток" с целью изучения поведения человека в экстремальных условиях, путешествовал на папирусной лодке "Ра", затем на "Ра-2" и в Индийском океане на "Тигрисе". Миллионы советских телезрителей смогли увидеть мир, как тогда шутили "глазами Сенкевича". Кстати, передача "Клуб кинопутешествий", передача была занесена в книгу рекордов Гиннеса.

Николай Дроздов

Более 40 лет назад Николай Николаевич Дроздов стал ведущим популярной телепередачи "В мире животных". Заядлый путешественник, "галантный всезнайка", часами рассказывающий о животных, как о самых чудесных и красивых существах на свете – будь то слон, букашка, и даже ядовитая змея. Удивительный и прекрасный человек, кумир миллионов зрителей наше страны слушать рассказы которого об интересных фактах из жизни птиц, рептилий, домашних и диких зверей, о красоте нашей природы - и ни с чем несравнимое удовольствие, ведь так рассказывать может только человек влюбленный в жизнь. Интересный факт о самом Николае Николаевиче – его двоюродным прапрадедом был митрополит Московский Филарет, а прапрадед по матери Иван Романович фон Дрейлинг был ординарцем фельдмаршала Михаила Кутузова.

Николай Дроздов объездил весь мир, все зоологические и национальные парки, изучая места обитания и повадки животных в естественных условиях, совершил восхождение на Эльбрус, участвовал с длительной экспедиции на научно-исследовательском судне "Каллисто" и в первой советской экспедиции на Эверест, дважды отправлялся к Северному полюсу, прошел по Северному морскому пути на ледоколе "Ямал", проплыл вдоль берегов Аляски и Канады на "Дискаверер".

Фёдор Конюхов

Путешественник-одиночка, покроивший то, что казалось невозможно покорить, не раз преодолевший путь, который невозможно пройти в одиночку – великий современник Фёдор Конюхов. Первый среди путешественников, покоривших Северный и Южный полюса, моря, океаны и высочайшие вершины мира, что доказывают более 40 экспедиций, совершенных им в самые недоступные места нашей планеты. Среди них пять кругосветных путешествий, одиночное плавание через Атлантику (которую он, к слову, пересек неоднократно) на вёсельной лодке. Конюхов первым пересёк Тихий океан от континента до континента. Но не одними путешествиями заполнена жизнь нашего занменитого соотечественника – Фёдор Конюхов стал самым молодым членом Союза художников СССР и автором двенадцати книг о путешествиях. Впереди были и новые планы: полет вокруг света на воздушном шаре и кругосветное плавание за 80 дней на Кубок Жюля Верна, а так же погружение в Марианскую впадину. Однако, прияв в 2010 году сан священника, Фёдор Конюхов решил было более не путешествовать, но… пути Господни неисповедимы и знаменитый путешественник вновь у штурвала. Весной этого года он "побил" российский рекорд и продержался в воздухе на аэростате 19 часов 10 минут.

Беар Гриллс

Слава пришла к молодому английскому путешественнику благодаря самой рейтинговой телепередаче на канале "Дискавери" "Выжить любой ценой", впервые вышедшая в эфир октябре 2006 года. Телеведущий и путешественник не просто "развлекает" зрителей прекрасными видами самых удивительных мест планеты, его цель довести до аудитории жизненные рекомендации, которые могут пригодиться в непредвиденных ситуациях.

Список его путешествий вызывает уважение: он проплыл вокруг Британских островов за тридцать дней, пересёк на надувной лодке северную Атлантику, на самолёте с паровым двигателем пролетел над водопадом Анхель, на параплане пролетел над Гималаями, возглавил экспедицию на один из самых дальних из непокоренных пиков в Антарктиде и устроил… торжественный обед в аэростате на высоте более семи тысяч метров! Большинство экспедиций Гриллса проходят в благотворительных целях.

Эбби Сандерленд

Не только мужчины могут похвастаться дружбой с ветром странствий - Эбби Сандерленд, юная путешественница, которая в 16 лет в одиночку совершила кругосветное путешествие на яхте даст фору многим мужчинам. Вызывает удивление решительность родителей Эбби, ведь они не только позволили ей участвовать в столь опасном предприятии, но и помогали к нему готовиться. Увы, первый старт 23 января 2010 оказался неудачным и Эбби предприняла вторую попытку 6 февраля. Путешествие оказалось более опасным, чем предполагали: между Австралией и Африкой, в 2 тысячах миль от берега был поврежден корпус яхты и вышел из строя двигатель. После этого сообщения связь прервалась, поиски яхты Эбби оказались неудачными и ее объявили пропавшей без вести. Спустя целый месяц австралийские спасатели в зоне жесточайшего шторма обнаружили потерянную яхту и живую, невредимую Эбби. Кто после этого скажет, что женщине на корабле не место?

Джейсон Льюис

И, наконец, самый оригинальный из современных путешественников, потративший на кругосветное путешествие 13 лет! Почему так долго? Просто дело в том, что Джейсон отказался какой бы то ни было техники и всяческих достижений цивилизации. Бывший уборщик вместе с другом Стивом Смитом отправился в кругосветку на велосипеде, лодке и роликах! Экспедиция стартовала из Гринвича в 1994 году, в феврале 1995-го путешественники достигли берегов США и после 111 дней плавания решили пересечь Америку раздельно на роликах. Льюису пришлось на 9 месяцев прервать путешествие после ДТП. После восстановления Льюис отправляется на Гавайи, откуда на педальной лодке переплывает в Австралию, где ему пришлось некоторое время потратить на заработки средств для дальнейшего путешествия… продажей маек. В 2005 году он добирается до Сингапура затем пересекает на велосипеде Китай и Индию. К марту 2007 года он добрался до Африки и так же на велосипеде пересек всю Европу: Румынию, Болгарию, Австрию, Германию и Бельгию. Переплыв через Ла-Манш, в октябре 2007 года Джейсон Льюис вернулся в Лондон.

Путешествия на Руси были обусловлены образом жизни наших предков, а также природно-климатическими факторами. Основным видом хозяйственной деятельности было земледелие, которое носило «подсечный» характер. Так как большие пространства занимали леса, необходимо было вырубать деревья, сжигать их и на этом месте возделывать землю. Такая земля служила не более двух-трех лет. Восстановление плодородия почвы наступало лишь через несколько десятков лет. Поэтому славянам приходилось осваивать новые пространства.

Морской коч XVI века. Рис. В.Дыгало и Н.Нарбекова


Как и у других народов, на Руси совершались путешествия с торговыми целями. Существовало несколько торговых путей.

Первый - путь по Днепру в Черное море, оттуда через Босфор и Дарданеллы в Мраморное, Эгейское и Адриатическое моря.

Второй – знаменитый торговый путь «из варяг в греки», соединяющий Черное и Балтийское моря.
Третий - Волжский торговый путь к Каспийскому морю.

Четвертый торговый путь шел из Новгорода и Киева на Волгу.

В 936 г. русские ладьи в составе византийского флота побывали с торговым визитом в Италии. В 961 г. подобный визит был нанесен на остров Крит. Первые письменные свидетельства о путешествиях на Руси дошли до нас в былинах и сказаниях. Например, былины о русских богатырях, о гусляре Садко и других странниках. Самым известным дошедшим до нас произведением, содержащим сведения о путешествиях на Руси, является «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором. Большое место в былинах отводится «каликам-перехожим», так на Руси называли паломников.

Паломничество на Руси началось с 988 г., в связи с принятием христианства. После Иерусалима наиболее привлекательным городом для русских паломников был Константинополь, в котором с XI в. существовала русская община.

Самым известным путешествием XIV в. является путешествие тверского купца Афанасия Никитина. Летом 1466 г. купцы из Твери решили отправиться торговать на берега Каспийского моря. Главой каравана из двух судов избрали купца Афанасия Никитина. Он с первых же дней путешествия стал вести дневник. Караван благополучно добрался до Нижнего Новгорода. Для того чтобы плыть дальше беспрепятственно по Волге, купцам пришлось присоединиться к каравану ширванского посольства во главе с Хасан-беком. Вместе с ним они миновали Казань, свободно проехали Орду, Сарай. Но в устье Волги на них напали татары астраханского хана. Здесь путешественники потеряли два судна, которые сели на мель. Татары разграбили эти суда и захватили в плен всех, кто там находился.

Уцелевшие два судна вышли в Каспийское море. В Каспийском море суда попали в шторм. Одно из судов было выброшено на берег близ города Тархы (ныне Махачкала). Жители побережья разграбили товар, а людей захватили в плен. Афанасий Никитин вместе с десятью оставшимися купцами на посольском судне добрался до Дербента. Там он провел почти год.

Афанасий Никитин не мог вернуться обратно с пустыми руками, так как, отправляясь торговать, он взял у других купцов товары в долг. Афанасию Никитину ничего не оставалось делать, кроме того, как идти дальше на юг. Он добрался до Баку, где устроился работать на одну из нефтяных скважин. Заработав необходимую сумму, в сентябре 1468 г. Афанасий Никитин отплыл в прикаспийскую персидскую область Мазандеран. Там он провел более восьми месяцев, затем, перейдя через Эльбрус, двинулся на юг. Маршрут его пролегал по караванному пути, объединявшему юго-восточное побережье Каспия с внутренними районами Персии.

Весной 1469 г. Афанасий Никитин дошел до Ормуза – большого порта при входе из Аравийского моря в Персидский залив, где пересекались торговые пути из Малой Азии, Египта, Индии и Китая. Афанасий Никитин пробыл здесь месяц. Он узнал, что главным товаром вывоза из Персии и Аравии в Индию были лошади. В Индии лошадей не разводили, так как они не выдерживали жаркого и влажного климата и быстро погибали. Тверской купец, вложив все свои средства, купил хорошего коня, чтобы затем в Индии выгодно продать.


Карта путешествия Афанасия Никитина


В апреле 1471 г., Афанасий Никитин под именем Хаджи Юсуфа отправился в Индию и в июне этого же года отправился в глубь Индии на восток, а оттуда на северо-запад в Джуннар (Джунейр). Там Афанасий Никитин провел два месяца, в ожидании, когда просохнут дороги после сезона дождей. Всюду Афанасий Никитин водил за собой коня, которого он никак не мог продать. Афанасий Никитин отправился в Алланд, где открывалась большая ярмарка. Но и там не удалось продать коня, так как на ярмарке собралось более двадцати тысяч коней. Через четыре месяца ему, наконец, удается выгодно продать коня.

Путешествуя по Индии, Афанасий Никитин вел наблюдения и записи. Проведя более трех лет в Индии, тверской купец пришел к заключению о бесперспективности торговли с Индией. Истомившись в Индии, Афанасий Никитин отправился в обратный путь, описанный им очень кратко.

В Каллуре Никитин провел пять месяцев, закупил драгоценных камней и направился в город Дабул (Довбыль), расположенный на западном побережье Индии. Там он сел на корабль, который шел через Аравийское море к берегам Эфиопии. От Эфиопии судно повернуло на северо-запад и, обогнув Аравийский полуостров, достигло Маската. Конечным пунктом плавания был Ормуз. Из Ормуза Афанасий Никитин дошел по уже знакомому пути к городу Рей. Дальше ему предстояло перейти через Эльбрус, чтобы попасть на южное побережье Каспийского моря.

Далее Афанасий Никитин переправился через Черное море и достиг Балаклавы, а затем Феодосии. Там Афанасий Никитин встретился с русскими купцами и весной 1475 г. по Днепру отправился на север. Он остановился в Киеве, пошел дальше, но, не дойдя до Смоленска, умер. Афанасий Никитин первым из русских людей описал Южную и Юго-Восточную Азию от Ирана до Китая. Он первым среди европейцев за 30 лет до Васко да Гамы достиг Индии. Путь его так и не был повторен.

В начале сентября 1581 г. отряд Ермака (около 600 человек) вышел из селения Кергедан (в настоящее время там находится Камское водохранилище). Затем в составе нескольких десятков кораблей казаки отплыли по реке Чусовой. После этого казаки переправились через Уральские горы и достигли реки Тагил, а затем реки Тура. Пройдя по этой реке около 100 километров, отряд Ермака встретил первое сопротивление в районе селения Епанчин-городок (ныне Туринск). Без труда преодолев сопротивление, корабли пошли дальше вниз по Туре. Но татары, бежавшие из-под Епанчина предупредили хана Кучума о приближении флотилии Ермака.

В октябре 1582 г. корабли Ермака достигли реки Иртыш и сделали стоянку в Тобольске. Оттуда казаки пошли вверх по Иртышу с целью захвата Искеры. Казаки обратили в бегство татар и Искер был взят, а Кучум бежал. Здесь казаки зазимовали. Зимой 1583 г. десятитысячное войско татар двинулось на Искер. Ермак не стал ждать осады, а внезапно атаковал колонну татар в 15 километрах к югу от Искеры. В результате тяжелого боя татарское войско отступило.

Весной Ермак отправил отряд атамана Богдана Брязги вниз по Иртышу с целью разведать путь на Обь. Идя вниз по Иртышу, флотилия Брязги достигла Белогория (место впадения Иртыша в Обь) и вернулась назад. Не дождавшись подкрепления ни зимой 1583 г., ни летом 1584 г., Ермак решил вернуться назад во владения Строгановых, следуя по течению реки Тавды. По реке Тавда Ермак подошел к столице Пелымского княжества городу Пелым- укрепленной крепости с гарнизоном более 700 воинов. Чтобы уберечь свою дружину, Ермак не стал штурмовать эту крепость и повернул назад в Искер.

К тому времени подошло подкрепление в составе 300 стрельцов во главе с воеводой Волховским. Воеводе Волховскому был дан приказ взять управление Сибирью в свои руки, а Ермака отправить в Москву. Приказ этот осуществить не удалось, так как воевода вскоре умер. Ермаку пришлось провести еще одну зиму в Искере.

С начала весны 1585 г. отряды хана Карачи целый месяц держали Искер в осаде, рассчитывая уморить оставшихся казаков голодом. Не имея возможности вступать в открытое противостояние, Ермак, под покровом ночи, с отрядом казаков пробрался в ставку Карачи и разгромил ее. Самому хану удалось избежать гибели, но его войска отошли от Искера.

Летом 1585 г. казаки предприняли поход в южные районы ханства, куда отступили отряды Карачи. После нескольких мелких столкновений с татарами Ермак достиг хорошо укрепленной крепости Кулары. Через пять дней безуспешного штурма казаки, оставив крепость, двинулись дальше к Ташатканскому городку, откуда Ермак ушел на Шиш-реку, где проходили рубежи Сибирского ханства. После этого казаки решили вернуться обратно в Искер.

В это время хан Кучум объединил свои силы с ханом Карачи и решил заманить отряд Ермака в западню. Когда казаки проходили мимо крепости Кулар, татары распространили слух о том, что в устье реки Вагай задержан караван из Бухары. Отряд Ермака поспешил на помощь каравану. В начале августа 1585 г. у города Вагай казаки остановились на ночлег и были атакованы многочисленными отрядами татар. С тяжелыми потерями казакам удалось вырваться из окружения и на кораблях добраться до Искера. Но в этом бою Ермак погиб. Лишившись атамана, остатки отряда вышли из Искера, спустились по Иртышу на Обь, а оттуда пошли печорским путем на родину. В Россию смогли вернулись 25% отряда.

Сибирский поход Ермака был предвестником многочисленных экспедиций. Через несколько лет русские войска взяли Пелым, покорили Пелымское княжество и разгромили остатки Сибирского ханства. Тогда были освоены маршруты с Вишеры на Лозьву, более удобные и легкие чем тагильский. Уральский хребет окончательно был покорен. В Сибирь двинулись землепроходцы, которых ждали новые открытия. Позже эти земли стали наполняться ратными людьми, промышленниками и крестьянами-переселенцами.

В 1610 г. Кондратий Курочкин первым обследовал фарватер нижнего Енисея от Туруханска до устья этой реки. Он установил, что Енисей впадает в Карское море. Продвигаясь на восток, в тайгу и тундру Восточной Сибири, русские землепроходцы открыли одну из крупнейших рек Азии – Лену. Из Якутска русские землепроходцы продвигались вверх по Лене, а затем по ее притокам – Олёкме и Витиму. Далее путешественники переходили через водораздельные хребты и достигали берегов Амура. Первым, кто проник в бассейн Амура, был Василий Данилович Поярков.


В июле 1643 г. была снаряжена экспедиция с целью выяснения природных богатств юго-восточной Сибири. Сначала Поярков по Лене дошел до реки Алдан, затем он поднялся по Алдану и рекам его бассейна – Учур и Гонам. Осенью Поярков с отрядом в 90 человек пошел на нартах и лыжах через Становой хребет и вышел к верховьям реки Брятны, впадающей в реку Зею. Через 10 дней отряд достиг левого притока Зеи. Там Поярков потребовал от дауров, чтобы они давали ясак русскому царю. Разграбив одно из селений, Поярков послал отряд из 50 казаков в другое селение. Но дауры, собрав конный отряд, разбили казаков.

В мае 1644 г. к Пояркову подошли люди, зимовавшие на реке Гонам. Экспедиция отправилась дальше. В конце июня 1644 г. отряд Пояркова вышел на Амур в районе устья Зеи. Часть отряда вместе с Поярковым решили двигаться вверх по Амуру, на реку Шилку – для поиска серебряных руд. Другая часть – отправилась на разведку вниз по Амуру. Через три дня разведчики вернулись, так как выяснили, что море далеко, а местное население враждебно. Через несколько месяцев экспедиция достигла устья Амура, и там устроили вторую зимовку.

В конце мая 1645 г., когда устье Амура освободилось ото льда, Поярков вышел в Амурский лиман, но не рискнул идти на юг, и повернул на север. Морское плавание на речных лодках продолжалось три месяца. Экспедиция продвигалась сначала вдоль материкового берега Сахалинского залива, а затем вышла в Охотское море.

Первым из европейцев открыл Охотского море и обследовал его берега Иван Юрьевич Москвин в 1639 г. Он же открыл Сахалинский залив. В начале сентября 1645 г. Поярков вошел в устье реки Ульи. Здесь казаки нашли уже знакомый им народ – эвенков и остались на третью зимовку. Весной 1646 г. отряд двинулся на нартах вверх по Улье и вышел к реке Мае, бассейна Лены. Здесь путешественники выдолбили лодки и через три недели дошли до Якутска.

Во время этой трехлетней экспедиции Поярков прошел около 8 тыс. километров, в том числе по течению Амура до его устья – 2 тыс. километров. Он прошел новым путем от Лены на Амур, открыв реки Учур, Гонам, Зея, а также Амурско-Зейскую и Зейско-Бурейскую равнины. От устья Зеи он первым спустился по Амуру, дойдя до Амурского лимана, первым совершил плавание вдоль берегов Охотского моря, открыл Сахалинский залив и собрал некоторые сведения о Сахалине. Поярков также собрал сведения о народах, живущих по Амуру.

Наиболее известным первооткрывателем был Семен Дежнев из Великого Устюга. Он служил рядовым казаком в Тобольске, Енисейске, Якутске, занимался пушным промыслом. С 1640 г. участвовал в походах за ясаком. В 1642 г. проводил сбор дани в районе реки Оймякон. В 1643 г. Дежнев в составе отряда казачьего десятника и купца Михаила Стадухина прошел на кочах из Оймякона вниз по Индигирке, вошел в Восточно-Сибирскоре море и зашел до устья Колымы. Здесь было заложено Нижнекамское зимовье.

В 1648 г. Дежнев в составе экспедиции Исая Игнатьева из Нижнеколымска отправился из устья Колымы на восток. На шести кочах они вышли в Восточно-Сибирское море, и пошли на восток вдоль берега. Целью экспедиции были поиск развития запасов и добыча моржового клыка. Экспедиция вышла в Чукотское море. Дежнев строго придерживался береговой линии. В октябре 1649 г. Дежнев обогнул Чукотский полуостров и продолжал следовать на юг. В Анадырском заливе во время шторма Дежнев потерял одно судно. У мыса Наварин затонуло другое. На оставшемся судне Дежнев дотянул до бухты в устье реки Укэлаят (ныне эта бухта называется «бухта Дежнева»). Около Олюторского полуострова затонуло его последнее судно. Высадившись на берег, Дежнев повернул на север вдоль берега Камчатки. Через три месяца отряд Дежнева дошел к Устью реки Анадырь.

В 1659 г. Дежнев отправился по реке Белая и достиг Колымы. В 1661 г. он прибыл в Оймякон на реке Индигирка. Далее он достиг реки Алдан и из нее попал в Лену. В 1662 г. Дежнев прибыл в Якутск. Оттуда его послали в Москву с большой партией моржовых клыков. Благополучно добравшись до Москвы и сдав груз, Дежнев неожиданно заболел и умер.
Открытие Дежневым пролива между Азией и Америкой тогда никто не принял во внимание. Лишь в 1898 г., в честь 250-летия плавания Дежнева, крайняя восточная точка Азии была названа мысом Дежнева.

Таким образом, к концу XVII в. благодаря путешествиям и открытиям русских землепроходцев образовалось крупнейшее в мире государство, простирающееся с запада на восток от Белого моря до Камчатки и Тихого океана. Южные границы России были еще неопределены. Эта задача решалась во время дальнейших походов.

Великие географические открытия русских землепроходцев, путешественников и мореплавателей XIV-XVII вв. и их роль в развитии Российского государства

Российское отечество славно именами русских путешественников. Из ранних, документально известных истории это игумен Даниил, совершивший великое паломничество в Афон и на Святую Землю в 1065 г. и подробно описавший увиденные земли и народы, Афанасий Никитин, совершивший путешествие в Персию и Индию в 1471 - 1474 гг. и оставивший нам уникальное произведение «Хождение за три моря», которое считается одним из самых замечательных памятников русской средневековой литературы. Она изучается специалистами разных направлений - истории и культуры, туристской индустрии и др. Позднее стали известны путешественники Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888), Н.М. Пржевальский (1839-1888), В.И. Беринг (1681-1741) и многие другие.

Схема маршрута Афанасия Никитина

Основная часть Европейского и Азиатского приполярного Севера была открыта русскими путешественниками. Первопроходцами великих открытий на севере Европы и Азии были новгородцы, граждане мощной древнерусской республики, носившей название Великий Новгород и стоявшей на берегу озера Ильмень. Новгородцы еще в X-XI вв. освоили север и северо-восток Русской равнины и вышли на просторы северо-запада Сибири. К середине XIII в. новгородцы чувствовали себя хозяевами на Кольском полуострове, в Беломорье, на Печорском севере и в устье Оби. Возникли специализированные поселения рыбаков и охотников за морским зверем - поморов, сыгравших большую роль в освоении Полярного бассейна. Ими были открыты острова Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Новая Земля. На малых судах - лодьях и кочах - поморы плавали во второй половине XV в. на далекий остров Грумант (Шпицберген) - значительно ранее, чем состоялось посещение его Виллемом Баренцем (1597). Поморы добывали рыбу и моржовую кость, изделия из которой высоко ценились на европейских и азиатских рынках. Русские первопроходцы в поисках «драгоценной рухляди» (пушнины) и новых лежбищ моржей открыли Карское море, пройдя его до полуострова Ямал.

Новгородцы открыли и крайний северо-восток Европы: Подкаменную Югру (бассейн реки Печоры) и Камень (Северный Урал), куда они проложили два пути. Северным путем они поднимались по Пинеге - нижнему притоку Двины, переходили от ее излучины через реку Кулой на Мезень и ее нижний приток Пензу, далее от ее верховья на реку Цильму и спускались до Печоры. Этот северный путь был тяжелым, поэтому новгородцы предпочитали южный путь - более легкий и удобный, который шел вниз по Сухоне, далее на Северную Двину, а затем вверх по Вычегде, правому притоку Двины, выходил на Печору.

В 1193 году в Югру совершил поход новгородский воевода Ядрей, который собрал с северных народов дань серебром, соболями и изделиями из костей морских животных (моржей, тюленей и т.д.). В XIII-Х1Увеках новгородцы проникли в Северо-Западную Сибирь, дошли и освоили территории от нижней Оби до устья Иртыша. Во второй половине XIV в. святой епископ Стефан Пермский (ок. 1330-1396) проделал большое путешествие и прибыл в земли народа коми. Святитель изучил язык коми и составил его алфавит («пермская азбука»), крестил этот северный народ и стал его первым просветителем. При участии святителя Стефана была составлена первая гидрографическая характеристика Пермской земли. В результате деятельности святителя страна народа коми вошла в состав Московского великого княжества в конце XIV в.

Во второй половине XV в. Московское великое княжество покорило Великий Новгород и, таким образом, присоединило к себе все северные русские земли. При этом движение на северо-восток русских людей продолжал ось, и в этом видную роль играли нромышленники-номоры, проживавшие на берегах северных морей. Выходцы с Русского Севера были наиболее активными участниками освоения огромных пространств Сибири. В 1483 году московское войско во главе с воеводами князем Ф. Курбским- Черным и И.И. Салтык-Травиным совершили первый исторически доказанный переход через Средний Урал. В устье реки Пелым - притока Тавды - объединенная рать русских и коми разбила войско вогульского князька и прошла но Западной Сибири, совершив поход по кольцевому маршруту длиной в 2500 км. В результате этого похода в 1484 г. к великому князю Московскому Ивану III Васильевичу пришли вогульские, югорские и сибирские князьки с просьбой принять их в подданство Московского великого княжества.

К концу XV в. русские землепроходцы открыли и освоили не только всю Северную и Северо-Восточную Европу, но и Полярный, Приполярный и Северный и Средний Урал, перевалив его в нескольких местах. Русские люди прошли на Иртыш и в низовья Оби, таким образом начав открытие и освоение Западно-Сибирской равнины. Как результат этой деятельности в начале XVIb. появляются чертежи (карты) северо-западных пограничных областей, а в 1523 г. была создана карта всего Московского великого княжества.

После завоевания Казанского ханства в 1552 г., а потом Астраханского ханства в 1556 г. открылась большая возможность продвижения русских на восток с промысловыми и торговыми целями. Устанавливались деловые и политические отношения с Ногайской и Малой Казахской ордами, с Сибирским ханством до тех пор, пока эти территории не подпали под власть хана Кучума (ум. ок. 1601), который разорвал дружественные договорные отношения сибирских народов с Московским царством и совершил несколько разбойных рейдов за Урал, в земли, уже подчиненные русскому государству.

Для защиты русских интересов в Сибири купцы Строгановы в 1582 г. договорились с казацким атаманом Ермаком Тимофеевичем о походе против хана Кучума. Ермак сформировал небольшой отряд и выступил на стругах, составлявших небольшую флотилию, по сибирским рекам в поход против войск Кучума, которые в первой битве на реке Иртыш были разбиты и оставили вместе с ханом свою столицу «город Сибирь». Зимой 1582-1583 гг. Ермаку добровольно подчинились народы, проживающие в обширной области по Тоболу и нижнему Иртышу. Однако казаков было мало, чтобы удержать такие большие территории, поэтому они направили в 1583 г. посольство во главе с казаком И. А. Черкасом в Москву к царю Ивану IV Васильевичу Грозному. Царь и русское правительство высоко оценили инициативу купцов Строгановых и достижения казацкого отряда во главе с Ермаком.


Схема походов Ермака

Все участники похода были прощены за прошлые прегрешения и награждены, а атаман Ермак был приглашен в Москву. Однако последовавшая в 1584 г. смерть царя Ивана Грозного не позволила быстро оказать помощь казацкому отряду Ермака, против которого выступил собравший военные силы хан Кучум. В результате военных действий атаман Ермак Тимофеевич в 1585 г. попал в засаду и был убит, а оставшиеся в живых казаки и служилые люди отступили, что на некоторое время приостановило освоение Сибири. Однако остановить движение русских людей в Сибирь по уже разведанным речным и сухопутным путям было невозможно. В 1591 году тобольский воевода князь В.В. Кольцов-Масальский организовал военный поход против хана Кучума. Русская армия разбила ханское войско, а сам хан Кучум бежал в южно-сибирскую степь. Таким образом, уже через шесть лет после гибели Ермака было восстановлено русское присутствие в Западной Сибири.

Военный поход казаков во главе с атаманом Ермаком в Сибирь, завершившийся присоединением Сибирского ханства к Московскому царству, открыл путь для быстрого освоения Сибири, вошедшей в историю как движение русских землепроходцев. В 1595 году в устье реки Оби был основан город Обдорск (Салехард). В 1601 году в Тазовской губе была заложена Мангазея - первый русский заполярный город в Сибири, который располагался на севере Западной Сибири, на реке Таз в месте впадения в нее реки Мангазейки. Мангазея был центром торговли пушниной и опорным пунктом для дальнейшего продвижения на восток. Затем последовало основание городов Туруханска и Енисейска. В 1628-1630 годах был разведан путь на Лену. В 1632 году был основан Якутск. В этом же году отряд казаков иод руководством И. Перфильева и И. Реброва спустился по Лене вплоть до ее устья к Северному Ледовитому океану. Вскоре вдоль моря были пройдены маршруты до устьев рек Оленька, Яна и Индигирка. В 1639 году отряд И. Ю. Москвитина пересек систему горных хребтов и вышел на берег Охотского моря, открыл Сахалинский залив.

В начале 40 гг. XVII в. русские первопроходцы, зимовавшие на верхней Лене, устье реки Илги, услышали от местных бурят первые сведения об озере Байка.т и об истоках Лены, а также богатых месторождениях серебряной руды. Летом 1643 г. отряд казаков во главе с К. А. Ивановым первым разведал путь от верхней Лены на Байкал. Казаки построили суда и прошли вдоль северного берега Байкала до устья реки Ангары. На Байкале и в Забайкалье русское присутствие окончательно укрепилось в 60 гг. XVII в., после основания города Иркутска.


Схема маршрутов С. И. Дежнева

В 1643-1646 годах беспримерный поход совершила экспедиция во главе с В.Д. Поярковым: из Якутска она поднялась по Лене и Алдану, перевалила через Становой хребет, спустилась но Зее и Амуру до его устья, вдоль моря прошла до устья реки Ульи, через хребет Джугджур проникла в бассейн реки Май, по ней и Алдану сплавилась в Якутск. В следующем году В.Д. Поярков с товарищами спустился по Амуру и вернулся в Лену через Охотское море. Продолжателем дела В.Д. Пояркова стал Е.П. Хабаров, деятельность которого в период 1647-1651 гг. привела к фактическому присоединению к России всего Приамурья.

Пути экспедиции Е.П. Хабарова и В.Д. Пояркова

В середине XVII в. участники экспедиции во главе с С.И. Дежневым первыми прошли морем из Ледовитого океана в Тихий, доказав существование пролива, разделяющего Азию и Америку, а также открыли реку Анадырь. С. И. Дежнев оставил потомству описание своего замечательного путешествия. Однако это открытие оставалось долго неизвестным, потребовалась организация специальной экспедиции в XVIII в. для подтверждения открытия С. И. Дежнева.

Таким образом, после присоединения Сибирского ханства прошло лишь полвека, в течение которого стала реально известной и постепенно вовлекалась в хозяйственную жизнь России огромная территория Сибири. Русская колонизация Азии шла от внутренних областей к периферии, не нарушала традиционные устои жизни и обычаи местных народов, не представляла собой жестокого бремени и поэтому не встречала упорного сопротивления коренных обитателей. Ни один, даже самый малочисленный, народ не потерялся во время русской цивилизационной миссии в Сибири и на Дальнем Востоке.

Экспедиции В. Атласова по Камчатке

К концу XVII в. с открытием и присоединением Камчатки отрядом казаков во главе с В. В. Атласовым (1697-1699) практически вся Сибирь вплоть до Тихого океана была включена в состав Московского царства. Российское государство существенно раздвинуло свои границы, пополнилось новыми землями, увеличило в несколько раз свою территорию. Московское царство обрело новые народы со своими национальными культурами, обычаями и принципами природопользования. Информация, поставлявшаяся землепроходцами, представляла собой существенный материал для новых географических обобщений, формулирования идей и составления программ дальнейшего знакомства с этим обширным краем. Составлялись первые карты Сибири и Дальнего Востока. Так, в 1651 г. Е.П. Хабаровым было завершено составление «Чертежа реки Амуру».

В ходе географических открытий и освоения Сибири и Дальнего Востока строились зимовья, остроги, крепости и города, а также дороги, развивалось сельское хозяйство (пашенное земледелие и скотоводство), строились мельницы, организовалась добыча железной руды и выплавка металлов, развивался пушной промысел и солеварение, а также другие виды хозяйственной деятельности. Для управления грандиозными территориями Сибири и Дальнего Востока в Москве было создано правительственное учреждение - Сибирский приказ.

Русский путешественник, землепроходец, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, торговец пушниной. Первый известный мореплаватель, прошедший по Берингову проливу, соединяющему Северный Ледовитый океан с Тихим и разделяющему Азию и Северную Америку, Чукотку и Аляску, причём сделал это за 80 лет до Витуса Беринга, в 1648 году.

Именем Дежнёва названы: мыс, остров, залив, полуостров, ледник, село, улицы.

Витус Ионассен Беринг

Мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. По происхождению датчанин. В 1725-1730 и 1733-1741 годах руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.

Именем Беринга названы: море, пролив, остров, мыс, улицы.

Иван Фёдорович Крузенштерн

Российский мореплаватель, адмирал. Происходил из остзейских дворян. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию.

Именем Крузенштерна названы: остров, пролив, риф.

Юрий Фёдорович Лисянский

Российский мореплаватель и исследователь. Капитан первого ранга. Родился в семье протоиерея в городе Нежине. Обучаясь в Морском кадетском корпусе, подружился с И. Ф. Крузенштерном.

Именем Лисянского названы: остров, мыс, пролив, полуострова, бухта, залив, подводная гора, река, улица, сквер.

Пётр Иванович Рикорд

Российский адмирал, путешественник, учёный, дипломат, писатель, кораблестроитель, государственный и общественный деятель.«Записки Рикорда о плавании к Японским берегам» переведены на английский, французский и др. языки.

Именем Рикорда названы: остров, мыс, река, пролив, подводный вулкан, горная вершина.

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен

Русский мореплаватель, адмирал, первооткрыватель Антарктиды. По происхождению - балтийский немец из остзейского дворянского рода Беллингсгаузенов. В 1803-1806 годах Беллинсгаузен участвовал в первом кругосветном плавании русских судов на шлюпе «Надежда» под командой Ивана Крузенштерна. После восшествия на престол императора Николая I Беллингсгаузен был назначен членом комитета для образования флота и в 1826 году произведён в чин контр-адмирала.

Именем Беллинсгаузена названы: море, мыс, острова, залив, ледник.

Михаил Петрович Лазарев

Русский флотоводец и мореплаватель, адмирал, кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет, командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды.

Именем Лазарева названы: море, атолл, мысы, риф, река, бухта, остров, горная цепь, ледник, подводная гора, улицы, скверы, мосты.

Фёдор Петрович Врангель

Российский военный и государственный деятель, мореплаватель и полярный исследователь, адмирал, управляющий Морским министерством. Труды: «Дневные записки о плавании военного транспорта “Кроткого”; «Очерк пути из Ситки в Санкт- Петербург»; «Историческое обозрение путешествий по Ледовитому океану»; «Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому океану, совершенные в 1820-1824 годах».

Именем Врангеля названы острова.

Пётр Фёдорович Анжу

Адмирал, член совета Министра государственных имуществ, полярный исследователь. В 1825-1826 годах Анжу участвовал в военно-ученой экспедиции, при описании северо-восточного берега Каспийского и западного берега Аральского морей, под начальством полковника Ф. Ф. Берга.

Именем Анжу названа северная группа островов.

Пётр Петрович Семенов-Тян-Шанский

Русский географ, ботаник, статистик, экономист, государственный и общественный деятель. Приписку «Тян-Шанский» получил, когда посетил Тян-Шанские горы. Вице-председатель Императорского Русского географического общества.

Именем Семёнова-Тян-Шанского назван ряд географических объектов в Средней и Центра- льной Азии, на Кавказе, Аляске и Шпицбергене и около 100 новых форм растений и животных.

Николай Михайлович Пржевальский

Русский путешественник и натуралист. Предпринял несколько экспедиций в Центральную Азию. В 1878 году избран почётным членом Академии наук. Генерал-майор.

Именем Пржевальского названы: хребет, ледник, горы, пещера, скальный массив, город, посёлок, улицы.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай

Русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи, называемого Берегом Маклая. День рождения Миклухо-Маклая неофициально отмечается как профессиональный праздник этнографов.

Именем Миклухо-Маклая названы: северо-восточное побережье Новой Гвинеи, залив, улицы.

Павел Яковлевич Пясецкий

Русский врач, путешественник, художник, писатель. Известной заслугой Пясецкого, стало внедрение в отечественную медицинскую практику кефира, который до этого времени почти не был известен в России. Павел Яковлевич привез его из непродолжительной поездки по Северному Кавказу. Пясецкий одним из первых, наряду с Мечниковым стал пропагандировать лечебные свойства кефира, чем внес свою лепту в его распространение в пищевом рационе жителей России.

Александр Ксаверьевич Булатович

Русский учёный и религиозный деятель. Исследователь Эфиопии, офицер, впоследствии иеросхимонах, Совершил в апреле 1896 года в качестве курьера легендарный пробег на верблюдах из Джибути в Харэр, преодолев расстояние свыше 350 вёрст по гористой пустыне за 3 суток и 18 часов, что на 6-18 часов быстрее, чем профессиональные курьеры. Булатович - первый европеец, который пересёк из конца в конец Каффу (сейчас - провинция Эфиопии). Впоследствии составил первое научное описание Каффы. Он также стал вторым европейцем, который обнаружил устье реки Омо.

Николай Константинович Рерих

Русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Академик Императорской (Российской) академии художеств. Занимался археологией, коллекционированием, как художник успешно выставлялся, участвовал в проектировании и росписи церквей, возглавлял художественное объединение «Мир искусства», успешно работал как сценограф.

Именем Рериха названы: пик, перевалы, ледник.

Robert Peary

Американский исследователь Арктики, путешественник. Посвятил 23 года жизни задаче достижения Северного полюса, осуществил несколько экспедиций в Гренландию и Центральную Арктику. Официально считается первым человеком, достигнувшим Северного полюса. По его утверждению, это произошло 6 апреля 1909 года.

Именем Пири названы: полуостров, остров, гора.

Fridtjof Nansen

Норвежский полярный исследователь, учёный - доктор зоологии, основатель новой науки - физической океанографии, политический и общественный деятель, гуманист, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год, удостоен наград многих стран, в том числе России. В 27-летнем возрасте впервые в истории пересёк на лыжах ледниковый покров острова Гренландия.

Именем Нансена названы: котловина, хребет, горы, острова.

Robert Scott

Капитан королевского флота Великобритании, полярный исследователь, один из первооткрывателей Южного полюса, возглавивший две экспедиции в Антарктику: «Дискавери» и «Терра Нова». Во время второй экспедиции Скотт вместе с ещё четырьмя участниками похода достиг Южного полюса 17 января 1912 года, но обнаружил, что их на несколько недель опередила норвежская экспедиция Руаля Амундсена.

Владимир Александрович Русанов

Русский арктический исследователь, геолог, путешественник. Совершил первый в истории сухопутный поход по Новой Земле, он пересек её от залива Незнаемого до бухты Крестовой на западной стороне острова. Следует отметить, что Баренцева моря достиг лишь один Русанов, остальные путешественники, не выдержав трудностей пути, отстали.

Именем Русанова названы: бухта, полуостров, ледник, гора, улицы.

Георгий Яковлевич Седов

Русский гидрограф, полярный исследователь, офицер военно-морского флота (старший лейтенант), действительный член Русского географического общества, почётный член Русского астрономического общества. Участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Карского моря, Каспийского моря, устья реки Колымы и морских подходов к ней, Крестовой губы.

Именем Седова названы: архипелаг, острова, ледник, мыс, посёлок, улицы.

Константин Эдуардович Циолковский

Русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет. Основные научные труды относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике.

Именем Циолковского названы: город, улицы.

Отто Юльевич Шмидт

Советский математик, географ, геофизик, астроном. Исследователь Памира, исследователь Севера, профессор, академик АН СССР, АН УССР, Герой Советского Союза. Внёс вклад в изучение северных полярных территорий.

Именем Шмидта названы: мыс, равнина, улицы.

Алексей Николаевич Жохов

Русский полярник, исследователь-гидрограф, лейтенант флота Российского. Участник Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, в составе которой совершил сквозной проход вдоль всего арктического побережья с востока на запад.

Именем Жохова названы: остров, озеро.

Пётр Петрович Ширшов

Cоветский государственный деятель, гидробиолог и полярный исследователь, профессор, доктор географических наук, академик АН СССР. Составил подробную биологическую карту литоральной и сублиторальной растительности Новой Земли.

Именем Ширшова названы: бухта, озеро, подводный хребет, улицы.

Михаил Васильевич Водопьянов

Советский лётчик, участник спасения экипажа парохода «Челюскин», участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации, Совершал полёты в Арктику. Впервые совершил посадку на лёд применив тормозной парашют.

Именем Водопьянова названы: село, улицы.

Валерий Павлович Чкалов

Советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. Совершил перелёт из Москвы на Дальний Восток. Командир экипажа самолёта, совершившего первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер.

Именем Чкалова названы: пик, остров, сёла, посёлки, площадь, проспект, улицы.

Георгий Филиппович Байдуков

Советский лётчик-испытатель; военачальник, один из руководителей создания системы противовоздушной обороны СССР. Генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, кавалер наибольшего числа орденов СССР (22 ордена СССР).

Именем Кренкеля названы: остров, пик, село, улицы.

Эрнст Теодорович Кренкель

Советский полярник, профессиональный радист, участник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс-1» и других арктических экспедиций. Герой Советского Союза.

Именем Кренкеля названы: бухта, улицы.

Евгений Константинович Фёдоров

Советский геофизик, начальник Гидрометслужбы СССР, государственный и общественный деятель, академик АН СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы, глава делегации на первой Всемирной конференции по климату.

Именем Фёдорова названы: группа островов, улицы.

Георгий Алексеевич Ушаков

Советский исследователь Арктики, доктор географических наук, автор 50 научных открытий. Совместно с Урванцевым, Ходовым и Журавлёвым составили первую карту архипелага Северная Земля.

Именем Ушакова названы: мыс, река, остров, горы, поселок.

Николай Васильевич Морозов

Русский военный гидрограф и полярный исследователь. Участвовал в нескольких крупных полярных экспедициях, и с 1899 по 1905 годы занимал должность помощника начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Стал первым лоцмейстером Карского моря: он провёл в устье Енисея 22 грузовых парохода, которые транспортировали необходимые материалы для строительства Великой Сибирской магистрали.

Владимир Клавдиевич Арсеньев

Русский и советский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока, военный востоковед. Занимался картографией, статистикой, археологией, геологией, гидрологией и метеорологией, музейным делом.

Именем Арсеньева названы: ледник, гора, город, бухта, улицы.

Roald Amundsen

Норвежский полярный путешественник и рекордсмен, «Наполеон полярных стран» по выражению Р. Хантфорда. Первый человек, достигший Южного полюса. Первый человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший на обоих географических полюсах планеты. Первый путешественник, совершивший морской переход Северо- Западным проходом (по проливам Канадского архипелага).

Именем Амундсена названы: море, гора, ледник, залив, котловина.

Jacques-Yves Cousteau

Французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор ордена Почётного легиона. Известен как Капитан Кусто. Совместно с Эмилем Ганьяном в 1943 году разработал и испытал акваланг. С начала 1950-х годов Кусто вёл океанографические исследования с помощью судна «Калипсо». Признание пришло к Кусто с выходом книги «В мире безмолвия». Фильм, снятый по мотивам книги, в 1956 году получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь».

Thor Heyerdahl

Норвежский археолог, путешественник и писатель, автор многих книг. Хейердал и ещё пятеро путешественников в Перу построили плот паэ-паэ, который они назвали «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км). Организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи, для исследования ряда важных археологических объектов. Обследовал курганы, найденные на Мальдивских островах в Индийском океане. Исследовал пирамиды Гуимар на острове Тенерифе. В 2000 году Хейердалом были начаты раскопки в Азове Ростовской области.

Виталий Георгиевич Волович

Участник Великой Отечественной войны, полковник медицинской службы в отставке, доктор медицинских наук, профессор, почётный полярник, инструктор парашютного дела. Первый человек в мире, совершивший вместе с Медведевым, прыжок на парашюте на Северный полюс. Действительный член Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского.

Виктор Иванович Сарианиди

Российский археолог, доктор исторических наук, член Антропологического общества Греции, почётный академик Академии Туркменистана. Автор более 30 книг и свыше 300 публикаций. Благодаря работе Сарианиди в Бактрии и Маргиане были найдены следы известной лишь по надписи на Бехистунской скале страны Маргуш.

Юрий Алексеевич Гагарин

Советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. Первый человек совершивший полёт в космическое пространство.

Именем Гагарина названы: город, бульвары, улицы, проспекты, площади.

Юрий Александрович Сенкевич

Советский и российский медик и тележурналист, путешественник, телепродюсер, кандидат медицинских наук, полковник медицинской службы, лауреат Государственной премии СССР, академик Российской телевизионной академии, президент Ассоциации путешественников России, ведущий старейшей телепередачи советского и российского телевидения «Клуб путешественников».

Евгений Павлович Смургис

Советский путешественник. В одиночку впервые в мировой истории вышел в Карское море. Вместе со знаменитыми покорителями Атлантики и Тихого океана замкнул кольцо кругосветного путешествия на гребных лодках. Суммарная протяженность гребного марафона - 48 000 км - еще не кем не перекрыта.

Валентина Владимировна Терешкова

Советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт, Герой Советского Союза. Лётчик-космонавт СССР № 6, 10-й космонавт мира. Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку. Генерал-майор авиации в отставке, первая в России женщина в звании генерал-майора.

Именем Терешковой названы: улицы, проспекты, площади.

Владимир Семенович Чуков

Профессиональный путешественник. Президент экспедиционного центра «Арктика» Русского Географического Общества. Организовал и руководил более 30 экспедициями в Арктике и Антарктиде. Первый человек в мире, который достиг Северного полюса на лыжах автономно четыре раза. Почётный полярник, Заслуженный мастер спорта СССР, выдающийся путешественник России.

植村直己

Японский путешественник, проходивший по экстремальным маршрутам в разных точках мира. Многие путешествия Уэмура совершил в одиночку. К 29 годам поднялся на пять из семи высочайших точек разных континентов, причём на четыре из них - сольно. Совершил пешее путешествие по Японии. За 52 дня он прошёл около 3 000 километров. Девять месяцев прожил в Гренландии с эскимосами. Пересёк Гренландию с севера на юг в одиночку.

Федор Филиппович Конюхов

Российский путешественник, писатель, художник, пилот свободного аэростата, священник Украинской православной церкви (Московского патриархата). Совершил 5 кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику, причём один раз на вёсельной лодке. Первый российский гражданин, побывавший на всех Семи вершинах, на Южном и Северном полюсах.