Наставления мудреца лукмана своему сыну. Наставления лукмана аль-хакима Мудрец лукман

2. Уповать на Господа

يَا بُنَيَّ إِنَّهَا إِنْ تَكُ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِنْ خَرْدَلٍ فَتَكُنْ فِي صَخْرَةٍ أَوْ فِي السَّمَاوَاتِ أَوْ فِي الْأَرْضِ يَأْتِ بِهَا اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ لَطِيفٌ خَبِيرٌ

«Лукман сказал своему сыну: "О сынок мой! Добро и зло, как бы малы они ни были, – даже весом с горчичное зерно – будет ли это скрыто в скале или в небесах, или в земле – Всевышний выведет наружу и воздаст за это! Поистине, Аллах Мудр и Всеведущ! Ничто не скрыто от Него, даже самые тонкие дела, и Он знает истину о всех вещах!"» (Смысл 16 аята суры Лукман, тафсир "аль-Мунтахаб").

3. Выстаивать молитву

يَا بُنَيَّ أَقِمِ الصَّلَاةَ...

«О сын мой! Совершай обрядовую молитву …» (смысл 17 аята суры «Лукман»).

4. Повелевать добро и остерегать от запретного

...وَأْمُرْ بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَ عَنِ الْمُنْكَرِ...

«…Зови к добру, удерживай от зла…» (смысл 17 аята суры «Лукман»).

5. Проявлять терпение в трудностях

...وَاصْبِرْ عَلَى مَا أَصَابَكَ إِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ

«…И терпи то, что тебя постигло, ибо, поистине, терпеть трудности может только твёрдый в делах» (смысл 17 аята суры «Лукман»).

6. Не проявлять высокомерие

وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحًا إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ

«О сын мой! Не криви лицо перед людьми высокомерно и не ходи по земле горделиво. Поистине, Господь не любит хвастливых гордецов!» (смысл 18 аята суры «Лукман», тафсир «аль-Мунтахаб»).

7. Соизмерять походку

وَاقْصِدْ فِي مَشْيِكَ...

«Соразмеряй свою походку: не ходи ни слишком быстро, ни слишком медленно» (смысл 19 аята суры «Лукман», тафсир «аль-Мунтахаб»).

8. Понижать голос

... وَاغْضُضْ مِنْ صَوْتِكَ إِنَّ أَنْكَرَ الْأَصْوَاتِ لَصَوْتُ الْحَمِيرِ

О Господь, одари нас мудростью Лукмана, и дай нам сил следовать наставлениям мудрых и приближённых рабов Божьих. Амин!

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: freepik.com, ru.wikihow.com

Праведник Лукман - сын сестры пророка Айюба (а.с.), то есть его племянник. Досточтимый Икрима утверждал, что Лукман был пророком. Однако Судди отрицает, что он был удостоен пророческого сана.

В предании говорится, что Всевышний спросил у Лукмана:

Чего ты хочешь: пророчества или мудрости?

Лукман отдал предпочтение мудрости. Всевышний сказал:

Почему ты выбрал именно мудрость?

Аллах никогда не оставлял в покое тех, кого избрал Своим пророком и посланником, и всегда подвергал их испытаниям. Поэтому я предпочел мудрость, - ответил Лукман.

Не случайно Всевышний говорит: «Мы даровали Лукману мудрость, чтобы он был благодарен Аллаху. Тот, кто благодарит, тот поступает во благо себе» (Сура «Лукман», аят 12).

Согласно преданию, однажды Лукман увидел во сне, что ему было сказано:

О, Лукман, не лучше ли тебе быть пророком и халифом на земле?

Лукман (а.с.) сказал:

Жизнь и здоровье для меня дороже, чем всякие беды, ибо вместе с пророчеством ко мне нагрянут и беды.

Ангелы спросили:

Откуда же ты знаешь, что пророков ожидают беды, сам не будучи пророком?

Я знаю: кто ведет людей за собой и старается их рассудить, тот всегда испытывает трудности. Хорошо, если правильно рассудит. А если он допустит при этом несправедливо, то сам окажется в аду. На земле лучше быть уважаемым, чем презренным. В мире ахирата тоже достоинство лучше презрения. Кто предпочтет этот мир ахирату, тот подвергнется на земле искушению. А в мире ахирата он лишится благосклонности Аллаха.

Ангелы очень удивились, услышав эти слова. Когда Лукман проснулся, Аллах одарил его мудростью.

Некоторые считают, что Лукман не был пророком, однако был правителем и правил народом по справедливости.

Вахб бин Мунаббих говорит:

Лукман был рабом-эфиопом. Он трудился плотником и был очень честным и хорошим человеком. Позднее Аллах освободил его от рабства.

Один человек сказал Лукману:

Ты же был рабом. И как ты достиг такой высокой степени?

Благодаря тому, что был честным и всегда возвращал доверенный мне аманат, - ответил Лукман.

Муджахид говорил:

Аллах даровал Лукману мудрость, а это значит, что ему были даны совершенный ум, знания от Аллаха, верность истине и праведность. И еще - умение жить в соответствии с этими знаниями.

По мнению некоторых, мудрость - это способность проникнуть в суть всех вещей и познать все их особенности.

Говорят, что однажды Лукман отправился в путь и встретился с одним ребенком.

Что случилось с моими родителями? - спросил он.

Они умерли, - ответил ребенок.

Мои дела приблизились к концу, не о чем больше печалиться. А что стало с моим братом?

И он умер.

Сломаны мои крылья. А что случилось с моим сыном?

Он тоже умер, - сказал ребенок.

Я потерял навсегда душевный покой, - промолвил Лукман.

По преданию, Лукман-мудрец говорил:

Кто лжет, тот потеряет сияние глаз, он лишится чести и достоинства. Приличие превыше благородного происхождения, а дела превыше богатства. Знания лучше всего, что есть в этом мире. Есть четыре условия, чтобы стать счастливым:

  1. Честность.
  2. Приличие и воспитанность.
  3. Мягкий характер и добрый нрав.
  4. Не злоупотреблять доверием.

Лукман (а.с.) служил визирем у царя и пророка Давуда (а.с.) и прожил ровно тысячу лет. Сейчас уже нет надобности рассуждать, пророком он был или святым праведником. Обо всем лучше известно Аллаху.

Некоторые говорят:

Кому дарованы мудрость и Коран, тот также приобрел достоинства всех прежних святых писаний. По этой причине, он должен хорошо осознавать свое положение. Он не должен привязываться сердцем ко всему земному. Именно поэтому то, что дано ученым, превыше мирского. Недаром Всевышний сказал:

«Мирские блага непродолжительны» (Сура «Ниса», аят 77).

Из книги "Анваруль-ашикын"

У Лукмана аль-Хакима спросили: «Как же некрасиво, отвратительно твоё лицо?!» Он ответил: «Ты тем самым насмехаешься лишь над моим образом или же над Создателем этого?!»

***

Передаётся, что однажды сын Лукмана спросил его: «Если одно зёрнышко положить на дно моря, будет ли о нём знать Всевышний Аллах?» На это, как об этом сказал Всевышний Аллах в Коране, Лукман ответил:

«О сын мой! Добро и зло, как бы малы они ни были, даже весом с горчичное зерно, скрыты в скале, в небесах или в земле, Аллах выведет их и воздаст за них! Поистине, Аллах Мудр и Всеведущ! Ничто не скрыто от Него, даже самые тонкие дела, и Он знает истину о всех вещах!» (сура «Лукман», аят 16).

***

Однажды Лукман сказал человеку, который смотрел на него: «Если даже ты видишь меня толстогубым, то знай, что мои губы произносят очень тонкие, глубокомысленные слова. А если ты смотришь на мою чёрную кожу, то знай, что сердце у меня чистое».

***

Катада сказал: «Всевышний Аллах предоставил выбор Лукману аль-Хакиму между пророчеством и мудростью. Вместо пророчества он выбрал мудрость. Когда Лукман спал, к нему пришёл Джибриль и оросил его капельками мудрости. Проснувшись, Лукман начал говорить ею».
***
Лукман аль-Хаким сказал: «Побеждай свой гнев кротостью и похоть – богобоязненностью».

***

Будь в нужде почтенным, в ненавистных, трудных делах – терпеливым, в благополучии – благодарным, в молитве-намазе – смиренным, в раздаче милостыни – быстрым.

***

Я таскал камни и поднимал железо, но тяжелее, чем долг, ничего не видел. Я ел вкусную пищу и пробовал прекрасные вещи, но слаще, чем здоровье, ничего не пробовал.

***

Поистине, двуличный человек перед Аллахом не будет в безопасности.

***

Молчание – это мудрость, которой мало кто пользуется.

***

Нет для тебя блага в изучении того, что тебе неведомо, если ты не следуешь уже полученным знаниям. Пример этому – человек, который собрал охапку дров, связал их, но не смог поднять, но после этого добавил дров в эту охапку.

***

Поистине, если верующий сможет предвидеть последствия совершаемого им дела, то он будет в безопасности от сожаления.

***

Когда ты будешь в намазе, то храни своё сердце (в смиренности). Когда ты будешь принимать пищу, то храни свою глотку. Когда ты будешь в чужом доме, то храни свои глаза (от взгляда на ненужное). Когда ты будешь среди людей, то храни свой язык. Помни о двух и забудь о двух: всегда помни об Аллахе и смерти, а забудь о добре, совершённом по отношению к другим, и о зле, совершённом тебе другими.

***

Нет большей беды для тела, чем веселье, пустая забава.

***

Слушать проповедь для невежды так же трудно, как подниматься по каменистому пути престарелому человеку.

***

Есть три вида товарищей: первый – это тот, кто получает от тебя добро и не отвечает тебе тем же. Второй – это тот, кто даёт тебе столько же, сколько получает от тебя. Третий – это тот, кто поддерживает с тобой хорошие отношения без всякой корысти.

***

Долгое сидение в туалете по нужде приводит к болезни печени, появлению геморроя, повышению давления. Когда садишься и встаёшь, делай это медленно, не спеша.

***

Поистине, долгое уединение делает мысль ясной. Продолжительные размышления являются указателем дороги, ведущей в Рай.

***

Поистине, среди слов есть такие, которые крепче, чем камень, пронзительнее, чем укол иглы, горше, чем алоэ, горячее, чем уголь. И поистине, сердца людей – это посевы. Сажай в них хорошие слова, если и не все, то некоторые всё же дадут всходы.
Я не нашёл ничего тяжелее, чем плохое слово. Оно укореняется в глубине сердца так же, как крепко оседает, обосновывается железо в глубине воды.

***

Гнев умного – в его деле, а гнев невежды – в его деле. То есть их гнев проявляется по разным, отличным обстоятельствам.

***

Самым благоразумным, сообразительным является тот, кто заранее знает, чем может закончиться дело, и поэтому остерегается его.

***

Кротость, мягкость – это прощение тому, кто тебя притеснил, и ответ на зло добром.

***

Троих из людей познают лишь в трёх обстоятельствах: 1) храброго – в сражении; 2) щедрого – в нужде; 3) кроткого, мягкого – в состоянии, когда им одолевает гнев.

***

Достиг совершенства веры тот, кто обладает тремя чертами: 1) тот, кто доволен и которого это довольство не приводит к заблуждению; 2) тот, кто в гневе не преступает истины; 3) тот, кто при наличии возможности не берёт себе то, что не принадлежит ему.

***

У того, кто уповает на Аллаха и доволен Его предопределением, усовершенствовалась вера. Его руки и ноги полностью отдаются совершению добра.

***

Как нет дружбы между овцой и волком, так же нет её между благочестивым и порочным.

***

Унижаться в повиновении Всевышнему Аллаху лучше, чем гордиться грехом.

***

Умному среди своих домочадцев следует быть в качестве ребёнка, а среди людей – в качестве взрослого человека.

***

Не приобретай знания из-за трёх вещей и не бросай их из-за трёх вещей. Не обучайся для того: 1) чтобы спорить с кем-то; 2) чтобы хвастаться; 3) чтобы люди хвалили, т. е. на показ. Не бросай приобретения знаний: 1) из-за невнимательности, отрешённости от них; 2) из-за стыда перед людьми; 3) из-за довольства невежеством.

*****

Мысли Лукмана аль-Хакима – это великие и бесценные мудрости, в которых заключены несущая свет высокая мораль и глубокий смысл.

Это слова, связывающие человека с Мудрым Творцом и напоминающие об истине Его существования. Это источник разливающегося света, восходящего и поднимающегося вместе с душой в мир тишины, спокойствия и твёрдой веры. Эти назидания освобождают человека от оков материальной тирании и от любви к этому бренному миру и соединяют со Всемогущим Создателем. Каждый, кто любит мудрость и назидание, извлечёт из них много пользы. Они исходят из сердца, которое пульсировало и билось в пламени правды и искренности, выходило из сердца милосердного отца с состраданием к сыну и другим людям. И каждый правдивый, искренний человек вдыхает аромат благовоний, исходящий из мудрости, назидания и любви. Каждому из нас надо постараться раскрыть слух сердец и с вниманием, искренностью слушать каждую мудрость, высказанную этим человеком.

Все эти наставления и советы, о дорогой читатель, – из вечных и непреходящих ценностей. Нам следует прислушиваться к ним очень внимательно, чтобы мы могли идти к истине самым прямым путём. Назидания и увещевания таких классиков исламских наук необходимо читать не спеша, по нескольку раз, ибо в них кроется множество мудростей и значений. Сколько бы раз их не читали, каждый раз будет открываться что-то новое. В этом и заключается их особенность. Мы просим Всемогущего Аллаха, чтобы Он сделал нас одними из тех людей, которые слушают слова и следуют лучшим из них! Да будет мир над всеми нами!

Материал подготовил Абдурахман Алиев

Однажды, когда Лукман аль-Хаким был ещё рабом, хозяин ему приказал зарезать овцу и принести самое грязное и мерзкое, что есть в этом животном. Лукман выполнил поручение и вернулся с овечьим сердцем и языком. Хозяин улыбнулся.
Он понял значение и смысл поступка Лукмана. С той поры он проникся уважением к своему рабу. Через некоторое время Лукман снова был призван к хозяину. На этот раз ему было велено зарезать овцу и принести самое доброе, лучшее, что есть в этом животном. Вернувшись, он опять принес сердце и язык. Хозяин посмотрел на него с удивлением и спросил о смысле его поступка. Как же может быть сердце с языком самым мерзким и самым добрым одновременно?! Было ли это испытанием или нет, но мудрость Лукмана в ответе на тот вопрос проявилась следующим образом. Он сказал: «Воистину, о господин мой, если они оба станут добрыми, то нет более лучшего органа, а если они оба порочны, то могут быть и самыми мерзкими».
Лукман изрёк двенадцать тысяч глав мудрых выражений, и все они нашли применение в языках всех народов.
Еще одна история о мудрости Лукман аль-Хакима. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Основой мудрости является богобоязненность.
Будь набожным (т.е. остерегайся запретного и сомнительного), и ты окажешься самым поклоняющимся из людей. Будь богобоязненным, и ты станешь тем, кто больше всех выражает благодарность Всевышнему Аллаху.
Беды и несчастья исходят, зависят от языка».

Лукман аль-Хаким был работником у одного купца, и когда тот лучше узнал характер и достоинства Лукмана, он старался не разлучаться со своим работником. Во время их совместной трапезы он подкладывал ему лучшие куски и, если Лукман отказывался от какой-нибудь пищи, он к этой пище тоже не прикасался.
Однажды этому купцу прислали дыню, и он, как всегда, позвал Лукмана, чтобы угостить его. Хозяин разрезал дыню на куски и первый кусок отдал Лукману, а тот стал его есть с таким удовольствием и наслаждением, будто дыня эта была слаще мёда. Хозяина с удовольствием наблюдал за Лукманом, евшим дыню, и продолжал отрезать ему кусок за куском. И только после пятого отданного Лукману куска он решил и сам попробовать её. Но как только откусил её самую малость, невыносимая горечь наполнила всё его тело и язык. «Я удивляюсь, - сказал хозяин, - как ты мог поглощать столько горечи и почему ты ел кусок за куском, не сказав об этом?» «Зная твоё дружеское ко мне отношение, - ответил Лукман аль-Хаким - и помня о том, сколько сладостей вкушал в твоем доме, я счёл обязанностью принять в нём и горечь.
И хоть эта дыня оказалась горькой, рука, дающая мне её, была доброй. А какое может иметь значение горечь в сравнении с добротой?! Доброта всесильна, она может обратить медь в золото, она помогает переносить горе и сострадание, она может превратить уксус в сок и темницу в цветник, а яд - в нектар. И даже райский сад, если в нём не будет доброты, покажется Адом. Зло же - это всего лишь суета сует, чуждая истинному значению, от которого происходит доброта».

Лукман аль-Хаким говорил: «Когда ты будешь в намазе, то храни своё сердце (в смиренности). Когда ты будешь принимать пищу, то храни свою глотку. Когда ты будешь в чужом доме, то храни свои глаза (от взгляда на ненужное). Когда ты будешь среди людей, то храни свой язык. Помни о двух и забудь о двух: всегда помни об Аллахе и смерти, а забудь о добре, совершённом по отношению к другим, и о зле, совершённом тебе другими » .

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Толкование 12-19 аятов из суры «Лукман»

وَلَقَدْ آتَيْنَا لُقْمَانَ الْحِكْمَةَ أَنِ اشْكُرْ لِلَّهِ وَمَن يَشْكُرْ فَإِنَّمَا يَشْكُرُ لِنَفْسِهِ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ حَمِيدٌ

(12) «Мы даровали Лукману мудрость: «Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, поступает только во благо себе. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах – Богатый, Достохвальный».

Всевышний Аллах рассказал о Своей милости по отношению к праведному рабу Лукману. Он одарил его мудростью, т.е. правильными представлениями о вещах и божьих законах, а также заложенных в них тайнах и мудростях. Очень часто люди обладают знаниями, но лишены мудрости. Однако для того, чтобы стать мудрым необходимо обладать знаниями и уметь практически их использовать. Именно поэтому под мудростью часто подразумевается полезное знание и праведные деяния.

Когда Всевышний Аллах облагодетельствовал Лукмана этой великой милостью, ему было велено благодарить Аллаха за это щедрое вознаграждение и обещано, что в этом случае Аллах приумножит его вознаграждение и осенит его еще большей милостью. Аллах поведал о том, что благодарность и признательность приносит людям пользу, тогда как неверие и не благодарность ложится на их плечи тяжелым бременем.

Всевышний Аллах не нуждается в благодарности. И Он заслуживает всякой похвалы за то, что предопределил ослушнику такую судьбу. (Аль-Гъина) Богатство и самодостаточность являются неотъемлемыми качествами Аллаха, и Он достоин хвалы за Свои совершенные качества и прекрасные деяния, и это также является неотъемлемым качеством божественной сущности. Каждый из этих атрибутов являются качеством совершенства, а когда эти качества упоминаются вместе, то одно совершенство дополняется другим.

وَإِذْ قَالَ لُقْمَانُ لِابْنِهِ وَهُوَ يَعِظُهُ يَا بُنَيَّ لَا تُشْرِكْ بِاللَّهِ إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ

(13) «Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью».

Толкователи Корана разошлись во мнениях по поводу того, был ли Лукман пророком или же он был праведным рабом. Всевышний сообщил нам только то, что ему была дарована мудрость и что он давал наставления своему сыну. Всевышний сказал:

وَإِذْ قَالَ لُقْمَانُ لِابْنِهِ وَهُوَ يَعِظُهُ

«Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его»

Наставлением называются повеления и запреты, которые сопряжены с побуждением и предостережением. В наставлениях мудреца Лукмана упомянуты основные положения и главные принципы мудрости. Он повелел своему сыну искренне поклоняться одному Аллаху и предостерег его от многобожия , а затем разъяснил ему причину этого сказав:

إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ

«ибо многобожие является великой несправедливостью» .

Из этого мы извлекаем очень полезное знание о том, что мудрость заключается в следовании по пути пророков, да благословит их Аллах и приветствует, в призыве людей и их воспитании на религии Аллаха. Следует начинать с самого важного, затем менее важного и т.д. И нет сомнения в том, что акида, единобожие и очищение умов и общества от ширка является основой основ, с которой следует начинать, и нельзя начинать с чего-то другого. И тот, кто оставляет этот путь (манхадж) и придумавет другие пути, тот сошел с прямого пути и заблудился.

Абдуллах бин Масъуд, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Когда Всевышний ниспослал аят:

الَّذِينَ آمَنُوا ولم يَلْبِسُوا إِيمَانَهُمْ بِظُلْمٍ أُوْلَـئِكَ لَهُمُ الأَمْنُ وَهُم مُّهْتَدُونَ

«Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, им будет безопасность, и они ведомы по прямому пути» (аль-Ан’ам, 82), сподвижники испугались и сказали: «А кто из нас не причиняет себе зла?». На что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это не то, о чем вы думаете, это то, о чем сказал Лукман своему сыну:

يَا بُنَيَّ لَا تُشْرِكْ بِاللَّهِ إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ

«О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью» .

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил сподвижником то, что под «зульмом» в этом аяте понимается большой ширк и большой куфр, за которое человек попадает под сильный гнев Аллаха и вечное наказание. Грех, который не прощается. И поэтому он ему сказал: «многобожие является великой несправедливостью».

Идолопоклонство и многобожие действительно являются величайшей несправедливостью, потому что на свете нет ничего более ужасного и отвратительного. Как можно уподоблять возникшие из праха творения Царю всего сущего? Как можно уподоблять рабов, которые совершенно лишены власти, Владыке, который управляет всеми делами Вселенной? Как можно уподоблять несовершенные творения, которые каждый миг нуждаются в помощи и поддержке, Господу, который безупречен и ни в чем не нуждается? Как можно приравнивать того, кто не способен принести даже малую часть блага, Тому, по милости Которого люди обладают душой и телом, исповедуют религию, благоустраивают свою мирскую жизнь, трудятся во благо Последней жизни и избегают зла?! Разве может быть еще большая несправедливость?!!

Всевышний сказал:

أَيُشْرِكُونَ مَا لَا يَخْلُقُ شَيْئًا وَهُمْ يُخْلَقُونَ وَلاَ يَسْتَطِيعُونَ لَهُمْ نَصْرًا وَلاَ أَنْفُسَهُمْ يَنْصُرُونَ

«Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены, которые не способны оказать им поддержку и не способны помочь даже самим себе?» (аль-А’раф, 191-192 аяты).

Он также сказал:

آللَّهُ خَيْرٌ أَمَّا يُشْرِكُونَ أَمَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَأَنزَلَ لَكُم مِّنَ السَّمَاءِ مَاء فَأَنبَتْنَا بِهِ حَدَائِقَ ذَاتَ بَهْجَةٍ مَّا كَانَ لَكُمْ أَن تُنبِتُوا شَجَرَهَا أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ بَلْ هُمْ قَوْمٌ يَعْدِلُونَ

«Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?» «Кто создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду? Посредством нее Мы взрастили прекрасные сады ***. Вы не смогли бы взрастить деревья в них. Так есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но они являются людьми, которые уклоняются от истины (или равняют с Аллахом вымышленных богов)».

*** Знаете ли вы, что при хорошем дожде на участок в 8 соток за 15 мин, выпадает 4 тонны воды (320 ведер воды).

أَمَّن جَعَلَ الْأَرْضَ قَرَاراً وَجَعَلَ خِلَالَهَا أَنْهَاراً وَجَعَلَ لَهَا رَوَاسِيَ وَجَعَلَ بَيْنَ الْبَحْرَيْنِ حَاجِزاً أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْلَمُونَ

«Кто сделал землю жилищем, проложил по ее расщелинам реки, воздвиг на ней незыблемые горы и установил преграду между морями? Есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но большинство их не знает этого».

أَمَّن يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ وَيَجْعَلُكُمْ خُلَفَاء الْأَرْضِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ قَلِيلاً مَّا تَذَكَّرُونَ

«Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!»

أَمَّن يَهْدِيكُمْ فِي ظُلُمَاتِ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَمَن يُرْسِلُ الرِّيَاحَ بُشْراً بَيْنَ يَدَيْ رَحْمَتِهِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ تَعَالَى اللَّهُ عَمَّا يُشْرِكُونَ

«Кто ведет вас прямым путем во мраках суши и моря и посылает ветры с доброй вестью о Своей милости? Есть ли бог, кроме Аллаха? Аллах превыше тех, кого приобщают в сотоварищи!»

أَمَّن يَبْدَأُ الْخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ وَمَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ قُلْ هَاتُوا بُرْهَانَكُمْ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ

«Кто создает творение изначально, а затем воссоздает его и обеспечивает вас пропитанием с неба и земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Скажи: Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» (ан-Намль, 59-64).

И что может быть хуже, если человек, которого Аллах сотворил для искреннего поклонения Ему одному, обрек свою благородную душу на погибель и пал так низко, что стал поклоняться ничтожным созданиям и причинять себе великое зло?! Ведь Аллах не прощает этот страшный грех. Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал:

إِنَّ اللّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ وَمَن يُشْرِكْ بِاللّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْماً عَظِيماً

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (ан-Ниса, 48).

После упоминания о том, что отречение от многобожия является одной из важнейших обязанностей человека перед Господом, для выполнения которой люди обязаны исповедовать строжайшее единобожие, Всевышний заповедал Своим рабам выполнять свои обязанности перед родителями и сказал:

وَوَصَّيْنَا الْإِنسَانَ بِوَالِدَيْهِ حَمَلَتْهُ أُمُّهُ وَهْناً عَلَى وَهْنٍ وَفِصَالُهُ فِي عَامَيْنِ أَنِ اشْكُرْ لِي وَلِوَالِدَيْكَ إِلَيَّ الْمَصِيرُ

(14) «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие».

Аллах заповедал человеку хорошо относиться к родителям и непременно спросит его о том, соблюдал он эту заповедь или нет? Человек обязан благодарить Аллаха, поклоняться Ему, выполнять свои обязанности перед Ним и не использовать Божьи милости для совершения грехов. А наряду с этим ему велено почтительно относиться к родителям, говорить с ними кротко и учтиво, делать им добро, смиренно вести себя перед ними, уважать их, оказывать им поддержку и всячески избегать любых поступков и речей, которые могут обидеть их.

Аллах заповедал человеку поступать так и возвестил о том, что человек непременно вернется к Аллаху, который ниспослал ему эту заповедь и обременил его этой обязанностью. И тогда Аллах спросит своего раба: “Соблюдал ли ты эту заповедь? Если ты соблюдал ее, то непременно получишь щедрое вознаграждение. Если же ты нарушал ее, то будешь подвергнут мучительному наказанию”.

Говоря о причине, которая обязывает человека почтительно относиться к родителям, Всевышний Аллах напомнил о том, что мать носит своего ребенка в чреве, испытывая изнеможение за изнеможением. С момента зачатия беременная женщина становится прихотливой, болезненной, слабой и тяжелой. Затем начинаются родовые схватки, которые причиняют женщине очень сильные боли. А после рождения ребенка она заботится о нем, воспитывает его и кормит его грудью в течение еще двух лет. Разве человек не должен хорошо относиться к тому, кто переносит ради своего ребенка столько трудностей и вместе с тем испытывает к нему самую сильную любовь?

وَإِن جَاهَدَاكَ عَلى أَن تُشْرِكَ بِي مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ فَلَا تُطِعْهُمَا وَصَاحِبْهُمَا فِي الدُّنْيَا مَعْرُوفاً وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ ثُمَّ إِلَيَّ مَرْجِعُكُمْ فَأُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ

(15) «А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне. Потом вам предстоит вернуться ко Мне, и Я поведаю вам о том, что вы совершили».

Почитая родителей, нельзя повиноваться им тогда, когда они призывают человека приобщать к Аллаху сотоварищей. Ослушание родителей в этом вопросе не является непочтительным отношением к ним, потому что обязанности человека перед Аллахом важнее, чем его обязанности перед любым творением. «Нельзя повиноваться творениям, если при этом ты ослушаешься Творца».

Всевышний не велел человеку относиться к родителям с неуважением, если они станут побуждать его к язычеству и многобожию. Он велел не повиноваться им только тогда, когда они подталкивают его к совершению греха. Но даже в этом случае он должен быть добр к ним. И поэтому Аллах велел человеку сопровождать таких родителей в этом мире и делать им добро, но не повиноваться им, если они попытаются склонить его к неверию или ослушанию.

Толкователи Корана говорили, что этот аят был ниспослан по причине Саъда бин Аби Уаккаса, как на это указывает хадис в сборнике Муслима (1748): «То, что по его причине были ниспосланы некоторые аяты из Корана. Он рассказывал: «Мать Саъда поклялась не разговаривать с ним, не будет есть и пить, пока он не откажется от своей религии. Она сказала (ему): «Ты возомнил, что Аллах заповедовал тебе благочестие к родителям. А ведь я твоя мать. И я приказываю тебе это». Он сказал: «И в таком положении она провела три дня, пока не потеряла сознания от истощения. И другой ее сын, имя которого Уъмара напоил ее водой. И она начала взывать против Саъда, после чего Аллах, всемогущ Он и велик, ниспослал аят из Корана:

وَوَصَّيْنَا الْإِنسَانَ بِوَالِدَيْهِ حُسْناً

«Мы заповедали человеку быть добрым к родителям» (Аль-Анкабут 29: 8).

وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ

«и следуй путем тех, кто обратился ко Мне» .

Человек должен следовать путем только тех, кто уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, кто покорился своему Господу и обратился к Нему. А для того, чтобы следовать этим путем и обратиться к Аллаху, человек должен устремиться душой к своему Господу и совершать деяния, которые помогают приблизиться к Аллаху и снискать Его благоволение. В тафсире аль-Багауи сказано, что это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники.

Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Каждый сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха) был обратившимся к Аллаху, и поэтому необходимо следовать их пути, поскольку Аллах повел их по прямому пути” . См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 4/120.

Для каждого верующего является обязательным понимать Коран и Сунну только в соответствии с пониманием праведных предшественников этой общины (саляфы). Многие мусульмане заявляют о том, что они следуют Корану и Сунне, однако они забывают об этом важном условии, что необходимо понимать Коран и Сунну именно так, как понимали это саляфы, а не так, как может или хочет понимать каждый. Этого требует Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха).

Всевышний Аллах сказал:

وَمَن يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَى وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّى وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَسَاءتْ مَصِيراً

«А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в огне Ада. Как же скверно это место пребывания!» (ан-Ниса 4: 115).

Имам Ибн Абу Джамра говорил: “Ученые сказали, что в этом аяте речь идет о сподвижниках и первых поколениях мусульман!” См. “Бахджату-ннуфус” 15.

Всевышний Аллах также сказал:

فَإِنْ آمَنُواْ بِمِثْلِ مَا آمَنتُم بِهِ فَقَدِ اهْتَدَواْ وَّإِن تَوَلَّوْاْ فَإِنَّمَا هُمْ فِي شِقَاقٍ فَسَيَكْفِيكَهُمُ اللّهُ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ

«Если они уверуют так, как уверовали вы, то последуют прямым путем; если же они отвратятся, то они ведь в расколе, и Аллах избавит тебя от них» (Аль-Бакара 2: 137).

Ибн Аббас сказал: “Речь идет о сподвижниках!” аль-Харауи в “Заммуль-калям” 759.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» Абу Дауд 4607.

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: “Кто же они?!” На что он ответил: «Это те, кто следует тому, на чем я и мои сподвижники» . Абу Дауд 2/503.

Также в истории о дискуссии Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) с хариджитами, сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал им: “Я пришел к вам от сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) – мухаджиров и ансаров, и сына его дяди (‘Али). Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них!” Ахмад 1/621.

Все это указывает на важность следования Корану и Сунне в понимании праведных предшественников. Каждый мусульманин обязан понимать Ислам так, как понимали его саляфы, и не основываться на своем мнении, так как понимание Ислама «на свой лад» и привело к возникновению многочисленных сект!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, после вас наступят долгие дни терпения, и те, кто в подобных обстоятельствах станет придерживаться того же, на чем были вы, получит награду, равную награде пятидесяти из вас» . Сподвижники спросили: “О пророк Аллаха, может быть, пятидесяти из них?” Он сказал: «Нет, именно из вас!». “ас-Сильсиля ас-сахиха” 494.

Каждый человек, будь он покорный мусульманин или грешник, непременно вернется к Аллаху, и тогда ему возвестят обо всем, что он совершил. Он получит воздаяние за веру или неверие, а также получит воздаяние за совершенные им благодеяния и прегрешения, и ни одно человеческое деяние не останется сокрытым от Аллаха.

يَا بُنَيَّ إِنَّهَا إِن تَكُ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِّنْ خَرْدَلٍ فَتَكُن فِي صَخْرَةٍ أَوْ فِي السَّمَاوَاتِ أَوْ فِي الْأَرْضِ يَأْتِ بِهَا اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ لَطِيفٌ خَبِيرٌ

(16) «О сын мой! Если нечто весом с горчичное зернышко будет внутри скалы, или на небесах, или в земле, то Аллах принесет его. Воистину, Аллах – Проницательный (или Добрый), Ведающий».

Имам аль-Багауи говорил: «Нечто» возвращается к греху. Так как сын Лукмана спросил однажды своего отца: «О отец, если я совершу какой-то грех так, что ни кто меня не увидит, как об этом узнает Аллах? И он сказал этот аят».

Горчичное зернышко является одним из самых мелких и ничтожных творений. Но даже такое творение не сможет скрыться от Аллаха, потому что знание Аллаха безгранично, а Его могущество совершенно. Среди Его прекрасных имен – Добрый (Латыф), Проницательный и Ведающий (Хабир). Его знания настолько совершенны и безупречны, что они объемлют самые сокровенные тайны творений, океанов и пустынь. А это значит, что человек обязан помнить о том, что Аллах наблюдает за ним, повиноваться своему Господу и избегать всех малых и великих грехов.

Не следует мусульманину быть небрежным к этим двум атрибутам как всеобъемлющее знание, безграничная мощь. Всегда должен помнить о вечности имен Аллаха и полноте Его атрибутов. И каждый раз когда он будет вспоминать о полноте Его имен и атрибутов, это станет причиной увеличения уважение к Нему, возвеличивании Его, страха перед Ним, желания надежды на Него. Каждый раз когда он будет вспоминать о прекрасных именах и великих качествах, он будет находить их благие плоды в самом себе. И это при помощи Аллаха. Тот, кому Аллах желает добра, наделит тем, что он всегда будет вспоминать об этом, как сказал Всевышний:

وَلاَ تُطِعْ مَنْ أَغْفَلْنَا قَلْبَهُ عَن ذِكْرِنَا وَاتَّبَعَ هَوَاهُ وَكَانَ أَمْرُهُ فُرُطاً

«и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» .

Прибегай к Аллаху от небрежности и забывчивости. Поминание Аллаха не ограничивается языком. Поэтому небрежность, может проявиться и в том, что человек не будет вспоминать о величии Аллаха, свят Он и велик, о Его мощи, о Его знании, о том, что Он все видит, о том, что Он справедлив, о том, что Он щедр и что Его благам нет конца.

И после этого великого напоминания сыну и важного наставления о том, что Аллах охватил все своим знанием, он как будто хочет сказать: Бойся грешить, бойся ослушаться Его, ведь Он видит все и мощен над всем, засчитаывает все что сделал, и если ты не хочешь чтобы он простил тебя, то ты пропал. А если твой грех является ширком, то нет сомнения в том, что ты в наихудшем положении.

يَا بُنَيَّ أَقِمِ الصَّلَاةَ وَأْمُرْ بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَ عَنِ الْمُنكَرِ وَاصْبِرْ عَلَى مَا أَصَابَكَ إِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ

(17) «О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость».

يَا بُنَيَّ أَقِمِ الصَّلَاةَ

«О сын мой! Совершай намаз»

Лукман призвал своего сына совершать намаз и выделил его из числа остальных благодеяний, потому что намаз является величайшим обрядом поклонения, который мусульмане совершают телом.

وَأْمُرْ بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَ عَنِ الْمُنكَرِ

«повелевай совершать одобряемое, запрещай порицаемое»

Он также заповедал своему сыну призывать людей к одобряемому и удерживать их от порицаемого. А для этого мусульманин должен обладать знаниями об одобряемом и порицаемом, потому что только в этом случае ему удастся призывать людей к добру и отвращать их от зла.

Одобряемое это то, что одобряется шариатом и то, к чему он призывает. Порицаемое это то, что порицает шариат, запрещает и предостерегает от этого. Т.е. призывай ко всему одобряемому, начиная с единобожия заканчивая самым маленьким благим делом, вплоть до приказа убирать преграду с дороги, ведь иман это семьдесят с лишним ступеней, самой верхней из которых является шахада, а самой маленькой убирать преграду с дороги. Поэтому, призывай к одобряемому начиная со свидетельства, затем призывай к намазу, закяту, уразе, хаджу, благочестию к родителю, к благим нравам и так до самого малого дела.

И предостерегай от порицаемого. Порицаемое, это ширк, новшества, большие грехи, маленькие грехи, скверные нравы и т.д. Все, что порицается шариатом и разумом. И благой разум всегда соответствует шариату.

Наряду со знаниями проповедник должен обладать добротой и терпением, и поэтому далее Лукман заповедал своему сыну терпеливо сносить любые трудности и неприятности.

وَاصْبِرْ عَلَى مَا أَصَابَكَ

«и терпеливо сноси все»

Такое терпение требует от проповедника выполнять то, к чему он призывает окружающих, и избегать всего, от чего он предостерегает людей. Выполняя же эти предписания, человек не только сам становится на прямой путь, потому что совершает добро и избегает зла, но и помогает другим встать на него, потому что призывает их творить добро и удаляться от зла.

Лукман прекрасно понимал, что проповедника истины и добра ожидают трудности и испытания. Людям тяжело призывать окружающих к одобряемому и удерживать их от порицаемого. Именно поэтому он велел своему сыну проявлять должную терпимость и выполнять его заповеди с надлежащей решимостью.

إِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ

«Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость».

Воистину, эти заповеди заслуживают самого пристального внимания, и выполнять их надлежащим образом удается только тем, кто наделен решимостью.

وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحاً إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ

(18) «Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов».

وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ

«Не отворачивай своего лица от людей» т.е. не хмурься и не отворачивайся от людей из высокомерия и презрения к окружающим.

Муджахид говорил: «Это когда между тобой и кем-то будет злоба. И когда ты его встречаешь, он отворачивает от тебя свое лицо».

Ар-Рабиъ бин Анас и Катада говорили: «Не относись презренно к бедным. Пусть бедные и богатые будут для тебя одинаковыми».

وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحاً

«и не шествуй по земле кичливо» т.е. не ходи по земле горделиво, хвастаясь собственным богатством и забывая о своем Благодетеле. Не будь самодоволен и кичлив.

إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ

«Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» , которые надменно относятся к людям в душе и выражают свое высокомерие отношением к людям внешним обликом, а также бахвалов, которые выражают свое высокомерие на словах.

То есть Лукман заповедовал сыну не проявлять высокомерие к людям, очищать душу от высокомерия, так как это скверный нрав приводящий к неверию, презренному отношению к людям, к отвержению истины.

Как ты человек проявляешь высокомерие? Прояви скромность. Ты же беспомощное создание, созданное из пыли, созданное из презренный капли, справляешь нужду. Как ты можешь проявлять высокомерие?

Как проявляешь высокомерие зная кто ты? Если ты уколешься иголкой плачешь от этого.

وَاقْصِدْ فِي مَشْيِكَ وَاغْضُضْ مِن صَوْتِكَ إِنَّ أَنكَرَ الْأَصْوَاتِ لَصَوْتُ الْحَمِيرِ

(19) «Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это рев осла».

وَاقْصِدْ فِي مَشْيِكَ

«Ступай размеренной поступью» т.е. ходи скромно и спокойно. Не ходи так, как ходят высокомерные гордецы или нерадивые простецы.

وَاغْضُضْ مِن صَوْتِكَ

إِنَّ أَنكَرَ الْأَصْوَاتِ لَصَوْتُ الْحَمِيرِ

«ибо самый неприятный голос – это рев осла» , самый неприятный и отвратительный голос – это рев осла. И если бы громкий голос приносил бы пользу, то он не был бы отличительной особенностью ослов, которые известны своей глупостью и низостью.

Заключение и общие пользы:

Заповеди, которые мудрец Лукман оставил своему сыну, объединяют в себе важнейшие религиозные предписания, из которых вытекают многие другие заповеди. Любые религиозные заповеди имеют тесное отношение к заповедям Лукмана, потому что они учат мусульман творить добро и избегать зла. Все это подтверждает сделанное нами ранее заявление о том, что мудрость складывается из знания о религиозных предписаниях и пользе этих предписаний. Именно поэтому мудрец Лукман повелел:
– Исповедовать единобожие, которое представляет собой основу религии.
– Запретил приобщать к Аллаху сотоварищей и разъяснил, что именно должно удерживать людей от многобожия и идолопоклонства.
– Он также повелел делать добро родителям, и разъяснил причину, по которой человек должен почтительно относиться к своим родителям.
– Он также повелел благодарить Аллаха и выражать признательность родителям, но подчеркнул, что повиноваться им следует только тогда, когда они не призывают человека к ослушанию Аллаха. Если же они побуждают человека приобщать к Аллаху сотоварищей, то он не имеет права повиноваться им в этом. Или же если они сами приобщают Аллаху сотоварищей, или же совершают новшества, или же совершают большие грехи, все равно, не смотря на все это, человек обязан проявлять к ним уважение и делать им добро.
– Он также повелел помнить о том, что Аллах наблюдает за своими рабами и что человеку предстоит предстать перед своим Господом и получить воздаяние за каждое доброе и злое, а также малое и великое деяние.
– Он также запретил проявлять надменность и высокомерие и повелел соблюдать скромность.
– Он также призвал соблюдать спокойствие при ходьбе и при разговоре и запретил нарушать эту прекрасную заповедь.
– Он повелел призывать людей к одобряемому и удерживать их от порицаемого.
– Совершать намаз.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

По лекции Рината Абу Мухаммада