Секреты правильного общения с людьми. Правила эффективного общения с собеседником

Межличностное общение сегодня служит очень важным фактором взаимодействия между людьми, поскольку без него невозможно сформировать ни одну психологическую функцию. Во время разговора мы разворачиваем взаимопонимание и устанавливаем взаимоотношения в сложной системе «человек-человек» во всей его динамике с множеством аспектов.

Как достичь успеха в общении?

Психология успешного общения важна не только в повседневной жизни, а также в ежедневной рабочей деятельности для гармоничного пребывания в социуме. определяет профессиональный рост в не меньшей степени, чем квалификация. В межличностном разговорном процессе участники преследуют значительные цели, которые могут как совпадать, так и различаться. Существуют определенные способы и средства, так важные для успешного общения между людьми.

Удачный ход групповой деятельности может быть определен:

  • Достижением поставленных целей с появлением контакта и теплых отношений;
  • Удовлетворенностью без чувства недопонимания и досадных долгих пауз во время разговора;
  • Отсутствием зажатости, скованности и других трудностей.

Однако отсутствие прямых конфликтов еще не служит показателем непринужденного общения - под формально спокойным тоном могут скрываться . Кроме того, конфликты в социальной сфере перестали, к сожалению, рассматриваться как недостаток, но хорошо учат достойно выходить из них.

Критерии бизнес-общения

Имидж делового человека, включающий психологию успешного общения, содержит в своей основе порядочность и участливость.

Таким образом, моделью его поведения можно считать:

  • Уважение к себе и партнерам, проявление в разговоре деликатности, толерантности, такта;
  • Признание роли общения не только для бизнес-контактов, но и сотрудничества;
  • Избегание излишней самоуверенности;
  • Умение слушать человека;
  • Вежливое отклонение ненужных тем;
  • Отсутствие растерянности и неуверенности.

Для психологии эффективного общения существует несколько уровней, определяющих его мастерство. Это свобода, предполагающая высокую совместимость, гибкость и контактность; активное лидерство с демонстрацией смелости и чувства достоинства; партнерский уровень, позволяющий выслушать идею и найти лучшее решение. Общительность напрямую связана с доброжелательным эмоциональным состоянием человека, которое обеспечивает легкость и непринужденность знакомства и общения.

Важность умения общаться

Коммуникативные навыки позволяют поддержать любую беседу, изменять тему разговора, в нужный момент высказываться и находить правильный подход к собеседнику. Помимо этого, психология эффективного общения включает в себя артикуляцию, жестикуляцию, владение мимикой и выразительными интонациями и позами.

Все эти мелочи складываются в единое полотно профессионального качественного общения, которое рушит границы непонимания и отчуждения между людьми. Проявляя искренний интерес к собеседнику, улыбаясь и показывая жизнерадостное участие, вы всегда сможете расположить к себе людей и улучшить с ними отношения.

Невербальное общение

Язык нашего тела, по сравнению с вербальными способами коммуникативного взаимодействия, является универсальным. С его помощью мы передаем собеседнику 80% информации. Невербальное общение осуществляется без словесного контакта, оно может как сопровождать вербальную коммуникацию, так и существовать как отдельная форма передачи информации.

Психология невербального общения выделяет несколько видов коммуникации:

  • кинетические (жесты, мимика, поза);
  • фонационные (тембр голоса, интонация, темп и громкость речи);
  • графические (особенности письменной коммуникации).

Люди не могут постоянно себя контролировать. Специалисты в области психологии и социологии обнаружили, что сообщение, переданное на языке тела, влияет на человека сильнее, чем вербальное. Об эмоциональном состоянии и настроении человека многое может сказать его одежда. Например, если девушка приходит на встречу в слишком откровенном наряде, то, возможно, сама того не осознавая, она передает мужчине определенный сигнал. А человек, желающий показать особое отношение к окружающим, может появиться на официальном приеме в шортах и майке.

Следует отметить, что выразить свое отношение к людям можно с помощью дистанции , которую Вы соблюдаете во время разговора. Самых близких людей мы подпускаем к себе на интимное расстояние - от нескольких сантиметром до половины метра. Если же на эту территорию попадает кто-то чужой или неприятный для нас человек, то мы начинаем испытывать раздражение и дискомфорт. После полуметрового расстояния начинается личная зона , располагающая к дружеской беседе или обмену информацией. На дистанции от полутора метров начинается социальное пространство , к которому мы подпускаем многих людей. А общаться в группах удобней на расстоянии от четырех метров.

В невербальных средствах общения психология выделяет такие важные компоненты, как жесты и мимика. При оценке этих сигналов тела стоит учитывать все детали поведения человека, его настроение и состояние, иначе Вы можете ошибиться в их интерпретации.

Прямое положение тела, естественное выражение лица, руки раскинуты в стороны - это поза дружелюбия, которая говорит об открытости человека. Если Вам нужно расположить человека к себе или убедить его в чем-либо, нужно скопировать положение его тела. Этот метод широко используется в гипнозе.

Наблюдая за людьми, Вы, наверное, замечали, как кто-то во время беседы прячет руки, дотрагивается до кончика носа или потирает глаза. Такие действия трактуются как признаки того, что человек не совсем откровенен. Типичный жест закрытости - скрещенные руки и ноги, а частое моргание часто свидетельствует о растерянности.

Сосредоточенность выражается в пощипывании переносицы или потирании подбородка. Если человек прикрывает рот рукой, это сигнализирует о его несогласии с тем, о чем говорит собеседник.

Существует большое многообразие сигналов, по которым можно проанализировать поведение и оценить намерения собеседника. Но не стоит забывать о том, что при интерпретации действий человека нужно учитывать его психологическое состояние, настроение, а также все нюансы поведения. Только так вы сможете сделать достоверные выводы.

Успешное общение с точки зрения применения НЛП

Сегодня нейролингвистическое программирование популярно во многих сферах деятельности: при обучении, консультациях и в деловом общении. НЛП в психологии общения играет важную роль, поскольку занимается разработкой методов поддержания полноценного коммуникативного взаимодействия людей. Независимо от целей общения, каждому пригодится умение правильно устанавливать контакты с людьми.

Для начала необходимо сосредоточиться на своих желаниях и на том, какой цели Вы хотите достичь посредством общения. После этого тщательно продумайте содержание и форму подачи сообщения с учетом личностных и психоэмоциональных характеристик адресата.

Одним из приемов НЛП в поддержании эффективной коммуникации является уподобление собеседнику. Принадлежность к одному кругу и схожесть интересов помогут установить правильный контакт. Кроме того, используя метод уподобления, следует учитывать индивидуальные особенности собеседника.

Например, пунктуальному человеку сложно наладить общение с людьми, не привыкшими уделять внимание деталям, а мечтателям - взаимодействовать с деятельными людьми.

Способствовать установлению контакта может некоторое внешнее сходство между собеседниками, их манеры, темпераменты и убеждения. В НЛП широко используется техника «зеркального отражения» , суть которой заключается в подстройке к человеку. Здесь важно не только положение тела в процессе коммуникативного взаимодействия, но и жесты, мимика, тон и скорость речи.

Метод подстройки можно успешно использовать и в групповом общении. Достаточно одному члену общества принять определенное положение, как через некоторое время такую же позу примут все участники группы. Поэтому при публичных выступлениях важно контролировать положение своего тела.

В процессе коммуникации необходимо следить за тем, чтобы Ваши жесты и мимика соответствовали содержанию разговора. Если вы произносите речь, нацеленную на убеждение аудитории, не качайте головой, поскольку люди расценят этот жест как отрицание. Таким образом, успешность общения во многом зависит от того, насколько согласованы между собой все составляющие Вашего поведения.

Всем известно, что по восприятию реальности все люди делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Если Вы определите, к какому типу относится Ваш собеседник, установить эффективную коммуникацию будет гораздо проще. Это можно сделать посредством анализа речи человека, выделив слова и фразы, которые он наиболее часто употребляет. Аудиал скажет, что «рад Вас слышать», а визуал будет употреблять в разговоре такие фразы, как «вижу, что Вы имеете ввиду» или «это выглядит...». Определив преобладающий тип восприятия реальности у собеседника, Вы можете смело подстраиваться к нему, используя характерные для него речевые модули.

Правильно применяя техники НЛП и в целом Вы сможете с легкостью наладить эффективную коммуникацию с людьми.

Общение – это искусство, и тот, кто им владеет, способен достичь многого.

Но для успешного взаимодействия с людьми одной коммуникабельности мало. Здесь необходимо знание общей психологии человека, типов темперамента, а также социальных и профессиональных особенностей собеседника, его взглядов и интересов.

Правила эффективного общения

Есть общие правила успешной беседы, которыми можно (и нужно) руководствоваться при любых обстоятельствах:

  • В первую минуту человек формирует первое впечатление о собеседнике. Поэтому при встрече так важна улыбка и дружелюбное выражение лица. Даже если на тот момент плохое настроение, нужно улыбнуться и скрыть свое расстройство. Это не так трудно, но зато приятная мимика задаст доброжелательный тон разговора.
  • Жесты должны быть открытыми, но умеренными. Если человек будет чересчур размахивать руками, то собеседник подумает, что он слишком эмоциональный и непостоянный.
  • При разговоре желательно употреблять простые короткие фразы, говорить убедительно и спокойно. С каждым нужно разговаривать «на его языке», то есть, использовать ту подачу информации, которая будет понятна конкретному человеку. Акцент нужно делать именно на том, что интересно собеседнику.
  • Очень важно уметь слушать и слышать людей. Некрасиво перебивать и перечить во время монолога собеседника. Надо помнить, что каждый человек хочет выговориться, и тому, кто готов его выслушать, он будет очень благодарен. Утвердительное покачивание головой, односложные ремарки, выражающие согласие и понимание, также помогут создать о себе хорошее впечатление.
  • Для любого человека приятно, если его называть по имени. Поэтому следует почаще его употреблять, только так, чтобы, конечно, не переусердствовать.
  • Нужно постараться понять своего собеседника. Даже если человек не прав в глазах другого, это не значит, что он глуп или не имеет права на свое мнение. Поэтому важно попытаться посмотреть на мир глазами другого, и тогда будет легче наладить контакт даже из своим оппонентом.
  • Говорить комплименты и хвалить – это тоже искусство. Большинство людей способно распознать демонстративную лесть. Это их насторожит и вызовет недоверие. Естественное и искреннее поведение – залог удачной беседы.

И еще об одной тонкости в правилах эффективного общения : если надо подтолкнуть человека к чему-то, то делать это следует ненавязчиво, ни в коем случае не «прямым текстом». Нужно внушить собеседнику, что он не обязан это делать, а что он хочет это делать, и что данное действие будет для него полезным.

Библиотека
материалов

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Правила успешного взаимодействия, или базовые принципы эффективного общения»

(фрагмент тренинга для старшеклассников «Я – автор событий в своей жизни!»)

Обучающие цели:

    Способствовать пониманию учащимися приемов общения (техники активного слушания), как основы успешной коммуникации;

    Расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.

Развивающие цели:

    Способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию диалога и освоению способов и приемов эффективного общения.(и формированию умения использовать технику активного слушания

Воспитательные цели:

    Способствовать формированию и развитию толерантности через развитие эмпатии на основе техники активного слушания.

Материалы и требования к организации игры: Цветной мел, карточки с заданиями для 4 групп, памятки “Активное слушание”, фломастеры, магниты, ручки, карточки со словами, мультимедийный проектор, ПК.

Этапы урока:

    Знакомство.

    Обозначение темы занятия.

    Практикум. Определение правил эффективного общения через организацию групповой работы в сменных парах, группах.

    Практикум. Моделирование ситуаций с учетом полученных знаний и опыта (работа в группах). Презентация работы в группах.

Ход занятия

Организационный момент.

Ведущий. Здравствуйте!

Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже очень нужной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами- человеческими личностями. Для этого надо совсем немного… суметь открыть себя другому человеку. Значит, надо “научиться” приемам успешного общения.

Известно высказывание Кристофера Морли, в котором он остроумно заметил, что

Существует только один способ стать хорошим собеседником – это …» ?

Исходя из своего жизненного опыта как бы вы закончили это предложение? Как вы думаете, что имел в виду автор?

Ответы. Можно записать варианты ответов на доске

Ведущий. В оригинале это высказывание звучит так: “существует только один способ стать хорошим собеседником – это уметь слушать” . Вы оказались правы в своих ответах.

Действительно, в этом высказывании содержится один из секретов эффективного общения -”уметь слушать”. Сегодня на нашем занятии мы с вами постараемся обобщить свои представления об эффективном общении и сформулировать правила, которые помогают этого достигнуть.

Как вы понимаете смысл словосочетания "эффективное общение"?

Ответы.

Ведущий. Действительно, эффективность общения определяется не только умением говорить, но еще умением слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник.

При первой встрече принято?... знакомиться. Давайте и мы с вами познакомимся.

Знакомство. (передавать какой-либо предмет) Я вас попрошу назвать свое имя, а также любое качество, которое Вам в себе нравится.

Ведущий. Спасибо. Мне было приятно познакомиться с вами.

Любой опыт, полученный через переживание какой-либо ситуации, представляется наиболее ценным, нежели, если бы вам об этом просто расскажут.

Упражнение «Слушатель».

Цель : создать условия для осознания и понимания необходимости “слушать”, “видеть” собеседника в процессе общения.

Инструкция. Я вас попрошу в парах, как вы сидите, повернуться друг к другу спиной. Определитесь кто первый собеседник, кто- Второй. Первый собеседник - сейчас ты в течение 30 сек. расскажете своему напарнику о своей жизни, какой вы себе представляете через 3 года- когда вы закончите школу, выберите для себя сферу деятельности. Второй собеседник слушает. По моей команде вы поменяетесь ролями.

Повернитесь друг к друг лицом. Сейчас вам необходимо будет, в течение 30 сек. обменяться той информацией, которую вы услышали от своего собеседника. Начинает второй собеседник. По моей команде вы поменяетесь ролями.

Сравните объем и содержание сказанного вами с объемом и содержанием услышанного о вас.

Ответы. Найдутся те, у кого произошло искажение информации.

Как вы считаете, что помешало вашему собеседнику услышать вас и воспроизвести информацию в полном объеме?

Ответы. Не видели партнера,

    То есть, при общении важно видеть собеседника, смотреть в глаза! Это первое правило, которое вы сформулировали. Здорово!

Что еще мешало?

Не стояло цели запомнить и воспроизвести, “просто слушал” .

То есть, вы не делали сознательного усилия услышать звук, понять его и запомнить?

Ответы. Да.

Ведущий. В словаре Уэбстера “слушать” означает “делать сознательное усилие услышать звук” или “обратить на него внимание”. По существу “слышать” – значитфизически воспринимать звуки определенного значения.

Проговаривание схемы на слайде.

СЛУШАТЬ

СЛЫШАТЬ

делать сознательное усилие

физически воспринимать

услышать звук” или “обратить

звуки определенного значения

на него внимание”, т.е. это волевой акт.

Чтобы слушать, необходимо желание.

Уже из этого ясно, что слушать – больше, чем слышать.

    Это еще одно правило эффективного общения

Слушать собеседника или другими словами проявить заинтересованность к тому, о чем он говорит. Некий философ как-то сказал: “Правду могут высказать двое - один говорит, другой слушает”. А для того, чтобы уметь слушать, необходимо проникнуться чувствами собеседника, то есть проявить Эмпатию – это еще одно правило.

Перед тем как вы сформулируете следующее правило эффективного общения, Я предлагаю вам еще одно небольшое упражнение.

Упражнение “Дистанция”.

Цель : игра, направленная на развитие навыков эффективного общения и взаимодействия.

Инструкция. Если люди более или менее длительное время общаются и взаимодействуют друг с другом, то между ними складываются определенные отношения. Эти отношения могут обладать разной степенью близости. Иначе говоря, каждый человек знает, с кем он тесно общается, с кем его отношения можно назвать близкими. С кем-то отношения пока не очень близкие, ну, может быть, просто потому, что еще не было повода и возможности пообщаться.

Вы уже неплохо знаете друг друга. При этом каждый из вас, наверное, осознает, каковы особенности его взаимоотношений с другими участниками нашей группы. Сейчас у вас есть прекрасный шанс проверить, правильное ли у вас сложилось представление о ваших отношениях с участниками группы. Кто готов рискнуть первым и стать добровольцем?

Примечание . Выявление «рисковых» участников перед предстоящей процедурой является вполне оправданным. Во-первых, такое выявление само по себе можно рассматривать как социометрический прием, а во-вторых, оно позволяет обнаружить и тех, кто способен безболезненно перенести «жесткость» процедуры. Когда желающие объявятся, ведущий объясняет, в чем состоит упражнение.

Ведущий. Степень близости наших отношений с тем или иным конкретным человеком может быть определена с помощью понятия «психологическая дистанция». Давайте попробуем выразить близость – дальность отношений друг с другом через дистанцию в буквальном смысле слова – через расстояние в пространстве.

Все участники двигаются хаотично по кабинету, подходя к разным участникам на такое расстояние, которое будет комфортным для обоих. При этом учитывайте и взаимное расположение. Задание необходимо выполнять молча. Участники двигаются, определяются. Ведущему не следует торопить ребят, чтобы у них была возможность подумать.

Запомните, пожалуйста, свои дистанции и разойдитесь...

Обсуждение . Сложно ли было прогнозировать расположение своих товарищей? Чувствовали ли вы себя уверенно, когда определяли расстояние? Постигло ли вас разочарование? Или, напротив, вас это обрадовало? Старались ли вы угадать, как могли стать участники группы, или просто переводили свое видение ваших отношений на язык пространственных характеристик? Что вас удивило в этом упражнении? Что вы узнали нового о себе и своих товарищах? Как вы понимали, что данное расстояние комфортно для вас и для партнера?

Какой вывод можно сделать на основе полученного опыта?
Можете ли вы назвать следующее правило?

    Учитывать язык поз и жестов, дистанцию в общении

Всегда ли достаточно только жестов и мимики?

Ответы. (Нет).

    Важна обратная связь – вербально, то есть слова!

Чтобы удостовериться в том, что нас поняли.

Существуют определенные опорные фразы для осуществления обратной связи в диалоге.

Я правильно вас понял …”
“Я правильно вас услышал, что …”
“Разрешите я уточню …”

"Хотелось бы уточнить..."и т.д.

Ведущий. Посмотрите, (на слайде сформулированные правила) какие правила вы уже сформулировали, что еще на ваш взгляд может представлять важность в общении?

Записать на доске недостающие правила.

Ведущий. Большую часть времени мы проводим в коллективе, и выполняем деятельность по решению как индивидуальных, так и коллективных задач. Сейчас мы смоделируем коллективное взаимодействие.

Упражнение "Фигуры"
Цель: Эта игра на пространственное воображение и внимательность. В ходе игры можно отследить многие моменты важные для тренинга командообразования. Например, роли участников, динамику группы и т.д.

Время 10-15 минут

Ресурсы: веревка длиной равной 1м*количество участников.

Группа делится произвольно на 2 части. Одной из них завязывают глаза, они – исполнители, другая- наблюдатели.

Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать.

Задание выполнено? Откройте глаза.

Обсуждение. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?
Выслушиваем ответы. Но не комментируем их.
Ведущий. Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.

Можно группам предложить поменяться местами, и учитывая опыт – построить свою фигуру.

Итоги упражнения

    Вы довольны результатом группы?

    Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?

    На какие из этих факторов вы могли повлиять?

    Какие выводы вы сделаете из упражнения?

Обсуждение. Что было важно? (слышать и слушать, проявлять инициативу, принимать решение группы, ...)Наблюдатели делятся увиденным.

Какое правило еще сформулируем?

    Не перебивать

    Не оценивать собеседника

Правила, которые мы с вами сформулировали, имеют место быть в жизни?

Ответы. Да.

Работа в группах.

Выводы, к которым мы сегодня пришли, являются для вас абсолютно новыми?

Ответы. Нет. Общепринятые правила.

Ведущий. Я рада, что свои знания вы выстроили в определенную систему, обогатили свой опыт и т.п. В психологии общения эти правила называются правилами активного слушания.

В знаниях самое интересное, что они полезны в жизни. Человеческое общение на три четверти состоит из речевого. И все же устное сообщение легко забывается, а неумение слушать может дорого обойтись. Активному слушанию, да и межличностному общению можно научиться путем тренировок.

И я предлагаю вам применить эти знания в конкретных ситуациях.

Вы будете работать в группах по 3 - 4 человека, каждая группа получает задание ( )- исходя из ситуации, составить диалог с учетом полученных знаний. На работу в группах вам дается 3 минуты, на представление диалога – 1 минута.

Представление результатов работы в группах.

Подведение итогов . С какими трудностями вы столкнулись?
На ваш взгляд, какой группе удалось оптимально применить правила эффективного общения – активного слушания?

В каких еще жизненных ситуациях возможно применить правила эффективного общения ? Предложите свои варианты.

Ответы.

Подведение итогов. Рефлексия.

«Синквейн» - получение обратной связи.

Инструкция . Итоги я предлагаю подвести следующим образом. С помощью синквейна. Возможно кто – то из вас знаком с такой формой, кто - то получит новый опыт..

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Обсуждение

Ведущий. Спасибо за занятие. Вы были для меня приятными собеседниками, хорошими слушателями. Надеюсь, опыт полученный на занятии, поможет вам чувствовать себя более уверенно и комфортно в общении с разными людьми, в разных ситуациях. На память о нашей встрече, я хотела бы вам оставить Памятки о правилах эффективного общения . ( 2 ).

До свиданья! Успехов!

Приложение 1

    Ситуация 1

«Соискатель» приходит в фирму на собеседование по объявлению о наборе кадров, в связи с расширением производства. Менеджер по кадрам заинтересован в квалифицированном работнике.

Постройте диалог «Менеджер» - «Соискатель» (кто ищет работу), используя правила эффективного общения (правила активного слушания).

    Ситуация 2

Идет урок по новой теме. «Ученик» опоздал на урок (10 минут).

Постройте диалог «учитель»- «ученик», используя правила эффективного общения (правила активного слушания).

Ответы оформить на специальном бланке.

    Ситуация 3

«Подросток» обращается к «отцу» с просьбой отпустить его в гости к другу поиграть в компьютер. Отец изначально не настроен дать разрешение.

Постройте диалог «Сын» - «отец», используя правила эффективного общения (правила активного слушания).

Ответы оформить на специальном бланке.

    Ситуация 4

Два подростка. Один из них не возвращает другому его компьютерный диск, хотя обещал вернуть, но обещание не сдержал.

Постройте диалог «подросток»- «подросток», используя правила эффективного общения (правила активного слушания).

Ответы можно оформить письменно.

Приложение 2

«Когда не понимаешь ты, становится скучно, когда не понимают тебя – обидно».

Э. Севрус

В стиле слушания отражаются наша личность, характер, интересы и устремления, положение, пол и возраст. Многое, конечно, зависит от ситуации, например, общение на работе иное, чем в домашней обстановке, когда мы не торопимся и отдыхаем, и т. д. По существу, умение слушать требует гибкости при выборе стиля с учетом особенностей собеседника и обстановки, в которой происходит общение.В массе своей слушать мы не умеем и не любим. Между тем, какие залежи ценной информации можно получить от человека, который воспримет вас как внимательного и благодарного слушателя! Что же для этого нужно? Слушать.Не надо ни снисходить до кого-то, ни унижаться перед кем-то. Если вы научитесь общаться на равных, но с достоинством, с самыми разными группами людей, для вас в дальнейшем не станет сложным испытанием общение по телефону, отборочное собеседование, или первый день на новой работе.Итак, активное слушание предполагает:

ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.

    1. заинтересованное отношение к собеседнику Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.

      при необходимости уточняющие вопросы Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника (используй опорные фразы: «Правильно ли я понял, что …», «Я могу уточнить …», «То есть вы хотели сказать, что …». получение ответа на свой вопрос (это может быть «да», «нет», «не совсем»).Не давай советов.

      Не давай оценок .

      Если заданы вопросы, надо терпеливо, до конца выслушать ответы и не перебивать

      Поза (Необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного вперед.)

      Взгляд (Доброжелательный, смотреть в глаза). Когда мы слушаем, мы смотрим в глаза собеседнику и слегка киваем головой в знак согласия. С чем же мы соглашаемся? Мы соглашаемся с тем, что человек имеет право высказывать свою позицию, а мы имеем право ее выслушать.

Кивки. Никогда не забывайте чуть-чуть кивать головой, когда человек отвечает на Ваши вопросы! Вы заметите, что это легкое действие «раскручивает» Вашего коллегу, он проговаривает свою позицию более обстоятельно и развернуто, а Вы в этот момент способны более точно понять его. Стимуляция собеседника к рассказу (Угу, Ага и т. д.).

e - mail : kolcsvetlana @ yandex . ru ,

Колчанова Светлана Сергеевна, педагог-психолог МАОУ гимназия №1 г. Тюмени Страница 10

Найдите материал к любому уроку,

10 правил общения для тех, кто хочет быть успешным

Говоря о составляющих успеха, обычно называют такие: оптимизм, вера в себя, настойчивость, трудолюбие, умение учиться на ошибках. Но часто забывают про то, что мы живем среди людей, работаем с ними и для них, поэтому умение строить отношения с окружающими – важный фактор нашего комфортного самочувствия и достижений на работе.

Согласно исследованиям, проведенным в разных странах, отношения в коллективе влияют на удовлетворенность работой ничуть не меньше, чем условия труда. Правда, представления мужчин и женщин о том, что такое хороший микроклимат, различаются. Мужчинам достаточно, чтобы отношения были спокойными, неконфликтными. Женщинам же необходимы дружеские привязанности, схожесть интересов, душевное взаимопонимание.

Но для тех и других успех невозможен без взаимодействия с людьми: сотрудниками, коллегами, партнерами, клиентами. Давно было замечено, что короля играет свита. Точно также можно смело утверждать, что люди, которые нас окружают, могут нам подыгрывать, помогать или, наоборот, мешать продвижению по карьерной лестнице.

Если у вас непрофессиональная команда, есть недоброжелатели или партнеры, которые вас не уважают, то каким бы классным специалистом вы ни были, на пути к успеху будет масса препятствий.

Каковы ж правила эффективного общения, обеспечивающего успех?

  • Будьте позитивным человеком. Подходите к людям с положительными ожиданиями. Не создавайте в мыслях негативные образы (глупец, неумеха, лентяй, обманщик, вор) тех, с кем предстоит работать. Отрицательная энергия передается партнеру по общению и, соответственно, настраивает его на определенный лад.
  • Не относитесь к людям пренебрежительно , искренне интересуйтесь ими. Обращайтесь к людям по имени. Будьте в курсе жизненных событий тех, с кем часто общаетесь (дни рождения, семья, увлечения).
  • Не мните себя центром Вселенной . Имейте чувство собственного достоинства, но не проявляйте гордыню. Ее признаки: чувство непогрешимости и незаменимости, хвастовство, нездоровая конкуренция, отказ от помощи, желание всегда доказывать свою правоту, излишняя обидчивость.
  • Не будьте слишком назойливыми , похожими на представителей сетевого маркетинга или продавцов, от которых сразу хочется уйти. Не пускайтесь в длительные монологи о своей любимой собачке или машине, о своих проблемах, забыв об интересах собеседника.
  • Научитесь владеть своими эмоциями , не теряйте самообладания, старайтесь избегать ссор. Импульсивность, резкость, злость, обида не способствуют взаимопониманию.
  • Воздействуйте не только на разум человека, но и на его чувства . Старайтесь удовлетворять потребность людей в признании и уважении. Хоть иногда просите совета. Всем нравится быть компетентным и полезным.
  • Считайтесь с мнением других . Умейте выслушать и понять точку зрения человека. Не перебивайте говорящего, даже если вы с ним не согласны.
  • Меньше критикуйте, больше хвалите (конечно, за реальные заслуги). Цените чужие достоинства, достижения и признавайте свои ошибки. Это всегда обезоруживает даже того, кто настроен недружелюбно.
  • Не скупитесь на комплименты , но не путайте их с лестью. Искренний комплимент всегда приятен, поднимает настроение и помогает установить контакт.
  • Будьте благодарными. Чем чаще вы говорите «спасибо», тем больше позитива, тепла и участия получаете взамен. Выражайте свою признательность людям за внимание, доброе слово, поддержку, помощь.

«Хорошее взаимоотношение с людьми – это главный компонент в рецепте успеха» (Т.Рузвельт). Используйте эти правила в жизни – и желанные перспективы в карьере, бизнесе вам гарантированы.

1) необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга;

2) удовлетворенность сотрудника взаимодействием с организацией является таким же необходимым условием продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность организации.

23. Правила завоевания расположения к себелюдей:

    искренне интересуйтесь другим человеком,

    улыбайтесь,

    помните что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук,

    будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самом себе,

    говорите только то, что интересует вашего собеседника (это самый верный путь к сердцу человека),

    внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

24. Приемы создания привлекательности одного человека для другого.

Аттракция (от лат. – привлекать, притягивать) – это возникновение привлекательности одного человека для другого при общении.

Аттракция формируется при помощи специальных приемов:

- «Имя собственное»;

- «Зеркало отношений»;

- «Терпеливое слушание»;

- «Личная жизнь»;

- «Золотые слова».

Имя собственное – это самая лучшая музыка для любого человека. Надо стремиться запомнить новое имя и обращаться к человеку по имени.

Прием «Зеркало отношений » предполагает наличие доброжелательного выражения лица, улыбки, что вызывает у людей желание общаться. В Японии людей, не умеющих улыбаться, не берут на работу. Считается, что постоянная серьезность – это маска, скрывающая посредственность и некомпетентность. Улыбка ничего не стоит, но много дает.

Применение приема «Терпеливое слушание » свидетельствует о том, что вы готовы понять проблемы человека. Хороший менеджер всегда поощряет и поддерживает разговоры о личных интересах собеседника, имеет список интересов и увлечений своих сотрудников, знает их семейные проблемы.

Очень эффективным приемом, позволяющим расположить к себе человека, являются «Золотые слова » - комплименты.

Комплименты необходимо готовить заранее. Они не должны быть двусмысленными, преувеличенными, содержащими нравоучения и критику. Комплимент, который может расположить даже недоброжелателей: это так называемый комплимент на фоне антикомплимента самому себе.

Некоторые ученые полагают, что получение знаков внимания является целью нашей жизни, а жизнь – это борьба за их получение.

Ниже приводится механизм формирования аттракции. В нем показано, что испытывает человек, при общении с которым используются специальные приемы формирования аттракции, и какие потребности этого человека могут быть удовлетворены при этом.

Психологический механизм формирования аттракции

Специальные приемы формирования аттракции

Имя собственное

Зеркало отношений

Терпеливое слушание

Личная жизнь

Золотые слова

Обращение к человеку по имени

Добрая улыбка, приятное выражение лица

Вниматель-ное и терпеливое выслушива-ние

Мягкое расспраши-вание о личной жизни

Комплименты

С и г н а л с и г н а л с и г н а л

Я вижу в вас личность

Я ваш друг

Я готов понять Ваши проблемы

Мне интересно все, что с вами происходит

Я заметил ваши хорошие качества

Происходит удовлетворение потребностей

в самовыражении

В самовыражении

в признании

в самосовершенствовании

Эти приемы надо запомнить, как таблицу умножения и научиться использовать их естественно и непринужденно.

25. Правила склонения суждений людей к вашей точке зрения (по Корнеги):

Необходимо проявлять уважение к мнению собеседника;

Никогда не надо говорить ему, что он неправ;

Если вы неправы, то признайте это быстро;

С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона;

Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник;

Старайтесь смотреть на вещи с точки зрения собеседника;

Взывайте к более благородным мотивам;

Подавайте свои идеи эффектно;

Бросайте вызов;

Задевайте за живое.