Описание деревенского дома. Заброшенный старинный дом. Собор Святой Софии

Если нам надо нагнать на читателей жути, самый верный способ - это задействовать страх перед неизвестностью.

Когда люди сталкиваются с необъяснимым явлением, пусть даже вымышленным, у них автоматически возникает нужная нам реакция.

Способ 1. “Неправильный” цвет

Представьте себе больничную палату, выкрашенную в кроваво-красный цвет. А как насчет детской комнаты грязно-болотного цвета? Плитка на кухне - с веселыми алыми горошинами, подозрительно напоминающими капли крови… Милая девушка с белыми зрачками - как у вареной рыбы…

Все это выглядит “неправильно”, и поэтому тревожит подсознание читателя.

Способ 2. Несоответствие месту или ситуации

Допустим главный герой входит в помещение - в самую обычную комнату, оглядывается кругом и вдруг обнаруживает… нечто . Например, присохший к стене маленький кусочек мяса или дверную ручку, привинченную не к двери, а к стене.

Подозрительный объект одновременно вызывает и любопытство и тревогу, и читателю уже трудно оторваться от книги - ему хочется узнать, что будет дальше.

Способ 3. Подозрительные действия

Действия и звуки, которые явно не соответствуют обычному порядку вещей, действуют на наше подсознание аналогичным образом, но только еще в большей степени. Если что-то движется “неправильно”, у нас в мозгу мгновенно зажигает “сигнал опасности”.

Представьте себе, что поверхность стола, за которым вы сидите, вдруг начинает пузыриться и трескаться. Все это страшно только потому, что необъяснимо (ну и стол, разумеется, жалко - все-таки он денег стоит).

Покопайтесь в своих кошмарах: что вас больше всего пугало? Мне однажды приснилось, что у моей собаки разом выпали все зубы.

Способ 4. Зловещий предмет

Есть ряд предметов, которые по определению выглядят подозрительно для нашего подсознания:

  • Зеркала (как портал в иную реальность)
  • Плотные портьеры (кто знает, что за ними скрывается)
  • Запертые двери
  • Грязные, растрепанные куклы (наше подсознание вообще не любит, чтобы детство ассоциировалось с упадком, смертью и тленом).
  • Раковина или бассейн с подозрительной жидкостью
  • Сломанные перила на большой высоте


Вещи, связанные со смертью и болью

  • Атрибуты похорон и траура
  • Шприцы
  • Грязные бинты
  • Кости
  • Пятна крови
  • Погибшие растения
  • Искусственные цветы (мелочь, но довольно символичная)

Все, что связано со зловещими суевериями

  • Вороны
  • Черные кошки
  • Число 13
  • Безобразные старики и старухи, похожие на злых колдунов

Все, что связано с покинутым жильем

  • Развалины
  • Заброшенные дома
  • Толстый слой пыли
  • Треснутые стекла
  • Заколоченные двери


Способ 5. Ассоциации и метафоры

Можно заострить внимание читателей на объектах, которые служат предостережением герою. Это может быть, например, мертвая бабочка, застрявшая в паутине, или мигающий ярко-красный знак над запертой дверью - “Выхода нет”.

Способ 6. Слова-ключи

Множество слов в русском языке несут в себе “мрачный заряд”. Сами по себе такие слова никого не напугают, но в комбинации с нужными образами они могут дать очень мощный эффект. Например:

  • Склизкий
  • Мрачный
  • Утробный
  • Могильный
  • Заплесневелый
  • Жуткий и пр.

Составьте список прилагательных и наречий, связанных с угрозой, тревогой, смертью и разложением и у вас получится “словарь ужастика”, который можно адаптировать к вашему сюжету.

Способ 7. Игра на древних инстинктах человека

Тьма, ночной лес, кладбища, глаза хищника, светящиеся во тьме, тусклое освещение, запахи тлена и т.п. по определению вызывают в человеке страх.

Пусть это звучит банально, но это работает, потому что мы никуда не денемся от инстинктов, которым многие тысячи лет. Все, что пугало наших далеких предков, жмущихся к костру во мраке пещеры, до сих пор пугает и нас.

Если вы хотите показать читателям жуткое место, описывайте его с точки зрения персонажа, который уже воспринимает мир в определенном ключе. Он замечает не все подряд, а только то, что имеет для него особый, зловещий смысл.

Одно дело, если ваш читатель смотрит на происходящее с точки зрения стороннего наблюдателя, и совсем другое - если он вжился в образ героя и переживает за него, как за самого себя.

Литература - это не кулинария, поэтому рецепты здесь неуместны. Не столь важно, что человеку предстоит написать: сочинение, реферат, эссе или рассказ, - не существует универсального, хорошего и действенного метода, который поможет создать словесный шедевр. Все зависит от мыслей, эмоций и души, которые каждый автор вкладывает в свое произведение. Но, тем не менее, есть универсальные «приправы», без которых даже простое описание дома превратится в адскую пытку.

В чем загвоздка?

Описание дома - сочинение, которое должно в полной мере раскрыть внешний вид недвижимости не только внутри, но и снаружи. То есть ответить на вопрос «какой». Подобного рода сочинения не раз можно встретить в учебных программах младшей и средней школы. Суть подобного задания - научить учащегося:

  • Оперировать полученным словарным запасом.
  • Структурировать мысли.
  • Выразить собственное мнение по отношению к чему бы то ни было.

Описывать недвижимость немного сложнее, чем природу, поскольку внимание отвлекает множество мелочей. В таком случае сложно определить, что важное, а что второстепенное. Поэтому попытаемся разобраться, что можно подавать как основное блюдо, а что станет хорошей приправой.

Что я вижу?

По сути, описание дома предполагает писать о том, что человек видит перед собой. Однако это задание можно истолковывать по-разному. Если воспринимать его, так как есть, тогда сочинение превратится в унылый подсчет трещин и сколов, которые можно заметить на внешних стенах здания, фундаменте и под крышей.

Хорошим решением станет описание архитектурных особенностей или занятных украшений ручной работы (к примеру, резные перила крыльца). Если сколы и трещины - единственные «достопримечательности» внешнего фасада, тогда можно написать не просто об их существовании, а рассказать историю, с которой связан этот ущерб. Особой популярностью этот прием пользуется, когда нужно придумать описание старого дома, ведь такая недвижимость богата историями.

Окна и двери

Не стоит обделять вниманием окна и двери. Дурным тоном считается писать о том, сколько в доме окон или дверей. Лучше всего упомянуть об особенностях. К примеру, «Двери дома были большими и тяжелыми. Их украшала красивая резная ручка, которая уже немного стерлась от времени» или «Темные стекла окон неприветливо сверлили путешественников. Этот старый дом определенно не был рад новым жильцам».

В первом случае просто описываются особенности входных дверей. Во втором случае автор приписал окнам человеческие особенности. Тем не менее, они от этого не перестали быть частью сочинения-описания, ведь по-прежнему отвечают на вопрос «какой» (окна какие - неприветливые). Описание дома при помощи подобного приема часто встречается в художественной литературе, когда автор хочет передать читателю не только визуальное представление о происходящем, но и эмоциональный фон.

Крыша или комнаты?

Описание дома - сочинение, которое вызывает много вопросов. Особенно если дело доходит до крыши помещения. Если с крыльцом, окнами, дверьми и фасадом в целом все понятно, то крыша - это отдельный момент, ведь очень часто можно встретить сочинения, в которых о ней не написано ни слова. Пожалуй, это одна из самых встречаемых ошибок - ведь не бывает дома без крыши. Даже если нет никаких особенностей кровли, можно сказать, к примеру: «Под обычной черепичной крышей расположился дом моей юности. Его стены…».

Часто можно встретить описание жилого дома без упоминания крыши, также нередко вместо нее описываются комнаты. В принципе это отличное решение, особенно если заканчивать сочинение словами: «А потом всю эту красоту залил дождь, потому что дом был без крыши». В описании здания обязательно нужно упомянуть его кровлю. Более того, не нужно «прыгать» от фасада и окон до кухни с резной мебелью, а потом возвращаться к крыльцу. Сначала нужно описать внешний вид дома, потом его комнаты (если это предполагает задание).

Описание дома: пример

«С момента, когда я была здесь, прошло уже больше 15 лет. А я все еще помню дом, в котором выросла. Он был маленьким, немного покосившимся, зато с новой крышей. Каждую весну мы с мамой белили стены и красили окна синей краской, чтобы наша обитель приобретала более свежий вид. Летом входная дверь в дом всегда была открыта нараспашку, а зимой со всех окон струился мягкий свет от словно приветливо зазывая на чашку горячего чая. У нас не было крыльца, всего одна ступенька, ведущая внутрь дома, но как было приятно на ней сидеть длинными летними вечерами и думать обо всем на свете.

Прошло уже 15 лет, и от моего дома остался только покрошенный фундамент. Если присмотреться, то можно различить, где и какая комната была раньше, но не более того. Однажды дом просто рухнул, а его описание стало частью моих воспоминаний».

Сочинение на подобную тему хорошо тем, что к описанию можно прибавить немного истории, немного эмоций, немного воспоминаний. Не суть важно, реальными они будут или вымышленными, главное, чтобы все гармонично сочеталось. Ведь без этих «приправ» не получить хорошего сочинения. Литература - это, конечно, не кулинария, но даже здесь сложно обходиться без специй.

Оформление домов в русском стиле становится все более популярным. Русский стиль в интерьере является олицетворением многовековых традиций и богатой культуры. Такие дома являются настоящим произведением зодческого искусства, они уникальны в своем исполнении.

Кроме того, жилье в русском стиле обладает хорошей теплоизоляцией, оно экологически чистое и удобное в эксплуатации.

Особенности стиля

Современные дома в русском стиле сочетают в себе вековые национальные традиции в архитектуре и новейшие технологии в строительстве. В оформлении классического древнерусского интерьера наиболее уместно использовать природные материалы. Основным таким материалом является древесина.

Традиционно в России деревянные дома строили из бревен хвойных пород деревьев (сосна, лиственница).

Сейчас популярным материалом в строительстве является брус.

К основным особенностям домов из бруса в старорусском стиле можно отнести:

  • Изобилие резных узоров во внешней отделке жилища . Это резные деревянные оконные ставни и наличники, перила крыльца, украшения фронтонов и многое другое. Дизайнеры готовы предложить авторские оригинальные эскизы узоров для резьбы по дереву.

  • Наличие просторной и светлой горницы . Традиционно часть горницы занимала русская печь. В современном доме в древнерусском стиле печь заменяют менее громоздкими обогревателями.

  • Неотапливаемая прихожая . Традиционно такое помещение называлось сенями.

  • Двускатная кровля с сильным наклоном.

Популярностью пользуется декоративная отделка брусом, имитирующая стены из бревен, что позволяет создать ощущение старины.

Для внутренней отделки дома также используют натуральное дерево, что делает жилье в неорусском стиле максимально экологичным.

Для стиля рустик при строительстве и оформлении интерьера нежелательно использовать красную древесину. Для отделки помещения преимущественно используются хвойные породы деревьев, дуб, береза, ясень .

Интерьер допустимо дополнять природным камнем или известняком.

Дизайнеры выделяют три отдельных направления в старорусском стиле:

  • «а-ля рус»: иными словами – «русское кантри»;
  • «русская изба»;
  • «терем».

Русское кантри является самым распространенным стилем дизайна интерьера старорусского дома. Характерной чертой данного направления является использование в интерьере предметов народного промысла и символов древней Руси.

  • Стиль «русская изба » не изобилует ненужными декоративными предметами, а является более практичным и строгим в оформлении.
  • Стиль «терем» воссоздает вид не простой древнерусской избы, а купеческого дома или княжеской палаты. Такой дизайн выглядит более эффектно и сказочно.

Русский классицизм имеет еще одно направление – «русская усадьба». Характерными особенностями данного направления являются:

  • Украшение строений рельефной и сквозной художественной резьбой по дереву.
  • Оформление конька крыши.
  • Козырек над крыльцом.
  • Резные ставни и наличники окон.
  • Преобладание в декоре языческих животных символов (птицы, змеи, кони, петухи).

В декорировании домов в стиле рустик преобладают цветочные орнаменты. Мебель в помещении искусственно состаривают. В интерьере уместно использовать деревянные лавки и большие столы. Для декора жилья часто используются натуральные ткани с яркими узорами, вышивкой или кружевами.

Экстерьер

Традиционно дома в русском стиле изготавливаются из древесины, но многие строительные компании готовы предложить жилье под ключ из кирпича. Русские каменные дома считаются отдельным направлением в архитектуре. Кирпичный дом так же, как и деревянный, оформляется различными резными элементами.

Бревенчатый сруб остается основным материалом в строительстве домов в классическом стиле. Сейчас строительство домов из бревна имеет множество различных направлений – русская, финская, норвежская рубка.

Строительство домов в русском стиле имеет определенные особенности, например, круглые бревна, которые соединяются между собой «в чашку» (иными словами, в круг). Элементами соединения в данном случае служат полукруглые пазы. Бревна соединяют таким образом, что их торцевые части выступают на сорок сантиметров за пределы стен.

В качестве альтернативных вариантов соединения бревен применяют также методы крепления «в лапу» (без выступов бревен за пределы стен) и «в охлоп». Сборка «в охлоп» происходит в форме чаши, но сама чаша всегда перевернута. В данном случае каждое последующее бревно укладывается выемкой на предыдущее.

Выбираем интерьер

Существует множество вариантов оформления интерьера русской избы. Дизайн интерьера может быть исполнен как в деревенском грубом, так и в купеческом богатом стилях. Выбор дизайна интерьера будет зависеть только от предпочтений хозяина дома. Дизайнеры готовы составить проект современного дома в русском стиле под любые вкусы и предпочтения.

Одним из главных атрибутов интерьера загородного двухэтажного дома является деревянная лестница. Такие лестницы украшают резными столбиками с различными узорами.

В гостиной комнате для придания атмосферы старины часто устанавливают большую печь.

Одноэтажный дом не может похвастаться таким большим количеством свободных площадей, как многоэтажные коттеджи. Устанавливать габаритную русскую печь в одноэтажном жилище не всегда уместно и практично. Аналогом большой русской печи в доме может послужить камин, оформленный в национальном стиле.

Стены

При отделке стен дома в русском стиле наиболее подходящим материалом является древесина. Если дом изначально был построен из бруса, то к дополнительной отделке стен можно не прибегать. Стены из бруса сами по себе будут являться частью декора.

В качестве исключения, вместо дерева, допустимо использовать побелку или краску. Зачастую стены декорируют тканями или обоями с аутентичными узорами. Дизайнеры рекомендуют не делать стены слишком темными, так как мебель в помещении должна быть хотя бы на тон темнее стен.

Мебель

Древнерусский стиль подразумевает использование массивной мебели из дерева (лавки, шкафы, комоды, столы, табуреты). Допустимо использовать мебель, обитую тканью. Обшивается мебель преимущественно велюром или другой дорогой качественной тканью.

Ножки стульев и столов зачастую украшаются художественной резьбой. Также популярно искусственное состаривание предметов мебели .

В качестве материала для изготовления мебели в русском стиле чаще всего используют сосну. Такая древесина обладает высоким качеством, привлекательным цветом и древесным рисунком, а также небольшой стоимостью.

Еще одной отличительной особенностью мебели, изготовленной в древнерусском стиле, является простота конструкции. Кухонные гарнитуры, шкафы, стенки в гостиной, комоды не должны состоять из множества секций и иметь много ящиков и полок.

Освещение

С другими предметами интерьера и декорирующими элементами будут гармонично сочетаться осветительные приборы в форме лампад или подсвечников.

Для воссоздания стилей «терем» или «русская усадьба» в качестве осветительных приборов стоит использовать роскошные лампы с изысканными абажурами или кованые подсвечники.

Декор

В качестве декора дома в классическом русском стиле зачастую используют национальные этнические предметы, которые можно приобрести в обычной сувенирной лавке. Для придания особой атмосферы можно использовать деревянные бочки, сундуки или шкатулки с резьбой. Предметы из пластика рекомендуется исключать.

Современную технику желательно дополнительно декорировать.

Предметы из керамики и фарфора зачастую украшают народной русской росписью, которая известна, как гжель. Традиционно гжель – это ручная сложная роспись в голубых или синих тонах на белом фоне. Стоит отметить, что сейчас гжель – это не только народный промысел производства и росписи фарфора, но и отдельное стилистическое направление в дизайне интерьера.


Утром светило солнце, да только воробьи шибко раскричались - верная примета к метели. В сумерках повалил частый снег, а когда поднялся ветер, запуржило так, что и протянутой руки не разглядеть. Бушевало всю ночь, и на следующий день буран не растерял силы. Избу замело до верха подклета, на улице сугробы в человеческий рост - не пройти даже к соседям, а за околицу села и вовсе не выбраться. Но идти никуда особо и не нужно. Разве что за дровами в сарай-дровяник. Припасов в избе хватит на всю зиму. В подклете - бочки и кадушки с солёными огурцами, капустой, грибами и брусникой, мешки с мукой, зерном и отрубями для птицы и другой живности, на крючьях сало да колбасы, вяленая рыба; в погребе в бурты засыпаны картошка и прочие овощи. И на скотном дворе порядок: две коровы пережёвывают сено, которым до крыши завален ярус над ними, свиньи похрюкивают за загородкой, птица дремлет на насесте в выгороженном в углу курятнике. Прохладно здесь, но мороза нет. Сложенные из толстых брёвен, тщательно проконопаченные стены сквозняков не пропускают и сохраняют тепло животных, преющих навоза и соломы.

Деревянный дом с дворовыми постройками в карельской деревне.


А в самой избе о морозе и вовсе не помнится - жарко натопленная печь остывает долго. Вот только детишкам скучно: пока буран не кончится, из дому поиграть, побегать не выйдешь. Лежат на полатях, слушают сказки, что рассказывает дед…

Самые древние русские избы - до XIII века - строили без фундамента, почти на треть зарывая в землю, - так было проще сберечь тепло. Выкапывали яму, в которой принимались собирать венцы из брёвен. До дощатых полов было ещё далеко, и их оставляли земляными.

На тщательно утрамбованном полу из камней выкладывали очаг. В такой полуземлянке люди проводили зимы вместе с домашней живностью, которую держали ближе к входу. Да и дверей не было. Совсем небольшое входное отверстие – только бы протиснуться - прикрывали от ветров и холодов щитом из полубрёвен и матерчатым пологом.


В центре Городца в Нижегородской области сохранились целые улицы из деревянных домов старинной постройки.


Прошли века, и русская изба выбралась из-под земли. Теперь её ставили на каменном фундаменте. А если на столбах-сваях, то углы опирали на массивные колоды. Те, кто побогаче, делали крыши из тёса, селяне победнее крыли избы щепой-дранкой. И двери появились на кованых петлях, и окошки прорубались, и размеры крестьянских строений заметно увеличились.Лучше всего знакомы нам традиционные избы, какими они сохранились в сёлах России от западных до восточных пределов. Это изба-пятистенка, состоящая из двух помещений - сеней и жилой комнаты, или шестистенка, когда собственно жилое помещение делится ещё одной поперечной стеной надвое. Такие избы ставили в деревнях вплоть до самого последнего времени.


Реконструкция северной русской избы.


Но крестьянская изба Русского Севера строилась иначе.По сути, северная изба - это не просто дом, а модуль полного жизненного обеспечения семьи из нескольких человек в течение долгой, суровой зимы и холодной весны. Этакий космический корабль на приколе, ковчег, путешествующий не в пространстве,а во времени - от тепла до тепла, от урожая до урожая. Человеческое жильё, помещение для скота и птицы, хранилища припасов - всё находится под одной крышей, всё под защитой мощных стен. Разве что дровяной сарай да амбар-сеновал отдельно. Так они тут же, в ограде, пробить к ним в снегу тропу нетрудно.

Такое жилище строилось в два яруса. Нижний - хозяйственный, там скотный двор и хранилище припасов - подклет с погребом. Верхний - жильё людей, горница (от слова горний, то есть высокий, потому что наверху). Тепло скотного двора поднимается вверх, это люди знали с незапамятных времён. Чтобы попасть в горницу с улицы, крыльцо делали высоким. И, взбираясь на него, приходилось одолеть целый лестничный пролёт. Зато как бы ни навалил буран сугробы, вход в дом они не заметут. С крыльца дверь ведёт в сени - просторный тамбур, он же - переход в другие помещения. Здесь хранится разная крестьянская утварь, а летом, когда приходит тепло, в сенях спят. Потому что прохладно. Через сени можно спуститься на скотный двор, отсюда же - дверь в горницу.


Жилая изба, сложенная из мощных брёвен сто с лишним лет назад.


Только входить в горницу нужно осторожно. Для сохранения тепла дверь делали низкой, а порог высоким. Поднимай ноги повыше да пригнуться не забудь - неровён час набьёшь шишку о притолоку.

Просторный подклет находится под горницей, вход в него - со скотного двора. Делали подклеты высотой в шесть, восемь, а то и десять рядов брёвен - венцов. А начав заниматься торговлей, хозяин превращал подклет не только в хранилище, но и в деревенскую торговую лавку - прорубал на улицу окно-прилавок для покупателей. Строили, впрочем, по-разному. В музее «Витославлицы» в Великом Новгороде есть изба вообще как океанское судно внутри: за уличной дверью начинаются ходы и переходы в разные отсеки, а чтобы в горницу попасть, нужно по лестнице-трапу взбираться под самую крышу.


Столетняя деревянная изба на берегу Белого моря.


В одиночку такой дом не воздвигнешь. Потому в северных сельских общинах избу для молодых - новой семьи - ставили всем миром. Строило всё село: вместе рубили и возили лес, пилили огромные брёвна, укладывали венец за венцом под крышу, вместе радовались построенному. Только когда появились бродячие артели мастеровых-плотников, строить жильё стали нанимать их.

Северная изба снаружи кажется огромной, а жилое помещение в ней одно - горница площадью метров двадцать, а то и меньше. Все там живут вместе, и старые и малые. Есть в избе красный угол, где висят иконы да лампадка. Здесь садится хозяин дома, сюда же приглашают почётных гостей.

Главное место хозяйки - напротив печи. Оно называется кут. А узенькое пространство за печкой - закут. Отсюда и пошло выражение ютиться в закутке - в тесном углу или крохотной комнатушке.


Самая нарядная и светлая комната в избе - светлица. Музей деревянного зодчества «Малые Корелы» под Архангельском.


«В горнице моей светло…» - поётся в популярной не так давно песне. Увы, долгое время это было совсем не так. Ради сохранения тепла окошки в горнице рубили маленькие, затягивали их бычьим или рыбьим пузырём либо промасленной холстиной, с трудом пропускавшими свет. Лишь в богатых домах можно было увидеть слюдяные окна. Пластинки этого слоистого минерала закрепляли в фигурных переплётах, отчего окно становилось похожим на витраж. К слову, из слюды были даже окошки в возке Петра I, который хранится в собрании «Эрмитажа». Зимой в окна вставляли пластины из льда. Их вырезали на замёрзшей реке или намораживали в форме прямо во дворе. Выходило светлее. Правда, готовить новые «ледяные стёкла» взамен тающих приходилось часто. Стекло появилось в Средние века, но как строительный материал русская деревня узнала его лишь в ХIХ столетии.


Горница в жилой избе в Карелии.


Долгое время в сельских да и в городских избах печи клали без труб. Не потому, что не умели или не додумались, а всё по тем же соображениям - как бы лучше сберечь тепло. Трубу как ни перекрывай заслонками, а морозный воздух всё равно проникает снаружи, выстуживая избу, и печь приходится топить гораздо чаще. Дым из печи попадал в горницу и выходил на улицу лишь через маленькие окошки-дымницы под самым потолком, которые открывали на время топки. И хотя топили печь хорошо высушенными «бездымными» поленьями, дыма в горнице хватало. Оттого избы назывались чёрными или курными. Трубы появились только в XV-XVI веках, да и то там, где зимы были не слишком суровыми. Избы с трубой именовались белыми. Но поначалу делали трубы не каменными, а сбивали из дерева, что нередко становилось причи-ной пожара. Лишь в начале XVIII века Пётр I специальным указом повелел в городских домах новой столицы - Санкт-Петербурга, каменных или деревянных, ставить печи с каменными трубами. Позднее в избах зажиточных крестьян кроме русских печей, в которых готовилась еда, стали появляться привезённые в Россию Петром I печи-голландки, удобные своими небольшими размерами и очень высокой теплоотдачей. Тем не менее печи без труб продолжали класть в северных сёлах вплоть до конца XIX века.


Главная в избе - русская печь. Она и согреет, и накормит, и спать уложит.


Печь, она и самое тёплое спальное место - лежанка, принадлежащая по традиции самым старшим в семье. Между стеной и печью тянется широкая полка - полати. Там тоже тепло, поэтому на полати клали спать детей. Родители располагались на лавках, а то и на полу; время кроватей ещё не настало.

Архитектура русской избы постепенно менялась и усложнялась. Жилых помещений становилось больше. Кроме сеней и горницы появилась в доме светлица - действительно светлое помещение с двумя-тремя большими окнами уже с настоящими стёклами. Теперь в светлице проходила бо`льшая часть жизни семьи, а горница выполняла роль кухни. Обогревалась светлица от задней стенки печи. А зажиточные крестьяне делили обширный жилой сруб избы двумя стенами крест-накрест, разгораживая таким образом четыре комнаты. Даже большая русская печь обогреть всё помещение не могла, вот тут и приходилось ставить в самую дальнюю от неё комнату дополнительно печь-голландку.

Непогода бушует неделю, а под крышей избы её почти не слышно. Всё идёт своим чередом. У хозяйки хлопот больше всех: ранним утром подоить коров и насыпать зерна птицам. Потом распарить отруби для свиней. Воды принести из деревенского колодца - два ведра на коромысле, полтора пуда общим весом! Но не мужское это дело, так исстари повелось. Да и еду надо готовить, семью кормить. Детишки, понятно, помогают чем могут.


Трёхъярусная русская изба. Музей деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде.



В большой северной избе жилая половина и хозяйственные постройки располагались под одной крышей. К дверям сеновала часто строили помост, по которому лошади завозили сено в телегах.


У мужчин зимой забот меньше. Хозяин дома - кормилец - трудится без устали всё лето. Пашет, косит, жнёт, молотит, рубит, пилит, строит, рыбу добывает и лесного зверя. От зари до зари. Как наработает, так и будет жить его семья до следующего тепла. Потому зима для мужчин - время отдыха. Конечно, без мужских рук не обойтись: починить то, что нуждается в починке, наколоть и принести в дом дров, почистить и выгулять лошадь. Да и вообще много чего, что ни женщине, ни детям не по силам.

Срубленные умелыми руками северные избы стояли века. Сменялись поколения, а дома-ковчеги по-прежнему оставались надёжным убежищем в суровых природных условиях. Только могучие брёвна темнели от времени. В музеях деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде и «Малые Корелы» под Архангельском есть избы, возраст которых перевалил за полтора столетия. Их разыскивали в заброшенных деревнях учёные-этнографы и выкупали у перебравшихся в города владельцев. Потом бережно разбирали, перевозили на музейную территорию и восстанавливали в первозданном виде. Такими и предстают они перед многочисленными экскурсантами, приезжающими в Великий Новгород и Архангельск.

ПЕЧИ ОТ ПЕТРА I

Голландская печь (голландка, галанка) появилась в России в начале XVIII века. Пётр I привёз первые десять таких печей из Голландии. Очень скоро по их образу и подобию стали класть печи и в русских домах. По сравнению с русской печью голландка обладала немалыми преимуществами - скромными размерами (ширина 1 м, глубина до 2 м) и большой отдачей тепла за счёт извилистых дымовых каналов, в которых горячий воздух полностью отдавал тепло, нагревая кирпичи. Хорошо протопленная печь в холодное время грела небольшой дом в течение 12 часов.

Печи-голландки облицовывали красивыми кафельными плитками или изразцами с рисунком. Довольно быстро они приобрели такую популярность, что существенно потеснили традиционные печные конструкции, особенно в городских домах. Да и сегодня многие домовладельцы в сельской местности предпочитают отапливать жилища печами именно этого типа.

Такие голландские печи стали класть в русских домах в начале XVIII века.

_________________
Клеть - прямоугольный однокомнатный бревенчатый дом без пристроек размером
чаще всего 2×3 м.

Клеть с печкой - изба.

Подклет (подклеть, подызбица) - нижний этаж здания, расположенный под клетью и используемый в хозяйственных целях.