Христианство монотеистическая религия. Какая религия была первой монотеистической? Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека

10. Классификация религий. Лекции + учебник + википедия.

Существуют следующие классификации религий по следующим признакам:

    Количество Богов

    Монотеизм (иудаизм, христианство, ислам)

    Дитеизм (зороастризм)

    Политеизм (анимизм, фетишизм, тотемизм, культ предков)

    Различение религий по времени и месту происхождения

    Первобытные (в Вавилоне) фетишизм, анемизм, магия, аниматизм (не уверена в правильности написания).

    Рабовладельческие общества

Вавилон, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим, Древняя Персия (зороастризм – Древний Иран)

    Религия Средних веков

    Нового времени (протестантизм)

    Новые религиозные движения

    Количество адептов и по уровню социального единства

    Индивидуальная религия – один человек

    Семейные или родовые (культ предков)

    Племенные (анимизм, тотемизм)

    Национальные и народные (индуизм, иудаизм)

    Мировые и космополитические – надгосударственные (христианство, ислам, буддизм, неоконфуцианство, бахаризм)

    По идеям

    Идея спасения (сансара)

    Спасение свыше, не признает реикарнацию. (христианство)

    По отношению к государству

    Разрешенные (христианство и т.п.)

    Запрещенные (сатанисты)

    В зависимости от нахождения абсолюта

    Космоцентрические

    Эгоцентрические

    Социоцентрические («светские»)

    Модель связи человека с Богом

1.Пантеизм

2.Панентеизм

Монотеи́зм (букв. «единобожие» - от греч. μονος - один, θεος - Бог) - религиозное представление и учение о едином Боге (в противоположность политеизму).

Монотеизм можно классифицировать на теизм, пантеизм, панентеизм и деизм. В отдельных источниках монотеизм может противопоставляться пантеизму. В монотеизме, в узком понимании теизма, Бог персонифицируется, то есть является определённой «личностью». Монотеизм характерен для авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), но также представлен в философии индуизма, в сикхизме, в других религиях.

Дитеизм – двубожие. Убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добро, один покровительствует порядку, другой - хаосу. Такие религии как зурванизм, манихейство, и мандеизм все были представителями дуалистических философий, но также и монотеистическими религиями, так как в каждой есть верховный и трансцендентальный Первый Принцип, из которого две равные, но противоположные сущности произошли. Ярким представителем такой религии является зороастризм, который содержит как монотеистические, так и дуалистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога. Зороастри́зм, также маздеи́зм («Благая вера почитания Мудрого», перс. behdin, «Благая Вера») - одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры, полученном им от Бога - Ахура Мазды. В основе учения Заратуштры - свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и раннем средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана. К настоящему времени зороастризм в основном вытеснен исламом, небольшие общины сохранились в Иране и Индии. «Дух» в зороастрийском понимании это «мысль». Два изначальных духа - добрый и злой (Спента и Ангра) - символизируют две противонаправленные ментальности: направленную на созидание и направленную на разрушение. Последняя (Ангра Маинью, Ахриман) объявляется главным врагом Ахура Мазды и его мира, его Разрушителем и прежде всего губителем человеческого сознания, чьё разрушение оборачивается деградацией общества и затем всего мира. Отсюда проистекает задача зороастрийца - следовать Спента Маинью (доброму духу, созидательному мышлению) и подобно своему творцу Ахура Мазде воплощать в своих деяниях Ашу (вселенский закон добра) и отвергать Друдж (ложь, зло, разрушение).

Политеи́зм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» - «многобожие») - религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.

Политеизм противостоит монотеизму - вере в единого Бога, и атеизму - отрицающему существование Бога или богов. Происхождение и связь политеизма с монотеизмом является предметом дискуссий среди антропологов и историков религий. Большинство исследователей склоняются к мнению, что политеизм является древнейшей формой религиозной жизни человека, из которой вырос монотеизм. В Библии политеизм отождествляется с язычеством (понимается как измена единому Богу), в которое впадал еврейский народ на протяжении всей своей истории. Во времена царя Соломона и позднейших царей в Израиле легально существовали священные горы и священные рощи, в которых совершалось поклонение языческим богам: Ваалу, Дагону, Астарте и другим божествам, распространенным в Средиземноморье и Передней Азии.

В парадигме политеизма мир представляется в виде иерархии различных божеств, обладающих большей или меньшей властью, имеющих свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Пантеон богов представляет собой сложную систему взаимоотношений. Сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других. Например, в др. Греции Посейдон - бог водной стихии, Гея - богиня земли; в социальной сфере - Гермес - бог торговли, славянский Велес - бог скотоводства и т. д. Во главе пантеона обычно стоит верховный бог, но не единственный, в отличие от монотеизма. В рамках политеизма поклонение племенным богам не исключает признания богов других народов.

Выделяют различные виды политеизма: анимизм, считающий все явления природы одушевленными, источником которых служит вмешательство духов и демонов; фетишизм - почитание материальных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами; тотемизм - вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы - с другой. Для архаичных форм политеизма также характерен культ предков, которые магически участвуют в жизни потомков. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.

Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношение) со стороны человека. Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике дает власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала - это магизм. Политеизм магичен по своей сути, поскольку мир богов не является трансцендентным, он растворен в природе; поэтому любая хозяйственная, военная или политическая деятельность человека входит в соприкосновение с тем или иным богом и правильный ритуал обеспечивает её успешность. Поскольку ритуал есть повторение сакрального акта сотворения мира, как и каждое действие - повторение перводействия бога-демиурга, миф утверждает данную реальность как абсолютно значимую. Ничему новому, никакой инициативе, спонтанным актам в этой реальности нет места. Поэтому политеистическое общество является традиционным обществом, в котором любое развитие и изменение не имеют ценности.

Протестанти́зм или протеста́нтство - одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых Церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению.

Таким образом протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века.

Новое религиозное движение (НРД) - это религиозная или духовная группа, зародившаяся недавно или ещё не получившая общественного признания в качестве деноминации, церкви или религии.

Термин НРД охватывает собой широкий спектр движений, начиная с тех, которые основаны на новых подходах к религии и духовности и предоставляющие своим последователям свободное членство, и заканчивая общинными организациями, которые требуют от своих последователей значительного соответствия другим членам группы и социальной индивидуальности, что отделяет их от остальной части общества. Использование этого термина принято не всеми группами, к которым он применяется. По мнению некоторых исследователей термин «НРД» считается академическим и нейтрально окрашенным термином, он был введён в научный обиход во второй половине XX века в противопоставление терминам «секта» или «культ», хотя первоначально и это понятие несло на себе отрицательный оттенок. Принцип деления организаций на «новые» и «традиционные» (в хронологическом варианте) лёг в основу современного российского законодательства, хотя сам термин «новое религиозное движение» не имеет законодательного определения.

В настоящее время в России по некоторым оценкам насчитывается около 300 тыс. последователей всех НРД.

От других терминов понятие НРД отличается тем, что определяющую роль в нём играет не фактический, а хронологический аспект. В общем смысле «новым религиозным движением» называется любая религиозная группа, не признанная (или пока не признанная) традиционной в отдельно взятом обществе. Соответственно, список НРД меняется как в зависимости от временного критерия, принятого тем или иным исследователем, так и в зависимости от конкретного социума, о котором идёт речь.

Например, Международное общество сознания Кришны на Западе многие считают новым религиозным движением, поскольку оно относительно ново для западной культуры. Однако в Индии религию кришнаитов считают вполне традиционной, поскольку бенгальский вайшнавизм (течение в индуизме, к которому относится Общество сознания Кришны) известен там с начала XVI века.

Эгоцентрическая религия это налаживание или восстановление духовной связи индивида со своим истинным Я, поиск собственной незримой сущности внутри себя, внутренний диалог о своем сокровенном и священном архетипе и о резервах самоусовершенствования. Такого рода индивидуалистическая религия, чаще всего атеистическая, внецерковная и внеконфессиональная, обычно исходит из идеи о самодостаточности истинного Я как микрокосма. Подчас сам индивидуальный микрокосм может пониматься не только как конденсат Вселенной, но и как снятая и вечно пребывающая в Я вся историческая смена людей. Все, что есть, было и будет, уже заключено в истинном Я (в Я с большой буквы, в отличие от эмпирического я), мое же несовершенное и повседневное я стремится воссоединиться с абсолютным в самом себе.

Характерный пример эгоцентрической религии дзэнбуддизм. Эгоцентрическая религиозность, возможно, служит предельным духовным основанием философского субъективного идеализма и имманентной философии с их самодостаточными принципами Познай самого себя и Ищи любой объект лишь внутри самопознания. В ХХ в. распространению различных вариантов эгоцентрической религии способствовали ницшеанская доктрина о смерти Бога и рождении сверхчеловека, а также атеистический экзистенциализм с его концепциями потерянного человека, человека как кузнеца своего счастья и человека, видящего ад в других людях.

Эгоцентрическая религиямобилизует резервы самопознания и творчества индивида, совершенствует способности личности, формирует уважительное отношение к своему Я как к непреходящей ценности. Но, взятая сама по себе, эта религия явно недостаточна для выполнения социальных и космических функций человека. Преобразуясь же в компонент социоцентрической или космоцентрической религии и лишаясь вследствие этого многих своих негативных черт, духовное восхождение к истинному Я помогает более полному постижению максимыОтносись к другому, как к самому себе.

Социоцентрическая религия выражает стремление родового человека или какой-либо части общества собрать все свои разрозненные сущностные силы воедино. Эти силы односторонне проявляются через отдельных индивидов, и их нужно сплотить, дабы обрести всеединство. Разделение труда и узкая специализация в обществе в тенденции низводят индивидов до частичной функции. При этом архетип соборности постепенно утрачивается. Восстановить утраченное социальное единство или воссоздать такое единство на новом и более высоком духовном уровне основная цель социоцентрической религии. В зависимости от ее идеалов, канонов и отношения к эгоцентрическому аспекту духовности она либо способствует, либо, напротив, тормозит, сопротивляется совершенствованию индивидуальности.

Космоцентрические религии обычно определяются как восстановление или налаживание связи с Богом, космическим центром, средоточием Вселенной. Например, христианство, основанное на идее о том, что Адам своим грехопадением порвал связь с Богом, испытывает в лице народившегося от Бога человечества вину перед Творцом и пытается восстановить с Ним духовную близость. Второй Адам Иисус Христос искупил первородный грех, и теперь все христиане, родившиеся к новой жизни через крещение водой и Святым Духом, находятся в духовной связи с Богом.

Пантеизм, панентеизм, теизм – см. вопр. 12.

Возникновение монотеизма и его значение.

Религии бывают политеистические и монотеистические.

Монотеизм - форма религ. верования, почитание единого бога, единобожие, в отличие от политеизма – многобожия. Монотеистич.религии: иудаизм, ислам, христианство и др.

Слово «монотеизм» образовано от греч. μονος (monos) - «один», θεος (theos) - «бог».

Возникновение монотеизма связано с понятием «генотеи́зм» (Henotheismus) или энотеизм - термин, введенный в употребление Максом Мюллером, обозначает такое состояние религиозного сознания, при котором из пантеона многочисленных богов или божеств почитается или выделяется один самый верховный и могущественный бог. Генотеизм отличается от монотеизма (единобожия) тем, что выделение одного самого могущественного бога не исключает почитания и поклонения другим богам из имеющегося пантеона.

В истории нескольких древних ближневосточных религий начиная с бронзового века можно выявить аспекты монотеизма: введение монотеистического культа Атона в Египте фараоном Эхнатоном, почитание Мардука в Вавилоне и Ахура Мазды в зороастризме.

Первая известная попытка использования монотеизма в качестве государственной религии была предпринята в Египте фараоном Эхнатоном (сменившим своё имя с Аменхотепа IV) в XIV веке до нашей эры - последний пытался оставить в египетском пантеоне одно божество, бога солнечного диска Атона. Однако после смерти Эхнатона Египет возвратился к традиционной религии в форме политеизма. Существуют научные гипотезы, которые устанавливают связь религиозной реформы Эхнатона с монотеизмом пророка Моисея.

Иудаизм (свыше 3000 лет назад)

Монотеизм начал оформляться в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения. Монотеистичный иудаизм впоследствии послужил основой для возникновения христианства и ислама.

Христианство. (1 ВЕК Н.Э.)

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога,творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе.

В связи с приятием догмата Троицы христианство иногда трактуется другими авраамическими религиями (иудаизм, ислам) как тритеизм или политеизм.Подобная концепция о троебожии также неоднократно высказывалась в истории христианства, но была отвергнута на Первом Никейском соборе.

Ислам. (7 ВЕК Н.Э.)

Ислам является религией со строгим принципом единобожия в своей основе. С исторической точки зрения ислам возник после иудаизма и христианства. С точки зрения Корана, мусульманами (покорившимися) были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в VII веке в проповедях пророка Мухаммеда. Ислам основывается на пяти фундаментальных положениях (Пять столпов ислама). Первое и главное из них - это Шахада, или свидетельство веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед - пророк Его»). В этой формуле заключена фундаментальная идея ислама - Таухид, то есть сам монотеизм. И действительно, все ритуалы ислама, все молитвы, все праздники и обряды направлены на то, чтобы показать Единство и Единственность Бога - Аллаха (в переводе с арабского означает «Бог»).

Монотеистические религии имеют огромное значение. 2 из 3 мировых религий являются монотеистическими (ислам, христианство).

Появление монотеистических религий создало предпосылки для сплочения различных народов, признающих истинность той или иной веры. В политеизме подобное невозможно, тк боги разнятся от народа к народу.

Священные книги иудеев.

Иудаизм основывается на Ветхом завете. Для иудеев 39 книг являются каноническими. Писали на древнееврейском, на пергаменте из шкур животных. Занимались переписыванием массариры, специальное

сословие ученых. Греческий перевод возник в 3 в до РХ (70 переводчиков). Вне зависимости от отношения перевода к оригиналу, Ветхий Завет и Танах- разнохарактерные величины. В христианстве Ветхий Завет неразрывно связан с Новым. Танах занимает важнейшее место в раввинской и духовной жизни иудеев. Христианство определяет не по крови, а по вере, в этом важность. В Символе Веры вера в Библию отсутствует, "Буква убивает, а дух животворит". Разная иерархия ценности. Для христиан главное- дух, которым дышит Священное Писание.

1) 5 книг – Тора (Пятикнижие)

· Книга Бытие повествует о Сотворении мира и образовании евреев в качестве семьи.

· Книга Исход имеет пролог и эпилог, отделяющие её от других книг и рассказывает об Исходе из Египта, Даровании Торы на горе Синай и строительстве Скинии - то есть оформлении сынов Израиля в качестве еврейского народа;

· Книга Левит посвящена, в основном, священническому законодательству и храмовой службе;

· Книги Чисел повествует о скитаниях евреев по пустыне после Исхода из Египта;

· Второзаконие представляет собой предсмертную речь Моисея, в которой он повторяет содержание других книг.

2) 8 книг пророков

3) все остальные – писания

Наряду с письменным законом- устный (Мишна).

· Бе-решит (Книга Бытие) - первая книга Торы, Ветхого Завета и всей Библии. В книге Бытие описывается Сотворение мира и всего живого, а также сотворение первых людей - Адама и Евы, первый грех (грехопадение), изгнание из Эдемского сада. История Каина и Авеля. Далее в хронологическом порядке следует описание поколений до Ноя. Описание Всемирного потопа. Жизнь патриархов (праотцов и праматерей будущего еврейского народа) - Авраама, его сына Исаака и Иакова. Творец даёт им обещание благословить их потомство на вечные времена, а также даровать им землю Ханаана «…так долго, как долго существуют небеса над землёй». В конце книги описываются все Двенадцать колен Израиля, жизнь Иосифа в Египте и завершается переселением семьи Иакова в Египет и смертью Иакова.

· Шемот (Книга Исход) - история Исхода народа Израиля из Египта под руководством Моисея (Моше). В книге описаны духовный путь Моисея, Десять казней египетских и сам Исход. Далее следует описание Дарование Торы еврейскому народу на горе Синай. Моисей получает от Творца Скрижали Завета с Десятью речениями (заповедями). Во время пребывания Моисея на горе Синай сыны Израиля создали Золотого тельца, вследствие чего, первые скрижали были разбиты. После того, как весь народ раскаялся в содеянном, Всевышним было даровано народу прощение, и Моисей снова поднимается на гору Синай для получения новых скрижалей. Вторые Скрижали Завета были получены в день 10 тишрея, который получил название Йом-Кипур (то есть «День Искупления»). Также в книге подробно описано устройство Скинии Завета.

· Ва-йикра (Книга Левит) - посвящена, в основном, священническому законодательству и храмовой службе. Далее следуют законы духовной чистоты и нечистоты, в том числе законы Кашрута, Йом-Кипура (Судного дня) и др..

· Бе-мидбар (Книга Чисел) - посвящена сорокалетнему странствованию евреев по пустыне до вступления в Землю Израиля: от начала второго месяца второго года до одиннадцатого месяца сорокового года. Далее сыны Израиля выходят из пустыни и направляются в обход царств Моава и Эдома в Землю Обетованную. Затем описывается противостояние Израиля Балаку - правителю Моава - и пророку Валааму, грехопадение колена Шимона. Одержав победу, евреи направляются к царствам Ога и Сихона (Трансиорданские царства). После победы над ними израильтяне наконец подходят к границам Ханаана.

· Дварим (Второзаконие) - заключительная книга Пятикнижия. Основная её часть - это наставления и пророчества сынам Израиля на все последующие поколения. Моисей подошёл к самому Иордану и мог видеть всю Страну Израиля, однако, как и предсказал Господь, Моисею не было суждено вступить в неё. Книга и всё Пятикнижие завершается смертью Моисея.

Сама Библия – это почти полностью историческая книга, в которой рассказывается о важнейших событиях в мировой и еврейской истории. Все три сборника Священных иудейских книг – это Тора, Невиим и Ктувим – объединены в одну книгу – Еврейская Библия (Танах).

Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания:

· Тора́, ивр. תּוֹרָה‎ - Пятикнижие

· Невии́м, ивр. נְבִיאִים‎ - Пророки

· Ктуви́м, ивр. כְּתוּבִים‎ - Писания (Агиографы)

Термин «Танах» появился впервые в трудах средневековых еврейских богословов.

Все книги Танаха, подлинники, написаны на древнееврейском языке – на иврите. Только отдельные книги Даниэль, Эзра написаны на арамейском языке, родственном ивриту. В I веке иврит вышел из разговорного языка и на арамейском языке именно говорит Иисус.

Танах – это написанная часть учения, то что постоянно читают и поэтому его иначе называют словом микра, то есть читаемо.

Тора разделена на определенное количество фрагментов, равное количеству недель в году. Так что каждую неделю в Синагогах и еврейских домах по всему миру читается один и тот же определенный кусок из Торы. В конце годичного цикла прочтения Торы отмечается особый праздник Симхат Тора (Радость Торы).

Танах принят в качестве священного писания и в христианстве, где он получил название Ветхого Завета.

Талмуд

Иудеи полагают, что Машиах получил на горе Синай не только 10 заповедей и Пятикнижие. Согласно представлению иудаизма господь вручил Моше (Моисею) две Торы: одну письменную, а вторую устную. Письменная Тора и есть Тора (первые 5 книг). А устная Тора долгое время передавалась от одного поколению мудрецов другому, пока не была записана мудрецами иудейскими и составили книгу, которая называется Талмуд.

В Талмуде очень много томов и разделов.

Например: раздел Незикин содержит только мудрые изречения. Законоучитель Гиллель повторял: «Если не я за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, то чего я стою? Если не теперь, то когда?». Гиллель (умер в 10 веке жил около 120 лет) один из самых знаменитых законоучителей, живших на гране эр, эпох. Почитается как один из создателей этики иудаизма. «Не делай другому то, что ненавистно тебе самому» - это и есть вся Тора, остальное - толкование. Иди и учись.

Изучение Торы и Талмуда вменяется в обязанности иудею, в качестве одной из самых главных заповедей. С самых ранних времен в разных странах еврейской диаспоры евреи основывали школы, в которых обязаны были учиться, по крайней мере, все мальчики (с 3-летнего возраста - Тору, с 8-ми лет – Талмуд).

Современный раввин, который считается духовным раввином России, живет в Израиле – Берл Лазар.

«Талмуд с многих точек зрения - это главная книга еврейской культуры, - писал раввин Адин Штейнзальц - хребет национального существования и творческой активности. Нет другого труда, который бы оказал сомнимое влияние на теорию и практику еврейской жизни, придав форму ее духовному содержанию и служа руководством к поведению. Талмуд есть хранилище тысячелетней еврейской мудрости, громадное собрание правил и легенд, глубокой философии и уникальной логики, смешанной с тонким прагматизмом, исторических фактов и забавных притч, соединение с научным подходом и лукавым юмором. Талмуд – это коллекция парадоксов … Но и сегодня Талмуд остается первоисточником еврейского закона...»

Если почитать Талмуд, то в нем нет каких-то окончательных истин. В этом парадокс. Каждый мудрец высказывает свою мысль. И может быть несколько идей, несколько истин, и одна из них не исключает другую. То есть нет, раз и на всегда готового решения. Существует множество мнений по одному и тому же вопросу. И все они принимаются. В этом терпимость Талмуда, терпимость к различным точкам зрения.

То́рa (ивр. תּוֹרָה - тора́, букв. «учение, закон»; в ашкеназском произношении - То́йро).

Согласно традиционной иудаистской точке зрения, текст Торы был записан Моисеем со слов Всевышнего. Существует, однако, разногласие по поводу того, была ли записана вся Тора в течение сорока дней на горе Синай, или она писалась в течение сорока лет пребывания еврейского народа в пустыне и была завершена незадолго до смерти Моисея.

Многие поколения Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания из поколения в поколения, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее - в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд.

Септуаги́нта; перевод семидесяти толковников (от лат. Interpretatio Septuaginta Seniorum - «перевод семидесяти старцев») - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III-II веках до н. э. в Александрии. Часто обозначается LXX (число семьдесят, записанное римскими цифрами).

Септуагинта является самым старым известным переводом Ветхого Завета на греческий язык. Цитаты из неё встречаются в Новом Завете. Септуагинта сыграла важную роль в истории христианской церкви, став, по существу, каноном Ветхого Завета на греческом языке, с которого впоследствии были сделаны переводы на другие языки, в том числе первый перевод на церковнославянский

Протестантов.

Основная догматическая система возникла на I Вселенском Соборе, на II Вселенском

Соборе дополнена, на III Вселенском Соборе принята неизменной. Тем не менее,

католическая церковь, вопреки запретам III Вселенского Собора добавили к Символам

Веры филиокве. (Филиокве (с лат. «и Сына») - добавление к латинскому переводу

Никео-Константинопольского символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI

веке в догмате о Троице: об происхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от

Отца и Сына». Стало одним из поводов для разделения Вселенской Церкви).

У католиков появились новые догматы, которых нет у православных. Догмат о чистилище.

Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после

смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении

чистилища нет (хотя есть нечто похожее - мытарства). Но молитвы православных за

умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для

которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда.

Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это

означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные

прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным

грехом, как и все люди.

В 1870 году I Англиканским Собором был принят догмат о главенстве Папы над

всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные

не признают главенства Папы.

В православной церкви высшая власть – Вселенский Собор, в католической –

Папа. Поэтому и возник догмат о непогрешимости Папы Римского в делах веры.

У протестантов есть свой догмат об оправдании верой – вера оправдывает.

Политике

Религия теперь, конечно, не стержень общественной жизни, но она нужна как организация

между обществом и индивидом, между государством и людьми, как способ достижения

компромисса. Во многих странах Востока государство- оплот религии. Несмотря на

секулярный ХХ век религия жива. Религия- от лат.связывать- она противостоит мирской,

обыденной жизни. Понятие религиозность означает разное. Религия как вера(знает

догматы, посещает богослужение), религия как идентичность, религия как образ

жизни(соблюдение норм бытовой культуры). Иррелигиозность- духовное мещанство, вялое

безразличие, отказ от духовности, поклонение животным страстям. Разделение между

религией и духовностью. Идет стремительная христианизация Африканского континента,

формируются новые явления- Третья Церковь- не протестантизм и не православная.

Япония- постиндустриальный мир, но многие придерживаются религии только в быту.

Индия- резкие контрасты. Современная культура отличается тем, что человек верит во

всё. Появляется новая духовность в эзотерике, но субъектами остаются религиозные

структуры. В жизни католики идут на конфирмацию, отпевания и венчания- а при неверии

усталость от веры, соблюдение формальных обрядов при неверии. Коммерциализация

религии, свои параметры церковной жизни. "Иисус сегодня наполняет всё вокруг, это

стремление людей схватиться за символ, но это десакрализация". Религия этим путём

теряет своё содержание, горизонтальная система ценностей. Динамика предпочтения

потребителей- "церковный рынок". В конце ХХ века закончилась эпоха идеологий, но

сейчас взамен идеологии предлагается религия. Есть использование религии в

общественно-политической жизни. Раньше религиозный фактор был косвенным от

религиозной жизни, сейчас же наоборот. Очевидность в 1979 г- революция от шахского

режима, новый революционный режим на религиозном принципе. Карен Армстронг

"Истоки двух революций": большинство жителей исповедовали кальвинизм,

секуляристская религиозная идеология. Возрождение религии породило конфликты,

стали использовать религиозный фактор в мировой политике сегодня- это активное

включение в мирополитические процессы негосударственных акторов(религиозные

институты структуры и организации). Христианство влияет на нормы международного

права, вызов религиозного фундаментализма. "Борьба за власть- квинтессенция падшего

мира". "Отдавайте Кесарево Кесарю, а Божье Богу". Церковь должна быть отделена от

политики. Если христианской политики быть не может, зачем политикам религия?

Современное проявление папоцезаризма, новые формы идеологии-> используют религию.

На фоне катастроф политики используют религиозность, политика мультикультурализма

провалилась, религиозный фактор стал реальностью. Рейган использовал религиозную

тематику в политической жизни. Папа Иоанн Павел Второй в 1983 г принял членов

трехсторонней комиссии. В 1969 г Фейсал создал Исламскую конференцию, организация

на религиозной основе, поддержка исламских банков. В США религиозный радикализм-

очевидность. "Быть против Израиля- быть против Бога".

Индия- в мае 2014 г победила партия индуистов. Кемаль Аттатюрк в Турции

секуляризировал, но нынешний президент возрождает религиозные начала. В распаде

Югославии- важный момент. Как организовать мобилизацию- этноконфессиональный

фактор. Западноевропейская толерантность привела к религиозному исламскому

фундаментализму в регионе и нападкам на христианство. Экспансия протестантизма в

Африке: стиль и форма богослужения привлекают многих. Маргинализация Церкви, чтобы

сопротивляться секуляризации, порой Церковь опускается до доступных форм. Исламский

фундаментализм- вроде бы обращение к традиции, но это ответ на вызов современности,

порожденный модерном. Фундаментализм- современное течение, происходит борьба. На

линии фронта десекуляризации- допустимость в школах молитв и минутах молчания. В

судах рассматривался запрет на текст 10 Заповедей, на изображение Рождества. В 2002 г

Питер Бергер отмечал, что идет американизированная массовая культура, но также пути,

где и повышена религиозность. В мире сейчас не возрождение религии, но идет

востребованность идей и идеалов, а не форм и институтов. Десекуляризация принимает

разные формы, в том числе и фундаментализм. Папа Франциск, реформатор, пытается

приблизить католичество к современности, осуждает тиранию капитализма, поклонение

деньгам, уход от культура и государства из экономики. В сентябре 2013 года был осужден

крупный бизнес за поклонение деньгам. Патриарх Алексий Второй- Стремление лишить

людей духовности, неоязычество еще более страшно, чем атеизм.

Религия- духовный, социальный и политический феномен, формируются иррациональные

идеалы в рамках одной религии, но затем формируется система рациональных идей и

конструкций, формируются материальные интересы, из системы религии остается только

обряд. В традиционном обществе только идеалы, идеи, интересы- иерархия. Но теперь

человек начинает сам выбирать ценности, эта иерархия нарушается. Забвение говорит о

негативных явлениях в религиозной жизни. Силуан Афонский- русский Святой, достиг

глубоких тайн веры, молился за весь мир, что очень сложно. Митрополит

Антоний(примеры неверия): Профессор догматики издал книгу "Миф о воплощении",

студентку изгнали из аудитории за веру в Воскресение, митрополиту запретили вещать

для ВВС на английском-> Противоречивые процессы в религиозной и общественной

22. Иудаизм в XX-XXI вв .

Капитализм- Вернер Зомбардт- Евреи в хоз.жизни. Капитализм- особая система

отношений между людьми, духовные отношения между людьми. Иудаизм содержит

учения, благоприятные для капитализма, не существовало идеала бедности, финансисты

процветали, так как среди своих нельзя было брать деньги, а с других можно. "Иудей

стремился к наживе и сознавался в этом". Сионизм- светское явление с религиозным

аспектами- движение за возвращение в Сион(Святую Землю). Считалось, что это станет

возможным с приходом Мессии. В 1862 г Моисей Гесс опубликовал книгу Рим-Иерусалим,

который предлагал собрать евреев в Палестину, предлагал разделить понятия еврей и

иудей. 1881 г- Возлюбленные Сиона- возвращение в Палестину. В начале ХХ века 1605000

евреев из России уехали в США. В Палестину лишь 35000. Теодор Герцель(1860-1904 гг)-

получить согласие на заселение Палестины не на религиозной основе. Первый всемирный

конгресс Сионистов в Базеле.

1887 г- была выкуплена Стена Плача. Политическая основа- 2.11.1917 г Бальфур письмо

Ротшильду- декларация Бальфура. Министр В/б одобрил национальный очаг еврейского

народа. 1920 г- мандат на Палестину- Сайс-Пико. 600000 арабов, 83000 евреев-1922 г.

Восстания Палестинских арабов, также охрана прав евреями. В 1947 г В/б отказывается от

мандата на Палестину. Резолюция ГенАссамблеи о разделе Палестины. В мае 1948 г-

создание государства Израиль, парламентской республики, Кнессета. Сразу начинается

арабо-израильская война. В 1947-1949 гг- Палестину покинули млн арабов. Конституция не

была принята, так как было много нерелигиозных евреев. В основе отношений-

договоренность, о том, что святость субботы соблюдается, браки по религиозному обычаю,

религиозные учебные заведения с автономией, соблюдение принципа свободы совести. В

самой идее еврейского государства- противоречие. С 1949 г- постоянное противоборство.

Эпоха отхода от веры. 1962 г- дело Йозеля Шумахера- похищение дедом. Кого считать

евреем- этно-конфессиональный принцип, 1956 г- неопровержимые док-ва чистоты крови

по матери. В 1970 г в закон о гражданстве- обращенный иудаизм или рожденный от

еврейской матери. 2010 г- 7,5 млн человек- евреи- 5 млн, 1 млн арабов(мусульмане,

христиане...), 319000 не евреев. Ортодоксы существуют в Израиле автономно. Хареддим-

религиозные ортодоксы- отказ от нововведений, подчеркивание еврейской идентичности,

использование иврита, утверждение особого призвания евреев- постоянного изучения

религиозную школу- ограничение числа, также доля иудеев для призыва- 1328, 8,8%- доля

ультраортодоксов. В стране волна соц.протестов.

Иудаизм в России

1 век до РХ- первые поселения на Черном море. 7-8 вв- тюркское государство- Хазарский

каганат. Евреи расселялись вдоль торговых путей, в Киеве- еврейская община. Галицко-

Волынское княжество. При Иоанне Грозном- запрет на въезд купцов, после 1654 г-

крупные общины. 18 век- покровительство крещеным евреям. В 1727 г- выдворение иудеев

из страны. Винное дело- главное занятие. В 12.1762 г Екатерина дозволила селиться

иудеям в Новороссии. Три раздела Польши- 900000 евреев. Избирательные права евреям.

Позволение записываться евреям в купечество. Павел 1 покровительствовал, Александр

основал еврейский комитет. Разрешение открывать кабаки и фабрики. В 1812 г евреи

поддержали Россию. При Николае политика постепенной ассимиляции. Штиглиц.

1844 г указ об образовании еврейского юношества. При Александре 2 евреи возводились в

потомственное дворянство. Гинзбург- династия, Поляковы. Процесс ассимиляции. С

1865-1881 гг- 3-12% доля гимназистов. До 13% в университетах. Александр 3 утвердил

проект первой синагоги в Петербурге. В нач.19 века 30% мирового, к нач.20 века- 50%

мирового иудейского сообщества. 5%-50%. Отменена черта оседлости, еврейский

комиссариат. 1920 г- циркуляр о ликвидации всех религиозных еврейских учреждений,

1922 г- синагоги. 1948 г- 10000 человек, когда приехала Голда Мейер. Три течения:

ортодоксальный, реформистский, хазидизм(мистический), институционализация. 1993 г-

конгресс еврейских религиозных организаций, федерация религиозных общин России.

2001 г- Конгресс бухарских евреев, горских евреев. Гусинский создал Российский

еврейский конгресс. Январь 2011-282 религиозные иудейские организации.

Обществе в XX-XXI вв.

В ХХ веке в современную эпоху христианская Церковь столкнулась со многими вызовами.

С 16 века- постепенно нарастание и господствование принципа рационализма,

христианские ценности вытесняются в умозрительную сферу, начинается замена

вертикально ориентированной системы на горизонтально ориентированную(всё уравнено,

можно в Бога не верить, христианская система ценностей не обязательна, потеряно

ВФБР нанесла удар по Церкви, дело здесь не только в новых принципах, но попытались

создать нового человека, означало смену системы ценностей и борьбу против Церкви,

священников уничтожали, открытая борьба против веры; взамен предлагали культ разума,

если убирают Бога, то обожествляют разум, пытались изменить язык, замена обращений,

замена календаря- для смены сознания людей). Когда на Западе сформировалось новое

общество, появилось течение либерализма. "Оксфордское движение"- приостановить

засилье либерализма. В 1845 г Ньюман переходит в католичество и становится

кардиналом. Святоотеческие учения были забыты- отсюда поиски. Фридрих

Шлейермахер- немец- пытался приспособить христианство к современному миру, "идеи и

принципы чужды религии, они принадлежат разуму", пытался оставить религии только

чувство. Школы 1) либеральная школа богословия на основе идей Шлейермахера- Адольф

фон Махерт. В 1871 г- культуркампф- антикатолическое культурное движение на идеях

либерализма- цель- задвинуть католицизм. Духовное образование- под контроль

государства, запрет критики гос-ва с церковной кафедры. В 1851 г Изабелла заключила

конкордат с Римом, по которому католичество- главная религия. С 1871 Альфонс 12 до

1931 г- католическое королевство. Чудеса 11.02.1858 г в Лурде(Франция): 14-ти летней

Бернадетте Субиру явилась Богородица(18 Явлений), в 1862 г- признано истинным.

В США многие бежали от притеснений. Квакеры, мормоны, адвентисты. 13.10.1917 г-

Явление в Фатиме Богородицы. О будущей войне, об особой роли России в мире. Римский

престол долгое время держал это в секрете(Фатимская тайна).

В РКЦ были реакции на вызовы времени. Первый Ватиканский Собор- 07.1870 г- новый

догмат о папской непогрешимости с кафедры(вне опоры на Священное Писание).

Образовалось течение старокатоликов. Пий 11 в 1922 г концепция массовых католических

организаций мира: увеличить массовую опору, апостольское служение мирян, в условиях

охлаждения людей к вере. Причисление к лику новых Святых, активизация миссионеров в

странах Азии и Африки. В 20-30-е гг Ватикан заключает в 32 странах конкордаты,

действовали папские нунции(представители). В 1929 г- Латеранские соглашения-

признание Папского государства, ликвидированного в 1870 г.

1933 г Пий 11 заключил конкордат с Гитлером. Партия "Немецкие христиане"- Гитлер

нашел Хозенфельдера, отрицавшего Ветхий Завет как еврейскую книгу. 1930 г- крестовый

поход против коммунизма, 500 православных храмов было разрушено, но на это внимание

Характерная черта жизни на Западе ХХ века- негативная реакция на отрицательные

стороны капиталистического уклада, против либеральной этики и норм. Культ

конкуренции и индивидуализма, упадок нравственности. Внутри общ.жизни Западных

стран существовало убеждение о подчинении прибыли христианским ценностям. Гилберт

Честертон- апологет христианства. Принципиальное отличие христианства от других

верований. "Вера подобна ключу, о ключе спорить нечего". Форма ключа сложна, он прост

лишь в том, что открывает дверь.

Гонения на католиков.

Во второй пол.ХХ века общественная жизнь менялась- новые вызовы, эпоха массового

производства и потребления. Производство ради получения прибыли, возросло значение

Повышение уровня жизни и комфорта. Отодвигание ценностей, бездумные эгоисты и

индивидуалисты. Западный мир индустриальный, а также постхристианский.

Клайв Льюис- еще один апологет.

Течение Евангельских христиан, неоортодоксия, христианский экзистенционализм,

римские католики, феминистская теология и теология освобождения(ЛА, ответ католиков

на освободительные движения, сформировано в 1968 г в Колумбии, когда собрались

епископы, несправедливость- институоционализированная жестокость-> политизация

религии. 1984 г Ватикан одобрил участие христиан в борьбе за человеческое достоинство.

Идеи Христа обращены к внутреннему миру человека, а не к политизированной борьбе.

Папа Иоанн 23- годы понтификата 1958-1963 гг- середина ХХ века, усугубление духовного

четыре сессии, важные решения- усиление позиции РКЦ: дип.отношения с СССР, 20

документов: Догматическая конституция о Церкви, о Священной Литургии, декрет о

Восточной Католической Церкви, декрет об экуменизме(новые нормы существования в

мире), все догматы сохранились. Течение улльтракатоликов- Марсель Лефевр- осуждение

декларации о церковной свободе"документ пропитан либерализмом". Лефевристы: не

отрицают папства, но принцип экуменизма, свободы совести, Литургическую реформу.

Павел 6 тоже пошел по пути исправления- в 12.1965 г в Ватикане и Афинагор в

Иерусалиме отменили взаимные анафемы(1054 г). Гуманизация богослужения, главным

становится человеческое, а не богообщение. "Да будет воля твоя праздником"- не любая

Воля Божья.

Иоанн-Павел 2- 1978-2005 гг, пытался следовать традициям обоих Пап. Первый Папа

славянин, из Кракова. Большой вклад- 129 стран мира посетил; жесткая позиция в

богословских вопросах. "Оппозиция Церковному учению- не законная христианская

свобода". Социальная политика предшественников, неолиберальная модель оргазинации,

"коммунизм по сравнению капитализма- детская игрушка". Бенедикт 6- Йозеф Ратценгер-

богослов, кардинал, противостоял светскому миру. В 2013 подал в отставку. Папа

Франциск- Франциск Ассизский, реформирование Церкви.

Направление христианства: три конфессии: Православие, Католицизм, Протестантизм, но

также Монофизитство(копты, армяне, эфиопы); Несторианство, Апостольская

Католическая Ассирийская Церковь Востока; римский Католицизм и неримский; внутри

протестантизма: англиканство, лютеранство, кальвинизм, меннонитство, баптизм,

адвентизм, пятидесятничество. Деноминация- рел.организация, РПЦ, Вселенская

Константинопольская Православная Церковь.

Структура: на 2006 г христианство 2173 млн чел. 33% населения мира. 20% населения

мира- ислам(1336 млн); 6% буддизм; индуизм-13%; конфуцианство-0,1%, синтоизм-0,05%,

иудаизм-0,2% население мира. Католики- З. и В. Европа. Неримские католики-

старокатолики, бразильская Кат.Ап.Церковь, итд. Протестанты- 39% всех христиан; В/

б-56%, в Герм.-35%., в США-51%. Кальвинизм- Федерация Протестантских Церквей;

баптизм(главное- сознательное Крещение, есть своё богослужение, импровизированные

молитвы- всемирный союз баптистов). Экуменизм- 1930-е гг, верующие пытались

возродить веру, конференции, 1937 г- в Женеве- союз Церквей, 1954 г- Всемирный Союз

Церквей- самостоятельные сообщества; не новая Вселенская Церковь, но объединенные

верой во Христа. Вселенская Православная Церковь- церковное общение. Условные

наименования для удобства. Диалог в рамках религиозных объединений-

англикане(Палмер).

Комиссия 1980 г на греческих островах Православия и католицизма: не обсуждали

вопросы открытого неприятия(филиоквия, Папская непогрешимость). После экспансии

католицизма на Украине диалог затормозился.

Тоска по единству, осознание невозможности единства, удовлетворение разделением.

Постсекуляризм.

Догматика ислама.

Единобожие. Открывающая сура, аль-фатиха, как Отче наш должны все знать. Коран - рифмованная проза. Есть много арабских диалектов, но общий - фусха - литературный, язык Корана, книг, радио, тв, религии, высокоразвитая грамматическая форма, матем формулы. Синтаксическая совершенность. Есть 99 эпитетов Аллаха. 100й- сам Аллах, четки для этого, в них Семечек тоже 99, их перебирают, называя все эти эпитеты, их тоже надо знать (Мусульманам). Микаил, Гавриил, Джабраил, передававший откровения Мухаммеду, Исраил, понимавший души умерших. Еще есть Мункярمنكر («ангел смерти») и Накир, которые допрашивают покойника после смерти. Шайтан شيطان - изгнанный из рая, армия джиннов, сотворенные до человека из огня. Все пророки уважаются мусульманами, но признается главным лишь Мухаммед. «Институт ада», геенны.

Основы. Столпы ислама. Обязательные к исполнению правила, предписанные шариатом.

1. Шахада, свидетельство единобожия, таухид. За этим «свидетельством» стоит вера. Это декларация веры, содержащая исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада. Произнесением шахады - Ля иляха илля ллах ва мухаммадун ррасулюллах («Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад - посланник Аллаха») - начинаются мусульманские молитвы и любое религиозные или светские мероприятие, проводимые в исламских странах.

2. Намаз. Ритуальная молитва, 5кратная, - перед рассветом, после полудня, в 4 часа, перед закатом и после него. Место, на котором совершается молитва, должно быть ритуально чистым (тахара), для чего молящиеся могут расстелить молитвенный коврик. Ритуальная чистота мусульман включает в себя действия, цель которых - достижение обрядовой чистоты и имеет «внутреннюю» и «внешнюю» стороны. «Внутренняя тахара» предполагает очищение души от неблаговидных помыслов, гнева и греха, а «внешняя тахара» - очищение тела, одежды, обуви, жилища и т. д

ОБЛАСТНОЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ


ЦИКЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ

(секция культурологии)


учащийся 7 класса гимназии №1 г. Караганды

Научный руководитель:

Рыбкин В.И., учитель истории гимназии №1


г. КАРАГАНДА, 2009


Введение

Глава 1. Цикличность в мировой истории

Глава 2. Цикличность в истории монотеистических религий

2.1 Понятие «религия». Монотеистические религии

2.2 Иудаизм - первая монотеистическая религия

2.3 Краткая история христианства

2.4 Возникновение и развитие ислама

2.5 Циклы в истории монотеистических религий

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек имеет свою неповторимую судьбу, свой уникальный жизненный цикл. Чаще всего этот цикл имеет следующую структуру: человек рождается на свет, проходит через периоды детства, отрочества, юности, зрелости, старости и умирает.

Те же самые процессы, по мнению некоторых историков, присущи и народам, государствам, цивилизациям.

У идеи цикличного развития истории есть масса, как сторонников так и противников. На наш взгляд, мнения сторонников цикличного развития истории звучат более убедительно.

Однако в нашей исследовательской работе мы не будем пытаться доказать или опровергнуть теорию цикличного развития той или иной цивилизации.

Объектом рассмотрения в нашей работе стала история монотеистических религий, т.е. иудаизма, христианства и ислама.

Предметом работы является изучение проблемы цикличности в истории монотеистических религий.

Целью работы стал поиск цикличного развития в истории монотеистических религий.

Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:

1) кратко охарактеризовать теории циклов мировой истории;

2) проанализировать историю монотеистических религий;

3) выработать возможный цикл развития монотеистических религий.

Гипотеза. Если проанализировать историю монотеистических религий, то можно придти к выводу, что данная история имеет определенные циклы развития, так как, и жизнь человека, и история стран, народов, цивилизаций, имеет свои определенные циклы.

При подготовке исследовательского проекта нами был использован метод теоретического анализа и синтеза литературы и источников.


ГЛАВА 1. ЦИКЛИЧНОСТЬ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Идея исторических циклов не нова. Еще до начала нашей эры римский историк Полибий в 40-томной «Всеобщей истории» и китайский историк Сыма Цянь в «Исторических записках» рассматривали историю общества как круговорот, как цикличное движение. Идею больших исторических циклов выдвинул в начале нашей эры арабский историк аль-Бируни, а несколько позже эту идею развил Ибн Халдун из Туниса.

В эпоху Возрождения идею циклов в историческом процессе высказал французский историк Вико. А немецкий философ и историк Иоганн Гердер в конце XVIII в. в работе «Идеи к философии истории человечества» подчеркивал генетические начала в истории, периодические перевороты между эпохами космического масштаба.

Таким образом, все названные историки исходили из того, что любое развитие в природе или в обществе - циклично, проходит через схожие фазы.

На новую стадию изучение цикличности в историческом процессе вышло во второй половине XIX – XX веке, когда целая плеяда талантливых историков из разных уголков мира предложило свое видение циклового развития.

Так, в 1869 г. русский историк Н.Я. Данилевский выдвинул идею о культурно-исторических типах локальных цивилизаций. Эта идея была развита в опубликованной в 1918 г. книге О. Шпенглера «Закат Европы».

Однако, наиболее полно учение о круговороте локальных цивилизаций и их цикличной динамике изложил известный английский историк Арнольд Тойнби в своем «Исследовании истории».

Попытаемся разобраться с самим понятием «цивилизация», так как многие люди употребляют этот термин, даже не зная, что он обозначает.

У данного понятия есть огромное количество определений.

Начнем с того, что этот термин был введен в широкий научный оборот еще в эпоху Просвещения, в середине XVIII в. Лавры его создания отдают Буланже и Гольбаху. По мнению просветителей, цивилизация представляла собой, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой,- всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов.

Сегодня одним из самых популярных определений данного понятия является следующее: «цивилизация – качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития».

К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, как уже указывалось, теория А. Тойнби. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями».

Тойнби насчитывает 26 подобных цивилизаций, каждой из которых присуща определенная система ценностей. Именно эта система ценностей определяет жизнь людей. Общими критериями для классификации цивилизаций являются религия и степень удаленности цивилизации от того места, где цивилизация изначально возникла.

Среди подобных цивилизаций А. Тойнби выделяет западную, две православные (русскую и византийскую), иранскую, арабскую, индийскую, две дальневосточные, античную и многие другие.

Он указывает также на четыре остановившиеся в своем развитии цивилизации - эскимосскую, номадическую, оттоманскую и спартанскую и пять «мертворожденных».

Каждая цивилизация, по мнению Тойнби, проходит на своем жизненном пути несколько стадий.

1) Стадия зарождения - генезис. Цивилизация может возникнуть либо в результате мутации примитивного общества либо на развалинах «материнской» цивилизации.

2) За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру.

3) Стадия надлома. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома.

4) Стадия распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство).

Следует отметить, что в этом жизненном цикле нет той фатальной предопределенности развития, которая присутствует в цикле цивилизации Шпенглера. Тойнби считает, что за стадией надлома (или брейкдауна) не обязательно следует распад.

Процесс становления и развития цивилизации А.Тойнби представляет как «Вызов и Ответ». Вызов исторической ситуации и ответ творческого меньшинства цивилизации на этот вызов. Если ответа не дано или он не адекватен вызову, то цивилизация все равно будет возвращаться к этой проблеме. Если же цивилизация не способна дать ответ ответа на вызов, то цивилизация обречена на гибель.

Как мы видим, А. Тойнби большое внимание уделял большое внимание роли религии в жизни общества. А можно ли найти циклы в истории самих религий? Ответ на этот вопрос мы попытаемся дать во второй главе.


ГЛАВА 2. ЦИКЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ

2.1 Понятие «религия». Монотеистические религии

Многие люди не воспринимают разницу между религией и мифологией. Действительно, провести отчетливую грань между ними очень сложно. Но можно. Так в чем же отличие одного от другого?

В мифологии отсутствует учение, которое присуще религии.

Мифология принимает жертвы (в том числе и человеческие), идолопоклонство.

Религия - отвергает жертвоприношения, идолопоклонство, в ней существует идея рая и ада, существуют разнообразные ответвления.

Однако глупо было бы отвергать утверждение, что религия не имеет тех же самых основ, что и мифология. Любая религия, как и мифология, зиждется но одном и том же основании, понятии - понятии, которому больше двух миллионов лет. Понятии добра и зла. Уже на самых ранних этапах развития человек задумывался – что такое добро и что такое зло? И не только задумывался, но и делал выводы. Так появились мифы, легенды. В основу самых первых легенд была положена идея борьбы добра со злом. А потом эти легенды были развиты в мифологию, которая, в свою очередь, была развита в религию.

Прейдем к краткой исторической характеристике вышеназванных религий.


2.2 Иудаизм - первая монотеистическая религия

Иудаизм - наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая на рубеже 2-1-го тысячелетий до н.э. в Палестине.

Основателем религии стал пророк Авраам, который со своей семьей оставил родной город Ур и пришел в Ханаан (позже государства Израиль – по имени одного из сыновей – Иаков).

Что заставило этого человека отказаться от спокойной жизни? Идея о том, что народы мира заблуждаются, поклоняясь многим богам; вера в то, что для него и его семьи, отныне и впредь – на все времена – существует только один Бог; вера в то, что этот Бог обещал землю ханаанеев его детям и потомкам и что эта земля станет его родиной.

Итак, Авраам со своей семьей переходят реку Евфрат (возможно из-за этого их стали называть евреями – иврим, от слова «эвер» - «другая сторона») и селится в холмистой части Ханаана. Здесь Авраам вырастил своего сына и наследника Исаака, купил у хетта Эфрона участок земли с пещерой Махпела, где похоронил любимую жену Сарру.

Авраам, как затем его сын и внук патриархи Исаак и Иаков не обладает в Ханаане собственной землёй и находится в зависимости от ханаанских царьков - правителей городов. Он поддерживает мирные отношения с окружающими племенами, но сохраняет свою обособленность во всем, что касается верований, культа и даже чистоты рода. Он посылает своего раба к родичам в Северную Месопотамию для того, чтобы привезти жену Исааку.

Спустя некоторое время евреи, исповедовавшие иудаизм, вследствие голода вынуждены были отправиться в Египет, сохраняя при этом веру в единого Бога – Яхве.

В Египте евреи попадают в рабство, которое достигло своего пика в период правления египетского фараона Рамзеса II.

Примерно в середине XIII в. начинается знаменитый исход евреев из Египта и завоевание Ханаанской земли. Необходимо отметить, что это завоевание сопровождалось масштабным уничтожением ханаанских народов, подлинным геноцидом, совершаемым во многом по религиозному признаку.

Наконец, с X в. до н.э. иудаизм устанавливается как основополагающая идея нравственного развития еврейского народа. Народа, которого ждала очень непростая историческая судьба. Захват Ассирией Северного Израильского царства, вавилонское пленение евреев, галут (изгнание) евреев из Земли Обетованной, и, наконец, долгожданное для них возвращение в родную землю, осуществлявшееся с конца XIX в., и завершившееся образованием Государства Израиль.

Иудаизм основан на следующих догматах: признание единого бога ; богоизбранности еврейского народа; вера в мессию, который должен судить всех живых и мертвых, а поклонников привести в землю обетованную; святость () и .

Одним из первых литературных произведений иудаизма является , закрепившая основные догматы и заповеди иудаизма. была обнародована в V веке до н.э. в Иерусалиме.

Первоначально иудаизм был распространен на весьма скудной территории и почти не выходил за пределы небольшой страны: Палестины. Проповедовавшееся иудаизмом положение о религиозной исключительности евреев не способствовало распространению религии. Вследствие этого иудаизм, не считая незначительных исключений, всегда был религией одного еврейского народа. Однако своеобразие исторических судеб еврейского народа привело к расселению последователей иудаистской религии по всем странам мира.


2.3 Краткая история христианства

Основателем ислама считается пророк Мухаммед - исторически достоверная личность.

В 610 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Этот год можно считать годом возникновения ислама. Хотя ни первая, ни последующие проповеди Мухаммеда в Мекке не принесли ему успеха, ему удалось набрать некоторое количество приверженцев новой религии. Проповеди того периода касались преимущественно не реальной жизни, а души, и потому не могли вызвать большой интерес у населения. Со стороны правящих кругов как к проповеди, так и к самому Мухаммеду, сложилось враждебное отношение.

После смерти богатой жены положение Мухаммеда в Мекке стало рискованным, и в 622 году он был вынужден перебраться в Медину. Выбор новой базы был удачен, так как Медина была конкурентом Мекки во многих отношениях, прежде всего в торговле. Часто происходили военные стычки между населением этих районов. Реальные интересы людей определили идеологическую атмосферу, в которой нашла поддержку проповедь новой религии. Проповеди того периода (мединские суры) исполнены уверенности и категоричности.

Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев и помогли ему в 630 году захватить власть в Мекке.

В 30-х годах VII века халифат нанес своим главным противникам - Византии и Ирану - сокрушительное поражение. В 639 году начался поход в Египет, завершившийся полным его завоеванием.

После убийства двоюродного брата и зятя халифа трон халифата заняла династия . В первый же год правления династии столица халифата была перенесена в Дамаск, и Мекка и Медина перестали быть политическими центрами государства.

В результате дальнейших арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и Ближнем Востоке, позднее - в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. В 711 году была совершена переправа через Гибралтар, и за три года Пиренейский полуостров оказался в руках арабов. Однако при дальнейшем продвижении на север они в 732 году потерпели поражение под Пуатье и остановились.

В VIII - IX веке в исламе возникло мистическое течение - .

В начале IX века арабы вторглись в Сицилию и владели ей, пока в конце XI века не были изгнаны норманнами.

В начале X века ухудшившееся финансовое положение халифата позволило многим эмирам получить большую самостоятельность. В результате к началу X века от халифата откололись Северная Африка, и восточные территории от до .

Сегодня ислам переживает не самые легкие времена.

Средства массовой информации всего мира, сегодня все чаще и чаще употребляют термин «исламская угроза». Под этим подразумеваются события, происходящие в Чечне, атака террористами 11 сентября 2001 года Нью-Йорка, события в развлекательном комплексе «Норд-Ост», атака исламистами ряда зданий в индийском городе Мумбаи, беспорядки по всему миру, связанные с карикатурным кризисом и многое другое.

Однако правомерно ли употребление подобно термина?

Чтобы ответить на этот вопрос попробуем разобраться в основных идеологических принципах мусульманства.

Основным источником исследования и описания ислама является - исторический документ, составленный ближайшими последователями после его смерти по его высказываниям. Хотя, по преданиям, высказывания записывались при его жизни специальными писцами на пальмовых листьях, есть основания полагать, что в входят высказывания, к которым не имеет никакого отношения.

Основные догматы ислама - поклонение единому всемогущему богу и почитание пророком . ставится на очень высокое место в ряду пророков, однако его божественная природа отрицается. Религиозная литература ислама, созданная в последующие периоды, делится на - биографическую литературу, посвященную , и - предания, описывающие реальные или вымышленные периоды жизни . В IX веке шесть сборников хадисов были отобраны в - Священное предание ислама.

В исламе существует пять основных столпов:

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

МОНОТЕИЗМ (единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге. Противоположен политеизму (многобожию). Характерен прежде всего для религий авраамовского круга (иудаизма , христианства , ислама).

Хотя религии авраамовского круга исходили из положения, что единобожие являлось первоначальной религией человечества, с течением времен искаженной людьми и превращенной ими в многобожие, в действительности оно возникло значительно позже политеизма. Самая ранняя монотеистическая религия – иудаизм – первоначально носила политеистический характер и освободилась от него только в 7 в. до н.э. Однако монотеистический культ имел гораздо более давнюю историю, чем монотеистическая вера. В некоторых культурах признание многобожия не означало почитания многих богов (генотеизм): верующий часто поклонялся только верховному богу пантеона (культ Атона в Древнем Египте). Кроме того, еще в древности появилась тенденция рассматривать остальных богов как различные ипостаси одного главного божества, наиболее ярко выразившаяся в индуизме, где все боги (Вишну, Шива и др.) считаются воплощениями исходного божественного абсолюта – брахмана.

При этом некоторые признанные монотеистические религии до сих пор обладают некоторыми политеистическими чертами. Так, наиболее влиятельные направления христианства (католицизм, православие, лютеранство) разделяют идею троичного божества: одного единого бога в трех лицах (Отец, Сын, Святой Дух). Эта идея воспринималась и воспринимается строгими монотеистами и вне (иудеи, мусульмане), и внутри христианства (ариане) как отступление от единобожия.

Монотеизм неоднороден и имеет ряд теологических и философских разновидностей. Наиболее распространенные – теизм, пантеизм, панентеизм и деизм.

Теизм – вера в бога как абсолютную бесконечную личность, стоящую над миром и в то же время причастную к жизни природы и общества. Характерен для большинства монотеистических религий – иудаизма, христианства, ислама, сикхизма.

Пантеизм – представление о тождестве бога и природы. В противоположность теизму, не рассматривает бога и мир (творца и творение) как нечто различное. В древности был свойственен индийской философии Веданты , считавшей мир эманацией Брахмы, греческой элейской школе (бог – «единое все»), неоплатоникам, соединившим восточное учение об эманации с платоновской теорией идей, а также классическому буддизму и одному из его главных направлений – хинаяне (высшее духовное начало распылено по всему миру). В средние века выразился у арабов в исмаилизме, у персов в мистическом суфизме , у христиан в метафизике Иоанна Скотта Эриугены , в еретических учениях Амари Бенского и Давида Динанского и в мистической теософии Мастера Экхарта. Особое значение приобрел в эпоху Возрождения и в Новое время: характерен для философских систем Николая Кузанского, итальянских и немецких натурфилософов (Б.Телезио и Т.Парацельс), Б.Спинозы , немецких идеалистов (Ф.В.Шеллинг , Д.Ф.Штраус, Л.Фейербах).

Панентеизм (термин, введенный немецким философом Х.Ф.Краузе в 1828) – представление о том, что мир заключен в боге, но не тождественен ему. Свойственен индуизму, согласно которому творец Брахма содержит в себе всю вселенную.

Деизм – учение, считающее бога безличной первопричиной, мировым разумом, породившим мир, но не слитым с ним и не участвующим в жизни природы и общества; познать его можно лишь с помощью разума, а не откровения. Возник в 17 в., получил распространение в европейской философии раннего Нового времени (Э.Херберт, А.Э.Шефтсбери , французские энциклопедисты).

Как религиозная форма монотеизм делится на инклюзивный (включающий) и эксклюзивный (исключающий). Первый утверждает, что боги, почитаемые другими религиями, на самом деле лишь иные имена одного единого бога (индуизм , мормоны); с точки зрения второго, они – или сверхъестественные существа второго ранга (демоны), или некогда обожествленные люди (правители, герои, предсказатели, целители, искусные мастера), или просто плоды человеческой фантазии.

Иван Кривушин

Известно много религиозных течений, которые формировались в разное время и имеют собственные принципы и основы. Одно из основных отличий заключается в количестве богов, в которые верят люди, так есть религии, основанные на веровании в одного бога, а есть и многобожие.

Что это монотеистические религии?

Учение о едином Боге принято называть монотеизмом. Есть несколько течений, которые разделяют представление о сверхтварном Творце. Разбираясь в том, что значит монотеистическая религия, стоит сказать, что так называют три основных мировых течения: христианство, иудаизм и ислам. По поводу других религиозных направлений ведутся споры. Важно заменить, что монотеистические религии – это отличающие направления, поскольку одни наделяют Господа личностью и разными качествами, а другие просто возносят центральное божество над другими.

В чем отличие монотеизма от политеизма?

В значении такого понятия, как «монотеизм» разобрались, а что касается политеизма, то он является полной противоположностью единобожия и основан на вере в нескольких богов. Среди современных религий к ним можно отнести, например, индуизм. Приверженцы политеизма уверены, что существует много богов, которые имеют свои сферы влияния, и привычки. Ярким примером являются боги Древней Греции.

Ученые считают, что сначала возникло многобожие, которое со временем перешло к вере в единого Бога. Многих интересуют причины перехода от политеизма к монотеизму, так вот есть несколько объяснений этому, но самой обоснованной является одна. Ученые считают, что подобные религиозные изменения отражают собой определенные этапы развития общества. В те времена происходило укрепление рабовладельческого строя и создание монархии. Монотеизм стал некой базой для формирования нового общества, которые верят в единого монарха и Бога.

Мировые монотеистические религии

Уже было сказано, что главными мировыми религиям, которые основаны на монотеизме, являются христианство, ислам и иудаизм. Некоторые ученые считают их массовой формой идеологической жизни, которые направлены на усиление морального содержания в ней. Правители государств Древнего Востока во время становления единобожия ориентировались не только на свои интересы и укрепление государств, но и на возможность максимально эффективно эксплуатировать людей. Бог монотеистической религии дал им шанс найти путь к душам верующих и укрепиться на своем троне монарха.

Монотеистическая религия – христианство


Если судить по времени возникновения, то христианство является второй мировой религией. Изначально она была сектой иудаизма в Палестине. Подобное родство наблюдается в том, что Ветхий Завет (первая часть Библии) является важной книгой как для христиан, так и для иудеев. Что касается Нового завета, который состоит из четырех Евангелий, то эти книги священны только для христиан.

  1. Есть в теме монотеизм заблуждения в христианстве, поскольку основа этой религии, это вера в Отца, Сына и Святого духа. Для многих это противоречие основ единобожия, но на самом деле это все считается тремя ипостасями Господа.
  2. Христианство подразумевает искупление и спасение, и люди верят в Бога к грешному человеку.
  3. Сравнивая другие монотеистические религии и христианство, следует сказать, что в этой системе жизнь истекает от Бога к людям. В других же течениях человек должен приложить усилия, чтобы вознестись к Господу.

Монотеистическая религия – иудаизм


Самой древней религией, которая возникла примерно с 1000 году до н.э. Пророки для формирования нового течения использовали разные верования того времени, но было единственное важное отличие – наличие единого и всемогущего Бога, который требует от людей строгого соблюдения морального кодекса. Возникновение монотеизма и его культурные последствия являются важной темой, которую продолжают исследовать ученые, и в иудаизме выделяют следующие факты:

  1. Основателем этого течения является пророк Авраам.
  2. Иудейский монотеизм устанавливается, как основная идея для нравственного развития еврейского народа.
  3. Течение основано на признании единого бога Яхве, который судит всех людей, причем не только живых, но и мертвых.
  4. Первое литературное произведение иудаизма – Тора, в котором указываются основные догматы и заповеди.

Монотеистическая религия – ислам


Второй по величине религией является ислам, который появился позже других направлений. Зародилось это течение в Аравии в VII веке н. э. Сущность монотеизма ислама заключается в следующих догмах:

  1. Мусульмане должны верить в единого Бога – . Он представлен существом, которое обладает моральными качествами, но только в превосходной степени.
  2. Основателем этого течения был Мухаммед, к которому явился Бог и передал ему ряд откровений, описанные в Коране.
  3. Коран является основной мусульманской священной книгой.
  4. В исламе есть ангелы и злые духи, именуемые джиннами, но все сущности находятся во власти Бога.
  5. Каждый человек живет по божественному предопределению, поскольку Аллах назначает судьбу.

Монотеистическая религия – буддизм


Одна из старейших религий мира, название которой связано с важным титулом ее основателя, называется буддизмом. Возникло это течение в Индии. Есть ученые, которые перечисляя монотеистические религии, упоминают об этом течении, но по сути его нельзя отнести, ни к единобожию, ни к многобожию. Объясняется это тем, что Будда не отрицает наличия других богов, но при этом он уверяет, что все подчиняются действию кармы. Учитывая это, выясняя, какие религии монотеистические, включать в перечень буддизм некорректно. К его основным положениям относят:

  1. Никто кроме человека не может остановить процесс перерождения , поскольку в его силах изменить себя и достичь нирваны.
  2. Буддизм может принимать разные формы с учетом того, где он исповедуется.
  3. Это направление обещает верующим избавление от страданий, переживаний и страхов, но при этом, она не подтверждает бессмертие души.

Монотеистическая религия – индуизм


Древнее ведическое течение, которое включает в себя разные философские школы и традиции, называется индуизмом. Многие, описывая основные монотеистические религии, не считают нужным упоминать об этом направлении, поскольку его приверженцы веруют примерно в 330 млн. богов. На самом деле это нельзя считать точным определением, поскольку индуистская концепция является сложной, и люди могут понимать ее по своему, но все в индуизме вращается вокруг единого Бога.

  1. Практики считают, что нельзя понять одного верховного Бога, поэтому его представляют в трех земных воплощениях: Шива, и Брахма. У каждого верующего есть право самостоятельно решать, какому воплощению отдавать предпочтение.
  2. У этого религиозного течения нет одного основополагающего текста, так верующие используют веды, упанишады и другие.
  3. Важное положение индуизма указывает, что душа каждого человека должна пройти через огромное количество перевоплощений.
  4. Карма есть у всех живых существ, и все поступки будут учтены.

Монотеистическая религия – зороастризм


Одной из самых древнейших религиозных направлений является зороастризм. Многие религиоведы считают, что все монотеистические религии начались с этого течения. Есть историки, которые говорят о том, что она дуалистическая. Появилось оно в древней Персии.

  1. Это одно из первых верований, которое представило людям борьбу добра и зла. Светлые силы в зороастризме представлены богом Ахурамаздой, а темные – Анхра-Манью.
  2. Первая монотеистическая религия указывает, что каждый человек должен поддерживать свою душу в чистоте, распространяя добро на земле.
  3. Основное значение в зороастризме имеет не культ и молитва, а добрые дела, мысли и слова.

Монотеистическая религия – джайнизм


Древняя дхармическая религия, которая изначально была реформаторским течением в индуизме, принято называть джайнизмом. Появилась и распространилась она в Индии. Религия монотеизм и джайнизм не имеют ничего общего, поскольку это течение не подразумевает веру в Бога. К основным положениям этого направления относят:

  1. Все живое на земле имеет душу, которая обладает бесконечными знаниями, силой и счастьем.
  2. Человек должен отвечать за свою жизнь в настоящем и будущем, поскольку все отражается на карме.
  3. Цель этого течения заключается в освобождении души от негатива, который вызывают неправильные действия, мысли и речи.
  4. Основная молитва джайнизма – мантра Навокар и во время ее пения человек выказывает уважение освободившимся душам.

Монотеистические религии – конфуцианство


Многие ученые уверены, что нельзя считать конфуцианство религией, и называют его философским течением Китая. Идея монотеизма может просматриваться в том, что Конфуций был со временем обожествлен, но при этом это течение практические не уделяет внимание природе и деятельности Бога. Конфуцианство во многом отличается от основных мировых монотеистических религий.

  1. Основывается на строгом выполнении существующих предписаний и обрядов.
  2. Главное для этого культа – почитание предков, так у каждого рода есть свой храм, где совершаются жертвоприношения.
  3. Цель человека – найти свое место в мировой гармонии, а для этого необходимо постоянно совершенствоваться. Конфуций предложил свою уникальную программу для гармонии людей с космосом.