Чудеса киккской иконы божьей матери милостивая. Кипрская стромынская икона пресвятой богородицы

Как мы все знаем, православное христианство с особым почтением относится к иконам. Созерцая их, молящийся возносится к первообразу, то есть, молясь перед иконой святой Девы, он смотрит на саму Богородицу. К особо почитаемым образам специально приходят, их облик воспроизводят в сотнях списков, в «меру и подобие», а также в уменьшенном формате, чтобы икону могли видеть те, кто не может добраться до святыни. Есть и другие причины. Например, когда Богоматерь Владимирская оказалась в Москве, в Успенском соборе, с нее была сделана точная копия и отослана во Владимир, чтобы святыня оставалась и там, оберегая свой город. Я немного упрощаю, но суть в том, что иконы предназначены для их созерцания, и самые выдающиеся из них многократно воспроизводятся.

В этом смысле икона Богоматери Киккской, одна из главных святынь Кипра, представляет собой уникум. Хотя «посетить» ее может всякий, видеть икону нельзя никому. Она закрыта окладом, вроде бы повторяющим изображение, а оклад − драгоценной пеленой.

Все почитаемые иконы со времени Средневековья имеют оклады и ризы из золота, серебра и драгоценных камней. Два оклада и риза Богоматери Владимирской выставлены в Оружейной палате. Оклады чудотворных икон Афона до сих пор находятся in situ, украшая образы. У некоторых икон есть разные драгоценные уборы для обычных дней и для праздников. Но сколь бы пышным и богатым ни был оклад, он оставляет видимыми лики (пусть и неоднократно переписанные). Исключением в этом ряду выступает Богоматерь Киккская, потому что лики Марии и Младенца закрывает тяжелая бархатная пелена. Видна только нижняя часть чеканного оклада, который воспроизводит контуры фигур. Я хочу подчеркнуть еще раз, что икона, которую нельзя видеть − это уникальный феномен. А вот как это получилось, и на что может быть похоже изображение − давайте разбираться.

Для начала немного истории, точнее, легенды. Считается, что икону Богоматери Киккской написал евангелист Лука, который по профессии был художником, еще при жизни Девы. Луке приписывают большую часть древних почитаемых икон, в том числе Богоматерь Владимирскую, которая в действительности датируется ΧΙΙ веком. Итак, Лука написал икону Богоматери, впоследствии названную Киккской, для христиан Египта. Но в эпоху иконоборчества (в восьмом − первой половине девятого века) икону отправили в Византию, чтобы спасти ее от уничтожения. Это звучит немного странно, потому что Константинополь, собственно, и был в то время центром гонений на образы.

Иконоборец замазывает известью икону Христа. Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около 850 года. Византия. Исторический музей (Москва)

Так или иначе, до Царьграда икона не доехала, потому что по дороге корабль захватили пираты. Пираты были сарацинами, то есть арабами, и иконой они не заинтересовались: ничто так не спасает памятники культуры, как забвение и равнодушие (кстати, они могли уничтожить икону, потому что ислам не одобряет изображения человека). Так или иначе, в 980 году или около того, эти пираты потерпели поражение от греков, и икона попала в Константинополь, где на тот момент всякая иконоборческая ересь была побеждена, восторжествовало православие, и произведению кисти Луки евангелиста уже ничто не угрожало.

Следующий этап истории образа относится к концу ΧΙ века, когда икона оказалась на Кипре. Она хранилась в покоях императора Алексея Комнина (годы правления 1082–1118), которому Богородица явилась во сне и велела отправить икону туда. О том же самом Алексея попросил тогдашний правитель острова Мануил Вутомит. Отшельник Исайя, живший на горе, где сейчас стоит Киккский монастырь, также был предупрежден в видении о прибытии чудотворного образа. Предание гласит, что Алексею была так дорога чудотворная икона, что он не мог примириться с мыслью, что теперь ее сможет взять и увидеть кто угодно, и потому распорядился закрыть ее от чужих глаз. Драгоценности и реликвии во все века прятали, а еще на Востоке так до сих пор зачем-то поступают с живыми людьми.

Впрочем, Алексей Комнин был не одинок в своем стремлении укрыть домашнюю святыню от чужих глаз. Моя коллега Ирина Стерлигова в свое время обратила внимание на шитые предметы, впервые упомянутые в описи личного имущества Ивана Грозного. Предметы эти были частью убора почитаемых икон и назывались «застенками», или «пеленами стенными». Они представляли собой завесы из тонкой ткани, богато украшенные дробницами, усыпанные жемчугом и драгоценными камнями, которые прикрепляли к верхнему полю иконы так, чтобы закрыть священное изображение. В середине этих «застенков» (наверное, от слова «застить», то есть закрывать) были вышиты «имена образов», то есть названия икон.

Иконы с «застенками» во время некоторых богослужений и церемоний выносили из дворцовых церквей и царских покоев в соборы. Это были очень личные и глубоко почитаемые предметы, и «застенки» скрывали их от суетных или даже еретических глаз, которые могли глянуть на святыню, пока ее несут через Соборную площадь. Скорее всего, обычай закрывать святые образы не придумали в кремлевских палатах, а переняли у византийцев.

Кстати, чудотворная икона Влахернской Богоматери в Константинополе тоже была большую часть времени скрыта завесой, которая чудесным образом поднималась каждую неделю на пятничной вечерней службе, являя лик Богоматери молящимся. В воскресенье пелена опускалась. С этим «обычным чудом» (так византийцы это называли) связан праздник Покрова Богоматери, но это отдельная тема. Позже практика пошла в народ: в крестьянских домах иконы в красном углу тоже занавешивали. Но все это лишь указывает на корни феномена Богоматери Киккской: все эти застенки и занавески скрывали образ только от нежелательной публики и в определенные моменты. Принципиально то, что царь, великий князь и император свою домашнюю святыню как раз созерцали, не говоря о множестве людей во Влахернском храме, созерцающих «обычное чудо» явления иконы. И только Киккскую Богоматерь видеть никому нельзя. Совсем.

Так или иначе, лик иконы закрыт, а любопытных, согласно монастырским хроникам, небесная Царица довольно жестоко карает. Например, Александрийский патриарх в 1669 году приподнял покров и тут же ослеп. Правда, зрение к нему вернулось после того, как он признал, что был неправ, и раскаялся. Можно считать, что образ закрыт для нашей же безопасности. Знаменитый путешественник Василий Григорович-Барский, исходивший в XVIII веке остров Кипр вдоль и поперек, подозревал, что лик Богоматери можно увидеть, оставшись в храме на ночь, и что он все же открывается, когда меняют на нем обветшавшую пелену, а происходит это раз в три-четыре года. Судя по запискам, «пешеходец» все же не рискнул заночевать в храме, а пелена во время обоих его визитов не нуждалась в замене. Ваш покорный слуга тоже заглядывать под покров не стала. Под окладом может быть еще один, или имитация тканевой завесы в серебре. И вообще, глаза − важный орган для искусствоведа, а почтение к традициям мест, которые посещаешь − лучшая техника безопасности.

Икону выносят из храма только по особым случаям, с великими почестями, и при этом стараются на нее не смотреть. Это делается, например, когда в засуху нужно вызвать дождь, и Владычица всегда выручает островитян.

Версия насчет ревности Алексея Комнина к его домашней реликвии легендарна, и наличие копий-списков иконы, появляющихся в окрестных церквах уже в ΧΙΙΙ веке, наводят на мысль, что какое-то время икону все-таки можно было видеть. Когда же она закрылась? Так или иначе, это произошло довольно давно. Версий несколько.

Самый первый вариант − после пожара 1365 года. Монастырь тогда весь выгорел, а икона, по источникам, осталась невредимой. У нас на Руси тоже такое часто случалось. Например, как-то раз от почитаемой иконы в результате пожара в Кремле осталась одна доска, а изображение сгорело. Знаменитый художник Дионисий, помнивший оригинал, загрунтовал уцелевшую доску и написал образ заново. Не исключаю, что здесь произошло что-то подобное. Икона могла обгореть или закоптиться. Реставрировать ее по каким-то причинам не стали, − или было некому, или побоялись испортить. Может быть, с тех пор лик ее и закрыт. До этого момента икона должна была быть доступна, чему свидетельство довольно древние списки, но о них позже. Пожары в монастыре случались и позднее, в частности, в 1542, 1751, 1813 годах.

Второй вариант даты сокрытия иконы − это 1576 год. Именно тогда икона получила роскошный оклад (скорее всего, не первый): серебряный, позолоченный, украшенный черепаховыми панцирями, инкрустированными перламутром. Он сохранился и, кажется, выставлен для обозрения, просто смонтирован на другую доску. Современный оклад относится в концу ΧVIII века. Именно с ним связана последняя и самая поздняя дата, когда икону можно было увидеть − это последняя смена оклада, 1795 год.

Теперь обратимся к самому изображению, попытаемся мысленно его реконструировать. Судя по многочисленным спискам, например, по этой иконе конца XIII первой половины XIV века из монастыря св. Иоанна Лампадиста, мы видим, эта икона принадлежит к типу Елеуса, или по-русски Умиление, то есть такая, где мать ласкает сына, скорбя о его будущих страданиях.

Кроме того, ее тип можно определить как Взыграние, то есть дитя подскакивает на руках у матери, а она пытается его удержать. В этом богословы тоже видят отсылку к будущим страстям, потому что, оплакивая сына, Мария говорила, что раньше в детстве он прыгал у нее на руках, а сейчас лежит мертвый. Одним словом, амбивалентный тип, одновременно трогательный и трагический.

Сложная поза младенца, вырывающегося из рук матери, это первая отличительная черта образа. На большинстве списков младенец сидит слева от нас, хотя бывают и зеркальные варианты. Вторая особенность − это дополнительное покрывало на голове Девы Марии. Кстати, такие иконы, с двумя покрывалами, и довольно древние, известны и у нас на Руси. Это так называемая Богоматерь Умиление Старорусская (от названия города Старая Русса)

Богоматерь Умиление Старорусская. Начало ΧΙΙΙ века. Русский музей (Санкт-Петербург)

и просто Богоматерь Умиление из Успенского собора Московского Кремля, обе начала XIII века.

Правда, на этом сходство с Киккской заканчивается: младенец на обеих этих иконах не вырывается из рук, а наоборот обнимает мать. И сидит он справа, а не слева. Третья характерная (но необязательная) деталь иконографии Киккской Богоматери − это очертания этого самого второго покрывала, край которого младенец поднимает ручкой. У нас на Руси этот вариант появился только в ΧVII веке. Первый такой образ, подписанный по-гречески «Киккская», появился в 1668 году. Ее написал знаменитый царский иконописец Симон Ушаков для церкви Григория Неокесарийского в Москве.

Богоматерь Киккская. Симон Ушаков, 1668 год. Третьяковская галерея (Москва)

Тогда был велик интерес ко всему греческому, и связано это с патриархом Никоном, которого потом пришли судить все те же самые греческие иерархи. Ушаковская икона очень точно воспроизводит все то, о чем шла речь, даже надписи все − греческие (русский перевод рядом), только вот композиция − зеркальное отражение. Скорее всего, мастер делал очень точную копию, снимая ее механическим способом, а потом забыл перевернуть лист. Это бывает, даже у великих мастеров. Потом икону Ушакова копировали, и не раз. Например, единственное подписное произведение рыбинского иконописца Леонтия Тюменева 1693 года − это Киккская Богоматерь.

Богоматерь Киккская. Леонтий Тюменев, 1693 год. Рыбинский музей. Копия с иконы Ушакова

До произведения Симона Ушакова мне известна только одна икона, напоминающая Киккскую: на ней изображена Богоматерь с дополнительным, красным головным покрывалом, и тоже Взыграние младенца. Ее можно датировать XVI веком, второй половиной или даже концом столетия.

Правда, «смотрит» она тоже не в ту сторону, и мелкие детали не совпадают. Это значит, про Киккскую икону в России конца XVI века что-то знали. Об отношениях России и Кипра в Позднем Средневековье я заговорила неслучайно, и мы к ним еще вернемся.

Собственно на Кипре есть копии XIII, XVI и XVIII века. Их немало, и происходят они из селений, расположенных именно в той части острова, где возвышается гора, на которой стоит Киккский монастырь. И в XVI веке, и позже, сохраняется устойчивый тип: Богоматерь Взыграние. На голове Марии накинуто второе, дополнительное покрывало, красное, либо почти черное, имеется в виду пурпурное, затканное золотыми узорами. Кстати, название «Киккская» встречается на иконах с XIII века.

На иконе так и написано: ΚΗΚΟΤΗΣΑ. При этом, некоторые списки, точно повторяющие описанные выше тип, подписаны вовсе не как «Киккотисса». Например, икона из церкви св. Марины в Калопанайотис подписана как «Афанасиотисса» (Αθανασιότησσα). Икона опубликована в небольшом разрешении, да и лик плохо сохранился, поэтому изображение не даю.

Икона XVI века, подписанная как «Киккотисса», хранящаяся в Византийском музее в Педулас, сохранила и имя художника. Его, как и художника-евангелиста, звали Лукой.

Богоматерь Киккская. Кипр, XVI век. Византйиский музей в селении Педулас

Итак, все иконы Богоматери Киккской очень узнаваемы, благодаря позе младенца и второму мафорию (накидке). Иногда, как на этой иконе XVIII века из монастыря пресвятой Богородицы Амасгу, основное изображение дополняли.

Богоматерь Киккская. Кипр, XVIII век. Монастырь пресвятой Богородицы Амасгу в селении Монагри

По сторонам от лика Богоматери добавили ангелов, а ниже − Луку евангелиста, автора оригинала иконы, и святителя Николая, потому что он был небесным покровителем заказчика. Об этом гласит надпись-молитва на нижнем поле иконы, где ктитор просит Христа не пренебрегать рабом Божиим Николаем и его родителями.

Но все же, что изображено на закрытой от глаз иконе? Казалось бы, все сходится. Там, судя по этим копиям и по очертаниям фигур на окладе оригинала, − поясное изображение Богородицы с младенцем на руках. Но все не так просто.

В фондах Государственной Публичной библиотеки Санкт-Петербурга, в коллекции Погодина есть рукописный сборник, а в нем − Повесть о Кипрском острове конца XVI века. Она короткая, но в ней, в немного путаном виде, рассказано многое об истории острова. Опубликовавшая этот источник О.А. Белоброва считает, что записано это со слов местного жителя. О регулярных отношениях России с Кипром можно говорить как раз с конца XVI века. Представители острова, в основном духовные лица, приезжали в Московию и им неизменно оказывали помощь и радушный прием. Один из патриархов эпохи Смутного времени, критянин Игнатий, по его же словам, занимал одну из кафедр на Кипре (правда, не говорил, какую). До этого о Кипре в древнерусской литературе встречаются лишь причудливые упоминания. Например, игумен Даниил, посетивший в ΧΙΙ веке Константинополь и Святую землю, побывал также на Кипре и писал, что там, в горах Троодос, «…родится фимиам, ладан: он спадает с небес, и его собирают на деревцах. Много ведь в тех горах деревцев низких, с травой равных, на них и падет фимиам тот хороший. Собирают его в июле месяце и в августе; в другие же месяцы не выпадает; но только в те два родится». Не спрашивайте меня, что это значит. О Киккском монастыре Даниил ничего не говорит, только о реликвии Крестного Древа, которая находится в той же части острова, в монастыре Честного Креста (Τιμίος Σταυρός).

Описание этого монастыря есть и в Повести о Кипрском острове, а еще там есть описание некоего Успенского монастыря, где хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Правда, согласно Повести, он расположен ближе к городу Киринее (северная часть острова), что не соответствует положению Киккского монастыря, но святыня напоминает Киккскую, судите сами: «Близ же того града (Киринеи − Ю.Б.) монастырь именуется Успенский, а в нем в церкви образ пречистые Богородицы с превечным младенцем на престоле, а младенец против грудей ее, благословляет обеими руками, письма Луки евангелиста. Коли архиепископ и люди захотят молиться от нахожения иноплеменных, или просить дождя или вёдра, и как пойдут по тот образ поднят его на собор и как отворят церковь, а тот пречистые образ вышедши сии ота стоит у двери на воздухе, а на всем лице ее государыни пот; по том упознавают благодарная. Иереи, тот образ приняв, понесут на собор, а как церковь отворят, а образ стоит в киоте, и его уже поднять не могут, а в ту пору от образа от очей слезы, и по тому познавают скорбная». В общем, речь идет о том, что икона − письма Луки евангелиста, Богоматерь на престоле, младенец благословляет обеими руками, и что иконе молятся о погоде и в случае иноземных вторжений. Если Дева расположена помочь людям, икона выходит из храма сама, и по лику Марии струится пот. Когда все плохо, икону нельзя поднять, и она плачет.

Не исключено, что икона, описанная в Повести, представляет собой собирательный образ Киккской и какой-то другой. Интересно, что престол, упомянутый в описании, и отсутствующий на всех списках, есть на одной иконе ΧΙΙ века, которая может считаться самым древним списком кипрской иконы.

Богоматерь на престоле, с пророками и святыми. ΧΙΙ век, монастырь св. Екатерины на Синае

Эта икона хранится в монастыре св. Екатерины на Синае, в общем-то не так далеко от Кипра. У нее очень сложная и утонченная программа, на которой я сейчас не буду останавливаться. Важно то, что средник иконы, Богоматерь с младенцем на престоле, во всем, кроме жеста Младенца, совпадает с описанием, данным в «Повести о Кипрском острове». Кроме того, эта икона один в один повторяет изображения Киккской Богоматери. Только изображена она в полный рост, сидящей на троне (или престоле) с подушками. А в остальном − та же поза младенца, который вцепился в покрывало и упирается ногой в плечо матери, тот же дополнительный платок на голове Марии. Вариантом этого типа является икона-складень, тоже происходящая из монастыря св. Екатерины.

Складень-диптих со св. Прокопием и Богоматерью Киккской. 1280-е годы, монастырь св. Екатерины на Синае

Здесь, правда, младенец не играет, а лежит на руках матери. Но почему-то исследователи публикуют ее как Киккотиссу. Из вышесказанного получается, икона «Богоматерь на престоле, со святыми и пророками» XII века из синайского монастыря может представлять собой самую точную копию образа, который никому нельзя видеть.

Если вышесказанное − правда, то можно считать, что иконы Киккской Богоматери, распространившиеся по Кипру, а потом и дальше, через Афон по всему православному миру, вплоть до Москвы, представляют собой камерный поясной вариант чудотворного образа, скрытого от людских глаз, неважно, благочестивых, негодных или просто любопытных. Возникновение сокращенного варианта может быть оправдано очень сложной программой иконы, с множеством дополнительных фигур, а молились люди все-таки Богородице, и самым распространенным типом икон были поясные изображения. Потому в списках воспроизвели только самое главное.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что икона, которую нельзя видеть − это уникальный культурный феномен. Будем надеяться, что когда-нибудь мы сможем узнать, что же на ней действительно изображено. Было бы очень любопытно.

Юлия Бузыкина

Краткая историческая справка

Сказание, помещенное в греческом синаксаре на неделю Православия, которое обычно связывают с явлением Кипрской иконы Божией Матери, весьма кратко. В 392 году на острове Кипре произошло событие, которое открыло для христианского мира чудотворную силу еще одной ранее безвестной иконы Пресвятой Богородицы. Святой образ стоял на воротах, ведущих к одной из церквей острова, построенной на месте погребения праведного Лазаря. Однажды некий аравитянин, проезжая мимо храма, захотел поглумиться над христианской святыней. Он пустил в образ стрелу и попал в колено изображенной на иконе Пресвятой Богородицы. В ту же минуту из раны обильно потекла кровь и обагрила землю.

Аравитянин от ужаса бросился скакать прочь от этого места, но, не проехав и малого расстояния, пал на пути мертвым. Так Божественное Провидение наказало святотатца. С древних лет Кипрская икона хранится в монастыре Ставруни, устроенном на месте ее обретения, где специально для пребывания в ней святого образа была построена церковь Богоматери Панагии Ангелоктиссы.

Иконография

Икона Кипрской Богоматери представляет сидящую на троне Царицу Небесную с Богомладенцем на руках. По сторонам от Нее стоят два ангела, держащие пальмовые ветви.

Композиция этой ранней богородичной иконы с иконографической точки зрения предвосхищает позднейшие алтарные мозаики и росписи христианских храмов, в которых образ Божией Матери осмысливается в связи с догматом о Боговоплощении. Главный смысл подобных изображений Богородицы в конхе алтарной апсиды заключается в том, что Дева Мария как никто другой на земле уподобилась Христу, став Самим Жилищем Божиим, утробой Божественного Воплощения.

Так, в конхе апсиды известнейшего храма Святой Софии Константинопольской (построен в первой половине VI века при Юстиниане, алтарные мозаики - середина IX века) изображена восседающая на троне Богоматерь, которая держит перед Собою на коленях Младенца. Слева от Богоматери, на своде вимы, изображен архангел Гавриил. Этот иконографический тип, по имени своего чудотворного иконописного прообраза, называется «Кипрским». Божия Матерь на софийской мозаике представлена одетой согласно иерусалимской традиции - так, как обычно одевались сирийские женщины, то есть в мафории, покрывающем волосы и спадающем до колен, в то время как в трактовке Ее лика и фигуры сильны античные отголоски, несомненно свойственные и самому первообразу как произведению близкому по времени к эллинистической эпохе.

Пальмовые ветви, которые держат в руках Ангелы на иконе Кипрской Богородицы, свидетельствуют о литургическом понимании всего изображения. Таким незамысловатым способом, как маханием сорванными с пальм ветвями, в древности в странах с жарким климатом отгоняли насекомых от возлежащих на престоле Святых Даров. Таким образом, в древней богородичной иконе, находившейся на Кипре, изображения Божией Матери с Младенцем осмысливались в евхаристическом смысле - как образ освященной и предлежащей Жертвы и ее священного вместилища – Богородицы. Согласно св. Иоанну Дамаскину, в одном и том же действии Воплощения Господь воспринимает человеческую природу и обоживает ее. То есть вместе с Богородицей, символизирующей Собою Церковь земную, преображаются и все люди, принимающие в себя Тело и Кровь Христовы. Таков, по-видимому, глубинный смысл древнего чудотворного образа.

Чудотворные и местночтимые списки с иконы

Наиболее прославившийся в России список Кипрской иконы Божией Матери до революции находился в селе Стромынь, недалеко от Москвы, в Богородском уезде. Недалеко от этого села в XIV веке был основан преподобным Сергием Радонежским монастырь, получивший название Стромынской Успенской обители. В 1764 г. этот монастырь был упразднен по указу Св. Синода, здания монастыря сломаны, а храм обители превращен в приходскую церковь, на месте которой в XIX веке была построена прихожанами новая великолепная каменная церковь во имя Успения Богоматери с двумя приделами: прп. Сергия Радонежского и святителя Николая. В этой Успенской церкви и находилась чудотворная икона Кипрской Богоматери, прославившаяся в 1841 году чудесным исцелением болящей. Случилось это при следующих обстоятельствах.

В начале 1841 года восемнадцатилетняя дочь одного крестьянина села Стромыни по имени Марфа сильно заболела так что родные и знакомые были уже уверены в ее близкой кончине. После того как больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн, ей стала являться во сне Кипрская икона Божией Матери, стоящая над папертью при входе в местную приходскую церковь. От иконы Марфа услышала голос, говоривший ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». После настоятельных просьб больной ее привели в церковь, чтобы она сама отыскала виденную икону. Поиски долго не увенчивались успехом, пока, наконец, Марфа не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы, в которой тотчас признала образ из своего благодатного сновидения. В скором времени после того как в доме больной священником был отслужен молебен с водосвятием перед чудотворной иконой, девушка окончательно выздоровела. Этот день, 16 февраля, стал местночтимым праздником церкви села Стромынь.

После чудесного исцеления смертельно болящей, жители села Стромыни и окрестных мест поспешили в церковь для служения молебнов пред новоявленным образом. Было засвидетельствовано несколько случаев исцеления от паралича и расслабления. О произошедших чудесах и о все возрастающем народном почитании иконы было доложено Московскому митрополиту, святителю Филарету, который указал как можно больше узнать об образе, служить перед ним молебны и сообщать о наиболее выдающихся случаях чудотворения. С тех пор Кипрская-Стромынская икона Божией Матери стала глубоко почитаемым образом во всей России. Образ был украшен богатой сребропозлащенной ризой.

В ответе на запрос митрополита Филарета о Кипрской иконе священником Успенской церкви села Стромынь было составлено подробное описание, сохранившее для нас сведения о святыне: «1) Икона Кипрская Божией Матери в Успенской села Стромыни церкви мерою вышины 1 аршин и 4 вершка, а в ширину 1 аршин и 2 вершка. Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные — с одной стороны священномученик Антипа, с другой - мученица Фотиния; 2) о происхождении сей иконы ничего не известно. По описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями; 3) на иконе, неизвестно от чего, под глазом на левой стороне малое повреждение лика; 4) икона поставлена в придельном святителя Николая храме, за левым клиросом, в приличном месте» (по материалам сайта Богородск-Ногинск).

Празднование Кипрской-Стромынской иконе Божией Матери совершается 9/22 июля и в Неделю Православия.

Еще один список Кипрской иконы Божией Матери, прославившийся многими чудесами, находился в старое время в Нижнем Новгороде в церкви святого Иоанна Предтечи на Слободке. По молитвам перед ней прекратилась моровая язва в Нижнем Новгороде, свирепствовавшая там в 1771 году. Жители города брали святую икону к себе в дома, совершали перед ней молебны и получали исцеления.

Божия Матерь на нижегородском списке также изображена сидящей на троне, голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, правой рукой Он благословляет.

Кроме двух описанных чудотворных икон Кипрской Божией Матери в дореволюционной России были известны также списки, хранившиеся в московской церкви святителя Николая в Голутвине и в Московском Успенском соборе. Последний находился у левого столпа собора. На нем, кроме традиционных для этого иконографического типа изображений Богоматери с Предвечным Младенцем и поклоняющихся Ангелов, была написана держава – символ царственной власти.

Тропарь, кондак и молитва Кипрской иконе Божией Матери – общие Богородице.

Икона Кипрской Божией Матери, чудесно явленная в 392 году на острове Кипр, изначально хранилась в монастыре Ставруни, устроенном на месте ее обретения, в греческом городе Ларнака. В XII веке для этой иконы была возведена церковь Панагии Ангелоктисты, что значит «Церковь Богородицы, построенная ангелами». По преданию, строительство ее начали не на том месте, где она стоит, а неподалеку. Но случилось так, что заложенного вечером фундамента строители на следующее утро не обнаружили. Он необъяснимым образом переместился в то место, где и сейчас находится эта церковь. Она построена на основании ранневизантийской базилики VI века, от которой сохранилось одно крыло, ставшее частью поздней постройки храма. Впоследствии Кипрская икона Божией Матери была утрачена, но в храме Панагии Ангелоктисты сохранилась великолепная мозаика чудотворного образа, изображающая Богоматерь с Младенцем на руках между архангелами Михаилом и Гавриилом. Это лучшая из сохранившихся на Кипре мозаик, сравнимая по мастерству исполнения со знаменитыми византийскими образцами Равенны на северо-востоке Италии.

Мозаика Богоматери Одигидрии в церкви Панагии Ангелоктисты. Кипр. VI в
В России нам неизвестны храмы, посвященные Кипрской иконе Божией Матери. А наиболее прославившийся, чудотворный список этой иконы находится в селе Стромынь Московской области.

Московская область. Стромынь. Храм Успения Пресвятой Богородицы
Первое упоминание об этом храме можно найти в Никоновской летописи 1378 года, где говорится о том, что по указу великого князя Дмитрия Ивановича преподобный Сергий Радонежский создал монастырь на Стромыни и поставил в нем церковь Успения Пресвятой Богородицы. Говорят, что князь мечтал собрать в обитель монахов со всей Русской земли, чтобы они молилась о спасении Отечества в преддверии решающего сражения с татаро-монголами на поле Куликовом.

Одной из важных святынь монастыря стала Кипрская икона Божией Матери, названная впоследствии Стромынской. На этой иконе Пресвятую Богородицу, сидящую на троне с Младенцем на руках, окружают ангелы с пальмовыми ветвями, а на полях изображены священномученик Антипа и святая мученица Фотиния. Позднее икона была украшена драгоценной сребро-златой ризой. По преданию, этот древний образ был подарен преподобным Сергием Радонежским в качестве благословения своему ученику Савве, игумену Стромынского монастыря.


В 1764 году, в период тяжелых для Церкви екатерининских реформ, решением Святейшего синода обитель была закрыта, а храм Успения стал приходским в селе Стромынь. Через полвека на месте старого ветхого храма поставили каменный, в котором Кипрская икона Божией Матери заняла свое почетное место. Долгое время икона являлась местночтимой, но после множества чудес и исцелений, явленных от нее, она была широко прославлена и стала почитаемой по всей Руси.

В годы советской власти храм закрыли, и в течение почти 30 лет, пока он стоял под замком, бывшие прихожане следили за тем, чтобы никто не посмел осквернить это святое место. Они хранили лампадки и иконы, которые смогли спрятать во время разорения храма. Часть церковной утвари сохранилась в Краеведческом музее Ногинска и потом вернулась в храм. Главную святыню храма, Кипрскую икону Божией Матери, во время гонений на Церковь 27 лет хранила у себя дома жительница села Анна Юткина. Рассказывают, что сохранить чудотворный образ удалось чудом. Когда храм разоряли, вокруг стояла милиция, а комсомольские активисты поспешно собирали и вывозили все церковное имущество. Местные жители стали умолять, чтобы им хоть что-нибудь оставили. Комсомольцы не разбирались в иконах и сказали: «Ладно, возьмите одну икону, какую хотите». Те взяли, конечно, Кипрскую икону. Одна сельчанка бегом понесла ее к себе домой, да не по улице, а вокруг, огородами, чтобы не остановили. Чудо было уже в том, что икона достаточно тяжелая, на крестные ходы ее обычно выносили двое мужчин, а эта женщина одна смогла унести ее. Божия Матерь помогла ей. Это было как раз в канун праздника в честь Кипрской иконы.


Село Стромынь. Церковь успения Богоролицы. XIX в
В 1988 году Успенский храм вернули верующим. В настоящее время в нем также находятся мощи преподобного Саввы Стромынского, обретенные в 1996 году, а над могилой святого устроена часовня. Примерно в километре от храма находится святой источник. По преданию, там бывал преподобный Сергий Радонежский, и источник назван в его честь. К чудотворной Кипрской (Стромынской) иконе Божией Матери и поныне приезжает много паломников. По их свидетельствам, молясь перед иконой, они чувствуют какую-то особую сердечную теплоту, словно ощущая присутствие Божией Матери, которая невидимо хранит этот храм и его прихожан, даруя обращающимся к ней духовную поддержку.

В православной иконописной традиции существует много образов Богоматери. Одним из древнейших является икона Кипрской Божьей Матери. О её мощи и силе известно во всём христианском мире.

Явление иконы

Впервые чудотворный образ появился в 392 году на острове Кипр. На месте захоронения Лазаря появилась икона, изображающая Богородицу с младенцем на руках, окружённую ангелами. На полях расположены фигуры священномученика Антипы и мученицы Фотинии. На этом месте возвели монастырь Ставруни.

Икона Богородицы «Кипрская»

В IX веке икону перенесли в возведённый для неё храм. Существует легенда, что первоначальное расположение фундамента будущей церкви было изменено силой Господа Бога. В честь этого события церкви дали название Панагии Ангелоктисты, считая, что новый фундамент построили ангелы.

О мощи Кипрской иконы судят по сказанию об аравитянине, который, проезжая мимо образа, выстрелил в него из лука. Стрела вонзилась в колено Богородицы, из которого потекла кровь, окропившая землю у ворот. Испуганный стрелок в панике бросился бежать, но вскоре упал замертво.

Интересно: оригинальный образ утрачен. Но его копия, выполненная в технике мозаика, находится в монастыре Ставруни.

Списки иконы в России

Иконография Кипрской Божьей Матери популярна в России. Существует несколько почитаемых списков этого образа.

Стромынский список

Один из самых известных изводов Кипрской Божьей Матери находится в подмосковном селе Стромынь. Считается, что этим святым изображением святой Сергий Радонежский благословил Савву Стромынского - второго настоятеля монастыря Успения Пресвятой Богородицы. Со временем обитель закрылась, а святой образ перенесли сначала в деревянный Никольский храм, а затем в каменный Успенский собор.

Кипрская икона Божией Матери

Чудотворный образ признали в 1841 году после исцеления Марфы - дочери местного крестьянина. Засыпая, тяжелобольная девушка видела образ Кипрской Богоматери, которая давала ей надежду на выздоровление. Для этого святыню следовало принести в дом девушки, отслужить молебен и умыться освященной водой. Больную привели в храм, где над дверями она нашла необходимый образ. После проведения домашнего молебна Марфа смогла самостоятельно отнести его в церковь. После этого в храм потянулись верующие в надежде на исцеление и помощь.

Иконография Стромынской иконы

Композиция построена вокруг фигуры Богоматери, которая сидит на троне с младенцем Иисусом на руках. По обе стороны от неё парят ангелы в венках и с лавровым ветвями в руках. На полях размещены фигуры святых Антипа и Фотинии. Сейчас икону покрывает серебряная риза.

История и иконография нижегородского извода

На нижегородском варианте Божья Матерь сидит на троне с царской короной на голове. Младенец Иисус, сидящий на её коленях, правой рукой благословляет верующих людей.

В конце XVIII века в городе свирепствовала эпидемия моровой язвы. Чудотворную икону передавали из дома в дом и служили перед ней молебен. По горячей искренней молитве семьи получали исцеление.

В России почитают ещё несколько вариантов иконы Кипрской Божьей Матери. Они находятся в двух храмах Москвы (Успенский собор и церковь Святого Николая в Голутвине), некоторых старых церквях и музеях.

Как молиться перед иконой

Следует знать, что специальной молитвы, читаемой перед образом Кипрской Божьей Матери, не существует. Прося о помощи и покровительстве, читают любое молитвенное обращение к Богородице. Главное, очистить мысли и душу от скверных мыслей и смиренно просить о главном и значимом желании.

В чём помогает икона

Икона Кипрской Божьей Матери - сильная чудотворная икона, которая помогает людям, просящим о следующем:

  • исцелении тяжелобольных людей, особенно страдающих параличом;
  • предотвращении и избавлении от эпидемий;
  • помощи в тяжёлых жизненных ситуациях;
  • здоровье и благополучии членов семьи.
Важно! Икона Кипрской Божьей Матери - чудотворный образ, обладающий большой мощью. Но помощь будет оказана только истинно верующим по смиренной горячей молитве.

Икона Божией Матери «Кипрская»

Имеет удивительную историю. Ее появление называют чудом, а ее силу именуют великой и всеобъемлющей. Как появилась данная икона в христианском мире?

На Кипре, именно в том месте, где был погребен праведный Лазарь, произошло чудесное явление иконы Кипрской Божией Матери. Произошедшее датируется 392 годом.

После того, как святое изображение былопоместили в монастырь Ставруни. Позже, уже в 9 веке специально для почтения этой иконы решили выстроить церковь. Но выбор места строительства был подкорректирован чудесным вмешательством свыше. После закладки фундамента строители отправились на отдых, а на следующий день обнаружили, что вся конструкция значительно сдвинута в сторону. Поразившись силе Божьей, те, кто возводил храм, решили назвать его церковью Панагии Ангелоктисты. В переводе данное название звучало, как «церковь Богородицы, построенная Ангелами».

Греческий синаксар, размещенные на неделе Православия на обозрение, содержит сказание об этой иконе. В этом сказании говорится о том, что когда мимо данного святого лика, выставленного на воротах, проезжал аравитянин, он решил поглумиться над иконой. Человек выстрелил в образ из лука, попав в икону там, где было изображено колено Богоматери.

Рана на иконе стала сильно кровоточить. А злой аравитянин в ужасе поскакал по направлению к своему дому, но так и не доехал до него. Он упал замертво на землю с коня.

Сила прекрасной иконы восхищает христиан и сегодня. В мире есть несколько версий изображения Кипрской Божией Матери. Данный святой лик распространен и популярен не только за границей, но и в России.

Древняя Кипрская икона Божией Матери имеет несколько изводов. Самые известные из них – это Стромынский образ и Нижегородский лик.

На Нижегородской иконе изображена Богородица, сидящая на золотом троне. На голове у нее корона, а в руках младенец. Предвечный младенец изображается на этой иконе без головного убора. Его правая рука прорисована так, как будто она всех благословляет.

Данная икона находится в Нижнем Новгороде. Ее разместили в церкви Святого Иоанна Предтечи. С этим священным образом связано много историй чудесных исцелений. Когда в Новгороде свирепствовала моровая язва (1771 год), то жители брали изображение Богородицы к себе в дом, и получали исцеление целыми семьями, истово молясь перед иконой.

Стромынский образ Богоматери ранее находился в селе Стромынь возле Москвы. На данной иконе вокруг Богоматери на троне витают ангелы, а снизу находятся священномученицы Антипа и Фотиния. На руках у Богородицы восседает ребенок.

Согласно записям из церковных книг этот святой лик в 1823 году был в Николаевской упраздненной церкви. Затем в 1841 году икона попала в Успенский храм. И там с данной иконой произошла чудесная история.

Дочь крестьянина Марфа заболела непроходящей золотухой. Много недель болела девушка, но улучшений не было. Родные, чувствуя скорый конец, пригласили к ней священника. А после этого Марфе стали снится необычные сны, где икона из храма разговаривала с ней. Про эти сны Марфа поведала родственникам. Согласно этим снам им предстояло принести икону из храма в дом, и там отслужить с ней молебен о здравии. И тогда бы девушка смогла выздороветь.

Долго искали икону Кипрской Богоматери в церковном приходе, пока Марфа сама не нашла ее. После молебна девушка исцелилась, а слава о чудодейственной целящей иконе прокатилась далеко за пределы Москвы и области.

К Богоматери Кипрской не обращаются по пустякам. Мощь этой иконы известна всем священникам и тем, кто интересуется церковной историей. Стоя перед этой иконой можно просить о следующем:

  • об исцелении от тяжелой болезни;
  • помощи в трудной жизненной ситуации;
  • защите там, где существует опасность для жизни;
  • здравии семьи.

Кипрская икона призвана защищать и помогать. Ее силу трудно объяснить простыми словами, но массовые случаи чудесного исцеления свидетельствуют в пользу намоленности и святости данной иконы. Икона Богоматери считается редкой и уникальной. Она присутствует не во всех христианских храмах. Но там где она есть, к ней выстраиваются очереди из верующих людей, а также из больных, страждущих исцеления.

Знаменитая Кипрская икона Божией Матери – это красивый образ, способный пробудить духовные силы даже в больном организме верующего. Чудеса, связанные с иконой, имеют документальное подтверждение. Подкреплены историческими свидетельствами многих людей, записаны в церковных книгах. По поводу этой иконы не возникает споров. Ее назначение понятно, а мощь велика. Но только для тех, кто искреннее и всем сердцем .