Как называлась губерния при петре 1. Губернская реформа Петра I. Материал из Викитаки

Административно-территориальное деление страны на губернии было введено непосредственно после восстаний 1707-1709 гг., когда обнаружилась неспособность старого воеводского управления предупредить волнения на местах. Во главе губерний были поставлены обладавшие большой властью губернаторы, их помощниками были вице-губернаторы. Первыми губернаторами были назначены особо доверенные лица из окружения Петра I (Московской губернии - Т.Н. Стрешнев, Петербургской - А.Д. Меншиков, носивший это звание с 1704 г., Азовской - адмирал Ф.М. Апраксин, Сибирской - М.П. Гагарин). В 1713-1719 гг. губернаторы управляли губерниями совместно с «ландратами», избираемыми (по 8-12 человек в каждой губернии) местным дворянством. В 1719 г. число губерний было увеличено до 11 (учреждены Рижская, Ревельская, Астраханская, Нижегородская губернии и упразднена Смоленская).

Для России с её огромной территорией сетка и принцип административно-территориального деления всегда были важнейшими составляющими государственного устройства. Разделение территории государства на административно-территориальные единицы, их укрупнение или разукрупнение диктовались текущими политическими потребностями государства.

Процесс эволюции административно-территориального деления России начался в XVI в., с образованием единого Русского государства, развитие которого сопровождалось постепенной ликвидацией уделов. В XVII столетии территория России делилась на уезды, во многих случаях примерно соответствовавшие бывшим княжествам.

Указом Петра I от 18 декабря 1708 г. территория России была разделена на 8 крупных губерний: Московскую, Ингерманландскую (с 1710 Санкт-Петербургская), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую. Внутреннее деление губерний менялось: в 1710-1715 гг. они делились на обер-комендантские провинции, в 1715-1719 гг. - на ландратские доли (административно-фискальные единицы). В 1713 г. на вновь присоединённых на северо-западе землях была образована Рижская губерния, одновременно территория Смоленская губернии разделена между Рижской и Московской губерниями. В 1717 г. из южной части Казанской губернии выделили Астраханскую губернию.

По указу от 29 мая 1719 г. была проведена новая реформа губерний. Были упразднены ландратские доли, губернии разделены на провинции, а провинции - на дистрикты. По реформе 1727 г. дистрикты были ликвидированы, вместо них восстановили уезды. Постепенно возникали новые губернии за счет разукрупнения прежних: Нижегородская, Ревельская, Белгородская, Новгородская. Всего после реформы 1727 г. в империи насчитывалось 14 губерний и около 250 уездов.

В первый период правления императрицы Екатерины II (1762-1796) произошли некоторые изменения административно-территориального деления. Они в основном заключались в образовании новых губерний на присоединённых землях. На юге была учреждена Новороссийская губерния (с центром в Кременчуге), а на Левобережной Украине - Малороссийская губерния с делением на 10 полков, подчинённая малороссийскому генерал-губернатору. Из южных частей Белгородской и Воронежской губерний была сформирована новая Слободско-Украинская губерния (с центром в Харькове). После первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. на вновь присоединённых землях были созданы Псковская (центр - г. Опочка) и Могилёвская губернии. За счёт новых земель, приобретённых на юге по Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 г. была образована новая Азовская губерния (в состав которой вошли и земли войска Донского). Тогда же была ликвидирована Запорожская Сечь, а её земли присоединены к Новороссийской губернии. В Сибири была выделена отдельная Иркутская губерния. В итоге, территория империи стала делиться на 23 губернии и 62 провинции.

В результате губернской реформы 1775 г. размеры губерний уменьшились, их число выросло вдвое, были ликвидированы провинции, внутри ряда губерний выделены области, изменены границы уездов. В среднем в губернии теперь проживало 300-400 тысяч человек, в уезде - 20-30 тысяч человек. Процесс реорганизации старых губерний в новые, которые стали называться наместничествами (за исключением Московской, Санкт-Петербургской и Колыванской губерний, а также Таврической области), растянулся на 10 лет (до 1785 г.).

С приобретением Российской империей новых земель на юге и западе образовывались новые наместничества и губернии. После второго раздела Речи Посполитой в 1793 г. появились Минская, Изяславская и Брацлавская губернии. В том же году императрица Екатерина II пожаловала Войску Донскому в вечное владение земли, на которых оно размещалось, эта территория получила название Земля донских казаков. В 1795 г. на присоединённых землях были созданы Вознесенское (юго-запад Новороссии) и Курляндское наместничества, Виленская и Слонимская губернии; Минская и Брацлавская губернии преобразованы в наместничества, Изяславская губерния реорганизована, в результате чего созданы Подольское и Волынское наместничества. К 1796 г. Российская империя делилась на 44 наместничества, 5 губерний, 1 область, отдельной единицей являлась Земля донских казаков.

В правление императора Павла I (1796-1801) произошла новая реформа административно-территориального деления. Всем наместничествам вернули наименование губерний. Многие из них были переименованы и укрупнены. В ходе павловской реформы число высших единиц административно-территориального деления уменьшилось с 51 до 42.

Император Александр I (1801-1825) стал восстанавливать прежнюю сетку губерний. Фактически в ходе реформы Александра I все «укрупнительные» мероприятия Павла I отменены. На протяжении XIX в. образование новых административно-территориальных единиц происходило главным образом на вновь присоединенных территориях (Бессарабия, Финляндия, Польша, Закавказье, Средняя Азия), отчасти - за счет реформирования и разукрупнения уже существующих (в Сибири, Поволжье, на Урале, Дальнем Востоке). В 1861 г. в связи с проведением крестьянской реформы произошли изменения в структуре местного управления, поскольку уезды стали делиться на волости. Территории на окраинах империи обычно назывались областями, а не губерниями. К 1914 г. большинство областей входили в 4 генерал-губернаторства (Иркутское, Приамурское, Степное, Туркестанское) и Кавказское наместничество.

Губернии возглавлялись губернаторами, в ряде случаев - генерал-губернаторами (Азовская - в начале XVIII в., Санкт-Петербургская - в XVIII-XIX вв., Московская - в XVIII – начале ХХ вв.). Губернская администрация состояла из ряда чиновников, подчинявшихся губернатору, среди них - вице-губернатор, в XVIII-XIX вв. - чиновники, непосредственно ведавшие сбором налогов (обер-комиссар), военными делами (обер-комендант), обеспечением провиантом и фуражом расквартированных в губернии войск (обер-провиантмейстер), судебными делами (ландрихт). В 1713 г. для решения вопросов местного управления в губернии и представления интересов уездного дворянства был образован ландратский совет при губернаторе. Он состоял из избиравшихся местным дворянством 8-12 (в зависимости от размеров губернии) ландратов, губернатор в совете имел два голоса. В подчинении ландратов (двое из них постоянно пребывали в губернском городе) находились ландратские канцелярии (расформированы в 1719 г.). В 1715 г. на ландратов также были возложены обязанности по управлению долями. Ландраты в 1719-1720 гг. были переданы в распоряжение Камер-коллегии для назначения на другие места (в прибалтийских губерниях ландратские советы сохранялись до 1786 г.). Тогда же в губерниях был образован ряд местных учреждений: канцелярии - розыскных дел, вальдмейстерских дел, «свидетельства душ», а также рентереи, конторы камерирских дел и рекрутских дел и др. (некоторые из них были ликвидированы в 1726-1727 гг.). С 1728 г. непосредственное управление губерниями осуществлялось губернаторами через губернскую канцелярию, которой подчинялись провинциальные канцелярии, а им, в свою очередь, - уездные канцелярии.

Согласно губернской реформе 1775 г. в губернских городах были созданы губернские правления, приказы общественного призрения, а также казённые палаты (в 1862 г. заведование косвенными налогами от них перешло к акцизным управлениям). Охрану порядка на территории губернии в европейской части Российской империи в 1811-1864 гг. осуществляла внутренняя стража, затем различные соединения местных войск. Для сбора, обработки и публикации статистических данных с 1834-1835 гг. в губерниях создавались губернские статистические комитеты. С 1837 г. в ряде губерний выходили газеты «Губернские ведомости». В 1864 г. в 34 губерниях Европейской России (к 1916 - в 43 губерниях) в соответствии с земской реформой были образованы выборные органы местного всесословного самоуправления - губернские и уездные земства, в их ведении находились вопросы местного хозяйства, здравоохранения, образования, статистики и др. В 1860-х гг. при губернаторе начали создаваться губернские присутствия, большинство из которых являлись местными учреждениями МВД и Министерства финансов. Местными органами Министерства государственных имуществ (с 1894 г. - Министерство земледелия и государственных имуществ) были действовавшие в пределах нескольких губерний палаты (с 1866 г. - управления) государственных имуществ. Для проведения столыпинской аграрной реформы в 1906 г. сначала в ряде губерний, а с 1911 г. повсеместно действовали землеустроительные комиссии - местные органы Главного управления землеустройства и земледелия (с 1915 г. - Министерства земледелия).

После Февральской революции 1917 г. Временное правительство оказалось перед необходимостью внесения определённых изменений в административно-территориальное деление, поскольку ещё с конца XIX в. существовали проекты его разукрупнения, а также устройства новых губерний в районах, где быстро росла промышленность. В 1914-1917 гг. в прессе активно обсуждался вопрос о необходимости организации новых губерний в центральной части страны и в Сибири. Временное правительство сделало первые шаги в этом направлении, но они были прерваны Октябрьской революцией 1917 г. и началом Гражданской войны. В первые годы существования Советского государства губернии сохранялись, ими стали управлять губернские исполнительные комитеты, выбиравшиеся на губернских съездах советов. В ходе первой советской реформы административно-территориального деления (1923-1929 гг.) губернии были ликвидированы, их заменили области и края.

от лат. gubernius - правитель) - высшая единица адм. деления и местного устройства в России, оформившаяся в 18 в. при Петре I в процессе организации абсолютистского гос-ва. Указом 1708 страна была разделена на 8 Г.: Петербургская (до 1710 - Ингерманландская), Московская, Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская, Сибирская. В 1713-14 установлены Нижегородская, Астраханская, Рижская Г., а Смоленская разделена между Московской и Рижской. В 1725 было 14 Г. Организация губ. управления оформилась в 1713-19. Г. были разделены сначала на доли, с 1719 - на 47 провинций, последние на дистрикты. Во главе Г. стоял губернатор, провинции - воевода, дистрикта - земский комиссар. Под рук. губернатора создавался разветвленный адм.-бюрократич. аппарат. Последоват. реализация Системы местного управления в соответствии с программой петровской реформы связана с "Учреждением для управления губерний Всеросс. империи" 1775 (завершена в 1780). Дополнит. толчком явилась необходимость укрепления центр. власти на местах после крест. войны под предводительством Е. И. Пугачева. Вместо 20 Г. к нач. царствования Екатерины II учреждено 40 Г. с населением в 300-400 тыс. ревизских душ в каждой Г. (к концу царствования за счет присоедин. терр. - 51 Г.); Г. объединялись в наместничества (б. ч. по 2-3 Г.), делились на округа или уезды с 20-30 тыс. душ (по 12-15 на одну Г., всего ок. 500 уездов). Наместники и губернаторы были подведомственны сенату и прокурорскому надзору, возглавляемому ген.-прокурором. Во главе уезда стоял капитан-исправник, к-рый выбирался 1 раз в 3 года уездным дворянским собранием. Ближайшим пом. губернатора являлся вице-губернатор, назначаемый сенатом. Исполнит. власть сосредоточивалась в губ. правлении и нижнем земском суде, финансовая - в губ. и уездном казначействе, суд. власть (с дополнит. разделением по сословному признаку): для дворянства - в верхнем и уездном земском суде, для купечества - в губ. и гор. магистратах, для гос. крестьян - в верх. и ниж. расправах. "Учреждение" создало сложную бюрократич. систему губ. администрации, в к-рой ведущая роль отводилась дворянству; эта система подкреплялась организацией сословного дворянского самоуправления. Нек-рые должности, занимаемые дворянами, были выборными. "Учреждение" заложило основы всего последующего устройства местного управления империи. В 19 в. происходит размежевание адм.-терр. орг-ций на 2 группы: общегуб. организация сохраняется на осн. терр. Европ. России (в 60-е гг. - 51 Г.); на нац. окраинах (кроме Остзейского края - 3 Г.) создается система ген.-губернаторств: Царство Польское (10 Г.), вел. кн-во Финляндское (7 Г.), Бессарабская обл. (до 1873), Кавк. край (6 Г., в конце века 11), Сибирь (4 Г., в конце века 9), в 60-80-е гг. Туркестанское ген.-губернаторство с вассальными Бухарским и Хивинским ханствами и Степное ген.-губернаторство с Казахстаном (9 Г.). Всего в кон. 19 в. насчитывалось 97 Г., в нач. 20 в. - 101 Г. Происходит дальнейшая централизация и бюрократизация местного управления с его многосторонним подчинением органам центр. власти, начиная с учреждения министерств (1802-11), и ведомств. подчинением Г. мин-ву внутр. дел. Одновременно происходит упрощение местного аппарата с усилением прямого подчинения лично губернатору. С другой стороны, отд. отрасли управления выделяются и получают особую организацию с прямым подчинением соответств. ведомствам. Самостоят. аппарат гос. подчинения и опеки создается для гос. крестьян в органах мин-ва гос. иму-ществ, палат гос. имуществ и округов. Ограничивается самостоятельность сословно-представит. выборных дворянских орг-ций и усиливаются контролирующие функции губ. бюрократии в отношении их. Реформы 60-70-х гг., особенно земская, городская и судебная, вводили бурж. начало выборного всесословного представительства в организацию местного управления и суда. Выборные органы земского самоуправления (в 34 Г.) (см. Земство) заведовали местным х-вом; в городах - гор. думы и управы. Земская (1890) и городская (1892) контрреформы усилили сословно-дворянское представительство в местном самоуправлении и подчинение его администрации. Введение института земских начальников (1889) как носителей дворянско-помещичьего права (назначались из дворян) с их адм., суд. и финанс. функциями сводило на нет крест. самоуправление. Аппарат губ. управления слагался в пореформ. России из губ. правления, ряда присутствий по отд. отраслям управления (по земским и гор. делам, суд.-адм., воен.-адм., финансовым и др.) и отд. отраслевых учреждений - казенные палаты, губ. статистич. к-ты. Нар. образование, здравоохранение входили в систему непосредств. центр. подчинения. Губ. аппарат местного управления оставался в силе до 20 в. Столыпинская реакция восстановила чрезвычайные методы управления. Усилилась роль полицейских органов (охранка) и сословно-дворянских орг-ций (совет объедин. дворянства). Врем. пр-во сохранило всю систему губ. учреждений; только губернаторы были заменены губ. комиссарами (соответственно уездные комиссары), однако с преобладанием дворянско-помещичьего состава. Параллельно складывалась система Советов. Окт. революция, сохранив первоначально губ. деление, ликвидировала весь старый губ. аппарат и установила новые органы Сов. власти во главе с губ. исполнит. к-том, выбиравшимся на губ. съезде Советов. Губ.-терр. деление ликвидировано в 1924-1929 в связи с районированием СССР и заменено делением на области и края, а позднее на округа. Лит.: Блинов И., Губернаторы, СПБ, 1905; Градовский А., Начала рус. гос. права, т. 3. - Органы местного управления, СПБ, 1883; Готье Ю. В., История обл. управления в России от Петра I до Екатерины II, т. 1-2, М.-Л., 1913-41; Ерошкин Н. П., Очерки истории гос. учреждений дореволюц. России, М., 1960, гл. 4-10; Нелидов А. A., История гос. учреждений СССР. 1917-1936 гг., М., 1962. Н. Л. Рубинштейн. Москва.

Именной, данный Сенату

Повелеваем отныне впредь состоять нижеписанным Губерниям: Московской, С. Петербургской, Новгородской, Тверской, Псковской, Смоленской, Тульской, Калужской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Нижегородской, Вологодской, Архангельской, Вятской, Казанской, Пермской, Тобольской, Иркутской, Оренбургской, что до сего была Уфимская, Симбирской, Пензенской, Астраханской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Курской, Орловской, Слободско-Украинской, вместо бывшей Харьковской, и Новороссийской вместо Екатеринославской; да на особых по правам и привилегиям их основаниях Малороссийской, Лифляндской, Эстляндской, Выборгской, Курляндской, Литовской, Минской, Белорусской, Волынской, Подольской и Киевской. Вследствие чего 1. бывшую Олонецкую Губернию, сходственно местному положению, разделить между Новгородскою и Архангельскою, так, чтобы ближние к Северу части приписаны были к Губернии Архангельской, а прочие к Новгородской, предоставя то на соглашение управляющих сими последними. 2. Слободско-Украинскую Губернию восстановить в те точно границы, в каковых она в 1765 году устроена была, приписав к ней отшедшие и отчисля к другим приписанные к ней после того места. 3. Колыванскую Губернию, упраздня окружность ее, приписать к тем, к которым оная до 1779 года принадлежала. 4. Вознесенскую Губернию и Таврическую Область равным образом уничтожить, а Новороссийскую Губернию составить из всего того, что за возвращением к Малой России отделенных уездов, и от бывшей Вознесенской приписанных к ней из приобретенных от Польши земель, також возвращаемых ныне к Слободско-Украинской Губернии останется, присоединяя тут и Область Таврическую, разделяемую просто на уезды, сообразно количеству жителей и обширности местной. 5. Саратовской Губернии не быть, а места, в ней заключавшиеся, присоединить по способности к Губерниям Пензенской и Астраханской. 6. Из бывшей Польской Украины, Волынии и Подолии, к Империи Нашей присоединенных, за отделением достаточного количества душ и окружности для составления Киевской Губернии, составить две Губернии: Подольскую и Волынскую. 7. Из Полоцкой и Могилевской соединить в одну Белорусскую Губернию, назначая Губернскому городу быть по удобности в Витебске. 8. Из определенных прежде в Вильне и Слониме Губерний составить одну Литовскую в первом из помянутых городов, предоставляя вообще о границах между всеми смежными Губерниями вновь соединяемыми на соглашение управляющих ими, о чем и должны они Сенату представить для донесения Нам. Впрочем не умедлим Мы все помянутые Губернии снабдить штатами, каковые Мы с пользой казенной и с успешным дел производством сообразными за благо признаем.

Законодательство императора Павла I. — М., 2008. – С.3–4.

Законодательство о правовом статусе населения

ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА НА ПРАВА, ВОЛЬНОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА БЛАГОРОДНОМУ РОССИЙСКОМУ ДВОРЯНСТВУ (1785 г., апреля 24)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Губерния - это высшая территориальная и административная единица деления Российского государства, которая оформилась в 18 веке в результате реформ Петра I по формированию абсолютистского государства.

Указ от 1708 года гласил, что империя российская разделяется на 8 губерний.
Во главе губернии стоял губернатор или генерал-губернатор, которого назначал сам государь.

Для создания такого административного деления были как экономические, так и военно-политические предпосылки, кроме того большое значение имел природно-географический фактор.

Огромные территории нуждались в разумном управлении.
Губерния состояла из административного центра, которым был губернский город и приписанные к нему города. Каждый приписанный город имел собственный уезд.
Несколько позже, после второй административной реформы. Число губерний увеличилось до 11, а впоследствии они были разделены на 50 провинций, которые стали основной единицей губернии.
Уезды объединялись и образовывали провинции, а провинции образовывали губернии.
В 1727 году территориальное деление России было представлено следующим образом: 250 уездов образовывали 47 провинций, которые, в свою очередь составляли 14 губерний.

Губернатор оставался единственным наместником царя в губернии, а в провинциях и уездах таким органом был воевода.
Уездный воевода был в прямом подчинении провинциального воеводы, который в свою очередь подчинялся губернатору.

Когда были образованы в России губернии, сколько их было и как они назывались?

Губернатор во всех своих действиях руководствовался указаниями центральных учреждений или, непосредственно личными указаниями государя.
Губернатор, как и воеводы, организовывали свою деятельность через канцелярию, имеющуюся в каждом уезде, провинции и губернии.

В 1763 году к каждому губернатору были приписаны воинские команды, которые должны были обеспечивать беспрекословное подчинение его распоряжений. Также под власть губернаторов и воевод вернули полицмейстеров и фискальные органы.
В дальнейшем продолжалось дальнейшее реформирование губернии как территориальной административной единицы.
Губернаторов стал назначать Сенат, конечно с согласия императора.

В результате была образована сложная бюрократическая система губернского управления, ведущая роль в которой принадлежала дворянству.
Губернский аппарат управления и территориальное деление сохранялись до 20 века и были упразднены уже после установления Советской власти.

Из этой статьи каждому станет понятно, что такое губерния.

Статьи по теме:

Материал из Викитаки

Перейти к: навигация, поиск

Коллежский комиссар , комиссар при коллегии - статский классный чин в Российской империи.

Относился к XIV классу Табели о рангах, по статусу приравнивался к коллежскому регистратору, то есть был ниже провинциального секретаря, титуловался «ваше благородие».

В период бытования этого чина по нему жаловалось личное дворянство.

Название чина происходило от должности уполномоченного представителя, чиновника особых поручений в петровских коллегиях, члена какой-либо комиссии или чиновника профильной (по направлениям работы) канцелярии, созданной при коллегии на постоянной либо временной основе. Первоначально чин отсутствовал в Генеральном регламенте от 28 февраля1720 года, поскольку предполагалось, что чиновники коллегий будут решать строго очерченный круг задач, однако к 1722 году стало уже очевидно, что, как обычно в России, возникает масса совершенно неожиданных и не предусмотренных никем вопросов (в том числе мелких и мельчайших), зачастую к тому же требующих выезда в командировку на место, на решение которых невозможно постоянно отвлекать штатных чиновников канцелярии.

Кроме того, появился ряд задач на местах, требующих постоянного присутствия представителя коллегии. Этим всем и занялись коллежские комиссары , они, например, выполняли функции управляющих на казённых заводах и землях, контролировали заготовки для казённых надобностей и пр..

Позднее чин стали присваивать также владельцам частных производств, заготовительных контор, поместий, выполнявших поставки в государственных интересах.

Во главе комиссии, профильной канцелярии при коллегии стоял обычно коллежский обер-комиссар, которому подчинялись комиссары по соответствующей линии работы. Соответственно обер-комиссаров в коллегии могло быть несколько.

Чин достаточно быстро вышел из употребления, а соответствующие обязанности стали исполнять обладатели универсальных чинов, как правило более высоких классов, однако в 1770-х годах отдельные коллежские комиссары ещё встречались.

Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет

Особняком стояли комиссары при пороховых и селитренных заводах военного и морского ведомства (при том, что в соответствующих коллегиях были и обычные коллежские комиссары) — у них это был не статский чин, а воинское звание, причем отнесённое к IX классу, со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями: по нему жаловалось потомственное дворянство, комиссар мог выслужиться в майоры или капитаны от артиллерии.

Так же, как и статский чин, это звание быстро вышло из употребления.

См. также

Литература

Статья составлена по материалам книги П.М.Корявцева «Большая Абевега чинов и званий»

12Следующая ⇒

Пётр I

Пётр I Алексе́евич , прозванный Вели́кий (30 мая 1672 год - 28 января 1725 год) - последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы.

По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора.

В исторической науке и в общественном мнении с конца XVIII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России.

В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке.

Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков и другие, высказывали резко критические оценки

Реформы Петра I

Больше всего Петра I занимала мысль о флоте и возможность торговых связей с Европой.

Для претворения своих идей в жизнь он снарядил Великое посольство и посетил ряд европейских стран, где увидел, насколько Россия отстала в своем развитии.

Это событие в жизни молодого царя положило начало его преобразовательской деятельности. Первые реформы Петра I были направлены на изменение внешних признаков русской жизни: он приказал сбривать бороды и велел одеваться в европейские одежды, внес музыку, табак, балы и другие новшества в жизнь московского общества, чем поверг его в шок.

Внешняя политика Петра I

Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709г.

30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Россия сохранила завоеванные земли Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Выход к Балтийскому морю был обеспечен.

наградили царя титулом Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского.

В 1723 г. после полутора месяцев военных действий с Персией Петр I заполучил западный берег Каспийского моря.

Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России.

Очень много сделано великим царем, вот лишь основные реформы Петра I.

Реформа государственного управления Петра I

Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. — Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган. С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату.

В системе управления также действовала Тайная полиция – Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

Административные реформы Петра I

Областная (губернская) реформа Петра I

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г.

8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11.

1796, Декабря 12 - О новом разделении Государства на Губернии

Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.

Городская реформа (1699-1720 гг.)

Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.).

Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.

Сословные реформы

Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.

Дворянство.

  1. Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.
  2. Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.
  3. Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.
  4. Табель о рангах (1722 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор — каждый из которых был разделен на 14 рангов.

    Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

Крестьянство

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Среди свободных крестьян были:

  • государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е.

    по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);

  • дворцовые, принадлежавшие лично царю;
  • посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

Городское сословие

Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия — наиболее богатые, 2-я гильдия — мелкие торговцы и зажиточные ремесленники.

Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

Судебная реформа Петра I

Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия.

В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами. Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад.

С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

Церковная реформа Петра I

Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну.

Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод.

12Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

ГУБЕРНИЯ, в Российской империи (в СССР до 1929) основная административно-территориальная единица; в разное время губернии существовали наряду с областями и краями. Первые губернии созданы в соответствии с указом царя Петра I от 18(29).12.1708: Азовская, Архангелогородская, Ингерманландская (с 1710 Санкт-Петербургская), Казанская, Киевская, Московская, Сибирская и Смоленская. Их образование и формирование штата управления губерниями завершено к 1710 году.

В губерниях сохранялось уездное деление [существовало с конца 15 века; закреплено царским указом от 17(28).12.1707], вместе с тем в 1710-19 в административно-фискальном отношении губернии делились на доли (5536 дворов в каждой). Число губерний постоянно увеличивалось: 23 к 1775, 41 к 1800, 78 к 1914 году (смотри очерк «Административно-территориальное деление» в томе «Россия», раздел Приложения). В ходе проведения реформы местного управления 1719 губернии были разделены на провинции (возглавлялись воеводами), а провинции — на уезды (с 1710 года возглавлялись комендантами).

Согласно губернской реформе 1775, две-три губернии были объединены в генерал-губернаторства, большинство губерний стало называться наместничествами (наименование «губерния» возвращено в результате реформ императора Павла I в 1796), деление губерний и наместничеств на провинции было ликвидировано (уездное деление сохранилось).

Реклама

Губернии возглавлялись губернаторами, в ряде случаев — генерал-губернаторами (Азовская губерния — в начале 18 века, Санкт-Петербургская — в 18-19 веках, Московская — в 18 — начале 20 века).

Губернская администрация состояла из ряда чиновников, подчинявшихся губернатору, среди них — вице-губернатор, в 18-19 веках — чиновники, непосредственно ведавшие сбором налогов (обер-комиссар), военными делами (обер-комендант), обеспечением провиантом и фуражом расквартированных в губернии войск (обер-провиантмейстер), судебными делами (ландрихт). В 1713 году для решения вопросов местного управления в губерниях и представления интересов уездного дворянства был образован ландратский совет при губернаторе.

Он состоял из избиравшихся местным дворянством 8-12 (в зависимости от размеров губернии) ландратов, губернатор в совете имел два голоса. В подчинении ландратов (двое из них постоянно пребывали в губернском городе) находились ландратские канцелярии (расформированы в 1719).

В 1715 на ландратов также были возложены обязанности по управлению долями. Ландраты в 1719-20 были переданы в распоряжение Камер-коллегии для назначения на другие места (в прибалтийских губерниях ландратские советы сохранялись до 1786). Тогда же в губерниях был образован ряд местных учреждений: канцелярии — розыскных дел, вальдмейстерских дел, «свидетельства душ», а также рентереи, конторы камерирских дел и рекрутских дел и др.

(некоторые из них были ликвидированы в 1726-27). С 1728 года непосредственное управление губерниями осуществлялось губернаторами через губернскую канцелярию, которой подчинялись провинциальные канцелярии, а им, в свою очередь, — уездные канцелярии. Согласно губернской реформе 1775 года в губернских городах созданы губернские правления, приказы общественного призрения, а также казённые палаты (в 1862 году заведование косвенными налогами от них перешло к акцизным управлениям).

Охрану порядка на территории губернии в европейской части Российской империи в 1811-64 годах осуществляла внутренняя стража, затем различные соединения местных войск. Для сбора, обработки и публикации статистических данных с 1834/35 в губерниях создавались губернские статистические комитеты. С 1837 года в ряде губерний выходили газеты Губернские ведомости. В 1864 году в 34 губерниях Европейской России (к 1916 — в 43 губерниях) в соответствии с земской реформой образованы выборные органы местного всесословного самоуправления — губернские и уездные земства, в их ведении находились вопросы местного хозяйства, здравоохранения, образования, статистики и др.

В 1860-х годах при губернаторе начали создаваться губернские присутствия, большинство из которых являлись местными учреждениями МВД и Министерства финансов. Местными органами Министерства государственных имуществ (с 1894 года Министерство земледелия и государственных имуществ) были действовавшие в пределах нескольких губерний палаты (1838-66, затем — управления) государственных имуществ, Государственного контроля — контрольные палаты (учреждены в 1865-68).

Для проведения столыпинской аграрной реформы в 1906 году в ряде губерний (в 1911 повсеместно) созданы землеустроительные комиссии — местные органы Главного управления землеустройства и земледелия (с 1915 Министерства земледелия). После Октябрьской революции 1917 губерниями стали управлять губернские исполнительные комитеты, выбиравшиеся на губернских съездах советов.

В ходе первой советской реформы административно-территориального деления (1923-29) губернии были ликвидированы, их заменили области и края.

Лит.: Градовский А.

Д. Начала русского государственного права. СПб., 1883. Т.

О НОВОМ РАЗДЕЛЕНИИ ГОСУДАРСТВА НА ГУБЕРНИИ

3; Богословский М. М. Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719-1727 годы М., 1902; Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.

Б. Каменский, С. Г. Ланина.

Губернская реформа Петра I

На первом этапе произошли незначительные изменения в системе местного управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воевод было изъято посадское население; 1702-1705гг. — местные дворяне привлечены к воеводскому управлению.

Это была первая губернская реформа, которая совершенно изменила систему местного управления. В окончательном виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй областной реформы. Основная цель этой реформы — обеспечение армии всем необходимым: с полками армии, распределенными по губерниям, устанавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров.

Согласно этому указу вся территория страны была разделена на восемь губерний:

Вначале было образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии.В 1711 г. губерний стало 9, а в 1714 г. - 11 (Астраханская, Нижегородская, Рижская).

Административно-территориальное деление Российской империи

Это была первая административная реформа Петра.

Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть.

К функциям губернатора присоединялись и другие обязанности - организация и деятельность суда и полиции. Губернская реформа укрепила власть помещиков на местах.

Петр сделал попытку ввести в строй губернского управления коллегиальное и избирательное начала. При губернаторе был образован совет «ландратов» (8-12 советников), который должен был избираться местным дворянством.

Однако жизнь обратила названное начинание Петра в нечто прямо противоположное тому, о чем мечтал реформатор. Ландраты не избирались, а назначались из дворянства Сенатом или губернатором (последний подбирал нужных себе людей).

Окружение губернатора ландратским советом не создавало никакого выигрыша для русского провинциального самоуправления. Ландраты не просуществовали и пяти лет, были ликвидированы. Губерния не стала самоуправляющимся общественным союзом.

Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян (Меншиков, Апраксин, Стрешнев и т.д.). У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления:

  • обер-комендант — военное управление;
  • обер-комиссар и обер-провиантмейстер — губернские и другие сборы;
  • ландрихтер — губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела;
  • обер-инспектор — сборы налогов с городов и уездов.

Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места. При огромных расстояниях в нашей стране и средствах сообщения того времени невозможно было оперативно управлять столь огромной территорией непосредственно из центра, как это пытались делать в предшествующий период. Необходима была разумная децентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась.

Назначая губернаторами крупных государственных деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди на месте от имени царя могли оперативно принимать решения. Однако этот шаг имел и отрицательные последствия — эти люди по большей части были обременены многочисленными обязанностями (например, Меншиков и Апраксин — президенты «первейших» коллегий, сенаторы) и практически не могли непрерывно находиться в своих губерниях, а правившие вместо них вице-губернаторы не имели таких полномочий и доверия царя.

Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны.

В 1718 г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719 г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны.

Провинция становится основной единицей областного управления.

В соответствии со второй реформой местного управления 11 губерний делились на 45 провинций, во главе которых были поставлены воеводы.

Провинции делились на округа - дистрикты, куда камер-коллегия назначала таких руководителей, как земские комиссары. С 1724 г. с населения начинается взимание нового налога - подушной подати. Для сбора подушного налога учреждается институт выборных на 1 год местным дворянским обществом новых земских комиссаров.

Это была вторая, после ландратов, попытка петровского законодательства повысить в местном управлении самодеятельность дворянства.

Однако и институт выборных комиссаров просуществовал недолго, он столкнулся с ярко выраженным абсентеизмом местных дворян (их многие съезды не могли состояться из-за неявки дворян). Земский комиссар, передававший подушный сбор полковнику, попал в полную зависимость от последнего.

Господство в губернии гражданской бюрократии (губернатор, воевода, земский комиссар) осложнилось еще господством военного полкового начальства. Под двойным давлением того и другого быстро замирали зародыши самоуправления. Под тяжестью фискальных обязанностей пребывала и сельская поземельная община - субъект самоуправления на селе (сбор податей, поставка рекрутов).

В вотчинах, где управление основывалось на мирском (общинном) представительстве (сход крестьян, который избирал сельского старосту и его заместителей - лесных, земельных, сенокосных и т.п.).

Наиболее четко проявился общественный дуализм общины как орудия вотчинного управления, с одной стороны, а с другой - как орудия защиты и сохранения интересов крестьян перед феодалом и царской администрацией.

Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722 г.

осуществляли судебные функции. Воеводы и администрация провинций назначались Сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев.

Во главе провинции обычно стоял воевода, в уезде финансовое и полицейское управление возлагалось на земских комиссаров, частично избираемых уездными дворянами, частично назначаемых сверху.

Указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы местного управления.

Губернское управление осуществлялось губернаторами и вице-губернаторами, выполнявшими в основном военные и финансовые функции управления. Однако это деление оказалось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике управление губерниями, особенно при существовавших тогда коммуникациях.

Поэтому в каждой губернии были крупные города, в которых управление осуществляла прежняя городская администрация.

Провинции в свою очередь были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами.

Таким образом, на местах была создана трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт.

Постепенно количество губерний росло как за счет присоединения к России новых земель, так и за счет разукрупнения чрезмерно больших губерний. В результате к моменту проведения новой губернской реформы Екатериной II к 1775 г. в империи насчитывалось уже 23 губернии, а к концу века их число достигло полусотни. Рост числа губерний, и, следовательно, уменьшение их территорий привели к упразднению в принципе провинций, созданных в начале века, ставших излишним промежуточным звеном.

Правда, в некоторых губерниях провинции сохранились.

ГУБЕРНИЯ

основная административно-территориальная единица в царской России и в первые годы советской власти. Разделение страны на Г. было проведено в 1708 г. по указу Петра I (первоначально их было создано всего 8). Г. делились на уезды (в 1715-1775 гг. - также на провинции). Во главе Г. стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. Деление на Г. и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. К 1917 г.было 78 Г., 25 из них отошли к Польше, Финляндии. Прибалтийским государствам. В 1924-1929 гг. Г. в СССР были ликвидированы, вместо них. образованы края и области.

Лит.: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 2-е изд. М., 1968.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ГУБЕРНИЯ" в других словарях:

    - (ново лат. gubernium, от gubernare управлять). 1) в России административное подразделение, часть империи, вверенная управлению губернатора. 2) в Австрии центральное провинциальное управление. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. место съездить Харьковской губернии в город Мордасов... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. губерния место Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    ГУБЕРНИЯ, губернии, жен. (ист.). Основная административная территориальная единица в России и в СССР до районирования. || Губернский город (прост. устар.). ❖ Пошла писать губерния (разг. шутл.) 1) пришел в действие весь бюрократический аппарат;… … Толковый словарь Ушакова

    ГУБЕРНИЯ, и, жен. В России с начала 18 в. и до 1929 г. (сейчас в Финляндии): основная административно территориальная единица. Московская г. Костромская г. Пошла писать губерния (устар. разг. и шутл.) о начале долгого и непростого дела, каких н … Толковый словарь Ожегова

    Жен. род области или большого округа России, разделенного на уезды, под управлением губернатора. В просторечии, губерния также губернский город, главный город в губернии. Губернский, до губернии относящийся, к ней принадлежащий; места и должности … Толковый словарь Даля

    Основная административно территориальная единица в России с 1708 г. Делилась на уезды. Некоторые Г. объединялись в генерал губернаторства. К 1917 г. было 78 Г., 25 из них отошли к Польше, Финляндии, прибалтийским государствам. В 1923 1929 гг.… … Юридический словарь

    Основная административно территориальная единица в России с 1708. Делилась на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал губернаторства. К 1917 было 78 губерний, 25 из них отошли к Польше, Финляндии, Прибалтийским государствам. В 1923 29… … Большой Энциклопедический словарь

    ГУБЕРНИЯ, основная административно территориальная единица в России в 18 начале 20 вв. Первые 8 губерний созданы Петром I в 1708: Санкт Петербургская (до 1710 Ин германландская), Московская, Ар хангелогородская (Архангельская), Смоленская,… … Русская история

    Губерния - (от лат. gubernius правитель; англ. province) в России с начала XVIII в. основная административно территориальная единица, существовавшая до районирования (1924 1929 гг.). Указом Петра I в 1708 г. страна была разделена на 8 Г. Организация… … Энциклопедия права

    ГУБЕРНИЯ - основная административно территориальная единица в России с 1708 г. Делилась на уезды. Некоторые Г. объединялись в генерал губернаторства. К 1917 г. существовало 78 Г., 25 из них отошли к Польше, Финляндии и прибалтийским государствам. В 1923… … Юридическая энциклопедия

    Деление Российской империи на губернии в 1914 году Губерния высшая единица … Википедия

Книги

  • Губерния, её земские и правительственные учреждения. Часть 1 , А В Лохвицкий. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…