«Образы отца и сына в новелле Дж. Олдриджа «Последний дюйм. «Отзыв по рассказу Джеймса Олдриджа «Последний дюйм

Дж. Олдридж. «Отец и сын» (По повести «Последний дюйм»)

Фигура английского писателя Джеймса Олдриджа интересна его бурной деятельностью в борьбе за мир. Он был свидетелем боев во Второй мировой войне в Берлине, он автор боевых репортажей, а после войны - произведений политического содержания. Наряду с этими двумя темами его произведения посвящены еще и утверждению моральной стойкости человека.

Итак, журналист , писатель, антифашист, борец за мир, автор фронтовых репортажей, произведений политического содержания, утверждавший моральную стойкость человека, - таков спектр деятельности Олдриджа.

Именно моральной стойкости человека посвящена повесть «Последний дюйм». Для ее изучения учащиеся могут воспользоваться подготовленной издательством «Детская литература » книгой «Отец и сын». Важно, чтобы семиклассники поняли, почему автор назвал свою повесть «Последний дюйм». Что он хотел сказать этим названием? Почему бухта была названа Акульей?

Учащиеся пересказывают близко к тексту встречу Бена с акулами, показывая стремительность, с которой разворачивались события, приведшие героя к трагическому завершению задуманной операции. Они проследят, как ведут себя акулы:

«Акулы пришли сразу же, учуяв запах крови... Они кинулись прямо на кусок конины. Впереди шла пятнистая кошка, а за ней две или три акулы той же породы, но поменьше. Они не плыли и даже не двигали плавниками - они неслись вперед, как серые струящиеся ракеты. Приблизившись к мясу, акулы слегка свернули в сторону, на ходу отрывая куски...»

Как ведут себя отец и сын в экстремальной обстановке? Чем интересны следующие размышления Бена и автора?

«...Единственная надежда спастись и мальчику и ему - это заставить Дэви самостоятельно думать, уверенно делать то, что он должен сделать. Надо как-то внушить это мальчику».

«Десятилетнему ребенку предстояло выполнить дело нечеловеческой трудности. Если он хочет выжить...»

«...Это был тот же самый ребенок, с тем же самым лицом, которое он недавно впервые разглядел. Но дело было совсем не в том, что разглядел Бен: важно было узнать, сумел ли мальчик что-нибудь увидеть в своем отце...»

«... Им обоим нужно время. Ему, Бену, теперь понадобится вся жизнь, которую подарил ему мальчик».

Школьники отвечают на вопросы учебника, составляют план прочитанного, пробуют читать по ролям, пересказывать текст, одновременно постигая важные мысли, высказанные автором о трудной проблеме взаимоотношений взрослых и детей. Одновременно они совершенствуют умения выразительного чтения, связного пересказа , умения вести диалог (на примере диалога отца и сына в самолете, диалога Бена и Дэви перед погружением отца в море).

Подумаем над тем, почему так подробно автор описывает каждую секунду в самолете. Что достигается этим описанием? Чем интересны характеры Дэви и Бена? Только ли родственные отношения сближали отца и сына в полете и после него? Почему ситуация, в которой оказались герои, помогла им понять друг друга? Как это можно объяснить?

В процессе ответов на вопросы, пересказов учащиеся переживают необыкновенную ситуацию, в которой оказались герои, понимают, какую нравственную нагрузку несет произведение Олдриджа; отец спасает сына, сын - отца. Вместе они обретают друг друга, преодолевая нечеловеческие трудности, выходя из экстремальной ситуации победителями.

Поскольку проблема, которая прозвучала в произведении Олдриджа, близка подросткам, имеет смысл связать обсуждение текста осмыслением жизненных ситуаций, проблем, затронутых в повести , например о взаимопонимании взрослых и детей. Ребята вспомнят подобные случаи из своей жизни, когда какая-то необычная ситуация помогала оценить поступок, наиболее отчетливо проявляла лучшие черты характера (мужество, смелость, деликатность, честность и др.), способствовала пониманию взрослых людей - родственников, знакомых.

Рассказать об этом устно или письменно - одно из творческих заданий подросткам. Кроме того, можно предложить создать киносценарий по тексту Олдриджа «Отец и сын».

В. Я. Коровина, Литература 7 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Библиотека с учебниками и книгами на скачку бесплатно онлайн , литературе для 7 класса скачать , школьная программа по литературе, планы конспектов уроков

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Джеймс Олдридж

ПОСЛЕДНИЙ ДЮЙМ

Хорошо, если, налетав за двадцать лет не одну тысячу миль, ты и к сорока годам все еще испытываешь удовольствие от полета; хорошо, если еще можешь радоваться тому, как артистически точно посадил машину; чуть-чуть отожмешь ручку, поднимешь легкое облачко пыли и плавно отвоюешь последний дюйм над землей. Особенно когда приземляешься на снег: плотный снег очень удобен для посадки, и хорошо сесть на снег так же приятно, как прогуляться босиком по пушистому ковру в гостинице.

Но с полетами на «ДС-3», когда старенькую машину поднимешь, бывало, в воздух в любую погоду и летишь над лесами где попало, было покончено. Работа в Канаде дала ему хорошую закалку, и не удивительно, что заканчивал он свою летную жизнь над пустынями Красного моря, летая на «Фейрчайльде» для нефтеэкспортной компании Тексегипто, у которой были права на разведку нефти по всему египетскому побережью. Он водил «Фейрчайльд» над пустыней до тех пор, пока самолет совсем не износился. Посадочных площадок не было. Он сажал машину везде, где хотелось сойти геологам и гидрологам, - на песок, на кустарник, на каменистое дно пересохших ручьев и на длинные белые отмели Красного моря. Отмели были хуже всего: гладкая с виду поверхность песков всегда бывала усеяна крупными кусками белого коралла с острыми, как бритва, краями, и если бы не низкая центровка «Фейрчайльда», он бы не раз перевернулся из-за прокола камеры.

Но все это было в прошлом. Компания Тексегипто отказалась от дорогостоящих попыток найти большое нефтяное месторождение, которое давало бы такие же прибыли, какие получало Арамко в Саудовской Аравии, а «Фейрчайльд» превратился в жалкую развалину и стоял в одном из египетских ангаров, покрытый толстым слоем разноцветной пыли, весь иссеченный снизу узкими, длинными надрезами, с потертыми тросами, с каким-то подобием мотора и приборами, годными разве что на свалку.

Все было кончено: ему стукнуло сорок три, жена уехала от него домой на Линнен-стрит в городе Кембридж, штата Массачусетс, и зажила как ей нравилось: ездила на трамвае до Гарвард-сквер, покупала продукты в магазине без продавца, гостила у своего старика в приличном деревянном доме - одним словом, вела приличную жизнь, достойную приличной женщины. Он пообещал приехать к ней еще весной, но знал, что не сделает этого, так же как знал, что не получит в свои годы летной работы, особенно такой, к какой он привык, не получит ее даже в Канаде. В тех краях предложение превышало спрос и когда дело касалось людей опытных; фермеры Саскачевана сами учились летать на своих «Пайперкэбах» и «Остерах». Любительская авиация лишала куска хлеба многих старых летчиков. Они кончали тем, что нанимались обслуживать рудоуправления или правительство, но такая работа была слишком благопристойной и добропорядочной, чтобы подойти ему на старости лет.

Так он и остался ни с чем, если не считать равнодушной жены, которой он не был нужен, да десятилетнего сына, родившегося слишком поздно и, как понимал в глубине души Бен, чужого им обоим - одинокого, неприкаянного ребенка, который в десять лет чувствовал, что мать им не интересуется, а отец - посторонний человек, резкий и немногословный, не знающий, о чем с ним говорить в те редкие минуты, когда они бывали вместе.

Вот и сейчас было не лучше, чем всегда. Бен взял с собой мальчика на «Остер», который бешено мотало на высоте в две тысячи футов над побережьем Красного моря, и ждал, что мальчишку вот-вот укачает.

Если тебя стошнит, - сказал Бен, - пригнись пониже к полу, чтобы не запачкать всю кабину.

Хорошо. - У мальчика был очень несчастный вид.

Боишься?

Маленький «Остер» безжалостно швыряло в накаленном воздухе из стороны в сторону, но перепуганный мальчишка все же не терялся и, с ожесточением посасывая леденец, разглядывал приборы, компас, прыгающий авиагоризонт.

Немножко, - ответил мальчик тихим и застенчивым голоском, непохожим на грубоватые голоса американских ребят. - А от этих толчков самолет не сломается?

Бен не умел утешать сына, он сказал правду:

Если за машиной не следить и не проверять ее все время, она непременно сломается.

А эта… - начал было мальчик, но его сильно тошнило, и он не мог продолжать.

Эта в порядке, - с раздражением сказал отец. - Вполне годный самолет.

Мальчик опустил голову и тихонько заплакал.

Бен пожалел, что взял с собой сына. У них в семье великодушные порывы всегда кончались неудачей: оба они были такие - сухая, плаксивая, провинциальная мать и резкий, вспыльчивый отец. Во время одного из редких приступов великодушия Бен как-то попробовал поучить мальчика управлять самолетом, и хотя сын оказался очень понятливым и довольно быстро усвоил основные правила, каждый окрик отца доводил его до слез…

Не плачь! - приказал ему теперь Бен. - Нечего тебе плакать! Подыми голову, слышишь, Дэви! Подыми сейчас же!

Но Дэви сидел опустив голову, а Бен все больше и больше жалел, что взял его с собой, и уныло поглядывал на расстилавшееся под крылом самолета бесплодное пустынное побережье Красного моря - непрерывную полосу в тысячу миль, отделявшую нежно размытые краски суши от блеклой зелени воды. Все было недвижимо и мертво. Солнце выжигало здесь всякую жизнь, а весной на тысячах квадратных миль ветры вздымали на воздух массы песка и относили его на ту сторону Индийского океана, где он и оставался навеки на дне морском.

Сядь прямо, - сказал он Дэви, - если хочешь научиться, как идти на посадку.

Бен знал, что тон у него резкий, и всегда удивлялся сам, почему он не умеет разговаривать с мальчиком. Дэви поднял голову. Он ухватился за доску управления и нагнулся вперед. Бен убрал газ и, подождав, пока не сбавится скорость, с силой потянул рукоятку триммера, которая была очень неудобно расположена на этих маленьких английских самолетах - наверху слева, почти над головой. Внезапный толчок мотнул голову мальчика вниз, но он ее сразу же поднял и стал глядеть поверх опустившегося носа машины на узкую полоску белого песка у залива, похожего на лепешку, кинутую на этот пустынный берег. Отец вел самолет прямо туда.

А почем ты знаешь, откуда дует ветер? - спросил мальчик.

По волнам, по облачку, чутьем! - крикнул ему Бен.

Но он уже и сам не знал, чем руководствуется, когда управляет самолетом. Не думая, он знал с точностью до одного фута, где посадит машину. Ему приходилось быть точным: голая полоска песка не давала ни одной лишней пяди, и опуститься на нее мог только очень маленький самолет. Отсюда до ближайшей туземной деревни было сто миль, и вокруг - мертвая пустыня.

Все дело в том, чтобы правильно рассчитать, - сказал Бен. - Когда выравниваешь самолет, надо, чтобы расстояние до земли было шесть дюймов. Не фут и не три, а ровно шесть дюймов! Если взять выше, то стукнешься при посадке и повредишь самолет. Слишком низко - попадешь на кочку и перевернешься. Все дело в последнем дюйме.

Дэви кивнул. Он уже это знал. Он видел, как в Эль-Бабе, где они брали напрокат машину, однажды перевернулся такой «Остер». Ученик, который на нем летал, был убит.

Видишь! - закричал отец. - Шесть дюймов. Когда он начинает снижаться, я беру ручку на себя. На себя. Вот! - сказал он, и самолет коснулся земли мягко, как снежинка.

Последний дюйм! Бен сразу же выключил мотор и нажал на ножные тормоза - нос самолета задрался кверху, и машина остановилась у самой воды - до нее оставалось шесть или семь футов.

Два летчика воздушной линии, которые открыли эту бухту, назвали ее Акульей - не из-за формы, а из-за ее населения. В ней постоянно водилось множество крупных акул, которые заплывали из Красного моря, гоняясь за косяками сельди и кефали, искавшими здесь убежища. Бен и прилетел-то сюда из-за акул, а теперь, когда попал в бухту, совсем забыл о мальчике и время от времени только давал ему распоряжения: помочь при разгрузке, закопать мешок с продуктами в мокрый песок, смачивать песок, поливая его морской водой, подавать инструменты и всякие мелочи, необходимые для акваланга и камер.

А сюда кто-нибудь когда-нибудь заходит? - спросил его Дэви.

Бен был слишком занят, чтобы обращать внимание на то, что говорит мальчик, но все же, услышав вопрос, покачал головой:

Никто! Никто не может сюда попасть иначе, как на легком самолете. Принеси мне два зеленых мешка, которые стоят в машине, и прикрывай голову. Не хватало еще, чтобы ты получил солнечный удар!

Больше вопросов Дэви не задавал. Когда он о чем-нибудь спрашивал отца, голос у него сразу становился угрюмым: он заранее ожидал резкого ответа. Мальчик и не пытался продолжать разговор и молча выполнял, что ему приказывали. Он внимательно наблюдал, как отец готовил акваланг и киноаппарат для подводных съемок, собираясь снимать в прозрачной воде акул.

Цели урока: развитие навыков выразительного чтения и навыков пересказа; выявление идейного содержания произведения.

Теория литературы: повесть

Словарная работа: взаимопонимание, мужество, самообладание.

Оборудование : различные издания произведений Дж. Олдриджа; справочная доска: фут - 30, 48 см; дюйм - 2, 54 см.

Ход урока

Взаимопонимание отца и сына-вещь не простая,

и чтобы достигнуть его, требуется немало усилий с обеих сторон.

В «Последнем дюйме» этому помогает не критическая ситуация,

а то взаимное уважение, которое в мужчине и в ребенке

рождают проявленное в этой ситуации мужество и способность

хорошо делать то, что делаешь

Дж. Олдридж.

I. Рассказ о писателе.

Чтение статьи Н. П. Михальской об Олдридже. Запись в словаре.

Джеймс Олдридж интересен своей бурной деятельностью в борьбе за мир. Он был свидетелем боев во Второй мировой войне в Берлине, он автор боевых репортажей, а после войны – произведений политического содержания. Наряду с этими двумя темами его произведения посвящены еще и утверждению моральной стойкости человека. Именно об этом его повесть «Последний дюйм».

II. Беседа.

Прочитали ли вы отрывок из повести «Последний дюйм»?

Как вы думаете, о чем эта повесть?

(О взаимоотношениях отца и сына; о стойкости людей в минуты опасности.)

Ребята, скажите, какие отношения у отца и мальчика в начале отрывка?

(Ученики могут охарактеризовать эти отношения как отчужденные, могут сказать, что отец не любит мальчика и здесь важно показать, что это не так, важно помочь ребятам разглядеть за внешне сухим и отстраненным обращением мальчика к отцу заботу о нем, которую отец не может выразить.)

Приведите примеры из текста.

Ученики вслух читают начало отрывка до слов: «Все дело в последнем дюйме». Затем с помощью учителя вычленяют фразы, выражающие отношения отца и мальчика.

Первый диалог показывает заботу отца о мальчике и стойкость ребенка: «Перепуганный мальчишка все еще не терялся и, с ожесточением посасывая леденец, разглядывал приборы и компас, прыгающий горизонт».

(«... ответил мальчик тихим и застенчивым голосом , не похожим на грубоватые голоса американских ребят... и цитата, приведенная выше.)

Какой вывод о характере мальчика мы можем сделать?

(Внешняя застенчивость и одновременно проявления воли.)

Поскольку для школьников этого возраста очень важен аспект взаимопонимания детей и взрослых, и при этом они не всегда могут сделать абстрактный вывод из конкретной характеристики персонажа, здесь можно для контраста предложить ребятам варианты по ведения ребенка, которые были возможны в данной ситуации для менее волевого ребенка: не заплакал, не попросился домой и т. д.

Как вы думаете, почему Бен взял с собой сына в это небезопасное путешествие?

(Отец взял мальчика с собой, потому что мальчику это было интересно и потому, что отец, будучи летчиком и любя свое дело, хотел научить и заинтересовать этим сына.)

(«Бен не умел утешать сына, но сказал правду...», «...с раздражением сказал отец».)

Как вы думаете, понимали ли отец и сын друг друга? Подтвердите дальнейшим текстом.

(Отец не всегда догадывался, какие чувства испытывает сын. - Я же говорю, что нет! - с раздражением ответил отец. Но вдруг понял, что Дэви беспокоит не возможность попасться, - он просто боится оставаться один Дэви побаивался резкости отца, не понимая, что отец на самом деле любит его, просто не умеет это выразить. «Когда он о чем-нибудь спрашивал отца, голос у него становился угрюмым: он заранее ожидал резкого ответа».)

Как изменяются их отношения во время страшного испытания? Подтвердите текстом.

Ученики вслух (можно по ролям) читают текст на стр. 333-336. От слов: «Когда Бен пришел в себя...» до слов: «А ты об этом не думай. Я могу лететь вслепую, а управлять коленями. Ну, тащи...» А по прочтении, подтверждая текстом, ответить на этот вопрос.

(Реальная угроза жизни заставляет Вена быть более открытым по отношению к сыну, заставляет его проявить глубокое понимание характера сына, чтобы тот смог сделать то, что не под силу десятилетнему ребенку. Отец открывает в сыне неизвестные ему раньше достоинства: «Он, кажется, парень развитой - подумал Бен». В дальнейшем, чем сильнее была угроза жизни, тем более каждый из героев заботился о другом, тем сильнее они становились единым целым и понимали друг друга даже тогда, когда это было невозможно.)

Как вы думаете, как сложатся отношения отца и сына после этой истории? Посмотрите, что в финале отрывка говорит об этом автор?

Ученики вслух читают финал отрывка от слов: «... Египетские врачи с удивлением обнаружили...»

На что им понадобится время, как вы думаете?

(На то, чтобы осмыслить происшедшее, чтобы научиться жить с теми открытиями и изменениями, которые с ними произошли.)

Какое главное изменение произошло с Дэви?

(Он стал более взрослым.)

Скажите, обязательно ли для того, чтобы научиться быть взрослым, проходить через экстремальные ситуации?

Домашнее задание.

1. Подготовить пересказ отрывка из повести.

2. Написать сочинение-рассуждение по финалу отрывка. Темы: «Что разглядел Дэви в своем отце?»; «Когда-нибудь мальчик поймет, что было здорово». Что отец имел в виду?».

3. Дп . Сборник «Читаем, думаем, спорим...» задание на стр. 227.

Джеймс Олдридж

ПОСЛЕДНИЙ ДЮЙМ

Хорошо, если, налетав за двадцать лет не одну тысячу миль, ты и к сорока годам все еще испытываешь удовольствие от полета; хорошо, если еще можешь радоваться тому, как артистически точно посадил машину; чуть-чуть отожмешь ручку, поднимешь легкое облачко пыли и плавно отвоюешь последний дюйм над землей. Особенно когда приземляешься на снег: плотный снег очень удобен для посадки, и хорошо сесть на снег так же приятно, как прогуляться босиком по пушистому ковру в гостинице.

Но с полетами на «ДС-3», когда старенькую машину поднимешь, бывало, в воздух в любую погоду и летишь над лесами где попало, было покончено. Работа в Канаде дала ему хорошую закалку, и не удивительно, что заканчивал он свою летную жизнь над пустынями Красного моря, летая на «Фейрчайльде» для нефтеэкспортной компании Тексегипто, у которой были права на разведку нефти по всему египетскому побережью. Он водил «Фейрчайльд» над пустыней до тех пор, пока самолет совсем не износился. Посадочных площадок не было. Он сажал машину везде, где хотелось сойти геологам и гидрологам, - на песок, на кустарник, на каменистое дно пересохших ручьев и на длинные белые отмели Красного моря. Отмели были хуже всего: гладкая с виду поверхность песков всегда бывала усеяна крупными кусками белого коралла с острыми, как бритва, краями, и если бы не низкая центровка «Фейрчайльда», он бы не раз перевернулся из-за прокола камеры.

Но все это было в прошлом. Компания Тексегипто отказалась от дорогостоящих попыток найти большое нефтяное месторождение, которое давало бы такие же прибыли, какие получало Арамко в Саудовской Аравии, а «Фейрчайльд» превратился в жалкую развалину и стоял в одном из египетских ангаров, покрытый толстым слоем разноцветной пыли, весь иссеченный снизу узкими, длинными надрезами, с потертыми тросами, с каким-то подобием мотора и приборами, годными разве что на свалку.

Все было кончено: ему стукнуло сорок три, жена уехала от него домой на Линнен-стрит в городе Кембридж, штата Массачусетс, и зажила как ей нравилось: ездила на трамвае до Гарвард-сквер, покупала продукты в магазине без продавца, гостила у своего старика в приличном деревянном доме - одним словом, вела приличную жизнь, достойную приличной женщины. Он пообещал приехать к ней еще весной, но знал, что не сделает этого, так же как знал, что не получит в свои годы летной работы, особенно такой, к какой он привык, не получит ее даже в Канаде. В тех краях предложение превышало спрос и когда дело касалось людей опытных; фермеры Саскачевана сами учились летать на своих «Пайперкэбах» и «Остерах». Любительская авиация лишала куска хлеба многих старых летчиков. Они кончали тем, что нанимались обслуживать рудоуправления или правительство, но такая работа была слишком благопристойной и добропорядочной, чтобы подойти ему на старости лет.

Так он и остался ни с чем, если не считать равнодушной жены, которой он не был нужен, да десятилетнего сына, родившегося слишком поздно и, как понимал в глубине души Бен, чужого им обоим - одинокого, неприкаянного ребенка, который в десять лет чувствовал, что мать им не интересуется, а отец - посторонний человек, резкий и немногословный, не знающий, о чем с ним говорить в те редкие минуты, когда они бывали вместе.

Вот и сейчас было не лучше, чем всегда. Бен взял с собой мальчика на «Остер», который бешено мотало на высоте в две тысячи футов над побережьем Красного моря, и ждал, что мальчишку вот-вот укачает.

Если тебя стошнит, - сказал Бен, - пригнись пониже к полу, чтобы не запачкать всю кабину.

Хорошо. - У мальчика был очень несчастный вид.

Боишься?

Маленький «Остер» безжалостно швыряло в накаленном воздухе из стороны в сторону, но перепуганный мальчишка все же не терялся и, с ожесточением посасывая леденец, разглядывал приборы, компас, прыгающий авиагоризонт.

Немножко, - ответил мальчик тихим и застенчивым голоском, непохожим на грубоватые голоса американских ребят. - А от этих толчков самолет не сломается?

Бен не умел утешать сына, он сказал правду:

Если за машиной не следить и не проверять ее все время, она непременно сломается.

А эта… - начал было мальчик, но его сильно тошнило, и он не мог продолжать.

Эта в порядке, - с раздражением сказал отец. - Вполне годный самолет.

Мальчик опустил голову и тихонько заплакал.

Бен пожалел, что взял с собой сына. У них в семье великодушные порывы всегда кончались неудачей: оба они были такие - сухая, плаксивая, провинциальная мать и резкий, вспыльчивый отец. Во время одного из редких приступов великодушия Бен как-то попробовал поучить мальчика управлять самолетом, и хотя сын оказался очень понятливым и довольно быстро усвоил основные правила, каждый окрик отца доводил его до слез…

Не плачь! - приказал ему теперь Бен. - Нечего тебе плакать! Подыми голову, слышишь, Дэви! Подыми сейчас же!

Но Дэви сидел опустив голову, а Бен все больше и больше жалел, что взял его с собой, и уныло поглядывал на расстилавшееся под крылом самолета бесплодное пустынное побережье Красного моря - непрерывную полосу в тысячу миль, отделявшую нежно размытые краски суши от блеклой зелени воды. Все было недвижимо и мертво. Солнце выжигало здесь всякую жизнь, а весной на тысячах квадратных миль ветры вздымали на воздух массы песка и относили его на ту сторону Индийского океана, где он и оставался навеки на дне морском.

Сядь прямо, - сказал он Дэви, - если хочешь научиться, как идти на посадку.

Бен знал, что тон у него резкий, и всегда удивлялся сам, почему он не умеет разговаривать с мальчиком. Дэви поднял голову. Он ухватился за доску управления и нагнулся вперед. Бен убрал газ и, подождав, пока не сбавится скорость, с силой потянул рукоятку триммера, которая была очень неудобно расположена на этих маленьких английских самолетах - наверху слева, почти над головой. Внезапный толчок мотнул голову мальчика вниз, но он ее сразу же поднял и стал глядеть поверх опустившегося носа машины на узкую полоску белого песка у залива, похожего на лепешку, кинутую на этот пустынный берег. Отец вел самолет прямо туда.

А почем ты знаешь, откуда дует ветер? - спросил мальчик.

По волнам, по облачку, чутьем! - крикнул ему Бен.

Но он уже и сам не знал, чем руководствуется, когда управляет самолетом. Не думая, он знал с точностью до одного фута, где посадит машину. Ему приходилось быть точным: голая полоска песка не давала ни одной лишней пяди, и опуститься на нее мог только очень маленький самолет. Отсюда до ближайшей туземной деревни было сто миль, и вокруг - мертвая пустыня.

У рассказа 2 названия: "Последний дюйм" и "Отец и сын". Рассказ учит вере в себя

Краткий пересказ

Бен был хорошим летчиком и, налетав за свою жизнь много тысяч миль, он все еще испытывал удовольствие от полетов. Долгое время он проработал в Канаде, затем в Саудовской Аравии в нефтеэкспортной компании, которая вела разведку нефти по побережью Египта. Бен возил геологов и мог посадить самолет где угодно с точностью до дюйма. Но затем компания отказалась от поиска нефти и, в 43 года Бен остался без работы. Все, что он успел скопить за свою жизнь, он отдал жене. Этого должно было хватить ей на нормальную жизнь и она, не раздумывая, уехала к себе на родину в Массачусетс, оставив на Бена их сына Дэви, которому едва исполнилось десять лет.

Дэви рос довольно замкнутым ребенком. Мать была равнодушной и не проявляла участия к сыну, а немного грубого и резкого в высказываниях отца мальчик и вовсе побаивался. Да и Бен тоже никогда не знал, как вести себя с сыном.

Сейчас Дэви с отцом летел на маленьком прокатном самолете в уединенную бухту Красного моря. Бен хотел заработать съемкой акул под водой для телекомпании. Он был не рад, что пришлось взять Дэви, мальчик полет плохо переносил. Посадив самолет в бухте, и отдав сыну кое-какие распоряжения, Бен ушел снимать акул. Одна из хищниц слишком настойчиво проявляла интерес к летчику, и ему пришлось вернуться на берег.

Когда отец с сыном сели обедать, Бен вдруг обнаружил, что он взял только пиво для себя и снова не подумал о Дэви. Мужчина раздражался, глядя на слишком послушного сына, и злился на себя, понимая, что он никчемный отец. Дэви интересовался, знает ли кто-нибудь, что они находятся в этой бухте, и сможет ли их кто-нибудь найти здесь. Бен не сразу догадался, что ребенок боится оставаться один, когда он уходит в море к акулам. Бен и сам боялся акул, но хотел заработать денег, чтобы отправить сына к матери.

Когда Бен второй раз спустился под воду и уже почти закончил съемку, одна из акул напала на него. Собрав последние силы, теряя сознание, он выбрался на берег. Дэви подбежал к отцу и увидел окровавленное тело – конечности оказались изрезаны акульими зубами. То теряя сознание, то приходя в себя, Бен старается подбодрить сына, осторожными советами подсказать, что делать. Отец понимает, что теперь их жизни в руках мальчика. Ради спасения сына он не имеет права умереть. Лишь один раз Бен попытался научить сына водить самолет и теперь с радостью заметил, что Дэви оказался очень смышленым парнем.

Дэви спас жизнь отца и свою, и теперь Бен понимает, что, наконец, наступило время наладить отношения с сыном, войти к нему в доверие.

Краткое содержание Олдридж Отец и сын (Последний дюйм) 2 вариант

В рассказе, действительно, повествуется об отце и сыне - о сложных отношениях. Сами герои обладают непростыми характерами, да и ситуация, в которй они оказываются, нерядовая.

Отец Бен отважный мечтатель. У него есть семья - жена и сын, но из-за его работы в пустые, где он ищет нефть, они вынуждены выживать в почти диком поселке. Бен резок и даже груб. Тут он еще и работу теряет, так как компания решает закрыть его безрезультатный проект. Теперь Бен не хочет устраиваться на обычную работу, так как не выносит рутины, но летчиком по возрасту быть уже не может. Жена устала от всего этого, она принимает решение вернуться домой. Так и делает! Но оставляет Бену их сына... Ее сложно осуждать, так как сын пошел по сложности характера в отца. Мальчик лет двеннадцати Дэви очень замкнут, угрюм. Он боится импульсивного отца, не рад, что приходится с ним остаться. Для отца ребнок помеха. Бен мечтает заработать денег и отправить сына домой.

И вот ему предлагают работу - почти секретную. Телевизионной компании нужны подводные съемки акул. Никто не должен знать об этом. Бену приходится взять с собой сына, хотя того тошнит от самолета. Пока отец снимает хищников, мальчик вынужден скучать в одиночестве.

Этот рассказ также называется символически "Последний дюйм". На съемках одна из акул набросилась на самого оператора. Бен еле вышел из воды - у него сильно повреждены все конечности, он истекает кровью. И тут мальчику приходится тащить отца к самолету. Чтобы спасти жизнь Бену, Дэни должен вести самолет. Он немного умеет, но очень боится. Сам Бен потсоянно теряет сознание, не может ему помочь. И все же они долетели до города, но самый сложный последний дюйм, на котором нужно хорошо посадить самолет, чтобы все усилия не оказались напрасными.

Рассказ учит вере в себя, заканчивается хорошо.

Картинка или рисунок Последний дюйм

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Ремарк Три товарища

    Три товарища, прошедшие Первую мировую войну, ­­- Отто Кестер, Роберт Локамп и Готтфрид Ленц - знакомятся с Патрицией Хольман. Отношения между Робертом и Патрицией начинают развиваться

  • Краткое содержание Чехов Жалобная книга

    В этом рассказе-зарисовке представлена жалобная книга одной станции. Не рассказывается никакой целостной истории, но звучит много голосов

  • Краткое содержание Закон Набата Солоухин

    В одну из ночей в деревне Некрасиха одновременно загорелось несколько домов. Зарево багрового цвета распространилось столь далеко, что его можно было увидеть в близлежащих поселках

  • Краткое содержание Толстой Кавказский пленник кратко и по главам

    В 1872 году Львом Толстым был написан рассказ. Граф Лев Николаевич Толстой продолжает традиции А.С.Пушкина. Но не в романтизме, а в русском реализме. Он рассказывает о русском офицере Жилине

  • Краткое содержание Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове

    Данный рассказ начинается со сцены суда. История такова: Боярин, воевода Сом и еще двое мужчин (Судак и Щука-трепетуха) подали жалобу на Ерша. История, которая закончилась в суде