Когда один из супругов не придерживается канонов ислама. Я перестал читать намаз, что мне делать? Почему я не читаю намаз

«Прежде чем осуждать кого-либо за плохой
поступок, нужно найти 70 причин, оправдывающих
поведение этого человека».
Пророк Мухамммад (салляллаху алейхи ва саллям).

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракятух. Я очень огорчена и не знаю что делать. Дело в том, что я заметила, что дочка часто только делает вид, что читает намаз. Например, когда я ей напоминаю, что пора прочитать намаз, она уходит в комнату, и пару раз я замечала, что пока, как ей кажется, я не вижу, она просто сидит на коврике. А недавно я случайно подслушала разговор ее с подругой. Девочка была у нас в гостях, и я также им напомнила о намазе. Так моя дочь в ванной ей сказала: «мы сейчас в комнату просто дверь закроем и сделаем вид, что намаз почитали». АстагфируЛлах!

Намаз для нее еще, конечно, не фарз (сейчас ей 11 лет), но такое отношение к намазу сейчас меня расстраивает и пугает – а вдруг так и не встанет на намаз, когда он станет для нее обязательным? Почему она обманывает? Так мало того, она учит такому обману и других. Я не знаю, как реагировать, когда я замечаю такую ложь. Что делать? Подскажите, ради Аллаха!

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Хвала Аллаху, Господу миров, Создателю всего сущего, Который ведет прямым путем кого пожелает.

Я понимаю ваше огорчение и беспокойство по данному поводу. Действительно, каждому родителю очень неприятно замечать, что его ребенок обманывает. А уж по такому поводу – тем более. Самое главное помните, как только вы заметили, что ребенок вам соврал, не стоит тут же кидаться на нее с упреками. Скорее всего, в этот момент вы, как минимум, находитесь в состоянии негодования, а чаще всего в гневе. И первое что необходимо сделать – это успокоиться, овладеть своими эмоциями. Ведь нам известно, что когда что-то вызывает гнев человека, он должен сдерживать себя, помня о последствиях гнева и достоинстве умения его сдерживать наряду со способностью прощать тех, кто делает тебе что-то плохое, так как Аллах Всевышний сказал:

«…которые … сдерживают свой гнев и прощают людям(, ведь) Аллах любит тех, кто творит добро!» (Cемейство Имрана», 134).

Не устраивайте «допросов с пристрастием», настойчиво требуя от ребенка правды. Лучше задумайтесь, почему ваша дочь предпочитает только делать вид, что читает намаз, постарайтесь понять мотивы обмана.

Человек не рождается лживым. Он учится лжи в процессе жизни, под влиянием угрожающих факторов. Пока существует опасность, существует ложь. В семьях, где воспитание достаточно мягкое и не авторитарное, проблемы лжи обычно не существует. О неприятностях ребенок может рассказать матери (отцу, бабушке) — они успокоят, что-то посоветуют, помогут. Признаваясь в «нехороших» поступках, такой ребенок уверен, что ему гарантирована и физическая, и психологическая безопасность. И у него нет необходимости лгать! Дети хотят избежать не только наказания, но и позора, насмешек, ситуаций, в которых будут выглядеть глупо. Ложь нередко служит облегчением жизни ребенка в тех семьях, где родители часто говорят «нельзя». Чем больше запретов, тем больше ребенок придумывает уловок.

Ребенок может врать тогда, когда часто сталкивается с тем, что родители могут «раздуть из мухи слона». С помощью лжи ребенок избегает наказания. Подумайте, не слишком ли высокие у вас требования к ребенку, соответствуют ли они его возможностям? Не унижаете ли вы его постоянными нотациями и нравоучениями? Нет ли у ребенка страха перед наказанием?

Другой причиной лжи может служить чувство ненужности, то есть, когда ребенку кажется, что ему не достаточно уделяют внимание, что его не ценят, не уважают. И детская логика в таком случае работает примерно так: раз мама заметила, что я вру, значит, я ей небезразлична.

Следующим пунктом можно назвать стыд. Чувство стыда — тоже не последняя причина того чтобы скрывать или излагать не совсем точно факты. А подробнее о причинах детской лжи и что с этим делать можно почитать в статье: Почему ребенок обманывает родителей?

Другим направлением, которым вам следует заняться – это прививать любовь к намазу. Прежде всего, взрастите эту любовь в себе, ведь дети, в первую очередь, смотрят на родителей и подражают им во всем. Если дочка будет видеть, как вы радуетесь наступлению времени намаза, с нетерпением ждете азан, тщательно берете омовение, то и она, волей-неволей, начнет более тщательно отслеживать время намаза. Показывайте своим примером, что все вопросы лучше решать через намаз: когда что-то нужно — хаджат намаз (нужды); когда не знаете, как правильно поступить – намаз-истихара; когда совершили грех или заболели – тауба намаз; когда случилось что-то приятное – шукр намаз; практикуйте и другие нафиль-намазы.

Читайте с дочерью хадисы Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям).о наградах за намаз. не пугайте ее наказаниями за пропуск намаза, оставляйте пока в стороне эти хадисы. Ведь ни один человек не сможет полюбить то, чего боится. И если дочка будет читать намаз только из страха, то она никогда не сможет полюбить его, как говорится: «почувствовать вкус намаза». Хадисы о наказаниях прочитаете, иншаАллах, потом, когда она будет старше, и когда у нее поменяется отношение к намазу.

Ну и последнее, но не менее важное: делайте дуа Всевышнему!

Просите у Аллаха вести прямым путем ее, наполнить сердце любовью к намазу, сделать ее из числа стремящихся к намазу. А я желаю вам блага в обоих мирах, и чтобы Аллах даровал вам встречу с дочерью в садах Джанната. Аминь.

А Аллах Всевышний знает лучше.

Хаят Ибрагимова, детский психолог

Вопрос:

Я не совершаю намаз. Мне кажется, что из-за лени и депрессии я потерял к этому интерес. Но я знаю, что это неправильно, и чувствую себя виноватым, что не совершаю намаз. Я чувствую, как Аллах хочет вернуть меня к намазу, но, возможно, я слишком много грешил и поэтому отдалился от намаза?

Ответ:

Намаз является столпом ислама, следовательно, обязанностью каждого мусульманина. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Разница между верующим и неверующим – намаз».

Вам повезло, если вы осознаете свою обязанность совершать намаз.

Что касается грехов, не мне вас судить, но не забывайте, что милость Аллаха больше, чем ваши грехи. Излечением грехов является покаяние и стремление к прощению Всевышнего. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:

«Все люди совершают грехи, а лучшими из тех, кто грешит, являются кающиеся».

Мусульманские ученые отмечают 3 условия покаяния (тауба): перестать совершать грехи, искреннее раскаяние и сожаление о совершении греха, сделать намерение не совершать греха снова.

Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) прегрешений (, что заполнят они собой) чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему ином, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи».

Вы говорите, что депрессия и другие проблемы отдаляют вас от религии, но ведь главным оружием от мирских проблем и утешением от забот является момент уединения со Всевышним, так не лишайте себя этого счастья и покоя. Ведь пока вы со Всевышним, вам не грозит ни одна неприятность и ничто не сможет потревожить вас. В этот священный момент есть вы, Всевышний и ваша молитва, которая соединяет вас и показывает, что вы Ему не безразличны.

Приучайте себя к намазу постепенно. Начните с осознания и понимания важности намаза. Прочитайте хадисы и статьи, которые увеличат ваш иман и намерение совершать намаз. Ходите на пятничные молитвы и проповеди. ИншалЛах, Аллах не оставит вас и поведет благим путем. Начните молится пять обязательных молитв в день.

Как только вы привыкнете к пятиразовому намазу и уединению со Всевышним, желание поклонения в вас увеличится, вы захотите еще больше быть со Всевышним. Потом вы можете постепенно начать совершать сунны намазы и добровольные молитвы. Помните, что главными критериями намаза, после омовения и искреннего намерения, являются смиренность и концентрация внимания.

Окружите себя людьми праведными, которые не оставляют своих намазов, ходят в мечеть, окружение играет очень важную роль. От ваших друзей зависит то, каким будете вы, и ваша вера в том числе.

Важно, чтобы верующий понимал то, что он произносит в молитве. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Аллах Всевышний сказал: «Я разделил молитву между Мною и Моим рабом на две половины, а кроме того, Мой раб обретет то, о чем попросил». Когда раб говорит. «Хвала Аллаху, Господу миров», Аллах Всевышний произносит: «Мой раб поблагодарил Меня». Когда он говорит: «Милостивому, Милующему», Аллах Всевышний говорит: «Мой раб вспомнил обо Мне доброе». Когда тот говорит: «Владыке Дня Вероустава», Он отзывается: «Мой раб восславил Меня». Иногда Он говорит: «Мой раб будет принесен потоками ко Мне», когда тот говорит: «Тебе мы служим и Тебя о помощи просим»… Он произносит: «Это между Мною и Моим рабом. Мой раб будет иметь то, о чем попросил». Когда тот говорит: «Проведи нас путем прямым. Путем тех, к которым благодетельствовал Ты; не путем тех, на кого разгневан и не заблудших», Он произносит: «Это – Моему рабу и Мой раб будет иметь то, о чем попросил». Суфьян сказал: «Мне передал это Аль-Аля Ибн Абдуррахман Ибн Якуб, когда он был болен в своем доме и я приходил к нему и спросил его об этом».

Это «Фатиха», открывающая сура Корана, которая является разговором между верующим и его Творцом. Аллах обещает тому, кто Ему поклоняется, даровать то, о чем он просит. Намаз не будет полным без суры «Фатиха» в каждом ракаате.

Пусть Аллах благословит каждого из вас и вы познаете сладость совершения намаза, и облегчит для вас совершение намаза, увеличит ваши знания ислама и дарует счастье в обоих мирах, Амин.

Сайда Хайат

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!

Здравствуете ! Уважаемая Актоты, из-за отсутствия усердия ваш намаз отдалился от вас. Когда в нас уменьшается усердие и стремление к намазу, то намаз становится для нас словно комплексом спортивных упражнений. Хотя выполняются все движения, мысли заняты другими вещами. Если это и дальше будет продолжаться, то вполне вероятно, что вы совсем перестанете совершать намаз. Позже человек придет к тому что, будет совершать намаз только перед посторонними людьми, а когда останется наедине с собой, то вовсе забудет об этом. А, если передать это словами из Корана, то: «Горе же (таким) молящимся, 5) которые к молитве своей небрежны, которые (молятся) напоказ (перед людьми) . Пусть Аллах убережет нас от такого состояния.

Беспечность - появляется из-за отсутствия усердия, а отсутствие усердия из-за глубокого безразличия, и ослабления веры. В этой связи, мы бы посоветовали следующее:

Во-первых - по возможности вам следует слушать аудио-видео проповеди. Ведь Всевышний Аллах говорит: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим » .

Во-вторых - старайтесь быть далёким от пустословия и от ведения разгульного образа жизни, которые тушат свет веры в сердце. В Священном Коране говорится: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного» .

(Здесь нужно отметить то, что иногда во время совершения намаза дома , в соседней комнате телевизор остается включенным и мы слышим его или идет какая-нибудь интересная программа… В таких случаях, нужно сначала выключить телевизор и только потом совершать намаз. Таким образом, почувствуете важность намаза) .

В-третьих, приучите себя каждый день в определенное время семьдесят раз или более семидесяти раз говорить «Астагфируллах». «Астагфирулла» в переводе с арабского языка означает «Прошу прощение у Аллаха ». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Клянусь Аллахом, поистине, я прошу Аллаха опрощении и приношу Ему покаяние болеесемидесяти раз в день ». При этом нужно выбрать свободное и спокойное время. Например, после утренней молитвы, взяв в руки четки, осознавая смысл этих слов и с искренними намерениями нужно произносить «Астагфирулла», т.е. «Прошу прощение у Аллаха ». Таким образом, с помощью Аллаха в вашем сердце укрепится вера. Истигфар (Мольба о прощении грехов) смягчает и оживляет сердце, также как и вода смягчает высохшую почву. При этом не обязательно произносить мольбу на арабском языке «Астагфирулла», можете более семидесяти раз повторять про себя «О, Аллах прости меня» и на казахском (родном) языке. Мы считаем, что будет даже более эффективно (для тех, кто не знает арабского языка) повторять эту мольбу на родном языке. Пусть Аллах дарует нам быть из числа прилежных рабов!

Сура 107 «Подаяние», 4,5,6 аяты.
Сура 51 «Рассеивающие» 55 аят.
Сура 23 Аль-Муминун, 2-3 аяты.

У меня возникла такая проблема: в последнее время мне стало очень трудно вставать на утренний намаз. Я, хвала Всевышнему, ложусь спать с омовением, читая зикр, ложусь не поздно, всегда просыпаюсь на утренний намаз, но не могу заставить себя встать. Ощущение, что внутри меня происходит борьба: мозг проснулся, а глаза не хотят открываться. Будто во мне два человека: один рвётся встать и совершить молитву, а другой не хочет. Что мне делать?

С точки зрения религии:

Любая из пяти ежедневных молитв, в частности утренняя, является обязательной. Именно от полноценности и совершенности молитвы во многом будет зависеть загробная участь человека: попадёт он в рай или в ад. Молитва – настолько важное предписание, что согласно мусульманской этике обучать детей её совершению следует уже с 7 лет, а с 10 лет даже наказывать за её неисполнение ребёнком.

Для того чтобы суметь вставать на утреннюю молитву, следуйте нижеприведённым рекомендациям:

– Сделать искреннее намерение проснуться на намаз.

– В смирении молить Аллаха, чтобы Он дал возможность встать на намаз. «Мольба – это оружие мусульман», – гласит хадис.

– Ложиться спать по сунне, то есть на правом боку, подложив правую руку под щёку, – это также отгоняет бессонницу.

– Не ложиться спать после предзакатного намаза или после вечернего, поскольку это приводит к бессоннице или к проведению ночи в разговорах.

– Ложиться спать до обеда, хотя бы на полчаса, если есть возможность.

– Ставить будильник желательно далеко, чтобы для его выключения пришлось встать, а когда человек встаёт, сон проходит.

– Попросить кого-либо – родственников, друзей, соседей, – чтобы разбудили на намаз.

– Обрызгивать лицо водой, ибо это придаст активности и отводит сон.

– Не есть обильную и тяжёлую пищу, а перед сном лучше вообще не есть.

– Вставать сразу, не медля.

– При пробуждении сразу поминать Аллаха и читать истиазу: «Аузубилляхи мина-ш-шайтани-р-раджим» или «Аузу билляхи самииль-алими мина-ш-шайтани-р-раджим».

اعوذ بالله من الشيطان الرجيم

اعوذ بالله السميع العليم من الشيطان الرجيم

– Как проснулись, сразу включить свет, если включатель под рукой, поскольку это тоже отводит сон.

– Ставить будильник на то время, когда уже пора молиться, поскольку, если человек проснётся чуть раньше, он откладывает и думает, что минут через пять проснётся.

– Тому, кто просыпается ночью для поклонения, лучше делать это ближе к утреннему намазу – этим он извлекает двойную пользу: пробуждение ночью и утренний намаз и, согласно хадисам, последняя треть ночи более достойная.

– Если кому-то очень тяжело вставать на намаз, то ему желательно использовать несколько будильников.

– Поминать смерть и ахират при пробуждении, ибо это также отводит сон.

– Быть искренним с самим собой и по отношению к Аллаху.

С точки зрения психологии:

С подобным вопросом обращаются нередко. Судя по всему, эта проблема актуальна для многих, но немногие решают об этом заговорить в силу различных причин. Вообще, сон характеризуется тем, что происходит торможение корковых участков головного мозга, отвечающих за осознанные действия. Именно в период сна сознание человека отключается, и на первый план выходит бессознательное. В момент активного вмешательства в сон (искусственное пробуждение) происходит борьба сознания и бессознательного. Нейроны (нервные клетки) головного мозга, находясь в состоянии торможения, не так быстро приходят в состояние возбуждения и какое-то время находятся в полувозбуждённом состоянии. Во многом переход от состояния торможения в состояние возбуждения зависит от общего типа высшей нервной деятельности и может заметно различаться у разных людей. Так вот, вся проблема в том, насколько быстро сознательная часть личности возьмёт верх над бессознательной и приведёт в тонус кору больших полушарий головного мозга. Многое будет зависеть от конкретной цели и личностной значимости этой самой цели для конкретного человека. Дело в том, что в полудрёмном состоянии человеку бывает сложно объективно оценить происходящее и расставить приоритеты так, как если бы он их расставил, находясь в сознании. К примеру, если человек очень долго желал какой-либо поездки, мечтал о ней и рано утром ему надо встать, чтобы не опоздать на автобус, то, только услышав сигнал будильника, он моментально приходит в себя и борьба со сном даётся ему очень легко. Но если значимость события не так велика, то и борьба со сном будет продолжительнее. Тут даже можно вывести некий закон, который будет звучать следующим образом: «Чем значимее для человека событие, ради которого необходимо прервать сон, тем легче ему будет встать, и наоборот».

Вот Вы говорите о том, что, проснувшись, не можете заставить себя встать, что некая часть Вашей личности тянет Вас совершить молитву, тогда как другая тянет ко сну. Судя по всему, у Вас чаще всего побеждает вторая. Вот и стоит задуматься, какие доводы она приводит для того, что всё время убеждает первую не вставать.

Единственное, что в этой ситуации необходимо, так это укреплять позиции первой субличности: необходимо полное понимание значимости совершения утренней молитвы. Также в этом может помочь понимание того, как человек принимает решения с точки зрения теории функциональных систем Анохина. Не вдаваясь в теоретические подробности, возьмём в расчёт лишь то, что для принятия решения необходима так называемая обстановочная афферентация, то есть дополнительный внешний стимул помимо основного мотива. В качестве этого стимула можно сделать так, чтобы будильник находился на некотором отдалении от Вас, чтобы Вы не могли до него дотянуться рукой и обязательно надо встать и сделать три-четыре шага. Того времени, которое понадобится Вам для отключения будильника, и тех усилий, которые Вы на это потратите, должно хватить для того, чтобы сознательная часть Вашей личности взяла верх над бессознательной.

И, конечно же, самым важным остаётся всё-таки развитие в себе искренности в вопросах выполнения религиозных предписаний. Это самое главное – то, через которое преломляется всё остальное.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Как настроить себя на намаз?

Вопрос: У меня проблема, с которой я не могу бороться. Я делаю все возможное, но получается совсем наоборот. Дело в том, что я с детства мечтала совершать намаз. В 13 лет я начала. Прошло время и я почти перестала совершать намаз. Временами не совершала, и в итоге я перестала вообще. Так я хотела дать себе немного времени, чтобы поразмыслить над собой и стать серьезнее относиться к намазу. Мне казалось, что я еще не готова духовно. Прошло время, я повзрослела. И в 19 лет взялась за намаз. Я совершала его с большим удовольствием, не жалея сна. Я вставала на утренний намаз и с любовью совершала пятикратный. Прошло опять немного времени и я снова перестала совершать намаз. Это произошло по причине того, что я устроилась на работу… Теперь я всей душой хочу вернуться на этот путь, но не могу заставить себя. Я злюсь на себя, ругаю себя. А бывало так, что заставляла себя, но опять же всё было впустую.

Пожалуйста, помогите мне снова встать на этот путь. Подскажите, что мне сделать, чтобы Аллах принял мое деяние наравне с намазом? Если я буду читать суры, это заменит поклонение? Скажите, что мне делать? Я совершила большой грех, несовершая намаз. Я не могу простить себя. Дайте мне совет.

Ответ: Очень похвально, что вы снова намереваетесь совершать намаз… Самым большим советчиков в вашей ситуации является ваш ум и ваше сердце. Вы уже в таком возрасте, когда различаете верный путь и можете провести различие между добром и злом, следованием Аллаху и неследованием ему. Напомним лишь о том, что в Коране намазу уделино большое внимание. И чтением сур его заменить невозможно. Аллах говорит так:

«Каждый человек является заложником того, что он приобрел (на этом свете), кроме людей (идущих) по правую сторону. В раю они будут расспрашивать друг друга о грешниках. (Они спросят:) «По какой причине вы попали в преисподню?». Они ответят: « Мы не были из тех, которые совершали намаз (выделено нами. – Ред.). Мы не кормили бедняков. Мы занимались словоблудием вместе с болтунами. Мы считали ложью Судный день, пока к нам не явилась убежденность (смерть). И заступничество заступников не поможет им» (74/38-48).

Как видим, предупреждение Аллаха очень убедительное. Поэтому во чтобы то нистало мы должны думать о будущей жизни. Настоящая жизнь, чтобы мы ни делали, в один день закончится для всех нас. Но есть следующая, будущая, жизнь. Мы должны готовиться к ней. В Коране много аятов описывают и настоящую, и будущую жизнь. Человек создан у Аллаха смертным, но Аллах дал ему две жизни. Эту, земную, и будущую, с повторным возвращением к жизни…

На подобный вопрос мы уже отвечали. Приводим его линк. Думается, что вам было бы интересно ознакомиться с ним:

Теги : как настроить себя на намаз, мы не были из тех, которые совершали намаз.