Научная организация труда. Научная организация труда на современном предприятии


Научная организация труда (НОТ)

1 Вступление

2 История развития научной организации труда

3 «Как надо работать»

4 «Постсоветский» период

5 Современность

6 Литература

Вступление

Важным признаком НОТ является ее направленность на решение взаимосвязанных групп задач:

Экономических (экономия ресурсов, повышение качества продукции, рост результативности производства);

Психофизиологических (оздоровление производственной среды, гармонизация психофизиологических нагрузок на человека, снижение тяжести и нервно-психической напряженности труда);

Социальных (повышение разнообразия труда, его содержательности, престижности, обеспечение полноценной оплаты труда).

Организация труда является составной частью организации производства.

Научная организация труда (НОТ) - процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином «НОТ» характеризуют обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (например, предприятия). Вместе с тем при социализме научный подход характерен и для организации труда в рамках всего общества.

Развитием представлений о задачах НОТ являются положения о ее функциях, т.е. специфических особенностях проявления НОТ на предприятии, ее воздействии на различные стороны производства. Категория "функция" предоставляет возможность конкретизировать общие задачи НОТ, выделить в пределах каждой из них особенные направления воздействия НОТ на производство и его субъект - человека, выявить принципиальные различия между организацией труда научной и "обычной", которая зачастую упускает важные моменты в организации трудовой деятельности, что чревато потерями для производства.

Особенно следует подчеркнуть последнее обстоятельство. Нередко можно встретить мнение, что слово "научная" излишне в понятии "научная организация труда".

Задачи, которые решаются в рамках НОТ:

Совершенствование форм разделения труда;

Улучшение организации рабочих мест;

Рационализация методов труда;

Оптимизация нормирования труда;

Подготовка рабочих кадров.

История развития научной организации труда

Основоположником научной организации труда считается Фредерик Тейлор (1856-1915), отсюда её другое название - тейлоризм.

В России и затем СССР одним из первых теоретиков науки об организации был Александр Александрович Богданов, автор фундаментального труда «Тектология. Всеобщая организационная наука».

Если первое издание книги (1912 год), по признанию А. А. Богданова, было «идеологически невостребованным», то последующие годы «великой дезорганизации как и великих организационных попыток» породили «острую потребность в научной постановке вопросов организации. Развиваются частичные прикладные науки этого типа - об организации мастерской, об организации предприятия, учреждения вообще, армии…».

А. А. Богданов - человек огромной эрудиции (врач, философ, экономист, политический деятель, ученый-естествоиспытатель) - в своей теории организации предстал одним из пионеров системного подхода в познании различных явлений. Идеи сформулированной им науки - тектологии: о значении и роли обратной связи, о моделировании процессов организации - предвосхитили идеи кибернетики.

Крупным теоретиком в области организации труда в первые годы советской власти был профессор Осип Аркадьевич Ерманский (1866-1941). В 1918 г. вышла его книга «Система Тейлора». Затем - книга «Научная организация труда и производства и система Тейлора», которая выдержала с 1922 по 1925 гг.

Как надо работать

Для правильной работы предприятия или учреждения необходимо в первую очередь расставить работников на определенные рабочие места и поручить каждому конкретные трудовые функции. Это достигается путем выбора наилучших форм разделения труда или расчленения всего объема работ на отдельные составные части, каждая из которых выполняется определенным работником.

Разделение труда предполагает также отделение основных работ, направленных непосредственно на обработку изделия или детали, от вспомогательных - подготовительных и подсобных работ, которые предназначены для уборки отходов, доставки материалов, инструментов и т. д. Это помогает улучшить использование рабочего времени квалифицированных работников.

Однако разделение труда предполагает и его кооперацию, т. е. объединение совместных усилий работников, выполняющих отдельные части работы, для выполнения всего объема работ. На предприятиях кооперация труда осуществляется между цехами (межцеховая), различными участками внутри цехов (внутрицеховая) и между исполнителями (внутриучастковая, внутрибригадная).

Чтобы трудовой процесс протекал успешно, необходима определенная

организация рабочих мест, т. е. их правильная планировка и оснащение в соответствии с характером работы, а также организация обслуживания рабочих мест (обеспечение их сырьем, материалами, инструментом). Чем рациональнее организовано рабочее место, чем оно удобнее, тем лучше обеспечено всем необходимым для бесперебойной и ритмичной работы, тем менее утомителен и более привлекателен труд, тем выше уровень производительности труда рабочего.

Большое значение для организации труда имеет установление наилучших приемов и методов, с помощью которых может быть выполнена определенная работа. Это позволяет в значительной степени повысить производительность труда и его эффективность. Этому способствуют и хорошие условия труда внешняя среда, в которой трудится работник, производственная обстановка, которая его окружает на производстве), они делают работу привлекательной, а также оказывают хорошее влияние на здоровье человека, его работоспособность. Неблагоприятные условия труда приводят к быстрой утомляемости, снижают производительность.

Улучшение организации работы во многом зависит от правильного нормирования труда, от подготовки кадров (обучение рабочих, в ходе которого они приобретают профессию), от повышения их квалификации, соблюдения работниками трудовой дисциплины.

Во многих случаях внедрение НОТ сокращает, а иногда вовсе устраняет потребность в капитальных вложениях, так как обеспечивает рост производительности труда в результате применения наиболее совершенных организационных методов трудовых процессов.

«Постсоветский» период

Приведенный далеко не полный обзор событий и мероприятий, связанных со второй волной развития НОТ в нашей стране, свидетельствует о том, что в конце 60-х годов и в 70-х годах НОТ стала явлением общепризнанным, а что касается практической деятельности, работа по научной организации труда стала масштабной и разносторонней. Однако не следует строить иллюзий относительно того, что все проводимые действия и мероприятия по НОТ давали должный эффект. В силу пороков, присущих административно-командной экономике, многое из того, что осуществлялось, носило кампанейский характер. Мероприятия по НОТ, принудительно планируемые предприятиям, порождали формальный к ним подход, что вело к компрометации разумных и действительно полезных дел. Явный дефицит профессионально подготовленных специалистов по организации труда привели к тому, что вопросами НОТ зачастую занимались малокомпетентные люди, а это не способствовало ее популярности.

Современность

В настоящее время работа по организации, нормированию и оплате труда законодательно отнесена к компетенции предприятий, что является фактом в целом положительным. Однако все более становится очевидным, что ряд функций управления трудом на государственном уровне, таких, например, как координация научных исследований проблем организации труда, организация разработки межотраслевых норм и нормативов по труду, методическое руководство системой проектирования организации труда на стадии разработки проектов новых предприятий, организация подготовки специалистов по организации и нормированию труда, нужно восстанавливать в адекватной рыночным преобразованиям форме. К пониманию этого приходят руководители разного уровня, о чем свидетельствуют материалы «круглых столов» и обсуждений проблем производительности, организации и нормирования труда, проведенных в 2000 г. в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.

Современная научная организация труда включает в себя как организационно-технические и технико-экономические, так и психофизиологические аспекты организации труда и управления. Совершенствование организации труда и управления персоналом в индустриально развитых странах является объектом специального изучения многочисленными научно-исследовательскими учреждениями, государственными и частными консультативными фирмами.

В настоящее время НОТ развивается в рамках инженерной психологии и менеджмента.

Литература

Гастев А.К. Как надо работать. М., «Экономика», 1972 г.

Ленин В.И. «Научная» система выжимания пота // Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 23;

Ленин В.И. Система Тейлора - порабощение человека машиной // Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 24;

Тейлор Ф.У. Научная организация труда, 2-е изд., М., 1925;

Рофе А.И. Организация и нормирование труда. «МИК», 2003 г.

Также была использована статья с сайта bibliotekar.ru

Поднаучной организацией труда (НОТ) понимается использование достижений наук (преимущественно психофизиологии, инженерной психологии, социальной психологии, гигиены труда, дизайна) для обеспечения эффективности труда.

К центральным задачам, которые решает НОТ, относятся две:

Создание на рабочих местах максимально благоприятных условий,

Обеспечение высокой работоспособности работающих.

Создание благоприятных условий на рабочих местах стало предметом пристальных и широких научных исследований и усовершенствований с начала XX в. и получило первичное воплощение в системе Ф. Тейлора не оно предусматривает научно обоснованные:

Конструирование рабочих мест (удобный стол, сиденье, оборудование необходимыми средствами, размещение их и инструмента);

Конструирование приборов и инструмента (панелей, экранов, шкал, ручек, включателей и пр.);

Создание рабочей среды, в которой находится работающий (освещенность, цвет, температура, состав воздуха, отсутствие излучений, шумов, помех);

Распределение функций между человеком и машиной, согласование их возможностей;

Проектирование машин, обладающих некоторыми возможностями человека (ныне это и проблема искусственного интеллекта);

Способы и приемы оптимального выполнения рабочих движений;

Распределение рабочих функций между совместно выполняющими работу (в конвейерном производстве, управлении самолетом, космическими аппаратами и др.).

Обеспечение высокой работоспособности сотрудников имеет в своей основе проблему предупреждения и снятия чрезмерной усталости и утомления, которые развиваются в процессе труда, снижают его эффективность и могут сказываться неблагоприятно на здоровье. Работоспособность - психологическая и физиологическая возможность человека эффективно выполнять работу в течение определенного времени. Расход запаса сил при работе приводит к возникновению и усилению утомления (состояние организма, связанное с угнетением функций центральной нервной системы, снижением возбудимости и лабильности, нарастанием торможения процессов высшей нервной деятельности, их рассогласования, нехваткой кислорода в организме, накоплением «шлака» - отходов обмена веществ, снижением энергетических ресурсов систем организма и пр.) и чувства усталости (состояние психики, характерное ощущением спада сил, слабости, разбитости, вялости, трудности и нежелания продолжать работу, желания отдохнуть и ухудшением психологических функций мышления, памяти, внимания, воли и др.). Чем больше усталость и утомление, тем ниже работоспособность и показатели эффективности труда. Утомление и усталость взаимосвязаны. Понятно, что утомление порождает чувство усталости и снижает работоспособность. Но чувство усталости, слабости, разбитости, нежелания работать может возникать и при полном запасе сил в организме. Это бывает при неумении настроиться на работу, отсутствии интереса к ней и трудолюбия, у любителей много спать или постоянно «расслабляться», после длительных перерывов в работе и пр.


Динамика работоспособности закономерна и имеет разные проявления (рис. 10.1). Причины ее не только физиологические, но и психологические.

Научная организация труда для поддержания работоспособности на высоком уровне рекомендует общие и специальные меры.

Общие меры заключаются в создании благоприятных условий на рабочих местах, о которых шла речь выше, и здоровой атмосферы в группах работающих. Смысл их - в исключении непроизводительного расходования сил. Рекомендуется самим работникам повышать психологическую устойчивость к негативно влияющим на психику факторам, если их нельзя избежать.

Специальные меры более прицельны и активны и рекомендуются к осуществлению самим работником. Работа меньше утомляет, если она интересна, делается с увлечением, приносит удовлетворение, радость, а поэтому нужно самостимулирование рабочего настроя. Положительно влияет тихая музыка, приятные мелодии. Отрицательно сказываются холод или жара в помещении, работа с переполненным пищей желудком, посторонние шумы; их надо устранять.

Важен режим труда и отдыха - чередование нагрузок и разгрузок, затрат сил и их восстановления. Существует микро- и макрорежим. Первый заключается во введении в процесс работы мер, направленных хотя бы на частичное восстановление сил. Это по возможности: микроперерывы длительностью 7- 10 минут через каждые 1,5 - 2 часа работы; периодические расслабления на рабочем месте в течение хотя бы 3-5 минут (отвалиться на спинку стула, опустить голову, закрыть глаза, расслабиться); гипервентиляция легких (10-15 медленных, глубоких, до конца вдохов и выдохов); изометрические упражнения (на рабочем месте, можно даже не прерывая сидячую работу, выполнить несколько 5-10-секундных мышечных напряжений и расслаблений. Например, обхватив ладонями стул снизу сидения, пытаться как бы поднять себя, а затем расслабиться; опереться руками о сидение и приподнять себя над стулом, расслабиться; подпереть голову руками, и пытаться подбородком вдавить их в стол, расслабиться и др.); 3-5-минутные физкультурные разминки на рабочем месте; временное переключение с утомившего вида действий на более простой.

Макрорежим предполагает: соблюдение установленной законом продолжительности обязательного рабочего дня, час обеденного отдыха, сутки отдыха в недельном и длительный отдых в годовом рабочих циклах, правильную организацию отдыха. Хорошо отдыхать - не просто много отдыхать. Важно - как отдыхать. Есть два основных вида отдыха: пассивный и активный. Пассивный отдых - обеденный перерыв, время по окончании работы, ежедневный сон продолжительностью 7-8 часов. Активный отдых - отдых, заполненный какой-то активностью, рассчитанной на ускоренное восстановление работоспособности. Науке давно известен «феномен Сеченова». Ученый проводил эксперименты по поднятию и опусканию груза одной рукой до полного отказа, т. е. крайнего мышечного утомления. Число поднятий подсчитывалось. Для отдыха отводился 10-минутный перерыв. В одной серии опытов испытуемые в перерыве прекращали всякую деятельность (пассивный отдых), в другой - в течение одной минуты поднимали груз, но другой рукой (активный отдых). Оказалось, что сила первой руки восстанавливалась значительно лучше во второй серии экспериментов, что объясняется физиологическими законами доминанты и индукции.

Современные исследования, подтверждая «феномен Сеченова», уточняют: активный отдых полезен при местном утомлении (что-то устало: глаза, мышление, спина, ноги и т.п.), переключении нагрузок (устала голова - активизируй мышцы, устали глаза - не занимайся во время отдыха просмотром телепередач или чтением и т.д.), если он не очень интенсивен и доставляет удовольствие.

Работоспособность можно повысить, но кратковременно, с помощью стимуляторов: глюкозы, витаминов, кофе, крепкого чая, лимона, тонизирующих препаратов, но не следует ими злоупотреблять.

Вхождение в должность

Начало работы на новом месте - достаточно сложное и трудное событие для нового сотрудника, а тем более для молодого специалиста. Это не просто административный акт или отрезок времени, который неизбежно завершается успехом. Надо умело и достойно его пройти, преодолев своеобразные психологические и педагогические трудности.

Вхождение в должность -процесс психической адаптации * молодого специалиста к деятельности и условиям по новому месту работы. Он включает:

* От лат. adaptio - приспособляю. Психологическая адаптация - настройка и приспособление психической деятельности (процессов, состояний, а при необходимости, и психических образований - навыков, качеств и др.) к активности в новых условиях.

профессиональную адаптацию: освоение функций, обязанностей и действий по должности. Приходится вспоминать, что изучалось ранее, подучиваться, обогащаться знаниями, навыками, умениями, отказываться от учебных привычек и условностей, добиваться реальных результатов в труде;

социально-психологическую адаптацию: привыкание к новому коллективу, новым людям, налаживание деловых и доброжелательных отношений с ними, завоевание их уважения, изучение и принятие существующих в нем формальных и неформальных норм поведения, включение в различные аспекты жизни коллектива, самоутверждение в коллективе;

бытовую адаптацию: привыкание к новому (по сравнению с учебой) режиму жизни, повышенным психологическим и физическим нагрузкам, решение жилищных проблем, вопросов питания, стирки, досуга.

Степень адаптационных трудностей задается степенью различий между учебой, образом жизни студента и профессиональной работой, а эти различия весьма велики. Трудности возрастают, если студент не очень напрягался в учебе, не вырабатывал у себя качеств профессионала, если работа по должности не очень совпадает с профилем полученного профессионального образования, если новый коллектив не очень развит и дружелюбен.

Адаптация протекает в три этапа:

Прием обязанностей и начала работы,

Углубленное освоение обязанностей,

Творческое повышение эффективности труда на основе полученного образования.

Первый этап обычно (сроки очень индивидуальны) длится 7-15 дней, второй - до 6-12 месяцев, а третий - до трех и более лет, в течение которых новичок считается молодым специалистом.

Вступая в должность на новом месте работы,следует:

Настроиться на успешную адаптацию с полным пониманием ее длительности, характера, сложностей и важности успеха для дальнейшей трудовой деятельности;

Рассматривать адаптацию не как чисто технический, профессиональный акт, но как личностную и социально-психологическую задачу, решение которой происходит под внешне малозаметным, но пристальным изучающим и оценивающим новичка наблюдением сослуживцев, как проверку качества его образованности и выучки, как акт самореализации и нового, более высокого уровня самоутверждения, как очередной экзамен жизни;

Действовать с полной мобилизацией сил, осмысленно, организованно, самокритично, без поспешных выводов о том, что адаптация завершена, не отчаиваясь при каких-то неудачах и продолжая учиться, учиться на практике.

Изменение техники и технологии трудовой деятельности, связанной с развитием научно-технического процесса, требует соответствующего изменения организации труда. Кроме того, наука об организации труда обогащается новыми данными, возникает ценный опыт новых организационных решений.

Если в организации и учреждении чутко реагируют на все новое, что появляется в области организации труда, и систематически реализуют его на практике, то мы вправе говорить о научной организации труда. Научный подход к организации труда позволяет наилучшим образом соединить в процессе трудовой деятельности технику и людей, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, снижение трудоемкости и рост эффективности труда. Он направлен на сохранение здоровья работников, обогащение содержания и гуманизацию их труда.

Важным признаком научной организации труда (НОТ) является ее направленность на решение трех взаимосвязанных задач: экономических, психофизиологических и социальных.

Экономические задачи состоят в обеспечении за счет организации труда всесторонней экономии различных ресурсов, прежде всего экономии труда, что, в свою очередь, направлено на снижение издержек трудовой деятельности и рост результативности труда: повышение его производительности, рентабельности, эффективности. Улучшение организации труда и повышение культуры трудовой деятельности способствуют росту качества продукции и услуг, что равносильно увеличению их количества.

Итак, экономическая направленность совершенствования организации труда имеет большое значение, особенно в рыночных условиях, но при всей ее важности подобной направленности недостаточно для того, чтобы считать такую организацию научной. Научный подход к организации труда требует от нее еще и психофизиологической направленности.

Психофизиологические задачи, которые должны решать организаторы труда, состоят в том, чтобы обеспечить работникам здоровые и безопасные условия труда, снижать его физическую тяжесть и нервно-психическую напряженность, гармонизировать нагрузки на различные органы работающего человека, не допускать однобокости труда, предусматривать сочетание труда физического с трудом умственным, устанавливать рациональные режимы труда и отдыха и в конечном итоге максимизировать работоспособность.

Социальные задачи -- это важнейшие задачи научной организации труда. Они состоят в обеспечении работникам содержательного труда, в повышении его привлекательности за счет преодоления монотонности, увеличения разнообразия трудовых операций, перемены труда, насыщения его творческими элементами; в повышении престижности профессий и обеспечении полноценной оплаты труда.

Социальная и психофизиологическая направленность НОТ означает гуманизацию труда, создание таких условий в организации и учреждении, которые бы отвечали самым насущным запросам человека современного демократического общества.

Конкретными задачами научной организации труда в деятельности компании являются:

Разработка и внедрение в рабочую деятельность компании наиболее эффективных форм разделения труда и его кооперация; максимальное использование достижений современной науки и техники;

Совершенствование нормирования труда:

Комплексное изучение затрат рабочего времени по выполнению определенных операций, стадий работы, а также подготовка и установление показателей, позволяющих определить объем работы необходимую численность разных категорий персонала;

Изучение и внедрение наиболее гибких форм стимулирования труда;

Организация рабочих мест, создание соответствующих законодательству условий труда и его безопасности Чашина О. Научная организация труда в системе управления персоналом компании// Управление персоналом, 2004, - №12. - с.54. .

Развитием представлений о задачах НОТ является понятие об ее функциях, т. е. об особенностях проявления НОТ в организации и учреждении и ее воздействия на различные стороны трудовой деятельности. Категория «функция» предоставляет возможность конкретизировать общие задачи НОТ, выделить в пределах каждой задачи особенные направления НОТ, трудовую деятельность и ее субъекта -- человека, выявить принципиальные различия между научной и «обычной» организацией труда, зачастую упускающей важные моменты организации трудовой деятельности, что чревато потерями.

Реализованные функции НОТ служат критерием, который позволяет оценить: достигнута ли НОТ в данной организации и учреждении или нет.

Анализ воздействия научной организации труда на человека и трудовую деятельность позволяет выделить следующие се функции:

Ресурсосберегающая функция, в том числе трудосберегающая, направлена на экономию рабочего времени, материалов, энергии, т. е. ресурсов. Кроме того, экономия труда включает в себя устранение всякого бесполезного труда. Это достигается рациональным разделением и кооперацией труда, применением рациональных приемов и методов труда, четкой организацией рабочих мест и хорошо отлаженной системой их обслуживания. Экономии ресурсов служит и направленность НОТ на повышение качества продукции и услуг: лучшее качество равносильно большему количеству. Ресурсосбережение -- один из главных рычагов интенсификации деятельности организации.

Итак, одним из критериев научной организации труда становится ее способность обеспечивать всестороннюю экономию затрат труда, материальных и денежных ресурсов.

Оптимизирующая функция проявляется в обеспечении полного соответствия уровня организации труда передовому уровню технического оснащения трудовой деятельности. Оптимизация необходима в достижении научной обоснованности норм труда и уровня интенсивности труда, в обеспечении соответствия уровня оплаты труда его результатам. Оптимизация в современных условиях -- центральное направление в поиске путей решения различных задач. Подобные задачи существуют и в области организации труда. НОТ призвана найти оптимальный вариант их решения.

Функция формирования эффективного работника означает осуществление на научной основе профессиональной ориентации и профессионального отбора работников, их обучения, систематического повышения их квалификации. Требования к качеству подбора работников и к их профессиональному мастерству в условиях перехода к рыночным отношениям существенно возрастают. Увеличение сложности решаемых задач со временным работником ведет к росту его ответственности за своевременные и правильные решения и действия.

Научный подход к формированию кадров и их подготовке -- главное условие эффективности труда и важная функция НОТ.

Трудощадящая функция проявляется в создании благоприятных, безопасных и здоровых условий труда, установлении рационального режима труда и отдыха, использовании режимов гибкого рабочего времени, облегчении тяжелого труда до физически нормальной величины. Для каждого человека нет боль шей ценности, чем здоровье, поэтому забота общества об охране и укреплении здоровья людей -- дело первостепенной важности. Проблемы здоровья людей в значительной мере определяются производственными условиями. Поэтому одна из функций НОТ -- способствовать сохранению здоровья трудящихся в организациях и учреждениях.

Функция гармонизации труда направлена на обеспечение согласования физических и умственных нагрузок, которые испытывает работник, на преодоление однобокости труда, создание полноценных условий для гармоничного развития человека в организации.

Функция возвышения труда -- это очень важная функция организации труда в цивилизованном обществе. Нельзя говорить о НОТ, сколь экономичен ни был бы труд, если при этом забывают о самом человеке, о его социальных запросах и стремлениями к высокосодержателыюму, престижному труду. Возвышает труд создание в организации условий для повышения содержательности и привлекательности труда, искоренение рутинных и примитивных трудовых процессов, обеспечение пере мены труда, т. е. его гуманизация.

Функция повышения культуры производства организационными средствами направлена на создание эстетически привлекательной производственной среды, рациональную организацию рабочих мест, развитие демократического стиля управления людьми и др.

Воспитательная и активизирующая функции направлены на выработку дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы. Высокий уровень организации труда способствует формированию у работника этих качеств. Чем выше будет качество исполнителей, тем более высокого уровня может достичь организация труда.

Понимание функций НОТ позволяет обеспечить всесторонний подход к решению проблем организации труда в организациях и учреждениях, более четко представлять механизм воздействия НОТ и на работника, и на процесс трудовой деятельности. Функции НОТ очерчивают эту ее роль. Проявление функций является признаком НОТ, свидетельством о ее наличии в организации. Для научной организации труда должно быть характерно присутствие всех указанных функций.

Мероприятия научной организации труда не достигают успеха в том случае, когда их проводят не в комплексе с другими мероприятиями организации трудовой деятельности.

Научное построение организации труда опирается на законы, принципы и правила организации, которые служат главным инструментарием для тех специалистов, кто разрабатывает и совершенствует организацию труда в учреждениях. Под принципами (от лат. principium -- основа, начало) в самом общем виде понимаются исходные положения теории, учения, науки. В то же время принципы выявляются и формулируются в результате научных исследований, а следовательно, являются их итогом. Точную грань между принципом и законом установить трудно. Наряду с прикладными (имеющими узкую направленность) законами существуют фундаментальные (основные, глубокие, главные) принципы.

Основная задача науки об организации труда состоит в выявлении законов, закономерностей и принципов организации трудовой деятельности людей с целью использования их в практической работе.

Принципам организации труда посвящено немало исследований российских и зарубежных ученых. Характерным является то, что, излагая принципы, каждый автор формулирует ограниченное их число, и лишь редкие из принципов называются одновременно несколькими авторами. Так, в одних работах авторы называют лишь небольшое количество принципов -- 4-5, а в других -- 12-20 и т. д.

Выделим принципы всеобщие, характерные для всех случаев организации труда и обязательные для применения, если организаторы труда намерены решать вопросы по-научному. Такими принципами являются принципы системности, комплексности, экономичности, гуманизации труда.

Принцип системности -- термин «система» (от гр. systema -- целое, составленное из частей) имеет несколько значений, одно из которых -- множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих целостное образование. Системность, системный подход к организации труда означает, что она должна рассматриваться, во-первых, как явление, имеющее сложную внутреннюю структуру, образованную из взаимосвязанных элементов; во-вторых, как явление, представляющее часть структуры более высокого порядка и имеющее многочисленные внешние связи и зависимости.

На практике системность проявляется в том, что при установлении или совершенствовании организации труда нельзя пренебречь ни одним из ее элементов, все они должны быть в равной степени проработаны, взаимоувязаны. Должны быть также учтены взаимосвязи организации труда с уровнем его технологического обеспечения современными средствами труда (ПЭВМ, ксероксы, принтеры), с другими организационными подсистемами.

Принцип комплексности -- состоит в том, что проблемы организации труда должны решаться одновременно разными научными дисциплинами, такими, например, как организация труда, экономика труда, социология труда, психофизиология труда, социальная психология, производственная эстетика, эргономика, гигиена труда, трудовое право и др. Комплексный подход -- это всесторонний подход с точки зрения многих наук, занимающихся вопросами организации труда, функционирования человека в производственной среде, в трудовом коллективе. В некоторых литературных источниках встречается такой принцип, как научность. С нашей точки зрения научность реализуется через принципы системности и комплексности. Если научность выделять как самостоятельный особый принцип и наряду с ним говорить о принципах системности и комплексности, то будут повторяться одни и те же требования. Можно, правда, говорить только о принципе научности, не выделяя принципов системности и комплексности. Но тогда, раскрывая принцип научности, неизбежно придется говорить о системности и комплексности.

Принцип экономичности -- состоит в том, что одни и те же вопросы организации труда можно решить разными способами, с разными затратами ресурсов, т. е. решения могут быть многовариантными. Во-первых, необходимо просчитать возможные варианты решений, а во-вторых, выбрать тот из них, который потребует минимальных затрат труда, материалов, финансовых средств с учетом экономически оправданного срока окупаемости инвестиций, т. е. нужно стремиться к минимизации приведенных затрат.

Принцип гуманизации -- учет человеческого фактора при организации труда. Необходимо создавать такие условия в организации, в которых бы в наибольшей степени учитывались психофизиологические и социальные потребности работников. Гуманизация -- важнейшее требование научной организации труда, но для реализации -- это довольно сложный принцип. Для его соблюдения иногда следует поступиться и принципом экономичности. В рыночных условиях экономичность вроде бы Должна превалировать, но дальновидные организаторы труда и производства, давая приоритет принципу гуманизации перед принципом экономичности, обеспечивают в конечном итоге высокую производительность и дисциплину труда, что дает ощутимый экономический эффект.

Таким образом, критерием, который позволяет оценить, достигнута ли НОТ в организации или учреждении, являются реализованные функции НОТ, а также направленность организации труда на решение экономических, психофизиологических и социальных задач и соблюдение всеобщих принципов НОТ.


Научная организация труда.

Научная организация труда (НОТ) – это организация труда на основе современных достижений науки и передового опыта, систематически внедряемых в трудовую деятельность, и позволяющая наилучшим образом соединить технику и людей в процессе труда. Внедрение НОТ предполагает необходимость решения трех взаимосвязанных задач: экономических - обеспечение наиболее рационального использования трудовых ресурсов, ускорения темпов роста производительности труда, повышения эффективности и конкурентоспособности производства; психофизиологических - создание наиболее благоприятных условий труда, сохранение здоровья и устойчивой работоспособности человека, повышение культуры и эстетики труда; социальных - повышение содержательности и привлекательности труда, создание условий для всестороннего развития личности, развития коллективных форм организации труда, производственного демократизма, привлечение работающих к управлению производством, воспитание у них духа коллективизма и чувства ответственности каждого за конечные результаты работы организации.

На заре становления социалистической экономики В.И. Ленин, намечая пути ее развития, большое внимание уделял проблеме организации труда. "…Для Советской власти именно организация труда… является самым главным, коренным и злободневным вопросом всей общественной жизни." Проблема организации труда в марксистско-ленинском учении рассматривается не как самоцель, а как важное средство повышения производительности труда.

Значение повышения производительности труда и проблемы его организации еще больше возрастает в период развернутого строительства коммунизма.

Впервые слово НОТ прозвучало в 1921 году в старейшем институте научной организации труда в г. Казани. На предприятиях и в учреждениях на общественных началах формировались ячейки и кружки НОТ. Существовали специальные журналы.

Выдающиеся деятели Советского государства, соратники Ленина отдавали этой работе много сил. Например, Валериан Владимирович Куйбышев был два года председателем Совета по научной организации труда. Ф.Э. Дзержинский деятельно помогал Центральному институту труда. НОТ активно пропагандировали Г.М. Кржижановский, Г. К. Орджоникидзе, М.В. Фрунзе, Е.М. Ярославский, Н.К. Крупская.

При ВЦСПС был создан Центральный институт труда (ЦИТ), который разрабатывал, демонстрировал и пропагандировал принципы научной организации труда и объединял деятельность всех других организаций, изучающих труд. Для организации многочисленных научно-исследовательских институтов, организаций и лабораторий при Наркомате рабоче-крестьянской инспекции был создан Совет по научной организации труда (СовНОТ).

Пропаганда основ научной организации труда уже в 20-х годах рассматривалась как средство повышения производительности труда. Основы НОТ в то время изучали десятки тысяч трудящихся.

Организация труда означает создание условий бесперебойной работы каждого исполнителя в составе коллектива производства в целях повышения продуктивности общего труда. Под этим термином понимают такую расстановку исполнителей, которая при настоящем уровне техники, технологии, организации производства и управления обеспечивает наименьшие затраты рабочего времени на производство единицы продукции.

Научная организация труда не ограничивается расстановкой исполнителей. Она исходит из совершенствования уровня техники, технологии, организации производства и управления на базе внедрения научных достижений.

В проекте "Основные положения по НОТ", подготовленном Институтом экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, научная организация труда рассматривается как " совокупность постоянно уточняемых технических, организационно-экономических и физиолого-психологических мероприятий, предусматривающих внедрение в производство новых достижений науки и техники, направленных на обеспечение производства максимума продукции при минимальных затратах живого труда, а также на создание необходимых условий для всестороннего совершенствования в процессе труда участников общественного производства и перехода от труда социалистического к труду коммунистическому."

В "Основном положении" главной задачей НОТ считают "обеспечение неуклонного роста производительности труда за счет рационального использования рабочего времени, оборудования, физических и умственных способностей каждого работника и на этой основе достижение, в конкретных производственных условиях, наибольших производственных результатов при наименьших затратах рабочего времени".

С повышением уровня техники и технологии возникли серьезные изменения в содержании труда: увеличивается удельный вес времени на выполнение функции контроля за работой автоматизированных агрегатов, машин и механизмов, их настройки и регулировки; определяющее значение при оценке квалификации получают знания, а не производственные навыки; все большее значение приобретает взаимопомощь и взаимозаменяемость.

Технический прогресс и научная организация труда взаимно воздействуют друг на друга.

Однако, формы организации труда изменяются значительно медленнее, чем развитие техники и технологии. Преодоление этого отставания составляет основное содержание НОТ.

Научная организация труда (НОТ) или научное управление (англ. Scientific management) – управление производственным процессом на основе системного анализа.

Основные положения НОТ сформулировал американский инженер Ф. У. Тейлор в 1910–1915 г.г. К задачам, которые решаются в рамках НОТ, относятся:

Совершенствование форм разделения труда;

Улучшение организации рабочих мест;

Рационализация методов труда;

Оптимизация нормирования труда;

Подготовка рабочих кадров.

Система Тейлора получила в СССР ярлыки «потогонная система» и «тейлоризм». Тем не менее, проблема научной организации труда заинтересовала советских психологов и активно разрабатывалась до 2-й половины 1930-х г.г.

Эффективный производственный менеджмент невозможен без научной организации труда. Научная организация труда является составляющей цикла производственного менеджмента на оперативном уровне. Она должна базироваться на достижениях науки и передовом опыте, обеспечивать повышение производительности труда и сохранение здоровья человека.

Научная организация труда направлена на решение следующих взаимосвязанных задач – экономической, психофизиологической, социальной.

Экономическая задача связана с наиболее полным использованием оборудования, материалов, сырья, обеспечением повышения производительности труда.

Решение психофизиологической задачи предполагает создание благоприятных производственных условий, что важно для сохранения здоровья работников, их работоспособности.

Решение социальной задачи направлено на повышение удовлетворенности условиями и результатами труда.

Большое значение имеет научная организация управленческого труда, о чем уже говорилось при рассмотрении вопросов планирования времени руководителей. От того, какова структура аппарата управления, какая выбрана система управления, зависят содержание и организация труда специалистов и служащих.

Отметим, что научная организация труда имеет четко определенный круг задач. Однако ее нельзя рассматривать изолированно от организации производства в целом. Между НОТ (научной организацией труда) и совершенствованием других элементов организации производства существует взаимодействие. Особенно это проявляется при организации рабочих мест. Организация труда связана с такими элементами производства, как техника и технология. При внедрении НОТ возникает необходимость в соответствующих технических решениях, изменении технологического процесса, оборудования и др. На организацию труда влияют тип и характер производства.

Важнейшими составляющими научной организации труда являются разделение и кооперация труда. Разделение труда – это разграничение деятельности людей в процессе совместного труда.

Разделение труда на предприятии означает обособление отдельных частичных трудовых процессов с целью сокращения производственного цикла за счет одновременного выполнения различных работ и повышения производительности труда. Повышение производительности труда. достигается за счет приобретения производственных навыков рабочими благодаря специализации работ.

В странах развитой рыночной экономикой на предприятиях уделяют большое внимание сокращению времени производственного цикла. Это обусловлено тем, что сокращение длительности производственного цикла является центральной задачей организации и управления производством, одним из показателей эффективности управленческого труда.

Высокий уровень специализации свидетельствует о культуре производства.

Разделение труда невозможно без его кооперации. Задачей кооперации является обеспечение согласованности между действиями отдельных работников или групп работников, выполняющих различные трудовые функции. Разделение и кооперация труда составляют две взаимосвязанные и дополняющие друг друга стороны производственного менеджмента.

Разделение труда может быть технологическим, функциональным, профессионально-квалификационным.

При технологическом разделении труда производственный процесс расчленяется на отдельные фазы, виды работ, операции.

Функциональное разделение труда предполагает деление выполняемых работ в зависимости от роли и места различных групп работников в производственном процессе.

Профессионально-квалификационное разделение труда связано с делением работающего персонала по профессиям (специальностям), по разрядам, категориям.

Разделение и кооперация труда по-разному проявляются на производстве, поскольку зависят от влияния ряда факторов, в частности технического уровня производства. Например, от применяемого технологического оборудования зависит специализация труда основных и вспомогательных рабочих, обслуживающих это оборудование.

Тип производства также влияет на разделение и кооперацию труда. Например, в единичном производстве рабочий-станочник кроме основной работы выполняет работы по техническому обслуживанию оборудования (наладка, мелкий ремонт и т.п.). В крупносерийном и массовом производстве это выполняют специальные рабочие (наладчики и др.).

Имеют значение и принцип организации цехов и участков (технологический, предметный), вспомогательных служб (централизованный или децентрализованный), степень непрерывности технологических процессов, трудоемкость изготовления продукции.

На научной основе должна базироваться организация коллективных трудовых процессов в бригаде. Она должна быть тесно связана с задачами управленческого учета. Ведь управленческий учет представляет собой часть информационной системы предприятия, а также деятельность, направленную на обеспечение руководства информацией для принятия решений и планирования, оперативного управления и контроля, стимулирования работников предприятия в выполнении намеченных программ, оценки деятельности подразделений, аппарата управления и отдельных сотрудников внутри организации. Напомним, что объектами управленческого учета являются так называемые центры ответственности, центры затрат по услугам и изделиям, предприятие в целом, отдельные цехи, участки, отделы.

Общими принципами организации трудовых процессов являются обеспечение непрерывности и естественности трудовых действий и приемов, рациональная загрузка рабочих и оборудования и др.

К специфическим принципам относятся обеспечение временных и пространственных взаимосвязей производственных процессов, предупреждение нарушений их нормального хода и др.

Разделение труда имеет экономические, психофизиологические и социальные границы.

Экономические границы определяются длительностью производственного цикла.

Психофизиологические – степенью утомляемости рабочих в связи с монотонностью труда на однообразных операциях.

Социальные границы связаны с содержательностью труда.

Внедрение научной организации труда требует следующих условий:

Разработки плана внедрения;

Установления подразделения или исполнителя, отвечающего за эту работу (центр ответственности);

Четкого определения обязанностей и контрольных функций;

Создания системы обучения и аттестации персонала;

Создания системы материального и морального стимулирования работ.

Эффективность труда во многом зависит от организации рабочих мест.

Основы научной организации труда (НОТ)

В современных условиях развития производства, в условиях рыночной экономики и применения гибких технологий, оснащения средствами механизации и автоматизации, особо важное значение приобретает научная организация труда (НОТ).

Под научной организацией труда на предприятиях различных форм собственности, в том числе и вагоноремонтных, понимается такая организация труда, которая основана на достижениях науки, передовом опыте, которые внедряются в производство и позволяют наилучшим образом соединить технику и людей в производственном процессе. Организация производства включает решение трех проблем: организации труда, рационального использования средств производства, управления и планирования на производстве. Организация труда является основным содержанием НОТ и охватывает решение следующих вопросов:

Установление форм разделения труда, которые отвечают современным условиям.

Изучение передовых приемов и методов труда.

Совершенствование организации и обслуживание рабочих мест.

Техническое нормирование, которое предусматривает установление технически обоснованных норм времени и анализ затрат на выполнение технологических операций.

Оздоровление и облегчение условий труда.

Внедрение производственной эстетики.

Совершенствование труда вспомогательных рабочих и ИТР (инженерно-технических работников).

Научная организация труда рассматривает все стороны деятельности цехов, участков и завода в целом, и поэтому является проблемой научной, инженерной, экономической и социальной.

Экономический аспект НОТ направлен на достижение высокого уровня производительности труда; эффективного использования орудий и предметов труда; сокращение потерь рабочего времени; совершенствование организации рабочих мест.

Социальная задача НОТ заключается в создании условий для постоянного роста квалификации рабочих, повышении степени привлекательности и содержательности труда за счет более совершенных форм разделения труда и кооперирования. Психофизическая задача НОТ состоит в обеспечении наиболее благоприятных условий на рабочих местах, в сохранении здоровья и работоспособности трудовых ресурсов.

Научная и инженерная задачи НОТ решают вопросы рационального размещения средств производства, степени использования производственных мощностей, соответствия между техническим развитием производства и применяемой технологией. Организация рабочих мест, их обслуживание, применение рациональных приемов и методов труда основывается на ряде частных организационных принципов:

  • 1. Принцип экономии движений, который означает устранение в процессе работы ненужных, лишних, малоэффективных трудовых движений.
  • 2. Принцип совмещения трудовых движений и действий, который предполагает совершенствование труда за счет параллельности выполнения отдельных работ.
  • 3. Принцип рациональности в последовательности движений и действий, что достигается разумной планировкой рабочих мест, совершенствованием технологической оснастки.
  • 4. Принцип регламентированности обслуживания рабочих мест, где предусмотрена строгая согласованность работ по снабжению материалами, инструментом и изделиями.
  • 5. Принцип соответствия квалификации работника характеру выполняемой работы, что предусматривает обеспечение такой расстановки рабочих кадров, которая позволяет им более полно использовать свои знания и практические навыки.
  • 6. Принцип соответствия норм труда организационно-техническим условиям данного предприятия, который предполагает установление такой сменной выработки, которая соответствует уровню техники, технологии и организации производства.

Этапы проведения НОТ на рабочих местах. На первом этапе выполняется анализ показателей, характеризующих состояние организации труда:

  • · анализ производительности труда;
  • · использование производительной мощности;
  • · ритмичность в течение рабочей смены;
  • · использование рабочего времени;
  • · целесообразность существующей формы разделения труда;
  • · организация рабочих мест (снабжение, освещение, вентиляция и т.п.);
  • · условия труда на рабочем месте.

После анализа начинается этап проектирования нового, более рационального трудового процесса на рассматриваемом рабочем месте. Сжатое изложение проектного решения представляется в виде карты организации труда. Это концентрированное изложение разработанного проекта, которое опирается на научные исследования и рациональные решения в области организации трудовых процессов. Карта организации труда содержит семь разделов:

Первый раздел - “Исходные данные”, включает анализ состояния технологии и организации труда, и предложения по их совершенствованию, форму кооперации труда и его оплату.

Второй раздел - “Трудовой процесс”, содержит проект организации трудового процесса: содержание и последовательность выполнения операций, прогрессивные нормы времени при их выполнении. Приводятся рекомендации по оптимальной рабочей зоне, траектории движения, передовых приемов и методов труда.

Третий раздел - “Рабочее место”, в нем проектируется необходимый перечень организационной оснастки, улучшенная планировка рабочего места. Этот раздел карты составляется на основе всестороннего анализа сложившейся организации рабочего места и применения типовых проектов рабочих мест.

Четвертый раздел - “Обслуживание рабочего места”, содержит перечень функций, конкретных их исполнителей, периодичность и способы выполнения работ по обслуживанию и затраты времени на их выполнение. Указываются средства связи рабочего места с функциональными службами цеха и рациональное распределение функций между основными и вспомогательными рабочими.

Пятый раздел - “Условия труда”, посвящен проектированию благоприятной производственной обстановки, обоснованию режимов труда и отдыха. В разделе представляются факторы внешней среды, влияющие на условия труда на данном рабочем месте (освещение, вибрация, шум, цвет, запыленность…) и их нормативные значения.

Шестой раздел - “Нормы труда”, содержит прогрессивные нормы выработки, которые должны закрепить все предложения, предусмотренные в предыдущих разделах карты, уровень использования фонда рабочего времени оборудования, рабочей силы, состав фонда рабочего времени.

Седьмой раздел - “Требования к исполнителю”, это заключительная часть карты организации рабочего места, где содержатся требования к работнику, связанные со спецификой его труда. Указывается требуемая квалификация, стаж работы, необходимые физические и психические качества. Эти требования создают условия для обеспечения наиболее полного соответствия качеств работника характеру выполняемых им функций на производстве.

После того как рабочие места и производственные участки будут приведены в полное соответствие с условиями, которые запроектированы в карте, инженеры-организаторы обучают рабочих новым приемам и методам труда.

Научная организация труда считается внедренной в том случае, когда все работники начнут пользоваться запроектированными мероприятиями карты, освоят нормы и достигнут запроектированного снижения трудоемкости работ на данном рабочем месте. Важное значение имеет экономическое обоснование проектируемых предприятий, расчет экономического эффекта, который может быть получен от их внедрения.