Что такое физические потребности. Базовые потребности человека. Социальные потребности личности

У человека в процессе жизни возникает множество разных потребностей. Абрахам Маслоу создал целую пирамиду для классификации потребностей личности. Но есть потребности, которые остаются неудовлетворенными еще в раннем детстве и которые многие люди бессознательно пытаются удовлетворить с помощью отношений, чаще всего с противоположным полом.

"Детскими" можно назвать те потребности, которые зрелый человек способен удовлетворить самостоятельно. Ожидая, прося или требуя других удовлетворять эти потребности, он оказывается как бы в детской роли. А из этой роли можно построить только созависимые отношения. Для того чтобы отношения были здоровыми , важно выявить и найти способ удовлетворить самостоятельно свои "детские" потребности. Что же это за потребности и как их удовлетворить?

Потребность в безусловной любви

Эта потребность есть у каждого человека, но далеко не все умеют ее осознавать и удовлетворять самостоятельно. Чаще всего, когда взрослые люди говорят о желании быть любимыми, когда страдают от невзаимной любви , они имеют в виду "детскую" неудовлетворенную потребность. Обилие статусов в соцсетях о любви характеризует дефицит в реализации этой потребности. Чувствовать себя любимым безусловной любовью сродни возвращению в "рай", в материнскую утробу, или в состояние слияния с матерью в первый год после рождения, когда она кормила грудью и угадывала любые потребности младенца. Такое состояние не способен обеспечить ни один человек. Осознать свою потребность раствориться в этом состоянии безусловной любви очень сложно, поэтому многие люди бывают не удовлетворены своими отношениями. Они снова и снова ищут того, кто подарит им это блаженство, и снова страдают, не получив желаемого.

Для начала важно осознать свою потребность в безусловной любви и дать себе на нее право. Дальше важно встретиться с болезненной правдой: удовлетворить этот голод невозможно, никогда уже не придет тот "идеальный родитель", который даст безусловную любовь. Сначала эта правда рождает протест, гнев, затем боль и отчаяние. Важно прожить все эти чувства одно за другим, чтобы наступило принятие. А после представьте, что все это в вас уже есть, ощутите в себе эту безусловную любовь. Прочувствуйте это состояние, как будто маленький ребенок внутри вас получил ровно столько любви, сколько ему нужно, чтобы чувствовать себя счастливым. Как вы себя чувствуете при этом? Какие у вас ощущения возникают в теле? Вы можете давать себе самостоятельно это состояние и не ожидать, что кто-то наполнит вас этим состоянием изнутри.

Потребность в принятии

Эта потребность тесно связана с потребностью в безусловной любви. Быть принятым всегда, в любом своем состоянии, с любыми чувствами и поступками, хотели бы многие. Но немногие способны к принятию, поэтому в отношениях эта потребность часто не удовлетворяется. Даже тот, кто способен принимать другого человека таким, какой он есть, далеко не всегда готов оставаться рядом и мириться со всеми качествами другого, и плохими, и хорошими.

Как удовлетворить эту потребность?

Взросление означает научиться принимать самого себя со всем тем "багажом" и плохого, и хорошего, который есть внутри. Какие вы качества, состояния, чувства в себе не принимаете? Каким желаниям и потребностям в себе не позволяете проявиться? Что прячется в тени, чего вы стыдитесь? Если не получается обнаружить в себе те качества, состояния, чувства и потребности, которых вы в себе не принимаете, их можно обнаружить через других людей. Что именно в других вас раздражает, смущает, пугает, за что вы осуждаете других людей? Это и есть те качества, которые есть в вас, но которые вам сложно принимать.

Потребность в заботе и безопасности

Чаще всего дефицит этой потребности встречается у женщин. Это распространенная женская фантазия – найти мужчину, который будет заботиться и обеспечит безопасность. При этом в понятие безопасности вкладывается не только финансовая стабильность, но еще физическая и эмоциональная безопасность. Поэтому многие женщины мечтают о заботливом мужчине, который будет обеспечивать финансово, относиться бережно и помогать во всем. Нередко такие женщины сами не в состоянии позаботиться о своей безопасности, предпочитая в отношениях детскую роль, когда муж выполняет функции заботливого родителя. Но такая позиция также ведет к страданиям, поскольку даже самый любящий мужчина не может находиться рядом 24 часа в сутки и обеспечивать безопасность. Чаще всего мужчинам надоедает играть роль заботливого папочки, начинаются конфликты, многие мужчины заводят любовниц или просто перестают любить. Взрослый человек должен уметь сам о себе позаботиться и удовлетворять свою потребность в безопасности. Да, зрелые отношения подразумевают взаимную заботу. Но эта забота равнозначна и совершается по желанию, а не из чувства долга или в ответ на ожидания партнера.

Как удовлетворить эту потребность?

Какие ваши установки мешают вам о себе заботиться? Возможно, вы уверены, что женщина, сама зарабатывающая деньги, становится "мужиком в юбке". Может быть, безопасность и забота о себе ассоциируются у вас с непосильным каждодневным трудом, который выполнять тяжело и не хочется. Возможно, вы не позволяете себе проявлять вашу агрессию, которая необходима для защиты и продвижения своих интересов. Представьте, что никто в мире никогда о вас не позаботится и вам придется самостоятельно обеспечивать себе безопасность. Исходя из этой позиции начните это делать для себя сами.

Перестать ожидать, что другие будут удовлетворять ваши потребности в любви, принятии и безопасности вовсе не означает обрекать себя на одиночество и изоляцию. Напротив, когда человек начинает себя любить, принимать и самостоятельно о себе заботиться, находятся люди, которые тоже хотят делать это по отношению к нему.

Татьяна Корякина

Развитие человеческого организма происходит непрерыв­но, на протяжении всей жизни, и в процессе индивидуально­го развития человека, как и любого биологического организ­ма, можно выделить ряд периодов, этапов возрастной био­графии, каждый из которых имеет свои характерные черты. Продолжительность каждого из этих периодов определяется биологическими особенностями организмов данного вида, а также во многом зависит от действия экологических факто­ров. Помимо действия биологических и экологических фак­торов, на продолжительность того или иного периода разви­тия человека, как существа биосоциального, оказывают влия­ние и общественные факторы (экономическое состояние сре­ды обитания, степень интеллектуального развития, образ жизни).

Понятие периода жизни человека тесно связано с поняти­ем «возраст». Под возрастом принято понимать:

1) период времени от рождения организма до настоящего или любого иного момента;

2) биологическую эволюцию организма, т.е. характеристи­ку его жизни, отражающую момент рождения, рост, разви­тие, созревание и старение.

Различают хронологический (паспортный, календарный) и биологический (анатомо-физиологический) возраст.

Хронологический возраст - это период от рождения до мо­мента его исчисления, т.е. разность между датой исследова­ния и датой рождения.

Биологический возраст - совокупность признаков, харак­теризующих биологическое состояние организма, уровень его жизнеспособности и общего здоровья.

Хронологический возраст имеет четкие границы во време­ни - час, день, месяц, год. При этом биологические особен­ности данного конкретного организма не учитываются.

Биологический возраст определяется всей совокупностью обменных, анатомических, функциональных, регуляторных, психологических особенностей, приспособительными воз­можностями организма.

Биологический возраст может не соответствовать хроноло­гическому. При некоторых патологических состояниях (на­пример, при прогерии) биологический возраст опережает ка­лендарный, а при некоторых других - отстает от него (напри­мер, при инфантилизме).

Возрастные периоды - это те или иные сроки, временные промежутки, которые необходимы для завершения опреде­ленного этапа морфологического и функционального разви­тия отдельных тканей, органов, систем организма и всего ор­ганизма в целом.

На протяжении жизненного цикла человека - от зачатия до смерти - можно выделить три основных периода:

Период роста и развития, становления функциональных систем, продолжающийся до возраста морфологической, по­ловой, психологической зрелости;

Период относительной стабильности, зрелости функцио­нальных систем организма;

Период угасания, ослабления и деструкции функциона­льных систем во время старения организма, наступающий по­сле прекращения репродуктивной функции.

Деление на возрастные периоды наиболее детально разработано для детства, и оно отражает прежде всего этапы созревания нервной системы, внутренних органов, жевате­льного аппарата, становление высшей нервной деятельно­сти. Это объясняется тем, что именно в детстве качественно новые изменения протекают динамичнее.

В настоящее время в жизни взрослого человека выделяют следующие периоды:

1) юношеский возраст (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 лет до 21 года у мужчин);

2) зрелый возраст (от 20 до 55 лет у женщин, от 21 года до 60 лет у мужчин). Он в свою очередь подразделяется на два подпериода:

а) от 20 до 35 лет у женщин, от 21 года до 35 лет у муж­чин - I подпериод зрелого возраста;

б) от 35 до 55 лет у женщин, от 35 до 60 лет у мужчин -

II подпериод зрелого возраста.

Ряд исследователей выделяют в зрелом возрасте следую­щие группы:

а) молодой возраст - до 45 лет;

б) средний возраст - 45-60 лет.

На границе зрелого и пожилого возраста ввиду важности происходящих в организме процессов выделяют особый воз­растной промежуток - климактерический период (от 45 до 60 лет у женщин, от 50 до 60 лет у мужчин);

3) пожилой возраст (от 55 до 75 лет у женщин, от 60 до 75 лет у мужчин);

4) старческий возраст (от 75 до 90 лет);

5) позднестарческий, или макробиотический, возраст (после 90 лет; таких людей называют долгожителями).

Возрастные границы этих периодов достаточно условны, особенно это касается старших возрастных групп. В мире об­щепринятого определения пожилого возраста не существует.

С понятиями «период жизни», «возрастной период», «био­логический возраст» тесно связаны такие понятия, как «рост» и «развитие». На каждом этапе возрастной биографии имеют­ся специфические черты, отражающие стадии роста и сте­пень развития организма. Рост и развитие человека - это непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей его жизни, при котором простые количественные изменения ведут к коренным качественным сдвигам. Процессы роста и развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.



Рост - это количественные изменения, связанные с увели­чением числа и/или размеров клеток, размеров и массы орга­нов, тканей, всего организма в целом, накопление опреде­ленного объема информации, умений, опыта и т.д.

Развитие подразумевает качественные изменения - мор­фологическая дифференцировка тканей и органов, их функ­циональное совершенствование, появление новых знаний, умений, навыков или их исчезновение, угасание со време­нем, т.е. развитие может идти по двум линиям - восходящей (прогресс) и нисходящей (регресс). Кроме того, различают две формы развития: эволюционную и революционную, скачкообразную.

Развитие человека продолжается в течение всей его жиз­ни, начиная от момента образования зиготы и заканчивая смертью; рост же (увеличение длины и нарастание массы тела) заканчивается в конце юношеского возраста, хотя про­исходит клеточный и тканевый рост (например, рост ногтей и волос продолжается даже в течение некоторого времени после биологической смерти организма).

Процессы роста и развития имеют ряд закономерностей, к которым можно отнести:

Генетическую предопределенность;

Стадийность;

Определенные морфофункциональные изменения, харак­терные для каждого периода жизни человека.

Основной закономерностью соотношения роста и разви­тия является их несовпадение во времени или пространстве, т.е. они не происходят одномоментно: вначале наблюдаются количественные изменения, приводящие затем к качествен­ным. Этим объясняются скачки роста в отдельные возраст­ные периоды, несоответствие сроков физического и психосо­циального развития (особенно выраженное в подростковом периоде), снижение отдельных функций организма в опреде­ленные периоды жизни.

Процессы роста подчиняются определенным законам:

1. Закон неуклонного торможения энергии роста . Скорость роста наиболее высока во внутриутробный период, особенно с 8 до 25 нед гестации. Относительно небольшая интенсивность клеточного деления до 8 нед коррелирует с активной дифференцировкой и морфогенезом органов и систем. С 34 нед гестационного периода замедление роста идет на фоне существенных нарастаний массы тела.

К рождению малые прибавки в длине и массе тела объясняют феноменом «объемного торможения» вследствие ограниченного объема полости матки. Торможение энергии роста хорошо прослеживается в первые два года жизни ребенка. В последующем падение скорости роста носит прерывистый характер. Это находит свое отражение в следующем законе.

2. Закон неравномерности изменений скорости роста . Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и толщину. В периоды снижения скорости роста костной ткани в длину в организме ребенка преобладают прибавки массы тела. Таким образом, периоды «вытягивания» сменяются периодами «округления».

Период первой «полноты» или первого «округления» (turqor primus): с 1-го по 4-й годы жизни с преимущественными прибавками массы тела над длиной тела

Период первого «вытягивания» (proceritas prima): с 5-го по 7-й годы жизни. Отмечается преобладание роста длины тела по сравнению с его массой;

Период второй «полноты» или второго «округления» (turqor secunda): с 8-го по 10-й годы жизни;

Период второго «вытягивания» (proceritas secunda): с 11 до 15 лет;

Период очень замедленного роста: с 15 до 18–20 лет.

3. Закон аллометрического роста - непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов. Во внутриутробный период жизни, в силу особенностей кровоснабжения плода, отмечается преимущественный рост частей тела, расположенных ближе к голове и, прежде всего, самой головы. После рождения, наоборот, наиболее интенсивно растут части тела, расположенные дистально. Таким образом, в постнатальном периоде стопа вырастает больше, чем голень, последняя - больше, чем бедро и т. д. Благодаря этому у ребенка с возрастом происходят изменения пропорций тела и внешнего облика, которые постепенно приближаются к таковым у взрослого

4. Закон половой специфичности роста. Проявляется в том, что мальчики, в конечном итоге, имеют более высокие показатели конечного (дефинитивного) роста, хотя девочки относительно раньше (на 1–2 года) вступают в период пубертатного вытягивания, когда они обгоняют мальчиков по длине тела. Тем не менее, скорость созревания скелета после 2–3 лет у девочек больше. Это является отражением более быстрого биологического развития девочек, которое прослеживается по всем органам и системам.

Развитие человека, как существа биосоциального, проис­ходит в различных сферах: физической, социальной, психо­эмоциональной и связанной с ней познавательной.

Физическая сфера, или физическое развитие, включает в себя совокупность морфологических и функциональных свойств организма, соответствующих хронологическому и биологическому возрасту. В детском возрасте физическое развитие представляет собой динамический процесс роста - увеличение длины, массы, отдельных частей тела, органов и систем организма - и биологического созревания и станов­ления зрелого организма. Так как в детском возрасте процес­сы физического развития протекают наиболее интенсивно, его оценку производят чаще, чем в другие возрастные перио­ды, когда физическое развитие, достигнув определенного уровня, стабилизируется. Наиболее просто физическое раз­витие можно оценить, используя антропометрические по­казатели, к которым относятся длина (рост), масса тела, окружности головы и груди.

Психоэмоциональное и социальное развитие представляет собой специфический аспект развития человека, связанный с его взаимодействием с окружающей средой и проявляю­щийся совокупностью душевных процессов и явлений (ощу­щения, восприятия, эмоции, память и т.д.).

Уровень физического развития, скорость увеличения рос­та, нарастания массы тела, последовательность в увеличении различных частей тела определяются многими факторами, среди которых можно выделить:

Наследственные (длина и масса тела родителей, бабушек, дедушек);

Биологические (здоровье индивидуума, его психологиче­ское, эмоциональное состояние, состояние здоровья его роди­телей);

Климатические и экологические;

Социально-экономические (материальное положение се­мьи, бытовые условия, уровень общей культуры и образования родителей, уровень развития здравоохранения и медицинской культуры, профессиональные вредности);

Образ жизни (режим и стиль питания, двигательная ак­тивность, вредные привычки, взаимоотношения индивидуума с окружением).

Темпы роста и разви­тия подвержены также половым (так, половое созревание у девочек и мальчиков начинается в разные сроки, основные антропометрические, функциональные показатели у мужчин остаются более высокими, чем у женщин) и индивидуальным различиям.

Факторы риска - факторы, оказывающих воздействие на рост, развитие, возникновение заболеваний у детей.

Потребность - это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

Существует несколько классификаций потребностей . Согласно классификации американского психолога А.Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей:

· ВЫДЕЛЯТЬ

· ДВИГАТЬСЯ

· БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ)

· ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА

· СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ

· ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ

· БЫТЬ ЧИСТЫМ

· ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ

· ОБЩАТЬСЯ

· ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

· РАБОТАТЬ, ИГРАТЬ И УЧИТЬСЯ

Любое заболевание , то есть наличие в организме патологического процесса , сопровождается нарушением функций различных органов и систем. Медсестра, в силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления. Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, воспаление лёгких приводит к нарушению функций дыхательной системы и нарушению удовлетворения потребности ДЫШАТЬ. Пациент ощущает нарушение удовлетворения потребностей как дискомфорта, что служит поводом для обращения за медицинской помощью.

Поскольку конечная цель работы медсестры - комфорт её пациента, постольку для устранения возникшего дискомфорта она обязана выяснить его причины - которая отражена в сестринской истории болезни, эффективность удовлетворения потребностей.

Сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным.

Использование 14 последовательных ступеней иерархии Маслоу позволяет добиться системности сестринского обследования, делает его всесторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестринского обследования.

Потребность ДЫШАТЬ:

Понятие о потребности :

Потребность ДЫШАТЬ обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой.

О нарушении потребности медсестра узнаёт, проведя объективное и субъективное обследование пациента.

1. Субъективное обследование: осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жалоб.

При нарушении потребности ДЫШАТЬ у пациента могут быть ЖАЛОБЫ на:

· одышку,

· кашель,

· боль в грудной клетке.

В беседе с пациентом медсестра также выявляет ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ДЫШАТЬ :

· курение;

· работа, проживание в условиях загазованной или запылённой атмосферы.

2. Объективное обследование: медсестра осуществляет в виде общего осмотра пациента.


При объективном обследовании может быть:

· изменение цвета кожных покровов - цианоз (синюшность);

· затруднённое дыхание через нос;

· изменение частоты, ритма или глубины дыхания;

· лихорадка.

:

1) одышка;

2) кашель;

3) боль в грудной клетке, связанная с дыханием;

4) удушье;

5) риск нарушения дыхания в связи с курением;

6) высокий риск от удушья.

:

1) медсестра обеспечит приток свежего воздуха в помещение, где находится пациент;

2) медсестра придаст пациенту вынужденное положение, облегчающее пациенту дыхание (при необходимости - дренажное);

3) медсестра обеспечит пациенту оксигенотерапию ;

4) медсестра проведёт мероприятия по очищению дыхательных путей;

5) медсестра проведёт простейшие физиопроцедуры при отсутствии противопоказаний.

Потребность ЕСТЬ:

Понятие о потребности :

Удовлетворяя потребность ЕСТЬ , человек осуществляет доставку в организм пищу - основного источника энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Пища - это один из основных ресурсов здоровья.

Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

ЖАЛОБЫ :

· нарушение аппетита;

· отрыжка;

· тошнота;

· боли в животе.

ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ЕСТЬ :

· погрешность в диете;

· нарушение режима питания;

· переедание;

· злоупотребление алкоголем;

· отсутствие зубов, кариозные зубы.

2. Объективное обследование :

· запах изо рта;

· наличие кариозных зубов;

· рвота во время обследования.

:

1) боль в животе;

2) тошнота;

4) нарушение аппетита;

5) чрезмерное питание, превышающее потребности организма;

6) ожирение.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра обеспечит соблюдение предписанной диеты;

2) медсестра создаст вынужденное положение пациенту;

3) медсестра окажет помощь пациенту при рвоте;

4) медсестра научит пациента приёмам борьбы с тошнотой и отрыжкой;

5) медсестра проведёт беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости её соблюдения.

Потребность ПИТЬ:

Понятие о потребности :

Употребляя потребность ПИТЬ , человек осуществляет доставку воды в организм. Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно важные химические реакции в клетках протекают только в водных растворах.

:

1. Субъективное обследования :

ЖАЛОБЫ :

· сухость во рту.

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ПИТЬ :

· употребление недоброкачественной воды;

· потребление недостаточного или избыточного количества воды.

2. Объективное обследование :

· сухость кожи и слизистых.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов :

2) сухость во рту;

3) обезвоживание.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра обеспечит пациенту рациональный питьевой режим;

2) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости употребления доброкачественной воды.

Потребность ВЫДЕЛЯТЬ:

Понятие о потребности :

Удовлетворяя потребность ВЫДЕЛЯТЬ , человек выводит из организма вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, отработанные остатки пищи.

Эта потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пищеварительной систем, кожи и органов дыхания.

1. Субъективное обследование :

ЖАЛОБЫ :

· вздутие живота;

· нарушение мочеиспускания и мочеобразования;

· отсутствие мочи;

· малое количество мочи;

· увеличенное количество мочи;

· частое болезненное мочеиспускание;

ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ВЫДЕЛЯТЬ :

· нарушение в диете;

· малоподвижный образ жизни;

· переохлаждение.

2. Объективное обследование :

· отёки явные;

· отёки скрытые;

· изменение характера стула;

· сухость кожи, снижение упругости и эластичности кожи, окраска кожи;

· изменение количества мочи;

· визуальное изменение мочи.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов :

4) острая задержка мочи;

5) риск появления опрелости в области складок промежности.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра обеспечит пациенту предписанную диету и питьевой режим;

2) медсестра обеспечит пациента индивидуальным судном и мочеприёмником;

3) медсестра обучит пациента, а при необходимости, осуществит сама гигиенические мероприятия после физиологических отправлений;

4) медсестра обучит пациента навыкам ЛФК и самомассажа области живота;

5) медсестра проведёт беседу с пациентом и родственниками о характере предписанной диеты и необходимости её соблюдения.

Потребность СПАТЬ:

Понятие о потребности :

Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабоченность, волнение, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нервной системы, а значить, к нарушению функций различных органов.

Удовлетворяя потребность СПАТЬ , человек преодолевает эти вредные воздействия, восстанавливает силы организма.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

ЖАЛОБЫ:

· бессонница;

· нарушение сна;

· прерывистый сон;

· сонливость;

· засыпание под утро.

ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность СПАТЬ и ОТДЫХАТЬ :

· отсутствие отдыха;

· чрезмерная загруженность работой;

· отсутствие отпуска и выходных.

2. Объективное обследование :

· выражение лица (усталость, утомлённость, потухший взгляд, бедная мимика);

· зевота.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) отсутствие сна;

2) нарушение сна.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра обеспечит пациенту предписанный режим;

2) медсестра обучит пациента навыкам, способствующим регулированию сна;

Например: стакан тёплого молока с ложкой мёда на ночь, прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга .

3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости ежедневного отдыха;

4) медсестра обучит пациента составлению режима дня: частая смена деятельности, отдыха.

Потребность ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА:

Понятие о потребности :

Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечивается:

1) путём сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи организма;

2) одеждой по сезону;

3) поддержанием микроклимата помещений, где находится человек.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

ЖАЛОБЫ:

· потливость;

· чувство жара;

· головная боль;

· ломота в теле, суставах;

· сухость во рту.

2. Объективное обследование :

· появление «гусиной кожи»;

· горячая на ощупь кожа;

· сухость кожи и слизистых;

· трещины на губах;

· изменение температуры тела

· учащение пульса и ЧДД;

· влажная кожа;

· отклонение в температурном режиме помещений.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

· нарушение целостности;

· неприятный запах;

· неприятный запах изо рта;

· грязное бельё;

· неухоженные ногти;

· сальные волосы.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) дефицит знаний о личной гигиене;

2) высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых;

3) недостаточность самогигиены;

4) нарушение целостности кожи в области естественных складок.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) осуществит комплекс гигиенических мероприятий пациенту;

2) медсестра обучит пациента навыкам личной гигиены;

3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости личной гигиены;

4) медсестра будет ежедневно контролировать выполнение пациентом гигиенических навыков.

Потребность ДВИГАТЬСЯ:

Понятие о потребности :

Движение - это жизнь! Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выделение вредных веществ из организма.

Улучшает работу внутренних органов, поддерживает настроение.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

ЖАЛОБЫ:

· невозможность или ограничение двигательной активности в связи с:

Слабостью;

Отсутствием конечности;

Наличием параличей;

· расстройство психической деятельности.

ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ :

· сидячая работа;

· постоянная езда на транспорте.

2. Объективное обследование :

· болезненность при движении;

· изменения в области суставов;

· гиперемия;

· местное повышение температуры;

· изменение конфигурации;

· пассивное положение в кровати;

· отсутствие конечности.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) ограничение физической активности;

2) отсутствие физической активности;

3) риск возникновения пролежней;

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) при отсутствии движения или резким его ограничением медсестра осуществит комплекс мероприятий по уходу за пациентом;

2) медсестра будет проводить простейшие комплексы ЛФК и массаж в соответствии с назначением;

3) медсестра обучит пациента необходимому простейшему комплексу ЛФК и самомассажу и осуществит контроль за его выполнением;

4) медсестра проведёт беседу с пациентом о гиподинамии и её последствиях.

Потребность ОДЕВАТЬСЯ или РАЗДЕВАТЬСЯ:

Понятие о потребности :

Для обеспечения постоянства температуры тела недостаточно только регуляции самим организмом теплопродукции и теплоотдачи. Человеку приходится также регулировать температуру тела одеждой в зависимости от климатических условий. Одежда, подобранная по возрасту, полу, сезону, к окружающей обстановке, обеспечивает пациенту моральное удовлетворение.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

ЖАЛОБЫ:

· невозможность самостоятельно раздеться и одеться;

· боль при движении;

· паралич конечностей;

· резкая слабость;

· психические расстройства.

2. Объективное обследование :

· пациент не может самостоятельно ОДЕТЬСЯ и РАЗДЕТЬСЯ ;

· одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение;

· одежда не соответствует сезону (отсутствие тёплой одежды зимой).

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) неспособность самостоятельно одеться и раздеться;

2) высоки риск переохлаждения;

3) высокий риск перегревания;

4) нарушение комфортного состояния из-за неправильно подобранной одежды.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра поможет пациенту раздеться и одеться;

2) медсестра оденет пациента в одежду, соответствующую пациенту;

3) медсестра проведёт с пациентом беседу о необходимости одеваться по сезону.

Потребность БЫТЬ ЗДОРОВЫМ:

Понятие о потребности :

Эта потребность отражает стремление каждого человека к здоровью, отражает независимость пациента в удовлетворении своих основных жизненно важных потребностей. Нарушение удовлетворение потребности БЫТЬ ЗДОРОВЫМ наступает при потере человеком самостоятельности в уходе. Например, пациент ограничен в режиме двигательной активности (постельный или строгий постельный режим). В таком состоянии он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, что ведёт к нарушению удовлетворению потребности быть здоровым. Другой пример: пациент находится в неотложном состоянии (массивное кровотечение, кома и т.д.). При этом также невозможна самостоятельность удовлетворения потребностей.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании :

1. Субъективное обследование :

В первом случае медсестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворить самостоятельно, то есть независимо от кого-либо, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объёме.

Например :

· может ли пациент самостоятельно осуществлять мероприятия личной гигиены;

· нужна ли ему посторонняя помощь при физиологических отправлениях (довести до туалета, подать судно);

· может ли пациент самостоятельно одеться и раздеться;

· может ли пациент двигаться без посторонней помощи;

· может ли пациент самостоятельно есть и пить.

Во втором случае медсестра постоянно наблюдает за состоянием пациента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неотложную доврачебную помощь.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) дефицит самоухода.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра окажет пациенту непосредственную помощь в активности повседневной жизни:

· умывает,

· кормит,

· подаёт судно,

· одевает, раздевает;

2) учитывая, что главное для человека - независимость и свобода, медсестра при малейшей возможности создаст условия для самостоятельного удовлетворения пациентом его нарушенных потребностей. Например: по мере расширения режима физической активности медсестра не сама умывает его, а подаёт ему умывальные принадлежности в постель;

3) медсестра обучит пациента навыкам повседневной жизни в условиях его ограниченных возможностей.

Потребность ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ:

Понятие о потребности :

Эта потребность в адаптации к условиям жизни с факторами риска, которые отрицательно влияют на физический, психосоциальный и духовный комфорт человека. Нарушение удовлетворения потребности ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ происходит при низком приспособлении человека к условиям жизни с факторами риска. Например, пациент имеет избыточный вес, нерационально питается, курит, мало двигается. Всё это факторы риска, к которым он не приспособлен. Поэтому у него нарушено удовлетворение потребности избегать опасности.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании :

1. Субъективное обследование :

1. Медсестра в беседе с пациентом выясняет:

· наличие в его образе жизни ФАКТОРОВ РИСКА и отношение к ним, степень приспособления пациента к условиям жизни с факторам риска;

· знает ли пациент, как эти ФАКТОРЫ влияют на его здоровье;

· есть ли у него желание к оздоровлению своего образа жизни.

2. Медсестра в беседе с пациентом о состоянии его здоровья обращает внимание на чувство страха, напряжение и опасения за своё здоровье.

3. Медсестра выясняет, ощущает ли пациент поддержку семьи в своём состоянии.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) безразличие к состоянию своего здоровья;

2) беспокойство за состояние своего здоровья;

3) страх перед операцией или предстоящим обследованием;

4) отсутствие адаптации к стрессу;

5) дефицит знаний о здоровом образе жизни;

6) угроза здоровью в связи с факторами риска.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра, обращаясь с пациентом, поможет ему психологически, используя слово, интонацию, мимику, приёмы отвлечения;

2) медсестра обеспечит пациенту должную поддержку со стороны его окружения;

3) медсестра беседует с пациентом о необходимости оздоровления его образа жизни;

4) медсестра вместе с пациентом составляет план мероприятий по оздоровлению. Например: план рационального питания или режим дня для пациента;

5) медсестра обучит пациента навыкам устранения или значительного снижения влияния факторов риска на здоровье пациента. Например: имеет место факторов риска «стресс». Необходимы:

· физическая активность;

· ежедневное распределение времени и его запас;

· открытый «шлю» для эмоций;

· планирование режима дня;

· аутотренинг , расслабление;

6) медсестра познакомит пациента с другим пациентом, ведущий здоровый образ жизни;

7) медсестра подберёт пациенту необходимую литературу о пропаганде здорового образа жизни.

Потребность ОБЩАТЬСЯ:

Понятие о потребности :

Человек - существо общественное, для нормальной жизнедеятельности ему необходимо ОБЩЕНИЕ . Ему необходимо постоянно получать информацию об окружающую среду информацию о себе. Обмен информацией осуществляется при помощи органов чувств (слух, зрение, обонянии, осязание и т.д.).

Виды общения:

· разговор;

· чтение;

· музыка;

· телевидение;

· религия.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

В беседе с пациентом медсестра выясняет желание или нежелание пациента ОБЩАТЬСЯ с окружающим миром:

· родственники;

· медицинский персонал;

· соседи по палате;

· средства массовой информации;

2. Объективное обследование :

Медсестра выясняет возможность пациента ОБЩАТЬСЯ :

· нарушение слуха;

· нарушение зрения;

· нарушение движения;

· нарушение интеллекта.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) дефицит общения с семьёй;

2) недоверие медицинскому работнику;

3) дефицит общения, связанный с физическими недостатками;

4) стремление к самоизоляции.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра организует пациенту доступное для него общение.

Потребность ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ:

Понятие о потребности :

В своей жизни каждый человек ориентируется на определённые идеалы (ценности). Это убеждение, вера в то, что хорошо или плохо в жизни. ЦЕННОСТИ формируются в человеке под воздействием его социокультурного окружения, образования, личного опыта человека. У каждого они разные, свои.

Медсестре необходимо определить ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ пациента, так как они могут положительно или отрицательно влиять на его здоровье. Например: пациент считает, что самое главное это хорошо (вкусно, обильно) поесть, что отрицательно влияет на его здоровье. Или у пациента главное в жизни - это здоровье и он стремится делать всё для его сохранения. Знание ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ пациента поможет медсестре найти аргументы для мотивации пациента на оздоровление образа жизни. Например: для пациента мотивацией на оздоровление может служить забота о семье. Он будет стремиться к выздоровлению, чтобы заботиться о семье.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

Медсестра в беседе с пациентом выявляет его жизненные ценности и их влияние на здоровье.

Вам предлагается минимум вопросов, которые медсестра должна выяснить, общаясь с пациентом:

1. Что представляет собой пациент, его психическое и физическое здоровье?

2. Что он имеет (социально-производственный, социально-бытовой, семейный статус)?

3. Что человек говорит о себе, своём здоровье?

4. Что человек делает в плане сохранения или укрепления здоровья (или наоборот, его ухудшения)? Причём выяснить есть ли расхождения слов с делом.

5. Что пациент даёт людям, насколько он ценен для семьи, общества?

6. Что человек берёт от общества, в чём нуждается?

7. К чему человек стремится, удовлетворён ли он жизнью вообще, собой, окружающими его людьми?

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) безразличие:

· к жизни;

· к своему здоровью;

2) необходимость духовного участия и сочувствия.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) с помощью бесед, наглядных примеров, литературы медсестра переориентирует пациента на главную ценность в жизни - здоровье;

2) многие пациенты замыкаются в себе, стараясь не обременять своими проблемами окружающих, что отрицательно сказывается на их самочувствии. Медсестра должна тактично вызвать пациента на разговор и дать ему выговориться. Например: молодая женщина, имеющая двоих детей, безнадёжно больна. Она целыми днями молчит, уставясь в потолок, находясь наедине со своими проблемами. Ей необходимо дать возможность для выхода эмоций (открыть «шлюз» для эмоций), для того, чтобы она обрела духовное равновесие.

Потребности ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ и УЧИТЬСЯ:

Понятие о потребности :

Эта потребность образует в пирамиде Маслоу вершину. Она необходима для самовыражения, самореализации человека.

Взрослый человек реализует себя прежде всего в РАБОТЕ . Для этого ему необходимо УЧИТЬСЯ , необходимо самообразование, самосовершенствование. Также каждый человек в своей жизни под влиянием окружающей среды играет какую-то социальную роль: матери, лидера (руководителя), подчинённого. Каждый человек реализует потребность в каких-либо увлечениях (хобби). Например: рыбалка, охота, коллекционирование и т.д.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

Медсестре необходимо в беседе с пациентом определить, насколько выражена эта потребность у пациента:

· как он относится к своей работе, какое место в его жизни она занимает;

· есть ли у него стремление к самообразованию, учёбе;

· какую социальную роль в жизни он играет;

· как он проводит своё свободное время, чем увлекается.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) беспокойство из-за невозможности реализовать себя в связи с болезнью:

· в работе;

· в семье;

2) принижение чувства собственного достоинства;

3) дефицит организованного досуга.

Несмотря на то, что потребности у всех людей одинаковые, удовлетворяем мы их по-разному. Поэтому и состояние здоровья у всех разное.

Опираясь на знания о потребностях человека, медсестра должна уметь определить неудовлетворённые потребности пациента, установить доминирующую потребность с целью удовлетворения в порядке первоочерёдности, используя сестринский процесс.

Неудовлетворённые потребности пациента - это такие состояния, которые требуют вмешательства. Это состояния вынужденной зависимости пациента из-за каких-либо проблем.

ЗАДАЧАМИ медсестры является:

  1. Оценить ситуацию, выявить причины изменения психологического состояния пациента, его поведения.
  2. Сформулировать проблему пациента или провести сестринское диагностирование.
  3. Провести планирование необходимой помощи пациенту:
  • сформулировать цели (краткосрочные, долгосрочные) по приоритетной проблеме пациента, связанной с неудовлетворением потребности;
  • составить план сестринских вмешательств по каждой сестринской проблеме.

Потребности личности (нужда) – это так называемый источник личностной активности, потому что именно потребности человека являются его побудительной причиной для деяний определенным образом, заставляя двигаться в нужном направлении. Таким образом, нужда или потребность – это такое личностное состояние, при котором обнаруживается зависимость субъектов от определенных ситуаций или условий существования.

Личностная активность проявляется только в процессе удовлетворения ее потребностей, которые формируются во время воспитания индивида, приобщения его к общественной культуре. В своем первичном биологическом проявлении надобностью является не что иное, как определенное состояние организма, выражающее свою объективную нужду (желание) в чем-либо. Таким образом, система потребностей личности напрямую зависит от образа жизни индивида, взаимодействия между окружающей средой и сферой ее использования. С позиции нейрофизиологии нужда означает образование какой-либо доминанты, т.е. появление возбуждения особых клеток головного мозга, характеризующееся устойчивостью и регулирующее потребные поведенческие действия.

Виды потребностей личности

Потребности человека довольно многообразны и сегодня существует огромное множество их классификаций. Однако в нынешней психологии выделяют две основные классификации видов надобностей. В первой классификации потребности (нужды) подразделяются на материальные (биологические), духовные (идеальные) и социальные.

Реализация материальных или биологических нужд связана с индивидуально-видовым существованием индивида. К ним относятся – надобность в еде, во сне, одежде, безопасности, доме, интимные желания. Т.е. потребность (надобность), которая обусловлена биологической нуждой.

Духовные или идеальные нужды выражаются в познании мира, который окружает, смысле существования, самореализации и самоуважении.

Желание личности принадлежать к какой-либо социальной группе, а также надобность в человеческом признании, лидерстве, доминировании, самоутверждении, привязанности окружающих в любви и уважении отражается в социальных потребностях. Все эти надобности разделяют по важным видам активности:

  • труд, работа – нужда в познании, творении и созидании;
  • развитие – нужда в обучении, самореализации;
  • социальное общение – духовные и нравственные потребности.

Описанные выше надобности или нужды имеют социальную направленность, поэтому носят название социогенные или социальные.

В другом виде классификации все потребности разбивают на два типа: нужда или потребность роста (развития) и сохранения.

Нужда сохранения объединяет в себе такие потребности (надобности) – физиологические: сон, интимные желания, голод и др. Это базовые потребности личности. Без их удовлетворения индивид просто не способен выжить. Далее нужда в безопасности и сохранении; изобилие – всесторонность удовлетворения естественных потребностей; материальные потребности и биологические.

Потребность роста объединяет в себе следующее: желание любви и уважения; самоактуализация; самоуважение; познание, в том числе и жизненного смысла; потребности в чувственном (эмоциональном) контакте; социальные и духовные (идеальные) потребности. Вышеперечисленные классификации позволяют выделить более значимые потребности практического поведения субъекта.

А.Х. Маслоу выдвинул концепцию системного подхода к исследованиям психологии личности субъектов, основываясь на модели потребностей личности в виде пирамиды. Иерархия потребностей личности по А.Х. Маслоу представляет собой поведение индивида, напрямую зависящее от удовлетворения его любых потребностей. Это означает, что потребности, находящиеся вверху иерархии (реализация целей, саморазвитие), направляют поведения индивида в той степени, в которой удовлетворены его потребности, находящиеся в самом низу пирамиды (жажда, голод, интимные желания и др.).

Также различают потенциальные (неактуализированные) потребности и актуализированные. Основным двигателем личностной активности является внутренний конфликт (противоречие) между внутренними условиями существования и внешними.

Все виды потребностей личности, находящиеся на верхних ступенях иерархии имеют разный уровень выраженности у различных людей, но без социума ни один человек не сможет существовать. Полноценной личностью субъект может стать только тогда, когда он удовлетворит свою нужду в самоактуализации.

Социальные потребности личности

Это особый вид нужды человека. Заключается она в потребности иметь все необходимое для существования и жизнедеятельности индивида, какой-либо социальной группы, социума в целом. Это внутренний побуждающий фактор активности.

Общественные потребности – это нужда людей в работе, социальной активности, культуре, духовной жизни. Потребности, созданные обществом – это такие потребности, которые являются основой общественной жизни. Без мотивирующих факторов удовлетворения потребностей невозможно производство и прогресс в целом.

Также к социальным нуждам относят потребности, связанные с желанием образовывать семью, вступлением в различные социальные группы, коллективы, с разнообразными сферами производственной (внепроизводственной) деятельности, существованием социума в целом. Условия, факторы внешней среды, которые окружают индивида в процессе его жизнедеятельности, не только способствуют появлению потребностей, но и формируют возможности для удовлетворения их. В жизни человека и иерархии потребностей социальные нужды играют одну из определяющих ролей. Существование индивида в социуме и посредством него – центральная область проявления сущности человека, основное условие для реализации всех остальных нужд – биологических и духовных.

Классифицируют социальные потребности по трем критериям: нужды других, свои нужды, совместные нужды.

Нужда других (потребности для других) – это нужды, которые выражают родовую основу индивида. Заключается в потребности общения, защиты слабого. Альтруизм – одна из выраженных потребностей для других, нужда в жертвовании своими интересами для других. Альтруизм реализуется только посредством победы над эгоизмом. То есть потребность «для себя» должна преобразовываться в потребность «для других».

Своя нужда (потребность для себя) выражается в самоутверждении в социуме, самореализации, самоидентификации, в потребности занять свое место в социуме и коллективе, желание власти и др. Такие потребности, поэтому и относятся к социальным, что не могут существовать без потребностей «для других». Только через выполнения чего-то для других, возможно, реализовать свои желания. Занять какое-либо положение в социуме, т.е. достичь признания для себя, намного проще сделать, не задевая при этом интересы и притязания других членов общества. Наиболее эффективным путем реализации своих эгоистических желаний будет такой путь, в движении по которому содержится доля компенсации для удовлетворения притязаний других людей, тех, кто может претендовать на ту же роль или тоже место, но могут удовлетвориться и меньшим.

Совместные нужды (потребности «вместе с другими») – выражают мотивирующую силу множества людей одновременно или социума в целом. Например, необходимость безопасности, в свободе, в мире, смены существующего политического строя и др.

Потребности и мотивы личности

Основное условие жизнедеятельности организмов – это наличие их активности. У животных активность проявляется в инстинктах. А вот поведение человека намного сложнее и определяется наличием двух факторов: регулятивных и побудительных, т.е. мотивами и потребностями.

Мотивы и система потребностей личности имеют свои основные особенности. Если потребность – это нужда (дефицит), необходимость чего-то и необходимость ликвидировать что-нибудь находящееся в избытке, то мотив — это толкатель. Т.е. нужда создает состояние активности, а мотив придает ей направление, толкает активность в потребном направлении. Необходимость или надобность, в первую очередь, ощущается человеком как состояние напряжения внутри, или проявляется в качестве раздумий, мечтаний. Это побуждает индивида к поиску предмета нужды, но не придает направление деятельности для ее удовлетворения.

Мотив же, в свою очередь, является побудительной причиной для достижения желаемого или, наоборот, избегания его, осуществить деятельность или нет. Мотивы могут сопровождаться положительными или негативными эмоциями. Удовлетворение потребностей всегда ведет к снятию напряженности, нужда исчезает, но через некоторое время может возникнуть вновь. С мотивами же все наоборот. Поставленная цель и непосредственно мотив не совпадают. Потому что цель – это то, куда или к чему испытывает стремление человек, а мотив – это причина, по которой он стремится.

Цель можно поставить перед собой следуя разным мотивам. Но возможен и такой вариант, при котором мотив сдвигается на цель. Это означает преобразование мотива деятельности непосредственно в мотив. Например, ученик вначале учит уроки, потому что заставляют родители, но потом просыпается интерес и он начинает учиться ради самой учебы. Т.е. получается, что мотив – это внутренний психологический побудитель поведения или поступков, обладающий устойчивостью и побуждающий индивида к осуществлению деятельности, придавая ей осмысленность. А потребность – это внутреннее состояние ощущения нужды, которое выражает зависимость человека или животных от определенных условий существования.

Потребности и интересы личности

С категорией потребность неразрывно связана и категория интересов. В основе зарождения интересов всегда лежат потребности. Интерес – это выражение целенаправленного отношения индивида к какому-либо виду его потребностей.

Интерес человека не столько направлен именно на предмет потребности, сколько направлен на такие общественные факторы, которые делают более доступными этот предмет, в основном это различные блага цивилизации (материальные или духовные), которые и обеспечивают удовлетворение таких потребностей. Интересы также определяются конкретным положением людей в обществе, положением социальных групп и являются мощнейшими побуждающими стимулами к любой деятельности.

Интересы также можно классифицировать в зависимости от направленности или по носителю этих интересов. К первой группе относят социальные, духовные и политические интересы. Ко второй – интересы социума в целом, групповые и индивидуальные интересы.

Интересы личности выражают ее направленность, которая определяет во многом его путь и характер любой деятельности.

В общем своем проявлении интересом можно назвать истинную причину общественных и персональных действий, событий, которая стоит непосредственно за побуждениями – мотивами индивидов, принимающих участие в этих самых действиях. Интерес бывает объективным и объективным социальным, осознанным, реализуемым.

Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей называется объективным интересом. Такой интерес объективного характера, не зависит от сознания индивида.

Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей в общественном пространстве называется объективным социальным интересом. Например, на рынке очень много ларьков, магазинчиков и определенно существует оптимальный путь к лучшему и самому дешевому товару. Это и будет проявлением объективным социальным интересом. Существует множество способов совершения различных покупок, но обязательно среди них будет один объективно оптимальный для конкретной ситуации.

Представления субъекта деятельности о том, как все-таки лучше удовлетворить свои потребности называется осознанным интересом. Такой интерес может совпадать с объективным или немного отличаться, а может иметь абсолютно противоположную направленность. Непосредственной причиной практически всех действий субъектов является именно интерес осознанного характера. Такой интерес основан на персональном опыте человека. Путь, которым идет человек для удовлетворения потребностей личности называется реализуемым интересом. Он может полностью совпадать с интересом осознанного характера, так и абсолютно противоречить ему.

Существует еще одна разновидность интересов – это товар. Такая разновидность представляет собой и путь к удовлетворению потребностей, и способ их удовлетворения. Товар может быть оптимальным способом удовлетворения потребностей и может казаться таковым.

Духовные потребности личности

Духовные потребности личности – это направленное устремление к самореализации, выражается через творчество или посредством другой деятельности.

Выделяют 3 аспекта термина духовные потребности личности:

  • К первому аспекту относится стремление к овладению результатами духовной производительности. К нему относятся приобщение к искусству, культуре, науке.
  • Второй аспект заключается в формах выражения потребностей в материальном порядке и социальных отношениях в нынешнем обществе.
  • Третий аспект – это гармоническое развитие индивида.

Любые духовные нужды представлены внутренними побуждениями человека к его духовному проявлению, творчеству, созиданию, творению духовных ценностей и к их потреблению, к духовным коммуникациям (общению). Они обусловлены внутренним миром индивида, стремлением уйти в себя, сосредоточиться на том, что не связано с социальными и физиологическими потребностями. Эти потребности побуждают людей к занятием искусством, религией, культурой не для того, чтобы удовлетворить свои физиологические и социальные нужды, а для того, чтобы понять смысл существования. Их отличительной чертой является ненасыщаемость. Так как чем больше удовлетворяются внутренние нужды, тем более напряженными и устойчивыми они становятся.

Пределов прогрессивного роста духовных нужд не существует. Ограничением такого роста и развития могут выступать только количество накопленных ранее человечеством богатств духовного характера, силы желаний индивида участвовать в их произведении и его возможностей. Основные признаки, отличающие духовные потребности от материальных:

  • потребности духовного характера возникают в сознании индивида;
  • потребностям духовного характера присуща необходимость, а уровень свободы в выборе способов и средств удовлетворения таких потребностей значительно выше, чем у материальных;
  • удовлетворение большинства нужд духовного характера связано в основном с количеством свободного времени;
  • в таких потребностях связь между объектом нужды и субъектом характеризуется определенной степенью бескорыстия;
  • процесс удовлетворения нужд духовного характера не имеет границ.

Ю. Шаров выделил развернутую классификацию духовных нужд: необходимость трудовой деятельности; надобность общения; эстетические и нравственные нужды; научно-познавательные нужды; надобность в оздоровлении; нужда воинского долга. Одной важнейшей духовной надобностью личности является познание. Будущее любого общества зависит от духовного фундамента, который будет выработан у современной молодежи.

Психологические потребности личности

Психологические потребности индивида – это такие потребности, которые не сводятся к телесным нуждам, но и до уровня духовных не дотягивают. К таким нуждам обычно относится надобность в аффилиации, общении и др.

Нужда в общении у детей – это не врожденная потребность. Она формируется посредством активности окружающих взрослых лиц. Обычно активно начинает проявляться к двум месяцам жизни. Подростки же имеют убежденность, что их нужда в общении приносит им возможность активно использовать взрослых. На взрослых людей недостаточное удовлетворение потребности в общении влияет пагубно. Они погружаются в негативные эмоции. Нужда в принятии заключается в желании индивида быть принятым другим лицом группой лиц или обществом в целом. Такая надобность нередко подталкивает человека к нарушению общепринятых норм и может приводить к асоциальному поведению.

Среди психологических нужд различают базовые потребности личности. Это такие потребности, при неудовлетворении которых маленькие дети не смогут получить полноценное развитие. Они как бы останавливаются в своем развитии и становятся более подверженными некоторым заболеваниям, чем их сверстники, у которых такие потребности удовлетворены. Так, например, если малыш регулярно получает кормление, но растет без должного общения с родителями, его развитие может задерживаться.

Базовые потребности личности взрослых людей психологического характера подразделяются на 4 группы: автономия – нужда в самостоятельности, независимости; нужда в компетентности; надобность в значимых для индивида межличностных взаимоотношениях; потребность являться членом социальной группы, чувствовать себя любимым. Сюда также относится и чувство собственной значимости, и нужда в признании другими. В случаях неудовлетворения базовых физиологических нужд страдает физическое здоровье индивида, а в случаях неудовлетворения базовых психологических нужд страдает дух (психологическое здоровье).

Мотивация и потребности личности

Мотивационные процессы индивида имеют в себе направленность достижения или, наоборот, избегания поставленных целей, реализовать определенную деятельность или нет. Сопровождаются такие процессы различными эмоциями как положительного, так и отрицательного характера, например, радость, страх. Также во время таких процессов появляется некоторое психофизиологическое напряжение. Это означает, что мотивационные процессы сопровождаются состоянием возбуждения или взволнованности, также может появляться ощущение упадка или прилива сил.

С одной стороны регуляция психических процессов, которые влияют на направленность деятельности и численность энергии, нужной для выполнения этой самой деятельности называется мотивацией. А с другой стороны мотивация – это все-таки определенная совокупность мотивов, которая придает направленность деятельности и самому внутреннему процессу побуждения. Мотивационными процессами объясняется непосредственно выбор между разными вариантами действий, но которые имеют равно притягательные цели. Именно мотивация влияет на упорство и настойчивость, с помощью которых индивид добивается поставленных целей, преодолевает препятствия.

Логическим объяснением причин действий или поведения называют мотивировкой. Мотивировка может иметь отличия от реальных мотивов или осознанно применяться для того, чтобы их замаскировать.

Мотивация достаточно тесно связана с нуждами и потребностями индивида, потому что появляется при возникновении желаний (нужд) или недостатка чего-либо. Мотивация является начальным этапом физической и психической активности индивида. Т.е. она представляет собой некое побуждение к произведению действий определенным мотивом или процессом выбора причин для конкретного направления деятельности.

Следует всегда учитывать, что за совершенно аналогичными, с первого взгляда, поступками или действиями субъекта могут стоять абсолютно разные причины, т.е. мотивация у них может быть совсем разной.

Мотивация бывает внешней (экстринсивной) или внутренняя (интринсивной). Первая не связана с содержанием конкретной деятельности, но обусловлена внешними условиями относительно субъекта. Вторая связана непосредственно с содержанием процесса деятельности. Также различают отрицательную и положительную мотивацию. Мотивация, основой которой являются на позитивные посылы, называется положительной. А мотивация, основой которой являются отрицательные посылы, называется соответственно отрицательной. Например, положительной мотивацией будет – «если я хорошо себя буду вести, то мне купят мороженое», отрицательной – «если я хорошо себя буду вести, то меня не будут наказывать».

Мотивация может быть индивидуальной, т.е. устремленной на поддержание постоянства внутренней среды своего организма. Например, избегание болевых ощущений, жажда, стремление к поддержанию оптимальной температуры, голод и др. Также может быть групповой. К ней относится забота о детях, поиск и выбор своего места в социальной иерархии и др. К познавательным мотивационным процессам относят различную игровую деятельность и исследовательскую.

Основные потребности личности

Основные (ведущие) потребности нужды личности могут различаться не только по содержанию, но и по уровню обусловленности социумом. Независимо от пола или возраста, а также от социальной принадлежности любой человек имеет основные потребности. Более подробно в своем труде их описал А. Маслоу. Он предложил теорию основанную на принципе иерархической структуры («Иерархия потребностей личности» по Маслоу). Т.е. одни потребности личности являются первичными в соотношении с другими. Например, если человек испытывает жажду или голод, его не особо будет волновать, уважает его сосед или нет. Отсутствие предмета нужды Маслоу называл дефицитными или дефицитарными потребностями. Т.е. при отсутствии еды (предмета нужды), человек будет стремиться любыми путями восполнить такой дефицит любым возможным для него способом.

Основные потребности подразделяются на 6 групп:

1. К ним относят в первую очередь физическую нужду, включающую в себя необходимость в еде, питье, воздухе, сне. Сюда же относится и нужда индивида в близком общении с субъектами противоположного пола (интимные отношения).

2. Нужда в похвале, доверии, любви и др. называется эмоциональными потребностями.

3. Нужда в дружеских отношениях, в уважении в коллективе или другой социальной группе называется общественной потребностью.

4. Нужда в получении ответов на поставленные вопросы, удовлетворении любопытства называются интеллектуальными потребностями.

5. Вера в божественную власть или просто потребность верить называется духовной потребностью. Такие потребности помогают людям обрести спокойствие, переживать неприятности и др.

6. Необходимость самовыражения посредством творчества называется творческой нуждой (потребностями).

Все перечисленные потребности личности – это часть каждого человека. Удовлетворение всех основных нужд, желаний, потребностей человека способствуют его здоровью и позитивному настрою во всех деяниях. Все основные потребности обязательно обладают цикличностью процессов, направленностью и напряженностью. Все потребности в процессах их удовлетворения закрепляются. Вначале удовлетворенная основная потребность временно притихает (угасает) для того, чтобы со временем возникнуть с еще большей интенсивностью.

Потребности, выраженные более слабо, но многократно удовлетворенные, постепенно становятся более устойчивыми. Существует определенная закономерность в закреплениях потребностей – чем многообразнее средства, используемые для закрепления нужд, тем более прочно они закрепляются. В этом случае потребности делаются основами поведенческих действий.

Нужда определяет весь адаптирующий механизм психики. Предметы реальности при этом отражаются как вероятные препятствия или условия для удовлетворения нужд. Поэтому любая основная потребность оснащена своеобразными эффекторами и детекторами. Возникновение основных потребностей и их актуализация направляет психику на определение соответственных целей.

Термин «физиологическая потребность» слышали многие. Но объяснить, что это, под силу не всем. Статья поможет лучше понять, что подразумевается под этим простым, казалось бы, понятием, чем различаются потребности взрослого и ребенка, а также как не позволить потребности стать зависимостью.

Что такое физиологические потребности

Физиологические потребности человека – это важнейший двигатель поведения как индивидуума, так и целых народов. С истории нам известно, как спасаясь от голода, на неурожайных землях племена шли войной на своих соседей, отбивая их поля и скот. Жажда заблудившихся в пустыне могла толкнуть их на убийство, ели бы между ними и водой встал другой человек. Поэтому о важности этих нужд человека спорить никто не будет. Однако, не только ими, к счастью, живет человек. Иначе совершенно ничего не отличало бы нас от живущих инстинктами животных. В чем же, кроме еды и воды, нуждается человек? Смотрим ниже.


Какие потребности есть у человека кроме физиологических? Пирамида Маслоу

Это понятие трактуется во многих отраслях науки по-разному. Известнейший американский психолог А. Маслоу создал даже так называемую «пирамиду потребностей». Это своеобразная модель мотивации человека. Даная пирамида приобрела огромную популярность, ее буквально по кирпичикам растащили маркетологи, психологи и психиатры, создатели рекламы и светила менеджмента. Однако сам профессор никогда не использовал ее для объяснения своих теорий. Физиологические потребности человека им считались ведущими, только при их патологическом неудовлетворении. Проще говоря, еда становится главной для человека при ее (возможно длительном) отсутствии. Если же индивид сыт, то та потребность уступает место более высоким и ценным.

В основе схемы мы видим физиологические нужды человека, такие как голод и жажда, а также ключевые половые инстинкты (или либидиозные, как называл их великий Фрейд).

На втором месте безопасность. Понятие в некоторой мере размытое, оно включает в себя всем известное понятие комфорта, уюта, стабильности места обитания (дома), защищенность от внешних факторов и возможных врагов. И только на третьем месте стоят социальные нужды, то есть об их удовлетворении человек задумается после насыщения и пребывания в комфорте. То есть физиологическая потребность есть ключевой. После социальных (общение, забота, общие дела) на четвертом уровне схемы изображены так называемые «престижные», или потребности в престиже, то есть в уважении и самоуважении (связаны или нет эти понятия, предоставим разбираться психологам). Венец пирамиды – духовные потребности.


Зачем нужно удовлетворять физиологические потребности

Удовлетворение потребностей по Маслоу идет снизу вверх. То есть только при максимально полном удовлетворении низшей ступени возможен переход к высшей. Духовное и социальное развитие человека важно, но во власти голода ему просто будет не до них. Данные схемы использовались тиранами и полководцами в древних державах еще до нашей эры. Голодными людьми управлять проще, чем сытыми. Неудовлетворенные физиологические потребности организма человека избавляли его возможности мыслить и тем более стремиться к свободе или независимости. К счастью, тирания и рабовладельческий строй сегодня почти искоренен, однако магической по истине тайной пирамиды завладели маркетологи и креэйторы (создатели рекламы). Свои тексты они строят, воззывая к низшим инстинктам человека.


Физиологические потребности ребенка

Зачем нам даны физиологические нужды? Ответ прост – для выживания. Не обладая данными потребностями, выжить и жить мы бы просто не смогли. Человек уже рождается с данными нуждами. Особенно ярко это можно увидеть на примере новорожденных. Прием пищи для малыша обычно вызывается требовательным громким криком. И это понятно, ребенок не может сказать или потребовать необходимое иным способом. Ключевые нужды малыша - это еда, материнское тепло (что замещает сразу несколько потребностей нашей пирамиды: в безопасности и социальном контакте), хороший сон и нормальное самочувствие. При удовлетворении данных нужд ребенка мы получим спокойное улыбающееся дитя, желающее поиграть и увидеть что-то интересное; при неудовлетворении – непрерывно кричащий и плачущий комочек, напоминающий раненое животное.

Физиологические потребности взрослого

Нужды взрослого во всем повторяют потребности ребенка, только к ним прибавляется еще один особо важный инстинкт – размножения (половой, либидиозный). Этот «основной инстинкт» при его неудовлетворении способен превратить человека в настоящего агрессора. При адекватном гормональном фоне, конечно. Сейчас из-за загрязнения окружающей среды, плохого питания и других факторов эта потребность у многих приглушена. Однако есть и люди, у коих она превышает другие нужды, что толкает их на преступление. К счастью, таких единицы, и они, скорее всего, имеют в анамнезе психиатрические патологии.

Что же касается людей здоровых, где эта физиологическая потребность стоит на подобающему ей месте, то стоит сказать, что неправильным является как преуменьшение ее важности, так и преувеличение. Последнее свойственно кинематографу и эстрадным «попсовым» звездам, апеллирующим своим видом и творчеством к этому древнему инстинкту. Здесь очень важным является здоровое адекватное отношение. Интимные отношения важны для человека, но не значит, что нужно предаваться им при любой возможности. Идеальным вариантом является брак или стабильные отношения с любимым человеком.


Пища. Как не позволить потребности перерасти в зависимость

Голод и жажда, как мы говорили выше, была даже причиной войн и кочевой жизни наших древнейших предков. К счастью, в цивилизованных странах понятие голода знакомо только из учебников истории. В массовой культуре же пропагандируется другая крайность – постоянное похудение, таблетки для снижения аппетита, оздоровительное голодание стали модными и востребованными вещами. Но люди, идущие на поводу реклам, часто не осведомлены о том, что бороться с заложенными природой краеугольными камнями чревато последствиями как для здоровья физического, так и психологического. На фоне массовой погони за идеальным телом все больше и больше возникает клинических случаев булимии (психическое или физиологическое нарушение, характеризуемое постоянным желанием принимать пищу) и анорексии (отказ от пищи, обусловленный психологическими нарушениями личности). Стоит не забывать, что неудовлетворенная потребность организма способна стать зависимостью и манией.


Здоровый сон как важнейшая из потребностей

Сон стоит в одном ряду с потребностями в еде и воде, удовлетворении полового инстинкта и дыхании. Однако многие преуменьшают его значение, что делается зря. Пример Наполеона, спавшего несколько часов в сутки, померкнет, если вспомнить о неустойчивой психике и панических атаках этого исторического персонажа. Хотите испытать на себе эти «радости»? Вряд ли. Нехватка и отсутствие сна лишают психологического комфорта, понижают болевой порог (делают нас более чувствительными к боли), отрицательно влияют на работоспособность. Неудовлетворенная физиологическая потребность в сне может привести даже к зрительным и слуховым галлюцинациям. Более того, недоспавший человек, работающий с механизмами или транспортом, может быть смертельно опасен для окружающих фазой микросна (явление, когда не знавший отдыха и сна длительное время мозг человека «отключается» на доли секунды).


В заключение

Физиологические потребности, среди которых нужда в еде и воде, здоровый сон, интимные инстинкты, несомненно, важны для человека. Только удовлетворив эти базовые потребности, он сможет перейти к более высоким, духовным целям. Не нужно потакать своим чрезмерным пристрастиям, например, в еде, но и бороться с заложенными природой инстинктами неразумно. Без потерь из этой борьбы вы не выйдете. Секрет же счастливой жизни в гармонии и золотой середине.