Дом Висенс – очередное творение Антонио Гауди. «Радужная» архитектура ар-нуво: Самые известные здания Антонио Гауди как проявления его гения Дом висенс описание

Хорошая новость для всех поклонников Барселоны и особенно – творчества её великого «гражданина архитектора» Антонио Гауди! В конце 2017 года впервые за 150 лет открылся для широкой публики уникальный объект – первый спроектированный им дом - Дом Висенс, или Casa Vicens.

Это седьмой по счету памятник архитектуры в Испании, принадлежащий Гауди и внесенный в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Теперь вы сможете увидеть не только его красивый фасад с улицы, как раньше, но и посетить полноценную музейную экспозицию внутри, полюбоваться модернистскими интерьерами «раннего» Гауди. До 2014 года здание было частной фамильной собственностью, однако после того, как его приобрел андоррский MoraBanc, было принято единственно верное решение открыть памятник архитектуры для всех. Реставрация Каcа Висенс велась на протяжении трех лет, и вот в ноябре 2017 года Дом распахнул свои двери для местных жителей и туристов.

Дом Висенс находится в респектабельном артистическом квартале Барселоны Грасиа, недалеко от другого знаменитого детища архитектора – Парка Гуэль.

Здание было построено в 1883-1885 годах по проекту молодого Антонио Гауди, только-только окончившего университет, как «летняя резиденция» для богатого каталонца Мануэля Висенса, занимавшегося биржевой торговлей и производством «облицовочных материалов» - кирпича и плитки. Эти материалы, необработанный камень и керамическая плитка, и были взяты Гауди за основу при отделке довольно простого здания в форме правильного четырехугольника. Однако уже тогда начал формироваться неповторимый и узнаваемый стиль архитектора.

Дом Висенс считается первым предвестником модернизма в Каталонии. Гауди лично занимался не только разработкой проекта, но и множества внешних декоративных элементов, на создание которых его вдохновляла любимая им с детства средиземноморская природа. Разнообразные растительные орнаменты, скульптурные изображения птиц и животных, которые стали характерны для всего европейского модернизма, перемешаны в оформлении дома с элементами эклектичного испанского стиля мудехар. Однако специалисты считают, что всё же модернистского в первом серьезном проекте Гауди больше, нежели традиционной для того периода эклектики. Этим он и ценен. Дом Висенс, наряду с такими шедеврами Гауди, как Парк Гуэль, Дворец Гуэль, Дом Мила, Саграда Фамилия, Дом Бальо и крипта в Колонии Гуэль, внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Время работы:

Дом Висенс открыт каждый день с 10.00 до 20.00 (кассы закрываются в 19.00), кроме 25 декабря, 1 и 6 января.

Попасть бесплатно сюда можно пару раз в год – 18 мая во Всемирный день музеев и в Европейскую ночь музеев (день проведения варьируется).

В остальное время билет в Дом Висенс стоит 16 евро для взрослого, дети от 7 до 18 – 14 евро. Есть некоторые другие скидки. Рекомендуется покупать билеты заранее и приходить за 10 минут до начала времени сеанса, указанного в вашем билете. Дом Висенс полностью доступен для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями.

На метро: Fontana (L3) – 250 метров, Lesseps (L3) – 280 метров.

Городские автобусы: №22, 27, 32, 87, 114, N4, V17.

Если вы путешествуете на машине: вокруг дома-музея в районе Грасия есть несколько платных парковок.

В Доме-музее Висенс есть книжный магазин, кафе, камеры хранения и гардеробная, работает бесплатный вай-фай. Помимо постоянной и временной экспозиций, для осмотра доступны панорамная терраса и сад.

Дом Висенс фото

диплома — 1878. Хотя Гауди выполнил проект практически сразу же, строительство было начато только в 1883 году и закончено в 1888 году. Согласно идее архитектора и пожеланиям заказчика, это должна быть летняя резиденция. Поэтому при проектировании большое значение уделялось саду. Несмотря на то, что участок имеет не очень большой размер, идея отодвинуть дом на задний план помогла визуально увеличить садовое пространство.

В отличие от более поздних творений Гауди, Дом Висенса имеет достаточно простой план. Основание здания — почти правильный четырехугольник, за пределы которого выбивается только столовая-атриум и экзотический курительный салон. Планировка этажей очень схожа.

Зато простота форм помещений с лихвой дополняется богатством декоративных элементов. Внимание привлекают оригинальные выступы фасадов, ажурные балконы, изящные башенки, элегантные эркеры, и, конечно же, изумительное цветовое решение. Архитектор смог создать иллюзию объема при простоте форм благодаря всем этим маленьким хитростям.

Главный строительный материал для Дома Висенса — необработанный камень. Но архитектор отдает дань уважения роду деятельности заказчика, поэтому сочетает упомянутый материал с полихромными изразцами и кирпичами, производимыми Висенсом. Они выкладываются таким образом, что получатся оригинальный шахматно-цветочный узор.

На плитках изображены бархатцы — цветы, растущие во многих садах Барселоны. С помощью элементов местной флоры и используя охряные цвета всевозможных оттенков, Гауди пытался гармонично вписать четырехэтажный особняк в окружающее пространство, сделать его продолжением сада, в который попадаешь сразу после входа на территорию резиденции.

Многие особенности конструкции, особенно элементы оформления, говорят о восточном влиянии. Декор явно выполнен в арабско-испанском стиле мудехар. Сильнее всего это заметно в оформлении крыши, башенки вызывают ассоциации с куполами мечетей.

Дом Висенс возводился в стиле модерн. Гауди выбрал такое решение для того, чтобы добиться контраста с окружавшими постройками, выполненными большей частью в эклектическом стиле.

Четко прослеживается архитектурный ансамбль, в который входит дом и все элементы на участке. Важна каждая мелочь. Оригинальное оформление решеток, ворот, балконов и отделка интерьеров (особенно курительной комнаты и столовой) создает общую картину.

В 1925 году семья Висенс провела некоторую реконструкцию, также была расширена улица Каролинес, поэтому часть сада была вырублена. Позже был утрачен фонтан с каскадом, часть ограды и ротонда.

Где находится

Адрес: Carrer de les Carolines, 24, Barcelona.

Как добраться

Метро: линия L3, остановка Fontana, Автобус: 22, 24, 27, 28, 31, 32, 87, 92.

Режим работы

Так как это частная собственность, для осмотра доступны только фасады, ознакомление с внутренним убранством возможно только один день году (день Святой Риты, 22 мая)

Стоимость входа

Стоимость билета (входа): бесплатно.

Дом Висенс принадлежит к числу первых творений гения барселонской архитектуры Антонио Гауди. Заказчик, Мануэль Висенс, был фабрикантом строительных материалов. Он пригласил Гауди построить для себя дом, когда тот едва успел получить диплом. Это был 1878 год.

Заказчик хотел получить летнюю резиденцию. Участок под строительство был выделен сравнительно небольшой, но Гауди решил оба вопроса, уделив первостепенное внимание саду. Сам дом был перенесен на второй план, и садовое пространство стало казаться большим.

Дом Висенс — ранняя работа Гауди

Конечно, Дом Висенс заметно отличается от более поздних работ мастера. Здесь еще почти нет столь любимых им сглаженных углов и плавных переходов. Исключением являются только столовая-атриум и курительная комната. В плане здание представляет собой простой четырехугольник, схожи между собой и планы этажей. Однако это уже прославленный Гауди стиль модерн.

ранняя работа Гауди

Дом представляет собой единый ансамбль, в котором все детали взаимосвязаны и имеют значение, будь то ворота, балконные перила или внутренний декор. Гауди увязал дом даже с окружающей природой. В оформлении фасада применены изображения бархатцев. Эти цветы и сейчас часто используют для оформления барселонских клумб, они здесь весьма популярны. Несомненно, и семья Висенс имела их в своем саду. Таким образом, дом как бы становился продолжением сада.

Местоположение Дома Висенс

Дом Висенс расположен на улице Каролинес. Он весьма заметен, так как Гауди специально противопоставил стиль модерн эклектическому стилю застройки улицы, чтобы его произведение выделялось на общем фоне. К сожалению, строение дошло до нас не в изначальном виде.

В 1925 году улицу расширяли. Семье Висенс пришлось провести реконструкцию своей территории. Часть сада была вырублена, затем пришлось снести фонтан с каскадом, ротонду и часть ограды. Но все равно здание осталось одной из главных достопримечательностей каталонской столицы. Оно включено в фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом Висенс (Испания) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Испанию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Дом Висенс (Casa Vicens) - первый по-настоящему крупный проект Антонио Гауди. Этот дом знаменитый архитектор спроектировал по заказу промышленника Мануэля Висенса, который занимался производством кирпича и керамической плитки. Дом расположен на улице Каролинес (Carrer de les Carolines) в районе Грасия. Однако в те времена Грасия была еще не районом Барселоны, а отдельным поселением за городом, поэтому дом проектировался как летняя резиденция, и большая территория отведена под сад.

Заказ на строительство этого дома Гауди получил в 1878 г., когда получил диплом архитектора, однако возведен он был лишь спустя 10 лет. В отличие от более поздних работ Гауди, это здание чрезвычайно «правильное» и совсем не похоже на пряничный домик: это правильный четырехугольник, никаких изогнутых линий, конструкция простая. Считается, что именно это первая постройка в новом архитектурном стиле - каталонский модернизм.

Снаружи и внутри дом украшен изображениями живой природы: на керамической плитке - бархатцы, которые росли здесь в большом количестве во время строительства; на стенах и дверных косяках - аисты и фламинго, под потолком раскачивается птица-мобиль, а на самом потолке - ветки черешни.

Гауди никогда не сомневался в собственной гениальности, но считал, что все нужное для художника уже придумала природа, и активно использовал природные образы в своей работе.

Дом Висенс сегодня

Сегодня дом Висенс - по-прежнему частная собственность. В 1899 г. вдова Мануэля Висенса Долорс Жиральт продала дом хирургу из Гаваны Антонио Ховеру, и следующие несколько поколений он принадлежал его семье. В 2007 г. семейство Ховер выставило дом на продажу за 35 миллиона евро, и спустя 7 лет его счастливым владельцем стал андоррский банк MoraBanc, который решил открыть его для туристов.

В 2005 г. дом Висенс был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

С 2017 г. открыт для посетителей, входит практически во все обзорные экскурсии и считается одной из самых красивых достопримечательностей Барселоны.

Практическая информация

Адрес: Barcelona, Carrer de les Carolines, 20-26.

Время работы: ежедневно с 10:00 до 20:00 (последний вход в 19:00), закрыто 25 декабря, 1 и 7 января.

Вход: взрослые - 16 EUR, студенты до 25 лет, пенсионеры от 65 лет, дети 7-18 лет - 14 EUR, дети до 7 лет - бесплатно. Цены на странице указаны на март 2019 г.

Дом Висенс

Официально периодом создания дома Висенс является 1878-1888 годы. Однако эти цифры носят весьма условный характер. Так, известен тот факт, что Гауди подписал проект только в 1883 году. Он дошел до наших дней. Удалось сохранить также и лист с нанесенным на него ситуационным планом дома.

Дом Висенс после расширения улицы Сан-Хервасио

Дом Висенс стал первым значительным произведением молодого, сравнительно недавно начавшего самостоятельную работу архитектора. Тогда заказчиком постройки был известный в то время в Испании крупный фабрикант, производивший керамическую плитку, Мануэль Висенс Монтанер. То обстоятельство, что заказчик являлся еще и продавцом плитки, на определенном этапе развития творчества зодчего сыграло свою роль. В дальнейшем Гауди будет проводить массу экспериментов по применению керамики в отделке сооружений разного характера.

Новый дом должен был появиться на участке площадью 0,1 га (30 х 34,5 м). С восточной стороны участок был ограничен брандмауэром. Уже в первой работе мастера были намечены основные принципы его творческой манеры. Современники посчитали генеральный план здания дома Висенс неожиданным по своему архитектурно-художественному решению и оригинальным: фасад особняка располагался близко к брандмауэру и уходил внутрь сада выступами.

План здания был рассчитан так, что постройка легко вписывалась в отведенный полукруг участка. Поэтому можно в равной степени говорить о существовании одного или трех фасадов здания. Подобное архитектурное решение позволило создать настоящее произведение искусства.

При движении по улице Каролинас (позже расширенная так, что восточный фасад дома Висенс оказался на красной линии) поочередно один за другим открываются все три фасада здания. При этом создается впечатление грандиозного зрелища, постепенно открывается весь вид дома, похожего на театральные подмостки, уставленные декорациями.

Здание дома Висенс, в сравнении с другими постройками Гауди, отличается простой конструкцией. Несущие стены сделаны из кирпича. Балки междуэтажных перекрытий, а также кровля – деревянные.

Ситуационный план дома Висенс. 1883 год


Новым для архитектуры Испании конца XIX века стало создание подвальных помещений, перекрытия которых были собраны из кирпичных перегородчатых сводов, а кровля состояла из целого ряда выложенных из кирпича плоскостей, расположенных по наклонным деревянным балкам.

Нововведением Гауди стала также и особенная, необычная для того времени, конструкция кровли. Архитектором впервые был применен способ обхода кровли по всему ее периметру. При этом имевшиеся повороты кровли были отмечены сооруженными беседками с устроенными над ними небольшими куполами.

Обход, сделанный по периметру кровли, словно продолжают обходные галереи, включенные в конструкцию третьего этажа здания. При этом все угловые повороты зафиксированы шестигранными балконами.

Не менее примечательным, чем архитектура здания, был и интерьер дома Висенс. В целом его можно назвать, скорее, богатым и пышным, нежели строгим и гармоничным. Современные исследователи творчества Гауди затрудняются ответить на вопрос, чем руководствовался Гауди во время отделки внутренних помещений здания – собственным вкусом или пожеланиями заказчика. Однако большинство искусствоведов склонны считать, что интерьер дома Висенс, вероятнее всего, отвечает вкусам самого хозяина.

Так, например, из воспоминаний современников испанского мастера стало известно, что изразцы с изображением желтых бархатцев были сделаны со слов самого Мануэля Висенса Монтанера. По всей видимости, в первые годы самостоятельной работы Гауди стремился к тому, чтобы архитектурное произведение было плодом совместных творческих поисков заказчика и художника.

Действительно, в те годы частный заказчик нередко становился соавтором того или иного архитектурного произведения. Зачастую искусствоведы склонны видеть зависимость смены определенных этапов в творчестве мастера от заказчиков. Некоторые исследователи говорят даже о том, что тому или иному периоду развития архитектурного искусства в целом соответствует тот или иной тип заказчика.

Мануэль Висенс Монтанер, видимо, относился к тому типу заказчиков-буржуа, которые не только не стыдились своего ремесла, но и старались всячески выставить его на всеобщее обозрение.

Если говорить о развитии мирового архитектурного искусства, то подобный Висенсу тип заказчика существовал тогда и в Англии. Именно там жил владелец крупных месторождений сланца и плантаций, расположенных на Ямайке, Джордж Доукинс. В 1827 году он сделал заказ на строительство замка в норманнском духе, образ которого был навеян романами Вальтера Скотта.

Заказ Доукинса выполнял известный тогда архитектор Томас Хоппер. Он стал автором так называемой норманнской архитектуры, созданной на основе сохранившихся в старинных манускриптах орнаментов. Результат многолетней работы превзошел все ожидания заказчика. Это была поистине грандиозная постройка. Тщеславие же владельца копий сланца было удовлетворено сполна: все в новом доме, включая и парадную комнату, было выложено из сланца.

Мануэль Висенс Монтанер представлял собой тот же, что и Джордж Доукинс, тип заказчика, больше стремившегося к тому, чтобы прославить свое собственное имя. Настоящему же художнику и мастеру, каковым был Антонио Гауди, нужен был другой заказчик, который предоставил бы архитектору полную свободу действий в решении поставленных художественных задач.

Для Райта таким заказчиком был Кауфман, для Шехтеля – Рябушинский. Подобный клиент, к счастью, нашелся и для испанского мастера. Им стал крупный меценат Кондэ де Гуэль.

Однако вернемся к описанию архитектуры дома Висенс. С точки зрения определенного этапа развития творчества Антонио Гауди здание дома Висенс стало для зодчего своеобразной экспериментальной площадкой, где художник впервые опробовал разработанные им способы воплощения художественного замысла в действительность. Так, например, именно при создании дома Висенс мастер использовал пластичные линии, которые в дальнейшем стали характерной чертой его творчества.

Кроме того, в архитектуре дома Висенс Гауди впервые применил так называемую технику свободного пространственного коллажа. Именно с такой техникой связаны используемые мастером смелые комбинации стилизованных фигур модерна, выросшего на испано-мавританской почве (примером могут служить белые и зеленые изразцы, установленные по основным вертикальным линиям и над перемычками окон, сталактитообразные консоли и арки-многоугольники), чистые элементы мавританской архитектуры (конструкция фальшпотолка курительной комнаты и украшенные арабскими надписями фонари в той же курительной комнате) и так называемые ориентальные мотивы, отраженные в многочисленных росписях.


Купол в курительной комнате дома Висенс


Несмотря на такое большое количество традиций, используемых Гауди при постройке дома Висенс, коллаж, заложенный в основе архитектуры здания, носит весьма персоналистический характер. Дом Висенс нельзя назвать воплощением стиля «мудехар». Действительно, некоторые его черты можно разглядеть в стиле дома, но не более того.

Анализируя архитектуру дома Висенс, видимо, нужно говорить об эклектизме традиций и одновременно способов выражения персонального авторского замысла. Композиция здания дома Висенс построена на необычайно остром конфликте. Ярким примером тому может служить очевидное противоречие: видимому устремлению всего сооружения вверх противопоставлены ярко выраженные и потому отяжеляющие здание горизонтальные линии двух первых этажей.

Подобное сочетание несочетаемого можно также разглядеть и в решении интерьера дома. Наиболее ярким примером этого является оформление столовой в доме Висенс. Общему затемненному фону комнаты, выдержанной в строгом стиле, словно противопоставлена светлая стена со встроенным в нее камином, украшенным светлыми и яркими изразцами, изображающими растения и птиц.

Использование растительных и животных мотивов в оформлении столовой дома Висенс


Однако композиционный конфликт Гауди не оставляет без решения. Острое противоречие автор смягчает несколькими деталями.

Во-первых, это использующаяся архитектором и уложенная в шахматном порядке квадратная плитка, которая приводит к тому, что происходит сглаживание противостояния, возникающего между горизонтальными и вертикальными линиями.

Во-вторых, это использование диагональных линий, лежащих в основе арок и «сталактитов». И в-третьих, это напоминающие легкое кружево кованые решетки и выполняющие роль ковров картины, выложенные из керамической плитки с включениями, сделанными из дикого камня.

Как известно, дом Висенс подвергался многочисленным перестройкам. А потому судить сегодня о масштабах авторского замысла не приходится. Но и сейчас дом Висенс признан одним из красивейших сооружений Барселоны.

Каждая архитектурная деталь, созданная Гауди, имела значение. Так, когда-то от улицы Каролинас здание дома Висенс было отделено глухой кирпичной стеной. Ограждение полностью закрывало нижнюю часть дома, отчего тот казался грандиознее и значительнее по размерам, чем это было на самом деле.

Здание дома Висенс до реконструкции


Массивная стена вместе с решеткой ворот, сделанной в виде пальмовых листьев, создавала необычайно яркий контраст. Следует заметить, что решетка была выполнена близким другом архитектора, скульптором Лоренцо Матамала Пиньолем, а отлил и выковал ее кузнец Хуан Оньес. В настоящее время решетка утеряна, а потому контраст, воплощенный когда-то мастером, утрачен.


Решетка ограждения дома Висенс


Самые значительные изменения были проведены в саду дома Висенс. Так, например, Антонио Гауди, следуя своему проекту, распорядился создать на юго-западной стороне участка каскад, который состоял из параболической арки-грота, увенчанной монументальным портиком. Нужно сказать о том, что декоративный каскад и здание дома составляли единое целое как с точки зрения стиля композиции, так и с точки зрения масштабности задуманного произведения.

Спустя некоторое время владельцем дома Висенс стал другой человек. С разрешения Гауди архитектор Хуан де Мартинес по заказу нового хозяина провел частичную реконструкцию дома и сада. Однако общий стиль и дух архитектуры, созданные Гауди, все же удалось сохранить.

Наиболее существенным изменениям подвергся декоративный каскад, после реконструкции утративший грот и ставший подобием обычной триумфальной арки, словно предназначавшейся для того, чтобы соединить старый и новый садовые участки.

Изменениям подвергся и интерьер дома. По проекту Гауди на первом этаже была установлена парадная лестница. Ее заменил огромных размеров зал. Была изменена также и конструкция галереи, которая по первоначальному проекту, представленному Гауди, довольно сильно выдавалась в сад.

Искусствоведы говорят о том, что наибольшей эстетической ценностью обладал фонтан, установленный в центральной части упомянутой выше галереи. Его конструкцию составляли мраморная раковина, выполненная в стиле ренессанс, и большая чаша, сделанная в форме эллипса и собранная из тонких железных прутьев. Попадая из раковины в чашу и проходя между прутьями, вода переливалась всеми цветами радуги, образуя поистине чудесное зрелище.

В 1925 году, уже после завершения работ по реконструкции, муниципальный совет Барселоны объявил здание дома Висенс лучшей постройкой года. Таким образом, первое официальное признание пришло к архитектору только спустя 37 лет после начала самостоятельной работы.

В дальнейшем, в 40-е и 60-е годы XX столетия, прилегавшие к дому Висенс садовые участки были проданы, а само здание оказалось со всех сторон окруженным высотными жилыми домами. Однако ни это, ни реконструкция галереи и витражей, находившихся внутри здания, не могли снизить эстетической ценности дома Висенс, который стал настоящим памятником архитектурного искусства конца XIX века.


| |