Фгкоу «московское суворовское военное училище. Как поступить в суворовское училище

Военные профессии становятся все более популярными среди молодежи. Исключением не стали и девушки, которые сознательно выбирают специальности, связанные с военной деятельностью. Это связано с повышением престижа военных училищ, социальными гарантиями государства, обеспечением жилой площадью и достойным заработком. Кроме того, для тех, кто окончил Суворовское училище, есть льгота при поступлении в высшие учебные заведения - не нужно сдавать вступительные экзамены.

Военные колледжи для девушек становятся все привлекательнее, и в особенности это касается знаменитого Суворовского училища. Поступать девочкам в военные училища стало возможным с недавнего времени. Если раньше в приказах Минобороны РФ о поступлении четко указывался пол ребенка, то теперь такого ограничения нет.

Суворовские училища для девочек в России не так распространены, некоторые указывают на прием только мальчиков. Хотя, общий приказ Минобороны РФ, регламентирующий порядок организации образовательной деятельности в военных образовательных учреждениях, предусматривает поступление в такое заведения несовершеннолетних граждан России, без указания пола ребенка.

Информация о поступлении в Московское Суворовское военное училище не содержит подобных ограничений.

Кто может поступить в училище

Во многих колледжах, в первую очередь предпочтение отдается льготным категориям граждан. Но при этом, если есть какие-то ограничения по здоровью или не сданы экзамены, независимо от льгот, такой ребенок в училище не сможет поступить. Требования предъявляются строгие.

При поступлении в Московское Суворовское военное училище дан целый перечень категорий несовершеннолетних граждан, которые имеют преимущество при поступлении в учреждение.

Это и дети-сироты, военнослужащих, которые проходили контрактную службу в вооруженных силах России, дети Героев России и СССР, дети погибших сотрудников прокуратуры и органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей и другие категории. Это относится как к девочкам, так и к мальчикам.

В случае если среди льготных категорий несовершеннолетних поток на курс не набран, на оставшиеся места набираются дети, сдающие экзамены в обычном порядке.

Суворовское училище для девочек после 4-го класса также устанавливает общие правила приема. Дети обучаются с 5 по 9 классы и с 10 по 11 классы.

Чему научат в училище

Несмотря на то что девушек называют слабым полом, никаких поблажек при обучении в военном училище для девочек нет. В период прохождения обучения курсантки, так же как и мальчики:

  • обучаются огневой подготовке;
  • изучают приемы тактики;
  • тренируются на строевой подготовке;
  • учат устав.

В Суворовском училище в Москве особое внимание уделяют изучению иностранных языков. В рамках образовательных программ организуют балы, для участия в которых дети изучают бальный этикет. Кроме того, обучаются правилам поведения на протокольных церемониях.

Кем станут курсанты училища

Военные профессии весьма разнообразны. Разные училища предлагают обучение различным специальностям, но самыми распространенными среди девушек являются профессии, связанные с радиовещанием и телевидением. И также популярны специальности по направлениям систем коммутации и многоканальным телекоммуникациям.

В любом случае при поступлении необходимо смотреть перечень профессий в конкретном военном училище.

Что нужно для поступления

Перечень документов для всех Суворовских училищ единый. Он не меняется в зависимости от пола ребенка. Каждый год в училище объявляется набор детей в определенные классы. Так, в 2018 году в Московском Суворовском училище для девочек и мальчиков был прием только в 5 класс.

Учитывая, что поступают в училище несовершеннолетние, требуется заявление от обоих родителей, самого будущего суворовца. Обязательно предоставляются: копия свидетельства о рождении ребенка, копии паспортов родителей, данные абитуриента, фотографии 3 на 4, выписка, подтверждающая регистрацию кандидата на поступление.

Суворовское училище устанавливает льготные категории граждан, имеющих преимущество при поступлении. В связи с чем, необходимо предоставить в учебное заведение документы, подтверждающие наличие льгот. Например:

  • для детей, без попечения родителей — справки из личного дела погибшего родителя, справка о прохождении родителем военной службы, о выслуге лет и т. д.;
  • если родитель погиб, то свидетельство о смерти (заверенное), решение суда о назначении опекуна и т. д.

Дополнительные заслуги абитуриента также учитываются. Для этого представляют документы, подтверждающие достижения: грамоты, дипломы. Сдают их в личные дела в виде заверенных копий.

Особое внимание при поступлении уделяется физическому состоянию и спортивной подготовке ребенка, поэтому при поступлении в военные училища для девушек и юношей устанавливают требования по предъявлении определенных медицинских документов.

Перечень медицинских документов

Училище при приеме указывает на то, что если кандидаты негодны по состоянию здоровья, то они не допускаются до вступительных экзаменов.

При поступлении в военные училища для девушек и юношей установлена обязанность прохождения медицинского осмотра. Причем сделать это нужно не ранее января текущего года. Медицинскую комиссию необходимо пройти в том городе, в котором ребенок хочет поступать в Суворовское училище (в Москве или другом городе).

В обязательном порядке предоставляются:

  • медполис (копия);
  • медкарта (заверенная копия);
  • отдельная медкарта с результатами предварительного осмотра;
  • заключение медиков о принадлежности к медицинской группе для физкультурных занятий;
  • справки из трех диспансеров: психоневрологического, наркологического и туберкулезного (будущие суворовцы не должны стоять в них на учете);
  • выписка по форме 112/у;
  • сертификат о прививках (копия).

Предоставления этих документов недостаточно для поступления. При приеме в училище проводятся осмотры врачами. Кроме того, сдаются анализы.

Физическая подготовка

Особое внимание уделяется при поступлении в военные училища физической подготовке кандидатов. Для того чтобы стать суворовцем, необходимо сдать нормативы, которые оцениваются по пятибалльной системе.

Из основных заданий - подтягивание, как правило, эта часть экзамена проводится в спортивном зале училища, бег по разным данным на 60 и 100 метров. Еще есть забег на длинную дистанцию.

Как правило, больше всего кандидатов отсеиваются именно в беге на длинную дистанцию. Это происходит из-за неправильного распределения сил.

За абитуриентами следят врачи, и, конечно, при необходимости ребенку будет оказана помощь. Суворовское училище принимает девочек. Они сдают экзамены по физической подготовке наравне с мальчиками.

Но к сожалению, не все училища принимают девочек. Таких учебных заведений меньшинство. Так, Екатеринбургское Суворовское училище для девочек было открыто в 2009 году. Но с 2014 года и прием девочек больше не осуществлялся. Хотя такая информация отсутствует на официальном сайте училища.

Как оценивают результат вступительного экзамена

Экзамены начинаются в училище с восьми утра и заканчиваются примерно в 5 вечера. Можно пройти на экзамен только по списку вместе с родителем или законным представителем.

Как правило, первый час экзаменационного дня в Суворовском училище носит информационный характер. Первое, что должны сделать дети - это пройти психологические тесты, которые не оцениваются баллами. Эти тесты дают общее представление о психологическом состоянии кандидата. И экзаменаторы дают по результатам прохождения тестирования рекомендации о годности обучения.

По основным предметам оценивается результат экзамена по 10-балльной системе. По физической подготовке по 5-балльной. Важное значение имеют грамоты, причем если это грамоты за призовые места, то они оцениваются выше. В системе оценок Суворовское училище для девочек не вносит никаких коррективов.

Военные училища становятся все популярнее, поэтому здесь достаточно большой конкурс, примерно 5 человек на место.

После какого класса лучше поступать

Реальнее всего поступить в училище после 4-го класса. Зачастую училища набирают поступающих именно в 5-е классы. Соответственно, Суворовское училище для девочек после 9 класса не всегда доступно и не во всех городах.

Такое распределение связано с тем, что переход на 7-летнее образование и прием в разные классы осуществляется постепенно. Кроме того, количество учащихся в училищах строго ограничено.

Существует вариант перевода ребенка в 9 класс, но этот процесс довольно сложный и требует согласования с администрацией. Как правило, перевестись можно или с другого Суворовского училища или из военного.

Если ребенок хочет учиться в военном колледже, а Суворовское училище для девочек не набирало группы в определенном году, то можно поступить в Пансионат воспитанниц Министерства обороны РФ.

Пансионат воспитанниц Министерства обороны РФ

Наряду с Суворовским училищем, Министерством обороны организован Пансионат воспитанниц Минобороны РФ, в котором девочки смогут получить военные профессии.

При поступлении в такой пансионат осуществляется сбор документов, аналогичный с Суворовскими колледжами. Здесь также существует список лиц, в отношении которых применяются льготы при приеме.

Поступить в 2018 году можно было только в 5-й класс, обучение длится по 11 класс. Девочки проживают в общежитии. По окончании пансионата, выпускницы могут поступить в военные вузы России. При пансионате есть летная школа. Воспитанницы учреждения занимают призовые места в различных олимпиадах и конкурсах.

Льготы для суворовцев

Дети, обучающиеся в Суворовских училищах страны, находятся на полном государственном обеспечении. Это касается, например, проезда. Суворовцам обеспечен льготный проезд за счет училища. Воспитанники обеспечены питанием и формой, в которой они проходят обучение.

Ребята, окончившие Суворовское училище, имеет преимущество при поступлении в вузы перед детьми, окончившими образовательные школы.

Плюсы обучения в училище

Кроме возможности получить перспективное военное образование и поступить в лучшие военные университеты страны, существует еще ряд преимуществ. В Суворовских училищах для девочек и для мальчиков преподают специальные дисциплины, помогающие сформировать характер человека.

Здесь ребенок сможет выучить несколько языков. Учат повышенной внимательности и самоорганизации. Это поможет не только в военной профессии, но и в случае, если ребенок в дальнейшем будет работать в гражданской сфере.

Обучение этикету, и общеобразовательным предметам на высоком уровне, помогут без проблем продолжить обучение в высших учебных заведениях.

Высокий уровень физической подготовки и изучение психологии, помогут в полной мере в будущем стать суворовцам профессионалами военного дела.

Выбирая в будущем военные профессии, ребенок должен четко представлять, с чем ему придется столкнуться и в особенности, если это девочка. И родители должны ему в этом помочь. Военная профессия - это призвание. В России на сегодняшний день много военных учебных заведений принимающих девочек. Престиж Суворовских училищ неоспорим. Высокий уровень дисциплины и образования, именно этим училище привлекает внимание поступающих как мальчиков, так и девочек.

Суворовцы – это статус чести и достоинства! Многим стать суворовцем кажется недостижимой мечтой. Разберемся вместе, возможно ли обычному школьнику поступить в МСВУ.

Кандидатами на поступление могут стать школьники с пятого по восьмой класс до пятнадцати лет на конец года поступления, которые соответствуют уровню физподготовки и психологического отбора и сдадут экзамены по основным дисциплинам. Для начала посетите военкомат, объясните, что хотите отдать сына учиться в СВУ, вам выдадут бланк заявления и помогут его заполнить. Затем вас проинструктируют в плане дальнейших действий, назначат дату медкомиссии от военкомата. Начните собирать документы. Представить их в военкомат нужно с 15 апреля по 15 мая года поступления. Основной список таков:
  • Сам кандидат должен написать заявление на поступление в МСВУ и свою автобиографию.
  • Из школы понадобятся табель успеваемости за 3 четверти последнего учебного года и педагогическая характеристика с гербовой печатью, подписанные директором школы и классным руководителем.
  • В своей поликлинике оформите копию медицинской карты Ф026/У, выписку из амбулаторной карты и копию сведений о профилактических прививках №063/У. Все это должно быть с печатью медучреждения.
  • Из военкомата понадобится медицинское заключение военно-врачебной комиссии.
  • У нотариуса необходимо заверить копии свидетельства о рождении и страхового медицинского полиса будущего суворовца и копии всех страниц паспортов его родителей.
  • В управляющей компании возьмите выписку из домовой книги о регистрации по месту проживания и справку о составе семьи и жилищных условиях, в которой должны быть написаны даты рождения и род занятий для всех членов семьи и указана площадь жилья и его собственник.
  • Родители на своей работе должны взять справку о характере трудовой деятельности и подготовить документы, подтверждающие право на льготы при поступлении (если есть).
  • Также понадобятся мерки ребенка (рост, вес, объёмы головы, груди, талии, бёдер, размеры одежды и обуви) и 4 фотографии 3х4, как на паспорт, но со свободным углом для печати.
Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитанники детдомов и интернатов), поступают в СВУ без экзаменов после того, как они пройдут медкомиссию и собеседование. К вышеописанному пакету документов им еще нужно приложить заверенные нотариусом копии свидетельства о смерти родителей, об установлении опеки и удостоверения опекуна.


Если экзамены сданы хотя бы на тройку, вне конкурса принимают детей военнослужащих-контрактников, прослуживших свыше 20 лет; погибших или получивших увечья, исполняя свои обязанности; служащих в зонах военных конфликтов, и кроме того, воспитывающиеся одним родителем.


С 1 по 15 августа желающие поступить отправляются в МСВУ за счет государства вместе с сопровождающим от военкомата, чтобы сдать экзамены и пройти проверку. Родители тоже могут поехать с ребенком, если захотят. Проживание и питание ребят на этот период обеспечивает государство. В приемную комиссию нужно будет предъявить подлинник свидетельства о рождении, а также табель успеваемости за учебный год.


Поступающие должны написать контрольную по математике и диктант по русскому языку. Отличникам экзамены сдавать не нужно. Затем ребята проходят медкомиссию и проверку психологической и физической готовности. Они осматриваются педиатром, хирургом, окулистом, лор-врачом, ортопедом, невропатологом, стоматологом и детскими кардиологом и эндокринологом.


Прошедшие все испытания кандидаты приказом начальника зачисляются в МСВУ. Настоящими суворовцами они становятся после принятия присяги. Воспитанникам МСВУ разрешено ежедневно принимать друзей и родственников в комнате для посетителей. Если есть родственники, проживающие в Подмосковье или Москве, суворовцы могут каждую неделю с 17:00 субботы до 16:00 воскресенья брать увольнение. Остальные могут выйти с 17:00 до 21:30 в субботу и с 9:00 до 16:00 в воскресенье. На время каникул суворовцы убывают домой, с собой им выдают табель успеваемости для того, чтобы родители осведомились и расписались.

Надеемся, что всем желающим поступить в МСВУ удастся не только стать суворовцем, но и достойно отучиться и добиться успехов на этом поприще.

История вопроса

В 1943 году решением Советского правительства были созданы суворовские училища, «по типу дореволюционных кадетских корпусов» . Их создание являлось одной из мер по восстановлению народного хозяйства и несло в основном социальную функцию – устройство сирот, детей красноармейцев, краснофлотцев, партизан.

Детей принимали с 10-11-летнего возраста, срок обучения был семилетним. В 1956 году требование по приёму в СВУ преимущественно сирот было снято, срок обучения был значительно сокращён, и более полувека (с 1956 по 2008 годы) был двух-трехлетним. В СВУ в те годы поступали 15-летние юноши, которые уже достаточно понимали в жизни и «повесить им на уши лапшу» было проблематично. Как результат, 30-40% выпускников СВУ не связывало свою судьбу с военной службой (данные на 2008 год).

Когда стало очевидно, что СВУ в прежнем виде себя изжили, и вопрос реформы кадетского образования начал активно осуждаться. Предложения звучали разные. В 2008 году, под сурдинку военной реформы А.Э. Сердюковым и присными была предпринята попытка максимально демилитаризировать обучение в СВУ и передать всё это беспокойное хозяйство из Минобороны в Министерство образования. Но тут активно возмутилась общественность в лице отставного генералитета: письма Президенту, запросы в Госдуму, общественные слушанья – в общем, любимые занятия людей, у которых нет личной жизни.

Общественность была услышана. Осознав, что в российском обществе эта форма образования очень востребована и престижна, Минобороны России стало действовать в соответствии с принципом «если процесс нельзя остановить, его нужно возглавить». И вот уже создаются «президентские кадетские училища» и ежегодно открываются новые. Также Минобороны возвратило в свой состав ряд региональных общеобразовательных учреждений (Аксайский казачий и Омский кадетские корпуса, Северо-Кавказское СВУ).

Сейчас у Минобороны России 22 общеобразовательных учебных заведения (суворовские училища, кадетские корпуса, президентские кадетские училища), в которых обучаются 12,7 тысячи воспитанников. Это больше, чем во времена СССР, численность армии которого была в три раза больше Армии России. Срок обучения увеличили до семи лет. Ещё шесть СВУ в системе МВД, один кадетский корпус – в системе ФСБ России.

В 2008-2012 годах конкурса в СВУ практически не было, так как принимали только детей военнослужащих и гражданского персонала, и только Минобороны России. При этом Минобороны позиционировало суворовские училища как составную часть социального пакета военнослужащих, проходящих службу в отдалённых регионах.

В 2013 году, «по многочисленным просьбам трудящихся» был открыт приём всех желающих, и маятник качнулся в другую сторону: на младших курсах Московского СВУ учится 73% жителей Москвы и Московской области. Аналогичная картина в Санкт-Петербургском СВУ: две трети кандидатов – из г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Родители всеми правдами и неправдами пытаются устроить своих детей – и чтоб образование получил, и чтоб к дисциплине был приучен, и чтоб под дурное влияние не попал. Небольшая часть неисправимых романтиков мечтает, чтобы сын пошёл по стопам отца и продолжил офицерскую династию.

Конкурс высокий, 3-5 человек на место. Экзамены, психологическое тестирование, медкомиссия в значительной мере позволяют отобрать способных ребят, которые будут хорошо обучаться, успешно закончат СВУ и поступят в военные вузы. Например, в 2013 году у ребят, поступивших в Московское СВУ, средний балл за окончание 4 класса был не ниже 4,5.

В результате поступают ребята, чьи родители смогли подготовить их к поступлению – либо по причине того, что регулярно с ними занимаются, либо по причине высокого достатка. Но парадокс в том, что этим ребятам такие заведения в принципе не нужны – в своих семьях они получили бы и лучшее образование, и более разностороннее культурное развитие.

И самое печальное, что те категории населения, для которых в 1943 году создавались СВУ, при нынешних условиях поступить в них не могут: состояние здоровья, уровень образования и психологическая готовность чаще всего недостаточны, чтобы успешно пройти вступительные испытания.

Зачем это нужно Минобороны?

— Так-то оно так, — молвил солдат, — да вот что ты с меня за это запросишь, старая карга? Ведь не даром же ты для меня стараешься!

— Ни гроша я с тебя не возьму, — отвечала ведьма. — Только принеси мне старое огниво, его там позабыла моя бабка, когда спускалась туда в последний раз.

(Г.Х. Андерсен)

«Нашей стране нужны талантливые, образованные, неравнодушные люди, которые смогут ставить стратегические цели и добиваться их достижения. Именно такие навыки прививаются нашим суворовцам, нахимовцам, кадетам и воспитанницам. Наши довузовские учреждения, без сомнения, готовят интеллектуальную, творческую и управленческую элиту российского общества».

(Т.А. Фральцова)

«Образовательные учреждения подобного рода призваны обеспечить новый подход к воспитанию будущих защитников Родины. В стенах кадетских учреждений осуществляется воспитание в духе преданности Отечеству, формируется система нравственно-духовных ценностей и чувство долга, гражданской ответственности и патриотически-государственного мировоззрения, что делает их базисом для формирования будущей российской элиты не только военной, но и гражданской».

Министерству обороны Российской Федерации приходится выполнять стоящие перед ним задачи в области обороны страны в очень сложной социально-демографической ситуации.

Во-первых, за 15 лет XXI века качество жизни в России изменилось больше, чем за вторую половину века ХХ-го. Бум информационных технологий, цунами социальных сетей, глобализация. Сложившееся в России общество потребления агрессивно насаждает, с одной стороны, индивидуализм, превосходство над другими, стремление превратить жизнь в нескончаемую череду удовольствий и другие подобные «ценности», с другой стороны – страх перед болезнями, старостью, смертью. Под это выстроена вся система тотальной рекламы, направленная на максимальный рост потребления и фактический запрет на более осмысленные ценности.

Дивный новый мир предоставляет детям намного больше возможностей получения разностороннего образования и проведения досуга, чем было в своё время у их родителей. Нынешние школьники родились и живут в относительно благополучный период, когда экономическое состояние многих российских семей значительно выросло. Повысилась мобильность наиболее активной части населения, в результате чего растёт индустрия туризма и прочих развлечений.

Как бы не брюзжали представители старших поколений, нынешние молодые люди ничуть не хуже их самих в этом возрасте – они просто ДРУГИЕ. Многие работодатели, особенно в крупных городах, обеспокоены тем, что молодые специалисты предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, но не наоборот. Они хотят большей отдачи от своей работы и большего участия в принятии решений, предпочитают «гибкий» график, склонны часто менять место работы. У них превалирует стремление к неформальному стилю общения, комфортному психологическому климату, свободному графику, наконец, к развлекательной составляющей в любой деятельности.

Они хотят получить от жизни максимум разнообразных впечатлений и удовольствия. Вместо того, чтобы карабкаться по единожды выбранной карьерной лестнице, многие молодые люди стараются получить более широкий опыт в нескольких сферах. Они намного меньше идеологизированы и, как правило, отказываются заниматься тем, что им неинтересно. И если какое-то занятие им не нравится, они тут же его бросают. В прошлом веке подобное непостоянство осуждалось, ценностью считались упорство и целеустремлённость, но сегодня это уже не так.

Очень сложно вписать эти социологические особенности в рамки воинской службы, связанной с тяготами и лишениями. В принципе, по всем соцопросам в любой стране всего 14–15% мужчин склонны к военной службе, дисциплине, существовании внутри четкой иерархии, где существует необходимость выполнять разные скучные, неприятные и даже опасные обязанности, а также беспрекословно исполнять любые бестолковые приказы. Налагаемые на военнослужащих строгие ограничения права выезда за границу также отталкивают наиболее образованную и мобильную часть молодёжи от пополнения рядов офицерского корпуса.

Во-вторых, произошла глубокая поляризация российского общества по имущественному положению, образовались явно выраженные полюса богатства и бедности, что повлекло за собой отчужденность значительной части населения и появление в массовом сознании негативного отношения к социальным нормам, в том числе – в сфере обороны страны.

СМИ кроме госпропаганды, рассчитанной на каких-то недоумков, не менее тупой рекламы и сериалов для престарелых домохозяек; заполнены набившими оскомину «скандалами, интригами, расследованиями»: тусовки в Куршавеле, яхты и виллы на Лазурном берегу; астрономическое воровство губернаторов и министров; шапито на Охотном Ряду, заполненное звёздами шоу-бизнеса, спортсменами и чьими-то любовницами; один министр обороны, как оказалось, «разваливал армию»©, другой (более эффективный) в армии вообще не служил – он сразу стал генералом и героем России; и прочая, прочая, прочая.

Нахождение в такой информационной среде каких-либо патриотических чувств не вызывает. В результате очень мало толковых ребят — выпускников сильных столичных школ, желают стать военными.

В-третьих, стоит отметить заметное ухудшение состояния здоровья и уровня физической подготовки современных школьников. Многие ребята почти никуда не ходят, зато много времени проводят за партой/компьютером/планшетом. Две трети детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом. У многих развивается гиподинамия. По данным Минздрава, сейчас только один из десяти выпускников не имеет нареканий со стороны врачей. У половины – различные функциональные отклонения, более трети – болеют чем-то хроническим.

Одни говорят, что это школа так пагубно влияет: неудобная мебель, тяжелые портфели, непосильная учебная нагрузка. Другие уверяют, что и раньше подростки не были вполне здоровыми, просто тогда медицина не так щедро раздавала диагнозы. Истина где-то посередине. Но в результате, половина допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов общефизической подготовки.

В-четвёртых, Россия вместе со всей Европой сползает в очередную «демографическую яму». Стенания высших военачальников на тему «подвели нас бабы, товарищи» раздаются уже не первое десятилетие.

И где же Министерству обороны взять тех здоровых и интеллектуально развитых молодых людей, которые сделают защиту завоеваний капитализма делом всей своей жизни, и будут выполнять воинский долг «мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни»? Конкурса в военные вузы нет, особенно в те, где требуется ЕГЭ по физике/химии, а также в лётных и военно-морских. Причины: кандидаты на ЕГЭ не набирают нужного проходного балла; не проходят по состоянию здоровья; не укладываются в нормативы по физподготовке; на психологическом отборе получают IV группу.

Эксплуатируя стремление родителей переложить воспитание детей в наиболее сложном, переходном возрасте на казённые плечи, Минобороны пытается ориентировать детей в самом раннем возрасте на военную службу. А семилетний срок обучения, с точки зрения Минобороны, имеет неоспоримые преимущества. Дети легче поддаются воспитанию, развитию волевых качеств и формированию активной гражданской позиции. Многие личностные ценности формируются в возрасте от 10 до 15 лет. В этом возрасте человек ещё воспринимает уклад жизни и модель своего поведения как должные и не относится к ним критически. В этот период формируется система ценностей, с которой человек проживает всю жизнь.

Условия обучения в закрытом военно-учебном заведении характеризуются чёткой регламентацией распорядка дня, расписания занятий и регулярным питанием, что создаёт благоприятные предпосылки для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. На фоне негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся общеобразовательных школ специалистами Военно-медицинской академии в результате многолетних наблюдений отмечается систематическое улучшение показателей функционального состояния организма у воспитанников СВУ-КК: у старшекурсников наблюдаются существенно более высокие значения показателей функции внешнего дыхания, динамометрии, функционального состояния сердечно-сосудистой системы, и даже умственной работоспособности по сравнению с первокурсниками.

Психологическое тестирование с момента поступления в училище до окончания обучения выявляет четкую тенденцию стабилизации самооценки воспитанников, рост самокритичности и требовательности к себе, принципиальности и целеустремлённости, повышения уровней нервно-психической устойчивости и адаптации воспитанников к учебе и военной службе. Вместе с тем, те же исследования выявляют у воспитанников старших курсов снижение самостоятельности, ответственности и осознания долга.

Зачем это нужно родителям?

Как себе представляют кадетскую систему образования родители, можно из следующих цитат Интернет-переписки. В личном общении родителями высказывались похожие суждения.

«Сестра собирается отдать своего сына в Суворовское училище, чтобы мужик вырос и всё в этом духе. Ну, я полностью «за» обеими руками в этом случае. Суворовское всё-таки это и самостоятельность, и хорошая физическая подготовка, и характер будет мужским. Выучка таких училищ превращает обычного сопляка в настоящего мужика. Представляете, их там так тренируют круто, они вот могут с вертолёта на лету выпрыгнуть с высоты второго этажа, а потом бежать, стрелять».

«Сколько помню своего отца, он постоянно «котировал» Суворовское и Нахимовское училища. Ну он бывший военный, поэтому знает в этом толк. Говорил, что даже самые хилые ребята с соплями по колено из этих учебных заведений выходят настоящими суровыми мужиками. Там дрессировка что надо! Но опять же, в рамках разумного, без жестоких издевательств».

«Самый высокий общий уровень подготовки по результатам обучения показывают «суворовцы» и прочие кадеты. Учатся они по «старым» лекалам, им позволено не соблюдать (точнее пренебрегать при необходимости) современные стандарты Минобрнауки при определении предметов и «почасовки». Почему? Потому что там стоит цель – подготовить потенциальных офицеров с достаточным багажом теоретических и практических знаний. Т.е. Суворовские училища не делают бизнес на детях. Им нужен результат. Если вы изучите их расписание дневное, то увидите, что у них всегда 6 уроков в день, вне зависимости от возраста учащегося. На выходе мы получаем физически и психически здоровых выпускников, общий уровень которых выше на пару порядков, чем у выпускников всяких лицеев и УВК. Аккуратное письмо, грамотная устная и письменная речь, отличное знание истории Отечества, самый высокий средний бал по техническим и математическим наукам в России. Дальнейшее (второй иностранный, латынь, правоведение) зависит только от них и от их выбора. Но самое главное – у них есть БАЗА. У школьников из обычных школ есть только бессистемный набор знаний «по верхам»».

Родители воспитанников считают, что СВУ-ПКУ-КК практически не отличаются от закрытой частной школы для мальчиков, но в отличии от частной школы, здесь всё бесплатно:

  • дети находятся под круглосуточным присмотром и охраной, а не шляются по улицам;
  • качественное образование, за выполнением домашних заданий следит воспитатель;
  • бесплатное 5-ти разовое питание;
  • физподготовка и занятия спортом (около 10 спортивных секций) — тоже бесплатно;
  • дети бесплатно ездят на экскурсии и в музеи, бесплатно занимаются в 20 кружках по интересам, бесплатно учатся танцевать и т.д.;
  • надежда на то, что из хлюпика там сделают настоящего сурового мужика;
  • престижно же!

В общем, зачем платить деньги за обучение сына в хорошей школе (особенно если их не хватает на выплату кредитов), если можно сделать это в СВУ-ПКУ-КК абсолютно бесплатно. Кроме того, многие родители не готовы в свободное время АКТИВНО заниматься воспитанием детей. По итогам опроса «Левада-Центра» (август 2014 года), активный отдых – удел меньшинства: только 8% участников опроса регулярно посещает спортивные залы и фитнесс-центры, ещё меньше играет в волейбол, баскетбол, футбол; лишь 9% посещают театры и музеи; всего 6% ходят на курсы, лекции или занимаются самообразованием.

В то же время 79% россиян проводят всё своё свободное время перед телевизором и смотрят, как правило, три главных государственных телеканала. Точно такие же цифры приводил и Институт социологии РАН в 2008 году в своём исследовании «Малообеспеченные и бедные в современной России».

В суворовские училища попадают дети, ненужные своим собственным родителям, которые стараются пристроить их в «добрые руки» на казенные хлеба. Многие даже готовы доплачивать за место для ребенка, очевидно, полагая, что отдают его в элитное учебное заведение, которое сделает из него настоящего мужчину. Кроме того, для некоторых родителей возможность отдать детей в заведения такого рода – это еще и дань традициям и богатой истории учебных заведений.

При этом училища остаются казармами, такими же закрытыми системами, как любая воинская часть, которая живет по своим законам. Поэтому, если ребенок столкнулся с трудной, неразрешимой для него ситуацией, ему просто некуда пойти – командование не будет его защищать, а родители выслушают, но все равно вернут обратно.

(В.Д. Мельникова, член Общественного

совета при Минобороны России)

Нужно ли это детям?

«Я вспомнил Киевский [кадетский] корпус, со всей его внешней дисциплиной, тяжелой моральной атмосферой и своеобразным нравственным «нигилизмом», закон которого «не пойман — не вор» означал почти то же, что и «все дозволено». […] Далеко стоял от нас и плаксивый болезненный ротный командир, полковник Матковский, всецело погруженный в дела цейхгауза. Что до воспитателей, то это были престарелые бородатые полковники, ограничивавшиеся дежурствами по роте, присутствием на вечерних занятиях и проведением строевых учений. Все они жили в стенах корпуса, были многосемейны и, казалось, ничего не имели общего ни с армией, ни вообще с окружающим миром. […]

Когда, через несколько лет, на полях Маньчжурии я ломал себе голову, силясь понять истинные причины наших поражений, то в числе других показательных примеров нашей военной системы передо мной неизменно вставала картина майского парада на Марсовом поле – эта злая насмешка, этот преступный самообман и бутафория, ничего общего с войной не имевшая ».

(А.А. Игнатьев. «50 лет в строю». М., Воениздат, 1986 г.)

«Как построена система образования в нашем престижном региональном кадетском корпусе, куда определяет своих отпрысков местная элита в расчете на их будущий карьерный рост. Подростки живут на полном государственном обеспечении, усиленно питаются и усваивают основы политической лояльности. Для более эффективного усвоения учебного материала кадеты разбиты на пятерки (почти по Достоевскому), которые борются между собой за баллы, отстающие испытывают двойной прессинг – со стороны воспитателей и своих сокурсников, которые слабости и недостатки не прощают. На выходе получается стерильный системный человек, разновидность мамелюка и хунвейбина. Как Вы думаете – кому нужен такой управленческий слой в России?»

Как только отменили право внеконкурсного поступления выпускников СВУ в высшие военно-учебные заведения, общественность сразу подняла вой – и неспроста. Ибо более высокий («на голову выше», «на 10-15 пунктов», «на два порядка») уровень общеобразовательной подготовки воспитанников оказался мифом. Желаемое за действительное выдавали либо начальники училищ, либо родители суворовцев (в основном мамы), но данные объективного контроля указывают на очень и очень средний уровень образования в СВУ.

Например, в интервью газете «Тверская, 13» (№ 40 от 02.04.2015, стр. 9) начальник Московского СВУ генерал-майор запаса Касьянов А.М. заявляет: «по итогам ЕГЭ по основным дисциплинам, учитываемым при поступлении в вузы, выпускники училища на 10-15 пунктов превышают средние общероссийские показатели» .

Представляете, на 10-15 пунктов выше! Однако, при подробном анализе результатов ЕГЭ в Московском СВУ за 2014 год (они изложены в Акте самообследования, который доступен на официальном сайте МсСВУ в разделе «Нормативно-правовая документация») выяснится, что профессор Касьянов А.М. попросту лукавит: по русскому языку, математике, физике, обществознанию баллы МсСВУ превышают среднероссийские всего на 1,5 – 3 балла по стобалльной шкале. Это в пределах статистической погрешности.

По истории, действительно, балл МсСВУ выше среднероссийского на 12,5, зато по иностранному языку – на 10 баллов ниже. Стобалльников в 2014 году в МсСВУ не было, лишь один выпускник набрал 98 баллов (по русскому языку). По другим предметам максимальный балл был 77. Медалистов в 2014 году в МсСВУ не было вовсе. В любом районе любого региона нашей необъятной Родины найдутся школы с гораздо лучшими результатами. Для сведения, Московское СВУ в 2014 году было признано лучшим довузовским образовательным учреждением Минобороны России.

Результаты ЕГЭ Санкт-Петербургского СВУ МВД РФ в 2014 году тоже практически равны среднероссийским: математика – 40,2 балла, русский язык – 61 балл, обществознание – 52,2. Из 44 школ Кировского района Санкт-Петербурга СВУ МВД находится на 37 месте. Интересующихся данными по другим СВУ-КК Санкт-Петербурга (там их шесть) отсылаю к сайту shkola-spb.ru, где приводятся сравнительные результаты ЕГЭ.

И, как уже говорилось, попытки сравнивать СВУ со средними российскими показателями некорректны в принципе. В СВУ-ПКУ-КК осуществляется конкурсный отбор, и сравнивать их нужно с теми общеобразовательными заведениями, в которые также осуществляется конкурсный отбор – с языковыми гимназиями и прочими физматлицеями.

Хотя ЕГЭ и подвергался критике, другой единой линейки в реальной жизни нет, а поступление и в военные вузы, и в гражданские, осуществляется по его результатам.

По опыту своей учёбы в военном училище, офицерской службы, бесед с однокашниками никакого превышения уровня общеобразовательной подготовки суворовцев не отмечалось. Несколько более высокий уровень начальной военной подготовки суворовцев ко 2 курсу высшего военного училища нивелируется. Особенно если училище – инженерное.

Отдельно стоит отметить качественный состав командования и воспитателей училищ. В СВУ образца 1943 года большинство офицеров-воспитателей были фронтовиками, которые учили суворовцев первых наборов тому, что необходимо на войне.

«Сейчас качество учебы и уровень воинской дисциплины в ряде суворовских и нахимовских военных училищ, кадетских корпусов, мягко говоря, не отвечает современным требованиям и не удовлетворяет Минобороны. Только в прошлом (2007) году 739 суворовцев, нахимовцев и кадетов были отчислены из учебных заведений, в том числе 139 - из-за грубых нарушений уставных норм и личной недисциплинированности, включая дедовщину. При этом укомплектованность средних учебных заведений Минобороны офицерским составом сегодня (в 2008 году) составляет около 80%. Из них 20% не имеют опыта службы в войсках, не получили профессионального образования воспитателей, еще более 40% преподавателей не проходили даже курсы по усовершенствованию своих профессиональных навыков» («Интерфакс», 2008 г).

Что изменилось с тех пор? Только то, что все офицеры-воспитатели за это время были с военной службы уволены и продолжают работать на прежних должностях в качестве гражданского персонала Минобороны. Возраст их за то же время увеличился на семь лет. Командуют многими заведениями «лица преклонного возраста». Например, возраст начальников Московского СВУ и ППКК ФСБ России – под 70, Санкт-Петербургского и ряда других СВУ – под 60. Спешу заверить, что к каждому из них по отдельности я отношусь с величайшим уважением.

Но такое количество собранных вместе пенсионеров превышает критическую массу, в результате чего неумолимо срабатывает сформулированный Ф. Энгельсом закон природы – закон перехода количественных изменений в качественные. У всех них большущий стаж педагогической деятельности. Но когда они в последний раз командовали реальным армейским подразделением и видели живого солдата? Многие ли участвовали в боевых действиях последних лет? Уверен, что каждый из них отлично знает, как обустроить Россию, навести порядок на Украине и победить американский империализм.

Но ни один из них не способен поднять в атаку взвод контрактников. Стоит ли слушать таких воспитателей, когда они будут давать жизненные советы? Разве что, если хочется стать таким же, как они.

Высокий конкурс и психологическое тестирование при поступлении способствуют тому, что многие воспитанники СВУ-ПКУ-КК обладают высоким умственным потенциалом. Однако развитие способностей выше среднего уровня в большинстве случаев требует индивидуального подхода, а индивидуальность в военной среде поощряется крайне редко – здесь работают законы коллективного выживания. И ещё, многие отмечают непереучиваемость выпускников СВУ: если что-то было «вбито» в «кадетке» – это навсегда.

Вот характерный отзыв: «Со сроком службы эти различия на первый взгляд не заметны, но есть что-то такое, что не исчезает из их рогового отсека до седых волос. Такое ощущение, что их мозжечок превращается в дерево (только у одних это палисандр, а у других – банальный дуб)» .

В СВУ вроде бы физподготовка и занятия спортом (около 10 спортивных секций) – но занимается в них едва ли треть суворовцев, в Спартакиаде общеобразовательных учреждений Минобороны участвует и того меньше – всего 6% воспитанников. Физподготовка остальных в объёме трёх обычных уроков физкультуры в неделю.

Вообще, ценность формального образования невероятно завышена. В то время как практические знания, умения и навыки в самом деле очень важны, количество проведённых в казарме лет вряд ли принесёт сравнимую со стоимостью потраченного времени пользу. На последующих ступенях обучения и военной службы всем будет глубоко безразличен имеющийся в биографии факт окончания СВУ/КК, а также баллы ЕГЭ и оценки в аттестате. Они немного помогут при поступлении в военный вуз, и на этом их роль полностью завершена. И уж мало кому этот факт будет интересен после принятия свежеиспечённым лейтенантом первой офицерской должности. Скорее, это будет лишний повод для упрёков за упущения по службе.

Вроде бы, суворовское училище, как модель идеальной армии, даёт возможность воспитаннику испытать лично все прелести военной службы и сделать осознанный выбор – поступать в военный вуз, или нет. Но весь уклад жизни в СВУ, и тем более в ПКУ кардинально отличается от того, с чем воспитанникам предстоит столкнуться в реальной офицерской жизни, где гораздо больше не только свободы, но и ответственности и самодисциплины.

Распорядок же кадетского корпуса куда как больше похож на пребывание в воспитательной колонии. Заформализованность повседневной жизни, увольнения раз в месяц и другие, не подлежащие изменению, догмы превратились в наглую самодовлеющую силу. Такая система обучения лишает детей свободного времени, которое им необходимо для самостоятельного познания мира и реальной жизни. Вместо этого они учатся беспрекословно выполнять приказы и быть хорошо функционирующими винтиками военной машины.

Воспитанникам прививается гордость за принадлежность к своей касте, почтение по отношению к высшим чинам и презрение к низшим кастам («шпакам») , а также ценности армейской среды и основы поведения в ней. Всё это соответствует предназначению СВУ-ПКУ-КК – «подготовка к военной или иной государственной службе».

Настоящие знания даёт человеку реальная жизнь, путешествия и общение с другими людьми. Так ради чего юноше, который мечтает стать офицером, проводить СЕМЬ ЛЕТ своего единственного детства в казарме?

21 комментарий на «“Стоит ли поступать в суворовские училища и кадетские корпуса?”»

    Добрый день, Геннадий! Во время прочтения Вашей статьи узнала «в лицо» многие факты из жизни Кронштадтского морского кадетского военного корпуса, где уже 2 года учится мой сын. Все 2 года нас обоих терзают сомнения, а именно, для чего все эти тяготы и лишения, а так же унижение и, нередко, равнодушие. Нахожусь в подвешенном состоянии, решение о продолжении или возвращении сына домой не приняла.

    Всем — Добрый день! Геннадий, спасибо за статью! Я — мама кадета. Полностью согласна с Вашим негодованием в отношении фальсификации » элитности» нынешнего кадетского образования. Причем дело касается как уровня подготовленности кадет по общеобразовательным предметам, так и военно-патриотической подготовки. К сожалению, кадетское образование, каким оно увиделось нашими глазами,скорее можно назвать декоративным, чем основательным. Современные виды презентационных публичных предоставлений информации рисуют красивую, привлекательную обложку несовершенному содержанию и качеству кадетского образования. За современным фасадом и напичканной модными интерактивными средствами обучения инфраструктуры училища, к сожалению, абсолютно неосвоенные и неработающие технологии дифференцированного обучения, способные обеспечивать эффективное образовательное и воспитательное развитие. К тому же, отсутствие заботы о дальнейшей судьбе кадет после окончания училища, тем самым, снимает ответственность с учреждения за качество результатов. И получается, что период пребывания в училище больше напоминает срок отбывания в воспитательной колонии, где отсутствие должной свободы для полноценного самосовершенствования замещается массовым приобщением к строгой субординационной дисциплине, которая если и пригодится, то только для службы в армии. Вы правы, говоря о том, что невысок и уровень физической подготовки. Большое разнообразие спортивных секций впечатляют только на бумаге. На самом же деле, этот ресурс не служит для решения задачи -выстраивание индивидуальной траектории физического совершенствования, а служит лишь для того, чтобы красиво презентовать училище как элитное, где все якобы плавают, борются,бегают, прыгают, стреляют…Ничего подобного! Кто-то плавает, потому что уже умел плавать, кто-то бегает, потому что уже хорошо бегал и т.д.. А кто особо не отличается мастерством, ходят на уроки физкультуры 2-3 раза в неделю и заняты каким-нибудь доп-ом типа «шахматы», в лучшем случае, или «бальные танцы», что «очень полезно» для общего культурного развития кадета! А многие — как не умели подтягиваться, так и не умеют, как не умели плавать, так и не умеют… Так и в чем же тогда элитность и качество? Ну, а если кто-то желает возразить: — А что ж он у вас ничего не умеет? Так я отвечу вопросом:- А кто и где должен научить мальчика тому, что необходимо ему для того, чтобы стать защитником и патриотом своей страны? Я, по своей родительской наивности, предполагала, что государство, готовя достойное молодое поколение, способное к гражданской самоотдаче, будет заинтересовано в хороших, а не в удовлетворительных результатах. А получается, что пребывание в кадетке — ради пребывания.Но мне совсем не хочется, чтобы мой ребенок, имеющий хороший интеллектуальный и физический потенциал,научился лишь хорошо заправлять кровать, рапортовать,маршировать и на выходе был неконкурентноспособен. А столкнувшись с реальным фактом очень посредственных знаний кадета 8 курса по математике и русскому языку, я пришла в ужас от того, что отбирая по конкурсу ребят при поступлении, после окончания обучения выдают, в основном, кандидатов, пригодных лишь для прохождения службы в армии.И в чем тот самый заявленный » на порядок выше»? Тогда получается прав Геннадий спрашивая, для чего проводить семь лет в казарме. Я вот тоже задумываюсь над этим вопросом. Интересно, а волнует этот вопрос государство, финансирующих всю эту бутафорию?

    Сложилось впечатление, что у автора был неудачный опыт поступления в СВУ, либо комплекс, возникший на первых курсах ВВУ в отношении того, что кадеты все-таки «каста» в хорошем смысле этого слова. Ведь многие доводы, с помощью котрых он пытается подтолкнуть к мысли о том, что учеба в СВУ(КК)- это потерянное время+изменение психики и личности, для многих является лишь плюсом.

    Геннадий, добрый день!

    Вы очень аргументированно рассуждаете. Что бы Вы могли сказать об Оренбургском президентском военном училище? У нас стоит мучительный выбор между Московским Суворовским и Оренбургским. Ребенок идет в разнос. Отец не занимается совершенно, я работаю. Потратили целое состояние на репетиторов, тренеров и пр. И самостоятельность давали, и контроль. Все пробовали. Я вижу, что он стремится к дисциплине, организованному распорядку, уважает силу. Кругом преподаватели и даже большинство тренеров по секциям и кружкам женщины! Когда давали самостоятельность, уроки сделаны из рук вон плохо, за пять минут, и весь день перед телевизором. В доме отключены все антенны, убраны компьютеры… Физически уже с сыном просто не справляюсь (даже до этого, к сожалению, доходит)…

    • Добрый день.

      В отношении Оренбургского ПКУ информации у меня немного.
      Оно было самым первым из создававшихся ПКУ, поэтому в него было вложено много денег, со всей области собрали лучших учителей etc. Учебно-материальная база намного лучше, чем в Московском СВУ. Опять же, начальник не отставной генерал, а вполне себе гражданское лицо, профессор истории Машковская Т. О. В меньшей степени представлена «военщина». По результатам прошлого года Оренбургское ПКУ стало вторым в рейтинге довузовских образовательных учреждений Минобороны, уступив только Пансиону воспитанниц МО.
      Однако идея, что в кадетском или суворовском училище воспитают настоящего мужчину — достаточно спорная. Армейская дисциплина основана на слепом подчинении — приказы не обсуждают, их выполняют. Такое отсутствие выбора приводит к отсутствию самостоятельности и ответственности в принятии решений. Та же самая история с распорядком дня: тебя разбудят, накормят, приведут в строю на занятия. И вообще: «Не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит!» И стремление родителей определить ребёнка в такую своеобразную «продлёнку» с режимом 24/7 — это страх перед тем, что в обычной гражданской жизни ему придётся совершать самостоятельный выбор и отвечать за свои решения и свои ошибки. Но ведь без сформированного чувства ответственности не может вырасти настоящий мужчина!

      Добавлю свежие результаты по ЕГЭ в 2015 году.

      Средние баллы по ЕГЭ в Московском суворовском военном училище:
      — русский язык — 63 (средний балл по России — 65,8);
      — математика — 37 (РФ — 49,6);
      — физика — 49 (РФ — 51,2);
      — обществознание — 53 (РФ — 53,3);
      — история — 49 (РФ — 46,7);
      — английский язык — 50 (РФ — 64,8).

      Таким образом, результаты (по сравнению со среднероссийскими) ещё хуже, чем в прошлом году.
      По математике, например 80% суворовцев-выпускников показали результаты ниже среднероссийского уровня, по физике, русскому языку и английскому языку таких было по 66%. Говоря простым языком, уровень общеобразовательной подготовки большинства выпускников Московского СВУ в 2015 году хуже, чем у среднего российского школьника.

      Неудивительно, что лишь 10% выпускников Московского СВУ поступало в те военные вузы, где требуются фундаментальные знания в той или иной области: Военно-космическая академия, ВА РВСН, филиал Военно-воздушной академии, Военно-медицинская академия, Академия ФСБ России.
      Около 30% выпускников по-честному направилось в Рязанское воздушно-десантное и Московское общевойсковое.
      А остальные приняли мужественное решение защищать Родину в глубоком тылу: 40% было направлено в Военный университет, другие — в училища тыла и Таможенную академию.

      Средние баллы по ЕГЭ в Казанском суворовском военном училище отличаются непринципиально:
      — русский язык — 55,5 (средний балл по России — 65,8);
      — математика — 46,6 (РФ — 49,6);
      — физика — 36 (РФ — 51,2);
      — обществознание — 54 (РФ — 53,3);
      — история — 58 (РФ — 46,7);
      — английский язык — 45 (РФ — 64,8).

      А тем временем законодатели озабочены: в мае с.г., выступая на круглом столе в Первом московском кадетском корпусе, председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров предложил вернуться к ранее действовавшей системе поступления суворовцев в вузы (в командные училища во времена СССР они принимались без экзаменов).

      Я Вам никак не хамила в своем комментарии, а писала свою объективную оценку из собственного опыта!!! Если у Вас не сложилась жизнь и карьера то это не значит, что кто-то кроме Вас в том виноват. Нужно просто больше трудится, и не завидовать другим. Может быть Вас в детстве мама не долюбила?

      • Обиженный тон, обилие восклицательных знаков и ответ в стиле «сам дурак» являются верным признаком того, что реальное положение дел я описал предельно точно.
        Повторюсь, что Ваши иллюзии собраны из экранных сюжетов и общей радостной истерии вокруг ВС России.
        Удалась ли моя карьера? Сказать сложно — уволился подполковником, не самое высокое звание. А вот содержания в моей службе хватит на троих: службу начал рядовым по призыву; военное училище окончил с отличием; сменил девять мест службы, в том числе два за пределами России; служил и в ВДВ, и в Пограничных войсках; пять с половиной лет в «горячих точках»; 36 лет выслуги.
        А зависть мне присуща, как и остальные шесть «смертных грехов». Но я с этим борюсь.

    • Бездоказательная оценка, не содержащая ни единого аргумента.
      Про Краснодарское ПКУ мне ничего известно не было, поэтому ознакомился с результатами самообследования КПКУ (доступны на его официальном сайте). Впечатление – тихий ужас.
      В ноябре 2013 года была проведена независимая ВНЕШНЯЯ экспертиза качества знаний воспитанников КПКУ. По физике из 119 проверенных восьмиклассников 21 воспитанник получил «двойки», 64 – «тройки». И ни одной «пятёрки».
      Ещё печальнее результаты по английскому языку: из 124 проверенных восьмиклассников «двойки» получили 66 человек, а «тройки» — 32.
      У пятиклассников результаты оказались получше, но это школьный багаж, а никак не заслуга училища, в котором они на тот момент отучились всего два месяца.
      Конечно, учебно-материальная база КПКУ впечатляет, особенно на фоне сельских школ. Новые спальные корпуса, физкультурно-оздоровительный комплекс, бассейн, ледовый каток. Однако 14 спортивных секций не очень-то и способствуют высокому уровню физподготовки воспитанников: уровень физподготовки 25% кадет оценивается как низкий.
      Офицером командир у Вашего племянника быть никак не может, ибо военнослужащих в штате КПКУ, как и других кадетских и суворовских училищ МО РФ, нет.
      Говорить о качестве образования в кадетской IT-школе в Санкт-Петербурге пока рано, т.к. она не только не выпустила ни одного человека, но ещё и не начинала занятия. Результат увидим только через два года, но мне почему-то кажется, что он будет таким же, как и в кадетских классах школы № 145 Санкт-Петербурга, которая с 1997 года работает в тесном сотрудничестве с Военной Академией связи им.Буденного (по результатам ЕГЭ — 36 место из 47 школ Калининского района).
      Так что мой Вам совет – не отвлекайтесь от просмотра сериалов по телевизору, благо никто Вам теперь не мешает.

      С авторам статьи во многом не согласна. Говорю об этом из собственного опыта: племяник отучился уже 1 год в Краснродарском кдетском президентском корпусе, сын поступил в IT-школу при академии связи Санкт-Петербург. Уровень обучения в Краскодарской кадетке очень высок. В отличие от большинства государственных школ есть все предметы: и физика и химия. Ни для кого не секрет, что даже в Москве в некоторых школах нет этих предметов…. А что говорить про сельские школы!!! Командир у племяника молодой офицер. Очень грамотный, заботливый и отвественный. Есть также классная руководитльница: женщина, она им там как мама …. Для того что бы поступить в кадетку Краснодар и Санкт-Петербурга нам не понадобились не связи, ни деньги. А отдали мы их туда не для того, что бы сложить с себя отвественость, а для того чтобы мальчишки получили хорошее, качественное образование, что бы они стали просто хорошими людьми… А то можно подумать автор статьи не знает, что твориться в старших классах наших школ и на улицах ….

    • Привет, Артем! Именно такой вывод и я сделал. Статья не моя честно говоря. Геннадий помогает.
      А вот с кнопками косяк вышел, они через 21 день появятся только. Мой косяк. Они теперь плагином выводятся. Придется таки в файлы новой темы лезть. Спасибо, что заметил!

Воспитание мужчины и настоящего защитника начинается еще в раннем возрасте. От того, что будет заложено в характер в детстве, зависит вся дальнейшая жизнь. Многим кажется, что рано еще думать о будущем на 4-м году учебы, особенно если учесть советы ближних, но это не так. После кадетских заведений появляется военная закалка, выносливость организма и уверенность в себе – качества, которые определяют сильного человека.

Кроме того, кадетское училище предоставляет огромные перспективы карьерного роста, восхождения по карьерной лестнице, к которому все стремятся, а в будущем – льготы и пенсии. Считается, что военные – успешные и обеспеченные люди. Закончив училище, ребенок получит путевку в светлое будущее. Если поступить после 4-го класса, процедура сдачи экзаменов пройдет проще, а у кадетов будет время привыкнуть к новой обстановке.

Карьера военного – это настоящее испытание, но она дает множество преимуществ, потому поступление в кадетское училище всегда считалось довольно престижным. С одной стороны – это дорога твердого и уверенного в себе человека, который всегда будет обеспечен хорошей зарплатой и надбавками, с другой – уже с юного возраста ребят приучают к порядку, дисциплине и выправке. Это не каждому по силам.

Поэтому прежде, чем поступать, нужно учесть все обстоятельства. Но сделать блестящую карьеру военного, несмотря на трудности, хотят очень многие. Поэтому нередко с 4-го класса готовятся к поступлению и представительницы слабого пола. Сложность в том, что подавать документы в училище нужно в тот момент, когда еще проходят учебные занятия. Таким образом, с решением этого вопроса не стоит затягивать, особенно если вы твердо решили, что ваш ребенок должен поступить в училище в конце 4-го класса.

Самым главным фактором прохождения для приемной комиссии является здоровье. Ибо военный служащий не может иметь ослабленный организм, да и сам процесс обучения будет в тягость для абитуриента с болезнями. При прохождении медицинской комиссии доктор должен засвидетельствовать соответствие первой или второй группе здоровья. Дети с хроническими болезнями или плоскостопием не смогут получить образование в таких учебных заведениях. С 4-го класса уже можно перейти к профессиональному обучению, потому что именно в этом возрасте уже начинает формироваться личность, и проще всего ребенку привить дисциплину и пунктуальность. К тому же здесь будут преподаваться только специализированные предметы, которые пригодятся в практике, жизни и службе.

Кто проходит по льготной квоте

Поскольку конкурс на военные учреждения очень большой, то поступающий может воспользоваться льготными преимуществами, которые существуют в первую очередь для:

  • детей сирот, которые воспитывались без обоих родителей или без участия кого-то одного;
  • детей, у которых родители побывали в горячих точках или в зоне боевых действий;
  • детей, родители которых инвалиды вооруженных конфликтов.

Детям участников боевых действий и ликвидаторам Чернобыльской аварии предоставляется льготное первоочередное прохождение в конкурсе. Кадетское училище считается очень престижным учебным заведением, поэтому всегда наблюдается высокий конкурс на место.

Порядок начала поступления в кадеты предполагает учитывать в первую очередь:

  1. Психологический настрой на серьезную службу и верность своему делу. Учеба в престижном заведении – это государственная программа и полное обеспечение, которое при всей своей выгодности имеет ряд ограничений и правил. Ребенок должен осознавать, что он постоянно будет находиться под контролем, выполнять обязательства и поставленные перед ним задачи, а также прилежно проходить испытания, иначе его отчислят, и проведенные годы в кадетском училище пройдут зря. После 4-го года за партой уже видно, готов ли ребенок испытать такие трудности и не будет ли каждый день его тянуть домой. К тому же встречи с близкими и посещения на протяжении всего времени происходят только по выходным.
  2. Обоюдное согласие со всех сторон. Также требуется отдельное согласие родителей, поэтому в перечне документов обязательно присутствует паспорт и отца, и матери или же опекунов, который подтверждает, что ребенок поступает в государственное училище с их согласия. Принять такое решение проще тем семьям, члены которого состоят на военной службе и знают ее нюансы.
  3. Выбор училища. Как правило, место проживания само по себе определяет выбор. Нужно подавать документы в ближайшее училище к месту жительства. Это делается с целью простоты оформления документации и формирование состава будущих кадетов. Но в том числе, чем ближе к дому, тем проще с родными видится. Лишнее удобство никому не помешает.
  4. Непосредственный сбор документов. Подавать их надо в период с 15 апреля по 15 мая, потом попасть на поток нет возможности. Список требуемых копий для поступающих после 4-х лет обучения вывешивают на сайтах всех государственных заведений, поэтому сложностей с этим точно не будет. Также в онлайн-режиме можно выбрать удобно расположенный корпус, куда бы ребенок хотел поступить. Важно не пропустить момент подачи заявлений, потому что с 1 июня она уже невозможна. Также не стоит тянуть подготовкой копий до последнего, поскольку ради одного человека нарушать принятый порядок никто не будет. К тому же во время поступления нужно готовиться к последующим экзаменам. Ученику после 4-х лет школы стоит помочь с этим, поскольку дети в этот период еще весьма рассеянны и не самостоятельны.

Порядок подачи заявления и подготовки пакета документов

Для того чтобы в последний момент не искать документы, стоит приготовиться к подаче заявления заранее. Процедура поступления обычно выглядит следующим образом:

  • сначала родители должны составить заявление о желании их ребенка попасть в выбранное училище. Заявление пишется на имя начальника;
  • также подается заявление от имени самого абитуриента;
  • после этого нужно составить автобиографию, в которой желательно полностью раскрыть таланты и способности ребенка без всяких приукрашиваний;
  • подача копий паспорта родителей и свидетельства о рождении ребенка, которые обязательно заверяются нотариусом;
  • справка об успешном окончании 4-го класса (за последние три четверти);
  • составление характеристики от учителей;
  • получение медицинской справки от военной медкомиссии;
  • обязательное наличие медицинской страховки;
  • передача сведений о прописке ребенка и составе семьи, которую можно получить в органах местного управления;
  • ксерокопии паспортов каждого родителя, которые заверяются у нотариуса.
  • и, самое главное, подать 4 фотографии размером 3 × 4;
  • подается справка, информирующая о том, кто из родителей и опекунов работает.

После этого наступает этап отбора поступающих. К ученикам младшего класса особых требований не предъявляется, однако важно, чтобы было крепкое здоровье и хорошая успеваемость. Предпочтение отдается льготным категориям. После прохождения этапа подачи документации в училище начинается период вступительных экзаменов, коих обычно два.

Отнестись к их подготовке нужно серьезно, поскольку конкурс в кадетское училище очень серьезный даже для младшего возраста. При этом поступать лучше в это время, поскольку в старшем возрасте критериев оценки куда больше. Если у поступающего все хорошо с оценками и с медицинским заключением, с наступлением июня его обязательно оповестят о допуске к сдаче экзаменов.

С момента успешного поступления ребенок попадает на государственное довольство, поэтому многие родители отдают детей в обучение, не задумываясь. За это кадет должен соблюдать правила поведения и соответствовать высокому званию кадета. В наше время к защитникам родины нужен особый подход, поскольку спокойствие в стране в будущем будет полностью в их руках.

Кадетство – весьма яркая насыщенная пора. Ребята очень дружно справляются со своими задачами, учатся порядку и взаимопомощи. Все что может им дать образование в престижном кадетском корпусе – это честь, достоинство и ответственность. Такое воспитание не дает даже армия. После окончания кадетского училища можно как в дальнейшем идти по пути военной карьеры, так и выбрать то, что больше придется по нраву подросшему ребенку.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение: вы можете воспользоваться консультацией нашего корпоративного юриста совершенно бесплатно. Все необходимо сделать - это оставить ваш вопрос в форме ниже.