Опыты со звуком на музыкальных занятиях в. Обучающие игры на уроках

Это будет интересно не только детям, но и взрослым!

«ПОЧЕМУ ВСЁ ЗВУЧИТ?», «МУЗЫКА или ШУМ?»,

«ГДЕ ЖИВЕТ Э Х О?», «ПОЧЕМУ Мишутка ПИЩАЛ?,

«КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕСЕНКА?», «КАК СДЕЛАТЬ ЗВУК ГРОМЧЕ?»,

«КОРОБОЧКА С СЕКРЕТОМ», «ПОЧЕМУ НЕ СЛЫШНО?»,

«ПЕРЕДАЙ СЕКРЕТ», «ЗВУКИ в ВОДЕ»,

«СПИЧИЧНЫЙ ТЕЛЕФОН», «ПОЧЕМУ КОМАР ПИЩИТ, А ШМЕЛЬ ЖУЖЖИТ?»,

«ПОЮЩАЯ СТРУНА», «ПОЧЕМУ МЫШОНОК НЕ УСЛЫШАЛ ЩУКУ?»,

«КАК ВИДЯТ ЛЕТУЧИЕ МЫШИ?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыты со звуком

«МУЗЫКА или ШУМ?»

- Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки

- Металлофон, балалайка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики. коробочки со «звуками», наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и др.

Дошкольники рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый определяет вместе с детьми, какие из них музыкальные. Дети называют предметы, извлекают 1-2 звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию, дети пробуют её узнать. Педагог выясняет, получится ли она, если просто постучать по кубику? (нет). Как назвать то, что получится? (шум). Дети рассматривают коробочки со звуками, заглядывают в них и определяют, одинаковые ли будут звуки. (Нет, так как разные предметы «шумят» по – разному) Затем дети извлекают звуки из каждой коробочки, стараясь запомнить, как звучит каждая. Одному из ребят завязывают глаза. Остальные по очереди извлекают звуки из разных предметов. Ребенок угадывает название музыкального инструмента.

«ПОЧЕМУ ВСЁ ЗВУЧИТ?»

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан

Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают после серии опытов

Дети выясняют, есть ли голос у линейки (если её не трогать, она звук не издаст). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (дрожит, колеблется). Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук. (Он прекращается) Выясняют, как заставить звучать натянутую струну (подергать), а потом замолчать (зажать рукой или каким либо предметом) Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в неё, не сжимая пальцами. Выясняют, что почувствовали. (звук заставил дрожать бумагу, пальцы это почувствовали) Вывод: звучит только то, что дрожит Дети разбиваются по парам. Один ребенок выбирает предмет и заставляет его звучать, другой пальцами проверяет наличие колебания и знакомым способом останавливает его.

Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Линейка с натянутой тонкой нитью. Схема строения органов речи

Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу « по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом) Откуда выходили громкие звуки? (Из горла. Дети подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в голе что-то дрожало, шепотом – дрожания не было. ) Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (связки сравнивает с натянутыми нитками: чтобы сказать слово. надо, чтобы «ниточка» тихонько задрожала) Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью, из неё извлекается тихий звук. Если подергать за нить. Выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громким. (Дёрнуть посильнее и звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, иможно повредить. (Сравнение с нитью) Разговаривая спокойно, мы бережем голос.

«КАК РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗВУК»

Объяснить, как распространяются звуковые волны

Емкость с водой, камешки, шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью, глубокая емкость с водой или бассейн, тонкостенный гладкий

Бокал с водой (до 200 мл) на ножке.

Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга. (Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в ёмкость с водой. Рассказывают, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Опыт с шашками, вывод: (Последний предмет отскочил – силу удара передали ему другие предметы. Также звук передается по воздуху) Дети выполняют опыт по следующему алгоритму: ребёнок прикладывает ухо к емкости с водой, другое ухо закрывает тампоном, второй ребенок бросает камешки. Первого спрашивает, сколько камешков брошено и как он догадался. 9 Услышал три удара, их звуки передались по воде). Дети наполняют водой стакан на ножке. Водят пальцем по краю бокала. Извлекая тонкий звук. Вместе с педагогом выясняют, что происходит с водой. (Волны – они передают звук)

«ГДЕ ЖИВЕТ Э Х О?»

Подвести к понятию возникновения эха

- - пустой аквариум или большая стеклянная банка, вёдра пластмассовые и

Металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

Дети определяют, что такое эхо. (Явление, когда сказанное слово, песенка

Слышатся ещё раз, как будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо. (В лесу, в арке дома, в пустой комнат). Проверяю с помощью серии опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает ёмкость и материал для её заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум. ведро. Выясняют, возникает ли при этом эхо. (Да, звуки повторяются) Затем заполняют емкости тканью, веточками. (нет, эхо исчезло) . Дети играют с мячом: отбивают его от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик. (Хорошо отскакивает, возвращается в руки. Если ударяется о твердые предметы, не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы0. То же происходит со звуками: они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха Выясним, почему в пустой комнате эхо живет, а заполненной мягкой мебелью – нет. (Звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к на

«ПОЧЕМУ Мишутка ПИЩАЛ?

Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.

Струны разной толщины, натянутые на деревянную планку, нити разной толщины, закреплённые одним концом на деревянной подставке (или привязанные к любому тяжёлому предмету).

- Педагог вместе с детьми вспоминает сказку Л.Н.толстого «Три медведя» (

Педагог имитирует голоса героев, изменяя высоту голоса) Затем дети изображают голос Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Какими были у них голоса? (У М.И. – грубый, громкий., У Н.П. – не очень грубый, У мишутки – тоненький. Он не говорил, а пищал.) Выясняем, почему у медведей такие разные голоса, проводя серию опытов. Вспоминаем, в результате чего появляется звук речи. (Дрожании голосовых связок) Дети выбирают соответствующие голосам персонажей струны, объясняя свой выбор. Затем привязывают нить любой толщины к подставке. Зажав нить между большим и указательным пальцами, проводят ими по всей длине нити. Раздается звук, так как нить дрожит. Педагог предлагает из набора нитей выбрать ту, которая будет звучать, как голос М.П., Н.П, Мишутки. Задание выполняется подгруппами

«КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕСЕНКА?»

Выявить причины возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от размера.

Ксилофон, металлофон, деревянная линейка

Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию (Например: «Чижик-пыжик»), затем повторить эту мелодию в другом регистре. Выясняем, одинаково ли звучали песенки. (Первый раз – нежнее. Второй – грубее) Обращаем внимание на размер трубочек инструмента, повторяем этой же мелодию на высоких нотах, делаем вывод: у трубочек большого размера звук грубее, (ниже), у маленьких – тоньше (выше). В песенке встречаются высокие и низкие звуки.

«КАК СДЕЛАТЬ ЗВУК ГРОМЧЕ?»

Выявить причину усиления звука.

Пластмассовая расческа и рупор из картона

Может ли звучать расческа? (пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издаю звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим) Звук очень тихий. слабый. Ставим расческу одним концом на стул, повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче. Что чувствую пальцы? Делаем вывод: дрожат не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук громче. Проверяем вывод, прикладывая конец расчески к разным предметам: столу, кубику, книге и т.д. (Звуки получаются разные по силе)

Дети играют в игру «Ау!», прикладывая руки рупором ко рту. Выясняют, что ощущают руки. Стал ли звук громче? (Да) Какой прибор используют капитаны на кораблях, когда отдают команды? (рупор) Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без рупора, затем с ним. Делается вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.

«КОРОБОЧКА С СЕКРЕТОМ»

Выявить причину ослабления звука.

Коробочка с мелкими предметами из разных материалов или крупами, одна

коробочка с «секретом» - внутри она полностью обложена поролоном

Педагог предлагает отгадать по звуку. Что находится в коробочке. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал. (Звук резкий, громкий – металл, шуршащий – крупа) Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в неё мелкие предметы из металла, закрывает и ставит в один ряд с остальными, меняя все местами. Дети пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, нехарактерный для металла) По пометке на донышке находят коробочку с «секретом», рассматривают её устройство, выясняют, почему звук исчез (он, как бы «застрял»л в поролоне) Дети изготовляют коробочки с «секретом», обвертывая их поролоном, поверяют их звучание и сохранность «секрета». (Звук стал глуше, тише, неопределённее). – Если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных? (Накрыть будильник чем-то мягким: подушкой, одеялом)

«ПОЧЕМУ НЕ СЛЫШНО?»

Выявить причину ослабления звука

Большая ёмкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.

Почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки? Производят опыты6

  • В большой ёмкости у одного края помещаются кораблики. У противоположного края дети бросают камешки. Выясняют, что по воде пошли волны, кораблики остались неподвижны. Распределяют кораблики по всей поверхности. Бросая камни, обращают внимание на силу волны, заставляющую кораблики двигаться. (Чем ближе кораблик, тем сильнее он качается. То же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише)
  • Дети закрепляют к емкости преграды – «волнорезы». С одной стороны гонят рукой волны. Наблюдая за их распространением. Выясняют. Есть ли волны за преградой (Нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают) То же самое происходит со звуками в городе, в помещении

«ПЕРЕДАЙ СЕКРЕТ»

Выявить особенности передачи звука на расстоянии.

Водопроводная длинная труба (длиной не менее 10 метров), два обрезка металлической трубы.

На прогулке педагог предлагает детям встать у разных концов трубы так, чтобы они не видели друг друга. Один ребенок не сильно стучит по трубе, а второй у противоположного конца считает удары (сначала просто стоит около трубы. А затем приставляет к ней ухо) Третий ребенок «связной» - выясняет, все ли передаваемый звуки услышал второй ребёнок, когда они были громче. (Когда звук передавался не по воздуху, а сразу в ухо). Вторая пара передает звуковой сигнал сначала по воздуху (удары металлических обрезков трубы друг о друга), затем по трубе. «Связной» снова выясняет, услышал ли второй игрок все передаваемые удары. (Звук по трубе через твердый предмет был громче, чем передаваемый по воздуху) Взрослый просит объяснить, почему дома нельзя стучать по отопительным батареям. (Батареи установлены во всех квартирах дома и соединены между собой. Если ударить по батарее- звук передастся по всем батареям дома.

«ЗВУКИ в ВОДЕ»

Выявить особенности передачи звука на расстоянии (Звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

- большая ёмкость с водой, камешки

Педагог предлагает дошкольникам ответить, передаются ли звуки в воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камушек и слушать звук его удара о дно ёмкости. Затем просит приложить ухо к емкости и бросить камень, если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делается вывод: во втором варианте звук был громче, значит, через воду звук проходит лучше, чем через воду.

«СПИЧИЧНЫЙ ТЕЛЕФОН»

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.

Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички с обломанными головками

Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробков потягивается нить, закрепленная с двух сторон с помощью спичек. Натягивают нить и пробуют передать друг другу «секрет». Для этого один ребенок, прижав коробок к губам, говорит, другой, приложив ухо – слушает. Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, те кто участвуют в опыте. Звук заставляет дрожать один коробок, «бежит» по нитке ко второму. По воздуху вокруг звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим. Педагог спрашивает, что может почувствовать третий ребёнок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложит палец к нити, к коробку. (Палец ощутит колебания) Дети узнают. Что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего, так как звук бежит по проводам. Дети зажимают нить посередине рукой – «телефон» не работает, (Звук передается только при дрожании нити)

«ПОЧЕМУ КОМАР ПИЩИТ, А ШМЕЛЬ ЖУЖЖИТ?»

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)

Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев

Педагог предлагает детям провести пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук получился и от чего зависит частота звуков. Дети обращают внимании на частоту звуков и размер расчёсок. Выясняют. Что у расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий. Грубый, громкий, у расчесок с мелкими частыми зубьями – звук тонкий, высокий.

Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют из величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, он звучит, как «з-з-з». у шмеля – низкий. Грубый, он звучит, как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что маленький и крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленнее, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.

«ПОЮЩАЯ СТРУНА»

Выявить причину возникновения высоких и низких звуков (частота звука)

Проводка без покрытия, деревянная рамка.

Дети с помощью взрослого закрепляют на деревянной рамке проводку, слегка натянув её. Дергая проводку, слышат звук, наблюдают с частотой колебаний. Выясняют, что звук получается низкий, грубый, проволока дрожит медленно, колебания хорошо различимы. Натягиваем проволоку сильнее, повторяем опыт. Определяем, каким получился звук. (Стал тоньше, проволока дрожит чаще) Меняя натяжение проволоки, ещё раз проверяем зависимость звучания от частоты колебаний. Дети делают вывод: чем сильнее натянута проволока, тем выше звук.

«ПОЧЕМУ МЫШОНОК НЕ УСЛЫШАЛ ЩУКУ?»

Выяснить причину разного восприятия звуков человеком и животными.

Очень тонкая и плотная бумага, иллюстрации к « Сказке о глупом мышонке», схема строения органов слуха.

Дети вспоминают один из отрывков «Сказки о глупом мышонке»: «Стала петь мышонку щука, не услышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, как поет» А какая часть уха помогает услышать звук? (Мембрана – барабанная перепонка, которая находится внутри уха) Дети говорят, что у разных животных перепонка – разная. Педагог предлагает представить, что что перепонка может быть разной по толщине, как бумага. Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: подносят разные по толщине листочки ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее. Значит тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания. Педагог рассказывает об очень высоких и очень низких звуках, которые ухо человека слышать не может, а некоторые животные их воспринимают. (кошка слышит мышь, узнает шаги хозяина, перед землетрясением животные чувствуют колебание земли..

«КАК ВИДЯТ ЛЕТУЧИЕ МЫШИ?»

Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука

Изображение летучих мышей, подводной лодки, корабля, мяч, ёмкость с водой

Дети рассматривают изображение летучих мышей, говорят о то, что они плохо видят, ведут ночной образ жизни. С помощью опята выясняют, что помогает летучим мышам не наталкиваться на предметы и друг на друга: берут емкость с водой, у одного края гонят волны, наблюдают, как волны доходят до противоположного края и идут в обратном направлении (как звуки). Затем берут мячи, отбивают с дальнего и с близкого расстояния. Педагог обращает внимание, что похожее явление происходит и со звуками: долетая до твердых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них. Дети узнают, что летучие мыши издают особые звуки, которые помогают им измерять расстояние. Взрослый предлагает угадать: если звук возвращается быстро, значит … (предмет близко), если звук возвращается нескоро, значит… (предмет далеко) Используя свойство звука передаваться на большие расстояния, человек изобрёл новый прибор – эхолот.


При использовании нужного оборудования звуковые волны могут стать довольно странными и прекрасными. В нашей повседневной жизни мы воспринимаем шум как нечто само собой разумеющееся, полагая, будто это всего лишь куча частот, сплетаемых вместе, даже если он звучит как музыка.

Но верите или нет, звук скрывает от нас много секретов! Постепенно наука открывает новые технологические нюансы и обнаруживает неожиданные возможности звуковых волн. Вот пять захватывающих экспериментов со звуком.

Обладает ли слухом наша зрительная система?

Был проведен эксперимент, в ходе которого выявилась реакция обезьян на яркие и тусклые кнопки. Обезьяны могли легко определить яркие кнопки, но тусклые стали для них проблемой, пока ученые не присоединили быстрое звуковое сопровождение к тусклым пятнам. По-видимому, звук действительно помогает нам воспринимать предмет визуально. В каком-то смысле этот опыт взорвал умы нейробиологов.

Новый способ осуществления анализа крови

Анализ крови на сегодняшний день занимает достаточно много времени. Образцы взятого для исследования биологического материала могут быть повреждены, а также существует риск заражения.

Но не бойтесь, наука о звуках спешит на помощь! Теперь можно осуществить анализ крови с использованием звука. Эта новая экспериментальная технология, как говорят, позволяет сделать анализ намного быстрее и при этом получить более точные результаты.

Как это возможно? Когда врачи начинают определять, что с пациентом не так, им нужно опираться на экзосомы. Эти крошечные частички несут нагрузку полезной информации о состоянии нашего тела. Таким образом, новый анализатор крови отделяет экзосомы при помощи звуков, используя различные частоты. Этот метод дешевле, быстрее, надежнее и может стать портативным решением, доступным для всех.

Акустическая левитация

Наука утверждает, что гравитацию можно преодолеть! Три года назад ученые из шотландского университета обнаружили, что можно поднять объект в воздух, используя звуковую перкуссию. Давление звуковой волны создает силу, проходящую через землю, воду или в данном конкретном случае — воздух. Естественно, этот принцип может быть использован для обеспечения левитации.

Но все это не выглядит как длительный случайный шум. Для того чтобы сократить силу притяжения, волны должны генерироваться строго в определенном порядке. Разные показатели давления необходимо задать одновременно, чтобы сохранить объект неподвижным или заставить его двигаться. Для этого требуется невероятно сложная математика.

В своем опыте шотландские ученые заставили висеть в воздухе крошечные шары. И это потрясающе!

Звуковой огнетушитель

Существует способ использовать звук для тушения пожаров. В основе этого процесса лежит отсеивание кислорода с низкими частотами от 30 до 60 герц, что создает небольшой вакуумный карман. Нет кислорода — нет огня. На данный момент эта технология — всего лишь лабораторный проект, но как только это открытие найдет должное применение, человечество непременно узнает об этом.

Может ли повлиять звук на вкусовые ощущения?

Оказывается, помимо тушения пожаров, низкочастотные звуки способны вызвать горький вкус при приеме пищи. Если же использовать звуки высокой частоты, то они могут сделать вашу еду немного слаще. Точные причины пока неизвестны, но это факт. Это явление не взаимодействует с вашими вкусовыми рецепторами, но импульсы поступают прямо в мозг.

Высокие или низкие ноты в основном дают возможность мозгу сосредоточиться больше на сладости или горечи вашего обеда. И случайный шум может также испортить вкус вашего обеда, если он выше определенного уровня децибел. В этом случае люди с меньшей вероятностью будут ощущать соленость и сладость.

Мастер - класс для педагогов

Мастер – класс для педагогов

«Опыты со звуками для дошкольников»

Цель: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования со звуками для детей разных возрастных групп.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ход мастер-класса

Объяснялки (от детей):

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по - разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ) .

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

Как вы поняли, речь сегодня пойдет об организации экспериментальной деятельности с детьми. Китайская пословица гласит:

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками» - утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

В силу своей профессиональной деятельности мне наиболее близки опыты со звуками. С некоторыми из них я сегодня вас познакомлю.

С воспитанниками второй младшей группы можно провести опыт:

«Музыка или шум?»

Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материалы и оборудование: Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.)..

Ход: Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

В средней группе можно провести опыт «Почему все звучит?»

Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Материалы и оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают из серии опытов: -рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают- возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание и уточняют, есть ли звук (он прекращается); -рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом); -лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали (звук заставил дрожать бумаг, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется). Дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй- проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк, (прижать предмет, взять его в руки- прекратить колебание предмета).

Для воспитанников старшей группы можно подготовить следующий опыт «Как распространяется звук?»

Цель: Понять, как распространяются звуковые волны.

Материалы и оборудование: Емкость с водой, камешки; шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с водой или бассейн; тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке.

Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга (звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в емкость с водой. Определяют, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Дети выполняют опыт по алгоритму: ребенок прикладывает ухо к емкости или краю бассейна. Другое ухо закрывает тампоном; второй ребенок бросает камешки. Первого ребенка спрашивают, сколько камешков брошено и как он догадался (услышал 3 удара, их звуки передались воде). Наполняют водой тонкостенный гладкий бокал на ножке, водят пальцем по краю бокала, извлекая тонкий звук. Выясняют, что происходит с водой) по воде пошли волны- передается звук).Ставят один конец расчески на стул, Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче (в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время –легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет). Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор, и звук получается более сильным.

С воспитанниками подготовительной к школе группы целесообразно провести опыт «Почему комар пищит, а шмель жужжит»

Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Материалы и оборудование: Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев.

Ход: Взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями- звук тонкий, высокий. Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как «з-з-з»; у шмеля- низкий, грубый, звучит, как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленький, крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

Проведение опытов со звуками интересно и детям, и взрослым. С другими опытами вы можете ознакомиться в составленной мною картотеке опытов.

Я надеюсь, что информация, полученная на мастер - классе, вам пригодится. Спасибо за внимание.

Елена Орешонкова
Музыкальное экспериментирование

Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно - экспериментирование . Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.

По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком . Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки . В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки , находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений , при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

В пособии «Неизведанное рядом» , авт. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников , среди которых для каждой возрастной ступени предложены эксперименты со звуком . Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту.

В младшей группе дети учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит» , а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум ).

В средней группе детей подводят к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит?» , «Откуда берется голос?» ).

В старшей группе детям объясняют, как распространяются звуковые волны, подводят к пониманию возникновения эха («Где живет эхо?» , а также выявляют причину возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера («Почему Мишутка пищал?» , «Как появляется песенка?» , причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче» , «Коробочка с секретом» и др.).

Задачами подготовительной группы являются выявление особенностей передачи звука, причин происхождения высоких и низких звуков- частоты звука («Почему комар пищит, а шмель жужжит» , «Поющая струна» ) и др.

В построение образовательного процесса целесообразно включать циклы занятий по музыкальному экспериментированию , содержащие следующие разделы : «Где живут звуки?» (темы : «Звуки улицы» . «Звуки дома» , «Звуки природы» ); «Звук живет в любом предмете» (темы : «Деревянные и металлические звуки» , «Стеклянные звуки» ,

«Инструментальные звуки» , «В звуках наш мир отражен» и т. п.). Тема раздела проходит через все виды музыкальной деятельности , поэтому подбор педагогом музыкального репертуара и материала весьма разнообразен.

В ОДРМ можно организовать музыкальную лабораторию «Комната звуков» , где дети будут совершенствовать свои знания и умения, развивать интеллектуальные и творческие способности. В процессе творческой деятельности дети создают оригинальный продукт. Это может быть изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов из бросового материала –шумелки, сопелки, звенелки, шуршалки, щипалки и т. п.

К изготовлению инструментов целесообразно привлечь родителей.

Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми. Например, озвучивая сказку «Теремок» , дети получают представление о тембрах различных музыкальных инструментов , подбирают для каждого персонажа соответствующий инструмент, овладевают способами элементарного музицирования.

При слушании сказки в старшем дошкольном возрасте можно предложить детям отгадать сказочных персонажей по звучанию музыкального инструмента , пропустив слова, обозначающие персонажей. Пусть в это время звучит только озвучивающий его инструмент : "Стоит в поле. (ложки) ; он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо. (треугольник) " и т. д. В конце концов, слова можно исключить совсем, сказку расскажут одни инструменты. Это будет непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.

В процессе экспериментальной деятельности дети могут сами придумывать элементарные графические символы для записи звуков, рисовать свои собственные партитуры, озвучивать их.

Спонтанные игры с инструментами можно проводить под руководством «дирижера» . Дети берут инструменты, распределяясь по группам и становятся вокруг дирижера, который показывает, какой группе играть.

Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, издающими ритмичные звуки-хлопки, притопы и т. д. Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить маленькими ударными инструментами без определенной высоты звука : трещотками, деревянными палочками, тарелочками, треугольниками, кастаньетами, различного рода деревянными и кожаными барабанами, бубенцами и другими подобными инструментами.

Затем к данным инструментам, применяемым в качестве звукокрасочных и ритмических, присоединяются ударные инструментыс фиксированной высотой звука : маленькие литавры, разной формы штабшпили (глокеншпили, металлофоны, ксилофоны и стеклянные сосуды) . Штабшпили являются связующим звеном между мелодическими и ритмическими инструментами и образуют основу всего звучащего ансамбля.

Работая в лаборатории, можно создать мини-музей : оформить

тематические выставки : «Волшебные звуки музыки » (творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов, «Музыкальные инструменты руками детей» , «В царстве звуков» , а также фото - сессии по мероприятиям, в которых дети могут использовать музыкальные инструменты , сделанные своими руками.

Как уже говорилось выше, значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо - они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности .

Овладение детьми определенными знаниями, умение создавать свой собственный музыкальный инструмент , сочинить собственную мелодию на нем, позволит ему почувствовать свою значимость, самостоятельность, а участие в выставках, концертах фото-сессиях дадут родителям исчерпывающую информацию об эффекте применяемых методов, средств и форм музыкальной деятельности .

Кроме того, в процессе музыкально- экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни , чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред.

Прокофьева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 38 Приморского района Санкт–Петербурга отделения дошкольного образования детей
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Занимательные эксперименты со звуками в детском саду
Дата публикации: 16.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Статья на тему: «Занимательные эксперименты со звуками в детском саду .

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной

преобразующей активности ребенка Этот возраст важен для развития познавательной

потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской

деятельности, направленной на «открытие» нового.При этом главным фактором

выступает характер деятельности.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения

дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы

обнаруживать новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им

возможности преобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и

В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Основной особенностью этой познавательной деятельности является то, что ребенок

познает объект в ходе практической деятельности с ним. Усваивается все прочно и

надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное

внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных

учреждений.

Итак, термин «экспериментирование» - это особый способ освоения

действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы

наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях .

Роль экспериментирования в образовательном процессе:

Позволяет ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на

собственных наблюдениях и опытах

Вызывают у ребенка интерес к окружающему миру, развивает мыслительную

деятельность

Стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, умение

устанавливать взаимосвязи между различными явлениями

Ребёнок в мире звуков.

«Звук живет в любом предмете,

Сколько их – посмотри,

Звук – шутник,

Играя с нами,

Любит прятаться внутри»

В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять нам все,

что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или

человек. Если положить руки на горло, сказать что – нибудь, то почувствуешь, как

Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес,

любознательность и много вопросов.Каким образом мы воспринимаем звуки? Что

требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках и

послужили поводом для более полного изучения данной темы: Экспериментирование со

звуками для старших дошкольников».

Множество опытов, которые легко поставить дома и в детском саду открывают детям

секреты звука.

Примерное содержание уголка экспериментирования по теме «Звук»

Различные музыкальные инструменты, в том числе самодельные шумовые

музыкальные инструменты (пластмассовые бутылки с различным наполнителем)

Картотека д/и и сами д/и

Иллюстративный материал

Подбор картинок на разные звуки

Разнообразные сосуды разного объема и формы из различных материалов

(пластмасса, стекло, металл)

Природный материал: камешки, шишки, орехи, ракушки и т.п.

Бросовый материал: крышки, стаканчики, трубочки из – под сока и т.п.

одном месте. Оно может быть мобильно и распределяться по всей развивающей среде

Система работы над звуком в старшем дошкольном возрасте .

Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе анализа различных звуков.

Закреплять представления детей о понятии «звук»

Сформировать представления о характеристике звука – громкости, тембре,

длительности

Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники,

зависимость звучащих предметов от их размера

Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых

Познакомить с понятием «эхо»

Выявить причины усиления ослабления звука

Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат

Этапы работы:

Определение уровня сформированности представлений детей о звуке,

использовании звуков, о слухе и способах его сохранения:

Проведение элементарных опытов «Что звучит» (определение на слух различных

звуков:стук, льющаяся вода, рвущаяся бумага и т. д.)

Попытка определить, какой предмет издаёт звук и из чего он сделан

Определение происхождения звука и различение музыкальных и шумовых звуков

«Звук живёт в любом предмете»: детям предлагаются предметы из разных

материалов

«Музыкальные трубочки»: дыхание заставляет воздух вибрировать и получается

звук Распознавание звуков окружающего мира: какие звуки издают предметы

дома, характерные звуки детского сада, звуки улицы, звуки живой и неживой

Звук живет внутри нас

слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют,что почувствовали

рукой, когда говорили громко(в горлышке что –то дрожало, вибрировало); когда

говорили шепотом(дрожания нет)

«Еле слышен шепот»:дети выясняют, почему не слышно звуки «Язык позволяет

издавать звуки»:дети выясняют, чтобы произносить разные звуки нужен ещё

один помощник – язык

Знакомство со строением уха позволило подвести к пониманию причин

возникновения звука и понять, что органы слуха позволяют слышать всё, что

происходит вокруг

3 Проведение опытов с музыкальными инструментами

Знакомство с высокими и низкими звуками

Определение зависимости звучащих предметов от их размеров

Знакомство с характеристикой звука – громкость, тембр, длительность

Музыкальное экспериментирование

Музыка – это множество звуков, соединенных в мелодию, но без человека музыкальный

инструмент не зазвучит.

Опыт «Как появляется песенка?»:выявить одну из причин возникновения высоких и

низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера

«Почему все звучит?»:звучать музыкальному инструменту помогает человек,дети

выбирают инструменты с высокими и низкими звуками и слушают их

4 Причина возникновения звука – распространение звуковых волн

Опыт ««Звучащийстакан»

Цель: Подвести к пониманию того, что звук появляется при помощи звуковых волн.

Материал:пластмассовый стакан, резинка.

Ход: Надеть резинку на стакан, поставить стакан на стол, побренчать резинкой,

приложить стакан к уху, тоже побренчать резинкой.

Результат: Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по

воздуху или по другому предмету, если тот находиться рядом.Колебания идут по воздуху,

который воздействует на уши, и мы слышим звук.

5 Причина возникновения эха

Опыт «Где живет эхо»

Цель:Подвести к пониманию возникновения эха.

Материал: Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани,

веточки, мяч.

Ход: Дети определяют, что такое эхо (явление, когда сказанное слово, песенка слышится

еще раз, как будто кто – то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо (в лесу, в

арке дома, в пустой комнате). Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее

заполнения. Сначала произносят какое – нибудь слово в пустой аквариум или большую

стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяются). Затем

заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т.п.; произносят звуки.

Выясняют, повторяются ли сейчас (нет, эхо исчезло).

6 Причина усиления и ослаблен

Опыт «Как сделать звук громче?»

Цель: Выявить причины усиления звука.

Материал:Пластмассовая расческа.

Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети

проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от

прикосновения к зубьям расчески (зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и

издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий,

слабый. Ставят один конец расчески на стул. Повторяют опыт. Выясняют, почему звук

стал громче, что чувствуют пальцы

7 Экспериментирование в области коммуникации: опыта с речевым аппаратом, д/и

типа «Собери ромашку», «Какой звук спрятался во всех картинках», «Звук заблудился»