История возникновения футуризма. Что такое футуризм в литературе Серебряного века? Представители футуризма

Поэтическое течение – футуризм, возникло в 1910г, начале 1920г. Данное обозначение переводиться с латинского, как «будущее». Стоит отметить, что данное течение возникло в Италии, а уже позже добралось до России. Футуризмом обозначили общее название художественных авангардистских движений. Новое, западное течение, прочно обосновалось в отечественной поэзии.

Как уже отметилось, что родиной течения была Италия, а главенствующим идеологом не только итальянского, но и мирового футуризма был общеизвестный литератор Филиппо Томмазо Маринетти. Его первая статья о продвижении течения, была опубликована 20 февраля 1909 года в известной газете Парижа – «Фигаро». В обращении было заявлено об антиэстетической, антифилосовской и антикультурной направленности.

Как известно, практически каждое новое течение модернистов в любом виде искусства, утверждалось с помощью отказа от предыдущих традиций и норм. Но именно футуризм отличался достаточно жесткой экстремистской направленностью. Западное течение ставило целью построение нового вида искусства, под названием «искусство будущего». Оно отказывалось от всего предыдущего художественного опыта. Основатель течения Маринетти объявил самую важную задачу для последователей – плевать на алтарь искусства ежедневно.

Все последователи культурного течения предлагали уничтожение форм и условностей всего искусства, которое дошло до их годов, для того чтоб быстрей произошло слияние с ускоренным процессом жизни в 20веке. Каждого, кто поддался течению, можно было охарактеризовать, как людей, которые преклоняются перед движением, силой, скоростью и действием. Желание поднять себя на вершину пьедестала и отстранить слабых, было главной задачей всех футуристов.

До сих пор, многие считают что направление, было достаточно похожим во многих планах на революционное направление прошлых лет. Его видели в идеологии похожим на движения фашистов, коммунистов, анархистов, левых и правых радикалов. Каждое слово, которое употреблялось в произведениях написанных футуристами, полностью освобождалось от жестких рамок. Было принято не использовать логическую связь, линейное письмо, а взамен превращать каждое слово в визуальный знак.

Главной задачей футуристов было написание манифестов и их провозглашений. Каждый мог подняться на сцену и всеми мыслимыми и не мыслимыми способами призывать окружающих к насилию и мятежу. Для этого использовались провокации и оскорбления окружающих. После написания, кем либо, очередного манифеста, происходило собрание, на котором их зачитывали, а уж после этого текст публиковали в газетах. Практически, каждый сбор футуристов заканчивался спорами с окружающими людьми и очень не редко драками. Вот именно так все течение получило известность, хотя и довольно скандальную.

Футуристы серебряного века старались поражать воображение публики. Хоть они были радикалами, но прекрасно умели зарабатывать большое количество денег. Они занимались выставками, спектаклями, устраивали поэтические чтения и доклады. Стоит отметить, что многие из них продавали картины. Каждое из созданных мероприятий было платным, за вход желающие платили не малые деньги, практически четверть стандартной в то время, месячной зарплаты. Каждая выставка, была золотой жилой для футуристов.

В основе всего отечественного футуризма было поэтическое течение, которое предлагало реформу слова, культуру и поэзию. Во всех показательных выступлениях находилось больше эстетики и эмоций, чем все же призыва к революции. В системе же лежал сам авангард, который не дал выделиться течению в целостную художественную систему. Вся поэзия, которая принадлежала последователям течения, была крепко связана с авангардизмом в живописи. Стоит заметить, что практически каждый поэт был замечательным художником. Самыми известными стали: Маяковский, Каменский, Хлебников, Гуро и братья Бурлюки.

Главенствующие признаки футуризма

Анархичность, бунтарство, выражение массового настроения.
Отказ от культурного наследия и стремление создать искусство будущего.
Отрицание стандартных норм стихов, речей, лозунгов, плакатов.
Пафос.
Поиски раскрепощения слова и желание создать непривычный язык.
Культ техники.

Самыми известными футуристами «серебряного века», чье творчество перешло в общественное достояние: Аксенов И.А., Божидар, Бурлюк Н.Д., Гуро Е.Г., Игнатьев И.В., Кокорин П.М., Маяковский В.В., Марр Ю.Н., Олимпов К.К., Розанова О.В., Фиолетов А., Хлебников В.

Футуризм не был цельным направлением, а состоял из четырех основных групп:
1. Эгофутуристы
2. Кубофутуристы
3. «Центрифуга»
4. «Мезонин поэзии»

Выступление на публику у каждого футуриста было свое. Одни читали стихи под удары гонга, другие вызывающе одевались. Чтоб подчеркнуть все вышесказанное, отмечается, что самым важным для каждого футуриста было привлечение общественного внимания. Большее количество произведений поэтов, которые состояли в течении, можно найти и в наши дни.

Футуризм – одно из направлений российского искусства, в частности – поэзии, эпохи модернизма.

При этом сам термин «футуризм» и первые образцы этого направления зародились в Италии.

Слово придумал итальянский поэт Филиппо Маринетти, написавший в 1911 году и первую футуристическую поэму «Красный сахар».

Маринетти опубликовал и «Манифест футуристов», в котором он, между прочим, сетует на то, что время быстро летит и нынешнее поколение деятелей, самым старым из которых исполнилось тридцать, может не успеть «выполнить свою задачу» до прихода следующего поколения.

Последователями Маринетти в Италии были такие художники и поэты, как Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра и многие другие. В России футуризм первыми начали развивать братья Бурлюки; в своём имении Давид Бурлюк организовал первую футуристическую «колонию» под названием «Гилея».

Впоследствии к ним присоединились Маяковский, Хлебников, Кручёных, Елена Гуро и другие деятели. Русские футуристы создали и одни из первых футуристических пьес. В России, в отличие от Италии, футуризм был в первую очередь литературным направлением, хотя многие поэты этого направления пробовали себя и в изобразительном искусстве.

Характерные черты творчества футуристов

  1. Футуристы нивелировали культурные достижения классической эпохи; так, русские поэты призывали «сбросить Пушкина, Толстого, Достоевского» и всех остальных «с парохода современности». Однако ряд русских футуристов смотрел на предшествующее искусство более мягко, эти поэты провозглашали, что «кто не познает первой любви, не узнает и последней».
  2. Взамен они предлагали новые основы искусства, соответствующие духу времени и направленные в будущее (лат. «футурум»), отсюда и название направления. Поэты изобретали новые слова, пользовались словами, прежде считавшимися «неэстетическими» - просторечными, профессиональными и даже бранными; «поэтизировали» комбинации звуков, ранее также не считавшиеся поэтическими. Художники и архитекторы экспериментировали с формами и цветами.
  3. Бунтарский дух, отрицание существующих порядков – социальных, политических, эстетических, нравственных. При этом если итальянские футуристы воспевали милитаризм, шовинизм и фашизм (так, Маринетти стал убеждённым сторонником фашизма), то русские в качестве своего идеала видели социализм, коммунизм, выступали против буржуазии.
  4. Стремление перейти от статики классического искусства к динамике: футуристы изображали мир в движении, воспевали радикальные перемены и преобразования, призывали активно использовать фотоаппарат и кинокамеру в качестве средств для творчества. Мотоцикл футуристы объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело.
  5. Исповедуя настоящий культ будущего, некоторые футуристы проникались пророческим духом и создавали некие «квазирелигиозные» движения. Таковым было «будетлянство» Хлебникова. Футуристы заявляли о всеобщем преображении и обновлении человека и окружающего мира, а в их произведениях был заметен, образно говоря, «евангельский» пафос. Однако к религии как таковой большинство футуристов относилось враждебно, считая её одним из столпов того самого «старого мира», против которого они выступали.

Футуристы вышли на литературную арену несколько раньше акмеистов. Они объявили классику и всю старую литературу как нечто мертвое. «Только мы - лицо нашего времени», - утверждали они. Русские футуристы - явление самобытное, как смутное предчувствие великих потрясений и ожидание грандиозных перемен в обществе. Это надо отразить в новых формах. «Нельзя, - утверждали они, - ритмы современного города передать онегинской строфой». Футуристы вообще отрицали прежний мир во имя создания будущего; к этому течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Гуро, Каменский.

В декабре 1912 г. в сборнике "Пощёчина общественному вкусу" вышла первая декларация футуристов, эпатировавшая читателя. Они хотели "Сбросить с парохода современности" классиков литературы, выражали "непреодолимую ненависть к существовавшему языку", называли себя "лицом времени", создателями нового "самоценного (самовитого) Слова".

В 1913 г. была конкретизирована эта скандальная программа: отрицание грамматики, синтаксиса, правописания родного языка, воспевание "тайны властной ничтожности".

Подлинные же стремления футуристов, т.е. "будетлян", раскрыл В.Маяковский: "стать делателем собственной жизни и законодателем для жизни других". Искусству слова была сообщена роль преобразователя сущего. В определённой сфере - "большого города" - приближался "день рождения нового человека". Для чего и предлагалось соответственно "нервной" городской обстановке увеличить "словарь новыми словами", передать темп уличного движения "растрёпанным синтаксисом".

Футуристическое движение было довольно широким и разнонаправленным. В 1911 г. возникла группа эгофутуристов: И. Северянин, И. Игнатьев, К.Олимпов и др. С конца 1912 г. сложилось объединение "Гилея" (кубофутуристы): В. Маяковский и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В.Каменский. В 1913 г. - "Центрифуга": Б. Пастернак, Н. Асеев, И. Аксенов.

Всем им свойственно притяжение к нонсенсам городской действительности, к словотворчеству. Тем не менее футуристы в своей поэтической практике вовсе не были чужды традициям отечественной поэзии. Хлебников во многом опирался на опыт древнерусской литературы. Каменский - на достижения Некрасова и Кольцова. И.Северянин высоко чтил А.К. Толстого, А.М. Жемчужникова и К. Фофанова, Мирру Лохвицкую. Стихи Маяковского, Хлебникова были буквально "прошиты" историко-культурными реминисценциями. А предтечей кубофутуризма Маяковский назвал Чехова-урбаниста.(5, стр.34-39)

Владимир Маяковский

Маяковский Владимир Владимирович родился в дворянской семье. Отец Маяковского служил лесничим на Кавказе; после его смерти (1906) семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-06), затем в 5-й московской гимназии (1906-08), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование -- художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С.Ю. Жуковского и П.И. Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911-14, исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов).

Еще в 1905 в Кутаиси Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были отобраны.

В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов «Гилея». С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее «лесенкой»), которая предполагала дополнительное, чисто зрительное, впечатление, производимое стихотворной страницей.

Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 в альманахе группы «Гилея» «Пощечина общественному вкусу», где был помещен и манифест, подписанный Маяковским, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученых и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе. Воплощением идей Маяковского и его единомышленников-футуристов о назначении и формах нового искусства стала постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 г. его стихотворной трагедии «Владимир Маяковский» (опубликована в 1914). Декорации для нее писали художники из «Союза молодежи» П.Н. Филонов и И.С. Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли -- поэта, страдающего в отвратительном современном городе, изуродовавшем, растлившем своих жителей, которые хоть и избирают поэта своим князем, но не умеют признать и оценить приносимую им жертву.

В 1913 г. выходит книга Маяковского из четырех стихотворений под названием «Я», его стихи появляются на страницах футуристских альманахов (1913-15) «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др. начинают печататься в периодике, издаются поэмы «Облако в штанах» (1915), «Флейта-позвоночник» (1916), «Война и мир» (1917), сборник «Простое, как мычание» (1916). Поэзия Маяковского наполнена бунтом против всего мироустройства -- социальных контрастов современной урбанистической цивилизации, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о вселенной, рае и Боге. Маяковский использует воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык, контрастно оттеняющий традиционные поэтические образы, -- «любовь на скрипки ложите», «ноктюрн... на флейте водосточных труб» и др. Лирический герой, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством («Арканом в небе поймали бога»), остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки живого».

Стихи Маяковского 1910-х гг. были ориентированы на воспроизведение в устной форме -- с эстрады, на вечерах, диспутах. Для восприятия на слух как нельзя лучше подходили их короткие рубленые строки, «рваный» синтаксис, «разговорность» и нарочито фамильярная («панибратская») интонация: «... Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?». В сочетании с высоким ростом («здоровенный, с шагом саженьим») и зычным голосом Маяковского все это создавало неповторимый индивидуальный образ поэта-борца, площадного митингового оратора, защитника «безъязыкой улицы» в «адище города», слова которого не могут быть красивы, они -- «судороги, слипшиеся комом».

Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах Маяковского значительное место занимает любовная лирическая тема: «Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог». Любовь «вымучивает душу» страдающего, одинокого поэта. В 1915 Маяковский познакомился с Л. Ю. Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе. С именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского. Заявляя в 1920-е гг., что «теперь не время любовных ляс», поэт тем не менее сохраняет верность теме (лирические стихотворения, поэма «Про это», 1923), которая достигает трагически надрывного звучания в последних строках Маяковского -- в неоконченном вступлении к поэме «Во весь голос» (1930).(5, стр.73-82)

Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю. Позицию футуристов в искусстве Маяковский утверждает как прямую аналогию теории и практики большевиков и пролетариата в истории и политике. Маяковский организует в 1918 группу «Комфут» (коммунистический футуризм), деятельно участвует в газете «Искусство коммуны», в 1923 создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), куда вошли его единомышленники -- писатели и художники, издает журналы «ЛЕФ» (1923-25) и «Новый ЛЕФ» (1927-28). Стремясь использовать все художественные средства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918-21). Грубость, четкость, прямолинейность его поэтического стиля, умение превращать элементы оформления книжной и журнальной страницы в эффективные выразительные средства поэзии -- все это обеспечивало успех «звонкой силе поэта», целиком отданной на службу интересам «атакующего класса». Воплощением позиции Маяковского этих лет стали его поэмы «150 000 000» (1921), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927).(7, стр.98-101)

К концу 1920-х гг. у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь -- от одежды и походки до любви и творчества. Комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего «бронзового» советского века несомненно оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших поэта к последнему бунту против законов мироустройства -- самоубийству.(5, стр.85)

Футуризм (от латинского слова «futurum» - будущее) представляет собой художественное авангардистское движение в литературе и искусстве, образовавшееся в Италии в 1909 году и получившее развитие в России в 1910-1921 гг. Футуристы, провозглашавшие демонстративный разрыв со всеми традиционными правилами и обычаями, в первую очередь интересовались не содержанием, а формой стихосложения, для этого они применяли профессиональный жаргон и вульгарные лексические обороты, использовали язык документов и афиш, придумывали новые слова.

Общепризнанным основателем футуризма считается итальянский поэт Филиппо Томазо Маринетти, который в «Манифесте итальянского футуризма», опубликованном в газете «Фигаро» в 1909 году, призывал «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом» и, будучи сподвижником Бенито Мусолинни, находил общие черты в фашизме и футуризме.

Футуризм, как и другие модернистские направления, отрицал старые нормы и классические традиции, но в противоположность им он отличался крайней экстремистской направленностью, полным нигилистическим отрицанием всего предыдущего художественного опыта. Всемирной исторической задачей футуризма, по мнению Маринетти, было «ежедневно плевать на алтарь искусства».

(Наталья Гончарова "Велосипедист" )

Адепты футуризма ратовали за полное уничтожение различных форм и условностей в искусстве и создание его абсолютно новой формы, которая бы органично вписались в ускоренные жизненные процессы ХХ века. Для этого направления характерны мотивы преклонения перед силой и агрессией, возвеличивания собственной личности и чувство презрения к более слабым, фанатичное поклонение войне и разрушению. Как одно из направлений авангардного искусства для футуризма было очень важным привлечение к себе как можно большего внимания, для этого как нельзя лучше подходило использование приемов эпатажа, различных крайних приемов в поведении авторов, создание атмосферы литературных скандалов. Например, Маяковский читал свои стихи в желтой женской блузе, Каменский выступал с разрисованным лицом и писал стихи на обрывках обоев, Алексей Крученых везде ходил с диванной подушкой, прикрученной к шее шнуром.

Главный герой в произведениях футуристов изображался как житель большого, современного города, наполненного движением, динамикой, здесь жизнь проходит на высоких скоростях, вокруг полно разнообразной техники, жизнь постоянно совершенствуется и выходит на новые этапы развития. Для лирического «эго» футуристов характерно отрицание классических норм и традиций и наличие особого мышления, не принимающего синтаксические правила, нормы словообразования и лексическую сочетаемость. Их главной целью было передача своих мироощущений и понимание происходящих вокруг себя событий любыми понятными и удобными для себя способами.

(Геннадий Голобоков "Памятник" )

Общественно-политическая ситуация, сложившийся в России в начале ХХ века, привела к тому, что футуризм в России привлек к себе большое внимание молодых поэтов-авангардистов, которые в 1910-1914 годах, создали сразу несколько различных группировок этого движения:

  • Кубофутуристы, объединившиеся в группу «Гилея» и называвшие себя «будетляне»: Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Василий Каменский, Бенедикт Лившиц. Их сборники «Дохлая луна» (1913), «Затычка», «Рыкающий Парнас» (1914);
  • Московские эгофутуристы умеренного крыла, создавшие группу «Мезонин поэзии» — Вадим Шершневич, И. Лотарев, Р. Ивнев. Сборники «Верниссаж», «Крематорий здравомыслия»;
  • Петербургские эгофутуристы - Игорь Северянин, Иван Игнатьев, Г. Иванов;
  • Футуристическая группа «Центрифуга» - Николай Асеев, Сергей Бобров, Борис Пастернак. Сборники «Руконог», «Лирень», «Второй сборник Центрифуги» (1914).

История русского футуризма представляет собой сложные взаимоотношения этих четырех групп, каждая из них считала себя представительницей истинного футуризма и настаивала на своей главенствующей роли в данном течении, что в итоге приводило к вражде и разобщенности среди рядов поэтов-футуристов. Что впрочем, не мешало им иногда сближаться и даже переходить из одной группировки в другую.

(Николай Дюльгеров "Рациональный человек" )

В 1912 году члены группы «Гилея» публикуют манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором они дерзко призывают «сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с парохода современности».

В своих стихотворениях поэт Алексей Крученых отстаивает права поэта на создание собственного «заумного» языка, именно поэтому его стихотворения часто представляли собой бессмысленный набор слов.

Василий Каменский и Велимир Хлебников в своем творчестве (поэма «И и Э» (1911-12), «музыкальная» проза «Зверинец» (1909), пьеса «Маркиза Дезэс», сборник «Ряв!», «Изборник стихов. 1907-1914») осуществляли различные языковые эксперименты, отличающиеся свежестью и оригинальностью, в дальнейшем имевшие весьма плодотворное влияние на развитие русской поэзии ХХ века.

(Г. Егошин "В. Маяковский" )

Одним из ярких представителей футуризма был выдающийся поэт Серебряного века Владимир Маяковский, активно выступающий не только против различного «старья», а еще и за создание чего-то нового в жизни общества. Его первые стихи, вышедшие в 1912 году, привнесли в данное направление новые темы, которые сразу выделили его среди других представителей футуризма. В своих произведениях (поэмы «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах», «Человек», «Война и мир») он отрицал, сложившиеся капиталистические отношения и пропагандировал свои гуманистические взгляды и веру в человеческие возможности. Он был одним из первых русских поэтов, показавших всю правду нового общества.

(Северини Джино "Бульвар" )

После прихода к власти в России партии большевиков в 1917 году, футуризм как литературное направление постепенно стал сходить на нет. Судьба многих его представителей печальна и трагична, кто-то из них был расстрелян (Игорь Терентьев), кто-то отправлен в ссылку, некоторые стали эмигрантами и покинули страну Советов, Маяковский покончил жизнь самоубийством, Асеев и Пастернак отошли от идеалов футуризма и выработали свой индивидуальный стиль. Некоторые футуристы, принявшие революционные идеалы, пытались продолжать свою деятельность и создали организацию ЛЕФ (Левый Фронт Искусства), которая прекратила свое существование в конце 20-х годов ХХ века.

Футуризм как литературное направление в русской поэзии Серебряного века, наряду с символизмом и акмеизмом, сыграл очень важную роль для её дальнейшего развития и привнес немало плодотворных и новаторских идей, ставших основной для поэзии следующего поколения.

Акмеизм. Поэты-акмеисты

Пушкинское крыло символизма в ж. “Аполлон”, “Цех поэтов” и акмеизм как литературное направление. Символизм и акмеизм. Кларизм - адамизм - акмеизм. Слово в поэзии акмеистов. Иерархия искусств в теоретизированиях акмеистов. Архитектура в поэзии акмеистов. Своеобразие синтеза искусств и реформирование традиционных поэтических жанров. Роль поэта и назначение поэзии. Жанры баллады, стихотворной новеллы, романса, песни у Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама, др.
Размещено на реф.рф
Черты стиля эпохи в лирике, поэме, прозе акмеистов.

Неоромантическое в стиле Н.Гумилева. Функция экзотизмов. Лирический герой. Символическое у Гумилева. Поэма и проза поэта.

Творческий путь А.Ахматовой: от стихотворной новеллы и баллады к поэме. Приемы прозаизации стиха. Особенности композиции и ритмического строя поэзии. Символический смысл названий книᴦ. Образ лирической героини. Поэтическая школа А.Ахматовой.

Опыт Г.Державина и Ф. Тютчева в художественном мире О.Мандельштама. Философское в лирике. Слово в стихе. Символика названий первых книᴦ. Символ и миф (метафора) у О.Мандельштама и символистов. Проблема ахронного (мгновенного и вечного) в творчестве поэта. Проза и критические статьи. “Разговор о Данте”.

Литературоведение и критика об акмеизме как литературном направлении и стиле, о творческом пути выдающихся из них.

Футуризм как явление культуры. Итальянский футуризм как своеобразный предшественник русского футуризма. Декларирование разрыва с классической литературной традицией. Антибуржуазный (антимещанский) пафос бунта. Манифесты, сборники, альманахи.

Эгофутуризм. “Эпатажное” и экспериментаторское в творчестве И.Северянина. Открытия в области стихотворных жанров, особенности художественного синтеза у поэта. ”Лирический ироник”. Смысл поэтических концертов И.Северянина. Эгофутуризм и символизм. Опыты Г.Иванова (эгофутуризм, акмеизм?).

Кубофутуризм и философия языка. Слово в стихе. Задачи плотного письма.

Новый синтаксис. Живописное в творчестве кубофутуристов.

Подписание футуристами общих манифестов, общие концерты. Славянский миф, древнее слово в практике создания языка будущего. “Самовитое слово”В.Хлебникова. Вяч. Иванов и В.Хлебников. Жизнестроительность искусства символистов в практике футуристов. Поэт и его роль в мире в понимании футуристов. В.Маяковский как один из виднейших поэтов и художников-футуристов. “Центрифуга” - и творчество Б.Пастернака. Импрессионистическое в творчестве как результат синтеза поэзии и музыки. Обновление поэтической речи: метафора, неологизм. Неоромантизм футуризма. Результаты экспериментаторства футуристов. Литературоведение и критика об истории данного литературного направления и его представителях.

В.В.Маяковский (1893 -1930)

Детство в Тифлисе. Переезд в Москву. Революционная работа. Время в Бутырской тюрьме. Литературная учеба. Занятия в Училище живописи, ваяния и зодчества. Знакомство с Д. Бурлюком. “Будетляне”.

Маяковский и футуризм. Участие в создании манифестов футуризма и творческая практика. Неоромантизм. Конфликт мещанского и Человеческого. Особенности синтеза живописи и поэзии, поэзии и музыки в лирике, поэмах, драме. Мистериальное в названных жанрах. Образный строй поэтической речи. Диалог с христианским в жизни и литературе. Приемы концентрации художественного содержания. А.Белый и Маяковский. Маяковский и Хлебников. Открытия Маяковского в области стиха и поэтического синтаксиса. Лирика и сатира в раннем творчестве. Пародирование традиционного стихотворного жанра у Маяковского. “Новый Сатирикон” в судьбе Маяковского-поэта и художника. Традиции и новации в деятельности Маяковского - поэта и теоретика стиха. Литературоведение и критика о дореволюционном Маяковском.