Дети и православный пост. Что такое пост и можно ли поститься детям? Православный педиатр

Сегодня все больше наших соотечественников соблюдают пост. Конечно, в первую очередь - Великий. И если пост взрослого человека воспринимается как «религиозные убеждения» или «мода», то детский пост нередко считают «варварством». Так ли это? Поститься детям - зачем? Как? Не опасно ли для здоровья? Предлагаем мнение доктора, интервью со священником и опыт поста "всей семьей".

Мнение доктора

Начнем с самого острого вопроса. Пост - и здоровье ребенка. Здесь мы можем обратиться к мнению врачей - и обнаружить: как во многих других вопросах, единственного ответа мы не найдем. Так, распространено мнение, что ребенку (до завершения подросткового периода, т.е. примерно до конца школы) совершенно необходимо ежедневно употреблять определенное количество мясных и молочных продуктов.

Но есть и другая позиция. Известный московский педиатр с более чем пятидесятилетним стажем, к.м.н. А.М. Тимофеева в своей книге «Беседы детского доктора» пишет:

«Бытует мнение, что только мясные продукты могут обеспечить все необходимое для растущего организма и насытить его, что мясные продукты

полезны как старым, так и молодым, больным и здоровым... А как вообще правильно питаться? Это очень серьезный вопрос. Надо учитывать не только состояние окружающей среды, но и климат, географическое положение, религиозные воззрения каждого народа.
В России всегда были приняты очень большие перерывы в приеме мясной пищи... Ели каши, овощи, ягоды, грибы.... Не стоит ли вернутся к опыту прошлых лет? Очень многих болезней можно было бы избежать, правильно организовав питание.
Детям полезно иметь не менее двух вегетарианских дней в неделю, а в остальные дни мясные блюда должны не употребляться не чаще одного раза в день...
...Вы убедитесь, что кишечник начнет нормально работать, исчезнут такие неприятные явления как вздутие живота, отрыжка, тяжесть в правом предреберье, запоры... Подобное питание предохранит детей от многих хронических заболеваний пищеварительной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, и особенно от аллергических состояний» (с. 92-93).

Когда начинать поститься - об этом А.М. Тимофеева говорила в интревью, данном нашему сайту:
«Во время поста можно спокойно снять мясное уже в том возрасте, когда ребенок начинает переходить на такую пищу. Я никогда не видела, чтобы отсутствие мяса приводило, как считает официальная медицина, к малокровию, к снижению прибавки в весе. Если дети не едят в пост мясного - у них аллергия снимается! И облегчается процесс пищеварения... Если ребенку больше двух лет, и у него какие-либо аллергические проявления, то ему просто необходимо убрать не только мясо, но и молоко. Рыбку можно давать. Здесь нужно посоветоваться с духовником. Если благословит - я легко снимаю и рыбу - это только на пользу малышу. И для беременных пост тоже полезен» См. http://www.roditelinfo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6&Itemid=11

Таким образом, если вы соласны с подобной позицией, можете спокойно поститься всей семьей, невзирая на возраст ее членов - исключая грудного малыша, который будет, конечно, продолжать есть мамино молоко. Но если вы считаете, что лишаете вашего ребенка полноценного питания, да еще неизвестно ради чего - лучше, конечно, изучить вопрос более тщательно. Ведь отвечаете за вашего ребенка только вы сами.

Духовная сторона вопроса - интервью со священником

Но не кормить ребенка мясом, может быть, и молочными продуктами - это не пост. Это вегетарианская диета. Пост взрослого человека - это духовная практика, установленная церковной традицией. И здесь возникает другой вопрос - в чем тогда смысл «детского» поста, зачем вообще ребенку пост. Об этом мы спросили священника Максима Первозванского, главного редактора журнала «Наследник», отца девяти детей:

- С точки зрения Церкви - необходимо ли ребенку поститься?
- На этот счет нет задокументированного мнения Церкви. При этом существуют разные традиции.
- С какого возраста - тоже нет определенного мнения?
- Некоторые постятся с трех лет, некоторые с семи, но определенного понятия о том, как поститься ребенку и с какого возраста - тоже нет. В некоторых семьях постится вся семья, и дети постятся с момента перехода на общий стол. В пост просто нет в холодильнике ни мясного, ни молочного. При этом маленькие дети могут есть свою «специальную» молочную еду. В советское время многие священнослужители считали, что в пост ребенка должен быть только «без конфет», а все остальное - можно. Кто-то считает, что в пост ребенок должен не есть только мясо.
Есть два момента. Пост - ценность не сама по себе. Это вопрос сознательной жизни человека. Это духовная практика, а не заповедь Божия. Хотя сказано - «род сей изгоняется молитвой и постом», это помощь в борьбе со страстями.
- А для ребенка тогда в чем смысл поста?
- Здесь другой момент - педагогический. Пост приучает детей к воздержанию. При этом если в 7 - 8 лет ребенок не привык отказываться от мяса, ему будет уже очень тяжело научиться воздерживаться от каких-то продуктов. Так что самый простой способ приучить детей к посту - сделать пост частью жизни: как чистить зубы, ходить в школу.
- Как ребенку поститься в нецерковной школе?
- Если дети постятся дома, то им нужно поститься и в школе. Именно в такой ситуации пост становится сознательным выбором ребенка. Когда «домашней» привычки к посту нет - это сложно, конечно. А когда ребенок привык к посту, он уже сам хочет поститься. К тому же сейчас не советское время, в школе обычно и со стороны учителей, и со стороны других детей отношение к этому нормальное, ребята даже говорят: «О, ты постишься - круто!». Можно брать постную еду с собой. Рыбные котлеты, бутерброд с рыбой. Кстати, рыбу разрешают употреблять школьникам даже в самый строгий пост, и к тому же это отличный источник белка.
- Как постятся дети в вашей семье?
- С момента перехода на общий стол. В пост на столе у нас не бывает ничего непостного. Хотя маленькие дети едят свое молочное. Например, трехлетний малыш на ночь получает бутылку с кефиром.

Как это бывает в обычной современной семье

Теперь перейдет к вопросу «как». На самом деле действительно, дело в привычке. Я постилась с тех пор, как себя помню. Училась в обычной школе (уже не в советское время) - в пост брала с собой, например, яблоко (это в добавление к школьному завтраку, если будут давать сосиску: хлеб съедала, компот выпивала, и яблоко в довесок). На обед в школе обычно вполне постное первое, а на второе - знаю, мне повезло в жизни - наши школьные повара готовили специальную постную еду «для постящихся». И пока все ели котлеты, некотрые - и нас было не так чтобы сильно мало - с удовольствием уплетали картошку с квашеной капустой (между прочим, кладовая витаминов, которую «непостящиеся» не получали). В институте тоже в столовой Великим постом в меню ставили пометки: «постное». Вообще сейчас народ постится, так что никакого изумления этот факт не вызывает. Никто пальцем не тычет, и у виска не крутит.

Если дома на столе только постное, никакого подвига нет в том, чтобы не съесть мяса. Поди его найди. А вот в обычной школе простой обед - уже испытание силы воли. На самом деле нередко бывало, что очень хотелось эту самую сосиску съесть. И кругом все едят, едят, а у тебя внутри все сводит - нет, конечно не от голода, а от желания, почти страсти. Но если все знают, что ты «постишься», и вдруг увидят тебя с сосиской... Стыдно уже. Потом, к средней школе уже не так сложно. Кстати, это неплохой пример того, что ребенок обособляет себя от других детей, понимает, что он не должен и не может вести себя как все. Сначала - не есть сосику, хотя все едят. Потом - не курить, хотя все курят. Потом - не страдать от того, что «мне уже двенадцать, а я до сих пор ни с кем не целовалась». Ведь я со всеми, но не как все, это уже привычка - не следовать за большинством, а спрашивать себя: мне-то как лучше поступить? К тому же и одноклассники воспринимают такого «постящегося» в особом свете (даже дети в состоянии оценить подвиг добровольного отказа от колбасы), и в итоге часто «разрешают» ему быть «не как все», хотя другим обычно не спускают такой «провинности». Эта наша Маша «верующая», поэтому не пьет с нами на перемене «Кровавую Мэри», а вовсе не потому, что синий чулок. Здесь главное с самого начала считать и показывать все это как собственные убеждения, а не то, что «не повезло с родителями» - но это другой совсем разговор...

Итак, пост для детей. Это, конечно, не так просто организовать, даже если поститься вся семья. Пост может быть тяжким, скучным, непрерывным ожиданием «когда же он, наконец, закончится?! Еще целых шесть недель - да это полтора месяца!!!». А может быть так, что пост - в радость, даже детям. У нас в семье как раз это получается. Основной секрет - в том, чтобы пост... не был той самой «просто диетой». Задолго до поста мы, родители, напоминаем - скоро пост. И ни в коем случае не с тоской, и ни с тем, что побольше мяса есть, до поста наесться. Наоборот - с радостью. Дети хорошо чувствуют настроение родителей, и ловят именно его, а не морализаторские рассуждения. Перед Великим Постом на Масленицу - или в первый же день поста - мы вместе с детьми делаем «Календарь на пост». Большой лист, семь недель (на каждой строке - одна неделя). Над каждой неделей - свое название. Самые строгие недели - первая и четвертая обозначаются фиолетовым, страстная - каждый день совсем черный, «грустный» (кстати замечу, что некоторые постятся не все семь недель, а только эти «строгие» три недели). Все воскресенья делаем веселыми, желтыми или красными, и обязательно - с названием («Торжество Православия» и т.п.). И обязательно заканчиваем пасхальным днем - самый веселый, белый с красным, с яичком, или вырезанную открыточку приклеиваем. С детками постарше можно перейти к еще одному, очень важному аспекту поста - духовному. Например, выяснить, какой недостаток - один, не так важно, какой - можно попробовать исправить за этот пост. Не дразнить сестру. Или убирать за собой в комнате. Или не обманывать. Или не грубить бабушке.

В первый день Великого Поста (в русской традиции - «Чистый Понедельник») у нас день наведения порядка. Моем полы, дети тоже с тряпочками все чистят, протирают дверные ручки; сами моемся, надеваем все чистое. И потом весь дом кадим ладаном. На иконы вешаем черные, «постные» полотенца, меняем на кухне тюль - вместо праздничной, которая висела с Рождества, вешаем зеленую. То есть делаем весь дом «особенным», «постным», это настраивает на определенный лад. И вешаем на холодильник тот самый календарь. Наши дети знают, что все это будет в первый день поста, и с нетерпением ждут этого дня.

Следующий этап поста - четвертая неделя Великого поста, Крестопоклонная. Тоже «строгая». В третье воскресенье поста (вернее, под воскресенье) в храме выносят крест для поклонения, и все трижды делают земной поклон, поют «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». То же самое делаем и дома потом всю неделю. Уже необычно и интересно, правде? Но этого мало - по старинной русской традиции мы с детьми печем на этой неделе печенье в виде крестиков. Дети сами делают перекладинки и украшают крестики присыпками и ягодами. В пятое воскресенье поста, в день Иоанна Лествичника опять-таки по традиции печем из теста «лестницы». А там уже на подходе Лазарева суббота, и шестое воскресенье поста - Вербное, с вербочками, цветами... А там и страстная неделя, где почти каждый день - особый: в среду Иуда предал Христа, в четверг - день Тайной Вечери, Причастия, а вечером - 12 Евангелий, после которых надо донести до дома огонек из храма... Потом, в пятницу, день Распятия, вынос и погребение Плащаницы. Дети, конечно, бывают не на всех этих службах, но и небольшого участия достаточно для того, чтобы помнить эти дни, ждать и жить ими. А еще готовиться к пасхе - делать открытки, украшения для дома, красить яйца, деревянные и съедобные... Если знать все это - что ждеть тебя постом, если отмечать эти дни на календаре, то пост оказывается не тоскливым черно-серым никак-не-заканчивающимся однообразием, а особой жизнью, которой нет и не может быть в другое время.

А напоследок хочу сказать о том, что еще в детстве, еще в самом начале моей «постящейся» жизни я хорошо усвоила: без поста праздник совсем не тот. Мне всегда было жалко тех моих друзей, кто встречал пасху без поста. Если дни оказываются особыми, и еда становится особенной, и начинаешь всегда заново открывать для себя вкус обычной пищи. Это всегда - свежее, что ли? - ощущение жизни. Если елка будет стоять всегда наряженой - она больше не принесет в дом праздник. А еще я поняла уже сейчас, когда пощусь вместе со своими детьми: когда нельзя мясо, начинаешь открывать для себя такое многообразие растительной пищи, и котором часто напрочь забываешь в «скоромные» периоды. Оказывается, есть такое море способов приготовить овощи, каши! Но... все-таки, действительно, поститься совсем не обязательно. Не обязательно не есть молочного и мясного. Обязательно помогать тем, кто нуждается в нашей помощи, приносить мир и радость нашим близким, особенно, мужу, родителям, детям. А если не есть мяса и при этом огорчать тех, кто рядом - то пост станет просто вегетарианской (и очень полезной, конечно) диетой, и больше ничем.

Анна Сапрыкина, многодетная мама и педагог

Литература:
1. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. Составитель О.А.Платонов - М., 2000.
2. И.Шмелев. Лето Господне. - М., 2006.
3. А.М. Тимофеева. Беседы детского доктора. Издание 6-е. М., Теревинф, 2008.
4. Интервью с А. М. Тимофеевой: http://www.roditelinfo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6&Itemid=11

Фотография календаря на пост сделана Наталией Пантюх

Прививочному делу около 200 лет, и зарождалось оно в обстоятельствах драматических. Инфекционные болезни были главной причиной смерти людей. Периодически планету сотрясали эпидемии. Лучшие умы человечества пытались объяснить природу заразных болезней и предупредить их. В ХIХ веке эта задача была блестяще решена. Чума, хо-лера, тиф, сибирская язва, натуральная оспа исчезли с введением карантина, дезинфекции, строительством водопроводов и систем очистки воды, устройством канализационных систем и санитарным просвещением населения. Какую роль сыграла в этом вакцинация, трудно сказать. Непредвзятый читатель слабо верит в то, что натуральную оспу победили прививками, а остальные инфекции так испугались, что ушли сами.

Сегодня инфекционные болезни занимают в списке причин смерти весьма скромное место. Но надежды наших предков на то, что победа над инфекциями даст человеку возможность жить долго-долго и счастливо, не оправдались. Другие болезни мучают человечество и безжалостно сокращают жизнь индивидуумов. Сердечно-сосудистые, онкологические, аутоиммунные заболевания, СПИД (в США вышел на 4 место), сахарный диабет (в США на 7 месте). И вот новый прогноз ВОЗ: через 20-30 лет приступы аллергии в тяжелой форме возглавят перечень всех причин внезапных смертей.

Все это означает, что у человечества в ХХI веке на I место встала новая проблема. Это проблема иммунитета. Ведь и за онкологические заболевания ответственна иммунная система, которая выбраковывает образующиеся дефектные, в том числе раковые, клетки.

Итак, новый виток драматической истории человечества. Давайте же в подражание нашим предкам решать главную проблему – как беречь и лелеять, от чего ограждать свой нежный иммунитет. Вот о чем нужно думать всем месте и каждому самостоятельно: как уберечь иммунную систему наших детей, чтоб наш род продолжался, как спасти наши жизни от новой чумы, от новой коварной напасти?

Где вы, лучшие умы человечества? Увы, умы… думают совсем о другом. Они застряли между прошлым и позапрошлым веком, они все еще борются с микробами, а за неимением чумы и холеры – с крошечными, безопасными и безобидными микробиками и микробчиками, которые отродясь не вредили человечеству сколько-нибудь заметно. Лучшие медицинские умы заняты тем, как обезопасить несчастное население планеты от краснухи, ветрянки, свинки, кори, гриппа – так заняты и так озабочены, что им некогда посмотреть в глаза новой реальности. Эта реальность перед глазами у любого медицинского начальника и называется «Перечень причин смерти». Все бы было не так страшно, если бы эта борьба с микробами велась за пределами человеческого организма! Увы… Высшие медицинские умы бьются с инфекциями на территории наших организмов, испытывая предел терпения нашего иммунитета все чаще и чаще.

Новые и новые вакцины производятся некими концерна-ми и внедряются в наши прививочные календари, как будто проблемы иммунитета вовсе не существует. Младенца до года заражают 9 раз ослабленными, но живыми вирусами и бактериями или убитыми, но при этом антигенно-активными. После года несколько реже, но с тем же упорством.

Растет статистика детских лейкозов, детского диабета, ревматоидного артрита, бронхиальной астмы. Молодеют болезни страшные, неизлечимые, двадцать лет назад невиданные у молодых – паркинсонизм, рассеянный склероз и многие другие. Все эти болезни отличаются от кори и краснухи тем, что неизбежно ведут к преждевременной смерти, резко перечеркивают качество жизни, требуют тяжелого и дорогого лечения, которое не ведет к выздоровлению, а лишь поддерживает существование организма.

Все меньше и меньше здоровых детей рождается в стране. Вместо того чтобы радоваться немногим здоровым и лелеять остальных, безжалостно заражаем тех и других в самом нежном возрасте ради чьих-то амбиций – победить на планете такую-то болезнь к такому-то году. Пытаемся вытеснить безопасную краснуху, корь, а взамен появляются ВИЧ, вирус атипичной пневмонии, птичий грипп.

Не каждый педиатр имеет счастье наблюдать за развитием детей, не имеющих ни одной прививки. До 16 лет они переносят не более двух-трех детских инфекций, притом легко и без осложнений. Они редко болеют, не имеют хронических заболеваний, выносливы к физическим нагрузкам и успешны в учебе и творчестве. Не побоюсь сказать, что они узнаваемы на улице, особенно малыши – свежий вид, здоровый румянец, а не следы аллергии на лице. Аргументы их родителей разные – «намучились со старшим, второго решили не прививать», «ознакомились с литературой» и даже «а мы сами врачи (биологи, животноводы…)». Ни разу не слышала обратного: «намучились от инфекций у старшего, младших усердно прививаем»!

И кстати о животноводах. В журнале «Эксперт» я прочла огромную статью об Игоре Бабаеве, процветающем бизнесмене, поставщике свинины мясокомбината «Черкизовский». Вот уж чье мнение о прививках является абсолютно непредвзятым, а потому интересным для нас. Оказывается, в начале своей карьеры он разорился, возрождая к жизни многоэтажные советские свинокомплексы. При невозможности соблюдения строгого санэпидрежима на таких гигантах ему приходилось свиней «прививать до ушей», в результате их мясо становилось НЕВКУСНЫМ! Глубокоуважаемый читатель! Не буду навязывать свои выводы по этому поводу, приглашаю Вас поразмышлять об этом на досуге.

mi_espejo в Педиатр-невролог о прививках

Надежда Емельянова, педиатр-невролог, г. Москва: Я работала врачом педиатром в детском саду и прививала детей. В институте нам буквально на пальцах объяснили, как работает иммунная система, и теперь мне странно, почему я удовлетворилась этими "объяснялками". Если профессора иммунологии недоумевают по поводу сложности иммунитета, открывая все новые и новые механизмы в его функционировании, признаваясь, что очень мало знают об иммунитете, что вакцины опасны, то почему мне все казалось понятным и простым?!

И теперь, когда я слышу от педиатров, что вакцины "тренируют" иммунитет, что они защищают от инфекционных заболеваний, что вакцины безопасны, мне становится грустно и тревожно, потому что цена таким убогим "объяснялкам" - детское здоровье и детские жизни. Когда мне открылась оборотная сторона вакцинации, которую не афишируют и не преподносят в институте, мне стало страшно и стыдно. Страшно, потому что я поняла, наконец, что я сотворила со своим собственным ребенком, поняла, откуда растут "ноги" у его болячек и чем чревата такая "забота" о его здоровье.

А стыдно - потому что я, будучи врачом, неся ответственность за здоровье доверенных мне детей, так бездумно и легко относилась к вакцинации, а ведь она, по словам г. Онищенко (главного санитарного врача страны) является "серьезной иммунобиологической операцией".

Тут меня мои коллеги педиатры могут упрекнуть: "Понятно, что вакцинация, это не в бирюльки играть, нужен индивидуальный подход!" Здесь все дело в СТЕПЕНИ осознания глубины проблемы. Я ведь тоже очень строго отбирала детей на вакцинацию - обязательный осмотр, термометрия, анамнез (и чтобы никто в семье не болел, не чихал!), когда нужно - анализы, словом, все, что можно сделать в условиях поликлиники... Но надо признать, что эти минимальные данные (а в условиях поликлиники они же - максимальные), НИЧЕГО не говорят о состоянии иммунитета и здоровья в целом у конкретного ребенка. И не надо обманываться и обманывать родителей – даже развернутая иммунограмма и консультация иммунолога не защитят ребенка от побочного действия вакцин, не дадут гарантию, что прививка не спровоцирует серьезное аутоиммунное заболевание, что она не сорвет тонкие механизмы саморегуляции и у ребенка не разовьется диабет, бронхиальная астма, рак крови или другое неизлечимое заболевание.

Если бы родители на самом деле понимали, в какую рулетку они играют, то многие бы задумались.. Я поняла и задумалась.

Сейчас практически невозможно выставить диагноз "Поствакцинальное осложнение". Врач, сделавший это, подписывает себе приговор , поэтому никто не ставит такие диагнозы во избежание неприятностей. Поэтому МЫ НЕ ЗНАЕМ сколько на самом деле детей, пострадавших от вакцинации, и думаем, что очень мало (один на миллион), "пронесет" и на этот раз...

Я видела ребенка, шестимесячного, с которым на третий день после вакцинации случилась клиническая смерть. Его оживили, но он будет идиотом, потому что кора головного мозга погибла. НИКТО из врачей "не вспомнил", что за три дня до клинической смерти ему сделали прививку АКДС .

У нас много разговоров о так называемой концепции информированного согласия на медицинское вмешательство, в частности, на вакцинацию. На самом деле - это пустой звук.

Родитель, желая вакцинировать свое дитя, должен знать, что:

1. По Российскому законодательству ОН ИМЕЕТ ПРАВО на отказ от вакцинации (по любым соображениям, в том числе религиозным) и этот отказ не повлечет за собой НИКАКИХ последствий в виде неприема в детский сад, школу, институт. А те граждане, который чинят таким родителям препятствия, должны иметь дела с прокуратурой.

2. Родитель должен знать, что вакцины - это не лекарства, они опасны и грубо вмешиваются в иммунитет; должен знать, из чего они состоят, как испытываются и какие осложнения вакцинации существуют. Поэтому родитель должен давать ПИСЬМЕННОЕ согласие на прививку и ПОСЛЕ того, как прочитал и понял, что в вакцинах есть мертиолят, чужеродные ДНК, что вакцинация может спровоцировать сахарный диабет, рак, аутоиммунные заболевания, вызвать смерть.

Поэтому я стала доводить до сведения родителей факт существования закона "Об иммунопрофилактике", дающего право на отказ. Многие родители были удивлены, так как не знали, что вакцинация - дело добровольное. Они мне говорили, что не хотели прививать ребенка (или вообще, или какой-то конкретной вакциной) или хотели отложить вакцинацию, но им пригрозили, что без прививок не возьмут в сад, не дадут питание на молочной кухне и они согласились.

Я стала спрашивать родителей, знают ли они о составе вакцин, о способах их производства. Ведь прежде чем дать ребенку какое-то лекарство, каждый посмотрит на его состав и возможные побочные действия. Оказывается, что никто и никогда не видел аннотации к вакцинам перед прививкой. Обычных аннотаций, в которых черным по белому написано, из чего состоят вакцины и официальные осложнения на вакцинацию (например, смерть) никто не видел.

Однажды ко мне подошла главный врач частного медицинского центра и спросила, по какому праву я даю эту информацию родителям. Я ответила, что мой долг, в первую очередь, соблюдать принцип "не навреди", и родитель должен знать как можно больше, чтобы принять осознанное решение прививать - не прививать. Хозяйка этого частного центра тоже "озаботилась" и предупредила меня, что центр работает по программе МИНЗДРАВА, поэтому я не должна давать родителям эту информацию. Дело в том, что вакцинация - еще и прибыльный бизнес, дозу вакцины можно оптом купить за сто рублей, а "вколоть" - за тысячу . А какой бизнесмен не любит быстрой прибыли?

За мной стали следить, ограничили доступ к документации, мотивируя это "врачебной тайной", мне стало противно и я ушла.

В детскую поликлинику я пришла работать неврологом, думая, что теперь не буду связана с вакцинацией так, как была, работая педиатром в саду и в центре. Главного врача сразу предупредила, что я настороженно отношусь к вакцинации и считаю недопустимым вакцинировать детей ослабленных, недоношенных, с явными неврологическими проблемами.

Главный врач со мной во многом был согласен, сказал, что всегда был против вакцинации, что знаменитая педиатр Домбровская (его учитель) резко критиковала прививки... Сказал, что меня с радостью возьмет, но будет перевоспитывать.
Начались будни невролога. Неврологи очень осторожно относятся к вакцинации, особенно детей с проблемами нервной системы. Известно, что скрытая или явная патология нервной системы после вакцинации может манифестировать в виде судорожной готовности. То есть, вакцинация может провоцировать эпилепсию (описанное осложнение на вакцинацию). Я стала в сложных и сомнительных случаях давать медотводы на месяц-два от вакцинации. Родители спрашивали, а как же быть с педиатром, он настаивает на прививке. Я говорила, что РЕШАЕТЕ ВЫ, педиатр может только рекомендовать прививку. Говорила, что есть закон "Об иммунопрофилактике", на основании которого можно оформить отказ от вакцинации, чтобы педиатр "отстал".

Зав. поликлиникой предупредила: "Наступите на горло собственной песне". Однажды на консультации был особенно тяжелый ребенок, угрожаемый по ДЦП (на самом деле-то уже с ДЦП, но такой диагноз ему поставят после года), я запретила делать ему вакцинацию, потому что на ее фоне ДЦП резко прогрессирует. Меня не послушали, тогда я сказала главному врачу, что снимаю с себя ответственность за таких пациентов. Ну что, в самом деле, за игры?! Невролог, понимая всю тяжесть поражения нервной системы и неблагоприятный прогноз, дает медотвод, а педиатр отмахивается от него, как от назойливой мухи, и делает прививку... В общем, перевоспитать меня не удалось и меня уволили.

Педиатры в поликлинике на прием тратят по пять- десять минут (чтобы больше заработать по ОМС), поэтому педиатр - это работник конвейера, подумать ему некогда. Основная его функция - вакцинировать детей, так как другие проблемы будут решать узкие специалисты, или он сам с помощью калполов, кларитинов, флемоксинов. Перед прививкой осмотр осуществляется "на глазок". После прививки не отслеживается состояние ребенка, поэтому педиатр не связывает ухудшение здоровья ребенка с недавно сделанной прививкой.

Неврологи находятся не в лучшем положении - тот, кто задумывается о последствиях вакцинации для конкретного ребенка, дает медотвод, но вопрос о вакцинации решает педиатр, с которого "снимают стружку за недоохваты" прививками. Поэтому невролог получает на следующем приеме еще бОльшую проблему в состоянии здоровья ребенка, но решение о следующей прививке - опять за педиатром.

Разорвать этот порочный круг могут только родители, которые понимают, что вакцинация - "это сложнейшая иммунобиологическая операция" и не дадут разрешение вакцинировать своего ребенка, если считают, что надо подождать или, что прививки вредны и они ОТКАЗЫВАЮТСЯ делать их сознательно. У меня есть под наблюдением здоровые непривитые дети - это СОВСЕМ ДРУГИЕ дети...

Для заботливых родителей подготовлено 7 передач из цикла «Учимся растить любовью» с участием опытного педиатра, члена правления Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Жаркова Николая Федоровича.

Посмотрев репортаж ТК «СОЮЗ» из серии «Учимся растить любовью» от 28 февраля, вы узнаете мнение опытного педиатра, члена Правления Общества православных врачей Санкт-Петербурга имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого) о постепенном приучении детей к посту, а также познакомитесь с опытом протоиерея Артемия Скрипкина и его матушки по воспитанию особенного ребенка в любящей семье.

Простудные заболевания у детей волнуют практически всех родителей. В передаче от 6 июня 2015 г. на встрече с телезрителями канала «Союз» врач – педиатр Н.Ф. Жарков рассказывает о том, должен ли ребенок болеть, и как часто в течение года приходится лечиться от ОРЗ. В ходе беседы большинство родителей интересовались: надо ли применять антибиотики, как правильно бороться с повышенной температурой? Значительная часть времени в передаче посвящена практическим советам врача – как сами родители могут помочь ребенку при заболевании в первые часы, которые очень важны для быстрого выздоровления. Обращаясь к родителям, доктор Жарков сказал: «Вы можете помочь ребенку, себе, и своим близким, если правильно оцените ситуацию и правильно начнете оказывать помощь…» Ответы на эти, и другие, немаловажные для родителей и близких вопросы прозвучат в этой передаче.

В передаче от 13 июня 2015 г. Николай Федорович дает полезные советы по поводу лечения кашля у детей, рассказывает: что такое противокашлевые препараты? Всегда ли они приносят пользу? Вы узнаете, в каких случаях целесообразно применять горчичники, а когда от них стоит отказаться. Доктор подробно объясняет, какие народные способы лечения болезни, сопровождающейся кашлем можно использовать в домашних условиях. Много времени в этой передаче уделено так же ответам на вопросы молодых родителей по поводу питания детей 1-го года жизни.

В передаче от 20 июня православный педиатр Николай Федорович Жарков отвечает на наиболее часто встречающиеся вопросы телезрителей, присланные через Интернет: о вегетососудистой дистонии, о плюсах и минусах прививок, о пупочной грыже, - в каких случаях проводится консервативная терапия, а когда необходима операция? Вы узнаете, что такое вегетососудистая дистония и надо ли ее лечить? На каждый из адресованных доктору вопросов Николай Федорович дает подробный ответ и множество советов, проверенных многолетней врачебной практикой.

Проблемы детей младшего возраста - основная тема передачи от 26 июня 2015 г. Ваш ребенок подрос, встал на ноги, сделал первые шаги. Какие трудности предстоит ему преодолеть впереди и как вы, родители, можете ему в этом помочь? В программе телеканала «Союз» с телезрителями беседует православный врач-педиатр Николай Федорович Жарков, член правления Санкт-Петербургского общества православных врачей имени святителя Луки Войно-Ясенецкого.

В этой программе цикла передач о здоровье детей прозвучат ответы на вопросы, не относящиеся непосредственно к теме здоровья. Однако православный педиатр Николай Федорович Жарков за долгую врачебную практику накопил немалый опыт в области воспитания. На встрече с заботливыми родителями он посоветует: как отучить ребенка от соски, как научить малыша пользоваться горшком, расскажет о том, можно ли учителю в одиночку справиться с проблемными подростками и как можно помочь адаптироваться «особому» ребенку в коллективе.

На этот раз мы поднимаем тему вакцинации детей. Зачем нужны прививки в современном обществе, где нет эпидемий? Может быть уже прошел век, когда вакцинация населения была необходимостью? Стоит ли подвергать младенца многочисленным прививкам сразу после рождения? Почему врачи настоятельно рекомендуют прививаться? Кому прививки противопоказаны? Попробуем разобраться, взвесив все плюсы и минусы.

Краткий обзор телевизионных встреч подготовила

действительный член ОПВ Санкт-Петербурга врач Жаркова Т.В.

Учимся растить любовью. Выпуск от 28 февраля

С какого возраста детям можно поститься так, чтобы это не было в ущерб здоровью и развитию? Чем заменить скоромную пищу, не теряя в рационе витаминов и минералов? Ответы на эти вопросы в рубрике «Советы специалиста» даст врач высшей категории, педиатр Николай Федорович Жарков. Далее смотрите сюжет о семье отца Артемия Скрипкина. Как многодетный папа, он может дать множество полезных советов по воспитанию, но главное, в его силах приободрить тех родителей, которые растят «особых» детей, ведь в семье отца Артемия один из ребятишек именно такой.

Николай Федорович Жарков, врач высшей категории, педиатр : — Приучать ребенка к посту можно со времени первой исповеди, то есть с 7-ми лет. Церковь считает, что в это время младенец уже перешел в разряд взрослых детей и должен исповедоваться. Можно сформулировать правила для детского поста: первое — дети до 3-х лет должны питаться в соответствии с нормами, которые положены в этом возрасте; второе — дети старше 3-х лет, а тем более старше 7-ми лет, могут участвовать в соблюдении поста; дети больные, ослабленные или отстающие в развитии, естественно, от поста освобождаются.

Для детей пост начинается с небольшого ограничения, например, отказа от сладкого, мультфильмов, просмотра развлекательных передач, отказа от компьютерных игр. Но благочестивым родителям нужно постараться найти замену этому ограничению, чтобы дети не скучали и не чувствовали себя ущемленными.

Если есть братья и сестры, то желательно, чтобы дети не ссорились во время поста. В школах и детских садах, конечно, не готовят постную пищу, что может вызвать огорчение у детей, которые стремятся поститься. Но не стоит об этом переживать, пусть едят то, что им предлагают в общеобразовательных учреждениях, а дома соблюдают пост.

Когда родители воцерковлены, носят ребенка каждую неделю к Причастию, начиная с рождения, то для таких детей переход на пост не является сложностью. Дети стараются подражать родителям. Если в семье кто-то из взрослых не постится и активно противодействует, то это может вызвать большой конфликт. Наш современник, профессор и протоиерей Глеб Каледа пишет в своей книге «Домашняя Церковь» следующее: «Пост для детей нужно вводить очень осторожно, он не должен вызывать у них ни протеста, ни уныния. Но пост развивает у детей силу воли — научившись отказывать себе в каких-то продуктах, ребенок, став взрослым, с легкостью откажется от вредного: от наркотиков, алкоголя и сомнительных увеселений». Поэтому смысл детского поста очень важен, и любящие родители обсуждают с ребенком традицию соблюдения поста.

Заблуждаются те родители, которые считают, что постящийся ребенок не получит каких-то питательных веществ и из-за этого будет чаще болеть и отставать в развитии. Постная еда очень разнообразная, полезная и вкусная. Животный белок, который необходим для растущего организма, мы получаем из рыбы. Рыбу для учащихся дают во всех православных школах и духовных академиях. Рыба – это вполне полноценная замена мяса.

Крупы — источник всех необходимых минералов и витаминов. В таких овощах, как свекла, капуста содержится и марганец, и медь, и железо. Хозяйки делают разнообразные салаты, тушеные овощи. Ребенок не останется без полезных микроэлементов и не исхудает за пост. Наоборот, многие полнеют во время поста. Это происходит от перегиба в другую сторону – чрезмерного употребления углеводов: сухари, печенье, конфеты, варенье, орехи, мучные изделия.

Если ребенок очень хочет съесть творожок или другую сладость, лучше это приурочить к выходному дню. Но если в холодильнике нет мяса, сыра, молока, творога, то ребенок успокаивается. А уж без мороженого и конфет вполне можно обойтись. Важно, чтобы ребенок понял, что пост — это не просто голодание, но его личный маленький подвиг. Подвиг, который он совершает на пути ко Христу. И стояние на молитвах, исповедь, Причастие — все это будет укреплять ребенка, восприниматься им как естественные события.

Ведущая : Мы предлагаем вам побывать вместе с нами в гостях у отца Артемия Скрипкина, многодетного отца, который может дать множество полезных советов по воспитанию детей, рассказать, как преодолеваются трудности, с которыми сталкивается семья, в которой растет особый ребенок.

Протоиерей Артемий Скрипкин: — Сатана будет побуждать нас не удовлетворяться тем, что мы имеем, и в этом его логика борьбы с Богом и Его творением. А мы должны побеждать его смирением. Каждый день, каждое утро мы должны благодарить Бога за то, что имеем.

— В родильном зале ко мне подошла заведующая, и сказала, что с вероятностью 85% у Вас родился ребенок с синдромом Дауна. На меня, счастливую маму, только что родившую малыша, обрушились эти слова и всё изменили — были слёзы, отчаяние. Как я буду жить дальше? Я видела, что это ребенок другой: слабенький, не сразу закричал, слабый сосательный рефлекс. Медсестра приходила и поила его из бутылочки, а он не глотал и не понимал, что от него требуется. Потихоньку стало всё налаживаться: ребенок стал прибавлять в весе, стал брать грудь, сосать молоко. Все радовались за нас.

Протоиерей Артемий Скрипкин: — Мы до последнего момента не знали, что это будет особый ребенок. В роддоме опытная акушерка сказала, что это ребенок с синдромом Дауна. Супруга очень расстроилась, и для меня это было полнейшей неожиданностью — как это могло случиться со мной? А потом все наладилось. Сейчас я даже уже не представляю, как бы мы жили без Серафимушки.

Дарья Александровна Скрипкина, матушка: — Сначала диагноз ребенка у меня стоял на первом месте, и через него трудно было что-то воспринимать. Но Серафимка рос, и я стала чувствовать, что на первом плане все-таки ребенок. Нас поддерживала вся семья, и особенно я благодарна отцу Артемию. Я боялась, как близкие отнесутся к ребенку, но мои родители меня сразу поддержали: «Мы все вместе справимся с трудностями, не переживай». Моя подруга говорила, что с каждым днем у тебя радости будет все больше и больше. Действительно, это так. Чем труднее процесс, чем больше сил вкладываешь в становление, развитие ребенка, тем с большей радостью ты видишь, как у ребенка что-то получается.

Протоиерей Артемий Скрипкин: — Я смотрю на него, и сразу поднимается настроение. Его лучистость и солнечность передается всей семье. Мы как-то группируемся вокруг него, дети к нему стремятся. Большая любовь исходит от него и распространяется вокруг. У таких детей всё дольше происходит — темп развития примерно в 1,5-2 раза медленнее. С одной стороны, это печально, так как хочется поскорее увидеть результат, а с другой стороны, когда ребенок начинает делать первые шаги, говорить первые слова – это огромная радость. Один мудрый человек сказал нам, что этот ребенок принесет вам больше радости, чем остальные, потому что каждое его достижение вы будете воспринимать как дар Божий — с исключительной радостью. Так и есть, причем эта радость не только наша с матушкой, но и старших детей, которые участвуют в процессе воспитания малыша и очень его любят. Гораздо легче, когда есть уже дети в семье – двое или трое. Тогда эти дети могут окружить малыша любовью, и это будет очень здорово.

— Я помогала его одевать, мне нравилось его кормить, ручки сейчас ему мою. Если бы у меня была волшебная палочка, я бы сделала, чтобы Симочка выздоровел.

: — Ксюша сначала очень переживала, ведь мы ничего не скрывали. Она видела, что я плачу, спрашивала, почему плачу, ведь родился ребеночек. Я ей объяснила по-детски, как можно доходчивее, что Серафим будет другой ребенок: ему будет труднее учиться, он позже научится ходить, сидеть. Это никак не отразилось на её любви к братику.

Рассказывает старшая дочь Ксения: — Папа говорил, что все больные малыши, как Сима, — это святые, их нужно поддерживать, чтобы они не расстраивались, что они такие особые дети. Нужно относиться так же, как к нормальным детям — играть с ними, даже если с виду они не такие; нужно их любить.

Дарья Александровна Скрипкина, матушка : — Нужно больше следить за физическим развитием особого ребенка, чаще посещать специалистов, чем с обычным ребенком, потому что у таких детей часто особенности в развитии сердца, порок сердца; органы брюшной полости развиваются не так, как у обычных детей; бывает болезнь щитовидной железы. Нужно посещать кардиолога, делать УЗИ сердца, УЗИ брюшной полости, гастроэнтеролога, эндокринолога и других специалистов. Естественно, на это уходит больше времени. Также у таких детей заужены ушные и носовые проходы. Мы, например, не можем справиться с частым насморком — на его лечение уходит 2 месяца.

Самая большая сложность в физическом развитии — это слабость мышц, и это очень трудоемкая работа, так как мышечная масса то наращивается, то куда-то уходит. Нужна систематическая работа: профессиональные массажи, материнские массажи, гимнастика, зарядка.

Практически сразу, как родился особый ребенок, я начала искать связи, родителей с похожими детишками, и мы рано нашли центр, где узнали, как правильно встать, присесть, вставать на корточки. У таких детей много ошибок в движениях, и нужно много прорабатывать их, чтобы он сразу учился правильно, потому что переучивать труднее.

Также мы посещаем занятия в группе с психологом и логопедом, которые помогают интеллектуальному развитию ребенка.

Сначала мне было очень тяжело появляться с малышом в поликлинике, на детской площадке – казалось, что все смотрят на нас. Но надо сказать, что я встречаю сопереживание от незнакомых мамочек, теплые слова. Был момент, когда ребенок начал ходить (нам было 1 год и 10 месяцев), и к нам подошла другая мамочка, решив, что мы с ее 8-ми месячным ребенком ровесники. Мне нужно было себя побороть, чтобы признаться, что мы старше.

Врачи пугают трудностями с особым ребенком, пугают тем, что нужно уделять больше внимания, времени такому ребенку. Да, все так, но это вполне преодолимо.

Протоиерей Артемий Скрипкин : — Не нужно делать из особого ребенка идола, превозмогать себя надрывными попечениями, например, продавать квартиру и делать дорогостоящую операцию — это неправильно. Бог приводит ребенка в мир, чтобы он послужил Богу. И маленький человек не исключение — он тоже воин Христов. Нужно предоставить Богу свободу действий, и тогда Господь всё устроит лучшим образом. Нам кажется, что этому ребенку мы сделаем лучшее счастье, но это неправильно.

Дарья Александровна Скрипкина, матушка : — Любовь, радость, счастье материнства – это все есть, но и печаль остается, изменяя отношение к миру: я стала замечать страдания других людей; изменился круг моего общения — я стала больше общаться с мамами детей-инвалидов; появилось желание помочь более нуждающимся семьям, с более тяжелыми заболеваниями. Сейчас мы понимаем, что проблемы, раньше казавшиеся нам неразрешимыми проблемами, всего-то пустяки. Появилось смирение перед трудностями.

Мы стали друг в друге нуждаться, наша семья стала еще более сплоченной, мы друг другу стали больше помогать.

Дарья Александровна Скрипкина, матушка : — Был такой яркий момент в нашей жизни: мы ехали куда-то на машине, я держала месячного Серафимушку на коленях, и вдруг мне пришло в голову, что если бы он родился у других родителей? И его везли бы куда-то в учреждение отдавать, никто бы его не приласкал, не поцеловал, не взял на ручки. А эти брошенные дети очень страдают от этого, даже умирают без родительской ласки… И я подумала: Господи, спасибо, что у нас он родился, мы его очень любим и никому не отдадим!

Ведущая: Марина Ланская
Расшифровка: Галина Дзеркале

Однажды к Иисусу Христу подошел человек, сын которого был немым и страдал припадками бешенства. Он был одержим злым духом. Этот человек уже приводил своего сына к ученикам Господа, но они не могли его исцелить. Иисус Христос исцелил больного, а ученики потом, наедине, спросили Его:
- Почему мы не могли освободить больного от злого духа, мучившего его?
Иисус ответил им:
- Духа зла можно изгнать только молитвой и постом. (Мк. 9, 17-29).
Вот и началось это особенное время в году. Время, которое должно нас подготовить к Пасхе Христовой, к Светлому Христову Воскресению. О его важности и значении говорит нам само его название - Великий пост. Почему-то многие думают, что пост - это просто дни, в которые надо отказаться от мясных и молочных продуктов. А зачем Богу нужно, чтобы человек постился: одни продукты ел, а от других отказывался. Какой в этом смысл? Конечно, смысл любого церковного поста, и Великого в особенности, не в отказе от какой-то еды. Смысл его в том, чтобы помочь человеку соединиться с Богом. Соединение с Богом - это вообще главный смысл жизни православного христианина. Но за каждодневной суетой, за мелочами человек иногда забывает думать о главном. Как же помочь ему сосредоточиться? Специально для этого Церковь и установила четыре поста в году. И особое место среди них занимает Великий пост - время подготовки к Пасхе. А как же достичь этого соединения с Богом? Для этого существуют разные средства. Одно из них - телесный пост. Оказывается, если человек разумно ограничивает себя в еде, то он укрепляется духовно. Через воздержание он учится управлять самим собой, своими желаниями и инстинктами. Он становится господином своего тела, а не рабом своих сиюминутных желаний. Для этого же Церковь призывает нас во время поста отказаться от всего того, что развлекает нас в свободное время. Например, от просмотра развлекательных телевизионных программ. Исключение можно сделать для программ полезных, познавательных, православных. В свободное время можно почитать жития святых или сходить в храм. Всё это поможет сосредоточиться для главного. Но, дорогие мои, ни отказ от мяса и молока, ни отказ от развлечений не соединит нас с Богом, если не будет при этом самого главного. А что же это самое главное? Это - покаяние! Покаяние - это тот чудесный ключик, который открывает человеку врата в Царство Божие, соединяет его с Отцом Небесным и дарит жизнь вечную. Но покаяние - это не просто признание и перечисление своих грехов или плохих поступков. Смысл покаяния станет более понятен, если мы обратимся к значению этого слова. По-гречески слово «покаяние» звучит как - metanoia, то есть «перемена мысли». Это изменение,переход человека в другое качество. До покаяния был человек грешным, а покаялся и стал Божьим. Был в Божьем винограднике засохшей веточкой, которую только и оставалось - отломить, а покаялся, и ожила эта засохшая веточка, зазеленела. Вот что такое покаяние! А чтобы помочь человеку ощутить необходимость покаяния и соединения с Богом каждый год в дни Великого поста Церковь вспоминает великого учителя покаяния - святого Андрея Критского. В первые четыре дня начала поста (понедельник, вторник, среду и четверг) на Великом повечерии читается во всех храмах покаянный канон преподобного Андрея. Только вслушайтесь в эти простые, исходящие из самого сердца слова: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? …воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог. «Душа моя! Хватит спать! Проснись! Покайся! И пощадит тебя Господь Бог!»

Омытая, обновленная слезами покаяния душа по окончании Великого поста с радостью сможет встретить самый светлый праздник в году - Воскресение Христово. Но, чтобы мы могли по-настоящему испытать пасхальную радость, нам надо приготовить себя. Для этого мы и вступаем на путь поста. И да поможет нам на этом пути Господь наш Иисус Христос! Мы знаем, что молиться значит обращаться к Богу и что без молитвы, без постоянного обращения к Богу, христианину было бы очень трудно жить. Пост всегда означает определенную перемену в нашем образе жизни. Когда наступает пост, мы стараемся больше молиться, чаще ходить в церковь, углубляться в церковную жизнь, отказываться от некоторых видов еды, от лишних удовольствий и развлечений. Эта еда, или удовольствия сами по себе не плохие, не грешные. От плохого надо всегда удерживаться, а постом мы стараемся отказываться от такого, что в другое время мы не считаем плохим. Почему мы это делаем? Поститься - значит учиться подчинять, покорять, заставлять слушаться в себе то, что "мне хочется", тому, что "я должен", подчинять свое тело своей душе. Мы все бываем иногда плохими, недобрыми, но мы стараемся быть хорошими, стараемся быть такими, какими нас учит быть Господь Иисус Христос. А это не так легко, это не дается само собой и требует от нас многих усилий. Когда мы постимся, отказываемся от той еды, которую особенно любим, или от удовольствий и развлечений, заставляем себя делать то, что нам не легко, то укрепляем наши силы в борьбе духа с телом. Как спортсмены или атлеты должны тренироваться, чтобы достичь успеха, так и христиане должны укреплять свою волю и силы в борьбе со всем, что в них не от Бога. Поститься надо смиренно, не хвастаясь этим, не осуждая тех, которые не постятся. Иисус Христос сказал: "Когда поститесь, не будьте унылы (грустны, скучны), как лицемеры (притворные, неискренние люди), которые принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться постящимися... А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое (т.е. будь радостным), чтобы поститься не перед людьми, а для Бога". А великие святые нашей Церкви учат нас, что поститься надо незаметно для других. Лучше даже съесть что-нибудь не постное, чем осудить или обидеть другого человека, который не постится.
ЛЕСТВИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА
Понедельник первой седмицы — начало Великого поста.
Считается, что длительность Св. Четыредесятницы — 40 дней — восходит еще к Ветхому завету. Господь наш Иисус Христос пребывал в пустыне, постясь и размышляя об избранном пути, тоже 40 дней, во время которых его пытался соблазнить дьявол. Вот и последователям Иисуса полагается выдержать внутреннюю битву с сатаной в эти дни — а дьявол, как правило, не пренебрегает случаем потерзать постящихся. Впрочем, если в древности пост отличался совсем уж чрезвычайной строгостью, кое-где не разрешалось временами есть и даже пить воду, то в наши дни вполне можно потерпеть на крупах, овощах и т.д. Православная Русь свято чтила Великий пост. В этот день разом смолкали все песни, оскудевал только что ломившийся от вкусных и обильных яств стол. Принятый на себя, как подвиг, добровольно, для спасения души пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь на небо, к Богу. Потому так радостно откликается душа на призыв Церкви к покаянию. На всем протяжении Великого поста по церковному уставу не разрешается вкушение мясной, молочной пищи и яиц.
На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Андрея Критского. Это торжественное и печальное творение, изумительное по глубине смысла и по красоте пения и слога. По окончании каждого стиха канона читается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Девять песен канона разделены по дням на четыре раздела и каждая приводит душу в трепет. «Душе моя, душе моя, восстани, что спишь? Конец приближается и будешь смущена. Воспряни от сна, и пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и все Собой наполняющий». Канон святого Андрея Критского — яркий пример того, как мало значит перевод богослужения со славянского на русский язык. Для человека, впервые пришедшего в храм и не бравшего в руки Библию, даже самый лучший перевод ничего не даст, потому что там главное не слова — а образы.
1-я неделя Торжество Православия
В первое воскресенье Великого поста церковь вспоминает, как кончилось гонение на святые иконы в 9 веке.
2-я неделя Свят. Григорий Палама
Во 2-е воскресенье Великого поста церковь вспоминает св. Григория Паламу (14 век), учившего о том, как Дух Святой просвещает человека во время земной жизни.
3-я неделя Вынос Креста
Чтобы укрепить нас в трудах Великого поста, за всенощной, в конце 3-й недели на середину церкви выносят Святой Крест для поклонения.
4-я неделя, крестопоклонная Св. Иоанн Лествичник
Св. Иоанн Лествичник жил на горе Синай в 6 веке и учил, что духовная жизнь - лестница, ведущая к Богу.
5-я неделя Св. Мария Египетская
В пятое воскресенье Великого поста церковь вспоминает св. Марию Египетскую, покаявшуюся грешницу, проведшую 40 лет в пустыне.
6-я неделя Страстная. Вход Господа в Иерусалим.
Народ радостно приветствовал Христа, когда Он шел в Иерусалим на страдания.

Великий пост служит приготовлением к главному празднику в году - к Пасхе, Светлому Христову Воскресению. И чтобы достойно встретить праздник Воскресения Христова, во время Великого поста мы каемся и стараемся очиститься от грехов, привести в порядок нашу жизнь. В пост мы должны быть особенно внимательны к своим мыслям и делам. Это дни, когда верующие люди отказываются от всевозможных развлечений ради служения Богу - во спасение своей души. Какое же это хорошее, спокойное и чистое время - Великий пост! Мы стараемся чаще бывать в церкви, больше молиться. В эти дни за богослужением звучит очень красивая и строгая молитва, во время которой все, кто находится в храме, кладут земные поклоны. Это покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Господи и Владыко живота моего! Это значит: «Господи и Владыка жизни моей!» «Живот» по-церковнославянски значит «жизнь», Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Не даждь ми - значит «не дай мне». От чего же мы просим Господа нас избавить? От праздности. Праздность - это лень, ничегонеделание. Уныние - тоже лень, только уже душевная, когда человек печалится, теряет надежду на Бога и забывает молиться. Любоначалие - это любовь к начальствованию, стремление властвовать над другими людьми; празднословие - пустые слова, болтовня. Итак: «Не дай мне склонности к лени, унынию, властолюбию и пустой болтовне», - просим мы Бога.
После этого прошения положено сделать земной поклон.
Читаем дальше. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Мы просим Бога даровать нам целомудрие, чистоту души; смиренномудрие - убеждение, что всё, что мы имеем, - это от Бога, и все, что мы делаем хорошего, - мы совершаем только с Божией помощью. Итак, мы просим Господа даровать нам чистоту души, смиренномудрия, терпения и любви.
После этого прошения снова кладём земной поклон.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Что такое «Ей»? Здесь это значит «да». Царю - это обращение, так же, как и Господи. Зрети - значит «видеть». «Да, Господь и Царь, дай мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего. Потому что благословен Ты во веки вечные. Аминь».
Здесь, в конце молитвы, в третий раз делаем земной поклон.
Так вот о чем мы молимся Богу во время Великого поста - об очищении нас от грехов и об утверждении нас в добродетельной жизни. Вот что самое главное - видеть свои грехи, свои плохие поступки и не осуждать других людей; не стремиться властвовать другими, а учиться властвовать собой - своими чувствами и поступками.
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышлением.
Чтоб и душу Тебе посвятить,
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.
Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердную волю.
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.
Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить.
(автор неизвестен)