Какие качества благоприятствуют профессии педагога. Профессиональные и личностные качества учителя. Каким должен быть учитель. Уважение к детям

, 1854.07kb.

  • , 1607.88kb.
  • I. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности , 1519.05kb.
  • 1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности , 4934.03kb.
  • 2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Академии , 2396.01kb.
  • По реализуемым профессиональным образовательным программам наблюдается высокий качественный уровень преподавательского состава. В целом по вузу показатель преподавателей с учеными степенями и званиями составляет 61,2%.

    2.4.4. Самооценка преподавателей

    114 преподавателям различных кафедр было предложено оценить качество своей профессиональной деятельности. Результаты приведены в приложении 4. Полученные данные позволяют сделать заключение о том, что половина опрошенных преподавателей высоко оценивают качество своей учебной и методической работы. Уровень же научной работы только 43 человека (37,7%) оценивают как высокий. Почти половина опрошенных преподавателей предоставляет студентам возможность выбора гибкой образовательной траектории изучения преподаваемой дисциплины и только десятая часть (11 человек) не предоставляют такой возможности.

    Также был проведен опрос преподавателей по системе «SWOT». Им предлагалось отметить сильные и слабые стороны образовательного процесса, их профессиональной деятельности, а также возможности развития и препятствия, стоящие на этом пути.

    К сильным сторонам своей профессиональной деятельности преподаватели отнесли использование нетрадиционных форм работы, ролевых методик (ИФФ), использование различных ТСО (кроме ВТ), разнообразных форм контроля, в том числе тестовый на ЭВМ.

    К слабым сторонам – неудовлетворительное обеспечение учебного процесса современными учебниками, словарями, пособиями, что отрицательно сказывается на качестве проводимых занятий. Деятельность студентов на лекциях сводится к записи конспекта по диктовку, отсюда низкая активность аудитории. Недостаточно заданий поискового и исследовательского характера. Мало авторских программ и методик.

    Заслуживает внимания тот факт, что мнения студентов и преподавателей в отражении сильных и слабых сторон организации образовательного процесса во многом совпали. Это значит, что обозначенные проблемы действительно имеют место и надо искать пути их решения.

    Возможности совершенствования своей профессиональной деятельности преподаватели видят в работе над кандидатскими и докторскими диссертациями, расширении содержания читаемых курсов, совершенствовании методов работы со студентами, самообразовании и стажировках.

    2.4.5. Анализ качества учебного процесса

    и педагогической деятельности по системе «SWOT»

    В табл. 16 приведены результаты анализа качества учебного процесса и педагогической деятельности по системе «SWOT».

    Таблица 16

    Анализ качества учебного процесса и педагогической деятельности

    по системе «swot»


    Сильные стороны
    • Принята и начала функционировать система оценки качества учебного процесса и педагогической деятельности на основании мнения студентов
    • Организована НИЛ для подготовки экспертов для анализа качества деятельности преподавателей
    • Высокий качественный уровень профессорско-преподавательского состава
    • Предоставление условий для обучения в аспирантуре и докторантуре преподавателям университета
    • Признание преподавателями необходимости решения проблемы качества подготовки специалистов образовании в ШГПУ
    • Активное внедрение результатов научных исследований преподавателей в учебный процесс
    • Ориентация преподавателей на формирование и профессиональное развитие студентов

    Слабые стороны
    • Ориентация преподавателей в основном только на репродуктивные методы обучения
    • Недостаточное использование современных методов и технологий в учебном процессе, в том числе компьютерных технологий
    • Низкая мотивация у части студентов при изучении дисциплины (на занятиях отвлекаются, занимаются посторонними делами)
    • Недостаточная информационная база университета
    • Ограничение возможности в пользовании преподавателями сетью ИНТЕРНЕТ
    • Отсутствие научной библиотеки
    • Недостаточный уровень разработанности системы оценивания и самооценивания качества преподавательской деятельности (критериев и показателей)

    Возможности
    • создание в университете мониторинговой службы по отслеживанию качества учебного процесса и преподавательской деятельности
    • создание системы дополнительного образования для повышения мастерства преподавателей университета
    • Повысить квалификацию преподавателей в области использования инновационных, в том числе компьютерных технологий
    • Повысить квалификацию преподавателей в области создания мотивации и положительного эмоционального настроя на занятиях
    • Превратить лекционное время студентов в активное время по изучению содержания дисциплин ПрОП

    Тревоги, препятствия
    • Невысокая психологическая культура пользователей информации о качестве учебного процесса и педагогической деятельности
    • Сопротивление некоторых кафедр и преподавателей использованию мнения студентов о качестве учебного процесса и педагогической деятельности
    • Низкий уровень рефлексии преподавателей, непонимание своих проблем
    • Возможность искажения системы, ее излишняя формализация, использование не в интересах преподавателя и повышения качества учебного процесса
    • Наличие инертности в самооценивании преподавательской деятельности
    • Расчете штатов ППС по контингенту студентов, а не по трудоемкости профессиональных образовательных программ специальностей (доведение до 10 человек на 1 преподавателя)

    2.4.6. Качество педагогической практики.

    Источники информации. Измерители

    Качество прохождения педагогической практики студентов в образовательных учреждениях – важнейший критерий оценки качества полученной ими общекультурной, специальной и профессиональной педагогической подготовки на протяжении всех лет до ее прохождения.

    Педагогическую практику студентов можно характеризовать «качественной» на современном этапе если:

    • разработана, принята и функционирует система оценки качества деятельности студентов-практикантов и преподавателей методистов;
    • в академической подготовке студентов используются активные методы обучения:
    • создана информационная база данных по инновационным педагогическим технологиям и современным методикам преподавания предметов;
    • студенты во время практики проявляют самостоятельность, творческую готовность в изучении систем работы учителей, к которым они приходят на практику,
    • изучают достоинства и недостатки в работе учителей по показателям учебной успешности, уровня воспитанности учащихся, знакомятся с проблемами, которые возникают у последних во взаимоотношениях с учителями, родителями, с учащимися в учебной группе или в школе,
    • проводят духовно- нравственную работу с учащимися на уроках и во внеучебное время,
    • повышают уровень учебной успешности учащихся, уровень самовоспитания, самоорганизации, самоконтроля.
    Источниками информации для оценки качества педагогической практики являются материалы НИЛ качества подготовки специалиста, а также:
    • Устав ШГПУ
    • Рабочие тетради по всем видам практики
    • Отчеты факультетских руководителей, студентов о прохождении практики
    • Типовая инструкция по организации и проведению педагогической практики студентов
    • Договоры о взаимном сотрудничестве с базовыми учреждениями.
    Анализируется мнение самих студентов и мнение преподавателей по организации педагогической практики и ее влиянии на качество профессиональной подготовки студентов.

    В ШГПУ в 1999-2000гг. одним из основных источников информации для анализа качества педагогической практики явились данные по результатам опроса преподавателей и студентов 4-5 курсов. Результаты представлены в таблице 17.

    Таблица 17

    Удовлетворенность организацией педагогической практики


    Факультет

    ФФК

    ИФФ

    ФПП

    По вузу

    Преподаватели

    Студенты

    Преподаватели

    Студенты

    Преподаватели

    Студенты

    Преподаватели

    Студенты

    Преподаватели

    Студенты

    1

    Удовлетворены ли Вы состоянием организации педагогической практики в вузе?

    Да

    74

    85

    71

    79

    70

    75

    64

    80

    70

    78

    Нет

    23

    15

    29

    21

    30

    25

    11

    20

    30

    22

    Позволяет ли педпрактика формировать и развивать профессиональные качества

    Да

    81

    98

    79

    91

    75

    94

    64

    99

    75

    91

    Нет

    9

    2

    21

    9

    25

    6

    36

    1

    25

    9

    Мнения студентов и преподавателей об организации педагогической практики в вузе в основном совпадают: и тех, и других в целом удовлетворяет сложившаяся система ее организации. В то же время оценки значимости педагогической практики в формировании системы будущей педагогической деятельности у студентов и преподавателей отличаются: 96% студентов и только 75% преподавателей утвердительно ответили, что педпрактика позволяет формировать и развивать профессиональные качества студентов. Объяснить полученный результат можно тем, что только половина из опрошенных преподавателей являются методистами. Полностью результаты опроса приведены в приложении 4.

    По данному вопросу был проведен опрос преподавателей и студентов по системе «SWOT». Им предлагалось отметить сильные и слабые стороны организации педагогической практики, а также возможности развития и препятствия. Было опрошено около 300 студентов 4-5 курсов всех факультетов, кроме естественно-географического.

    Полученные данные позволили выявить следующие возможности улучшения организации педагогической практики:

    • Введение дня посещений занятий в школе
    • Поднятие морально-этического уровня практикантов
    • Организация непрерывной педпрактики с 1 по 5 курс
    • Разработка для каждого студента конкретного плана-задания и осуществление контроля и оценки его выполнения
    • Создание школ-лабораторий, закрепление их за определенными факультетами, прикрепление к ним студентов задолго до практики. Это позволит студентам заранее знакомиться с педагогическими коллективами, позволит им более активно взаимодействовать с представителями других специальностей, вырабатывать общие стратегии с учащимися.
    • Создание современного информационного обеспечения для студентов в условиях педагогической практики, а именно: методических материалов для организации ими дидактической работы с учащимися на уроках и внеучебной деятельности, методических разработок в помощь при организации воспитательной работы с детьми, их родителями, в разрешении конфликтов с группами, методических материалов для психологического изучения учебных групп, учащихся, диагностики их творческих потенциалов развитию их способностей.
    В целях повышения качества педагогической практики предлагается исследовать:
    • уровень готовности студентов к ее прохождению,
    • затруднения, испытываемые студентами в процессе ее прохождения с учетом получаемых специальностей,
    • предложения в адрес университета и школ по вопросам повышения качества подготовки к практике и ее организации через анкетирование студентов.

    2.4.7. Анализ качества педагогической практики по системе «SWOT»

    В таблице 18 приведены результаты анализа качества организации педагогической практики по системе «SWOT».

    Таблица 18

    Анализ качества педагогической практики по системе «swot»


    Сильные стороны
    • Создание при университете студенческого педагогического отряда по работе с детьми, что позволяет оказывать реальную помощь школам в организации досуга детей и является базой для подготовки и проведения практики;
    • Одновременная работа методистов кафедр университета в школах;
    • Действующая система учебного телевидения в университете, что позволяет демонстрировать студентам образцы высокопродуктивной деятельности учителей высшей категории.
    • Широкое использование в университете внеаудиторных форм работы: драматическая студия, театр Моды и.т.д., что позволяет студентам лучше справиться с обязанностями классного руководителя.

    Слабые стороны
    • Не все базовые учреждения имеют хорошую учебно-материальную и спортивную базы.
    • Руководство практикой осуществляют преподаватели, не работавшие в школе.
    • Недостаточное знание студентами программы средней школы до выхода на практику
    • Не достаточная общая и профессиональная культура студентов.
    • Слабое обеспечение студентов методической литературой библиотекой университета.
    • Не достаточно внимания обращается на актуализацию способностей студентов во время учебного процесса в вузе с целью выявления этих способностей и максимального их развития.
    • Слабое руководство со стороны кафедры акмеологии творческой школой-лабораторией, созданной при школах 1,2.

    Возможности
    • Оборудование в университете кабинетов педагогической практики и педагогического мастерства.
    • Введение в вузе курса «Основы педагогического мастерства».

    Тревоги, препятствия

    Финансовые:
    • невозможность командировать преподавателей вуза в сельские малокомплектные школы для осуществления методической помощи и контроля, за ходом педагогической практики студентов,
    • отсутствие средств для организации инструктивных сборов для подготовки студентов к практике в летних оздоровительных лагерях

    2.5. Система работы с научно-педагогическим кадрами.

    Повышение квалификации

    В ШГПУ подготовка научно-педагогических кадров, переподготовка и повышение квалификации педагогических, научных и других работников ведется в соответствии с Уставом вуза, утвержденным МО РФ 14.11.97 г..

    Система подготовки и повышения квалификации кадров реализуется прежде всего через службу проректора по научной работе и осуществляется в следующих формах:

    • докторантура;
    • перевод преподавателей-кандидатов на должности научных сотрудников;
    • предоставление творческих отпусков для завершения работы над кандидатскими и докторскими диссертациями;
    • очная и заочная аспирантура;
    • соискательство;
    • научная, педагогическая, творческая стажировка в научно-исследовательских учреждениях, в других высших учебных заведениях, в том числе за рубежом.
    Для более полного охвата повышения квалификации преподавательских кадров и реализации современных потребностей преподавателей в повышении квалификации в ШГПУ приглашаются для чтения лекций ведущие ученые РАН и РАО и других высших учебных заведений страны.

    Так были прочитаны следующие курсы:

    • Состояние науки об образовании в современной России и методологическая культура педагога.
    • Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система.
    • Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики.
    • Формы связи педагогики с другими науками. Педагогики и философия. Педагогика и психология.
    • Логика педагогического исследования.

    При анализе качества научно-педагогических кадров выделим сильные и слабые стороны.


    Сильные стороны
    • Наличие сложившихся научных школ по естественнонаучным, гуманитарным направлениям, способствующих профессиональному росту научно-педагогических кадров;
    • Наличие аспирантуры, докторантуры;
    • Наличие трех специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций;
    • Наличие внутривузовской системы работы с кадрами, привлечение к научно-педагогической деятельности в вузе лучших выпускников, выступление с лекциями ведущих ученых страны;
    • Функционирование и развитие системы повышения квалификации преподавателей по проблеме качества образования

    Слабые стороны
    • Высокий средний возраст профессорско-преподавательского состава на некоторых кафедрах и по университету в целом
    • продолжающееся старение профессорско-преподавательского состава.

    Возможности
    • Создание на факультете повышения квалификации университета отделения для дополнительного образования и повышения квалификации преподавателей университета.

    Специальная (коррекционная) школа № 7

    Самоанализ педагогической деятельности

    учителя русского языка и литературы

    Дюзельбаевой Ф.К.

    Актобе, 2013г.

    Лист самоанализа педагога

      Мое педагогическое кредо.

    "Стыдно должно быть не за то, что не знаешь,

    а за то, что не хочешь узнать".
    Главная цель моей деятельности (как я ее понимаю).

    Основная цель моей педагогической деятельности – формирование у учащихся навыков владения элементарной русской речью как средством коммуникации, подготовка их к самостоятельному общению на русском языке.

    Для достижения цели я ставлю перед собой следующие педагогические задачи (помимо программного комплекса задач):

    - улучшение качества процесса преподавания (высокий уровень проф.мастерства учителя);

    -применение новых педагогических технологий (поиск методов, которые позволили бы эффективно обучать, добиваясь лучших результатов.);

    -изменение содержание образования(новые УМК).

      качеством материально-технической базы

    Кабинета русского языка нет.

    Школьная мебель, санитарно – гигиеническое состояние учебных кабинетов отвечает правилам санитарных требований.

    В школе существует проблема использования информационных технологий учителем, т.к. техническая предметная среда школы не отвечает в полном объёме профессиональным запросам личности учителя. В учебных кабинетах отсутствуют ТСО (интерактивные доски, компьютеры, Интернет).

      качеством информационного обеспечения

    1.Имеются Типовые специальные образовательные учебные программы по русскому языку. 2009г

    2.Специальных методических пособий по русскому языку для классов с казахским языком обучения нет. В работе использую пособия Аксёновой А.К., Азовой О.И., Лалаевой Р.И., Рыжовой Н.В., Ладыженской Т.А.и др.

      Есть в наличии электронный вариант учебников методических пособий Безруких М., Борисенко М., Вольвич Е., Грушевской М.С., Манжуовой Л.Н., Хватцева М.Е., и др.

    Содержание программ, методических пособий, электронных учебников отвечают моим профессиональным запросам, соответствуют специфике нашей школы.

      Нет учебников по русскому языку для учащихся казахских классов специальных (коррекционных) школ. В работе с учащимися среднего и старшего звена используются учебники общеобразовательных школ для 3,4 кл. Одни и те же тексты для чтения и развития речи содержатся в 3-х учебниках под разными издательствами «Рауан», «Мектеп», «Атамура».

      качеством методического обеспечения, созданного Вами

    1. Программа проектирования учебного процесса по предмету «Мир вокруг» в С(К)Ш для детей с интеллектуальными нарушениями.(3 кл.)

    2.Программа по русскому языку для 10-го производственного класса с казахским языком обучения.

    3. Программа кружка «Речь. Речь. Речь» по русскому языку в С(К)Ш для детей с интеллектуальными нарушениями (4-10кл. с казахским языком обучения)

    4. ИОМ, коррекционно-развивающая программа для учащегося надомного обучения на 1,2,3,4,5 годы обучения.

    5. Коррекционно-развивающая программа (приложение к календарным планам)для уч-ся 4-й тип.гр.

    Методическое пособие:

    «Диагностические материалы по русскому языку для начальных классов»

    Задания для контроля, тесты

    Итоговые проверочные работы, тесты по математике и русскому языку

    для учащегося надомного обучения.

    Для учащихся 3-10 б кл. разработаны тестовые задания, индивидуальные карточки с грамматическими заданиями в картинках, перфокарты с картинками для проведения словарных работ.

    Все материалы составлены с учётом требований ГОС.

      качеством повышения квалификации с момента последней аттестации

    Повысился профессиональный уровень через курсовую подготовку повышения квалификации:

      03.11-14.03.2008г прошла повышение квалификации по теме «Основы индивидуального обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями » (72 ч., свид. № 3129);

      В июне 2010 г. в Национальном центре информатизации прошла тренинговые курсы по теме «Методика использования электронных учебников и интерактивной доски». (Серт. № АК -204)

      16.05.2011г – 06.04.2012г. в ТОО «Центр САТР закончила годичные республиканские курсы переподготовки по специальности «Дефектология» квалификация «Олигофренопедагог»».(500ч.Удост. №492)

      13.02-17.02. 2012г. в Национальном научно –практическом центре коррекционной педагогики прошла повышение квалификации по теме

    «Организационные и методические основы обучения детей с ограниченными возможностями на дому». » (40ч.Удост. №2184)

    позицией руководства

    Администрация школы заинтересована в повышении качества моего труда, стимулирует меня по направлениям:

    - создаёт благоприятные условия труда;

    - награждает;

    - создаёт условия для соблюдения меры безопасности;

    - создаёт условия личного развития;

    -мотивирует интерес к работе.

    Все уроки, внеклассные мероприятия (во время прохождения методических и предметных недель, аттестации) систематически посещала завуч школы Куангалиева Д.С., периодически посещал директор школы Прохоров С.М., завуч по ВР Фомина Т.В.

    Высокое качество образования – это комплексная характеристика, которая отражает уровень образовательных услуг, который наша школа предоставляет учащимся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с его интересами и потребностями.

    Это особенности нашей школы, которые придают ей определённость, отличают от других образовательных учреждений.

    В своей работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную.

    На своих уроках применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: беседа, наблюдение, тестирование, перфокарты, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы.

    Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я провожу уроки-игры, практикумы, смотры знаний. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовать свои учебные возможности. Большое значение придаю самостоятельной деятельности учащихся.

    Каждый урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей, развивающие любознательность, самостоятельность, активность. За много лет преподавательской деятельности собрала богатый дидактический и наглядный материал по всем лексическим темам.

    В выборе учебного материала особое внимание уделяю формированию правильного произношения, развитию речи учащихся, обогащению их словаря.

    На своих уроках стараюсь, чтобы каждый ученик, даже слабый, чувствовал себя нужным. Для подготовки к урокам создаю дидактический материал, применяю элементы новых технологий, индивидуальные, творческие задания.

    Целенаправленно подбираю связные литературные тексты из детской литературы. Использую и при изучении нового материала, и при закреплении, и при повторении, при словарной работе и при индивидуальной работе с учащимися. Они дают большое количество заданий, дают возможность всем учащимся почувствовать себя активными участниками общей работы.

    За достаточно долгий период работы в качестве учителя русского языка и литературы определила для себя ряд принципов, которые помогают успешно решать задачи обучения и воспитания учащихся:

    -использование на уроках методик и технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье учащихся;

    -индивидуализация и дифференциация учебного процесса;

    -применение наглядности;

    -развитие навыков самостоятельной работы;

    -осуществление контроля ЗУН учащихся;

    -эмоциональное стимулирование.

    В своей работе стараюсь придерживаться следующих норм и требований:

    -хорошо владеть своим предметом, совершенствовать методику преподавания русского языка;

    -серьёзно готовиться к каждому уроку;

    -применять на уроках элементы современных технологий;

    - создавать дидактические, контрольно-измерительные материалы, материалы для индивидуальной работы;
    -работать в классе не для всех, а для каждого отдельного ученика.

    -стремиться, чтобы ход и содержание каждого урока были ориентированы на достижение конкретного конечного результата.

    Систематическая работа над повышением своего профессионального мастерства позволила мне достичь определенных успехов:

    Выросла моя творческая активность. Участвую в инновационных процессах школы. Стала активным участником различных конкурсов.

    Улучшилось качество знаний и умений учащихся по русскому языку:

    наблюдается динамичное продвижение в развитии уровня усвоения знаний и умений, уровня активности учащихся на уроке . Растёт число участников конкурсов, предметных недель.

      Что еще Вы хотели бы добавить (пишите в свободной форме).

      Сильные стороны моей деятельности, личности.

    Умею анализировать свою деятельность, сравнивать, осознавать свои педагогические затруднения, делать соответствующие выводы, обучаться, корректировать свою деятельность.

    Никогда не отказываю в помощи. Со многими коллегами и учащимися у меня сложились партнёрские, конструктивные, доверительные отношения.

      Слабые стороны моей деятельности, личности.

    Учебные материалы, разработанные мною для учащихся 4 типологической группы, не всегда на уроках оказывают должного коррекционно-развивающего воздействия.

    Препятствия.

    Причинами, затрудняющими достижение запланированных результатов, на мой взгляд, являются следующие:

      Слабое здоровье учащихся;

      Поведенческие нарушения учащихся во время урока в период обострения заболеваний.

      Тревоги

    Тревоги (тревожность) возникают из-за периодически возникающей напряжённости на работе, нервно – психических нагрузок, связанных объективными причинами.

      Возможно сти улучшения моей деятельности.

    Постоянно прогнозировать и корректировать результаты своей деятельности .

    Стремиться, чтобы любая проводимая работа была ориентирована на достижение конкретного положительного конечного результата.

    Чаще пользоваться способами саморегу ляции. Требовать от себя готовности достойно встречать каждую профессиональную ситуацию.

    Учитель – это не профессия, а образ жизни. Я уверена, что главное в работе учителя – развитие души, формирование характера, воспитание настоящего Человека. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

    Ольга Яковлева , учитель математики НОУ школы «Ступени»

    В Исламе профессия учителя очень важна, фактически отношения наставник-ученик сохраняются на всю жизнь и даже дольше. Ведь именно с этой профессией связано распространение знаний, образование связей между поколениями.

    Каким же должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет к нему школа и ученики?

    Учитель – одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.

    Многие из нас вспоминают школу с теплотой и восторгом. Однако разные учителя оставили разный след в нашей душе. С кем-то из них хочется встретиться и даже обсудить жизненные планы, кого-то можно поздравить с праздником или зайти к нему на чашечку чая, а бывает и так, что кого-то и вспоминать не хочется, а кто-то и просто исчез из памяти…

    Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования: универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.

    Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.

    Не факт, что большой профессионал, учёный сможет учить детей, особенно в школе. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя.

    Личные качества, необходимые учителю :

    склонность к работе с детьми ;

    умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой ;

    высокая степень личной ответственности ;

    самоконтроль и уравновешенность ;

    терпимость, безоценочное отношение к людям ;

    интерес и уважение к другому человеку ;

    стремление к самопознанию, саморазвитию ;

    оригинальность, находчивость, разносторонность ;

    тактичность ;

    целеустремлённость ;

    артистизм ;

    требовательность к себе и другим ;

    наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребёнка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов) .

    Однако дети любят педагогов не всегда за это. Согласно опросам школьников, настоящего учителя определяют следующие данные:

    1. Личностные качества : Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора.

    2. Организаторские качества : Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность.

    3. Деловые качества : Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять.

    4. Внешний вид : Умение хорошо одеться. Приятный голос. Общая привлекательность.

    Профессия учителя требует, как правило, педагогического образования. Его в настоящий момент можно получить в колледжах (чаще это уровень воспитателя дошкольных учреждений или учителя начальных классов) или педагогических или общих университетах (бакалавриат – 4 года – с правом преподавания отдельных учебных дисциплин в школе, магистратура – 2–3 года – дополнительное право занимать руководящие должности и проводить научно-исследовательскую работу, аспирантура – 3 года – право преподавать в высших учебных заведениях).

    Однако на этом образование учителя не заканчивается – каждые несколько лет он обязан проходить переподготовку в специальных университетах (повышения квалификации), поскольку наука всё время движется вперёд и учитель должен преподавать детям, используя не только старые наработки, но и новейшие методики.

    Кроме того, каждый учитель должен постоянно заниматься самообразованием: читать специализированную литературу, принимать участие в разных конкурсах, быть готовым к повышению квалификации и профессиональному развитию. Ведь в современных школах уже не редкость, когда ученик оказывается более информированным по каким-то вопросам (используя Интернет, энциклопедии и прочие источники информации), чем его учитель.

    А также нужно помнить о том, что не только учитель воспитывает и учит детей, ученики тоже влияют на него, обучая и воспитывая педагога в свою очередь. Обмен знаниями между поколениями в школе идёт постоянно, как бы превращаясь в единую сбалансированную систему круговорота. Готовность учиться у ребёнка могут продемонстрировать далеко не все взрослые, а без неё стать полноценным педагогом вряд ли получится.

    Обязанности учителя разнообразны :

    обучение различным наукам ;

    объяснение нового материала доступными для данного возраста и индивидуальных особенностей средствами ;

    контроль усвоения материала ;

    проведение воспитательной работы с детьми ;

    помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся ;

    выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения ;

    изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них ;

    построение программы обучения на основе знания общих возрастных закономерностей развития детей ;

    оказание помощи в формировании личности ученика ;

    содействие развитию у учеников стремления к освоению новых знаний ;

    организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний ;

    объяснение текущих социальных событий и явлений ;

    участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ ;

    составление тематических и урочных планов ;

    оформление документации (журналов, отчётов) .

    Самое страшное в профессии учителя – это отсутствие подлинного призвания, равнодушие к детям. Ведь не секрет, что студенты педагогических вузов, особенно в глубинке, – это зачастую дети, которые не смогли поступить ещё куда-либо, и они хотят получить хоть какие-нибудь «корочки» о высшем образовании. Есть, конечно, подлинные энтузиасты-педагоги, но таких единицы.

    А ведь обмануть ребёнка не получится. На равнодушие учителя он ответит равнодушием к его предмету, на фальшь в его словах – своим обманом, на невнимание – неусидчивостью и плохой успеваемостью… Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, уметь находить с ними общий язык, понимать детские проблемы и по мере возможности решать их. Он должен одинаково любить каждого своего ученика, никому не оказывая предпочтения…

    Современный педагог должен уметь выявить все самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей, не просто учить их предмету, а подготовить ко вступлению в новую, загадочную, самостоятельную взрослую жизнь.

    Будут ли школьные годы запоминающимися или они равнодушно протекут мимо ребёнка – во многом, если не во всём, зависит от учителя.

    Конечно, должность учителя сейчас низкооплачиваемая, не престижная, не популярная. Но это не повод для того, чтобы в школах воспитывать дегенеративное поколение. Жить в стремительно деградирующем обществе как-то непривлекательно.

    Конечно, и государство должно обеспечивать учителей, уважать их труд. Они – залог будущего развития нации, они всегда были совестью России. Возможно, когда-нибудь учителя будут нужны нашему обществу так, как сейчас они нужны в Англии, Франции, Германии, США, Канаде… В этих странах должность учителя очень престижна, и получить место в школе можно только после многочисленных экзаменов и проверок.

    Дай Аллах, чтобы каждого человека, который научил нас чему-то, хоть бы и самому малому, мы вспоминали всю жизнь с теплотой, любовью и уважением.

    Мы живём в удивительное время: мир вокруг нас очень быстро меняется практически до неузнаваемости. Поэтому учитель, работающий с подрастающим поколением, должен быть готов:

    • Меняться. Это самое сложное, но необходимое условие существования полноценной личности.
    • Признавать свои ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Учитель к таким точно не относится.
    • Развиваться. Если раньше картина мира не менялась на протяжении жизни нескольких поколений, то теперь всё развивается настолько стремительно, что, как говорила Чёрная Королева в «Алисе в Зазеркалье», для того, чтобы остаться на месте, нужно «бежать со всех ног».

    Преподаватель также должен понимать, чем живут современные ученики. Можно не любить Фейса или Ивангая, но не знать, кто эти люди, - значит отстать от жизни.

    Кроме того, преподавателю следует помнить, что современные дети - другие. Они живут в , у них нет культа взрослого человека. Вот какими качествами должен обладать современный учитель, чтобы приносить пользу и получать удовольствие от результатов своего труда.

    1. Уважение к детям

    Обычно говорят: «Учитель должен любить детей». Но такая формулировка слишком абстрактна и неизбежно становится поводом для спекуляций. Любовь уж очень многогранна. Это и попустительство, и, наоборот, муштра («Бьёт - значит любит). Непонятно. А вот с уважением всё намного проще.

    Уважать ученика - значит видеть в нём субъекта, а не чистый лист.

    2. Толерантность

    Все люди разные. Иногда человек раздражает нас только потому, что он другой: не так кепку надел, не так смотрит. Но стоит ли уделять этому внимание, если он ведёт себя естественно и не нарушает нормы морали? То же самое можно сказать и о праве человека на собственное мнение.

    Если речь идёт о вопросах, на которые нельзя дать единственно правильный ответ, то не следует сразу отметать оригинальные и неожиданные предложения. Они могут быть более подходящими, чем стандартные. Дети не так испорчены , как взрослые, и могут мыслить свободно.

    Признайте за учеником право быть другим. И, возможно, вы вырастите нового Эйнштейна.

    3. Понимание того, что учитель оказывает услугу

    Почему-то этот пункт больше всего возмущает преподавателей и многих родителей. Возможно, дело в авторитете. Учитель - это звучит гордо, а услуги оказывают парикмахеры и грузчики. Несолидно!

    4. Готовность завоёвывать авторитет реальными вещами

    Пугать бесполезно. Нынешние дети не испытывают страх перед тем, чего боятся люди, пережившие «совок».

    5. Чувство границы

    Это касается как психологических границ («не лезть в душу»), так и собственных знаний. Ведь дети в некоторых сферах компетентнее учителей.

    6. Понимание своей миссии

    Учитель должен давать только полезные знания, которые нельзя просто нагуглить (а если можно, то учитель, скорее всего, напрасно тратит время).

    7. Самокритичность

    Если учитель будет анализировать свою деятельность и думать о том, как сделать её лучше, то он добьётся многого. Все ошибаются. В том числе и крутые взрослые дяди и тёти. И чем раньше это осознают дети, тем лучше.

    8. Самоирония

    Способность быть несерьёзным и шутить над собой - необходимая составляющая того, что называют стрессоустойчивостью. И просто отличное качество для жизни в .

    Самоирония позволяет разрядить обстановку, отвлечься и перейти к решению сложных вопросов.

    Конечно, всё это труднодостижимо в условиях, когда на образование выделяются копейки. К сожалению, у школ часто нет выбора, и они вынуждены брать кого придётся. Тем не менее следует стремиться к идеалу.

    А что думаете вы? Каким должен быть современный учитель? Пишите в комментариях.

    Какие качества учителя нашей современности просто обязаны иметь при себе? Вопрос весьма интересный и, что немаловажно, актуальный. Педагог - профессия древняя и востребованная во все времена. Однако преподавателем может быть далеко не каждый человек. Почему? Вот об этом и стоит подробнее рассказать.

    Определение

    Итак, перед тем как рассказывать про качества учителя, необходимо дать определение термину. Педагог, преподаватель… кто это? Традиционно - образованный специалист, который передаёт свои знания и вооружает ими остальных людей, чаще всего детей или подростков. Процесс передачи своих знаний и навыков является для преподавателя профессиональной деятельностью. Педагог можно быть либо узкопрофильным, либо широкопрофильным.

    Преподаватель обязан иметь соответствующее образование. Человек также может стать учителем, даже если не учился в педагогическом. Но для этого он должен получить не только диплом бакалавра, а еще и закончить обучение по степени магистра. Последняя стадия получения образования - это аспирантура (не всегда необходима, но желательна). Это та форма подготовки, после которой человек может считаться специалистом высшей квалификации. Действительно, чтобы быть просто дипломированным (допустим, инженерного), достаточно закончить бакалавриат. Но если человек хочет преподавать, еще как минимум два года придется отучиться.

    Главная обязанность педагога

    Рассказывая про качества учителя, нельзя не затронуть вниманием то, какие огромные он выполняет обязанности. Итак, первая функция (и одна из самых главных) - воспитательная, или, как её еще иначе называют, социализирующая. То есть, преподаватель обязан научить детей нормам поведения, ознакомить с понятиями нравственных ценностей и морали, пояснить, что очень важно отстаивать свою личную позицию и мнение. Но здесь важно чувствовать грань. Профессионал должен рассказывать, объяснять, приводить в примеры, беседовать с детьми - но ни в коем случае не пытаться навязать определенную установку. Современный учитель, истинный педагог сможет почувствовать эту тонкую грань.

    Просвещение

    Вторая функция - образовательная. Она же информационная и, собственно говоря, обучающая. Здесь всё просто - учитель должен доступным и понятным языком разъяснять материал, подлежащий ознакомлению и изучению детьми. Важно подать информацию так, чтобы каждый из класса или аудитории (во всяком случае - большинство) понял и усвоил тему.

    И, конечно, третья функция - это развитие особых, познавательных интересов. Современный учитель старается сделать все возможное, чтобы дети не только учились в школе, но еще и развивались в других направлениях. Он открывает им новые пути, информирует о том, что существует искусство, спорт, музыка, литература - как это познавательно, полезно и может пригодиться в будущем.

    Способности

    Качества учителя - это важно, но также необходимо, чтобы этот специалист обладал определенными должен быть склонен к общению с детьми и иметь искреннее желание учить их чему-то новому и полезному. Потенциальные преподаватели должны любить своё дело и, желательно, самих детей. В противном случае получится не специалист, а тиран.

    Очень важны организаторские умения и знания учителя. У него должно получаться занимать детей делами, увлекать заданиями. Дидактические способности тоже важны. Педагог обязан уметь подбирать интересный материал и преподносить его должным образом, то есть убедительно, интересно и понятно. Перцептивные способности - то, без чего не обойтись. Настоящий специалист сумеет подобрать к каждому ребенку подход, понять его внутренний мир и психику. Еще одна способность - коммуникативная. Здесь все понятно: преподаватель должен уметь общаться, его монолог должен быть понятным и, собственно говоря, такой человек обязан понимать других. И касается это не только детей, но еще и их родителей, а также педагогического коллектива. А еще учитель должен уметь влиять на учеников эмоционально-волевым способом. Всем нам известно, что дети плохо поддаются воздействию, однако истинный педагог сможет подыскать верный подход.

    Профессионализм

    Какими качествами обладает учитель, помимо вышеперечисленных? Их еще масса. Так, например, важнейшими профессиональными качествами является истинное трудолюбие, ответственность, работоспособность, умение быть настойчивым, ставить себе цели, четко планировать урок и, конечно же, постоянное стремление увеличить свой авторитет в глазах учащихся. И это, кстати, лишь минимальный перечень. Есть еще и другие качества, необходимые учителю. Только через них преподаватель может реализоваться как значимое, весомое звено в производственных отношениях. И, кстати, знание своего предмета - это самое важное. Но эта тема будет рассмотрена чуть ниже.

    Личностные качества учителя

    Преподаватель - это в первую очередь человек. Личность с большой буквы! И всем нам известно, как трудно приходится порой этим людям, ведь они работают с детьми, которые в большинстве своем неорганизованные, шумные, нередко невоспитанные и избалованные. В таком случае педагогу приходится тяжело. Но он должен проявить лучшие личностные качества учителя. Быть добрым, человечным, терпеливым, порядочным, честным, справедливым, обязательным, щедрым, объективным, самоотверженным… это лишь малый список всех этих качеств! Преподаватель должен демонстрировать уважение к детям и взрослым, быть высоко нравственным человеком, желательно оптимистичным и (обязательно!) эмоционально уравновешенным.

    Еще педагог обязан быть гуманным, проявлять интерес к своим ученикам, относиться к ним на равных. Учитель - личность творческая, вдохновляющая, вселяющая уверенность. Он - живой пример своим воспитанникам, которому они должны подражать и впитывать все самые лучшие его качества.

    Как справиться с тяжелым трудом?

    Есть еще профессионально-значимые качества учителя. Это те, которые помогают непосредственно преподавателю справиться со своей непростой ответственностью и оставаться настоящим педагогом во что бы то ни стало. Три важнейших качества: выдержка, терпение и самообладание. Выдерживать непростые ситуации, терпеть неудачи и исправлять их. И даже если кажется, что ученики вот-вот выведут из себя (работа крайне нервная) - нужно постараться успокоиться и удержать равновесие. Беспричинный крик, перерастающий в истерику, сложит впечатление неуравновешенной личности. И как такой учить детей? Вполне резонное впечатление. А вот правильно подобранные слова, сказанные уже в тишине и соответствующим тоном, могут дать результат. Ведь, как говорилось выше, преподаватель найдет психологически-эмоциональный способ воздействовать на детей и привести дисциплину в порядок.

    Кнут и пряник

    Итак, продолжая тему дисциплины, необходимо отметить, что очень важно не только хвалить учеников за их достижения, но еще и наказывать за проступки. “Учительница первая моя!” - у каждого человека после вспоминания этих слов возникают ассоциации: “Школа - наш второй дом, а классная руководительница - наша вторая мама”. И действительно, учитель должен воспитывать учеников. Похвалить словом и оценкой, наказать - делом, но только полезным. Например, можно дать больше домашнего задания, чем остальным, оставить после уроков дополнительно заниматься. В общем, наказание должно быть полезным и поучительным. Дети должны осознавать, что они ответственны за свои действия и слова. Но и хвалить тоже необходимо. Ученики с ранних лет должны усвоить, что хорошие поступки оцениваются по достоинству, а плохие - караются.

    О справедливости

    Об этом качестве хотелось бы сказать отдельно. “Учительница первая моя!” - какие воспоминания всплывают в нашей памяти после упоминания этой теплой фразы? Наверняка образ той женщины, которая на протяжении нескольких лет воспитывала нас, учила быть людьми и занималась нашим образованием. А еще она была справедливой…

    Это очень важное качество. К сожалению, в нашем современном мире справедливость торжествует редко. И важнейшая задача любого педагога - сделать так, чтобы в мире было больше честных людей, справедливых, искренних. Все эти качества способен привить ребенку педагог своими словами и, самое главное, действиями.

    Со студентами намного проще - это уже вполне сформировавшиеся личности, которые всё уже давным-давно поняли (во всяком случае, своё представление о тех или иных вещах имеют). Всё, что остается преподавателю, - пытаться корректировать их мировоззрение, если это нужно для их блага. Но больший упор всё-таки идет на качество специального образования, профессионального.

    А вот дети как губка - впитывают всё, что видят и слышат. Потому нужно сделать так, чтобы это было нечто хорошее и положительное.

    Техника преподавания

    Это еще одна немаловажная тема, которую нужно затронуть, рассказывая про профессиональные и психологические качества учителя. Задача педагога - не только воспитать в учениках личность, но и преподать им урок. То есть разъяснить материал, научить их пользоваться полученными знаниями.

    Итак, учитель должен владеть методикой преподавания - это во-первых. Во-вторых, у него должна быть психологическая подготовка. Также он обязан являться эрудированным во всех отношениях человеком. Соответствующий кругозор также приветствуется. техника, такт и владение ораторским искусством - всё это тоже является качествами профессионального преподавателя.

    Еще человек должен быть увлечен своим делом, предметом. Он обязан его любить. Тогда педагог будет рассказывать материал профессионально, но интересно, от себя, даже не глядя в конспекты. Это очень ценно. По сути, преподаватель делает невиданную ранее учениками чужую, непонятную информацию простой и элементарной. Для этого необходим талант. Именно по данной причине говорят, что учитель - это не профессия. Это - призвание.