Как производится освобождение от возможных захватов потерпевшего. Приемы освобождения от захватов тонущего. Контрольные вопросы и задания

Основные приемы освобождения от захватов тонущего.

При освобождении от захватов тонущего надо соблюдать следующие правила:

1 . Если тонущий захватил спасателя так, что это не мешает ему транспортировать пострадавшего, освобождаться от таких захватов не следует; при любом захвате, мешающем спасателю, следует быстро уходить под воду в глубину , тонущий отпустит спасателя, т. к. будет стремиться остаться на поверхности воды; при освобождении от захватов не следует терять утопающего из вида, а после освобождения повернуть его к себе спиной; если от захватов освободиться не удается, надо использовать болевые приемы (резкое отведение нижней челюсти вверх, больших пальцев наружу и т. д.).

2 . При захватах за обе руки спереди следует сделать резкое движение рук в сторону больших пальцев тонущего. Если утопающий сделал захват двумя руками за одну руку спасателя, то последний берется свободной рукой за свою захваченную и резким движением вниз освобождается от захвата.

3 . При захвате за шею спереди надо взяться двумя кистями за локти тонущего и, отталкивая их кверху, резко погрузиться вниз. От захвата за шею сзади можно освободиться, если большие пальцы рук отводить в стороны. При обхвате за шею сзади следует верхнюю руку тонущего взять одной рукой за кисть, а другой за локоть снизу. Поднимая затем локоть кверху, спасатель быстро опускает свою голову и туловище вниз.

4 . При захвате за туловище сзади над руками надо резко поднять колени к груди и сделать кувырок назад. При таком же захвате под руками спасатель отводит большие пальцы тонущего в стороны, а сам опускается вниз. Если захват сделан спереди под руками, то спасатель кладет ладонь правой руки на подбородок тонущего, а кисть левой - на его талию. Резким движением руки отводит подбородок вверх-назад и разрывает захват. Освобождение от захвата спереди над руками производится так же, как при захвате спереди под руками, но для этого спасатель сначала делает резкое движение локтями в стороны и быстро вытаскивает одну руку вверх.

СПОСОБЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ.

1. Если тонущий утомлен, но может держаться за спасателя, транспортировать его надо так: спасатель кладет обе прямые руки пострадавшего на свои плечевые суставы и плывет брассом на груди. Тонущий лежит на спине впереди или на груди сзади спасателя и держится руками за его плечи. Если пострадавший потерял сознание, то его надо положить на спину, взять одной рукой за волосы и транспортировать, выполняя движения ногами брасом или на боку и помогая свободной рукой.

2. В тех случаях, когда утопающий сильно ослаб, не может контролировать свои действия, но находится в сознании, надо применить один из следующих способов транспортирования (в этом способах нос и рот пострадавшего должны постоянно находится над поверхности воды).

1. Спасатель, находясь за спиной тонущего , кистями рук захватывает его нижнюю челюсть, ложится на спину, выпрямляет руки и плывет, работая ногами, как при брассе. При транспортировании детей их следует брать под мышки.

Спасатель просовывает со стороны спины утопающего свою руку под мышку его одноименной руки и берет его за подбородок. Затем он ложится на правый (левый) бок и, работая правой (левой) рукой и ногами, транспортирует пострадавшего на спине.

2.В тех случаях, когда утопающий сильно возбужден и оказывает сопротивление, применяется « морской захват». Для этого со стороны груди тонущего спасатель просовывает руку под мышку его одноименной руки и кистью захватывает нижнюю часть предплечья или плечо его другой руки. Далее спасатель плывет на правом (левом) боку, работая руками и правой (левой) рукой, а пострадавший лежит на спине.

Оказание помощи потерявшему сознание человеку.

В том случае, когда извлеченный из воды потерпевший находится в сознании, его надо успокоить и согреть.

Необходимо:

1.Снять с него мокрую одежду, насухо вытереть и хорошо растереть тело, надеть сухое белье, укутать одеялом и обеспечить покой. Можно дать 20-25 капель настойки валерианы и ландыша, напоить крепким сладким чаем или кофе и ждать прибытия медицинской помощи.

2.Отпускать потерпевшего домой без сопровождающего категорически запрещается.

3.Если потерпевший извлечен из воды в бессознательном состоянии, то надо без промедления сообщить об этом в ближайшее медицинское учреждение и подготовить пострадавшего к искусственному дыханию:

1.Открыть ему рот, очистить его полость и нос от грязи и удалить воду из легких и желудка.

Все приемы выполняются в парах: сначала имитируются на су­ше, затем воспроизводятся в воде.

1. Освобождение от захвата одной рукой за волосы (без погру­

2. Освобождение от захвата одной или двумя руками за запястье

3. Освобождение от захвата спереди двумя руками за оба запя­
стья (без погружения и с погружением в воду).

4. Освобождение от захвата сзади двумя руками за оба запястья
(без погружения и с погружением в воду).

5. Освобождение от захвата спереди пальцами за шею (без по­
гружения и с погружением в воду).

6. Освобождение от захвата сзади пальцами за шею (без погру­
жения и с погружением в воду).

7. Освобождение от захвата спереди или сзади руками за шею
(без погружения и с погружением в воду).

8. Освобождение от захвата спереди за туловище под руками
(без погружения и с погружением в воду).

9. Освобождение от захвата сзади за туловище под руками (без
погружения и с погружением в воду).

10. Освобождение от захвата спереди или сзади за туловище и
руки (без погружения и с погружением в воду).

11. Освобождение от захвата спереди или сзади руками за ноги
(без погружения и с погружением в воду).


10.2.5. Приемы транспортировки
тонущего

Все приемы сначала имитируются на суше, затем воспроизво­дятся в воде. Приемы 1-3, 6-11 выполняются в парах; приемы 4, 5, 12, 13 - в тройках.

1. Транспортировка уставшего пловца, который в положении
на груди держится сбоку одной рукой за ближайшее плечо спа­
сателя.

2. То же, но уставший пловец держится сзади обеими руками за
плечи спасателя.

3. То же, но уставший пловец держится спереди обеими руками
за плечи спасателя в положении на спине.

4. То же, но уставший пловец находится между двумя спасателя­
ми и опирается на их плечи.

5. То же, но уставший пловец держится за плечи впереди плывуще­
го спасателя, положив стопы на плечи спасателя, плывущего сзади.

6. Транспортировка тонущего с использованием плавания на
спине, удерживая его прямыми руками за подбородок.

7. То же, удерживая его прямыми руками за подмышечные впа­
дины.

8. Транспортировка тонущего с использованием плавания на
боку, удерживая его одной рукой за подбородок.

9. То же, удерживая его одной рукой за плечо разноименной руки.

10. То же, удерживая его прямой рукой за предплечье.

11. То же, удерживая его одной рукой жестким захватом: рука
спасателя проходит сверху под одноименной рукой тонущего и за­
хватывает предплечье или плечо разноименной руки.

12. Транспортировка тонущего двумя спасателями. Спасатели
плывут рядом способом на боку, лицом друг к другу. Они держат
тонущего, просунув свои «верхние» руки ему под мышки и соеди­
нив кисти под его спиной.



13. То же, но спасатели держат тонущего одной или обеими ру­
ками за плечи.

10.2.6. Игры с элементами прикладного
плавания

/. «С донесением вплавь»

Задана игры: освоение навыков прикладного плавания. Описание игры. По сигналу ведущего играющие плывут любым способом, держа в руке над водой резиновую шапочку или другой


предмет, который нельзя намочить. Соревнование проводится на определенное расстояние. Выигрывает участник, не намочивший «донесение» и приплывший первым.

Методические указания. Заплыв проводится на расстояние 20-25 м. Предварительно участников знакомят с техникой при­кладного плавания способом на боку, брассом на спине и другими вариантами плавания при помощи движений ногами и гребковых движений одной рукой.

2. «Найди трассу»

Задачи игры: совершенствование навыков ныряния и ориенти­рования под водой.

Описание игры. По команде ведущего двое участников выполня­ют старт и плывут под водой 15-20 м. Они легко могут найти «трассу», открыв глаза в воде и ориентируясь по ярким предметам, брошенным на дно.

Методические указания. Игра проводится в бассейне или водо­еме с прозрачной водой и ровным дном.

3. «Переправа»

Задача игры: воспитание умения пользоваться поддерживаю­щими плавсредствами.

Описание игры. Вариант 1. Двое играющих входят в воду и бе­рутся руками за автомобильную камеру, плавательную доску, брев­но или любое другое поддерживающее средство. По команде веду­щего они плывут на заданное расстояние. Выигрывает приплыв­ший первым.

Вариант 2. Два участника игры садятся на автомобильную ка­меру или надувной матрац и по команде ведущего соревнуются в плавании на заданную дистанцию.

Методические указания. К игре допускаются участники, хорошо
умеющие плавать. iw^"V -v^r .■ . jiY,nt\v.-.

4. «Достань «пострадавшего»

Задачи игры: воспитание навыков ныряния и спасения тонущих.

Описание игры. На глубоком месте (до 2 м) на дно опускают поло­тенце или майку с грузом («пострадавшим»). Играющие по очереди ныряют за «пострадавшим» и поднимают его на поверхность воды.

Методические указания. Нырять в глубину разрешается только по одному. Все играющие должны уметь хорошо плавать.

5. «Доставь «пострадавшего» на берег»

Задача игры: воспитание навыков оказания помощи на воде.

Описание игры. Вариант 1. Участники игры распределяются по парам одинаковой подготовленности (имеющим одинаковые пол, возраст, а по возможности - также рост и вес) - «спасатели» и «по-


страдавшие». По сигналу ведущего две пары преодолевают дистан­цию 20-25 м. «Спасатель» плывет на груди, а «пострадавший», по­ложив одну или обе руки ему на плечи, - в положении на груди, помогая «спасателю» легкими поддерживающими движениями ногами. Выигрывает пара, приплывшая первой. В конце игры «спасатели» и «пострадавшие» меняются ролями.

Вариант 2. «Пострадавший лежит на спине, а «спасатель», за­хватив его за руки или за подбородок, плывет на боку или на спи­не при помощи движений ногами брассом.

Методические указания. В игре не участвуют слабо плавающие и дети младшего возраста.

6. Эстафета с препятствиями

Задачи игры: совершенствование прикладных навыков плава­ния, ныряния, ориентирования в воде.

Описание игры. В игре участвуют две равные по силам команды. По сигналу ведущего по одному участнику из каждой команды стартуют, проплывают условленное расстояние и возвращаются к своей команде. Очередной участник каждой команды стартует по­сле того, как его коснется рукой проплывший дистанцию.

На дистанции установлены различные препятствия: лодка, на­дувной матрац, бревно, автомобильная камера и др. Их преодоле­вают в соответствии с условиями игры: подныривают, перелезают, проплывают на плавсредстве определенное расстояние. Побежда­ет команда, участники которой преодолевают дистанцию первы­ми.

Методические указания. Если игра проводится в естественном водоеме, то состояние дна обязательно проверяется до начала иг­ры. Любые нарушения правил игры должны немедленно пресе­каться и учитываться при определении команды-победительницы.

7. Эстафета с переодеванием..«<>>.*> -"■■.. .;.-■
Задача игры: совершенствование навыка плавания в одежде.
Описание игры. Играющие делятся на две равные по силам

команды. Они стартуют в рубашках, куртках или другой одежде, которую снимают после проплывания дистанции и передают плы­вущему на очередном этапе.

Методические указания. Участникам команд разрешается ока­зывать помощь друг другу при снятии мокрой одежды.

8. «Десантники» "
Задача игры: совершенствование «прыжка спасателя» в незна­
комом месте.

Описание игры. По команде ведущего «Самолет над целью!» все участники игры - «десантники» - встают на край бортика и гото-


вятся к прыжку. Они прыгают в воду по команде: «Первый - по­шел!», «Второй - пошел!» и т. д.

Методические указания. При выполнении прыжка играющие разводят руки в стороны и сгибают ноги в коленях.

9. «Минное поле»:w» .ui>". чл

Задача игры: совершенствование навыка ныряния.

Описание игры. На воде (на расстоянии 2 м от участников) рас­
полагаются плавающие предметы (доски, мячи и т.п.) - это «мин­
ное поле». Участники игры преодолевают «минное поле» под во­
дой. За каждое касание «мины» команда получает штрафные очки.
Выигрывает команда, получившая наименьшее количество
штрафных очков. . к. . ■"...!« -.»«<.-»■■ - ■-■■■ те^^^л ■

Контрольные вопросы и задания м■■> ■■

1. Расскажите о технике плавания способом брасс на спине.

2. Расскажите о технике плавания способом на боку.

3. Расскажите о технике плавания и ныряния в комплекте № 1.

4. Какими факторами определяется эффективность ныряния?

5. Какие способы ныряния используются при плохой видимости под
водой?

6. Какие способы ныряния используются при хорошей видимости
под водой? ■

7. Расскажите о способах погружения в воду.

8. Расскажите о действиях спасателя при захватах тонущего.

9. Расскажите о способах транспортировки уставшего пловца.

10. Расскажите о транспортировке пострадавшего с использова­
нием плавания на спине.

11. Расскажите о транспортировке пострадавшего с использова­
нием плавания на боку.

12 Какие упражнения и в какой последовательности применяют­ся при обучении технике движений ногами в способе брасс на спине?

13. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­
в способе брасс на спине?

14. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­
ся при обучении общему согласованию движений в способе брасс на
спине?

15. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­
ся при обучении технике движений ногами в способе на боку?


16. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­
ся при обучении технике движений руками в согласовании с дыханием
в способе на боку?

17. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­
ся при обучении общему согласованию движений в способе на боку?

18. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­
ся при обучении увеличению задержки дыхания и проходимости ев­
стахиевых труб?

19. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­
ся при обучении погружению в воду?

20. Какие упражнения и в какой последовательности применя­
ются при обучении технике ныряния при плохой видимости под во­
дой?

21. Какие упражнения и в какой последовательности применя­
ются при обучении технике ныряния при хорошей видимости под
водой?

22. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­
ся при обучении способам освобождения от захватов тонущего и
транспортировки в воде?

23. Какие упражнения и в какой последовательности применяют­
ся при обучении плаванию в экстремальных условиях?
:■« <■ 1 <<У

24. Какие игры можно использовать для совершенствования навы­
ков прикладного плавания?

/. Плавание и легководолазная подготовка /Под общ. ред. А.М. Ти­хонова. - Л.: Военный дважды Краснознаменный институт физиче­ской культуры, 1983.

2. Семенов Ю. А. Обучение прикладному плаванию. - М.: Высшая
школа, 1990.

3. Человек и вода: Справочник / Сост. И.Я. Модекин. - Мн.: По­
лымя, 1984.) ■■
.nv.-.- окд!*" . .,4i"."«. < ■ ■ \- ■■"...

........... ,1у) ■■А;... , м 1 .;!"."■ r;""V ■ ■ "-л" "> " -»/Л-"-" " "■■" " р>!■■ 1»

1л." 1 " . "f ■ - " " ,! ■>,! "■"..■ " "■ "■" , " i > 1V J " ■< V -. - 1 ". "■.." >(ч ".ч- ■ -

■>b»:"."- " ..■■ . ..-". -■"."■i" 1


Подать помощь утопающему-ваша пря­мая обязанность. Для того чтобы помощь была действенной, мало уметь плавать, сле­дует еще знать ряд приемов спасания.

ПОДПЛЫВАНИЕ К ТОНУЩЕМУ

Подплывайте к тонущему быстро, рассчи­тывая, однако, свои силы. Утомленный, уста­лый, вы вряд ли сможете принести реальную помощь.


Подплывайте сзади, тем лишая тонущего возможности схватить вас за руки или голо­ву. Не считаться с этим правилом могут только очень хорошие пловцы.

Стремитесь прежде всего под­нять голову пострадавшего над поверхностью воды, облегчая то­нущему дыхание. Получив воз­дух, тонущий перестает делать судорожные движения, только затрудняющие его спасание.


Если тонущий схватил вас за руки, ноги или голову, немедлен­но принимайте меры к своему освобождению.

При захвате одной вашей руки резко поверните свою руку против его большого пальца и рваните к себе.


Если ваша рука окажется схваченной двумя руками тонущего, действуйте так, как здесь показано.


В случае захвата обеих ваших рук поверните их против больших пальцев рук утопающего и одновременно рваните руки на себя.

Перед тем как освобождаться, вдохните воздух и всем корпусом уходите в водe.


Рисунки показывают ос­новные приемы освобожде­ния от захвата за обе руки сзади, за туловище спереди и сзади.


При любых обстоятельствах подталкивайте пострадавше­го вверх.


Если вы устанете и захотите передохнуть, не отплывайте от не­го по поверхно­сти, а уходите, ныряя под водой.

Ваша задача - быстрейшая до­ставка утопавше­го на берег.

ЗАХВАТ И ТРАНСПОРТИРОВКА УТОПАЮЩЕГО

Поверните утопающего к себе спиной, по­ложите ладони на нижнюю челюсть, пальцы- на подбородок тонущего, не закрывая ему рта. Выпрямите руки. Лягте нa спину и, двигаясь брассом, плывите к бли­жайшему берегу. Лицо утопающего все время поддерживайте на поверхности.


Пригодно и другое поло­жение. Поверните постра­давшего слегка на бок. Про­пустите свою руку сверху подмышку верхней руки утопающего. Захватите той же рукой кисть или пред­плечье другой руки утопаю­щего. Повернитесь и сами на бок. Энергично работая рукой и ногами, способом на боку плывите к берегу.

ЧТО ДЕЛАТЬ НА СУШЕ

При потере сознания утопавшим тотчас по прибытии на берег примените искусственное дыхание.

Искусственное дыхание производится сжа­тиями грудной клетки пострадавшего через равные промежутки времени 15-16 раз в минуту.

Сжимаясь и расширяясь, она совершает те же движения, что и при нормальном дыхании.Плавание на 100 метров произвольным сти­лем считается отличным, если дистанция пройдена за время менее 2 минут 10 секунд, и хорошим - при времени в 2 минуты 10 се­кунд- 2 минуты 25 секунд.

Плавание в обмундировании считается от­личным, если вы проплывете 40 метров, и хорошим, если вы проплывете 30 метров.

Ныряние в длину считается отличным при 12 метрах и хорошим - при 10 метрах.

Плавание на дистанцию в 400 метров сдает­ся уже после основательного изучения раз­ных стилей.

К выполнению этих норм, к максималь­ному сокращению времени проплыва любой дистанции вы и должны стремиться.

Каждый урок по плаванию должен быть строго регламентирован, так как нагрузка, испытываемая организмом, без привычки весьма велика. Урок по плаванию продол­жается примерно 45 минут и состоит из упражнений на суше (10 минут), вводе (30 ми­нут) и упражнений для постепенного пони­жения нагрузки после занятий в воде - гим­настики (5 минут).

Для неумеющего плавать лучше всего заниматься в группе. Под руководством инструк­тора вы усвоите на суше работу рук, ног, использовав для этого скамейку, доску.

Постепенно занятия необходимо перенести в воду, на мелкое место, не глубже, чем 1,4 - 1,5 метра. Можно очень рекомендовать изучение работы ног способом кроль и брасс, держась руками у бортика либо сидя на бортике бассейна.

При разучивании плавания стилем кроль, стоя на дне, начинайте с работы одной ру­кой. Позднее перейдете к освоению работы двумя руками. Следующий этап - работа од­ной руки в связи с дыханием и, наконец, работа рук и дыхания.

Очень хорошо, если в вашем распоряже­нии будут подсобные снаряды: круги, пояса и т. д. Они поддержат вас на воде, дадут возможность сосредоточить все ваше внимание на пра­вильной работе рук, ног, дыхательного аппарата.

Все же не увлекайтесь излиш­не подсобными снарядами. Как только вы почувствуе­те себя достаточно уве­ренно, освобождайтесь от поясов, кругов, какими бы хорошими они ни были.

Оказание помощи людям, терпящим бедствие на воде, на прак­тике делят на два вида: оказание помощи уставшему человеку и спасание тонущего. Способы спасание уставшего человека пояснены в таблицы 3.2.-3 и иллюстрации 3.2.-3 (а,б,в), при этом используется техника транспортировки. Различают два вида транспортировки: толкать и тянуть.

Таблица 3.2-3: Способы спасания уставшего человека

Спасатель под­плывает к человеку и успокаивает его; последний кладет руки на плечи спасателя сзади (ил. 32-3, а). Плывя способом брасс на гру­ди, спасатель тянет уставшего человека, который, по возможности, помогает транспортировке, работая ногами.
Если уставший пловец плывет на спине (ил. 32-3, б), спасатель наплывает на него со стороны ног, кладет на свои плечи, свободно выпрямленные руки уставшего, последний широко раздвигает но­ги, чтобы не мешать движению рук и ног спасателя. Плывя брассом на груди, спасатель толкает впереди себя уставшего человека так, чтобы его рот и нос все время находились на поверхности воды.
В том случае, если помощь оказывают два спасателя (ил. 32-3, в), терпящий бедствие человек располагается между ними, положив выпрямленные руки и ноги на плечи спасателям. Оказывающие помощь плывут брассом на груди. Ноги уставшего человека должны быть расслабленными, чтобы не затруднять движений рук заднего спасателя.
а б в

Иллюстрация 32-3(а,б,в): Способ спасания уставшего человека

При спасании тонущего человека используется техника буксировки.

При оказании помощи на воде несколько способов захватов и буксировки пострадавшего. Данные способы пояснены в таблице 32-4 и иллюстрации 3.2-4 (а,б,в,г).

Таблица 3.2-4. Способы захватов и буксировки пострадавшего.

Захват за голову тонущего (ил. 3.2.-4, а) спасатель выполняет вы­тянутыми руками. Он берет голову тонущего человека так, чтобы большие пальцы рук лежали на щеках, а мизинцы - под нижней челюстью пострадавшего, и, плывя на спине, работая одними ногами, буксирует его к берегу, катеру или шлюпке, приподнимая лицо над поверхностью воды.
При захвате под мышки (ил.3.2.-4, б) спасатель крепко подхватывает пострадавшего под мышки и буксирует его, плывя на спине, работая одними ногами.
Захват утопающего под руку (ил. 3.2.-4, в) выполняется при приближении к тонущему сзади. Спасатель, продвигая свою правую руку под правую руку тонущего, берет его за левую руку выше локтевого сустава и прижимает его спиной к себе, а затем буксирует на боку в безопасное место. Плавание на боку дает спасателю лучшую возможность ориентироваться, выбирать направление и буксировать на большие расстояния, так как у него свободны руки и обе ноги.
Захват за волосы или за ворот одежды (ил.3.2.-4, г.) выполняют следующим образом. Спасатель, захватив рукой волосы или воротник одежды тонущего, плывет на боку, работая свободной рукой и ногами.

Буксировать тонущего нужно выпрямленной рукой, поддержи­вая его голову над водой, чтобы" вода не попала в дыхательные пути.

В большинстве случаев утопающий находится в крайне испу­ганном или полушоковом состоянии, в результате чего он судорожно хватается за спасателя. Чтобы освободиться от захватов тону­щего, спасатель прилагает большие усилия, а иногда применяет силу. Чаще всего тонущий хватает спасателя за кисти рук, шею (спе­реди или сзади), под руки и за ноги. Если тонущий захватывает спасателя, последний, ныряя, должен от него освободиться. В том случае, если ныряние успеха не приносит, следует прибегнуть к од­ному из способов освобождения от захвата. Данные способы описаны в таблице 3.2.-5 и иллюстрации 3.2.-5

а б в
г

Иллюстрация 32-4(а,б,в,г): Способы захватов и буксировки пострадавшего

Таблица 3.2.-5.Способы освобождения от захватов.

Освобождение от захвата за кисти рук (ил.3.2.-5, а). Если тону­щий захватил спасателя за кисти рук, то спасатель быстро опреде­ляет, как расположены большие пальцы тонущего. Затем сильным рывком в сторону больших пальцев разводит руки. Одновременно, подтянув ноги и уперевшись ими в грудь тонущего, спасатель от­талкивается от него, затем резким движением разворачивает тонущего к себе спиной и буксирует.
Освобождение от захвата за шею спереди (ил.3.2.-5, б). Если уто­пающий обхватил шею спасателя спереди руками, то спасатель ла­донью одной руки упирается в подбородок утопающего, большим и указательным пальцами той же руки старается закрыть ему нозд­ри. Одновременно другой рукой обхватывает тонущего за поясницу. Затем, нажимая пальцами на нос, сильно прижимает утопающего к себе и резко толкает его в подбородок, изгибая тонущего в пояснице. Освобождение можно усилить ударом колена в низ живота тонущего, но этот прием применяют только в крайних случаях.
Освобождение от захвата за шею сзади (ил.3.2.-5, в). Если тону­щий обхватил спасателя за шею сзади, то спасатель рукой захва­тывает тонущего за кисть левой или правой руки. Ладонью левой руки подпирает его локоть той же руки и, резко приподнимая ло­коть вверх, а кисть выворачивая вниз, выскальзывает из-под рук. Затем, не опуская захваченной руки, продолжает разворачивать то­нущего спиной к себе и переходит к одному из приемов буксировки.
Освобождение от захвата за туловище через руки (ил.3.2.-5, г) происходит так. При захвате тонущим спасателя руками за туло­вище через руки спереди спасатель, сжав кисти руки в кулаки, наносит резкий удар большими пальцами в область ребер тонущего, затем его буксирует.
Освобождение от захвата за ноги (ил.3.2.-5, д) происходит тогда, когда спасатель, одной рукой захватив голову тонущего в области висков, а другой с противоположной стороны за подбородок, энергично поворачивает голову тонущего в сторону и на бок до тех пор пока он не оставит спасателя. Освободившись от захвата ног, не отпуская головы тонущего, спасатель, работая энергично ногами, всплывает с тонущим на поверхность и буксирует его.

Если какой-либо прием освобождения от захватов тонущим не дал положительного результата, то, не теряя времени, прием сле­дует повторить.

а б в
г д

Иллюстрация 32-5(а,б,в,г,д): Способы освобождения от захвата

Освобождение от захватовутопающего

Если тонущий захватывает спасателя, то последний должен, сделав глубокий вдох, погрузиться под воду вмес те с утопающим. Стараясь удержаться на поверхности, утопающий выпускает его. Тем временем спасатель, подп лыв к пострадавшему сзади и применив один из приемов с закреплением рук, начинает буксировку.

Нередко тонущий схватывает лишь одну руку спасат еля. В этом случае можно не освобождаться от захвата, а буксировать пострадавшего, работая одной рукой и ногами. Если же схвачены обе руки , то, подтянув ноги, спасатель должен упереться ими в грудь утопающего и оттолкнуться. В иных случаях достаточно перевернуться на спину и так транспортировать спасаемого.

Очень часто терпящий бедствие на воде хватается за кисти рук спасателя. В таком случае пловец должен сильно сжать свои руки в кулаки и резко повернуть их в сторону больших пальцев тонущего.

При захвате предплечья следует оттолкнуть пострад авшего, упираясь одной ногой в его грудь. Возможен и такой способ освобождения: правой (левой) рукой захв атить правую (левую) руку спасаемого, а ногой упереться в грудь, не отталкиваясь. При этом утопающий повернется и его можно буксировать.

Чтобы освободиться от захвата за шею сзади , спа сателю нужно левой рукой толкнуть правый локоть то нущего снизу вверх и одновременно своей правой рукой схватить кисть его правой руки и тянуть книзу, осторожно поворачивая в локтевом суставе и заводя за спину.

При этом спасатель, опуская голову вниз, высвобождает ее из-под рук тонущего, делает выпад лев ой ногой и, оказавшись за спиной утопающего, поворач ивается лицом к его спине. Затем он снимае т левую руку с локтя спасаемого, быстро переносит ее влево, продевает под левую подмышку утопающего со стороны груди за спину и, захватывая правое его плечо, крепко прижимает к себе.

Если тонущий схватил спасателя за шею спереди , то для освобождения нужно нырнуть и одновременно наж ать коленом утопающему в низ живота или освободить одну руку, применив зажим подбородка и носа или лба и носа, Для этого ладонью свободной руки толкают подбородок вверх, а двумя пальцами той же руки нажимают на нос снизу, закрывая ноздри. В то же время другой рукой прижимают тонущего к себе так, чтобы у него в пояснице образовался изгиб.

Для освобождения от захвата за туловище через руки спасатель, сжав кисти рук в кулаки, наносит резкий удар в область ребер утопающего.

Для освобождения от захвата за туловище под руки применяется такой же прием, как и при освобождении от захвата за шею спереди.

Чтобы освободиться от захвата за ноги , спасатель берет одной рукой голову тонущего в области виска, а друг ой - с противоположной стороны за подбородок и энер гично поворачивает ее в сторону и набок до тех пор, пока пострадавший не ослабит захват.

Если какой-либо из приемов не дает сразу положительного результата, его следует повторить с применени ем большей силы.