На какие разряды делятся причастия. Разряды причастий в русском языке. Как определить разряд причастия? План и образец морфологического разбора причастия

В русском литературном языке выделяются, как известно, следующие группы причастий:

1) действительного залога настоящего времени (ведущий, спящий);

2) действительного залога прошедшего времени (отдавший, сходивший);

3) страдательного залога настоящего времени (отдаваемый, сносимый);

4) страдательного залога прошедшего времени (убранный, забит, положено).

Причастия названных групп имеют различную употребитель- ность в разных стилях литературного языка. Причастия первых трех групп характерны для кодифицированного литературного языка, письменной речи, причастия четвертой группы употребляются также в разговорном языке.

Говорам вообще не свойственны причастия настоящего времени как действительного, так и страдательного залога. Употребляемые здесь соответствующие образования представляют собой, как правило, формы либо субстантивированные (управляющий, заведующая), либо адъективированные (ср.: родимая земля, т.е. ‘плодородная’, незнаемый человек, т.е. ‘незнакомый’). Причастия прошедшего времени действительного залога в целом по говорам употребляются сравнительно редко. Таким образом, данный разряд форм глагола представлен в говорах почти исключительно страдательными причастиями прошедшего времени.

Для общей характеристики причастий в говорах существенны две особенности их функционирования, одна из которых относится ко всем говорам, другая - только к определенной их части:

1) в отличие от литературного языка, где полные формы всех причастий выступают обычно в атрибутивной функции, для говоров характерно предикативное употребление причастий прошедшего времени в полной форме: он недавно и похороненный; он был взятый в армию; муж и сын - оба погибшие;

2) в части севернорусских и среднерусских говоров краткие страдательные причастия характеризуются тенденцией превращения в неизменяемые формы (.малина собрано; ямы нарыто).

Русская диалектология / Под ред. Касаткина Л.Л. - М., 2005 г.

III . Актуализация знаний

    Сорванные травы для гербария мы сушили в больших книгах.

Вопрос учителя:

Есть ли в этом предложении слова, отвечающие на один и тот же вопрос? Какими членами предложения они являются? Определите их морфологические признаки.

Вопрос учителя:

Чем же они отличаются друг от друга?

Предполагаемый ответ:

Есть: это слова «сорванные» и « большие». Они отвечают на вопрос: какие?

В предложении эти слова являются определениями.

Слова изменяются по числам (сорванные – сорванный, больших - большой ) , по родам

(сорванная – сорванный, сорванное), по падежам(большая – большую).

-Больших указывает на признак предмета по размеру.

А слово сорванные указывает на признак действия (их кто-то сорвал). МОЛОДЦЫ!

Слово СОРВАННЫЙ – причастие.

Как вы думаете,от какого глагола оно образовалось?

От глагола сорвать при помощи суффикса НН.

Сделайте вывод.

Причастие – это часть речи. Причастие схоже с именем прилагательным (имеют общие вопросы, выполняют одну роль в предложении). Причастие по смыслу схоже с глаголом.

1.Что именно обозначает причастие?

2.Как изменяется причастие?

3.Что объединяет причастие с глаголом, а что с именем прилагательным?

4.Какими членами предложения бывают причастия?

5.Как и от чего образуются причастия?

1.Причастие обозначает признак предмета по действию.

2.Причастие изменяется по числам, падежам, родам (в ед.числе).

3.Причастия, как и глаголы, бывают соверш. и несоверш. вида, наст.ипрош. времени (буд. времени у причастия нет), могут быть возвратными, имеют зависимые слова.Как и прилагательные, причастия изменяются по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму, зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении.

4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в кр.ф.).

5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов.

Новая информация (которую не запрашивали)

1.Начальная форма причастия – И.П. единственного числа мужского рода.

2.Причастия есть не только в русском языке, но и в индоевропейских и других языках.

3.В русском языке причастие употребляется преимущественно в книжной речи.

I V . Мотивация. Создание проблемной ситуации.

Работа с классом (разгадывание кроссворда):

1. который закипает;

2. который озаряем;

3. который можно различить;

4. которую заметили;

5. который подарил;

6. которая запасается;

7. которых испытали;

8. которую разлили;

9. которые отцвели.

Подчеркните суффиксы.

V. Решение учебных задач.

На слайде изображено дерево, нарисованное от руки. Многие учащиеся не могут находить в текстах причастия и деепричастия, а если и находят, то не могут отличить причастия от деепричастий. Мы с вами научимся отличать причастия от деепричастий с помощью фруктового дерева. Учитель объясняет: растет могучее дерево, которое называется «глагол». У этого дерева начинают расти ветки, т.е. новые части речи.С одной стороны растет ветка, к которой прибавляются признаки прилагательного, т.е. отвечают на вопросы какая? какое? ,в предложениях выражаются определениями, но к корню глагола прибавляются суффиксы - ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -нн, и т.д. Рисую на дереве ветку и поспевает новый фрукт т.е. новая часть речи – причастие – «груша »

С другой стороны растет ветка, к которой прибавляются признаки наречия, т.е. отвечают на вопросы как? что делая?что сделав? в предложениях выражаются обстоятельствами, но к корню глагола прибавляются суффиксы -а, -я, -в, -сь. Рисую на дереве ветку и поспевает новый фрукт т.е. новая часть речи – деепричастие – «яблоко» Значит, приходим к выводу, что и причастие, и деепричастие происходит от основы глагола, т.е. дерево с корнями «глагол». Например:

Слово «играть» - играющий (причастие),играя (деепричастие), «прыгать»-прыгающий(причастие), прыгая (деепричастие).Попробуем устно образовать от глаголов причастия и деепричастия: верить, рисовать, клеить.

Признаки глагола: Признаки прилаг :

1.Время(настоящее и прошедшее) 1.Обозначает признак предмета

и отв. на вопр. какой?

2.Имеет вид (совершен., несовер.) 2.Изменяется по

3.Обозначает признак предмета

по действию. родам, числам,

4.В предложении могут быть сказуемыми 3.Может иметь

краткую форму.

4.В предложении

является определением.

Каждая форма причастий имеет свои суффиксы.Проанализируем таблицу.

Действительные причастия

Страдательные причастия

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

Ущ,-ющ,-ащ,-ящ

Ом-,-ем-,-им-

Енн-,-нн-,-т-

Склеить-склеенный

Обидеть-обиженный

Колоть-колотый

Звать-зовущий

Петь-поющий

Лететь-летящий

Нес-несущий

Гулял-гулявший

Ведать-неведомый

Презирать-презираемый

Любить-любимый

Мы делаем вывод. Действительные причастия настоящего времени – ущ,-ющ,-ащ,-ящ.

Действительные причастия прошедшего времени - - ш-, -вш-

Страдательные причастия настоящего времени - -ом-,-ем -,-им-

Страдательные причастия прошедшего времени - -енн-,-нн-,-т-

Откройте тетради и запишите формы причастий и их суффиксы.

В курсе изучения морфологии школьники проходят тему «Суффиксы действительных и страдательных причастий». В тонкостях и особенностях этой группы разберемся подробнее.

Причастие

Что это за интересное явление? До сегодняшнего дня не утихают споры лингвистов. Мнения разделились: одни считают причастие поскольку оно обладает рядом собственных признаков. Другие же уверены, что это всего лишь глагольная форма. Если обратиться к истории его возникновения, то можно узнать о том, что оно образовалось именно от глагола. Правда, внешне оно больше походит на имя прилагательное. Да и некоторые функции оно у него позаимствовало: оба они отвечают на один вопрос (какой?), и синтаксическая роль у них одинакова (определение). Поэтому ученые спорят и не могут прийти к единому решению.

Различные учебно-методические комплексы, по которым преподается русский язык в школе, тоже по-разному подходят к этой ситуации. К примеру, М. М. Разумовская относит причастие к глагольной форме, а В. В. Бабайцева - к самостоятельной части речи. Но и в том, и в другом учебнике говорится о том, что до сих пор не ясно, к какой категории его стоит относить.

Действительные

Прежде чем рассмотреть суффиксы действительных и страдательных причастий, необходимо знать, что эту часть речи принято делить на две большие группы по значению. Первую именуют действительными. Такое наименование они получили благодаря своему назначению: называть признаки таких предметов, которые сами выполняют действие.

Рассмотрим пример: «Ветер, дующий с моря, неистовствовал».

Как мы можем убедиться, ветер самостоятельно дул с моря, не прибегая к чьей-либо помощи и не подвергаясь никакому воздействию. Именно такие формы и называют действительными.

Еще пример: «Собака, охранявшая дом, была крупной породы».

Объект в этом предложении оберегает дом, то есть выполняет действие самостоятельно. Таким образом, причастие «охранявшая» относится к разряду действительных.

Страдательные

Следующей группой, имеющей несколько иное назначение, является разряд страдательных причастий. Они так названы, потому что не выполняют действие, а подвергаются ему.

Разберем пример: «Родители, вызванные в школу учителем, были обеспокоены».

В данном предложении мы видим причастие «вызванные». Оно образовалось от глагола «вызвать». Убедимся, что родители не сами приняли решение прийти в школу, а по просьбе преподавателя. Видим, что действие производят не они сами, оно совершается над ними. Поэтому и относят такое причастие к страдательным. То есть родители как бы «страдают», испытывая на себе чье-то воздействие.

Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени

Теперь, когда мы разобрались в тонкостях этой морфологической группы, можно перейти к главной теме. Каждый из разрядов будет иметь свои особенности словообразования.

Суффиксы действительных и страдательных причастий будут отличаться в зависимости от времени. Так, в настоящем времени выделяют следующие: -ущ и -ющ, а также -ащ и -ящ. Пример: бунтующий, поющий, держащий, говорящий. Как видим, все они относятся к действительным. У страдательных же они другие: -ом, -им, -ем. Пример: влекомый, гонимый, осуждаемый.

У действительного причастия настоящего времени все суффиксы имеют особенности правописания.

Ели не знать правила, возникает много вопросов. Например, как нужно писать: борЮщийся или борЯщийся? В этом нам поможет глагол, от которого образуется это слово - бороться. Определим его спряжение. Поскольку его основа оканчивается на -оть, то это 1 спряжение. Теперь нужно воспользоваться следующим правилом: если слово относится к 1 спряжению, пишем -ущ или -ющ. Если же ко второму - то -ащ или -ящ. Таким образом, мы выяснили, что в слове «борющийся» необходимо писать -ющ. Главное - знать, как определять спряжение у глаголов.

Лучше помогает запомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица. Да и к тому же к ней всегда можно обратиться, если вдруг правило вылетит из головы.

Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени

Теперь, рассмотрев особенности образования этой части речи в настоящем времени, мы можем перейти к следующему этапу. Стоит помнить, что причастия не могут употребляться в будущем времени, поэтому дальше будем говорить о прошедшем. Этот признак они позаимствовали у глагола.

В прошедшем времени у выделяют суффиксы -вш и -ш. Например: растаявший, проросший.

У страдательных же их больше: -нн, -енн, -т. Например: засеянный, прикрепленный, наколотый.

И снова нам поможет вспомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица.

С первым разрядом все понятно, никаких трудностей не возникает, а вот со страдательными сложнее. В некоторых словах не всегда понятно, какой суффикс необходимо выделить: -нн или -енн. Рассмотрим слово «обиженный» Казалось бы, что выделив суффикс -енн, мы не сделаем ошибки. Но это не так. Согласно правилу, если глагол, образовавший причастие, оканчивается на -ать, -ять, -еть, то выделяем суффикс -нн.

В данном примере основа глагола «обидеть» оканчивается на -еть, поэтому мы определяем в причастии суффикс -нн.

Возьмем еще один пример: «наряженный». И снова вспомним правило: если глагол оканчивается на -ить, -ти или -чь, то в этом случае употребим только суффикс -енн.

Также поступим и в словах "испеченный" (испечь), "принесенный" (принести), "спрошенный" (спросить).

Задания

На уроках русского языка особое внимание учитель уделяет тому, как и когда употребляются суффиксы действительных и страдательных причастий. Упражнения на эту тему помогут наиболее полно разобраться в ней.

Сперва необходимо дать список глаголов и попросить ребят определить их спряжение. Затем стоит дать задание образовать от них причастие разных разрядов и времен.

Например:

  • колоть (1 спр.) - колющий (действ., наст. вр.), коловший (действ., прош. вр.);
  • говорить (2 спр.) - говорящий (действ., наст. вр), говоривший (действ., прош. вр.);
  • брить (1 спр., искл.) - бреющийся (действ, наст. вр), брившийся (действ., прош. вр.), бритый (страд., прош. вр.);
  • обидеть (2 спр., искл.) - обижаемый (страд., наст. вр.), обиженный (страд., прош. вр.).

Причастия представляют собой особую форму глагола и указывают на признак по действию. Образование причастий во много зависит от вида и спряжения глагола. Для большего удобства в статье представлена таблица, в которой описаны способы формирования причастий с примерами.

Причастия – особая форма глагола, обозначающая признак по действию. В русском языке выделяют причастия действительного и страдательного залога настоящего и прошедшего времени. При образовании причастий важную роль играют вид и спряжение глагола.

Таблица Образование причастий в русском языке

Действительные причастия (обозначают признак по действию, выполняемому определяемым предметом) Страдательные причастия (обозначают признак по действию, выполняемому над определяемым предметом)
Настоящее время Прошедшее время Настоящее время Прошедшее время Краткие формы
От какой основы причастия образуются основы глаголов настоящего времени от основы инфинитива глагола (основы прошедшего времени) от полных форм страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
От каких глаголов образуются от переходных и непереходных глаголов НСВ от переходных и непереходных глаголов НСВ; переходных и непереходных глаголов СВ от переходных глаголов НСВ от переходных глаголов НСВ и СВ (кроме любить, брать, искать )
Формообразующие суффиксы -ущ-/-ющ- (от глаголов 1-го спряжения)

-ащ-/-ящ- (от глаголов 2-го спряжения)

-вш- (от основы инфинитива или прошедшего времени на гласный)

-ш- (от основы инфинитива или прошедшего времени на согласный; от основ непродуктивных глаголов с суффиксом -ну-; от глаголов на -сти (только архаические формы); от глагольных основ на -чь )

-ом-/-ем- (от глаголов 1-го спряжения)

Им- (от глаголов 2-го спряжения)

-нн- (от глаголов на -ать, -ять, -еть )

-енн- (от глаголов с основой на -и- )

-т- (от основ на –оть, -ереть, -нуть и односложных глаголов)

-ен/-н/-т (образуются путем усечения окончания либо части суффикса и окончания)
Примеры играют – играющий, смеются – смеющийся, звенят – звенящий, томят – томящий (но брезжат – брезжущий ). летать – летал – летавший, украсть – украл – укравший, уйти – ушел – ушедший, беречь – берег – берегший ведут – ведомый, омывают – омываемый, называют – называемый, проводят – проводимый смешать – смешал – смешанный, убрать – убрал – убранный, купить – купил – купленный, сжать – сжал – сжатый любимый – любим, скошенный – скошен, смятый – смят

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Причастия - одна из самых важных тем в базовом курсе русского языка. Ее знание также проверяется и на экзаменах, поэтому хорошо усвоить ее просто необходимо. В этой статье мы разберем, что такое причастие, зачем его нужно использовать, а также выясним, какие существуют разряды причастий в русском языке.

Определение причастия

Что такое причастие? Прежде всего, это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Отвечает причастие на вопросы прилагательного, может иметь род, число и падеж. От глагола оно получило следующие признаки: вид, залог, время. Причастия могут быть образованы исключительно от глаголов. Примеры: бегать - бегающий, лежать - лежащий, читать - читающий, прочитать - прочитанный и т. д.

Как отличить причастие от прилагательного?

Самую большую сложность для многих учеников составляет умение видеть отличие прилагательного от причастия. И то и другое отвечает на вопрос «какой?», «какая?» и т. д. Так как же их отличать?

Стоит запомнить, что причастие может быть образовано лишь от глагола. Другие части речи не могут принимать участие в его образовании. Прилагательные чаще всего образованы от существительных и наречий. Примеры: скорость - скоростной, быстро - быстрый.

Однако существуют еще отглагольные прилагательные. Их легко можно принять за причастия, если не знать, какие существуют различия. Прежде всего, прилагательное не может обладать признаками глагола, т. е. у него нет залогового значения и видовременного. Также причастие может иметь зависимые слова, в отличие от отглагольного прилагательного. Данная возможность у этой части речи называется глагольным управлением.

Зачем использовать причастия?

Конечно, в повседневной речи и простом общение на обыденные темы мы вряд ли будем использовать причастные обороты. Они будут слишком громоздкими, длинными, сложными для восприятия. Однако в письменной речи и в разнообразных авторских произведениях они будут вполне уместны.

Причастия добавляют большей выразительности тексту, помогают при описании различных явлений и событий. Школьникам часто приходится писать различные эссе и сочинения. Там причастные обороты будут также необходимы.

Разряды причастий

Но прежде чем начать активно внедрять причастные обороты в свою речь, необходимо разобраться с тем, какими они бывают. Существует два разряда причастий: действительные и страдательные. Чем они отличаются? Чтобы понять, как определить разряд причастия, рассмотрим их по отдельности.

Действительные причастия

Примеры

Кот самостоятельно выполнял определенное действие (бегал), следовательно, причастие «бегущий» является действительным.

Прогуливающаяся по парку девушка была хороша собой.

Девушка самостоятельно выполняет действие (гулять), следовательно, причастие относится к разряду действительных.

Страдательные причастия

Если причастие указывает на признак предмета, над которым кто-то производит некие действия, то оно будет страдательным. Т. е., если предмет не сам выполняет действие, то зависимое причастие будет страдательным.

Примеры

На столе лежали рассыпанные бусины.

Бусины рассыпал кто-то, то есть над этим предметом совершили действие. Причастие «рассыпанные» будет относиться к разряду страдательных.

На подоконнике остались расставленные им цветы.

Цветы не сами себя расставили, то есть кто-то совершил над ними это действие. Из этого можно сделать вывод, что причастие «расставленные» является страдательным.

Как образуются действительные причастия?

А теперь давайте рассмотрим способы образования действительных причастий. Прежде всего, необходимо определить вид глагола и его спряжение. Далее образование действительных причастий происходит путем прибавления определенных суффиксов. Образуются они от инфинитива. В прошедшем времени к основе глагола необходимо добавить суффиксы -вш/ш. Примеры: кричать - кричавший, стоять - стоявший, читать - читавший и т. д.

В настоящем времени причастия образуется с помощью суффиксов -ущ/ющ, если основой был глагол первого спряжения. Примеры: рисуют - рисующий, стонут - стонущий, тонут - тонущий и т. д.

От глаголов второго спряжения причастия будут образовываться с помощью суффиксов -ащ/ящ. Примеры: летят - летящий, кружат - кружащий, звенят - звенящий и т. д.

Как образуются страдательные формы?

При образовании страдательных причастий, как и в случае с действительными, необходимо обращать внимание на вид глагола и его спряжение.

Причастия прошедшего времени образуются так же от инфинитива с помощью следующих суффиксов: -нн/енн/енн/т. Примеры: нарисовать - нарисованный, научить - наученный, окружить - окруженный, раскрыть - раскрытый и т. д.

Для того чтобы образовать причастие, относящееся к настоящему времени, от глагола первого спряжения, необходимо использовать суффиксы -ем/ом. Примеры: закрывают - закрываемый, отражают - отражаемый и т. д.

От глаголов второго спряжения причастие настоящего времени будет образовываться с помощью суффикса -им. Пример: хранят - хранимый.

Таблица

Чтобы все вышеперечисленные данные было легко усвоить и превратить в некую систему, представим разряды причастий в таблице. Примеры образования причастий были приведены выше.

Разряд Действительные причастия Страдательные причастия
Время Прошедшего времени Настоящего Прошедшего времени Настоящего
Суффиксы

Основа инфинитива +

1 спряжение:

2 спряжение:

Основа инфинитива + -нн/-енн/-енн/-т

1 спряжение:

2 спряжение:

Эта таблица разрядов причастий поможет определить, какой суффикс нужно использовать в ситуации, когда есть сомнения по этому поводу.

Краткие причастия

Поскольку причастия могут отвечать на вопрос "какой?", "какая?" и т. д., то они также имеют некоторые признаки прилагательного. Поэтому, как и они, причастия могут иметь краткую форму. Причем необходимо запомнить, что данный вид могут принимать лишь страдательные причастия.

Краткая форма образуется от полной с помощью следующих окончаний: -а, -о, -ы или нулевого.

Примеры: нарисованный - нарисована, нарисовано, нарисованы, нарисован.

Краткая форма, как и полная, может изменяться по родам и числам. В предложениях краткие причастия выполняют роль сказуемого. Также следует запомнить, что "не" с краткой формой пишется раздельно: не нарисован.

Чтобы уверенно использовать причастные обороты в речи устной и письменной, необходимо различать разряды причастий, а также понимать, от глагола какого спряжения они образованы.

Форма глагола напрямую будет влиять на выбор суффиксов. Также следует помнить, что краткую форму принимают только страдательные причастия.