Какая высота бордюра во дворе. Виды и стандартные размеры бордюра для тротуара. Вес, изготовление и монтаж. На что обращать внимание при выборе бордюров для тротуарной плитки

При передвижениях по городу основным препятствием для инвалидов на колясках являются бордюрные камни. Они не позволяют без посторонней помощи въехать с дорожного покрытия на тротуар и свободно пересекать перекрёстки.
Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижение бордюрного камня. Съезд это «мини-пандус». Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10, как у пандуса.
Ширина - не менее 90 см.

Во всех местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см, как на фотографии слева. Минимальная ширина пониженного бордюра, исходя из габаритов кресла-коляски, должна быть не менее 900 мм. Пониженный бордюрный камень должен окрашиваться ярко-желтой (или белой) краской.

Контрастная окраска помогает ориентироваться инвалидам с дефектами зрения и одновременно указывает инвалидам опорно-двигательного аппарата (передвигающимся на костылях, в инвалидных колясках) места возможного схода-захода на тротуар.

Надо заметить, что в мировой практике, как правило, бордюр понижается не до 2,54 см, а до нуля, чтобы исключить все препятствия на путях движения людей. Но, было определено, что в российских условиях это создаёт трудности службам благоустройства - когда идет уборочная машина, весь мусор оказывается на тротуаре. Грейдер, убирающий снег вдоль бордюра, в этих местах не может определить границу между тротуаром и бордюром, что чревато повреждением либо грейдера, либо обычного бордюра вдоль дороги. Также, возникает опасность наезда автомобилей на пешеходов. Все эти доводы и привели к тому, что были установлены указанные нормативы пониженного бордюра.

Но при этом надо учитывать, что часть инвалидов, особенно инвалиды на электрических колясках, не могут преодолеть бордюр даже в 2-3 см. Бордюр в 5 см не преодолеет большинство. Поэтому настоятельно рекомендуем устанавливать пониженные бордюры хотя бы по нижнему краю нормативов высотою в 2,5 см.

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО
ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
стандарт
российской
федерации

ГОСТ Р
52767 -
2007

Дороги автомобильные общего пользования

ЭЛЕМЕНТЫ ОБУСТРОЙСТВА.
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ

Москва
Стандартинформ
2007

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г . № 184-ФЗ «О техническом регулировании» , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТР 1.0 -2004 «Стандартизация в Российской Федерации . Основные положения»

Сведения о стандарте

1. РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский дорожный научно - исследовательский институт» (ФГУП «РОСДОРНИИ» ) Росавтодора совместно с Департаментом ОБДД МВД России и ЗАО «ДОРИСКОНСАЛТ»

2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г . № 271- ст

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата введения - 2008 - 07 - 01

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для улучшения удобства и повышения безопасности дорожного движения по ГОСТ Р 52766.

Стандарт устанавливает методы определения параметров элементов обустройства автомобильных дорог.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

4. Методы определения параметров технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения

4.1. Дорожные знаки и сигналы

4.1.1. Дорожные знаки

4.1.1.1. Испытания физических и электротехнических параметров дорожных знаков проводят по ГОСТ Р 52290 (раздел 7); фото- и колориметрических параметров по ГОСТ Р 52290 (раздел 8).

4.1.1.2. Определение соответствия установки дорожных знаков на дорогах проектам организации движения и ГОСТ Р 52289 осуществляют натурным обследованием.

4.1.2. Табло с изменяющейся информацией

4.1.2.1. Соответствие размеров табло, изображаемых на них надписей и символов размерам аналогичных элементов для знаков индивидуального проектирования по ГОСТ Р 52290 определяют измерением этих элементов с использованием измерительных линеек по ГОСТ 427 или рулеток по ГОСТ 7502 .

4.1.2.3. Для измерения расстояния используют автомобиль, имеющий обзорность с места водителя по ГОСТ Р 51266 и оборудованный устройством для измерения пройденного пути с погрешностью измерения не более ± 2 %, или используют секундомер.

4.1.2.4. Испытания следует проводить при следующих условиях:

Участок дороги, на котором установлено табло, должен иметь естественную освещенность, соответствующую светлому или темному времени суток; при наличии искусственного освещения оно должно быть включено, а светильники должны находиться в исправном состоянии;

Табло должно быть включено и находиться в рабочем состоянии;

Метеорологическая дальность видимости на участке испытаний должна быть не менее 1000 м;

Автомобиль с наблюдателем должен двигаться в направлении табло с постоянной скоростью, разрешенной на участке установки табло;

При проведении испытаний в темное время суток у автомобиля должен быть включен ближний свет фар;

На участке испытаний не должно осуществляться движение во встречном направлении транспортных средств с включенным дальним светом фар.

Не допускается проводить испытания при атмосферных осадках.

4.1.2.5. Измерение расстояний различимости надписей и символов на табло осуществляют путем измерения пути отточки, в которой наблюдатель начинает различать все имеющиеся на табло надписи и символы до створа установки табло.

Возможно определение расстояний измерением с помощью секундомера отрезка времени от момента начала различения наблюдателем, находящимся в движущемся с постоянной скоростью автомобиле, надписей и символов на табло до момента проезда автомобилем створа установки табло. Расстояние в этом случае определяют по продолжительности отмеченного отрезка времени и скорости движения автомобиля.

4.1.2.7. Правильность размещения табло на дороге определяют по соответствию его размещения проекту (схеме) организации дорожного движения и соответствию его положения на дороге правилам установки информационных дорожных знаков индивидуального проектирования по ГОСТ Р 52289 .

4.1.3. Дорожная разметка

Измерение параметров дорожной разметки и соответствие ее нанесения на дорожное покрытие (ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 51256) проводят измерительной рулеткой по ГОСТ 7502 .

4.1.4. Дорожные светофоры

Измерение параметров дорожных светофоров проводят по ГОСТ Р 52282 .

4.2.1. Сигнальные дорожные столбики

4.2.1.1. Определение линейных размеров столбиков (габариты, размеры элементов вертикальной разметки), а также параметров их установки на дорогах (расстояние от бровки земляного полотна, проезжей части, между столбиками) на соответствие требованиям ГОСТ Р 50970 производят с помощью измерительной линейки по ГОСТ 427 и рулетки по ГОСТ 7502 .

4.2.1.2. Положение скоса верхней части столбика, положение столбиков, находящихся на противоположных сторонах дороги, наличие световозвращателей и дефектов определяют визуально при осмотре столбиков.

4.2.1.3. Определение фотометрических параметров световозвращателей, располагаемых на сигнальных столбиках, - по ГОСТ Р 50971.

4.2.2. Сигнальные дорожные тумбы

4.2.2.1. Высоту тумб и геометрические параметры их вертикальной разметки определяют измерительной линейкой по ГОСТ 427 .

4.2.2.2. Расстояние видимости тумб в темное время суток определяют в соответствии с - .

4.2.3. Дорожные световозвращатели

Технические параметры световозвращателей на автомобильных дорогах определяют по ГОСТ Р 50971.

Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427 .

Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

4.2.5. Островки безопасности

Высоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.

4.3. Устройства воздействия на транспортные средства

4.3.1. Искусственные неровности

Параметры искусственных неровностей определяют по ГОСТ Р 52605 .

4.3.2. Шумовые полосы

4.3.2.1. Размещение шумовых полос на участке дороги сверяют с проектом (схемой) организации дорожного движения.

4.3.2.2. Ширину полос и расстояние между полосами измеряют измерительной рулеткой по ГОСТ 7502 .

4.3.2.3. Высоту полос определяют рейкой с клиновым промерником по ГОСТ 30412 .

Рейку укладывают поперек полосы с таким расчетом, чтобы один из ее концов на длине 15- 20 см размещался над дорожным покрытием. Затем клиновым промерником измеряют зазор между нижней гранью рейки и дорожным покрытием. Измерения проводят по всей ширине шумовой полосы в точках, отстоящих друг от друга на 0,5 м.

За результат измерения принимают среднее значение измерений, проведенных на шумовой полосе.

4.3.3. Аварийные съезды

4.3.3.1. Линейные параметры съезда (длину, ширину съезда, размеры разворотной площадки) определяют по ГОСТ Р 52577 .

Уклоны измеряют нивелиром по ГОСТ 10528 .

4.3.3.2. Толщину слоя покрытия из рыхлого материала, а также высоту песчаного вала измеряют погружением в него металлического стержня диаметром 8- 10 мм длиной 150 см.

Стержень заглубляют в рыхлое покрытие или песчаный вал в вертикальном положении с усилием 10 кг. По глубине погружения стержня судят о толщине покрытия и высоте песчаного вала.

4.3.3.3. Наличие на съезде указательных дорожных знаков и отсутствие пешеходного движения определяют визуально.

4.4. Защитные устройства

4.4.1. Дорожные ограждения

4.4.1.1. Потребительские характеристики конструкции дорожных ограждений (уровень удерживающей способности, динамический прогиб и рабочую ширину) определяют по ГОСТ Р 52607 .

4.4.1.2. Соответствие потребительских характеристик конструкции дорожных ограждений месту их установки производят осмотром участка дороги в месте установки ограждения, оценкой степени сложности дорожных условий по ГОСТ Р 52289 и изучением технической документации на ограждение.

4.4.1.3. Соответствие параметров установки ограждений (длины ограждения, высоты установки, расстояния от кромки проезжей части, расстояния от ограждаемого препятствия, расстояния от бровки земляного полотна) требованиям проектов их установки и ГОСТ Р 52289 определяют мерной лентой и измерительной рулеткой по ГОСТ 7502 .

4.4.1.4. Наличие всех предусмотренных ГОСТ 26804 элементов ограждения, в том числе световозвращателей, наличие отвода или заглубления начальных участков ограждения, правильность монтажа элементов, а также сопряжения ограждений на искусственных сооружениях и подходах к ним определяют визуальным осмотром.

4.4.1.5. Определение параметров удерживающих ограждений для пешеходов и ограничивающих ограждений для пешеходов и животных осуществляют по технической документации на эти ограждения.

4.4.1.6. Цвет окраски дорожных ограждений в виде буферов, наличие вертикальной разметки и наличие в них балласта определяют непосредственным осмотром.

4.4.2. Акустические экраны

4.4.2.1. Геометрические параметры экрана и его размещение на участке дороги измеряют мерной лентой и измерительной рулеткой.

4.4.2.2. Эффективность работы акустических экранов в местах их установки определяют методом экспериментальной оценки по ГОСТ Р 51943 .

4.4.3. Противоослепляющие экраны

4.4.3.1. Расположение начальных и конечных участков экрана относительно границ пересечений и примыканий в одном уровне, пешеходных переходов и мест разворота транспортных средств определяют оборудованием передвижной дорожной лаборатории, лазерным дальномером, тахеометром или другим геодезическим прибором, аттестованным в установленном порядке.

4.4.3.2. Положение экрана по отношению к проезжей части, расстояние от верхнего и нижнего края защитного элемента экрана до поверхности разделительной полосы измеряют рулеткой по ГОСТ 7502 .

4.4.3.3. Коэффициент направленного пропускания сетчатого экрана определяют по ГОСТ 26302 (метод А). Сущность метода состоит в определении отношения силы тока фотоприемника при попадании на него светового потока, прошедшего сквозь исследуемый образец экрана, к силе тока при попадании светового потока непосредственно на фотоприемник. При проведении измерения используют источник света по (тип А) с цветовой температурой Т ц = (2850 ± 20) К и фотоприемник с корригированной под функцию V(T) по ГОСТ 8.332 фотометрической головкой.

Испытания следует проводить в помещении, исключающем наличие посторонних засветок (в полностью затемненном помещении). Образец должен быть чистым, сухим и находиться в течение 24 ч в помещении, где будут проводить испытания.

Измерения проводят на опытном образце, представляющем собой одну из секций экрана.

Образец размещают вертикально между источником света и фотоприемником. Ось образца экрана располагают под углом α к оси падающего луча света (рисунок 1).


1 - образец экрана ; 2 - источник света ; 3 - фотометрическая головка фотоприемника ; N - нормаль к поверхности образца ; ρ - угол освещения , равный 72 ° ; а - дополнительный угол освещения , равный 18 ° ; OS = OF

Рисунок 1 - Фотометрическая схема измерения коэффициента направленного пропускания для сетчатых экранов (вид сверху )

Измерения проводят не менее чем в трех точках по длине образца на уровнях, соответствующих 85 % - 100 %, 45 % - 60 %, 0 % - 15 % высоты экрана.

В процессе измерений определяют силу тока фотоприемника при освещении образца экрана при заданном значении угла α .

Коэффициент направленного пропускания света t вычисляют по формуле

Считают, что образец сетчатого экрана прошел испытания, если коэффициент пропускания при значении угла α от 0° до 18° составляет не более 0,10.

4.4.3.4. Коэффициент пропускания стоечных экранов при указанных выше условиях испытаний должен быть равен 0.

4.4.4. Снегозащитные устройства

4.4.4.1. В снегозащитных насаждениях с помощью мерной ленты или измерительной рулетки по ГОСТ 7502 измеряют расстояния между рядами деревьев и кустарников, а также расстояния в ряду между деревьями и кустарниками.

Измеренные расстояния должны соответствовать нормативным значениям.

4.4.4.2. Геометрические параметры снегозадерживающих и снегопередувающих заборов, расстояние между рядами и дорогой измеряют с помощью мерной ленты.

4.5. Средства организации движения пешеходов и велосипедистов

4.5.1. Тротуары и пешеходные дорожки

4.5.1.1. При определении параметров тротуаров и пешеходных дорожек визуально устанавливают их наличие на протяженности застройки населенного пункта и на подходах от автобусных остановок и мест массового отдыха, а также наличие ограждения при расстоянии от края проезжей части менее 2,5м.

4.5.1.2. Ширину тротуаров и пешеходных дорожек, расстояние до проезжей части, высоту кустарника измеряют измерительной рулеткой по ГОСТ 7502 .

4.5.1.3. Подсчет интенсивности пешеходного движения для определения соответствия ширины (числа полос) тротуаров и пешеходных дорожек интенсивности движения пешеходов проводят в час пик визуальным методом.

4.5.1.4. Уклоны тротуаров измеряют нивелиром по ГОСТ 10528 .

4.5.2. Пешеходные переходы

4.5.2.1. Наличие пешеходных переходов и их обустройства дорожными знаками, разметкой, ограждениями и освещением определяют по проекту организации дорожного движения.

4.5.2.2. Ширину пешеходных переходов измеряют рулеткой по ГОСТ 7502 .

4.5.2.3. Расстояние видимости автомобилей в обе стороны от перехода определяют по ГОСТ Р 52577 .

4.5.3. Велосипедные дорожки

4.5.3.1. Необходимость устройства велосипедных дорожек определяют измерением интенсивности движения транспорта и велосипедистов в час пик и проверкой соответствия полученных значений нормативным требованиям.

4.5.3.2. Геометрические параметры велосипедных дорожек (ширину дорожки, обочин, разделительной полосы, расстояния до препятствий) определяют по ГОСТ Р 52577 .

Высоту бордюра определяют линейкой по ГОСТ 427 , габарит по высоте - рулеткой по ГОСТ 7502 .

4.5.3.4. Ориентировочную величину радиуса горизонтальных круговых кривых допускается определять по следующей методике.

Для проведения измерений используют мерную ленту или измерительную рулетку по ГОСТ 7502 .

На внутренней кромке покрытия велосипедной дорожки выбирают две точки, расположенные на расстоянии S . Затем по середине измеренного отрезка по перпендикуляру к нему измеряют отрезок h (рисунок 2). Радиус R , м, вычисляют по формуле

Рисунок 2 - Схема определения радиуса горизонтальной кривой

Для повышения точности определения радиуса горизонтальной кривой промеры рекомендуется делать в двух-трех местах на кривой. Радиус R горизонтальной кривой определяют как среднее значение, полученное по результатам отдельных измерений.

4.5.3.5. Наличие твердого покрытия на дорожке, ограждений и технических средств организации движения в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью автомобильной дороги определяют визуально.

4.6. Средства улучшения условий видимости

4.6.1. Стационарное электрическое освещение

4.6.1.1. Наличие стационарного освещения на участках дорог, на которых устройство освещения предусмотрено действующими нормами, и расстояние между отдельными освещенными объектами определяют при проведении диагностики дорог.

4.6.1.2. Определение горизонтальной освещенности и равномерности горизонтальной освещенности покрытий - по ГОСТ 24940 .

4.6.1.3 Параметры установки опор светильников определяют мерной лентой или измерительной рулеткой по ГОСТ 7502 измерением расстояния от опоры до бровки земляного полотна или бортового камня.

При установке опор на обочине или разделительной полосе определяют наличие ограждений и расстояние от ограждений до кромки проезжей части.

При наличии опор высотой более 15м измеряют расстояние от опоры до кромки проезжей части и наличие ограждения, если это расстояние составляет менее 9 м.

4.6.2. Дорожные зеркала

4.6.2.1. Испытания дорожных зеркал проводят при температуре воздуха плюс (25 ±10)°С, относительной влажности 45 %-80 %, атмосферном давлении 84-107 кПа (630- 800 мм рт. ст.).

4.6.2.2. Наличие дефектов на отражателе (царапин, вмятин, пропусков отражающего слоя) проверяют по ГОСТ 17716 (пункт 4.3) в помещении при рассеянном естественном или искусственном освещении в отраженном свете.

Для определения наличия дефектов наблюдатель должен находиться между источником света и лицевой поверхностью отражателя. Оптический элемент должен быть расположен на расстоянии 800- 1000 мм от глаз наблюдателя.

Наличие дефектов проверяют наклоном оптического элемента в различных направлениях.

4.6.2.3. Правильность выбора варианта исполнения зеркала и места его установки определяют визуально при естественном освещении на пересечении главной и второстепенной дорог.

На противоположной по отношению к наблюдателю обочине главной дороги на расстоянии 1 м от кромки проезжей части устанавливают зеркало, типоразмер которого соответствует категории дороги. Центр отражателя зеркала должен находиться на высоте 2,7 м от поверхности обочины.

Отражатель зеркала должен быть повернут в сторону наблюдаемого участка дороги таким образом, чтобы этот участок был виден наблюдателю.

Уровень глаз наблюдателя, находящегося в автомобиле на второстепенной дороге в месте, где он должен уступить дорогу автомобилю, движущемуся по главной дороге, должен находиться на высоте 1,2 м от поверхности покрытия.

Испытание считают успешным, если при бинокулярном обзоре наблюдатель с места, где он должен уступить дорогу, видит в зеркале полностью ширину пересекаемой проезжей части на расстоянии от зеркала, указанном в таблице 1, и может определить направление движения легкового автомобиля, попавшего в сектор обзора на главной дороге.

Таблица 1 - Минимальное расстояние видимости полной ширины проезжей части

Типоразмер отражателя , м

Вариант исполнения отражателя

Расстояние видимости полной ширины проезжей части , м

12,5

19,5

14,0

22,0

После испытания на отражателе не допускается появление очагов коррозии, суммарная площадь которых превышает 2 % площади отражателя.

4.6.2.6. Обеспечение защиты отражателя от попадания воды корпусом зеркала - по ГОСТ Р 52290 .

4.6.2.7. Прочность защитного лакокрасочного покрытия элементов зеркала - по ГОСТ 15140 (метод 2).

4.6.2.8. Стойкость к воздействию климатических факторов - по ГОСТ 9.401 .

5 Методы определения параметров зданий и сооружений обслуживания движения

5.1. Сооружения обслуживания участников дорожного движения

5.1.1. Здания и сооружения для отдыха и питания участников дорожного движения

5.1.1.1. Расстояния между сооружениями для отдыха и питания участников дорожного движения определяют по результатам диагностики автомобильных дорог.

5.1.1.2. Соответствие вместимости зданий и сооружений для отдыха и питания участников дорожного движения требованиям ГОСТ Р 52766 определяют по результатам учета движения и сопоставления требуемой и фактической вместимости.

5.1.2. Площадки отдыха

5.1.2.1. Расстояния между площадками отдыха и их вместимость определяют по результатам диагностики автомобильных дорог.

5.1.2.2. Наличие зонирования и оборудования площадок отдыха определяют при непосредственном их осмотре в процессе диагностики автомобильных дорог.

5.1.3. Площадки для остановки и кратковременной стоянки автомобилей

5.1.3.1. Наличие площадок для остановки и кратковременной стоянки автомобилей у сооружений обслуживания движения и их фактическую вместимость определяют по результатам диагностики автомобильных дорог.

5.1.3.2. Соответствие фактической вместимости площадок требованиям ГОСТ Р 52766 определяют по результатам осмотра сооружений и их технической документации.

5.1.4. Пункты медицинской помощи

В процессе диагностики автомобильных дорог фиксируют наличие на дороге информации о размещении пунктов медицинской помощи и ее соответствии перечню медицинских учреждений, оказывающих помощь пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествиях, согласованному с региональными органами управления медицинскими учреждениями.

5.1.5. Сооружения связи

5.1.5.1.В процессе диагностики автомобильных дорог фиксируют наличие на дорогах информации о размещении пунктов связи (почты, телефона, телеграфа) и соответствии информации фактическому размещению сооружений связи, а также наличие знаков на участке дороги, на котором действует система радиосвязи с аварийными службами.

5.1.5.2. Расстояния между вызывными колонками при наличии на дороге сигнально-вызывной связи определяют с помощью передвижной дорожной лаборатории.

5.1.5.3. Размещение вызывных колонок в поперечном профиле дороги измеряют измерительной рулеткой по ГОСТ 7502 .

5.1.5.4. Работоспособность системы аварийно-вызывной связи определяют по сигнализации на пульте управления в диспетчерском центре (пункте) управления системой или осуществлением контрольной связи с оператором с помощью вызывной колонки на дороге.

5.2. Сооружения для технического обслуживания транспортных средств

5.2.1. Станции заправки топливом

5.2.1.1. Расстояния между станциями заправки топливом и их мощность определяют при диагностике автомобильных дорог.

5.2.1.2. Измерение расстояний от станций заправки топливом до кромки проезжей части, границ земельных участков детских дошкольных учреждений общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром или до стен жилых или общественных зданий и сооружений, а также от посадочных площадок, разворотных и отстойно-разворотных площадок наземного пассажирского транспорта, пешеходных переходов определяют мерной лентой.

5.2.2. Станции технического обслуживания автомобилей

5.2.1.1. Расстояния между станциями технического обслуживания автомобилей и их мощность определяют при диагностике автомобильных дорог.

5.2.1.2 Измерение расстояний от станций технического обслуживания автомобилей до окон жилых домов и общественных зданий, а также до границ земельных участков школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа определяют мерной лентой.

5.2.3. Моечные пункты

Расстояние отдельно стоящих моечных пунктов от жилых домов, общественных зданий и сооружений, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром определяют мерной лентой.

5.3. Остановочные пункты общественного пассажирского транспорта

5.3.1. Размещение и расстояния между остановочными пунктами общественного пассажирского транспорта определяют с использованием передвижной дорожной лаборатории при проведении диагностики автомобильных дорог.

5.3.2. Наличие необходимых средств оборудования остановочных пунктов определяют визуальным осмотром.

5.3.3. Геометрические параметры переходно-скоростных и разделительных полос, карманов, остановочных и посадочных площадок - по ГОСТ Р 52577 .

5.3.4. Наличие и расположение необходимых средств организации дорожного движения (знаков, разметки, светофоров) и пешеходных ограждений определяют сравнением имеющихся в зоне остановки средств с предусмотренными проектом организации дорожного движения и ГОСТ Р 52289 .

5.4. Сооружения для контроля за движением

5.4.1. Стационарные посты дорожно-патрульной службы

5.4.1.1. Наличие площадок для остановки и стоянки автомобилей, параметры переходно-скоростных полос определяют при проведении диагностики автомобильных дорог.

5.4.1.2. Освещенность площадки для остановки автомобилей и переходно-скоростных полос измеряют в соответствии с ГОСТ 24940 .

5.4.2. Стационарные пункты весового и габаритного контроля

5.4.2.1. Наличие оборудования пунктов весового и габаритного контроля (помещения для размещения персонала и специальных технических средств, площадки для стоянки и производства измерений, технические средства производства измерений, хранения и анализа данных) проверяют при проведении диагностики автомобильных дорог

5.4.2.2. Соответствие параметров переходно-скоростных полос категории дороги определяют по ГОСТ Р 52577 .

5.4.2.3. Измерение освещенности покрытия переходно-скоростных полос и территории пункта весового и габаритного контроля осуществляют по ГОСТ 24940 .

5.5. Контроль соблюдения требований по обеспечению безопасности движения в местах размещения зданий и сооружений обслуживания движения

5.5.1. Параметры геометрических элементов участка дороги в месте размещения сооружения обслуживания движения определяют по ГОСТ Р 52577 .

5.5.2. Значение радиусов закруглений на съездах определяют в соответствии с .

5.5.3. Крутизну откосов на насыпях в пределах переходно-скоростных полос определяют геодезическими инструментами.

5.5.4. Боковую видимость на съездах к объектам сервиса определяют по методике, принятой для пересечений и примыканий автомобильных дорог в одном уровне по ГОСТ Р 52577 .

Боковая видимость должна обеспечивать видимость с главной дороги автомобиля, ожидающего на второстепенной дороге момента безопасного въезда на главную дорогу. При этом ожидающий автомобиль расположен в 1,5 м от кромки проезжей части; по главной дороге автомобиль движется в 1,5 м от кромки проезжей части; уровень глаза водителя расположен на высоте 1,2м (рисунок 3).


Рисунок 3 - Схема определения боковой видимости

Измерение расстояниявидимости проводят с использованием дорожной лаборатории, движущейся в направлении съезда к объекту с разрешенной скоростью движения, и легкового автомобиля, стоящего на съезде в соответствии с рисунком 3.

Видимость автомобиля считается обеспеченной, если при проезде дорожной лаборатории по главной дороге его водитель видит ожидающий автомобиль на второстепенной дороге с расстояния L гл значение которого не менее нормативного.

Обеспеченность расстояния видимости поверхности дороги проверяют двумя наблюдателями, стоящими на расстояниях l гл и l вт (нормативные значения расстояния видимости поверхности главной и второстепенной дороги) от пересечения (примыкания) в соответствии с рисунком 3. Если наблюдатель с высоты 1,2 м видит поверхность дороги в месте нахождения второго наблюдателя, считают, что условие обеспечения видимости дороги выполняется.

5.5.5. Проверку зонирования территории объекта, организации движения транспорта и пешеходов, наличие схемы размещения объектов и проездов к ним в комплексах обслуживания, наличие освещения переходно-скоростных полос и территории объектов, информации о нахождении телефона, средств оказания первой медицинской помощи осуществляют осмотром объекта и его территории.

Ключевые слова : обустройство автомобильных дорог , элементы обустройства , основные параметры , методы определения параметров

Библиотека

✔ Предположим, что Вы проектируете магазин или жилой дом. Как быть уверенным в том, что Вы предусмотрели в плане благоустройства прилегающей территории все для свободного и безопасного передвижения инвалида на коляске во всех возможных направлениях?
Очень просто. Надо вспомнить детскую игру.
Возьмите в руки карандаш, выберите маршрут и попробуйте добраться из пункта А в пункт Б, используя в качестве настольной игры Ваш проект.
Если Вам не встретились на пути:
– лестницы или другие препятствия,
– перепады, бордюры и т.п. высотой более 4 см,
– крутые спуски и непреодолимые подъемы,
– колесо коляски не забуксовало в швах между бетонными плитами и не застряло между ребер решетки, установленной на путях движения,
– вы не получили увечья и остались живы, то игра – Выиграна .
А теперь выберите другой возможный маршрут и снова доберитесь в тот же пункт Б, но уже из пункта С.
Поверхность пешеходных путей, предназначенных для передвижения инвалидов, должна быть ровная, без швов и нескользкая, в том числе при увлажнении. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены.
Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами – не более 1,5 см.
Поверхностный сток воды на пешеходных путях должен устраиваться так, чтобы водоприемники и решетки не выходили на пешеходные дорожки.
Ребра решеток, устанавливаемых на путях движения инвалидов, должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см.
Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров, которые предназначаются для пользования инвалидами на креслах-колясках и престарелых, не должны превышать: продольный – 5%, поперечный – 1–2%.

Для передвижения маломобильных групп населения на сложном рельефе следует предусматривать устройство серпантинных трасс с уклонами в пределах нормы.
В случаях, когда по условиям рельефа невозможно обеспечить указанные пределы, допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 12 м пути с устройством горизонтальных промежуточных площадок вдоль спуска длиной не менее 1,5 м каждая.
Пересечение пешеходных дорожек выполняется в одном уровне.
На сегодня, обратите внимание, если Вы захотите свернуть с тротуара на пешеходную дорожку, ведущую к парковке или магазину, то между тротуаром и дорожкой Вы натолкнетесь на разделяющий их бордюр высотой 15 см (рис. 14.2 – левый вход). Это самая распространенная ошибка. Очень часто этот перепад уровня встречается тогда, когда перед магазином укладывают тротуарный камень “Бехатон”. Перепад уровня между асфальтом тротуара и “бехатоном” в этом случае равен высоте тротуарного камня.
На рис. 14.2 подходы к правому магазину выполнены правильно. Но в рисунке специально заложены еще две типовые ошибки.
На стене возле входа в магазин на требуемой высоте установлена кнопка вызова, предназначенная для инвалидов на коляске.
Первая ошибка – проектировщик забыл предусмотреть возможность подъезда к кнопке вызова инвалида на коляске. Надо было либо сделать более широкой всю тротуарную дорожку, либо расширить дорожку в зоне подхода к кнопке в виде “кармана”.
Вторая ошибка – не было никакого смысла устанавливать кнопку вызова, так как этот магазин доступен для свободного передвижения инвалида на коляске.
Предупреждающую информацию для людей с полной и частичной потерей зрения о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности и пр.) следует обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской.
Оптимальными для маркировки считаются цвета ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный.
Для предупреждения людей с полной и частичной потерей зрения о приближении к пешеходному переходу следует непосредственно перед ним изменить фактуру покрытия тротуара.
Для этого за 0,6–0,9 м до начала перехода укладываются предупредительные тактильные (осязательные) полосы с выраженным рифлением поверхности (рис. 14.4 и 14.5). Тактильная полоса воспринимается тростью или непосредственным прикосновением ног идущего.
В отличие от России, в Великобритании (и во многих других странах) к тактильной полосе, выполненной перед переходом (рис. 14.4), примыкает под углом 90° еще одна тактильная полоса, которая тянется поперек всего тротуара и заранее предупреждает людей с дефектами зрения о месте, в котором можно повернуть к переходу.
На рис. 14.3 приведен пример одной из рельефных информационных плит дорожного покрытия (для слепых) с размерами в мм.
Так как промышленность сегодня не выпускает рельефных информационных плит, в Екатеринбурге на асфальтовом тротуаре тактильная полоса обычно выполняется с помощью тротуарного камня “Бехатон”.
В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см (рис. 14.4). Минимальная ширина пониженного бордюра, исходя из габаритов кресла-коляски, должна быть не менее 900 мм.

Пониженный бортовой камень окрашивается ярко-желтой (или белой) краской. Контрастная окраска помогает ориентироваться инвалидам с дефектами зрения и одновременно указывает инвалидам опорно-двигательного аппарата (передвигающимся на костылях, в инвалидных колясках) места возможного схода-захода на тротуар.
Надо заметить, что в мировой практике, как правило, бордюр понижается не до 2,5–4 см, а до нуля, чтобы исключить все препятствия на путях движения людей.
В Екатеринбурге первый реконструированный с учетом потребностей инвалидов в 1998 году перекресток на пересечении улиц Малышева-Бажова был сделан именно так. Бордюр сравняли с проезжей частью. Инвалиды на колясках и родители с детскими колясками были довольны. Но это не понравилось Управлению благоустройства – когда идет подметальная машина, весь мусор оказывается на тротуаре. Грейдер, убирающий снег вдоль бордюра, в этих местах не может определить границу между тротуаром и бордюром, что чревато повреждением либо грейдера, либо обычного бордюра вдоль дороги. Инвалиды по зрению тоже высказались против. В отсутствии специальных рельефных информационных плит ничто не предупреждало инвалида по зрению о выходе на проезжую часть. Сотрудники ГИБДД остались тоже не довольны, так как возникла опасность наезда автомобилей на пешеходов. Они настояли на том, чтобы в Екатеринбурге была установлена минимальная высота пониженного бордюра 4 см.

На мой взгляд, надо менять психологию российских водителей и придерживаться хотя бы установленного российского норматива, который определяет предельные границы высоты пониженного бордюра с учетом изменений рельефа от 2,5 до 4 см. Если определить минимальную границу в 4 см, то строители будут устанавливать бордюр в пределах 3–5 см. Часть инвалидов, особенно инвалиды на электрических колясках, не могут преодолеть бордюр даже в 2–3 см (!). Бордюр в 5 см не преодолеет большинство.
В международной практике максимально допустимая высота перепада уровней составляет не более 1,3–1,5 см (!), а для разделения проезжей части и пешеходной зоны, находящихся на одном уровне, устанавливаются специальные столбики с маркировочной окраской (”bollards”) на расстоянии 1,2 м друг от друга. Эти столбики препятствуют автомобильному движению в пешеходной зоне.
Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10.
На рис. 14.5:
1 – съезд с тротуара;
2 – предупредительная тактильная (осязательная) полоса.
В местах переходов не допускается применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части.
Если машина, которая движется по проезжей части на большой скорости, заедет колесами на такой съезд, выходящий на дорогу (рис. 14.6), она просто перевернется. Может получить повреждение и уборочная техника, которая очищает дорогу вдоль бордюров, зацепив случайно такой выступ.
На практике очень часто при реконструкции небольшого участка дороги высокий бордюр просто закатывают асфальтом в виде валика. Например, для того чтобы машина с товаром могла заехать на асфальт и подъехать вплотную к загрузочной двери магазина. Важно следить за тем, чтобы такие валики возле тротуаров не появлялись на основных магистралях дорог с интенсивным движением.

На что хотелось бы обратить Ваше особое внимание. В нормативной литературе не совсем понятно, в каких местах надо понижать бордюр, а в каких – нет. На рис. 14.7 показаны схематично места понижения бордюра. Как мы видим, пониженные бордюры выполняются не на всех пересечениях тротуара с проезжей частью дорог, а в местах, где разрешено пешеходное движение:1 – на регулируемых перекрестках, где есть светофоры или установлен знак “Пешеходный переход”; 2 – в местах, где автомобильные въезды во дворы пересекают пешеходные пути. Женщина с детской коляской, идущая по улице вдоль дороги (на рис. 14.7 – стрелки), должна свободно двигаться, а не перетаскивать без конца коляску через бордюры. На рисунке также для примера перечеркнуто крестом место, где понижать бордюры нельзя, так как в этом направлении переход людей через дорогу запрещен.
Для того чтобы люди, стоящие на съезде с тротуара с уклоном 10%, не поскользнулись и не попали под колеса машины, рекомендуется в пределах тактильной полосы, справа по ходу движения, устанавливать флажок-поручень (столбик, имеющий вверху окончание в виде петли).
Ширина пешеходного пути через островок безопасности в местах перехода через проезжую часть улиц должна быть не менее 3 м, длина – не менее 2 м.
В местах перепада уровней, превышающего 4 см, между горизонтальными участками пешеходных путей или пола в зданиях и сооружениях следует предусматривать устройство пандусов и лестниц.
Все имеющиеся на пути движения инвалидов-колясочников лестницы должны быть продублированы пандусами или подъемниками. Лестницы и пандусы ограждаются перилами.

Все лестницы подземного или надземного перехода должны быть продублированы пандусами. Возле подземных переходов следует размещать хорошо различимые информационные знаки (рис. 14.8). Переходы на крупных и сложных транспортных развязках следует снабжать защитными ограждениями.
Опасные для инвалидов участки и пространства следует огораживать бортовым камнем высотой не менее 5 см. У препятствий следует устанавливать ограждение.
В жилых районах и микрорайонах вдоль пешеходных дорожек и тротуаров, предназначенных для передвижения инвалидов, следует предусматривать не реже чем через 300 м места отдыха со скамейками.

СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91

Интересно, что документ (строительные нормы и правила), который должен помочь велосипедистам преодолевать бордюрный камень и легко въезжать на тротуары, предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Тут интересы велосипедистов совпадают с интересами инвалидов-колясочников. А так как Россия подписалась под Декларацией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1975 году, то и в законодательстве существуют статьи, которые нам, велосипедистам, полезны.

Цитата из действующего СНиП 35-01-2001:

3.4 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м. Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.

Этот "снип" (строительные нормы и правила) входит в международный Классификатор ISO 91.040.01, обеспечивающий инвалидам возможность вести активный образ жизни. "Снип" заменил ВСН 62-91* от 1994 года, в котором аналогичный пункт звучал следующим образом:
"…2.2.2. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см. Не допускается в местах переходов применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части…"

Таким образом существует, как я понимаю, организация Ростехнадзор, которая должна контролировать соблюдение входящего в Классификатор ISO 91.040.01 (Строительство в целом) вышеназванного СНиПа.

"Перед Московским МТУ Ростехнадзора стоят основные задачи по осуществлению полномочий, направленных на реализацию законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области … строительного надзора …

Правовой «склерозник» активиста. Высота бордюров на улицах и дорогах

с целью предупреждения аварий, травматизма и снижения вероятности негативного воздействия на человека…"

Камень бортовой БР 100.30.15 , для отделения проезжей части внутрикварталь-ных проездов от тротуаров и газо-нов ГОСТ 6665-91


Камень бортовой БР 100.20.8 , для отделения пешеходных до-рожек и тротуа-ров от газонов ГОСТ 6665-91

А вот и главный для нас велосипедистов камень — АППАРЕЛЬ
Описание по ГОСТ 6665-91
Камень-аппарель, справочная масса — по проекту (т.е. размеров нет, делают как получится на месте), назначение — для сопряжения покрытий вело-сипедных доро-жек и тротуаров с интенсивным движением детс-ких и инвалидных колясок и др. с покрытием прое-зжих частей улиц и дорог на пере-сечениях

Примечание. Длину аппарели (lа) при тротуарных покрытиях из сборных плит принимают кратной размеру плит, а другие размеры — в зависимости от марки камня.

Как оградить тротуары от заезда автотранспорта?

« Ширина пожарного проезда | Главная | Величина продольного уклона дороги »

Высота превышения бортового камня над проезжей частью

Высота превышения бортового камня, обеспечивающего водоотвод, над проезжей частью обычно принимается 0,12 – 0,18 м с возможными колебаниями в пределах 0,08 – 0,20 м. В местах въездов в квартал, если они оформляются не как сопряжение двух улиц, не прерывая тротуара на улице, высота бортового камня уменьшается до 0,04 м

Внутриквартальные проезды окаймляются с обеих сторон бордюрами высотой 0,15 – 0,18 м, для односкатных проездов – допускается 0,08 – 0,10 м.

Источник — Н.М.Клейменов и Н.Д.Дудина «Вертикальная планировка » стр. 73, 110

Скачать бесплатно

Аналогичные темы:

Как перевести промилле и проценты в градусы, и, обратная задача – перевести градусы в промилле и проценты?

Как определить уклон между горизонталями на плане?

Минимальный продольный уклон дороги

Максимальный уклон пандуса для инвалидов?

Какие допустимые уклоны (продольные и поперечные) для рамп автостоянок и гаражей?

Темы: Полезная информация | 1 отзыв »