Где и когда родился тютчев. Биография тютчева самое главное

Творческий путь Ф.И. Тютчева охватывает более полувека. За это время поэт написал не так уж много — около 300 стихотворений, которые помещаются в одной книге. Но эта книга, как справедливо заметил поэт А.А. Фет, перевешивает множество томов…

Историки литературы часто называют Тютчева «поздним романтиком». Приверженность поэта к романтизму во многом объясняется более чем двадцатилетним пребыванием за границей, обусловившим его оторванность от отечественной литературной и культурной жизни. По возвращении на родину Тютчев ощущал себя «обломком» прошлой эпохи и «последышем» поколения, которое уже сходило с авансцены отечественной культуры.

Творчество поэта отчетливо делится на два этапа: 20-40-е и 50-60-е гг. ХIX в.

Первый период протекал под знаком осмысления лирического «я» в мироздании. Даже в стихотворениях любовной тематики чувства лирического героя «вписывались» в картину Вселенной. Исследователи отмечают связь тютчевской поэзии этой поры с идеями русских «любомудров» (членов одноименного философского кружка и представителей соответствующего философского течения в русской поэзии), с основополагающими концепциями немецкого философа Ф. В. Й. Шеллинга и художественным опытом немецкого поэта-романтика Г. Гейне. Материал с сайта

Второй период тютчевского творчества характеризовался углубленным исследованием внутреннего мира человека. Одним из главных достижений этого этапа стал «денисьевский цикл».

Основную часть тютчевской лирики образуют стихи философского, пейзажно-философского и любовного плана. Однако перу поэта принадлежат также образцы гражданско-политической лирики и написанные «по поводу» емкие лирические миниатюры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • второй период творчества (50- 60-е гг.) достоевского
  • тютчев о творчестве
  • книги о творчестве тютчева
  • творчество тютчева краткое
  • сочинение тютьчев творчиства

Со дня смерти Федора Ивановича Тютчева (15июля 1873 года) прошло 137 лет. Несколько поколений россиян привыкли говорить о явлениях природы тютчевскими стихами.

На любое событие природной жизни Федор Иванович способен был откликнуться и красочно его запечатлеть. В этом ему никто не был равен, даже Фет.

Лучшие достижения этого лирика-мыслителя, вдохновенного и вдумчивого певца природы, тонкого выразителя человеческих чувств и переживаний современный читатель хранит в золотом фонде русской классической литературы.

Как сформировалось у Федора Ивановича Тютчева поэтическое чувство природы? Какими приёмами он пользовался, что все написанное им навсегда запало в душу русского человека, стало дорого и близко ему?

Цель данной работы – глубже познакомиться с поэзией природы русского поэта и философа Федора Ивановича Тютчева, с его «творческой кухней».

1. Краткий обзор жизни и творческого пути

Ф. И. Тютчева

Потомок старинной дворянской фамилии Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в родовом имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Детские годы главным образом прошли в деревне, юношеские – связаны с Москвой.

В семье свято хранили русские обычаи, хотя говорили по-французски. У малолетнего сына Фёдора был дядькой вольный крестьянин Н. А. Хлопов, который сыграл ту же роль в жизни будущего поэта, что и Арина Родионовна в судьбе А. С. Пушкина.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с поэтами древней Греции, с современными «стихотворцами». Учитель поощрял первые стихотворные опыты своего ученика. В 12 лет Фёдор уже успешно переводил Горация.

В 1819 году Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Есть предположение, что профессор поэт и переводчик А. Ф. Мерзляков в обществе Любителей Российской словесности прочитал оду своего ученика «Вельможа» (подражание Горацию). 30 марта 1818 года пятнадцатилетний поэт стал членом общества.

Окончив университет в 1821 году со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 года Федор Иванович Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев он был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени связь будущего известного поэта с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине дипломат провёл двадцать два года, из них двадцать – в Мюнхене. Здесь он женился, познакомился с философом Фридрихом Шеллингом и подружился с Генрихом Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829 – 1830 годах в России в журнале С. Раича «Галатея» были опубликовании стихотворения поэта, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта (« Летний вечер», «Видение», « Бессонница», « Сны»), но не принёсшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 году, когда в пушкинском «Современнике» были напечатаны его стихотворения. Известно, что поэт не относился серьёзно к своему поэтическому таланту, не издавал своих работ. Князь И. С. Гагарин, сослуживец по Мюнхену, переправил рукописи Тютчева под названием «Стихотворения, присланные из Германии». Читатели так и не узнали, кто был автором «благоухающих строк», так как под ними стояли только две буквы Ф. Т. Великий поэт не был тщеславным.

В 1837 году Тютчева назначили первым секретарём Русской миссии в Турине, где он пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. Через 2 года Фёдор Иванович вступил в новый брак. Для венчания с невестой он самовольно уехал в Швейцарию, после чего ему пришлось уйти в отставку. Пять лет Тютчев с семьёй жил в Мюнхене, не имея никакого официального положения.

В 1844 году Федор Иванович переехал с семьёй в Россию, а через полгода вновь был принят в Государственную коллегию иностранных дел.

Ф. И. Тютчев, как известно, постоянно интересовался политическими событиями в Европе и России. В 1843 – 1850 годах он выступил со статьями «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос», делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества «России будущего», которая представлялась ему «всеславянской» империей.

Продолжая писать удивительные стихи («Неохотно и несмело», «Когда в кругу убийственных забот», «Русской женщине» и др.), поэт по-прежнему не стремился напечатать их.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник», в которой говорилось об огромном таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений. О поэте заговорили!

В 1854 году вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой.

«Беззаконные» в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочерей продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны, так как жену свою Тютчев не бросил и жил на две семьи.

В 1858 году у Фёдора Ивановича Тютчева новая должность: он назначен председателем Комитета иностранной цензуры. Благодаря настойчивости и эстетическому вкусу поэта, многие произведения иностранных авторов «прописались» в России.

С 1864 года Федор Иванович теряет одного близкого человека за другим: умирает от чахотки Елена Денисьева, через год – двое их детей, его мать. Но поэт не может молчать: в творчестве шестидесятых годов преобладают политические стихотворения.

В последние годы у Тютчева умирают старший сын, любимый брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. Вторая жена поэта была рядом с ним до последней минуты. Тяжело больной, Федор Иванович поражал окружающих остротой и живостью ума и неугасающим интересом к событиям литературной и политической жизни.

15 июля (27 июля) 1873 года в Царском Селе перестало биться сердце великого русского поэта и гражданина. «Милый, умный, как день умный, Федор Иванович! Прости – прощай!» - с горечью отозвался на известие об этой смерти И. С. Тургенев.

В сознание любителей поэзии Фёдор Иванович Тютчев вошёл прежде всего как певец природы. Пожалуй, только у одного Тютчева философское восприятие окружающего мира составляло в огромной степени самую основу видения мира.

2. Личность поэта и формирование его взглядов на природу

« молодое поколение писателей успело уже убедиться, какой тонкий и высоко критический ум соединяется в них (стихотворениях) с поэтическим талантом», - так заявлял в «Записках о действительном статском советнике Федоре Ивановиче Тютчеве» академик, поэт и критик, ректор Петербургского университета П. А. Плетнёв.

Современники подчеркивали неординарность личности дипломата и поэта Тютчева.

Зная в совершенстве все европейские языки, Федор Иванович стихи свои писал главным образом по-русски. Почему? Вероятно, он и жил, и чувствовал, и мыслил как истинно русский человек. На звание поэта этот удивительный лирик никогда не претендовал. Свои поэтические труды именовал «бумагомаранием», печатать не стремился, оценкой собратьев по перу не интересовался, даже стихов не собирал. Они были в письмах к родным и знакомым; их находили забытыми в деловых бумагах, книгах, на счетах и подорожных.

Нельзя не указать на тот факт, что жил поэт в неспокойную пору революций, политических перемен и войн.

Страстная любовь к жизни, активная жизненная позиция и постоянная внутренняя тревога, обусловленная трагическим восприятием реальной действительности, составляют основу мироощущения Тютчева-поэта. Он никогда не был представителем «чистого искусства», так как не мог оставаться равнодушным к важнейшим вопросам современного мира. Лирика природы его уходила корнями в русскую землю.

Полное собрание сочинений Ф. И. Тютчева – около четырёхсот стихотворений. Но каких!

Как поэт Тютчев сформировался в пушкинскую эпоху, но, как известно, после публикации 24 стихотворений в «Современнике» (ещё при жизни А. С. Пушкина) надолго перестал печататься. Влияние первого учителя и переводчика античных поэтов С. Е. Раича, безусловно, было важным во время формирования творческого лица юноши. Часто его произведение о природе «непроизвольно перекликается с творчеством Эллады: так странно уживаются мифологические отступления Тютчева с описанием русской природы» .

Органически уживаются у поэта мифологические представления с картинами русской природы. Нередко образы природы, как и отвлеченные понятия, выделяются автором прописными буквами: «Чародейкою Зимою», «До восшествия Зари», « Стоим мы слепо пред Судьбою».

Находясь продолжительное время в Германии, Тютчев не мог не воспринять идеи и философию Ф. Шеллинга, с которым сошелся близко.

Г. Гейне писал: «Шеллинг снова утвердил природу в её законных правах, он искал примирения ума с природой, он желал соединить их в вечной душе мира». И у Ф. И. Тютчева тождественны явления внешнего мира и состояние человеческой души.

Сейчас уместно обратить внимание на краткое, в восемь строк, раннее стихотворение «Полдень», написанное в конце двадцатых годов:

Летний южный полдень. Разомлела от солнца природа, жизнь на время замерла. В небе «лениво тают облака». Это содержание первой строфы.

Дремлющий мир наполнен таинственной жизнью. «Великий Пан» с Нимфами покоится в пещере. Хозяин лесов и долин Пан «покойно дремлет», укрывшись от знойного полдня в пещере. Это содержание второй строфы стихотворения.

Как мы видим, «Великий Пан» лишён тут всякого мифологического ореола. Его образ органически уживается с картиной тютчевской природы.

Человек, как сначала нам кажется, отсутствует, но он уже вошёл: если мы не видим его, то перед нами отчетливо нарисована картина его видения, мир под его взглядом изменяется: «Лениво тают облака».

У поэта «дремлющий мир» исполнен таинственной жизни, а образ великого хозяина лесов и долин Пана почти лишён величия и очеловечен.

«Так что тютчевская мифология живет прежде всего не в именах античных богов, а в образном постижении им Природы, прозреваемой во всем разнообразии её бытия: её первоначального и уничтожимого, лишь притаившегося ночного хаоса, её светлого дневного космоса, беспредельного и беспредельно прекрасного».

Так пишет поэт в начале 30-х годов в стихотворении « О чем ты воешь, ветр ночной?» Ночной мир томительно ужасен, а дневной – светится радостью, ликует и смеётся в произведении тех же лет «Утро в горах»:

Итак, у Тютчева нет сравнения природы со смеющимся человеком. Поэт рассматривает её как первоисточник радости, наделяет способностью улыбаться, петь, ликовать.

Поэзия Федора Ивановича Тютчева мужала. Чтобы доказать это, обратимся к стихотворению «В небе тают облака» 1868 года:

Между этими «облаками» и теми, что «лениво» таяли в «тверди пламенной» прошло 40 лет. Поэт не перестал быть романтиком, но в его работах много реализма. Исчезли мифологические имена: не Пан, а тень скрылась от полдневного жара. Автор отказался от мифологии, но мир не сделался «обезбоженным». Жизнь природы ушла в глубь пейзажа. И главное – она отдалилась от человека, который, забывая о себе, по-прежнему готов рассуждать о природе. Можно утверждать, что в русской поэзии фактически совершилось «открытие природы»!

В чем же своеобразие поэзии Тютчева – романтика, философа и реалиста? Федор Иванович остро чувствует противоречивость жизни во всех её проявлениях.

Человек бессилен перед природой: он стареет и умирает, а она вновь возрождается ежегодно.

День и ночь! Сущностью природы философ считал ночь, а день для него – лишь «златотканный покров», наброшенный над бездной.

Подводя итоги, можно утверждать, что философия поэта не мешала ему создавать удивительные, маленькие по объему лирические стихи. Их даже нельзя назвать пейзажами – это внутреннее состояние природы.

Что в существе разумном мы зовём?

Божественной стыдливостью страданья!

Эти две строки из «Осеннего вечера» буквально потрясли поэта Бальмонта, который напишет: «Тютчев поднимается до художественного понимания осени, как душевного состояния природы .

Замечательный писатель Ю. Н. Тынянов знал и любил творчество Федора Ивановича Тютчева. В работе «Вопрос о Тютчеве» он восхищался языком поэта, его умением сказать кратко о многом, заставляя читателя за малым представить огромное и вобрать это огромное в себя. Маленькие по объему, но полные глубокого философского смысла творения Тютчева названы Ю. Тыняновым лирическими фрагментами.

3. «Не то, что мните вы, природа»

В лирике Федора Ивановича Тютчева 30-х годов поэтизация природы доведена до наивысшей точки своего выражения. В апреле 1836 года написано стихотворение «Не то, что мните вы, природа» в форме обращения, где говорится о природе такими словами, какими принято говорить о человеке. Произведение не имеет заглавия, а это читателя всегда заставляет серьезнее вдумываться в смысл поэтических строк.

Стихотворение – как бы важный продолжающийся спор, как можно предположить, с русским собеседником. Оно оказалось переломным, решающим не только для автора, но и для всей традиционной русской поэзии о природе.

Данные строки написаны в полемической запальчивости. В стихотворении должно было быть восемь строф, но цензура изъяла две строфы, и, видимо, они потеряны навсегда. Что крамольного могло содержаться в произведении, написанном на отвлеченную философскую тему? Возможно, автор довольно смело высказался против взглядов служителей церкви на природу?

А. С. Пушкин, печатая в 1836 году в третьем номере журнала «Современник» это стихотворение, настоял на обозначении цензурных купюр. Без них произведение было бы неполным по содержанию.

Какова же главная мысль «Не то, что мните вы, природа»? Тютчев выступает против тех, кто природу недооценивает, он обвиняет людей в глухоте, очерствении души. В этом виновато отдаление человека от природы. У Тютчева она живет, мыслит, чувствует, говорит:

Продолжая свой разговор, автор других оппонентов называет «они». Мы снова не знаем, к кому конкретно обращены слова автора, но сейчас уже перед нами предстает поэт-философ, который отстаивает собственный взгляд на мир. Все в природе представляется ему живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком».

Первые две строфы начинаются с отрицания, так как автор утверждается в своем несогласии с точкой зрения тех, к кому он обращается. И читатель делает вывод: «душа», «свобода», «любовь», «язык» - вот что главное для Тютчева в природе.

В стихотворении « Не то, что мните вы, природа» чувствуется раздражение автора, видимо, раньше с оппонентами он не смог договориться, доказать свою правоту.

Обратим внимание на особенности языка, которым пользуется поэт для доказательства своей точки зрения.

Ассонанс на [и, а, о] придает стихотворению возвышенный тон; мелодичным его делает огромное количество сонорных звуков [м, л, р, н].

Устаревшие слова («лик», «древо», «чрево», «зрите»), употребленные в тексте, придают строкам торжественность.

Они как бы подчеркивают несомненную правоту сказанного Тютчевым.

Красочные и выразительные олицетворения («солнцы не дышат», «не совещалась в беседе дружеской гроза», «леса не говорили»), метафоры («ночь нема была», «весна не цвела»), сравнение («живут всём мире, как впотьмах») придают речи красочность и выразительность, способствуют наиболее полному раскрытию идейного содержания произведения.

У Тютчева встречаются сложные предложения, в конце которых - восклицательные знаки, что ещё более подчеркивает полемический характер стихотворения.

На первый взгляд, произведение заканчивается довольно странно: Тютчев не осуждает тех, к кому только что обращался, с кем спорил. «Глухие» люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для поэта природа – «голос матери самой».

В «Отечественных записках» автор неподписанной восторженной статьи о Тютчеве говорил: «Этот немного жесткий, по-видимому, упрек поэта непоэтическим душам в сущности исполнен такой любви к природе и к людям! Как хотелось бы автору разделить наполняющее его чувство с другими, которые своею невнимательностью лишают себя одного из самых чистых наслаждений! » .

Да, в глазах Федора Ивановича Тютчева природа одушевлена и жива сама по себе.

Фёдора Ивановича Тютчева называют поэтом-философом, потому что он направляет свою поэзию и мысли на все мироздание и каждый миг бытия соотносит с вечностью. Поэт не описывает природу, а его пейзажи эмоциональны.

4. Времена года

4. 1. Весна

Все времена года отражены в поэзии Тютчева, и человек везде присутствует. Каждый из нас читал или знает наизусть стихи о весне: «Люблю грозу в начале мая», «Весенние воды», «Весна», «Ещё земли печален вид» и другие. Кажется, что об этом времени года лучше сказать, чем Федор Иванович уже сказал, нельзя:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят

Так начинается короткое, в три строфы стихотворение «Весенние воды». В первом четверостишии автор говорит, что долгожданная весна наконец-то вступила в свои права, снег начал таять, звенят и бегут ручьи.

Зима кончается! Светлое душевное состояние и чувство восторга перед оживающей природой передается читателю.

В первой строфе воды будто только набирают силу, «шумят», «бегут и будят сонный брег», а просыпающаяся природа начинает вторить и подпевать им. И тогда шум весенних вод превращается в мощный многоголосый хор.

Пика своего он достигает во второй строфе, где звучит ликующая песня талой воды.

Весенние воды названы гонцами весны, потому что они первые дают нам знать о конце зимы: ведь, услышав звон капели, увидев на дороге проталины и ручьи, мы понимаем, что наступает весна. И бегут ручьи не молча, а радостно звеня, пробуждая всех вокруг своей песенкой.

Воспринимается стихотворение легко. Автор использует сложные метафоры: «воды уж весной шумят», «бегут и будят сонный брег», «бегут и блещут, и гласят», « они гласят во все концы». Все эти и другие метафоры, дополняя одна другую новыми подробностями, сливаются в один художественный образ – олицетворение весны.

Характерное для Тютчева обилие эпитетов («молодой весны», «тихих теплых дней», «светлый хоровод»), среди которых один – «румяный» - придает «хороводу майских дней» не только особую теплоту, но и напоминает нам о светлом веселом девичьем хороводе.

Трепет жизни, стремительность весенних вод передается с помощью обилия глаголов (воды «шумят, бегут, будят, блещут, гласят»). В одной только первой строфе их семь.

Звукопись стихотворения прекрасна. Так, гул весенней воды ощущается в звуковой гамме: в первой строфе звук [ у ] повторяется 6 раз, [ б ] и [ г ] – тоже по 6 раз. Как видим, звукопись передает движение весенней воды.

Мелодичность тютчевских строк привлекла внимание Сергея Рахманинова – он создал романс. Голос исполнителя «Весенних вод» всегда взлетает и приобретает торжествующее, почти «фанфарное» звучание, когда он поет: «Она нас выслала вперед!».

«Весенние воды» Федора Ивановича Тютчева принадлежат к тем немногим шедеврам русской лирики, которые несут нас на крыльях радости всякий раз, когда мы внимаем чуду наступающей весны.

В 1828 году русскую поэзию освежила «Весенняя гроза» – первый вариант замечательного стихотворения. Окончательный текст сложился в 1854 году.

Хотя стихотворение написано за границей, мы все же воспринимаем его «грозу в начале мая» как настоящую весеннюю грозу в средней полосе России. В небе рождается звук, вместе с которым впервые прогремело.

Можно повторить сказанное А. С. Пушкиным по другому поводу, но сюда подходящее: «Плохая физика, но какая смелая поэзия!».

«Весной навеяны самые радостные, самые жизнеутверждающие мотивы стихов Тютчева. Таково проникнутое бодрым, мажорным настроением «весеннее приветствие стихотворцам – «Любовь земли и прелесть года» (около 1828 года), таково поэтическое описание пробуждения природы и одновременного пробуждения души человека в стихотворении «Ещё земли печален вид» (до 1836 года), таково изображение победы весны над зимою, нового над старым, настоящего над прошлым в стихотворении «Зима недаром злится» (до 1836 года), таковы, в особенности, торжественные строфы стихотворения «Весна» (не позднее 1838 года)» .

Человек и природа вновь неразрывны. Тут образ природы, заключенный в первой строфе, приобретает черты живого существа, которые перенесены на неё автором.

Весна для Ф. И. Тютчева – полнота бытия, единение с природой и восторг перед возрождением Матери-земли.

За весной приходит теплая пора радости, веселья – лето. Человек, как известно, неразлучен с природой, он восторгается всеми её проявлениями. Федор Иванович пишет жене письмо от 5 августа 1854 года: «Какие дни! Какие ночи! Какое чудное лето! Его чувствуешь, дышишь им, проникаешься им и едва веришь этому сам».

Буря приоткрыла хаос, взметнула «прах летучий», но «сквозь мимолетную тревогу продолжает звучать немолчный птичий свист, предвещающий финал этого действа».

Летняя буря – веселое потрясение природы, но «первый желтый лист» – печальное напоминание и проблеск человеческого сожаления, что лето пройдет.

«Летний вечер» 1828 года. Молодой поэт утверждает, что природа чувствует так же, как и человек:

Стихотворные строки Тютчева о лете идут из глубины души, сливаясь с нашими представлениями об этом времени года.

«Мир природы у Тютчева как бы светится изнутри, внутри его родимый огонь, проникающий во все краски дня Поэт пропел подлинный гимн солнечному сиянию, неодолимому стремлению всего земного к светилу В последней строфе этого стихотворения поэт противопоставил счастье летней природы и измученную душу человека, который тянется к счастью. И человеческая «улыбка умиленья» – это прикосновение души смертного к бессмертному вечно обновляющемуся блаженству цветущего мира» .

4. 3. Осень

Осень – любимое время года Федора Ивановича Тютчева. Особенно его привлекали переходные состояния природы. Это мы наблюдаем в «Весенних водах», «Первом листе», «Есть в осени первоначальной». Интересна история создания последнего произведения.

22 августа 1857 года по пути из Овстуга в Москву Федор Иванович Тютчев написал карандашом на обороте листка с перечнем почтовых станций и дорожных расходов стихотворение «Есть в осени первоначальной». В 1868 году оно вошло в собрание сочинений. Едва ли не самым пленительным из пейзажей, созданных Тютчевым, является согретое мягким лиризмом данное стихотворение. Это подлинно реалистическое изображение ранней осени:

Стихотворение не имеет заглавия, что, конечно, затрудняет возможность сразу до конца раскрыть идейное содержание произведения.

Бегло прочитав три четверостишия, видим, что они о дивном времени – ранней осени. Но не только!

Как утверждает преподаватель Е. Е. Маркина из Ульяновска, «в этом стихотворении поэт рассказал не только о прекрасной поре золотой осени, но и об «осеннем времени в жизни любого человека».

Одним эпитетом «как бы хрустальный» Тютчев в первой строфе передает прозрачную ясность и кратковременность ранних осенних дней, которые называют ещё «бабье лето».

Обращаем внимание на то, что в самом начале стихотворения автор использует длинное слово «первоначальной». Оно многосложное, а рядом с короткими словами звучит более протяженно, медленно, неторопливо, раздумчиво. Первая строка задает торжественный размышляющий тон всему стихотворению.

«Короткая, но дивная пора» – особенное время осени, очень-очень непродолжительное. А значит, дорогое каждому человеку, и ему, конечно, хочется запечатлеть эти мгновения в памяти.

Первую строфу заканчивает многоточие, в которое вложено много смысла. Во-первых, нарисованную поэтом картину читатель может представлять себе ещё подробнее. Во-вторых, пауза подготавливает нас к восприятию следующих строк.

Вторая строфа отличается особенной глубиной включенных в неё мыслей. Читатель представляет осенний пейзаж («пусто все – простор везде»), где недавно весело и бодро убирали хлеб, а на «праздной» борозде блестит «паутины тонкий волос».

Значение слов «тонкий волос паутины» может привести нас к мысли, что поэт написал не только о ранней осени, но ещё и о человеческой жизни, используя при этом олицетворение.

Слово «осень» в первой строфе словно бы перекликается с «тонким волосом паутины», и тут на ум приходят словосочетания: весна жизни, лето жизни, осень жизни.

Осень жизни! Как догадывается читатель, речь идет именно о старости человека, который прошёл длинный жизненный путь. Третья строфа тоже об осени. Перед зимой природа утрачивает все, что украшало её летом. И вдруг во второй строке появляется образ «зимних бурь». Каких бурь? Думается, что речь идет не только об ураганах и метелях, но и о душевном состоянии пожилого человека – «буре в его душе». Поэт говорит: «Но далеко ещё до первых зимних бурь».

«Дивная пора» в природе – это время покоя и тишины, ещё далеко до настоящих метелей, а для человека это время, когда пожилой возраст только начинается. У него ещё много сил для жизни, творчества, нет больших неприятностей.

Исследователи творчества Тютчева пришли к выводу, что образы гроз, бурь, зарниц благодаря поэту обрели философскую значимость в русской поэзии.

«Читаем» последние строки стихотворения. В них наше внимание привлекают слова: «льётся чистая и тёплая лазурь». Это метафоры, но какие! «Чистая и тёплая лазурь» не просто заменитель слова «небо». Здесь и солнечный свет, и тепло, которое как бы проливается сверху. А слово «лазурь» приобретает качество вещи» .

«Отдыхающее поле» – очеловеченная, одухотворенная земля, так как её касались руки человека.

В произведении идет речь не только о прекрасной поре, о ранней осени, но и об «осеннем» времени жизни человека, которое он должен принять смиренно, мудро, спокойно.

Через много лет Лев Николаевич Толстой, прочитав своим гостям стихотворение «Есть в осени первоначальной», сказал, что не знает более точных задушевных и выразительных слов, рисующих «бабье лето», чем эти стихи.

«Осенний вечер» – это не только «предчувствие сходящих бурь» самой природой, но и «кроткое увядание» человеческой жизни:

Итак, поэт словно оживляет осень, образно наделяет её присущими только человеку чертами и свойствами. У Тютчева осенний вечер – это таинственная красота. Это время года воспринимается им как божественное, трогательное, бездонное творение.

Глубокое, необыкновенно насыщенное по своей окраске стихотворение Ф. И. Тютчева переполнено чувством безысходной грусти, искреннего страдания, сожаления. Лирический герой не хочет расставаться даже с мельчайшей, незаметной, но милой для него деталью: «умильная, таинственная прелесть» осенних вечеров, «грустно – сиротеющая» земля, «туманная и тихая лазурь» – все дорого, все необыкновенно, все таинственно!

Конец октября 1849 года. Душа человека несет страшный груз и забот, и тревог. А за окном «поля уж пусты, рощи голы, бледнее небо, пасмурнее долы». Но даже в эти мрачные осенние дни душа может встрепенуться, как весною, и рождаются стоки:

Добрые воспоминания «минувшего» «страшный груз минутно приподнимет», как осеннею порою ветер теплый и сырой «душу обдаст как бы весною». У поэта плохое настроение созвучно осенней поре, но развеивается оно при воспоминании о прекрасных весенних днях, которые Тютчевым были очень любимы.

Загадочную, но неугасающую жизнь природы Федор Иванович различает даже под снежным покровом. В 1852 году он был в имении Овстуг, где и под влиянием окружающей красоты написал дивное стихотворение «Чародейкою Зимою»

Уже отмечалось, что «пониманием природы как одушевленного целого обусловлены многие особенности тютчевской поэтики – прежде всего метафоры Тютчев даже ходячие, стертые метафоры заставляет звучать по-новому, освежая их эпитетами и тем самым как бы внося «душу» в описываемые им картины и явления природы» .

Лес «околдован Зимою-чародейкой» и «блестит чудной жизнью». Он спит, очарованный «сном волшебным», окованный «легкой цепью пуховой». Эти олицетворения, наделяющие лес и зиму чертами живых существ, и создают ощущение волшебной сказки и тайны.

А эпитеты («чудной жизнью», «сном волшебным», «легкой цепью пуховой», «ослепительной красой») делают поэтическую картину колоритной и выразительной.

Единственный архаизм «мещет» использован для придания строке высокой экспрессии. Солнце зимнее не может справиться со снегом, который опутал лес, но под его лучами рождается сказка.

Три строфы стихотворения имеют по пять строк. Рифма не совсем обычная: первая строка рифмуется с третьей и четвертой (Зимою – бахромою – немою), а вторая с пятой (стоит – блестит).

Тире после второй строки во всех строфах – важный знак. Он заставляет читателя остановиться, задуматься над тем, какой же глубокий смысл заключается в последующих строках.

Образ «легкой пуховой цепи» помогает нам представить сонное оцепенение зимнего леса.

О какой «чудной жизни» говорит поэт? Кому она открывается? «Чудная жизнь» леса невидима взору равнодушному, невнимательному, но открыта любознательным людям с поэтической душой

Без солнца лес кажется неподвижным, спящим, заколдованным. Не вздрогнет ни одна ветка: все сковано морозом и льдом. Но стоит выглянуть из-за облаков солнышку, как все «вспыхнет и заблещет ослепительной красой» .

Тютчеву было свойственно иногда рассматривать явления природы «с точки зрения народного чувства». У него Зима – олицетворение живого всемогущего существа, которое в природе – хозяйка-чародейка.

Судя по количеству стихотворений, посвященных лету и зиме, видим, что автор отдавал предпочтение весне и осени, но образ Зимы, которая не хочет освобождать место Весне, запечатлен в ещё одном шедевре Тютчева - «Зима недаром злится».

В замечательной природе Брянщины лежат истоки тютчевской поэзии. Интересен тот факт, что даже в тех стихотворениях, которые написаны Тютчевым в заграничный период его жизни, лежит глубокая печать родной русской природы, горячо любимой им с детства. Вероятно, поэту редко в зрелом возрасте приходилось наблюдать природу зимой, поэтому об этом времени года у него мало произведений.

Если бы Федор Иванович оставил нам в наследство всего одно стихотворение - «Чародейкою Зимою», можно было бы утверждать, что Тютчев - гений.

Заключение

«Кто побывал на холмах Овстуга, тот согласится с моим утверждением, что только рожденный на этой земле смог передать, как весело бегут весенние воды и действительно торжествующе «гласят во все концы» о приходе весны», как «околдованный чародейкою Зимою» стоит русский лес.

У произведений Ф. И. Тютчева малая лирическая форма - миниатюра, фрагмент – вмещает содержание, равное по масштабу обобщений роману

Тютчев завершил целую полосу развития философского течения русского романтизма и дал определенный толчок реалистической лирике.

«Подробно проанализировав ряд стихотворений о природе, можно сказать, что тютчевские пейзажи по своему лиризму и философской насыщенности напоминают живописные полотна Левитана или Рылова».

«Чуткость к конкретным деталям в конце его творческой жизни заметно усиливается в лирике Тютчева, отражая общее движение русской поэзии от романтизма к реализму».

Тютчев вообще тонко различает краски и обладает искусством колорита. Даже в непейзажных стихах поэта часто вкраплены «яркие кусочки» природы.

Тютчев любит краски, как любит все яркое и живое. Природа и человек у него почти в каждом стихотворении.

Когда после смерти поэта вышло очень небольшое по объему издание его стихотворений, А. А. Фет приветствовал его стихотворным посвящением, заканчивающимся строками, которые можно было бы поставить эпиграфом ко всем последующим изданиям тютчевских стихов:

В наше время интерес к Тютчеву неуклонно возрастает не только у нас, но и за рубежом, так как душа природы и душа человека в поэзии Тютчева неразрывно связаны.

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря (по новому стилю) 1803 года в старинной дворянской семье. Детство его прошло в родовом имении - Овстуг Орловской губернии, юношеские годы - в Москве. Его воспитателем и первым учителем был поэт и переводчик С.Е. Раич. В Москве Тютчев знакомится с будущими любомудрами (Д. Веневитиновым, В. Одоевскими, братьями Киреевскими, А.Н. Муравьевым, М. Погодиным, С.П. Шевыревым), поэтами, которых объединило увлеченное занятие немецкой философией.

В 1818 году Тютчев поступает в Московский университет и оканчивает его ранее положенного срока - в день 18-летия, в 1821 году.

В годы обучения в университете Тютчев публикует ряд своих стихотворений - в «Трудах» Общества любителей русской словесности и в «Речах и отчетах» Московского университета. После окончания университета Тютчев переезжает в Петербург, где поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Вскоре он получает назначение в русское посольство в Баварии и с 1822 года живет вне России - сначала в Мюнхене, потом в Сардинском королевстве, в Турине, затем, оставив на время дипломатическую службу, опять в Мюнхене. За границей Тютчев переводит немецких поэтов - Шиллера, Гейне, ряд отрывков из «Фауста» Гете, пишет оригинальные стихотворения, часть из которых, горячо одобренная Пушкиным, была опубликована в «Современнике» при жизни великого поэта в 1836 году. В этом же журнале стихотворения Тютчева публиковались и позднее, до 1840 года.

В Россию Тютчев вместе с семьей возвращается только в 1844 году. Его дипломатическая карьера не сложилась особенно удачно. Ни чинов, ни денег служба ему не принесла, возможно, потому, что воззрения поэта на судьбу России и ее роль в европейской жизни не совпадали со взглядами тогдашнего министра иностранных дел графа Карла Нессельроде. Кроме того, Тютчев, блестяще образованный дипломат, замечательный публицист, вероятно, не обладал особенным честолюбием, заставившим бы следить за продвижением по служебной лестнице.

Но, характерно, что и к судьбе своих поэтических произведений, как отмечали и современники Тютчева, и исследователи его творчества, он также проявлял редкое безучастие. «Вирши», «пустозвонное безделье», «ничтожные стихи» - так он называл свои стихотворения; себя же именовал «рифмотворцем». По свидетельству А. Фета, Тютчев «тщательно избегал <...> даже намеков на его стихотворную деятельность». Для Тютчева, как пишет один из современных исследователей, «был важен сам акт творчества», но он испытывал «прямое отвращение к поэтической славе». Это утверждение прямо подтверждается тем фактом, что стихотворения Тютчева публиковались достаточно долгое время, до 1854 года, под инициалами Ф.Т.

По этим причинам Тютчев, уже будучи автором таких стихотворений, как «Люблю грозу в начале мая», «О чем ты воешь, ветр ночной», оставался в России почти неизвестным поэтом. Когда несколько лет спустя Н.А. Некрасов пишет о Тютчеве статью «Русские второстепенные поэты», уточняя, что «второстепенный» относится не к качеству поэзии, а к степени ее известности, то, в сущности, он выступает как первооткрыватель поэта.

Только в 1854 г. был издан сборник стихотворений Тютчева как приложение к журналу «Современник», редактором которого был Н.А. Некрасов, затем - по инициативе и под редакцией И.С. Тургенева выходит отдельное издание стихотворений поэта. Творчество Тютчева становится достоянием широкого круга читателей, а его имя обретает известность.

С этими годами связан расцвет творчества Тютчева, поэт переживает высокий творческий подъем. В 1850-х гг. создан целый ряд стихотворений, посвященных Е.А. Денисьевой, так называемый «денисьевский цикл» - вершина лирики Тютчева.

1860-1870-е гг. были омрачены тяжелыми утратами: в 1864 г. умерла Е.А. Денисьева, в 1865 - сын и дочь, в начале 70-х гг. - старший сын Дмитрий и дочь Мария. После смерти Е.А. Денисьевой Тютчев, по его словам, «перестал принадлежать к числу живых». Навсегда утраченная жизнь - вот один из лейтмотивов его писем конца 1860 - начала 70-х гг. и его немногочисленных лирических произведений. В эти годы поэт пишет в основном стихотворения «на случай» и политические стихотворения.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ ТЮТЧЕВА

Исследователи единодушно пишут об особенном месте Тютчева в поэзии XIX века. Младший современник Пушкина, во многом испытавший влияние тех настроений и идей, которые волновали и великого поэта, он создает свой неповторимый поэтический мир, открывший его современникам совершенно новое видение человека и мира. Исследователи творчества Ф. Тютчева справедливо отмечают то сильнейшее воздействие, которое оказал первый сборник поэта 1854 г. и на поэзию второй половины XIX - начала ХХ вв., на творчество Н.А. Некрасова, А. Майкова, А. Толстого, А. Фета, Вл. Соловьева, А. Блока, Вяч. Иванова, А. Ахматовой, и на развитие центрального для русской литературы жанра - романа.

Обращаясь к традиционным поэтическим темам - жизнь и смерть, смысл человеческого существования, любовь, природа, назначение поэта, Тютчев сумел придать им неповторимое звучание, утвердить свое понимание этих вечных проблем.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Чьи это строки? Какой поэт сумел подслушать игру молодого грома в майской лазури неба? Кто уловил в общем весеннем хоре природы голос ручьев – этих «молодой весны гонцов»? Кому удалось заметить «блестящий волос паутины» на «праздной борозде» отдыхающего поля? Федор Иванович Тютчев – вот имя этого певца природы.

Поэт прожил большую и интересную жизнь, богатую событиями и встречами. В 1819 г. он стал студентом Московского университета. В эти же годы появились в печати и его первые стихотворения. Но через два года, после окончания университетского курса, молодой Тютчев избрал для себя не литературную, а дипломатическую карьеру. Он уехал с русской миссией в Мюнхен. За границей, на службе, поэт провел почти 22 года. Там в общении с замечательными людьми того времени: поэтом Гейне, философом Шеллингом – складывается тютчевское философское мировоззрение, его совершенно особое отношение к природе. Для Тютчева природа всегда была источником вдохновения. Лучшие его стихи – стихи о природе. Его пейзажи в стихах: «Как весел грохот летних бурь...», «Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою...», «В небе тают облака...» и многие другие – по праву вошли в золотой фонд русской и мировой литературы.

Но Тютчеву чуждо бездумное любование природой – ум поэта напряженно ищет в природе то, что роднит ее с человеком. Природа у Тютчева жива: она дышит, улыбается, хмурится, иногда дремлет, иногда о чем-то грустит, на что-то сетует. У нее есть свой язык и своя любовь. Ей свойственно многое, что свойственно человеческой душе, поэтому многие стихи Тютчева о природе – это стихи о человеке, о его настроениях, волнениях и тревогах («В душном воздуха молчанье...», «Поток сгустился и тускнеет...», «Еще земли печален вид...» и др.).

Впервые с целым циклом стихотворений Тютчева любители русской поэзии познакомились в 1836 г. – тогда их опубликовал петербургский журнал «Современник». Пушкин – издатель журнала – принял стихи Тютчева с «изумлением и восторгом», а литературная критика оценила их лишь 14 лет спустя. К этому времени поэт уже жил в России. Выйдя в отставку, он вместе с семьей в 1844 г. переехал в Петербург. Острослов, прекрасно разбирающийся в вопросах политики и общественной жизни, Тютчев стал в эти годы украшением всех литературных петербургских салонов. Но о Тютчеве-поэте знали лишь немногие. Его «открыл» Некрасов в 1850 г. Перелистывая старые номера «Современника», он нашел напечатанные в нем тютчевские стихи и в одной из своих статей дал подробный их разбор, причислив самого Тютчева к «первостепенным поэтическим талантам».

Через 4 года вышел в свет первый стихотворный сборник поэта. В нем были и лучшие пейзажи в стихах, и поэтические раздумья о вечных проблемах, волнующих человеческий ум. Ясная глубина мысли гармонично сочеталась в них с выразительным своеобразием формы. Свои наблюдения, размышления и чувства поэт облекает в яркие, запоминающиеся надолго образы.

В то время И. С. Тургенев , вдохновитель и редактор первого тютчевского издания, писал: «... поэт может сказать себе, что он создал речи, которым не суждено умереть».

Первый сборник получился небольшим – всего 119 стихотворений, но очень верно сказал когда-то А. Фет:

Муза, правду соблюдая,
Глядит, а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.

Ценители тютчевской поэзии оказались правы. Стихи этого гениального русского лирика выдержали самое суровое испытание – испытание временем. Тютчев очень искренен в своих стихах, и поэтому спустя сто лет, читая их, вновь переживаешь ту бурю настроений, которыми была полна вещая душа поэта. Его стихотворения живут, радуют людей, приносят новым поколениям читателей огромное эстетическое наслаждение. Одному своему современнику Л. Н. Толстой как-то сказал: «Без Тютчева жить нельзя». Эти слова может повторить каждый, кому дорога русская поэзия, кому тютчевская лирика открыла свое неповторимое обаяние и своеобразие.

Направление: Жанр: Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

Фёдор Ива́нович Тю́тчев (23 ноября [5 декабря ] , Овстуг , Брянский уезд , Орловская губерния - 15 июля , Царское Село) - русский поэт , дипломат , консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года .

Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Орловской губернии. Тютчев получил домашнее образование, изучил латынь и древнеримскую поэзию, в тринадцать лет переводил оды Горация. В 14лет в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на Историко-филологическом факультете в Московском университете, где его преподавателями были Мерзляков и Каченовский. Ещё до зачисления был принят в число студентов в ноябре 1818 года, в 1819 году был избран членом Общество любителей российской словесности.

Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Зачисление на службу состоялось по просьбе родственника, графа Остерман-Толстого. Здесь он знакомится с Шеллинг, и Гейне и женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трех дочерей. Старшая из них, позже выходит замуж за Аксакова.

Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, поседел за несколько часов. В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей.

Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Будучи им, он не разрешил распространять в России манифест коммунистической партии на русском языке, заявляя что «кому надо, прочтут и на немецком».

Практически сразу же по возвращении Ф. И. Тютчев активно участвует в кружке Белинского

Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос» (1850), а также позднее, уже в России написанная статья «О цензуре в России» (1857). 17 апреля 1858 г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 г. Тютчев был произведен в тайные советники.

4 декабря 1872 года поэт перестал двигать левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошёл на прогулку, намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела. 15 июля 1873 Тютчев скончался.

Адреса

Пребывание в Москве

Пребывание в Санкт-Петербурге

Пребывание за границей

Поэзия

… интерпретатор сталкивается с известным парадоксом: с одной стороны, «никакое отдельное стихотворение Тютчева не раскроется нам в всей своей глубине, если рассматривать его как самостоятельную единицу»… С другой стороны - тютчевский корпус откровенно «случаен», перед нами тексты, не прикрепленные институционально к словесности, не поддержанные авторской волей, отражающие гипотетическое «тютчевское наследие» заведомо неполно. «Единство» и «теснота» тютчевского поэтического наследия позволяют сопоставлять его с фольклором".

Весьма важным для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества.

Тютчев не пишет стихов, записывая уже сложившиеся текстовые блоки. В ряде случаев мы имеем возможность наблюдать за тем, как идет работа над первоначальными вариантами тютчевских текстов: к смутному, часто оформленному тавтологически (ещё одна параллель с фольклорной лирикой) ядру Тютчев прилагает разного рода «правильные» риторические устройства, заботясь об устранении тавтологий, разъяснении аллегорических смыслов (тютчевский текст в этом смысле развертывается во времени, повторяя общие черты эволюции поэтических приемов, описанные в работах А. Н. Веселовского, посвященных параллелизму - от нерасчлененного отождествления явлений разных рядов к сложной аналогии). Часто именно на позднем этапе работы над текстом (соответствующем закреплению его письменного статуса) местоименно вводится лирический субъект .

Периодизация

Тютчев посвятил Пушкину два стихотворения: «К оде Пушкина на Вольность» и «29 января 1837», последнее из которых кардинально отличается от произведений других поэтов на смерть Пушкина отсутствием прямых пушкинских реминисценций и архаизированным языком в своей стилистике.

Музеи

Памятник Тютчеву в музее-заповеднике «Овстуг»

Господский дом в музее-заповеднике «Овстуг»

Музей-усадьба поэта находится в подмосковном Муранове . Она досталась во владение потомкам поэта, которые и собрали там мемориальные экспонаты. Сам Тютчев, по всей видимости, в Муранове никогда не был. 27 июля 2006 года от удара молнии в музее вспыхнул пожар на площади в 500 м², в борьбе с огнём пострадали двое сотрудников музея, которым удалось спасти часть экспонатов.

Родовое поместье Тютчевых находилось в селе Овстуг (ныне Жуковский район Брянской области). Центральное здание усадьбы, в связи с ветхим состоянием, в 1914 году было разобрано на кирпич, из которого волостным старшиной, депутатом Государственной Думы IV созыва Дмитрием Васильевичем Киселёвым было построено здание волостного правления (сохранилось; ныне - музей истории села Овстуг). Парк с прудом долгое время находились в запущенном состоянии. Восстановление усадьбы началось в 1957 году благодаря энтузиазму В. Д. Гамолина: под создаваемый музей Ф. И. Тютчева было передано сохранившееся здание сельской школы (), восстановлен парк, установлен бюст Ф. И. Тютчева, а в 1980-е годы по сохранившимся эскизам воссоздано здание усадьбы, в которое в 1986 году и переместилась экспозиция музея (включает несколько тысяч подлинных экспонатов). В прежнем здании музея (бывшей школе) находится картинная галерея. В 2003 году в Овстуге восстановлено здание Успенской церкви.

Родовое поместье в селе Знаменское на реке Катка (ныне Угличский район Ярославской области). До сих пор сохранился дом, полуразрушенная церковь и необычайной красоты парк; планируется реконструкция усадьбы. Когда началась война с французами в 1812 году, Тютчевы собрались в эвакуацию. Семейство Тютчевых выехало в Ярославскую губернию , в село Знаменское. Там жила бабушка Фёдора Ивановича Тютчева со стороны его отца, Пелагея Денисовна Панютина. Она давно и тяжело болела; родные застали бабушку живой, но 3 декабря 1812 года она скончалась. В сгоревшую Москву Тютчевы решили не возвращаться, а ехать в свое имение в Овстуг. Из Знаменского с ними выехал и Раич, будущий наставник и друг Феденьки Тютчева.

Через полтора года после смерти бабушки начался раздел всего имущества. Он должен был происходить между тремя сыновьями. Но поскольку старший Дмитрий был отринут семейством за женитьбу без родительского благословения, в разделе могли участвовать двое: Николай Николаевич и Иван Николаевич. Но Знаменское было неделимым имением, своеобразным тютчевским майоратом. Его нельзя было делить, менять или продавать. Братья в Знаменском давно не жили: Николай Николаевич находился в Санкт-Петербурге, Иван Николаевич - в Москве, к тому же у него уже было имение в Брянской губернии. Таким образом, Знаменское получил Николай Николаевич. В конце 1820-х годов Николай Николаевич умер. Иван Николаевич (отец поэта) стал опекуном детей брата. Все они осели в Москве и Петербурге за исключением Алексея, который жил в Знаменском. Вот от него и пошла так называемая «ярославская» ветка Тютчевых. Его сын, Александр Алексеевич Тютчев, то есть племянник Фёдора Ивановича, 20 лет был уездным предводителем дворянства. И он же - последний помещик Знаменского.

Иван Николаевич Тютчев, отец поэта.

Екатерина Львовна Тютчева, мать поэта.

Семья

Отец - Иван Николаевич Тютчев (12 октября -23 апреля ), сын Николая Андреевича Тютчева-младшего ( -) и Пелагеи Денисовны, урожд. Панютиной ( -3 декабря )

Мать - Екатерина Львовна (16 октября -15 мая ), дочь Льва Васильевича Толстого ( -14 октября ) и Екатерины Михайловны Римской-Корсаковой (?-1788). Похоронена на Новодевичьем кладбище . Родная сестра отца - Анна Васильевна Остерман и её супруг Ф. А. Остерман сыграли большую роль в судьбе племянницы и её семьи. Родной брат матери - А. М. Римский-Корсаков .

Братья :

  • Николай Иванович (9 июня 1801-8 декабря ). Полковник Генерального штаба. Умер холостым. Последний владелец родового имения Тютчевых с. Гореново.
  • Сергей (6 апреля -22 мая )
  • Дмитрий (26 февраля -25 апреля )
  • Василий (19 января ) умер в младенчестве

Родная сестра отца - Надежда Николаевна ( -), в замужестве Шереметева, мать Анастасии, будущей жены декабриста Якушкина и Пелагеи ( -), будущей супруги М. Н. Муравьёва-Виленского .

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 5 декабря
  • Родившиеся в 1803 году
  • Родившиеся в Овстуге
  • Родившиеся в Орловской губернии
  • Умершие 27 июля
  • Умершие в 1873 году
  • Умершие в Пушкине (Санкт-Петербург)
  • Умершие в Санкт-Петербургской губернии
  • Брянские писатели
  • Выпускники историко-филологического факультета Московского университета
  • Дипломаты Российской империи
  • Переводчики поэзии на русский язык
  • Писатели России XIX века
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище (Санкт-Петербург)
  • Поэты по алфавиту
  • Русские писатели XIX века
  • Русские поэты
  • Славянофилы
  • Тютчевы
  • Фёдор Иванович Тютчев
  • Цензоры
  • Члены-корреспонденты Санкт-Петербургской академии наук

Wikimedia Foundation . 2010 .