Храмы солнца карнак и луксор. Храм бога Амона в Карнаке: описание, история и интересные факты

Религиозный комплекс храм Амона в Карнаке , на северной окраине Луксора был крупнейшим религиозным местом древнего мира, которая охватывала около 100 га. Он первоначально называлась«Ипет-Исут», что означает «самые избранные места». Комплекс располагается на берегах реки Нил. Храм карнак, после знаменитых пирамид, наиболее известное археологическое место в Египте. Храм Амона в Карнаке — это впечатляющий набор храмов, которые были частью города Фивы, столицы древнего Египта, империи в эпоху царства царей.

Из чего состоял Храм Амона в Карнаке?

Храм Амона в Карнаке состоит из 4 основных частей. Самые крупные и известные из них это участок под называнием «Амона — ра», поскольку это единственное, доступное место для туристов. Еще есть три части недоступных для туристов участков это «Мут», «Монти» и храм Аменхотепа.

Главное божество, на которое поклонялись в древности Карнаке, был египетский Бог Амон, а храм находится в самом центре этого комплекса. Так же, в комплексе присутствует храм «Монти» который расположен на севере, и храм «Мут», которая находится на юге. Кроме основных храмов, в комплексе есть также и другие более несколько мелких храмов и часовен. Эти храмы под названием «Хонсу», «Осириса», «Хек-Жет» и «Опет».

В храмном комплексе Амона в Карнаке есть проспект, во главе сфинксов (символа Бога Амона), которые стоят перед гигантской пилоной, где расположен большая статуя царя Рамсеса II. Первый пилон не был закончен, вблизи этого пилона, имелись некоторые остатки из сырцового кирпича для пандуса. Который является единственным примером, из чего был построен храм Карнак.

Из чего состоит Храм Амона в Карнаке?

Храме Амона в Карнаке есть самый большой и великолепный Гипостильный зал. На этот зал можно пройти через второй Пилон. А этот зал является одним из самым знаменитым, произведением античной архитектуры в современном мире. Этот зал начали строить во время правления самого Аменхотепа III, и он был завершен при внуке царя Рамсеса II. В этом зале все потолки, стены, и колонны окрашены в натуральные цвета земли. Крыша зала имеет высоту 24,99 метров, и поддерживается 12 папирусными колоннами, которые были установлены в два ряда, по шесть штук. Эти колонны сделаны из песчаника. А, кроме того, для каждой строки основных колонн примыкают семь строк — 9 столбцов по 12,80 метров в высоту каждый. Итого получается 134 колонн, которые имеют прекрасный вид. Зал украшают рельефы, которые изображают сцены из самой Египетской мифологии. В то время как его внешние удивительные стены Гипостильного зала украшены баталиями из сцен царствования семьи Рамсеса II.

Третий Пилон, который был построен во время Аменхотепа III, в этой зоне имеются несколько впечатляющих обелисков, таких как обелиск Тутмоса I, который имеет размер 21,34 метров в высоту и весом 143 тонн и обелиск «Хатшепут», один из них женщина фараона, его размер 29,57 метров в высоту и вес 320 тонн, который был посвящен Богу Амону. Четвертые и пятые пилоны были построены Тутмосом I, которые были меньшего размера, чем третий пилон.

Храм Амона в Карнаке — это замечательное место, которое можно туристам посетить с 6:30 утра по 5:30 вечера. Экскурсии организованы на нескольких языках.

История Храма Амона в Карнаке

Строительство комплекса Карнак начат 12-й династией, это было в период с 1991 г. — 1785 г. до н.э. А первый храм комплекса был построен и посвящен Богу Фива и Монти. Тем не менее, постройка храма длилась около 900 лет. Почему, так долго строилась эти храмы? Потому что, другие династии фараонов добавляли другие свои постройки: храмы, святыни, пилоны.

В свое время храм Карнак являлась частью древнего, знаменитого города Фивы. Она была культурным центром и столицей египетской империи. Так же комплекс Карнак был в течение длительного времени главной религиозной достопримечательностью Египта. Но, тем не менее, этот храм в свое очередь был заброшен, когда фараон Эхнатон решил взять власть в свою руки, и отказался от поклонения Богу Амону, и заменили его Богом солнца Атоном. Затем Эхнатон построил новую, другую столицу и храмы. После того, как Эхнатон умер народ перестал, поклонятся Атону. В свою очередь Фиванские жрецы быстро уничтожили все постройки Эхнатона. Затем, Карнакский храм снова стал прежним религиозным центром Египта.

В IV веке до н.э., когда греки захватили Египет, они переехали в столицу царства Александрию и это положило начало конца религиозного центра. Тем не менее, комплекс Карнак даже начали более уважать во время Римского правления Птолемеевской династии. Но, в 323 г. н.э. император Константин — великий принял христианство и в 346 г. н.э. он приказал в свою очередь закрыть все языческие храмы. После этого Карнакский комплекс забросили и построили четыре христианских церквей внутри корпуса.

Древняя египетская культура в середине века была совсем забыта. Даже местоположение великолепной Фивы было неизвестно. И только в XVI веке один венецианский путешественник подробно описал храм Амона в Карнаке. Спустя некоторое время путешественники написали целую летопись о храме Карнак и других самых важных памятников Древнего Египта, которые произошли в течении в течение XVII и XVIII столетий, вплоть до 1798 года.

Сегодня храм Амона в Карнаке после, египетских пирамид является самых известным и посещаемым местом в Египте. Это один из самых знаменитых примеров величие древней страны фараонов. Он так же, является великолепным источником информации для современных археологов всего мира, которые хотят найти ответ о еще загадочных историях Великой египетской цивилизации.

Карнакский храм (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Карнакский храм - крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта - объединяет серию построек, больше похожих на отдельный город, чем на храм. Размеры храма - 1,5 км на 700 м. Это второе по популярности место в Египте после пирамид. Храм содержит три части, одна из которых посвящена Амону-Ра, другая - царице Мут, являющейся женой Амона-Ра, а третья - сыну царицы Мут и бога Амона-Ра - Хонусу, - который считался лунным божеством.

Еще 200 лет назад Карнакский храм был засыпан большим количеством песка. Лишь в 19 веке археологи начали раскопки, причем работа продолжается по сей день.

Карнакский храм, считающийся одним из самых могущественных сооружений в Египте на протяжении многих веков, до сих пор сохраняет свое величие.

Абзац истории

Строиться Карнакский храм начал примерно в 20 в. до нашей эры. И каждый фараон после этого так или иначе достраивал часть храма. В общей сложности на строительство комплекса ушло 13 столетий. Карнак состоит из 33 храмов и залов. По сути, это музей под открытым небом. У входа в Карнакский храм располагается аллея бараноголовых сфинксов.

Не удивляйтесь такому количеству баранов, всё дело в том, что баран - одно из воплощений бога Амона, которому и посвящён Карнакский храм.

Что посмотреть

Пройдя по аллее сфинксов и минуя мощный пилон, вы окажетесь на территории храма Рамсеса, справа от которого обнаружите ещё один ряд бараноголовых сфинксов, и под каждым - маленькая статуя фараона. У входа в храм возвышается статуя самого Рамсеса, а по левую сторону от входа - часовня Сети II. В ней три входа в три святилища - богам Амону, его жене Мут и сыну Хонусу. Следуя дальше, вы попадаете в мощный колонный зал. Когда-то над колоннами была крыша, но после упадка храма и землетрясения 27 года до нашей эры крыша обвалилась, и теперь колонны подпирают лишь небо. Центральные 12 колонн имеют высоту 23 м. Остальные чуть пониже. 134 огромных столпа поражают своей масштабностью и величием. Находясь в этом зале, невольно начинаешь задумываться: а действительно ли это все построили люди? Только представьте: на плоскости вершины колонны можно разместить 50 человек.

Вообще, полуразвалившиеся стены представляют собой своеобразный лабиринт: то вдруг в проходе откроется вид на обелиск, то вновь возникнут уже знакомые головы фараонов, то сфинксы.

Прогуливаясь дальше по лабиринтам Карнакского храма, вы увидите пилоны, по которым можно определить границы расширения храма в былые времена, двор Аменхотепа III в виде одинокого обелиска, который расположен возле третьего и четвертого пилона. Также одинокий тридцатиметровый обелиск царицы Хатшепсут возле четвертого пилона. После обелисков расположены залы солнца, самым известным из которых является «Ботанический сад», в котором изображены различные цветы и необычные животные. Такой вот необычный «зверинец» завершает священный символ древних египтян - огромный жук-скарабей на постаменте, расположенный на берегу священного озера, или пруда омовения. Если верить легенде, нужно несколько раз обойти эту скульптуру, и тогда в жизни тебе всегда будет сопутствовать удача.

Размер священного озера - 120×77 м, когда-то рядом с ним находилось небольшое помещение, где жили гуси - священные птицы Амона. Вода из озера использовалась жрецами для священного омовения статуй богов. На выходе из Карнакского храма видны более поздние святилища - исламские.

Практическая информация

На автобусах из Каира (85 EGP, 11 часов в пути, 2 отправления в день), Хургады (30 EGP, 5 часов), Дахаба (110 EGP, 16 часов), Шарм-эль-Шейха (100 EGP, 15 часов). Но это не самый комфортный вид транспорта, который курсирует до Луксора. Из Каира можно также доехать на ночном поезде, стоимость проезда в одну сторону в купе на одного 75 USD, на двоих - около 100 USD, завтрак включен.

В течение сезона в Луксор прибывает целая армада круизных судов, которые курсируют по Нилу между Асуаном, Ком-Омбо, Каиром и так далее. Стоимость круизов начинается примерно с 50 USD за ночь (тип питания - фул борд).

Наконец, самый быстрый способ добраться до Карнакского храма - на самолетах. Регулярные рейсы совершаются из Каира (от 700 EGP, в пути 1 час и 5 минут) и Шарм-эль-Шейха (3 раза в неделю, от 500 EGP, в пути 1 час и 5 минут).

Попасть в Луксор ближе всего из Хургады , заказав туристическую экскурсию.

Поездка на такси обойдется вам раза в два-три дороже автобусного тура - за нее запросят от 100 USD.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Сохранившиеся сооружения храмового комплекса Амона-Ра на правом берегу Нила, в южной части древней столицы Верхнего Египта города Фивы. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1979 г.
Местонахождение: г. Луксор в Египте.
Язык: арабский.
Денежная единица: египетский фунт.
Река: Нил.
Аэропорт: Луксор (международный).

ЦИФРЫ

Длина храмового комплекса от входа до самой северной стены: 260 м.
Размеры пилона: высота - 20 м, длина - 70 м.
Длина центрального здания: 190 м.
Общее количество колонн храма: 151.
Дорога сфинксов: длина - 2,7 км, количество фигур сфинксов на ней в древности- 1350.
Площадь Луксора: 416 км².
Население Луксора: 505 588 чел. (2012 г.).
Плотность населения Луксора: 1215,4 чел/км².

Святилище бога Амона-Ра

Ипет Ресет (Южный храм), каковым считалось Луксорское святилище в Древнем Египте в период Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.), был вторым по своей сакральной значимости после Карнакского храма Ипет Сет (Северный храм). Оба храма были посвящены богу Амону-Ра и по большому счету составляли единый грандиозный архитектурный ансамбль в «городе Амона» (отметим, что Фивы - это греческое название столицы Верхнего Египта, появившееся после завоевания Египта Александром Македонским, а сами египтяне называли его Нот-Имн - город Амона (в Библии Фивы именуются Но-Амон, или Но), а самое древнее название города - Уасет или Уаст). Кроме того, храмы были посвящены еще двум персоналиям «фиванской триады» - богине-матери, покровительнице материнства Мут, супруге Амона, и их сыну Хонсу, божеству Луны. Дорога, или Аллея, сфинксов, общая для двух храмов, раздваивалась: правая ее часть сворачивала к храму Мут, левая - к храму Хонсу.

Честь основания храма древнеегипетские и древнегреческие источники отдают великой женщине-фараону XVIII династии Хатшепсут (1490/1489-1468 гг. до н. э., 1479-1458 гг. до н. э. или 1504-1482 гг. до н. э.) и ее приемному сыну и преемнику на троне Тутмосу III (1479-1425 гг. до н. э. или 1490-1436 гг. до н. э.). Они создали здесь небольшое святилище Амона, к которому в дни важнейшего для египтян праздника Опет, или Ипт, длившегося от двух до четырех недель, прибывали украшенные цветами лодки из связок папируса со статуями Амона, Мут и Хонсу на борту в сопровождении жрецов, выступавших в ролях певцов и музыкантов.

При фараоне Аменхотепе III (1388-1353/1351 гг. до н. э.) той же династии началось уже капитальное строительство храма под руководством великого зодчего - жреца Аменхотепа, сына Хапу. Материалом служил песчаник из каменистой пустыни к западу от Фив. Строительство, расширение и украшение храма продолжилось при фараонах Тутанхамоне (правил примерно в 1332-1323 гг. до н. э.) и Рамзесе II, фараоне уже XIX династии (правил примерно в 1279-1213 гг. до н. э.). Первыми сооружениями храма при Аменхотепе III стали гипостильный зал с колоннами в виде пучков папируса с бутонами цветов в виде капителей, вестибюль и святилище - внутренние помещения. Затем - внутренний двор (перистиль) с папирусовидными колоннами в более поздней, гладкой форме и без каннелюр. Последний фараон XVIII династии Хоремхеб возвел прецессионную колоннаду - двойной ряд, каждый из 7 массивных колонн - между внешним двором и двором Аменхотепа. Колонны были высотой 19 м и имели завершение в виде распустившихся цветков папируса, их украшали раскрашенные рельефы, рассказывавшие о торжествах в честь Амона. Сначала колоннаду покрывала крыша и окружали стены, создававшие сумрак в ней.

Рамзес II, как полагают одни исследователи, обнесхрам внешней оградой с 74 колоннами, другие придерживаются мнения, что она появилась раньше, возможно, еще при Тутмосе III. А вот то, что великолепные статуи установил Рамзес, несомненно. Среди них были скульптурные воплощения самого царя и его супруги Нефертари. Рамзес действовал не без того, чтобы со свойственной ему бесцеремонностью сбить картуши - таблички с именами тех, при ком появились те или иные статуи, и оставить там автограф себя, несравненного.

Неизвестно, был ли таков замысел Аменхотепа-строителя или ориентация храма с северо-запада на юго- восток играет здесь свою роль, но все формы храма поданы так, что здесь возникают резкие, почти мистические по ощущениям контрасты света и тени. На западной стороне перистиля между колоннами стоят шесть царских статуй, у которых одна нога выставлена вперед, они словно выходят из тьмы к солнцу, воплощаемому Амоном-Ра.

Луксорский храм был возведен вдоль правого, восточного берега Нила в Фивах, в «городе живых», именовавшемся так, в отличие от «города мертвых» на западном берегу Фив и всего Верхнего Египта. С Карнакским храмом, отстоящим от него к северу почти на три километра, его соединяла общая для обоих святилищ Дорога сфинксов. В наши дни эти храмы разделяют плотно застроенные кварталы города Луксор.

ЯВИВШИЙСЯ ИЗ ЗАБВЕНИЯ

Сейчас такое трудно себе представить, но в истории Луксорского храма был долгий период, когда его значительная часть была занесена песком и мусором.

У потерь, которые претерпел храм, своя летопись. Первым урон ему нанес фараон еще XVIII династии Аменхотеп IV, более известный как Эхнатон (1375-1336 гг. до н. э.)| сын Аменхотепа III, религиозный реформатор, отрицавший культ Амона-Ра и перенесший столицу государства из Фив в Амарну. Но прежде он уничтожил в храме все изображения Амона, скульптурные и рельефные. Тутанхамон (по одной из версий, сын Эхнатона), однако, быстро восстановил разрушенное.

Один из мощных трапециевидных пилонов при северном входе в храм относится ко времени царствования Рамзеса II и покрыт рельефами с изображениями одержанных им побед над хеттами. Здесь же стояли и шесть колоссов Рамзеса, из которых сохранилось лишь три. Строительными работами при этом властителе Египта руководил не менее выдающийся зодчий, чем Аменхотеп, Бакенхонсу. Он разбил вокруг и внутри храма сады, снабдив их оросительной системой, о чем оставил собственноручное свидетельство в иероглифах на одной из стен. У одного из пилонов северного входа он установил два обелиска из розового гранита, «красота которых достигает небес», как писал сам Бакенхонсу. Сейчас там стоит один из них. Второй, точно такой же символ царской власти, в 1831 г. тогдашний правитель Египта Мехмет Али подарил королю Франции Луи-Филиппу, и с 1836 г. этот обелиск украшает площадь Согласия в Париже.

Святая святых комплекса - храм Амона-Ра - был возведен уже при Александре Македонском (356-323 гг до н. э.), завоевавшем Египет в 332 г до н. э. и называвшем себя сыном Амона, конечно, в символическом смысле. В 667 и 663 гг. до н. э. Фивы были завоеваны ассирийцами. В 146 г. до н. э. - римлянами, в 85 г. до н. э. - наказаны диктатором Суллой за то, что в его войне с царем парфян Митридатом II приняли сторону последнего. Некогда блистательный город был заброшен римлянами и довольно быстро пришел в запустение. Как и все его храмовые сооружения.

Арабское завоевание Египта началось в 634-654 гг. К храмам древних египтян у новых хозяев берегов Нила отношение было более чем пренебрежительное, и к началу Средних веков Луксорский храм практически исчез под наплывом речных отложений и беспорядочными россыпями каменных фрагментов - следов разрушений.

На месте некоторых прежних сооружений комплекса арабы возводили свои строения. Самым значительным из них была мечеть, предположительно XI-XIII вв., Абу-Хаггаг, посвященная суфию-шейху Абу эль-Хаггагу, здесь похороненному. Предполагается, что мечеть стоит (частично) на том месте, где размещалось первое здесь святилище Амона, заложенное Хатшепсут. После того как храм Амона был расчищен, выяснилась еще одна интересная подробность. Как оказалось, на месте храма Амона, еще задолго до мечети, существовала церковь ранних христиан, и мусульмане не полностью уничтожили ее рельефы, как поступали с христианскими храмами обычно, просто покрыли штукатуркой, благодаря чему сохранились фрагменты этих рельефов.

Исходя из того, что обелиск, подаренный Франции, был откопан в начале XIX в., локальные раскопки велись здесь примерно с этого времени. Дата самого начала возрождения и возвращения Луксорского храма человеческой цивилизации по всем правилам археологии - 1884 г., когда здесь начала раскопки экспедиция французского египтолога Гастона Масперо (1846-1916 гг.). Это было чрезвычайно трудоемкое дело, осложненное тем, что при снесении мусора можно было что-то повредить. Не хватало знаний о планировке храма. Такие знания удалось получить к началу 1930-х гг., а в виде, который уже можно было считать максимально в наше время полным, храм предстал к 1960-м гг.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

  • Гипостильный зал.
  • Пилоны.
  • Портик.
  • Внутренний двор.
  • Колоссы Рамзеса II и другие статуи.
  • Обелиск.
  • Аллея сфинксов.
  • Зал (дом) рождения маммизи.
  • Мечеть Абу-Хаггаг, или Белая мечеть.
  • Артефакты из храма в Луксорском музее.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

Маммизи - это в буквальном переводе с коптского «дом рождения». А в Луксорском храме - зал, где царица Мутемуйи родила будущего фараона Аменхотепа III, очередного сына Амона-Ра. По мифологии Древнего Египта все фараоны рождались от плоти Амона-Ра. В данном случае в настенных изображениях представлена вся история появления на свет Аменхотепа III и ее действующие лица. Богиня материнства Хатхор, находившая среди самых прекрасных женщин государства мать очередного дитя бога. Этой чести удостаивалась обычно супруга действующего царя, как Мутемуйи, жена Тутмоса IV. Царицы не нарушали обета верности, ибо Амон для сего священнодействия принимал облик царя. Супружеское ложе охраняют богиня охоты и войны Нейт и дочь Ра Селкет, богиня мертвых. Бог творения Хнум создает на гончарном круге младенца и его жизненную энергию Ка. Будущей матери фараона сообщает о событии бог мудрости Тот. В зал для родов избран- ницу Амона-Ра приводят Хатхор и Хнум. Богиня родов Месхенет воплощается в повитух: Нут - Великую, Тефнут - Старшую, Исиду - Прекрасную и Нефтиду - Превосходную. Охраняют зал Бес и Таурт, божества миллионов лет жизни. Священные коровы Сехатхор и Хесат кормят новорожденного своим молоком. Богиня письма и счета Сешат заносит его имя в свитки Жизни при свидетелях: это Хнум и бог магии и волшебства Хек. В заключение действа Амон-Ра берет сына на руки и целует его.

Храмы Карнака и Луксора
Кармак - современное название одного из крупнейших храмовых комплексов и религиозных центров Древнего Египта. На протяжении примерно двухтысячелетий (вплоть до рубежа новой эры, когда начался римский период в древнеегипетской истории) Карнак являлся по сути средоточием государственного религиозного культа, определявшего идеологию и направленность духовных исканий богословов страны на Ниле.

В восприятии египтян Карнак был особым местом в ряду других святынь Египта. Об этом говорит уже само его название: по-древнеегипетски храмовый комплекс именовался Ипет- Сут, что, по мнению известного российского египтолога О. И. Павловой, можно перевести как «избранный местами (пребывания)». Причина его избранности понятна: хотя в Кармаке почитались многие египетские боги, начиная с эпохи Среднего царства (точнее, с XII династии) он - главное святилище бога Амона,которого позднее, в греко-римской античности, не случайно отождествляли с верховным богом Зевсом (Юпитером). Имя Амон переводится как «сокрытый», «невидимый». Такое определение в принципе приложимо к любому божеству Древнего Египта, однако Амон в египетском пантеоне обладал редкими функциями: это был бог воздуха, или ветра (греческое слово «пневма», обозначающее эту стихию, стало в христианстве обозначением Святого Духа, и в то же время бог-творец. Предположительно Амона особенно почитали в Гермополе, в среднем течении Нила. Когда же при фараонах XI династии развернулась борьба за объединение Египта под властью Фив - будущего стольного города в Верхнем Египте, начал складываться культ Амона Фиванского, освящавший царскую власть п единство государства.

Влияние религии Амона заметно усилилось в период XII династии (XX-XVIII вв. до н. э.). Тогда-то фараон Сенусерт I и возвёл в Карнаке небольшой изящный храм «из камня белого прекрасного», куда в празднества помещали священную барку Амона, изготовленную из знаменитого ливанского кедра (использовавшегося, кстати, и при постройке иерусалимского Храма). В Белом храме, как его называют египтологи, проводился праздник хеб-сед, во время которого совершалось таинство возрождения физических сил стареющего фараона, после чего он как бы вновь венчался на царство, символизируя тем самым и неиссякающее благоденствие для всего Египта. Белый храм ещё в глубокой древности разобрали в ходе одной из реконструкций Карнака, но значительная часть блоков, из которых он был построен, сохранилась в составе других сооружений, благодаря чему в XX в. храм удалось воссоздать.

Разбирать старые постройки и использовать их камень для возведения новых было обычным делом в Древнем Египте. Поэтому история Карнака не известна в деталях. Однако ясно, что расцвет его относится к эпохе Нового царства, когда главной святыней Карнака стал колоссальный (размером 600 х 550 м) храмовый комплекс, посвящённый Амону.
В древности храмовый ансамбль был обнесён стеной и включал в себя множество обширных помещений, дворов, залов, аллей-переходов, обелисков, пилонов, статуй. Сейчас от грандиозного архитектурного шедевра уцелело далеко не всё, но даже то, что сохранилось, потрясает своим величием. Остальные храмовые постройки, по словам некоторых путешественников, меркнут перед впечатляющими останками Карнакского храма. Это действительно ярчайший образец храмового зодчества Древнего Египта последних двух тысячелетий его существования.

До наших дней сооружение дошло примерно в том виде, какой оно имело в XIV-XI вв. до и. э. С запада к нему ведёт частично уцелевшая доныне аллея сфинксов. Египетские сфинксы, как правило, имеют тело льва и голову фараона, но утех, что находятся перед храмом Амона, голова овна (барана) - священного животного этого бога. Сфинксы символизируют царственную силу, покровительствующую добру и безжалостную к злу, поэтому мифические существа, расположенные в два ряда перед входом в храм, были призваны многократно увеличить его защиту от злых сил.

Аллея завершается перед гигантскими пилонами, их композиционное решение восходит к архитектуре более ранних погребальных сооружений эпохи Древнего царства. За пилонами - обширный двор, а за ним - знаменитый гипостиль (закрытое помещение с несколькими рядами колонн) Карнакского храма. Все его 134 колонны (до 20 м в высоту и около 3,5 м в диаметре), расположенные в 16 рядов, некогда были увенчаны капителями в форме цветков лотоса и связок папируса, характерными для Египта эпохи Нового царства. Да и сами колонны воспроизводили форму связок из стеблей этих священных для египтян растений: лотос издревле ассоциировался с колыбелью Солнца на заре творения - с тем «великим лотосом», что «поднялся из первичных вод». Папирус, символика которого столь же многозначна, как и лотоса, в конструкции храмов, видимо, развивал его тему и означал произрастание, процветание. Ведь сам египетский храм (во всяком случае, со времён Нового царства) воспринимался как место ежедневного мистического обновления Вселенной.
За гипостилем располагаются пилоны всё новых и новых врат, некогда покрытых золотом, серебром, медью и бронзой. Они выстроены анфиладой по оси комплекса и ведут в другие помещения храма, более затемнённые. Святая святых Карнака - сравнительно небольшая комната, погружённая во мрак, символизирующий покров тайны, окружающий божество, или изначальный сумрачный хаос, в котором восходит лучезарная заря творения.

Таким образом, композиция храма Амона разворачивалась по горизонтали, а не по вертикали; в соответствии с данным архитектурным решением по горизонтальной оси возрастала и «степень сакральности» храмовых помещений. Почти готическая устремлённость к небу в египетском храме была свойственна лишь обелискам у входа.

Они соотносились только с «вратами таинства», а не с самим местом его совершения - в этом отличие египетского (и вообще древнейшего восточносредиземноморского) храма от тех форм, что развились позднее в христианстве и исламе, индуизме и буддизме. Разумеется, глубоко сакральная горизонтальная ось есть и в церквах, и в мечетях (она указывает соответственно на алтарь и на михраб), однако вертикальная устремлённость здесь постоянно подчёркивается богословским осмыслением элементов конструкции здания. Можно сказать, что египетский храм выражал в своих зримых формах прежде всего не идею «горения к небу», а идею мистериальности - последовательного прохождения через врата различных ступеней посвящения в мистерии.

Храмовый комплекс в Карнаке не раз перестраивался при XXII и XXV династиях, при Птолемеях. Почти каждый фараон считал | ^ своим долгом что-то привнести в главное культовое сооружение страны. Постепенно были возведены меньшие по размерам храмы других божеств, создано священное озеро Амона размером 110 х 70 м (священные озёра во времена Нового царства стали обязательной частью храмовых комплексов), вырыты несколько каналов. Здания окружили священные сады с чёткой, регулярной планировкой. При храме Амона появился «Дом жизни» - библиотека, где хранили и переписывали священные папирусные свитки, изучали математику и медицину. Перестройки, к счастью, не затронули основы планировки и архитектурного решения Карнака, как и его великолепные интерьеры. В храме Амона на внешней стороне стен гипостиля до сих пор видны некоторые рельефы, иллюстрирующие военные подвиги Рамсеса II, на внутренней - рельефы на религиозные сюжеты. Ранее все они были раскрашены, чаще голубой и жёлтой красками, и инкрустированы золотом, а потолок храма был небесносиним, усеянным золотыми звёздами.

Примерно в 3 км от Карнака в эпоху Нового царства воздвигли ещё один великолепный храмовый комплекс, посвящённый Амону, - Луксор. Аллея сфинксов соединяла оба религиозных центра, и каждый год по ней из Карнака в Луксор отправлялась праздничная процессия. Так что в сущности они представляли собой единственный комплекс, входящий и состав грандиозного культового центра, каковым являлись тогда Фивы.

Архитектурное решение Лекторейкого комплекса во многом сходно с Карнакским. Его главная часть, созданная преимущественно в XV-XIII вв. до н. э., также включает в себя могучие пилоны врат, внутренние дворы и гипостиль. Стены Луксорского храма покрыты многочисленными рельефами, в том числе повествующими о жизни фараонов и об исторических событиях далекого прошлого.

Долгое время Карнак и Луксор оставались оплотом древнеегипетских традиций. Но в период религиозной реформы Эхнатона (1368-1351 гг. до н. э.) фиванские храмы Амона сильно пострадали: утверждая единый культ бога Атона, по приказу фараона уничтожали в первую очередь изображения повсеместно чтимого Амона, сбивали его имя в надписях. Однако после смерти Эхнатона почитание Амона в Карнаке, Луксоре, да и во всём Египте очень быстро восстановилось: древняя фиванская религия Амона была, по-видимому, не менее возвышенной, чем почитание Атона (солнечного диска, дарующего жизнь), и глубже проникла в миросозерцание египтян.

В I тысячелетии до н. э. культ Амона распространился и за пределами Египта, прежде всего в царстве Куш (Древняя Нубия). Оракул Амона в ливийском оазисе Сива (к западу от Египта), по преданию, посещали
даже такие царственные особы, как.Александр Македонский и Клеопатра. На рубеже новой эры Карнак, средоточие культа Амона, был предан забвению почти на два тысячелетия. И систематически его начали изучать только с середины XIX столетия.

Образы Карнакского храма
Запечетленные в Карнааском храме образы становятся вполне понятными лишь через знакомство с богословскими осмыслениями древних египтян. В эпоху Нового царства Амон, древний бог почитается не только как бог-творец общеегипетского уровня, но также отождествляется с богом Солнца Ра. Остальные боги воспринимаются отныне как различные проявления приобретшего черты вселенского божества, — в этом нетрудно увидеть сходство с библейским пониманием Бога. О том же свидетельствуют и фиванские богословские тексты (помимо широко известной реформы Эхнатона, монотеизм которой неоднократно сопоставлялся с библейским богословием).
Отдельные фрагменты из гимнов Амону, вероятно звучавшие и в Карнакском храме, говорят о его «безначальности» и невозможности полного постижения. Подобные образы встречаются и в Библии, и в святоотеческой христианской литературе.

Нет ли здесь противоречия? Даже боги не знают «настоящего вида» Амона, однако изображения его в Древнем Египте (и, разумеется, в Карнакском храме) существовали — преимущественно в виде человека с головой овна (барана). Вот как объясняется это несоответствие в одном древнеегипетском тексте об Амоне, приведённом в книге И.Г. Франк-Каменецкого «Памятники египетской религии в фиванский период»: «Лик его подобен овну, таинственными образами он скрывает себя, дабы никто не познал его тайны».

Адрес: Египет, Карнак
Координаты: 25°43"06.6"N 32°39"28.4"E

Большой двор

Большой колонный зал - шедевр древнеегипетской архитектуры

Главный вход в Карнакский храм предваряют массивные пилоны - ворота в форме усечённой пирамиды. В древности к наружным стенам пилонов крепились высокие мачты из кедра с развевающимися на них флагами. Центральный пилон высотой 44 метра и шириной 113 метров ведёт в широкий внутренний двор, обрамлённый колоннадой. Минуя порог храма, посетитель оказывается среди беспорядочного хаоса зданий, обелисков, гигантских изваяний фараонов, барельефов.

Вход в Большой колонный зал

Главную гордость Карнака составляет Большой колонный зал, построенный фараоном Сети I и его сыном - Рамсесом II Великим. Крышу зала поддерживают 134 исполинские колонны, пышно декорированные цветными рельефами религиозной тематики. Храмовый потолок, выкрашенный в голубой цвет и покрытый изображениями звёзд и птиц, имитирует небосвод. До наших дней кровля не уцелела, и руины зала покоятся под открытым небом.

Статуя Рамсеса II с его дочерью Мерит-Амон

Колонны центрального нефа с капителями в форме цветков папируса достигают высоты 20 метров, а боковые переходы, выполненные в виде нераспустившихся бутонов - 15 метров. Поражает и толщина колонн: лишь шесть человек, взявшись за руки, смогут обхватить одну из них.

Поскольку два центральных ряда колонн выше остальных, окна под потолком пропускали солнечные лучи таким образом, что в зависимости от времени года были освещены разные рельефы на стенах. Колонный зал не угнетает зрителя своей тяжестью, а наоборот - внушает чувство уважения и ощущение торжественности.

Вид на Карнакский храм со стороны священного озера

Карнакский храм - воплощение могущества Нового царства

Ахменну», или «Блистательный памятниками» - так назывался большой юбилейный зал, построенный фараоном Тутмосом III. Колонны зала, имитирующие тонкие расписные столбы царского паланкина, не имеют аналогов в египетской архитектуре. После смерти Тутмоса III в «Ахменну» проводились обряды посвящения в жрецы бога Амона. В юго-западной части зала, в небольшом помещении найдена стела с рельефами, изображающими юбилейные приношения Тутмоса своим 62 предкам.

Аллея сфинксов-баранов

В 1843 году эти рельефы («Карнакский царский список») были вывезены в парижский Лувр . Неподалёку от юбилейного зала находится «Ботанический сад» - помещение, на стенах которого выгравированы растения и животные, населявшие как долину Нила, так и захваченные Тутмосом III земли - Сирию и Палестину. Свои воинские подвиги Тутмос III увековечил на колоннах «Исторического зала», восстановив описания походов по записям, сделанным придворным летописцем на кожаных свитках.

Часовня Сети II

В центре зала установлены геральдические столбы с изображением папируса и лотоса, символизирующих Нижний и Верхний Египет . В память о своих победах в Азии Тутмос III возвёл храм в честь Сехмет - львиноголовой богини войны. До сих пор посреди часовни стоит скульптура Сехмет. Её голову венчает массивный солнечный диск, а в руках она держит скипетр-папирус - символ вечной власти и анх - «ключ жизни». Когда яркий луч света, падающий с потолка, озарял гранитный лик Сехмет, придавая реальность её образу, никто не сомневался в могуществе фараона.

Храм Рамсеса III

В древности с южной стороны Карнака располагалось священное озеро, предназначенное для ритуальных омовений. По водам озера совершали ритуальное плавание священные ладьи из кедра с помещёнными в них статуями богов. Рядом с пересохшим водоёмом находится гигантский каменный скарабей, водружённый на пьедестал Аменхотепом III. Существует поверье: если семь раз обойти вокруг изваяния и прикоснуться к нему рукой, то загаданное желание исполнится. А если человек захватит с собой несколько песчинок с берега Карнакского озера и будет всегда носить их при себе, то обретёт финансовое благополучие.