Механизм интериоризации психической функции. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Понятие высших психических функций. Законы ВПФ, присвоение, интериоризация, опосредование

Интериоризация [лат. interior - внутренний] - формирование структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие И. было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.). В аналогичном смысле И. понимали и представители символического интеракционизма. В культурно-исторической теории психического развития, разработанной Л.С. Выготским, И. ("вращивание") рассматривается как общий механизм формирования высших психических функций, принципиально отличающих психику человека от психики животных. В психоанализе развито близкое к понятию И. представление о процессе интроекции. Оно используется при объяснении того, каким образом в онтогенезе и филогенезе структура межиндивидуальных отношений переходит "внутрь" психики. Благодаря этому процессу формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), в свою очередь определяющая структуру сознания.

Л.А. Радзиховский

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(лат. внутренний), переход извне вовнутрь, то есть психические процессы, которые складываются, как правило, вне человека, при посредстве интериоризации становятся атрибутами его внутренней психической жизни. Термин принадлежит французскому социологу Дюргейму.

Психологическая энциклопедия

(от лат. interior -внутренний) - букв.: переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами (напр., формирование...

Психологическая энциклопедия

(лат. interior - внутренний). 1. В психиатрии - переживание психически больным волнующих его обстоятельств скрытно для окружающих. 2. В психологии - формирование внутренних структур психики путем усвоения структур внешней социальной деятельности. В психоанализепонятие И....

Психологическая энциклопедия

Переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и...

Психологическая энциклопедия

Нем.: Verinnerlichung. - Франц.: int?riorisation. -Англ.: internalization. - Исп.: interiorisaci?n. - Итал.: interiorizzazione. - Португ.: interioriza??o.o А) Термин, обычно используемый как синоним интроекции*.Б) В более узком смысле слова -процесс, посредством которого...

франц. interio-risation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний), формирование внутр. структур человеческой психики посредством усвоения внеш. социальной деятельности. И. не сводится к получению «извне» для последующей переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации посредством механизмов восприятия и памяти. Понятие И. введено франц. социологи, школой для обозначения заимствования осн. категорий индивидуального сознания из сферы обществ. представлений. В заруб. психологии роль и механизмы И. трактуются по-разному. Э.Дюркгейм связывал И. с социализацией личности. Согласно Ж. Пиаже, И. происходит вместе с формированием речи (значения слов «находятся» в сознании). Сходные с И. понятия используются в психоанализе при объяснении формирования бессознательного под влиянием межиндивидуальных отношений.

В отеч. психологии И. рассматривается как преобразование строения предметной деятельности в структуру внутр. плана сознания. Согласно Л. С. Выготскому, всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате И., становится психич. процессом отд. индивида. Выготский рассматривал образование форм речевого общения как процесс формирования высших, специфически общественных, орудийно опосредствованных психич. функций. Экспериментально показано (А. Н. Леонтьев), что этот процесс происходит в ходе онто-генетич. развития ребенка, между 5 и 11-12 годами. Стадии И. прослежены в работах, посвященных умственным действиям (в частности, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина). Первоначально развернутое материальное действие в процессе И. обобщается, сокращается и на заключит. ее стадии (в умственном плане) приобретает характер психич. процесса.

Лит.: Выготский Л. С., Мышление и речь, Собр. соч., т. 2, М., 1982; его ж е, История развития высш. психич. функций, там же, т. 3, М., 1983; Гальперин П. Я., К учению об интериоризации, ВП, 1966, №6; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1981.

   ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (с. 282) (от франц. interiorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Данный термин используется представителями разных направлений и школ в психологии - в соответствии с их пониманием механизмов развития психики. Для отечественной науки, в частности культурно-исторической теории развития высших психических функций и оформившегося на ее основе деятельностного подхода, понятие интериоризации выступает одним из ключевых.

В научный лексикон понятие интериоризации было введено представителями французской социологической школы (Э.Дюркгейм и др.). В их работах оно связывалось с понятием социализации и означало заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений; перенос общественного сознания в индивидуальное, при котором менялось местонахождение, но не природа явления. В близком по смыслу значении оно использовалось французским психологом П.Жане, позднее А.Валлоном и др.

Ж.Пиаже в своей операциональной теории развития интеллекта подчеркивал роль интериоризации в образовании операций, сочетании обобщенных и сокращенных, взаимообратных действий. В плане восприятия, в поле внешних предметов каждое действие направлено только к своему результату, оно исключает одновременное противоположное. Только в идеальном плане можно построить схему двух таких действий и вывести из их взаимопогашающих результатов «принцип сохранения» основных свойств вещей, основные константы предметного мира. Но образование такого внутреннего плана не составляло в теории Пиаже самостоятельную проблему, а выступало естественным следствием развития мышления: до известного «умственного возраста» ребенок способен проследить изменение объекта только в одном направлении, а с приближением к этому возрасту начинает улавливать и другие изменения, одновременные и возмещающие первые. Тогда ребенок начинает увязывать их и приходит к более широким схемам действий, к «операциям» и к выделению различных констант физических величин. Для Пиаже интериоризация - явление вторичное от логического развития мышления и означает создание плана идеальных, собственно логических конструкций.

Любопытно, что в современных англоязыгчных психологических словарях нет термина интериоризация, самым близким по значению и звучанию является понятие интврнализация , которое используется и в психоанализе. Для психоаналитиков интериоризация - это психический процесс или ряд процессов, посредством которых взаимоотношения с реальными или воображаемыми объектами преобразуются во внутренние представления и структуры. Данное понятие используется для обобщенного описания процессов поглощения, интроекции и идентификации, посредством которых межличностные отношения становятся внутриличностными, воплощенными в соответствующие образы, функции, структуры, конфликты. В современном психоанализе проблема интериоризации является дискуссионной, в специальной литературе (Р.Шафер, У.Мейснер, Г.Левальд и др.) активно обсуждается вопрос о том, являются ли поглощение, интроекция и идентификация различными ступенями, уровнями интериоризации, имеют ли они какую-либо иерархию, либо все эти процессы идентичны и осуществляются параллельно друг другу.

Принципиальное значение понятие интериоризации получило в культурно-исторической теории Л.С.Выготского, где оно рассматривается как преобразование внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. При этом Выготский преимущественно пользовался термином вращивание (синоним интериоризации ), под которым понимал превращение внешних средств и способов деятельности во внутренние, развитие внутренне опосредованных действий из действий внешне опосредованных.

Одно из основных положений теории Выготского состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида. Именно в этом переходе от внешних, развернутых, коллективных форм деятельности к внутренним, свернутым, индивидуальным формам ее выполнения, то есть в процессе интериоризации, преобразования интерпсихического в интрапсихическое осуществляется психическое развитие человека.

А.Н.Леонтьев в своих трудах конкретизировал и развил ряд положений Выготского. В частности, он ввел в психологию положение о том, что индивид присваивает достижения предшествующих поколений.

В своих работах Леонтьев последовательно проводит мысль о том, что принципиальное и ключевое значение для понимания развития психики ребенка имеет изучение процесса преобразования его внешней совместной деятельности в индивидуальную, регулируемую внутренними образованиями, то есть изучение интвриоризации совместной деятельности и связанных с нею психических функций. Необходимость интериоризации определяется тем, что центральное содержание развития ребенка - это присвоение им достижений исторического развития человечества, которые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний. Их специфическое общественное значение ребенок может отразить в своем сознании лишь путем осуществления по отношению к ним деятельности, адекватной той, что в них воплощена и опредмечена.

Ребенок самостоятельно выработать и выполнить эту деятельность не может. Она всегда должна строиться окружающими людьми во взаимодействии и общении с ребенком, то есть во внешней совместной деятельности, в которой развернуто представлены действия. Их выполнение позволяет ребенку присвоить связанные с ними значения. В дальнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе уже интериоризованного исторического опыта.

Такое понимание необходимости и сущности интериоризации внутренне связано с теорией развития психики человека, согласно которой это развитие происходит не через проявление врожденного и наследственного видового поведения, не через его приспособление к изменчивой среде, а путем присвоения индивидами достижений человеческой культуры.

Эти положения теории Леонтьева служат существенной конкретизацией общего генетического закона психического развития ребенка, сформулированного Выготским.

Данные теоретические построения Леонтьева получили конкретно-психологическое отражение в понимании процессов обучения и воспитания. По мнению Леонтьева, для построения у ребенка мыслительного действия первоначально его содержание следует дать во внешней предметной (или экстериоризованной) форме, а затем путем ее преобразования, обобщения и сокращения с помощью речи (т.е. путем интериоризации) превратить это действие в собственно умственное.

Иными словами, знания могут быть полноценно усвоены ребенком только при выполнении им определенных предметных и умственных действий, которые специально у него формируются. Вместе с тем при осуществлении действий, нацеленных на решение определенных задач, человек овладевает не только конкретными знаниями, но и соответствующими психическими способностями и способами поведения. В этом и состоит основная идея деятельностного подхода к процессам обучения и воспитания.

Согласно Леонтьеву, всякое понятие есть продукт деятельности, именно поэтому понятие не может быть передано учащемуся, ему нельзя научить. Но можно организовать, построить адекватную понятию деятельность.

Этапы усвоения умственных действий и понятий были тщательно изучены и описаны П.Я.Гальпериным. Одним из ключевых объяснительных терминов теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий и понятий явился термин интериоризации. По мнению Гальперина, первоначально развернутое материальное действие в процессе интериоризации обобщается, сокращается и на заключительной ее стадии (в умственном плане) приобретает характер психического процесса.

Исследования Гальперина изменили представления о природе «внутреннего плана» и процессе интериоризации: ему удалось показать, что умственный план - не пустой сосуд, в который нечто помещается, умственный план образуется, формируется в ходе и результате интериоризации. Этот процесс совершается по-разному: вначале, когда умственный план только формируется (это обычно младший школьный возраст), и потом, когда новое умственное действие образуется на основе сложившегося умственного плана и присоединяется к системе прежних умственных действий. Но главное, подчеркивал Гальперин, что перенос в умственный план есть процесс его формирования, а не простое пополнение новым содержанием.

Формирование умственного действия не заканчивается переходом в умственный план. Не самый переход в умственный план, а лишь дальнейшие изменения действия превращают его в новое, конкретное, частное психическое явление. По мнению Гальперина, изучение поэтапного формирования умственных действий и понятий впервые раскрывает значение «перехода извне внутрь» как условия преобразования непсихического явления в психическое.

Несмотря на то, что Гальперин активно использовал термин интериоризация, он видел его ограниченность и односторонность. Он считал, что понимание интериоризации как перехода извне внутрь не более чем метафора, потому что подчеркивает одну сторону, а именно происхождение извне, и совершенно не указывает, что переходит, т.е. собственно психологическое содержание.

Проблема интериоризации затрагивалась также в работах С.Л.Рубинштейна. В психологических кругах хорошо известна его критика Гальперина за понимание интериоризации как механизма образования внутренней психической деятельности из внешней материальной. Он считал, что интериоризация - не «механизм», а лишь результат, характеристика.направления, в котором идет процесс: интериоризация ведет не от материальной внешней деятельности, лишенной внутренних психических компонентов, а от одного способа существования психических процессов - в качестве компонента внешнего практического действия - к другому способу их существования, относительно независимому от внешнего материального действия.

По всей видимости, между всеми рассмотренными психологическими концепциями существуют не противоречия, а различия, не содержательные расхождения, а анализ разных аспектов сложного явления интериоризации.

Это свидетельствует о неоднозначности понятия интериоризации. Однако терминологическая сложность не мешает построению многочисленных психологических исследований с опорой на механизмы интериоризации. В частности, описанные Гальпериным этапы усвоения умственных действий и понятий (материальныйматериализованный, внешнеречевой, внутреннеречевой, умственный) не только получили экспериментальное подтверждение, но и активно используются в практике обучения. Разработка вопросов содержания образования (чему учить) и организации процессов усвоения (как учить), а также диагностика уже имеющихся у ребенка умственных действий на основе теории Гальперина успешно проводится не только психологами, но и педагогами.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (франц. inte’riorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Данный термин используется представителями разных направлений и школ в психологии - в соответствии с их пониманием механизмов развития психики. Для отечественной науки, в частности культурно-исторической теории развития высших психических функций и оформившегося на ее основе деятельностного подхода, понятие интериоризации выступает одним из ключевых.

В научный лексикон понятие интериоризации было введено представителями французской социологической школы (Э. Дюркгейм и др.). В их работах оно связывалось с понятием социализации и означало заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений; перенос общественного сознания в индивидуальное, при котором менялось местонахождение, но не природа явления. В близком по смыслу значении оно использовалось французским психологом П. Жане, позднее А. Валлоном и др.

Ж. Пиаже в своей операциональной теории развития интеллекта подчеркивал роль интериоризации в образовании операций, сочетании обобщенных, сокращенных, взаимообратных действий. В плане восприятия, в поле внешних предметов каждое действие направлено только к своему результату, оно исключает одновременное противоположное.

Только в идеальном плане можно построить схему двух таких действий и вывести из их взаимопогашающих результатов «принцип сохранения» основных свойств вещей, основные константы предметного мира. Но образование такого внутреннего плана не составляло в теории Пиаже самостоятельную проблему, а выступало естественным следствием развития мышления: до известного «умственного возраста» ребенок способен проследить изменение объекта только в одном направлении, а с приближением к этому возрасту начинает улавливать и другие изменения, одновременные и возмещающие первые.

Тогда ребенок начинает увязывать их и приходит к более широким схемам действий, к «операциям» и к выделению различных констант физических величин. Для Пиаже интериоризация - явление вторичное от логического развития мышления и означает создание плана идеальных, собственно логических конструкций.

Любопытно, что в современных англоязычных психологических словарях нет термина «интериоризация», самым близким по значению и звучанию является понятие интернализация, которое используется и в психоанализе.

Для психоаналитиков интериоризация - это психический процесс или ряд процессов, посредством которых взаимоотношения с реальными или воображаемыми объектами преобразуются во внутренние представления и структуры. Данное понятие используется для обобщенного описания процессов поглощения, интроекции и идентификации, посредством которых межличностные отношения становятся внутриличностными, воплощенными в соответствующие образы, функции, структуры, конфликты.

В современном психоанализе проблема интериоризации является дискуссионной, в специальной литературе (Р. Шафер, У. Мейснер, Г. Левальд и др.) активно обсуждается вопрос о том, являются ли поглощение, интроекция и идентификация различными ступенями, уровнями интериоризации, имеют ли они какую-либо иерархию, либо все эти процессы идентичны и осуществляются параллельно друг другу.

Принципиальное значение понятие интериоризации получило в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, где оно рассматривается как преобразование внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. При этом Выготский преимущественно пользовался термином вращивание (синоним интериоризации), под которым понимал превращение внешних средств и способов деятельности во внутренние, развитие внутренне опосредованных действий из действий внешне опосредованных.

Одно из основных положений теории Выготского состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида. Именно в этом переходе от внешних, развернутых, коллективных форм деятельности к внутренним, свернутым, индивидуальным формам ее выполнения, то есть в процессе интериоризации, преобразования интерпсихического в интрапсихическое осуществляется психическое развитие человека.

А.Н. Леонтьев в своих трудах конкретизировал и развил ряд положений Выготского. В частности, он ввел в психологию положение о том, что индивид присваивает достижения предшествующих поколений.

В своих работах Леонтьев последовательно проводит мысль о том, что принципиальное и ключевое значение для понимания развития психики ребенка имеет изучение процесса преобразования его внешней совместной деятельности в индивидуальную, регулируемую внутренними образованиями, то есть изучение интериоризации совместной деятельности и связанных с нею психических функций. Необходимость интериоризации определяется тем, что центральное содержание развития ребенка - это присвоение им достижений исторического развития человечества, которые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний. Их специфическое общественное значение ребенок может отразить в своем сознании лишь путем осуществления по отношению к ним деятельности, адекватной той, что в них воплощена и опредмечена.

Ребенок самостоятельно не может выработать и выполнить эту деятельность. Она всегда должна строиться окружающими людьми во взаимодействии и общении с ребенком, то есть во внешней совместной деятельности, в которой развернуто представлены действия. Их выполнение позволяет ребенку присвоить связанные с ними значения. В дальнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе уже интериоризованного исторического опыта.

Такое понимание необходимости и сущности интериоризации внутренне связано с теорией развития психики человека, согласно которой это развитие происходит не через проявление врожденного и наследственного видового поведения, не через его приспособление к изменчивой среде, а путем присвоения индивидами достижений человеческой культуры.

Эти положения теории Леонтьева служат существенной конкретизацией общего генетического закона психического развития ребенка, сформулированного Выготским.

Данные теоретические построения Леонтьева получили конкретно-психологическое отражение в понимании процессов обучения и воспитания. По мнению Леонтьева, для построения у ребенка мыслительного действия первоначально его содержание следует дать во внешней предметной (или экстериоризованной) форме, а затем путем ее преобразования, обобщения и сокращения с помощью речи (т.е. путем интериоризации) превратить это действие в собственно умственное.

Иными словами, знания могут быть полноценно усвоены ребенком только при выполнении им определенных предметных и умственных действий, которые специально у него формируются. Вместе с тем при осуществлении действий, нацеленных на решение определенных задач, человек овладевает не только конкретными знаниями, но и соответствующими психическими способностями и способами поведения. В этом и состоит основная идея деятельностного подхода к процессам обучения и воспитания.

Согласно Леонтьеву, всякое понятие есть продукт деятельности, именно поэтому понятие не может быть передано учащемуся, ему нельзя научить. Но можно организовать, построить адекватную понятию деятельность.

Этапы усвоения умственных действий и понятий были тщательно изучены и описаны П.Я. Гальпериным. Одним из ключевых объяснительных терминов теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий и понятий явился термин «интериоризация». По мнению Гальперина, первоначально развернутое материальное действие в процессе интериоризации обобщается, сокращается и на заключительной ее стадии (в умственном плане) приобретает характер психического процесса.

Исследования Гальперина изменили представления о природе «внутреннего плана» и процессе интериоризации: ему удалось показать, что умственный план - не пустой сосуд, в который нечто помещается, умственный план образуется, формируется в ходе и результате интериоризации.

Этот процесс совершается по-разному: вначале, когда умственный план только формируется (это обычно младший школьный возраст), и потом, когда новое умственное действие образуется на основе сложившегося умственного плана и присоединяется к системе прежних умственных действий. Но главное, подчеркивал Гальперин, что перенос в умственный план есть процесс его формирования, а не простое пополнение новым содержанием

Формирование умственного действия не заканчивается переходом в умственный план. Не самый переход в умственный план, а лишь дальнейшие изменения действия превращают его в новое, конкретное, частное психическое явление. По мнению Гальперина, изучение поэтапного формирования умственных действий и понятий впервые раскрывает значение «перехода извне внутрь» как условия преобразования непсихического явления в психическое.

Несмотря на то, что Гальперин активно использовал термин «интериоризация», он видел его ограниченность и односторонность. Он считал, что понимание интериоризации как перехода извне внутрь не более чем метафора, потому что подчеркивает одну сторону, а именно происхождение извне, и совершенно не указывает, что переходит, т.е. собственно психологическое содержание.

Проблема интериоризации затрагивалась также в работах С.Л. Рубинштейна. В психологических кругах хорошо известна его критика Гальперина за понимание интериоризации как механизма образования внутренней, психической деятельности из внешней, материальной. Он считал, что интериоризация - не «механизм», а лишь результат, характеристика направления, в котором идет процесс: интериоризация ведет не от материальной внешней деятельности, лишенной внутренних психических компонентов, а от одного способа существования психических процессов - в качестве компонента внешнего практического действия - к другому способу их существования, относительно независимому от внешнего материального действия.

По всей видимости, между рассмотренными психологическими концепциями существуют не противоречия, а различия, не содержательные расхождения, а анализ разных аспектов сложного явления интериоризации.

Это свидетельствует о неоднозначности понятия интериоризации. Однако терминологическая сложность не мешает построению многочисленных психологических исследований с опорой на механизмы интериоризации. В частности, описанные Гальпериным этапы усвоения умственных действий и понятий (материальный/материализованный, внешнеречевой, внутреннеречевой, умственный) не только получили экспериментальное подтверждение, но и активно используются в практике обучения. Разработка вопросов содержания образования (чему учить) и организации процессов усвоения (как учить), а также диагностика уже имеющихся у ребенка умственных действий на основе теории Гальперина успешно проводится не только психологами, но и педагогами.

Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. В понятии интериоризация выделяют 3грани: 1)индивидуализация - переход от интерпсихического (коллективной соц.деятельности) к интрапсихическому (к индивидуальной) к собственно психическим формам действия - отражает осн. правило культурного закона. Например, переход речи во внутреннюю речь для себя (Выготский). Когда ребенок не получает помощи от взрослого, например, на просьбу "Дай", то он обращается к себе с аналогичной речью. Речь описывает затруднение, затем планирует действие, т.е. выход из затруднения. У маленького ребенка эта речь носит развернутый характер (это описывал Пиаже - эгоцентрическая речь, направленная на себя), постепенно речь превращается в шепотную, у взрослого остаются сокращенные движения губ, таким образом речь интериоризовалась; 2) отражает переход от Мы к Я (интимизация), становление сомосознания, примерно с возраста 2года ребенок может сказать о себе - Я, осознает свое Я; 3) интериоризация как формирование внутреннего плана сознания. Формирование мех-ов памяти, внимания, мышления. Преобразование действий из внешнего предметного во внутренне умственное, переход действия извне внутрь.

Гальперин на основе представления о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями разработал теорию о поэтапном формировании мышления "Концепция планомерного формирования умственных действий". В этой теории утверждается, что полноценное действие, т.е. действие высшего интеллектуального уровня, не может сложиться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, в конечном счете – на его исходную, практическую, наглядно-действенную, наиболее полную и развернутую форму.

УЧЕНИЕ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ КОНЦЕПЦИЯ - выдвинутое П.Я.Гальпериным учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В П. ф. у. д. к. выделяется шесть этапов, на которых происходят эти изменения.

 На первом этапе формируется мотивационная (см. Мотивация) основа действия (складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и к содержанию материала, намеченного для усвоения).

 На втором этапе составляется схема ориентировочной основы действия (выделяются системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения действия). В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.

 Третий этап - формирование действия в материальной (материализованной) форме (субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы действия, в частности на схему ориентировочной основы действия).

 Четвертый этап - “громкая социализованная речь”, когда в результате многократного подкрепления состава действия систематически правильным решением разнообразных задач отпадает необходимость вещественного пользования ориентировочной схемой; ее содержание отражается в речи, которая выступает опорой для становящегося действия.

 На пятом этапе (формирование действия во “внешней речи про себя”) происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи.

 На заключительном, шестом, этапе речевой процесс “уходит” из сознания, оставляя в нем только конечный результат - предметное содержание действия.

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, “свертывается”. Эмпирически формирование нового действия (или понятия) может проходить с пропуском ряда перечисленных выше этапов. Однако расшифровка механизмов каждого частного случая, объяснение конкретной динамики формирования действия - все это становится возможным лишь благодаря знанию полной системы П. ф. у. д. Специальная организация П. ф. у. д. с целью получения действия с определенными, заранее заданными показателями обобщенности, разумности, сознательности, критичности и др. названа П.Я.Гальпериным планомерно-поэтапным формированием умственных действий. В этом случае поэтапные изменения планируются экспериментатором и жестко контролируются. Тем самым открывается возможность установления четких связей между экспериментальными учебными воздействиями, содержанием деятельности человека по усвоению нового действия и характеристиками получаемого действия. Планомерно-поэтапное формирование умственных действий становится в этом случае методом психологического исследования, разновидностью экспериментально-генетического метода. Практическое применение П. ф. у. д. к. в общем и специальном обучении ставит своей задачей повысить качество формируемых действий и понятий у обучающихся индивидов при сокращении сроков их подготовки.

  • II. Библиографические указатели. 1. Достоевская А. Г. Библиографический указатель сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Достоевского
  • II. Выпишите из текста предложения, подтверждающие следующие высказывания. a) Настанет время, когда получение промышленных материалов в космосе станет обычным делом

  • Характерен для высших психических функций и активности. Разрабатывался термин как западными, так и советскими психологами, особенно в рамках психологии деятельности.

    Определение понятия

    Понятие интериоризации впервые было введено в научный оборот исследователями из Франции. Первоначально имелось другое значение итериоризации. Это был феномен, обозначавший процесс прививания идеологии личности, то есть сознание общества переносилось в сознание индивида.

    Психоаналитики рассматривают немного другое определение интериоризации. Это, по их мнению, процесс, протекающий в психике и определяющий отношения индивида с существующим или не существующим объектом, трансформацию фактора внешней среды в фактор внутренней среды. Этот феномен до сих пор вызывает дискуссии в психоаналитическом направлении. На данный момент ученные так и не выяснили, идентичны ли такие процессы, как интроекция, поглощение и идентификация, или они происходят по параллельным линиям.

    Советский психолог Л. С. Выготский дал следующее определение интериоризации - это трансформация внешней деятельности во внутреннюю среду сознания. Ученый считал, что первоначальное происходит во внешней среде и зависит от различных окружающих факторов, пребывающих в окружении индивида. Но со временем эти внешние общие формы активности благодаря феномену интериоризации поглощаются человеческим сознанием и становятся высшими психическими функциями конкретного индивида.

    Как же происходит процесс интериоризации?

    Выше уже было указано, что внешние отношения между людьми постепенно превратились в человека, такие как память, мышление, восприятие, ощущение, воображение. Л. С. Выготский проводил эксперименты в школе, чтобы подтвердить свои теоретические предположения. В результате исследований ученый пришел к следующим выводам:

    • Увидеть процесс построения высших психический функций можно только в генезе, после того как они сформируются. Тогда строение входит вглубь сознания и становится неразличимым.
    • Интериоризация помогла зародиться психической реальности посредством перехода внешних форм во внутренние.
    • Сформировавшаяся сущность сложно объяснима, особенно если говорить с точки зрения физиологических процессов. Для ее рассмотрения нужен инструментарий иного рода - психологический.

    Процесс трансформации внешних отношений во внутренние возможен путем интериоризации. Это превращение не происходит самостоятельно, ведь оно также зависит и от окружающих людей, общения с ними. Только благодаря адекватному воспитанию ребенок и его психика развиваются правильно. Феномен интериоризации помогает человеку мысленно строить планы, составлять диалоги, рассматривать различные варианты событий. категориями становится доступным.

    Интериоризация деятельности

    Каждый термин - это продукт деятельности человека. Получается, вряд ли можно этому научить. Но благодаря правильно организованному процессу обучения интериоризация деятельности будет поступательной и поэтапной.

    Возьмем, к примеру, школьника, который учится читать. Для начала ему следует выучить внешние формы, то есть буквы. Потом постепенно ученик изучает слоги и начинает читать вслух. Но и на этом процесс обучения чтению не заканчивается, ведь следующим этапом становится переход чтения вслух во внутреннее чтение. Вот это и есть процесс превращения внешний действий в высшие психический функции - процесс интериоризации.

    Помимо этого феномена, есть еще и другое противоположное понятие. Интериоризация и экстериоризация - это как две стороны медали. Одна трансформирует внешнее во внутреннее, а другая - внутреннее во внешнее. Например, когда автоматизированный навык дает сбой, человек начинает искать, что не так, и потом делает правильно. Таким образом, внутреннее возвращается во внешнее.

    Занимался изучением и разработкой этих понятий в рамках теории этапов развития мыслительной деятельности П. Я. Гальперин. Он считал высшим уровнем интериоризации то, что человек может проделать те или иные действия мысленно, не прибегая к дополнительным манипуляциям.

    Теория П. Я. Гальперина

    Ученый считал, что мыслительное действие сформируется только после прохождения таких этапов:

    1. Знакомство с требованиями к результату деятельности.
    2. Внешние манипуляции с предметами.
    3. Собственно, интериоризация - освоение действия в условиях отсутствия материальных объектов, трансформация во внутренний план. Здесь используется внешняя речь для обозначения внешних объектов.
    4. Окончательный переход речи в мыслительную деятельность.
    5. Завершение интериоризации.

    Вот таким образом развивается человеческая психика, и внешние действия с помощью интериоризации становятся мыслительной деятельностью.