Существует несколько определений понятия «валентность». Чаще всего этим термином называют способность атомов одного элемента присоединять определённое число атомов других элементов. Часто у тех, кто только начинает изучать химию, возникает вопрос: Как определить валентность элемента?. Сделать это несложно, зная несколько правил.
Валентности постоянные и переменные
Рассмотрим соединения HF, H2S и CaH2. В каждом из этих примеров один атом водорода присоединяет к себе только один атом другого химического элемента, значит его валентность равна одному. Значение валентности записывают над символом химического элемента римскими цифрами.
В приведённом примере атом фтора связан только с одним одновалентным атомом H, значит валентность его тоже равна 1. Атом серы в H2S присоединяет к себе уже два атома H, поэтому она в данном соединении двухвалентна. С двумя водородными атомами связан и кальций в его гидриде CaH2, а значит, и его валентность равна двум.
Кислород в подавляющем большинстве своих соединений двухвалентен, то есть образует две химические связи с другими атомами.
Атом серы в первом случае присоединяет к себе два кислородных атома, то есть всего образует 4 химические связи (один кислород образует две связи, значит сера — два раза по 2), то есть валентность ее равна 4.
В соединении SO3 сера присоединяет уже три атома O, поэтому и валентность ее равна 6 (три раза образует по две связи с каждым атомом кислорода). Атом кальция же присоединяет только один атом кислорода, образуя с ним две связи, значит, его валентность такая же, как и у O, то есть равна 2.
Обратите внимание на то, что атом H одновалентен в любом соединении. Всегда (кроме иона гидроксония H3O(+)) равна 2 валентность кислорода. По две химические связи как с водородом, так и с кислородом образует кальций. Это элементы с постоянной валентностью. Кроме уже указанных, постоянную валентность имеют:
- Li, Na, K, F — одновалентны;
- Be, Mg, Ca, Zn, Cd — обладают валентностью, равной II;
- B, Al и Ga — трехвалентны.
Атом серы, в отличие от рассмотренных случаев, в соединении с водородом имеет валентность, равную II, а с кислородом может быть и четырех- и шестивалентна. Про атомы таких элементов говорят, что они имеют переменную валентность. При этом максимальное ее значение в большинстве случаев совпадает с номером группы, в которой находится элемент в Периодической системе (правило 1).
Из этого правила есть много исключений. Так, элемент 1 группы медь, проявляет валентности и I, и II. Железо, кобальт, никель, азот, фтор, напротив, имеют максимальную валентность, меньшую, чем номер группы. Так, для Fe, Co, Ni это II и III, для N — IV, а для фтора — I.
Минимальное значение валентности всегда соответствует разнице между числом 8 и номером группы (правило 2).
Однозначно определить, какова же валентность элементов, у которых она переменная, можно только по формуле определенного вещества.
Определение валентности в бинарном соединении
Рассмотрим, как определить валентность элемента в бинарном (из двух элементов) соединении. Здесь возможны два варианта: в соединении валентность атомов одного элемента известна точно или же обе частицы с переменной валентностью.
Случай первый:
![](https://i2.wp.com/life-students.ru/wp-content/uploads/2015/05/07-05.jpg)
Случай второй:
![](https://i2.wp.com/life-students.ru/wp-content/uploads/2015/05/07-06.jpg)
Определение валентности по формуле трехэлементной частицы.
Далеко не все химические вещества состоят из двухатомных молекул. Как определить валентность элемента в трёхэлементной частице? Рассмотрим этот вопрос на примере формул двух соединения K2Cr2O7.
![](https://i1.wp.com/life-students.ru/wp-content/uploads/2015/05/07-07.jpg)
Если же вместо калия в формуле будет присутствовать железо, или другой элемент с переменной валентностью, нам потребуется знать, какова же валентность кислотного остатка. Например, нужно вычислить валентности атомов всех элементов в соединении с формулой FeSO4.
![](https://i1.wp.com/life-students.ru/wp-content/uploads/2015/05/07-08.jpg)
Следует отметить, что термин «валентность» чаще использую в органической химии. При составлении формул неорганических соединений чаще используют понятие «степень окисления».
Тема урока: «Валентность. Определение валентности по формулам их соединений»
Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний
Организационные формы: беседа, индивидуальные задания, самостоятельная
Цели урока:
Дидактические:
Опираясь на знания учащихся, повторить понятия “химическая формула”;
Способствовать формированию у учащихся понятия “валентность” и умению определять валентность атомов элементов по формулам веществ;
Акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии, математики.
Развивающие:
Продолжить формирование умений формулировать определения;
Разъяснять смысл изученных понятий и объяснять последовательность действий при определении валентности по формуле вещества;
Способствовать обогащению словарного запаса, развитию эмоций, творческих способностей;
Развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь.
Воспитательные:
Воспитывать чувство товарищества, умение работать коллективно;
Повысить уровень эстетического воспитания учащихся;
Ориентировать учащихся на здоровый образ жизни.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знать определение понятия «валентность».
Уметь определять валентность элементов по формулам бинарных соединений. Знать валентность некоторых химических элементов.
Метапредметные: формировать умение работать по алгоритму для решения учебных и познавательных задач.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению.
Основные виды деятельности учащихся. Определять валентность элементов в бинарных соединениях.
Основные понятия: валентность, постоянная и переменная валентность.
Оборудование для учащихся: учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия. 8 класс». - М.: Просвещение, 2015; на каждом столе “Алгоритм определения валентности” (приложение 2); раздаточный материал.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку, создает благоприятный микроклимат в классе | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку |
2.Актуализация знаний | Фронтальная беседа с учащимися по пройденной теме “Химическая формула”. Задание 1: Что здесь написано? Учитель демонстрирует формулы, отпечатанные на отдельных листах (приложение 1). Задание 2: индивидуальная работа по карточкам (двое учащихся работают у доски). После окончания расчетов проверка. Карточка № 1. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: NaCl, K2O. Карточка № 2. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CuO, SO2. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, читают формулы на «химическом языке» Учащиеся получают карточки: первый вариант - № 1, второй вариант - № 2 и выполняют задания. Двое учащихся выходят к доске и производят расчеты на обратной стороне доски. Когда выполнят задания, проверяют все вместе правильность, если есть ошибки, находят пути их устранения. |
3.Изучение нового материа | 1. Объяснение учителя. Постановка проблемы. Понятие о валентности. До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой. Задание: сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3, CH4. Что общего в составе молекул? Чем они отличаются друг от друга? Проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода? Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью. Слово “валентность” происходит от лат. valentia - сила. Запишите определение в тетрадь: Валентность - это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении. Валентность обозначается римскими цифрами. Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода - два. 1.Отметить валентность известного элемента: I 2. найти общее число единиц валентности известного элемента: 3.общее число единиц валентности делят на количество атомов другого элемента и узнают его валентность: | Слушают учителя Наличие атомов водорода. HCl - один атом хлора удерживает один атом водорода H2O - один атом кислорода удерживает два атома водорода NH3 - один атом азота удерживает три атома водорода CH4 - один атом углерода удерживает четыре атома водорода. Фиксируют проблему, высказывают предположения, совместно с учителем приходят к выводу. Записывают определение, слушают объяснения учителя. Используя алгоритм определения валентности, записывают в тетрадь формулу и определяют валентность элементов Слушают объяснения учителя |
4.Первичная проверка усвоенных знаний | Упражнение 1: определить валентность элементов в веществах. Задание в раздаточном материале. Упражнение 2: В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале. Прикладной уровень (“4”). Творческий уровень (“5”). Учитель выборочно проверяет тетради учащихся, за правильно выполненные задания ставит оценки. | тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске и определяют валентности элементов в предложенных формулах Учащиеся выполняют предложенные задания, выбирая тот уровень, на который, по их мнению, они способны. Анализируют ответы вместе с учителем |
5.Подведение итогов урока | Беседа с учащимися: Какую проблему мы поставили в начале урока? К какому выводу мы пришли? Дать определение “валентности”. Чему равна валентность атома водорода? Кислорода? Как определить валентность атома в соединении? Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся. | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою работу на уроке. |
6.Домашнее задание | § 16, упр. 1, 2, 5, тестовые задания | Записывают задание в дневник |
7.Рефлексия | Организует выбор учащимися адекватной оценки своего отношения к уроку и состояния после проведенного урока (приложение 3, распечатать для каждого) | Выполняют оценку своих ощущений после проведенного урока |
Литература:
Гара Н. Н. Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя / Н. Н. Гара. - М.: Просвещение, 2014.
Контрольно-измерительные материалы. Химия 8 класс/Сост. Н.П. Троегубова. - М.: ВАКО, 2013.
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия. 8 класс». - М.: Просвещение, 2015.
Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии 8 класс. - М.: ВАКО, 2014.
Журнал «Биология» - www.1september.ru - технология личностно-ориентированного обучения.
Приложение 1
Что означает следующая запись?
а) 4H; 7Fe; H2; 4H2 б) NaCl; AlBr3; FeS
Приложение 2
Алгоритм определения валентности.
Алгоритм определения валентности | Пример |
|
1. Запишите формулу вещества. | ||
2. Обозначьте известную валентность элемента | ||
3. Найдите число единиц валентности атомов известного элемента, умножив валентность элемента на количество его атомов | 2 |
|
4. Поделите число единиц валентности атомов на количество атомов другого элемента. Полученный ответ и является искомой валентностью | 2 | 2 |
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента | I II | I II |
На уроке я работал: активно/пассивно
Своей работой на уроке я: доволен/не доволен
Урок для меня показался: коротким/длинным
За урок я: не устал/устал
Мое настроение: стало лучше/стало хуже
Материал урока мне был: понятен/не понятен, интересен/скучен.
Раздаточный материал.
Упражнение 1: определить валентность элементов в веществах:
SiH4, CrO3, H2S, CO2, CO, SO3, SO2, Fe2O3, FeO, HCl, HBr, Cl2O5, Cl2O7, РН3, K2O, Al2O3, P2O5, NO2, N2O5, Cr2O3, SiO2, B2O3, SiH4, Mn2O7, MnO, CuO, N2O3.
Упражнение 2:
В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь.
Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.
До сих пор вы пользовались химическими формулами веществ, приведенными в учебнике, или теми, которые вам называл учитель. Как же правильно составлять химические формулы?
Химические формулы веществ составляются на основе знания качественного и количественного состава вещества. Веществ существует гигантское количество, естественно запомнить все формулы невозможно. Это и не нужно! Важно знать определенную закономерность, согласно которой атомы способны соединяться друг с другом с образованием новых химических соединений. Такая способность называется валентностью.
Валентность – свойство атомов элементов присоединять определенное число атомов других элементов
Рассмотрим модели молекул некоторых веществ, таких, как вода, метан и углекислый газ.
Видно, что в молекуле воды атом кислорода присоединяет два атома водорода. Следовательно, его валентность равна двум. В молекуле метана атом углерода присоединяет четыре атома водорода, его валентность в данном веществе равна четырем. Валентность водорода в обоих случаях равна одному. Такую же валентность углерод проявляет и в углекислом газе, но в отличие от метана, атом углерода присоединяет два атома кислорода, так как валентность кислорода равна двум.
Существуют элементы, валентность которых не меняется в соединениях. О таких элементах говорят, что они обладают постоянной валентностью. Если же валентность элемента может быть различной – это элементы с переменной валентностью. Валентность некоторых химических элементов приведена в таблице 2. Валентность принято обозначать римскими числами.
Таблица 2. Валентность некоторых химических элементов
Символ элемента | Валентность | Символ элемента | Валентность |
H, Li, Na, K, F, Ag | I | C, Si, Sn, Pb | II, IV |
Be, Mg, Ca, Ba, Zn, O | II | N | I, II, III, IV |
Al, B | III | P, As, Sb | III, V |
S | II, IV, VI | Cl | I, II,III, IV,V, VII |
Br, I | I, III, V | Ti | II, III, IV |
Стоит отметить, что высшая валентность элемента численно совпадает с порядковым номером группы Периодической Системы, в которой он находится. Например, углерод находиться в IV группе, его высшая валентность равна IV.
Исключение составляют три элемента:
- азот – находится в V группе, но его высшая валентность IV;
- кислород – находится в VI группе, но его высшая валентность II;
- фтор – находится в VII группе, но его высшая валентность – I.
Исходя из того, что все элементы расположены в восьми группах Периодической Системы, валентность может принимать значения от I до VIII.
Составление формул веществ при помощи валентности
Для составления формул веществ при помощи валентности воспользуемся определенным алгоритмом:
Определение валентности по формуле вещества
Чтобы определить валентность элементов по формуле вещества, необходим обратный порядок действий. Рассмотрим его также при помощи алгоритма:
При изучении данного параграфа были рассмотрены сложные вещества, в состав которых входят только два вида атомов химических элементов. Формулы более сложных веществ составляются иначе.
Бинарные соединения – соединения, в состав которых входит два вида атомов элементов
Для определения порядка последовательности соединения атомов используют структурные (графические) формулы веществ. В таких формулах валентности элементов обозначают валентными штрихами (черточками). Например, молекулу воды можно изобразить как
Н─О─Н
Графическая формула изображает только порядок соединения атомов, но не структуру молекул. В пространстве такие молекулы могут выглядеть иначе. Так, молекула воды имеет угловую структурную формулу:
- Валентность – способность атомов элементов присоединять определенное число атомов других химических элементов
- Существуют элементы с постоянной и переменной валентностью
- Высшая валентность химического элемента совпадает с его номером группы в Периодической Системе химических элементов Д.И. Менделеева. Исключения: азот, кислород, фтор
- Бинарные соединения – соединения, в состав которых входит два вида атомов химических элементов
- Графические формулы отражают порядок связей атомов в молекуле при помощи валентных штрихов
- Структурная формула отражает реальную форму молекулы в пространстве
Одной из важных в изучении школьных тем является курс, касающийся валентности. Об этом пойдет речь в статье.
Валентность – что это такое?
Валентность в химии означает свойство атомов химического элемента привязывать к себе атомы другого элемента. В переводе с латыни – сила. Выражается она в числах. Например, валентность водорода всегда будет равняться единице. Если взять формулу воды – Н2О, ее можно представить в виде Н – О – Н. Один атом кислорода смог связать с собой два атома водорода. Значит, количество связей, которые создает кислород, равно двум. И валентность этого элемента будет равняться двум.
В свою очередь, водород будет двухвалентным. Его атом может быть соединен только с одним атомом химического элемента. В данном случае с кислородом. Говоря точнее, атомы в зависимости от валентности элемента, образуют пары электронов. Сколько таких пар образовано – таковой и будет валентность. Числовое значение именуется индексом. У кислорода индекс 2.
Как определить валентность химических элементов по таблице Дмитрия Менделеева
Посмотрев на таблицу элементов Менделеева, можно заметить вертикальные ряды. Их называют группами элементов. От группы зависит и валентность. Элементы первой группы имеют первую валентность. Второй – вторую. Третьей – третью. И так далее.
Есть также элементы с постоянным индексом валентности. Например, водород, группа галогенов, серебро и так далее. Их необходимо выучить обязательно.
Как определить валентность химических элементов по формулам?
Иногда сложно определить по таблице Менделеева валентность. Тогда нужно смотреть конкретную химическую формулу. Возьмем оксид FeO. Здесь и у железа, как у кислорода, индекс валентности будет равняться двум. А вот в оксиде Fe2O3 – по-другому. Железо будет трехвалентным.
Нужно помнить всегда разные способы определения валентности и не забывать их. Знать постоянные ее числовые значения. У каких элементов они есть. И, конечно, пользоваться таблицей химических элементов. А также изучать отдельные химические формулы. Лучше представлять их в схематическом виде: Н – О – Н, например. Тогда видны связи. И количество черточек (тире) будет числовым значением валентности.
Как определять валентность химических элементов? С этим вопросом сталкивается каждый, кто только начинает знакомиться с химией. Сначала выясним, что же это такое. Валентность можно рассматривать как свойство атомов одного элемента удерживать определенное количество атомов другого элемента.
Элементы с постоянной и переменной валентностью
Например, из формулы Н-О-Н видно, что каждый атом Н соединен только с одним атомом (в данном случае с кислородом). Отсюда следует, что его валентность равна 1. Атом О в молекуле воды связан с двумя одновалентными атомами Н, значит он двухвалентен. Значения валентностей записывают римскими цифрами над символами элементов:
Валентности водорода и кислорода постоянны. Впрочем, для кислорода существуют и исключения. Например, в ионе гидроксония Н3О+ кислород трехвалентен. Существуют и другие элементы с постоянной валентностью.
- Li, Na, K, F – одновалентны;
- Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Cd, Zn – обладают валентностью, равной II;
- Al, B – трехвалентны.
Теперь определим валентность серы в соединениях H2S, SO2 и SO3.
В первом случае один атом серы связан с двумя одновалентными атомами Н, значит его валентность равна двум. Во втором примере на один атом серы приходится два атома кислорода, который, как известно, двухвалентен. Получаем валентность серы, равную IV. В третьем случае один атом S присоединяет три атома О, значит, валентность серы равна VI (валентность атомов одного элемента помноженная на их количество).
Как видим, сера может быть двух-, четырёх- и шестивалентной:
Про такие элементы говорят, что они обладают переменной валентностью.
Правила определения валентностей
- Максимальная валентность для атомов данного элемента совпадает с номером группы, в которой он находится в Периодической системе. Например, для Са это 2, для серы – 6, для хлора – 7. Исключений из этого правила тоже немало:
-элемент 6 группы, О, имеет валентность II (в H3O+ – III);
-одновалентен F (вместо 7);
-двух- и трехвалентно обычно железо, элемент VIII группы;
-N может удержать возле себя только 4 атома, а не 5, как следует из номера группы;
-одно- и двухвалентна медь, расположенная в I группе. - Минимальное значение валентности для элементов, у которых она переменная, определяется по формуле: № группы в ПС – 8. Так, низшая валентность серы 8 – 6 = 2, фтора и других галогенов – (8 – 7) = 1, азота и фосфора – (8 – 5)= 3 и так далее.
- В соединении сумма единиц валентности атомов одного элемента должна соответствовать суммарной валентности другого.
- В молекуле воды Н-О-Н валентность Н равна I, таких атомов 2, значит, всего единиц валентности у водорода 2 (1×2=2). Такое же значение имеет и валентность кислорода.
- В соединении, состоящем из атомов двух видов, элемент, расположенный на втором месте, обладает низшей валентностью.
- Валентность кислотного остатка совпадает с количеством атомов Н в формуле кислоты, валентность группы OH равна I.
- В соединении, образованном атомами трех элементов, тот атом, который находится в середине формулы, называют центральным. Непосредственно с ним связаны атомы О, а с кислородом образуют связи остальные атомы.
Используем эти правила для выполнения заданий.