Комнатные растения в японском интерьере. Сообщество зеленых человечков Какие цветы есть в японии

Растения в японских садах

Растения – несомненно, самый важный элемент любого сада. Но с размещением растений в японском саду надо быть очень осторожным. Любой перебор может негативно сказаться на общем восприятии сада, и даже полностью перечеркнуть все усилия по его созданию. Однако это не значит, что мы должны посадить одно дерево и окружить его камнями. Хотя и такой вариант на маленьком клочке земли будет смотреться по-японски. Если же вы планируете отдать под японский сад достаточно большую часть участка, необходимо продумать чередование «пустоты» и «зарослей».

В японских садах очень редко можно встретить пестролистные растения или яркие цветы. Гораздо большее значение имеют различные оттенки зеленого цвета, сочетание форм и текстур, игра света и тени. Кроме того, японские сады должны выглядеть привлекательно не только летом, но и в остальные сезоны, акценты должны сменять друг друга, создавая череду картин. Продумайте, как будет выглядеть тот или иной уголок, например, зимой, когда на деревьях нет листвы, и главную роль начинают играть хвойные деревья и кустарники, беседки и фонари, живописная графика веток, покрытых инеем или снегом? Где осенью будут вспыхивать яркими красками клены или бересклеты? Что в саду привлечет ваше внимание на рассвете или в ночные часы?

Выбор растений для уголков в японском стиле не так уж мал. Но не стоит увлекаться посадкой настоящих «японских» деревьев и кустарников, так как многие из них недостаточно зимостойки для средней полосы России. И даже если растение не погибнет, то постоянные обмерзания-подгорания будут портить вид сада из года в год, и, в результате, мы никогда не увидим той картинки, которую запланировали. Еще один аргумент в пользу зимостойких растений – необходимость укрытия неженок. Многие из нас живут при саде круглогодично, и вид «белых мумий» на участке не добавит ему красоты в осенне-зимний период. Плюс ко всему, если перестараться с укрытием, растение может выпревать зимой, на нем образуются различные грибковые инфекции.

Итак, первая группа растений, которую мы рассмотрим – древесные. Как правило, весна в японских садах у нас ассоциируется с сакурой. Это дерево является олицетворением чистоты, благополучия, стойкости, и даже символом самой Японии. Многие японские сады открываются именно в период ее цветения, непродолжительность которого еще более усиливает эффект. Но сакура - это не определенное дерево, а, скорее, собирательный образ, включающий в себя некоторые виды вишен, слив, черемух. Те, что растут в самой Японии, не подходят для России. Однако цветение многих наших видов ничуть не уступает по красоте японским. Так, достойной заменой сакуры в нашем климате может стать вишня сахалинская (довольно высокое дерево), вишня войлочная (небольшое деревце или куст), некоторые сорта декоративных яблонь (например, яблоня Недзвецкого), луизеания, миндаль Ледебура или даже миндаль степной. Неплохо в качестве замены будет смотреться и магнолия. Только сорта нужно выбирать наиболее устойчивые для средней полосы и с розовыми цветами.

Осенью роль первой скрипки играют клены. Несомненно, японские клены необыкновенно хороши. Некоторые из них успешно выращиваются в российских садах. Но все же это – определенный риск. Если же вы все-таки решили остановиться на японском клене, подберите ему хорошее место: теплое, защищенное от ветра, желательно рядом с водоемом. Первые годы японские клены на зиму лучше укрывать.

Если вы не хотите рисковать, можно посоветовать несколько достойных замен. В первую очередь, это клен ложнозибольдов. Его листва настолько похожа на листья японских кленов, что при беглом взгляде их легко спутать.

Правда, форма у этого клена – не «японская», что, впрочем, можно исправить правильной обрезкой.

Клен маньчжурский, напротив, имеет очень красивую крону, но сами листья отличаются по форме от листьев японских кленов.

Однако, на расстоянии это не заметно.

И, наконец, клен серебристый также может подойти в качестве альтернативы. Но у него есть большой недостаток – он вырастает в огромное дерево. Поэтому такой клен можно сажать только при определенном достатке места.

Зимой лидирующая роль переходит от кленов к хвойным растениям, в первую очередь, к соснам. Некоторые виды сосны обыкновенной и сосны горной годятся для формирования садовых ниваки. Конечно, на это могут уйти годы, но сформированные растения можно купить и в садовых центрах. Стоят они, как правило, недешево, но зато вы сразу получаете красивый вид. Кроме того, ниваки не должно быть много на участке, достаточно одного красиво сформированного дерева в достойном окружении.

Еще одно «японское» растение – бамбук. К сожалению, в наших условиях он не растет, за исключением некоторых видов, как правило, очень невысоких. Например, саза. Конечно, зимой надземная часть у нее отмирает, и весной приходится ждать, когда отрастут новые стебли. Но, если подобрать для нее хорошие условия, за сезон саза может вырасти до полутора метров.

Второй вариант - фаргезия. Зимой ее необходимо укрывать, по крайней мере, первые годы. Зато, если создать для фаргезии подходящие условия, некоторые ее виды могут у нас вырастать до трех метров (Fargesia nitida).

И все же густых зарослей высокого бамбука у нас сделать не так-то просто. Выходом в этой ситуации может послужить посадка такого дерева, как ива. У некоторых ее видов листья очень похожи на листья бамбука. Например, ива Шверина улучшенная. Однако нужно учитывать, что это большое дерево, а сходство с бамбуком имеют лишь молодые побеги. Поэтому, если выбирать иву Шверина в качестве заменителя бамбука, ее придется резать каждый сезон на пень.

Стволы бамбука также очень похожи на стволы горца сахалинского. Можно обрывать нижние листья и получить вполне бамбуковые «заросли». Но это – агрессор, с ним надо быть очень осторожным. Использовать горец сахалинский можно только там, где его расползание не будет мешать другим растениям и где ему будет отведено достаточно места.

Немного напоминает бамбук крушина ломкая Fine Line. Ее тонкие длинные листья и колоновидная крона издали придают растению сходство с бамбуком, а высокая зимостойкость позволяет не мучаться с укрытием и довольно быстро получить нужный результат. Осенью крушина окрашивается в красивый желтый цвет. Единственный нюанс, который необходимо учитывать - это растение подлеска. Поэтому на полном солнце крушина чувствует себя неважно: листья мельчают, часто сохнут. Лучше посадить ее в тенистом месте, защищенном от ветров и, в идеале, где хорошая влажность воздуха.

Вторая группа растений – кустарники. Здесь выбор более разнообразен.

В первую очередь это рододендроны и азалии. К выбору походящих сортов и к выбору места посадки надо подходить очень внимательно. Не все рододендроны хорошо переносят наши зимы (особенно это касается вечнозеленых), но многие неплохо прижились у нас в садах и радуют своим цветением даже после довольно суровых зим.

Для японских садов больше подходят листопадные сорта. Их «поэтическая корявость», более нежная и изящная, по сравнению с вечнозелеными рододендронами, листва – вполне в духе японского сада. Кроме того, они лучше зимуют, и их не надо укрывать. Но и им лучше подобрать хорошее место. Все рододендроны любят влажный воздух и не переносят пересыхания корневой системы. Поэтому посадить их лучше около водоемов, а землю замульчировать или хвойным опадом, или сосновой корой. Ну и, конечно, поливать в засушливые периоды. Ответственно нужно подойти и непосредственно к самой посадке рододендронов. Они любят легкую и кислую почву. Поэтому, если на участке сплошная глина, расти на ней рододендроны не будут. Необходимо найти место повыше, и заменить землю на кислый торф.

Очень привлекательно выглядят в Японии «всхолмленные» поверхности из азалий.

Однако эти растения – более нежные по сравнению с рододендронами, и в средней полосе России на зиму им необходимо укрытие. Укрывать один-два кустика несложно, но укрывать десять – уже проблема. К тому же, шесть месяцев в году мы будем вынуждены любоваться на укрывной материал. Поэтому создавать из азалий «стриженые холмы» не стоит. Не годится на эту роль и самшит, хотя в более южных районах его использование будет кстати. Многие и у нас успешно выращивают самшиты, однако всегда есть риск потерять растения.
Лучше всего для таких целей подойдут невысокие летнецветущие спиреи или барбарисы, из которых можно формировать «подушки», «волны», «холмы», подстригая их под наплывающие друг на друга полусферы. Спиреи, помимо всего прочего, еще и порадуют вас долгим и ярким цветением.

Также для этих целей подойдет стефанандра надрезаннолистная Криспа.

Необыкновенно хороша как форма, так и осенняя окраска, у бересклета. Особенно выделяется бересклет крылатый. Также из него можно сделать ниваки.

Но и европейский очень красив.

Следующая группа растений – многолетники. В Японии они используются довольно ограниченно, но для некоторых сделано исключение.

В первую очередь, это ирисы, листья которых символизируют мечи самураев. Лучше всего они смотрятся в больших группах, около водоемов или зигзагообразных мостов яцухаси . В Японии выращивают ирисы японские, но в наших условиях стоит заменить их ирисами сибирскими, которые более устойчивы.

Иногда подойдут и бородатые ирисы.

Второе по значимости растение среди многолетников – хризантема. Этот цветок украшает сад осенью, словно излучая последние лучики солнца ушедшего лета. Хризантема является символом солнца, ее изображение часто можно увидеть на японских гравюрах.

Кроме ирисов и хризантем, в японских садах вполне уместны будут некоторые хосты, астильбы, волжанки и другие тенелюбы. Их также лучше всего размещать группами около водоемов или в тенистых уголках.

К особой группе относятся мхи и папоротники. Конечно, таких идеальных условий для них, как в Японии, очень сложно добиться, если только участок не расположен в лесу. Но в любом саду найдется тенистый влажный уголок, где эти растения будут чувствовать себя комфортно.

Мхи и папоротники не требовательны к почвам, но предпочитают чуть кислую реакцию. Поэтому, если вы хотите «состарить» камень, покрыв мхом, поливайте его кислым молоком или кефиром. «Состаренность» мхи могут придать не только камню, но и определенному уголку, и даже всему саду. Они смягчают контуры дорожек и камней, привносят аромат леса, их хочется потрогать – настолько они похожи на бархатный ковер. Но то, что мох можно встретить в лесу, растущий сам по себе, не значит, что в саду он не будет требовать ухода. Прополка, уборка опавшей листвы осенью для него жизненно необходимы. Ну и, конечно, самое главное для мха - полив. Если место тенистое, то поливать надо лишь в засушливые периоды. Если же туда попадает солнце, особенно полуденное, полив должен быть практически ежедневным. Часто можно видеть картину, когда мох летом буреет, подсыхает. В основном это происходит из-за сухой погоды. Однако осенью он восстанавливается и снова радует нас изумрудной зеленью, вплоть до установления снежного покрова.

Бывают случаи, когда ковер из мха нужен на солнечном месте. В таком случае вполне подойдут различные почвопокровные растения: очитки, тимьян, котула, камнеломка, мшанка и др. Можно посадить и газонную траву, но в этом случае площадь должна быть достаточно большой, склоны (если это холмы) относительно пологие, и не очень много растений или камней, так чтобы косить газон было не слишком сложно .

Для Японии такие прекрасные цветы, как сакура и хризантема являются национальными символами. Красота этих цветов способна пробуждать сильные эмоции. Традиция созерцания красоты природы укоренилась в японском сознании и стала неотъемлемой частью культуры этой страны.

Помимо национальных символов хризантемы и цветущей вишни, японцы наделяют особым смыслом и значением очень многие другие цветы. В этой стране цветы принято дарить как женщинам, так и мужчинам. Такой подарок часто используют для того, чтобы выразить то, что невозможно сказать словами.

У японцев есть специальный термин обозначающий “язык цветов” - ханакотоба (hanakotoba, 花 言葉). “Хана” в переводе с японского означает “цветок”. В наши дни это искусство постепенно сходит на нет, и многие японцы даже не догадываются о традиционном значении цветов, которые они покупают и дарят. Тем не менее, язык ханакотоба часто фигурирует в современной поп-культуре, например в таких жанрах, как манга и аниме. Также традицию ханакотоба активно используют во флористике. В западной традиции тоже существует свой язык цветов, и расшифровки иногда расходятся с японскими.

1. Роза красная/ Akaibara (赤い薔薇)

Японское значение: Романтика

Западное значение: Романтика

2. Гвоздика/ Kaneshon (カーネーション)

Японское значение: любовь, красные гвоздики являются традиционным подарком на День Матери.

Западное значение: в западной культуре имеется широкое разнообразие значений этого цветка, в зависимости от цвета. Например, красные гвоздики символизируют романтическую любовь, а желтые гвоздики означают отказ.

3. Амариллис/ Amaririsu (アマリリス)

Японское значение: скромность

Западное значение: гордость

4. Роза белая/ Shiroibara (白い薔薇)

Японское значение: непорочность, тишина, верность

Западное значение: добродетель и целомудрие

5. Роза желтая/ Kiiroibara (黄色い薔薇)

Японское значение: зависть, ревность

Западное значение: дружба и преданность

6. Тюльпан красный/ Akaichurippu (赤いチューリップ)

Японское значение: слава

7. Тюльпан желтый/ Kiiroichurippu (黄色 チューリップ)

Японское значение: безответная любовь

Западное значение: безответная любовь, безнадежная любовь

8. Примула/ Sakuraso (桜草)

Японское значение: отчаяние

Западное значение: вечная любовь

9. Душистый горошек/ Suitopi (スイートピー)

Японское значение: прощание

Западное значение: -

10. Колокольчик/ Buruberu (ブルーベル)

Японское значение: благодарность

Западное значение: благодарность

11. Цветок кактуса/ Saboten no hana (さぼてんの花)

Японское значение: вожделение

Западное значение: материнская любовь

12. Камелия красная/ Tsubaki (椿)

Японское значение: если вы не самурай, алая камелия символизирует любовь

13. Камелия желтая/ Tsubaki (椿)

Японское значение: страстное желание

Западное значение: исключительное мастерство

14. Камелия белая/ Tsubaki (椿)

Японское значение: томление

Западное значение: исключительное мастерство

15. Хризатнема белая/ Shiragiku (白菊)

Японское значение: правда или грусть (главный похоронный цветок)

Западное значение: смерть и горе

16. Нарцисс бледно-желтый/ Suisen (水仙)

Японское значение: уважение

Западное значение: рыцарский подвиг и безответная любовь

17. Роза розовая/ Pinku no bara (ピンクの薔薇)

Японское значение: доверие и счастье

Западное значение: благодать

Растения для японского сада не обязательно должны быть японского происхождения, тем более что подавляющее большинство из этих островных неженок просто не выживет в нашем климате.

Но многие наши растения отлично подходят для японского сада, и стиль последнего не вызовет никаких сомнений.

Скелет его, как, впрочем, и многих других садов, составляют деревья и кустарники. Среди них клены, мелколистные рододендроны и многочисленные формы хвойных находятся, несомненно, в первых рядах.

Основную же массу составят травянистые многолетники , многие из которых столь прочно ассоциируются с японским садом, что немыслимо и представить себе, что во вновь создаваемом японском саду не найдется места хотя бы для некоторых из них.

Ирис

Прежде всего, это, конечно, ирисы .

Для японского сада подходят все виды ирисов, но в первую очередь обычно речь идет о крупноцветковых видовых ирисах, например, ирис мечевидный, другое его название - ирис Кемпфера (Iris ensata, Iris kaempferi).

Они предпочитают влажную, чуть кисловатую почву, отлично удаются по берегам естественных и искусственных водоемов, причем сажать их смело можно так, чтобы корневище располагалось ниже уровня воды.

Астильба

Астильба - излюбленный цветовой акцент в японском саду.

Для японского садика подойдут астильба Тунберга (Astilbe thunbergii), астильба Арендса (Astilbe Х arendsii), астильба японская (Astilbe Х japonica), астильба гибридная (Astilbe Х hybrida) и другие.

Отлично развивается и цветет в полутени, не требует особенного ухода.

В настоящее время существует бесчисленное множество сортов, отличающихся по окраске цветков (от белого до темно-пурпурного), по высоте листьев и соцветия, отношению к освещенности, срокам и продолжительности цветения. Выбирайте на свой вкус.

Сныть

Всем известна сныть обыкновенная - растение из семейства зонтичных, явление самое обычное под пологом наших широколиственных лесов. Те, чьи сады располагаются на богатых нейтральных суглинистых почвах, хорошо знают, какой это злостный сорняк.

Сныть отлично мирится с довольно густой тенью. Но упомянули мы ее в связи с ее культурной формой с бело-окаймленными листьями - Aegopodium podagraria "Variegata".

Она занимает ту же экологическую нишу: предпочитает легкую полутень, не любит кислых почв, так же быстро распространяется, но, к счастью, не так агрессивно, как ее дикая родственница.

По своему облику она очень подходит для японского уголка и, действительно, довольно часто используется в настоящих японских садах.

Морозник

Морозник (например, морозник черный - Helleborus niger) - удивительное раннецветущее растение, незаслуженно редко встречающееся в наших садах.

Его белые, зеленоватые или красноватые «лепестки» держатся иногда несколько месяцев. У некоторых видов листья уходят зелеными под снег и сохраняются до весны; они равно красивы и в вешней росе, и в осеннем инее.

Лилейник

Всем известные (по крайней мере, внешне) лилейники , или красодневы, (Hemerocallis) могут быстро заполнить проблемные углы своими длинными радостно-зелеными ланцетными листьями.

Благодаря тонкой ажурной структуре эти восточно-азиатские пришельцы гармонично смотрятся в японских садах даже в небольшом количестве, но особенно хороши в массе.

Среди многочисленных гибридов (Hemerocallis Х hybrida) разнообразие оттенков их эфемерных цветков огромно, от бледно-желтого до винно-красного, но мы рекомендуем использовать видовые лилейники, в первую очередь - довольно крупный лилейник буро-желтый (Hemerocallis fulva) и изящный лилейник малый (Hemerocallis minor) с душистыми цветками.

Нельзя не упомянуть хосту , или функию (Hosta). При умелом использовании хосты, как никакие другие растения, способны придать восточный привкус вашему саду. Недаром многие виды хост родом из Японии и Китая.

Они неприхотливы, удивительно разнообразны по величине и окраске листьев и долго сохраняют декоративность. Пожалуй, единственный их недостаток - долгое время «набора декоративности» весной: листья разворачиваются как будто неохотно, и растение приобретает законченный вид только к середине июня. Чувствуется, что родом они из более мягкого климата.

Пион

Травянистые пионы, к которым мы привыкли (с огромными махровыми цветками), выглядят слишком «кричаще» в японском саду. Лучше подбирать дикорастущие виды пионов, например пион тонколистный (Paeonia tenuifolia), пион Делавея (Paeonia delavayi), пион Вейча (Paeonia veitchii), и другие пионы с простыми цветками, относящиеся к группе так называемых имперских, или японских, пионов с изысканными в своей простоте цветками.

Особого внимания заслуживают (Paeonia suffruticosa) тем более что они родом из Японии.

Мы упомянули лишь некоторые яркие растения, с помощью которых можно легко и быстро достигнуть нужного эффекта. Но вовсе не обязательно следовать точь-в-точь нашим рекомендациям.

Проникнувшись идеей японского сада, вы непременно почувствуете, какие именно растения будут наиболее подходящими в условиях вашей «миниатюрной Японии».

Разумеется, только собственный вкус и художественное чутье (и некоторое упорство) приведут к результату, которым можно гордиться.

В конце концов, никогда не стоит забывать о нашей общей цели - делать жизнь красивее - и об удовольствии, которое мы получаем от игр с нашими садами.

В классическом японском саду, как мы уже отмечали, основное значение придается воссозданию природного ландшафта, обычно с использованием воды и камня. Растениям же отведена роль как бы изящной "обертки", украшающей рельеф сада. Вот почему растения следует подбирать очень бережно и экономно и ни в коем случае не стремиться создать коллекционный сад, густо заполненный экзотическими японскими видами. Используемых растений может быть совсем немного - в Японии можно встретить сады из одних только рододендронов!

Нет и необходимости сажать только любимые японцами виды. Очень часто они оказываются чувствительными к нашим морозам. Обычно им легко подобрать замену из растений, более приспособленных к нашим условиям. Например, основными хвойными породами в японском саду являются сосна Тунберга (Pinus thunbergii) и сосна густоцветковая (Pinus densiflora). Их лучше заменить более привычными для России породами, тем более что сосна густоцветковая является близкой родственницей нашей хорошей знакомой - сосны обыкновенной (Р. silvestris). Главное - найти удачный баланс из нескольких декоративных деревьев и кустарников с вкраплениями красивоцветущих многолетников, злаков, бамбуков и папоротников.

Ниже мы отобрали в качестве примера 12 растений, из которых легко создавать композиции в японском стиле. Из деревьев японцами ценятся плакучие формы, имеющие сферические контуры, а из декоративных и красивоцветущих кустарников предпочтение отдается растениям, легко поддающимся стрижке, чтобы, опять же, придать им вид полусфер. В качестве акцентов, нарушающих монотонность сферических форм, в композицию включают высокие злаки, папоротники и бамбук.

Кроме этих "лучших из лучших", в разделе собраны описания еще нескольких десятков растений, рекомендуемых для японского сада (см. навигационную колонку справа). Подавляющее большинство из них прекрасно чувствуют себя в средней полосе России.

ДЕКОРАТИВНЫЕ ДЕРЕВЬЯ


Вишня обыкновенная . Многие россияне всенепременно желают иметь на даче сакуру дабы совершать весенний обряд любования японскими вишнями. Конечно, сакуры растут не только в субтропиках, но и в Краснодарском крае, Ставрополье, на юге Приморского края. А жителям средней полосы и северных регионов лучше вспомнить о своих родных вишнях - метельно-белых, поэтичных, воспетых в русской литературе и стихами, и прозой. Особенно близка к южным сакурам Вишня обыкновенная ф. Ракса, которая великолепно растет в Подмосковье.


Клен дланевидный . Почти все виды клена представляют интерес как очень декоративные растения. Красивый рисунок различных по форме листьев, яркая осенняя окраска, оригинальные соцветия и плоды, рисунок коры и окраска побегов - издавна привлекают к ним внимание людей. Почти все виды хорошие медоносы. В целях озеленения начали применяться с первых шагов развития садоводства. Используются в одиночных и групповых посадках, невысокие формы высаживают в кадках. Хорошо сочетается с темными хвойными породами.


Сосна обыкновенная . Приоритет в японском саду, без сомнения, принадлежит сосне. Она - символ долговечности, мужества, силы воли. Выбор сосен для посадки в японском саду зависит от его величины. Площади садов в Японии очень малы, поэтому издавна принято формировать деревья, ослабляя их рост и придавая кроне выразительную форму. В современных японских садах иногда используют сосну горную без формировки, сохраняя природный полегающий облик. Сосны составляют структурную основу сада, служат его скелетными растениями.

ДЕКОРАТИВНЫЕ ФОРМУЕМЫЕ КУСТАРНИКИ


Барбарис Тунберга - красивейший из листопадных барбарисов, с желтоватыми, ярко-красными или пурпурово-красными, позже пурпурово-коричневыми побегами. Барбарисы используют в солитерных и групповых посадках, в альпинариях, в качестве почвопокровного растения. Разнообразие сортов дает просто неограниченный простор фантазии садовника. Для условий средней полосы России это также наиболее подходящая культура для создания стриженых и свободных живых изгородей и бордюров.


Боярышник незаменим в декоративном садоводстве. Весной он красив во время цветения своими щитковидными соцветиями, состоящими из многочисленных цветков, летом при созревании плодов, имеющих разнообразную окраску - оранжевую, желтую, красную, бордовую, черную, и осенью, когда его листва становится желтой, ярко-красной, оранжевой или сохраняет зеленый цвет. Обычно боярышник высаживают отдельно стоящими деревьями или группами. Многие виды эффектны в штамбовой форме.


Кизильник . Главная привлекательность кизильников - в сочетании сильного ветвления, оригинальной листвы и разнообразных форм роста. Мелкие цветки белого или розового цвета мало декоративны, зато ценится густая крона из темно-зеленых блестящих листьев, краснеющих осенью. Эти кустарники легко формируются, долго сохраняют приданную им форму. К тому же в конце лета их декоративность усиливается благодаря обилию ярко-красных или черных плодов, долго висящих на ветках.

КРАСИВОЦВЕТУЩИЕ МНОГОЛЕТНИКИ


Пион древовидный - выдающийся по красоте кустарник, достигающий высоты 1,5-2 м, с крупными ярко-зелеными листьями. На одном кусте может быть от 30 до 70 цветков. Диаметр каждого от 20 до 25 см. Окраска лепестков белая, розовая, малиновая, сиреневая с темно-малиновым пятном в основании. Хорошо заметны крупные многочисленные тычинки с ярко-желтыми пыльниками. Есть формы с махровыми и полумахровыми цветками. Растение декоративно и после цветения из-за необычной формы листьев и плодов.


Рододендрон - декоративное древесное растение, яркий и рано цветущих кустарник, который по изяществу, богатству окрасок цветов и пышности цветения может соперничать с розами. Рододендроны смотрятся очень эффектно во время цветения. В одном пышном соцветии может быть до 1 5-25 цветков. Во время цветения ветка растения выглядит как букет. Красоту цветков оттеняют глянцевых кожистые листья. Многие виды рододендронов могут успешно расти в средней полосе России.


Хризантема . У культуры декоративных садовых хризантем - тысячелетняя история. В Японии они считаются национальным цветком. Хризантему традиционно изображают на монетах и государственной эмблеме Японии, а одна из высших наград страны - орден Хризантемы. Праздник хризантем в стране Солнца - это особый ритуал: исполняя его, надо любоваться каждым оттенком соцветий, при этом необходимо глубоко раздумывать о пройденном пути и смысле жизни.

ЗЛАКИ, БАМБУКИ И ПАПОРОТНИКИ


Адиантум стоповидный - один из самых красивых папоротников, хорошо растущих в условиях Средней России. Это необыкновенно изящное ажурное растение из широколиственных лесов Северной Америки и Восточной Азии, до 60 см высотой с плоскими, веерообразными листьями на тонких, блестящих, черных черешках. По красоте не уступает тропическим представителям рода. Хорошо смотрится как одиночно, так и в групповой посадке. Адиантум настолько красив, что сажать его нужно на виду.


Мискантус - один из самых популярных в садоводстве декоративных злаков. Ни один вид не может конкурировать с ним по красоте растений, разнообразию сортов и форм и способам применения в садовом дизайне. Практически все мискантусы имеют длительный период декоративности - с весны до поздней зимы. Осенью их листва окрашивается в различные оттенки желтого, коричневого, бордового цветов. Необыкновенно красивые соцветия мискантуса используют при создании сухих флористических композиций.


Саза - один из самых холодостойких бамбуков, единственный род бамбуков, произрастающий в диком виде в России. Естественно бамбуки предпочтительнее высаживать в садах, созданных в восточном стиле, на фоне декоративных бассейнов и ручьев. Высокие бамбуки можно использовать как характерную деталь японских садов. Негниющие, прочные и красивые бамбуковые палки - замечательный поделочный материал для оформления японского сада. Обязательное растение для композиций, имитирующих в российских условиях японские сады.

Японские сады выглядят привлекательными в течение всего года – в отличие от английских миксбордеров, ярко расцветающих в летние месяцы, но исчезающих из сада поздно осенью.

В японских садах используют много вечнозеленых растений; такие сады создаются для того, чтобы успокаивать и умиротворять, а не будоражить наше восприятие. Они хороши на небольших пространствах и могут быть очень просты в уходе. В основе философии японского садоводства лежит воссоздание естественного ландшафта Японии в миниатюре (обычно в виде горного пейзажа с водопадами и ручьями). «Взгляд на природу со стороны» как раз и делает этот стиль садового искусства таким, каким он предстает перед нами сегодня. Обычно говоря о японском саде, мы сразу представляем себе камни и воду . Похоже людям действительно нравится использовать эти элементы в садовом дизайне.

Существует великое множество растений , присущих не только природе Азии, но и умеренной зоне климата, которые могут быть использованы в японских садах. Вы можете попробовать создать на своем участке такой сад, руководствуясь основными внутренними принципами, которые должен понять каждый, кто хочет ощутить дух японского сада.

Например, Вы никогда не найдете в дикой природе квадратный пруд, так что не создавайте его в своем саду. Вы можете создать водопад, но не фонтан. Другим важным условием являемся баланс, или « суми ». Нам всегда хочется иметь большего на маленьком пространстве. Но если скала смотрится гармонично на берегу бескрайнего моря, представьте, как она будет выглядеть на 6-ти сотках земли? Так что с особой тщательностью подбирайте элементы дизайна.

Камень может олицетворять собой целую гору, прудик предстанет горным озером. Крошечное пространство, засыпанное песком, станет безграничным океаном. Без всякого сомнения, фраза « Меньше – значит лучше » впервые прозвучала из уст мастера садового искусства. Откажитесь от разнообразия. Повторение отдельных элементов в различных частях сада создает чувство целостности, что особенно важно для малых пространств.

Работайте с ограниченной палитрой цвета

Позвольте оттенкам зеленого доминировать в течение всего года. Этот стиль большее значение придает форме, нежели изобилию и роскоши. Вспышки ярких цветов и ягод в саду могут применяться лишь для того, чтобы подчеркнуть течение времени, смену времен года.

Используйте контраст

Это опять же игра форм и текстур: широкие резные листья клена соседствуют с острыми иголками сосны.

Спланируйте свой сад так, чтобы он выглядел привлекательным во все времена года. Вечнозеленые кусты составляют основу японских садов; многие из них, кроме того, дарят нам бесподобное сезонное цветение. Некоторые виды многолетних цветов, таких как ирисы или морозник , привлекательны в течение всего сезона формой своей листвой. Если Вы решите использовать такие травянистые растения, как хосту или папоротник , размещайте их в расщелины камней, чтобы скрыть пустые неопрятные места, остающиеся на месте отмирающей осенью листвы.

Изучите базовые технологии выращивания бонсай . Их можно применять при выращивании сосны или других деревьев не только для того, чтобы ограничить их размер для маленького сада, но и достичь состаренных, искривленных форм, характерных для данного стиля.

Время и пространство

Первое, что бросается в глаза европейцу при взгляде на японский сад – это некоторая «пустота». Это вызывает чувство беспокойства у садовников, привыкших заполнять все свободное пространство в саду для придания ему пышности и помпезности, но эта « пустота » – ключевой элемент японского садового искусства.

Пустое пространство , или « ма », определяет и подчеркивает элементы вокруг него, и, наоборот, окружающие его предметы определяют само пространство. Это как раз те полярные и переходящие друг в друга силы, которые известны нам как два начала, определяемые китайскими словами « инь » и « ян ». Без ничего невозможно получить что-то. Это сложный для осознания, но главный принцип философии японского сада.

Еще одним ключевым моментом, требующим серьезного обдумывания и понимания, являются понятия « ваби » и « саби ». Как и многие слова японского языка, эти слова не имеют точного перевода на русский язык. «Ваби» может быть определено как что-то « единственное в своем роде », или дух чего-либо. «Саби» определяет время или идеальный образ чего-либо; наиболее близко по-русски это звучит как « налет времени ». Бетонный фонарик может быть своего рода единственным, но он не соответствует идеальному образу этого элемента японского сада. Камень может быть старым и покрытым мхом, но если это всего лишь круглый булыжник, у него нет «ваби». Вы должны постараться ощутить этот баланс.

Все эти понятия – «ма», «ваби» и «саби» – взаимосвязаны со временем и пространством. В то время как пространство сада принадлежит нам, время предстает перед нами сменой времен года. В отличие от западных ландшафтных дизайнеров (которые покидают сад осенью с тем, чтобы вернуться в него весной) японские мастера преданы своему саду и восхищаются им во все времена года.

Весной они получают удовольствие от яркой зелени распускающихся почек и цветения рододендронов. Летом их привлекает контраст разноцветного орнамента листвы и холодных теней на земле. Осень ошеломляет яркими красками опадающей листвы, которые сменяются зимней тишиной и степенностью укутанного снегом сада. Зима для японцев такой же «садовый» период, как и весна. Японцы говорят о шапках снега на ветвях как о деревьях в весеннем цвету.

Так что даже этот «мертвый» для европейских садовников период в саду для японцев полон жизни. Возможно это восточное понимание смерти как неизбежного этапа жизни (или западный страх перед смертью?), которые разделяют западную и восточную философию.

Камерность японских садов

Еще одной особенностью, присущей всем японским садам, является их камерность, закрытость от внешнего мира. Как мы уже говорили, сад является моделью мира в миниатюре. Для того, чтобы сад стал поистине уединенным местом, мы должны оградить его от внешнего мира. А раз он отделен от внешнего мира, мы должны создать метод (в том числе и в наших мыслях), чтобы входить и покидать наш микромир. Японский сад невозможно представить без изгородей и калиток так же, как и без кленов и фонариков.

Как и большинство элементов, ассоциируемых с японским садом, изгороди и калитки имеют глубокую символику. Мы пытаемся смотреть на сад как на отдельный мир, в котором нет места печалям и переживаниям. Изгороди отделяют нас от внешнего мира, а ворота становятся той границей, за которой мы оставляем свои ежедневные проблемы, а при выходе готовим себя встретиться лицом к лицу с миром внешним.

Ограды – это также и инструмент для усиления еще одного принципа « миегакуре », или «скрывать и воспроизводить». Существующие виды оград служат не более, чем визуальными экранами, часто увиваемые лианами, сквозь которые можно лишь частично увидеть сад. Иногда дизайнеры вырезают небольшое оконце в сплошной стене забора, чтобы мельком приоткрыть прохожим привлекательную красоту сада, расположенного по ту сторону изгороди. Вы можете быть уверены, что увидите лишь узенькую полоску того, что находится за оградой.

И даже если Вы зайдете в ворота дома, то скорее всего перед Вами откроется не весь сад, а лишь еще одни ворота-арка , иногда пристроенные непосредственно к дому, которые скрывают сад. Чтобы увидеть сад целиком, Вам нужно войти в эту арку и только тогда Вы останетесь один на один с садом. Последний шаг в истинном восприятии сада, это когда человек «растворяется» в нем, когда время и сам по себе человек больше не имеют значения.

Компоненты японского сада

Камни в японском саду

Японцы считали, что те места, где много камней, избираются богами (ками) для своего пребывания. Камни этих мест являлись объектами особого поклонения, так как были, по убеждению японцев, священны, а, значит, – наиболее чисты и надёжны именно в силу пребывания там божеств.

Такое отношение к камням привело к тому, что эстетическая основа японских садов, появившихся много лет спустя как вид искусства, стала формироваться в большей степени камнями.

Камни составляют «скелет» японского сада. Если Вы правильно разместите камни в Вашем саду, все остальное выстроится само собой. Ниже мы приведем Вам описание нескольких видов основных камней в японском саду, а также базовые принципы их размещения.

Основными камнями в японском саду являются высокий вертикальный камень, низкий вертикальный, изогнутый, наклонный и горизонтальный камни . Обычно эти камни размещаются триадами, но это не является обязательным условием. Два схожих камня (например, два вертикальных), один из которых чуть меньше другого, могут размещаться по соседству, как мужчина и женщина, но обычно в композиции используют три, пять или семь камней.

Следует избегать использовать следующие три вида камней: «больные» камни (деформированный верх), «мертвые» камни (камни, вертикально сориентированные в природе, положенные горизонтально, и наоборот, подобно телу умершего человека), а также камни, диссонирующие со всеми остальными камнями сада. В композиции используйте только один камень из каждой группы основных камней (композиция может дополняться некрупными камнями, которые не несут большой смысловой нагрузки). Из камней может быть выложена скульптура, они могут быть использованы в качестве дорожки или мостика.

Применение камней в японском саду весьма обширно :

построение из них интересных композиций;

оформление водоёмов; создание дорожек, мостов и мостиков, подпорных стенок;

создание из гравия символических водных ландшафтов;

использование каменных фонарей и пагод.

Чтобы композиция из камней была сбалансирована, в Японии применяется приём её построения в форме соразмерного треугольника. Причём, это касается не только каменных композиций.

В каждой композиции сада (будь то кустарниковая, древесная или композиция с архитектурными формами) баланс достигается, в том числе, и за счёт вписывания элементов сада в сомасштабный треугольник, где обязательно будет главный элемент и один или несколько подчинённых.

Этот канонический приём несёт красоту и гармонию одновременно.
Но в каждом конкретном случае, конечно же, могут быть отступления от канонических норм.

Соблюдение других основополагающих приёмов и принципов создания садов в японском стиле сделает эти отступления незаметными.

Некоторые основные правила работы с камнями :

Если вы создаёте композиции из групп камней , то они составляются в основном из нечётного количества камней (три, пять, семь).

Устанавливая камень на постоянное место, его надо углубить, так что он должен врасти в землю и соединиться с ней, но не лежать на поверхности.

Глубина, на которую вкапывают камень в землю, зависит от характера рельефа: на плоском месте углублять камень нужно значительно меньше, нежели на склоне.

При установке камней главный принцип достижения баланса – расстановка их в форме соразмерного треугольника, где главный камень («сюсеки») должен быть грамотно соотнесён с первым второстепенным («фукусеки») и вторым второстепенным («киакусеки»). Другими словами, в группе не должно быть камней одинакового размера. Иначе композиция из камней будет неинтересной и скучной.

Для баланса энергии Инь-Ян , расположенных горизонтально камней должно быть больше, чем вертикальных. Потому что окружающих вертикальных линий в каждом саду довольно много (вертикали заборов, деревьев, строений). Их перевес будет нарушать гармонию, вызывая ощущение тревоги. Но в каждом конкретном случае могут быть и исключения. Главное – соотнести вертикали и горизонтали сада в разумном балансе.

Камнем можно изменить очертания водоёма, если по какой-то причине он перестал вас устраивать. Для этого вы можете красиво «вживить» камень нужного размера в береговую линию. От величины и формы камня будет зависеть новая линия берега.

Создавая дорожки из камня, учитывайте, что на них в саду возложено несколько функций одновременно.

Дорожки из камня

Дорожки в японском саду символизируют дороги жизни, путешествие по жизни. Они соединяют различные Картины Сада и его точки в единое целое. Дорожки указывают путь, по которому мы можем пройти к каждой Картине Сада. Но, в то же время, зачастую главная функция дорожек – это основа пути. А основа должна быть прочной, удобной, красивой.

Поэтому к обустройству дорожек нужно подходить серьёзно, начиная с тщательно продуманного эскиза линий дорожек до расположения камней в дорожке. Ведь, изменив только разворот камня, мы можем изменить ощущение движения энергии по дорожке.

Дорожки в саду японского стиля не должны быть прямыми или чёткой геометрической формы .

Плавными, мягко-извилистыми линиями дорожки будут подводить нас к той или иной точке обзора сада.

Дорожки не должны «кричать» о своей красоте или оригинальности материала, из которого они сделаны, а должны стать неотъемлемой, гармоничной частью общей композиции.

От того, насколько правильно вы устроите дорожку в саду, будет зависеть и степень удобства передвижения по ней.

Из камня в саду могут быть сделаны и мосты, которые, как и дорожки, играют несколько ролей одновременно. Мосты являются продолжением дорожки, соединяют два берега, могут быть основой какой-то композиции сада.

Мост в японском саду – это символичный элемент. В зависимости от общей концепции сада, он может означать переход от одного периода жизни к другому, из одной среды в другую, из настоящего в неизвестность.

В Японии очень ценятся мосты из цельной природной глыбы. Особое очарование саду в японском стиле придадут мосты выгнутые , с красивыми природными вертикальными камнями на разных берегах у начала моста.

Но опять-таки, должна быть мера во всём – представьте себе большой мост на площади маленького сада…

А вот небольшой оригинальный мостик из природных камней можно вписать практически в любую площадь сада, оформив его соответствующими растениями, камнем, гравием, фонарём.

В японских садах распространено применение камня и в виде фонарей, пагод .

Очень важным моментом создания сада в японском стиле является правильная компоновка камней и растений . Мы должны соединить их так, чтобы ни у кого не вызывало сомнений – камень этот лежит здесь всю его каменную жизнь, символизируя постоянство Вселенной.

А вот растения периодически сменяются, так как они символизируют природное непостоянство, изменчивость жизни.

Прекрасно получится это совмещение, если «подсмотреть» подобные образцы у живой природы: в лесу, на берегу озера, в горах.

В Японии ценят камни не только за природную красоту, но и за их чистое звучание.

Правильно созданный японский сад вызывает ощущение старины и вечности. Ничто не сможет так «состарить» камень, как выросший на нем мох . Во влажном климате мох сам поселится на камнях со временем. Но если Вы нетерпеливы, можно ускорить этот процесс, бережно перенеся мох из леса. Необходимо постоянно увлажнять вновь пересаженный мох, пока он полностью не приживется на Ваших камнях.

Вода в японском саду

Япония – островное государство, поэтому совершенно не удивительно, что вода является обязательным элементом любого сада. Вода в японских садах используется лишь в форме естественных водоемов. Это может пруд, бегущий ручей или водопад , но никак не фонтан. Вода привнесет новое измерение в Ваш сад, мягко поглощая нежелательные звуки и привлекая живую природу.

Если создание водоемов нецелесообразно по каким-либо причинам, сухой ручей может символизировать воду. Сухие ручьи создают из гравия и гладких камней. С точки зрения дизайна, такой ручей несет в себе ту же смысловую нагрузку, что и вода – не только создать контраст по соседству с растущими по берегам растениями, но подчинить ландшафт единому лейтмотиву, позволяя использовать растения, которые в природных условиях растут возле воды. Умело созданный, сухой ручей может создавать ощущение, что вода в нем только что высохла, и случайный дождь вновь вернет его к жизни.

Больше забот чем сухой ручей Вам доставит созданное из гравия море. Выполненный на гравии рисунок как бы имитирует маленькие водовороты и завихрения воды вокруг камней.

Использование воды имеет очень глубокий смысл в японских садах. Созерцание и звук ее непрерывного потока напоминают нам о скоротечности времени. Часто водоемы пересекаются мостами . Как и тропинки, мосты обозначают путешествие. В японском языке слово, означающее «мост», значит еще и «край». Мосты символизируют переход от одного мира к другому – неотъемлемая тема всего японского искусства.

Растения японского сада

Хотя растения играют второстепенную после камней роль в японском саду, они все же является его неотъемлемой частью. Если камни символизируют собой неизменность и постоянство, то деревья, кустарники и цветы помогают увидеть сезонные перемены.

В классическом японском саду, как мы уже отмечали, основное значение придается воссозданию природного ландшафта , обычно с использованием воды и камня. Растениям же отведена роль как бы изящной «обертки», украшающей рельеф сада. Вот почему растения следует подбирать очень бережно и экономно и ни в коем случае не стремиться создать коллекционный сад, густо заполненный экзотическими японскими видами. Используемых растений может быть совсем немного - в Японии можно встретить сады из одних только рододендронов!

Нет и необходимости сажать только любимые японцами виды. Очень часто они оказываются чувствительными к нашим морозам. Обычно им легко подобрать замену из растений, более приспособленных к нашим условиям. Например, основными хвойными породами в японском саду являются сосна Тунберга (Pinus thunbergii) и сосна густоцветковая (Pinus densiflora). Их лучше заменить более привычными для нашего региона породами, тем более что сосна густоцветковая является близкой родственницей нашей хорошей знакомой - сосны обыкновенной (Р. silvestris). Главное - найти удачный баланс из нескольких декоративных деревьев и кустарников с вкраплениями красивоцветущих многолетников, злаков, бамбуков и папоротников.

Из деревьев японцами ценятся плакучие формы , имеющие сферические контуры, а из декоративных и красивоцветущих кустарников предпочтение отдается растениям, легко поддающимся стрижке, чтобы, опять же, придать им вид полусфер. В качестве акцентов, нарушающих монотонность сферических форм, в композицию включают высокие злаки, папоротники и бамбук .

Растений, которые можно применять для создания японского сада в условиях умеренного климата, большое множество, вот некоторые, как считается, наиболее популярные из них:

Декоративные деревья :

Вишня обыкновенная

Многие всенепременно желают иметь в саду сакуру, дабы совершать весенний обряд любования японскими вишнями. Конечно, сакуры растут не только в субтропиках, но в наших краях и все же бывает не комфортно. Так что, жителям нашего региона лучше вспомнить о своих родных вишнях. Особенно близка к южным сакурам Вишня обыкновенная ф. Ракса .

Клен дланевидный

Почти все виды клена представляют интерес как очень декоративные растения. Красивый рисунок различных по форме листьев, яркая осенняя окраска, оригинальные соцветия и плоды, рисунок коры и окраска побегов - издавна привлекают к ним внимание людей. Почти все виды хорошие медоносы. В целях озеленения начали применяться с первых шагов развития садоводства. Используются в одиночных и групповых посадках, невысокие формы высаживают в кадках. Хорошо сочетается с темными хвойными породами.

Сосна обыкновенная

Приоритет в японском саду, без сомнения, принадлежит сосне. Она - символ долговечности, мужества, силы воли. Выбор сосен для посадки в японском саду зависит от его величины. Площади садов в Японии очень малы, поэтому издавна принято формировать деревья, ослабляя их рост и придавая кроне выразительную форму. В современных японских садах иногда используют сосну горную без формировки, сохраняя природный полегающий облик. Сосны составляют структурную основу сада, служат его скелетными растениями.

Декоративные формуемые кустарники

Барбарис Тунберга

Красивейший из листопадных барбарисов, с желтоватыми, ярко-красными или пурпурово-красными, позже пурпурово-коричневыми побегами. Барбарисы используют в солитерных и групповых посадках, в альпинариях, в качестве почвопокровного растения. Разнообразие сортов дает просто неограниченный простор фантазии садовника.

Боярышник

Боярышник незаменим в декоративном садоводстве. Весной он красив во время цветения своими щитковидными соцветиями, состоящими из многочисленных цветков, летом при созревании плодов, имеющих разнообразную окраску - оранжевую, желтую, красную, бордовую, черную, и осенью, когда его листва становится желтой, ярко-красной, оранжевой или сохраняет зеленый цвет. Обычно боярышник высаживают отдельно стоящими деревьями или группами. Многие виды эффектны в штамбовой форме.

Кизильник

Главная привлекательность кизильников - в сочетании сильного ветвления, оригинальной листвы и разнообразных форм роста. Мелкие цветки белого или розового цвета мало декоративны, зато ценится густая крона из темно-зеленых блестящих листьев, краснеющих осенью. Эти кустарники легко формируются, долго сохраняют приданную им форму. К тому же в конце лета их декоративность усиливается благодаря обилию ярко-красных или черных плодов, долго висящих на ветках.

Красивоцветущие многолетники

Пион древовидный

Выдающийся по красоте кустарник, достигающий высоты 1,5-2 м, с крупными ярко-зелеными листьями. На одном кусте может быть от 30 до 70 цветков. Диаметр каждого от 20 до 25 см. Окраска лепестков белая, розовая, малиновая, сиреневая с темно-малиновым пятном в основании. Хорошо заметны крупные многочисленные тычинки с ярко-желтыми пыльниками. Есть формы с махровыми и полумахровыми цветками. Растение декоративно и после цветения из-за необычной формы листьев и плодов.

Рододендрон

Рододендрон - декоративное древесное растение, яркий и рано цветущих кустарник, который по изяществу, богатству окрасок цветов и пышности цветения может соперничать с розами. Рододендроны смотрятся очень эффектно во время цветения. В одном пышном соцветии может быть до 15-25 цветков. Во время цветения ветка растения выглядит как букет. Красоту цветков оттеняют глянцевых кожистые листья.

Хризантема

У культуры декоративных садовых хризантем - тысячелетняя история. В Японии они считаются национальным цветком. Хризантему традиционно изображают на монетах и государственной эмблеме Японии, а одна из высших наград страны - орден Хризантемы. Праздник хризантем в стране Солнца - это особый ритуал: исполняя его, надо любоваться каждым оттенком соцветий, при этом необходимо глубоко раздумывать о пройденном пути и смысле жизни.

Злаки, бамбуки, папоротники

Адиантум стоповидный

Один из самых красивых папоротников, хорошо растущих в условиях Средней России. Это необыкновенно изящное ажурное растение из широколиственных лесов Северной Америки и Восточной Азии, до 60 см высотой с плоскими, веерообразными листьями на тонких, блестящих, черных черешках. По красоте не уступает тропическим представителям рода. Хорошо смотрится как одиночно, так и в групповой посадке. Адиантум настолько красив, что сажать его нужно на виду.

Мискантус

Один из самых популярных в садоводстве декоративных злаков. Ни один вид не может конкурировать с ним по красоте растений, разнообразию сортов и форм и способам применения в садовом дизайне. Практически все мискантусы имеют длительный период декоративности - с весны до поздней зимы. Осенью их листва окрашивается в различные оттенки желтого, коричневого, бордового цветов. Необыкновенно красивые соцветия мискантуса используют при создании сухих флористических композиций.

Саза

Один из самых холодостойких бамбуков, единственный род бамбуков, произрастающий в диком виде в России. Естественно бамбуки предпочтительнее высаживать в садах, созданных в восточном стиле, на фоне декоративных бассейнов и ручьев. Высокие бамбуки можно использовать как характерную деталь японских садов. Негниющие, прочные и красивые бамбуковые палки - замечательный поделочный материал для оформления японского сада. Обязательное растение для композиций, имитирующих в российских условиях японские сады.

Главный сад

Главный сад – это сад для приятного времяпровождения всех членов семьи. Его желательно располагать поближе к жилым комнатам, но он может устраиваться и в связи с чайной комнатой , гостиной или образовывать главную часть большого сада в качестве зоны отдыха. Это сад, являющийся центром домашней жизни , поэтому он требует наиболее широкого пространства и хорошей солнечной освещённости. В главный сад часто выходит терраса или веранда, но надо иметь в виду, что если сам главный сад не слишком велик, то за счёт террасы он будет казаться ещё меньше. При стеснённой площади на участке разбивается только главный сад. Порой он становится универсальным, включая в себя и элементы других садов.

Участок сада перед гостиной, используемый для приёма гостей, может быть выделен в отдельную функциональную единицу, но чаще он входит в состав главного сада, придавая ему более деловой характер. Туда можно вынести стол и стулья и принимать гостей вне дома.

Тип главного сада является важным моментом формирования жилой территории в целом. Сад оказывает влияние и на дом как таковой. В зависимости от его типа сад может выглядеть лучше или хуже.
Этапы планировки японского сада мало отличаются от европейского.

Передний сад

Передним садом называется зона от ворот до входа в дом , включающая в себя дорожку и растения по обе её стороны. Это самое оживлённое место, так как по нему проходят все приходящие в дом и уходящие из него, и на его оформление следует обращать особое внимание. Именно по стилю, характеру, настроению переднего сада, новый гость составляет себе представление об участке, доме и о хозяевах. В некотором смысле он подобен родзи на пути к чайному павильону , поэтому лучше, если проход от ворот до прихожей будет не слишком коротким. Иногда с этой целью его делают несколько изогнутым, декорируя растениями, что способствует также созданию иллюзии большего пространства.

Основным требованием к дорожке является удобство ходьбы по ней. Особенно внимательно за этим надо следить при использовании естественных камней, поверхность которых редко бывает совершенно ровной. Если дорожка укладывается из тобииси , желательно, промежутки между камнями не должны быть слишком большими. Важно согласование с шириной шага не только этих промежутков, но и расстояний между центрами камней . В случае применения обтёсанных камней или бетонных плит предпочтительнее делать их длиной в два шага. Если перед входом в дом есть мощёная площадка, то обычно её делают из того же материала, что и дорожку, но при этом, пожалуй, лучше избегать тёмных камней и материала, на котором легко заметна грязь.

Сад за дверьми – это примерно то, что в европейских странах называется зимним садом или озеленением интерьера. Он располагается внутри помещения, обычно помещения общего пользования типа гостиной, столовой, прихожей, и всё активнее входит в быт японцев, поскольку по причине растущей урбанизации другой возможности внести природу в городской дом просто нет. Часто при создании сада за дверьми ограничиваются красивой расстановкой растений в контейнерах.

Уход за японским садом

При выборе типа сада не надо забывать о последующем его обслуживании . Любителям больших деревьев следует помнить, что со временем они могут стать слишком большими, создавая загущения и нарушая первоначальную композицию. Если эти деревья вечнозелёные, они будут давать слишком много тени, и сад может стать мрачным и угрюмым. Если же деревья листопадные, то осенью под ними скапливается очень много листвы, создающей трудности при уборке, особенно, если рядом имеются поверхности, покрытые гравием или водоёмы.

Сначала правильно разместите камни, потом деревья, затем кусты.

Следуйте основным принципам создания японского сада. Это поможет Вам воссоздать его атмосферу и передать настроение.

Если сад создан в Японии – это японский сад. Все, что мы может сделать у нас, – это создать сад в японском стиле .